Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Особенности родительского отношения в многодетных семьях

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Особенности родительского отношения в многодетных семьях
  • Предмет:
    Психология
  • Когда добавили:
    09.07.2014 11:43:21
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
     
    Оглавление
    Введение. 3
    Глава 1. Понятие и сущность родительского отношения и специфики родительского общения. 5
    1.1   Родительское отношение и его характеристики. 5
    1.2   Особенности многодетных семей, определяющие родительские отношения и особенности общения родителей и детей. 10
    Глава 2. Особенности родительского отношения и общения родителей и детей в многодетных семьях. 13
    2.1.  Подготовка и организация исследования. 13
    2.2   Результаты исследования и их анализ. 15
    Заключение. 18
    Список литературы и источников. 20
     
     
    Введение  
    В рамках данной работы рассматривается проблема родительского отношения и специфики общения в многодетных семьях. Выбор темы работы и интерес к ее изучению обусловлен несколькими причинами, но, прежде всего, повышенным общественным и научным  интересом к проблемам семьи.
    Одним из наиболее актуальных направлений психолого-педагогических исследований последних лет является изучение внутрисемейных отношений, в том числе – между родителями и детьми. Родительское отношения является одним из важнейших факторов, определяющих развитие ребенка, его самооценку и личностные качества.  Изучается тип внутрисемейных отношений, специфика общения, определяется степень влияния на те или иные показатели. Однако в большинстве подобных исследований рассматриваются семьи с одним ребенком, и на то есть причины.
     В современном российском обществе сложилось так, что многодетная семья является большой редкостью, и большинство семей воспитывает по одному или два ребенка. Поскольку данная тенденция была устойчивой на протяжении последних двух десятилетий, многодетные семьи практически не становились предметом научных исследований.  Между тем данный тип семьи имеет ряд отличительных и неповторимых особенностей, которые не возможны в семьях с небольшим количеством детей.
    Таким образом, при актуальности и важности рассматриваемой проблемы, можно сказать о том, что изучена она недостаточно.
    Цель данного исследования состоит в теоретическом изучении родительского отношения и специфики общения в многодетных семьях.
    Задачи:
    Привести понятие родительского отношения.Рассмотреть типы родительского отношения.Изучить особенности родительско-детских отношений в многодетных семьях. Поставленные цель и задача легли в основу построения принципа работы и выбора методов исследования. Работа представлена введением, двумя главами основной части, разделенными на параграфы, заключением и списком используемой литературы и источников.
    В качестве основных методов использованы: поиск и изучение литературы по проблеме исследования, изложение и описание, а также общелогические методы и приемы анализа, синтеза и обобщения.
    Основы для материалов исследования составили научные и учебные издания, а также материалы специальной периодической печати последних лет, так или иначе освещающих рассматриваемую проблему.
     
     
     
