Добавить в избранное
  • Москва: (495) 987-4136
  • Петербург: (812) 448-5335
  • Волгоград: (8442) 98-6161
  • Регионы: (917) 330-2959
Заказ диплома на Росдипломе. Дипломные работы с гарантией качества!
Репетиторские услуги студентам!

Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности, дипломные и магистерские, курсовые, рефераты и контрольные. Поможем решить непосильные задания и подготовить отчеты по практике. Комплексное сопровождение студента.

 

Тема: Информационная система управления ВУЗом в условиях перехода Казахстана к экономике знаний

Проведенное исследование посвящено изучению актуальной проблематики, связанной с реализацией и использованием информационных систем в процессе управления высшими учебными заведениями Казахстана. Сформулирована роль и место информационных систем в управлении современными социальными институтами. Проанализированы проблемы и трудности, возникающие на пути внедрения информационных технологий в управленческий контур образовательных учреждений.  Выявлены особенности информационных систем управления учреждениями образования. Очерчена ситуация в сфере автоматизации информационных систем управления казахстанскими ВУЗами. Охарактеризованы особенности и состояние информационно-коммуникационных технологий образовательной сферы в различных странах мира. Разработана схема функционирования единого информационного пространства системы образования Казахстана. Проведена декомпозиция информационной системы управления современным образовательным учреждением. Описаны функциональные комплексы информационной поддержки процесса управления ВУЗом. Предложена  модель информационной системы управления высшим учебным заведением, наиболее адекватно отвечающая потребностям образовательных учреждений Казахстана, обозначены ее достоинства и возможности.
Постановка проблемы.  XXI век - это эра информационных технологий и экономики знаний, которая основана на преобладающем вкладе в экономическое развитие науки и образования, а также других наукоемких отраслей промышленности и сферы услуг [4]. Это обуславливает наличие причинно-следственной связи между становлением информационного общества и кардинальными изменениями в образовании. Современная экономика Казахстана, ориентированная на знания, характеризуется повышением не только экономических показателей, но и сложностью процессов, протекающих и происходящих в них. Изменения в хозяйственной системе страны оказывают существенное влияние и на управление экономическими процессами в высших учебных заведениях. В эпоху стремительного развития информатизации всех сфер жизни происходят изменения в сфере производства и использования информации и знаний, суть которых заключается в том, что они являются главной преобразующей силой социума. В условиях динамичного развития современного общества и усложнения его технической и социальной инфраструктуры информация и технологии ее обработки превращаются в стратегический ресурс. Обращаясь в начале 2012г. к народу Казахстана, Президент Н.А. Назарбаев призывал активнее осваивать информационные технологии во всех сферах жизни [1].
Новизна, быстротечность, ускорение являются наиболее характерными чертами современности, а центром аккумуляции знаний и информации становится система образования. Учебные заведения аккумулируют и распределяют информацию - новые знания и тем самым создают умственную среду, где циркулирует подобное знание и обращаются люди - его носители. В результате становится очевидным, что динамика развития Казахстана с учетом требований знаниеориентированной (knowledge-based) экономики, требует новых подходов к созданию информационных систем в управлении ВУЗом. Информатизация учебно-воспитательной и управленческой деятельности является актуальной задачей для каждого учебного заведения, поскольку использование информационных технологий в образовательном процессе создает реальные возможности повышения качества образования. Это обуславливает приоритетность направления по внедрению в деятельность ВУЗов информационных технологий в рамках реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020гг. [14].
Исходя из этого для полноценного развития казахстанских вузов, их интеграции в мировое научное сообщество необходимо комплексно решать проблему информатизации образования, учитывая множественность направлений использования информационных технологий, что подтверждает своевременность и актуальность проводимого исследования.
Анализ последних исследований и публикаций. Одними из первых работ, которые очертили концептуальные рамки информационной системы образования являются работы Khateeb Masood Hussain [8] и Howard Norman Watts [7]. Дальнейшее развитие проблема приобрела в исследованиях Novitskii, L. P. [11], Negrut V. [9], Nishino K. [10] и др. Приведенные работы значительно отличаются уровнем детализации, базисами декомпозиции, ориентированностью на различные стратегии построения интегрированной среды информационного взаимодействия в управлении вузов, временем разработки и, как следствие, учетом различных экономических условий существования высших учебных заведений.
