Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Коррекция основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Коррекция основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
  • Предмет:
    Психология
  • Когда добавили:
    25.07.2014 13:04:40
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Введение. 3
    Глава 1. Нарушения двигательного развития и психомоторики у детей с задержкой психического развития (ЗПР) 4
    1.1. История исследования моторного развития детей с задержкой психического развития. 4
    1.2. Особенности двигательных действий детей с задержкой психического развития  4
    Глава 2. Методика физического воспитания адаптивного характера для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 4
    2.1. Подходы к коррекции моторной сферы у детей с задержкой писхического развития  4
    2.2. Методика коррекции основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 4
    Заключение. 4
    Список литературы.. 4
       
      Введение   В настоящее время наблюдается стойкая тенденция увеличения количества детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития (ЗПР). Педагоги определяют их состояние как пограничное между нормой и патологией развития, которое при отсутствии профилактических и коррекционно-педагогических мероприятий может привести к серьёзным нарушениям здоровья.
    Известно, что в дошкольном детстве закладывается основной фундамент здоровья, происходят решающие процессы формирования органов, функциональных систем, становление психического статуса ребёнка. За первые шесть-семь лет жизни ребенок проходит огромный и очень важный путь в развитии движений: от хаотичных элементарных движений руками и ногами в первые месяцы жизни до сложных двигательных действий, какими являются ходьба, бег, прыжки, метание, и др. Этому ребенок впервые учиться именно в дошкольном возрасте. Причем развитие движений идет параллельно с физическим развитием. Оба процесса находятся в сложном взаимодействии, дополняя и стимулируя друг друга. Постепенное накопление жизненного опыта способствует расширению возможностей для благоприятного воздействия на формы и функции детского организма. С другой стороны задержка и отклонение от нормы в физическом развитии тормозят формирование жизненно важных умений. Причем от качества и количества усвоенных разнообразных движений и действий существенно зависит диапазон контактов с реальной действительностью, а значит психическое развитие детей.[10]
    Исходя из сказанного, актуальность работы определяется тем фактом, что именно двигательные функции выступают в качестве основных коррелятов развития познавательной активности ребенка. С другой стороны, по мнению большинства авторов (Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.И. Лубовского, И.Ф. Марковской, Е.М. Мастюковой и др.) проблемы двигательной сферы занимают одно их центральных мест в картине трудностей развития детей с ЗПР. Дети с ЗПР отстают от своих сверстников в развитии двигательных функций, качеств (гибкости, ловкости, координации, силы, быстроты, выносливости), часто наблюдаются отклонения в скорости общего физического развития (масса тела, длина тела, мышечная сила), в развитии психомоторных и координационных функций.[2, 17, 20,22]
    Рост числа детей с задержками психического развития и неоднородность этих отклонений значительно усугубляет проблемы подготовки к школьному образованию, выбора адекватных программ обучения и воспитания детей этой категории Задержка психического развития без своевременной коррекции создает препятствия для реализации ребенком своего потенциала творческих способностей, а также проявления полноценных трудовых возможностей в интересах общества (А. В. Запорожец, 1986, М. М. Кольцова, 1973)[9]
    Ведущую роль в психическом и моторном развитии играет физическая активность, поэтому проблема развития двигательно-координационных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития предполагает изучение и использование научных данных, о факторах влияющих на их развитие Ввиду того, что координационные способности в наибольшей степени взаимосвязаны с уровнем развития психических процессов, их совершенствование является одним из приоритетных направлений в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими задержку психическою развития (Л. Д. Глазырина, 2000,  И. Ф. Марковская, 1995, Т. Д. Марцинковская, 2003)[4, 20, 21].
    По мнению исследователей, дети с задержкой психического развития имеют минимальную мозговую дисфункцию. В силу высокой пластичности мозга и при создании благоприятных развивающих условий прогноз в коррекции можетбыть положительным - у ребенка возможно развитие и восстановление двигательно-координационных способностей, что должно благотворно отразиться и на его психическом состоянии (Е М Мастюкова, 1997, А Л Сиротюк 2002)[22, 30].
    Наиболее благоприятным возрастом для коррекции недостатков двига-тельно-координационного развития является старший дошкольный период, поскольку в этом возрастном диапазоне закладывается фундамент основных базовых движений, и у ребенка можно целенаправленно вызвать интерес к занятиям физическими упражнениями (Е. П. Ильина, 1983, И.П.Подласый, 2002, М А Рунова, 2000).
    Поскольку у детей с ЗПР наблюдается двигательная недостаточность в моторной сфере (нарушение элементарных движений, недостаточность активных движений, недоразвитие координации движений, нарушение осанки и др.), большую роль для них играет выполнение упражнений направленных на ее коррекцию. Физические упражнения в системе адаптивного физического воспитания способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Нормальное двигательное развитие способствует психическому и речевому развитию ребенка, а психическое и речевое развитие стимулирует становление двигательных функций, устанавливает связь между развитием мелких мышц, движением руки и речи у аномальных детей.
    Таким образом, наличие двигательных нарушений у детей с ЗПР, значимость двигательной системы в психическом развитии ребенка, а также необходимость поиска новых средств и методов адаптивного физического воспитания, построенных с учётом особенностей детей, имеющих задержку психического развития, обусловило актуальность выбранной темы исследования.
    Объект исследования –двигательное развитие детей с задержкой психического развития.
    Предмет исследования –коррекция нарушений двигательного развития дошкольников с ЗПР средствами адаптивного физического воспитания.
    Цель исследования - выявить особенности физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и разработать методику адаптивного физического воспитания, направленную на коррекцию двигательных нарушений данной категории детей.
    Задачи исследования:
    1)   Проанализировать историю исследования развития моторной сферы детей с задержкой психического развития.
    2)   Определить особенности двигательного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
    3)   Описать подходы к коррекции двигательных нарушений у детей с задержкой психического развития.
    4) Разработать методику физического воспитания адаптивного характера для детей старшего дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития.
