Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Российские журналы первой половины 20 столетия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Российские журналы первой половины 20 столетия
  • Предмет:
    Журналистика
  • Когда добавили:
    23.07.2014 14:08:04
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
    Введение. 3
    Глава 1. Развитие сатиры в начале 20 века. 5
    1.1 История развития советской сатиры в 20-х годах. 5
    1.2.  Обзор сатирических журналов 20-30-х годов ХХ века. 7
    Глава 2. Журнал "Крокодил" как бренд советской сатиры ХХ века (20-30 годы) 15
    2.1. Советская сатира в журнале «Крокодил в 20-е годы.. 15
    2.2. Деятельность журнала «Крокодил» в 30-е годы ХХ века. 18
    Заключение. 21
    Список используемых источников. 23
     
     
    Урок будущего заключается в осмыслении прошедшего.  Анри Реньо-Варен, французский художник XIX века
     
    Введение  
    Сатира как жанр является очень актуальной в настоящее время. К сожалению, в связи с перестройкой и реформами в нашей стране, были незаслуженно забыты многие традиции советской сатирической периодической печати, которая часто подвергалась незаслуженной критике. Помимо этого отсутствует строгий научный анализ советской сатирической печати современными специалистами. Отсутствуют статьи и монографии по данной проблеме. А ведь в советской сатирической печати есть много примеров, которые актуальны и по сей день.
    Сатиру можно определить как некоторую модификацию комического. Но вместе с тем сатира – особая сфера критики и отдельный род литературы. Сатира тесно связана с риторикой и с публицистикой. Юмор сатирика  своей основе публицистичен. Это объясняется тем, что сатире присущи такие качества, как связь с общественно-политической ситуацией, злободневность, несомненная моралистическая направленность. «Изложение материала в сатире явственно сливается с социологическим (логическим) исследованием. Сатирическое изображение сливается с открытым публицистическим высказыванием», – утверждает Т.Е.Автухович.
    Сама суть сатиры в процессе исторического развития жанров претерпевала значительные внутренние изменения.
    В двадцатом веке состоялась жанровая и художественно-стилевая дифференциация сатирической публицистики. Она становится более разнообразной и разветвленной по своим формам и используемым поэтическим приемам. У каждого жанра есть собственные экспрессивные возможности. Автор может выразить собственное отношение к предмету такими основными приемами, как сарказм, юмор, ирония.
    Внимательное изучение жанровых особенностей языка, в частности сатиры, является необычайно актуальным. Дело в том, что лингвистические процессы в сатире отражают не только социально-политические процессы в развитии общества, но и процессы, происходящие при развитии языка. Отслеживая видообразование сатиры, можно заметить тенденцию изменения жанров журналистики, а также их роль и место в журналистике двадцатых-тридцатых годов ХХ века.
    В данной курсовой работе мы хотели бы показать на примере журнала «Крокодил», что представляла собой советская сатира.
    Объект работы: сатира. Предмет работы: советская сатирическая печать
    Целью данной работы является изучение сатирической печати в период советской власти и влияние сатирико-юмористического журнала Крокодил на общую картину сатирической печати в СССР. 
    Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
    1. Рассмотреть историю возникновения сатиры.
    2. Охарактеризовать сатирические журналы 20-30-х годов ХХ века.
    3. Рассмотреть на примере журнала "Крокодил" трансформацию сатиры в истории русской журналистики.
    В данной работе применялся такой метод исследования как теоретический анализ и синтез литературы по теме исследования. 
    Методологической и теоретической основой исследования явились труды ученых по данной проблеме (Бореев Ю. О., Вилъчек Л.Ш., Мыспяков В.И., Стыкалин С.И., Кременская И.К. и др.)
    Практическая значимость работы: данная работа может быть использована в преподавании курса "История отечественной журналистики двадцатого века", а также при создании обобщающих трудов по истории развития сатирических жанров в 20-30 годах XX века и чтении лекций.
    Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
    Глава 1. Развитие сатиры в начале 20 века   1.1 История развития советской сатиры в 20-х годах  
    Термин "сатира" происходит от латинского "lanx satura", что означает "тарелка фруктов", "смесь".
    Сатира – это[11, с. 6]:
    1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде.
    2. Насмешка, обличение.
    В начале двадцатого века история русской сатиры была тесно связана с деятельностью журналов под названием «Сатирикон» – выходил с 1908 по 1914 годы, и «Новый сатирикон» – выходил с 1913 по 1918 годы. Они публиковали произведения самых крупных писателей-сатириков эпохи: Саша Черный (А.Гликберг), А.Аверченко, Тэффи (Н.Бучинская) и др.
    Журналы не уходили от смелой политической сатиры, они широко применяли стихотворные и прозаические жанры, для иллюстрирования привлекали выдающихся художников. Например, К.Коровина, Б.Кустодиева, М.Добужинского, А.Бенуа и др.)