Однако в научных исследованиях высшей школы Казахстана недостаточно внимания уделяется самой проблеме информатизации процесса управления учебным заведением и комплексному решению вопроса создания и внедрения интегрированной информационной системы в ВУЗе.
Цель статьи. С учетом вышеизложенного, целью статьи является изучение особенностей формирования и использования информационных систем в управлении образовательными учреждениями Казахстана и разработка практических рекомендаций по усовершенствованию содержания и структуры информационного обеспечения управленческого контура ВУЗов.
Роль и место информационной системы в образовательной сфере. Информационная система - это совокупность звеньев накопления, каналов передвижения, технических средств сбора, обработки, хранения информации и ее носителей [3]. Информационная система ВУЗа предназначена для поддержки информационных ресурсов и потоков, предоставления пользователям возможности работать в информационно-вычислительной среде, а также других услуг, необходимых им для выполнения своих функций как преподавателя и ученого, так и администратора [2]. Другими словами информационная система управления ВУЗом – это организационно-техническая система, в которой реализуются информационные технологии, и предполагается использование аппаратного и программного обеспечения, необходимого для реализации процессов сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Основой информационной системы высшего учебного заведения является территориально распределенные компьютерные системы (вычислительные сети), элементы которых расположены в отдельных зданиях, на разных этажах и связаны между собой. Основу аппаратных (технических) средств таких систем составляют персональные вычислительные машины, периферийные и другие вспомогательные устройства, средства связи. Состав программных средств определяется возможностями аппаратуры и характером решаемых задач в конкретной информационной системе.
Информационные системы управления учреждениями образования имеют ряд особенностей, отличающих их от информационных систем других институтов, организаций, предприятий. Они позволяют контролировать весь учебный процесс, включая работу деканатов и кафедр, составление расписания, изменение штата сотрудников вуза и многое другое. Внедрение информационных систем в управленческий контур системы высших учебных заведений обуславливается стремлением увеличить производительность повседневных работ или устранить их повторное проведение, повысить эффективность управления деятельностью учреждений.
Проблемы использования информационных систем в ВУЗах Казахстана. В современном ВУЗе информация становится одним из обязательных составляющих управленческих процессов, поскольку ее производство, передача и потребление образует своего рода «фундамент» эффективного функционирования всех сфер жизни общества. От правильности формирования и адекватности использования информационных потоков во многом зависит результат деятельности любого современного социального института и особенно - системы образования. На сегодняшний день в Казахстане еще окончательно не сформированы представления об оптимальном составе таких систем, их архитектуре, функциях, которые они реализуют, а также не отработаны подходы к обеспечению безопасности данных с учетом специфики образовательных учреждений. К тому же практически все существующие на рынке системы подобного типа являются коммерческими, причем довольно дорогими, что делает практически невозможным их использование для большинства вузов Казахстана, особенно в условиях переходного периода, когда постоянно меняется перечень отчетов, или структура информационных потоков. В связи с чем проблема информатизации управленского контура высшей школы Казахстана является одной из наиболее острых, поскольку в ее основе отсутствуют продуманные концепции реализации.
Информатизация высшего образования в Казахстане имеет неоднородный характер, в частности это касается закупок техники для ВУЗов, зачастую, хаотичного и бессистемного информационного обеспечения образовательных учреждений, к которому понятие «стандартизация» применить нельзя [12]. Как правило, это отчасти устарелое, частично написанное собственными силами программное обеспечение, несовместимые информационные платформы и т.п.. Все это приводит к возникновению проблем состыковки информационных систем различных образовательных учреждений. Не намного лучше ситуация обстоит и с автоматизацией информационной системы управления ВУЗом. Наибольшее распространение среди казахстанских вузов получили непоследовательная и звеньевая стратегии автоматизации, которые не в состоянии удовлетворить потребности современных учебных заведений [6], в отличие от комплексной стратегии, при которой происходит итеративное и связанное построение информационной системы как среды информационного взаимодействия в управлении ВУЗами. Одной из причин отказа ВУЗов Казахстана от комплексной информационной стратегии является отсутствие в отечественной научной литературе детального описания функциональных характеристик информационной системы учебного заведения, что дает возможность направлять итеративный процесс ее последовательного построения. В целом можно отметить, что проблемы использования информационных систем в управлении высшими учебными заведениями в Казахстане связаны с:
