Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Учетная политика и налоговое планирование на предприятии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Учетная политика и налоговое планирование на предприятии
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Когда добавили:
    23.07.2014 13:00:24
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    СОДЕРЖАНИЕ
     
     
    Введение………………………………………………………………………
    3
    Глава 1.  Понятие, формирование и раскрытие учетной политики предприятия…………………………………………………………………..
     
    6
    1.1. Структура и основные принципы учетной политики………………… 6
    1.2. Формирование учетной политики предприятия………………………
    14
    1.3  Раскрытие и изменение учетной политики……………………………
    24
    Глава 2. Основы налогового планирования на предприятии……………..
    29
    2.1. Понятие и содержание налогового планирования…………………….
    29
    2.2 Классификация налогового планирования…………………………… 31
    2.3. Принципы, этапы и уровни налогового планирования на предприятии…………………………………………………………………..
     
    35
    Заключение……………………………………………………………………
    40
    Список используемой литературы…………………………………………..
    44
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ВВЕДЕНИЕ
     
     
    В настоящее время учетная политика является важнейшим инструментом управления предприятием. При грамотном составлении учетной политики организация может существенно изменить в лучшую сторону свои основные показатели деятельности предприятия, построить налоговое планирование и ценовую политику.
    Однако следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими предприятиями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных элементов.
    Без ознакомления с учетной политикой предприятия нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды, сравнивать различные организации между собой, проводить аудиторскую и налоговую проверки.
    Любой хозяйствующий субъект - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уплачивают различные виды налогов.
    Основными документами налогового законодательства в нашей стране является Налоговый Кодекс РФ и принятые в соответствии с ним Федеральные законы о налогах и сборах. Налоговая политика Российской Федерации основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Согласно НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    Налог считается установленным тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Законно установленный налог налогоплательщик обязан правильно исчислить и вовремя заплатить. В зависимости от того, насколько правильно налогоплательщик рассчитает налогооблагаемую базу и определит сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, в конечном итоге зависит, как величина налоговых последствий для организации, так и размер её финансового результата.
    Рассчитывая налоговую базу, налогоплательщик должен в течение всего финансового года пользоваться неизменными методами. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что налогоплательщик должен организовать систему обобщения информации для определения налоговой базы по каждому из налогов на основе первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, установленным налоговым законодательством, то есть фактически должен иметь учетную политику в целях налогообложения, для оптимизации взваленного на него налогового бремени.
    Для подготовки в бухгалтерском учете полной, объективной и достоверной информации о своей финансово-хозяйственной жизни организация в начале предпринимательской деятельности должна сформировать учетную политику и в дальнейшем поддерживать ее в актуальном состоянии. Из всего многообразия способов ведения бухгалтерского учета организация избирает те, которые наилучшим образом обеспечивают учетный процесс и в результате использования которых формируется полная и достоверная картина ее финансового положения и финансовых результатов деятельности. При этом избранные способы ведения учета должны отвечать общепризнанным правилам. Учетная политика для налогообложения представляет собой выбранную компанией совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).
    Налоговое планирование, вплотную взаимодействуя с такими управленческими функциями, как маркетинг, финансы, учет, кадровая политика, снабжение, в то же время является одним из базовых инструментов генерирования показателей эффективности функционирования предприятия, так как расчет последних без учета налоговых последствий представляется весьма неразумным и иррациональным. Следовательно, налоговое планирование должно стать обязательным инструментарием в менеджменте
    Актуальность выбранной мною темы обусловлена помимо вышесказанного еще и тем, что на сегодняшний день учетная политика, хотя и относительно новое явление в практике работы отечественных предприятий, но от ее правильного понимания, формирования, оформления, раскрытия во многом зависит экономическая эффективность деятельности организации по всем направлениям. Посредством создания внутренних стандартов, таких как Учетная политика предприятия, дополняется и конкретизируется система государственных нормативных актов, и сама учетная политика становится элементом системы регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
    Целью данной работы является раскрытие основных организационных и методических аспектов формирования учетной политики на предприятии, а также рассмотрения основ налогового планирования на предприятии. 
    Задачами для реализации поставленной цели являются:
    определение и раскрытие структуры и формирования учетной политики; рассмотрение основных принципов, этапов, уровней налогового планирования;выявления этапов процесса формирования учетной политики как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения.  
     
     
     
     
    ГЛАВА 1.  ПОНЯТИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И РАСКРЫТИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
     
