Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Исследование прав и обязанностей субъектов уголовного судопроизводства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Исследование прав и обязанностей субъектов уголовного судопроизводства
  • Предмет:
    Уголовный процесс
  • Когда добавили:
    14.07.2014 15:21:11
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Введение.
     
    В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя России. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, независимого правосудия, но и с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося на грани «беспредела» во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека. Это потребует высокопрофессионального состава юристов и достаточной правовой грамотности государственных служащих и других лиц, не имеющих отношение к юридической деятельности. Правовая культура каждого человека возрастает в период революционных преобразований, социальных реконструкций общества, его новых экономических и политических направлений развития.
    Все вышесказанное в полной мере относится и к субъектам  уголовного судопроизводства. Именно от того, как они умеют реализовать свои процессуальные права и выполняют возложенные на них процессуальные обязанности, зависит достижение цели уголовного судопроизводства – защита прав и законных интересов путем выяснения и разрешения в процессуальных формах вопроса о необходимости применения норм уголовного права к конкретному жизненному случаю. Именно поэтому правовой статус участников уголовного процесса всегда был и останется отдельной темой для исследования.
    Военнослужащие, в том числе и внутренних войск, могут участвовать в уголовном процессе в качестве участников (свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых)[1].
    Целью курсовой работы является всестороннее исследование прав и обязанностей субъектов уголовного судопроизводства.
    Достичь поставленной цели можно через реализацию следующих задач, содержание и последовательность которых должна, по мнению автора, составить структуру работы:
    рассмотреть понятие субъектов и участников уголовного процесса и осуществить их классификацию;проанализировать роль субъектов уголовного процесса на досудебных и судебных стадиях уголовного судопроизводства;изучить уголовно-процессуальные меры обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства. Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся при реализации участниками уголовного процесса своих прав и обязанностей.
    Предмет исследования включает нормы уголовно-процессуального законодательства Российской федерации, иные законодательные акты; теоретические подходы к пониманию сущности исследуемых норм и правоотношений.
    В дальнейшем, во время службы офицером внутренних войск МВД России, как мне представляется, мне возможно придется выступать в качестве субъекта уголовно-процессуальных отношений: в роли лица, проводящего проверку сообщения о преступлении,  дознавателем, гражданским истцом или ответчиком, а возможно, свидетелем или понятым, поэтому понимание процессуального статуса участника уголовного процесса весьма актуально для меня.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Глава 1. Участники уголовного судопроизводства.
    Понятие участников уголовного процесса  
    Регулятивная роль уголовно-процессуального права состоит, прежде всего, в определении пределов должного или возможного поведения субъектов уголовно-процессуальных отношений (уголовного процесса). К участникам уголовного процесса относят судью, прокурора, обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей. Фактически же при расследовании и судебном разбирательстве уголовного дела осуществляют свои права и обязанности многие другие субъекты (государственные органы, граждане, представители общественных организаций и трудовых коллективов).
    Уголовно-процессуальное законодательство исходит из того, что субъектом уголовного процесса может быть как должностное лицо, так и граждане, обладающие процессуальной правоспособностью и дееспособностью.
    Эти субъекты по-разному вовлекаются в сферу уголовно-процессуальных отношений: одни — в силу должностных обязанностей (суд, судья, прокурор, следователь, лицо, производящее дознание); другие — посредством реализации своих субъективных прав (потерпевший, гражданский истец, их законные представители); третьи — по решению представителей власти (подозреваемый, обвиняемый, свидетель, понятой и др.); четвертые - путем исполнения поручения, полученного от субъекта права (защитник, представитель и т. п.)[2].
    Субъекты уголовного процесса могут быть классифицированы по различным внешним признакам. Наиболее предпочтительным представляется такой подход, при котором учитываются: цель участия субъекта, направление его деятельности, ее связь с задачами уголовного процесса, отношение к результатам производства по уголовному делу.
    Изложенное позволяет сделать вывод, что субъектом уголовного процесса признается лицо, наделенное процессуальными правами и несущие процессуальные обязанности и вступающие с другими участниками процесса в процессуальные отношения в процессе реализации своих прав и исполнения обязанностей.
     
     
     
     
    1.2. Классификация участников уголовного процесса
     
    В отличие от других процессуальных отраслей права уголовно-процессуальное право характеризуется весьма специфическими субъектами. Их можно разделить на три группы[3]:
    Органы государства и должностные лица: суд (судья), прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания и лицо, производящее дознание (дознаватель). Именно эти органы осуществляют производство по делу и применяют меры процессуального принуждения в отношении тех или иных лиц. Лица, привлекаемые в процессе для содействия органам государства в выполнении задач правосудия: свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятые, секретарь судебного заседания. Участники уголовного процесса: подозреваемый, обвиняемый, их защитники, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Они имеют собственный интерес в процессе и активно его отстаивают. Для этой цели закон наделяет их широкими процессуальными правами. Ряд юристов предлагают другие способы квалификации субъектов и участников уголовного процесса. Так в УПК РФ[4] участники уголовного процесса делятся на четыре группы: 1) суд, 2) участники со стороны обвинения и 3) защиты, а также 4) иные участники. Как видно, в основу систематизации положены уголовно-процессуальные функции юстиции, обвинения и защиты.
    К. Калиновский считает, что разделение участников процесса на три первые группы по функциям юстиции, обвинения и защиты полностью отражает процессуальное положение участников лишь в состязательном уголовном процессе, то есть в таких условиях, когда указанные функции четко разделены и не смешиваются в руках одних и тех же лиц. В современном российском уголовном процессе достаточно четкое разделение функций имеет место лишь в судебном производстве. Система участников процесса состоит из трех групп, каждая из которых разбита на две подгруппы[5]:
    1. Участники, ведущие производство по делу.
    а) Носители функции юстиции: суд, судья, председательствующий, присяжный заседатель.
    б) Носители функции расследования: следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, дознаватель.
    2. Участники, являющиеся сторонами.
    а) Носители функции обвинения: государственный обвинитель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.
    б) Носители функции защиты: подозреваемый, обвиняемый (подсудимый, осужденный, оправданный), законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого, защитник, гражданский ответчик и его представитель.
    3. Иные участники уголовного процесса, выполняющие функцию содействия уголовному судопроизводству.
    а) Лица, являющиеся источниками доказательств: свидетель, эксперт (а также подозреваемый, обвиняемый и потерпевший).
    б) Лица, оказывающие техническое содействие властным субъектам: специалист, переводчик, педагог, понятой, секретарь судебного заседания, залогодатель, поручитель и другие.
    Как видно, некоторые участники процесса попадают сразу в несколько классификационных групп. Этим подчеркивается двойственность их положения. Например, прокурор в досудебном производстве является «хозяином» процесса, представляя функцию расследования. В то же время в судебных стадиях он - обвинитель, который признается формально равным обвиняемому. Сам обвиняемый выступает субъектом, например, подавая кассационную жалобу. Одновременно «его тело» является источником доказательств, для исследования которого он может быть подвергнут серьезным мерам принуждения.
     
