Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Проблема мудрости человека в творчестве Эразма Роттердамского и Мишеля Монтеня

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Проблема мудрости человека в творчестве Эразма Роттердамского и Мишеля Монтеня
  • Предмет:
    Философия
  • Когда добавили:
    14.07.2014 17:05:01
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
    Введение ………………………………………………………………… 3
    1. Эразм Роттердамский и проблема мудрости
    Жизненный и творческий путь Эразма …………………. 5 
    «Похвала Глупости» как… похвала Мудрости? ………  7
    2. Мишель Монтень о человеческой мудрости
    Монтень: жизнь и творчество …………………………… 13
    Мудрость в понимании Монтеня ……………………….. 14
    Заключение …………………………………………………………….. 20
    Список литературы ……………………………………………………. 21
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Введение
    Разум творит человека. Едва ли найдется такая наука, которую ум не способен постигнуть при хороших наставниках и должных упражнениях.
    Эразм Роттердамский[1]
     
    В 1969 г. мир отмечал 500-летие одного из величайших своих деятелей – философа, публициста, гуманиста и богослова Эразма из Роттердама. В России сегодня это имя не назовешь популярным – однако для советско-российской творческой интеллигенции этот юбилей не прошел незамеченным[2].
    Эпоха Эразма «во многом определила направление той исторической магистрали, по которой движется современная цивилизация»[3]
    О другом же знаменитом представителе ренессансного гуманизма, Мишеле Монтене, Андре Моруа с полным основанием писал еще сравнительно недавно: «Нет писателя, который был бы нам так близок, как этот перигорский дворянин, умерший в 1592 году. Идет ли речь о невежестве, терпимости, бесконечном многообразии обычаев, мы можем воспользоваться его опытом»[4].
    Настоящая работа посвящена рассмотрению вопроса: как понимали эти два автора «мудрость», что означало это понятие в системе каждого из них. Соответственно, предметом исследования выступают работы Эразма Роттердамского и Мишеля Монтеня, а его объектом – проблема мудрости, как она представлена в этих работах.
    В ходе исследования решались следующие задачи:
    - ознакомиться с жизненным и творческим путем Эразма Роттердамского и Мишеля Монтеня;
    - проанализировать подходы указанных авторов к проблеме человеческой мудрости.
    Материалом послужили тексты рассматриваемых авторов, а также академические работы авторитетных советских, российских и зарубежных исследователей.
    Публикаций в библиографическом списке – 21.
    Страниц – 22.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Эразм Роттердамский и проблема мудрости  
    Жизненный и творческий путь Эразма Эразм Роттердамский родился в Гауде, недалеко от Роттердама, в  ночь с 27 на 28 октября 1469 года. Он был сыном голландского священнослужителя. В 1475-1484 мальчик получает образование в школе в Девентере под руководством монахов из «Братства общинной жизни» - мистического движения, возникшего в Нидерландах за пределами официальной церкви. Многие влиятельные религиозные лидеры и гуманисты вышли из подобных школ, и Эразм – один из них.
    После смерти отца он поступил в другую школу,  еще через год принял постриг в качестве августинского монаха, а позднее  стал секретарем Генриха фон Бергена, епископа Камбре. Епископ дал ему разрешение на учебу в Париже, и в 1495 году молодой человек поступает в Коллеж де Монтегю. Чтобы содержать себя, он давал частные уроки, и один из его учеников, лорд Маунтджой,  в 1499 пригласил учителя поехать с ним в Англию, где Эразм свел знакомство со знаменитостями своего времени – принцем Генрихом, будущим королем Генрихом VIII, и английскими гуманистами Томасом Мором (автором прославленной «Утопии», которого позднее один из персонажей эразмовых «Разговоров запросто» назовет «знаменитейшим в Англии мужем»[5]) и Джоном Колетом, дружба с которыми определила его собственные пристрастия: Эразм также становится гуманистом – выдающимся представителем т.н. «северного Ренессанса», «одной из центральных ключевых фигур эпохи Гуманизма и Реформации»[6].
    В 1500 Эразм, все свои произведения писавший на латинском[7],  публикует в Париже свою первую книгу, «Adagiorum Collectanea» («Сборник пословиц»), часто называемый просто «Adagia», – собрание из 818 пословиц, в основном греческих и римских, с краткими комментариями самого составителя,  посвященными как античной, так и современной ему  литературе, истории, религии и т.п., [8].