     
     
    Глава 1. Нарушения двигательного развития и психомоторики у детей с задержкой психического развития (ЗПР)   1.1.   История исследования моторного развития детей с задержкой психического развития  
    В специальной литературе очень мало исследований специально посвященных описанию особенностей моторной сферы детей с ЗПР. Однако, недостатки двигательного развития детей с задержкой психического развития отмечались многими учеными.
    В первых исследованиях задержки психического развития, предпринятых в нашей стране в конце 50-х начале 60-х годов, были выделены различные формы психофизического и психического инфантилизма, а также цереброастенические состояния. В исследованиях, посвященных детям с цереброастеническими состояниями, среди прочих черт указывались такие особенности их поведения как излишняя подвижность, моторное беспокойство или вялость, пассивность (С.С. Ляпидевский, 1965; Т.А. Власова, М. С. Певзнер, 1967, 1973; И.А. Юркова, 1971 и др.).
    Особенности моторики при психофизическом инфантилизме описывались отдельно для каждого из двух выделенных вариантов. Первый вариант характеризовался незрелостью эмоционально-волевой сферы при относительной сохранности познавательной деятельности. Для этих детей характерно недоразвитие произвольных движений при определенной их скоординированности и целенаправленности, легкой переключаемости с одного движения на другое. Второй вариант психофизического инфантилизма отличался наличием некоторого недоразвития познавательной деятельности. У этой группы детей, в отличие от детей первой группы, были выявлены замедленность и недостаточная координированность движений, трудности переключения с одного движения на другое, недоразвитие произвольных движений. У детей обеих групп отмечалось отставание физического развития от возрастных норм (М.С. Певзнер, С.С. Ляпидевский, Л.В. Нейман, А.Н. Каплан, 1965). В ряде последующих работ указывалось, что в поведении детей с нарушением темпа психофизического развития часто отмечаются повышенная двигательная активность, неусидчивость, расторможенность и только в отдельных случаях вялость и пассивность (Е. Н. Самодумская, 1971; М.С. Певзнер, 1972; Т.А. Власова, М.С. Певзнер, 1973).[23]
    М.Г. Рейдибойм (1971) указывал, что при психофизическом инфантилизме легкость и пластичность движений сочетаются с недостаточной координированностью, преобладанием крупных движений над мелкими и точными. Слабость фронтальной моторики выявляется также в затрудненности усвоения новых двигательных формул, особенно связанных с мелкими точными движениями.[27]
    Е.Н. Самодумская (1971) отмечала, что часто психический инфантилизм сочетается с физической незрелостью: рост, вес, пропорции тела детей соответствуют более младшему возрасту.
    Анализ данных анамнезов детей с психофизическим инфантилизмом и цереброастенией показал задержку сроков развития моторных навыков. При инфантилизме запаздывание отмечалось у отдельных лиц, при цереброастении - у большинства детей (И.А. Юркова, 1971; Е.Н. Самодумская, 1971).[29]
    Некоторые особенности моторики детей с задержкой психического развития были выявлены при изучении их в сравнении с детьми-олигофренами (М.С. Певзнер, 1972; Н.П. Вайзман, 1976). Так, Н.П. Вайзман с помощью двигательных заданий выявил у детей с задержкой развития меньшую вариативность динамики выполнения данных упражнений и ее улучшения с каждой новой попыткой выполнения. Он указывал, что моторная недостаточность, проявляющаяся при выполнении тестов на одновременность движений и разноименную координацию, отражает достоверные различия в двигательной сфере детей данных категорий. Автор отмечал, что ребенок с задержкой развития в отличие от ребенка-олигофрена имеет своеобразный двигательный облик, присущий нормально развивающимся детям на более раннем этапе развития; у него наблюдаются, с одной стороны, излишество движений, с другой - их богатство, непринужденность. М.С. Певзнер (1972) говорила о том, что инфантильные дети двигательно беспокойны, движения их порывисты, быстры, недостаточно координированы и четки. М.С. Певзнер (1972), Н.П. Вайзман (1976) характеризовали это двигательное состояние как «синдром двигательного излишества», представляющий проявление «моторного инфантилизма».[24]
    И. Лаужикас (1975), изучавший особенности воли у детей с временной задержкой развития, среди прочего указывал, что у разных групп детей ярко проявляется повышенная двигательная активность. Сопоставление экспериментальных данных о состоянии моторных и графических действий показало, что дети с задержкой развития своей общей активностью меньше отличаются от нормально развивающихся сверстников, чем дети-олигофрены, однако по регуляции этих действий они довольно сильно отстают от первых и стоят ближе к детям-олигофренам.
    Ю.Г. Демьянов (1976) наряду с другими факторами изучал способность учащихся к конструктивной деятельности, определял усвоение детьми различных последовательно организованных рядов в моторной сфере. Указанным автором было выявлено, что примерно у 23% детей с цереброастенией наблюдается неловкость тонких произвольных моторных актов, при психофизическом инфантилизме это процентное соотношение ниже - примерно 8%. Все дети испытывали затруднения при выполнении заданий на динамическийпраксис, отмечалось нарушение в воспроизведении и дифференцировке ритмов. Данные анамнезов показали, что у большинства детей темп раннего психомоторного развития был без выраженных нарушений, все дети с психофизическим инфантилизмом отставали в росте и весе от своих сверстников.[5]
    Т.А. Власова, К.С. Лебединская (1975) и И.Ф. Марковская (1995) указывали на запаздывание (по сравнению с нормой) становления произвольных двигательных и статических функций у детей с ЗПР; отмечали наличие психомоторной расторможенности, относящейся к числу психических нарушений, усугубляющих их интеллектуальную недостаточность.
