Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Анализ качества продукции ОАО «Птицефабрика Пермская»

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Анализ качества продукции ОАО «Птицефабрика Пермская»
  • Предмет:
    Качество, упр-е качеством
  • Когда добавили:
    25.07.2014 14:12:30
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
    1. Введение  2
    2. Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством.. 5
    1.1. Сущность и показатели качества продукции. 5
    1.2. Подходы к анализу качества продукции. 9
    3. Глава 2. Анализ качества продукции ОАО «Птицефабрика Пермская». 15
    2.1. Краткая характеристика предприятия. 15
    2.2. Оценка качества произведенной продукции. 18
    4. Глава 3. Выявление резервов повышения качества выпускаемой продукции. 28
    5. Заключение  38
    6. Список литературы.. 41
     
     
    Введение Качество выпускаемой продукции по праву можно отнести к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно – технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
    Предприятия, реализующие потребителям широкий ассортимент товаров и услуг, призваны не только обеспечивать воспроизводство капитала, но и активно работать с клиентурой. Эти ориентации могут быть достигнуты только при соблюдении баланса между безусловным достижением качества реализуемых товаров и услуг (то есть, удовлетворяющих как требованиям потребителей, так и действующим стандартам и нормам) и минимизацией непроизводительных потерь. Достижение такого баланса является трудоемкой задачей и может быть решено на основе изучения опыта управления системой качества.
    Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных экономистов, посвященных вопросам системы управления качеством. В ходе исследования были использованы положения экономической теории, логистики, управления качеством, математической статистики.
    В современной зарубежной литературе особый интерес представляют работы У. Деминга и его последователей, отдельные положения этих работ составили основу для нововведений в систему стандартов ISO 9000. Среди отечественных авторов можно отметить следующих: Винокуров В.А., Ефимов В. В., Коноплев С. П. ,Немогай Н. В., Огвоздин В. Ю., Просветов. И., Разумов В. А., Ржевская С. В., Салимова Т. А., Шокина Л. И.
    Качество продукции или услуг является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. В это время во всем мире заметно усилились требования, которые предъявляются потребителем к качеству продукции. Усиление требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение и поддержка эффективной экономической деятельности.
    Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения ее национального богатства.
    Цель работы – анализ качества продукции. Задачами работы послужили:
    1. Рассмотреть теоретические аспекты анализа качества продукции.
    2. Дать краткую характеристику анализируемого предприятия.
    3. Сделать анализ качества выпускаемой продукции.
    4. Выявить резервы повышения качества выпускаемой продукции.
    Объект исследования: ОАО «Птицефабрика Пермская».
    Предмет: анализ качества на ОАО «Птицефабрика Пермская».
    Информационно-эмпирическую базу исследования составили нормативные правовые акты Российской Федерации стандарты, справочные материалы, отчетные и статистические данные анализируемого предприятия, публикации по проблемам развития качества логистических услуг отечественных и зарубежных авторов, а также собственные исследования автора.
    Научная новизна и практическая значимость курсовой работы заключается в том, что выявлены индивидуальные проблемы качества продукции отдельного предприятия и на основании выявленных проблем разработаны мероприятия по совершенствованию качества продукции.
    Структура работы: введение, теоретическая глава, практическая глава, проектная глава, заключение и список литературы. В первом разделе работы представлены теоретические основы анализа качеством, а именно: раскрыты сущность показателей и принципы качества, современные концепции анализа качеством и направления совершенствования качества. Во втором разделе проведен анализ качества на предприятии, а именно: дана характеристика предприятия, проведен анализ качества на предприятии и выделены проблемы качества. В третьем разделе представлена разработка мероприятий по совершенствованию качества на предприятии и оценка экономической эффективностей от предложенных мероприятий.
     
