Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Взаимосвязь удовлетворенности браком с количеством детей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Взаимосвязь удовлетворенности браком с количеством детей
  • Предмет:
    Психология
  • Когда добавили:
    09.07.2014 11:45:22
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
      Оглавление
    Введение. 3
    Глава 1. Теоретическое изучение проблемы взаимосвязи количества детей в семье со степенью удовлетворенности браком. 6
    1.1   Удовлетворенность браком и факторы, влияющие на нее. 6
    1.2   Социально-психологические особенности семей с разным количеством детей  18
    1.3   Дети как фактор удовлетворенности браком. 23
    Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы взаимосвязи количества детей в семье со степенью удовлетворенности браком. 30
    2.1   Подготовка и организация исследования. 30
    2.2   Результаты исследования  и их анализ. 40
    Заключение. 47
    Список литературы и источников. 49
     
     
    Введение  
    В рамках данной работы рассматривается проблема удовлетворенности браком, актуальность и важность которой в наши дни не вызывает сомнений.
    Среди современных исследователей, изучающих проблемы семьи в современном обществе,  однозначным является мнение о том, что последние десятилетия российская семья испытывает серьезные  потрясения, в ходе которых рушится не только быт, но и отношения супругов, родителей и детей. Семья перестает быть для человека защитой, утрачивает многие свои функции, которые формировались веками и выдержали испытание временем.
    Эти и другие тенденции находят выражение в различных социальных  процессах. Например, увеличение количества неполных семей с несовершеннолетними детьми, количества детей, рожденных вне брака, возрастание масштабов  так называемого социального сиротства, рост количества одиноких людей, сознательно не вступающих в брак по причине неверия в семейное  счастье и людей, испытывающих недовольство и неудовлетворенность от брака и семейной жизни.
    Удовлетворенность браком представляет собой степень удовольствия,  которую испытывает человек, состоящий в браке. От того, как человек чувствует себя в семье, в его жизни зависит многое.  Неудовлетворенность браком приводит к негативным эмоциям и поведенческим проявлениям человека, оказывает разрушительное воздействие на отношения между членами семьи, неизбежно становится фактором неблагоприятного  личностного развития детей, воспитывающихся в семье, а также является одной из основных причин распада семей.
    В этой связи проблема требует не только научного осмысления, но и практических мер со стороны науки и общества, направленных на преодоление причин неудовлетворенности браком, их выявления и предотвращения.  Одним из таких факторов является детность супругов и количество детей в семье.
    Цель исследования: изучение взаимосвязи удовлетворенности браком супругов с количеством детей в семье.
    Задачи:
    Определение понятия удовлетворенности браком.Изучение факторов, влияющих на удовлетворенность браком, в том числе – количество детей в семье. Описание семей с разным количеством детей.Проведение исследования удовлетворенности браком с участием пар, имеющих разное количество детей. Обращаясь к подобной проблеме, мы выдвигаем следующую гипотезу: количество детей в семье пропорционально степени  удовлетворенности браком. Чем больше в семье детей, тем она устойчивее и тем меньше вероятность того, что брак супругов закончится разводом.
    В качестве объекта исследования выступает степень удовлетворенности браком. В качестве предмета исследования выступают семьи, имеющие разное количество детей и удовлетворенность супругов браком в них.
    Поставленные цель и задачи определили принцип построения структуры работы и выбор методов исследования.
    Работа состоит из введения, двух глав основной части, разделенных на параграфы, заключения и списка литературы и источников.
    Введение раскрывает актуальность проблемы исследования, определяет его гипотезу, цель и задачи, методы исследования и степень изученности и значимости.
    Первая глава носит теоретический характер. В ней на основе изучения источников по проблеме исследования раскрывается понятие удовлетворенности браком, и описываются факторы, влияющие на него. Приводится также описание особенностей семей с разным количеством детей.
    Вторая глава посвящена практическому исследованию уровня удовлетворенности браком. К участию в исследовании привлечено 15 супружеских пар с разным количеством детей.
    Исследование проведено на базе  Центра социальной помощи семьи и детям. Выборка включала по 5 супружеских пар:
    Имеющих 1 ребенкаИмеющих 2 детей Имеющих 3 и более детей В качестве основных методов исследования в работе использованы:
    Системный метод, который предполагает последовательное установление структурных связей между элементами исследуемой системы (в данном случае – семьи и  философско-педагогических основ семейного воспитания).Общелогическе методы, включающие анализ, синтез, методы индукции и дедукции, метод аналогии.Метод интерпретаций, который направлен на теоретическое объяснение, трактовку изучаемого явления или системы, замыкая общий цикл исследования. Герменевтический метод, или метод толкования, представляющий собой философский метод разъяснения смысла. Результаты исследования, несмотря на изученность проблемы удовлетворенности браком в целом, имеют теоретическую и практическую значимость, которая состоит в подробном системном описании такого фактора, влияющего на удовлетворенность браком, как количество детей  в семье и возможности дальнейшего исследования проблемы. 
     
     
     