повышением кадрового потенциала высшей школы; информированностью структурных подразделений, которая влияет на согласованность функционирования ВУЗа в целом;формированием системы электронного документооборота в управленческом аппарате и организации доступа к ней в филиалах и представительствах;необходимостью переподготовки сотрудников учреждений образования, задействованных в информационном обслуживании деловых процессов;построением правильной информационной среды ВУЗа и автоматизацией всех  бизнес-процессов учебного заведения;созданием многосложной корпоративной информационной системы ВУЗа по единому проекту. Исследование зарубежного опыта. Казахстанская система образования в данный момент переходит на европейские стандарты, в связи с чем состояние информационной системы и информационного потенциала должно стать определяющим фактором, который может привести к стремительному развитию образования и науки. С этой целью проанализируем информатизацию образования в различных странах мира (см. табл. 1).
Таблица 1 – Характеристика информационно-коммуникационных технологий образовательной сферы в различных странах мира
Страна
Характеристика
США, Канада
Документом, который положил начало новой эры информатизации образования является «The Power of the Internet for Learning: Moving from Promise to Practice/ Report of the Web-Based Education Commission to the President and the Congress of the United States, 2000» [15]. На первый план была вынесена идея обучения в интерактивном общении с использованием сетевых средств. Дальнейшее распространение получает использование сетевых образовательных ресурсов. Большое значение приобрели общедоступные ресурсы в форме электронных библиотек.  В США и Канаде созданы и функционируют системы поддержки многоязычного сетевого сопровождения таких средств обучения как «интерактивные доски», наиболее известными из которых являются порталы Smart и InterWrite.
Россия
Большинство ВУЗов России имеют ИТ-стратегию, происходит закат эры «лоскутной» автоматизации вузов по отдельным направлениям и факультетам, особую популярность приобретает комплексный подход к информатизации. Число персональных компьютеров, используемых в учебном процессе на 100 учащихся, составляет 6,2, доля школ, имеющих доступ к Интернету со скоростью 128 Кбит/с и выше – 59,3%, число персональных компьютеров, подключённых к Интернету, на 100 учащихся – 3,9. Для повышения уровня информатизации государство реализует следующие программы: Стратегия Единой Образовательной Информационной Среды, национальный проект «Образование» и т.д.
Франция
Во Франции принят закон о главной задаче национальной системы образования - внедрении ИТ во все отрасли образовательного процесса - от детского сада до обучения взрослых. Реализуются национальные проекты: «Ноутбук для каждого студента», «Создание электронного контента» и др. В 2008 году правительство Франции приняло программу электронного обучения, финансируемого правительством, «100% курсов в цифровой форме для 100% учащихся». В соответствии с этим сегодня на 99% территории Франции есть высокоскоростной доступ в Интернет.
Велико­британия
Страна занимает 1 место в Европе по обеспечению доступа преподавателей к информационным и коммуникационным технологиям, компетенции и мотивации их к использованию ИС в учебном процессе. Доля таких преподавателей составляет 60,2%. Требования стандартов образования (GCSE) в области, связанной с ИТ, достаточно высоки. Использование ИТ для обучения начинается с младшей школы. Систематическое обучение предметов, подобных информатики начинается со второго - седьмого класса. Для распространения передового педагогического опыта разработана система «5Е» - Участвуйте, Исследуйте, Объясняйте, Разрабатывайте, Оценивайте (англ.: Engage, Explore, Explain, Elaborate, Evaluate).
Республика Казахстан
Все общеобразовательные школы имеют сейчас кабинеты информатики. В среднем - 43 ученика на 1 компьютер, в том числе 37 - в сельских школах. В профшколах и профлицеях средний показатель - 33 ученика на 1 компьютер, в колледжах - 25 на 1 компьютер. В вузах на очном отделении на 21 студента 1 компьютер. В настоящее время 69,4% школ, в том числе 62% сельских подключены к сети Интернет, телефонизация городских школ составляет 78%, сельских - 66%. Предельная возможность телефонизации школ составляет 83%.  
 
