Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Проблема социальной адаптации ребёнка в дошкольном учреждении

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Проблема социальной адаптации ребёнка в дошкольном учреждении
  • Предмет:
    Педагогика
  • Когда добавили:
    22.07.2014 12:34:37
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Введение…………………………………………………………………..2
    1. Определение социальной адаптации детей в ДДУ…………………..3
    2. Организация социально-адаптационного периода ребёнка в ДДУ…5
    3. Действия, направленные на смягчение периода социальной адаптации детей, при поступлении в ДДУ…………………………………………………..7
    Заключение………………………………………………………………...10
    Литература…………………………………………………………………11
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Введение
     
    Социальная адаптация ребёнка – это не просто приспособление организма ребёнка и его психики к новой обстановке и новым требованиям, (ведь для ребенка детский садик является новым местом, с новым социальным окружением), но и новое социальное окружение и поведение[1].
    В социальную адаптацию входят разнообразные индивидуальные реакции, которые полностью зависят от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от общих и социальных, в частности, условий пребывания в дошкольном учреждении[2].
    Социальная адаптация ребёнка зависит от многих факторов, в том числе и от успешного прохождения адаптационного периода: привыкания ребёнка к особому распорядку дня, к новому социальному окружению. От успешности этого процесса зависит развитие дошкольника и его будущее социальное поведение, как в детском саду, так и в семье.
    Особый распорядок дня, родителей не присутствуют в течение дня, особые правила поведения, ежеминутное общение с такими же детьми, новое место, особый стиль общения – всё это часть процесса социальной адаптации. Всё это приходится принять ребёнку, что создаёт стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям, таким как: капризы, страхи, отказы от еды, постоянные болезни и т.п. Всё  это последствия адаптации – привыкания ребёнка к новому социальному статусу, социальному поведению.
    Именно поэтому, так актуальна тема взаимодействия воспитателей и родителей в период социальной адаптации ребёнка в дошкольном учреждении. Воспитатели и родители должны объединить свои усилия, чтобы обеспечить ребёнку эмоционально комфортную атмосферу, интересные и содержательные игры обеспечивают быструю адаптацию в детском саду.
    Социальная адаптация детей в ДДУ.  
    По исследованиям многих психологов средний срок адаптации ребёнка к ДДУ, в норме, составляет:
    1.  В яслях, возраст от 1,5г.  - 7-10 дней;
    2.  В группе ДДУ, в возрасте 3х лет - 2-3 недели;
    3.  В старшей дошкольной группе  - 1 месяц.
    Несомненно, что дети индивидуально реагирует на новое социальное окружение, но, всё же, есть и общие реакции. Дети, которые растут в семье без братьев и сестёр (один ребенок в семье), в основном, тяжелее переносят адаптационный период. Если же ребёнок был до этого чрезмерно опекаем, зависим от матери, привык к постоянному вниманию – то социальная адаптация проходит тяжелее, в сравнении с остальными детьми.
    Необходимо понимать, что в раннем возрасте ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, т.к. она пока ещё не сформировалась. В этом возрасте для ребенка взрослый выступает партнером в игре, становится образцом для подражания и удовлетворяет потребность ребенка во внимании и сотрудничестве. Сверстники же не могут этого дать, поскольку сами находятся на той же ступени развития.
    Многое зависит и от темперамента ребёнка. Тяжелее всех проходят адаптационный период в дошкольных учреждениях дети с флегматическим типом темперамента.
    Любой ребенок не сможет быстро адаптироваться к ДДУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее отсутствие вызывает бурный протест ребенка, особенно если он эмоционально чувствительный и впечатлительный.
     Ребёнок 2-3 лет испытывает страх перед незнакомыми людьми и новыми социальными ситуациями. Эти страхи - одна из многих причин тяжелой адаптации ребенка к ДДУ. Часто, это приводит к высокой возбудимости ребенка, изменения его реакций. Ребёнок изменяется и становится ранимым, обидчивым, плаксивым, он начинает часто болеть, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
    Ко всему прочему, мальчики от 3 до 5 лет более подвержены данным страхам, чем девочки, так как в этот период они более привязаны к матери и сильнее и болезненнее реагируют на разлуку с ней. Для детей эмоционально неразвитых, адаптация происходит легче, т.к. у них ещё не сформировалась привязанность к матери.
    Социальная адаптация проходит почти не заметно для таких детей. Специалисты, работающие в ДДУ должны внимательно наблюдать за каждым ребёнком и во время определять эмоционально неразвитых детей и обращать внимание родителей на развитость ребёнка. Социальное поведение закладывается в семье, и ребёнок, по привычке, переносить полученный опыт социального поведения в ДДУ. Как бы хорошо не был воспитан ребёнок, социальное окружение и поведение в группе ДДУ полностью отличается от социального поведения ребёнка в семье.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    2. Организация социально-адаптационного периода ребёнка в ДДУ.
     
