Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Контрольная работа по русскому языку

  • Вид работы:
    Контрольная работа по теме: Контрольная работа по русскому языку
  • Предмет:
    Русский язык культура речи
  • Когда добавили:
    23.07.2014 14:34:04
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Для анализа взят тест:
    Толстов Л.Н. После бала. // Л.Н. Толстой Избранные произведения. – М.: Просвещение, 1990. – С. 121-132
    Задание 1.
    Выпишите из текста предложения с пятью словами, употребленными в переносном значении. Подчеркните их. Пользуясь толковым словарем, укажите прямое значение каждого слова и переносное, которое реализовано в контексте. Определите тип переноса, аргументируйте свой выбор.
    После ужина я танцевал с нею обещанную кадриль, и, несмотря на то, что был, казалось, бесконечно счастлив, счастье мое все росло и росло. Прямое значение – увеличиваться в размере, переносное – увеличиваться. Перенос по сходству (на неодушевленный предмет перенесено свойство одушевленного).
    Татарин дернулся вперед, но унтер-офицеры удержали его, и такой же удар упал на него с другой стороны, и опять с этой, и опять с той. Прямое значение - устремляться вниз под действием собственной тяжести, переносное – ударили его. Перенос по сходству (на абстрактное понятие перенесено свойство конкретного).
    Шествие стало удаляться. Прямое значение - отдалиться, отойти на какое-нибудь расстояние, переносное – уходить. Перенос по сходству.
    Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. Прямое значение –загрызть, переносное – надоедает. Перенос по сходству (на неодушевленный предмет перенесено свойство одушевленного).
    Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью. Прямое значение – выпивший много спиртного,  переносное – обезумевший. Перенос по сходству.
     
     
    Задание 2.
    Выпишите из текста предложения с тремя многозначными словами. Подчеркните многозначные слова. Пользуясь толковым словарем, укажите, сколько значений имеет каждое слово, и выпишите их из словаря. Проанализируйте все значения одного из выбранных слов, указав признаки.
    Многозначность – наличие у слова несколько значений.
    Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик.
    Красивый - 1. Поражающий зрение правильностью очертаний, гармонией красок, тонов, линий и т.п., доставляющий удовольствие своим внешним видом – прямое, немотивированное, свободное, номинативное.
    2. Производящий эстетическое впечатление – переносное (по сходству), немотивированное, несвободное, номинативное.
    3.Отличающийся благородством, нравственно прекрасный – переносное (по сходству), немотивированное, несвободное, номинативное.
    Высокий - 1. Имеющий большое протяжение снизу вверх, по вертикальной линии. 2. Находящийся на большой высоте. 3. перен. Достигший значительной степени развития, совершенства. 4. перен. Преисполненный глубокого содержания; возвышенный. 5. перен. Выдающийся по значению; важный, ответственный. 6. Значительный по количеству, силе, степени и т.п. 7. Тонкий, пронзительный, звенящий (о звуках).
    Свежий - 1. Не утративший своих естественных свойств, доброкачественности. 2. перен. Не бывший или мало бывший в употреблении. 3. Чистый, не затхлый (о воде, воздухе). 4. перен. Восстановивший бодрость, энергию, силу (сном, отдыхом и т.п.); посвежевший. 5. Не потерявший яркости, блеска. 6. перен. разг. Не забытый, не изгладившийся из памяти. 7. Прохладный (о ветре, воздухе и т.п.). 8. перен. разг. Только что сделанный, появившийся, возникший. 9. перен. разг. Чуждый рутины, шаблона; оригинальный.
     
     
    Задание 3.
    Выпишите из текста три слова, имеющие омонимы. Приведите эти омонимы со значениями, определите типы омонимов.
    Омонимы – несколько слов одинаковых по форме, но семантически не связанных.
    Засветить – 1. Зажечь свет, начать светить. 2. Ударить кого-либо. 3. Испортить светочувствительный материал, подвергнув его воздействию световых лучей – лексические омонимы.
    Кавалер – 1.  Мужчина, который оказывает признаки внимания даме, кавалер. 2. Человек, награждённый орденом - лексические омонимы.
    Наряд – 1. Одежда, одеяние, обычно праздничное. 2. Распоряжение, приказ на выполнение какой-то работы -  лексические омонимы.
    Задание 4.
    Выпишите из текста три предложения со словами, имеющими синонимы. Приведите синонимические ряды к выбранным словам. Укажите значение каждого синонима и оттенки, отличающие слова данного синонимического ряда друг от друга. Определите типы синонимов.
    Синонимы – слова, выражающие одно понятие, но различающиеся оттенками значений или эмоционально-стилистической характеристикой.
    Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурился.
    Злобный, злой (имеющий злобу), недобрый (злой), вредный (о человеке), желчный (о человеке, характере) – понятийные синонимы.
    И вижу я, как он идёт мне навстречу.
    Идти, валить (разг.), вышагивать (разг.), дефилировать (шутл.. ирон.), направлять стопы (устар.) и т.д. – стилистические синонимы.
    Я опустил глаза и поторопился уйти домой.
    Глаз, око (устар. лит.), глазища (разг.) – стилистические синонимы.
     
