Полный текст:
Введение…………………………………………………………………..2
1. Определение социальной
адаптации детей в ДДУ…………………..3
2. Организация
социально-адаптационного периода ребёнка в ДДУ…5
3. Действия, направленные на
смягчение периода социальной адаптации детей, при поступлении в ДДУ…………………………………………………..7
Заключение………………………………………………………………...10
Литература…………………………………………………………………11
Введение
Социальная адаптация ребёнка –
это не просто приспособление организма ребёнка и его психики к новой обстановке
и новым требованиям, (ведь для ребенка детский садик является новым местом, с
новым социальным окружением), но и новое социальное окружение и поведение[1].
В социальную адаптацию входят
разнообразные индивидуальные реакции, которые полностью зависят от
психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных
отношений, от общих и социальных, в частности, условий пребывания в дошкольном
учреждении[2].
Социальная адаптация ребёнка
зависит от многих факторов, в том числе и от успешного прохождения
адаптационного периода: привыкания ребёнка к особому распорядку дня, к новому
социальному окружению. От успешности этого процесса зависит развитие
дошкольника и его будущее социальное поведение, как в детском саду, так и в
семье.
Особый распорядок дня,
родителей не присутствуют в течение дня, особые правила поведения, ежеминутное общение
с такими же детьми, новое место, особый стиль общения – всё это часть процесса
социальной адаптации. Всё это приходится принять ребёнку, что создаёт
стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям, таким
как: капризы, страхи, отказы от еды, постоянные болезни и т.п. Всё это последствия адаптации – привыкания
ребёнка к новому социальному статусу, социальному поведению.
Именно поэтому, так актуальна
тема взаимодействия воспитателей и родителей в период социальной адаптации
ребёнка в дошкольном учреждении. Воспитатели и родители должны объединить свои
усилия, чтобы обеспечить ребёнку эмоционально комфортную атмосферу, интересные
и содержательные игры обеспечивают быструю адаптацию в детском саду.
Социальная адаптация детей в ДДУ.
По исследованиям многих
психологов средний срок адаптации ребёнка к ДДУ, в норме, составляет:
1. В яслях, возраст от
1,5г. - 7-10 дней;
2. В группе ДДУ, в
возрасте 3х лет - 2-3 недели;
3. В старшей дошкольной
группе - 1 месяц.
Несомненно, что дети
индивидуально реагирует на новое социальное окружение, но, всё же, есть и общие
реакции. Дети, которые растут в семье без братьев и сестёр (один ребенок в
семье), в основном, тяжелее переносят адаптационный период. Если же ребёнок был
до этого чрезмерно опекаем, зависим от матери, привык к постоянному вниманию –
то социальная адаптация проходит тяжелее, в сравнении с остальными детьми.
Необходимо понимать, что в
раннем возрасте ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, т.к.
она пока ещё не сформировалась. В этом возрасте для ребенка взрослый выступает
партнером в игре, становится образцом для подражания и удовлетворяет
потребность ребенка во внимании и сотрудничестве. Сверстники же не могут этого
дать, поскольку сами находятся на той же ступени развития.
Многое зависит и от
темперамента ребёнка. Тяжелее всех проходят адаптационный период в дошкольных
учреждениях дети с флегматическим типом темперамента.
Любой ребенок не сможет быстро
адаптироваться к ДДУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее отсутствие
вызывает бурный протест ребенка, особенно если он эмоционально чувствительный и
впечатлительный.
Ребёнок 2-3 лет
испытывает страх перед незнакомыми людьми и новыми социальными ситуациями. Эти
страхи - одна из многих причин тяжелой адаптации ребенка к ДДУ. Часто, это
приводит к высокой возбудимости ребенка, изменения его реакций. Ребёнок
изменяется и становится ранимым, обидчивым, плаксивым, он начинает часто
болеть, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
Ко всему прочему, мальчики от 3
до 5 лет более подвержены данным страхам, чем девочки, так как в этот период
они более привязаны к матери и сильнее и болезненнее реагируют на разлуку с
ней. Для детей эмоционально неразвитых, адаптация происходит легче, т.к. у них
ещё не сформировалась привязанность к матери.