      1.1. Структура и основные принципы учетной политики    
    Учетная политика организации – это совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, объявляемая предприятием, исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности.
    Учетная политика охватывает теоретическую, методическую, техническую и организационную стороны бухгалтерского учета.
    Под учетной политикой предприятия понимается выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
    К способам ведения бухгалтерского учета относятся:
    - способы группировки и оценки хозяйственной деятельности;
    - способы погашения стоимости активов;
    - организация документооборота;
    - инвентаризация;
    - способы применения счетов бухгалтерского учета;
    - системы регистров бухгалтерского учета;
    - способы обработки информации и др[1].
    Теоретическая часть включает основополагающие правила, законодательную базу и научные положения всей системы бухгалтерского учета.
    Методическая сторона учета предусматривает способы оценки имущества и обязательств, способы начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п.
    Техническая и организационная стороны охватывают технологию и форму ведения бухгалтерского учета, принципы организации бухгалтерской службы, ее место в системе управления, взаимосвязи и взаимодействие с другими элементами и звеньями этой системы.
    Учетная политика предприятия предполагает открытость для внешних пользователей бухгалтерской информации, отражаемой в финансовой отчетности.
    Эта сфера деятельности регламентируется таким важным документом, как ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. №60н), согласно которому реализация учетной политики предусматривает следующие основные правила.
    1. Неизменность принятой методики отражения хозяйственных операций, оценки имущества и обязательств в течение отчетного года, от одного отчетного года к другому. Если в какой-то момент происходит обоснованное изменение методики, то первый же по времени составления бухгалтерский отчет предприятия должен подробно раскрывать содержание этих изменений и их воздействие на экономическое состояние.
    2. Полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций, имущества и результатов его инвентаризации, проведенной в этом периоде. Никакие операции не могут быть задержаны или ускорены с точки зрения их регистрации в бухгалтерском учете.
    3. Правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам. Все доходы и расходы, полученные и понесенные в отчетном периоде, считаются доходами и расходами отчетного периода независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств.
    Доходы и расходы, не относящиеся к отчетному периоду, не признаются доходами и расходами отчетного периода, даже если деньги по ним поступили или перечислены в данном периоде. Это так называемый метод начислений, или метод записей в бухгалтерском учете операций в момент их совершения (accrual basis).
    4. Строгое разделение затрат, связанных с текущей эксплуатационной деятельностью (издержки производства и обращения), и капитальных затрат.
    5. Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также значений показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.
    6. Использование метода двойной записи.
    7. Разделение хозяйственной деятельности предприятия на отчетные периоды. Такими периодами являются месяц, квартал и год.
    8. Соблюдение имущественной обособленности предприятия. В системном бухгалтерском учете и балансе может быть отражено лишь то имущество, которое согласно законодательству признается собственностью конкретного предприятия. Все другие материальные ценности, денежные средства и обязательства должны учитываться за балансом.
    Такой подход выражает разделение имущества предприятия и имущества других субъектов гражданского оборота, в том числе собственников. Одновременно он служит основой для определения контрагентами действительного имущественного и финансового состояния предприятия (так, по бухгалтерскому балансу они могут судить о размерах источников покрытия долгов предприятия).
    9. Предположение о непрерывности деятельности предприятия. Учетная политика должна основываться на предположении о том, что предприятие будет продолжать свою деятельность в ближайшей перспективе и в скором времени не предвидится его ликвидация или существенное сокращение масштабов деятельности.
    Названные правила обеспечивают основу разработки и принятия учетной политики предприятия. Несоблюдение их искажает картину имущественного и финансового положения предприятия, результаты его деятельности и должно трактоваться как неправильное ведение бухгалтерского учета.
    Учетная политика организации должна включать следующие составные части:
    а) методику бухгалтерского учета;
    б) технику ведения бухгалтерского учета;
    в) организацию бухгалтерской службы.
    Методика бухгалтерского учета предполагает:
    критерий отнесения предметов к внеоборотным и оборотным активам;порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам;порядок финансирования ремонта основных средств;метод оценки сырья, материалов и других ценностей (производственных запасов);способ отражения на счетах операций заготовления и приобретенияматериальных ценностей;способ учета выпуска продукции;метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг);сроки погашения расходов будущих периодов;перечень резервов предстоящих расходов;порядок создания резервов по сомнительным долгам и др. Порядок амортизации активов предполагает выбор одного из следующих способов (ПБУ 6/2001 «Основные средства», ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»)[2]:
    для основных средств (линейный, уменьшаемого остатка, списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, списания пропорционально объему продукции);для нематериальных активов (линейный, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции). согласно ПБУ 5/2001 может быть, определен из следующих способов:по себестоимости каждой единицы;по средневзвешенной себестоимости;по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО);по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО), В приказе об учетной политике определяется перечень; резервов предстоящих расходов и платежей, создаваемых организацией.
    Чтобы равномерно распределять предстоящие расходы, организация может создавать следующие резервы:
    на предстоящую оплату отпусков работникам;на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;на выплату вознаграждений по итогам работы за год;на ремонт основных средств;на производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;по рекультивации земель и осуществлению иных природоохранных мероприятий;по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;на покрытие непредвиденных затрат. Производственные затраты в части калькуляционного учета могут быть определены следующими способами:
    1. По способу подсчета себестоимости (подсчет полной себестоимости, подсчет сокращенной себестоимости);
    2. По отношению к технологическому процессу (позаказный, попередельно-полуфабрикатный и бесполуфабрикатный);
    3. По объекту калькуляции (деталь, узел, изделие и т.д.)
    4. По способу сбора информации (подсчет нормативной себестоимости, подсчет только фактической себестоимости).
    Порядок признания доходов может определяться:
    1. По методу начисления (по отгрузке);
    2. По кассовому методу (по оплате).
    В международной практике для определения момента получения дохода используется метод начислений[3].
    Группировка объектов бухгалтерского наблюдения включает:
    – основные средства и нематериальные активы (срок полезного использования более 12-ти месяцев);
    – предметы труда (срок полезного использования менее 12-ти месяцев).
    Оценка задолженности по полученным кредитам и займам предусматривает учет и отражение процентов в финансовой отчетности.
    Определение существенности данных, подлежащих раскрытию в отчетности, предполагает учет как качественной стороны существенности, так и количественной, выражающейся в процентах к валюте баланса либо итогу соответствующей статьи. Существенной признается сумме составляющая не менее 5% к общему итогу данных.
    Техника ведения бухгалтерского учета включает:
    рабочий план счетов бухгалтерского учета;форму бухгалтерского учета;технологию обработки учетной информации;организацию внутрипроизводственного учета, отчетности контроля;инвентаризацию имущества и обязательств и др. Технический аспект учетной политики определяет организационные формы построения бухгалтерии, структур бухгалтерской службы, возможность осуществления учет специализированной профессиональной организацией либо специалистом на договорных началах, а также выделения подразделений на отдельный баланс.
    Организационный аспект учетной политики включает следующие элементы:
    форма бухгалтерского учета (состав, структура и порядок формирования учетных регистров);план счетов бухгалтерского учета (организация самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов);инвентаризация имущества и обязательств;внутренний учет, отчетность и контроль. Организация бухгалтерской службы предусматривает:
    место бухгалтерской службы в системе управления организацией;порядок взаимодействия бухгалтерской службы с другими службами и структурными подразделениями организации;организационное построение бухгалтерской службы;права и обязанности главного бухгалтера; состав и соподчиненность отдельных учетных подразделений и работников[4]. Таким образом, учетная политика формируется в целях обеспечения методического, технического и организационного единства учетного процесса в течение отчетного периода.
    Особенностью учетной политики является также разработка учетной политики для целей налогообложения, которой должно быть предусмотрено максимальное совмещение бухгалтерского и налогового учета, несмотря на то, что бухгалтерский и налоговый учет представляют собой самостоятельно существующие системы.
    Налоговый учет – система обобщения информации дл; определения налоговой базы по налогам на основе первичны; документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом.
    Необходимость разработки учетной политики для целей налогообложения обусловлено налоговым законодательством.
    В учетной политике для целей налогообложения должны быть раскрыты следующие вопросы:
    выбранные способы формирования налоговой базы по различным налогам;схемы ведения налогового учета;формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных;порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения и т.д. Организация, выбирая в своей учетной политике вариант способа формирования налоговой базы, должна четко определить, к какому налогу относится тот или иной способ.
    Учетная политика для целей налогообложения должна раскрывать:
    метод признания доходов и расходов в целях исчисления налога на прибыль;порядок признания реализации в целях исчисления налога на добавленную стоимость;порядок начисления амортизации основных средств для целей налогообложения;порядок начисления амортизации нематериальных активов для целей налогообложения В учетную политику для целей налога на добавленную стоимость включаются следующие вопросы:
    Способы ведения раздельного учета затрат.Виды деятельности, по которым обеспечивается раздельный учет затрат.База распределения общехозяйственных расходов по видам деятельности решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике. Учетная политика для целей налогообложения на прибыль включает следующие данные:
    Схему ведения налогового учета.Порядок формирования суммы доходов.Порядок формирования суммы расходов.Порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения.Порядок формирования сумм создаваемых резервов. Решения о любых изменениях должны отражаться в учетной политике для целей налогообложения и применяться с начала нового налогового периода. Учетная политика должна формироваться организацией (предприятием) на предстоящий год заблаговременно. Принятая учетная политика оформляется письменно приказом, распоряжением, решением или другим документом ее руководителя и подлежит раскрытию в пояснительной записке к годовому отчету организации.
    Учетная политика имеет важное значение не только для самой организации, но и для контролирующих органов (особенно налоговой службы), аудиторов, различных пользователей финансовой отчетности организации.
     
