Полный текст:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 4
1 Первые варианты функциональной
модели системы.. 7
1.1 Функциональная
модель системы на основе нотации IDEF0. 7
1.2 Диаграмма
потоков данных в системе. 10
1.3 Описание
потоков процессов в системе на основе нотации IDEF3. 12
2 Окончательные варианты
функциональной модели системы.. 14
2.1 Функциональная
модель системы на основе нотации IDEF0. 14
2.2 Диаграмма
потоков данных в системе. 15
2.3 Отчет по
диаграммам нотаций IDEF0, DFD, IDEF3. 17
3 Комплексная модель функционирования
системы.. 19
Заключение. 20
Список используемой литературы.. 21
Приложение А Отчет по диаграммам модели в нотации IDEF0. 22
Приложение Б Отчет по диаграммам модели в нотации DFD.. 24
Введение
В настоящее время ЭВМ широко применяется во многих отраслях
деятельности человека. Ни одно учреждение не может обойтись в своей работе без
применения компьютеров, которые с успехом заменяют рутинную работу,
выполнявшуюся ранее в ручную, повышая эффективность работы любого учреждения.
Сфера услуг в настоящее время является одной из важных
отраслей народного хозяйства призванной удовлетворять индивидуальные запросы и
потребности населения страны в различных видах услуг. Сфера услуг как отрасль
экономической деятельности представляет собой совокупность организаций, цель
которых – оказание разнообразных платных услуг по индивидуальным заказам
населения. Таким образом, сфера услуг решает важнейшие социально-экономические
задачи и ее значение в жизни общества неуклонно возрастает. Одним из видов
таких услуг являются услуги автосервиса.
Основой
для учета, контроля и планирования служат всевозможные картотеки,
регистрационные журналы, списки и т.д. Они постепенно
накапливаются и обновляются. При большом объеме информации поиск и обобщение
необходимых сведений, осуществляемых вручную, представляют собой довольно
трудоемкий процесс.
С
появлением ЭВМ и использованием их для обработки информации появилась возможность
автоматизировать решение многих информационно – справочных и расчетных задач.
В наше время уже несложно представить
автоматизированную систему практически в любой сфере деятельности человека.
Компьютеры, базы данных, информационные сети, все это результат деятельности
человека облегчающий его труд. В любой деятельности человека, требующей
контроля, имеет место определенный документооборот, с появлением компьютеров,
понятие документооборота значительно расширено, если раньше под этим словом
понималось лишь создание, обработка и уничтожение бумажных документов, теперь
это понимается как те же действия, как с бумажными, так и с электронными
документами.
Предлагаемая модель относится к информационной аналитической
системы, предназначенной для организации деятельности автосервиса.
Автосервис – организация,
предоставляющая услуги населению (организациям) по плановому техническому
обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, устранению неисправностей,
установке дополнительного оборудования, восстановительному ремонту автотранспорта.
С точки зрения функционирования или структуры автосервиса,
можно сказать, что автосервис оказывает услуги схожего типа, в частности
производит какие-либо манипуляции с автомашиной, приводя ее в рабочее состояние, либо совершенствуя какие-либо ее части.
Все обращающиеся в автосервис клиенты, желающие оформить
заказ на оказание услуг, должны заполнить форму регистрации, в которой
необходимо указать свои ФИО, марку автомобиля, номерной знак и ФИО владельца
машины, контактный телефон.
Таким образом, в функционирование автосервиса входит:
Регистрация клиентов;Справочная информация о доступных услугах;Прием заказа на оказание услуг;Справочная информация о сделанном заказе;Отчет о проделанных работах и расчет стоимости предоставленных
услуг.
Разрабатываемая информационная система сможет применяться в
автосервисах. Она должна хранить большое количество сведений в одной базе
данных, предназначена для экономии рабочего времени за счет автоматизации
некоторых процессов, таких как учет данных по клиентам, автомобилям, работам, а
также учет наличия запасных частей и материалов. Поэтому предлагаемая программа
должна существенно упростить работу автосервисов.
1
Первые варианты функциональной модели системы
1.1
Функциональная модель системы на основе нотации
IDEF0
Предметная область – информационная аналитическая система
автосервиса.
Назначение информационной аналитической системы –
автоматизация учетной работы автосервиса.
Разрабатываемая информационная аналитическая система должна
давать возможность ведения базы данных по клиентам, автомобилям, видам
оказанных слуг, сотрудникам, а также обеспечивать получение аналитических отчетов
по различным видам деятельности.
Взаимодействие системы с окружающей средой описывается с
помощью входов, выходов, управления и ресурсов.
