Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Анализ применения политического маркетинга на президентских выборах Российской Федерации 4 марта 2012 года

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Анализ применения политического маркетинга на президентских выборах Российской Федерации 4 марта 2012 года
  • Предмет:
    Политология
  • Когда добавили:
    14.07.2014 16:54:48
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Введение..................................................................................................................................... 4-7
    Глава 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ
    1.1.  Основные этапы развития и становления политического маркетинга в России и за  рубежом 8-12
    1.2.Особенности понимания политического маркетинга в России………………………………………..……………………………………………....12-14
    Глава 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
    2.1. Предвыборная программа кандидатов в президенты на выборах 4 марта 2012 года: SWOT-analysis 15-25
    2.2. Интернет-кампания кандидатов в президенты на выборах 4 марта 2012 года: сравнительный web-анализ сайтов...................................................................................................................................... 25-31
    Заключение............................................................................................................................. 31-33
    Список использованной литературы и источников.......................................................... 35-36
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Введение.
    Интерес к особенностям политической борьбы в России возрос с начала 90-х гг., когда в России стала преобладать новая экономическая система, установившая новые порядки в общественно-политической жизни и был возобновлен институт выборов. По этой причине, заинтересованность политического сообщества[1] в знаниях о сущности, методах и технологиях избирательной кампании значительно возросла. Поэтому, середина 90-х считается периодом развития политической науки в России, и именно в этот период появляются первые  тенденции «маркетизации» политики.
    На данный момент, вся деятельность, связанная с технологиями, методами организации и проведения предвыборной кампании относятся к сфере политического пиара, менеджмента и политического маркетинга. Безусловно, данные понятия имеют свои концептуальные рамки, и отнюдь не являются синонимами, поэтому следует дать им четкие, операциональные определения. В своём исследовании я понимаю под политическим маркетингом деятельность, предпринимаемую для создания, поддержания или изменения отношения общественности к конкретным политическим деятелям, партиям или движениям.[2]
     В научной литературе принято понимать политический маркетинг и в узком смысле, как систему воздействия на избирателей с целью получениявласти.Также, стоит отметить определение французского политолога Д. Линдона[3]: «Политический маркетинг – это совокупность теорий и методов, которыми могут пользоваться политические организации и органы власти с двоякой целью – определить свои задачи и программы и повлиять на поведение граждан».
    Объектом моего исследования являются технологии политического маркетинга в современной России. Следовательно, предметом моего исследования являются особенности и способы реализации маркетингового подхода в избирательных кампаниях кандидатов в Президенты – В.В.Путина и М.Д.Прохорова на выборах 4 марта 2012 года.
    Гипотезами моего исследования являются следующие  утверждения:
    Программы кандидатов в президенты, не смотря на формальную идеологическую дифференциацию, нацелены на «всеобщность», как принцип технологии «хватай-всех». Это не столько сближает заявления кандидатов с требованиями «медианного избирателя», сколько провоцирует стратегию отказа от участия в политическом процессе.Политический продукт кандидатов в президенты на выборах 2012 года отражает две основные тенденции: объединения для стабилизации и разобщения для изменений. Первое –стратегия лидера гонки – второе – стратегии «догоняющих».Это приводит к когнитивным проблемам восприятия потребителя политического товара из-за отсутствия фиксации своей выгоды и оценки реальной «отдачи» политического выбора.Технологии кандидатов построены по принципу стремления к среднему результату, а не к лучшему или оптимальному, так как полезность политического продукта для его потребителя не слишком важна в силу того, что  проконтролировать качество его выбора очень сложно. Поэтому кандидатам удобнее работать с медианным избирателем, а не с массивом дифференцированных рациональных спросов, которые требуют четкого механизма агрегации и минимизации эффектов информационной асимметрии. Таким образом, теоретической основой работы стали исследования зарубежных авторов (О.Шонеси[4], Ф.Котлера[5], Р.Багоцци[6], П.Батлера[7], Э.Даунса[8]). Кроме того, в курсовой работе использовались материалы российских специалистов (Е.Морозовой[9], Е.Малкина[10], Р.Нуреева[11], Г.Почепцова[12], Э.Ожиганова[13]). Теоретическую часть методологии курсовой работы составило учебное пособиеДж.Б.Мангейма и Р.К.Рича[14]. Эмпирическую базу исследования составили аналитические и социологические данные российских и зарубежных исследовательских центров (ФОМ, Левада-центр, ВЦИОМ, MORI.).
    Основной целью исследования является выявление методик, технологий и особенностей избирательных кампаний кандидатов на выборах 4 марта 2012 года.
    Достижение обозначенной цели потребовало решить следующие задачи:
    Изложение теоретических основ в первой части работыПоиск экспертных мнений и эмпирических материалов ведущих исследовательских центров. Ознакомление с политическим продуктом: предвыборными программами кандидатов и Интернет-ресурсами – официальными сайтами кандидатов. Проанализировать избирательные кампании двух кандидатов при помощи  SWOT-анализа и сравнительного web-анализа.Представление экспертных оценок и данных социологических исследований в части исследования.Найти подтверждения / опровержения поставленным гипотезам.Сделать общий вывод по проделанной работе и проанализировать дальнейшие перспективы исследования в данной области. Курсовая работа состоит из введения, теоретической части и исследовательской, заключения, списка литературы из 38 источников, (из них 12 на английском языке). Теоретическая часть состоит из двух параграфов; исследовательская часть включаетв себядва параграфа. Общий объем курсовой работы составляет 36 страниц.
    В первой главе повествуется об основных этапах становления политического маркетинга в России, с помощью исторического метода, а также, описывается практическая адаптация политического маркетинга в деятельности российских партий и лидеров.И также дается общий анализ технологий президентских кампаний в России – для конкретизации теоретического аспекта изучаемой проблемы на современном этапе.
    Вторая глава курсовой работы представляет собой исследовательскую часть. В первом параграфе проделан SWOT-анализ предвыборных программ кандидатов, а также представлены мнения ведущих экспертов и данные социологических опросов. Во втором параграфе проделан сравнительный web-анализ официальных сайтов кандидатов, и представлены мнения аналитиков.
    В конце работы представлено заключение, где сделаны общие и основные выводы по данной работе, изложены основные положения, подтверждения (опровержения) поставленных гипотез,  а также критические сопоставления, анализ проделанной работы и оценены перспективы дальнейшего исследования.
    Для написания данной работы были задействованы различные источники информации. Использовались классические русскоязычные и англоязычные издания по общему маркетингу, кроме того особое внимание выделялось англоязычным специализированным изданиям по политическому маркетингу, а также электоральным исследованиям. В большой степени использовались ресурсы сети Интернет и специализированные журналы по политическому маркетингу.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Глава 1. ПОЛИТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ
    Основные этапы развития и становления политического маркетинга в России и за рубежом. В настоящее время такое понятие как политический маркетинг становится все более используемым как в научной, так и в практической деятельности в России и за рубежом.
    Однако само определение термина «политический маркетинг» в научной сфере до сих пор все еще не оформилось. В большей степени это касается сущностных отличий маркетинга как экономической категории от маркетинга в политической науке. Далее эти различия будут приведены.
    Работы, в которых анализировалась возможность применения маркетинговой теории к некоммерческим сферам деятельности, появились в западной науке в конце 60-х годов XX века. Среди авторов можно назвать классика теории маркетинга Ф. Котлера[15]. Он полагал, что цель политического маркетинга заключалась в удовлетворении потребностей аудитории общественно-политических организаций, государственных учреждений, а также религиозных объединений.
