Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Контрольная работа по философии

  • Вид работы:
    Ответы на вопросы по теме: Контрольная работа по философии
  • Предмет:
    Философия
  • Когда добавили:
    22.07.2014 11:12:30
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Вопрос 1. Что понимают под «философскими вопросами»?. 2
    Вопрос 2. На чём основано мифологическое мировоззрение?. 3
    Вопрос 3. Назовите исторические этапы развития философии. 3
    Вопрос 4. Что вы знаете о философии всеединство в России?. 3
    Вопрос 5. Каково место философии в советской и постсоветской философии?  3
    Вопрос 6. В чем философский смысл понятия «бытия»?. 3
    Вопрос 7. В чем философский смысл понятия «материя»?. 3
    Вопрос 8. Дайте краткую характеристику основных законов диалектики. 3
    Вопрос 9. Каков образ человека Нового времени?. 3
    Вопрос 10. Сравните характеристики цивилизаций Востока и Запада. В чем их сходство и различия?. 3
    Вопрос 11.  Какова роль нравственных и эстетических ценностей в жизни человека?  3
    Вопрос 12. Каковы основные формы и функции практики?. 3
    Вопрос 13. Назовите основные критерии научного познания. 3
    Вопрос 14. Назовите этапы научных революций. 3
    Вопрос 15.  Какие угрозы возникли перед человечеством?. 3
     
     
    Вопрос 1. Что понимают под «философскими вопросами»?
     
    Философские вопросы являются вопросами об отношении людей к природным или созданным человеком объектам..
    Философские вопросы придуманы не философами, а созданы самой жизнью. Они выражаются фундаментальными противоречиями живой истории человечества, имеющие открытый, независимый характер. Эти вопросы, проходящие через всю историю человечества, выступают в некотором смысле как вечные проблемы и приобретая в различные эпохи, в различных культурах свой особенный неповторимый облик.
     Философами, по мере их сил и способностей, на протяжении многих веков решались эти вечные,  жизненные вопросы. Характер же философских вопросов такой, что простой, однозначный, окончательный ответ для них  не представляется возможным. Теоретически их решение задумано не как окончательное, устраняющее проблему, а как решение, призванное: охарактеризовать прошлое; дать определение конкретному облику проблемы в современных условиях; прагматически осмыслить будущее.
    К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Что первично — материя или сознание?», «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?» и другие вопросы человека и  человечества. Основной же вопрос философии состоит в отношении материи и сознания. Он имеет две стороны: что является первичным - материя или сознание, а также правильно или нет сознание человека познает окружающий материальный мир.
    Философия, постигая историческую эпоху, с опережением отражает направления и пути развития человечества, предупреждает о скрытых опасностях. Не мир сам по себе, а мир как обитель человеческой жизни — вот исходная точка зрения философского сознания и философских вопросов.
     
    Вопрос 2. На чём основано мифологическое мировоззрение?
    Мифологическое мировоззрение является исторически первыми типом мировоззрения. Оно сформировалось в первобытном обществе.
    Мифологическое знание основывалось на сверхъестественном. Первобытный человек не имел представления и знания о законах природы и естественные законы он отождествлял со сверхъестественными силами.
    Люди в древности поклонялись животному, растительному миру, т.е. обожествляли их. В мифологическом мировоззрении интерсным образом соединяется естественное и сверхъестественное, истинное и ложное.
    Первобытный человек не выделял себя из природы, он отождествлял себя с природой.
    Мифологическое мировоззрение основано на вере человека в сверхъестественное, для него характерна позиция, где  в качестве реального признается и естественное, и сверхъестественное. Мифологическое мировоззрение характеризуется следующими чертами:
    синкретизм (представление о единстве материального и нематериального мира); антропоморфизм (представление о сходстве сверхъестественных сил с человеком и человеческим поведением, рассмотрение их по аналогии); гилозоизм (представление о мире как о живом существе); фактическое отрицание эволюции природной реальности и признание лишь одного из видов движения, выраженного в идее вечного круговорота умирания и возрождения самих по себе неизменных организмов.  
    Вопрос 3. Назовите исторические этапы развития философии.
     
