Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Формирование социальной активной позиции молодежи через волонтерскую деятельность как одного из вида социальной активности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Формирование социальной активной позиции молодежи через волонтерскую деятельность как одного из вида социальной активности
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    22.07.2014 12:31:32
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Введение………………………………………………........................... 2
     
    Глава I. Активная социальная позиция подрастающего поколения.
     
    Характеристика социальной активности и активной позиции молодежи…………………………... …………………………………………...5  
    Роль и разновидности социальной активности в обществе…..10  
    Активная позиция молодежи в волонтерской деятельности.  
    Вывод по Главе I………………………………………….....……….….23
     
    Глава II. Формирование активной социальной позиции через волонтерское движение.
     
    2.1 Формирование  социальной активности у молодежи.……….24
     
    2.2 Волонтерская деятельность как способ формирования социальной активной позиции молодежи…………………………………..29
     
    Вывод по Главе II……………………………………..……. …………35
     
    Заключение…………………………………………………………...…37
     
    Список использованной литературы…….……………………….…39
     
     
     
     
    Введение
     
    Подрастающее поколение – это молодёжь. Молодежь – это, пожалуй, одна из важнейших социально-демографических групп, ведь именно на эту социальную группу возлагаются большие надежды, от молодых зависит будущее страны. Как следствие, любые воздействия на молодежь, особенно в Российской Федерации, требуют пристального наблюдения, подробного анализа и кропотливой работы по прогнозированию того, что из молодежи может получиться под влиянием информационной, культурной и прочих сред.
    Молодёжь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции[1].
    Социальная активность – сложное состояние и одновременно свойство человека (социальной группы) к интенсивному, осознанному взаимодействию с социальной средой, детерминированная преимущественно им самим и осуществляющаяся в процессе внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности по преобразованию себя и социума в соответствии с задачами общественного развития. Формой проявления социальной активности, связующим звеном между человеком и средой является социальная деятельность, т.е. осознанный, целенаправленный тип человеческой активности по преобразованию себя и социума в соответствии с задачами общественного развития, реализующийся в действиях и поступках.
    Социальная активность подрастающего поколения – особая активность, в которую вовлечена молодёжь, по собственной воле и без принуждения, дающая блага нуждающимся в помощи, т.е. молодёжь совершает полезные поступки с точки зрения общества.
    Целью исследования является рассмотрение способа формирования социальной активной позиции молодежи через волонтерскую деятельность как одного из вида социальной активности.
    Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
    1) Дать характеристику терминам «социальная активность и активная позиция» и изучить  их роли в обществе;
    2) Определить  разновидности  социальной активности;
    3) Раскрыть активную позицию молодежи через волонтерскую деятельность;
    4) Рассмотреть волонтерскую деятельность как условие формирование социальной активной позиции.
    Объектом исследования является социальная активность подрастающего поколения.
    В процессе исследования были использованы общие теории о социальной активности, теоретические основы понимания социальной активности молодёжи, ресурсы сети Интернет, материалы по проблемам социальной активности молодёжи.
    Этапы исследования:
    На первом этапе определяются концепции и методы исследования, на втором – изучаются и раскрываются понятия.
    Для исследования будут использованы такие общенаучные методы исследования как: 
    Общелогические: анализ, синтез, дедукцияТеоретические: литературный, гипотетический, обобщение, метод системного анализа. Эмпирические: описание, сравнение. И специальные методы исследования, такие как:  Опрос и анкетирование.
    Теоретическая значимость исследования такова: Выявлена и систематизирована  информация о социальной активности подрастающего поколения.
    Практическая значимость: Результаты исследования могут стать частью практических пособий и могут быть использованы при чтении лекционных курсов по социологии культуры, социологии молодежи и молодежных объединений.
    Работа структурирована и содержит введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Глава I. Активная социальная позиция подрастающего поколения.
     
    Характеристика социальной активности и активной позиции молодежи.  
     В 1968 г. В. Т. Лисовским было дано определение понятия «молодёжь» в российской социологии:
    Молодёжь — это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, профессиональные, культурные, образовательные и другие социальные функции[2].
    Молодёжь обладает большим потенциалом и возможностью перемещаться, а также  жаждой познания и хорошим здоровьем, что сильно отличает её от других групп населения. Одновременно стоит вопрос перед любым обществом о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое политическое, экономическое и социокультурное пространство.
    Возрастные рамки, относящие людей к молодёжи, разные в разных странах. В основном, высшая возрастная граница молодёжи — 25-36, лет средняя - 16-24, а низшая — 13-15 лет[3].
    Молодёжь — это такая социально-возрастная группа, которая отличается возрастными рамками и своим статусом в обществе, характеризуемым как: переход от детства и юности к социальной ответственности. Молодёжь характеризуется как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума[4].
    Молодёжь, представляя особую возрастную и социальную группу, всегда воспринимала по-своему культурные ценности, в разные времена это порождало эпатирующие формы субкультуры и особый молодёжный сленг. Все мы знаем их представителей: битники, стиляги, хиппи, ставшие в СССР и постсоветском пространстве неформалами.