    Но сам термин «политический маркетинг» был использован впервые в 1957 году, американским политологом Стенли Келли [16] в работе посвященной анализу  профессионализации избирательных кампаний в США. Впервые явное использование методов в политике, которые мы теперь называеммаркетинговыми, датируются в своей истории 1920-м годом в Великобритании. Так, компания Saatchi&Saatchi [17] выпустила плакат – «Labourisn’tworking»[18] (в переводе:«Труд не работает») – после чего начали говорить о таком феномене как «политический маркетинг», и многие маркетологи пришли к мнению, чтоесть прямое перенесение их концепций и инструментов на политическую арену.
    В 60-70 гг. ХХ века концепция политического маркетинга получила свое дальнейшее развитие в работах французского социолога Пьера Бурдье[19], который ввел в практику политического дискурса категорию «политическое пространство», также в рамках его методологического подхода рассматривается процесс взаимодействия политических агентов друг с другом, в результате чего приобретается так называемый политический капитал. Если проанализировать это явление в рамках классических понятий политологии, то заметно существенное сходство с политическим продуктом, который образуется в результате маркетингового взаимодействия субъектов политики.
    В 70-е гг. ХХ века в научной литературе обосновывается мнение, что технологии маркетинга можно использовать в государственном управлении. Маркетинг напрямую связывается с менеджментом как способ воздействия на массовое поведение в условиях конкуренции. В частности, исследователь Г. Маузер[20] определил политический маркетинг как один из способов менеджмента. Но в то же время он называет его «технологией влияния на поведение масс».
    В России концепция политического маркетинга исследуется в работах Г. Дилигенского[21], В. Лапкина, Е. Морозовой[22], Д. Нежданова[23], Г.Почепцова[24]. В современной российской политической науке существенно повысился интерес к теории политического маркетинга: если раньше его элементы рассматривались в рамках политического PR, то современный подход определяет связи с общественностью в политической сфере, как составную часть практического направления в маркетинге.
    Политический маркетинг зарождался как применение маркетинговых инструментов в электоральной практике. В основном, принято считать что определения ПМ связаны с избирательным процессом. Поэтому специалисты в области политического маркетинга трактуют их по-разному. К понятию политического маркетинга существует несколько подходов:
    1) Политический маркетинг как технология «сбыта»
    2) Политический маркетинг как удовлетворение нужд избирателей
    Западные специалисты, воспринимающие политический маркетинг как технологию сбыта дают следующее определение:
    Политический маркетинг – это «импорт» в политику технологий продаж коммерческих товаров и использование современных технологий продвижения кандидата, партии и программы.
    Некоторые специалисты в области маркетинговой теории расширяют понятие политического маркетинга как «технологию сбыта». В работах таких исследователей можно увидеть своеобразные определения. К примеру, Харроп воспринимает политический маркетинг как не только политическую рекламу, партийно-политическую и избирательную трансляцию выступлений лидеров, но и как способ позиционирования на избирательном рынке[25].Каванавидитполитический маркетингкак предвыборную агитацию[26],т.е.какнабор стратегий и инструментов дляотслеживания иизученияобщественного мнения до и во времяизбирательных кампаний, а также, как разработкукоммуникационной кампании и оценку её воздействия.Аналогичное мнение выраженоСкаммеллом и Мареком  которые концептуализируют политический маркетингкак «сложный процесс, результаты серьезных усилий припричастностивсех факторов политики иполитической коммуникации»и подчеркивают, что «политический маркетинг являетсяобщимметодом «политической коммуникации», одним из своих средств.[27]По словам Марека: «Политическая коммуникация включает в себя весь процесс маркетинга, от предварительного исследования рынка к тестированию итаргетингу».[28]Следует отметить, что Марек признает, что основные направленияприменения политического маркетинга это имиджевые кампании и электоральные процессы.
    И на самом деле, продвижение «политического продукта» не столько информирует о продукте, сколько обосновывает желание его приобрести. Его задача – убедить покупателя в полезности сделки, а также укрепить в сознании любого клиента положительный вид о выбранном товаре. Внедряя среди клиентов радостную картинку необходимости товаров, промоушн толкает клиентов на приобретение.
    Поэтому, сторонники того, что политический маркетинг это необходимость для избирателей, дают следующее определение:
    Политический маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
    Политический маркетинг вполне можно описать как «удовлетворение нужд избирателей за счет обмена». Только обмен своеобразный. За потенциальное удовлетворение своих потребностей избиратели платят доверием, голосами на выборах. Такая модель была предложена австралийским профессором в области маркетинг-менеджмента АрономО’Кассом. Согласно этой модели, когда избиратели отдают свои голоса, значит сделка состоялась. В обмен на ихголоса, партии/кандидаты предлагают  лучшую политику правительства и после выборов.Таким образом, Арон  O’Касс[29] утверждает, что маркетинг может быть применен к политическим процессам, так как интерес состоит в том, как именно эти операции создаются, стимулируются и что они значат. Многие исследователи в области маркетинг-менеджмента соглашаются с АрономО’Кассом, и отмечают, что «обмен» как определение политического маркетинга представляется достаточно широким, чтобы включить все то, что обычно рассматривается в качестве политической науки.
    Также, исследователи в области политического маркетинга задались вопросом: А каковы различия между политическим и общим, коммерческим маркетингом? И ответ на этот вопрос предложили ученые из Манчестера Фил Харрис и Андрю Лок.
    Локом и Харрисом выделено семь основных различий между общим, коммерческим маркетингом и политическим маркетингом[30]:
    1. В отличие от любого другого решения о покупке, все избиратели делают свой выбор в тот же день. Кроме того, есть сходство между опросами общественного мнения и методами отслеживания последних брендов, но на основе фактических решений о покупке в политическом маркетинге за основу взяты в большей степени на гипотетические предположения. 2. Варианты голосования, в отличие от любого другого решения о покупке, в политическом маркетинге не имеет места прямого или косвенного расхода. Например, в период выборов мы делаем выбор, голосуем, но сами за это материально никак не расплачиваемся, т.е. выборы оплачиваются кандидатами, бюджетом и прочим. 3. У избирателей существуют коллективный выбор, то есть, покупая на политическом рынке, мы можем получить непреднамеренное благо. К примеру, выиграть может не тот кандидат, за которого проголосовал избиратель.  4. На выборах победитель получает все, особенно в таких странах, как Великобритания, где избирательная система "мажоритарная". 5. Политические партии и кандидаты рассматриваются как комплекс нематериальных продуктов, которые избиратели не могут разделять и, следовательно, они должны решить, по совокупности пакет. 6. Во многих странах (это относится к Великобритании) очень трудно сформировать нового и успешного кандидата. В то время как в маркетинге создать бренд всё таки можно. 7. В большинстве основных ситуаций маркетинга, бренд-лидеры как правило, всегда впереди. Хотя в коммерческом маркетинге, из-за неправильной маркетинговой политики брендовой компании по продаже товаров, впереди по продажам может быть и компания, не широко известная.
    Котлер также добавляет, что на политической арене, в отличие от коммерческого мира, всё также вяжется «с идеями, эмоциями, конфликтами и предвзятостями»[31]. Кроме того, O’Шонесси указывает, что «использование отрицательной рекламы не относятся к основному маркетингу».[32] В то время как в коммерческом маркетинге, отрицательная реклама может оказать и положительное воздействие и привести к достижению цели, а на политической арене иначе.
    Особенности понимания политического маркетинга в России Суммарный политический капитал определяется понятием «политическая мощь». Увеличение политической мощи определенного института (государства, муниципалитета, партии, политической коалиции, лобби и т.д.), элиты (политической, экономической, интеллектуальной и т.д.) или частного лица (политика, государственного деятеля, лидера общественного объединения, лидера бизнеса и т.д.) – вот центральная практическая задача политического маркетинга, реализация которой нуждается в разработке специальных теорий, выработке научно-обоснованных рекомендаций, приемов и технологий. Именно данную задачу и стремится решать политический маркетинг как научная дисциплина.