    Окунуться в новую социальную среду - для ребёнка означает  пережить адаптационный стресс, поэтому очень важно помочь ребенку преодолеть эмоциональное напряжение и успешно адаптироваться к новой социальной среде.
    Специалисты выделяют три периода привыкания ребенка к детскому саду: острый, подострый  и, период компенсации.
    Два первых периода классифицируют по степени тяжести: легкая, средней тяжести, тяжелая и крайне тяжелая.
    Полностью описывать все степени адаптации в данной работе невозможно, к тому же, они уже описаны в специальной литературе, поэтому остановимся только на функциях воспитателя в период социальной адаптации[3]. Среди них:
    - работа с родителями, при необходимости беседа с родителями для определения нервного типа ребенка, понимание истории его развития, выяснение осложнений в социальном окружении ребёнка;
    - совместно с психологом и медсестрой ДОУ подготовка рекомендаций по режиму адаптации ребенка к ДОУ на основании ежёдневных наблюдений за ребёнком;
    - недопущение попадания в детский сад детей с психическими отклонениями, контроль душевного состояния ребёнка;
    - совместно с родителями ведение листа адаптации (ведется до того момента, пока ребенок полностью не адаптируется к детскому саду).
    Срывы в поведении детей так же происходят и в результате не своевременной удовлетворённости его органических потребностей – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался.
    Социальная адаптация полностью зависит от правильной организации адаптационного периода, правильной организации его деятельности и соблюдения режима.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    3. Действия, направленные на смягчение периода социальной адаптации детей, при поступлении в ДДУ.
     
    Социальная адаптация ребенка к условиям детского сада зависит от взаимопонимания родителей и работников детского сада. Оптимальное взаимопонимание складывается, если обе стороны целенаправленно воздействуют на ребенка и взаимно доверяют друг другу. Родители должны доверять педагогу; чувствовать компетентность педагога в вопросах организации адаптационного периода; поддерживать авторитет воспитателя у ребёнка[4].
    В воспитании детей раннего возраста в ДДУ важен индивидуальный подход к ребенку, который обусловлен знанием психических и физических особенностей возраста, учитывая его эмоционального настроения в данный момент, состояния психического, эмоционального и физического здоровья.
    Прежде всего, воспитателю необходимо собрать сведения о ребенке и его социальном окружении. Поэтому в ДДУ введены анкеты, в которых родители, отвечают на вопросы, и дают полную характеристику своему ребенку и его социальному окружению. Сотрудники ДДУ анализируют данные анкеты, и делают выводы об особенностях социального поведения ребенка, сформированности его навыков, об его интересах и т.п.[5].
    До поступления ребёнка в группу проводится родительское собрание, в котором принимают участие сотрудники ДДУ. Специалисты объясняют особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, описывают особенности социальной среды ДДУ, отвечают на вопросы родителей[6].
    Воспитатели составляют «план воспитательно-образовательной деятельности воспитателей» для успешной социальной адаптации детей раннего возраста. Выбираются разнообразные направления работы: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества.
    Ребёнку необходимо научиться выполнять новые правила и требования воспитателя. Тяжелее всего это переносят так называемые гиперактивные дети, которым тяжело соблюдать режим, выполнять задания и т.д. Они расторможенны, неумеренны в движениях, иногда вскакивают с места, отвлекаются, говорят громко, даже когда их просят этого не делать. Эти дети не всегда ощущают дистанцию между собой и воспитателем. Чаще всего они  драчуны, легко возбуждающиеся и даже агрессивные по отношению к одногруппникам. Осуждать и наказывать гиперактивных детей бесполезно, так как они нуждаются в квалифицированной врачебной и педагогической помощи[7].
    Социальная адаптация обеспечивает приспособление ребёнка к сложившейся социальной среде за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности. Выделяют две особые формы социальной адаптации:
    девиантную (приспособление к сложившимся социальным условиям с нарушением принятых в обществе ценностей и норм поведения);патологическую (приспособление к социальной среде за счет использования патологических форм поведения, вызванных функциональными расстройствами психики)[8]. В своей работе воспитатели используют не только анкетирование, но и посещают ребенка на дому, используют папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультируют родителей, беседуют с ними, проводят родительские собрания.
    Изменение социального статуса ребёнка отражается на его поведении, отношении к окружающей социальной среде, его эмоциональном здоровье.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Заключение
     