     
    1.2. Формирование учетной политики предприятия
     
     
    Учетная политика предприятия формируется главным бухгалтером организации и утверждается в виде приказа руководителем организации, что делается ежегодно, а вновь созданные организации должны разработать и принять учетную политику не позднее 90 дней с момента государственной регистрации.
    Принятая учетная политика применяется последовательно из года в год. Ее изменения могут иметь место только в отдельных случаях, предусмотренных Законом о бухгалтерском учете и ПБУ 1/98.
    Начиная с 2002 года, все организации должны разрабатывать не одну, а две учетных политики — одну для целей финансового учета (об этом говорилось выше), а другую — для целей налогообложения.
    Непосредственно процессу формирования учетной политики должен предшествовать анализ действующего законодательства. В результате проведенного анализа следует определить круг вопросов, которые организация предполагает рассмотреть в учетной политике.
    Сначала целесообразно выделить те направления, разделы и объекты учета, которые непосредственно связаны с деятельностью организации. Именно в отношении них и должна строиться вся последующая работа. Ведь от организации не требуется принять решения о порядке и особенностях учета тех объектов и операций, которые она не осуществляет в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности. Напротив, "забегая вперед" при разработке учетной политики, организация рискует установить правила, которые впоследствии, когда будет осуществлена соответствующая операция, будут ей невыгодны или неудобны применительно к реальной ситуации.
    Следующим шагом в процессе подготовки к выработке учетной политики должен стать анализ действующего законодательства и нормативной базы, регулирующей выбранные на предыдущем этапе направления, разделы и объекты учета. При этом следует учитывать, что учетная политика разрабатывается на следующий год, поэтому возможно, что после завершения текущего года отдельные документы утратят силу или начнут действовать новые.
    Нормативные документы по бухгалтерскому учету содержат нормы, однозначно устанавливающие порядок ведения учета, – обязательные для применения всеми хозяйствующими субъектами, и нормы, которые предусматривают несколько возможных вариантов, – по ним организации предоставляется право самостоятельного выбора наиболее оптимального способа. Поэтому в учетной политике нет необходимости повторять однозначные, установленные на уровне нормативных документов правила, но следует обязательно указать, какой способ выбрала организация из имеющихся вариантов.
    В положениях по бухгалтерскому учету и других документах вариативность решения может быть явной.
    Организациям также может быть предоставлена возможность принятия решения из возможных вариантов не в столь явной форме. В этом случае способы не представлены списком, а упоминания об учетной политике может не быть вовсе. Чаще всего это встречается, когда существует альтернатива, т. е. предлагаемых вариантов всего два. При этом используются словосочетания "организация вправе", "организации могут" и т. п. Примером может служить п. 11 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", которым установлено: "В случае несущественности величины затрат (кроме сумм, уплаченных в соответствии с договором продавцу), на приобретение таких финансовых вложений, как ценные бумаги, по сравнению с суммой, уплачиваемой в соответствии с договором продавцу, такие затраты организация вправе признавать прочими операционными расходами…". Применительно к данному пункту, если организация решает воспользоваться предоставленным ей правом, она должна сделать соответствующую оговорку в учетной политике. При этом целесообразно сразу дать ссылку на конкретный пункт нормативного документа, которым организации предоставлено право выбора[5].
    Анализ действующего законодательства и нормативной базы, регулирующей выбранные на первом этапе направления, разделы и объекты учета организации, должен осуществляться не только в одном направлении – что предписывается или разрешается делать в части учета, рассматривая при этом имеющиеся нормативные документы. Анализировать нормативные документы необходимо еще и с точки зрения охвата всего спектра деятельности организации. Если организация действительно осуществляет операции, которые не противоречат законодательству по своей сути, но не нашли отражения в документах, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета, то в случае необходимости она вправе самостоятельно разработать новые способы учета и включить их в свою учетную политику. Эта возможность предусмотрена п. 8 ПБУ 1/98. Однако при этом существует риск, что специалисты организации недостаточно полно изучат действующую нормативную базу и пропустят норму, которая уже регулирует соответствующий вопрос. В этом случае, если самостоятельно выработанный организацией способ ведения учета отличается от общеустановленного, то соответствующее положение учетной политики будет признано неправомерным.
    В результате проведенной подготовительной работы должен быть сформирован полный перечень вопросов, которые непосредственно связаны с деятельностью данной организации и которые она намерена отразить в своей учетной политике. Эти вопросы для оптимизации принятия решения целесообразно разделить на две группы, требующие:
    - выбора из нормативно установленных вариантов;
    - самостоятельной разработки собственного варианта решения.
    При составлении учетной политики утверждается:
    1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета.
    ПСБУ для бюджетных учреждений не детализирован по источникам финансирования в части субсчетов учета имущества и обязательств учреждения, а также по видам уплачиваемых налогов и сборов. Поэтому в целях обеспечения прозрачности бухгалтерского учета бюджетного учреждения необходимо утвердить субсчета с отличительным признаком для обеспечения раздельного учета операций по бюджетным, внебюджетным, целевым средствам, гуманитарной, спонсорской и др. помощи, учитывая отраслевую специфику учреждения, для организации аналитического учета указанных участков. Особое внимание при разработке Рабочего плана счетов необходимо обратить на использование субсчета 280 «Реализация продукции (работ, услуг)» и субсчета 237 «Прочие источники» при отражении доходов, поступающих от предпринимательской деятельности.
    2. Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.
    Факт свершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
    Первичные документы, форма которых не предусмотрена в альбомах, для придания им юридической силы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
    - наименование, номер документа, дату и место его составления;
    - содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях;
    - должности, фамилии, инициалы и личные подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, (включая случаи составления документов с применением средств автоматизации и передачи их в системах телекоммуникаций). Нарушение установленной формы первичного учетного документа, а также утверждение его должностным лицом, которому согласно графику документооборота не предоставлено таких полномочий, может привести к признанию неправомочности принятия такого документа к учету[6].
    Кроме того, формы ряда применяемых бюджетными учреждениями первичных учетных документов для отдельных отраслей централизованно не регламентированы либо имеют свою специфику, поэтому такие формы обязательно должны быть утверждены в приказе об учетной политике. В организации должен быть утвержден перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов. Право утверждения такого перечня предоставлено исключительно руководителю организации по согласованию с главным бухгалтером.
    Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Следовательно, в учетной политике целесообразно определить перечень таких документов. Несмотря на кажущуюся очевидность того, какие документы следует относить к денежным, на практике могут возникнуть вопросы, например: является ли таким документом авансовый отчет, представляемый подотчетным лицом в случае, если перерасхода по авансу нет; к какому виду операций следует отнести движение ценностей, числящихся на субсчете 132 «Денежные документы», и т.д.
    Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Это значит, что при необходимости должны быть составлены перечни расчетных документов, а также обязательств, под которые организация осуществляет финансовые вложения[7].
    Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания, то целесообразно при разработке учетной политики определить, какие группы документов составляются непосредственно при совершении хозяйственных операций, а какие – по их окончании.
    3.График документооборота, регламентирующий перечень и формы первичных учетных документов, сроки их составления, а также перечень должностных лиц, ответственных за их оформление и утверждение.
    Эффективная работа бухгалтерской службы невозможна без организации и соответствующего регулирования порядка и сроков поступления первичных документов, их обработки, составления сводных документов и т.п. Следовательно, обязательным элементом учетной политики можно считать график документооборота – направление движения документов и сроки их представления в соответствующие подразделения организации, бухгалтерию либо централизованную бухгалтерию. График документооборота утверждается ежегодно руководителем организации и является приложением к учетной политике организации.
    4.Сроки и порядок проведения инвентаризации.
    Согласно п. 2.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Министерством финансов России от 5 декабря 2003 г. № 54, количество инвентаризаций расчетов и обязательств в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев, когда проведение инвентаризаций обязательно (п. 1.4). Как правило, при регламентировании порядка и сроков проведения инвентаризаций недостаточно внимания уделяется инвентаризации незавершенного производства, бланков строгой отчетности, лома и отходов драгоценных металлов, а также обязательств бюджетного учреждения. Непроведение инвентаризаций указанных выше объектов снижает эффективность бухгалтерского контроля за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения.
    5.Учетная политика организации по видам имущества, операциям и обязательствам.
    В учетной политике должны быть закреплены:
    а) установление порядка отнесения имущества к объектам основных средств (лимит отнесения имущества к объектам основных средств свыше лимита, установленного Министерством финансов России в 30 базовых величин (по коврам и ковровым изделиям – 10 базовых величин)). При этом другое условие отнесения активов к основным средствам – срок полезного использования более 12 месяцев – остается неизменным.
    Учет основных средств должен быть организован в соответствии с:
    Положением по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденным постановлением Министерства финансов России от 12 декабря 2001 г. № 118, с последующими изменениями и дополнениями;
    Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств организациями, финансируемыми из бюджета, утвержденной постановлением Министерства финансов России от 20 декабря 2001 г. № 125[8].
    Объекты основных средств в бухгалтерской отчетности отражаются по первоначальной (восстановительной) стоимости, скорректированной на расчетный коэффициент, определенный при проведении переоценки ежегодными постановлениями Правительства России о переоценке основных средств.
    Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.
    Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно.
    Таким образом, в учетной политике организации должны быть определены следующие элементы:
    - сроки проведения переоценки;
    - порядок проведения переоценки – индексным методом или методом прямой оценки;
    - порядок отражения результатов переоценки в бухгалтерском учете;
    б) учет нематериальных активов, который ведется в соответствии со следующими документами:
    Положением по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденным постановлением Министерства финансов России от 12 декабря 2001 г. № 118, с последующими изменениями и дополнениями;
    Инструкцией по бухгалтерскому учету нематериальных активов организациями, финансируемыми из бюджета, утвержденной постановлением Министерства финансов России от 20 декабря 2001 г. № 126.
    К элементам учетной политики нематериальных активов относятся:
    - принятые способы и методы оценки и учета приобретения, создания и выбытия нематериальных активов;
    - принятые способы начисления амортизации нематериальных активов с указанием, к каким группам и видам нематериальных активов применяются выбранные способы начисления амортизации, используемые для учета нематериальных активов счета бухгалтерского учета, которые включены в рабочий план счетов бухгалтерского учета;
    - применяемые для оформления хозяйственных операций с нематериальными активами формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета, если они отличаются от типовых.
    в) порядок отнесения предметов к малоценным и быстроизнашивающимся (МБП).
    г) способы начисления амортизации, которые определяются отдельно по объектам основных средств и по объектам нематериальных активов (линейный способ, нелинейный способ и т.д.) в соответствии с Положением о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденным постановлением Министерства экономики России, Министерства финансов России, Министерства статистики и анализа России, Министерства строительства и архитектуры России от 23 ноября 2001 г. № 187/110/96/18, с последующими изменениями и дополнениями.
    6.Методы оценки активов и обязательств.
    Основные принципы оценки активов и обязательств:
    - оценка имущества и обязательств производится организацией для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении;
    - оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, – по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, – по стоимости его изготовления.
    Материальные запасы (за исключением медикаментов и продуктов питания) учитываются по фактической стоимости, включая затраты на их приобретение, хранение, транспортировку, стоимость услуг и другие аналогичные расходы. Расходы по заготовке и доставке материалов могут учитывать непосредственно стоимость материалов.
    Бюджетным организациям разрешается осуществлять списание материалов и продуктов питания только по ценам их приобретения или средним ценам, если данные материальные ценности ранее уже приобретались. Поэтому в учетной политике бюджетного учреждения целесообразно утвердить метод оценки списания материалов и продуктов питания в соответствии с Методическими указаниями Министерства финансов России от 11 декабря 2003 г. № 59 «О порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете».
    По результатам предварительных экономических расчетов и экспертных оценок организация должна принять решение, утвердив один из предлагаемых способов ведения учета. Во избежание внутренних конфликтных ситуаций это решение должно быть согласовано со всеми заинтересованными службами до его окончательного утверждения.
    Аналогичный порядок применяется и в отношении вопросов, требующих разработки самостоятельного варианта решения. Только в этом случае сначала следует определить все возможные способы, а затем уже действовать по указанной схеме.
    Все решения, принятые организацией в отношении выбора способов ведения бухгалтерского учета конкретных направлений, объектов и операций, должны быть оформлены надлежащим образом путем включения в учетную политику. Такую работу, безусловно, следует возложить на главного бухгалтера, так как должны быть соблюдены все формальности, предусмотренные соответствующими нормативными документами.
    После утверждения учетной политики главный бухгалтер становится одновременно «гарантом» ее соблюдения и лицом, претворяющим ее положения в практической деятельности.
     