Входными данными должны быть:
-
обращения клиентов (дата обращения, данные
клиента, данные автомобиля, сумма авансового платежа, вид требуемых услуг);
Выходными данными должны быть:
-
оказанные услуги (документы на услуги, оказанные
автосервисом клиентам: сформированный счет за оказанный ремонт, документы на
гарантию, акт выполненных работ и прочее);
-
отчеты по фирме (отчеты по результатам
деятельности фирмы: по заявкам, по клиентам, по отделам фирмы, по видам работ и
прочее).
На деятельность автосервиса оказывают управляющее влияние
следующие факторы:
-
законы в области оказания услуг (законы о защите
прав потребителей, правила оказания сервисных услугах, законы налогообложения и
прочие законы, которые тем или иным образом контролируют качество услуг, оказываемых
автосервисом);
-
внутренние правила автосервиса (свод прописанных
и негласных правил, которому подчиняются все работники автотехсервиса: прайс-лист,
должностные инструкции, график работы и прочее).
Для осуществления деятельности автосервису необходимы
следующие ресурсы:
-
персонал автосервиса (люди, работающие в
автосервисе, осуществляющие прием клиентов, оказания услуг (ремонта и тюнинга),
управление и др.).
Построение модели информационной системы начинается с
описания функционирования системы в целом в виде контекстной диаграммы. Первоначальная
контекстная диаграмма системы с нотации IDEF0 показана на рисунке 1.
Рисунок 1. Контекстная диаграмма в нотации IDEF0
Процесс оказания автосервисных услуг состоит из трех
взаимосвязанных элементов:
-
прием заказов;
-
выполнение заказов;
-
поставка и хранение запасных частей.
Выполнение заказов начинается с приема заказа и первичного
осмотра автомобиля.
Прием заказов и работа с клиентом – это начальная стадия
процесса оказания услуги. Она включает определение состава услуги. При этом на
данной стадии выполняется ряд операций технологического характера, которые в
значительной степени влияют на весь дальнейший процесс производства (например:
выявление дефектов автотранспорта подлежащего ремонту).
Следующая стадия оказания услуг – непосредственное
производство, организация которого в значительной степени определяется
характером выполняемых услуг.
Ремонт автомобиля включает контрольно-диагностические,
сборочные, регулировочные, слесарные, механические, медницкие, жестяницкие,
обойные, электротехнические, шинoремонтные, малярные и другие работы.
Для выполнения сервисных и ремонтных работ требуются
запасные части, детали и расходные материалы. Для их хранения имеется склад,
которым руководит зав.складом. При необходимости получения запасных частей,
оформляется запрос по которому со склада выдается требуемое.
Произведем дальнейшее разбиение на подсистемы информационной
системы «Деятельность автосервиса» (рисунок 2).
Рисунок 2. Диаграмма первого уровня в нотации IDEF0
На диаграмме первого уровня отображены внутренние стрелки:
-
заказ на выполнение (выход из работы «Прием
заказов» - вход в работу «Выполнение заказов», показывает обработанный и
направленный на исполнение заказ);
-
запрос на запасные части (выход из работы
«Выполнение заказов» - вход в работу «Поставка и хранение зап.частей»,
показывает заявки на необходимые для выполнения сервисных работ зап.части и
материалы);
-
зап.части (выход из работы «Поставка и хранение
зап.частей» вход в работу «Выполнение заказов», показывает запасные части,
поступившие в ответ на запрос);
-
наличие зап.частей (выход из работы «Поставка и
хранение зап.частей» управляющий вход в работу «Выполнение заказов», показывает
ответ о наличии требуемых зап.частей на запрос).
1.2
Диаграмма потоков данных в системе
Для определения потоков движения документов и материалов,
построим диаграмму информационно-аналитической системы «Автосервис» в нотации
DFD.
Диаграммы потоков данных (Data flow diagram, DFD)
используются для описания документооборота и обработки информации. Подобно
IDEF0, DFD представляет моделируемую систему как сеть связанных между собой
работ. Их можно использовать как дополнение к модели IDEF0 для более наглядного
отображения текущих операций документооборота в корпоративных системах
обработки информации. Главная цель DFD - показать, как каждая работа
преобразует свои входные данные в выходные, а также выявить отношения между
этими работами.
В качестве внешних сущностей можно выделить Клиента, Дирекцию
и Запасные части.
Контекстная диаграмма в нотации DFD показана на рисунке 3.
Рисунок 3. Контекстная диаграмма в нотации DFD
Выполним декомпозицию данной модели. Работы совпадают с
работами, выделенными на диаграмме первого уровня в нотации IDEF0.