    Публикация этого небольшого по объему сборника сделала  Эразма автором первого в истории книгопечатания бестселлера. Этот сборник был его любимым детищем на протяжении всей жизни, в течение тридцати лет он предпринял несколько  новых изданий, расширенных и дополненных. Так, во втором издании (1508 г.)  вместо первоначальных 818 изречений содержалось уже 3260, а в издании 1533 года - 4251[9]. В целом же эта книга выдержала более 50 изданий при жизни автора[10].
    Среди важнейших своих трудов Эразм числил сделанный им латинский перевод греческого текста Нового Завета, а также детальнейшие комментарии к этому тексту[11].
    Знаменитая «Похвала Глупости» была написана им за очень короткий период времени в конце лета 1509 года, в лондонском доме его друга Томаса Мора, которому он и посвятил эту работу.
    Среди других особенно заметных трудов Эразма Роттердамского назовем такие, как «Христианский Государь» (написанный им для испанского короля Карла V, выбравшего Эразма своим официальным советником[12]), «Оружие христианского воина», «Жалоба мира», в свое время запрещенная профессорами Сорбонны[13], и «Разговоры запросто», тоже не раз запрещавшиеся как католиками, так и протестантами.
    До самой смерти в июле 1536 в Базеле Эразм, в силу различных причин, был вынужден вести жизнь странника, не оставаясь подолгу ни на одном месте.
     
    «Похвала Глупости» как… похвала Мудрости? Что есть истинная мудрость в понимании Эразма?
    Напомним, что Эразм – в первую очередь представитель ренессансного гуманизма. Главной целью гуманистов была своего рода «реабилитация» человека как такового в противовес гипертрофированному вниманию к «надчеловеческому» (божественному), характерному для предшествовавших Ренессансу средних веков. Восстановление человека в своих человеческих правах; реабилитация его человеческой сущности; возвращение к здоровым и гармоничным идеалам античной древности, облагороженным многовековым опытом христианского миросозерцания и мировосприятия с его любовью к ближнему и любовным послушанием Божественному Отцу… Гуманизм Возрождения не есть атеизм: гуманисты остаются христианами, и рвать с христианской традицией либо противопоставлять себя этой традиции им в голову не приходит. Скорее их задача – очищение христианства от мрачных напластований предшествующей эпохи, высвобождение дремлющих в нем  до поры истинно гуманистических возможностей, его очеловечивание.
    Соответственно, идеал мудрости Эразм находит:
    в сочинениях своих любимых античных авторов – в первую очередь Лукиана;в Священном Писании и текстах «отцов церкви» и других христианских авторов. Чтобы удостовериться в этом, можно было бы провести своего рода контент-анализ текстов, написанных Эразмом; впрочем, даже при достаточно беглом их прочтении без применения специальных аналитических методов  легко заметить, как часто Эразм использует ссылки, намеки и аллюзии на тексты античных авторов и Библии – сложно сказать, какой из этих источников представлен в его работах в большей мере. Это внимание к обоим источником, их согласованный синтез в творчестве Эразма – причиной тому, что связанное с его именем идейное течение («эразмианизм») так и называют «христианский гуманизм», «подчеркивая его стремление к гармоничному сочетанию античной языческой и раннехристианской древности»[14]. Это - типичное отношение деятелей Ренессанс к классическим текстам: как к выражающим вневременную мудрость, которую первыми открыли классические авторы. Одной из сущностных характеристик гуманистического мировоззрения выступает «мирное сосуществование» этой тенденции с постоянными обращениями в поисках истинной мудрости к Священному Писанию:  «Кто ищет Бога, найдет мудрость с праведностью»[15].
    Тем не менее, Эразм полагает, что человеческая мудрость в познании божественной премудрости имеет свои границы и пределы, выйти за которые человек не способен по самой своей природе. Вот как, например, он формулирует этот принцип в работе «Диатриба, или рассуждение о свободе воли»: «В божественных писаниях есть тайны, в которые Бог не хотел, чтобы мы проникали глубже; если мы попытаемся в них проникнуть, то чем глубже мы проникнем, тем больше будет тумана, и мы, таким образом, узнаем непостижимое величие божественной премудрости и немощь человеческого разума»[16].