    Западная философия начинается с VI в. до н. э. и продолжается по сей день, т. е. существует 2600 лет.
    Античная философия. В античной философии можно выделить дилемму элеатов и Гераклита, с одной стороны, Платона и Аристотеля, идеализма и реализма, с другой. Реализм в отличие от материализма признает существование идей, но в самом чувственном мире. Эти линии не параллельны, они могут подходить близко друг к другу, коль скоро человек стремится к реализации идеала и достигает успеха. Однако единомыслие — плод стремления к идеалу — уничтожает саму философию. Дистиллированная вода губительна для здоровья именно потому, что идеальна. Идеал остается на Земле горизонтом, к которому надо бесконечно приближаться, но к которому не следует подгонять насильно под угрозой крушения философии, культуры и мира в целом.
    Приближаясь к концу, античная философия уже не замахивалась на всеобъемлющие социальные преобразования, и Марк Аврелий понимал неспособность философии обеспечить их. Философия поднялась в конце II в. на вершину могущества, когда император был философом и видные государственные должности занимали философы.
    «Философия — это свобода», — говорил Эпикур. Но философия появляется в рабовладельческом обществе. Однако в Древней Греции в период зарождения философии преобладали действительно свободные граждане, а формой управления городом-полисом была прямая демократия.
    В таких условиях философия и достигла своего расцвета.
    Средневековая европейская христианская философия. В Средние века философия была «служанкой богословия», призванной обосновывать истины религии. Философ не мог усомниться в существовании Бога и должен был искать доказательства его бытия. Христианское мировоззрение строится на принципах, противоположных античным. Христианская философия догматична и зиждется на вере. Догматизм, если его питательным корнем не является сомнение, не философичен, и поэтому, строго говоря, христианская философия должна изучаться в курсе богословия, так как отнюдь не собственно философская проблематика была для нее главной. Но тем не менее нельзя говорить о просвете в 1500 лет между античной и новой философией, поскольку преемственность все же была.
    Христианство стимулировало развитие метафизики, четко разделяющей два мира. Кризис христианства привел к возрождению интереса к античности. По мере того как подвергались сомнению религиозные догмы, интерес к философии оживлялся. Если христианин слышит откровение свыше («Восстань, и пробудись от сна, и услышь глаголы послания»), то человек Нового времени действует как прометеев творец и призван говорить сам («Восстань, поэт, и виждь и внемли, глаголом жги сердца людей»).
    Философия Ренессанса (Возрождения) в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с XIV по XVI в. Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Наряду с авторитетом Священного Писания признается авторитет античной мудрости. Вместе с тем происходит возрождение «истинной» христианской духовности, переосмысливается христианская традиция, появляются ревнители христианства, такие как монах Джироламо Савонарола во Флоренции (1452—1498), резко протестующие против роскоши папства, извращения учения Христа клиром, зовущие к возрождению первоначального «апостольского» христианства.
    Немецкая классическая философия. Отличие новоевропейской философии от древнегреческой в том, что исчезает идея блага как высшая. Этику заменяет гносеология (теория познания), а вместо вопроса «что есть истина?» главным становится вопрос «как возможно познание ее?». На первое место выходит неизвестное античности понятие субъекта как условия развития и познания (с декартовского «я мыслю» до кан-товских чистых форм созерцания). В выделении этого понятия, как показал Хайдеггер, проявилась душа западной культуры, которая человека, называя его субъектом, ставит в основание мирового целого: или в познавательном смысле, как делает Кант, или в метафизическом, как делает Гегель, представляя его венцом саморазвития Абсолютной Идеи. Гегель говорит о западном принципе индивидуальности, который, по его словам, впервые выступил в философской форме в лейбницевой монадологии. Этот же принцип выдвигали Декарт, Кант и сам Гегель.
    Вторая отличительная черта западной культуры, нашедшая выражение в философии Нового времени, — особая форма рациональности, тесно связанной с чувствами, что дало основание философу и социологу П. Сорокину назвать западную культуру «чувственной». Рефлексии о себе представляют мышление, и лишь потом в процессе размышления открывается существование («мыслю, следовательно, существую», переходящее у экзистенциалистов в «существую, следовательно, мыслю»).
    Постклассаческая европейская философия XIX—XX вв. Философия Канта, Шеллинга, Гегеля действительно является классической в том смысле, что соответствует основным канонам западной культуры. Начиная с Шопенгауэра и особенно Э. Гартмана можно говорить о постклассике, поскольку не все каноны ими соблюдаются, хотя связи прослеживаются. Ницше сигнализировал об опасности начала кризиса западной философии, а Шпенглер охарактеризовал кризис в явной форме, поняв сущность западной культуры на ее закате и предсказав ее гибель. Отрицание Хайдеггером метафизики не что иное, как отход от западной традиции. Экзистенциалистское обращение к индивидуальности есть отказ от разработки целостных проблем культуры. Философия XX в. жила под воздействием двух векторов. В соответствии с закономерностями развития своего круга она занималась теорией познания, а в соответствии с закономерностями развития в пределах круга — человеком. Многие философы XIX—XX вв. (Маркс, Ницше и др.) сознательно вырывались за рамки философии, и только Хайдегтер полностью остался в ней, подводя ее итоги. От сверхоптимистического гегелевского тождества бытия и мышления он вернулся к скептицизму. Соединив в своем призыве к преодолению метафизики ницшеанскую «переоценку всех ценностей» с попыткой Гуссерля найти сущностные структуры разума, Хайдеггер распространил эту попытку на человека в целом. В его философии человек теряет активность, в том числе познавательную — не только в новоевропейском, но и в древнегреческом смысле, и начинает рассматриваться как исполнитель воли бытия.
    Кризис философии связан с кризисом культуры, в ядре которой она находится. Кризис «чувственной» (по П. Сорокину) западной культуры является внешней причиной заката философии. Последний вызван не поражением демократии и церкви, как два предыдущих, а кризисом идеалов гуманизма, на которых базировалась западная цивилизация.
     