    Самыми заметными явлениями отечественной сатиры XX века были пьесы и лирика таких известных авторов, как В.Маяковский, М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров, драматические сказки Е.Шварца, проза М.Булгакова. В советский период сатира подразделялась на внутреннюю, при которой частные изъяны отрицались в сочетании с утверждением общего начала, и внешнюю сатиру. Во внешней сатирической ветви было принято обличать капиталистическую действительность, например «Блек энд уайт», 1926 г., В.Маяковского[13, с. 47].
    Параллельно с официальной сатирой происходило развитие фольклорных жанров (частушек и анекдотов). Кроме того, существовала сатирическая литература, не разрешенная к печати. Неофициальная сатира широко применяла такие приемы как фантастика и гротеск. Кроме того, авторы часто прибегали к развитию утопических и антиутопических элементов («Собачье сердце» и «Роковые яйца» М.Булгакова).
    Необычайно важное место занимает сатира в литературном творчестве представителей первой волны русской литературной эмиграции (Саша Черный, А.Аверченко, Тэффи, Дон-Аминадо (А.Шполянский), В.Горянский и др.) Они оставили замечательное сатирическое наследие в виде сатирических рассказов и фельетонов. В 1931 году М.Корнфельд возобновил парижское издание «Сатирикона». В номерах можно было прочесть рассказы И.Бунина, А.Куприна, А.Ремизова. Основное место в журнале отведено сатире на советскую действительность и нравы эмиграции. В итоге можно заключить, что сатира в качестве литературного жанра является строгой критикой реальной действительности для ее постоянного совершенствования и улучшения[18, с. 150].
    Сатирические куплеты появились еще в древности и их появление историки связывают с развитием социального строя в человеческом обществе. Развиваясь, сатира прошла разные стадии эволюции: она возникла из народного творчества, но затем стала развиваться как самостоятельное творчество. Изначально сатира была орудием самозащиты и самоутешения, но постепенно стала орудием обличения недостатков и проблем в обществе. Постепенно, став самостоятельным жанром, сатира снискала особое расположение со стороны передовых людей общества. В сатирическом жанре журналисты стали писать особым «почерком». Ему были присущи достоверность описания, наличие «острой» проблемы, адресность фактов, преподнесение фактов «с открытым забралом». На протяжении своей истории русская сатира коснулась множества образов. К сожалению, она до сих пор не исследована достаточно глубоко и подробно. Причем это касается как ее классической (поэтической) формы, так и русской сатирической повести, бытовой комедии, или романа.
     
    1.2.  Обзор сатирических журналов 20-30-х годов ХХ века  
    Первым сатирическим изданием советского времени стал небольшой журнал «Соловей», который вышел 24 декабря 1917 года. В среде пролетарских сатириков, деятельность которых происходила вокруг «Социал-демократа» (газета московских большевиков), появилась идея издавать журнал. Активное участие подготовке материалов принимали В.Маяковский, Д.Бедный и Леонтий Котомка. Первоначально планировался еженедельный выпуск журнала. Но из-за некоторых технических трудностей выпуск уже первого номера «Соловья» задержался еще на неделю. Эти трудности стали заметнее при выпуске второго номера, который появился через два месяца после первого. Этот же номер стал последним[19, с. 66].
    В Петрограде первый сатирический журнал появился в феврале 1918 года. Журнал назывался «Красный дьявол». Во главе журнала встал первый карикатурист «Правды» – Л.Г. Бродаты. Он собрал лучших советских художников и сатириков. Над журналом активно работают Д.Бедный, В.Маяковский, О.Л. д' Ор (О.Л. Оршер), В.В. Князев, Д.Н. Тигер (Красное жало). Иллюстрации к журналу выполняют художники С. Маклецов, В. Козлинский и др. "Красный дьявол" смог просуществовать дольше, чем «Соловей»: более года. За этот период времени было подготовлено и издано 11 номеров[1, с. 71].
    С апреля 1918 г. в Петрограде начинает выходить еженедельный журнал сатиры и юмора под названием "Гильотина". Организаторами его были О.Л. д' Ор, В. В. Князев, Д. Н. Тигер и некоторые другие беспартийные сатирики старшего поколения. Главной целью своего издания они ставят борьбу с контрреволюционными и антисоветскими элементами, оказывавшими открыто или исподтишка сопротивление мероприятиям Советской власти. Журнал делался по старинке, узким кругом сатириков-профессионалов, которые при его построении использовали традиционные приемы и методы. Ориентировался журнал на интеллигентные слои читателей. "Гильотина" просуществовала четыре месяца. В июле 1918 г. на пятом номере издание прекратилось. Недолгая жизнь его объяснялась не только затруднениями материального порядка. Не последнюю роль сыграл уход из журнала наиболее активных сотрудников, на практике убедившихся, что необходимо искать какие-то иные, более правильные пути формирования советской сатирической журналистики[4, с. 42].