    Так, в частности Д. В. Нежданов полагает, что акторы политики в современной России уподобляются хозяйствующим субъектам в экономике и пытаются обеспечить максимальный политический капитал
    Нет сомнений, что электоральная аудитория также пытается получить как можно большее количество дивидендов от своего поведения, что свидетельствует о задействованном процессе рационального выбора. Далее действует принцип классической экономической теории, когда для того, чтобы твой товар покупали, необходимо продавать то, что востребовано покупателем, поэтому «любой производитель – как в бизнесе, так и в политике, в государственном управлении – должен знать, что требуется его потребителю» [8, С.10]. Все это приводит к тому, что политические субъекты начинают производить необходимый покупателю (населению) политический продукт. Что в свою очередь способствует снижению социальной напряженности и удовлетворению потребностей электората.
    Так, можно констатировать, что в настоящее время в России действует принцип самонастройки политического рынка, который обеспечивает возможность маркетинговой деятельности акторов политики. Тем не менее, следует отметить, что определенные пережитки командного управления в политической сфере сохранились до настоящего времени. В современных условиях нельзя говорить о классическом административном давлении, подобное регулирование обеспечивается с помощью использования эффективного управления политическими коммуникациями. Формирование определенной информационной повестки существенно влияет на «продаваемость» политического продукта. Это обусловливает специфику политического маркетинга на российском политическом поле, которая выражается в том, что зачастую его использование происходит на фоне недостаточно свободного участия субъектов политики в конкурентной борьбе, когда привлекательность для избирателей политического продукта того или иного актора, не обеспечивает победы в политической кампании.
    Таким образом, в целом политический маркетинг реализуется в качестве основной теории управления поведенческой моделью голосования, ориентированной на предсказание электорального поведения. Об использовании маркетинговых приемов и техник в политической сфере было сказано много. В настоящее время по данной проблематике издано множество публикаций, написанных политологами, маркетологами, специалистами в области коммуникаций. Тем не менее, понимание теоретических основ политического маркетинга все еще находится в процессе развития. Очевидно, что использование концепции политического маркетинга в качестве теоретической базы для открытий и междисциплинарных исследований без определения того, что именно содержит в себе эта концепция нецелесообразно. Так, например, термин политический маркетинг часто используется неправильно при анализе политической активности в качестве журналистского сленга, модного термина, который настолько привычен, что, кажется, уже и не требует определения или концептуальной дискуссии. Хотя в среднем за пятилетний период количество публикаций по данному вопросу составляет около 1500 публикаций (учитывая исключительно академические источники), и удивительно что в даже наиболее теоретизированных текстах мы не находим определения, концептуального пояснения сущности или рамок политического маркетинга. Необходимо подчеркнуть, что большинство современных публикаций о политическом маркетинге сфокусировано на такой сфере как теория менеджмента политического маркетинга.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Глава 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
    Предвыборная программа кандидатов в президенты на выборах 4 марта 2012 года: SWOT-analysis. Метод SWOT-анализа был изначально  разработан в  рамках  маркетинговых  исследований, но в настоящее  время  сохраняет  свое  значение  как  один  из  основных  приемов первичного  стратегического  анализа  позиционирования  компаний/партий/лидеров  на  рынке. На практике, метод SWOT-анализа активно используется в области бизнеса, финансов, а также, в политологических исследованиях. По  своим  исходным  установкам  SWOT-анализ  является клиент-ориентированным методом:  исследование  ситуации  происходит  «под  углом  зрения»  конкретного  актора.
    Название метода  является  аббревиатурой  четырех  английских  слов:
    • Strength —  сильные стороны;
    • Weakness — слабые стороны;
    •  Opportunities — возможности;
    • Threats — угрозы.
    Первые две позиции —  сильные и слабые стороны — связаны преимущественно с  позитивностью и негативностью ресурсной базы политического актора. 
    Вторые  две  позиции —  возможности и  угрозы —  связаны в  основном  со  структурированием  ситуации и  факторами  внешней  среды.
    Однако  основное  достоинство  SWOT-анализа  состоит  не  только в системной  характеристике  позиций  актора  по  указанным  выше признакам,  но и в комплексном  рассмотрении  сильных /слабых  сторон  актора через  призму  возможностей /угроз.  Это  делается с  помощью  специальной матрицы SWOT-анализа,  которую  иногда  еще  называют  матрицей первичного  стратегического  анализа.[33]
    Результаты SWOT-анализа предвыборных программ кандидатов В.В.Путина и М.Д.Прохорова представлены в таблицах 1,2. Критериями оценки сильных/слабых сторон содержания предвыборных кампаний, возможностей и угроз по методикеSWOT-analysisбыли выбраны:
    Strengths - Сильные стороны:
    Свобода СМИ/повышение эффективности их работы;Улучшение инфраструктуры;Увеличение заработной платы;Социальные гарантии государства;Значимость медицины/спорта для граждан;Энергосбережение;Развитие бизнеса/предпринимательства;Электронная инфраструктура управления (в органах государственной власти и местного самоуправления);Развитие науки;Изменение налоговой системы в сторону снижения ставок налогов и их дифференциации; Снижение роли государства в экономике. Weakness - Слабые стороны:
    Ограничение медиа-пространства;Увеличение бюрократического аппарата;Концентрация ресурсов лишь в «бюджетной» сфере;Слабая деятельность по формированию устойчивого среднего класса в России;Неверные критерии оценки бизнеса (по количественным показателям, а не по качественным изменениям на перспективу – нерациональный утилитаризм);Несбалансированность предложений по контролю государства и частными кампаниями (в различных сферах);Общие заявления, без конкретных программных проектов;Непродуманность социальной политики и роли граждан в самообеспечении социальных прав. Opportunities – Возможности
    Усиление/ уменьшение государственной власти, централизация/децентрализация;Улучшение инфраструктуры;Формирование стабильного платежеспособного спроса;Повышение качества жизни;Конкурентная экономика;Профессионализация сферы труда и науки;Новые акторы экономической и политической жизни страны Threats – Угрозы
    Тенденции к новому этапу нестабильности (неустойчивость экономики, снижение эффективности производства, рост инфляции);Ориентация на утилитаризм, а  не развитие гражданской культуры, установки на творческую основу труда, рациональный выбор);Отсутствие ссылок и показателей преодоления демографического кризиса и проблем в качестве жизни;Институциональная делигитимация (институт выборов, президентства, судопроизводства, реализации прав и свобод);Рост социальной и экономической дифференциации (поляризации) общества.  
    Таблица 1. Анализ предвыборной программы В.В.Путина на президентских выборах 4 марта 2012 года.[34]
    Strengths - Сильные стороны
    Weakness - Слабые стороны
    Меры по улучшению эффективности СМИ, в том числе за счет ограничения рекламы и пропаганды.Предложения по улучшению инфраструктуры, авто- и железных дорог.Увеличение платежеспособного спроса за счет роста зарплат бюджетников.Увеличения пособий и гарантий для семей с детьми как фактор борьбы с бедностью и стимулирующий  рождаемость.Развитие физкультуры и спорта, как положительный фактор к демографической ситуации.Расширение возможности инвалидов в работе с Интернетом. Меры по улучшению энергосбережения в сфере жилищного строительства.Создание инфраструктуры и новых возможностей для сельхозпроизводителей, в том числе для малого бизнеса.Автоматизация предоставления чиновниками услуг. Возможность злоупотребления медиа пространством в своих личных интересах по причине их ограничения и контроля.Увеличение бюрократической инфраструктуры как фактор, способствующий снижению эффективности деятельности госаппарата.Диспропорции в социальной базе  формирования среднего класса.Отсутствие стимулирующих программ (проектов), направленных на поддержание выгод для активного населения, с целью привлечение его в экономику, социальную сферу и развития гражданской культуры ответственности.Неэффективная оценка бизнес структур по количественным, а не качественным показателям.Коррупция на рынке ЖКХ.Отсутствие реальной экономической и ресурсной базы для реформирования налоговой системы. Opportunities - Возможности
    Threats - Угрозы
    Курс на усиление президентской власти. Меры по улучшению инфраструктуры способствуют открытию новых возможностей для бизнеса.Приток денежных средств на рынок за счет бюджетников увеличит в целом платежеспособный спрос.Улучшение здоровья и положительные сдвиги в демографии.  