    Сегодня молодёжь РФ — это 49,7 миллионов молодых граждан, это около  34 % от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России ранее относились граждане от 14 до 30 лет. Однако, сейчас в большинстве субъектов РФ  возрастной ценз повышается до 35 лет.
    Результаты социологических исследований показывают, что важным фактором, влияющим на уровень социальной активности молодежи, является степень их информированности о различных явлениях общественной жизни, вариантах общественно-полезной деятельности, структурах гражданского общества. Поэтому немаловажным представляется имеющиеся источники и каналы коммуникации между молодыми гражданами и структурами гражданского общества, их распространенности, популярности среди молодежи.
    Добровольчество  и другие формы социальной активности рождается из молодежной инициативы, стремления к самостоятельному участию в жизни государства и общества, к реализации и удовлетворению её различных социальных потребностей и интересов. В связи с тем, что молодежь как демографическая группа не стабильна: материальные трудности, трудности в самореализации, трудности в общении и т. д., молодежи нужно найти свою нишу в обществе и волонтерская деятельность подходит для этого идеально. Волонтеры (добровольцы) определены законом как «граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации».
    Социальная активность (от лат. activus - деятельный) — способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении, поведении.[5]
    Личность молодого активиста является важным аспектом исследования социальной активности молодежи. Инициативность выступает здесь интегральным качеством личности. В данном контексте говорят о молодых лидерах. Предположительно, особый лидерский склад личности лежит в основе любой социальной активности. Обучение и воспитание лидерских качеств, а также отбор и поддержка наиболее эффективных лидеров осуществляется через развитие социальной активности молодежи. Социально активного гражданина России, способного к инновационной деятельности позволяет формировать социальное образование.
    Подрастающее поколение – это те, кто придут на смену уходящему поколению. Они являются их продолжением, их понятия, мышление, мысли – всё формируется под влиянием старшего поколения и ближнего окружения молодёжи. Социально активная молодёжь зарождается ещё в школе, так как уже там можно различить подростков, которые более активно, чем другие, участвуют в общественной жизни. Активное участие в различных общественных мероприятиях порождает желание реализовать себя и в других сферах социальной жизни. Лидерские качества, проявившиеся уже тогда, сопутствуют активным подросткам и они, в свою очередь, продолжают развивать его, становясь активными лидерами среди своих сверстников.
    Активная социальная позиция становится образом жизни для таких лидеров, которые ведут за собой и стимулируют других участвовать в социальной жизни. Выполняя поручения старшего поколения, такие лидеры не только делают то, что им сказали, но и идут дальше, подходя к своему заданию ответственно. Поощрение и особое внимание к таким подросткам - очень важно, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. Активная социальная позиция рождается у подрастающего поколения не сама по себе, а с позиции окружающих взрослых, их одобрения и участия в социальной жизни.
    Конечно же, подрастающее поколение не копирует полностью поведение старших, но всё же, пример поведения старшего поколения очень важен, так как он закладывает основы коллективной памяти и, соответственно, стереотипов поведения, в том числе и участия в социальной жизни общества.
    В современном обществе участие подросткового поколения в социальной жизни находится под большим вопросом, так как молодёжь в данный момент ориентирована на приобретение технических новинок и модной одежды, в стремлении стать «круче», моднее или «упакованней» чем другие. Этот явление среди молодёжи, которая нацелена на более «высокие материи» стало называться «вещизм», то есть, стремление получить ту или иную вещь любым путём. Так же, в наше время, очень остро стоит проблема наркомании и алкоголизма среди молодёжи, не говоря, о повышенной преступности в  молодёжной среде. Все эти факторы снижают социальную активность подрастающего поколения. Даже высокоорганизованному, воспитанному и хорошо образованному подростку очень сложно избежать всех этих соблазнов.
    Социальная активность - от лат. activus - деятельный) - способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении, поведении[6]. Социальная активность является условием самоопределения человека в обществе, это важно учитывать в организации педагогической практики.
    В настоящий момент развитие общества в России характерно наличием широкого круга формальных возможностей для реализации человеком потенциала его гражданской активности, так же как и общественного участия. Трансформации двух последних десятилетий, в социально-политической сфере, закрепили существование самых разных институтов гражданского общества:
    разноплановых общественных объединений и организаций, партий в рамках практически любых (за исключением экстремистского толка) идеологических платформ, церкви, органов местного самоуправления и т.п. То есть, молодёжь получилиа возможность для самореализации в разных сферах и областях жизни, для активной горизонтальной и вертикальной социальной мобильности.
    Однако сами граждане очень пассивно интересуются имеющимися возможностями, что подтверждают данные разных социологических исследований. Это противоречие - между низким уровнем востребованности самореализации и возможностями для этого - эксперты ставят одним из главных противоречий современной общественной жизни в России.
    Именно поэтому встают такие вопросы, как:
    преодолевает ли это противоречие новое поколение, формируется ли среди молодежи современное отношение к возможностям, предоставляемым им развивающимся гражданским обществом, становится ли общественное участие важной сферой жизнедеятельности, самореализации и социальной мобильности для молодежи или же она, как и старшее поколение, проходит мимо всех этих возможностей.
     