    Помимо глубоких философских изысканий, достаточно много внимания Эразм уделяет так называемой житейской мудрости, обыденному здравому смыслу, роль которого в философии слишком часто либо игнорируется, либо принижается. Вот образчики подобной «житейской мудрости» из произведений Роттердамца: «Разве не глупо поступают те, кто юность растрачивает на пустяки, а утренние часы — на сон?»[17]; «Щедрость… следует сдерживать так, чтобы, давая одним, не приходилось отнимать у других»[18]; сюда же можно отнести значительную часть пословиц, собранных Эразмом в «Адагиях», - хотя большая их часть все-таки имеет не только такой поверхностный смысл, но и более глубокий: «Не больше одной ступени за один раз», «Называй вещи своими именами» и др.
    Собственные представления Эразма о человеческой мудрости органично вплетаются в ткань его комментированных переводов древних авторов – например, представителя раннего христианства, ересиарха Пелагия (из «Послания к Деметриаде»): «Да будет у тебя высшее умение, высшая способность отличать пороки от добродетелей! Хотя они и противоположны, однако некоторые из них до такой степени сходны, что их вообще едва можно различить. Ибо сколь многие считают надменность свободой, раболепие принимают за смирение, коварство – за ум, глупость зовут простотой и… вместо добродетелей гордятся пороками!»[19]
    Однако, пожалуй, самое верное представление о том, как понимал Эразм человеческую мудрость, можно почерпнуть из его (как ни парадоксально) «Похвалы Глупости».
    Это не только самое знаменитое произведение Роттердамца – помимо того, своим тоном, стилистикой и поэтикой оно радикально отличается от большинства других произведений этого автора. В первую очередь – это именно литературный памятник эпохи Возрождения, в отличие от прочих («серьезных» и «солидных») эразмовых работ брызжущий искрометным ренессансным юмором. Важным элементом которого выступает  и открытый классиком советского и российского литературоведения М.М. Бахтиным «особый карнавально-площадной стиль речи»[20], свойственный народной культуре той эпохи. «Пафосом смен и обновлений, сознанием веселой относительности господствующих правд и властей проникнуты все формы и символы карнавального языка, - писал Бахтин. - Для него очень характерна своеобразная логика "обратности" (a l`envers), "наоборот", "наизнанку", логика непрестанных перемещений верха и низа ("колесо"), лица и зада, характерны разнообразные виды пародий и травестий, снижений, профанаций, шутовских увенчаний и развенчаний»[21]. Именно подобную травестию  демонстрирует и великолепная книга Эразма, начиная уже с ее названия: ну какому еще «серьезному» и «солидному» ученому, философу, педагогу (а Эразм прославился еще и своими исследованиями и наработками в области педагогики: его называли «учителем Европы») пришло бы в голову «хвалить» Глупость!.. Ведь всем отлично «ведомо, на каком худом счету  Глупость даже у глупейших…»[22]
    Латинское название книги - «Encomium moriae» (moriae  - родительный падеж от слова moria, что  по латински как раз означает «глупость») - послужило каламбуром к фамилии Томаса Мора, лучшего друга Эразма, которому он и посвятил эту книгу: оба очень любили подобную игру слов. Потому и само название оказалось двусмысленным, поскольку таким образом, как понимали люди сведущие, Эразм зашифровал в названии еще и «похвалу Мору»[23].
    Сам автор не придавал серьезного значения этому своему произведению, в отличие, например, от тех же «Адагий», –  но История расценила по-своему: именно «Похвальное слово Глупости» принесло Эразму Роттердамскому поистине всемирную славу, оставшись в сознании человечества одним из великих литературных памятников гуманистической традиции Ренессанса.