     
    Глава 1. Понятие и сущность родительского отношения и специфики родительского общения 1.1 Родительское отношение и его характеристики  
    Прежде всего, обратимся к понятию родительских отношений. Данный феномен является довольно сложным социально-психологическим явлением, которое следует рассматривать в различных контекстах. 
    Эти отношения происходят от всей системы внутрисемейных связей и зависят от трех факторов: родитель, ребенок, культурно-исторический контекст отношений. Анализ этих факторов представлен в работах Ф. Ариес, Э. Берна, Д. Боулби, М.В. Быковой (2000), И.С Кона, А Крафта, Г. Лэндрета (2000), М. Мид, Е.О. Смирновой (2000), А.С. Спиваковской (1999), Э. Фромма (1998) и Г.Т. Хоментаускаса (1989) и др[1].
    В то же время «родительское отношение» - особенное понятие. По определению А.С. Спиваковской, «родительское отношение это реальная направленность взрослого, позволяющая описывать широкий фон отношений, в основе которых лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми»[2]. Автором выделяются три компонента родительского отношения к  ребенку: эмоциональный, когнитивный, поведенческий.
     В исследования А.Я. Варга и В.В. Столина они определяются как система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков[3].
    Картина взаимодействий родителей с детьми раскрывается в различных аспектах[4]:
    Реальном взаимодействии родителей с детьмиОтношении к ребенку, основанном на неосознанной мотивации родителя; Отношении к ребенку, сформированном в ходе рефлексии. Особенности каждого их аспектов обусловлены влиянием таких факторов, как особенности личности родителей и форм их поведения; их психолого-педагогическая компетентность, уровень образования; эмоционально – нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия; степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения. 
    В качестве важнейших характеристик родительского отношения выделяют[5]:
    Характер эмоциональной связи с ребенкомМотивы родительства и воспитанияСтепень вовлеченности в отношения с ребенкомУдовлетворение потребностей ребенкаПреобладающий стиль общения с ребенком Способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций, поддержка автономии ребёнкасоциальный контрольСтепень устойчивости и последовательности семейного воспитанияПреобладающий тип семейного воспитанияОбраз родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания. Наряду с понятием родительского отношения используют также термины «родительские установки» и «стиль родительского поведения».
    Под первым понимается оценка родителем того, что, по его мнению, может или не может делать ребенок, его представления и ожидания относительно ребенка, знание о процессах его когнитивного и социального развития[6].
    Под вторым понятием подразумевается совокупность ценностных ориентаций родителей, их установок и ожиданий, родительских отношений, чувств, позиций и ответственности[7].
    Несмотря на отсутствие в современных моделях детско-родительских отношений однозначной типологии стилей родительского отношения, для их определения используются следующие оценочные критерии[8]:
    эмоциональное отношение родителей к ребенку; степень свободы, предоставляемой ребенку; эмоционально-ценностное отношение человека к человеку; мотивационно-ценностные установки родителя; неадекватность действий со стороны родителей. Данные типологии рассматривают не только  стиль родительского поведения, но и последствия каждого стиля, которыми являются сформированные черты характера детей и особенности их дальнейшей социализации.
    Говоря о родительских отношениях, стоит также указать, что условно они могут быть классифицированы и разделены на типы. 
    Первая из существующих типологий разработана А.Я. Варгой и В.В. Столиным. В ней приводятся следующие типы родительского отношения[9]:
    Принятие-отвержение: данный признак классификации отражает степень принятия родителем своего ребенка. Родитель, принимающий своего ребенка, уважает его индивидуальность, симпатизирует ему. Отвергающий родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.Кооперация – это тип родительского отношения, при котором возникает заинтересованность родителя в делах и планах ребенка, стремление ему помочь. Родитель при этом высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него.Симбиоз – тип родительского отношения, при котором родитель не предоставляет ребенку самостоятельности, постоянно ощущает тревогу за него, как маленького и беззащитного. Авторитарная гиперсоциализация как тип родительского отношения предполагает требование родителем от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.Маленький неудачник – тип родительского отношения, при котором ярко выражено стремление родителей инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Вторая типология, авторами которой стали А.Д. Кошелева, Л.А. Абрамян, включает три типа взаимодействия[10]:
    Равнодушно-безучастный, при котором безразличие родителей создает дистанцию между ними и ребенком, во взаимодействии почти не наблюдаются теплые подбадривающие выражения, ласковые прикосновения, отсутствует сопереживание;Эмоционально-подавляющий тип, при котором существует огромная дистанция между участниками взаимодействия, искусственно создаваемая напором родителей; ребенок выступает объектом родительских манипуляций, его Я не признается; большое количество эмоциональных воздействий со стороны родителей ограничивает свободу и самостоятельность ребенка, не развивает функции самоконтроля;Эмоционально поддерживающий и понимающий тип, который основан на теплых, эмоционально насыщенных действиях, взаимно адекватных; родители принимают ребенка таким, какой он есть, любят его, всегда готовы в нужное время оказать поддержку.  Подводя итог всему вышесказанному, мы можем заключить, что родительско-детские отношения представляют собой отдельную сферу внутрисемейных отношений, которые находятся в зависимости от индивидуально-личностных характеристик родителей, могут быть условно классифицированы и оказывают существенное влияние на развитие ребенка.
    Таким образом, в родительских отношениях существуют существенные различия, на основании которых можно условно выделить их типы и характеристики.
     
