Полный текст:
1. Дайте определение
понятию «финансовая система как совокупность денежных фондов». Назовите
элементы финансовой системы РФ. (Ответ можно оформить в виде схемы).
Ответ:
Финансовая
система России -
совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию
и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и
учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую
деятельность.
Элементы финансовой системы:
Финансовая система состоит из финансов государства
(общегосударственный бюджет), местных финансов, финансов предприятий; финансов
общественных организаций, финансов внебюджетных фондов; финансов населения.
Государственные
финансы – главный элемент в
структуре финансовой системы. Это система денежных фондов, которые находятся в
распоряжении государства, и предназначенные для обеспечения функций государства
(эффективности, стабильности, справедливости). Местные
финансы – за их счет
финансируются расходы на решение проблем местного уровня. Источники: средства
от приватизации, арендная плата, местные налоги и сборы. Отчисления от
общегосударственных налогов в местные бюджеты осуществляются на основе
утвержденных нормативов. Регионам, в которых доходная часть местного бюджета не
покрывает минимальных потребностей в расходах, предоставляются дотации
(субвенции, субсидии). Финансы
предприятий – система
денежных доходов, которые обеспечивают процесс производства и воспроизводства
на предприятии, а также совокупность форм и методов их создания и
использования. Так, предприятие формирует фонд развития производства, фонд
оборотных средств, фонд оплаты труда, страховой, резервный, амортизационный
фонд, фонд потребления и прочие. Предприятие осуществляет отчисления во
внебюджетные фонды, платит налоги в общегосударственный и местные бюджеты. Финансы
населения – денежные средства,
которые формируются из доходов граждан, полученных в результате деятельности
или наследования. Внебюджетные
фонды – благотворительные;
направленные на социальную помощь, на техническое развитие; государственные и
негосударственные; региональные и отраслевые. Главная их особенность - целевая
направленность.
2. Перечислите, расположив по
юридической силе, источники финансового права. Приведите примеры.
Ответ:
В зависимости от юридической силы
актов, содержащих правовые нормы, источники финансового права можно разделить
на следующие группы.
Акты федеральных органов подразделяются
на Законы РФ и подзаконные федеральные акты.
Законы Российской Федерации:
а) Конституция Российской Федерации -
имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории
РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить
Конституции РФ.
б) Акты Федерального Собрания
Российской Федерации:
- федеральные конституционные законы.
- федеральные законы.
- акты Федерального Собрания
(декларации, положения, постановления и др.).
Подзаконные федеральные акты:
- указы, распоряжения Президента
Российской Федерации;
- постановления, распоряжения
Правительства Российской Федерации;
- нормативные акты министерств и
других центральных органов;
- приказы, постановления, инструкции
иных федеральных органов исполнительной власти.
Законы субъектов Российской
Федерации:
- конституции, уставы субъектов
Федерации;
- законы субъектов Федерации.
Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:
- указы, распоряжения Президентов
(губернаторов);
- постановления, распоряжения
правительств субъектов Российской Федерации;
- нормативные акты министерств
субъектов Российской Федерации;
- приказы, постановления иных органов
субъектов Российской Федерации.
Акты органов местного самоуправления
(распоряжения, решения).
Общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией.
3. Перечислите и охарактеризуйте
основные методы финансового контроля.
Ответ:
Основные методы финансового
контроля:
- в процессе проведения проверок
на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются
отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения
выявленных нарушений;
-обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр
финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для
определения его финансового состояния и возможных перспектив развития;
-надзор производится контролирующими органами за
экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой
деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.
Например, осуществляется надзор со стороны Центробанка России за деятельностью
коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора - за страховыми фирмами;
-анализ финансовой
деятельности как разновидность
финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой
финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой
деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным
капиталом и эффективности его использования;
-наблюдение (мониторинг) - это постоянный контроль со стороны кредитных
организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием
предприятия-клиента. Неэффективное использование полученной ссуды и снижение
платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования,
требованию долгосрочного возврата ссуды;
-ревизия - это наиболее глубокий и всеобъемлющий метод
финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной
деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности,
правильности, целесообразности и эффективности.
4. Что означает принцип
сбалансированности бюджета?
Ответ:
Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и
исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии)
бюджетных расходов источникам их финансирования.
Согласно статье 33 Бюджетного кодекса
РФ: «Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных
бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и
поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат
из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и
изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов».
5. Какие общественные отношения
составляют предмет бюджетного права?
Ответ:
Бюджетное право отличается от других
институтов финансового права своим предметом, т.е. содержанием отношений,
которые оно регулирует. Специфика состоит в том, что:
а) бюджетное право регулирует отношения РФ, её
субъектов и муниципальных образований, и соответствующих представительных и
исполнительных органов.
б) эти отношения возникают в связи с
образованием, распределением и использованием денежных фондов государства (в
том числе субъектов) и муниципальных образований, имеющих общее значение для
соответствующей территории.
Таким образом, бюджетное право
регулирует:
- бюджетное устройство РФ;
- структуру доходов и расходов
бюджетной системы;
- компетенцию РФ, субъектов РФ и муниципальных
образований в области бюджета;
- бюджетный процесс, т.е. порядок формирования и реализации бюджета, а также
отчетности об исполнении бюджета.
