Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Волевая регуляция родителей воспитывающих ребенка-инвалида

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Волевая регуляция родителей воспитывающих ребенка-инвалида
  • Предмет:
    Психология
  • Когда добавили:
    25.07.2014 14:02:31
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
     
    СОДЕРЖАНИЕ
     
    ВВЕДЕНИЕ…………………………………….…………………………….….3
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ
    Теоретические подходы к пониманию волевой регуляции личности…..5
    Типология личностных особенностей и  волевых качеств родителей  воспитывающих ребенка-инвалида………………………………………….…10  
    ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
    2.1. Организация и проведение исследования…………………………………14
    2.2. Анализ результатов исследования…………………………………………18
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..………..….…21
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..…………..24
    ПРИЛОЖЕНИЕ
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ВВЕДЕНИЕ
     
    Актуальность работы. В настоящее время мировая статистика фиксирует ежегодное увеличение количества детей-инвалидов. Данный факт привлек внимание  специалистов различного профиля, социологов, педагогов, психологов, и др.
    Ребенок с ограниченными возможностями воспринимает мир непосредственно через семью. Эмоциональное состояние родителей, их способ и готовность к решению данной проблемы, отношение к ребенку оставляет значительный отпечаток в формировании его личности.
    Для детей с особенным развитием роль семьи в процессе социализации и психическом развитии неизмеримо возрастает, т.к. она берет на себя обязанности всего основного ухода, воспитания, и  образования ребенка. По этому, от того как родители относятся к данной проблеме, на сколько готовы приложить усилий для улучшения состояния ребенка, на сколько психологически и педагогически они компетентны в данном вопросе, на сколько сильна их волевая регуляция, будет зависеть будущее ребенка его психологическое состояние, эмоциональное благополучие и возможность адаптации в обществе.
    Объект исследования:  волевая регуляция как компонент волевого акта человека.
    Предмет исследования:  особенности волевой регуляции родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
    Цель исследования:
    провести теоретический анализ проблемы волевых регуляций человека. исследовать особенности волевых регуляций родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Согласно цели курсовой работы, мы определили основные задачи:
    Определить значение воли и волевой регуляции для жизнедеятельности человека.Охарактеризовать типологию личностных особенностей родителей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями.Провести анализ волевых качеств родителей  воспитывающих детей-инвалидов.Провести эмпирическое исследование особенностей волевых регуляции родителей  воспитывающих детей-инвалидов. Методологические основы исследования:
    Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
    - теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
    -тестирование; 
    -беседа.
    Методика исследования:
    - методика изучения импульсивности и волевой регуляции (Пережогин Л.О., Шостакович Б.В., Горинов В.В.)
    База исследования: 15 супружеских пар воспитывающие ребенка-инвалида (данные семьи посещают Центр развития ребенка).
    Теоретическая и практическая значимость:  заключается в подробной методологической проработке темы исследования. Результаты данной работы могут использоваться практическими психологами в процессе работы с семьей ребенка-инвалида. Полученные теоретические положения могут применяться в учебном процессе высших учебных заведений при преподавании курсов дефектологии и практической психологии.
    Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем курсовой работы - 25 страницы, список использованной литературы содержит 20 источников.
     