     
    1.2 Особенности многодетных семей, определяющие родительские отношения и особенности общения родителей и детей   
    В современных исследованиях, изучающих особенности семей с разным количеством детей (например, Антонов А.И., Баландина Л.Л., Куликова Т.А. и др.), выявлено, что от количества детей в семье напрямую  зависит эффективность воспитания, своевременный запуск механизмов социализации детей, гармония отношений между супругами, снижение конфликтности в отношениях, эмоциональная среда и психологическая атмосфера.
    Поскольку в сферу непосредственного интереса исследования входят многодетные семьи, то в данном параграфе обратимся к их характеристикам и попытаемся проследить особенности родительского отношения к своим детям.
    Первым из факторов, определяющих родительское отношение к детям, является причина многодетности. В данном отношении исследователи, например О.А. Бенькова[11], выделяют следующие типы многодетных семей:
    Семьи, в которых родители любят своих детей и сознательно хотели их иметь. В этих семьях ребенок выступает как одна из жизненных ценностей, и родители делают все от них зависящее, чтобы их детям жилось лучше.Семьи, в которых родители сознательно не стремились иметь много детей. Третий и последующий дети могли появиться в них, главным образом, из-за отсутствия планирования семьи. Такие семь могут сформироваться врезультате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений.Семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которых уже имелись дети.Семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством для получения различного рода пособий, льгот и благ. Кроме того, в большинстве случаев в таких семьях дети появляются на свет в результате беспорядочных половых отношений, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, и типичной психологической установкой родителей выступает убеждение в том, что их основная задача – произвести ребенка на свет, а дальнейшая его судьба должна стать заботой государства. Совершенно очевидным является факт, что в многодетных семьях различного типа родительские отношения выглядят неодинаково. В изучении этого вопроса мнения исследователей разделяются.
    Так, в исследованиях Р.В.Овчаровой в качестве основных характеристик многодетной семьи выделяет центрированность на семье, стремление к единству и сплоченность семьи. Даже если родители в такой семье мало занимаются воспитанием детей, недостаток родительского внимания в некоторой степени компенсируется усилением взаимодействия детей друг с другом.
    Р.В.Овчарова отмечает также, что дети из многодетных семей оказываются более успешными по сравнению с остальными, они добиваются в жизни большего, чем другие, потому что общительны, причем специального развития этого качества не требуется, потому, как оно формируется само собой.
    Другими авторами, например, Л.Л.Баландиной[12] отмечается такая особенность многодетных семей, как недостаточное внимание к каждому ребенку. Несмотря принятие своих детей, многодетные родители проявляют жесткость и авторитаризм, формальность и однообразие в отношениях родителей к разным детям. Дети же в таких семьях бывают очень сплочены и дружны.
    Л.Л.Баландина отмечает, что в многодетных семьях присутствует проблема дефицита общения и воспитания, который нередко приводит к таким последствиям, как  заниженная самооценка детей, их  тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности, снижение социального возраста у старших детей.
    По данным исследования Т. В. Лодкиной, большинство многодетных родителей отмечают у себя слабые знания в вопросах воспитания детей, что свидетельствует о низком уровне психолого-педагогической культуры. Низкое качество воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку, тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности. Большое количество детей в многодетных семьях ведет к повышению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями.
    Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что многодетные семьи отличает ряд особенностей, которые определяют отношения между родителями и детьми и общение между ними.
      Глава 2. Особенности родительского отношения и общения родителей и детей в многодетных семьях  
    2.1.  Подготовка и организация исследования На основе изучения теоретических аспектов проблемы нами было организовано и проведено эмпирическое исследование особенностей родительского отношения и общения родителей и детей в многодетных семьях.
    Исследование было проведено на базе Средней Общеобразовательной школы №…
    В нем приняли участие 50 учеников школы и 50 родителей из многодетных семей.
    В качестве основы для проведения исследования были выбраны следующие методики, позволяющие определить особенности детско-родительских отношений. Для родителей:
    Опросник родительских отношений Варги —Столина (ОРО), ориентированный на выявление родительского отношения  у взрослых. Опросник состоит из пяти шкал:
    «Принятие – отвержение». «Кооперация». «Симбиоз». «Авторитарная гиперсоциализация». «Маленький неудачник».  Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) авторы Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис, предназначенный  для изучения влияния родителей в воспитании ребенка или подростка и поиска ошибок в родительском воспитании.  Опросник АСВ включает 130 утверждений, касающихся воспитания детей. В него заложены 20 шкал. Первые 11 шкал отражают основные  стили; 12,13, 17 и 18-я шкалы позволяют получить представление о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, 14-я и 15-я шкалы демонстрируют особенности функционирования системы взаимных влияний, 16, 19-я и 20-я шкалы — работу механизмов семейной интеграции.
    Методика «Взаимодействие родитель – ребенок» (Марковская И.М.), предназначенная для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей и позволяющая  выяснить оценку как со стороны  родителей,  так и с позиции детей Текст опросника включает 10 шкал – критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми:
    нетребовательность-требовательность родителя.  мягкость-строгость родителя.  автономность-контроль по отношению к ребенку эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю.  отвержение-принятие ребенка родителем. отсутствие сотрудничества-сотрудничество. несогласие-согласие между ребенком и родителем. непоследовательность-последовательность родителя.  авторитетность родителя. удовлетворенность отношениями ребенка с родителем.  Участникам исследования предлагалось ответить на вопросы методик, а полученные ответы впоследствии были проанализированы.
         