    Вопрос 4. Что вы знаете о философии всеединство в России?
     
    Возникла философия всеединства в последней четверти 19 в. и просуществовала на русской почве до третьего десятилетия 20 в. Датой ее возникновения считают 1874 год, в тот год защитил и опубликовал магистерскую диссертацию  В. С. Соловьев, которая называлась "Кризис западной философии (против позитивистов)".
    Всеединство является философским учением (идея, принцип), которое  раскрывает внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме взаимопроникновения и раздельности составляющих его элементов, их тождественности друг другу и целому при сохранении их качественности и специфичности. Всеединство представлялось в различных философских концепциях, начиная с неоплатонизма.
    Наиболее яркое выражение философия всеединства нашла в русской философии, где, начиная с B.C. Соловьева, сложилось самобытное направление – философия всеединства, к которой могут быть отнесены системы Флоренского, Булгакова, Карсавина, Франка, Н.О. Лосского, а также, по ряду оснований, взгляды С.Н. Трубецкого, E.H. Трубецкого, Лосева и др.
    В качестве идейного основоположника русской философии всеединства рассматривают учение о соборности славянофилов. В русской философии выделяют четыре системы всеединства: софиологическая, монодуалистическая, моноплюралистическая, символическая.
    Вопрос 5. Каково место философии в советской и постсоветской философии?  
    Философия в советской и постсоветской России (после 1917 г.).
    Философская мысль в СССР развивалась сложно и драматично, но в итоге активно и плодотворно, в особенности в 60-80-е годы ХХ в.
    После того как с советской земли вынужденно эмигрировали талантливые философы-идеалисты, не согласные с идеологической доктриной большевистской партии, философская жизнь в стране не прекратилась не прекратилась. Новой советской философии и ее  носителям-философам, старым и молодым, уже живущим и только рождающимся в мир, предстоял путь множества испытаний, работы в жестких политических тисках, необходимо было  жертвовать свободой самовыражения, комфортом, а порой и жизнью, но все-таки философствовать. Все не могли быть диссидентами, большинство советских философов с абсолютной искренностью были убеждены в философской правоте марксизма.
    Охарактеризуем основные этапы, которые прошла философия СССР.
    Первый этап можно условно датировать 1922-1930 гг. Это время, когда идеологические тиски уже были, но еще не сжались, и в рамках материалистических представлений оставалось место для дискуссий и споров. Основной настрой этого времени задает вышедшая в марте 1922 г. работа В.И. Ленина «О значении воинствующего материализма». Названная впоследствии философским завещанием В.И. Ленина, эта статья призывает разоблачать всех идеалистов, руководствоваться воинствующим атеизмом, крепить союз с представителями передового естествознания, творчески развивать диалектико-материалистическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса, изучать гегелевскую диалектику с материалистических позиций. Отныне на многие годы советская философия может работать только в диалектически-материалистической парадигме, всякое отклонение от которой считается ересью со всеми вытекающими последствиями.
    Второй этап истории советской философии - 1930-1953 гг. В это время возникает целый ряд официальных философских структур: на базе МГУ и ЛГУ создаются философские факультеты; с 1947 г. начинает выходить существующий поныне журнал «Вопросы философии». Разгрому и гонениям был подвергнут третий том «Истории философии», написанный авторским коллективом под редакцией Г. Александрова, Б. Быховского, М. Митина и П. Юдина. Авторам приписывалось слишком большое внимание к идеалистической диалектике Гегеля, что якобы затушевывало отличие от нее материалистической диалектики и пролетарского мировоззрения. Главные обвинения, звучавшие в идеологических кампаниях, - недостаточно определенное проведение классового подхода.
    Третий этап существования философии в СССР начался с момента смерти Сталина и продлился до конца 80-х годов. Значительное оживление философской мысли начинается примерно с 60-х годов. С 1956 годов философию стали преподавать как самостоятельный предмет не только в гуманитарных вузах и университетах, она стала обязательным предметом высшего образования. С конца 50-х гг. советские философоф стали приглашать на международные философские конгрессы.
    Советская философия 60-70-х годов занимается в обсуждением запретной, до этого момента, темы ценностей. Тон задают здесь «Лекции по марксистско-ленинской эстетике» Н.С. Кагана, утверждающие право на существование и применение аксиологического подхода к сознанию. О ценностных формах сознания пишут О.М. Дробницкий, Т.Т. Григорьян, Ю.М. Давыдов, В.И. Шинкарук и др. Проблеме деятельности были посвящены труды А.П. Огурцова, В.А. Вороновича, Н.С. Кагана, О.М. Гендина, К.Н. Трубникова, А.И. Яценко, известного психолога А.Н. Леонтьева. Тема культуры развивалась Э.С. Маркаряном, В.Е. Давидовичем, Е.А. Ждановым, В.М. Межуевым, О.Н. Коганом и др. Тема человека развивалась в работах А.Г. Мысливченко, О.Т. Григоряна, К.С. Батенина, В.Е. Давидовича, Т.А. Абульхановой-Славской, Ю.М. Давыдова, О.В. Бычко. В них обсуждались проблемы сущности человека, его свободы, истории, диалектики его жизни, ставились вопросы познания человека и единства человечества. И.С. Коном исследовались проблемы возраста, пола, самоидентификации человека в обществе.
     
    Вопрос 6. В чем философский смысл понятия «бытия»?
     
    Бытие – это философское понятие, которое указывает на реальное существование чего-либо, указывает на то, что реально существует, имеет место быть.
    Впервые проблему бытия затронул греческий философ Парменид.
    Бытие – всё, что имеет место быть, т.е. вся объективная реальность, окружающая нас действительность, всё сущие. Онтология – наука о бытие.
    Основные формы:
    1. бытие природы или материальное бытие, т.е. мир материальных вещей,
    2. бытие духовное или идеальное бытие, включает в себя чувства и идеи, эмоции и образы, понятие и представление, которые проявляются в ходе духовно - практической деятель,
    3. бытие общественное,
    4. бытие человека.
    Греческий философ Парменид учил, что бытие – это сущее, а кроме него в действительности ничего больше нет. Демокрит полагал, что первоосновой бытия являются атомы или некие не делимые частицы. В средние века господствовало религиозное мировоззрение и бытие рассматривалось как сотворенная Богом реальность. В  эпоху возрождения бытие рассматривается преимущественно как физическая реальность, прежде всего природа как объект естествознания и практической деятельности человека.
    В классической немецкой философии: бытие – это «абсолютная идея» как основа и исток всего сущего. Русская  религиозная философия подчеркивала, что бытие духовно, а в русском философском материализме бытие – это нечто объективное, объект наук и практической деятельности.
     
    Вопрос 7. В чем философский смысл понятия «материя»?
     