     
    Глава 1. Теоретическое изучение проблемы взаимосвязи количества детей в семье со степенью удовлетворенности браком   1.1 Удовлетворенность браком и факторы, влияющие на нее  
    Прежде всего, обратимся к определению удовлетворенности браком. В наиболее общем и полном определении это понятие приведено С.И. Голодом:  «Удовлетворенность браком, очевидно, складывается как результат адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями, составляющими его опыт (действительный или символический) в данной сфере деятельности».
    Изучению удовлетворенности браком посвящены многие отечественные и зарубежные исследования. Так, С. И. Голод провел анализ взаимосвязи мотивов вступления в брак и удовлетворенности браком, а также выделил факторы удовлетворенности как для супругов в целом, так и специфичные для каждого пола в пределах первого десятилетия совместной супружеской жизни. Р. А. Льюис и Г. Б. Спенсер составили классификацию факторов по трем группам: добрачные, социальные и экономические,  личностные и внутрисупружеские.
    А. Ю. Тавит, проанализировав параметры самооценки и характеристики партнеров в 200 парах с пятилетним супружеским стажем, условно разделила множество факторов на две группы: возникшие до брака и появившиеся в течение супружеской жизни.
    Т. А. Гурко были выделены четыре группы факторов удовлетворенности, а именно социально-демографические и экономические характеристики семьи, характеристики внесемейной сферы жизнедеятельности супругов, установки и поведение супругов в основных сферах семейной жизнедеятельности, а также характеристики межсупружеских отношений: эмоционально-нравственные ценности (чувство любви и уважения к партнеру, общие взгляды и интересы, супружеская верность и т. д.).
    В исследовании Е. В. Гроздовой и А. Г. Лидерс была установлена взаимосвязь удовлетворенности браком с  комплементарностью/некомплементарностью рождений в родительской семье. Так или иначе, все вышеперечисленные факторы оказывают влияние на удовлетворенность браком в супружеских парах, однако значимость и вклад каждого фактора для разных людей могут быть различными.
    Ю.Е. Алешина основополагающим критерием удовлетворенности браком считала непосредственно стаж брака, который фиксировался как один из трех периодов цикла развития семьи; рождение первого ребенка и уход детей из семьи, - как точки отсчета основного характера изменений.
    По мнению автора удовлетворенность браком находится на высоком уровне  в начале семейной жизни, затем постепенно понижается, достигая своего минимального значения в парах со стажем семейной жизни от 12 до 18 лет, а затем возрастает, но уже более резко.
    Проблема удовлетворенности браком рассматривалась также в исследованиях В.А. Сысенко, по мнению которого удовлетворенность семейной жизнью включает степень удовлетворения всех потребностей личности. Для каждого из супругов в браке должен быть достигнут какой-то минимально необходимый уровень удовлетворения потребностей, за пределами которого уже возникает дискомфорт, формируются и закрепляются отрицательные чувства и эмоции. Он описал три группы семейных конфликтов, снижающих устойчивость брака, и как следствие удовлетворенность отношениями супругов.
     А.В. Толстова исследовала в качестве фактора, влияющего на удовлетворенность браком доход семьи. По мере того как доходы кормильца семьи растут, время, посвящаемое семье, сокращается. Снижается также удовлетворенность отношениями между супругами.
    Т.Л. Крюкова и др. исследовали связь гендерной идентичности, удовлетворенности браком и выбор супругами стратегий совладающего поведения.
    О. Шишкина в исследовании, проведенном под руководством Т.В. Андреевой сопоставила представления респондентов о соответствии своего супруга(и) идеальному образу брачного партнера со степенью их удовлетворенности браком. 
    Важным фактором, влияющим на удовлетворенность браком, является мотивация вступления в него у супругов. Основными мотивами вступления в брак супругов, которые считают свое супружество удовлетворительным, являются: общность интересов, взглядов и любовь. Неудовлетворенные браком супруги называли в первую очередь следующие мотивы: материальный расчет, случайность, желание улучшить жилищные условия, легкомыслие. Удовлетворенность чаще встречается в тех отношениях, где к вступлению в брак супругов побуждают нравственные мотивы.
    Большую известность в исследовании удовлетворенности браком получили исследования, проведенные американцами  Р.А. Левисом и Дж. Б. Спэниером, осуществившими вторичный анализ свыше 300 работ в конце 70-х годов. Ими было выделено 40 важнейших признаков супружеского успеха, объединенного в 14 групп, которые, в свою очередь, дали три укрупненных блока факторов:
    добрачные;социальные и экономические;личностные и внутрибрачные (внутрисупружеские). Более 2/3 из названных ими конкретных параметров, позитивно влияющих на качество брака, носят сугубо психологический характер. Авторы модели качества брака отмечают, что большинство выделенных ими параметров характеризуют степень сходства и согласия в межличностных отношениях супругов по разным параметрам.
    В исследовании, проведенном под руководством Н.Г. Юркевич, была обнаружена зависимость между удовлетворенностью браком и удовлетворенностью работой.  Выявлена зависимость между удовлетворенностью браком и разделением домашнего труда. 
     Таким образом, данные, которые накоплены в настоящее время отечественными учеными и зарубежными исследователями о факторах, оказывающих влияние на характер супружеских отношений, достаточно обширны. При этом необходимо учитывать, что рассмотрение этих факторов происходит в тесной связи с такими деятельностными характеристиками семьи, как особенности воспитания детей, специфика взаимоотношений в семьях с различным профессиональным, социальным статусом супругов и т.д.
    Так, имеются данные о наличии отрицательного влияния раннего возраста вступления в брак на устойчивость брака, находит подтверждение в целом ряде исследований, которые были проведены на разных выборках.
    Многие работы был посвящены проблематике молодой семьи. В них выделяются факторы, влияющие на нестабильность молодой городской семьи: небольшой промежуток времени знакомства супругов до брака, ранний (до 21 года) возраст вступления в брак, отрицательная оценка супруга, неудачный брак родителей одного или обоих супругов, добрачная беременность, расхождения во мнениях супругов на бытовые и досуговые вопросы.
    Есть экспериментальные данные о том, что экономическое благосостояние семьи играет большую роль в оценке успешности брака, в зависимости от того, на каком месте в иерархии ценностей находится оно у супругов и в зависимости от того, насколько похожими будут супружеские ожидания супругов в этом аспекте.
    Многие научно-исследовательские работы посвящены проблематике связи удовлетворенности браком и схожести установок супругов в сфере семейных ролей. Серьезное участие в разработке данного вопроса приняли И. Н. Обозов и А. Н. Обозова (Волкова). На основании полученных ими данных можно утверждать, что в случае, если мнения супругов в отношении функционирования семьи, особенностей распределения основных семейных ролей не совпадают, то можно ожидать дезорганизацию семьи.
    Они же в своих исследованиях доказали, что если супружеские мнения по этим вопросам схожи, то отмечается положительное влияние на супружескую совместимость и успешность брака. Н.Н. Обозов и А.Н. Обозова выделяют субъективные и объективные, внешние и внутренние определяющие стабильного брака. К внешним объективным влияниям, по их мнению, можно отнести социальную стабильность и материальные условия семейного существования. К внешним субъективным - силу социального контроля, социально-правовую эффективность, национальные и культурные традиции, ожидания референтного окружения. К внутренним субъективным можно отнести эмоциональные связи и к внутренним объективным - показатели супружеской совместимости.
    Аналогичные результаты были зафиксированы и во многих других работах. Например, исследование Н. Ф. Федотовой подтвердило, что удовлетворенность браком тесно коррелирует с такими показателями, как похожесть ролевых ожиданий супругов, ролевое соответствие супругов, уровень понимания ролевых ожиданий другого каждым из супругов. Данные, которые получены в работе Н. Ф. Федотовой, являются свидетельством того, что счастливые семьи характеризуются совпадением мнения супругов о главенстве в семье.
    Утверждение важности ролевого взаимодействия как момента, оказывающего влияние на успешность брака подтверждается данными исследования: где уровень совпадения оценок супругов относительно выполнения семейных ролей тесно связан со стабильностью брака и связь эта выше, чем показатель уровня сходства и различия ориентаций супругов в различных отраслях жизни семьи.
    Особняком стоят работы, затрагивающие проблематику воздействия эмоциональных факторов на супружеские отношения. В результате этих исследований было доказано, что основным мотивом вступления в брак в нашей стране можно назвать любовь, что характер отношений между супругами зависит от места в жизни людей чувства любви. Так, люди, оценивающие свой брак как благополучный, оценивают любовь выше, чем остальные.
    Важным вкладом в изучение психологических факторов, оказывающих влияние на успешность брака, внесли работы, проведенные в центре по исследованию проблем семьи при Тартуском университете. В результате одного исследования выделяются три блока факторов, оказывающих влияние на качество отношений в семье: первый блок причин опосредован личностью супругов, их социальным статусом и особенностью воспитания в семье, второй блок – здесь рассматривается связь добрачных отношений и особенностями его заключения, третий блок – причины, которые проявляются в самом ходе совместной супружеской жизни (особенности внутрисемейного взаимодействия, организация быта).
    Анализируя проведенное исследование, было выявлено, что неблагоприятными факторами первого блока, отрицательно влияющими на брак можно указать особенности воспитания в неполной семье, преимущественно ранний возраст вступления в брак, а так же отрицательное отношение родителей будущих супругов к заключению данного брака.
    Анализируя факторы второго блока, оказывающие негативное влияние на успешность брака, можно отнести короткий промежуток добрачного знакомства, а так же значительную возрастную разницу супругов.
    Самой большой группой факторов можно назвать третью группу факторов, которые характеризуют специфику отношений в семье супругов, собравшихся развестись. В этих семьях наблюдалось несправедливое распределение домашних обязанностей, часто отмечалось наличие сексуальной дисгармонии, чрезмерная алкоголизация одного из супругов.
    При анализе факторов, влияющих на качество семейного союза, Г.С. Васильченко и Ю.А. Решетняк выделили в составе общего брачного потенциала физический, материальный, культурный, сексуальный и психологический.