Для хранения данных информационной системы добавим на
диаграмму необходимые хранилища данных:
-
БД Клиенты (ФИО, телефон, паспортные данные, скидка);
-
БД Автомобили (марка, заводской номер,
комплектация, номер двигателя, год выпуска, пробег);
-
БД Заказы (дата заказа, описание проблемы,
результаты диагностики, проведенные работы, стоимость работ, предоплата)
-
БД Зап.частей (тип запчасти, марка, стоимость,
количество).
Диаграмма первого уровня информационной системы в нотации DFD показана на рисунке 4.
Рисунок 4. Диаграмма первого уровня в нотации DFD
1.3
Описание потоков процессов в системе на основе
нотации IDEF3
Рассмотрим процесс выполнения
автосервисных работ.
Первым делом
автомобиль подлежит очистке от грязи и мойке. Далее различные специалисты
проводят диагностику состояния автомобиля. При этом обязательно проверяются
ходовая часть, электрика и состояние кузова. Составляются дефектные ведомости и
требования на запасные части и материалы.
После диагностики
проводится разборка автомобиля в том объеме, который требуется для выполнения
сервисных работ. Одновременно с этим готовится требуемый комплект запасных
частей, деталей и материалов.
Следующим ходом
выполняются необходимые ремонтные работы (либо одна, либо несколько, либо все
работы). После проведенных ремонтных работ проводится сборка автомобиля. В
случае, если в процессе ремонта остались запчасти, которые подлежат
восстановлению и повторному использованию, данные запчасти должны быть переданы
на склад.
Диаграмма работы
«Выполнение заказов» в нотации IDEF3 показана на рисунке 5.
Рисунок 5. Диаграмма работы
«Выполнение заказов» в нотации IDEF3
2
Окончательные варианты функциональной модели
системы
2.1
Функциональная модель системы на основе нотации
IDEF0
После анализа построенных функциональных моделей пришли к
выводу, что в модель необходимо добавить входные данные:
-
зап.части и материалы (основной ресурс для
процесса функционирования автосервиса, так как они используются в процессе
оказания услуг ремонта и тюнинга);
-
данные по оплате (квитанции по оплате и
предоплате клиентом услуг автосервиса).
Также при анализе выявились выходные данные, которые должна
генерировать информационная система:
-
сообщения клиенту (сообщения о возможных сроках
ремонта, о стоимости ремонта, о готовности автомобиля и прочее);
-
заявки на зап.части (заявки поставщикам на
поставку запасных частей и материалов).
Полученная контекстная диаграмма модели показана на рисунке
6.
Рисунок 6. Уточненная контекстная диаграмма в нотации IDEF0
На диаграмме первого уровня необходимо добавить внутренние
стрелки:
-
отчет о работах (выход из работы «Выполнение
заказов» - вход в работу «Прием заказов», показывает ход о выполнении работ,
количество необходимых и затраченных материалов, возможные сроки поставки
зап.частей и выполнения заказа);
-
восстановленные зап.части ((ыход из работы
«Выполнение заказов» - вход в работу «Поставка и хранение зап.частей»,
показывает перемещение зап.частей, которые после ремонта и восстановления могут
быть использованы снова).
Полученная диаграмма первого уровня в нотации IDEF0 показана
на рисунке 7.
Рисунок 7. Уточненная диаграмма первого уровня в нотации IDEF0
2.2
Диаграмма потоков данных в системе
Внесем изменения, согласованные с диаграммой в нотации
IDEF0.
Для этого, кроме стрелок потоков данных, необходимо добавить
внешнюю сущность Поставщик, отражающую реального поставщика запасных частей и
материалов.
Полученные диаграммы (контекстная и первого уровня) показаны
на рисунках 8 и 9.
Рисунок 8. Контекстная диаграмма в нотации DFD
Рисунок 9. Диаграмма первого уровня в нотации DFD
Для полноты понимания построенной модели добавим диаграмму
декомпозиции второго уровня в нотации DFD для работы «Прием заказов» (рисунок
10).
Выделим три работы:
-
Регистрация заказов;
-
Отслеживание состояния заказа
-
Формирование отчетов.
Рисунок 10. Диаграмма второго уровня работы «Прием заказов»
в нотации DFD
2.3
Отчет по диаграммам нотаций IDEF0, DFD, IDEF3
Составим отчеты по диаграммам.
Составит отчет по диаграммам для модели в нотации IDEF0
(рисунок 11). Текст отчета показан на рисунке 12 и приведен в Приложении А.
Отчет содержит свойства диаграмм, связей и данных.
Рисунок 11. Создание отчета по модели
Рисунок 12. Отчет по диаграммам в нотации IDEF0
Составит отчет по диаграммам для модели в нотации DFD. Текст отчета показан на
рисунке 13 и приведен в Приложении Б.