    Сатирические издания типа "Гильотины" появляются в это время и на периферии. Представляет интерес, например, газета "Мухобой", выходившая некоторое время в Архангельске.
    Журналистская практика первых месяцев гражданской войны подсказывала один путь — путь органической связи сатирического издания с массовой газетой и ее читателями. Именно по такому пути и пошел коллектив "Красной газеты", организовавший с августа 1918 г. регулярный выпуск еженедельного сатирического приложения "Красная колокольня". Прочная связь с авторским активом газеты, с массовым читателем, обширный приток читательской информации и относительная прочность материально-технической базы — все это позволило превратить "Красную колокольню" в подлинно массовый орган боевой, злободневной пролетарской сатиры. Но и этот журнал просуществовал недолго. На седьмом номере из-за острого недостатка бумаги он перестал выходить. Тем не менее, ему суждено было сыграть важную роль в поисках правильных путей формирования сатирической периодики. По такому же пути вскоре пошли и организаторы армейских сатирических журналов ("Красный шмель", "Красная звезда" и др.). Такой же путь использовали редакции некоторых губернских газет ("Губметла" и др.)[7, с. 164].
    Важную роль в тематической перестройке советской сатиры сыграл Владимир Маяковский и сатирический журнал «БОВ». Маяковскому удалось сплотить вокруг «БОВа» лучших советских сатириков, которые в военные годы работали над созданием «окон» сатиры РОСТА (М. Черемных, Д. Моор, В. Дени, И. Малютин и др.)
    Первый номер журнала вышел в апреле 1921 года. Это было интересное сатирическое издание нового типа. Журнал имел свое лицо, он сильно отличался от своих предшественников, это говорит о том, что коллектив журнала постоянно находился в поиске правильных путей формирования сатирической прессы.
    Четкое понимание и осветление основных политических задач дня, активное вмешательство в жизнь, непримиримость к недостаткам, принципиальность – все это в сочетании с высокими художественными достоинствами журнала ставит «БОВ» в число ярких явлений советской сатирической журналистики на самом начальном этапе ее существования.
    После выхода первого номера казалось, что перспективы многообещающие. Но продолжения не было. Издание закрылось, лишь успев появиться. После чего Маяковскому и его коллегам по РОСТА пришлось отказаться от задуманного и вновь заняться рукописной деятельностью в «окнах» сатиры. Талантливый коллектив сатириков постигла неудача. Причины следует искать все в тех же объективных трудностях, которые преследовали и их предшественников[12, с. 83].
    Вскоре после перехода страны от политики военного коммунизма к НЭПу сложились более благоприятные условия для развития и совершенствования сатирической журналистики. Именно в эти годы историки отмечают всплеск на ниве сатирической журналистики. Именно в это время заканчивается окончательное формирование ее основных принципов, форм и методов. Главную роль в этом процессе сыграли факторы общественно-политического характера. В условиях НЭПа оживилось частное предпринимательство, влияние буржуазной идеологии на массы остро поставило вопрос о влиянии и гражданской роли сатирика, о его месте в общественной борьбе.
    В двадцатые годы появилось большое количество сатирических журналов, среди них: «Газета для чтения», "Мухомор", начавший выходить в Петрограде в апреле 1922 года, "пробный" выпуск "Красного перца", он появился в Москве в июне 1922 года. Подобные издания вскоре появляются и на периферии. В Харькове – «Стружки», в Ново-Николаевске – «Скорпион», в Вологде – «Карусель» и т.д. Судьба всех этих изданий оказалась одинаковой: они были недолговечными. Основная проблема заключалась в слабой связи с читателями, и в отсутствии обратной связи с ними. Эти журналы выпускались руками узкого круга сатириков-профессионалов, были ориентированы лишь на интеллигентную публику. Они обходили своим вниманием вопросы хозяйственной жизни, при обличении недостатков отсутствовала конкретика. Все эти факторы в совокупности вовсе не соответствовали популярности издания в массах. Малотиражные издания не могли долго существовать по экономическим причинам. Это приводило к длительным задержкам выпуска, терялась острота и актуальность материалов[14, с. 50].
    Серьезную роль в окончательном выборе самого правильного пути в формировании советского сатирического журнала принадлежит сотрудникам газеты «Рабочий», или «Рабочая газета». Одним из первых он наладил в стране выпуск еженедельного иллюстрированного сатирического приложения.
    В редакции «Рабочего» перед тем, как начать выпуск приложения, не ставили перед собой целью создать сатирический журнал. При помощи приложения читателям предполагали дать иллюстрированный обзор важный новостей внутренней и зарубежной жизни. Поначалу сатира, в основе своей карикатурная, играла в приложении вспомогательную роль. Но читатели проявили настолько сильный интерес к приложению, что постепенно сатира вытеснила информационные материалы.