     
     
     
     
     
     
    Роль и разновидности социальной активности в обществе.  
    Условия, сложившиеся в политической обстановке в России определили повышение роли молодежи в формировании гражданского общества и социального государства. Социальная активность молодёжи связана с её собственной позицией по отношению к различным событиям жизни общества, с её стремлением участвовать в социально-экономических и политических процессах, воплощающихся в социально полезной и социально значимой деятельности и предполагающих различные формы коллективной самоорганизации. Определение  С.А. Потаповой социальной активности как «социально-психологическую, ценностную, профессиональную установку субъекта, реализуемую в его деятельности»[7]очень правильно. Не всякая деятельность является выражением и показателем социальной активности, что является значимым фактором в определении социальной активности. И лишь деятельность, имеющая определенные количественные и качественные характеристики в их взаимосвязи является таковой. Чтобы  можно было считать деятельность активной, она должна обладать свойствами самостоятельности. Значит деятельность не должна быть навязана извне, а быть порождаемой его потребностями, внутренне необходимой человеку. Внутренним источником активности становятся потребности. Характеристика субъекта как социально активного, должна учитывать его осознание и сознательное реализовывание своих потребностей.
    Отмечают,  что не все потребности являются движущим фактором социальной активности, а лишь те из них, которые затрагивают общественные интересы, удовлетворение которых имеет социальное значение. Поэтому, социальную активность можно воспринимать как сознательную, самостоятельную деятельность, направленную на решение общественно значимых задач и удовлетворение собственных потребностей личности.
    Для каждого вида деятельности субъекта будут различными  структура и виды социальной активности, т.е. социальная активность может рассматриваться только вместе с определенным видом деятельности. Традиционно выделяют такие виды социальной активности как:
    трудовая, общественно-политическая познавательная.  Основными характеристиками молодежи являются:
    принадлежность к определенному возрастному периоду,  отсутствие у значительной части молодежи собственного социального положения. Молодежь характеризуется своим прошлым социальным статусом, связанным с социальным положением родителей, или с будущим статусом, связанным с профессиональным обучением.
    Специфика особенности молодежи заключается также в её социально-психологических свойствах, воспитании, культурных особенностях и так далее. Характерной чертой является то, что молодежь находится на стадии формирования жизненных интересов, поиска, ориентаций, овладения социальными ролями. Поэтому молодежь – это самая активная группа населения. Бесспорно, молодёжь играет очень важную общественную роль. Сегодняшняя молодежь призвана в дальнейшем решать основные проблемы российского общества во всех сферах его жизнедеятельности, являясь основным источником слоев общества.
    На молодежь возлагается ответственность в сохранении и развитии страны и общества, в преемственности культуры и истории, в оберегании жизни старших и воспроизводство и воспитание последующих поколений. Ей определена особая роль в обществе, которую не заместить и не реализовать какой-либо другой социально-демографической группе. Важность ее социальной активности следует из особой значимости роли молодежи, потому как только осуществляя самостоятельную сознательную деятельность, обусловленную собственными потребностями, молодёжь может достичь высокого культурного и профессионального уровня, решить стоящие перед обществом задачи и обеспечить дальнейшее сохранение и эффективное развитие общества. Так же, стоит упомянуть, что социальная активность молодежи может быть не только позитивными переменами в обществе, но и стать фактором социальной нестабильности.
    Субъектами формирования социальной активности молодежи можно назвать следующие общественные организации:
    государство, общественные объединения, средства массовой информации, преподавателей и так далее.  Все субъекты осуществляют формирование социальной активности молодежи в рамках своих функций и реализуют взаимосвязанный комплекс мер, который направлен на формирование активной осознанной деятельности молодежи, связанной собственными потребностями, в интересах общества и различных социальных групп. Осуществляться формирование социальной активности молодежи может также посредством самоорганизации.
    Молодежь становится при этом одновременно субъектом и объектом. Объектом в данном случае являются члены группы, управление которыми осуществляется посредством самоорганизации, создания определенных управляющих подсистем. Как субъект молодежь представляет собой самоорганизующуюся группу, целью которой является совместное управление собственной деятельностью и реализация определенных задач. Примером могут служить самоуправления, отряды. При измерении социальной активности необходимым является учет фактора, свидетельствующего о том, что деятельность не навязана извне, вызвана собственными потребностями индивида.
    Рассмотрим основные виды социальной активности подрастающего поколения. Познавательная активность направлена на приобретение определенного набора знаний, умений и навыков, необходимого для достижения личностью поставленных целей и реализуется как в учебном процессе, так и в самостоятельной деятельности индивида направленной на получение знаний, умений и навыков. Источником познавательной активности является потребность в познании, самореализации, признании в обществе, материальном благополучии и др. Для того чтобы определить уровень познавательной активности молодёжи, необходимо выяснить важность, самостоятельность и осознанность ими этого вида деятельности. Для этого могут быть использованы объективные показатели, характеризующие факт деятельности и меру ее интенсивности, а также субъективные показатели, характеризующие значимость деятельности для индивида, обусловленность ее собственными потребностями, которая выражается в отношении к деятельности. 