    Клинико-нейропсихологическое исследование, проведенное К.С. Лебединской, И.Ф. Марковской и Л.И. Растягайловой (1976), выявило, что для всех детей с задержкой психического развития наиболее общей чертой является недостаточность двигательного тонуса, ведущая к нарушению автоматизации движений и действий.[14]
    В исследовании И.Ф. Марковской (1995), направленном на изучение особенностей высших корковых функций, типичных для различных клинических вариантов задержки психического развития, дается подробное описание характера выполнения детьми разного рода сенсомоторных заданий. С помощью нейропсихологических методик были исследованы особенности произвольных движений и действий младших школьников с ЗПР: динамическийпраксис (реципрокная координация, моторное воспроизведение ритмических структур), праксис позы, оральный праксис. Установлено, что у детей, в клинической картине которых доминировали явления психоорганического инфантилизма, выполнение элементарных двигательных актов сопровождается явлениями синкинезий, истощаемости (замедление темпа, нечеткость движений с последующей утратой двигательного стереотипа). Для других испытуемых, с более выраженной симптоматикой органической поврежденности церебральных структур, было характерно затруднение в создании двигательной программы, в ее автоматизированном воспроизведении. Это выражалось: в явлениях стойких синкинезий, вносящих свой вклад в нарушения кинестетических и кинетических основ движений; в выраженных нарушениях праксиса позы; в дезавтоматизации движений на истощении и более грубых нарушениях в виде двигательных персевераций; в дефектности так называемых фоновых компонентов движений, приводящей в некоторых случаях к дезорганизации двигательной программы (утрате схемы графического образца, ритмической структуры).[20]
    A.В. Дубинска и В. Плуде (1980, с.36), изучавшие клинические проявления задержки психического развития у детей шестилетнего возраста, отмечали среди особенностей их поведения повышенную двигательную активность и наличие стереотипных лишних движений. На уроках дети часто вставали, даже «ходили по классу, ерзали на сиденье, гримасничали, перебирали пальцы, болтали ногами, на переменах суетились, бегали».[7]
    B.В. Лебединский (1985) отмечал различные особенности двигательной сферы детей с ЗПР различного генеза. Так, при задержке психического развития конституционального происхождения, инфантильности психики часто соответствует инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики. При соматогенной задержке, обусловленной длительными, нередко хроническими заболеваниями, в психофизическом статусе детей основную роль играет хроническая физическая и психическая астения. В случаях психогенного происхождения задержки психического развития особенности эмоционального склада и поведения детей также сказываются при формировании сферы движений. И в первую очередь при необходимости целенаправленного двигательного акта. При задержке развития церебрально-органического генеза в негрубой форме могут наблюдаться некоторые виды моторного недоразвития, описанные авторами у детей с органическим поражением нервной системы. Среди черт, наиболее характерных для нарушенного развития двигательной сферы данной группы детей, В. В. Лебединский выделяет неловкость произвольных движений, синкинезии, бедность комбинаций движений, «слабую приспособленность к реальным задачам», замедленную динамику моторного развития, недостаточность ритмичности, автоматизации движений и т.д.[15]
    Е.М. Мастюкова (1997), давая характеристику детям с задержкой психического развития дошкольного возраста, также отмечает некоторые особенности их двигательного развития. Она считает, что недостаточность интегративной деятельности мозга у детей с задержкой развития проявляется в так называемых сенсомоторных нарушениях и одной из основных особенностей этой категории детей является недостаточность образования связей между отдельными перцептивными и двигательными функциями. Характерным признаком детей с задержкой психического развития называется недостаточность у них тонкой моторики.
    Рассматривая различные проявления задержки психического развития у дошкольников, Е.М. Мастюкова выделяет особенности двигательного развития детей с так называемой специфической или церебрально-органической задержкой развития. У многих детей с этой формой задержки уже в первые годы жизни обнаруживается двигательная расторможенность - гиперактивное поведение. Они крайне неусидчивы, постоянно находятся в движении, вся их деятельность нецеленаправленна, ни одно начатое дело они не могут довести до конца. Появление такого ребенка всегда вносит беспокойство, он бегает, суетится, ломает игрушки. Для многих таких детей характерна моторная неловкость, у них слабо развиты тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Поэтому они с трудом овладевают навыками самообслуживания, долго не могут научиться застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки и т. п.[22]
    М.С. Певзнер (1972) указывала, что недоразвитие произвольных движений у детей с задержкой психического развития особенно отчетливо проявляется в целенаправленных видах действий: при рисовании, письме, в ручном труде.[24]
    Н.Ю. Борякова (2002) в учебно-методическом пособии «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития» указывает на необходимость совершенствования двигательных функций детей с ЗПР, начиная с раннего возраста, поскольку дети, поступающие в специализированные группы детского сада, отличаются целым рядом особенностей. Как правило, это соматически ослабленные дети, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций, при обследовании выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям. Общая моторная неловкость и недостаточность мелкой моторики обуславливает несформированность навыков самообслуживания: многие затрудняются в использовании ложки, в процессе одевания и др.[1]
    Н.Г. Любушкина (1976), занимавшаяся вопросами формирования навыка письма у детей с задержкой психического развития, отмечала у них нарушение онтогенеза моторных функций, в результате чего у детей наблюдалось недоразвитие моторных предпосылок, способствующих обучению графическим навыкам. Данный фактор, наряду с другими причинами, обуславливает неподготовленность детей к обучению в школе.[19]
    Изучая проблему пониженной обучаемости у дошкольников с задержкой психического развития, У.В. Ульенкова (1994) также отмечает, что у детей с задержкой психического развития помимо нарушений познавательной и эмоционально-волевой сферы, очень часто встречается и физическая незрелость, что в свою очередь еще больше осложняет состояние ребенка. Эти дети нуждаются и в более сложном лечении и в более усиленной педагогической коррекции. Характеризуя состояние здоровья детей с ЗПР, поступающих в специальные группы детского сада, У.В. Ульенкова говорит о том, что наряду с общей психической незрелостью эти дети обнаруживают физическую ослабленность сочетающуюся с нарушениями здоровья. Больных детей в специальных группах в два раза больше, нежели в группах обычного типа. 70-80% воспитанников коррекционных групп обычно имеют нарушения осанки, плоскостопие и другие пороки опорно-двигательной системы. Отклонения в здоровье нервной системы детей, естественно сказываются на их поведении. Части детей присущи повышенная психомоторная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, и как следствие, большая отвлекаемость внимания, нарушение работоспособности. Другие обнаруживают признаки чрезмерной тормозимости, вялости, что также является причиной трудностей в познавательной деятельности. Неврозоподобные состояния у детей, наслаиваясь на соматически неблагоприятный фон, еще больше снижают работоспособность детей, делают их эмоционально неустойчивыми, легко истощаемыми, трудными в общении.