Социальная адаптация проходит почти
не заметно для таких детей. Специалисты, работающие в ДДУ должны внимательно
наблюдать за каждым ребёнком и во время определять эмоционально неразвитых
детей и обращать внимание родителей на развитость ребёнка. Социальное поведение
закладывается в семье, и ребёнок, по привычке, переносить полученный опыт
социального поведения в ДДУ. Как бы хорошо не был воспитан ребёнок, социальное
окружение и поведение в группе ДДУ полностью отличается от социального
поведения ребёнка в семье.
2. Организация социально-адаптационного
периода ребёнка в ДДУ.
Окунуться в новую социальную
среду - для ребёнка означает пережить
адаптационный стресс, поэтому очень важно помочь ребенку преодолеть
эмоциональное напряжение и успешно адаптироваться к новой социальной среде.
Специалисты выделяют три
периода привыкания ребенка к детскому саду: острый, подострый и, период компенсации.
Два первых периода
классифицируют по степени тяжести: легкая, средней тяжести, тяжелая и крайне
тяжелая.
Полностью описывать все степени
адаптации в данной работе невозможно, к тому же, они уже описаны в специальной
литературе, поэтому остановимся только на функциях воспитателя в период
социальной адаптации[3].
Среди них:
- работа с родителями, при
необходимости беседа с родителями для определения нервного типа ребенка,
понимание истории его развития, выяснение осложнений в социальном окружении
ребёнка;
- совместно с психологом и
медсестрой ДОУ подготовка рекомендаций по режиму адаптации ребенка к ДОУ на
основании ежёдневных наблюдений за ребёнком;
- недопущение попадания в
детский сад детей с психическими отклонениями, контроль душевного состояния
ребёнка;
- совместно с родителями ведение
листа адаптации (ведется до того момента, пока ребенок полностью не
адаптируется к детскому саду).
Срывы в поведении детей так же
происходят и в результате не своевременной удовлетворённости его органических
потребностей – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не
выспался.
Социальная адаптация полностью
зависит от правильной организации адаптационного периода, правильной
организации его деятельности и соблюдения режима.
3. Действия, направленные на смягчение периода
социальной адаптации детей, при поступлении в ДДУ.
Социальная адаптация ребенка к
условиям детского сада зависит от взаимопонимания родителей и работников детского
сада. Оптимальное взаимопонимание складывается, если обе стороны
целенаправленно воздействуют на ребенка и взаимно доверяют друг другу. Родители
должны доверять педагогу; чувствовать компетентность педагога в вопросах
организации адаптационного периода; поддерживать авторитет воспитателя у
ребёнка[4].
В воспитании детей раннего
возраста в ДДУ важен индивидуальный подход к ребенку, который обусловлен
знанием психических и физических особенностей возраста, учитывая его
эмоционального настроения в данный момент, состояния психического,
эмоционального и физического здоровья.
Прежде всего, воспитателю
необходимо собрать сведения о ребенке и его социальном окружении. Поэтому в ДДУ
введены анкеты, в которых родители, отвечают на вопросы, и дают полную
характеристику своему ребенку и его социальному окружению. Сотрудники ДДУ
анализируют данные анкеты, и делают выводы об особенностях социального
поведения ребенка, сформированности его навыков, об его интересах и т.п.[5].
До поступления ребёнка в группу
проводится родительское собрание, в котором принимают участие сотрудники ДДУ.
Специалисты объясняют особенности работы детского сада, групп детей раннего
возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного
учреждения, описывают особенности социальной среды ДДУ, отвечают на вопросы
родителей[6].
Воспитатели составляют «план
воспитательно-образовательной деятельности воспитателей» для успешной
социальной адаптации детей раннего возраста. Выбираются разнообразные
направления работы: развлечения, консультации для родителей, памятки,
интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие
возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного
творчества.
Ребёнку
необходимо научиться выполнять новые правила и требования воспитателя. Тяжелее
всего это переносят так называемые гиперактивные дети, которым тяжело соблюдать
режим, выполнять задания и т.д. Они расторможенны, неумеренны в движениях,
иногда вскакивают с места, отвлекаются, говорят громко, даже когда их просят
этого не делать. Эти дети не всегда ощущают дистанцию между собой и
воспитателем. Чаще всего они драчуны,
легко возбуждающиеся и даже агрессивные по отношению к одногруппникам. Осуждать
и наказывать гиперактивных детей бесполезно, так как они нуждаются в
квалифицированной врачебной и педагогической помощи[7].