     
    1.3 Раскрытие и изменение учетной политики
     
     
    Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
    Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.
    К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы, отвечающие требованиям ПБУ 1/98.
    Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
    В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам.
    Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных 6 Положения по бухгалтерскому учету 1/98 , то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.
    При формировании учетной политики организации, исходя из допущений, отличных от предусмотренных пунктом 6 Положения по бухгалтерскому учету 1/98, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности[9].
    Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.
    Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год.
    Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику [ПБУ].
    Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
    - изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
    - разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
    - существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.
    Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.
    Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном пунктом 9 Положения по бухгалтерскому учету 1/98.
    Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно - распорядительным документом.
    Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.
    Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 21 Положения по бухгалтерскому учету 1/98.
    Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 20 Положения по бухгалтерскому учету 1/98, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.
    При соблюдении указанного требования отражения последствий изменения учетной политики следует исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному.
    Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.
    В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, свершившимся только после введения такого способа.
    Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.
    Информация о них должна, как минимум, включать:
    - причину изменения учетной политики;
    - оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год);
    - указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.
    Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ГЛАВА 2. ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
     
     
    1.1  Понятие и содержание налогового планирования  
    Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений, за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В условиях жестокой фискальной политики российского государства на фоне продолжающего экономического кризиса и сокращения материального производства налоговое планирование позволяет предприятию выжить.
    Под налоговым планированием понимаются способы выбора "оптимального" сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства.
    Любой подход к проблеме экономии и риска вынуждает применять комплекс специальных мер по маневрированию в "налоговых воротах" и адаптации к непостоянству законодательства и регламентирующих документов. Активная деятельность в этом направлении при справедливом ужесточении налогового контроля немыслима без понимания принципов налогового планирования вне зависимости от конкретно приводимых примеров.
    Налоговое планирование можно определить, как выбор между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. Очевидно, что в идеале такое планирование должно быть перспективным, поскольку многие решения, принимаемые в рамках проведения сделок особенно при проведении крупных инвестиционных программ, весьма дорогостоящи, и их "компенсация" может повлечь за собой крупные финансовые потери[10].
    Поэтому налоговое планирование должно основываться не только на изучении текстов действующих налоговых законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по тем или иным вопросам, проектах налоговых законов, направлениях и содержании готовящихся налоговых реформ, а также на анализе направлений налоговой политики, проводимой правительством. Информацию по этим вопросам можно получить из материалов, публикуемых в прессе, местных органов управления, электронных правовых информационных систем и т.д.
    Эффективность налогового планирования всегда следует соотносить с затратами на его проведение. Следует также соотносить цели налогового планирования со стратегическими (коммерческими) приоритетами организации.
    Необходимость и объем налогового планирования напрямую связан с тяжестью налогового бремени в той или налоговой юрисдикции.
    Налоговое планирование является одной из главных составляющих частей процесса финансового планирования, основной задачей которой является предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам общей деятельности по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации.
    Налоговое планирование при его правильной организации дает возможность предприятию:
    придерживаться налогового законодательства путем правильности расчета налогов, сборов и других платежей налогового характера; свести к минимуму налоговые обязательства; максимально увеличить прибыль; разработать структуру взаимовыгодных соглашений с поставщиками и заказчиками; эффективно руководить денежными потоками; избегать штрафных санкций. Налоговое планирование целесообразное всегда: и когда предприятие процветает, и когда оно балансирует на гране рентабельности или, что худшее, на гране банкротства. При грамотном подходе улучшение финансового состояния предприятия не будет связано с налоговыми нарушениями.
     
     
    1.2 Классификация налогового планирования  
     
    Налоговое планирование могут осуществлять как граждане - субъекты предпринимательской деятельности, так и юридические лица. В последнем случае особенности оптимизации налогообложения будут зависеть от того, к какой сфере деятельности принадлежит предприятие (так называемая отраслевая оптимизация имеет свои конкретные инструменты и методы, присущие конкретному виду деятельности, - производственное предприятие, торговое, посредническое, финансово-кредитное и т.п.), а также от размеров самого предприятия (маленькое, среднее, большое).
    В зависимости от организационной структуры субъекта предпринимательства налоговое планирование бывает индивидуальное и корпоративное. Особенностью корпоративного налогового планирования является возможность использования гибкой структуры корпорации для перераспределения прибыли между соответствующими структурными единицами, которые входят в состав корпорации. Индивидуальное налоговое планирование реализуется субъектами предпринимательства, которые не имеют корпоративной структуры, и субъектами предпринимательства, которые осуществляют деятельность без создания юридического лица.
    В зависимости от характера управленческих решений налоговое планирование разделяют на:
    текущий налоговый контроль - мероприятия ежедневного мониторинга изменения законодательной базы контроль правильности вычисления и перечисления налоговых обязательств, а также исследование причин разных изменений среднестатистических показателей предприятия; текущее налоговое планирование - мероприятия из текущей оптимизации налогообложения, складывание типичных схем хозяйственных операций и реализации соглашений; стратегическое налоговое планирование (вариационно-налоговый анализ) - составление прогнозов налоговых обязательств предприятия, а также схем реализации мероприятий по снижению налоговой нагрузки на предприятие. В зависимости от инструментов, которые используют в налоговом планировании, оно может базироваться на:
    использовании налоговых льгот - полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты определенных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции, использовании налоговых лазеек - отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством, использовании специально разработанных схем, оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются основным инструментом налогового планирования. Налоговое планирование может базироваться и на прямых нарушениях налогового законодательства, но тогда оно перестает отвечать основным принципам, которые лежат в основе этого планирования.
    В зависимости от действенности субъектов налогового планирования относительно использования возможных инструментов, оно делится на пассивное и активное. В основе пассивного налогового планирования лежит альтернативная оптимизация. Такая оптимизация возможна тогда, когда в налоговом законодательстве существует две и больше альтернативных нормы, а целесообразность использования какой-либо из них решает специалист предприятия или физическое лицо - налогоплательщик. Примером пассивного налогового планирования может быть решение вопроса относительно целесообразности перехода на упрощенную систему налогообложения субъекта малого предпринимательства. К активному налоговому планированию относят специфические методы планирования деятельности предприятия с использованием специально разработанных оптимизационных схем.
    Налоговая схема деятельности каждого предприятия в общем, как и реализации каждого отдельного соглашения в частности, является индивидуальной и требует предварительного планирования и расчетов. Элементы налогового планирования, даже если оно специально не организовывается и не реализуется, присутствуют в деятельности каждого предприятия и каждого предпринимателя. Человек, который только-только становится на путь предпринимательской деятельности и решает, в какой форме эту деятельность осуществлять - быть предпринимателем без создания юридического лица или регистрировать предприятие - уже занимается налоговым планированием, поскольку, просчитывая затраты, связанные с приобретением патента или регистрацией предприятия, он одновременно считает и налоги, которые будет платить в первом и во втором случаях.
    В крупных организационных предпринимательских структурах следует формировать специальные отделы налогового планирования.
    В состав этих подразделений (групп или отделов) целесообразно вводить[11]:
    финансистов, которые разрабатывают схемы налогового планирования и оценивают их возможную эффективность; бухгалтеров - анализируют возможность отображения таких схем в бухгалтерском учете в соответствии с нормами действующего налогового законодательства и положений (стандартов) бухгалтерского учета; юристов - готовят необходимые документы для оформления и выполнения соглашений, а также анализируют схемы налогового планирования с точки зрения их правовой защищенности с учетом норм налогов, финансового, хозяйственного, гражданского и международного права. В случае если отдел налогового планирования на предприятии не создается, к реализации отдельных схем по минимизации налоговых платежей целесообразно привлекать, кроме руководителя предприятия, юриста, бухгалтера и специалиста по налоговому планированию.
    Каждый из участников оптимизации налоговых платежей выполняет четко определенные функции:
    руководитель предприятия принимает решение относительно целесообразности определенной деятельности или схемы, дает юристу и бухгалтеру распоряжения относительно фактических условий реализации и ожидаемых результатов налоговой оптимизации юрист анализирует правовые аспекты соглашения и его соответствие законодательству, согласовывает особенности реализации соглашения с контрагентами бухгалтер осуществляет расчеты финансовых параметров, порядок их отражения в бухгалтерском учете и налоговой отчетности, расчет налогов, которые следует уплатить специалист по налоговому планированию оценивает всю информацию, которая поступила от руководителя, юриста и бухгалтера и дает заключение относительно возможности и целесообразности реализации такой схемы (рисунок 1).  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Рисунок 1 - Виды налогового планирования
     