    Таким образом, можно констатировать, что вне зависимости от принадлежности к той или иной указанной выше группе участники уголовного судопроизводства – это лица, наделенные сообразно их процессуальному положению уголовно-процессуальным законом правами и обязанностями.
     
     
     
     
     
    Глава 2. Правовое положение участников уголовного судопроизводства
    2.1. Суд
    Суд (судья) - орган правосудия по уголовным делам
    Выделение судов (судей) в самостоятельную группу участников уголовного судопроизводства предопределено особенностями той главной уголовно-процессуальной функции, которая возложена на них, - функции разрешения дела[6].
    Суть этой функции выражена прежде всего в ч. 1 ст. 118 Конституции РФ[7] и ст. 8 УПК, устанавливающих одно из принципиальных положений уголовного судопроизводства - положение о том, что лишь суду предоставлено полномочие осуществлять правосудие путем разбирательства уголовных дел и постановления по его итогам приговоров, которыми лица, привлекаемые к ответственности, могут быть признаны совершившими преступления и подвергнуты уголовному наказанию. И данное полномочие вправе реализовать не любые суды, а лишь те, которые отнесены к числу судов общей юрисдикции.
    Эти суды (судьи) вправе принимать также иные весьма ответственные решения, подводящие итоги разбирательству уголовных дел по первой инстанции либо завершающие проверку законности, обоснованности и справедливости приговоров, вынесенных нижестоящими судами.
    Особая роль судов (судей) в уголовном судопроизводстве проявляется также в том, что одновременно с полномочиями, непосредственно связанными с отправлением правосудия, на них возложены также полномочия по контролю за законностью и обоснованностью действий и решений правоохранительных органов на этапе досудебного производства[8].
    В общей массе таких полномочий суда (иногда их с известной долей условности называют контрольными полномочиями) четко просматриваются два относительно самостоятельных вида: один из них включает полномочия по принятию решений о совершении действий, связанных с предварительным расследованием уголовных дел, а по сути - по проверке законности и обоснованности намерения соответствующих должностных лиц правоохранительных органов осуществить такого рода действия, как правило, до того, как они начинают претворяться в жизнь реально, а другой - полномочия по проверке законности и обоснованности уже совершенных действий или принятых решений соответствующих должностных лиц.
    Первый вид контрольных полномочий реализуется путем вынесения судом (судьей) решений (определений, постановлений) о производстве значительного числа конкретных процессуальных действий.
    При анализе специфики полномочий суда (судьи) в уголовном судопроизводстве важно учитывать, что ему отведена достаточно активная роль не только в досудебных стадиях, при разбирательстве дел по первой инстанции либо при проверке дел в вышестоящих судебных инстанциях, но и в стадии исполнения приговоров и иных судебных решений, когда он уполномочен принимать такие важные решения, как решения, к примеру, о замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания, об условно досрочном освобождении от отбывания наказания, освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного.
    Второй вид контрольных полномочий суда охватывает полномочия, которые касаются разбирательства жалоб, в той или иной мере вызванных несогласием заинтересованных лиц с состоявшимися следственными действиями или уже вынесенными решениями при производстве по уголовным делам.
    На досудебных стадиях уголовного процесса суд имеет реальную возможность активно устранять негативные последствия незаконных и необоснованных действий и решений, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию[9]. Он вправе не только признать такого рода решения и действия незаконными и необоснованными, но и обязать соответствующий орган или соответствующее должностное лицо устранить допущенное нарушение.
    Что касается судебных стадий, то на этих этапах уголовного процесса суду предоставлены еще более широкие возможности активно реагировать на представления прокуроров или жалобы других участников судопроизводства. Здесь в арсенале предоставленных ему средств закон предусматривает и такие, например, как изменение либо отмена незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, иного судебного решения.
    В связи с общей характеристикой статуса суда (судьи) в уголовном процессе необходимо обратить внимание и на то, что закон признает высокий авторитет его решений (постановлений, определений, приговоров). После вступления в законную силу они подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации всеми участниками судопроизводства, органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественных объединений, должностными лицами. Другими словами, они наделены свойством общеобязательности (ст. 392 УПК).
    Следует так же добавить положения статьи 8.1. УПК РФ, касающиеся независимости судей, введенной Федеральным законом от 02.07.2013 N 166-ФЗ:
    1. При осуществлении правосудия по уголовным делам судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
    2. Судьи рассматривают и разрешают уголовные дела в условиях, исключающих постороннее воздействие на них. Вмешательство государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.
    3. Информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по уголовным делам, находящимся в их производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по уголовным делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по уголовным делам.
    Приведенных мною данных о полномочиях суда (судьи) вполне достаточно, чтобы убедиться в том, что ему отведена особая роль в уголовном судопроизводстве.
     