    К объективным показателям познавательной активности молодежи относятся следующие: посещаемость занятий; уровень успеваемости; временные затраты на познавательную деятельность; чтение учебной и научной литературы; посещение библиотек, интернет ресурсов образовательного направления,  просмотр познавательных телепередач; уровень самостоятельности выполнения работ и т.д.  К субъективным показателям относятся: мотив поступления в вуз; уровень заинтересованности; оценка возможности использования полученных знаний и навыков; оценка степени влияния познавательной деятельности на достижение жизненных целей; планы относительно продолжения образования и т.д. С учетом градаций возможных значений выбранных показателей, уровень познавательной активности может принять следующий вид.
    Высокий уровень познавательной активности – знание и навыки их приобретения являются основной целью. Наиболее выраженной потребностью личности является потребность в познании. Высокий уровень всех объективных показателей. Средний уровень познавательной активности – познание является средством достижение других целей, получение знаний не является первоочередной потребностью. Подросток позитивно относится к познавательной деятельности, осознает ее важность для достижения жизненных целей. Успеваемость хорошая, обучению уделяет значительную часть времени. Осознает возможности и сферу использования полученных знаний. Существуют планы по поводу продолжения образования (получения второго высшего,  обучение в аспирантуре и т.д.). Низкий уровень познавательной активности – знание не является основной ценностью, осознается лишь необходимость его получения. Важен скорей документ об образовании. Обучением занимается по мере необходимости, для сдачи экзаменов. Редкая заинтересованность предметом изучения. Представления об использовании полученных знаний смутные. Пассивность – отношение к познавательной деятельности негативное. Получение образования является препятствием, либо никак не влияют на достижение прочих целей. Временные затраты на обучение минимальны.  К объективным показателям социально-политической активности относятся следующие: участие в общественных и политических объединениях; участие в выборах; выполнение общественно полезной деятельности; проявление инициативности в общественной деятельности; временные затраты на социально-политическую деятельность и т.д.  К субъективным показателям относятся: отношение к социально-политической деятельности; осознание важности и значимости собственной социально-политической деятельности и т.д.  Уровень социально-политической активности при этом может быть охарактеризован следующим образом:
    Высокий уровень социально-политической активности – подросток регулярно занимается общественно полезной деятельностью, состоит в общественных объединениях, систематически участвует в работе собраний. Положительно относится к социально- политической деятельности, осознает ее важность, разделяет цели объединений, в которых участвует. Часто проявляет инициативу.  Социально-политической деятельности уделяет значительную часть времени. Средний и низкий уровень социально-политической активности (в зависимости от степени выраженности критериев) –  участие в общественно полезной деятельности несистематическое,  собрания общественных объединений посещает редко, по необходимости. Инициативы не проявляет, либо проявляет редко. Преследует собственные цели, независимо от согласованности с целями группы. Пассивность – общественно полезной деятельности не выполняет, в общественных объединениях не участвует, либо по необходимости. Считает, что ничего в общественно-политической жизни изменить не способен. Трудовая деятельность может быть направлена как на по-лучение определенного опыта в профессиональной сфере, умений и навыков, направленных на перспективу дальнейшего карьерного роста, так и только на получение заработка независимо от вида деятельности и дальнейших целей.
    Говоря о трудовой активности, следует принимать во внимание степень важности для индивида процесса и результатов труда. Деятельность, направленная исключительно на получение прибыли не будет свидетельствовать о заинтересованности человека процессом труда, может быть обусловлена внешними обстоятельствами и не иметь внутренней мотивации.  Объективные показатели трудовой активности следующие:  производительность труда; использование рабочего времени; состояние дисциплины труда; качество работы; освоение передовых приемов и методов труда; уровень квалификации и профессионального мастерства; участие в трудовых соревнованиях и т.д.  Субъективные показатели: удовлетворенность выполняемой работой; мотивы трудовой деятельности; отношение к деятельности коллектива и отдельным ее сторонам: к состоянию уровня организации и нормирования труда и внедрению передовых форм его организации, к оплате труда, уровню организации трудовых соревнований и т.д.; отношение к повышению квалификации и уровню образования и т.д.
    Уровень трудовой активности охарактеризуем ниже.
    Высокий уровень трудовой активности – важен сам процесс труда, интересная творческая работа (самореализация в труде). Отношение к труду – положительное, работа в полную меру сил, систематическое проявление инициативы в труде. Средний уровень трудовой активности – заинтересованность в трудовой деятельности, однако большее значение имеют результаты труда (самореализация посредством труда). Значения объективных показателей при этом может являться таким же, как и при высоком уровне трудовой активности. Низкий уровень трудовой активности – основным являются результаты труда, в наибольшей степени материальное вознаграждение. Трудящиеся довольно безразличные в своем отношении к труду, лишь время от времени или изредка работают в полную меру сил, безынициативны. Пассивность – трудящиеся, негативно относящиеся к труду, не работающие в полную меру сил, не проявляющие никакой инициативы в работе. С помощью предложенных характеристик уровня отдельных видов социальной активности возможно определение уровня социальной активности в целом. При этом стоит учитывать вес того или иного вида активности применительно к изучаемой группе.
     