    Материя – (от лат вещество) – обозначает объективную реальность, которая отображается нашими ощущениями, сущ.независимо от них. Впервые пытался дать определение понятия материи Аристотель. Он понимал под материей бесформенную и пассивную массу, которая потенциально содержит в себе любые вещи, как возможное бытие.
    В античной философии в основе определения материи лежало понятие «материал», из которого как бы вылеплены все вещи (вода, огонь). Аристотель: Материя - это  всеобщее возможность предметного многообразия. Действительность вещественного многообразия, его стимул и цель - это форма как составляющее начало. Средние века: материя, как пассивное, страдательное начало, дух как активное начало, заняла господствующее положение. В механистическом материализме нового времени в основе определения материи лежит уже не понятие «материал», а основных первичных неизменных свойств, общих для всех материальных предметов: протяженность, перемещение, фигура, тяжесть (комбинация их дает тело). Для Дидро материя - это абстрактная категория, отвлекающая ото всех материальных предметов их всеобщее свойства и качества. Ленин: Материя - это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана нам в ощущениях и которая копируется, фотографируется и отображается ими, существуя независимо от них.
    Современная наука. Материя трёх видов: вещество, антивещество и поле, которые переходят друг в друга. Формы вещества очень разнообразны – атомы и молекулы, газы, жидкие и твёрдые тела. Поле – это сложное электромагнитное образование, которое состоит из квантов, что распределены в пространстве равномерно.
    Черты материи: движение, самоорганизация, размеренность в пространстве и времени, способность к отражению.
     
    Вопрос 8. Дайте краткую характеристику основных законов диалектики.
     
     Под законами – понимается выражение общих, необходимых, повторяющих связей реального мира, которые при наличии соответствующих условий определяют характер, направления и результат развития.
    Закону единства и борьбы противоположностей отведена особая роль в структуре диалектики, так как он раскрывает сущность и источник развития и движения. Исходя из этого, В.И. Ленин назвал его сутью, ядром диалектики.
    Всем предметам и явлениям окружающего нас мира присуща относительная устойчивость, определенность, иначе они просто не могли бы существовать. Этот момент постоянства, устойчивости, единства, многообразия и непрерывности отражен категории  тождества. Вместе с тем каждый предмет, явление находятся в постоянном движении, изменении. Невозможно войти в одну и ту же реку дважды. Этой формулой Гераклит выразил текучесть, подвижность, изменчивость, неповторимость предметов или их различие.
    На самом же деле тождество и различие связаны  и переплетаются между собой, поэтому в реальности каждая вещь не только равна, т.е. тождественна самой себе, но и имеет отличая одновременно.
    Противоположные стороны предметов и объектов взаимообусловливают друг друга и во взаимодействии образуют противоречие. Противоречие является определенным типом взаимодействия противоположных сторон, свойств, тенденций в предметах и между ними.
    Противоречия присутствуют в самой сущности вещей, поэтому являются формой проявления активности материи.
    Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений выражает внутренний механизм движения и развития вещей, процесс начала и конца. Этот закон характеризует сущность процесса развития, пути и формы перехода от старого к новому через категории "качество", "количество", "мера". Любой предмет имеет свою специфику, особенности, отличия от других предметов. Эти отличия могут быть либо количественными, либо качественными.
    Качество – это такое определение предмета, которое характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью .присущими ему свойствами. Количество – характер явлений, предметов, процессов, по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выраженных в величинах и числах. Единство количества и качества называется мерой. Переход количественных изменений в качественные сопровождается и обратным процессом: новое: качество порождает новые количественные изменения. Поэтому мы говорим о взаимном переходе количественных изменений и изменений качественных.
    Закон отрицания отрицания – диалектической отрицание в отличии от простого метафизического отрицания это триидейный процесс: первый процесс – деструкция – разрушение старого, второй процесс – комуляция – частичное сохранение преемственности (из старого лучше избирается), третий процесс – конструкция – создание, формирование нового, на основе того что было во втором процессе. Закон говорит о том, что он идёт не по прямой линии, а по спирали. Раскрывает общие направления, тенденции материального мира.
    Суть закона заключается в том, что на высшей ступени развития происходит своего рода возврат к старому, повтор известных черт, свойств предмета, но уже в другом, измененном виде.
     
    Вопрос 9. Каков образ человека Нового времени?
     