     
     
     
     
     
     
     
    2.2. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения
    2.2.1. Прокурор, его задачи и полномочия в уголовном процессе
    Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
    На досудебных стадиях полномочия прокурора носят властно-распорядительный характер, но когда дело уходит в суд, то прокурор равен в правах со всяким участником уголовного процесса[10].
    Можно выделить основные полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу, которые определены частью 2 ст. 37 УПК:
    В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
    1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
    2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
    3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
    4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
    5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
    5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ;
    6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;
    7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
    8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 УПК РФ;
    8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом;
    9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
    10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;
    11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
    12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
    13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
    14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
    15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;
    16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК.
    По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.
    В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.
    Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены УПК РФ, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.
    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"[11] конкретизирует полномочия прокурора касательно надзора и  участия в рассмотрении дел судами.
    2.2.2.Следователь, его задачи и полномочия.
    Основным органом, проводящим следствие на территории РФ, является Следственный комитет.
    Следственный комитет Российской Федерации  является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства[12].
    Согласно ст. 151 УПК РФ следствие осуществляется следователями:
    1) следователями Следственного комитета Российской Федерации;
    2) следователями органов федеральной службы безопасности;
    3) следователями органов внутренних дел Российской Федерации;
    4) следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
    Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Задачи и полномочия следователя определены в ст. 38 УПК РФ:
    1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ;
    2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
    3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
    4) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
    5) обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
    6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.
    В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора[13].
    2.2.3. Руководитель следственного органа, его задачи и полномочия
    В соответствии со ст. 39 УПК РФ имеет следующие полномочия:
    1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;
    2) проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;
    2.1) отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;
    3) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;
    4) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;
    5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;
    6) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;
    7) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК РФ;
    8) продлевать срок предварительного расследования;
    9) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу;
    10) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК РФ, решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 УПК РФ;
    11) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
    12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
    2.2.4. Орган дознания и дознаватель. Их задачи и полномочия
    Органы дознания указаны в ст.40 УПК. Орган дознания по ряду некоторых дел осуществляет деятельность от начала до конца сам, это дела небольшой общественной опасности, по другим делам, с более высокой общественной опасностью, возбуждает уголовное дело и в срок (не более 10-ти суток) должен провести неотложные следственные действия. Их перечень ограничен и указан в ст.151 УПК
    К органам дознания относятся:
    1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной
    2) органы Федеральной службы судебных приставов;
    3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
    4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
     Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:
    1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
    2) руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;
    3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.
    Дознаватель уполномочен:
    1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;
    2) давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
    2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
    Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.
    Начальник подразделения дознания. Данный субъект успешно функционировал и раньше, все время существования специализированных подразделений дознания, в частности и в первую очередь - в органах внутренних дел (милиции), а в УПК впервые появился в 2007 г. Он выполнял, выполняет и будет выполнять все те же организационно-распорядительные функции, делегированные ему руководством военизированного государственного учреждения, наделенного правомочиями по производству дознания (т.е. начальником органа дознания), как своему подчиненному офицеру, которому, в свою очередь, подчинены дознаватели в погонах.
    Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:
    1) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 УПК РФ, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу;
    2) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;
    3) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;
    4) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.
    Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя, а в случаях, если для расследования уголовного дела была создана группа дознавателей, - полномочиями руководителя этой группы.
    При осуществлении полномочий, предусмотренных УПК РФ, начальник подразделения дознания вправе:
    1) проверять материалы уголовного дела;
    2) давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.
    Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.
    2.2.5. Потерпевший, его права и обязанности
    Нормативной основой правового статуса данного участника уголовного процесса являются ст. 52 Конституции РФ, и ряд норм УПК (ст. 25, 42, 45, 72, 78, 246, 318 и др.).
    Потерпевший - это лицо, которому причинен вред преступлением (моральный, физический, имущественный) и в отношении которого вынесено постановление о признании его потерпевшим. В теории уголовного процесса обсуждается вопрос, может ли потерпевший объявить себя таковым по собственной инициативе, считается, что нет. Нужно волевое решение уполномоченного должностного лица (постановление), т.е. в этом случае лицо зависит от его волеизъявления. Возможна и несколько другая ситуация, если органы расследования выносят постановление о признании лица потерпевшим, а лицо этого не желает. В УПК РФ указана обязанность потерпевшего - являться по повестке в органы.
    В целом из УПК вытекает ряд положений:
    лицо признается потерпевшим постановлением вне зависимости от своего физического, психического состояния и возраста;
    признание потерпевшим лица не зависит от противоправности его собственных действий;
    если лицу причинен имущественный вред преступлением в случае подачи гражданского иска по собственной инициативе или по инициативе прокурора (прокурор имеет обязанность подать иск, если необходимо встать на защиту лиц, которые сами себя не могут защитить (немощные, недееспособные и т.п.)), в этом случае потерпевший признается еще и гражданским истцом.