     Неустойчивость экономики, из-за опоры на большой бизнес. Рост инфляции за счет увеличения зарплат и пенсий.В виду отсутствия честной конкуренции у крупного бизнеса, способствует снижению эффективности и производительности, уменьшит конкурентоспособность страны.Отсутствие кардинальных изменений в демографической политике.Злоупотребления, слабая система судопроизводства и нечестные выборы могут спровоцировать конфликты.Отказ от пенсионной реформы приведет к кризису в этой сфере и увеличению нагрузки на бизнес и средний класс.  
    Согласно опросу экспертов, проведенного аналитическим центром DeutscheWelle[35], документ под названием «Программа 2012 – 2018» , опубликованный 12 января на официальном сайте центра, был оценен избранными экспертами весьма критично. Учитывая специфику предвыборной программы В.В.Путина, многие аналитики расходятся во мнениях.
    Так, эксперт Московского Центра Карнеги, Лилия Шевцова, отмечает:
    «Если речь идет об участии Владимира Путина в очередных выборах, вернее - в очередном выборном маскараде, то, говоря о путинской программе, мы должны в первую очередь вспомнить «План Путина» 2007 года, который никто из путинских соратников не смог расшифровать» и  это - Президент без четкой программы, Президент-прагматик, прагматизм которого основывается на попытке избежать любого четкого акцента и любой ответственности за любое свое решение».
    А директор Центра имени Бертольда Бейца в Германском обществе внешней политики Александр Рар (AlexanderRahr) критикует отсутствие в путинской программе важного сигнала. По его мнению, кандидат в президенты пока «не совсем понял, что Россия изменилась», и что средний класс требует расширения демократических свобод. «Документу не хватает не поверхностных, а однозначных стратегических заявлений о том, что Россия движется в сторону демократии», - отметил эксперт. 
    Если обратиться к мнениюведущего эксперта Брюссельского центра «ЕС-Россия» Эберхарда Шнайдера (EberhardSchneider), то он дает следующие оценки:
    «Лишь одно место в опубликованном документе указывает на изменения во внутренней политике, связанные с протестами: «Нам нужно переосмыслить всю систему охраны общественных интересов, отказаться от ее чрезмерного репрессивного уклона. Такая ситуация деформирует наше общество, делает его морально нездоровым». Означает ли это, что в будущем в России можно будет выходить на политические демонстрации, не опасаясь применения силы со стороны полиции, пока неизвестно».
    В экспертном интервью с российским политическим деятелем Сергеем Митрохиным, проведенное информационными агентством «Интерфакс»[36], эксперт заявил: «Как минимум, Путин должен объяснить, почему озвученные в проекте тезисы не осуществлены до сих пор». При этом, С.Митрохин с осторожностью отнесся к тезису Путина о необходимости уйти от «чрезмерно репрессивного уклона системы охраны интересов общества». «Не верю, что это будет осуществлено, поскольку он привык руководить силовым путем», - подчеркнул оппозиционер. Часть разделов программы, касающихся внешней политики, Митрохин назвал «пиаром, ориентированным на традиционный электорат Путина».
    В свою очередь, глава Института Современного Развития (ИНСОР), политолог Игорь Юргенс, охарактеризовал тезисы предвыборной программы Путина как «несвоевременные». «Это правильные слова, когда страна находится в состоянии полнейшего штиля и стабильности, однако сейчас в таком состоянии она не находится», - мнение, представленное И.Юргенсом в статье «Путин может разочаровать своих сторонников» [37]. Политолог отметил, что в проекте не учтены протестные настроения значительной части российского общества. «Некоторые тезисы, включенные в проект программы, предлагались ранее, в том числе и нами, но сейчас нельзя не учитывать тех масс людей, которые выходили на улицы после парламентских выборов», - написал Игорь Юргенс.
     
    Таблица 2. Анализ предвыборной программы М.Д.Прохорова на президентских выборах 4 марта 2012 года[38].
    Strengths - Сильные стороны
    Weakness - Слабые стороны
    Повышение эффективности работы СМИ как бизнеса за счет уменьшения доли государства.Привлечение частного капитала для создания альтернативной инфраструктуры (дорог, аэропортов и т.п.).Конкретные меры по снятию социальной напряженности в обществе.Меры, способствующие проведению новой пенсионной реформы.Введение ежегодной диспансеризации способствует улучшению показателей здоровья населения.Переход к частично плановой экономике.Конкретные меры по развитию бизнеса в России.Уменьшение участия государства в экономике, автоматизация и упрощение многих процедур способствует  повышению конкуренции.Развитие прикладных наук.Снижение налоговых ставок для производителей.  
    Отсутствуют конкретные предложения по борьбе с монополиями в медиа-пространстве.—Полный отказ от государственной поддержки предприятий, в том числе градообразующих.Проведение приватизации государственных корпораций.В программе отсутствуют меры по стимулированию и поддержке малого бизнеса.Отсутствие планов по участию государства в улучшении значимых объектов, передача капитала в руки частного сектора (инфрастуктура, турбопровода и т.д.)Предложения по отмене федеральных программ, рассчитанных на несколько лет, что не позволит реализовывать стратегически важные направления.Передача ответственности за пенсионные накопления и медицинское страхование в руки населения может способствовать полной потери социальных гарантий. Opportunities - Возможности
    Threats - Угрозы
    Уменьшение роли государства и проведение мер  по децентрализации.Рост конкурентоспособности экономики на международной арене за счет управления инфраструктурой, энергетическими и др. ресурсами крупными производителями.Новый виток развития капитализма в России, который выведет новых игроков на сцену и укрепит платежеспособность населения.Проведение пенсионной реформы.Повышение ценности профессиональных знаний.Ослабление института Президентства может привести к нестабильности и потере контроля над государством.Практически полное подчинение интересов государства решениям представителей крупного бизнеса.Ориентация на «олигархическую» экономику, которая главной целью видит выгоду, а не развитие человеческого потенциала.Усугубление социальной напряженности и недовольства.Развитие капитализма может привести к очередному разделу собственности. Журнал Forbes организовал круглый стол из нескольких экспертов, на тему «Что сулит Михаилу Прохорову его новая предвыборная программа?»[39]и представил экспертные мнения ведущих политологов. Так, мнение Президента фонда «Петербургская политика»Михаила Виноградова:
    «Никакого единого текста пока не получается. Это писалось в форме оппонирования Путину, что логично, но в целом ощущение, что у Прохорова в команде нет адекватной фигуры, отвечающей за то, что хорошо, а что плохо, что логично, а что абсурдно, после обнародования тезисов только закрепилось».
    Обращаясь к специалисту в этой области, директору Центра Исследований Постиндустриального Общества,  Владиславу Иноземцеву, который дает следующие оценки:
    «В программе «Правого дела» при Прохорове было много слов о державности, новой индустриализации, государственных программах, что напоминало совершенно не «правую» позицию. Кампания, на мой взгляд, будет выиграна тем, кто перестанет «якать». Проблема Зюганова, Жириновского и даже Путина будет в том, что, несмотря на своюхаризматичность, это будут политики, действующие в условиях выжженного поля. Их партии, их окружение, их команды сторонников — все ориентированы на единого лидера, на которого молятся и смотрят снизу вверх».
