Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Международные договоры РФ в области природопользования и охраны окружающей среды

  • Вид работы:
    Контрольная работа по теме: Международные договоры РФ в области природопользования и охраны окружающей среды
  • Предмет:
    Экологическое право
  • Когда добавили:
    22.07.2014 10:56:31
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
     
    Введение
     
    С. 3
    Международные договоры РФ в области природопользования и охраны окружающей среды
     
    С. 4
    Заключение
     
    С. 12
    Список использованной литературы
     
    С. 14
     
     
     
    Введение
     
    В основном законе России три статьи посвящено непосредственно природопользованию и окружающей среде: земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории[1], каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением[2], каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам[3].
    В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции источниками национального права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права.
    Отдельные межгосударственные соглашения, касающиеся главным образом использования и сохранения ресурсов животного мира, были приняты еще в конце XIX в. Например, в 1875 г. Австро-Венгрия и Италия приняли совместную декларацию об охране птиц, а в 1897 г. Россия, Япония и США заключили соглашение об охране морских котиков в Тихом океане.
    С начала двадцатого века Россия (СССР) до окончания второй мировой войны ратифицировала достаточно мало международных договоров, речь в которых шла бы о природопользовании и охране окружающей среды. В основном это были документы наподобие соглашения к конвенции 1935 года, заключенной между правительствами СССР и Ирана "О борьбе с вредителями и болезнями растений".
    На протяжении второй половины XX в. и в настоящее время добыча и экспорт природных ресурсов, в частности нефти и газа, являются основным средством наполнения российского бюджета.
    Международные договоры РФ в области природопользования и охраны окружающей среды
     