     
     
     
     
     
     
     
    Активная позиция молодежи в волонтерской деятельности.  
    Волонтерское движение зародилось в США, где добровольцы обеспечивали функционирование различных некоммерческих организаций. В России речь добровольчество проявлялось в традициях взаимопомощи, поддержки наиболее неимущих слоёв населения, безвозмездном оказании каких-либо услуг. Опираясь на федеральный закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», можно сказать,  что доброволец – это человек, занимающийся на безвозмездной основе (без какого-либо принуждения) деятельностью по разрешению социально-значимых проблем.
    Добровольческое движение – это множество общественных организаций, осуществляющих не только благотворительную деятельность, но и более широкую общественно полезную деятельность на безвозмездной основе. Волонтёрство позволяет достичь нескольких важных результатов. Оно, с одной стороны, помогает в создании стабильного и сплочённого общества, а с другой стороны – дополняет услуги, которые предоставляет государство. Волонтёрство может быть организованным и неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, в общественных или частных организациях.
    В деле социальных инициатив принимают участие различные категории населении: дети, молодежь, семьи, пожилые люди. Мы рассмотрим активную деятельность в данной области с участием молодежи. Молодёжь – это традиционно наиболее социально активная демографическая группа, которая, как правило, инициирует волонтёрское движение. Во всём мире молодёжное добровольческое движение уже получило широкое распространение, а его роль в социальном развитии оценена на международном уровне.
    В России же, кроме собственно практической добровольческой деятельности общественные организации активно развивают механизмы поддержки молодёжной добровольческой деятельности. Разрабатываются и внедряются модели создания молодёжных добровольческих центров, создаются и применяются специализированные образовательные программы, как для добровольцев, так и для сотрудников организации, работающих с ними. Проводятся семинары по обмену опытом, презентации достижений молодёжных программ, круглые столы по обсуждению взаимодействия добровольческого сектора с государственными структурами, бизнесом и средствами массовой информации.
    Для того чтобы привлечь молодого человека к участию в волонтёрской деятельности, необходимо опираться на группы мотивов, связанных с полезностью данной деятельности для будущей профессии, используя при этом групповые и коммуникативно-насыщенные формы работы. Среди мотивов, на основании которых личность включается в волонтёрскую деятельность, выделяют: желание помочь другим людям; знакомство с новыми людьми; получение новых знаний и новых навыков в работе; гражданские чувства; сострадание нуждающимся; желание узнать о проблемах других людей; приобретение нового опыта; получение признания в обществе. 
    В последние годы происходит расширение самого понятия «добровольческая деятельность». Это уже не просто оказание помощи одними гражданами другим, а изменение ценностной ориентации, в частности переход к принципу «активной жизненной позиции в обществе». Если раньше волонтёрская работа рассматривалась как проявление социальной активности и ответственности незначительной группы сознательных граждан, то сейчас многие расценивают её как неотъемлемую часть своей жизни. Такое понимание помогает вовлекать в работу не только молодёжь, но и людей среднего, старшего возрастов. Если сначала она превалировала в системе социального обеспечения, то теперь охватывает почти все сферы жизнедеятельности человека.
    Добровольческое движение обладает потенциалом, способным помочь созданию партнерских отношений в обществе. Базовый принцип добровольческого движения – это некоммерческий характер. Каждый доброволец занимается работой без давления и принуждения, ради обеспечения блага своего сообщества или общества в целом. Исключается приобретение с её помощью власти или завоевание личного авторитета. При этом за добровольческой работой закрепляется главная роль среди различных видов социальной активности.
    Ею занимаются различные благотворительные,  неправительственные, некоммерческие организации, а также профсоюзы, политические партии, религиозные объединения и, конечно, отдельные граждане, которые и делают её социально значимой в обществе. Для повышения эффективности волонтёрской деятельности молодежи необходимо создание системы добровольческих центров – региональных и муниципальных, которые являются посредниками, которые связывают людей друг с другом и предоставляют им возможность заняться добровольческой деятельностью:  одни занимаются любым видом волонтёрской работы, другие специализируются в определённой сфере, например, здравоохранении, образовании, социальном обслуживании, экологии.
    Всех добровольцев объединяет активная жизненная позиция, желание оказать помощь тем, кто в ней нуждается, стремление приносить пользу людям. Основными характеристиками активной жизненной позиции молодёжи являются:
    1) помогая другим, волонтёры обретают уверенность в своих способностях;
    2) приобретают новые навыки и социальные связи;
    3) находят себя, принимают те ценности и привычки, которые позволяют вести здоровую, продуктивную и насыщенную жизнь.
    Одной из проблем, которая не решена в России, является отсутствие закона о добровольческой деятельности. Участие в добровольческой деятельности никак не поддерживается государством. Государство, используя технологии добровольчества для решения своих задач, не особенно интересуется самим явлением. Мы считаем, что в перспективе добровольчество станет национальной идеей. Перспективы у добровольчества большие.  Необходимо только обеспечить профессиональную поддержку тех,  кто занимается добровольческим трудом. Такая деятельность будет существовать до тех пор, пока сохраняется потребность людей  в социальной помощи. Чем больше людей протянут друг другу руки, тем быстрее в России наступит процветание и покой. Помогая другим – помогаем своей душе.
    Результаты социологических исследований показывают, что молодые люди с большим недоверием относятся к любой идеологии. На смену бывшей ранее коммунистической идеологии в процессе макроэкономической трансформации фактически ничего не пришло, кроме провозглашения приверженности довольно расплывчатым и поверхностным в массовом сознании представлениям о демократии, свободном рынке, цивилизованном обществе. Декларируемые демократические ценности в основном заимствованы у Запада и не пользуются пониманием и широкой поддержкой молодежи. Вследствие всего этого среди молодежи отсутствует какая-либо база для формирования массовых политических движений и партий. Молодые люди привыкают ориентироваться только на лидеров и их обещания. Ценностные ориентации и убеждения молодежи и возможная политико-экономическая ситуация в ближайшие 10-15 лет дают возможность предположить прихода к власти харизматического лидера, способного установить авторитарную систему правления.
    Тем не менее, низкая социально-политическая активность молодежи вовсе не означает того, что они не имеют своей точки зрения по политическим вопросам. По мере увеличения социальных связей (институт, армия, работа и т.д.) происходит перераспределение жизненных интересов.
    Так, по результатам исследований, проведенных Институтом социологии, в младшей возрастной группе молодежи (17-20 лет) в целом интерес к политике в той или иной степени демонстрируют 41%, в средней (21-23 года) – 48%, в старшей (24-26 лет) – 57%. Причем, в старшей группе доля интересующихся политикой превосходит число тех, кто ею не интересуется (57% против 42%)[8].
    В ходе всероссийского исследования (опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России), проведенного Фондом Общественное мнение в июне 2005 г.,[9] лишь 33% молодых респондентов (до 35 лет) заявили, что интересуются политикой, тогда как среди граждан среднего возраста – 40%, а среди тех, кто старше 55, – 45%.
    Желание вступить в какую-либо политическую организацию среди молодежи в возрасте от 18 до 25 лет изъявили 16% и 74% - сказали, что у них такого желания нет; 96% никогда не состояли ни в какой политической организации или партии.
    Среди молодежи в возрасте от 26 до 35 лет больше людей, состоявших в прошлом в политической организации (преимущественно, в пионерской организации), однако 87% заявляет, что такого желания у них на сегодняшний день нет.
    Тот факт, что подавляющее большинство молодых людей не хотят даже думать о сотрудничестве с партиями, говорит о преобладающих установках на дистанцирование от политики.
    В целом отношение молодежи к выборам носит скорее формальный характер, лишь небольшая часть молодых людей полагает, что путем голосования можно повлиять на результаты выборов. Так, 7,5 % молодых людей указали на ответ «да, от меня зависит успех кандидата или неудача его конкурента», 27,5% - «да, если я не проголосую, то мой голос уйдет в пользу другого кандидата», 45% - «нет, результаты выборов обычно прогнозируются, кандидат известен», 10% никому не доверяют, и столько же затруднились с ответом.
    Сегодня в России многие политические партии имеют свои молодежные партийные организации: «Молодая гвардия», «Российский аграрный молодежный союз», «Молодежное «Яблоко», «Молодежная организация «Союза правых сил» », «Соколы Жириновского» и др.
    В последнее время некоторые партии (например, ЛДПР и «Яблоко») пытаются создавать партийные школы с целью подготовки активистов для последующей партийной работы.
    Нельзя отрицать, что молодежные отделения при политических партиях дают возможность заинтересованным молодым людям приобрести опыт партийной работы и даже сделать карьеру по партийной линии, однако мобилизовать молодое поколение на решение важных задач, стоящих перед обществом, им пока не удалось.
    Недоверие молодежи к политическим партиям связано еще и с тем, что последние, как правило, не имеют четкой разработанной молодежной политики, а используют молодых людей в качестве резерва для пополнения партийных рядов или «боевого крыла» для уличных действий и радикальных выступлений. Деятельность молодых людей в таких организациях зачастую заключается в том, чтобы ходить на митинги, расклеивать листовки, но не участвовать в руководстве и принятии решений. Лидеры политических партий и влиятельные политики осознают, что контроль над политическим сознанием молодежи позволяет сформировать значительный политический капитал и контролировать постоянно расширяющийся сегмент поля политики.
     