    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ
     
    1.1.Теоретические подходы к исследованию волевой регуляции личности
    В психологической науке исследования воли строятся вокруг четырех феноменов: проблемы выбора мотивов и целей, волевых качеств личности, волевого действия, и волевой регуляции психических состояний.
    Воля – способность сознательно регулировать поведение с приложением усилий для принятия решения и реализации деятельности. В зависимости от уровня развития воли, что способствует преодолению трудностей при совершении целенаправленных поступков и действий [10, c.18].
    Общими признаками волевого действия являются:
    1) осознанность, целенаправленность, и намеренность действия;
    2) внутреннее чувство необходимости и совершения запланированного действия;
    3) наличие дефицита торможения или к определенному действию.
    В основе произвольного действия лежат:
    1) планирование;
    2) осознание мотива поведения,
    3) регуляция процесса его осуществления действий.
    Развитие способности личности к овладению собственным поведением, является начальным этапом формирования гармоничной личности.
    Высший уровень сознательной регуляции — волевая регуляция деятельности [19, c.25].
    Борьба мотивов является основным компонентом волевого акта. Так как, в процессе принятия решения происходит самоограничение, выбор среди двух и более сильных влечений, сознательное подчинение одному из них, более значимой и важной цели.
    Волевая регуляция – это высший уровень произвольной регуляции личности деятельности, что обеспечивает преодоление трудностей в процессе достижения поставленных цели, и представляет собой произвольную форму мотивационного процесса, направленного на создание социально необходимого действия.
    Волевая регуляция - одна из форм произвольной регуляции действий, основывается на создании дополнительного побуждения – мотивации.
    Волевая регуляция – это намеренно осуществляемый контроль побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости и выполняемому человеком по своему решению [15, c.85].
    Выделяют три основных функции волевой регуляции человека:
    Повышение уровня эффективности в деятельности;Длительное концентрирование внимания на значимом объекте деятельности;Развитие познавательных процессов и  регуляция основных психических функций: видов мышления, качество восприятия, оббьем памяти, речь и креативности воображения. Механизм волевой регуляции заключаются в следующих компонентах:
    восполнения слабого побуждения к совершению волевого усилия;осознанное, преднамеренное изменение смысла действий с целью реализации плана [10, c.32]. Механизм восполнения ослабленного побуждения, или так называемого дефицита к побуждению, состоят в его усилении более значимой мотивации путем оценки действий и событий, а также представлений о пользе которая может быть достигнута, Усиление дефицита побуждения тесно связано с переоценкой ценности человека на основе процесса действия когнитивных механизмов.
    Усиление мотивационных тенденций происходит за счет мысленного построения модели будущей ситуации. Предвидение отрицательных и положительных результатов деятельности вызывает эмоции, связанные с достижением сознательно поставленной цели. Эти побуждения и выступают дополнительной мотивацией для волевой регуляции.
    Волевое усилие – это залог преодоления трудностей в процессе совершения  запланированных действий и тем самым обеспечивает возможность достижение поставленных целей.
    Выделяют четыре формы волевой регуляции:
    1) прямая форма - самоприказы, самоободрене и самовнушение;
    2) косвенная форма – создание образов, представлений, связанных с достижением цели;
    3) абстрактная форма - построение системы рассуждений, логических обоснований и выводов;
    4) комбинированная форма – это сочетание элементов прямой, косвенной и абстрактной формы волевой регуляции [15, c.76].
    С помощью волевой регуляции  человек подключает незначимое или малозначимое движение, но которое способствует достижение цели.
    Волевая регуляция личности связана с личностными качествами человека.
    К волевым качества личности относится – решительность, инициативность, целеустремленность, настойчивость, смелость, особенности волевой активности человека, что способствует преодолению внешних и внутренних трудностей, что при определенных обстоятельствах и условиях проявляются как устойчивые личностные черты.
    Целеустремленность – качество личности, при котором человек способен подчинять свои действия к поставленным целям.
    Целеустремленного человека отличает высокая толерантность, т.е. устойчивость к препятствиям, к стрессам, к неожиданным поворотам событий в процессе достижения поставленной цели.
    Настойчивость – это способность мобилизировать внутренние силы для преодоления трудностей, умение быть упорным, устойчивым и сильным к внешним и внутренним воздействиям.
    Решительность – это умение своевременно принимать и обосновать твердые решения.
    Инициативность – это способность принимать самостоятельные решения, а также  реализировать их в деятельность; это возможность спонтанного выражение желаний, побуждений, и мотивов человека.
    Источник энергии волевых действий связан с актуальными проблемами человека. Опираясь на свои желания, человек своим произвольным поступкам предает сознательный смысл.
    Волевые действия человека всегда детерминированы, и связанные с сознанием, и напряженной работой мышления с целью преодоления трудностей.
    Волевая регуляция включается в деятельность на всех этапах ее осуществления:
    постановка цели;выбора средств и способов ее достижения, планирование действий и следования намеченному плану;контроля исполнения [17, c.52]. Сознательный отказ от мотивов и целей, взамен им предпочитая другие влечений, и реализируя их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям, характеризирует особенности включения волевой регуляции на начальный момент осуществления деятельности.
    Волевая регуляция возможна только тогда, когда человек сам вырабатывает и использует такие личностные способы регуляции, которые сопровождаются волевыми усилиями, реализуются в волевых качествах, волевых действиях, волевом поведении.
    Сознательный отказ от привычного способа решения задачи, иногда выбирая более трудный вариант действий, и намерение не отступать от него, проявляется воля в выборе действия.
    Концентрация внутренней силы для выполнения действий даже тогда, когда сил и желания это делать почти не осталось – это является проявлением волевой регуляции контроля исполнения действия.
    Чаще всего, вызывает трудности, в плане волевой регуляции человека, такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления с самого начала и до конца деятельности.
    Включение воли в управление деятельностью, связанная с борьбой несовместимых мотивов, когда каждый мотив требует в один и тот же момент времени выполнение различных действий. Тогда сознание человека и его мышление, включаясь в волевую регуляцию поведения, ищут дополнительные стимулы для выбора более сильного мотива, и придание ему в сложившейся обстановке больший смысл. Этот волевой акт психологи называют активным поиском  связи цели и осуществляемой деятельности с учетом духовных ценностей человека, и сознательное увеличение его значения, чем они имели вначале [16, c.19].
    С возрастом у человека развитие составляющих волевой регуляции становится более гибким и динамичным, что помогает субъекту более точно и адекватно управлять своим поведением и деятельностью, для достижения значимых для него результатов.
    Волевая регуляция личности также может поддаваться нарушению, вследствие чего становится возможным совершения какой-либо деятельности, повышается риск к не контролированной импульсивной активности.
     Выделяют следующие виды нарушения волевой регуляции деятельности человека (таблица 1.1.)
     