    Для физического фактора характерна интуитивность проявления: вне зависимости от половой принадлежности один человек вызывает у другого человека безотчетную симпатию или антипатию. Объяснение этой индивидуальной и глубоко личностной реакции кроется во всем физическом облике, тембре голоса, манере поведения, речи, мимике, жестикуляции, манере одеваться, наконец, запахе, который присущ данному человеку. Выявляясь уже в первое время общения, физический фактор характеризуется высокой исключительной устойчивостью. Определение материального фактора заключается в соотношении вклада партнера в общий материальный семейный статус и соответствию этого вклада ожиданиям и требованиям супруга.
    Культурным фактором можно определить соотношение интеллектуально-культурных запросов супругов. Интенсивность этого фактора, по мнению В.И. Косачевой, постоянно изменяется на протяжении жизни даже одной семьи.
    Особенностью сексуального фактора является определение соответствия реальной программы интимной близости каждого из партнеров сексуальным ожиданиям супруга. Сексуальный фактор подвергается различным воздействиям, в том числе возрасту и состоянию здоровья, с которыми его в первую очередь соотносят.
    Между всеми вышеописанными факторами существует тесная связь. И, все-таки, особая роль принадлежит психологическому фактору. Этот фактор - коллектор, на основе которого проявляются остальные и одновременно именно с помощью его можно определить единство и целостность поведения человека. В общей структуре взаимодействия в семье психологический фактор предполагает соотнесение особенностей личности обоих супругов, в первую очередь их характеры и ролевые притязания.
    Несмотря на всю мозаичность проблем и широту исследований факторов брачного благополучия, особое внимание уделяется попытке Яна Щепаньского, попытавшегося систематизировать наиболее существенные особенности стабильных брачных отношений. Он пишет: «Внутренняя сплоченность супружества и семьи поддерживается воздействием как внутренних, так и внешних сил». Внутренние силы включают в себя:
    взаимность любовь, если она является ценностью для супругов;чувство долга по отношению к семье;ценностные взаимные ориентации на продвижение, карьеру, благоустроенность;забота о совместной жизни, доме, домашнем хозяйстве, забота о детях, совместный труд в данной области;осознанное или неосознанное желание оправдать ожидания среды, родственников и более широких групп;желание осуществления собственных устремлений молодости;гармоничное личностное развитие и возможность использования брака в качестве средства реализации личностных устремлений.  Внешние силы - это:
    обращение к колдовским способам запрета развода;давление общественного мнения или системы санкций, когда отказывают в признанном положении в обществе людям из распавшихся семей;воздействие материальных параметров;необходимость проявления заботы о детях Множество аналогичных исследований было проведено и за рубежом. Схему стабильности брака впервые предложил Дж. Левинджер. По его мнению, стабильность брака следует рассматривать как результат взаимовлияния трех видов силы: внутреннее притяжение, которое связано с привлекательностью друг для друга двух людей, внешняя поддержка брака и силы, оказывающие ему противодействие. Как внутренние силы притяжения он позиционирует любовные отношения, дружбу, материальную помощь, особенности социального статуса супруга, престиж положения семейного человека, возрастающие в связи с этим возможности.
    Силами внешней поддержки Дж. Левинджер считает совокупность моральных обязательств в отношении к браку, боязнь испортить карьеру разводом, необходимость заботы о детях, проблемы, связанные с особенностями жизни одинокого человека, правовые барьеры, клеймо развода. В качестве внешним силам противодействия браку предполагались другой партнер, колебания между карьерой и обязательствами брака, борьба между родительской привязанностью и отношениями с супругом, заманчивая свобода самостоятельного человека. Внешние силы, поддерживающие брак, Дж. Левинджер называл «социальными барьерами», противодействующими разводу.
    Также в данном исследовании проведена попытка систематизации накопленных по данной проблематике данные, с целью объединения их в одной схеме всего того, что уже было выявлено при изучении семьи представителями разных наук и в русле различных подходов.
    Широкая известность принадлежит модели факторов, которые оказывают влияние на качество брака, которую создали американские авторы R.A.Lewis, G.B.Spanier. Они проделали огромную работу, которая включает в себя сбор данных о коррелятах качества брака, их последующую классификацию для создания всеобъемлющей модели. В совей основе модель имеет 300 проанализированных работ, на которых сформулировано 40 утверждений о факторах, оказывающих воздействие на успешность брака и удовлетворенность им. Эти 40 утверждений в свою очередь разделили на три основные группы факторов, оказывающих воздействие на брак:
    1. «Добрачные факторы».
    2. «Социальные и экономические факторы».
    3. «Личностные и внутрисупружеские факторы».
     Первая группа факторов, которые положительно влияют на качество брака, состоит из таких характеристик, как «однородность» по социально – экономическим параметрам, расе и религиозному вероисповеданию, сходство по возрасту и интеллекту, а так же однородность по статусу.
    В рамках первой группы выделились подгруппа факторов, которая получила название «Личностные средства», в состав ее входят следующие причины, оказывающие положительное воздействие на благополучие брака и удовлетворенность им:
    высокий образовательный уровень, эмоциональная устойчивость, более зрелый возраст вступления в брак, высокий уровень развития навыков коммуникативой компетентности, адекватная самооценка, достаточно долгий промежуток времени между знакомством и вступлением в брак. Подгруппа «Особенности родительской модели» авторы выделяют такие причины, оказывающие положительно влияние на благоприятность брака, как положительная оценка собственного детства супругами, их хорошие отношения с родителями, благополучие в родительской семье.
    Название следующей подгруппы добрачных факторов «Одобрение брака со стороны значимых других» говорит само за себя и здесь имеется ввиду положительная оценка данного брака со стороны окружающих.
    Некоторые характеристики, которые тоже можно отнести к добрачным факторам, не вошли ни в одну из выделенных авторами подгрупп. В их число включены следующие моменты, оказывающие положительное влияние на благополучие брака: отсутствие добрачной беременности, положительная мотивация к вступлению в брак, одинаковый уровень предпочтения в сексе .
    Группа социальных и экономических факторов включает в себя такие подгруппы как:
    социально-экономические показатели, в состав которых включается хорошее социально-экономическое положение семьи, позитивное отношение мужа к работе жены, удовлетворенность жены работой;включение супругов в общий  круг социальный контактов, здесь отмечается, например, наличие общего круга знакомых. Самая большая группа факторов, оказывающих положительное влияние на удовлетворенность браков, была сформированная R.A.Lewis, G.B.Spanier в состав личностных и внутрисупружеских факторов. В составе этой группы:
    позитивное отношение к партнеру, выражающееся в легкости общения, сексуальной, физической и интеллектуальной привлекательности партнера, совпадение супружеских ценностных ориентаций.эмоциональная удовлетворенность отношениями с партнером, выражающееся в проявлении любви, уважение, супружеская взаимопомощь для личностного роста каждого, удовлетворенность исполнением партнером той социально-эмоциональной роли, которую ему приписывает другой партнер, равноправие отношений с партнером, сексуальная удовлетворенность, партнерская привязанность, соответствие образа супруга образу идеального мужа (жены), переживание супругами себя как единого целого – супружеской пары. Отдельную подгруппу факторов образовали «Параметры эффективности общения в супружеской паре»: глубина партнерского самораскрытия, невербальная коммуникация, наличие у супругов общих символов, общность ожиданий, особенности качественного общения, похожесть трактовки ролей супругов, взаимопонимание и эмпатия.
    Другая подгруппа факторов «Ролевое соответствие супругов» включает в себя комплиментарность потребностей, комплиментарность ролей, соответствие ролевого исполнения и ролевых ожиданий, личностное сходство, четкость разделения ролей в семье, сексуальное соответствие супругов друг другу.
    Последняя группа в схеме - это «Взаимодействие», которая объединяет такие причины благополучия брака, как дружба супругов, общность их деятельности, эффективность взаимодействия (в том числе при решении проблем), физическая близость при взаимодействии, совместное посещение церкви.
    Понятие удовлетворенности браком было расширено в области исследований, характеризующих степень участия супругов в распределении домашних обязанностей, при наличии профессиональной занятости.
    Удовлетворенных браком респондентов больше в случае, если оба супруга несут одинаковую нагрузку в выполнении домашних обязанностей; немногим меньше - в браках, где муж помогает жене; наименьшее число удовлетворенных браком респондентов выявлено в браках, в которых домашние обязанности в основном выполняет женщина (Т.В.Андреева, А.В. Кононова). Гурко Т.А. , А. Кеэрберг обнаружили, что чем больше становится разрыв в нагрузке между мужем и женой, тем меньше супруги удовлетворены браком.
    В исследовании, проведенном  В.И. Ивановой, получены взаимосвязи между удовлетворенностью семейной жизнью и удовлетворенностью работой, самочувствием, а также с удовлетворенностью жизнью в целом.
    В исследовании В.П. Левкович показано, что после того, как один из супругов начал заниматься предпринимательством, уменьшилось количество стабильных семей и возросло число проблемных и нестабильных. Дестабилизация семей находит выражение в снижении у супругов, одним из которых занимается предпринимательской деятельностью, показателя удовлетворенности браком по сравнению с аналогичным показателем в группе супругов, являющихся наемными работниками.
    В результате проведенного анализа литературных источников по заявленной проблематике, резюмируя, можно сделать следующие выводы:
    Во-первых, исследование проблематики взаимоотношений в семье в отечественными и заграничными учеными является богатым.
    Во-вторых, психологическая наука имеет различные точки зрения  на  причины проблем семьи.  
    В-третьих, отечественные и зарубежные исследователи предприняли попытки обобщения и классификации факторов, оказывающих влияние на благополучность взаимоотношений в семье.
    Но, принимая во внимание, что современной наукой уже накоплен обширный материал по анализу различных причин, определяющих благополучие брачного союза, мало освещена проблема взаимодействия отдельных факторов, влияющих на удовлетворенность браком. Одним из таких факторов является детность семьи и количество детей в семье. 
     
