Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Проблемы и перспективы развития особых экономических зон в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Статья по теме: Проблемы и перспективы развития особых экономических зон в Российской Федерации
  • Предмет:
    Региональная экономика
  • Когда добавили:
    11.07.2014 15:37:05
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Аннотация. Работа посвящена одной из важнейших тем, так как особые экономические зоны имеют широкие перспективы, как в мире, так и в нашей стране. Об этом говорят динамичные темпы развития ОЭЗ в количественном отношении и по совокупному объему выпуска продукции в них. Особые экономические зоны рассматриваются в России как активное средство государственной политики, способное в равной степени и реанимировать депрессивные территории, и дать дополнительный импульс региональным точкам роста.
    Ключевые слова:особая экономическая зона, экономика региона, льготы резидентов,компании-инвесторы.
     
    Problems and prospects of the development of special economic zones in the Russian Federation
    Аbstract.The work is devoted to one of the most important topics as special economic zones have broad prospects, both in the world and in our country. This is indicated by the dynamic pace of development of the SEZ in terms of quantity and in terms of aggregate output in them. Special economic zones are seen in Russia as an active agent of public policy that can equally and revive depressed areas, and give further impetus to regional growth points.
    Keywords:special economic zone, the region's economy, the benefits of resident investment companies.
     
    В последние годы в инвестиционной деятельности России наметилась тенденция "кластеризации". Наряду с созданием в России индустриальных парков, технопарков и других механизмов стимулирования инвестиционной деятельности, особенное развитие получил механизм Особых Экономических Зон (ОЭЗ)[3].
    В России сейчас действует 17 особых экономических зон (ОЭЗ): шесть из них специализируются на развитии промышленного производства, пять — на технологических инновациях, четыре определены как "туристско-рекреационные", еще две специализируются на развитии портово-логистических и транспортных узлов. Управляет развитием зон ОАО "Особые экономические зоны" (РосОЭЗ), созданное государством в 2005 году[12]. 
    Главная задача, которая стоит перед особыми экономическими зонами, заключается в привлечении прямых иностранных инвестиций в реальный сектор экономики страны. По даннымРосОЭЗ, в отечественных особых зонах работает более 340 резидентов из 23 стран мира. Общий объем заявленных инвестиций превысил 400 млрд рублей. Эти показатели дают управляющей компании основания говорить о том, что сеть ОЭЗ с поставленной задачей справляется. 
    За последний год прирост фактических частных инвестиций в проекты ОЭЗ составил 41% и достиг 69,2 млрд рублей. На 52% вырос объем произведенной в ОЭЗ продукции в денежном выражении и составил 83,6 млрд. Консолидированные налоговые отчисления в первой половине 2013 году выросли на 57%[2]. 
    Объем государственных вложений федерального и регионального уровня в ОЭЗ по всей стране на начало 2013 года составил более 59 млрд рублей. Объем налоговых отчислений действующих резидентов насчитывает около 8 млрд рублей, примерно 13% от общего числа госинвестиций.
    Однако,следует отметить, что только за последний год этот показатель вырос более чем в полтора раза. В 2012 году фактические инвестиции резидентов ОЭЗ превысили 20 млрд рублей, государственные насчитывают около 9 млрд рублей[7].
    Вопрос о прибыльности особых экономических зон неоднозначный, так какРосОЭЗ — это институт экономического развития. Максимизация прибыли означает снижение привлекательности. Более важным вопросом остается  увеличение объема частных инвестиций, привлечение в реальный сектор экономики компаний, обладающих высокими технологиями, которые готовы на территории России производить продукцию и которые выбирают между Россией и другими странами[10].
    Во время переговоров многие инвесторы отмечают, что перед ними стоит выбор между Россией Турцией, Польшей, другими странами Восточной Европы. По этому – главнее привлечь  инвесторов, а вопрос извлечения прибыли важный, но не основной.
