Полный текст:
Содержание
Введение. 3
1 Современное состояние рекламы и PR в Алтайском крае. 5
2 Деятельность сотрудников рекламных и PR-агентств в
Алтайском крае. 7
3 Новые актуальные направления рынка рекламы и PR
Алтайского края. 9
Заключение. 12
Список использованных источников. 13
Введение
В настоящее время PR (англ.
public relations – связи с
общественностью) и реклама являются очень важными составляющими сферы бизнеса
как в России в целом, так и в Алтайском крае, в частности.
Сегодня, чтобы успешно действовать на конкурентном рынке
товаропроизводители все чаще приобретают рекламные и PR услуги, вследствие чего
профессии рекламного и PR-менеджера вошли в разряд не только интересных и
востребованных, но и достойно оплачиваемых.
Председатель
Ассоциации компаний-консультантов в области PR (АКОС),
генеральный директор «SPN Ogilvy» А.
Баранников отметил, что в 2013 г. в России рост рынка PR-услуг
составил 25%, и прогнозы на 2014 г. столь же оптимистичны, что свидетельствует
о том, что PR в нашей стране уверенно набирает обороты. Наиболее
перспективными отраслями в нынешнем году станут энергетика, финансовый сектор,
здравоохранение, высокие технологии, что соответствует глобальным тенденциям
развития PR-рынка».
Профессия рекламного менеджера возникает в США в конце
XIX века. Научно-технический прогресс, появление принципиально новых
методов влияния на покупателей, неизбежно вело к образованию
«рекламной индустрии». Реклама приобретала характер массовости, а бизнес
требовал таких специалистов, которые бы могли разбираться в рекламе и
эффективно ее использовать в целях развития бизнеса. В связи с этим, рынок
труда быстро заполнился такими специалистами.
Профессии PR-менеджера, специалиста в области рекламы/маркетинга
появилась в России и, в частности, Алтайском крае сравнительно недавно, и хотя
ее популярность растет день ото дня, тем не менее, квалифицированных
специалистов на рынке по-прежнему не хватает. Поэтому, для специалистов
в области рекламы/PR/маркетинга в Алтайском крае
существует широкий спектр различных предложений о работе, начиная от более
мелких развивающихся агентств, заканчивая крупными медиа- и рекламными
холдингами, где штат сотрудников постоянно расширяется, тем самым поднимая
востребованность квалифицированных специалистов, которым предоставляется
возможность начать карьеру с нуля в данной сфере и для ряда специальностей опыт
работы не является приоритетным требованием, что особенно важно для выпускников
вузов, специализирующихся на подготовке такого рода специалистов.
Цель работы: определение
профессий в рамках направления «реклама и пиар», востребованных в Алтайском
крае.
Задачи работы:
- обозначить современное
состояние рекламы и PR в Алтайском крае;
- определить
деятельность и состав сотрудников рекламных и PR-агентств в Алтайском крае;
-
выявить новые актуальные направления рынка рекламы и PR
Алтайского края;
-определить
востребованность специалистов в области рекламы и пиара в Алтайском крае.
Объект
исследования: реклама и пиар в Алтайском крае.
Предмет
исследования: востребованность профессий, связанных с рекламой и пиаром в
Алтайском крае.
Методы
исследования: анализ, научная абстракция.
В
качестве теоретической базы работы использованы опубликованные в открытых
источниках результаты мониторинга актуальной действительности на рынке рекламы,
а также выдержки из работ современных ученых, занимающихся данной
проблематикой.
1 Современное состояние рекламы и PR в Алтайском
крае
Комиссия
экспертов Ассоциации Коммуникационных Агентств России подвела итоги развития
рекламного рынка России за 2013 год. По ее мнению, 2013 год для рекламного рынка
в регионе Алтайский край оказался весьма
знаменательным, поскольку среднее зарплатное предложение для PR и
рекламного менеджеров сопоставимо или находится на уровне ведущих профессий.
Пиар включает в себя создание специального ресурса –
имиджа компании. Многие руководители стали понимать, что репутация предприятия существенно
влияет на ее доходы. Поэтому сейчас PR-специалисты есть в любой более или менее крупной структуре. Но эксперты
предупреждают: в большинстве случаев рассчитывать на большую зарплату
начинающим PR-менеджерам
не приходится. Начинается она с 500 долларов. Со временем ежемесячный доход
пиарщика может вырасти и до 7 тыс. у.е.
В настоящий момент, по официальным данным СМИ, в Алтайском крае
растет количество вакансий в сфере PR и рекламы. Так, в Барнауле в 2013 году специалисты по рекламе\маркетингу и PR-специалисты
вошли в рейтинг топ-20 самых востребованных работодателями профессий[1].