     
     
     
     
    Таблица 1.1.
    Виды нарушения волевой сферы

    1.2.Типология личностных особенностей и  волевых качеств родителей  воспитывающих ребенка-инвалида
    Современная наука изучает психологические свойства личности с позиций целостного системного подхода.
    Переживания, которые испытывают родители детей с психофизическими недостатками, влияют на их самосознание, эмоциональную и когнитивную систему.
    Эмоциональное состояние человека влияет на эффективность деятельности человека и способность управления стрессом.
    Выделяют три типа реагирования на стресс:
    Гипостенический типом реагирования (люди отличаются повышенной чувствительностью, тревожностью, суетливостью);Стенический тип реагирования (свойственный людям с авторитарным стилем взаимодействия с окружающими и импульсивно-инертными чертами характера);Комбинированный тип реагирования (Люди с высокой нормативностью поведения, сдержаны в проявлении эмоций. Им свойственно внутреннее субъективно-индивидуалистичное переживание проблем). [15, c.60]. Психологические особенности личностей родителей влияют на психологическое принятие ребенка с психофизическими недостатками, а в следствии и на подход к решению данной проблемы.
    Выделяют наиболее важные волевые свойства личности - настойчивость, целеустремленность, решительность, смелость, инициативность и др.
    Целеустремленность человека понимается, как способность подчинить свои действия к поставленным целям. Целеустремленность проявляется в умении человека быть толерантным, т.е. устойчивым к возможным стрессам, препятствиям, и неожиданным поворотам событий при ориентации на определенную цель. [16; c.51].
    Детально рассмотрим портрет родителей, которые воспитывают ребенка-инвалида.
    Авторитарный  тип (импульсивно-инертный).
    Характеризуется активной жизненной позицией, стремлением руководствоваться своими собственными убеждениями. Такой типаж родителей имеют две крайности отношений к детям-инвалидам. Одни узнав о данной проблеме – немедленно отказываются от него. Другие же делают всё возможное, чтобы преодолевать проблему, стремятся, и облегчать участь ребенка. Эти родители упорно добиваются оздоровления, обучения и социальной адаптации своего ребенка. Они не видят преграды на своем пути и уверены в своих силах и возможностях [12, c.60].
    Люди с авторитарным типом отношения характеризуется феноменальной способностью вытеснения негативных переживаний, связанных с инвалидностью ребенка.
    Единственным отрицательным качеством данного типа, является их несдержанность, чрезмерное раздражение, отсутствие контроля, конфликтность.
    Авторитарные родители могут применять жесткие формы взаимодействия с ребенком, вплоть до избиения, холодности и отстраненности от его проблем.
    Невротичный  (тревожно-сенситивного)  тип.
    Родители принимают пассивную позицию к проблеме ребенка.
    Они уверенны в отсутствии выхода из создавшегося положения, что значительно ухудшает психологическое состояние ребенка.
    Им сложно понять что некоторые недостатки, возникающие у ребенка, являются результатом уже не болезни, а их собственной педагогической несостоятельности.
    Тревожно-сенситивный тип родителей не могут организовать совместную деятельность с ребенком, и они непоследовательны в использовании приемов воспитания. Могут проявлять чрезмерную снисходительность, а затем требовать невозможного.
    В данного типа родителей чаще доминируют истерические, тревожно-мнительные и депрессивные черты характера.
    Это проявляется в стремлении избегать трудных жизненных ситуаций, а в желании решить проблемы.
    Тревожный эмоциональный фон, затяжные депрессивные состояния, истерики, подавленное настроение, присутствуют излишние опасения чего-либо, что может повредить ребенку.
    Психосоматичного тип родителей характеризируется  эмоциональной лабильностью. Им свойственны частые смены настроений, от радости до депрессии. Не склонны к конфликтам, сдержанно, а иногда даже замкнуты. [16, c.55].
    Проблема ребенка, чаще скрываемая от окружающих и переживается родителями изнутри.
    Родители работают со своими детьми, максимально напрягая и изнуряя себя. Они могут не отдыхать и не жалуются на потребность в этом.
    Психосоматичные родители, так же как и авторитарные, стремятся найти лучших специалистов для своего ребенка, а некоторые приобретают дефектологическое образование, и успешно оказывают помощь своему ребенку и чужим детям.
    Выделенные личностные особенности родителей являются фундаментальными для определения позиций человека в семьи по отношению к больному ребенку.
    Предоставленная типология личностных особенностей родителей позволяет определить выбор методов и средств, направленных на оказание семьям психологической помощи семьи.
     