    Конечно, бахтинская «логика "обратности"» не возводится Эразмом в абсолют. Вещая от имени Глупости, он не столько рассчитывает, что читатель проникнется ее аргументами и поверит в ее необходимость, сколько пытается показать, что именно считает он проявлениями настоящей глупости – то есть что, в его представлении, противостоит мудрости. (Например, одна из глав называется «Глупость – причина войн». С этим утверждением сам Эразм был, несомненно, солидарен: его «Жалобу мира» запрещали именно в связи с ее антивоенным пафосом. Едкая социальная сатира на клерикалов – епископов, кардиналов, первосвященников – тоже вполне адекватно отражает настроения как масс, так и, вероятно, самого Эразма.) Однако не менее едко высмеиваются «мудрецы», под которыми разумеются ученые-схоласты, черпающие свои знания из книг и рассуждений, а не из самой жизни: «Допусти мудреца на пир -- и он  тотчас всех  смутит угрюмым молчанием  или  неуместными расспросами. Позови его  на танцы  --  он запляшет,  словно верблюд. Возьми его  с собой на какое-нибудь зрелище  -- он  одним своим видом  испортит публике  всякое удовольствие»[24] и т.п. - Но ведь и автор имеет отношение к этому сословию? – Это противоречие окажется вполне разрешимым, если продолжить цитирование М. Бахтина: «Чистый сатирик, знающий только отрицающий смех, ставит себя вне осмеиваемого явления, противопоставляет себя ему… Народный же амбивалентный[25] смех выражает точку зрения становящегося целого мира, куда входит и сам смеющийся»[26].
    Замечательный анализ этой парадоксальной, не поддающейся поверхностному прочтению и пониманию книги дал Л.Е. Пинский, писавший: «Все многообразие конкретных человеческих  интересов никак не сведешь  к одному только  знанию,  а  тем  более  к отвлеченному, оторванному  от жизни книжному  знанию.  Страсти,  желания,  поступки,  стремления,  прежде  всего стремление к счастью, как основа жизни, более первичны,  чем рассудок и если рассудок противопоставляет себя жизни, то его формальный антипод – глупость --  совпадает  со всяким  началом  жизни.  Эразмова Мория есть поэтому  сама жизнь. Она синоним  подлинной мудрости, не отделяющей  себя  от жизни, тогда как схоластическая "мудрость" -- порождение подлинной глупости…»[27]
    Мишель Монтень о человеческой мудрости  
    Монтень: жизнь и творчество Мишель Эйкем де Монтень родился 23 февраля 1533 года в родовом имении под названием Монтень в Перигё, вблизи французского города  Бордо. Его отец, Пьер Эйкем, был чиновником и офицером, участником Итальянских войн и представителем «нового» дворянства. (Мишель первым из членов семьи использовал дворянский титул «де Монтень», полученный его дедом в 1477 году.)
    Во время своего пребывания в Италии отец будущего философа успел познакомиться с новейшими теориями воспитания детей. Эти идеи сподвигли его отправить малолетнего сына жить с крестьянской семье, чтобы с детства дать представление о существовании иных условий жизни.  Кроме того, отец настоял, чтобы по возвращении мальчика все в доме говорили исключительно на латыни, так что родным языком Монтеня можно назвать латинской, а не французский: Мишель до 6 лет знал только латинский – что, конечно, в будущем отразилось на его пристрастии к античной классике.
    Вероятно, серьезное влияние оказал на него и один из учителей коллежа, в котором он учился с 1539 до 1546 года, - известный  шотландский гуманист Джордж Бьюкенен.
    В 1557 Монтень стал советником парламента в Бордо, где познакомился с Этьеном де ла Боэси, скоро ставшим его ближайшим другом. Когда Боэси умер в возрасте тридцати двух лет, Монтень очень тяжело переживал эту потерю, от которой он так и не оправился. Он принимал участие в посмертной публикации некоторых литературных произведений Боэси, и их дружба стала предметом одного из самых знаменитых эссе Монтеня – «De l' Amite» («О дружбе»).
    В 1568, после смерти отца, Монтень отошел от активной общественной жизни, поселился в своем родовом поместье и полностью посвятил себя литературному творчеству. Однако первый (двухтомный) сборник его эссе увидел свет лишь спустя двенадцать лет, когда самому автору было уже под пятьдесят. В 1588 году он опубликовал расширенное издание, в которое включил третий том.
    Все эти годы и до самой смерти Монтень пишет и редактирует свои «Опыты» («Les essais»)- сборник многолетних наблюдений и размышлений, свой собственный вклад в бесценную копилку общечеловеческого опыта. Окончательный вариант книги составлен из 107 глав различной длины -некоторые буквально в несколько абзацев, в то время как другие занимают более чем сто страниц. Эти главы охватывают широчайший круг вопросов –философских, теологических, юридических до самого обыденного обсуждения собственных ежедневных привычек и диетических предпочтений.
