Добавить в избранное
  • Москва: (495) 987-4136
  • Петербург: (812) 448-5335
  • Волгоград: (8442) 98-6161
  • Регионы: (917) 330-2959
Заказ диплома на Росдипломе. Дипломные работы с гарантией качества!
Репетиторские услуги студентам!

Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности, дипломные и магистерские, курсовые, рефераты и контрольные. Поможем решить непосильные задания и подготовить отчеты по практике. Комплексное сопровождение студента.

 

Тема: Христианская ментальность русского языкового сознания

На важность национальных корней в жизни человека указывали многие русские философы, так, по мнению Н.А. Бердяева, вне национальности, понимаемой как индивидуальное бытие, невозможно существование человечества. И именно через национальную индивидуальность каждый отдельный человек входит в человечество, он входит в него как представитель какой-либо национальности.
Каждая национальность имеет свой менталитет, определённые качества, присущие именно этой нации. Русскому народу также принадлежат определённые черты, характерные именно для русского человека. Конечно, эти черты не распространяются абсолютно на каждого представителя нации, ведь в жизни каждого народа воплощены пары противоположностей в характере, темпераменте, и особенно большим количеством таких противоположностей характеризуется русский человек.
При исследовании характера народа, главная задача состоит в том, чтобы определить, какие свойства народа представляют собой первичное, основное содержание его души и какие свойства вытекают из его первоосновы. Так, одним изосновных факторов, влияющих на русского человека, является православие.
Значение христианства, православия в узком смысле, в Русской истории и культуре первостепенное, оно отражено в русской истории. Тысячелетняя история России творится людьми христианской веры; Россия как государство слагалась, крепла и развертывала свою духовную культуру именно в христианстве, христианство Россия восприняла, исповедовала, созерцала и вводила в жизнь именно в акте православия.
Немаловажно, что православная вера с древнейших времен и до XVIIIв. определяла развитие школьного образования в России. Выбор христианской религии в 988 году был одновременно выбором школы и теоретических основ образования. Образование для всех слоев населения было церковного типа, преследовало особые цели образования, среди которых – «воспитание добродетельного человека, стремящегося к нравственному совершенству» [5, 31], в содержании обучения и воспитания преобладал религиозный компонент.
В связи с этим явным влиянием религии на менталитет её носителя в науке возникает потребность осмысления и описания соотношения языка, сознания, личности и религии. Это одна из актуальных проблем современной лингвистики и славистики. Следует отметить, что внимание ученых в рамках этой проблемы акцентируется на исследовании национально-культурной специфики языкового сознания как индивидуумов, так и целых национальностей, где язык становится средством выражения культуры, а языковое сознание индивидуумарассматривается в соотношении с национальным самосознанием. Работа в этом направлении привела к возникновению необходимости выявления элементов христианской ментальности в сознании русского человека, в том числе и в языковом, что осуществимо только при изучении данных различных наук, а не только с позиций филологических дисциплин.
Новопрос о соотношении языкового сознания и христианской ментальности в нём до сих пор еще открыт, не достаточно освещен в науке.
Собственно лингвистами языковое сознание понимается по-разному: во-первых, как «совокупность знаний, представлений, суждений о языке, элементах его структуры, их функциональных особенностях о нормах произношения, словоупотребления и т.д.» [2, 122]; во-вторых, как особенности культуры и общественной жизни данного человеческого коллектива, определившие его психическое своеобразие и отразившиеся в специфических чертах данного языка [4, 327].
Стернин И.А. выдвигает проблему разграничения языкового и коммуникативного сознания.Коммуникативное сознание, по его мнению, включает в себя«коммуникативные установки сознания, совокупность ментальных коммуникативных категорий, а также набор принятых в обществе норм и правил коммуникации».Для русского человека это совокупность знаний о том, как надо вести общение в России, т.е. отсюда можно провести проекцию к русской ментальности.
Менталитет общества определяется как глубинный уровень общественного сознания (включая и бессознательное), как устойчивая система жизненных установок, определяющих отношение к явлениям и, следовательно, характер деятельности.