     
    1.2 Социально-психологические особенности семей с разным количеством детей  
    Семья и брак неоднократно становились предметом научного исследования, поэтому на протяжении времени сформировалось несколько подходов, раскрывающих их сущность и особенности.
    Особенность современного подхода к изучению семьи  состоит в его полинаучном характере.  Так, в  рамках социологии семья представляется как малая социальная группа, структура, состоящая из отношений доминирования-подчинения между ее членами. Этнографический подход заключается в понимании семьи как общности людей, созданной на основе объективной потребности каждого в участии в труде. Антропологический подход сводится к пониманию семьи как биологической заданности и естественной природы человека.
    Особенность психологического подхода к пониманию семьи состоит в рассмотрении ее как особого процесса  эмоциональной близости,  влияния на психическое формирование личности, что обеспечивается атмосферой непрерывной, постоянной деятельности, способствующей повседневному общению с людьми, окружающим миром, природой, что обуславливает формирование психических процессов и развитие личности.
     Глубоким и емким является философское определение семьи,  в котором она  характеризуется как житейский союз, который подчиняется законам гражданского общежития, как самая аристократическая форма жизни, а также как основа жизни общества, первоисточник тепла и полноты жизни.
    Ценность семьи и брака, по мнению многих мыслителей, состоит в том, что они представляют собой первый, естественный и в то же время священный союз, который строится на вере, любви и свободе. Семья и брак являются первоначальной ячейкой духовности, поскольку именно в них человек впервые научается быть личным духом и переносит свои духовные силы и умения в общественную и государственную жизнь.
      С точки зрения педагогической науки  семья определяется как институт воспитания, где ребенок как объект и субъект воспитания находится под постоянным, целенаправленным и неформальным контролем со стороны родственников и близких людей.
      Семье отводится роль формирования первичных знаний и представлений о мире и обществе у ребенка, создания и воспроизведения культуры общения, поведения и отношений между людьми, освоения первых социальных ролей, формирования эмоциональной культуры и обогащения нравственного опыта. Семья призвана обеспечить разумную организацию жиз­ни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жиз­ни и труда старших поколений, накопить ценный индиви­дуальный 'опыт деятельности, привычек, отношений. 
    Уклад семейной жизни формирует нравственную и общественную направленность личности растущего человека, обеспечивает формировани духовных потребностей, интересов, склонностей ребенка.
    Семья становится основой формирования глубоких мо­рально-эстетических чувств, оценок, суждений, на основе которых формируется богатство человеческих отношений ­любовь, дружба, забота, уважение к старшим, стремление к улучшению окружающей обстановки, к самовоспитанию. 
    Таким образом, семейная жизнь в многообразии психологических, моральных и бытовых особенностей является своеобразной школой  подготовки будущей личности семьянина и гражданина.
    Из вышеизложенных данных можно сделать вывод о том, что среди функций семьи важнейшими являются репродуктивная (рождение детей), воспитательная и функция социализации.
    Полагаем, что детность семьи является важнейшей ее характеристикой, и семьи, имеющие разное количество детей, существенно различаются друг от друга. В этой связи обратимся к характеристике  семей с разным количеством детей и проследим влияние этого показателя на степень удовлетворенности браком.
    Первая категория семей, которую мы рассмотрим – это семьи, проживающие без детей. Условно их можно разделить на семьи, в которых дети еще не родились (супруги недавно вступили в брак либо еще  не планировали появление детей) и семьи, в которых дети не могут быть рождены (т.е. супруги бесплодны).
    Полагаем, что на супругов, сознательно не имеющих детей данный фактор не имеет существенного влияния. Кроме того, бездетное положение является временным.  Для супругов, страдающих бесплодием, данный факт может существенно влиять на удовлетворенность браком. 
    Изучение бесплодия как медико - социальной проблемы в отечественной и зарубежной науке привело к определению его социально-психологических аспектов:
    В бесплодном браке у женщин и мужчин практически неизбежно возникают нарушения эмоциональной сферы и сексуальные  расстройства Бесплодие приводит, как правило, к следующим видам нарушений психики: эмоциональная лабильность, чувство неполноценности, одиночества, изменение эмоционального состояния. Нарушение эмоционального  состояния у супругов с проблемой бесплодия происходит в 92% случаев, в 53,3% - они являются хроническими, в 14% случаев – стрессовыми). Более чем  у половины супругов  психотравмирующие ситуации являются многофакторными и продолжаются от 1 года до 10 лет. Повышенный уровень тревожности наблюдается примерно у 69%  людей. (Терещин А.Т.)Риск развития различных нарушений психики и эмоциональной сферы наблюдается у следующих групп  супругов:  трактующих бесплодие как грех;не имеющих нормальных отношений с супругом/супругой;подвергавшихся в течение жизни различным стрессам;для которых диагноз бесплодие — неожиданность, например, при отсутствии каких-либо жалоб.Выделяют несколько этапов эмоционального реагирования на бесплодие: удивление, горе, злость, изоляция, отрицание и согласие. Первоначальная реакция — это удивление, переходящее в период шока и страдания, затем наступает восстановление, какое можно видеть «после смерти любимого существа». Этот «траурный процесс» сходен с потерей желания существовать и усугубляется чувствами вины, стыда и социального несоответствия. Ощущение депрессии может «подпитывать» внутренний гнев, который усиливается часто появляющимся вопросом: «Почему я?» Возникающее стремление изолироваться и уменьшить контакты делает людей трудными для психотерапии и даже соматического лечения.Для людей, испытывающих  проблему бесплодия, характерны следующие особенности психики и эмоциональной сферы:Общая инфантильность, проявляющаяся в незрелости личностной сферы, искаженной или незрелой полоролевой идентификацией.Неадекватные (инфантильные, дезадаптивные) формы реагирования на  стрессовые ситуации.Эмоциональная неустойчивость.Повышенный уровень личностной и ситуативной тревожности.Подавленная агрессия разной направленности.Осложненные отношения с другими людьми, в первую очередь близкими.  Очевидно, что в семьях, страдающих бесплодием, удовлетворенность браком оказывается очень низкой. Именно по этой причине многие бесплодные браки распадаются.
    Следующая категория семей, которую мы будем рассматривать в рамках исследования – это семьи с одним ребенком.
    Появление ребенка в семье является событием, коренным образом меняющим образ жизни семьи и степень удовлетворенности браком. Появление желанного ребенка ее повышает. Появление нежеланного и незапланированного ребенка постепенно и сразу снижает уровень удовлетворенности браком, что нередко приводит к его распаду.
    Семьи с несколькими детьми и, особенно, многодетные семьи, условно также можно разделить на группы. Как правило, это семьи либо неблагополучные (где отношение к родительству является несерьезным и стиль воспитания безразличный и попустительский), либо семьи с сознательным и желательным отношением к появлению детей.  В рамках данного исследования рассмотрим семьи второй группы.
    В исследованиях последних лет отмечается, что супруги, осознанно создающие многодетную семью, основывают воспитание детей на принципах любви, взаимного уважения, заботы друг о друге.
    В семьях, воспитывающих нескольких или многих детей, родители выступают источником эмоционального тепла и поддержки, образцом и  примером для подражания.  К особенностям таких семей относится  авторитет родителей, полный достаток, здоровье, любимое дело, положение в обществе.  Дети, их воспитание и развитие в таких семьях становятся главной целью и смыслом жизни родителей, а семья – главной ценностью.
    Как правило, родители и дети из таких семей очень благополучны в социальном плане. Они  не конфликты, спокойны, ведут себя адекватно ситуации, к которой находятся, эмоционально устойчивы.
    Исходя из приведенных выше фактов, есть основания полагать, что детность семей и количество детей в семье являются важным фактором, влияющим на удовлетворенность браком у супругов.
     