    Перспективы и проблемы развитие отдельных зон
    Наиболее успешными в России являются промышленно-производственные ОЭЗ. По оценке РосОЭЗ, из всех 17 действующих зон по ряду показателей (объем выпускаемой продукции, насыщенность ассортиментного ряда, объем привлеченных инвестиций, количество созданных рабочих мест) наиболее успешными являются ОЭЗ "Алабуга" и "Липецк"[8].
    В них сконцентрированы основные производства машиностроения, энергетического оборудования, нефтехимии, строительных материалов и товаров потребительского спроса. В "Алабуге" якорным инвестором является FordSollers, вокруг которого создан кластер автопроизводителей. В ОЭЗ "Липецк" таким резидентом является завод Yokohama — первое японское предприятие по производству шин различного диаметра, ориентированное на продажу продукции по всей России[8]. 
    Если говорить о финансовых показателях, то в ОЭЗ "Алабуга" было инвестировано более 18 млрд рублей из средств федерального и регионального бюджетов. По данным РосОЭЗ, резиденты уже вложили в эту ОЭЗ 41,5 млрд рублей. Объем выручки инвесторов "Алабуги" составляет 30 млрд рублей, создано более 2,5 тыс. рабочих мест[3]. 
    Технико-внедренческие зоны не претерпели значительных перемен с момента их создания. Зоны этого типа отстают по темпам развития от промышленных, но некоторые демонстрируют успехи: по данным Счетной палаты, резидентами технико-внедренческих зон получены 350 патентов на изобретения, которыми пользуются ведущие компании мира. 
    Совсем по-другому обстояло дело с туристическими зонами в Калининградской области и Краснодарском крае, которые были закрыты по причине отсутствия резидентов[13]. На самом деле потенциальные резиденты у обеих зон были, однако из-за того, что местные власти и бизнес не смогли договориться, в статус реальных резидентов они так и не попали. 
    Зона "Гранд Спа Юца" в Ставропольском крае из-за отсутствия резидентов была передана Северо-Кавказскому туристическому кластеру, в который уже входят восемь отдельных зон, которые не являются особыми. Темпы их развития незначительно отличаются от тех, что демонстрировали закрытые туристические ОЭЗ. 
    Всего в России действует четыре особых экономических зон этого профиля: в Алтайском крае, Бурятии, Иркутской области и Приморском крае, однако ни одна из них не показывает серьезных результатов[6]. 
    Руководство РосОЭЗ признает, что стратегия развития туристско-рекреационных ОЭЗ требует радикального пересмотра. ОЭЗ данного типа не могут развиваться как промышленные и технико-внедренческие ОЭЗ. Вместо передачи резидентам земельных участков необходимо предоставлять проекты, разработанные в рамках единой концепции развития. Только так можно создать в туристско-рекреационной ОЭЗ комплексный туристический продукт.
     Кроме того, многое зависит от активности и эффективности работы региональных властей. Например, на европейских курортах сконцентрированы все основные виды сервисов, хорошо развита логистика доставки туристов до места размещения[11].
    Еще одной проблемой, которая мешает развитию туристических зон, в РосОЭЗ называют высокие тарифы на авиаперевозки, которые заставляют ОЭЗ работать сугубо на локальный региональный рынок, генерируя трафик из близлежащих регионов страны. 
    Несмотря на это, РосОЭЗ не собирается отказываться от развития туристско-рекреационных ОЭЗ. Сейчас разрабатывается более детализированные "дорожные карты" каждой зоны, в которых будет отражен полный комплекс строительных, инфраструктурных, сервисных, логистических, инвестиционных задач и сроков их реализации.
    Развитие транспортных ОЭЗ в России идет тяжело: аэропортовая зона "Ульяновск-Восточный" смогла найти нескольких резидентов только после полуторогодовых переговоров. В портово-логистических зонах в Хабаровском крае и Мурманске по-прежнему нет резидентов, первую зону даже собирались закрыть, однако в итоге правительство приняло решение расширить зону, включив в нее и порт Ванино[18]. 