    А редакция газеты оказалась перед фактом органичного рождения специализированного сатирического издания. Сатирики газеты и ее редактор К.С. Еремеев приложили немало усилий, чтобы приложение стало оригинальным сатирическим журналом, стало именно тем «Крокодилом», который так получили читатели. Но сам факт естественного появления и развития «Крокодила» раскрыл закономерность развития советской сатирической журналистики двадцатых-тридцатых годов.
    В 1922-1923 годы можно было увидеть активное развитие сатирической литературы. С начала августа 1922 года по стопам «Рабочей газеты», свое приложение создала и выпустила «Красная газета». В начале декабря 1922 года приложение становится сатирическим журналом «Красный ворон». Он положил начало цепи ленинградских сатирических изданий, которые выпускала та же газета в двадцатые годы под разными названиями («Бегемот», «Красный ворон», «Кипяток», «Пушка», «Ревизор»). В январе 1923 года редакция газеты «Рабочая Москва» начинает издавать «Красный перец» и параллельно «Занозу». Вскоре собственные сатирические журналы начинают выпускать центральные газеты: "Труд" ("Бузотер", затем "Бич"), "Гудок" ("Дрезина", "Смехач"), "Крестьянская газета" ("Лапоть"), "Безбожник" ("Безбожный крокодил"), "Красная звезда" ("Военный крокодил", затем "Танком на мозоль") и др.[16, с. 10]
    Аналогичные процессы происходили и на периферии. Масса сатирических журналов выходят в республиканских, губернских и уездных центрах "Желонка" в Баку, "Тиски" в Киеве, "Веселый ткач" в Иваново-Вознесенске, ("Красный слон" в Екатеринославе, "Жук", "Гаврило" в Харькове, "Метла" и "Клещи" в Саратове, "Медведь" в Ульяновске, "Наша колотушка" в Кинешме, "Касимовский лапоть" в Касимове и т. п.)
    В 1923-1926 гг. бурно идет процесс становления национальной сатирической периодики. В республиках, где имелись традиции сатирического творчества, появляется разветвленная сеть изданий на национальных языках ("Нианги" ("Крокодил"), "Тартарози" ("Сатана"), "Шолти" ("Бич"), "Цетели цоцхи" ("Красная метла") и др. в Грузии, "Машраб", "Ширинкор" ("Сатирик"), "Мушфики", "Бигиз" ("Шило"), "Муштум" ("Кулак") и др. в Узбекистане и Таджикистане, "Червоний перець" ("Красный перец") и др. на Украине и т. п.). В отдельных национальных республиках сатирические издания выходят одновременно на русском и национальных языках ("Башкирский крокодил" и "Хэнэк" ("Вилы") в Башкирии, "Дубинушка" и "Арлан" ("Хомяк") в Марийской республике, "Хатабала" ("Переполох") в Грузии и др.)- Характерно, что в некоторых национальных республиках становление национальной сатирической периодики протекает одновременно со становлением национальной прессы вообще ("Токмак" ("Колотушка") в Туркменистане, "Капкан" в Чувашии и т. п.)[3, с. 95].
    Подавляющее большинство этих изданий выходит, как и "Крокодил", в качестве приложений к тем или иным массовым газетам. Некоторым редакциям удается выпускать свои сатирические органы два-три года, большей же части приходится ограничиваться выпуском одного-трех номеров. Такое положение складывалось в тех газетах, редакции которых, поддавшись общему поветрию, создавали приложения, не имея в своем распоряжении сколько-нибудь квалифицированных сатириков, необходимой полиграфической базы и т.п.
    Количественный рост сатирической журналистики в 20-х годах далеко не всегда соответствовал ее художественным совершенствам, а иногда и тем требованиям высокой идейности и партийности, которые предъявлял массовый читатель, и которым должна была отвечать сама специфика сатирического творчества. Причина крылась и в недостаточном руководстве журналами со стороны партийных органов, и в малочисленности квалифицированных кадров советских сатириков, и в сильном влиянии традиций и привычек дооктябрьской буржуазной сатиры и юмористики.
    Еще в конце 20-х годов наметилась тенденция к устранению параллелизма в сатирической периодике. Это была правильная линия, направленная на укрепление авторского актива журналов, материально-технической базы и в конечном итоге на устранение ошибок, связанных с проникновением влияния мелкобуржуазной идеологии. В то же время в начале 30-х годов ликвидируются журнал "Чудак" — один из самых острых и боевых органов сатиры — и "Лапоть" — журнал, пользовавшийся большой любовью сельских читателей. Преждевременное прекращение этих изданий нанесло урон развитию советской сатирической журналистики.