    Международный договор – это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и/или другими субъектами международного права.
    Для квалификации соглашения в качестве международного договора не имеет значения, заключено ли оно в устной или письменной форме, содержится ли такое соглашение в одном или нескольких документах. Статус международного договора не зависит от его конкретного наименования: соглашение, конвенция, устав международной организации, протокол. Для определения того, является ли документ договором, необходимо проанализировать его содержание, т.е. выяснить, имели ли стороны намерение взять на себя международно-правовые обязательства. Бывают случаи, когда договоры именуются даже декларациями или меморандумами, хотя традиционно документы с такими названиями договорами не являются.
    Любой желающий может узнать, является ли какой – либо документ, принятый на международном уровне, международным договором. Для этого необходимо выделить ряд признаков международного договора:
    документ подписан двумя или более сторонами;в содержании документа имеются обязательства, которые берет на себя одна либо несколько сторон либо общие правила поведения, которые не основаны на взаимности;документ имеет юридическую силу для того или иного государства – то есть подписан уполномоченным лицом либо ратифицирован в установленном порядке. В данной контрольной работе целью является рассмотрение международных договоров, имеющих юридическую силу для России, в области экологического права, поэтому собственно на понятии международного договора останавливаться не буду. Хотелось бы рассмотреть вопросы исторические – какие договоры были ратифицированы первыми. И какие договоры имеют юридическую силу в наше время и выполняются нашим государством.
    В 1913 г. в Берне состоялась конференция по международной охране природы, организованная учеными Австралии, Аргентины, Великобритании, Норвегии, России, США, Франции и ряда других стран. Однако начавшаяся вскоре Первая мировая война и последующие события в мировой политике надолго отложили решение этой проблемы.
    За последние годы принят целый комплекс универсальных конвенций в этой области, которые дают представление и о предмете данной отрасли международного права. Прежде всего, это Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду 1977 г., а также Конвенция о защите озонового слоя 1985 г., Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных 1979 г., Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г., Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.
    Среди этих конвенций нет главной, основополагающей, которая бы содержала положения, отраженные в упомянутых резолюциях ООН. Нет даже конвенции, посвященной такой актуальной проблеме, как защита воздуха. Но резолюции международных организаций и конференций, международные договоры, соглашения, конвенции, протоколы и т.п. являются основным правовым инструментом.
    Современные международно-правовые экологические нормы разрабатывает созданная в 1954 г. Организация Объединенных Наций (ООН) и ее специализированные органы.
    В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (1962 г.) «Экономическое развитие и охрана природы» отмечены следующие три важные положения в области охраны природы.
    1. Целостное рассмотрение совокупности природной среды – природных ресурсов, животного и растительного мира.
    2. Более широкая трактовка термина «охрана природы» как «охрана окружающей среды» (в международном научно-политическом лексиконе появился термин environment – окружающая среда).
    3. Необходимость сочетания экономического развития с интересами охраны окружающей природной среды.
    Первая международная экологическая конференция – Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде (1972 г.) – приняла «Декларацию принципов» по основным экологическим проблемам человечества, рассчитанную на перспективу. День открытия этой конференции (5 июня) стал Всемирным днем охраны окружающей среды.
    Среди принятых конференцией принципов и резолюций следует отметить следующие:
    – право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь;
    – необходимость сохранения природных ресурсов на благо нынешнего и будущих поколений («природные ресурсы не собственность нынешнего поколения, а взяты в долг у будущих поколений»);
    – необходимость решать международные проблемы окружающей среды в духе сотрудничества и взаимопомощи;
    – суверенность прав государств на разработку собственных природных ресурсов при одновременной ответственности этих государств за ущерб, наносимый окружающей среде;
    – ответственность государств за то, чтобы деятельность, осуществляемая на территории, находящейся под их юрисдикцией, не наносила ущерба окружающей среде других государств или территорий, находящихся за рамками национальной юрисдикции.
    Нормы международного экологического права основываются на Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., и Пакте о гражданских и политических правах человека, принятом в 1976 г. В основу современного международного экологического права и экологического законодательства отдельных стран легли права любого человека на здоровую и экологически сбалансированную окружающую среду, право на жизнь в условиях мира и право на общее наследие человечества, каким является природа Земли.
    Объектами международного природоохранного сотрудничества стали природные системы, которые не входят в юрисдикцию отдельных государств. Договоры по этим объектам составляют значительную часть международного природоохранного законодательства.
    В 2000 году прошел саммит тысячелетия Генеральной Ассамблеи ООН, на которой была принята Декларация тысячелетия ООН. Согласно абз. 6 п. 6 Декларации «существенно важное значение для международных отношений в XXI веке будет иметь ряд фундаментальных ценностей. К ним относится: уважение к природе. В основу охраны и рационального использования всех живых организмов и природных ресурсов должна быть положена осмотрительность в соответствии с постулатами устойчивого развития. Только таким образом можно сохранить для наших потомков те огромные богатства, которые дарованы нам природой. Нынешние неустойчивые модели производства и потребления должны быть изменены в интересах нашего будущего благосостояния и благополучия наших потомков»[4].
    В п. 21 говорится, что «мы должны не жалеть усилий в деле избавления всего человечества, и прежде всего наших детей и внуков, от угрозы проживания на планете, которая будет безнадежно испорчена деятельностью человека и ресурсов которой более не будет хватать для удовлетворения их потребностей».
    В середине двадцатого века, когда многие ученые заговорили об устойчивом развитии, встал вопрос и о защите окружающей среды в-целом, а не отдельных видов. Человечество начало понимать, что постоянно только потребляя природные ресурсы, мы скоро погибнем, ничего не останется будущим поколениям.
    В 1972 году была принята Стокгольмская Декларация конференции организации объединенных наций по проблемам окружающей человека среды от 16.06.1972 г. Принципы Конференции очень важны, но до сих пор создается ощущение, что они для России носят больше декларативный характер, нежели руководство к действию. Например, принцип 12 говорит о том, что «следует выделять ресурсы для охраны и улучшения окружающей среды с учетом обстоятельств и конкретных потребностей развивающихся стран и любых расходов, которые могут быть связаны с включением мер по охране окружающей среды в их планы развития, а также необходимости предоставлять им по их просьбе дополнительную международную техническую и финансовую помощь в этих целях»[5].
    Пока что финансирование охраны окружающей среды ведется по остаточному принципу и государственная власть больше руководствуется тем, что земля и другие природные ресурсы используются, а не охраняются, как это записано в ст. 9 Конституции РФ.
    Самая авторитетная Конференция ООН по окружающей среде и развитию (называемая сокращенно Рио-92, или UNSED (United Nations Sastainible Environment and Development), состоявшаяся в Рио-де-Жанейро летом 1992 г. при участии глав государств и правительств 178 стран, подвела итоги 20-летней деятельности по охране окружающей природной среды после Стокгольмской конференции. На ней были приняты «Конвенция по климату», «Конвенция по биологическому разнообразию», «Декларация по окружающей среде и развитию» и «Повестка дня на XXI век».
    XIX Специальная сессия ГА ООН (1997 г.) подвела итоги пятилетия по достижению целей, поставленных UNSED, подчеркнув, что осуществление «Повестки дня на XXI век» по-прежнему «остается жизненно важным и как никогда насущным».
    Всемирный саммит по устойчивому развитию, «Рио+10», (август–сентябрь 2002 г., Йоханнесбург) рассмотрел выполнение решений UNSED, в частности, по климату.
    Выступая на саммите, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан отметил, что прогресс в состоянии природной среды за прошедшее десятилетие был крайне незначительным, особенно актуальной стала проблема антропогенного изменения климата.
    В докладе отмечено, что ущерб от участившихся тропических циклонов, потери земельных ресурсов в результате подъема уровня моря, сокращения запасов рыбы и пресной воды приводят к ежегодным затратам в размере около 304,2 млрд  долл. Наибольших потерь следует ожидать в области энергетики. К 2050 г. водный сектор столкнется с необходимостью тратить дополнительно 47 млрд долл. в год. Защита жилых домов, предприятий, электростанций от наводнений может стоить в среднем 1 млрд долл. в год.
    По данным доклада, ущерб от потерь экосистем, включая коралловые рифы, материковые прибрежные линии и мангровые болота, к 2050 г. может превысить 70 млрд долл. Сельское и лесное хозяйства понесут ущерб до 42 млрд долл. в результате засух, наводнений и пожаров, если уровень выбросов газов, вызывающих парниковый эффект, превысит вдвое уровень 1990 г. В Европе значительные потери будут связаны с повышением заболеваемости и смертности. Они оцениваются в 21,9 млрд долл.
    Обращаясь к политикам, Кофи Аннан настоятельно просил их содействовать широкомасштабному внедрению положений Киотского протокола, что «станет замечательным событием в канун 10-й годовщины Конференции в Рио на высшем уровне».
    В большинстве своем принимаются отдельные международные договоры по конкретным проблемам.
    04 .11.2004 года Россия ратифицировала Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата от 11 декабря 1997 года, подписанный от имени Российской Федерации в городе Нью-Йорке 11 марта 1999 года (вступил в силу 16.02.2005 года)[6]. Данный международный нормативный акт можно считать одним из самых неоднозначных из заключенных и ратифицированных государствами международных соглашений. При этом неоднозначной является не только оценка научного обоснования и целей его принятия, не только характеристика прав и обязательств сторон по протоколу, но и причины, которыми руководствовались государства, подписавшие и ратифицировавшие протокол, а также прогнозы и перспективы реализации положений данного документа[7].
    По состоянию на 12 августа 2004 г. общее число государств, подписавших либо осуществивших процедуру ратификации, принятия, присоединения, одобрения Киотского протокола, составило 144. Однако только 39 государств (согласно Приложению В к Киотскому протоколу) принимают на себя количественные обязательства по ограничению или сокращению выбросов по отношению к базовому 1990 г. Иные же государства - участники Киотского протокола не несут никаких обязательств, но имеют право на получение всесторонней помощи по достижению устойчивого развития ("механизм чистого развития", п. 2 ст. 12 Протокола), а также "пользуются выгодами от осуществления деятельности по проектам, приводящей к сертифицированным сокращениям выбросов" (п. 3 ст. 12).
    Основными документами, регулирующими деятельность человека в космосе, являются: «Декларация правовых принципов деятельности по использованию космического пространства» (1963 г.), «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» (1967 г.). Согласно этим документам космос является достоянием всего человечества, недопустимо присвоение его частей отдельными государствами, загрязнение космического пространства и использование его в военных целях.
    По охране Мирового океана приняты основные международные договоры: «Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов моря» (1958 г.), «Конвенция ООН по морскому праву» (1982 г.), «Конвенция по борьбе с загрязнением моря нефтью и другими вредными веществами» (1984 г.).
    По охране воздушного бассейна Земли: «Конвенция о предотвращении трансграничного загрязнения атмосферы на большие расстояния» (1979 г.), «Венская конвенция по защите озонового слоя» (1985 г.), «Монреальский протокол по озоноразрушающим веществам» (1987 г.).
    «Договор об Антарктиде» (1959 г.) предусматривает свободу научных исследований, запрет военного использования, охрану живых ресурсов.
    Согласно «Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия», принятой конференцией ЮНЕСКО в 1972 г., заповедники, национальные парки, уникальные природные ландшафты, выдающиеся национальные памятники культуры принимаются на международный учет, оказывается материальная помощь в их содержании и охране.
    «Конвенция о международной торговле исчезающими видами дикой флоры и фауны» (1990 г.) провозглашает сохранение животных, пересекающих во время миграций государственные границы, а также редких и исчезающих видов животных и растений предметом заботы международных природоохранных организаций.
    Заключение
     