    «Опыты» Монтеня привлекают внимание читателей, критиков и ученых уже  более четырех веков - и многие из них искренне считают, что его исследования, посвященные природе и ограничениям человеческого знания, в наше время оказываются даже более актуальны, чем четыреста лет назад.
     
    Мудрость в понимании Монтеня Монтень, как и Эразм, - представитель ренессансного гуманизма. Однако к его времени – времени позднего Ренессанса - гуманизм существенно изменился. Среди самих гуманистов наблюдается некоторое разочарование в идеалах, вдохновлявших их предшественников. Религиозные междоусобицы, политический хаос, несоответствие реальности тем самым ранним гуманистическим идеалам – все вызвало некую «усталость» в среде гуманистов. Монтень (которого обычно называют «последним гуманистом»[28]) разрабатывает собственную философскую систему, во многом отличную от взглядов, исповедуемых деятелями раннего и «высокого» Возрождения.
    Кроме того, Мишель Монтень выступает не только как продолжатель какой-то определенной философской и литературной традиции (в данном случае гуманистической), а и «отцом» новой. Действительно, его можно назвать создателем совершенно нового жанра – а именно эссе (l’essai), - а также и зачинателем нового для европейской литературы приема – своего рода «литературного автопортрета» (скорее даже литературно-психологического, предельно искреннего по тону и содержанию; «… я  хочу,  - предупреждает автор во вступлении к книге, -чтобы  меня  видели  в  моем  простом,  естественном  и обыденном виде, непринужденным и безыскусственным, ибо я рисую не кого-либо, а себя самого»[29]. Или, в другом месте: ««Всякий всматривается в то, что пред ним; я же всматриваюсь в себя»). При этом, однако, подобный «автопортрет» используется автором не для бесплодного самокопания или нарциссического самолюбования, а в качестве зеркала, с целью познания человека и человечества посредством самопознания.
    Эпиграфом ко всему наследию Монтеня может служить знаменитый девиз Сократа, когда-то высеченный на стенах Дельфийского храма: Oida ouden eidos[30], «Познай самого себя».
    Однако сам Монтень отрицает свою принадлежность к какому бы то ни было философскому направлению: «Мои правила жизни естественны, и для выработки их я никогда не прибегал к учению какой-либо школы»[31]. Мудрость для него в том и заключается, чтобы опираться не на теории и сентенции признанных авторитетов, а на собственный опыт и собственные суждения, сделанные на основе этого опыта. («…я предпочитаю, - так еще формулирует это Монтень, - самостоятельно ковать себе душу, а не украшать ее позаимствованным добром».)
    И этот опыт – собственный опыт Монтеня и его собственные размышления – говорит ему (как и Эразму), что истинная премудрость недоступна человеческому уму, а является прерогативой божественного сознания. Он высказывает желание «низвергнуть и растоптать ногами это высокомерие, эту человеческую гордыню, заставить человека почувствовать его ничтожество и суетность, вырвать из рук его жалкое оружие разума, заставить его склонить голову и грызть прах земной из уважения перед величием бога и его авторитетом. Знание и мудрость являются уделом только бога, лишь он один может что-то о себе мнить, мы же крадем у него то, что мы себе приписываем, то, за что мы себя хвалим…»[32]
    Что же остается человеку? Иначе говоря, в чем заключается «чисто  человеческая», «земная» мудрость? Если верить Монтеню, мудр тот, чья мудрость способна обеспечить ему счастливую и осмысленную жизнь  - такую, которую стоит прожить; мудр тот, кто способен ради этого извлекать надлежащие уроки  из приобретенного опыта; а главное – мудр тот, кто воспринимает жизнь реалистично, такой, какова она есть. (В.А. Канке называет этот принцип «принципом фундаментальной реалистичности» Монтеня[33].) В рамках этого принципа  Монтень «осуществляет новый тип рефлексии, уходящей от спекулятивных умозрений в сторону философии жизненной, «практической», приподнимающей человека над повседневностью и помогающей ему найти собственные ориентиры в мире социальности»[34].