     
     
    ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
     
    Организация и проведение исследования Исследование особенностей волевой регуляции родителей, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями, мы провели с помощью методики изучения импульсивности и волевой регуляции (Пережогин Л.О., Шостакович Б.В., Горинов В.В.). Данная методика известна в области психиатрии и применятся для диагностики волевых расстройств личности, которая свою популярность завоевала высокой прогностической валидностью.
    Пережогин Л.О., Шостакович Б.В., Горинов В.В. разработали диагностическую шкалу для исследования особенностей волевой сферы личности.
     Удобство диагностической оценки волевых особенностей личности заключается в простоте использования и сравнения показателей по шкалам, с помощью которых возможно создать индивидуальный профиль испытуемого.
    Вопросы методики, состоят из утверждений, на которые необходимо дать ответ: “Да”, “Пожалуй, да”, “Пожалуй, нет”, “Нет” (приложение А)
    Утверждения методики составлено таким образом, чтобы полученный ответ можно было оценить степень сохранности исследуемого компонента волевой функции.
    Шкалирование результатов происходит с помощью заполнения бланка для ответов на  75 вопросов методики. Сами же вопросы методики делятся на 7 категорий:
    Категория – волевые действия (ВД). Оцениваются действия, которые совершаются без переживаемой о результате, но за этими действиями стоит решение удовлетворения потребностей в будущем. А также, создание индивидом объективных ценностей на пользу близким, окружающим людям, принятие нормам общества удовлетворение требований коллектива.Категория – преодоление препятствий (ПП). Оценивается показатель возможности преодоления физических помех, неожиданных осложнений, преодоление внутренних состояний, решение борьбы мотивов, на пути к достижению цели.Категория – преодоление конфликта (ПК). Диагностируется особенность личности к преодолению конфликта связанный с выбором двух и более, не всегда совместимых действий, что  могут быть обусловленные разными мотивами. Вследствие данного конфликта человек оценивает собственные цели и выбирает личные или социальные мотивы, осознавая или не не конца осознавая их последствия.Категория – преднамеренная регуляция (ПР). Диагностируется способность личности диагностировать следующие параметры регуляции действия – силы, скорости, и темпа деятельности. А также, способность эмоционального контроля и организации психических процессов в процессе деятельности.Категория – автоматизм и навязчивости (АН). Диагностика умений приобретения навыков автоматизированных действий, т.е. довести действия до автоматизма его выполнения.Категория – мотивы и влечение (МВ). Выявление переживания первичного, ненаправленного влечения, переживания естественного инстинктивного побуждения.Категория – прогностическая функция (ПФ). Изучается способности человека к оценки собственного волевого акта. личное отношение к осознанной цели, средствах и последствиях достижения цели.  
    При обработке результатов ответы суммируются по парам: «Да» и «Пожалуй да», а также суммируются «Нет» и «Пожалуй нет».
    После прочтения инструкции, испытуемому предлагается заполнить бланк для ответов, с ячейками для вариантов ответов на утверждения (Приложение Б).
    Ответы сравниваются с ключом к методики. За каждый несовпадающий ответ начисляется один балл. Сумма баллов по каждой шкале, умножается на коэффициент (К), который имеет свое значение на каждой шкале, что  позволяет получить нормированные показатели. К методике прилагается таблица оценки свойства волевой регуляции.
    Ключ к тесту:
    Волевые действия (ВД) = 1+, 7-, 13+, 19+, 25-, 31+, 37+, 43+, 49-, 54-, 59-, 63+ (12 показателей, К = 8,3);Преодоление препятствий (ПП) = 2+, 8+, 14+, 20-, 26+, 32+, 38-, 44-, 50+, 55-, 60+, 64-, 67-, 69+, 71+, 73+, 74-, 75- (18 показателей, К = 5,6);Преодоление конфликта (ПК) = 3+, 9-, 15-, 21+, 27-, 33+, 39+, 45+, 51+, 56+, 61+, 65+, 68+, 70+, 72+ (15 показателей, К = 6,7);Преднамеренная регуляция (ПР) = 4+, 10-, 16-, 22-, 28+, 34-, 40-, 46-, 52+, 57+ (10 показателей, К = 10);Автоматизм и навязчивости (АН) = 5-, 11-, 17-, 23-, 29+, 35-, 41-, 47-, 53+, 58-, 62-, 66- (12 показателей, К = 8,3);Мотивы и влечение (МВ) = 6+, 12+, 18+, 24-, 30+, 36+, 42+, 48+ (8 показателей, К = 12,5);Прогностическая функция (ПФ) = 1+, 7-, 13+, 18+, 26+, 30+, 32+, 41-, 45+, 51+, 65+, 72+ (12 показателей, К = 8,3).  
    Для интерпретации результатов используем показатели коэффициента, по которому оцениваются волевые особенности личности (таблица 2.1.)
     