     
     
     
    2.2 Результаты исследования и их анализ  
    Приведем результаты исследований по методикам.
    Опросник родительских отношений Варги —Столина (ОРО) Полученные по данной методике результаты позволяют сделать следующие выводы: наиболее высокие баллы были получены по шкалам: принятие и кооперация, а самые низкие баллы получены по шкале авторитарная гиперсоциализация и маленький неудачник. Таким образом, в многодетных семьях со стороны родителей можно наблюдать принятие своих детей, а также высокую степень доверия им. Родители минимально контролируют поведение детей, представляя им свободу на основе доверия и веры в их самостоятельность. От детей не требуется безоговорочного послушания и дисциплины, им предоставляется свобода в выборе своих интересов и занятий.
    Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) авторы Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис  По данной методике наибольшая выраженность была обнаружена по таким чертам воспитательного процесса, как недостаточность требований, т.е. высокая степень свободы детей и минимальность санкций. Детям  практически ничего не запрещают, они сами могут определять круг своих занятий и интересов, при этом зная, что перед родителями не нужно отчитываться и оправдываться. При этом родители предпочитают либо обходиться вообще без наказаний, либо применять их крайне редко.
    По результатам полученных данных можно также отметить, что уровень гиперпротекции довольно низок, т.е. родителям часто бывает не до ребенка, и он выпадает из их вида. Серьезное внимание уделяется ему только в случае какого-то происшествия.  Родители стремятся удовлетворять потребности ребенка, но только самые основные. Потребность детей в эмоциональном контакте реализована недостаточно.
    Методика «Взаимодействие родитель – ребенок» (Марковская И.М.) По результатам данной методики были выявлены следующие особенности взаимодействия детей с родителями:
    Преобладает низкая степень требовательности по отношению к детямРодителей отличает строгость, однако, не чрезмернаяДетям предоставлена высокая степень свободы и автономности, что проявляется в предоставлении им возможности самостоятельно выбирать себе занятия, способ времяпровождения. Эмоциональная близость выражена недостаточно.Преобладает принятие родителями своих детей.Между родителями и детьми чаще всего существует согласие.Родители не всегда последовательны в своих воспитательных действиях.Авторитет родителей высок, за ними всегда остается последнее слово, но при этом детям предоставлена такая степень свободы, что о некоторых, если не о многих событиях жизни своих детей родители не знаюРодители и дети в основной своей массе удовлетворены существующими отношениями. Подведем общие выводы по методикам, объединив полученные данные. Общение родителей и детей в многодетных семьях характеризуется высокой степенью самостоятельности детей и низкой степенью контроля родителей. Родители не требовательны по отношению к детям, при этом они проявляют высокую степень доверия им, а не безразличия.
    В отношении мягкости и строгости преобладает средняя позиция, при которой оба качества выражены в меру.
    Контролирующее поведение в целом не свойственно родителям из многодетных семей. У них не выражено стремление ограничивать детей, ограждать их системой запретов.
    Эмоциональная близость между детьми и родителями в многодетных семьях невысока, несмотря на то, что родители к ней стремятся. Большая часть родителей отличается эмоциональным принятием детей, признают их права и мнения, хотят, чтобы дети участвовали в важных семейных решениях и делах.
    У половины многодетных родителей отмечается непоследовательность в воспитательных действиях, которая связана к тому же в недостаточной уверенности родителей в своей правоте и авторитетности для детей.
    Со стороны детей в отношении родителей отмечено желание большего эмоционального контакта и близости. Большая часть детей считает, что родители в полной мере учитывают их права и достоинства и относятся к родителям в целом положительно, но отмечают, что им уделяет недостаточно времени.
    Половина детей из многодетных семей считает своих родителей непоследовательными в воспитании, что означает, с одной стороны, относительную вседозволенность, возможность остаться без наказания за серьезные проступки, а с другой – возможность быть незаслуженно наказанным. Примерно такая же часть детей считает мнение родителей авторитетным для себя, другая же часть привыкла полагаться на свое мнение и поддержку и совет ищут в лице старших детей семьи или друзьях.
     