Рост спроса работодателей Алтайского края на PR-специалистов
отмечает компания Headhunter. «В Барнауле в 2012 году заметно вырос спрос на
специалистов по рекламе и PR, обогнав даже бухгалтеров», - отмечает Елена Таращук,
руководитель пресс-службы представительства HeadHunter по Сибири[2].
Наметилась
устойчивая интересная тенденция, что каждый месяц в Алтайском крае появляется
около ста вакансий в сфере рекламы и PR. По данным
собственного исследования отделения связей с общественностью АлтГУ, за год на сайтах
по поиску работы в Барнауле размещено более 1000 вакансий в сфере PR и рекламы. В среднем в месяц публикуется от 80 до 130 вакансий. Это
показывает востребованность специалистов по связям с общественностью и рекламе
в регионе.
Взяв соотношение вакансий и резюме в рубрике
«Маркетинг, реклама, PR» в Барнауле на портале BARNAUL-RABOTA.RU, можно определить, что
наиболее востребованы профессии в сфере продажи рекламы и услуг, маркетингового
анализа, наружной рекламы, PR, BTL/ATL и
промоакций. Чуть менее популярны профессии в сфере бренд-менеджмента,
изготовления и монтажа рекламы, интернет-маркетинга и печатной рекламы.
Средняя
зарплата специалиста в сфере PR и рекламы в Барнауле
составляет 19000 рублей. Эти данные получены на основе анализа 350 вакансий,
размещенных на порталах http://www.job22.ru, http://barnaul.rabota.ru, http://barnaul.job.ru, http://brn.rosrabota.ru, http://barnaul-rabota.ru, http://altajskij-kraj.hh.ru, http://www.superjob.ru/ за 6
месяцев (с июля 2013 по декабрь 2013). Следует отметить, что это
выше средней зарплаты жителей Алтайского края. По подсчетам компании Headhunter, в
Барнауле рекламисты получают, в среднем, 19 тыс. рублей. Самая высокая зарплата
в сфере рекламы - 75000 рублей.
Итак,
следует отметить значительно выросшее количество вакансий в Алтайском крае,
связанных с рекламой и пиаром, в связи с расширением спектра деятельности
рекламных и PR-агентств. Таким образом, видно, что спрос на квалифицированных
специалистов в этой области существует и их заработная плата возрастает с
каждым годом.
2 Деятельность сотрудников рекламных и PR-агентств
в Алтайском крае
В
Алтайском крае существует достаточное количество рекламных и PR-агенств,
специализирующихся на различных видах услуг. Одно из наиболее успешных PR-агентств
в Новосибирске «ИП Докукин» основную свою деятельность ведет по разработке и
организации мероприятий для внешнего и внутрикорпоративного PR. Оно организовывает
различные мероприятия для массового сегмента (организация открытия офиса,
филиала, магазина, презентации Компании, продуктов/услуг Компании, Дня Рождения
Компании), стимулирующие мероприятия (промо-акции, акции «юбилейный
покупатель», «дегустации» продуктов и услуг Компании), народных праздников,
конкурсов, премий, фестивалей), мероприятия для СМИ и блогеров (организация
открытия, презентации с привлечением СМИ, пресс-туры, пресс-завтраки,
пресс-ланчи, пресс-конференции, блог-туры), социальные мероприятия (организация
открытия, инсталляции, посадки деревьев, экологического субботника, Дня защиты детей
и др.), корпоративные мероприятия (корпоративные праздники (организация Дня
рождения Компании, Нового года, 8 марта, Офисных игр и др.), событийный туризм
(выезд сотрудников Компании на базы НСО и Горного Алтая с развлекательной
программой, возможно с тренингом), регулярные мероприятия по сплочению
коллектива (кулинарный клуб, различные мастер-классы, специальные кинопоказы).
Также сотрудники агентства разрабатывают комплекс мероприятий, состоящий
из нескольких этапов для реализации длительных PR-кампаний.
Компаниям, которым нужна внешняя PR-служба, предлагается абонентское
PR-обслуживание.