Социальная
адаптация обеспечивает приспособление ребёнка к сложившейся социальной среде за
счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих
возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое
поведение в соответствии с главными целями деятельности. Выделяют две особые формы
социальной адаптации:
девиантную
(приспособление к сложившимся социальным условиям с нарушением принятых в
обществе ценностей и норм поведения);патологическую
(приспособление к социальной среде за счет использования патологических форм
поведения, вызванных функциональными расстройствами психики)[8].
В своей работе воспитатели
используют не только анкетирование, но и посещают ребенка на дому, используют папки-передвижки,
наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультируют родителей,
беседуют с ними, проводят родительские собрания.
Изменение
социального статуса ребёнка отражается на его поведении, отношении к окружающей
социальной среде, его эмоциональном здоровье.
Заключение
Ранний возраст – это быстрое
формирование психофизиологических процессов, социального поведения и
самоопределения ребёнка. Современно начатое и правильно осуществляемое
воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного
развития.
Развитие в этом возрасте
происходит при неблагоприятных условиях, в этот момент у ребёнка повышена
ранимость, низка сопротивляемость его организма к заболеваниям. Каждое из
перенесённых заболеваний, отрицательно сказывается на общем развитии детей и их
эмоциональном состоянии.
В период социальной адаптации в
детском саду необходимо создать благоприятные условия для комфортной адаптации
ребёнка.
Совместные усилия родителей и
работников ДДУ важны в период социальной адаптации к детскому учреждению, и
способствуют более легкому привыканию к новым социальным условиям и социальному
статусу.
В этот момент ребенок
переживает переделку сформированных
ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывание,
питание и многое другое, а также стереотипов социального общения.
Оптимизация процесса социальной
адаптации полностью зависит от четкой и
последовательной работа всех сотрудников дошкольного образовательного
учреждения с полным привлечением родителей.
Литература
1. С.
И. Розум. Психология социализации и социальной адаптации человека. Речь.2006-
64с.
2.
Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж:
Учитель, 2006- 36с.
3. Н. Ф. Голованова. Социализация и воспитание ребенка. Речь.
2004- 76с.
4.
Тонкова-Ямпольская Р.В. “Основы медицинских знаний”- М.: Просвещение, 2006. –
230с.
5. Психология —
учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. — М.,
2003. — 656 с.
6. Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике. – М.: Академия,
2002.- 470с.
7. Мудрик
А.
В. Социализация человека. МПСИ, 2006, 30 – 35с.
8. Платонова, Н.М. Основы социальной педагогики / Н.М. Платонова. – СПб.:
Питер, 2007.- 390с.
9. Реан, А.А. К проблеме социальной адаптации личности / А.А. Реан //
Вестник СПбГУ.- №20.2002. - 74-79 с.
10. Терновская, М.Ф. Педагогические основы адаптации детей - социальных
сирот в системе патронатного воспитания / М.Ф. Терновская. – М.: Владос, 2004.-
520с.
11. Албегова И. Ф. Социальная Адаптация. Цифровая книга. 2006 г.
[1]
Психология (стр. 83-86,
122—128) — учебник для гуманитарных вузов / под ред.
В. Н. Дружинина. — М. ; СПб. ; Н.Новгород :
Питер, 2003. — 656 с.
[2]
Мардахаев, Л.В.
Словарь по социальной педагогике / Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002.- 470с.
[3]
Белкина Л.В.
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006- 36с.
[4]
Платонова, Н.М. Основы социальной педагогики /
Н.М. Платонова. – СПб.: Питер, 2007.- 390с.
[5]
Аксарина М.Н.
Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медецина 2007- 64с.
[6]
Терновская, М.Ф. Педагогические основы адаптации
детей - социальных сирот в системе патронатного воспитания / М.Ф. Терновская. –
М.: Владос, 2004.- 520с.
[7]
Реан, А.А. К проблеме социальной адаптации
личности / А.А. Реан.// Вестник СПбГУ.- №20.- С. 75
[8] Мардахаев, Л.В. Словарь по социальной педагогике / Л.В.
Мардахаев. – М.: Академия, 2002.- 470с.