    Эффективность каждой конкретной ОЭЗ традиционно оценивается спустя годы, поскольку в силу своей специфики они не дают немедленного взрывного роста. Это соответствует мировому опыту развития подобных проектов. Ирландцы главный эффект от зон получили через 30 лет, китайцы и сингапурцы — через 25, — напоминает Михаил Трушко. На нынешнем этапе развития российских ОЭЗ первостепенную важность имеют темпы строительства инфраструктуры для резидентов особых зон, со временем главным показателем эффективности ОЭЗ станут качество и количество продукции, выпускаемой резидентами. 
    Аналитики подчеркивают: система ОЭЗ может работать на развитие экономики и реального сектора России вполне эффективно, но только если она подкреплена внятной и конкретизированной государственной политикой, определяющей, для чего создаются зоны, на какие деньги, какие организационные мероприятия необходимо проводить и кто конкретно из представителей власти и бизнеса отвечает за них. 
    Главная проблема  в не совершенствовании работы ОЭЗ как в нормативной, так и в практической части. Отмечаются неразвитость социальной инфраструктуры, отсутствие долгосрочной бизнес-модели у управляющих компаний. Кроме того, в России необычайно продолжителен подготовительный этап.
    Когда в стране де-факто отсутствует внятная промышленная, технологическая и даже туристическая политика, а организационные мероприятия не обеспечены понятными механизмами реализации, сложно говорить, что ОЭЗ будут иметь повсеместно высокую эффективность. Те зоны, в которых идет активное привлечение резидентов, строятся новые объекты и имеется положительная экономическая динамика, во многом являются результатом эффективных действий на региональном уровне со стороны властей субъектов федерации и бизнеса.
    Пока же, в отсутствие государственной промышленной и технологической политики инструмент ОЭЗ останется видом бизнес-инкубатора, где отдельные компании получают преимущества за счет налогообложения и доступа к инфраструктуре ведения бизнеса. Этот комплекс проблем и не дает особым экономическим зонам страны двигаться вперед в полном объёме[17].
    Несомненно, создателем стратегии развития российских особых экономических зон является государственная управляющая компания РОСОЭЗ, которая, как и ряд других государственных компаний, таких как Ростехнологии, Рособоронэкспорт, Роснефть, действуют в интересах Правительства Российской Федерации.
     
    Стратегия дальнейшего развития особых экономических зон на территории России должна включать следующее:
    1. Для эффективного функционирования и развития ОЭЗ инвесторы обязуются реализовать в ОЭЗ инвестиционные проекты, опираясь на льготы и готовую инфраструктуру:
    -создать новые бизнесы,
    -разработать и наладить выпуск промышленной и высокотехнологической продукции – как импортозамещающей, так и экспортноориентированной;
    -создавать новые рабочие места.
    2. Помимо того чтокомпании-инвесторы получают льготы от федеральных и региональных властей в части налога на добавленную стоимость, прибыль, землю, имущество, транспорт, страховые взносы, нужно создать им упрощенный доступ ко всей инфраструктуре, возможность арендовать помещения и выкупать землю по ставкам ниже рыночных, а в технологических ОЭЗ еще и работать в бизнес-инкубаторах.
    3.Реализация режим свободной таможенной зоны, которая освобождает наших инвесторов, с одной стороны, от уплаты ввозных пошлин на оборудование и компоненты, а с другой – от экспортных пошлин на продукцию, произведенную в ОЭЗ.
    Все эти льготы позволяют компаниям на 30% снизить издержки при реализации инвест-проектов в ОЭЗ. Это очень важно. И, разумеется, выгодно не только бизнесу, но и конечным потребителям, так как снижение себестоимости продукции положительно сказывается на отпускных ценах.
    4.Для иностранных и отечественных частных инвесторов важна уверенность в том, что правила игры будут соблюдены на весь срок контракта и что они будут равными для всех — не декларативно, а по факту. Необходимо достаточное количество хорошо обученного и расторопного обслуживающего персонала и инструкторов различных специализаций и обязательно высокого класса. И желательно со знанием иностранных языков, а также общепринятых во всем мире индустриальных нюансов.