    Экспертное мнение Сергея Белановского, директора по исследованиям Центра Стратегических Разработок:
    «Если идти конкретно по обнародованным тезисам программы, то, прежде всего, обращает на себя внимание их эклектичность. В целом ряде тезисов, как, например, про налоговую систему, он выступает по сути как чиновник (этот тезис больше подошел бы для каких-нибудь совещаний в правительстве и т.д). Тоже касается тезиса про землю и сельское хозяйство и т.д. То есть, довольно много тезисов написано языком чиновника и с точки зрения чиновника. Это не означает, что они неправильные, но с людьми так объясняться нельзя, потому что люди мыслят иначе, с позиции своих интересов и убеждений.
    Еще часть тезисов программы представляет собой чистый популизм. Например, сокращение числа госслужащих на 30%. Люди у нас уже давно привыкли, что такие обещания у нас либо не выполняются, либо власть об их выполнении отчитывается, но непонятно выполнены они или нет».
    Основные выводы SWOT-анализа и мнение экспертов подтверждаются и социологическим данными:
    По данным ВЦИОМ, в среднемесячном срезе до выборов показатель одобрения деятельности премьер-министра Путина демонстрировал стабильность (60-61%), в первую неделю декабря уровень поддержки составлял 51%[40]. Директор ВЦИОМ Валерий Федоров отметил, что рейтинг Путина претерпел «аномальное снижение в первую послевыборную неделю декабря». «Именно тогда было больше всего вопросов, критики, жесткой в том числе, по поводу того, как прошли выборы, как на них выступила партия власти, это дало и негативный эффект для Владимира Путина», — отметил В.Федоров.
    В конце новогодних каникул ВЦИОМ отмечает рост электорального рейтинга Путина (респондентов спрашивали:«Если бы в ближайшее воскресенье проводились президентские выборы, то за кого из этих кандидатов Вы бы, скорее всего, проголосовали?») до 48%.
    Опрос ВЦИОМ от 20 января[41] с закрытым вопросом со списком участников президентской гонки показал, что за Путина готовы проголосовать 52%. В сравнении с тем, что официальный рейтинг М.Прохорова составлял— 2-4%.
    Так, по данным Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), от 14-15 января, рейтинг Владимира Путина равнялся 45%. При этом рейтинг Михаила Прохорова был примерно таким же, как у ВЦИОМ - 1 % [42].
    Участникам опроса аналитического центра Юрия Левады задавали открытый вопрос, когда список кандидатов не предлагается, и люди сами называют предпочтительного кандидата. Опрос проводился 20-23 января 2012 года[43] по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек не моложе 18 лет в 130 населенных пунктах 45 регионов. Статистическая погрешность не превышает 3,4%, и рейтинг Владимира Путина составил 37%, а у Михаила Прохорова 2%.
    Таким образом, можно выделить слабые и сильные стороны предвыборных программ В.Путина и М.Прохорова. В целом, как отмечают эксперты, основным преимуществом программы В.Путина является его ориентированность на «медианного избирателя», т.к. все конкретные предложения и меры по решению отдельных вопросов представляют собой среднюю величину, поскольку отсутствует упор на определенную идеологию или политическую позицию. Данный аспект является одним из важнейших вопросов в позиционировании кандидата, и, по мнению экспертов, кандидат, предложивший программу по модели «медианного избирателя» в итоге выигрывает на выборах и получает большинство голосов.Так, данные социологических исследований показали высокие рейтинги В.Путина, до 62%. Данные факты и цифры, могут быть подтверждением того факта, что программы В.Путина и М.Прохорова, имеют общую тенденцию. По мнению вышеупомянутого экспертного сообщества, ориентация программ обоих кандидатов строятся по принципу технологии «хватай-всех». Так например, в программе М.Прохорова можно найти пункты, которые ориентированы на молодое поколение, и в то же время, присутствуют пункты, ориентированные на поддержку старшего поколения. Данная позиция может быть подтверждена словами М.Прохорова, заявленными в предисловии к присоединению поддержкикандидата: «Моя программа будет близка всемизбирателям, а особенно тем, кто хочет сам решать судьбу своей страны, своего города, своего района»[44].
    Основным недостатком политической программы В.Путина является отсутствие конкретного «мэсседжа», это выражается в том, что некоторые пункты не содержат конкретики или противоречивы. А слабостью программы Прохорова, аналитики называют позицию обращения кандидата к избирателям – «Прохоров обращается с позиций чиновника», и данный фактор приводит к не восприятию электоратом кандидата, как «своего» человека.
    При анализе данного политического продукта, важно отметить то, что вышеупомянутые эксперты ссылаются во многом и на целостное восприятие кандидата, его позиционирование на политическом рынке,на возможность реализации пунктов представленной программы, а также, на факты исполненных обещаний кандидатом.
    Интернет-кампания кандидатов в президенты на выборах 4 марта 2012 года: сравнительный web-анализ официальных сайтов. Существует большое количество способов для анализа сайтов, соответственно, каждый метод имеет свои цели. Наиболее распространенными методами в этой области являются  количественный и качественный контент-анализ, реже используется структурный контент-анализ и его модификации. В своем исследовании я провела сравнительный web-анализ официальных сайтов кандидатов в Президенты России на выборах 4 марта 2012 года, который представлен в Таблице 3. Суть метода заключается в том, что необходимо выработать аспекты (разделы) сайта, на основе которых будет проведен сравнительный анализ. Основное преимущество метода заключается в том, что метод помогает увидеть различные сильные и слабые стороны, того или иного политического продукта.
     
    Таблица 3. ОФИЦИАЛЬНЫЕ САЙТЫ В.В.Путина и М.Д.Прохорова[45]: сравнительный web-анализ.
    Разделы
    Сайт В.Путина http://putin2012.ru
    Сайт М.Прохорова http://mdp2012.ru
    Программа «Программа 2012-2018» является первым разделом сайта, содержание программы состоит из 5 пунктов.
    Программа «Настоящее будущее», представлена в виде 10-ти последовательных пунктов, в конце которых представлены«Выводы».
    Биография Данный раздел состоит из нескольких подразделов: «Начало: Детство» и  десятилетия с 1960-2010 гг. Биография сопровождается фотографиями, а также, представлены биографии родителей кандидата. Сфера интересов и опыта представлена в отдельных разделах, с соответствующими названиями; «Интересы», «Опыт».
    На сайте, данный раздел называется «О кандидате», в нём представлены также фотографии, интересы, увлечения и опыт М.Прохорова в целом.
    СМИ-публикации кандидата «Авторские статьи Путина» - такое название носит данный раздел, располагающийся на главной странице сайта. В нём представлены 7 текстов опубликовынными от имени В.Путиным в СМИ. Формат просмотра – на главной странице, отдельной вкладки данный раздел не предусматривает.
    Данный раздел отсутствует. На данном сайте предусмотрены только «Агитационные материалы» с возможностью их просмотра, которые являются результатом работы М.Прохорова и его штаба.
    Мнение СМИ о кандидате Данный раздел называется «Народное мнение», из-за технических проблем, данный раздел не доступен.
    «СМИ о Прохорове» - состоит из 6-ти страниц, и статьи представлены в виде логотипа медиа-агенства и названия публикации, сюда включены также материалы интервью с кандидатом.
    Интерактивные файлы: фотогалерея, аудио, видео На сайте В.Путина, разделы интерактивного плана, являются подразделом «Событий», т.е. имеется возможность просмотреть события – на фотографиях и видео, и прослушать события. Также, представлена возможность отдельных «фотографий для скачивания», предназначен для СМИ и желающих использовать официальные материалы кандидата на своих ресурсах.