    В период тридцатых годов прошлого века центральные газеты страны создавали специальные «летучие» бригады для выезда на объекты государственного строительства, они посещали фабрики, заводы, стройки, железнодорожные узлы. В ходе работы Девятого съезда ВЛКСМ (начало 1931 года) было принято решение возродить деятельность сатирико-юмористической газеты под названием «Подзатыльник». Прошло совсем немного времени и десятки таких газет стали издаваться на местах. Например, в Ростове-на-Дону, в Оренбурге, Хабаровске[5, с. 103].
    Часто выпуск этих газет совпадает со временем проведения комсомольских пленумов, конференций, расширенных совещаний местного значения и т.п. Представители моложенной среды после прочтения острой сатиры начинают более критично и самокритично относиться к негативным проявлениям. Многочисленные стенгазеты и рукописные «Подзатыльники» активно освещали повседневную жизнь, учебу и работу советской молодежи.
    В связи с тем фактом, что в первой половине тридцатых годов количественно и качественно выросла фабрично-заводская печать, наметилась тенденция к изданию заводских сатирических журналов при многотиражных газетах. Такие сатирические журналы появились в крупных городах, таких как Москва, Ленинград, Горький, Николаев, Луганск. Названия журналов полностью раскрывали их суть: «Догнать и перегнать», «Ток», «Паяльник», «Луганский крокодил» и др. Актив этих газет полностью состоял из рабочих корреспондентов, они были начинающими сатириками, выходцами из рабочей среды. Газеты включали исключительно общезаводскую тематику, отличались строгой направленностью и конкретностью в критике недостатков. Очевидно, что сатирические заводские газеты выполняли важную роль в развитии и поддержании критики и самокритики в заводских коллективах, кроме того, из рабочей среды формировалось новое поколение сатириков.
    Тем не менее, наладить постоянный выпуск таких изданий, а иногда они были многокрасочными и печатались на 12-16 страницах, редакции многотиражных газет были не в состоянии. И, начиная с 1935 года, количество подобных изданий постепенно сокращается[15, с. 69].
    Во второй половине тридцатых годов постепенно усиливается культ личности. В этих условиях сатира теряет свое основное преимущество – конкретность. Она все дальше отходит от постановки актуальных вопросов к острым проблемам повседневной хозяйственной жизни. Острый фельетон, критический сигнал о неблагополучии в какой-нибудь области сменяется осторожной аллегорией юмористического рассказа, легковесной шуткой, над которой можно посмеяться и забыть.
    В это пору некоторые национальные юмористические журналы и газеты прекратили свое существование. Например, в 1934 году перестал публиковаться украинский журнал «Красный перец». В начале 1937 года перестает печататься башкирский сатирический журнал «Хэнэк», таджикский юмористический журнал «Мушфики». 1940 год стал последним для выпуска чувашского журнала «Капкан».
    Можно заметить, что тематика юмористических и сатирических журналов и газет двадцатых-тридцатых годов была основана на конкретных фактах. Эти факты были почерпнуты либо из читательских писем, либо из личных наблюдений, поэтому затрагивались острые и злободневные проблемы. Развитие советской сатиры в самом начале пошло по нескольким основным направлениям. Присутствие частного предпринимательства в сфере издания газет и журналов привело к появлению ежедневных сатирико-юмористических газет и листков: «Караул!.. Грабеж!...», «Веселая простокваша», «Желчные камни», «Вечерний вопль» и др. Среди общей массы недолговременных журналов и газет особо стоит отметить журнал «Крокодил». Он знаменует собой особый этап развития советской сатиры. Этому журналу будет посвящена следующая глава.
    Глава 2. Журнал "Крокодил" как бренд советской сатиры ХХ века (20-30 годы)   2.1. Советская сатира в журнале «Крокодил в 20-е годы  
    Появление журнала «Крокодил» тесно связано с «Рабочей газетой». Ранее это был орган ЦК ВКП(б), который назывался «Рабочий». Впервые он начал издаваться в Москве, 1922 году. Редактором в то время работал К.С.Еремеев. Начиная с 4 июня 1922 года для расширения подписки и привлечения новых читателей, начинает выходить ежедневное иллюстрированное сатирическое приложение, которое подписчики бесплатно получали вместе с воскресными номерами газеты «Рабочий». А после переименования – «Рабочая газета». Приложение занимало 16 страниц, было иллюстрировано одноцветными картинками. Тираж приложения пользовался огромным успехом и быстро рос. Самостоятельной нумерации у приложений не было. Приложение стали нумеровать, начиная с восьмого выпуска, когда приложение окончательно оформилось в периодическое издание, а в редакции осознали насущную необходимость регулярного создания журнала сатиры и юмора[6, с.19].