     
    Таблица 2.1.
    Оценка волевых особенностей личности по шкалам методики изучения импульсивности и волевой регуляции
    (Пережогин Л.О., Шостакович Б.В., Горинов В.В.).
    Шкала
    Норма контроль коэффициента «К»
    Расстройство
     функции
    в пределах нормы
    Расстройство
     функции
    выраженно
    Волевые действия (ВД)
    8,3
    0,33-0,63
    0,63 и выше
    Преодоление препятствий (ПП)
    5,6
    0,27-0,59
    0,59 и выше
    Преодоление конфликта (ПК)
    6,7
    0,29-0,57
    0,57 и выше
    Преднамеренная регуляция (ПР)
    10
    0,29-0,65
    0,65 и выше
    Автоматизм и навязчивости (АН)
    8,3
    0,36-0,70
    0,70 и выше
    Мотивы и влечение (МВ)
    12,5
    0,25-0,67
    0,67 и выше
    Прогностическая функция (ПФ)
    8,3
    0,22-0,60
    0,60 и выше
     
     
     
    2.2. Анализ результатов исследования
    В эмпирическом исследовании особенностей волевых регуляции родителей  воспитывающих детей-инвалидов, брали участие 15 супружеских пар, которые вместе с детьми посещают Центр развития ребенка.
    Количественные данные по анализу бланков ответов, методики изучения импульсивности и волевой регуляции (Пережогин Л.О., Шостакович Б.В., Горинов В.В.) мы внести в таблицу 2.2.
    Таблица 2.2.
    Оценка волевых особенностей испытуемых
    по методике изучения импульсивности и волевой регуляции
    (Пережогин Л.О., Шостакович Б.В., Горинов В.В.).
     
    Шкала
    В пределах нормы
    Высокая функциональность
    Низкая функциональность
    Волевые действия (ВД)
    60%
    40%

    Преодоление препятствий (ПП)
    30%
    60%
    10%
    Преодоление конфликта (ПК)
    30%
    50%
    20%
    Преднамеренная регуляция (ПР)
    40%
    60%

    Автоматизм и навязчивости (АН)
    40%
    40%
    20%
    Мотивы и влечение (МВ)
    20%