    Образ человека Нового времени эгоцентричен, т.е. представляется центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий.
    Философские исследования направлены на изучение проблем человека, главенствующая роль Бога отходит на второй план.
     Человек отрывается от него. Он обретают веру в себя и свои силы. На место Бога приходит «человекобог» (Ф. Достоевский). Переходом от старого образа к новому стала философия Р. Декарта. Сутью открытия французского философа является восприятие человека как «мыслящей вещи». Взгляды, в течение многих веков обращенные на небо, обратились внутрь человека.
    По словам французского философа Ж.П. Сартра, нет никакой природы человека,  как нет и Бога, который бы ее задумал. Когда в XVIII в. атеизм философов ликвидировал понятие Бога, он оставил понятие сущности, а, следовательно, и сущности человека. Эту идея встречается повсеместно: у Дидро, Вольтера и даже Канта. Но сущностью человека является то, что делает любого человека частным случаем общего понятия «человек». Эта сущность характеризует жизнь человека, его существование.
    Человек оторвался от Бога, говорит X. Ортега-и-Гассет, и остался наедине с вещами. Он сам является вещью, предметом и действует с вещами, предметами, как идеальными, так и материальными. Здесь просматриваетсяначало «деятельностной парадигмы», в рамках которой человек Нового времени пришел к осознанию себя. Наибольшим образом  она была представлена в концепциях Гегеля, Фихте, Фейербаха, раннего Маркса, сложных синтезах английской политической экономии.
     
    Вопрос 10. Сравните характеристики цивилизаций Востока и Запада. В чем их сходство и различия?
    Основные черты цивилизации Запада характеризуются присутствием идеи преобразования мира, природа рассматривается как неиссякаемая кладовая ресурсов, наличием ценности власти, как силы и господства над природой и обществом, ценностью научной рациональности. Что обуславливает антропоцентрический характер восприятия мира, в котором  цели и средства могут не совпадать, а целью науки является истина, имеющая практическую отдачу. В свою очередь здесь возникает расхождение между технологией и личностными запросами человека, его отчуждение от самого себя и общества.
    Восток, в противоположность Западу, характеризуется личностным восприятием мира, но человек при этом совсем не является венцом творения.
    Главным здесь выступает обеспечение стабильности и предсказуемости, так как познание выступает в первую очередь как путь нравственного совершенствования. Отсюда и возникает необходимость и  важность фигуры Учителя и наша сопричастность к Космосу.
    Сравнивая характеристики цивилизаций Востока и Запада, необходимо отметить, что важное значение имеет взаимодействие культур Запада и Востока, так как именно в этом большинство философов рассматривает залог прогресса человечества.
    Анализ данной проблемы проводился многими выдающимися деятелями культуры или в аспекте конфронтации, или в аспекте примата Запада, либо Востока. Со временем возникла идея о том, что культуры и цивилизации Запада и Востока являются взаимодополняющими и представляют собой определенную целостность, а рационализм Запада и интуитивизм Востока, технологический подход и гуманистические ценности должны сочетаться в рамках новой общепланетарной цивилизации.
    Также важно упомянуть о реальных процессах взаимопроникновения восточной и западной цивилизаций в современном мире. Это Япония и другие страны Юго-Восточной Азии, где осуществляется синтез ряда западных и восточных моделей развития при сохранении культурной идентичности. Наконец, вспомним, что русское национальное самосознание сформировалось в попытках осмысления места России в дихотомии Запад — Восток.
     
    Вопрос 11.  Какова роль нравственных и эстетических ценностей в жизни человека?
     