    Человек может много знать, читать, размышлять – но мудрость его измеряется, по мнению французского мыслителя, совсем  не тем, насколько он силен в философских теориях и концепциях, - а только лишь тем, насколько мудро он живет собственную жизнь. Он должен прожить ее так, чтобы уже здесь, в земном воплощении (а не на небесах), его жизнь вызывала восхищение, и тогда его можно назвать мудрецом.
    Это не означает, что мудро проживаемую жизнь любой посторонний способен оценить в качестве таковой. Каждый судит по-своему; то, что большинству кажется страданием, мудрец может переносить стоически, поскольку понимает главное: «Страдания порождаются рассудком»[35]. (Одна из глав «Опытов» так и называется: «О том, что наше восприятие блага и зла в значительной мере зависит от представления, которое мы имеем о них. «Всякий, кто долго мучается, виноват в этом сам». «Люди, - пишет, например, здесь Монтень, - считают смерть и нищету своими злейшими врагами; между тем есть масса примеров, когда смерть представала высшим благом и единственным прибежищем…»)
    Соответственно этому, Монтень исповедует и проповедует еще один фундаментальный принцип – принцип, который обычно характеризуют как «пребывание Здесь и Сейчас» (популярные синонимы в современном лексиконе – «пребывание в потоке», «тотальность», «спонтанность», «вовлеченность»), критикуя «одно из наиболее распространенных человеческих заблуждений»: «Мы никогда не бываем у себя дома, мы всегда  пребываем где-то вовне. Опасения, желания, надежды влекут к будущему; они  лишают  нас способности воспринимать и понимать то, что  есть,  поглощая  нас  тем,  что будет хотя бы даже тогда, когда нас самих больше не будет.  Calamitosus  est animus futuri anxius»[36].
    И «фундаментальный реализм» Монтеня, и призыв к «пребыванию в настоящем», и его убежденность в том, что страдание или счастье определяются собственным рассудком человека – все это, невзирая на стремление «откреститься» от принадлежности к любым философским школам, роднит его взгляды с представлениями стоиков. Впрочем, как раз этого родства он, с юности увлекавшийся учением Сенеки, и сам никогда не отрицал. Еще Андре Моруа вполне резонно писал о Монтене: «В сущности, мораль, избранная им для себя лично, – это свободный стоицизм, слегка окрашенный эпикуреизмом»[37]. А некоторые современные исследователи идут еще дальше, находя в представлениях Монтеня черты сходства с мудростью древних учителей, исторически еще более далеких от него (и пространственно, и по оси времени). Так, С. Крессенсиано-Валеро обнаруживает «удивительные совпадения» между представлениями о мудрости в системах Монтеня и Лао-Цзы, великого основателя даосизма.
     «Речь здесь, однако, ни в коем случае не идет о плагиате, но даже при поверхностном ознакомлении с произведениями Лао-Цзы и Мишеля Монтеня, мы видим, что отличается лишь форма, в остальном же – «Дао Дэ Цзин» и «Опыты» - одна книга... один путь; несмотря на то, что стремления авторов, наверное, были достаточно далеки друг друга»[38].
    Как и древние, Монтень настойчиво призывал следовать «голосу природы»[39]. Строящаяся на природных основаниях нравственность, по его мнению, «исходит из нерасторжимого единства души и тела, физической и духовной природы человека, имея в виду благо и счастье человека как целого»[40].
     «Монтень, - продолжает Крессенсиано-Валеро, -  действует согласно эллинистическому стоицизму, этика которого нас учит жить в соответствии с природой, в согласии со всем… Его основная цель - познание Я - этой первоначальной индивидуальности, и его желание - схватить свою суть; для того чтобы этого достичь, он осуществляет действие отречения и отказа… Монтень, отказывается от предложенный образцов, требует и получает свободу быть самым собой».
    Тому же, напоминает автор, учили и древние даосы…
       
     
     
     
     
     
     
     
     
    Заключение
    Таким образом, мы можем сделать следующие выводы.