     
    1.3 Дети как фактор удовлетворенности браком  
    Семья во все времена была для человека духовным и материальным союзом, поскольку именно в ней происходило удовлетворение потребностей человека – биологических, эмоциональных, материальных. 
    Немаловажным вопросом на всех этапах существования семьи, и даже на этапе вступления в брак была детность семи и количество детей. Полагаем, что у каждого человека, находящего в «брачном возрасте», есть свое мнение относительно детей в семье и их количества. При этом оно формируется под влиянием как материальных, так и психологических факторов.
    С материальной точки зрения, дети требуют расходов на свое содержание -  и временных и материальных, однако их наличие гарантирует в будущем материальную поддержку престарелых родителей, физическую помощь по уходу за ними.
    Биологическим фактором, влияющим на решение о детях, является инстинктивное желание продолжать род, быть родителем и заботиться о потомстве. 
    Психологическое стремление иметь детей формируется на основе желания чувствовать любовь и признание по отношению к себе как родителю, ощущать собственную нужность и полезность. Кроме того, современный человек ожидает, что супружество и детность будут насыщать и более высокие потребности – эстетические, моральные, интеллектуальные.
    Таким образом, решение о наличии и количестве детей в семье формируется постепенно, и в ходе его принятия происходит «взвешивание» всех обозначенных факторов. В этой связи детность семьи и количество детей в семье как фактор удовлетворенности браком необходимо рассматривать начиная с момента создания семьи, т.е. до появления детей.
    Здесь уместно говорить о таком явлении как репродуктивное поведение, т.е. совокупность установок и мотивов, определяющих факт и количество детей в семье.
    Исследователи репродуктивного поведения, например А.В.Поймалов, приходят к выводу о том, что желание и готовность иметь детей в современном обществе существенно отличаются от таких же показателей в прошлом. Особое внимание уделяют молодым семьям, в которых отношение к деторождению можно назвать сложным и неоднозначным. Так, молодые семьи в начале семейной жизни не планируют появление ребенка в силу следующих причин:
    зачастую не имеют материальной и жилищной обеспеченности; родственники часто вмешиваются в дела молодой семьи; молодым супругам недостает опыта семейной жизни; государство недостаточно поддерживает молодую семью морально и материально; молодые супруги оба, или один из них, учатся; не устоялись нормы, правила семейной жизни, что приводит к конфликтам; В этой связи скорое появление ребенка в семье усложняет ситуацию в ней. Кроме того, иерархия ценностей молодой семьи показывает, что они отличаются эгоцентрической направленность.
    На первое место молодые супруги выносят ценности субъективного, личностного характера: любовь и нежность супругов, любовь к детям и желание их иметь, умение прийти на помощь в трудный момент, верность и преданность в браке. На втором месте — профессиональная карьера, высокое положение на службе; на третьем -сексуальная опытность, хорошие отношения с родителями и ближайшими родственниками, умение вести домашнее хозяйство, способность сохранять хорошую физическую форму, привлекательность; на четвертом — удовольствия, жизненные радости во всех их проявлениях; и лишь на пятом месте — стремление сохранить брак и семью во что бы то пи стало.
    Дети в современном российском обществе для молодой супружеской пары - не главное дело жизни. Скорее они ее украшение, к которому относятся избирательно, можно сказать требовательно. Их появление должно быть обусловлено многими причинами, в том числе духовного порядка.
    Семья, отвечающая потребностям молодых супругов, определяется как семья моногамная, с полной семейной структурой. Предпочитаемое число детей в семье будущего колеблется между одним ребенком и двумя детьми. 
    На основе анализа социологических исследований, проведенного в 2010 году, можно сделать вывод о том, что идеальное число детей в современной российской семье составило 1,9, в том числе у женщин этот показатель оказался несколько ниже, чем у мужчин.
    Рабочие, и студенческие семьи (мужчины и женщины) сошлись во мнении, что в «идеальной» семье должно быть двое детей, что соответствует современной идеальной модели двухдетной семьи. Весьма показательным является тот факт, что ни один из опрошенных семейных студентов не дал ответа «лучше вообще не иметь детей». Желаемое количество детей оказалось чуть ниже идеального числа детей и составило 1,84. 
    В своих репродуктивных планах ожидаемого количества детей семейные мужчины ориентируются в основном на двухдетность. Однако мужчины доминируют и в группе тех, кто ожидает в конечном итоге иметь троих и более детей в семье, а женщины, напротив, гораздо чаще отдают предпочтение семье с одним ребенком.
     Таким образом, несмотря на неоднозначное отношение ко времени появления ребенка, современные супружеские пары в основной своей массе хотят иметь детей, причем большинство женщин и мужчин считают, что ребенок в семье должен быть не один.
    Ряд исследований направлен также на выявление репродуктивных мотивов супругов. Так, в работах А.И.Антонова выделяется три типа таких мотивов. 
    Экономи­ческими мотивы - те, которые побуждают к рож­дению детей благодаря достижению каких-то экономических целей, связанных с улучшением жилья, ростом уровня жизни, с помощью детей в домашнем и подсобном хозяйстве, с гарантией обеспечения родителей в старости и т. п.
      Социальные мотивы побуждают к рождению определен­ного числа детей благодаря наличию норм детности. Они являются индивидуальной реакцией на бытующие нормы и с трудом поддаются осмыслению. Стремление индивида «быть таким, как все», «жить, как все люди», т. е. стремление как-то продемонстрировать свое призна­ние общепринятых норм и правил жизни, оказывается отличительной чертой всякого (и традиционного и современного) репродуктивного поведения. Наличие определенных социальных (или моральных) сти­мулов к рождению детей, каких-либо льгот или преимуществ социаль­но-психологического свойства, например, повышение авторитета и престижа родителей на производстве, в быту и т. д. означает функцио­нирование социальных мотивов. 
     Психологические мотивы  представляют сугубо-личную заинтересованность в рождении детей. Они отражают создаваемую на наших глазах новую сим­волику рождения одного, двух детей, характеризуют активное приня­тие норм малодетности и активизацию смыслообразующей деятель­ности по расширению репертуара мотивационных стереотипов и объяснительных шаблонов.
    Среди психологических мотивов разли­чают три вида. Первый вид – дары детей родителям, все то, что удов­летворяет потребности родителей в любви и уважении к себе, в смыс­ле жизни, в стремлении продолжить в детях какие-либо собствен­ные качества. Дети эмоционально обогащают, благодаря им, роди­тели открывают порой прежде неизвестные для себя стороны жиз­ни.
    Второй вид – дары родителей детям, связанные с проявлением заботы, опеки, любви, творческой потребности самому направлять становление нового человека. Именно в этом случае употребляют злосчастные выражения «инстинкт материнства» или «инстинкт родительства».
    Третий вид объединяет все остальное многообразие ин­дивидуального отношения к деторождению – здесь и желание не остаться в одиночестве под старость, иметь ребенка определенного пола, желание женщины укрепить свое здоровье, желание укрепить брак и т. д.
     В исследовании даны мотивов и их взаимосвязи было установлено, что рождение каждого по счету ребенка в семье соответствует ожиданиям по каждому из мотивов. Так, полученные данные по 1343 двухдетным москвичкам выявили преобладание социальных мотивов: в тройке самых значимых мотивов два социальных индикатора – «занять новое для себя положение мате­ри» (60% – да и 18,3% – нет), «надо иметь ребенка, если вышла замуж» (51,2% –да, 37,4% – нет).
    Психологический индикатор «стрем­ление укрепить семью» получил 52,7% да и 36,5% нет.
    Измерение мотивов рождения второго ребенка потребовало расширения числа индикаторов: «С чем именно было связано в Вашей семье появление второго ребенка? С желанием иметь ребенка другого пола (74% – да и 19% – нет), желание иметь больше чем одного ребенка рекомен­довано врачами для укрепления здоровья, стремление не остаться бездетной в случае возможного несчастья с первым ребенком (30% да), с желанием имеющегося ребенка иметь сестру (брата) – 57,4% – да, 36,2% – нет; хотелось малыша (76,4% – да, 13,4% – нет), позво­ляло укрепить семью (39% – да), для разрешения жизненных затруд­нений; желание улучшить жилищные условия (34%), отвечало ожи­даниям родственников (16%), надежда на повышение уважения со стороны окружающих».
    Для сравнения приведем также индикаторы мотивов рождения третьего ребенка. Рождение третьего ребенка в семье... расши­ряет круг интересов семьи, повышает моральный авторитет родителей и семьи в обществе, позволяет лучше и правильнее воспитывать детей, рас­ширяет возможности в использовании общественных фондов, создает льготы для матери, родителей и семьи в быту и на производстве, воз­вращает вновь к заботам о малыше.
    Подводя итог всему вышесказанному, мы приходим к выводу о том, что абсолютное большинство людей брачного возраста, состоящих или не состоящих в браке, непременным условием существования семьи и удовлетворенности браком считают наличие  в семье детей. Количество желаемых детей варьируется и зависит от ряда объективных причин и субъективного мнения каждого из родителей, руководствующихся преобладанием материальных, социальных или психологических мотивов.
     