    К этому моменту произведения в стиле сатиры стали играть в приложении главенствующую роль. Сатирическими стихам, карикатурами, эпиграммами, баснями, небольшими сценками на актуальные темы внутренней и зарубежной жизни, были заполнены 7 первых страниц, в том числе обложка и последние страницы журнала. Лишь средние листы могли содержать хроникальные материалы об успехах мирного строительства, о событиях зарубежной жизни. Через некоторое время появились постоянные рубрики «Из иностранных журналов», «Наш быт».
    Итак, в августе 1922 года подписчики «Рабочей газеты» вместо очередного, тринадцатого выпуска приложения получили первый номер «Крокодила».
    В новом журнале поменялось не только название. Первый номер включал программное стихотворение Демьяна Бедного со строчками «Красный Крокодил – смелый из смелых! – против крокодилов черных и белых», в котором была четко сформулирована задача издания[9, с. 16].
     
    Добираться до всякой гнилости
    И ворошить гниль без всякой милости,
    Чтоб нэповская муть не цвела
    И не гнила
    Вот какова задача Красного Крокодила!
     
    "Решили мы, что пришло время, Для очистки нэповского Нила, Выпустить КРАСНОГО КРОКОДИЛА",— писал Демьян Бедный[8, с. 16]. Однако характер нового журнала, рассчитанного на рабочего читателя, не определялся только этой задачей.
    "Крокодил" быстро приобретает огромную популярность в рабочей среде. Стремительно растет тираж. К началу 1923 г. он достигает 150 тыс. экз.— невиданной по тем временам цифры для изданий подобного рода.
    Своим успехом "Крокодил" был обязан талантливому и политически зрелому коллективу литераторов и художников, работавших над его выпуском. Большую роль в сплочении этого коллектива сыграл первый редактор журнала К. С. Еремеев — партийный публицист ленинской школы и один из лучших фельетонистов дооктябрьской "Правды". В редколлегию журнала входили Д. Бедный и Д. Моор, В. Лебедев-Кумач и М. Черемных, М. Пустынин и И. Малютин, И. Абрамский и С. Гессен. С четвертого номера приходит в "Крокодил" В. Маяковский. Журнал вбирает в себя лучшие силы сатириков и юмористов. Его сотрудниками становятся сатирики старшего поколения (М. Анд­реев, П. Ашевский, С. Басов-Верхоянцев, Ф. Благов, Н. Богданов, Я. Гольденберг, С. Городецкий, А. д'Актиль, К. Милль-Полярный, А. Неверов, Л. Никулин, Л. Саянский, Д. Тигер, А. Флит, Б. Флит, К. Шелонский и др.), талантливая молодежь (М. Андриевская, А. Голубев, А. Григорович, А. Зорич, А. Исбах, А. Карпов, В. Катаев, М. Ко­зырев, Б. Левин, С. Огурцов, Г. Рыклин и др.)
    Быстро расширяется круг художников (Ю. Ганф, К. Гольц, В. Дени, К. Елисеев, П. Кеменов, Н. Купреянов, Ю. Куприянов, А. Лебедев, Д. Мельников, В. Михайлов, П. Радимов, Н. Радлов, Г. Розе, К. Ротов, А. Самохвалов, А. Соколов, И. Чашников, Н. Шестопалов, М. Язвин)[17].
    С февраля 1923 г. начала регулярно издаваться "Библиотечка "Крокодила"", в которой массовыми тиражами печатались произведения лучших сатириков журнала, альбомы карикатур его ведущих художников. В мае того же года был организован выпуск "Живого Крокодила" — репертуарных сборников сатирических пьес, фельетонов, миниатюр, предназначавшихся для театров, рабочих и красноармейских клубов и т. п.
    Активное участие в "Живом "Крокодиле"" принимал В. Маяковский. Устные выпуски еще больше расширяли сферу влияния "Крокодила" на массы, увеличивали его популярность. Журнал становится другом трудящихся, их советником и защитником. На общих собраниях, митингах символический Крокодил избирается почетным директором, лесничим, пожарным и т. п.
    "Крокодил" оказал большое влияние на процесс формирования советской сатирической периодики 20-х годов. По его типу начинают строиться сатирические приложения центральных и местных газет. В создании ряда таких журналов принимают самое активное участие Д. Моор, М. Черемных.
    На страницах издания начинают публиковаться произведения известных литераторов и художников того времени. В середине 1924 года самый боевой отдел «Крокодила» – «Вилами в бок» прекращает свою деятельность. Вслед за этим заметки рабочих корреспондентов перестают издаваться и в других рубриках и отделах. Некоторое время их можно встретить в «Кипятке» – специально создано для рабочих читателей сатирико-юмористической газете «Крокодила», но произведения штатных сотрудников постепенно вытесняют рабкоровские заметки и оттуда.