    Эразм Роттердамский - один из наиболее известных представителей раннего ренессансного гуманизма. Его главные труды: «Adagiorum Collectanea» («Сборник пословиц»), «Христианский Государь», «Оружие христианского воина», «Жалоба мира», «Разговоры запросто» и знаменитая сатира «Похвала Глупости».Свой идеал мудрости Эразм находит в сочинениях античных авторов, а также в Священном Писании и текстах христианских авторов. Потому и связанное с его именем идейное течение («эразмианизм») часто называют «христианский гуманизм». Эразм полагал, что человеческая мудрость в познании божественной премудрости имеет свои границы и пределы, выйти за которые человек не способен по самой своей природе.«Похвала Глупости» Эразма – сложное и парадоксальное произведении, и было бы серьезной ошибкой увидеть в нем лишь сатиру, высмеивающую те или иные проявления человеческой глупости. Как сформулировал Л.Е. Пинский, «Эразмова Мория есть… синоним  подлинной мудрости, не отделяющей  себя  от жизни».Основной труд М. Монтеня – трехтомные «Опыты», которые он писал практически всю свою сознательную жизнь.Несмотря на то, что Монтень отрицал свою принадлежность к какой-либо философской школе, его представления о человеческой мудрости  (включая, например, призывы к самопознанию и пребыванию в настоящем, убеждение в обусловленности счастья и страдания человеческим разумом и особенно требование следовать своей естественной природе) во многом совпадают с представлениями стоиков, частично эпикурейцев и даже даосского учителя Лао-цзы. Список литературы
    Источники:
    Монтень М. Опыты: в 3 кн. Кн. 1–2. СПб.: Кристалл, Респекс, 1998.Эразм Роттердамский. Похвала Глупости. М.: Государственное издательство художественной литературы,1960.Эразм Роттердамский. Философские произведения / Под ред. В.В. Соколова. Пер. и комментарии Ю. Кагана. М.: Наука, 1986. 3)   Эразм Роттердамский. Разговоры запросто. М.: Художественная литература, 1969.  Дополнительная литература:
    Афанасьева К. А.  Этика Мишеля Монтеня и Пьера Шаррона как явление культуры эпохи Позднего Возрождения. // Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы — 2012. Сборник научных статей по материалам общероссийской молодежной конференции. СПб, 16-17 ноября 2012 г. - С. 22-26.Бабкин А.М., Шендецов В.В. Словарь иноязычных выражений и слов. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1987.Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990.Гаспаров М.Л.  Записи и выписки // Новое литературное обозрение. – 1997. - №24.Каган Ю. Примечания и комментарии // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука, 1986.Канке В.А. История философии: Мыслители, концепции, открытия. М.: Логос, 2007.Кантор В.К. Гамлет как «христианский воин» // Вопросы философии. – 2008. -  № 5. – С. 32-46.Крессенсиано-Валеро С. Мишель Монтень - стоик или наследник Востока? / С. Крессенсиано-Валеро // Сумма философии. Вып. 6. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. — С. 159-160.Мальцева О.В. Метаморфозы философской иронии: от Сократа к постмодерну // Наука. Релігія. Суспільство. – 2010. -  № 1.Моруа А. От Монтеня до Арагона. Литературные портреты. М.: Радуга, 1983.Пинский Л.Е. Комментарии // Эразм Роттердамский. Похвала Глупости. М.: Государственное издательство художественной литературы,1960. Пинский Л.Е. Эразм Роттердамский и его «Похвала Глупости» // Пинский Л.Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение. Статьи. Лекции. М.: РГГУ, 2002.СмиринМ.М. Эразм Роттердамский и реформационноедвижение в Германии. М. Наука, 1978.Соколов В.В. Философское дело Эразма из Роттердама // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука, 1986.Софронова Л.В. Экзегетика Эразма и Джона Колета в застольных спорах в Оксфорде (1499) // Научные ведомости. Сер.: История. Политология. Экономика. Информатика. - 2010. - N 19 (90). - Вып. 16. – С. 64-73.Троицкий Д.А. «Вольтер XVI века» или «воин Христов»? Эразм Роттердамский: штрихи к портрету // Ученые записки Института УНИК. Вып.  3. — М.: Согласие, 2012. – С. 181-215.Margolin J.-C. Erasmus // Prospects: the quarterly review of comparative education. Paris, UNESCO: International Bureau of Education, 1993. - Vol. XXIII - N 1/2. - Pp. 333–352. [1] Цит. по: СмиринМ.М. Эразм Роттердамский и реформационноедвижение в Германии. М. Наука, 1978. – С. 37.