Декомпозиция информационной системы управления образовательным учреждением. Создание информационной системы управления высшим учебным заведением тесно пересекается с проблемой информатизации государственной образовательной сферы и является частью единого образовательного пространства на основе ИТ [13]. На основе этого автор предлагает процесс информатизации управления ВУЗом разделить на следующие уровни:  региональный - характеризует единую образовательную среду; персональный - раскрывает особенности использования ИТ для управленческих, административных, научных целей.
На «региональном» уровне информатизация направлена на интеграцию локализованных ресурсных систем ВУЗов Казахстана в общее информационное пространство образования. Для решения этой проблемы необходимо адаптировать «интерфейс подключения» (пакет информационных ресурсов, законодательные акты, методические материалы), с помощью которого налаживается информационное взаимодействие и происходит процесс интеграции ресурсов ВУЗа в общее информационное пространство.
На уровне отдельно взятого учебного заведения (персональном) информатизация управления предполагает оптимизацию управленческих процессов, автоматизацию основных функций: планирование, организация, контроль и т.д. Использование ИТ в управленческих процессах ВУЗов влияет на их организационную структуру путем создания факультетов, отделений.  
Для дальнейшей декомпозиции информационной системы управления образовательным учреждением представляется целесообразным провести детализацию его функциональной структуры до уровня деловых задач. Подобная детализация широко применяется во многих российских ВУЗах, в том числе и тех, которые имеют свои представительства в Казахстане, например, МГУ им. М. Ломоносова, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов и т.д.  
Основу декомпозиции составляют продукты, ресурсы и фазы информационного цикла. Согласно этому бизнес-процессы ВУЗа делятся на основные, вспомогательные и управленческие. Основные процессы обеспечивают предоставление услуг или производство продуктов и направлены только на выполнение миссии учреждения. Вспомогательные процессы осуществляют ресурсное обеспечение основных процессов. Управленческие процессы направлены на согласование конфликтов взаимодействия между основными и вспомогательными процессами при распределении ресурсов. Продуктами ВУЗа являются образовательные услуги, научные исследования, печатная продукция. Ресурсы в свою очередь делятся на трудовые, финансовые, материальные и нематериальные [5].
В соответствии с представленной декомпозицией, информационную систему управления ВУЗом можно представить следующим образом:
.
где, R - множество функциональных комплексов по информационной 
поддержке процесса обеспечения ресурсов;
 S - множество функциональных комплексов по информационной
поддержке процесса предоставления услуг;
  G - множество функциональных комплексов по информационной
  поддержке управления высшим учебным заведением.
В свою очередь структура множества R подразумевает наличие следующих функциональных комплексов:
R1 - управление человеческими ресурсами;R2 - управление связями с потребителями образовательных услуг; R3 - управление финансово-экономической деятельностью; R4 - управление административно-хозяйственной деятельностью;R5 - управление информационным обеспечением деловых процессов. Множество S охватывает функциональные комплексы, связанные с: 
S1 – управлением учебно-воспитательной работой;S2 – управлением научно-исследовательской работой; S3 – управлением редакционно-издательской работой. Информационная поддержка образовательного заведения – G, должна базироваться на функциональных комплексах, включающих в себя:
G1 – организацию системы и процессов управления;G2 – поддержку принятия управленческих решений; G3 – управление стратегией развития ВУЗа. Разработка модели  информационной системы управления ВУЗом. Учитывая особенности текущего положения образовательной системы Казахстана, имеющиеся наработки и «узкие места» в информационном обеспечении процесса управления ВУЗами республики, а также сформулированную в работе декомпозицию, автор предлагает для усовершенствования управляющих процессов использовать «облегченную» модель информационной системы управления образовательными учреждениями (см. рис. 1).
   