    Наступил апрель 1927 года. Наряду с иными сатирико-юмористическими журналами «Крокодил» был подвергнут справедливой и суровой партийной критике. Центральный Комитет партии дал Указание редакции провести коренную перестройку журнала и повысить идейно-художественный уровень печатных материалов. Было дано задание превратить журнал в орган для политически зрелых слоев рабочих. Множество критических замечаний со стороны партийного руководства о работе сатирических журналов, разговор о путях дальнейшего развития сатирической периодики, постановка перед нею новых задач, оказали благотворное влияние на перестроечные процессы в «Крокодиле». Вновь он стал ориентирован на читателя-рабочего, постепенно восстановил связь с массами, с ним начали сотрудничать лучшие советские сатирики. Была возобновлена работа отделов «страничка читателя» и «Вилами в бок». К концу двадцатых годов «Крокодил» смог восстановить славу лучшего массового органа советской сатиры. Тираж издания неуклонно растет. В 1932 году он составлял уже полмиллиона экземпляров. В те годы редакторами были: К.Мальцев – с апреля 1927 года, Н.К. Иванов-Грамен и Феликс Кон – с сентября 1928 года, М.3. Мануильский — с мая 1930 года[4, с. 83].
    Итак, в конце двадцатых – начале тридцатых годов «Крокодил» начал работать над углублением и укреплением связей с самыми крупными заводами и новостройками страны.
     
    2.2. Деятельность журнала «Крокодил» в 30-е годы ХХ века  
    В августе 1930 г. "Крокодил" берет шефство над Магнитостроем. Выездная бригада регулярно публикует в журнале отчеты о ходе строительства, выпускает сатирическую газету ""Крокодил" на Магнитке".
    "Крокодил" начала 30-х годов в значительной мере избавился от тех ошибок, которые появились у него в середине 20-х годов.
    Большую помощь в устранении этих недостатков оказал советским сатирикам 30-х годов А. М. Горький. Он советовал чаще и шире использовать такой художественный прием, как противопоставление, подчеркивание контрастов между миром капитализма и миром социализма. Этот прием помогал читателю ярче увидеть то новое, что появлялось в жизни страны, глубже понять значимость происходящих перемен. Установка сатириков на преимущественный показ внутренних неполадок, сосредоточение внимания на отдельных, зачастую мелких, явлениях приводила к потере перспективы. Горький настаивал на необходимости освещать в журнале не только внутреннюю, но и международную тему. Горький требовал отказаться от натуралистического воспроизведения жизни, учил подвергать факты сатирическому обобщению.
    Еще большие изменения происходят в "Крокодиле" в связи с приходом в него в 1934 г. в качестве редактора М. Кольцова, который близко был связан с А. М. Горьким по совместной работе в ряде журналов, хорошо видел недостатки молодой советской сатиры и разделял взгляды Горького на ее характер и значение в условиях социалистической действительности.
    М. Кольцов привлекает к активной работе в "Крокодиле" талантливых советских сатириков. Среди них Д. Бедный, А. Безыменский, В. Ермилов, Д. Заславский, Е. Зозуля, И. Ильф, В. Катаев, Е. Петров, М. Светлов, И. Эренбург и др. В середине 30-х годов в журнале сотрудничают И. Абрамский, Н. Адуев, М. Андриевская, В. Ардов, А. Архангельский, Н. Асеев, А. Бухов, Н. Вержбицкий, В. Воинов, В. Гранов, А. д'Актиль (А. Френкель), Н. Иванов-Грамен, В. Инбер, С. Кирсанов, Н. Кружков, В. Лебедев-Кумач, Л. Мнтницкий, И. Молчанов, Л. Никулин, И. Прутков (В. Жиркович), М. Пустынин, П. Романов, Г. Рыклин, Л. Саянский, В. Соловьев, А. Стоврацкий, А. Толстой, Ю. Фидлер, В. Шишков и др.
    В "Крокодиле" этой поры опять собираются лучшие силы советской сатиры. Это позволило редколлегии журнала (с апреля 1934 г.— Л. Гинзбург, В. Ермилов, Б. Левин, М. Кольцов, М. Мануильский, Л. Ровинский, в 1938 г.— В. Катаев, М. Кольцов, Л. Лагин, А. Назаров, Е. Петров, Л. Ровинский, Г. Рыклин) расширить тематику, сделать ее социально острой, высокохудожественной. Почти каждый номер открывался злободневным фельетоном М. Кольцова, определявшим главный удар сатиры журнала. Совершенствуются и разнообразятся формы подачи материалов, методы массовой работы[13, с. 251].
    В декабре 1938 года с последней страницы «Крокодила» убрали подпись ответственного редактора Кольцова М.Е.: его репрессировали. Журналом стала управлять безымянная «Редколлегия». Тираж «Крокодила все еще большой» – около 275 тысяч экземпляров. Кроме того, он все еще остается одним из самых любимых печатных изданий, но его облик постепенно меняется.