     
     
    Заключение  
    Рассматриваемая в данной работе проблема особенностей родительского отношения и общения между родителями и детьми в многодетных семьях при относительно высокой степени изученности проблем родительско-детских отношений в целом освещена недостаточно.
    Многодетные семьи составляют меньшинство семей современного российского общества, однако в последние годы намечаются тенденции к их увеличению. В этой связи возникает научный интерес и необходимость рассмотрения подобной проблематики.
    В рамках данного исследования был проведен анализ теоретической литературы по особенностям родительско-детских отношений и их особенностей  в многодетных семьях и практическое исследование, включавшее обследование родителей и детей по трем методикам.
    Полученные данные позволяют сделать выводы о том, что многодетные семьи отличаются высокой степенью сплоченности, стремлением к единству. Однако в них явно выражена недостаточность родительского воспитания, его непоследовательность и низкий уровень родительского внимания, который в некоторой степени компенсируется усилением взаимодействия детей друг с другом.
    Многодетные родители, в целом принимающие и уважающие своих детей, нередко проявляют жесткость и авторитаризм, формальность и однообразие в отношениях родителей к разным детям.  
    Многие родители при этом отмечают у себя слабые знания в вопросах воспитания детей, что свидетельствует о низком уровне психолого-педагогической  культуры и приводит к явно выраженным пробелам и недостаткам в культуре воспитания.
    Полагаем, что проблема родительско-детских отношений и общения в многодетной семье нуждается в дальнейшем теоретическом и практическом научном осмыслении. Необходима разработка мер, практических рекомендаций и системы работы с многодетными родителями, которые были бы направлены на повышение их педагогической культуры, развитие психолого-педагогических компетенций.
     