    80%
    Прогностическая функция (ПФ)
    50%
    40%
    10%
     
    Родители, чьих ребенок находится в тяжелом моральном и физическом состоянии, стараются приложить максимальные усилия, чтобы облегчить участь ребенка, поправить его здоровье, благополучно социализировать его, включая в различные развивающие и секции для оздоровления.
    Физическое и психологическое состояние ребенка – главный аспект  волевой регуляции родителей.
    Родители, находясь в хроническом стрессе, закалывают свою силу воли, а благосостояние их ребенка  выступает главным мотивом для действия.
    Анализируя данную таблицу (Оценка волевых особенностей испытуемых по методике изучения импульсивности и волевой регуляции  (Пережогин Л.О., Шостакович Б.В., Горинов В.В.)) мы составили характеристику особенностей волевых регуляции родителей  воспитывающих ребенка-инвалида.
    60% (18 чел.) родителей прилагают максимальные усилия для достижений поставленных целей, на которые они полагаю максимум надежды. Оценивают свои действия как необходимость для удовлетворения потребностей близкого человека. Также эти родители отличаются высокой способностью преодолевать препятствия и выполнять поставленные требования, которые необходимы для выполнения задач.
    Низкая функциональность функции волевых действий у родителей, воспитывающих ребенка-инвалида не обнаружено.
    50% (15 чел.) обладают высокой готовностью отказаться от личных желаний только из-за удовлетворения потребностей близкого, что приведет к получению результата поставленных целей. Только 6 родителей из 30 не забывают, не забывают о личных потребностях, увлечениях и способны совмещать свое хобби с уходом за ребенком.
    60% родителей сознательно держат себя в хроническом стрессе. Они легко могут отказаться от сна, чтобы почитать необходимую литературу, которая поможет в решении сложившейся проблемы. Они увеличивают нагрузку для себя и ребенка, увеличивают темп действий, чтобы как можно больше успеть сделать. Тщательно планируют день и всегда придерживается составленного графика.
    Низкая функциональность функции преднамеренной регуляции у родителей, воспитывающих ребенка-инвалида не обнаружено.
    Навыки автоматизированных действий выработаны у 80% испытуемых, это говорит о том, что родители, которые обучились особым манипуляциям, и психологическим приемам роботы с ребенком, включили это в ежедневный график и все ответственно выполняют. Их действия уже доведены до автоматизма. Эти родители отличаются высокой организованностью и обязательностью и ответственностью.
    Анализ результатов по категорию – мотив и влечение (МВ) обнаруживают низкую функциональность данной функции у 80 % родителей. Это говорит о том, что переживание и реализация абсолютно различных влечений в ущерб поставленных целей не свойственна данных испытуемым. Им не свойственно идти на поводу у сиюминутных слабостях. Лишь 20 % родителей, в пределах нормы, позволяют некоторые слабости. Например, 6 человек, из них 2 женщин и 4 мужчин, отметили, что способны выйти на прогулку с друзьями, в то время как необходимо заниматься с ребенком физкультурой. Они отмечают, что эти занятия ежедневны, и их можно перенести на другое время, а отдых для себя просто необходим, иначе может наступить депрессия, а она будет сказываться на ребенке гораздо хуже, чем пропуск одного занятия физкультуры.
    90% родителей неустанно поддерживают надеждой на позитивный результат, на достижение поставленных целей. Они осознают всю сложность своих действий, осознают неизбежные препятствия с которыми могут встретится, но волевые усилия на столько сильны и цель оправдывает все средства.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     
    Теоретический анализ литературы  отечественных и зарубежных педагогов и  психологов  позволяет сделать вывод о том, воля – характерная способность сознательного регулирования человеком своего поведения с приложением усилий, принятием решений и реализации деятельности.
    Волевое усилие – это субъективное  волевой регуляции.
    Уровень напряжение волевого усилия ведет к  преодолению препятствий.
    Усиление мотивации действий ведет к волевой регуляции поведения с целью получения положительного результата.
    Выделяют ряд признаков волевого усилия остается:
    1) ощущение внутреннего напряжения;
    2) направленность внимания на выполняемое действие;
    3) ощущение необходимости удерживать в поле сознания свои цели деятельности.
    Волевая регуляция – высший уровень произвольной регуляции в деятельности, что обеспечивает преодоление трудностей при достижении цели, и представляет собой произвольную форму мотивационного процесса, направленного на создание социально необходимого действия.
    Выделяют три основных функции волевой регуляции человека:
    Повышение уровня эффективности в деятельности;Длительное концентрирование внимания на значимом объекте деятельности;Развитие познавательных процессов и  регуляция основных психических функций: видов мышления, качество восприятия, оббьем памяти, речь и креативности воображения. Эмпирическое исследование особенностей волевых регуляции родителей  воспитывающих детей-инвалидов, в котором брали участие 15 супружеских пар, что вместе с детьми посещают Центр развития ребенка.
    Анализируя результаты методики изучения импульсивности и волевой регуляции (Пережогин Л.О., Шостакович Б.В., Горинов В.В.) мы составили портрет волевой среды родителей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями.
    Качество волевой регуляции состоит из выполнения следующих функций:
    Волевого действия. Преодоление препятствий. Преодоление борьбы мотивов. Преднамеренная волевая регуляция (увеличение значимости своих действий).Автоматизм действий.Борьба мотива и влечения. Родители, у которых ребенок находится в тяжелом моральном и физическом состоянии, стараются приложить максимальные усилия, чтобы поправить его здоровье, благополучно адаптировать его в обществе, стремятся включить его в различные развивающие и оздоровительные.
     Родители отличаются высокой способностью преодолевать препятствия и выполнять поставленные требования, которые необходимы для выполнения задач.
    Готовы отказаться от личных желаний, только из-за удовлетворения потребностей близкого, что приведет к получению результата поставленных целей. Только 6 родителей из 30 не забывают, не забывают о личных потребностях, увлечениях и способны совмещать свое хобби с уходом за ребенком.
    Родителей находятся в хроническом стрессе, но могут легко отказаться от сна, чтобы почитать необходимую литературу, которая поможет в решении сложившейся проблемы. Они увеличивают нагрузку для себя и ребенка, увеличивают темп действий, чтобы как можно больше успеть сделать. Тщательно планируют день и всегда придерживается составленного графика.
    Анализ результатов по категори – мотив и влечение (МВ) обнаруживают низкую функциональность данной функции у 80 % родителей. Это говорит о том, что переживание и реализация абсолютно различных влечений в ущерб поставленных целей не свойственна данных испытуемым. Им не свойственно идти на поводу в сиюминутных слабостях.
    90% родителей неустанно поддерживают надеждой на позитивный результат, на достижение поставленных целей. Они осознают всю сложность своих действий, осознают неизбежные препятствия, с которыми могут встретиться, но волевые усилия настолько сильны, что их цель оправдывает все средства.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
     
    Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2002. – 688 с.Вассерман Л. И., Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика: Теория, практика и обучение. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 736 с.Глуханюк Н.С., Белова Д.Е. Психодиагностика (практикум): Учебное пособие. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. – 272 с.Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие: 3-е издание, Питер, 2006, - 208 с.Ивашкин В.С. Природа и психологические механизмы волевого усилия // Проблемы психологии воли.- Рязань, - 2006.- с. 19-23.Ильин Е.П. Психология воли - СПб: Издательство "Питер", - 2000. – 288 с.Коломинский, Я. Л., Панько, Е. А., Игумнов, С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько и др. – СПб.: Питер, - 2004. – 340 с..Крылов А.А., Маничев С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии - СПб.: Питер, 2007. - 560 с.Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие –– М.: Издательство Московского университета, 2002 – 148 с.Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие.  – М.: Просвещение, 2008. - 239 с.Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко—— М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. - М., 2008. – 220с.Самосознание и защитные механизмы личности : хрестоматия / Ред. Д.Я. Райгородский. – Самара : Бахрах-М, 2000. – 656 с.Селиванов В. И. Воля и ее воспитание. - Рязань, 2005. - 78 с.Селиванов В.И. Дискуссионные вопросы психологии воли // Психологический журнал № 6, - 2006. С. 110 – 121.Семенова И.С. «Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающей «особого» ребенка»// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №7 – 2008. – с.25-49. Ткачева В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование / Под научной редакцией И.Ю. Левченко. - М.: Издательство «Книголюб», 2008. - 144 с.Ткачева, В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии : учебное пособие / В.В. Ткачева. – Москва : АСТ : Астрель, 2007. – 318 с.Чумаков М. В. Диагностика волевых свойств личности // Вопроси психологии. – 2006, № 1. – с.41 – 52.Чумаков М.В. Волевые качества личности в теоретических и обыденных представлениях //Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 г.: В 8 т.- СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2003. - Т.8.- С.319 – 321.  
     