     
    [2] См., напр.: Гаспаров М.Л.  Записи и выписки // Новое литературное обозрение. – 1997. - №24. – С. 17.
    [3] Троицкий Д.А. «Вольтер XVI века» или «воин Христов»? Эразм Роттердамский: штрихи к портрету // Ученые записки Института УНИК. Вып.  3. — М.: Согласие, 2012. – С. 182.
    [4] Моруа А. От Монтеня до Арагона. Литературные портреты. М.: Радуга, 1983.
    [5] Эразм Роттердамский. Разговоры запросто. М.: Художественная литература, 1969. – С. 79.
    [6] Троицкий Д.А. Ук.соч.– С. 327.
    [7] Соколов В.В. Философское дело Эразма из Роттердама // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука, 1986. – С. 6.
    [8] Margolin J.-C. Erasmus // Prospects: the quarterly review of comparative education. Paris, UNESCO: International Bureau of Education, 1993. - Vol. XXIII - N 1/2. - P. 335.
    [9] Соколов В.В. Ук. соч. – С. 8.
    [10] Каган Ю. Примечания и комментарии // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М.: Наука, 1986. – С. 643.
    [11] Там же. – С. 637.
    [12] Кантор В.К. Гамлет как «христианский воин» // Вопросы философии. – 2008. -  № 5. – С. 36.
    [13] Там же
    [14] Софронова Л.В. Экзегетика Эразма и Джона Колета в застольных спорах в Оксфорде (1499) // Научные ведомости. Сер. История. Политология. Экономика. Информатика. 2010. N 19 (90). Вып. 16. – С. 64.
    [15] Эразм Роттердамский. Философские произведения… - С. 626.
    [16] Там же. – С. 221.
    [17] Эразм Роттердамский. Разговоры запросто… – С. 344.. [18] Там же
    [19] Эразм Роттердамский. Философские произведения… - С. 621.
    [20] Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. – С. 34.
    [21] Там же
    [22] Эразм Роттердамский. Похвала Глупости. М.: Государственное издательство художественной литературы,1960. – С. 27.
    [23] Margolin J.-C. Erasmus // Prospects: the quarterly review of comparative education. Paris, UNESCO: International Bureau of Education, 1993. - Vol. XXIII - N 1/2. - P. 337.
    [24] Эразм Роттердамский. Похвала Глупости... – С. 32.
    [25] двойственный
    [26] Бахтин М.М.  Ук. соч. – С. 36.
    [27] Пинский Л.Е. Эразм Роттердамский и его «Похвала Глупости» // Пинский Л.Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение. Статьи. Лекции. М.: РГГУ, 2002. – С. 77.
    [28] См., напр.: Афанасьева К. А.  Этика Мишеля Монтеня и Пьера Шаррона как явление культуры эпохи Позднего Возрождения. // Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы — 2012. Сборник научных статей по материалам общероссийской молодежной конференции. СПб, 16-17 ноября 2012 г. - С. 23.
    [29] Монтень М. Опыты: в 3 кн. Кн. 1–2. СПб.: Кристалл, Респекс, 1998. – С. 77.
    [30] Бабкин А.М., Шендецов В.В. Словарь иноязычных выражений и слов. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1987. – С. 653.
    [31] Монтень М. Опыты… - С. 650.
    [32] Монтень М. Опыты… - С. 448.
    [33] Канке В.А. История философии: Мыслители, концепции, открытия. М.: Логос, 2007. – С. 123.
    [34] Мальцева О.В. Метаморфозы философской иронии: от Сократа к постмодерну // Наука. Релігія. Суспільство. – 2010. -  № 1. – С. 172.
    [35] Монтень М. Опыты… - С. 328.
    [36] Несчастна  душа,  исполненная  забот  о  будущем  (лат.)
    [37] Моруа А. Ук.соч. – С. 27.
    [38] Крессенсиано-Валеро С. Мишель Монтень - стоик или наследник Востока? / С. Крессенсиано-Валеро // Сумма философии. Вып. 6. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. — С. 159.
    [39] Монтень М. Опыты… - С. 212.
    [40] Афанасьева К. А Ук. соч. – С. 23.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Проблема мудрости человека в творчестве Эразма Роттердамского и Мишеля Монтеня ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.