     
     
    1.3 Принципы, этапы и уровни налогового планирования на предприятии  
    Налоговое планирование конкретного субъекта предпринимательской деятельности - это выбор оптимального, с точки зрения конкретного налогоплательщика, сочетания и построения правовых форм деятельности в целях снижения налогового бремени в рамках действующего налогового законодательства.
    Назовем основные принципы налогового планирования, которые можно сформулировать следующим образом:
    1) законность, то есть соответствие действующему законодательству;
    2) знание и подробное изучение позиции налоговых органов, а также судебной практики по тем аспектам налоговых правоотношений, которых касается оптимизация;
    3) перспективность. Налогоплательщик должен предвидеть последствия некорректного применения различных методов и схем налоговой оптимизации, которые могут повлечь за собой крупные финансовые потери;
    4) этапность планирования;
    5) предварительный расчет финансовых последствий планирования (расчет вариантов сумм налогов, в том числе с оборота, по результатам общей деятельности по отношению к конкретной сделке или проекту в зависимости от различных правовых форм ее реализации);
    6) индивидуальность налогового планирования. Налоговая схема работы каждой организации и финансовая схема каждой сделки во многом уникальны, и практические советы могут даваться в каждом конкретном случае после предварительной правовой экспертизы специалистов;
    7) коллегиальность в принятии решений о методах и формах налоговой оптимизации. Специалисты отмечают, что процесс налоговой оптимизации - это:
    - совместная работа бухгалтера, юриста и руководителя (менеджера);
    - постоянный поиск новых оригинальных решений и схем работы организации;
    - постоянное изучение специальной литературы, изучение и анализ опыта других организаций этого профиля и смежных сфер бизнеса[12].
    Процесс налогового планирования на предприятии можно разбить на несколько этапов.
    1. Принятие решения. На основе подготовленной информации первый руководитель или его заместители осуществляют акт решения;
    2. Подготовка решения. Комплексная подготовка решения с привлечением указанных в матрице подразделений или должностных лиц;
    3. Участие в подготовке решения, заключающегося в подготовке отдельных вопросов или информации по поручению подразделений или должностного лица, ответственного за подготовку решения;
    4. Обязательное согласование на стадии подготовки решения или его принятия;
    5. Исполнение решения;
    6. Контроль исполнения решения.
    Помимо создания адекватной сегодняшним экономическим реалиям структуры налогового планирования, определения полномочий и требований к участникам процесса планирования налоговых платежей, для успешной постановки деятельности по планированию налогов необходимо наличие финансовых, материально-технических и интеллектуальных ресурсов, которые формируются при составлении ежегодного налогового плана.
    Материально-технические ресурсы, задействованные в процессе налогового планирования, определяются до создания группы планирования мероприятий по оптимизации налогового портфеля, и формируются из двух частей: первая часть состоит из элементов материально-технической базы, находящейся в распоряжении тех подразделений предприятия, сотрудники которых заняты планированием налоговых платежей; вторая часть создается специально в целях функционирования налоговой группы. Среди всего перечня материально-технических ресурсов, необходимых для успешного осуществления функций налогового планирования, существенное место должны занимать: обеспечение налоговой группы современными информационно-вычислительными комплексами, необходимыми для применения статистико-математических методов определения вариантов распределения мероприятий по налоговой оптимизации; использование в процессе работы обширного библиотечного фонда, состоящего из нормативной, научной, практической и периодической литературы; применение баз данных законодательства РК, облегчающих поиск необходимой документации нормативно-правового характера.
    Финансовая база организации налогового планирования формируется исходя из потребностей в осуществлении мероприятий по налоговой оптимизации. Кроме того, руководство предприятия должно сформировать политику стимулирования работников налогового сектора за достижение положительных результатов процесса налогового планирования.
    В целях повышения интеллектуального уровня специалистов системы налогового планирования составляется график участия в тематических семинарах, конференциях, учебных курсах, курсах повышения квалификации, на что отводятся дополнительные финансовые ресурсы. Указанный график также входит в налоговый план предприятия.
    Таким образом, налоговый план предприятия должен иметь следующие разделы:
    1. Календарь налогоплательщика по каждому налогу;
    2. Перечень мероприятий по оптимизации налоговых потоков, временные параметры реализации оптимизационных мероприятий, ответственные исполнители, ресурсы и инструментарий, необходимые для реализации указанных мероприятий;
    3. График налоговых выплат с учетом применения мероприятий по оптимизации налогового портфеля и налоговых льгот по конкретным налогам;
    4. График повышения квалификации специалистов налоговой сферы;
    5. Иные вопросы.
    Заключительным этапом постановки налогового планирования на предприятии является организация работы по формированию, ведению и хранению базы данных планово-экономической информации, внесению изменений в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке налоговых данных[13].
    Налоговое планирование предусматривает несколько уровней, каждый из которых требует определенных знаний и навыков:
    уровень первый - выучить налоговые законы и научиться своевременно и правильно платить налоговые платежи. Для этого нужно знать только перечень всех налогов и сборов, их объекты налогообложения, ставки, источник и сроки уплаты. Вычислить базу налогообложения, умножить ее на ставку и отнести за счет соответствующего источника - это все, что нужно сделать, чтобы налог был начислен. При принятии решения относительно осуществления любой хозяйственной операции следует внимательно выучить законодательное поле и пользоваться только официальными нормативными документами;уровень второй - научиться оптимально платить налоговые платежи (планировать соразмерность доходов и затрат в одном налоговом периоде, избегать дебиторской задолженности, то есть не платить лишнего), анализировать финансовое состояние предприятия;уровень третий - научиться платить минимально, используя законные методы уменьшения налогового давления. Таким образом, эффективность налогового планирования значительно повышается при условии правильной и целенаправленной организации, которая предусматривает формирование коллектива людей, которые будут заниматься этой работой, разработкой плана, целей и задач налогового планирования, а также разработкой и реализацией схем минимизации налоговых платежей.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     
     