    Потерпевший вправе:
    1) знать о предъявленном обвиняемому обвинении;
    2) давать показания;
    3) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 УПК РФ. При согласии потерпевшего дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;
    4) представлять доказательства;
    5) заявлять ходатайства и отводы;
    6) давать показания на родном языке или языке, которым он владеет;
    7) пользоваться помощью переводчика бесплатно;
    8) иметь представителя;
    9) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя;
    10) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;
    11) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта в случаях, предусмотренных частью второй статьи 198 настоящего Кодекса;
    12) знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств. В случае, если в уголовном деле участвует несколько потерпевших, каждый из них вправе знакомиться с теми материалами уголовного дела, которые касаются вреда, причиненного данному потерпевшему;
    13) получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признании его потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении уголовного дела, приостановлении производства по уголовному делу, а также копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;
    14) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй, кассационной и надзорной инстанций;
    15) выступать в судебных прениях;
    16) поддерживать обвинение;
    17) знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;
    18) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда;
    19) обжаловать приговор, определение, постановление суда;
    20) знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения;
    21) ходатайствовать о применении мер безопасности в соответствии с частью третьей статьи 11 УПК РФ;
    22) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
    Потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя, согласно требованиям статьи 131 УПК РФ.
    По иску потерпевшего о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда размер возмещения определяется судом при рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства.
    2.2.6. Частный обвинитель, его права и обязанности
    В соответствии со ст. 43 УПК РФ частным обвинителем является лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу частного обвинения в порядке, предусмотренном статьей 318 УПК РФ, и поддерживающее обвинение в суде. С момента принятия судом заявления к своему производству лицо, его подавшее, является частным обвинителем. Ему должны быть разъяснены права, предусмотренные статьями 42 и 43 настоящего Кодекса, о чем составляется протокол, подписываемый судьей и лицом, подавшим заявление.
    Судебное следствие по уголовным делам частного обвинения начинается с изложения заявления частным обвинителем или его представителем. При одновременном рассмотрении по уголовному делу частного обвинения встречного заявления его доводы излагаются в том же порядке после изложения доводов основного заявления. Обвинитель вправе представлять доказательства, участвовать в их исследовании, излагать суду свое мнение по существу обвинения, о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства. Обвинитель может изменить обвинение, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту, а также вправе отказаться от обвинения.
    В вопросах предъявления обвинения в судебном заседании частный обвинитель наделяется правами, предусмотренными частями четвертой, пятой и шестой статьи 246 УПК РФ.
    2.2.7. Гражданский истец, его права и обязанности
    В соответствии со статьей 44. УПК РФ гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда.
    Гражданский истец вправе:
    1) поддерживать гражданский иск;
    2) представлять доказательства;
    3) давать объяснения по предъявленному иску;
    4) заявлять ходатайства и отводы;
    5) давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет;
    6) пользоваться помощью переводчика бесплатно;
    7) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 УПК РФ. При согласии гражданского истца дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе и в случае его последующего отказа от этих показаний;
    8) иметь представителя;
    9) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием;
    10) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя;
    11) отказаться от предъявленного им гражданского иска. До принятия отказа от гражданского иска дознаватель, следователь, суд разъясняет гражданскому истцу последствия отказа от гражданского иска, предусмотренные частью пятой настоящей статьи;
    12) знакомиться по окончании расследования с материалами уголовного дела, относящимися к предъявленному им гражданскому иску, и выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме;
    13) знать о принятых решениях, затрагивающих его интересы, и получать копии процессуальных решений, относящихся к предъявленному им гражданскому иску;
    14) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй, кассационной и надзорной инстанций;
    15) выступать в судебных прениях для обоснования гражданского иска;
    16) знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания;
    17) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда;
    18) обжаловать приговор, определение и постановление суда в части, касающейся гражданского иска;
    19) знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения;
    20) участвовать в судебном рассмотрении принесенных жалоб и представлений в порядке, установленном настоящим УПК РФ.
    Необходима причинно-следственная связь между преступлением и нанесением ущерба. Если гражданин пострадал от преступления, он составляет исковое заявление, где сам определяет размер вреда. Если вред причинен организации, то представитель юридического лица представляет также исковое заявление[14].
    Для органов расследования сумма иска не обязательна, ее можно пересмотреть в ходе следствия по инициативе органа расследования. Если затрагиваются интересы лиц, неспособных представлять свои права, обязанность о пересмотре размера иска лежит на прокуроре. За последние годы наблюдается такая практика, что часто завышается сумма ущерба нанесенного преступлением. В силу этого, перед органами дознания и следователями стоит задача определения действительного размера ущерба. Сумма ущерба определяется из розничных и рыночных цен. УПК РФ предусматривает возможность возмещение ущерба причиненного преступлением и от побочных обстоятельств. Например, расходы на лечение потерпевшего.
    Для признания лица гражданским истцом, необходимо вынесение постановление о признании его таковым. Лицу должен быть причинен реальный ущерб. Вред должен быть причинен лицу непосредственно. Потерпевшим признается лицо, права и интересы которого поставлены под угрозу совершённым преступлением. Если лицу причинен ущерб, выносится два акта: о признании потерпевшим и если причинен имущественный вред - постановление о признании гражданским истцом.
    2.2.8. Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.
    В соответствии со ст. 45 УПК  РФ представителями потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя могут быть адвокаты, а представителями гражданского истца, являющегося юридическим лицом - также иные лица, правомочные в соответствии с Гражданским кодексом Р Ф представлять его интересы. При рассмотрении уголовного дела в мировом суде по постановлению судьи в качестве представителя потерпевшего и гражданского истца может быть также допущен один из их близких родственников или иное лицо, о допуске которого они ходатайствуют.
    Для защиты прав и законных интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними или по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно защищать свои права и законные интересы, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители или представители.
    Законные представители и представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя имеют те же процессуальные права, что и представляемые ими физические и юридические лица.
    Личное участие в уголовном деле потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя не лишает их права иметь по этому уголовному делу представителя.
     