    Среди причин затрудняющих обучение У.В. Ульенкова называет и незрелость моторной сферы детей с ЗПР, и в первую очередь недостатки мелкой моторики рук.[33]
    Е.А. Екжанова (1993), проводившая изучение рисунка дошкольника с задержкой психического развития в свете некоторых особенностей их познавательной деятельности, отмечает, что у данной категории детей графические действия формируются с трудом и в более поздний срок. Это связано, в числе других причин, и с недоразвитием мелкой моторики, и с нарушениями зрительно-двигательной координации, и с трудностями в организации двигательного контроля.[8]
    В своем исследовании О.В. Халецкая и В.М. Трошин (1998) у детей с «минимальной дисфункцией мозга» обнаружили, среди прочего, недостаточность сенсомоторной координации, общую моторную неловкость, наличие гипер- или гипокинезов. Они отмечают, что у детей дошкольного возраста, отстающих в развитии, при сравнении с их нормально развивающимися сверстниками были обнаружены, наряду с другими чертами, недостаточность моторного контроля, эмоциональное регулирование и выраженная импульсивность. Недостаточность моторного контроля проявлялась в следующем: неловкость, неуклюжесть, некоординированность движений; необходимость помощи при одевании; затруднения при обращении с ножницами; небрежность при рисовании; плохое рисование. Но не все перечисленные особенности были характерны для каждого ребенка. Степень выраженности недостатков также была разной. Все дети данной группы показали низкую подготовленность к усвоению программы обучения.[35]
    В работах зарубежных исследователей также имеются указания на недостатки моторной координации, общую моторную неловкость детей данной категории. Отмечается и отрицательное влияние этих особенностей на учебную деятельность. Например, X. Спионек (1972), занимавшаяся изучением детей с отставанием процессов развития, выявила, что примерно 30% имеют отставание двигательного развития. У многих детей наблюдается пониженная способность к выполнению точных и четких движений кистями и пальцами рук, медленный темп. Недостатки моторики по данным автора влияли на школьную деятельность детей.[31]
     А. Герд (1975), опубликовавшая в журнале «Дефектология» статью об обучении детей с нарушениями поведения в ГДР (эта группа по психолого-педагогической характеристике сходна с категорией, определяемой у нас как дети с задержкой психического развития), отмечала, что нарушения поведения, среди прочего, проявляются в виде двигательного беспокойства.[5]
    Таким образом, те или иные отклонения в развитии двигательной сферы детей с задержкой психического развития отмечались с самого начала выделения и изучения данной группы. Иногда они рассматривались как особенности поведения, в ряде случаев они выделялись в процессе наблюдений за детьми, изучения клинических вариантов задержки психического развития, при сравнении с умственно отсталыми детьми, или при исследовании особенностей высших корковых функций. Авторы указывают на нарушение произвольной регуляции движений как черту, присущую всем детям данной категории. Почти все исследователи отмечают недостатки мелкой моторики пальцев рук у детей с задержкой психического развития. Отмечается отсутствие единого типа нарушений моторной сферы: наличие двигательно возбудимых и двигательно пассивных детей. Неоднозначны и представления о раннем психомоторном развитии детей. По мнению авторов, отклонения в развитии моторной сферы детей с задержкой психического развития создают трудности в учебной деятельности.
    Следует отметить, что в исследованиях многих авторов делаются попытки установить наиболее вероятные механизмы двигательных нарушений детей с ЗПР.
    Важнейшим элементом морфофизиологической основы задержки развития при психофизическом инфантилизме является отставание в формирование наиболее молодых в эволюционном отношении физиологических отделов центральной нервной системы; церебральная астения в большинстве случаев формируется после ранее перенесенных органических поражений центральной нервной системы инфекционного или травматического характера (М.С. Певзнер, Л.В. Нейман, А.И. Каплан, 1965;М.С. Певзнер, 1972; И.А. Юркова, 1971; М.Г. Рейдибойм, 1971; К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, Л.И. Растягайлова, 1976; А.В. Дубинска, В. Плуде, 1980; И.Ф. Марковская, 1995).
    В.И. Лубовский (1978), изучая особенности высшей нервной деятельности детей с задержкой развития, обнаружил в большинстве случаев проявления дисфункций центральной нервной системы, которые могли определяться как влиянием легких органических поражений, возникших в раннем детстве (при осложненных формах инфантилизма и цереброастенических состояниях), так и в задержанном созревании мозговых систем (в случае неосложненых форм психофизического инфантилизма). Анализ данных электроэнцефалографии и тщательное неврологическое обследование детей с ЗПР показал наличие у большинства из них легкой органической патологии мозга.[17]
    То, что поражения центральной нервной системы, приводящие к задержке психического развития, действуют на ранних этапах развития, предполагает недоразвитие наиболее молодых в эволюционном отношении систем мозга, в частности лобных долей. Морфологические исследования установили длительный постнатальный период формирования лобных систем у ребенка. Академик П. К. Анохин считает, что лобная кора не имеет отношения к отдельным функциям мозга - памяти, восприятию, мотивациям, эмоциям, - но осуществляет их интеграцию в целенаправленные, пластические поведенческие реакции.
    Проведенные А.Р. Лурия нейропсихологические исследования больных с поражением лобных отделов коры головного мозга показали, что лобные доли мозга входят в состав корковых отделов двигательного анализатора. Двигательная кора отвечает за организацию, «программирование» и осуществление произвольной двигательной активности организма. Организация произвольных движений представляет собой сложный процесс, который опирается на две группы зон, входящих в состав корковых отделов двигательного анализатора. Постцентральные отделы обеспечивают топологическую организацию двигательных импульсов, направляя их к определенным группам мышц и уточняя состав двигательного акта. Премоторные отделы коры обеспечивают, прежде всего, кинетическую организацию движений, создавая возможность осуществлять переключения с одного движения на другое и превращать отдельные двигательные акты в плавные, серийно организованные двигательные навыки [18].