В агентствах подобного типа постоянно имеют востребованный характер
профессии: менеджера по работе с клиентами в рекламном производстве, в чьи
обязанности входит организация наружного и интерьерного оформления магазинов,
банков, торговых сетей, офисных центров; менеджера по продаже рекламных
площадей (поиск и привлечение клиентов для размещения рекламы в печатном
издании); менеджера рекламного отдела; непосредственно PR-менеджера;
специалиста по рекламе и маркетингу\маркетолога (разработка,
организация, проведение и оценка эффективности рекламных кампаний), организация
участия в отраслевых специализированных мероприятиях: семинары, выставки,
конференции и др. (мониторинг мероприятий, составление бюджета мероприятия,
организация процесса, анализ итогов мероприятия); разработка рекламных
дизайн-макетов, полиграфии, сувенирной промо-продукции; мониторинг,
взаимодействие со СМИ, поиск новых каналов размещения; написание пресс-релизов,
рекламных и PR-текстов, деловых писем); ассистента PR-менеджера и менеджера
по рекламе/маркетингу.
В основные должностные обязанности рекламного менеджера входит: подготовка
печатной продукции (баннеры, буклеты, визитки, каталоги, плакаты, сувениры); медиа-планирование и составление различных бюджетов
(годовых, ежемесячных, проектных); размещение рекламы (поиск наиболее выгодных
мест или идей, переговоры и заключение договоров); наружные конструкции;
интернет; ТВ и радио; печатная продукция; промо-акции и event-мероприятия;
анализ эффективности рекламных кампаний; оценка активности конкурентов; оптимизация
и дальнейший анализ затрат на рекламу; ведение документов по своему
профилю.
Из вышесказанного следует, что разнообразная и интересная
деятельность специалистов, работающих в сфере рекламы и пиара в Алтайском крае
пользуется большим спросом и у потенциальных клиентов не возникает сложностей с
поиском и нахождением таких агентств, которые бы удовлетворили все их
потребности по максимуму.
3 Новые актуальные направления рынка рекламы и PR
Алтайского края
Мировые тенденции развития рекламы показывают, что доля
Интернет-рекламы неуклонно возрастает.
В настоящее время рынок рекламы в Алтайском крае проявляет
тенденции к стабильному росту. Параметры изменения объема рынка
интернет-рекламы говорят о том, что этот рынок будет продолжать развиваться и
расти. Уже в 2012 году его доля становится сравнимой с долей рекламы на радио,
а, в дальнейшем, эта доля, по всей вероятности, превысит долю традиционных
средств рекламы.
Одна из важнейших движущих сил бурного развития сети Интернет
в мире - признание рекламодателями нового средства массовой информации, каким,
безусловно, считается Интернет как весьма удобная технология для проведения
целеориентированной рекламы и контроля эффективности рекламных кампаний.
По-настоящему революционными становятся разработки в области
рекламных технологий, предложенные на рынке такими крупными компаниями, как Alta
Vista, Yahoo, Amazon.com и другими медиакомпаниями США.
Основным положением этих разработок стало создание для
рекламодателей уникальных возможностей размещать рекламу, которая ориентирована
на тщательно отобранную и точно оцениваемую рекламную аудиторию.
Так, большинство рекламных агентств Алтайского края широко
использует новые западные разработки и получает от этого достаточную прибыль.
Традиционно рекламную кампанию в сети менеджеры по рекламе
реализовывали либо путем размещения рекламных баннеров через систему обмена
баннерами, либо путем непосредственного размещения баннеров и спонсорских
логотипов на специально отбираемых интернет-серверах.
Как показывает практика, наиболее оптимальной и эффективно
управляемой рекламной кампанией стала та, которая совмещает обе технологии
интернет-рекламы.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что для фирм, которые
занимаются коммерческой деятельностью, появляется возможность распространения
своей информации о товарах, услугах и идеях в новой среде - сети Интернет.
Использование этой среды позволило фирмам привлечь совершенно
новые дополнительные сегменты клиентов/покупателей и вести деятельность на
рынке с учетом сегментов рынка сети Интернет.
Одним из преимуществ использования интернет-рекламы является
то, что она, будучи одним из популярных рекламных средств, входит в концепцию
социально-этического маркетинга.
Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что
интернет-реклама способствует достижению целей фирмы, удовлетворяя запросы
клиентов, улучшая благосостояние как отдельных потребителей, так и всего общества
в целом.
С началом использования сети Интернет у российского
потребителя появляется возможность получать своевременную, достоверную и
актуальную информацию о фирмах, товарах, услугах и идеях.
В связи с изменением рынка рекламы в принципиально новую
сторону, становится широко востребована профессия агента по Интернет-рекламе, рекламного
менеджера, контент-менеджера\администратора сайта, бренд-менеджера.
Профессия агента по Интернет-рекламе
предусматривает карьерный рост. Специалист может повыситься в должности до
менеджера по Интернет-рекламе или перейти из небольшого рекламного агентства в
более крупное, сетевое. Его могут также назначить руководителем отдела рекламы.
А в будущем он может стать бренд-менеджером.