     
    Список литературы и источников  
     
    Антонов А.И. Многодетная семья в современном обществе: условия жизни, общественное мнение, меры социальной политики. – М.: Наука, 2008.-266с.Архиреева Т.В. Психология родительства и детско-родительских отношений. - Великий Новгород, 2010. – 459 с.Ахмедова Л.А. Особенности формирования личности в многодетной семье. // Юридическая мысль. – 2009. - №4. – с.76-81.Баландина Л.Л. Особенности индивидуальности ребенка в зависимости от конфигурации семьи: Автореф. дис. ... канд. психол. Наук. – Пермь, 2003.-19с.  Бенькова О.А.Отношения родителей и детей в многодетных семьях. Материалы международной заочной научно-практической конференции «Личность, семья, общество: вопросы современной психологии» 30 января 2011 г.. – Лесосибирск: Сибирская ассоциация консультантов. – с. 3-12.Берберян А.С., Девятых С.Ю. Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований. Материалы II международной научно-практической конференции 5–6 октября 2012 года. – Пенза – Витебск – Ереван: Социосфера, 2012. – 169 с.Бутина-Гречаная С.В. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений. // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г.Чернышевского. – 2010.- №5. – с.244-247.Гарибашвили Т.И. Исследования детско-родительских отношений в отечественной психологии. // Извести Южного федерального университета. Технические науки. – 2006. – Т.68. - №13. – с.119-120.Дружинин В.Н. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.Иневаткина С.Е., Ботова Э.К. Детско-родительские отношения – основной фактора развития ребенка. // Гуманитарные науки и образование. – 2013. - №1. – с.53-56.Костицына Е.А. Влияние типов семейного воспитания на образ Я дошкольника и его отношение к родителям // Психол. наука и образование. – 2001. - № 3. – С. 59-65.Котова Е.В. Детско-родительские отношения в различных типах семей. – Красноярск: Красноярский гос. пед. университет, 2004. – 156 с. Кошелева А.Д. Роль семьи в становлении эмоционального отношения ребенка к миру // Детский сад от А до Я. - 2004. - №4. - С.124-136.Мальтиникова Н.П. Методологические приоритеты рассмотрения детско-родительских отношений в системе взаимодействия образовательного учреждения с семьёй.// Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы. – Челябинск. – 2009. – С. 122–125.Маргуп И.П. Детско-родительские отношения в контексте позитивной психологии. // Инициативы XXI века. – 2012. - №1. – с.113-114.Марковская И.М.Психология детско-родительских отношений / И.М. Марковская. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 91 с.Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2000.- №1.- с.88-93.Родители и дети: психология взаимоотношений./ Под редакцией Е.А.Савиной и Е.О.Смирновой. – М: Когито-Центр,2003. – 230с.Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей //Вестник Московского университета. – 2002.- №2. – с.48-53.Смолярчук И.В. Детско-родительские отношения и их влияние на развитие личности ребенка. Учеб. Пособие. – Тамбов: Тамбовский гос. университет им. Г.Р.Державина, 2009. – 67 с.Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) // Психологические тесты. / Ред. А.А.Карелин – М., 2001, Т.2.- С.144-152.Ткаченко И.В. Детско-родительские отношения: ресурсный подход. – М., 2008. – 242 с. [1]  Мальтиникова, Н.П. Методологические приоритеты рассмотрения детско-родительских отношений в системе взаимодействия образовательного учреждения с семьёй / Н.П. Мальтиникова // Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы. – Челябинск. – 2009. – С. 122–125.
    [2] Марковская И.М.Психология детско-родительских отношений / И.М. Марковская. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007. – с.21.
    [3] Там же. – с.22.
    [4] Берберян А.С., Девятых С.Ю. Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований. Материалы II международной научно-практической конференции 5–6 октября 2012 года. – Пенза – Витебск – Ереван: Социосфера, 2012. – с.63.
    [5] Там же. С.65.
    [6] Гарибашвили Т.И. Исследования детско-родительских отношений в отечественной психологии. // Извести Южного федерального университета. Технические науки. – 2006. – Т.68. - №13. – с.119.
    [7] Там же. – с.119.
    [8] Архиреева Т.В. Психология родительства и детско-родительских отношений. - Великий Новгород, 2010. – с.40.
    [9] Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) // Психологические тесты. / Ред. А.А.Карелин – М., 2001, Т.2.- С.144-152.
    [10] Кошелева А.Д. Роль семьи в становлении эмоционального отношения ребенка к миру // Детский сад от А до Я. - 2004. - №4. - С.124-136.
    [11] Бенькова О.А.Отношения родителей и детей в многодетных семьях. Материалы международной заочной научно-практической конференции «Личность, семья, общество: вопросы современной психологии» 30 января 2011 г.. – Лесосибирск: Сибирская ассоциация консультантов. – с. 3.
    [12] Баландина Л.Л. Особенности индивидуальности ребенка в зависимости от конфигурации семьи: Автореф. дис. ... канд. психол. Наук. – Пермь, 2003.-19 с. 
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Особенности родительского отношения в многодетных семьях ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.