    Приложение А.
     
    Методика изучения импульсивности и волевой регуляции
    (Пережогин Л.О., Шостакович Б.В., Горинов В.В.).
    1. Я могу трудиться без устали, хотя знаю, что пожну плоды лишь спустя много лет  
     2. Если я чего-то хочу, то в прямом смысле пройду через огонь и воду
     3. Я быстро сделаю выбор между двумя делами, если их нельзя сделать оба
     4.Мне не приходилось разбивать орех так, что ядрышко превращалось в лепешку  
     5. Я легко могу делать привычное мне дело и вовсе не думать об этом  
     6. Порой я чувствую, как еще не созревшее желание рождается во мне  
     7. Мне не хватит сил заставить себя работать, если я не увижу скоро каких-нибудь результатов
     8. Если опаздываю на автобус, могу срезать путь и пробежать по грязи  
     9. Я долго колеблюсь, когда хочется сделать два дела, но возможно только одно из них  
     10. У меня часто ломаются карандаши, потому что я слишком сильно нажимаю на грифель  
     11. Мне было совсем нетрудно научиться водить автомобиль (играть на гитаре, выпиливать и др.)
     12. Бывает так, что я пока не знаю, чего я хочу, но чего-то мне все-таки хочется!    
     13. Бывает, я несколько лет откладываю понемногу денег, чтобы сделать какую-нибудь покупку  
     14. Если надо, то мне ничего не стоит перелезть через забор  
     15. Если мне приходится выбирать, я постараюсь сделать так, чтобы все решилось само собой
     16. Не могу ходить в ногу строем: не выдерживаю ритма
     17. Иногда я иду не туда, куда мне надо, потому что ноги сами идут по привычному маршруту  
     18. Я всегда знаю, сколько съем сегодня за обедом, потому что чувствую, насколько я голоден (на)
     19. Я с удовольствием работаю на субботнике не в нашем дворе
     20. Могу отказаться от давней мечты, когда мне объяснят, как сложно этого достичь  
     21. Если мне придется выбирать, я непременно тут же выберу то, чего мне больше хочется
     22. Если мне весело, то могу смеяться невпопад, и не в силах взять себя в руки  
     23. Бывает, что меня неотступно преследует одна и та же мысль и я не могу ее отогнать  
     24. Бывало, мне приходилось съедать намного больше чем стоило бы
     25. Мне нетрудно сходить за хлебом старушке, но меня придется долго об этом просить  
     26. Если ради дела придется попотеть, не беда, коль оно того стоит
     27. Бывает, я долго не могу решить, чего мне хочется больше
     28. Мне обычно удается держать свои эмоции под контролем
     29. Я удивляюсь тем людям, что целый день мурлычут под нос одну песенку
     30. Все что я делаю, я делаю осознанно, знаю, как это сделать, и к чему это приведет  
     31. Я подаю милостыню, если вид нищего вызывает у меня доверие и сочувствие  
     32. Я не откажусь от цели, хотя знаю, что мне придется изрядно потрудитьс я  33. Было бы хорошо, если бы мне все разрешили выбирать себе подарки ко дню рождения
     34. То, что я чувствую на самом деле, всегда написано у меня на лице
     35. У меня возникало неодолимое желание пересчитывать шаги, ступени и т. д.    
     36. Я свободно управляю своим телом, и каждое мое желание воплощается им в действие  
     37. Если у моего недруга праздник, и сослуживцы собрались его поздравить, я примкну к ним
     38. К новой работе надо привыкнуть, чтобы работать в полную силу  
     39. В деле для меня важнее достигнутый результат, а не мое желание его делать  
     40. Когда делаю длительную работу, мне трудно сосредоточиться только на одном ее этапе  
     41. Бывало я внезапно делал(а) то, чего не стал(а) бы делать, если бы принимал(а) решение осознанно  
     42. Я чувствую и знаю, что никто кроме меня не волен распоряжаться моими мыслями и делами  
    43. Если в компании меня попросят не курить, я сдержусь во чтобы то ни стало    
     44. Футболисты часто проигрывают в гостях лишь из-за того, что им просто непривычно там играть  
     45. Как бы мне не хотелось что-то сделать, я прежде всего думаю о последствиях  
     46. Мне нередко случается думать вовсе не о том, чем я занимаюсь в настоящее время  
     47. Порой я не могу отогнать от себя мысль, которая противна всему моему естеству  
     48. Я осознаю и ощущаю свою власть над своим телом, мыслями, поступками  
     49. Я откажусь от роли в самодеятельном спектакле, хотя мне твердят, что она создана для меня
     50. Я быстро адаптируюсь на новом месте, по крайней мере, я по прежнему делаю свое дело
     51. Исход дела всегда определяет для меня его важность    
     52. Если мне надо что-то сделать, я ни на что не отвлекаюсь  
     53. Мои мысли подвластны мне в полной мере, и я управляю ими без труда  
     54. Мое кредо: наша мораль нередко глупа, и, когда это так, ей нужно пренебрегать  
     55. Не вынесу этой волокиты: туда пойди, оттуда принеси, у того подпиши... Всё брошу!  
     56. Я уважаю тех юношей, которые не хотели служить в армии, но честно отслужили свое
     57. Если захочу, то не отдерну руку от горячего чайника!
     58. Порой мне становится ясно, что мной, словно автоматом, управляют посторонние силы  
     59. Нет ничего особенного в том, что шеф открыто волочится за секретаршей, хотя он женат
     60. Запишусь на прием к директору: жаль, целый день проторчу в приемной, но иначе нельзя...  
     61. Порой общественная работа отнимала уйму моего времени, в ущерб моей личной жизни
     62. У меня ощущение, что кто-то телепатически вкладывает мне в голову чужие мысли  
     63. Я не возьму молча даже мелочь, о которой ее хозяин давно позабыл, а спрошу разрешения
     64. Проще дать чиновнику взятку, чем правильно заполнить все его бумажк   а
     65. В детстве нам приходилось экономить на мороженом, чтобы купить нашей команде мяч  
    66. Мне пришлось испытать на себе, что такое быть “зомби”
     67. Когда я болею, даже срочные и важные дела не заставят меня подняться с постели  
    68. Мое кредо: благими намерениями выстлана дорога в ад! 69. У меня вошло в привычку доводить дело до конца, превозмогая усталость
    70. Грош цена полководцу, который ради победы погубил в бою всю свою армию  
    71.Не могу позволить себе взять больничный лист, это может затормозить мою работу и карьеру  
    72.Какой бы благородной ни была цель, о ней следует судить по наступившим последствиям    
    73. Могу твердо себе сказать: сначала одно доделай, потом за второе берись! Так и сделаю.
    74. Бывает, что не знаю, за что и взяться, и то надо, и другое. Одно делаю, о другом думаю.
    75. Часто, следуя минутному порыву, отвлекаюсь от главной цели на посторонние дела.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Приложение Б.
    Бланк для ответов по методике изучения импульсивности и волевой регуляции (Пережогин Л.О., Шостакович Б.В., Горинов В.В.).
    № вопроса
    “Да”
    “Пожалуй, да”
    “нет”
    “Пожалуй, нет”
    № вопроса
    “Да”
    “Пожалуй, да”
    “нет”
    “Пожалуй, нет”
    1
     