    Учетная политика, сформированная в организации должна обеспечивать выполнение следующих требований: требование полноты, требование своевременности, требование осмотрительности, требование приоритета содержания перед формой, требование непротиворечивости, требование рациональности.
    В учетной политике отражается три направления: методические (методологические), технические и организационные аспекты. Выбранные способы и методы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, обязательны для всех структурных подразделений. Методические аспекты предусматривают способы оценки имущества, обязательств, выбор варианта бухгалтерского и налогового учета по конкретным объектам. Организационное обеспечение должно быть подчинено решению задач своевременного представления аппарату управления достоверной информации и необходимой информации с наименьшими издержками. Техническая сторона процесса представлена выбором формы ведения бухгалтерского учета, систем внутрипроизводственного контроля, технологий обработки учетной информации и т.п.
    Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
    Следует учесть, что действующее налоговое законодательство вменяет в обязанность предприятиям и организациям формирование не только учетной политики бухгалтерского учета, но и учетной политики для целей налогообложения.
    Собственники и управляющие крайне заинтересованы в эффективной работе своих фирм и улучшения их экономического состояния, что требует эффективной системы формирования учетной политики. На современном этапе отводится большая роль по формированию учетной политики, ее совершенствованию, что создает базу для успешной финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
    Несмотря на напряженность финансовых работ на конец очередного финансового года необходимо забывать о принятии учетной политики на будущий год. Для профессиональных бухгалтеров это подразумевает проведение оценки действующей учетной политики, всесторонне обсуждение проекта. Учитывая появление нормативных актов в части бухгалтерского учета, сформировать учетную политику, обусловленную спецификой деятельности предприятия. Насколько точно все тонкости и нюансы учетной работы будут предусмотрены в учетной политике, настолько верно будет выбрана и наиболее оптимальная схема ведения бухгалтерского учета и налогообложения. В конечном итоге от этого зависит и уплачиваемая в бюджет величина налогов (налоговых санкций) и соответственно финансовое благополучие предприятия.
    Необходимость разработки и реализации учетной политики организации обусловлена практическим осуществлением бухгалтерского учета, применением его метода, под которым понимается взаимосвязанное отражение, обобщение и соизмерение в денежном выражении фактов хозяйственной жизни.
    Учетная политика – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных организацией в качестве соответствующих условиям хозяйствования.
    Учетная политика, являющаяся реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета, неодинакова в разных организациях. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, особенности их использования – это составляет степень свободы организации в формировании учетной политики.
    Учетная политика для целей бухгалтерского учета представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и другие способы, приемы (п. 2 ПБУ 1/98).
    Под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов или (расходов), их признания, оценки и распределения, а также учета, необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 11 НК РФ).
    Основной целью налогового учета является:
    формирование полной достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, осуществленных организацией в течение отчетного периода;
    обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой, своевременностью исчисления и уплаты налогов в бюджет.
    Налоговый учет организуется налогоплательщиком самостоятельно от одного налогового периода к другому, а порядок ведения налогового учета утверждается соответствующим приказом руководителя организации.
    Налоговое планирование – это непрерывный процесс, который можно охарактеризовать 5 последовательными этапами:
    1. прежде всего анализ существующего порядка налогообложения (построение налоговой модели предприятия),
    2. последовательное применение в расчетах того или иного инструмента налогового планирования,
    3. сравнительный анализ эффективности выбранных вариантов оптимизации налогообложения (модернизация налоговой модели),
    4. внедрение наиболее эффективных инструментов на предприятии,
    5. сопровождение и адаптирование реализованной схемы.
    Налоговое планирование является одной из составляющих частей процесса финансового планирования.
    Таким образом рассмотрена налоговая оптимизация, которая представляет собой часть финансовой оптимизации – это выбор наилучшего пути управления финансовыми ресурсами предприятия, а также привлечение внешних источников финансирования. Налоговое планирование осуществляется не после проведения какой-либо хозяйственной операции или прошествии налогового периода, а до того. Снизить налоговую нагрузку, оставаясь в рамках правового поля, возможно практически для любой организации.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
     