Базовые требования к Интернет-менеджеру по рекламе таковы:
высшее образование (желательно по рекламному или экономическому профилю); опыт
работы от 1-2 лет (практическое знание рекламы, основ PR и маркетинга);
опыт ведения деловых переговоров.
Иногда может потребоваться опыт активных продаж, знание программ Photoshop,
CorelDraw, владение английским и другими языками, серьезное понимание специфики
интернет-рекламы или еще что-то особенное для конкретного работодателя.
Чтобы стать менеджером по рекламе, также необходимо иметь
определенные навыки и личностные качества, такие, как коммуникабельность,
пунктуальность, знание основ тайм-менеджмента, отличное владение русским
языком, как устной, так и письменной речью, стрессоустойчивость, гибкость,
готовность к быстрому реагированию на изменение условий работы, ситуации или
заказа.
Итак,
наиболее востребованными в рекламной сфере региона Алтайский край считаются
специалисты по интернет-рекламе, так как за последние годы все серьезные бизнес-проекты
берут свое начало и успешно развиваются благодаря Интернет-коммуникациям.
Заключение
Появлению профессии рекламного менеджера, PR-менеджера мир обязан бурному
развитию экономики и появлению большого количества организаций разного
профиля. Реклама становится двигателем торговли и, в связи
с этим, на рынке появляется большое количество СМИ (каналы
на телевидении, газеты, журналы, радио, интернет-сайты, наружные
конструкции и т.д.).
Сфера действий менеджера по рекламе, конечно, зависит
от сферы деятельности компании (производство, СМИ, рекламное агентство, торговля,
общественная организация или госпредприятие).
Менеджер по рекламе, работающий в торговой фирме руководит всем
спектром рекламных действий и дает поддержку отдела продаж
в привлечении клиентов.
Если специалист занимает должность менеджера
по рекламе в СМИ, в его обязанности входит поиск рекламодателей, продажа
рекламных площадей или рекламного времени, а также удержание работающих
со СМИ клиентов.
Сотрудник рекламного агентства должен выполнять весь объем
действий, которые необходимы для выполнения заказов клиентов агентства.
Менеджеры по рекламе требуются в таких местах как: торговые
или производственные предприятия (как отдельный сотрудник или в составе рекламного
отдела); рекламные агентства; СМИ. В период проведения выборов, рекламные
менеджеры и PR-менеджеры могут быть востребованы отдельными политическими деятелями
или партиями, а также другими активистами.
В рекламном агентстве функции менеджера по рекламе
включают в себя привлечение клиентов и их последующее ведение
и развитие.
Таким образом, на основании результатов работы, можно сделать вывод о
том, что профессии в сфере рекламы и пиара в Алтайском крае являются
востребованными и актуальными на данный момент времени и в перспективе.
Список использованных источников
Антипов К.В.
Основы рекламы. – М.: Дашков и К, 2009. – 328 с.Артем
Овечкин: анализ состояния современной рекламы в России [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.matik.ru/publications/800/, свободный. –
(дата обращения: 20.01.2014). В
Барнауле работодатели
ищут менеджеров по продажам и продавцов-консультантов // Информационное
агентство «Амител»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.amic.ru/news/202882/,
свободный. – (дата обращения: 20.01.2014).Деева И.В., Кацев А.С., Шепелева М.Е.
Журналистика. PR. Реклама: словарь-справочник. – Кыргызско-Российский
Славянский университет. – Бишкек: Изд-во КРСУ, 2010. – 120 с.Мезенцев Е.А.
Реклама в коммуникационном процессе: учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. – 64 с.Пономарева
А.М. Основы рекламной деятельности: организация, планирование, оценка
эффективности: учебно-методическое пособие. – М.: Инфра-М, 2010. – 192 с.Реклама в
Алтайском крае [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.reklama-online.ru/geo/region/smi/id/77,
свободный. – (дата обращения: 21.01.2014).Синяева И.М.
Маркетинг PR и рекламы: учебник. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 495 с.ТОП самых
востребованных специалистов в Барнауле // Информационное агентство «Амител»: [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.amic.ru/news/192708/ , свободный.
- (дата обращения: 20.01.2014).Шарков Ф.И.
Паблик рилейшнз: учебник. – М.: Дашков и К, 2012. – 330 с.
[1] В
Барнауле работодатели ищут менеджеров по продажам
и продавцов-консультантов // Информационное агентство «Амител»: [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.amic.ru/news/202882/, свободный. – (дата обращения: 20.01.2014).
[2] ТОП самых востребованных
специалистов в
Барнауле //
Информационное агентство «Амител»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.amic.ru/news/192708/ , свободный. -
(дата обращения: 20.01.2014).