    М.О. Гуревич еще в 1930 году писал, что снижение моторной активности, или, напротив, явления моторного беспокойства наблюдаются при лобных поражениях. М.С. Певзнер (1972) указывала на обусловленность незрелости моторики детей с задержкой психического развития замедленным темпом созревания лобной коры. М.Г. Рейдибойм (1971) причиной двигательного беспокойства детей с ЗПР считал нарушение нормального соотношения процессов возбуждения и торможения, являющееся следствием недостаточности высших корковых функций. Н.П. Вайзман (1976) также говорил, что моторный инфантилизм связан с задержкой созревания корковых механизмов, тормозящей двигательную активность ребенка.
     В работе И.Ф. Марковской (1995) была выявлена дисфункция лобных структур мозга, характерная для всех детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Исследования функций этих структур обнаружило некоторое отставание в созревании нервной системы, проявляющееся в недостаточности звена контроля. Нарушения высших форм регуляции обнаруживаются у детей с ЗПР церебрально-органического генеза в каждой из двух клинических групп, выделенных И.Ф. Марковской: и с преобладанием незрелости эмоциональной сферы и с преобладанием нарушений высших корковых функций. Однако, недоразвитие регуляторных функций у детей первой группы проявлялось в основном в нестойкости тормозных связей. При выполнении двигательных заданий их ошибки связаны с импульсивностью, нестойкостью внимания и контроля, нарастающих на истощении. Тогда как нарушения регуляции у детей второй группы состояли не только в нестойкости контроля, но и в дезорганизации программирования произвольного действия.[20]
     
    1.2.   Особенности двигательных действий детей с задержкой психического развития  
    Учитывая все вышеизложенное, можно сказать, что одной из важнейших причин недостатков двигательной сферы у детей с ЗПР является отставание в созревании корковых механизмов, организующих и регулирующих двигательную активность.
    Таким образом, исследования многих авторов подтверждают, что у детей с задержкой психического развития имеются особенности формирования двигательной сферы. И хотя у них не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, попри более пристальном изучении обнаруживается отставание в двигательном развитии, нарушение регуляции произвольных движений, а также несформировангюсть техники выполнения движений и недостаточность двигательных качеств. Все авторы отмечают несовершенство мелкой моторики рук данной категории детей, что тормозит становление у детей графомоторных и других навыков и является препятствием к успешному обучению. Основными причинами данных нарушений считаются незрелость морфофункциональных структур мозга, отвечающих за организацию и регулирование двигательной активности.
    У детей с задержкой психического развития, как правило, не наблюдается тяжелых двигательных расстройств. Однако, при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность двигательных качеств, несовершенство мелкой моторики рук. [25]
    У детей с ЗПР имеются особенности формирования двигательной сферы. Те или иные отклонения в развитии двигательной сферы у детей этой группы отмечались с самого начала выделения и изучения данной категории нарушение произвольной регуляции движений является характерной чертой данной категории, а также несформированность техники выполнения движений и недостаточность двигательных качеств. Почти все авторы отмечают недостатки мелкой моторики пальцев рук у детей с ЗПР, а также отсутствие единого типа нарушений моторной сферы наличие двигательно-возбудимых и двигательно-пассивных детей (ЛД Глазырина, 2000, СП Евсеев, 1998, И Ф Марковская, 1995, Т Д Марцинковская, 2003). Двигательно-координационные способности в наибольшей степени взаимосвязаны с уровнем развития психики и зависят от пластичности корковых нервных процессов, от способности различать темп, амплитуду и направление движений, степень напряжения и расслабления мышц, особенностей окружающей обстановки.
    У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития отмечаются многочисленные нарушения техники выполнения основных движений. Типичные для данного контингента нарушения техники выполнения ходьбы и бега: сгибание или поворот туловища, наклон головы, несогласованные движения рук и ног, неправильная постановка стопы, слабый вынос бедра маховой ноги, слабое отталкивание, отклонение от заданного направления движения, нарушение ритма движений; нарушения техники выполнения прыжка в длину с места — неодновременное отталкивание, отсутствие замаха руками, прямое положение туловища при подготовке к отталкиванию, выпрямление ног в полете, не выполнение на результат; нарушения техники выполнения метания - несогласованная работа мышц рук и туловища, отсутствие замаха рукой, выполнение метания движением от плеча, стоя на прямых ногах из стойки ноги врозь, неправильный хват мяча, чрезмерное напряжение мышц кисти и пальцев, отсутствие финального усилия; нарушения техники выполнения равновесия -согнутое или наклонное положение туловища и головы, стойка на согнутой ноге и не зафиксированное положение другой ноги, руки согнуты или опущены в стороны-книзу, дополнительные движения в балансировании, не фиксированный взгляд.[12]
    В завершении следует отметить, что необходимость коррекции недостатков моторной сферы детей с нарушениями развития и положительное влияние такой работы на формирование психики детей отмечалось многими исследователями. Во многих научных работах, посвященных проблеме задержки психического развития, в программах обучения и воспитания детей с ЗПР, - везде указывается на необходимость проводить специальные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья, коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, развитие зрительно-моторной координации, графомоторных навыков детей с ЗПР. Однако часто в методических пособиях содержатся общие рекомендации к коррекции или отдельные конкретные упражнения. Поэтому и в настоящее время актуальна разработка комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы, которая учитывала бы особенности физического и двигательного развития детей с задержкой психического развития.
     
    Глава 2. Методика физического воспитания адаптивного характера для детей старшего дошкольного возрастас задержкой психического развития  
    2.1. Подходы к коррекции моторной сферы у детей с задержкой писхического развития  
    Практически во всех научных работах, посвященных проблеме задержки психического развития, в программах обучения и воспитания детей с ЗПР, методических рекомендациях к проведению коррекционной работы с этими детьми, - везде указывается на необходимость проводить специальные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья, коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, развитие зрительно - моторной координации, графомоторных навыков детей с ЗПР. Однако ни в одной публикации нет описания сколько ни будь стройной, последовательной системы физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы с данной категорией детей, особенно дошкольного возраста.