 
 
 
 

   
 
 
 

   
Рис. 1 Модель информационной системы управления ВУЗом
Система «Согласование доходов и расходов» предназначена для решения как оперативных задач, суть которых заключается в немедленном реагировании на текущую ситуацию, так и стратегических - основанных на анализе информации о внутренней и внешней среде образовательного учреждения, несогласованности доходов и расходов, ограничениях и множестве вариантов решения.
Система «Финансы» обеспечивает управленческий контур первичными данными бухгалтерского учета, что позволяет отображать полную и точную картину функционирования ВУЗа. 
Использование разработанной модели в высшем учебном заведении будет эффективным только тогда, когда оно будет оперативным. Недостаточно только выдавать правильные приказы. Необходимо также постоянно отслеживать состояние их выполнения, вовремя замечать отставание от плана и оперативно реагировать на сложившуюся ситуацию.
Выводы. Таким образом, подводя итог проведенному исследованию необходимо отметить, что от правильности формирования и адекватности использования информационной системы в процессе управления во многом зависит результат деятельности любого современного социального института и особенно - системы образования. В высших учебных заведениях Казахстана формирование информационной системы управления является на сегодняшний день проблемной сферой. Успешность использования информационных систем в ВУЗах зависит от политической, экономической и социальной ситуации в стране, международных и договоров, внутренней политики самого заведения, уровня развития научно-технического прогресса и конкурентоспособности конкретного учреждения. Достичь эффективного использования ИТ в управленческом звене невозможно решая разрозненные задачи на уровне среднего звена (деканата, бухгалтерии, библиотеки, кафедры, отдела), создавая локальные базы данных и внедряя отдельные образовательные технологии. Это системная задача, требующая организационной перестройки управления и охватывающая все компоненты структуры ВУЗа. В процессе исследования автором сформулирована декомпозиция информационной системы управления образовательным учреждением. Она предоставляет возможность направлять и корректировать разработку и внедрение компонентов интегрированной информационной систем, путем проведения анализа их функциональных характеристик, на соответствие потребностям конкретного ВУЗа, определение места в корпоративной архитектуре и принятие решения о целесообразности их использования.  В декомпозиции участвуют только те службы, которые, по мнению автора, требуют информационного обеспечения в рамках управления ВУЗом.
Разработанная на основе декомпозиции модель позволяет накапливать и хранить все данные на любой момент времени и предоставлять к ним оперативный доступ (так называемый «временной срез» данных); повышать оперативность контроля и эффективность управленческой деятельности руководства образовательного учреждения; на концептуальном уровне рассматривать информационную систему с целью анализа возможных уязвимых мест и оценки рисков информационной безопасности ВУЗа.
Литература:
Address by the President of the Republic of Kazakhstan Nursultan Nazarbayev to the People of Kazakhstan.27.01.2012 URL:  http://www.akorda.kz/en/speeches/addresses_of_the_president_of_kazakhstan/poslanie_prezidenta_respubliki_kazahstan_na_nazarbaeBi T. Improve Modern University System: Challenges and Experiences / Bi T., Lin Song, Huang Xiong  // Communications in computer and information science.; International Conference on Computer Science, Environment, Ecoinformatics, and Education; Wuhan, China, 2011. – Aug. - Р. 149-153.Chang L.-H. An Efficient Information System Generator / Chang L.-H. et al. // Journal on data semantics. - 2012. - №7198. – P. 286-297.Dubina I. N. Creativity Economy and a Crisis of the Economy? Coevolution of Knowledge, Innovation, and Creativity, and of the Knowledge Economy and Knowledge Society / Dubina I. N., Carayannis E. G., Campbell D. F. // Journal of the knowledge economy. – 2012. - №1. – Vol. 3. – P. 1-24.Gurevich L.I. On the Reform of Higher Education and Science in Kazakhstan / Gurevich L.I. // Russian education and society. – 2011. - №9. – Vol. 53. – P. 63-70. Higher education in Kazakhstan. Organisation for Economic Co-operation and Development. World Bank. - Paris: OECD; [S.l.]: World Bank, 2007. – 222р.Howard Norman Watts A Prototype Information Retrieval System for Health, Physical Education and Recreation / Howard Norman Watts. - University of Alberta, 1970.Khateeb M. Hussain Development of information systems for education / Khateeb M. Hussain. - Englewood Cliffs; London: Prentice-Hall, 1973. – 419р.Negrut V. The Informatization of Education, a Resource for Modernizing the Society / Negrut V. et al. // Danube Adria Association for Automation & Manufacturing; Zadar, Croatia, 2010; Oct. – P. 1261-1262. Nishino K. School Educational Informatization and Information Education / Nishino K. // Shisutemu seigyo joho. – 2011. - №10. – Vol. 55. – P. 412-417.Novitskii L. P. Problems in the Informatization of Public Education / Novitskii L. P.  // Automatic control and computer sciences. – 1991. - №4. – Vol. 25. – P. 71. Piven G. Higher Education in Kazakhstan and the Bologna Process / Piven G., Pak I. // Russian education and society. - 2006. - №10. – Vol. 48. – P. 82-91.Sapargaliyev D. The Organization of Mobile Learning in Higher Education of Kazakhstan / Sapargaliyev D. // Communications in computer and information science.; Enhancing learning through technology : education unplugged : mobile technologies and Web 2.0; Hong Kong, China. – 2011. – Jul. – Р.63-70.State program of education development in the Kazakhstan for 2011–2020 URL:http://www.edu.gov.kz/ru/zakonodatelstvo/gosudarstvennaja_programma_razvitija_obrazovanija/The power of the internet for learning – [Електрон. дані]. – Режим доступу: http://www2.ed.gov/offices/AC/WBEC/FinalReport/WBECReport.pdf.
Методы оплаты