Общепризнанными источниками по исследованию ментальности, в том числе и русской, русской являются письма, воспоминания различных народных и государственных деятелей, писателей, полководцев. Так же широко используется материал народного фольклора: песни, былины, пословицы и поговорки. Для ознакомления с исследованиями в этой области знания привлекались труды российских историков, таких как Карамзин Н.М., Татищев В.Н., Рыбаков Б.А.Также для изучения современной русской ментальности можно изучать разговорную речь.-
Исследование особенностей индивидуального сознания, в частности в языковой форме, и его выраженности в речевой продукции, проведенное Т.Л. Калентьевой, убедительно показывает, что исследуя языковое сознание через продукт речевой деятельности говорения - высказывание, можно получить возможность изучать и описывать индивидуально-типологические особенности языкового сознания, в том числе и национального.
Исследователи русской ментальности, наряду с огромной силой воли, горячностью, безграничной анархической свободой личности и духа, выражающуюся во всем строе мысли, жизни, указывают, что основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра. Эти черты ярко прослеживаются при анализе русского языкового сознания и выявлении в нем христианской ментальности.
Для русского сознания характерно сильное подчеркивание ценности смирения и гуманизма, это, как считают исследователи, это является культурной реакцией именно на православие.
Особо акцентировать внимание нужно на феномене общинности и православия. Это явление в русской национальной культуре занимает основное, фундаментальное место, а, следовательно, может быть перенесено и на русское языковое сознание. Такое русское национальное сознание, действующие по принципу общинности, берет свое начало в далеком, дохристианском периоде русской истории.  Явление общинности тесно связано с православием.
Так, доказательством религиозности русского народа, влияния на его ментальность православия служит обилие пословиц и поговорок, например, «Избу ставят, Бога славят», «Без Бога не до порога». Но следует отметить, что русские люди не слепо религиозны, в жизни, в быту руководствуются так же и разумом: «С богом начинай, а руками кончай», «Бог-то бог, да и сам не будь плох», «Богу молись, а к берегу гребись», «На Бога надейся, да сам не плошай».
Православие, как нигде и никакое религиозное исповедание, повлияло и на светскоерусское литературное творчество. Идеалы православия проникли в русскую художественную словесность и высоко ее подняли, оживили и одухотворили. Русская литература приобрела широкое распространение за границей, всюду привлекла к себе внимание и симпатии.Великие создания русской словесности проникнуты духом христианства, и, несмотря на свой кажущийся рационализм, все русские писатели, в сущности, глубоко религиозны.
Следует указать на коренное отличие западного типа сознания и поведения с ярко выраженным индивидуальным характером, от поведения и сознания русского, с его чисто коллективным характером.
Таким образом,сохраняемая столетиями христианская вера русского народа стала основанием национального сознания, в том числе и языкового, христианство явилось маяком, ориентируясь на который, русский народ творил свою историю. Несомненно, что в формировании и языкового сознания русского человека огромную, едва ли не решающую, роль сыграло христианство. Святая вера стала основным стержнем объединения России, душою русской национальности, дыханием жизни русского человека и языка как неотъемлемой части русского народа. Под началом христианства сформировалось не только русское языковое сознание, но русская нация, оригинально русский менталитет, задача сохранения которого чрезвычайно важна в современном мире, сглаживающем культурную самобытность народа.
Список использованных источников
1) Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: КомКнига. 2006. - 576 с.
2) Блинова О. И.Языковое сознание и вопросы теории мотивации //Язык и личность. М., 1989. С. 122—126.
3) Лекторский В. А. Сознание // Новая философская энциклопедия. — М.: Мысль, 2000. — ISBN 5-244-00961-3.
4) Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 400с.];
5) Соловцова, И. А. История педагогики и образования: Учеб.пособие для ст-товпед. вузорв/ И. А. Соловцова; Под ред. Н. М. Борытко. – Волгоград: ТЦ «Оптим», 2007.-56 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 10).
6) СтернинИ. А. Коммуникативное и когнитивное сознание// С любовью к языку. - Москва-Воронеж, 2002. - С. 44-51).
7) Тарасов Е.Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания//Языковое сознание и образ мира. - М., 2000. - С. 19-24.
8) Ушакова Т.Н. Языковое сознание и принципы его исследования //Языковое сознание и образ мира. - М., 2000. - С. 13-19.
9) Становление гуманистических основ педагогической теории в условиях инновационного поиска: На материале экспериментального курса «Философия и история образования»: Учеб.пособие. – Волгоград: Перемена, 1998.
Методы оплаты