    Таким образом, участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения – это лица, осуществляющие обязательное в судебном разбирательстве по уголовному делу, регламентированное законом направление деятельности субъектов обвинения, наделенне правом изобличать подсудимого в совершении вменяемого ему деяния и обосновать его уголовную ответственность.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    2.3. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты
    2.3.1. Подозреваемый. Понятие, права и обязанности подозреваемого.
    В соответствии со статьей 46 УПК РФ подозреваемым является лицо:
    1) либо в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены главой 20 УПК РФ;
    2) либо которое задержано в соответствии со статьями 91 и 92 УПК РФ;
    3) либо к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со статьей 100 УПК РФ;
    4) либо которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном статьей 223.1 УПК РФ.
    Как участник процесса подозреваемый наделяется процессуальными правами для защиты своих законных интересов.
    Подозреваемый - активный участник процессуальной деятельности. В частности, он пользуется правом на защиту. Обязанность обеспечить подозреваемому возможность защищаться закон возложил на следователя (лицо, производящее дознание). Предоставление подозреваемому прав направлена на охрану его законных интересов и служит необходимой предпосылкой установления истины по делу.
    Права подозреваемого определены частью 4 ст. 46 УПК РФ. Право знать сущность подозрения обеспечивается тем, что следователь обязан разъяснить подозреваемому перед допросом, в совершении какого конкретно преступления он подозревается. Закон не указал, в каком объеме следует разъяснить подозреваемому сущность подозрения.
    С правом подозреваемого знать, в чем он подозревается, тесно связано его право, давать объяснения (показания) как по поводу обстоятельств, послуживших основанием для его задержания или избрания ему меры пресечения, так и по поводу любых известных ему обстоятельств по делу[15].
    Подозреваемый имеет право представлять доказательства, свидетельствующие в его пользу. Он может представлять не только вещественные доказательства, но и различные документы (например, справки, характеристики, письма и т. п.).
    Подозреваемому предоставлено право объясняться на родном языке и пользоваться услугами переводчика. Он вправе делать заявления, давать показания и заявлять ходатайства на родном языке. Это предполагает вызов переводчика при производстве различных процессуальных действий.
    Закон предоставил возможность подозреваемому самостоятельно защищать свои права: он может обжаловать прокурору, в суд любые действия и решения лиц, производящих расследование по делу, в том числе постановление об отказе в выполнении его ходатайств.
    2.3.2. Обвиняемый. Понятие, права и обязанности обвиняемого
    Обвиняемый - один из центральных участников уголовного процесса: по поводу вменяемых ему деяний проводится предварительное расследование и судебное разбирательство, постановляется приговор. Процессуальное положение обвиняемого в стадии предварительного следствия и подсудимого в судебном разбирательстве неодинаково.
    Обвиняемым признается лицо, в отношении которого:
    1) вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого;
    2) вынесен обвинительный акт;
    3) составлено обвинительное постановление.
    С момента вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого он наделяется широким объемом процессуальных прав для защиты своих законных интересов. Обвиняемый - это субъект прав, объем, и существо указанных прав дают ему возможность как лично, так и с помощью защитника активно защищаться от необоснованного обвинения, а также добиваться законного и обоснованного решения других вопросов, затрагивающих его права и интересы.
    Его права определены в ч. 4 ст. 47 УПК. Рассмотрим некоторые из них.
    Основное право, которое определяет его процессуальное положение, - это право на защиту от предъявленного обвинения. Важное значение для проведения полного, всестороннего и объективного расследования дела, соблюдения права обвиняемого на защиту имеет выбор момента привлечения лица в качестве обвиняемого. К моменту вынесения постановления органы предварительного расследования должны собрать достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что само событие (деяние) имело место, образующие его фактические признаки соответствуют составу преступления и другие обстоятельства.
    Иметь защитника - одна из гарантий права обвиняемого на защиту. Поэтому ни следователь, ни прокурор, ни суд не могут отказать в допуске защитника. Показания, данные задержанным в отсутствие адвоката, не будут иметь силы в суде.
    Презумпция невиновности - это одна из важнейших гарантий права обвиняемого на защиту и установления истины в уголовном процессе. Подозреваемый и обвиняемый не обязаны доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого и обвиняемого, лежит на стороне обвинения[16].
    Право представлять доказательства означает, что обвиняемый вправе представить любые вещественные и письменные доказательства в свое оправдание. Эти доказательства он может передавать как лично, так и с помощью своего защитника. Представлять доказательства это право, а не обязанность обвиняемого и поэтому он не несет уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.
    Обвиняемый является не только носителем прав, но и обязанностей. Обязанности обвиняемого, прежде всего, направлены на выполнение задач уголовного судопроизводства, правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела, на обеспечение истины по делу.
    2.3.3. Защитник. Участие защитника в уголовном процессе, его права и обязанности
    В соответствии со ст. 49 УПК защитник - лицо, осуществляющее в установленном законом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу.
    В качестве защитников по уголовным делам допускаются адвокаты. Их деятельность регулируется Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"[17].
    Юридическая наука понятию защитника даёт более полное определение: защитник - лицо, осуществляющее в установленном законом порядке защиту прав и законных интересов обвиняемого, подозреваемого путём выявления обстоятельств, оправдывающих подозреваемого и обвиняемого, смягчающих их ответственность, освобождающих от уголовной ответственности, оказания обвиняемому, подозреваемому необходимой юридической помощи.
    Момент, с которого защитник может быть допущен к участию в деле, для обвиняемого определяется моментом вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. Непременным условием участия защитника в деле является своевременное разъяснение обвиняемому его права пригласить защитника по своему выбору или ходатайствовать о его назначении.
    При толковании содержания статьи 49 УПК РФ следует учитывать позицию Конституционного Суда, выраженную им в постановлении от 27.06.2000 года. Конституционный Суд указал, что в целях реализации конституционного права на помощь адвоката (защитника) "необходимо учитывать не только процессуальные, но и фактические признаки положения лица, в отношении которого осуществляется публичное уголовное преследование"[18].
    Следовательно, фактическое положение лица в качестве подозреваемого, а не только процессуально оформленное, является основанием для допуска защитника к участию в деле. В таком случае следователь разъясняет лицу право на помощь защитника (адвоката) перед началом производства следственного действия.
    Суд может допустить в качестве защитника и лицо, не являющееся адвокатом, - одного из близких родственников, перечень которых указан в пункте 4 статьи 5 УПК РФ, а также любое лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. Указанные лица допускаются к участию в качестве защитников в суде наряду с адвокатом.
    Приглашение, назначение, замена защитника и оплата его труда регламентируются статьёй 50 УПК РФ.
    Российское законодательство предусматривает ряд случаев, по которым участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно. Статья 51 УПК РФ регулирует данный вопрос.
    Как общее правило, УПК РФ устанавливает участие защитника по всем делам, если подозреваемый, обвиняемый сам не отказался от защитника. Если защитник не приглашён подозреваемым, обвиняемым или иными лицами по их просьбе, дознаватель, следователь,  судья (суд) осведомляются у него о желании иметь защитника и при необходимости принимают меры к их назначению.
    Защитник - самостоятельный субъект процесса. Он не зависит от незаконных и необоснованных притязаний обвиняемого, подозреваемого.
    Защитник действует не вместо обвиняемого, подозреваемого, а наряду с ними. Защитник должен согласовывать с обвиняемым, подозреваемым как свою позицию, так и намерение использовать то или другое право (возбудить ходатайство и т.п.). При недостижении согласования позиций защитник разъясняет обвиняемому, подозреваемому право отказаться от данного защитника и пригласить другого.
     