     
     
    Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы взаимосвязи количества детей в семье со степенью удовлетворенности браком 2.1 Подготовка и организация исследования На основе изучения теоретических основ  взаимосвязи количества детей в семье со степенью удовлетворенности браком, нами было подготовлено и проведено эмпирическое исследование по данной проблеме.
    Цель: определение взаимосвязи между количеством детей в семье и степенью удовлетворенности браком супругами.
    Гипотеза исследования: количество детей в семье пропорционально степени  удовлетворенности браком. Чем больше в семье детей, тем она устойчивее и тем меньше вероятность того, что брак супругов закончится разводом.
    В соответствии с поставленной целью и для проверки данной гипотезы нами была сформирована группа респондентов для участия в исследовании. В нее вошло 15 супружеских пар разного возраста, профессиональной принадлежности, уровня образованности, материальной обеспеченности. Основой для выборки было наличие детей в семье, остальные показатели не рассматривались как существенные.
    Все участники исследования были условно разделены на группы:
    Имеющих 1 ребенка (5 пар)Имеющих 2 детей (5 пар) Имеющих 3 и более детей (5 пар) Исследование проведено на базе  Центра социальной помощи семьи и детям.  Участникам предлагалось ответить на вопросы методик, позволяющих оценить степень удовлетворенности браком.
     В качестве методик были выбраны следующие:
    Опросник  удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко)Тест на уровень удовлетворенности браком (Л. Я. Гозман, Ю. Е. Алешина, О. О. Еремичева)Методика «Типовое семейное состояние»  
    Приведем описание методик и их тексты.
    Опросник  удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа:
    а – верно;
    б – трудно сказать;
    в – неверно.
    Внимательно прочитайте каждое утверждение и выберите один из вариантов ответа. При выбранном варианте ответа (а, б или в) начисляется определенное количество баллов (2, 1 или 0).
    Далее подсчитайте суммарный балл по всем ответам.
    Текст методики
    1 Когда люди живут близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека:
    а) верно;
    б) не уверен;
    в) неверно;
    2 Ваши супружеские отношения приносят Вам:
    а) скорее беспокойство и страдание;
    б) затрудняюсь ответить;
    в) скорее радость и удовлетворение;
    3 Родственники и друзья оценивают Ваш брак:
    а) как удавшийся;
    б) нечто среднее;
    в) как неудавшийся;
    4 Если бы Вы могли, то:
    а) Вы бы многое изменили в характере Вашего мужа;
    б) трудно сказать;
    в) Вы бы не стали ничего менять;
    5 Одна из проблем современного брака в том, что все «приедается», в том числе и сексуальные отношения:
    а) верно;
    б) трудно сказать;
    в) неверно;
    6 Когда Вы сравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и знакомых, Вам кажется:
    а) что Вы несчастнее других;
    б) трудно сказать;
    в) что Вы счастливее других;
    7 Жизнь без семьи, близкого человека – слишком дорогая цена за полную самостоятельность:
    а) верно;
    б) трудно сказать;
    в) неверно;
    8 Вы считаете, что без Вас жизнь Вашего супруга была бы неполноценной:
    а) да, считаю;
    б) трудно сказать;
    в) нет, не считаю;
    9 Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака:
    а) верно;
    б) трудно сказать;
    в) неверно;
    10 Только множество различных обстоятельств мешает Вам подумать о разводе:
    а) верно;
    б) не могу сказать;
    в) неверно;
    11 Если бы вернулось время, когда Вы вступали в брак, то Вашим мужем мог бы стать:
    а) кто угодно, только не теперешний супруг;
    б) трудно сказать;
    в) возможно, что именно теперешний супруг;
    12 Вы гордитесь, что такой человек, как Ваш супруг, - рядом с Вами:
    а) верно;
    б) трудно сказать;
    в) неверно;
    13 К сожалению, недостатки вашего супруга часто перевешивают его достоинства:
    а) верно;
    б) затрудняюсь ответить;
    в) неверно;
    14 Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются:
    а) скорее всего, в характере Вашего супруга;
    б) трудно сказать;
    в) скорее в Вас самих;
    15 Чувства, с которыми Вы вступали в брак:
    а) усилились;
    б) трудно сказать;
    в) ослабли!
    16 Брак притупляет творческие возможности человека:
    а) верно;
    б) трудно сказать;
    в) неверно;
    17 Можно сказать, что Ваш супруг обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки:
    а) согласен;
    б) нечто среднее;
    в) нет, не согласен;
    18 К сожалению, в Вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга:
    а) верно;
    б) трудно сказать;
    в) неверно;
    19 Вам кажется, что Ваш супруг часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит:
    а) верно;
    б) трудно сказать;
    в) неверно;
    20 Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли:
    а) верно;
    б) трудно сказать;
    в) неверно;
    21 Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых Вы ожидали:
    а) верно;
    б) трудно сказать;
    в) неверно;
    22 Не правы те, кто считает, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на уважение:
    а) согласен;
    б) трудно сказать;
    в) не согласен;
    23 Как правило, общество Вашего супруга доставляет вам удовольствие:
    а) верно;
     
    2. Тест на уровень удовлетворенности браком(Л. Я. Гозман, Ю. Е. Алешина, О. О. Еремичева)
     
    Как изменилось Ваше чувство к жене (мужу) за время семейной жизни? Предполагается, что в начале брака чувства позитивны друг к другу): а) усилилось,
    б) осталось прежним,
    в) уменьшилось,
    г) исчезло.
    Если бы можно было вернуть прошлое, то Вы: а) не женились бы — не выходили бы замуж совсем,
     б) выбрали бы совсем другого че­ловека,
    в) отдали бы предпочтение человеку, похожему на Вашу суп­ругу (на Вашего супруга),
    г) выбрали бы опять своего супруга.
    Можно ли сказать, что у Вас дружная семья: а) нет,
    б) скорее нет, чем да,
    в) скорее да, чем нет,
    г) да.
    Можно ли сказать, что Вы всегда согласны с женой (мужем) в оценке большинства Ваших друзей:  а) да,
     б) скорее да, чем нет,
    в) ско­рее нет, чем да,
    г) нет.
    Как часто Вы соглашаетесь с женой (мужем) в том, какие отно­шения поддерживать с Вашими или ее (его) родственниками: а) никогда не соглашаемся,
    б) довольно редко соглашаемся,
    в) достаточно часто соглашаемся,
    г) всегда.
    Бывали ли у Вас конфликты, имевшие серьезные и длитель­ные последствия для семьи (уход одного из супругов и т. д.): а) ни­когда,
    б) 1 раз,
    в) 2 раза,
    г) 3 раза и более.
    Как часто Вы бываете недовольны тем, как Ваша жена (муж) выполняет свои домашние обязанности: а) никогда,
    б) редко,
    в) час­то,
    г) всегда доволен(льна).
    Как часто Вы не соглашаетесь друг с другом, когда и на что тра­тить деньги: а) всегда,
    б) достаточно часто,
    в) довольно редко,
    г) ни­когда не соглашаемся.
    Как часто Вы «действуете друг другу на нервы» дома: а) никогда,
    б) достаточно редко,
    в) довольно часто,
    г) всегда.
    Часто ли Вам не хочется возвращаться домой после работы: а) почти каждый день,
    б) достаточно часто,
    в) довольно редко,
    г) та­кого практически не бывает.
    Как Вы оцениваете количество времени, которое Вы проводи­те вместе с женой (мужем): а) слишком много,
    б) больше, чем хоте­лось бы,
    в) меньше, чем хотелось бы,
    г) слишком мало.
    Появляются ли у Вас когда-нибудь мысли о разводе: а) никог­да,
    б) довольно редко,
    в) достаточно часто,
    г) постоянно.
    Можно ли сказать, что Вы чувствуете себя дома спокойно, уютно: а) нет,
    б) скорее нет, чем да,
    в) скорее да, чем нет,
    г) да.
    Часто ли Вы проявляете нежность, ласку по отношению к жене (мужу): а) постоянно,
    б) довольно часто,
    в) достаточно редко,
    г) ни­когда.
    Часто ли Ваша жена (муж) проявляет нежность, ласку по от­ношению к Вам: а) никогда,
    б) достаточно редко,
    в) довольно часто,
    г) постоянно.
    Хочется ли Вам уехать куда-нибудь одному (одной) на какое-то время: а) нет,
    б) достаточно редко,
    в) довольно часто,
    г) постоянно.
    Как Вы оцениваете свой брак: а) неудачный,
    б) скорее неудач­ный, чем удачный,
    в) скорее удачный, чем неудачный,
    г) удачный.
    При суммировании ответов варианту А приписывается 0, Б — 1, В — 2, Г — 3. В вопросах №№ 1, 4, 6, 8, 9, 12, 14, 16 баллы приписываются в обратном порядке. Уровень удовлетворенности варьирует от 0 до 51
     
    Методика «Типовое семейное состояние» Цель: изучение атмосферы семьи и семейных отношений.
    Инструкция. Мысленно вернитесь в свою семью! Вспомните чувства, с которыми вы открываете двери дома. Припомните чувства, с которыми вспоминаете домашние дела на работе. Как вы чувствуете себя в выходные дни и по вечерам. В общем, вспомните вашу семейную жизнь! Отметьте на каждой шкале своё состояние (как вы чувствуете себя чаще всего).
     