     
     
     
    Вывод по Главе I.
     
    Молодёжь – активная социальная группа, которая направлена на самореализацию. Одним из способов реализации для молодёжи является проявление себя в социальных ролях. Одной из этих социальных ролей молодёжь выступает как волонтёр – добровольный помощник людям.
     
     
    Волонтёрство для России является привнесённым, но всё же, оно имеет сходство с некоторыми отечественными программами, существовавшими до этого. Волонтёрство имеет добровольный характер и не несёт материальной выгоды самому волонтёру.
    Малое количество молодых людей, задействованных в волонтёрстве и в других видах социальной активности, обусловлено либо нежеланием молодых людей участвовать в мероприятии, либо не информированности молодёжи.
    Аполитичность молодёжи, её нейтральные взгляды на политику, являются основными факторами отсутствия активной социальной позиции у подрастающего поколения.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Глава II. Формирование активной социальной позиции через волонтерское движение.
     
    2.1 Формирование  социальной активности у молодежи.
     
    Современная жизнь ставит перед молодежью задачи, которые требуют активного включения в социальные отношения, во взаимодействие с людьми и социальными институтами в экономической, политической и духовной сферах. Молодежная инициатива, стремление к самостоятельному участию в жизни общества и государства, к удовлетворению и реализации различных социальных потребностей и интересов ведут к возникновению добровольчества и других форм социальной активности. В связи с тем, что молодежь как демографическая группа не стабильна: материальные трудности, трудности в самореализации, трудности в общении и т. д., молодежи необходимо найти свою нишу в обществе и волонтерская деятельность идеально для этого подходит.
    Закон определяет волонтеров (добровольцев) как «граждан, осуществляющих благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации». В американско-русском глоссарии по социальной работе определение следующее: «волонтер (от англ. volunteer — доброволец), член общественного объединения, осуществляющего благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах лиц, нуждающихся в социальной помощи. В этих определениях ничего не сказано о значении волонтерства для общества и самого волонтера, человек, занимающийся волонтерством в первую очередь преобразует себя и социум, так же не определенна аудитория занимающаяся волонтерством, в той или иной степени представители всех слоев населения принимают участие в волонтерских движениях, но на мой взгляд именно молодежь является движущей силой волонтерства, за счет своей энергии, творческого мышления и энтузиазма молодежь вносит существенный вклад в развитие добровольничества. Волонтерство, прежде всего, рассматривается как какой-либо безвозмездный труд, однако волонтеров не следует рассматривать всего лишь дешевой рабочей силой. Помимо материальных поощрений из любой деятельности, пусть даже она неоплачиваемая, можно извлечь пользу и задача общества осведомить молодежь о положительных сторонах добровольничества. Большинство представителей молодежи в той или иной степени осведомлены о том, что такое волонтерская деятельность.
    Несмотря на наличие высокого уровня информированности молодежи о самой терминологии добровольчества, достаточно высока степень неосведомленности молодых людей о добровольчестве как явлении, то есть молодые люди, возможно, и хотели бы вступить в добровольческие организации, но в связи со слабой информированностью они этого не делают, поэтому явление волонтерства следует широко освещать в средствах массовой информации. Именно путем продуктивного информирования можно вывести волонтерство в нашей стране на новый уровень развития. На сегодняшний день в России волонтерство в молодежной среде распространено в меньшей степени, нежели в развитых странах. И поэтому организациям, которые нуждаются в волонтерах, нужно уделить особое внимание проблеме мотивации молодежи. В связи с особыми социально-демографическими характеристиками молодежи приоритетные мотивы вступления в волонтерские организации будут немного отличаться по сравнению с другими возрастными группами.
    Кристиане Бидерман считает, что центральным мотивом остается «сама деятельность, направленная на помощь другим, на основе чувства ответственности за сообщество и/или из религиозных убеждений». Автор также отмечает, важную роль личных причин и потребности, таких как чувство собственной значимости, потребность быть нужным другим или делать что-то особенное, не находиться в стороне от общественной жизни, узнавать новых людей, набираться опыта для дальнейшей трудовой деятельности и просто интересно проводить время. В исследовании Eurovol-Studie на первом месте среди мотиваций (у 39% опрошенных) стояли «личные причины – собственные потребности». 34% опрошенных ответили: «У меня было свободное врем» и 32% указали «Потребность в чувстве общности с людьми». Мотив «Я хотел познакомиться с новыми людьми» встречается у 15% опрошенных. Л.Е. Сикорская на первое место выдвигает «рационально-прагматические (практические навыки и умения, материально вознаграждение, призы и пр.), но эмоциональные и альтруистические также имеют большое значение (например, благодарность людей за помощь).
    Примечательно, что многие подростки готовы принять волонтерские социальные работы как форму профессиональной ориентации и практики, а также видят в них один из вариантов альтернативной гражданской службы». На мой взгляд, среди молодежи на первое место выходят мотивы, связанные с самореализацией, приобретению опыта, потребностью в общении и проведением досуга.  Молодежь не имеет постоянного статуса, часто зависит от окружающих и поэтому молодым людям необходимо проявлять себя в доступных для них сферах деятельности, в частности в волонтерских движениях. Путем эффективного мотивирования молодежи, волонтерская сеть России может значительно расшириться и укрепится.
    Наиболее ярко волонтерские движения выражены в учебных заведениях, а в частности в студенческих отрядах. Студенческий отряд – это группа студентов образовательных учреждений,  различных форм обучения, изъявивших желание в свободное от учебы время трудиться в различных отраслях хозяйства, выполняющих общую производственную задачу и одновременно реализующих общественно полезную программу. Одним из видов студенческих отрядов является студенческий отряд волонтеров, он осуществляет проведение различных благотворительных акций, помощь в организации мероприятий, оказывает помощь детям, оставшимся без попечения родителей и находящихся в детских домах. Сфера волонтерской деятельности студенческого отряда может быть довольно обширна, но вся она основывается на безвозмездной помощи. Помимо специализированных отрядов, волонтерством могут заниматься и строительные, и педагогические, и поисково-туристические отряды.
    Еще одной формой волонтерства в учебных заведениях может являться практика студентов, которая проходит в рамках образовательной программы. Чаще всего такая практика распространенна на специальностях, которые требуют от студентов специфических личностных качеств, таких как толерантность, эмпатия, сострадание и т. д. В качестве примера можно взять специальности социальная работа и социальная педагогика. Так-же при кафедрах могут функционировать молодежные инициативные группы, куда приглашаются все инициативные, талантливые, отзывчивые, неравнодушные молодые люди. Кураторами группы являются преподаватели кафедры.
    Добровольчество — это близкая, понятная и притягательная для молодых людей форма проявления инициативы и деятельности в обществе. Потому, как добровольчество — это всегда поступки, конкретные и нужные дела, которые, как правило, выпадают из круга обыденной жизни, выходят за рамки условностей и стереотипов. Добровольчество — это творчество нуждающихся во благо природы, самой Жизни: детей, инвалидов, стариков. Это, прежде всего, красивые дела и поступки, а не красивые слова и фразы.
    Формирование социальной активности у молодежи – это важная задача любого общества. Перед старшим поколением стоит задача не только в передачи знаний о мире, но и в направлении мыслей молодёжи в сторону социальной активности.  Добровольные поступки старшего поколения служат хорошим примером для подражания.
    Собственно добровольческая деятельность - это всегда сочетание, совокупность самых разных деятельностей по содержанию, характеру, функциям, объему и масштабам, продолжительности и способам реализации. Важно, что их всех отличает неформальный, ненормированный характер, живое деятельное участие, в котором нет места давлению со стороны формализуемой технологии, жесткой организационной структуры и норм профессиональной иерархии. Добровольческая деятельность выступает как полидеятельность и одновременно метадеятельность, т. е. она выстраивает некое пространство возможностей для посильных усилий и индивидуальных вложений всех желающих в дело помощи и заботы об окружающем мире и нуждающихся людях.
    С ранних лет важно формировать положительное отношение у подрастающего поколения к добровольной деятельности и активно подталкивать детей к участию в разных общественных действиях. Общественная нагрузка, которую мы очень хорошо помним с советских времён, должна быть не навязанная, простая в исполнении и поощряема.
    Конечно, в советское время социальная нагрузка была обязательна и, детям внушали, что она не должна быть поощряема, а идти она должна от них. И эта инициативность порождала не верное отношение к такого рода деятельности. В данный момент, имея перед собой негативный опыт прошлых лет, мы можем точнее сформировать задачи и цели для подрастающего поколения. Именно они помогут в дальнейшем провести идеи активного участия в социальной жизни в круг молодёжи.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    2.2 Волонтерская деятельность как способ формирования социальной активной позиции молодежи
     