    Ранний возраст – это быстрое формирование психофизиологических процессов, социального поведения и самоопределения ребёнка. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития.
    Развитие в этом возрасте происходит при неблагоприятных условиях, в этот момент у ребёнка повышена ранимость, низка сопротивляемость его организма к заболеваниям. Каждое из перенесённых заболеваний, отрицательно сказывается на общем развитии детей и их эмоциональном состоянии.
    В период социальной адаптации в детском саду необходимо создать благоприятные условия для комфортной адаптации ребёнка.
    Совместные усилия родителей и работников ДДУ важны в период социальной адаптации к детскому учреждению, и способствуют более легкому привыканию к новым социальным условиям и социальному статусу.
    В этот момент ребенок переживает  переделку сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывание, питание и многое другое, а также стереотипов социального общения.
    Оптимизация процесса социальной адаптации полностью зависит от  четкой и последовательной работа всех сотрудников дошкольного образовательного учреждения с полным привлечением родителей.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Литература
     
    1. С. И. Розум. Психология социализации и социальной адаптации человека. Речь.2006- 64с. 2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006- 36с.
    3.  Н. Ф. Голованова. Социализация и воспитание ребенка. Речь. 2004- 76с. 4. Тонкова-Ямпольская Р.В. “Основы медицинских знаний”- М.: Просвещение, 2006. – 230с.
    5. Психология — учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. — М., 2003. — 656 с.
    6. Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике. – М.: Академия, 2002.- 470с.
    7. Мудрик А. В. Социализация человека. МПСИ, 2006, 30 – 35с. 8. Платонова, Н.М. Основы социальной педагогики / Н.М. Платонова. – СПб.: Питер, 2007.- 390с.
    9. Реан, А.А. К проблеме социальной адаптации личности / А.А. Реан // Вестник СПбГУ.- №20.2002. - 74-79 с.
    10. Терновская, М.Ф. Педагогические основы адаптации детей - социальных сирот в системе патронатного воспитания / М.Ф. Терновская. – М.: Владос, 2004.- 520с.
    11. Албегова И. Ф. Социальная Адаптация. Цифровая книга. 2006 г.
    [1] Психология (стр. 83-86, 122—128) — учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. — М. ; СПб. ; Н.Новгород : Питер, 2003. — 656 с.
    [2] Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике / Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002.- 470с.
    [3] Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006- 36с.
    [4] Платонова, Н.М. Основы социальной педагогики / Н.М. Платонова. – СПб.: Питер, 2007.- 390с.
    [5] Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медецина 2007- 64с.
    [6] Терновская, М.Ф. Педагогические основы адаптации детей - социальных сирот в системе патронатного воспитания / М.Ф. Терновская. – М.: Владос, 2004.- 520с.
    [7] Реан, А.А. К проблеме социальной адаптации личности / А.А. Реан.// Вестник СПбГУ.- №20.- С. 75
    [8] Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике / Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002.- 470с.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Проблема социальной адаптации ребёнка в дошкольном учреждении ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.