    Так в системе коррекционной работы с детьми данной категории, предложенной Э. Я. Пекелис (1972), определенное внимание, наряду с другими сторонами, было направлено на совершенствование моторики детей. В результате двух-трехлетнего посещения детьми групповых занятий с одновременным обучением в школе заметно организовалось их поведение, улучшилось внимание, целенаправленность деятельности, появилось чувство ответственности, сформировались школьные интересы.[32]
    В своих исследованиях У. В. Ульенкова (1980,1994) говорит о том, что в системе коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ЗПР значительная роль принадлежит физкультурным занятиям, корригирующей гимнастике, занятиям ритмикой, лечебной физкультурой. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Такая система работы в большинстве случаев способствует значительному продвижению детей.[33]
    Н. Ю. Борякова (2000) в учебно-методическом пособии «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития» указывает на необходимость совершенствования двигательных функций детей с ЗПР, начиная с раннего возраста. Поскольку дети, поступающие в специализированные группы детского сада, отличаются целым рядом особенностей. Как правило, это соматически ослабленные дети, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций, при обследовании выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям. Общая моторная неловкость и недостаточность мелкой моторики обуславливает несформированность навыков самообслуживания: многие затрудняются в использовании ложки, в процессе одевания и др.
    В связи с вышеперечисленными особенностями в программу коррекционной работы с детьми раннего возраста с ЗПР, названной «Ступеньки развития», включен раздел «Развитие общей и мелкой моторики. Формирование элементарных графомоториых навыков». Построение программы осуществляется по спирали: на каждом следующем этапе усложняются этапы работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются. Однако в этой работе представлены лишь общие подходы к физическому развитию ребенка с ЗПР, но организационные аспекты и содержание коррекционной работы по физическому воспитанию не раскрываются.[1]
    Н. Г. Любушкина (1976) описывает приемы работы, которые использовались для развития мелких движений руки и точности координации в процессе экспериментального обучения, направленного на подготовку детей с ЗПР в школу. Детей обучали рисованию карандашом, лепке, аппликации, конструированию. Большое внимание уделялось изображению мелких деталей рисунков. Данные занятия способствовали развитию точности и направленности движений.[19]
    И. Ф. Марковская и Е. А. Екжанова (1988) представили свою систему развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития, применения которой в начальных классах школ для детей с ЗПР, а также в подготовительных группах специальных детских садов дала положительные результаты.
    Р. Д. Тригер (1981, 2000) разработала систему работы по подготовке к обучению грамоте детей с ЗПР, в которую входит развитие мелкой моторики пальцев рук и развитие зрительно - моторной координации. Это подготавливает детей к овладению навыком письма и чтения. На необходимость развития зрительно-моторной и слухо-моторной координации у детей с ЗПР в период подготовки к обучению чтению указывает Н. А. Цыпина (1994).
    Одной из интересных точек зрения американских авторов на трудности в обучении у детей, является идея о влиянии определенной физической активности на развитие более высокого уровня способности к обучению у данной категории детей.
    Одним из наиболее известных сторонников этих взглядов является С. Delacato (1963), который исходя из своей концепции о трудностях в обучении, разработал серию двигательных упражнений, направленных на совершенствование работы нервной системы и являющихся «лекарством» при неврологической недостаточности.
    N.S. Kephart (1968) решающим в преодолении неуспеваемости детей с «замедленным темпом обучения» считал предварительное обучение их перцептивно-моторным умениям. Для развития моторной сферы он предлагал такие задания как:
    – различные упражнения на меловой доске, направленные на тренировку мышц кисти и пальцев рук, развитие точности движений, их одновременности;
    – упражнения способствующие обучению балансировке (использование балансировочной доски);
    – упражнения на батуте, обучающие детей координации и мышечному контролю;
    – различные игры при физическом обучении;
    – ритмические упражнения и т. д.
    Под влиянием этого ученого в дальнейшем были разработаны учебные планы, приемы, которые учитывали двигательные аспекты в обучении детей данной категории.[34]
    Таким образом, в исследованиях отечественных и зарубежных авторов показано, что работа по коррекции недостатков моторной сферы детей с ЗПР как дошкольного, так и школьного возраста положительно влияет на развитие их интеллектуальной и речевой деятельности, а также на их общее развитие. Использование возможностей такой коррекции необходимо как в организованных формах обучения и воспитания детей с ЗПР, так и в условиях семьи.
    В целом, можно выявить общие подходы к физическому воспитанию детей с нарушениями развития: огромное значение имеет целенаправленное преодоление недостатков моторики, развитие двигательной активности, охрана и укрепление здоровья детей. Физическое воспитание всегда является важной частью общей системы обучения, воспитания и лечения детей с нарушениями развития. Однако, ни для какой категории детей с нарушениями в развитии практически не разработана комплексная система физкультурно-оздоровительной работы, учитывающая особенности физического развития детей данной категории и отражающая современные подходы к оздоровлению и физическому воспитанию детей.
     
     
    2.2. Методика коррекции основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития  
    Для правильного построения работы по развитию двигательно-координационных способностей детей с ЗПР необходимо учитывать уровневый подход, с вычленением области отражения, недоразвития и нарушения согласованной деятельности отдельных церебральных систем, выделяя опору на более сохранные нижележащие церебральные уровни коррекцию недостаточного рубоспинального уровня организации в покое и в движении путем развития статической выносливости, равновесия, способности удерживать позу после сбивающего воздействия (кружения) ввиду того, что у детей с ЗПР часто встречающиеся нарушения регуляции мышечного тонуса выражаются в повышении или снижении мышечного тонуса и препятствуют удержанию конечностей в определенном положении, коррекцию недостаточности уровня синергии, выражающегося в бедности защитных, вспомогательных, выразительных, мимических, пластических движений путем применения музыкально-ритмических занятий; а также упражнений, направленных на развитие гибкости, укрепление мышц туловища, коррекцию недостаточности уровня пространственного поля, появляющегося в слабости, неточности, несвоевременности движений путем развития силы, быстроты движений, их точности.[6]
    Таким образом, установлено, что для коррекции нарушений техники выполнения основных движений у детей с задержкой психического развития недостаточно использования традиционно применяемых средств воздействия. Это, в свою очередь, вызывает необходимость разработки соответствующего комплекса средств и методики.