     
    Нормативно-правовые акты:
    1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая, от 31 июля 2008 г. № 146–ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 2008 г. № 31 ст. 3824.
    2. Федеральный закон от 6 июня 2008 г. № 58–ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» // СЗ РФ от 13 июня 2008 г. № 24 ст. 2312.
    3. Федеральный закон от 27 июля 2007 г. № 144–ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы» // СЗ РФ от 31 июля 2007 г. № 31 (часть I) ст. 3443.
    4. Федеральный закон от 30 декабря 2007 г. № 268–ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ от 1 января 2008 г. № 1 (часть I) ст. 31.
    5. Федеральный закон от 22 июля 2007 г. № 119–ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» // Парламентская газета от 10 августа 2007 г. № 139.
    6. Федеральный закон от 6 июня 2008 г. № 58–ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» // Парламентская газета от 15 июня 2008 г. № 105.
    7. Приказ Минфина РФ от 9 декабря 2008 г. № 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98» // Библиотечка Российской газеты, 2008 г., выпуск № 17.
    8. Приказ Минфина РФ от 31 октября 2009 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово–хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» // «Бухгалтерский бюллетень» – «Нормативные акты», 2009 г., № 12.
    9. Приказ Минфина РФ от 18 сентября 2008 г. № 115н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» // ЭЖ–Досье, ноябрь 2008 г., № 46.
    10. Приказ Минфина РФ от 9 июня 2009 г. № 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально–производственных запасов» ПБУ 5/01» // Российская газета от 25 июля 2009 г. № 140.
    11. Приказ Минфина РФ от 30 марта 2009 г. № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» // Российская газета от 16 мая 2009 г., № 91–92.
    12. Приказ Министерства финансов РФ от 16 октября 2005 г. № 91н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000» // Библиотечка Российской газеты, 2009 г., выпуск № 24.
    13. Приказ Минфина РФ от 27 ноября 2008 г. № 155Н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» // ЭЖ–Досье, февраль 2009 г., № 5.
    14. Приказ Минфина РФ от 10 декабря 2008 г. № 126н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений ПБУ 19/02» // Российская газета от 9 января 2009 г. № 2.
    15. Приказ Минфина РФ от 27 ноября 2006 г. № 156н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» // Российская газета от 31 декабря 2006 г. № 297.
    16. Приказ Минфина РФ от 28 ноября 2007 г. № 96н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01» // Российская газета от 12 января 2008 г., № 6.
    17. Приказ Минфина РФ от 18 сентября 2007 г. № 116н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» // Российская газета от 27 октября 2008 г. № 242.
    18. Приказ Минфина РФ от 2 июля 2002 г. № 66н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02» // Российская газета от 10 августа 2002 г. № 148.
    19. Приказ Минфина РФ от 18 сентября 2006 г. № 116н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» // Российская газета от 27 октября 2006 г. № 242.
    20. Приказ Минфина РФ от 6 мая 2008 г. № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99» // Библиотечка Российской газеты, 2009 г., выпуск № 8.
    21. Приказ Минфина РФ от 27 ноября 2006 г. № 156н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 22 января 2007 г. № 4.
    22. Приказ Минфина РФ от 29 июля 2008 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» // Экономика и жизнь, 27 июля 2008 г.
    23. Приказ Минфина РФ от 26 марта 2007 г. № 26н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету», вступает в силу с 1 января 2008 г. // Российская газета от 12 мая 2007 г. № 99.
    24. Приказ Минфина РФ от 6 мая 2007 г. № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» // Библиотечка Российской газеты, 2009 г., выпуск № 8.
    25. Приказ Минфина РФ от 27 ноября 2007 г. № 156н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 22 января 2008 г. № 4.
    26. Приказ Минфина РФ от 26 декабря 2008 г. № 135н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды»  // Российская газета от 15 февраля 2009 г. № 30.
    27. Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2008 г. № 115н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно–исследовательские, опытно–конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 20 января 2009 г., № 3.
    28. Приказ Минфина РФ от 18 сентября 2007 г. № 116н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 30 октября 2008 г. № 44.
    30. 1С: Бухгалтерия 8: Отражение изменений в бухгалтерском учете расчетов в условных единицах / А. Ухов // Финансовая газета. Региональный выпуск, № 27, июль 2007.
    Периодическая литературы:
    31. Аудит учетной политики организации / С.М. Бычкова, Т.Ю. Фомина // Аудиторские ведомости.- № 2. - 2008 г.
    32. Бондарь Е. Учетная политика организации на 2010 год // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь». - № 5. - 2009 г. С. 16.
    33. Новое Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006) / С.А. Рассказова–Николаева, Н.В. Бушмелева // Экономико–правовой бюллетень».- № 6.- 2007.
    34. Об изменениях в Положении по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» / В.А. Терехова // Все для бухгалтера», № 9. - 2009.
    35. Об отдельных изменениях в учете материально–производственных запасов / В.А. Терехова // Все для бухгалтера». - № 14. - 2008.
    36. Принцип рациональности и организация учетной системы предприятия / М.Л. Пятов // БУХ.1С». - № 6. - 2008.
    37. Разрабатываем учетную политику на 2010 год / Ф.Н. Филина, Налоговый учет для бухгалтера. - № 7. -  2009 г.
    38. Разработка учетной политики на 2009 год / А. Грищенко // Аудит и налогообложение.- № 3. - 2009 г.
    39. Требования к организации бухгалтерского учета и особенности учетной политики на малых предприятиях / С.Н. Поленова // Все для бухгалтера. - № 2. - 2007 г.
    40. Учетная политика – 2009 / Е.П. Карасева // Нормативные акты для бухгалтера.- № 24. - 2008.
    41. Учетная политика на 2009 г. для организаций, применяющих УСН / И.И. Турбина // Консультант бухгалтера. - № 3. - 2009 г.
    42. Учетная политика на 2009 год / Е.А. Филиппова, Ю.Ю. Волкова // Консультант бухгалтера». -№ 1. - 2010 г.
    43. Формирование учетной политики для целей налогообложения бюджетных учреждений / А.В. Глущенко, Т.Ю. Набойщикова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях».-№ 14. - 2009.
    Учебные пособия:
    45. Анищенко А.В. Учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2009 год. М.: Статус–Кво, 2010.
    46. Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: Учебник для вузов. – 3-е изд., перереб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г.
    47. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета. М.: Налоги и финансовое право, 2008.
    48. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Учетная политика предприятия для целей налогообложения. М.: Налоги и финансовое право, 2007.
    49. Бухгалтерский учет: учебник / Бочкарева, И.И., Левина, Г.Г. – М: Проспект: Велби, 2008.
    50. Бухгалтерский учет: учебник для вузов для экономических специальностей / Ларионов, А.Д, Нечитайло А.И. – М.: Велби: Проспект, 2008.
    51. Вещунова Н.Л. Бухгалтерский и налоговый учет: учеб.- 3-е изд. перераб.и доп.-М.: ТК Велби, из-во Проспект, 2008 г.
    52. Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике/ Под ред. Сутырина С.Ф. — СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, Изд-во “Полиус”, 2008.
    53. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Т.В. Тереньтева. – М.: Вузовский учебник, 2008 г.
    54. Тихонов Д.Н. Основы налогового планирования. — М., 2009.
    55. www.klerk.ru
    56. www.webdin.ru
    [1] Анищенко А.В. Учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2009 год. М.: Статус–Кво, 2010.
    [2] Принцип рациональности и организация учетной системы предприятия / М.Л. Пятов // БУХ.1С». - № 6. - 2008.
    [3] Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Учетная политика предприятия для целей налогообложения. М.: Налоги и финансовое право, 2007.
    [4] Анищенко А.В. Учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2009 год. М.: Статус–Кво, 2010.
    [5] Формирование учетной политики для целей налогообложения бюджетных учреждений / А.В. Глущенко, Т.Ю. Набойщикова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях».-№ 14. - 2009.
    [6] Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Учетная политика предприятия для целей налогообложения. М.: Налоги и финансовое право, 2007.
    [7] Анищенко А.В. Учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2009 год. М.: Статус–Кво, 2010.
    [8] Бондарь Е. Учетная политика организации на 2010 год // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь». - № 5. - 2009 г. С. 16.
    [9] Формирование учетной политики для целей налогообложения бюджетных учреждений / А.В. Глущенко, Т.Ю. Набойщикова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях».-№ 14. - 2009.
    [10] Тихонов Д.Н. Основы налогового планирования. — М., 2009.
    [11] Теория бухгалтерского учета: учебное пособие по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Т.В. Тереньтева. – М.: Вузовский учебник, 2008 г.
    [12] Тихонов Д.Н. Основы налогового планирования. — М., 2009.
    [13] Теория бухгалтерского учета: учебное пособие по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Т.В. Тереньтева. – М.: Вузовский учебник, 2008 г.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Учетная политика и налоговое планирование на предприятии ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.