    Задание 5.
    Выпишите из текста 3 предложения со словами, имеющие антонимы. Приведите антонимические пары, определите их типы.
    Антонимы – слова с противоположными, но соотносительными значениями.
    Мы не то что раздевали, а старались прикрыть наготу, как добрый сын Ноя.
    Добрый – злой – разнокорневые антонимы, антонимы, выражающие противоположную направленность.  
    Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки.
    Старый – молодой - разнокорневые антонимы, градуальные антонимы.
    Я прошел наш пустынный переулок и вышел на большую улицу.
    Большая – маленькая - разнокорневые антонимы, градуальные антонимы.
    Задание 6.
    Выпишите 5 слов, имеющих исконно русское происхождение. Укажите значение этих слов и принадлежность к исконно русской лексике (данные в Этимологическом словаре). Выпишите (не менее пяти) слов-старославянизмов. Укажите признаки этих слов.
    Слова, имеющие исконно русское происхождение
    Горячий (имеющий высокую температуру) (буква «ч»)
    Вожу (буква «ж», вместо «жд»)
    Двор (название жилища)
    Дом (название жилища)
    Отец (название лица по родству)
    Мать (название лица по родству) (слова, которые образовались непосредственно в русском языке в разные периоды его развития)
    Слова-старославянизмы
    Враг
    Сладкий (Неполногласие, т. е. сочетания ра, ла, ре, ле)
    Чуждый
    Одежда (Сочетание жд)
    Работа (Сочетания ра, ла в начале слова)
     
    Задание 7.
    Выпишите 5-7 слов иноязычного происхождения, укажите их признаки, язык-источник и значение.
    Бал: язык-источник - французский, значение - вечер с танцами под музыку.
    Портрет: язык-источник – голландский, значение - изображение или описание какого-либо человека либо группы людей.
    Мазурка: язык-источник – польский, значение - польский народный танец.
    Полковник: язык-источник – польский, значение – командир полка.
    Солдат: язык-источник – французский, значение – военный человек.
    Для уточнения языка-источника в данном задании мы использовании этимологический словарь Фасмера.
     
    Задание 8.
    Выпишите из текста 8-10 слов, имеющих разную стилистическую принадлежность.
    Вышагивает (разг.)
    Рунистый (стар.)
    Россказни (разг.)
    Предтеча (книжн.)
    Довременный (устар.)
    Пустословит (разг.)
    Писака (прост.)
    Мужик (разг.)
    Клик (высок.)
     
     
    Задание 9.
    Выпишите из текста 7-8 предложений с фразеологическими оборотами. Укажите значение этих фразеологизмов, пользуясь фразеологическим словарем русского языка.
    Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга. (напротив)
    Но больше всего я вижу ее в паре с отцом, когда она плавно двигается около него (преимущественно, в основном).
    А было то, что я был влюблен всем сердцем (искренне, безгранично, горячо).
    По закону мазурку я танцевал не с нею, но в действительности танцевал я почти все время с ней (постоянно, не переставая).
    А дело в том, что во время этой моей самой сильной любви к ней был я в последний день масленицы на бале у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера (что касается чего-либо).
    Я до сих пор не могу простить это ему (до настоящего времени).
    А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища (тем временем, в то же время).
     
    Задание 10.
    Произведите фонетический разбор двух слов.
    Вода
    вода - [вада'] во - да'
    [в] - согл., парн. тв., парн. звон.
    [а] - гласн., безударн.
    [д] - согл., парн. тв., парн. звон.
    [а] - гласн., ударн.
    4 б , 4 зв.
    Вьюга
    вьюга - [вйу'га]
    в [в'] - согл, парн. мяг., парн. звон.
    ь -
    [й'] - согл., непарн. мяг., непарн. звон.
    ю [у] - глас., удар.
    г [г] - согл., парн. твер., парн. звон.
    а [а] - глас, безуд.
    5 б., 5 зв.
    Задание 11.
    Выпишите 10 слов, в которых наблюдается отступление от слогового принципа русской графики.
    Свежих
    Служил
    Жили
    Хороший
    Папаши
    Дождавшись (после всегда твердых согласных [ж], [ш], [ц] гласные звуки обозначаются, вопреки слоговому принципу, буквами и, е, ё)
    Плечами
    Начальник
    Перчатку
    Зрелища
    Площади (после всегда мягких [ч], [щ], вопреки слоговому принципу, пишутся буквы а, о, у).
     
    Задание 12.
    Выпишите 10 слов с историческими чередованиями гласных и согласных звуков. Укажите морфемы, в которых наблюдаются чередования.
    Возить (о//е)
    Носить (о//е)
    Бросить (о//а)
    Рука (к//ч)
    Сухой (о//ы//у)
    Свет (т//ч//щ)
    Ловит (в//вл)
    День (о/е// ноль звука)
    Отец (о/е// ноль звука)
    Любить (б//бл)
     
     
    Список литературы
     
    Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка/Под. ред. Л.А. Чешко. – М.: Русский язык, 2006.Большой словарь трудностей русского языка. / Сост. В.Ю. Никитина. – М.: Дом Славянской книги, 2010.Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Краткий фразеологический словарь русского языка. – СПб.: Просвещение, 2002.Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. – М.: Наука, 2008.Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка. – М., 2009.Журавлева Л.И. Русский язык в алгоритмах. – Челябинск, 2006. Орфографический словарь русского языка. – СПб., 2006.Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы. – М., 2004.Словарь иностранных слов. – СПб.: Полиграфуслуги, 2005.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4-х томах. – М., 1998.Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: АСТ, 2006.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Контрольная работа по русскому языку ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.