      Бланк.
     
    Состояние
     
    Шкала оценок
    Состояние
    Ин
    декс
    довольным
    0
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    Недовольным
    У
    Спокойным
    0
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    Встревоженным
    Т
    Расслабленным
    0
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    Напряжённым
    Н
    Радостным
    0
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    Огорчённым
    У
    Нужным
    0
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    Лишним
    Т
    Отдохнувшим
    0
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    Усталым
    Н
    здоровым
    0
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    Больным
    У
    Смелым
    0
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    Робким
    Т
    Беззаботным
    0
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    Озабоченным
    Н
    Хорошим
    0
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    Плохим
    У
    Ловким
    0
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    Неуклюжим
    Т
    свободным
    0
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    занятым
    Н
     
      Фамилия, имя, отчество_____________________________________
     
    Обработка.  Баллы по шкалам, обозначенными одинаковым индексом ( Т, У, Н) суммируются. Чем выше значение, тем хуже чувствует себя родитель в семье.
    У – общая неудовлетворённость
    Н – нервно – психическое напряжение
    Т – семейная тревожность.
    Таким образом, для получения необходимых для нашего исследования данных использованы разные методики, направленные на получение информации о степени удовлетворенности браком.
     
    2.2 Результаты исследования  и их анализ   В результате проведения исследования нами были получены следующие данные, которые мы приведем по группам.
    Семьи с 3 детьми. По методике «Опросник  удовлетворенности браком» (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) получены следующие данные:
     
    № пары
    Показатель удовлетворенности браком
    Муж
    Уровень
    Жена
    Уровень
    1
    32
    скорее благополучные
    30
    скорее благополучные
    2
    40
    абсолютно благополучные
    45
    абсолютно благополучные
    3
    42
    абсолютно благополучные
    43
    абсолютно благополучные
    4
    34
    благополучные
    38
    благополучные
    5
    42
    абсолютно благополучные
    38
    благополучные
    Таблица 1. Показатели удовлетворенности браком в семьях с 3 детьми
     
    По методике «Тест на уровень удовлетворенности браком» (Л. Я. Гозман, Ю. Е. Алешина, О. О. Еремичева) получены следующие результаты:
    № пары
    Показатель удовлетворенности браком
    муж
    Жена
    1
    46
    48
    2
    50
    44
    3
    41
    39
    4
    49
    49
    5
    44
    50
    Таблица 2. Показатели удовлетворенности браком в семьях с 3 детьми
     
    Полученные показатели позволяют сделать вывод о том, что уровень удовлетворенности браком во всех семьях является высоким.
    Приведем также данные по методике «Типовое семейное состояние».
     
    № пары
     Показатели типового семейного состояния
    Муж
    Типовое семейное состояние. Общий балл
    Жена
    Типовое семейное состояние. Общий балл
    1
    У 0
    Н 1
    Т  1
    2
    У 3
    Н 2
    Т  2
    7
    2
    У  2
    Н  0
    Т  2
    4
    У 1
    Н 0
    Т 0
    1
    3
    У 2
    Н  1
    Т  3
    6
    У 3
    Н 0
    Т 2
    5
    4
    У  2
    Н  0
    Т  0
    2
    У 1
    Н  0
    Т 2
    3
    5
    У  1
    Н  1
    Т  3
    5
    У 2
    Н 1
    Т 0
    3
     
    Таблица 3. Показатели типового семейного состояния в семьях с 3 детьми
     
     Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что в семьях, имеющих 3 детей показатели семейного типового состояния низкие, т.е. семейная усталость, нервно-психическое напряжение и тревожность имеют низкие показатели, т.е. оказываются не свойственными семьям.
    Семьи с 2 детьми. По методике «Опросник  удовлетворенности браком» (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) получены следующие данные:
     
    № пары
    Показатель удовлетворенности браком
    Муж
    Уровень
    Жена
    Уровень
    1
    28
    переходные
    27
    переходные
    2
    32
    скорее благополучные
    30
    скорее благополучные
    3
    30
    скорее благополучные
    28
    переходные
    4
    30
    скорее благополучные
    32
    скорее благополучные
    5
    35
    благополучные
    30
    скорее благополучные
    Таблица 4. Показатели удовлетворенности браком в семьях с 3 детьми
     
    По методике «Тест на уровень удовлетворенности браком» (Л. Я. Гозман, Ю. Е. Алешина, О. О. Еремичева) получены следующие результаты:
    № пары
    Показатель удовлетворенности браком
    муж
    Жена
    1
    33
    31
    2
    40
    35
    3
    36
    30
    4
    32
    35
    5
    39
    42
    Таблица 5. Показатели удовлетворенности браком в семьях с 3 детьми
     
    Полученные показатели позволяют сделать вывод о том, что уровень удовлетворенности браком во всех семьях  находится на уровне выше среднего.
    Приведем также данные по методике «Типовое семейное состояние».
     
    № пары
     Показатели типового семейного состояния
    Муж
    Типовое семейное состояние. Общий балл
    Жена
    Типовое семейное состояние. Общий балл
    1
    У 2
    Н 10
    Т 6
    18
    У 8
    Н 10
    Т 5
    23
    2
    У 8
    Н 14
    Т 6
    28
    У 11
    Н 12
    Т 5
    28
    3
    У 2
    Н 6
    Т 0
    8
    У 0
    Н 4
    Т 3
    7
    4
    У 9
    Н 6
    Т 0
    15
    У 6
    Н 5
    Т 5
    16
    5
    У 5
    Н 5
    Т 11
    21
    У 4
    Н 5
    Т 8
    17
     
    Таблица 6. Показатели типового семейного состояния в семьях с 3 детьми
    Семьи с 1 ребенком По методике «Опросник  удовлетворенности браком» (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) получены следующие данные:
     
    № пары
    Показатель удовлетворенности браком
    Муж
    Уровень
    Жена
    Уровень
    1
    29
    переходные
    26
    переходные
    2
    24
    скорее неблагополучные
    25
    скорее неблагополучные
    3
    25
    скорее неблагополучные
    24
    скорее неблагополучные
    4
    30
    скорее благополучные
    28
    переходные
    5
    30
    скорее благополучные
    32
    скорее благополучные
    Таблица 7. Показатели удовлетворенности браком в семьях с 3 детьми
     
    По методике «Тест на уровень удовлетворенности браком» (Л. Я. Гозман, Ю. Е. Алешина, О. О. Еремичева) получены следующие результаты:
    № пары
    Показатель удовлетворенности браком
    муж
    Жена
    1
    29
    29
    2
    31
    34
    3
    36
    30
    4
    28
    24
    5
    26
    29
    Таблица 8. Показатели удовлетворенности браком в семьях с 3 детьми
     
    Полученные показатели позволяют сделать вывод о том, что уровень удовлетворенности браком во всех семьях является высоким.
    Приведем также данные по методике «Типовое семейное состояние».
     
    № пары
     Показатели типового семейного состояния
    Муж
    Типовое семейное состояние. Общий балл
    Жена
    Типовое семейное состояние. Общий балл
    1
    У 20
    Н 15
    Т 22
    47
    У 15
    Н 14
    Т 18
    47
    2
    У 18
    Н 15
    Т 6
    39
    У 14
    Н 11
    Т 8
    33
    3
    У 10
    Н 2
    Т 22
    34
    У 0
    Н 5
    Т 27
    33
    4
    У 5
    Н 15
    Т 9
    29
    У 4
    Н 9
    Т 5
    18
    5
    У 18
    Н 15
    Т 2
    35
    У 12
    Н 19
    Т 9
    40
     
    Таблица 9. Показатели типового семейного состояния в семьях с 3 детьми
    Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что в семьях, имеющих  1 ребенка, высокими являются показатели семейной усталости, нервно-психической напряженности и тревожности.
    Проводя анализ полученных данных, мы заметили прямую взаимосвязь между количеством детей в семье и степенью удовлетворенности браком, что позволяет сделать вывод о правильности выдвигаемой гипотезы.
     