6. Изучив Бюджетный кодекс РФ,
определите, что такое экономическая классификация расходов бюджетов. Какие виды
расходов выделены в составе расходов федерального бюджета в зависимости от их
экономического содержания?
Ответ:
Согласно статье 22 Бюджетного кодекса
РФ: «Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации
является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы
Российской Федерации по их экономическому содержанию».
Разделение расходов бюджетов всех уровней проводится также и в
зависимости от их экономического содержания.
В рамках экономической классификации расходов бюджетов всех уровней
выделяются три основные группы расходов.
1. Текущие расходы - это расходы, которые призваны обеспечить
оптимальное функционирование государственных или муниципальных органов власти,
бюджетных учреждений и организаций.
Кроме того, текущие расходы подразумевает оказание помощи бюджетам
нижестоящих уровней в форме дотаций или субвенций, а также другие доходы, не
включенные в иные группы.
2. Капитальные расходы - это
расходы, которые обеспечивают реализацию инновационных и инвестиционных
мероприятий и программ, ведение расширенного производства на территории страны,
осуществление восстановительного (капитального) ремонта средств производства.
3. Оказание финансовой поддержки - это расходы, которые несет бюджет в
результате предоставления кредитов внутри государства либо иностранным
государствам.
7. Исходя из Бюджетного кодекса РФ,
перечислите основные этапы исполнения бюджетов по расходам.
Ответ:
Согласно статье 219 Бюджетного
кодекса РФ, основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов
являются:
-составление и утверждение бюджетной
росписи;
-утверждение и доведение уведомлений
о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а
также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и
бюджетным учреждениям;
-утверждение и доведение уведомлений
о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных
средств;
-принятие денежных обязательств
получателями бюджетных средств;
-подтверждение и выверка исполнения
денежных обязательств.
8. Исходя из норм Бюджетного кодекса
РФ, дайте определение понятию «бюджетное учреждение». Укажите направления
расходования бюджетных средств бюджетными учреждениями.
Ответ:
Согласно статье 161 Бюджетного
кодекса РФ: «Бюджетное учреждение -
организация, созданная органами государственной власти РФ, органами
государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для
осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных
функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из
соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на
основе сметы доходов и расходов.»
Направления расходования средств бюджетными учреждениями:
Бюджетные средства расходуются на
следующие основные цели: содержание вооруженных сил и государственного
аппарата, финансирование социальной сферы (социальное обеспечение,
здравоохранение, просвещение, наука и др.), финансирование народного хозяйства.
9. Дайте определение понятию «целевой
бюджетный фонд». Какие целевые фонды создавались в составе расходов
федерального бюджета в последнее десятилетие?
Ответ:
Целевой бюджетный фонд представляет собой фонд денежных средств, который
образуется в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе
бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от
конкретных видов доходов или иных поступлений и используется по отдельной
смете.
В соответствии с Бюджетным кодексом
РФ средства целевого бюджетного фонда не
могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого
бюджетного фонда.
Доходы федеральных целевых бюджетных
фондов учитываются обособленно в доходах федерального бюджета по ставкам,
установленным налоговым законодательством Российской Федерации. Доходы
распределяются между федеральными и территориальными целевыми бюджетными
фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете
на очередной финансовый год.
На федеральном уровне образовывались и
позднее были упразднены следующие целевые бюджетные фонды Российской Федерации:
Федеральный дорожный
фонд РФ; Фонд развития таможенной
системы РФ; Межведомственный фонд
развития налоговой системы и налоговой службы РФ; Государственный фонд
борьбы с преступностью; Федеральный
экологический фонд РФ; Фонд
контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ; Фонд по охране озера
Байкал; Федеральный фонд
воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд управления,
изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; Федеральный фонд
восстановления и охраны водных объектов; Фонд Министерства РФ по
атомной энергии; Фонд содействия военной
реформе.
10. Дайте определение понятию
«государственный долг субъекта РФ». Какие требования к предельному объему
государственного долга субъекта РФ установлены в Бюджетном кодексе РФ?
Ответ:
Согласно статье 99 Бюджетного
кодекса РФ: «Государственный
долг субъекта Российской Федерации - совокупность долговых обязательств
субъекта РФ».
Государственный долг субъекта Российской
Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в
собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим казну
субъекта РФ.
Долговые обязательства субъекта РФ могут
существовать в форме: кредитных соглашений и договоров; государственных займов
субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ; договоров и соглашений о получении субъектом
РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; договоров
о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ; соглашений и договоров,
в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и
реструктуризации долговых обязательств субъектов РФ прошлых лет. Долговые обязательства субъекта РФ не могут
существовать в иных формах, за исключением перечисленных.
Согласно
статье 107 Бюджетного кодекса РФ: «Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга не должен превышать
объем доходов соответствующего бюджета
без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы
Российской Федерации».
Библиографический список:
1. Финансовое право: Учебник / Отв.
ред. О.Н. Горбунова. – М.: Юристъ, 2005.
2. Финансовое право: Учебник / Отв.
ред. Е.Ю. Грачева. – М.: Юристъ, 2005.
3. Финансовое право: Eчебник / Отв.
ред. Н.И. Химичева. – М.: Юристъ, 2005.
4. Тедеев А.А. Финансовое право. –
М.: Юристъ, 2005.
5. Конституция Российской
Федерации.
6. Бюджетный кодекс
Российской Федерации.
7. Гражданский кодекс РФ.
8. Кодекс РФ об
административных правонарушениях