    05 апреля 2010 года состоялось совещание, на котором министр природных ресурсов рассказал об изменении в ближайшем будущем экологического законодательства, приведение в соответствие с международными нормами в связи со взятыми на себя международными обязательствами Российского государства.
    27 марта 2010 года в Катаре министерство природных ресурсов РФ опубликовало ежегодный отчет под названием «Роль России и ее природоохранных структур в работе по международной Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС)». Согласно данного отчета международные обязательства, взятые на себя Россией выполняются: «в современных условиях государственное регулирование охраны объектов редких и исчезающих видов животных и растений является важной задачей, и в России достигнуты  определённые успехи в этой сфере».
    Докладчиком было предложено:
    1. Разработать мероприятия, направленные на усиление борьбы с браконьерством и контрабандой видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.
    2.Разработать федеральную целевую программу по сохранению редких видов животных и растений в качестве одного из механизмов реализации  взаимодействия федеральных и региональных органов власти по охране природы.
    3. Объединить усилия государственных, общественных, научных и международных организаций в решении проблем сохранения редких и исчезающих видов животных и растений, например, при создании Центра спасения и реабилитации редких видов животных, в первую очередь амурского тигра[8].
    Исходя из содержания подобных документов можно сделать вывод о том, что обязательства, взятые Россией перед международным сообществом и самим собой как государством, обладающим огромными запасами природных ресурсов, выполняются и будут выполняться.
    Список использованной литературы
     
    Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 года // справочная правовая система Консультант плюс.Декларация тысячелетия Организации объединенных наций  от 08.09.2000г.//http://www.un.org/russian/documen/declarat/summitdecl.htmДекларация конференции организации объединенных наций по проблемам окружающей человека среды от 16.06.1972 г. // http://www.un.org/russian/conferen/humanenv/declarathenv.htmlФедеральный закон от 04.11.2004 года № 128-ФЗ «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата». // справочная правовая система Консультант плюс.Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду. Принята 10.12.1976 Резолюцией 31/72 на 96-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // справочная правовая система Консультант плюс.Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, подписана СССР 29.03.1974, вступила в силу 01.07.1975. // справочная правовая система Консультант плюс.Конвенция ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия СССР, принята в г. Париже 16.11.1972г. на 17-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 09.03.1988 N 8595-XI // справочная правовая система Консультант плюс. «Роль России и ее природоохранных структур в работе по международной Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС)».// электронный ресурс http://rpn.gov.ru/node/14Шаповалова Е.М. "Киотский протокол: международно-правовые аспекты". "Международное публичное и частное право", 2005, N 3. [1] Ч. 1 ст. 9 Конституции РФ.
    [2] Ст. 42Конституции РФ.
    [3] Ст. 58 Конституции РФ.
    [4] Декларация тысячелетия Организации объединенных наций  от 08.09.2000 г. // http://www.un.org/russian/documen/declarat/summitdecl.htm
    [5] Декларация конференции организации объединенных наций по проблемам окружающей человека среды от 16.06.1972 г. // электронный ресурс http://www.un.org/russian/conferen/humanenv/declarathenv.html
    [6] Федеральный закон от 04.11.2004 года № 128-ФЗ «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата». // справочная правовая система Консультант плюс.
    [7] Шаповалова Е.М. "Киотский протокол: международно-правовые аспекты". "Международное публичное и частное право", 2005, N 3.
    [8] «Роль России и ее природоохранных структур в работе по международной Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС)» // электронный ресурс http://rpn.gov.ru/node/14
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Международные договоры РФ в области природопользования и охраны окружающей среды ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.