     
    Уникальность феномена добровольчества в том, что в нем разрешается извечная дилемма и противоречие между личными интересами и интересами общества. Добровольчество как удел и принцип жизнедеятельности исключительно индивидуален и тем не менее служит только в интересах общества.[10]
    Духовно-нравственное начало выступает неотъемлемым атрибутом добровольческой деятельности, что неизменно подчеркивается в существующих определениях.
    Студенческая молодежь активно занимается волонтерской работой. Основными направлениями деятельности являются: выявления нуждающихся групп населения; непосредственное оказание помощи клиенту; взаимодействие с муниципальными и государственными учреждениями, а также общественными организациями, работающими с различными категориями населения,  нуждающимися в помощи; организация практической деятельности волонтеров с различными группами населения; участие в различных проектах направленных на оказание помощи и т.д.
    Распространенно добровольчество и в религиозных организациях. Религиозные организации, чаще всего традиционных конфессий, имеют достижения в сфере управления, координирования программ добровольческого служения, направленного на практическое решение социально значимых проблем, оказание услуг и помощи нуждающимся категориям населения.
    Традиционно религия призывала помогать нуждающимся, поэтому волонтерское движение на базе религиозных организаций достаточно развито. Тем не менее, в данной сфере необходимо следить за тем, чтобы по средствам привлечения в волонтерство, религиозные организации не навязывали добровольцам свою веру и свои убеждения. В связи с тем, что в нашей стране сеть волонтерства менее развита, нежели за рубежом, необходимо перенимать опыт из других стран. На сегодняшний день существует множество международных волонтерских организаций, и молодые люди активно вступают в такие организации. Причина повышенного интереса ктакого рода организациям в том, что в данном случае срабатывает дополнительная мотивация – это возможность выезда за границу для обмена опытом. В Европе именно этот мотив вступления в волонтерские ряды, многиемолодые люди ставят на первый план.
    В волонтерских движениях принимает участие активная молодежь не равнодушная к проблемам других людей, своей деятельностью молодые волонтеры решают достаточно острые, социально значимые проблемы, что, несомненно, способствует интенсивному общественному развитию. Любой желающий в нашей стране может оказывать волонтерскую помощь, для этого достаточно просто прийти в какую либо организацию, изъявить желание и от ее имени оказывать помощь нуждающимся. Волонтерство полезно не только для тех людей, которым оказывается помощь, но и для общества в целом, волонтер активно преобразует социум и самого себя. Особое значение это утверждение приобретает в отношении молодежи, так как молодежь находится на стадии развития, а их деятельность в составе волонтерского движения закладывает в них такие качества как милосердие, человеколюбие толерантность и многие другие качества которые просто необходимы современному обществу.
    Сфера компетентности добровольческой деятельности — это сфера заботы, внимания, социального участия и защиты. Это непрофессиональная сфера занятости людей, по собственной воле принимающих на себя ответственность за заботу о людях, окружающей среде, состояние культуры и др.
    Сферой компетентности добровольчества выступает поле безвозмездной деятельности, в котором не действуют экономические формы расчета и вознаграждения. Поэтому здесь не работают условно-договорные, юридические отношения в рамках взаимной прагматики. Забота — это односторонний процесс, она требует постоянной отдачи, вложений, усилий, непрестанного внимания и т. д. без ожиданий симметричной взаимности.
    Сфера компетентности добровольчества отчетливо проступает там, где не «срабатывают» установленные производственные отношения, рыночная мотивация, социальные службы и пр. Куда «не дотягиваются руки» у государства, бизнеса, различных партий и официальных структур.
    Из сферы компетенции добровольческой деятельности вытекает и ее объект. Здесь нужно отметить неправомерность и ошибочность рассмотрения в качестве объекта добровольческого участия определенные категории людей, как это имеет место быть в существующих разработках.[11]
    Мотивация добровольческой деятельности традиционно рассматривается в литературе в русле альтруистической доминанты. Однако простой альтруизм, не подкрепленный духовными устремлениями, как правило, быстро угасает, не может вызвать ту устойчивую побудительную силу и тягу к добровольческому труду, сопряженному с неизбежными трудностями самопреодоления и жертвенностью. Поэтому полноценная мотивация добровольчества вырастает из осознания внутреннего долга, бескорыстного участия и того, что можно назвать «голосом совести». В этой связи весьма показателен ответ одного из студентов-добровольцев, убирающих мусор на улицах Москвы. На вопрос «Какие потребности заставляют Вас делать эту работу?» он ответил следующее:
    «Мы трудимся не потому, что у нас есть какие-то потребности, а потому, что нам стыдно!» Очевидно, что это и есть основная, истинная мотивация добровольческого труда.
    Совесть — это удивительная способность человека измерять свою жизнь, механизм которой, как отмечал И. Кант, устраняет раздвоенность человека, связывает воедино его мышление и поведение, убеждения и поступки. «Внутренний суд», чинимый совестью над человеком, предполагает присутствие в его сознании другого лица, оно «может быть действительным или чисто идеальным лицом, которое разум создает для самого себя[12]».
    В нашей стране волонтерство пока еще носит стихийный характер, тем не менее, эта проблема имеет общественный интерес. Л. Е. Сикорская отмечает что « в России, как представляется, "инициативным ядром" реализации волонтерских проектов, их обширной социальной базой может выступать студенчество. Современное понимание добровольческой деятельности, привлечение студентов к ней следует, на наш взгляд, рассматривать в рамках социальной и педагогической работы. В данном контексте понятие волонтерства как формы благотворительного служения во имя гуманистических идеалов органично связывается с деятельностью образовательно-воспитательных институтов». Л.Е. Сикорская[13] совершенно справедливо считает молодежь «инициативным ядром» в развитии волонтерства, у студенческой молодежи огромный потенциал и эта задача вполне выполнима,  необходимо лишь координировать деятельность образовательных учреждений, и развивать волонтерство в контексте воспитания и образования.
    Особое значение хотелось бы уделить государственной политике по поддержки и развитию волонтерского движения. Российская стратегия молодежной политики сводится к тому, что за 10 лет нужно осуществить несколько «проектов» федерально-регионального уровня, в том числе и проект «Доброволец России», основными целями проекта «Доброволец России» являются:
    мотивация молодых людей к оказанию помощи, проявлению действенной инициативы в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке; формирование механизмов вовлечения молодых людейв многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни молодых россиян; развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи. Так же Минспорттуризмом России разработан механизм регистрации и учета молодых граждан, принимающих (изъявивших желание принять) участие в добровольческой (волонтерской) деятельности.
    Регистрация в качестве волонтера осуществляется молодым гражданином самостоятельно в сети Интернет. По итогам регистрации каждому волонтеру присваивается личный идентификационный номер, на основании которого выдается «Личная книжка волонтера». Личная книжка волонтера служит для учета волонтерской деятельности, содержит сведения о трудовом стаже, выдается она органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
    Такого рода программы также могут выступить в качестве дополнительной мотивации молодежи, но на сегодняшний день российское законодательство в сфере молодежной политики и в частности в сфере волонтерских движений не достаточно развито, требуется совершенствовать законодательную базу, развивать волонтерские движения, стимулировать и поощрять добровольнический труд.
    Ключевым контекстом общественной самоорганизации современных городских подростков является их активность и объединения в интернете. Сетевая активность опрошенных очень высока: полугодовая аудитория составляет 91% подростков, суточная – 68% опрошенных. Это означает, что больше половины подростков (68%) пользуется интернетом минимум один раз в день. Уровень проникновения в среду городских подростков существенно выше общероссийских показателей городской взрослой аудитории – суточная аудитория составляет всего 22%.
    Данные исследования указывают на отсутствие серьезной опасности отдаления подростков в виртуальном пространстве от реальных взаимодействий с людьми. Так, более половины тинэйджеров имело опыт знакомства и общения со своими виртуальными друзьями в реальной жизни. Так ответило 53% опрошенных подростков.
    Другими словами, интернет скорее запускает, стимулирует реальное общение подростков, предположительно, среди жителей одного города. Как и объединения в традиционном пространстве, общение пользователей интернета в первую очередь основано на общих интересах, увлечениях и хобби.
    Среди социальных форм включенности в интернет монопольно лидирует увлечение  социальными сетями (69% опрошенных). Действительно, можно назвать это поколение «поколением социальных сетей». Ресурс практически оптимально удовлетворяет потребность в общении, поиске новых знакомств и обмене информацией[14].
     