Рисунок 13. Отчет по диаграммам в нотации DFD
3
Комплексная модель функционирования системы
Комплексная модель
функционирования системы в нотации IDEF0 показана на рисунке 14, а в нотации
DFD – на рисунке 15.
Рисунок 14. Комплексная
модель функционирования системы в нотации IDEF0
Рисунок 15. Комплексная
модель функционирования системы в нотации DFD
Заключение
Разработанная
комплексная модель информационно-аналитической системы «Автосервис» включает в
себя две модели: в нотации IDEF0 и в нотации DFD.
Модель в нотации
IDEF0 состоит из двух уровней, включает в себя три работы первого уровня и описание
одной из работ в нотации IDEF3.
Модель в нотации
DFD также состоит из двух уровней и включает в себя три работы первого уровня и
три работы второго уровня, а также три внешние сущности и четыре хранилища
данных.
Построенная модель должна
облегчить дальнейшую разработку программного обеспечения для
информационно-аналитической системы.
Список используемой литературы
РД IDEF 0-2000. Методология
функционального моделирования IDEF0. – М.: Госстандарт России, 2000. – 75 с.Вендров А.М. Проектирование программного
обеспечения экономических информационных систем: Учебник. – М.: Финансы и
статистика, 2006. – 544 с.Верников Г. Описание стандарта документирования
технологических процессов IDEF3.Маклаков
С.В. Создание информационных систем с AllFusion Modeling Suite. – М.: ДИАЛОГ-МИФИ,
2005.Черемных
С.В. и др. Структурный анализ систем: IDEF-технологии. – М.: Финансы и
статистика, 2001.Черемных
С.В. и др. Моделирование и анализ систем. IDEF-технологии: практикум. – М:.
Финансы и статистика, 2002.Дубейковский
В.И. Эффективное моделирование с AllFusion Process Modeler 4.1.4 и AllFusion
PM. – М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2007.
Приложение А
Отчет по диаграммам модели в нотации IDEF0
Report for Diagram: A-0, Деятельность Автосервиса
Activity Name: Деятельность Автосервиса
Activity Definition: Общая функциональная деятельность
автосервиса
Activity
Status: WORKING
Object
Type: Activity
Activity
Number: A0
Link
Name: Обращения клиентов
Link Status: WORKING
Link Name: Законы в области оказания услуг
Link Definition: Законы о защите прав потребителей,
правила оказания сервисных услугах, законы
налогообложения
и прочие законы, которые тем или иным образом контролируют качество услуг,
оказываемых
автосервисом
Link Status: WORKING
Link Name: Внутренние правила автосервиса
Link Definition: Свод прописанных и негласных правил,
которому подчиняются все работники
автотехсервиса:
прайс-лист, должностные инструкции, график работы и прочее
Link
Status: WORKING
Link
Name: Персонал
Link Definition: Люди, работающие в автосервисе,
осуществляющие прием клиентов, оказания услуг
(ремонта и
тюнинга), управление и др.
Link Status:
WORKING
Link
Name: Оказанные услуги
Link Definition: Документы на услуги, оказанные
автосервисом клиентам: сформированный счет за
оказанный
ремонт, документы на гарантию, акт выполненных работ и прочее
Link
Status: WORKING
Link
Name: Отчеты
Link Definition: Отчеты по результатам деятельности
фирмы: по заявкам, по клиентам, по отделам
фирмы, по видам
работ и прочее
Link
Status: WORKING
Link
Name: Запасные части
Link
Status: WORKING
Link
Name: Сообщения клиенту
Link
Status: WORKING
Link
Name: Заявки на зап.части
Link
Status: WORKING
Link
Name: Данные по оплате
Link Status: WORKING
Приложение Б
Отчет по диаграммам модели в нотации DFD
Report for Diagram: A-0, Деятельность автосервиса
Activity Name: Деятельность автосервиса
Activity
Status: WORKING
Object
Type: Activity
Activity
Number: A0
Link
Name: Обращение клиента
Link
Status: WORKING
Link
Name: Оказанная услуга
Link
Status: WORKING
Link
Name: Отчеты
Link
Status: WORKING
Link
Name: Внутренние правила автосервиса
Link
Status: WORKING
Link
Name: Данные по оплате
Link
Status: WORKING
Link
Name: Сообщения клиенту
Link
Status: WORKING
Link Name: Заявки на зап.части
Link
Status: WORKING
Link
Name: Зап.части
Link
Status: WORKING
External
Name: Клиент
External
Status: WORKING
External
Type: Other
External
Number: 1
External
Name: Дирекция
External
Status: WORKING
External
Type: Other
External
Number: 4
External
Name: Поставщик
External
Status: WORKING
External Type: Other
External Number: 5