     
     
     
    39
     
     
     
     
    2
     
     
     
     
    40
     
     
     
     
    3
     
     
     
     
    41
     
     
     
     
    4
     
     
     
     
    42
     
     
     
     
    5
     
     
     
     
    43
     
     
     
     
    6
     
     
     
     
    44
     
     
     
     
    7
     
     
     
     
    45
     
     
     
     
    8
     
     
     
     
    46
     
     
     
     
    9
     
     
     
     
    47
     
     
     
     
    10
     
     
     
     
    48
     
     
     
     
    11
     
     
     
     
    49
     
     
     
     
    12
     
     
     
     
    50
     
     
     
     
    13
     
     
     
     
    51
     
     
     
     
    14
     
     
     
     
    52
     
     
     
     
    15
     
     
     
     
    53
     
     
     
     
    16
     
     
     
     
    54
     
     
     
     
    17
     
     
     
     
    55
     
     
     
     
    18
     
     
     
     
    56
     
     
     
     
    19
     
     
     
     
    57
     
     
     
     
    20
     
     
     
     
    58
     
     
     
     
    21
     
     
     
     
    59
     
     
     
     
    22
     
     
     
     
    60
     
     
     
     
    23
     
     
     
     
    61
     
     
     
     
    24
     
     
     
     
    62
     
     
     
     
    25
     
     
     
     
    63
     
     
     
     
    26
     
     
     
     
    64
     
     
     
     
    27
     
     
     
     
    65
     
     
     
     
    28
     
     
     
     
    66
     
     
     
     
    29
     
     
     
     
    67
     
     
     
     
    30
     
     
     
     
    68
     
     
     
     
    31
     
     
     
     
    69
     
     
     
     
    32
     
     
     
     
    70
     
     
     
     
    33
     
     
     
     
    71
     
     
     
     
    34
     
     
     
     
    72
     
     
     
     
    35
     
     
     
     
    73
     
     
     
     
    36
     
     
     
     
    74
     
     
     
     
    37
     
     
     
     
    75
     
     
     
     
    38
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Волевая регуляция родителей воспитывающих ребенка-инвалида ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.