    Философия рассматривает проблему ценностей  в тесной связи с определением сущности человека, его творческая природа, его способность созидать мир и самого себя в соответствии с мерой своих ценностей. Человек формируя свои ценности, часто рушит противоречия между сложившимся миром ценностей и антиценностей, использует ценности как инструмент поддержания своего жизненного мира, защиту от разрушающего воздействия энтропийных процессов, угрожающих рождаемой им реальности.
    Ценностный подход к миру рассматривает  объективную реальность как результат человеческого самоутверждения; мир при этом подходе является  реальностью, освоенной человеком, превращенной в содержание его деятельности, сознания, личностной культуры.
    Значимость тех или иных объективных явлений для жизни людей отражено понятием ценностей. Ценностное отношение рождается в процессе деятельности человека, где выделяются три вида производства: людей, вещей и идей.
    Первой (и основной) ценностью выступает сам человек во всем многообразии его жизнедеятельности. Это представление явилось итогом достаточно длительной эволюции сознания общества. Убеждение, что любой человек самоценен в независимости от своего возраста, пола, расы и нации, происхождения и т. п., возникло и укрепилось либо в сравнении человека с высшей ценностью (Бог, Дух), либо в силу действия общих закономерностей общественной жизни.
    Вторым феноменом мира ценностей являются вещи, производимые человеком на протяжении всей истории человечества. Мир вещей охватывает все — от древнейших пирамид до суперсовременных компьютеров и ускорителей, космических аппаратов и полимеров. Этот мир материальной культуры, созданный человечеством для удовлетворения своих потребностей, является  как бы «неорганическое тело» человека, в несколько раз усиливая его мощь, выражая в предметах его способности и таланты.
    Вещественный мир стал «второй природой» человека и неслучайно ценностное отношение к нему является достаточно точным критерием ценности самого человека.
    Наряду с предыдущими ценностями существуют и духовные ценности, и моральные ценности.
    Выделяют объективное содержание эстетической ценности и ее субъективную сторону, зависящую от сложившихся идеалов красоты, вкусов, художественных стилей и т. п. Эстетические ценности могут выступать в виде природных объектов (к примеру, пейзаж), самого человека,  а также духовные и материальные объекты, созданные человечеством в виде произведений искусства. Как нравственные, так и эстетические ценности играют значимую роль в жизни человека.
     
    Вопрос 12. Каковы основные формы и функции практики?
      Практика является целостной органической системой совокупной материальной деятельности человечества  на протяжении всего исторического развития, всегда осуществляемая в определенном социокультурном контексте.
    Категория практики, активной чувственно-предметной деятельности людей, направленной на изменение реальной действительности, является центральной категорией диалектико-материалистической философии в целом и ее гносеологии в частности.
    Важнейшие  формы практики:
    1. Материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей.
    2. Социальное действие выступает как преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными «массовыми силами» (революции, реформы, войны, преобразование тех или иных социальных структур  и  т. п.).
    3. Научный эксперимент это активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой происходит искусственное создание человеком условия, дающее ему возможность исследовать интересующие его свойства объективного мира (в том числе  и  социальный эксперимент).
     Основные функции практики  в процессе познания:
    1.  Практика выступает как источник познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями.
    2.  Практика является основой познания, его движущая сила. Она «пронизывает» все стороны, моменты,  формы, ступени познания с момента его начала  и  до самого конца. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями, обусловливается, в итоге, задачами и потребностями  практики.
    3. Практика это цель познания, так как познание происходит не ради простого любопытства, а с целью направить и соответствующим образом, в той или иной мере регулировать деятельность людей.
    4. Практика является решающим критерием истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений.
    Вопрос 13. Назовите основные критерии научного познания.
    Познание – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Гносеология – наука о познании. Типы познания: мифологическое, религиозное, философское, чувственное, научное.