     
    2.3.4. Гражданский ответчик. Представитель гражданского ответчика
    Гражданский ответчик как самостоятельный субъект появляется в процессе лишь в тех случаях, когда материальную ответственность за ущерб, причиненный преступлением, несут не сам обвиняемый, а другие лица, что вытекает из норм гражданского законодательства России.
    Таким образом, в качестве гражданских ответчиков могут быть привлечены родители, опекуны, попечители или другие лица, а также предприятия, учреждения и организации, которые в силу закона несут материальную ответственность за ущерб, причиненный преступными действиями обвиняемого (ст. 54 УПК РФ).
    О привлечении в качестве гражданского ответчика дознаватель, следователь, судья выносят постановление, суд - определение. В отличие от гражданского истца гражданский ответчик привлекается к участию в уголовном деле независимо от его желания, а нередко и вопреки ему.
    Гражданский ответчик выступает на стороне защиты, однако он самостоятельный участник процесса, поэтому его позиция в чем-то может отличаться от позиций обвиняемого и его защитника.
    Предоставленные гражданскому ответчику права непосредственно связаны с заявленным иском. Гражданский ответчик или его представитель вправе: возражать против предъявленного иска (что включает в себя реализацию всех других прав ответчика); давать объяснения по существу предъявленного иска; представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы; знакомиться с материалами дела, относящимися к иску, по окончании предварительного следствия и в суде; участвовать в судебном разбирательстве, пользуясь правами стороны; приносить жалобы на действия и решения лиц и органов, ведущих процесс[19].
     