    Разделы «Фото» и «Видео» представляют официальные материалы из каждого события, т.е. события можно просмотреть как в фото-формате, так и в видео. Раздел с аудиоматериалами отсутствует.
    Центр информации: события, штаб, доверенные лица В разделе «Центр информации» представлен «Календарь событий», «Фото для скачивания», список доверенных лиц, в алфавитном порядке, и сведения о народном штабе. Народный штаб представлен в виде списка представителей В.Путина по регионам России.
    Каждый раздел «События», «Доверенные лица», «Пресс-центр», «Общественные приемные» имеет отдельную страницу. События представлены в виде фото и видео; Доверенные лица представляют собой таблицу, с указанным регионом, городом, адресом, контактными данными и списком фамилий доверенных лиц в данном регионе. Раздел «Общественные приемные» сделан по такому же принципу, и располагается в самом низу сайта.
    Обратная связь На главной странице, большими буквами представлено: «Изменим Россию вместе: предложения В.Путину», в предложениях, посетителю сайта предлагается выбрать определенную область предложения от Внешней политики до Судебной системы, и затем написать своё предложение по данному вопросу. Все предложения находятся в открытом доступе и представлен рейтинг самых популярных предложений.
    Данный раздел носит название «Поддержи кандидата: Онлайн Россия за Прохорова», где представлены ссылки на аккаунты кандидата в социальных сетях: Вконтакте.ру, Facebook, Twitter, Youtube, ЖЖ. А также, посетителям сайта предлагается подписка на новости от М.Прохорова. На сайте имеется также раздел «Вопросы и ответы», на котором представлены ответы М.Прохорова на популярные вопросы журналистов и граждан.
    Он-лайн возможности В этом разделе сайт В.Путина плохо развит, единственный пункт – «Изменим Россию вместе: предложения В.Путину»[46].
    На сайте М.Прохорова открыта общественная приемная для вступления в партию, посетителям необходимо заполнить специальную форму и отправить заявку, и имеется возможность отправки заявки для того, чтобы стать «Региональным лидером штаба М.Прохорова». Также, на сайте представлено голосование за имя новой партии, и ссылки в социальных сетях.
    Оформление сайта Сайт В.Путина сделан в патриотическом стиле – везде присутствует цвет российского триколора, также, официальные документы имеют символику «Общероссийский народный фронт».
    Сайт В.Прохорова оформлен в стиле модерн – серый фон и главный логотип сайта – буква П, сделанная в дизайнерском стиле.
    Техническое оснащение и удобство сайта Сайт В.Путина выполнен в классическом стиле, без различных новшеств Интернет ресурсов. Сайт удобен для всех категорий населения – от молодежи до лиц пожилого возраста, поскольку размер шрифта соответствующий.
    Практически везде, на сайте кандидата представлена статистика, начиная от количества отправленных заявок о вступлении в партию, заканчивая числом подписчиков Прохорова в социальных сетях. Сайт Прохорова в техническом оснащении имеет много преимуществ – почти каждый раздел имеет отдельную вкладку, версия сайта доступна в мобильном варианте – в специальном приложении для телефонов, что принципиально новый шаг в развитии Интернет-кампании. Имеется также англоязычная версия сайта.
    Ссылки и сайты Сайт кандидата имеет дополнительную структуру: ссылка на сайт Общероссийского народного фронта, и лично подконтрольные Путину программы: ссылки на сайты программ «Амурский тигр»,  «Белуха - Белый кит», «Ирбис – Снежный барс» и ссылка на программу «Белый медведь».
    ДополнительныхИнтернет-источников к сайту М.Прохорова не прилагается.
     
    Так, на основе проделанного сравнительного анализа сайтов, можно сделать следующие выводы.
    В техническом оснащении сайт М.Прохорова сделан более эффективно, поскольку присутствуют современные методы использования сайта, как например, мобильные приложения для телефонов, наличие версий документов для печати, представлена статистика сайта. Также, хорошо налажена обратная связь на сайте у М.Прохорова, поскольку представляет множество он-лайн возможностей, таких как, вступление в партию, отправка заявки на становление региональным лидером, участие в голосовании за имя новой партии под руководством М.Прохорова. В сравнение, на сайте В.Путина представлена только одна такая возможность, это отправка своих предложений по изменению конкретных проблем в России.
    Наиболее значимым аспектом является сама структура сайта, которая позволяет быстро находить необходимую информацию. На этот аспект, сделан упор у В.Путина, поскольку сайт оснащен большим количеством разделов, распределенным по конкретной теме. Здесь можно привести также преимущество размера шрифтов на сайте В.Путина – все буквы большие и яркие, тем самым, удобно просматривать информацию и старшему поколению. В то же время, как у М.Прохорова наблюдается объединение нескольких разделов в один и наличие маленького шрифта на сайте, тем самым, создавая неудобство для пользователей, особенно, старшего поколения. В свою очередь, у М.Прохорова предоставляется возможность просмотра сайта в англоязычном варианте, что является удобным для иностранных пользователей.
    В целом, сайты кандидатов имеют свои преимущества и новшества, которые дают четкое представление, о позиционировании кандидата. Исходя из этого, можно сказать, что М.Прохоров является наиболее продвинутым и современным кандидатом, «новичком», опирающегося на все слои населения. А кандидат В.Путин, представляется наиболее классическим кандидатом, «своим человеком», о чем может свидетельствовать оформление сайта в российском триколоре.
    Стоит отметить, что наиболее эффективным сайтом, по рекламе кандидата, является сайт В.Путина. В подтверждение данного тезиса, можно привести в пример, дополнительные сайты благотворительных программ. Они является весьма эффективным пунктом в Интернет-кампании Путина, поскольку  пользователь можно перейти на сежные сайты, увидеть там множество фотографий, статей о В.Путине, которые позиционируют кандидата, как «лидера нации», т.е. человека, который активно участвует в реальных событиях России, не только политических.
     
     
     
     
     
     
    Заключение
    Исследования в области политического маркетинга в настоящее время зарекомендовали себя как суб-дисциплина коммерческого маркетинга. Наблюдается значительный рост количества ученых статей, книг, научной литературы  по политическому маркетингу во всем мире. Проводятся многочисленные исследования, тексты зарубежной литературы активно переводятся, совершенствуются маркетинговые методы,применяемые к политике, разрабатываются стратегии и новые технологии.
    В наши дни политический маркетинг рассматривается, прежде всего, как способ рационализации избирательных кампаний, их экономного проведения с целью получения наилучшего соотношения затрат и прибыли. Важно отметить, что концепцию политического маркетинга принимают не все политологи, поскольку считают, что политика не должна приравниваться к бизнесу. Здесь необходимо не только получать дивиденды от политики и «продвигать» кандидатов, но и принимать реальные, эффективные решения для общества. Но, в любом случае, в политике ничего не обходится дешево, ведь выборы – это дорогостоящий механизм. Ностальгируя по «старым, добрым» временам, эксперты вспоминают легендарный пример с Авраамом Линкольном, выдвинувшим в 1846 г. свою кандидатуру на выборы в Конгресс США. Денег у будущего президента не было, и друзья пожертвовали на его избирательную кампанию 200 долларов. Победив, щепетильный Линкольн в тот же день вернул друзьям оставшиеся неизрасходованными 199 долларов и 25 центов. Недостающие 75 центов были потрачены на покупку бочонка сидра, которым и отпраздновали победу.