    Главное понимать, что для российских компаний ОЭЗ – это возможность вырасти, реализовать в комфортной среде амбициозные проекты, вырваться на внешние рынки. Для иностранных компаний ОЭЗ – это комфортная точка входа на российский рынок. Ряд компаний из стран азиатско-тихоокеанского региона, таких как Япония и Тайвань, уже воспользовались преимуществами и стали резидентами российских ОЭЗ.
    Также в статье были исследованы основные проблемы, препятствующие  эффективной деятельности ОЭЗ. Их решение позволит сделать данный механизм еще более эффективным, повысить привлекательность ОЭЗ для инвесторов и потенциальных резидентов.
    Но, не смотря на всю положительную динамику и долгосрочные планы нашего государства, автор считает, что в настоящее время создание ОЭЗ оказывает незначительное влияние на социально-экономическое положение в регионах. Российские ОЭЗ лишь постепенно набирают обороты.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Список использованной литературы:
    Благов Д.А. Особая экономическая зона как форма реализации специального правового режима предпринимательской деятельности // "Черные дыры" в рос.законодательстве. - 2010. - N 1. - С.72-75.
    2. Буров М. Особые экономические зоны: территория инновационного развития / М.Буров, Ю.Наумова // Пробл. теории и практики управл. - 2012. - N 5. - С.59-67.
    3.Голиченко О.Г. Особые экономические зоны технико-внедренческого типа: иллюзии и реалии / О.Г.Голиченко, Е.В.Акинфеев // Инновации. - 2012. - N 7. - С.30-37.
    4. Жданов Ю.Н. Проблемы развития особых экономических зон в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL:http://www.garant.ru/action/conference/10106/
    5. Королев О.П. Государство и бизнес объединяют усилия для развития особых экономических зон // Нац. проекты. - 2011. - N 7/8. - C.10-12.
    6. Костина Д. Товарный ассортимент в технико-внедренческой зоне / Г.Костина, Т.Стельмах, Д.Рыгалин // Маркетинг. - 2013. - N 1. - С.89-97.
    7. Левченкова Д.А. Особые экономические зоны как инструмент формирования территорий инновационного развития // Инновации. - 2013. - N 7. - С.26-28.
    8. Лисица В.Н. Правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в особой (свободной) экономической зоне // Рос.юрид. журнал. - 2013. - N 8. - С.19-20.
    9. Минь Х.Л. Особые экономические зоны и их влияние на развитие регионов России // Общество и экономика. - 2012. - N 11-13. - С.181-199.
    10. Новикова Т.С. Оценка эффективности государственно-частного партнерства при создании особых экономических зон / Т.С.Новикова, Н.В.Чухломин // Вестник НГУ. Сер. Соц.-экон. науки. - 2012. - Т.10, вып.7. - С.180-192.
    11.Орлов А.К. Развитие особых экономических зон: опыт, тенденции, перспективы / А.К.Орлов, Е.Р.Буадзе // Микроэкономика. - 2012. - N 3. - С.124-129.
    12. Особые экономические зоны // Рос.газета. - 2013. - 5 сент. - С.18-35. - Спецвыпуск.
    13. Павлов П. Второй старт особых экономических зон в России // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2013. - N 8. - С.69-75.
    14. Павлов П.В. Направления реструктуризации российской экономики посредством особых экономических зон // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - N 5. - С.31-39.
    15. Пинская М.Р. Налоговое стимулирование развития особых экономических зон // Нац. проекты. - 2012. - N 5. - С.92-94.
    16. Родионов И. Станут ли особые экономические зоны центром притяжения инвестиций и локомотивами экономического роста? / Иван Родионов, Иван Грачев // Эксперт. - 2005. - N 36. - С.42.
    17. Сидоренко Ю. Особые экономические зоны в России: результаты и перспективы / Ю.Сидоренко, А.Клепиков // Пробл. теории и практики управл. - 2012. - N 4. - С.8-13.
    18. Смородинская Н. Как развивают Россию: особые зоны // Коммерсантъ-Деньги. - 2012. - N 39. - С.18-20.
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Проблемы и перспективы развития особых экономических зон в Российской Федерации ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.