    Основой методики  является комплексное использование упражнений для коррекции двигательных нарушений, подводящих упражнений и средств, направленных на развитие мелкой моторики; специально подобранных методов и методических приемов.
    Особенно полезны в плане коррекции упражнения в бассейне.
     С этой целью на занятиях в воде можноприменяють не сложные, но эмоционально позитивные эстафеты, игры с мячом, коррекцию недостаточности теменно-премоторного уровня организации движений, при котором страдает организация двигательного акта на корковом уровне путем организации движений играми по правилам, с осознанием, запоминанием, пересказом их содержания.
    Необходимо использують игры и упражнения на развитие внимания, сообразительности,находчивости, задания на запоминание траектории движений, пути перемещения в пространстве, коррекцию высшего символического уровня организации движений путем включения сюжетно-ролевых игр, упражнений с определенной ситуацией и реальными действиями (этюдами).[11]
    Состав средств для коррекции основных двигательных действий может практически не отличается от используемых в методике физического воспитания дошкольников.
    На занятиях физической культурой можно применять подводящие упражнения, разработанные Н.П. Филатовой (2001) для дошкольников с нарушением речи. Такой выбор обусловлен тем, что большинство этих детей, помимо основного нарушения в развитии, имеют задержку психического развития.[34]
    При подборе средств, направленных на развитие мелкой моторики, необходимо использовать методические разработки для педагогов-дефектологов дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, инструкторов физического воспитания в детском саду, специалистов по массажу.[13]
    Последовательность выполнения всех упражнений на занятии ФК согласовывалась с цефалокаудальным принципом развития двигательных функций человека. В соответствии с ним, координация двигательных действий совершенствуется в следующей последовательности: голова, руки, ноги. Поэтому каждое занятие целесообразно начинать с комплекса пальчиковой гимнастики, затем выполнялись все остальные упражнения.
    Содержание занятий:
    1. Пальчиковая гимнастика.
    2. Разновидности хольбы и бега.
    3. Комплекс ОРУ с метаниями.
    4. Подводящие упражнения.
    5. Разновидности основных движений.
    5. Ходьба с постепенным замедлением темпа движений.
    6. Упражнения для коррекции двигательных нарушений.
    7. Упражнения на расслабление, на растягивание.
    8. Самомассаж рук.
    Отличительной особенностью основной части занятия является то, что все упражнения нужно выполнять в режиме предметного действия для повышения степени осознанности двигательных действий, обеспечения более прочного усвоения двигательных навыков.
    Содержание заключительной части составили упражнения, обеспечивающие общее и мышечное расслабление. Так как расслабление мышцы является важным компонентом двигательного действия, необходимым условием его качественного выполнения [16], применение данных упражнений имеет важное значение.
    В основном с дошкольниками применяется метод строго регламентированного упражнения. Коррекционные, подводящие упражнения и общеразвивающие упражнения с предметами разучивались целостным методом. При разучивании упражнений пальчиковой гимнастики необходимо использовать метод расчлененного упражнения.
    При работе с детьми, испытывающими затруднения в обучении, помимо выше указанных, можно применять метод пассивных движений [A.B.Запорожец, 1986].
    Данный метод предполагает выполнение движений занимающимся посредством активных действий инструктора. В связи с трудностью подражания, переформулировки схемы действия у детей с органическими поражениями центральной нервной системы, непосредственная физическая помощь в организации действия приобретает большое значение. Постепенно, с усвоением движения, физическая помощь уменьшается и увеличивается роль вербальной регуляции.
    Дифференциация методических приемов необходимо осуществлять в зависимости от используемых средств. Основной используемый методический прием - выполнение всех упражнений, за исключением упражнений пальчиковой гимнастики и самомассажа рук, в режиме предметного действия. Использование данного приема обеспечивало повышение эффективности самоконтроля, степени осознанности ребенком собственных действий, создание мышечных представлений о движении.
    При обучении упражнениям пальчиковой гимнастики, общеразвивающие упражнения с предметами можно использовать музыкальное сопровождение, вариативные положения и условия выполнения.
    Для формирования и коррекции двигательных умений в процессе занятий необходимо варьировать положения и условия выполнения упражнений. Данный методический прием можно использовать при обучении коррекционным упражнениям и упражнениям пальчиковой гимнастики и обеспечивал постепенное повышение степени сложности заданий.[28]
    Во время занятий нужно применять также индивидуальные приемы воспитания и обучения, подобранные в соответствии с характером нарушений в эмоционально-волевой сфере детей (инфантилизм, гиперактивность) с учетом рекомендаций педагогов-психологов [6, 26].

    Заключение  
    Необходимость коррекции недостатков моторной сферы детей с нарушениями развития и положительное влияние такой работы на формирование психики детей отмечалось многими исследователями.
    При организации коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения развития, огромное значение имеет целенаправленное преодоление недостатков моторики, развитие движений, охрана и укрепление здоровья детей. Конечно же, подходы к организации физического воспитания детей с разными отклонениями в развитии неодинаковы. Они учитывают структуру дефекта, степень выраженности нарушений, состояние здоровья детей и многое другое. Однако всегда физическое воспитание является важной частью общей системы обучения, воспитания и лечения детей с нарушениями развития.
    Неоднородность в группе детей с задержкой психического развития обуславливается замедленностью становления эмоционально-волевых характеристик и произвольной регуляции поведения, хотя нарушения в интеллектуальном плане могут быть выражены слабо. Детям с минимальной мозговой дисфункцией присущи различные формы инфантилизма, наиболее отчетливо проявляющиеся к концу дошкольного возраста и в начальной школе. Нарушение в функционировании отдельных уровней аффективной системы регуляции поведения у детей с ЗПР существенно влияет на формирование их личности. У детей с ЗПР имеются особенности формирования двигательной сферы. Те или иные отклонения в развитии двигательной сферы у детей этой группы отмечались с самого начала выделения и изучения данной категории нарушение произвольной регуляции движений является характерной чертой данной категории, а также несформированность техники выполнения движений и недостаточность двигательных качеств. Почти все авторы отмечают недостатки мелкой моторики пальцев рук у детей с ЗПР, а также отсутствие единого типа нарушений моторной сферы наличие двигательно-возбудимых и двигательно-пассивных детей.