     Субъект познания – называют наделённого сознанием человека, включённого в систему социо-культурных связей, чья активность направлена на постижение тайн противостоящего ему объекта. Объект познания – то, на что направлена познавательная деятельность субъекта.
    Познание обогащает и расширяет мировоззрение людей, которое по мере развития общества становится все глубже и богаче по содержанию.
    Научное познание сравнивается обычно с повседневным (обы­денным), что позволяет выявить особенность исследовательской деятельности человека и зафиксировать ее существенные парамет­ры. Структура научного исследования (и соответственно - научно­го знания) может быть представлена, прежде всего, следующими уровнями: эмпирическим, теоретическим и метатеоретическим. Каждый из указанных уровней отличается спецификой использу­емых им методов и соответствующей целостной методологией.
    Критерии научного познания:
    1. Основной задачей научного познания выступает обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др.
    2. Непосредственной целью и высшей ценностью научного познания является объективная истина, которая постигается только рациональными средствами и методами, при участии живого созерцания и внерациональных средств. Характерной чертой научного познания выступает объективность, устранение не свойствыенных предмету исследования субъективистских моментов во многих случаях для реализации «чистоты» рассмотрения своего предмета.
    3. Необходимость для науки воплощения на практике, служить «руководством к действию» с целью изменения окружающей действительности и управления реальными процессами.
    4. Необходимостью для науки является процесс непрерывного самообновления своего концептуального арсенала, этот процесс обозначается в методологии термином «прогрессизм» (нетривиальность) и считается важным критерием научного познания.
    5. Применение в процессе научного познания таких специфических материальных средств, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, компьютеры, ракетно-космическая техника и т. д.). Так же, для науки не маловажным является  использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная формальная логика, диалектика, системный, кибернетический, синергический и другие общенаучные приемы и методы. Указанные средства сами выступают предметом исследования в науке.
    6. Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Необходима для научного познания и логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, непрерывное совершенствование своего мышления, умения правильно применять его законы и принципы.
    7. Научному познанию присуща постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда в одинаковой степени сопровождается осознанием самой исследовательской процедуры, т. е. изучение используемых при этом методов, средств и приемов, при помощи которых познаются данные объекты.
    Вопрос 14. Назовите этапы научных революций.
      Научные революции  являются этапами развития науки, во время происходит смена исследовательских стратегий, задаваемых ее основаниями.
    Выделяют четыре этапа научных революций.
    На первом этапе была революция 17 веке, ознаменовавшая собой становление классической науки.
    Второй этап  начался в конце 18 начале 19 веков, в результате этого этапа классическая наука, ориентированная в основном на изучение механических и физических явлений перешла к дисциплинарно организованной науке. Появление таких наук, как биология, химия, геология и др., поспособствовала тому, что механическая картина мира перестала быть общенаучной и общемировоззренческой. Биология и геология внесли в картину мира идею развития, которая отсутствовала в механической картине мира.
    Третий этап революции охватил период с конца 19 до середины 20 в. Революционные изменения охватили одновременно многие науки, например в физике разработали релятивистскую и квантовую теории, в биологии — генетику, в химии — квантовую химия и т. д. Возникли новые отрасли научного знания такие как, кибернетика и теория систем. В результате было образовано новое, неклассическое, естествознание, основания которого радикально отличались от оснований классической науки.
    Четвертый этап научной революции начался в последней трети 20 вв. и сопровождался появлением постнеклассической науки. Объектами исследования на этом этапе развития науки выступали сложные системные образования, которые характеризовались уже не только саморегуляцией (с такими объектами имела дело и неклассическая наука), но и саморазвитием.
     