    Таким образом, участники уголовного процесса со стороны защиты – это лица, реализующие обеспечение права на защиту в процессе выявления всех обстоятельств, оправдывающих обвиняемого и смягчающих его ответственность.
     
     
     
     
     
     
    Глава 3. Уголовно-процессуальные меры обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства
     
    О своей приверженности общепризнанным международным принципам стандартам Россия заявила еще в Декларации о государственном суверенитете 1990 г. В соответствии с этим документом всем гражданам и лицам без гражданства гарантированы права и свободы, предусмотренные не только конституционным правом, но и общепризнанными нормами международного права Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г[20].
    Смелый шаг был сделан Декларацией прав и свобод человека и гражданина 1991 г., которая установила: «Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации»[21].
    Но дальше всего в этом направлении пошел национальный основной закон. Конституция РФ в целом выстроена по стандартам, суть которых - цивилизованный компромисс, разумный гуманизм, верховенство нравственности. Определяя основы конституционного строя нашей стран, она установила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Указанные положения являются отправной точкой разработки и принятия комплекса мер, направленных на обеспечение государственной безопасности участников уголовного процесса[22].
    Особую роль для реализации мер безопасности в судебно-следственной практике играет принцип законности, закрепленный в ч. 1 ст. 15 провозглашающий, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Это положение прямо предусматривает обязанность должностных лиц судебных и правоохранительных органов руководствоваться принципами и идеями основного закона в тех случаях, когда отраслевое законодательство вступает с ним в противоречие или содержит определенные пробелы[23].
    Чрезвычайно важное значение для законодательных реформ и правоприменительной практики в рассматриваемой области имеют конституционные установления о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15).
    В соответствии со ст. 15 Конституции при коллизии между требованиями международного договора и закона государства применению подлежат правила международного договора. Тем самым в России конституционно установлен приоритет международного договора, открывающий дорогу непосредственному применению нормы права в различных областях внутригосударственной деятельности, в том числе при обеспечении безопасности участников уголовного процесса. Потерпевший, свидетель и другое лицо, вовлеченное в сфере судопроизводства, может непосредственно пользоваться своим «правом человека» и находится под защитой той или иной нормы международного права, прямо не предусмотрен6ной внутренним законодательством, если государство подписало или ратифицировало конвенцию или пакт, содержащие данную норму[24].
    Исходными, базовыми для регламентации правового статуса жертв преступлений и обеспечения их прав являются положения ст. 52 Конституции РФ, где сказано, что права потерпевших от преступлений охраняются законом. Таким образом, государство принимает на себя обязанность обеспечить безопасность данным участникам процесса.
    В связи с тем, что проблема противоправного воздействия на свидетелей, потерпевших, судей, прокуроров, следователей, дознавателей, их родственников и близких лиц приобрела особую остроту, на законодательном уровне были приняты меры для усиления государственной защиты этих лиц, которые реализовались в нормах специальных правовых актов.
    Пункт 5 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года[25] предусматривает как одно из оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц. Пункт 6 ст. 14 названного Закона предписывает органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, содействовать обеспечению личной безопасности, сохранности имущества участников уголовного судопроизводства, членов их семей, близких от преступных и иных противоправных посягательств.
    Закономерным итогом работы государства в этом направлении стало введение в Уголовно-процессуальный кодекс РФ института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства. В ч. 3 ст. 11 УПК РФ предусмотрено, что при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными противоправными деяниями, суд, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц следующие меры безопасности:
    1. По решению следователя данные об этих лицах могут не приводиться в протоколе следственного действия, проведенного с их участием. В этом случае следователь с согласия прокурора выносит постановление, в котором излагает причины принятия такого решения, указывает псевдоним участника следственного действия и образец его подписи, используемые в протоколах следственных действий с его участием. Постановление хранится в опечатанном конверте, приобщенного к уголовному делу (ч. 9 ст. 166 УПК РФ);
    2. При наличии угрозы насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении указанных лиц допустимы контроль и запись телефонных и иных переговоров - либо по их письменному заявлению, либо при отсутствии такого заявления на основании судебного решения  (ч. 2 ст. 186 УПК РФ);
    3. Для обеспечения безопасности опознающего опознание может быть проведено таким образом, чтобы опознаваемый не мог видеть опознающего. Понятые присутствуют в месте нахождения опознающего (ч. 8 ст. 193 УПК РФ);
    4. Для обеспечения безопасности указанных лиц на основании определения или постановления суда допускается проведение закрытого судебного разбирательства - всего либо соответствующей его части (п. 4 ч. 2 и ч. 3 ст. 241 УПК РФ);
    5. Для обеспечения безопасности свидетеля, его родственников и близких лиц суд вправе неоглашать подлинных данных о свидетеле и провести его допрос таким образом, чтобы другие участники судебного разбирательства не могли видеть этого свидетеля (ч. 5 ст. 278 УПК РФ). Это правило распространяется также и на потерпевшего (ч. 1 ст. 277 УПК РФ).
    Для обеспечения надлежащей государственной защиты лиц, содействующих уголовному судопроизводству, многие ученые и работники правоохранительных органов пришли к выводу о необходимости принятия специального закона, в котором будет предусмотрен комплекс соответствующих мер и механизм их реализации. Эта точка зрения была поддержана и представителями власти.
    Так, в результате длительной работы по разработке законопроекта «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», проводимой при непосредственном участии специалистов и экспертов МВД России, был подготовлен Федеральный закон, который вступил в силу с 1 января 2005 года «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»[26].
    Законом предусмотрены все реальные механизмы защиты жизни, здоровья, имущества участников уголовного судопроизводства, а именно:
    1. Личная охрана, охрана жилища и имущества;
    2. Выдача спецсредств индивидуальной защиты, связи, оповещения об опасности;
    3. Обеспечение конфиденциальных сведений о защищаемом лице;
    4. Переселение на другое место жительства;
    5. Замена документов;
    6. Изменение внешности;
    7. Изменение места работы, службы, учебы;
    8. Временное помещение в безопасное место.
    Последняя из предусмотренных Федеральным законом мер предусматривает применение дополнительных мер безопасности в отношении лиц, содержащихся под стражей или находящихся в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.
    Безусловно, принятые законодателем нормы обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства играют положительную роль в борьбе с преступностью. Однако требуется их более детальное рассмотрение с учетом особенностей досудебных и судебных производств.
     
    Заключение
    Анализ положений действующего уголовно-процессуального законодательства и в частности, правового статуса участников уголовного судопроизводства позволяет сделать вывод о том, что конструкция некоторых норм подлежит законодательной корректировке.
    Действующий Уголовно-процессуальный кодекс РФ, хотя и во многом усовершенствован по сравнению с предшествующим Кодексом, по-прежнему не учитывает, а в некоторых случаях снижает роль органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
    С другой стороны, с момента вступления УПК РФ суды, получив широчайшие полномочия в досудебном производстве, могут оказаться в положении, когда их реализация будет крайне затруднительна.
    Для того чтобы эффективно реформировать уголовный процесс, сохранив профессиональное ядро органов расследования, прокуратуры и судов необходимо понимать, что справедливое судебное разбирательство, предполагает разумное наделение процессуальными полномочиями участников уголовного судопроизводства, в том числе и в досудебном производстве.
    В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
    1. Изучение правового статуса участников уголовного процесса позволяет понять смысл объединения процессуальных отношений в систему.
    2. Участником уголовного судопроизводства является государственные органы, должностные и физические лица, наделенные процессуальными правами и обязанностями, осуществляющие уголовно-процессуальную деятельность и вступающие в уголовно-процессуальные отношения с другими участниками в процессе реализации своих прав и обязанностей.
    3. Каждый участник уголовного процесса осуществляет только возложенные на него функции, выполняет свою роль в уголовном процессе и соответственно наделен комплексом прав и обязанностей.
    4. Наличие института отвода позволяет ставить под сомнение процессуальную значимость доказательств, собранным уполномоченным на то участником.
    5. Одно и тоже физическое лицо не должно в уголовном деле обладать несколькими уголовно-процессуальными статусами. Исключения могут составить отношения:
    а) потерпевший, гражданский истец;
    б) подозреваемый (обвиняемый), гражданский ответчик;
    в) понятой, свидетель.
    6. Военнослужащие, в том числе и внутренних войск, могут участвовать в уголовном процессе в качестве участников (свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых).
    Поэтому рассмотрение данной темы является актуальной для будущего офицера внутренних войск МВД России, т.к. его дальнейшая деятельность будет связана с работой с военнослужащими, которые в процессе службы могут быть участниками уголовного процесса.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Список использованных источников и литературы.
    Законодательные и подзаконные нормативные акты Российской Федерации
    Конституция Российской Федерации. М.: Юридич. лит., 2013. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. М: «ТД ЭЛИТ - 2000», 2013.Уголовный кодекс Российской Федерации. СПб.: Питер, 2013.Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. 1960 г.Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 898,Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации". "Собрание законодательства РФ", 03.01.2011, N 1, ст. 15.Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗФедеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ (ред. от 24.07.2007) // Собрание законодательства. - 2004. - № 34. - Ст. 3534. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 10.06.2002, N 23, ст. 2102.Постановление Конституционного суда РФ от 27.06.2000 n 11-п "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова"// "Вестник Конституционного Суда РФ", N 5, 2000.Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - № 2. - Ст. 22.Постановление ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-I «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. -1991. - № 52. - Ст. 1865.  
     