     
    Заключение  
    Работа посвящена исследованию взаимосвязи уровня удовлетворенности браком и количеству детей в семье.
    Исходя из целей и задач работы, мы провели теоретический анализ источников по проблеме и практическое исследование с участием супружеских пар с разным количеством детей в семье.
    Подводя общий итог работы, можно сделать следующие заключения.
    Удовлетворенность браком представляет собой особенность отношения каждого из супругов к браку и семье, которая складывается как результат адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями, составляющими его опыт в данной сфере деятельности.
    На удовлетворенность браком оказывает влияние целая группа факторов, которые неоднократно становились предметом научных исследований. В качестве одного из таких факторов определяют детность семьи и количество детей в ней.
    Проведенные социологические исследования показывают, что наличие детей в семье в качестве фактора удовлетворенности  браком рассматривает абсолютное большинство наших современников. При этом на желаемое количество детей влияет совокупность таких факторов, как экономический, социальный и психологический.
    Проведенное исследование с группой супругов, имеющих разное количество детей в семье, показало, что чем больше количество детей в семье, тем выше уровень удовлетворенности браком в них, и наоборот – в семьях, имеющих одного ребенка степень удовлетворенности браком в целом ниже, а показатели семейного типового состояния качественно хуже.
    Тем самым была доказана правильность выдвигаемой гипотезы о том, что количество детей в семье пропорционально степени  удовлетворенности браком. Чем больше в семье детей, тем она устойчивее и тем меньше вероятность того, что брак супругов закончится разводом.
     
     
     
     
     
     
    Список литературы и источников  
    Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.- М.: Класс, 2006. — 208 с.Андреев Е.М., Антонова О.И., Тольц М.С. Рождаемость и трансформация семьи в современной России // Вопросы статистики. — 2005. — № 7.Андреева Т. В. Психология современной семьи. - СПб.: Речь, 2005. -436 с.Андреева Т. В. Семейная психология: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2006. – 244 с. Антонов А. И., Сорокин С. А. Судьба семьи в России XXI века. – М.: Грааль. – 2000. – 416 с.Антонов А.И. Микросоциология семьи. - М.: Инфра-М, 2005. - 368 с. Бадя Т.П. Семья и брак в жизни современных молодых россиянок // Отечественный журнал социальной работы.—2005.—№4.—С.81-84.Бахарев В. В. Репродуктивное поведение молодой российской семьи в начале XXI века: состояние, проблемы, перспективы– М.: Этносоциум, 2010. – 162 с.Васильева А.Н., Шагивалеева Г.Р. Изучение гендерных отношений удовлетворенности браком в супружеских парах.// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. - №3. – с. 38-39.Виноградова Э.М., Хромушина О.Н. Семья в зеркале общественного мнения. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2004.- 100 с.Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: Петрополис, 2006. – 218 с. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический  анализ / Ин-т «Открытое общество». - СПб.: Петрополис,1998.-272 с.Гроздова Е. В., Лидерс А. Г. Комплементарность супругов и удовлетворённость браком // Семейная психология и семейная терапия. –1997. – № 2.Грюнвальд Б., Макаби Г. Консультирование семьи: практическое руководство. М.: Когито-Центр, 2004. – 416 с. Гурко Т.А. Брак и родительство в России – М.: Институт социологии РАН, 2008. – 325 с.Дарский Л.Е., Ильина И.П. Брачность в России. Анализ таблиц брачности М.: Информатика, 2011. - 144 с.Дружинин В. Н. Психология семьи. – Спб.: Питер, 2006. – 176 с. Загртдинова З.Р., Исмаилова Н.И. Удовлетворенность браком и общением в супружеской подсистеме.// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. - №3. – с. 42. Зотова А.Брачная эйфория: [проблема ранних браков] //Смена.—2005.—№2.— С.147-151.Калинина Р.Р. Введение в психологию семейных отношений. – СПб.: Речь, 2008. – 351 с.   Карабанова О.А. Психология семейных отношений.- М.:Самара, 2001. – 752 с. Ключников С.Ю. Семейные конфликты. Практика решения. - СПб.: Питер, 2002.-160 с. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт… - М.: Академия развития, 2001. – 192 с. Короткий В.И. Основы семейной психопедагогики. – Архангельск: М’арт, 2003. – 178 с. Кривошапкина А.В., Ноговицына Н.М. Профилактика супружеских конфликтов в молодой семье. // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, посвященной российской детской психологии, 4-5 апреля 2013 г. Якутск, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова  /под ред. М.М.Прокопьевой, В.В.Находкина, Т.Ю.Ковтун. –  – Киров: МЦНИП, 2013. – с. 194-196Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. – СПб.: Речь, 2005. – 240 с. Лазарева В.А.Влияние согласованной ролевой структуры молодых супругов на удовлетворенность браком //Семейная психология и семейная терапия.— 2005.—№4.—С.3-8. Логинова Н.Н. Проблемы семейной политики в Российской Федерации /Н.Н. Логинова, Л.И.Савинов //Регионология.—2004.—№3.—С.166-177.Олифирович Н.И., Зинкевич-куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – Спб.: Речь, 2006. – 160 с. Осипова Н.А.  Камни на душе // Семейная психология. - 2002.- Электронная версия журнала: http://www.ippt.ruОсипова Н.А.  Научите меня жить без мужа! // Семейная психология, М., 2003.- Электронная версия журнала: http://www.ippt.ruОсипова Н.А. Постановка проблемы семьи в современной психологии // Семейная психология и семейная терапия. - 2005. - №3. - Электронная версия журнала: http://www.ippt.ruОсипова Н.А. Проблемы изучения молодой семьи в психологии // Семейная психология и семейная терапия. -2005. -№1.Отношение супругов к себе и друг другу и удовлетворенность браком.// Психологическая наука и образование. – 2008. - №4. – с.5-11.Поймалов А.В. Репродуктивное поведение молодой семьи: социологический анализ: диссертация ... кандидата социологических наук. - Пенза, 2010.- 160 с.Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. С.173-179.Психологические тесты: [В 2 т.] / Под ред. А.А.Карелина. - М.: ВЛАДОС. - Т.2. - 2001. - 312 с.Психологическое обследование семьи : учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений. – М.:  Академия, 2007. – 432 с.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /  под ред. Е. Г. Силяевой. - М.:  Академия, 2002. -192 с.Реан А.А.Семья как фактор социальных девиаций личности //Российский психологический журнал.—2007.—Т.4,№1.—С.25-28.Родители и дети, семейные отношения// Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья (Социологическое исследование).-СПб.: Наука, 2003. – 367 с. Романова Е.В., Щербакова А.С. Влияние опыта взаимоотношений в родительской семье на формирование супружеских отношений и удовлетворенность браком.//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. – 2011. - №3. –с.121-128.Сегиенко Е. Психология детей. Ссорятся родители – страдают дети// Мама и малыш. - 2004. - №6. Семья и личность /Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. - 101 с.Силаева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2004.- 192 с. Словарь психолога-практика. /Сост.С.Ю.Головин. - Мн.: Харвест, 2005. - 976с.Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.Тихонова С.М. Психологические проблемы семьи.// Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов, посвященной российской детской психологии, 4-5 апреля 2013 г. Якутск, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова  /под ред. М.М.Прокопьевой, В.В.Находкина, Т.Ю.Ковтун. –  – Киров: МЦНИП, 2013. – с. 215-217Торохтий В.С. Методика диагностики психологического здоровья семьи. – М.: МГПУ, 2006– 112 с.Фейдимен Д., Фрейгер Р. Карл Роджерс и клиент-центрированная терапия // Хрестоматия по гуманистической психотерапии / Сост. М. Папуш. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2000. –Электронная версия издания на сайте цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС // abc.vvsu.ru Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М.: В-ПРЕСС, 2003. – 271 с. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. - М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2005. - 734с.Шнейдер Л.Б Семейная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Деловая книга, 2007. – 736 с. Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.И., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование. – М.: Ижица, 2002. – 224 с. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.  
     
     
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Взаимосвязь удовлетворенности браком с количеством детей ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.