     
     
     
     
     
     
     
    Вывод по Главе II.
     
     Активная молодёжь принимает участие в социальной жизни становясь волонтёрами. Волонтёрство добровольно и самоуправляемо. В волонтёрстве молодёжь может реализовать своё желание быть нужными и почувствовать себя частью чего-то большего.
    Добровольчество выступает как универсальное «лекарство», «противоядие» против распространения зла и насилия в обществе, против чумы экстремизма и преступности в молодежной среде. Развитая форма сетевой активности подростков не вытесняет реальные формы общественной активности, а дополняет их.
    В целом добровольчество являет собой способ полноценного существования человека как личности, возможность быть духовно развитым человеком. Поскольку личность как носитель сознания и воли может развиваться только свободно или добровольно. И в этом есть высший гуманистический и нравственный смысл добровольчества — творить Добро во имя общего Блага.
    Развитие человека в современном обществе значительно индивидуализировано, поэтому целесообразно говорить не о возрастных закономерностях, а скорее о типах социального поведения в различных возрастах. Использование понятия социальной субъектности, которое позволяет взглянуть на проблему развития как на выбор личностью определенного типа поведения.
     
    Всё же, тенденции развития молодежныхдвижений и сообществ таковы, что в последние годы отмечается рост понимания частью молодых людей значимости собственной роли в процессе становления и развития общества. Самоорганизация и самореализация такой молодежи осуществляется через деятельность молодежных объединений, реализацию социальных проектов и инициатив, различные формы молодежного самоуправления, но процент такой молодежи в нашей стране достаточно мал.
    В настоящее время в российском обществе молодежь как социальная группа имеет противоречивый статус. С одной стороны, ее характеризуют как социально незрелую и политически индифферентную, с другой — считают социально-инновационным ресурсом и субъектом общественных преобразований.
    Оба взгляда по-своему верны, так как действительно, молодёжь двадцать первого века можно условно разделить на интересующуюся – с активной жизненной позицией, и на наблюдающую – с пассивной жизненной позицией. Эти две основные группы молодёжи есть как среди учащихся, так и среди работающей и безработной молодёжи.
    Невозможно однозначно сказать, что именно образованные молодые люди являются активистами социальной активности, так как в ней участвуют молодые люди всех категорий. Но всё же, именно образованная или работающая молодёжь лучше понимает нужды окружающих.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Заключение
     
     В заключении хотелось бы сказать, что ни в коем случае не следует воспринимать волонтерство как одностороннюю помощь, посредствам помощи другим людям, человек помогает в первую очередь себе «Тот, кто ничего не делает для других, ничего не делает для себя самого» (Гете).
    Молодежь по своей натуре стремится к справедливости и добру, стремление изменить мир сделать его лучше свойственно молодежи всего мира, и в первую очередь необходимо поддерживать их в этих начинаниях, благодаря этому взамен общество получит из подрастающего поколения настоящего гражданина достойного своей великой страны.
    Студенческое движение оказывает значительное влияние на политическую жизнь страны, высшая школа является важным институтом политической социализации. Процесс изменения социальной структуры студенчества, имеющий место в настоящее время, серьезно отражается и на политическом поведении молодого поколения. Наблюдается общая активизация политического сознания молодежи, которая находит выражение в интенсивном обсуждении острых общественных вопросов и в критической проверке предлагаемых различными политическими силами ответов на эти вопросы.
    Для молодежи важна уверенность в эффективности общественной работы, она отличается большим рационализмом и избирательностью, т.е. для молодого поколения требуется обоснование социальной активности, в то время как для старших возрастных групп рационализация общественного участия не столь принципиальна, а социальная активность в большей степени обосновывается морально-нравственными или идеологическими ценностями.
    Что касается «антистимулов» общественного участия молодежи, то они не отличаются от тех, которые выдвигаются и представителями старшего поколения: равнодушие, индивидуализм, неверие в возможность оказать влияние на решение социальных проблем.
    Склонность молодежи к индивидуальным и нерегулярным формам общественного участия во многом затрудняет рост ее организованной гражданской активности. Вместе с тем во многом такие предпочтения общественного участия связаны с низким уровнем информированности молодежи об институализированных вариантах социальной активности, в том числе о некоммерческих организациях.
    Привлечение молодежи к общественной деятельности не может быть успешным без активной информационной поддержки различных общественных (гражданских) инициатив.
    основным источником информации об общественных инициативах некоммерческих организаций на сегодняшний день являются неформальные связи с другими людьми («сарафанное радио»), в то время как средства массовой информации используются для этих целей недостаточно активно.
    Слабо используется и потенциал Интернета, особенно для целевого обращения к молодежной аудитории, которая, по данным всех исследований, значительно чаще, чем представители старшего поколения, обращается к этому источнику получения информации. С помощью Интернета молодежь может регулярно получать информацию об общественных и социальных событиях, об акциях, мероприятиях и других общественных действиях.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Список использованной литературы
     
    Социология молодёжи. Под ред. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во СПбГУ. 2006г.М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. Молодежь России: Социологический портрет. М., 2010, 591 с. Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова Дополнительное образование детей. - М., 2002. 308с.Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия. 1989.  375с.С.А. Потапова, Социальная активность студенческой молодежи современного молодого города. СПб, Изд.«Инфо-да», 2005г.А.Н. Серегин, Методика исследования социальной активности студенческой молодежи [Электронный ресурс]. –http://www.isras.ru/publications_bank/1227106570.pdf.Дворко, С. Б. (2005) Философия добровольчества [Электронный ресурс] // IVLIM.RU. URL: http://www.ivlim.ru/fox/showarticle.asp?id=2325.М.А. Зыскина, М.В.Мясоедов Профессиональная адаптация студентов 1 курса в процессе волонтерской практики. Е., 2006г -103с.Ю.Г. Волков, Социология молодежи: Учеб. Пособие / Ю.Г.Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадария, И.П.Савченко, B.A. Шаповалов /Под ред. Проф. Ю.Г.Волкова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. –76с. Вовлечение молодежи в общественную практику как приоритет государственной молодежной политики: Сборник научных статей. / Сост. К.пед.н. Г.Г.Николаев; научн. Ред. К.пед.н. М.Е.Кульпединова. - M.: ФГУ «ГосНИИ семьи и воспитания», 2006. – 9с. Б.А. Ручкин, Молодежь и становление новой России / Б.А.Ручкин // СОЦИС. - 2006. - № 2. - 56 с. В.Г. Мордкович, Социальная активность: некоторые методические проблемы фиксации и измерения / В.Г. Мордкович // Факторы социальной активности городского населения. - М.: Академия наук СССР, Институт социологических исследований, 1986. – 37с. И.М. Ильинский, Молодежь как будущее России в категориях войны: докл. На науч.-практ. Конф. «Молодежная политика и молодежное движение: 15 лет перемен» / И.М.Ильинский - М.: Изд-во МосГУ, 2005. – 46с. С.Н. Иконникова, Молодежь: социологический и социально-психологический анализ / С.Н.Иконникова - М.: Академия, 2006. – 87с. В.А. Ситаров, Л.Е. Сикорская. Добровольческая деятельность, как школа нравственного становления молодёжи. Журнал «Проблемы педагогики и психологии» №1 – 2010г. – 161с. И. Кант, Соч. : в 6 т. М. : Мысль (Философ. наследие). Т. 4. Ч. I. 1965г. - 544 с. О.В. Решетников, «Организация добровольческой деятельности» : учебно-метод. пособие. М.: Фонд содействия образованию XXI века. 2005г - 112 с. С.Л. Рубенштейн. Основы общей психологии. Спб. 2000г. – 325с.  
     
     
     
    [1] Социология молодёжи. Под ред. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во СПбГУ. 2006г.
    [2] Социология молодёжи. Под ред. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во СПбГУ. 2006г.
    [3] Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: Социологический портрет. М., 2010, 591 с.
    [4] Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия. 1989.  375с.
    [5] Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002. 308с.
     
    [6] Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2002г.- 308 с.
    [7] ПотаповаС.А. Социальная активность студенческой молодежи современного молодого города. СПб, Изд.«Инфо-да», 2005г.
     
    [8] Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. http://www.perspektivy.info/rus/demo/molodezh_novoiy_rossii_obraz_zhizni_i_cennostnye_prioritety__2009-3-30-24-13.htm [9] Студенческая солидарность. http://student.revkom.com/lenta/socpolit/fommol.htm   [10] Дворко, С. Б. Философия добровольчества(2005г).
    [11] О. В. Решетников, «Организация добровольческой деятельности» : учебно-метод. пособие. М.: Фонд содействия образованию XXI века. 2005г - 112 с.
    [12] Кант, И. (1965) Соч. : в 6 т. М. : Мысль (Философ. наследие). Т. 4. Ч. I. - 544 с.
    [13] В.А. Ситаров, Л.Е. Сикорская. Добровольческая деятельность, как школа нравственного становления молодёжи. Журнал «Проблемы педагогики и психологии» №1 – 2010г.
    [14] Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Государственного университета. 2009г.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Формирование социальной активной позиции молодежи через волонтерскую деятельность как одного из вида социальной активности ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.