    С началом Великой Отечественной войны суть «Крокодила» полностью поменялась и главной задачей стала борьба с немецко-фашистскими захватчиками. В журнале раскрывались планы фашистской армии, статьи и заметки призывали к беспощадной борьбе с врагами, журнал вселял в массы твердую уверенность в окончательной и неминуемой победе над фашистскими захватчиками. Жесткая сатира «Крокодила» всячески мобилизовала воинов Советской Армии и трудящихся на совершение подвигов в тылу и на фронте. Наряду с политическими плакатами и  «Окнами» ТАСС, строгая сатира «Крокодила» в эти годы стала серьезной агитационной силой.
     
    Заключение  
    В 20-х годах XX века в России начинается настоящий журнальный бум. Периодические издания возникают чуть ли не каждый день – одни вскоре исчезают, другие, напротив, наращивают тиражи. В том числе появляется большое количество сатирических журналов. Богатое наследие этих журналов отражает важный этап в развитии страны.
    Тематика журнальных статей была основана на конкретных и весьма злободневных фактах, почерпнутых либо из непосредственных наблюдений, либо из многочисленных читательских писем. Суть их пестра и разнообразна: беспорядки на транспорте и в общежитиях, гримасы нэпа и гримасы быта, мещанства, обывательщины и многое, многое другое.
    Своим успехом сатирические журналы были обязаны талантливым литераторам и художникам, работавшим над их выпусками, таким как: В. Маяковский, Д. Бедный, М. Зощенко, А. Булгаков, И. Ильф, Е. Петров, Л. Бродаты, Б. Антоновский, Кукрыниксы и другим. Сатирические публикации не потеряли своей актуальности и на сегодняшний день. Предлагаем вам обзор сатирических журналов из коллекций Научной библиотеки ТГУ.
    Данная работа была посвящена сатире и сатирическим жанрам в журналистике 20 – 30-х годов ХХ века.
    В процессе работы с научной литературой было выявлено происхождения термина "сатира" и его трансформация в журналистике. Были характеризованы основные жанры сатиры и проведен анализ их использования в сатирических журналах первой половины ХХ века.
    Особое внимание было уделено изучению журнала "Крокодил", как одного из ярчайших примеров сатирических журналов ХХ века. Были подробно характеризованы этапы становления печатного издания из вкладыша до главного сатирического журнала 20 – 30-х годов ХХ века.
    Можно заключить, что в ходе работы мы достигли поставленных задач, описанные данные научного и практического характера позволяют нам объективно оценить возникновение и развитие сатиры в журналистике начала прошлого столетия.
    Осмысление опыта периодической печати свидетельствует о возрастающей роли сатиры как инструмента идеологического воздействия.
     
    Список используемых источников  
    Блинова Э.В. Проблемы жанра и стиля публицистического фельетона – Томск: Чародей, 2002. – 239сБоголюбов Е.А. Художественные средства сатиры Н.И. Новикова // Ученые записки Пермского государственного педагогического института. Пермь, 2007 – 127с. Бореев Ю. О комическом./ Ю. Бореев. – М.: Искусство, 1957 – 232сВилъчек Л.Ш. Советская публицистика 30 — 50-х годов – М.: Политиздат, 1996 – 187сДмитриев А.В. Социология юмора - М. : Аспект Пресс, 1996 – 214сЖурналист. 1997. № 5., С 19Иванов Ю.Д. Воссоздадим реальные обстоятельства // Вопросы литературы. – 2007. – № 2. – С.163 – 171Крокодил. 1922. № 21. С. 16Крокодил. 1922. № 2. С. 16Лебедева Г.М. Сатирический журнал «Искра» (1859 – 1973). - М.: Просвещение, 2006 – 215с.Мыспяков В.И. Искусство сатирического повествования./ В. И. Мыспяков. – Саратов: Златоус,, 2006 – 240сНиколаев Д. С. Смех - оружие сатиры – М.: РИП-холдинг , 1962 – 249сОчерки истории русской советской журналистики. - М.: Просвещение, 2006. Т. 1-2 – 615с. Померанцев В. Об искренности в литературе // Оттепель: 1953 1956: Страницы истории советской литературы. - М.: Наука, 2004. - С. 45 – 84. Рассолов М.М. Информационное право: анализ и решение практических задач.- М.: РИП-холдинг, 2005 – 213с. Русская литература и журналистика начала ХХ века. 1905-1917. - М.: Академия, 2004 – 370с. Стрельцов Б.В. Фельетон: Теория и практика жанра – Минск: Видаль, 1983 – 200сСтыкалин С., Кременский И. Советская сатирическая печать 1917 - 1963. - М.: Просвещение, 2003 – 342с. Ученова В.В. У истоков публицистики – М.: МГУ 1999 – 216с
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Российские журналы первой половины 20 столетия ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.