     
    Вопрос 15.  Какие угрозы возникли перед человечеством?
     
    1. Угроза термоядерного пожара. Проблема возникла с началом ядерных технологий в СССР и США была объявлена холодная война. В конце 80-ых угроза как бы уменьшилась, но с начала нового века угроза опять начала нарастать. На данный момент мы видели, что Северная Корея приостановила разработку ядерных технологий, но начинается новое противостояние США и РФ, штаты готовятся разместит базы ПРО в восточной Европе, а Россия приостановила действие ДОВСЕ. Эту угрозу реально нейтрализовать при желании руководителей сверх держав. Но если просто уничтожить все технологии. То встает угроза энергетическая.
    2. Вторая угроза — надвигающаяся близость экологической катастрофы. Тонкая кожура земного шара, колыбель наша и обитель в опасности. История распорядилась так, что земная природа, наша экологическая ниша приходит в состояние нарастающей нестабильности. Отношение человек-природа по своей значимости начинает перекрывать наши экономические заботы, политические хлопоты и теоретические словопрения.
    3. Третья угроза — опасность, нависшая над человеческой телесностью. Под дамокловым мечом находится не только «внешняя» природа, та экологическая ниша, в которой мы живем, но и наша «внутренняя» природа: наш организм, плоть, человеческая телесность.
    4. Четвертая, не менее страшная угроза — кризис человеческой духовности. Практически все светские и религиозные, глобальные и региональные, древние и новые идеологии испытывают сейчас тягостные затруднения, не могут даже сколько-нибудь доказательно ответить ни на актуальные проблемы эпохи, ни на вечные запросы духа. Многие на такие ответы самонадеянно претендуют, клянутся, что единственно верная истина у них хранится «в жилетном кармане», но сколько-нибудь убедительно выполнить свои обещания и декларации не могут.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Контрольная работа по философии ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.