    Процесс коррекции основных двигательных действий у детей с задержкой психического развития осуществляется с учетом данных о замедленном процессе формирования двигательных навыков, наличии различных двигательных нарушений. Адекватными средствами при этом являются упражнения для коррекции двигательных нарушений, подводящие упражнения и средства, направленные на развитие мелкой моторики. Комплексное использование данных средств является основой повышения эффективности процесса занятий адаптивной физической культурой, направленного на коррекцию основных двигательных действий.
    Разработанная  методика коррекции основных двигательных действий, помимо выше указанных средств, предусматривает: применение методов строго регламентированного упражнения (целостного, расчлененного, переменного), метода пассивных движений при затруднениях в обучении; методические приемы: выполнение упражнений в режиме предметного действия, использование музыкального сопровождения, вариативные положения и условия выполнения упражнений; индивидуальные приемы воспитания и обучения, применяемые при работе с гиперактивными и инфантильными детьми.
     
    Список литературы  
    1.   Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М.: Гном-Пресс, 2002. - 64 с.
    2.   Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.
    3.   Герд А. Обучение детей с нарушениями поведения в ГДР // Дефектология. - 1975. - №6. - С.54-63.
    4. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошк. учреждений / Л.Д. Глазырина, В .А. Овсянкин. -М.: Владос, 1999. 176 с.
    5.   Демьянов Ю.Г. Клинические особенности младших школьников со стойкими нарушениями успеваемости // Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью / Под ред. К.С. Лебединской, В.М. Явкина, В.Г. Петровой. - М., 1976. - С.47- 53.
    6.   Дробинская, А.О. Синдром психического инфантилизма / А.О. Дробинская. // Коррекционная педагогика: хрестоматия / под общ.ред. Ю.В. Науменко. Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2002. - С. 36-39.
    7.   Дубинска А.В., Плуде В. Клинические проявления задержки психического развития у детей шестилетнего возраста // Изучение шестилетних детей. - Рига, 1980. - С.31-47.
    8.   Екжанова Е.А. Изучение рисунка дошкольников с задержкой психического развития в свете некоторых особенностей их познавательной деятельности // Шестилетние дети: проблемы и исследования: Межвузовский сборник научных трудов. - Н. Новгород, 1993. - С.46-51.
    9.   Запорожец, A.B. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т.2. Развитие произвольных движений / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1986.-296 с.
    10. Ильин В.А. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в детских домах для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития: автореф. дис. . канд. пед. наук / В.А. Ильин. М.: ГЦОЛИФК, 1992.-20 с.
    11.   Киселева, Н ВМетодика коррекционных воздействий, направленных на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами художественного плавания. Учебное пособие - Нижневартовск НГГУ, 2006-75с.
    12.   Коровина И.А. Двигательные нарушения в структуре развития основных движений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития //Адаптивная физическая культура - пути и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции (г. Волгоград, 23-25 сентября 2009 г.) - Волгоград: ВГАФК, 2009. - С. 5053.
    13. Коровина И.А. Содержательные основы методики коррекции основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития //Современные проблемы науки и образования. - 2010. - № 6 (приложение "Педагогические науки"). - С. 4.
    14. Лебединская К.С., Марковская И.Ф. , Растягайлова Л.И. Клинико-нейропсихологическое исследование задержки психического развития // Проблемы медицинской психологии. - Л., 1976. - С.217-218.
    15. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. - М: Изд-во МГУ, 1985. - 167 с.
    16. Лечебная физическая культура: учебник для студ. высш. учеб.заведений. / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасеева и др.; под ред. С.Н. Попова. М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 416 с.
    17. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М.: Просвещение, 1978. - 224 с.
    18. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. - М.: МГУ, 1962. - 432 с.
    19. Любушкина Н.Г. О формировании навыка письма у детей с задержкой психического развития // Тез.докл. 4-ых Всесоюз. пед. чтений. Т.2. - М., 1976. - С.219-220.
    20. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М., 1995. - 198 с.
    21.   Марковская И.Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития (нейропсихологический подход) / И.Ф. Марковская. // Альманах института коррекционной педагогики РАО. 2005. - №9. -С. 39-46.
    22. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М.: Владос, 1997. - 304 с.
    23. Певзнер М.С, Ляпидевский С.С., Нейман Л.В., Каплан А.И. Клиническая характеристика аномальных детей // Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И. Дьячкова. - М., 1965. - С.48-85.
    24. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития // Дефектология. - 1972. - №3. - С. 3-9.
    25. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / под ред. Л.В. Шапковой. СПб.: Детство-Пресс, 2002. - 160 с.
    26. Подласый, И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учеб.пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений / И.П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 2002.-352 с.
    27. Рейдибойм М.Г. Клиническое изучение детей с задержкой психического развития // Дети с временными задержками развития. - М.: Педагогика, 1971.-С. 92-102.
    28. Решетняк, О.В. Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с дошкольниками 5-6 лет, имеющими ЗПР / О.В. Решетняк, Т.А. Банникова. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. - №2. - С. 54-59.
    29. Самодумская Е.Н. К вопросу об органическом инфантилизме // Дети с временными задержками развития. - М.: Педагогика, 1971. - С.46-51.
    30. Сиротюк, A.JI. Обучение без стресса: психофизическая подготовка / А.Л. Сиротюк. // Дошкольное воспитание. 2005. - №1. - С. 76-83.
    31. Спионек X. Нарушения развития учащихся начальных школ и испытываемые ими затруднения в учебной деятельности // Дефектология. - 1972. - №3. - С.21-28.
    32. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. Т.2. Содержание и методики адаптивной физической культуры ихарактеристика ее основных видов / под ред. проф. С.П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2005. 448 с.
    33. Ульенкова У.В. Дети с ЗПР. - Н. Новгород, 1994. - 238 с.
    34. Филатова, Н.П. Обучаем дошкольников двигательным действиям / Н.П. Филатова. // Физкультурное образование Сибири. 2001. - №2. -С. 39-44.
    35. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте // Журнал неврологии и психиатрии. 1998. №9. - С. 4-8.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Коррекция основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.