    Таким образом, концепция проведения предвыборной агитации, опирающаяся на разработки и достижения коммерческого маркетинга это и есть в общем плане политический маркетинг. Сторонники политического маркетинга считают, что кандидат — это «товар», который необходимо как можно более успешно «продать». Методы и инструменты ведения предвыборной агитации представители этой концепции также позаимствовали у коммерческого маркетинга. Побеждает, по мнению представителей этой концепции, тот, чья программа наиболее полно и точно удовлетворяет нужды округа, чей имидж наиболее всего отвечает чаяниям и ожиданиям избирателей. Поэтому большое значение имеют электоральные исследования, позволяющие выявить проблемы округа, психологию избирателя, ожидания каждого социального слоя. Вся продукция, все публикации должны быть тщательно проработаны, протестированы на фокус-группах. Большое внимание уделяется имиджу кандидата,его публичному облику. В ходу также такие понятия как позиционирование, обратная связь с избирателями, политическая реклама, известность. Широкое хождение имеют адаптированные экономические и маркетинговые модели, такие как «затраты-выпуск», «SWOT-анализ», сравнительный анализ и пр.
    Главный итог курсовой работы – это успешное подтверждение выдвинутых гипотез. В процессе проведения анализа предвыборных кампаний кандидатов, было проведено сопоставление собственных выводов с мнениями экспертов и подтверждены данными аналитических центров. Вышеупомянутые эксперты выделили, что нацеленность программ обоих кандидатов строится по принципу «всеобщности», т.е. ориентации на широкий круг избирателей, тем самым, используя технологию «хватай-всех».
    Вторая гипотеза, о тенденции избирательных кампаний кандидатов, нашла отражение в мнениях экспертов, и данных опросов общественного мнения. Так, было обнаружено, что тенденция кампании В.Путина ориентирована на «объединения для стабилизации», то есть стратегия лидерского типа. Конкретные подтверждения присутствуют как в предвыборной программе, так и в элементах Интернет-ресурса. Следовательно, тенденцией кампании М.Прохорова можно назвать «разобщение для объединения», как стратегия кандидата «догоняющего» гонку выборов. Этот факт обоснован тем, что сам кандидат М.Прохоров позиционирует себя и создание новой партии под лозунгом « мы опираемся на регионы», и факт «оппонирования» В.Путину, является также подтверждению факта «догоняющего» кандидата.
    Третья гипотеза, о стремлении кандидатов к среднему результату, а не к лучшему или оптимальному, была подтверждена благодаря данным опросов, проведенных ведущими аналитическими центрами. Так, рейтинг В.Путина составлял максимум 63%, а рейтинг М.Прохорова – до 5%. Исходя из этого, можно отметить, что  кандидаты работали преимущественно с медианным избирателем, а не с массивом дифференцированных рациональных спросов, которые требуют четкого механизма агрегации и минимизации эффектов информационной асимметрии.
    В целом, все выбранные методы для проведения исследования, оправдали себя и показали наиболее четкую картину того, как на самом деле проводились избирательные кампании двух кандидатов, и таким образом, показали научные результаты для подтверждения выдвинутых гипотез. Можно отметить, что для каждого кандидата, были свои возможности для реализации кампании, а также, присутствовали угрозы со стороны внешней среды, оказавшие немалое значение на ход выборов в целом. При помощи данных методов, удалось выявить наиболее сильные и слабые стороны предвыборных кампаний кандидатов, при учете используемых технологий и специфики конкуренции среди кандидатов. В этом видится полезность проделанной исследовательской работы и перспектива для будущих исследований в этой области.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Список использованной литературы и источников
    Ильясов Ф. Политический маркетинг: Искусство и наука побеждать на выборах. - М.: Издательство ИМА-Пресс, 2000.Bagozzi, R.P. (2007), «Marketing as exchange», Journal of Marketing, Vol. 39 No. 4, October.Ландреви Ж., Леви Ж., Линдон Д. «Меркатор. Теория и практика маркетинга в двух томах» М.: МЦФЭР,2006. - 1176 с.O’Shaughnessy, N. (2008), The Phenomenon of Political Marketing, Macmillan, Basingstoke.Филип Котлер. Основы маркетинга. Перевод с английского В. Б. Боброва. М., - Изд. «Прогресс», 1991.Bagozzi, R.P. (2007), «Marketing as exchange», Journal of Marketing, Vol. 39 No. 4, October. Butler, P. and Collins, N. (2008), «Political marketing: structure and process», European Journal of Marketing, Vol. 28 No. 1.Даунс, Э. Комментарий в отношении экономических теорий поведения правительства // Вестник Московского Университета. Серия 12.Политические науки. – 2006. – № 3. – С. 57.Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. – М.: РОССПЭН, 1999Малкин, Е. Политические технологии / Е. Малкин, Е. Сучков. – М.: Русская панорама, 2008. – 680 с.Нуреев, Р.М. Теория общественного выбора: курс лекций. – М.: ГУВШЭ, 2005. – 531 с.Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. - М.: Ваклер, 1999.Ожиганов, Э.Н. Моделирование и анализ политических процессов. –М.: Изд-во РУДН, 2006. – 189 с.МангеймДж.Б., Рич Р.К. Политология: Методы исследования. – М.: Издательство «Весь Мир», 1997. – 544 с.Kotler Ph. Marketing Management. – Paris, 1968.Stanley Kelley Jr. Professional public relations and political power. Baltimore, Md.: JohnsHopkinsPress, 1957.Бурдье, Пьер. Социология социального пространства / Пер. с франц. ; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. — М. : Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. — 288 с.Mauser, G. Political marketing: An approach to campaign strategy. New York: Praeger, 1983. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология: Учеб.пособие для высш. учеб. заведений / Институт "Открытое общество". - М.: Наука, 1994Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. –М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 1999. – 247 с.Нежданов Д.В. Политический маркетинг: вчера, сегодня, завтра. - СПб., 2004; Почепцов Г.Г. Как становятся президентами: Избирательные технологии XX века. Киев: Знание, 1995.Harrop M. (1990) Political marketing. Parliamentary Affairs, vol. 43, pp. 277-291 Kavanagh D. (1996) New campaign communications: consequences for political  parties. Harvard International Journal of Press and Politics, vol. 1, no. 3, pp. 60-76 Maarek P. J. (1995) Political marketing and communication. London: John Libbey& Co.Scammell M. (1999) Political marketing: lessons from political science. Political Studies, vol. 47, pp. 718-739.Aron O’Cass, (1996) "Political marketing and the marketing concept", European Journal of Marketing, Vol. 30 Iss: 10/11, pp.37 – 53. Lock A. and Harris P. (1996) Political marketing – vive la difference. European  Journal of Marketing, vol. 30, no. 10-11, pp. 21-31.Результаты экспертного опроса медиа-центра DeutscheWelle/[Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.dw.de/dw/article/0,,15664480_page_0,00.html – свободный.Интервью С.Митрохина и других экспертов для информационного агенства «Интерфакс» /[Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.interfax-russia.ru/print.asp?id=286148&type=view – свободный.Аналитическая статья И.Юргенса «Путин может разочаровать своих сторонников» ИНСОР/[Электронный ресурс]// Режим доступа: http://rus.postimees.ee/754700/putin-mozhet-razocharovat-svoih-storonnikov/ - свободный.Круглый стол экспертов М.Виноградова, В.Иноземцева, С.Белановского на тему «Что сулит Прохорову его предвыборная программа?» /[Электронный ресурс]// Режим доступа:  http://www.forbes.ru/sobytiya/vlast/78160-chto-sulit-mihailu-prohorovu-ego-novaya-predvybornaya-programma -  свободный.Данные Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ) от 21.12.11/[Электронный ресурс]// Режим доступа:  http://wciom.ru/index.php?id=269&uid=112224 – свободный.Данные Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ) от 20.01.12/[Электронный ресурс]// Режим доступа:  http://wciom.ru/index.php?id=269&uid=112563 – свободный.Данные Фонда Общественного Мнения (ФОМ) от 15.01.12 /[Электронный ресурс]// Режим доступа: http://fom.ru/tag/otnoshenie-k-vlasti - свободный.Опрос Левада-центра от 20.01.12 /[Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.levada.ru/01-02-2012/reitingi-politikov-vyvozi-menya-krivaya-ya-na-privyazi - свободный.Официальный сайт Владимира Путина /[Электронный ресурс]// Режим доступа: http://putin2012.ru– свободный.Официальный сайт Михаила Прохорова/[Электронный ресурс]// Режим доступа: http://mdp2012.ru – свободный. [1] Органы власти, эксперты, политические технологи, гражданское общество и т.д.