     
    Юридическая и специальная литература
     Блищенко И.П., Солнцева М.М. Мировая политика и международное право. - М., 2007. Божьев В.П. Защита прав потерпевшего в уголовном процессе М., 2011. Божьев В.П. Уголовный процесс. М., Спарк. 2012. 564 с.  Гуценко К.Ф. Уголовный процесс. 2013. 612 с. Доля В. Конституция РФ и уголовно-процессуальная деятельность // Российская юстиция. 2004. № 4.  Епихин А. Правовое регулирование мер безопасности участников процесса // Законность.  2011.  № 5. Зайцев О.А. Государственная защита участников уголовного процесса. М.: Изд-во «Экзамен», 2011. Калиновский К.Б. Систематизация участников уголовного процесса в современном российском уголовном процессе // Проблемы совершенствования правовой системы в России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 23-24 апреля 2004 года. СПб.: ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2004.  Комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации / А.В. Гриненко, Ю.А. Костанов, С.А. Невский. М., 2013.Лупинская П.А. Уголовно-процессуальное право. М. 2012. 589 с.Мотовиловкер Я. О. О гарантиях интересов личности и правосудия // Сов. Государство и право. 2009. № 6.Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева. М. : Спарк. 2012.Новиков С.А. Показания обвиняемого в современном уголовном процессе России. СПб., 2012.Петрухин И.Л. Прокурорский надзор и судебная власть. М.: Проспект, - 2011. – 258 с.Петрухин И.Л. Уголовный процесс. М. 2011. 769 с.Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства. Уголовно-процессуальные функции // Смирнов А.В. Калиновский К.Б. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.В. Смирнова. СПб.: Питер, 2012.Рыжаков А.П., Сергеев А.И. Субъекты уголовного процесса. Тула, 2013.Савицкий В.М., Ларин А.М. Уголовный процесс. Словарь-справочник. 2009. 498 с.Смирнов А.В. Иные участники уголовного судопроизводства // Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. СПб., 2011.Спецовский Ю.И. Судебная власть - М.: Дело, - 2012 г. 178 с.[1] О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации: ФЗ от 6 февраля 1997 г. //СЗ РФ. 1997. № 6. Ст. 711. [2] Божьев В.П. Уголовный процесс. М., Спарк. 2012. С. 89.
    [3] Гуценко К.Ф. Уголовный процесс. 2013. С. 101-104.
    [4] Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ. СЗРФ  24.12.2001 № 52, ст. 4921.
    [5] Калиновский К.Б. Систематизация участников уголовного процесса в современном российском уголовном процессе // Проблемы совершенствования правовой системы в России. Материалы Всероссийской НПК. Санкт-Петербург, 23-24 апреля 2004 года. СПб.: ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2004. С. 145-146. [6] Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"; Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ
    (ред. от 25.12.2012), "Собрание законодательства РФ", 06.01.1997, N 1, ст. 1.
    "О судебной системе Российской Федерации"
    [7] Конституция РФ от 2312.1993. "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.
    [8] Спецовский Ю.И. Судебная власть - М.: Дело,  2012, С. 87.  
    [9] Петрухин И.Л. Прокурорский надзор и судебная власть. М.: Проспект, - 2011. - С.158.
    [10] Рыжаков А.П., Сергеев А.И. Субъекты уголовного процесса. Тула, 2013. С. 154.
    [11] "Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472,
    [12] Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации". "Собрание законодательства РФ", 03.01.2011, N 1, ст. 15.
    [13] Савицкий В.М., Ларин А.М. Уголовный процесс. Словарь-справочник. 2009. С. 123.
    [14] Рыжаков А.П., Сергеев А.И. Субъекты уголовного процесса. Тула, 2013. С. 289.
    [15] Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева. М. : Спарк. 2012. С. 432.
    [16] Лупинская П.А. Уголовно-процессуальное право. М. 2012. С. 324.
    [17] "Собрание законодательства РФ", 10.06.2002, N 23, ст. 2102.
    [18] Постановление Конституционного суда РФ от 27.06.2000 n 11-п "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова"// "Вестник Конституционного Суда РФ", N 5, 2000.
    [19] Гуценко К.Ф. Уголовный процесс. 2013. С. 328.
    [20]  Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990.  № 2. Ст. 22.
    [21] «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Постановление ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-I// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991.  № 52.  Ст. 1865.
    [22] Доля В. Конституция РФ и уголовно-процессуальная деятельность // Российская юстиция. 2004. № 4. С. 18.
    [23] Епихин А. Правовое регулирование мер безопасности участников процесса // Законность. 2011. № 5. С. 45-46.
    [24] Блищенко И.П., Солнцева М.М. Мировая политика и международное право. - М., 2007. С. 94.
    [25] Об оперативно-розыскной деятельности. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 28.06.2013 № 134 ФЗ)  // "Собрание законодательства РФ", 14.08.1995, N 33, ст. 3349.
    [26] О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ (ред. от 30.11.2011 г. № 352 ФЗ) // Собрание законодательства. 2004. № 34. Ст. 3534.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Исследование прав и обязанностей субъектов уголовного судопроизводства ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.