    [2] Ильясов Ф. Политический маркетинг: Искусство и наука побеждать на выборах. - М.: Издательство ИМА-Пресс, 2000.
    [3]См.: Bagozzi, R.P. (2007), «Marketingasexchange», JournalofMarketing, Vol. 39 No. 4, October; ЛандревиЖ., ЛевиЖ., ЛиндонД. «Меркатор. Теория и практика маркетинга в двух томах» М.: МЦФЭР,2006. - 1176 с.   [4] O’Shaughnessy, N. (2008), The Phenomenon of Political Marketing, Macmillan, Basingstoke.
    [5]Филип Котлер. Основы маркетинга. Перевод с английского В. Б. Боброва. М., - Изд. «Прогресс», 1991.
    [6]Bagozzi, R.P. (2007), «Marketing as exchange», Journal of Marketing, Vol. 39 No. 4, October
    [7] Butler, P. and Collins, N. (2008), «Political marketing: structure and process», European Journal of Marketing, Vol. 28 No. 1.
    [8]Даунс, Э. Комментарий в отношении экономических теорий поведения правительства // Вестник Московского Университета. Серия 12.Политические науки. – 2006. – № 3. – С. 57.
    [9]Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. – М.: РОССПЭН, 1999
    [10] Малкин, Е. Политические технологии / Е. Малкин, Е. Сучков. – М.:
    Русская панорама, 2008. – 680 с.
    [11] Нуреев, Р.М. Теория общественного выбора: курс лекций. – М.:
    ГУВШЭ, 2005. – 531 с.
    [12]Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. - М.: Ваклер, 1999.
    [13]Ожиганов, Э.Н. Моделирование и анализ политических процессов. –
    М.: Изд-во РУДН, 2006. – 189 с.
    [14]Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология: Методы исследования. – М.: Издательство «Весь Мир», 1997. – 544 с.
    [15]Kotler Ph. Marketing Management. – Paris, 1968.
    [16]Stanley Kelley Jr.Professional public relations and political power. Baltimore, Md.: JohnsHopkinsPress, 1957. [17]Saatchi&Saatchi – крупнейшее рекламное агенство в мире до 1995 года. /[Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.saatchi.com/ - открытый.
    [18]March 30 1979: The Prime Minister last night issued his battle orders to the Labour Party for the May 3 General Election. /[электронныйресурс]// Режимдоступа: http://politics.guardian.co.uk/election2001/images/0,,449826,00.html/ - свободный.
    [19]Бурдье, Пьер. Социология социального пространства / Пер. с франц. ; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. — М. : Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. — 288 с.
    [20]Mauser, G. Political marketing: An approach to campaign strategy. NewYork: Praeger, 1983.
    [21]Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология: Учеб.пособие для высш. учеб. заведений / Институт "Открытое общество". - М.: Наука, 1994
    [22]Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. –М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 1999. – 247 с.
    [23]Нежданов Д.В. Политический маркетинг: вчера, сегодня, завтра. - СПб., 2004; 
    [24]Почепцов Г.Г. Как становятся президентами: Избирательные технологии XX века. Киев: Знание, 1995. 
    [25]Harrop M. (1990) Political marketing. Parliamentary Affairs, vol. 43, pp. 277-291
    [26]Kavanagh D. (1996) New campaign communications: consequences for political  parties. Harvard International Journal of Press and Politics, vol. 1, no. 3, pp. 60-76
    [27]Maarek P. J. (1995) Political marketing and communication. London: John Libbey& Co.
    Scammell M. (1999) Political marketing: lessons from political science. Political Studies, vol. 47, pp. 718-739
    [28]См. сноску27.
    [29]Aron O’Cass, (1996) "Political marketing and the marketing concept", European Journal of Marketing, Vol. 30 Iss: 10/11, pp.37 – 53. 
    [30]Lock A. and Harris P. (1996) Political marketing – vive la difference. European  Journal of Marketing, vol. 30, no. 10-11, pp. 21-31.
    [31]Kotler P. and Kotler N. (1999). Political marketing: generating effective  candidates, campaigns, and causes. In Bruce I. Newman (ed.) Handbook of  political marketing. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, pp. 3-18
    [32]O’ Shaughnessy N. (1999) Political marketing and political propaganda. In Bruce I. Newman (ed.) Handbook of political marketing. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, pp. 3-18
    [33] По материалам учебного пособия Дж.Мангейма и Р.Рича «Политология: методы  исследования». М., 1997.
    [34] Текст Предвыборной программы Всероссийской политической партии «Единая Россия» (на выборах Президента России 4 марта 2012 года) /[Электронный ресурс]// Режим доступа: http://putin2012.ru/program -свободный.
    [35] Результаты экспертного опроса медиа-центра DeutscheWelle/[Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.dw.de/dw/article/0,,15664480_page_0,00.html – свободный. [36] Интервью С.Митрохина и других экспертов для информационного агенства «Интерфакс» /[Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.interfax-russia.ru/print.asp?id=286148&type=view – свободный.
    [37] Аналитическая статья И.Юргенса «Путин может разочаровать своих сторонников» ИНСОР/[Электронный ресурс]// Режим доступа: http://rus.postimees.ee/754700/putin-mozhet-razocharovat-svoih-storonnikov/ - свободный.
    [38] Текст Предвыборной Программы кандидата в Президенты России М.Д.Прохорова  /[Электронный ресурс]// Режим доступа: http://mdp2012.ru/program/ - свободный.
    [39] Круглый стол экспертов М.Виноградова, В.Иноземцева, С.Белановского на тему «Что сулит Прохорову его предвыборная программа?» /[Электронный ресурс]// Режим доступа:  http://www.forbes.ru/sobytiya/vlast/78160-chto-sulit-mihailu-prohorovu-ego-novaya-predvybornaya-programma -  свободный.
    [40] Данные Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ) от 21.12.11/[Электронный ресурс]// Режим доступа:  http://wciom.ru/index.php?id=269&uid=112224 – свободный.
    [41] Данные Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ) от 20.01.12/[Электронный ресурс]// Режим доступа:  http://wciom.ru/index.php?id=269&uid=112224 – свободный.
    [42]Данные Фонда Общественного Мнения (ФОМ) от 15.01.12 /[Электронный ресурс]// Режим доступа: http://fom.ru/tag/otnoshenie-k-vlasti - свободный.
    [43] Опрос Левада-центра от 20.01.12 /[Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.levada.ru/01-02-2012/reitingi-politikov-vyvozi-menya-krivaya-ya-na-privyazi - свободный.
    [44]« Вступить в партию М.Прохорова. Вступительное слово». /[Электронный ресурс]// Режим доступа: http://mdp2012.ru/join/ - свободный.
    [45] Официальные сайты кандидатов на президентские выборы 4 марта 2012 года: Сайт Владимира Путина /[Электронный ресурс]// Режим доступа: http://putin2012.ru– свободный.
    Сайт Михаила Прохорова/[Электронный ресурс]// Режим доступа: http://mdp2012.ru – свободный.
    [46] См. Таблица 3 раздел Сайт В.Путина http://putin2012.ru, пункт 8 «Обратная связь».
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Анализ применения политического маркетинга на президентских выборах Российской Федерации 4 марта 2012 года ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.