     
    Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством 1.1. Сущность и показатели качества продукции Понятие качества неоднократно обсуждалось научной общественностью и практиками. В результате этого сформировалось концептуальное видение качества как одной из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. В условиях рыночной экономики качество трактуется с позиции потребителя[1].
    Качество - совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению[2].
    Все эти элементы определяют требования к качеству изделия, которые воплощаются на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации, в технических условиях. Основные элементы пригодности товаров, определяемые технической характеристикой изделия, называют качеством конструкции. При усовершенствовании качества конструкции возрастает стоимость изделия.
    Гост Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» характеризует качество товара как совокупность потребительских свойств товара[3].
    Качеству присущи следующие характеристики[4]:
    - качество многомерно, его невозможно определить только по одной отдельно взятой характеристике или свойству;
    - качество объективно и субъективно одновременно;
    - качество можно оценить через количественное измерение отдельных реальных свойств продукции и соответствующую количественную оценку тех потребностей, которым эти свойства должны удовлетворять.
    Таким образом, качество товара можно представить как степень соответствия комплекса его свойств сложившимся к данному времени конкретным потребностям, требованиям, определяющим пригодность к использованию.
    В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 под потребительскими свойствами товара понимаются свойства товара, проявляющиеся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей.
    Любой товар обладает большой совокупностью свойств, однако к потребительским свойствам относятся только те свойства продукции, которые способны удовлетворять определённые потребности и делают её полезной для человека или общества в целом.
    Именно совокупность потребительских свойств составляет понятие качество товара. Проявляются они непосредственно в процессе потребления или эксплуатации.
    Потребительские свойства определяют эффективность использования изделий по назначению: их социальную значимость, функциональную полезность, безопасность, надежность, удобство пользования и эстетическое совершенство[5].
    Потребительские свойства в зависимости от количества характеризуемых особенностей продукции бывают простыми и сложными.
    Простое свойство характеризует одну объективную особенность продукции, т. е. фактически является одним из физических, химических или биологических свойств материала. Например, прочность на разрыв, влагопроницаемость, термостойкость и т. п. Простое свойство не может быть подразделено на другие свойства[6].
    Сложное свойство состоит из группы свойств, которая включает в себя подгруппы свойств и простые свойства и характеризует комплекс особенностей продукции, проявляющихся в совокупности. Например, потребительское свойство «надежность» - совокупность подгруппы свойств - безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости, которые, в свою очередь, состоят из простых свойств.
    Любое свойство имеет количественную характеристику, т.е. может быть выражено в большей или меньшей степени[7].
    Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих её качество и служащая мерой качества, называется показателем качества.
    По количеству характеризуемых свойств различают единичные и комплексные показатели[8].
    Единичный показатель характеризует одно простое свойство продукции.
    Комплексный показатель качества продукции включает в себя несколько единичных показателей и характеризует несколько потребительских свойств. Комплексные показатели качества, относящиеся к определенной группе его свойств, называются групповыми.
    Интегральный показатель - это комплексный показатель качества, который с экономической точки зрения позволяет оценить полезность продукции[9]. Он рассчитывается как отношение полезного эффекта от использования продукции к суммарным затратам потребителя на приобретение и эксплуатацию продукции.
    Комплексный показатель, включающий совокупность потребительских свойств продукции, по которой оценивается её качество, называется обобщённым показателем качества[10].
    По влиянию на качество при изменении абсолютного значения показатели качества подразделяются на позитивные и негативные.
    К позитивным относят показатели, увеличение значений которых приводит к улучшению качества. К негативным показателям относятся показатели, увеличение значений которых приводит к ухудшению качества.
    Показатели качества включаются в нормативные документы по стандартизации и используются в документах, определяющих договорно-правовые отношения предприятий и организаций РФ, а также самой России со странами-партнерами по товарообмену или по специализации и кооперированию производства. Качество продукции оценивается на основе количественного измерения определяющих её свойств. Широко распространена классификация свойств товаров по следующим группам[11]:
    - показатели назначения товара;
    - показатели надёжности;
    - показатели стандартизации и унификации;
    - эргономические показатели;
    - эстетические показатели;
    - показатели транспортабельности;
    - патентно-правовые показатели;
    - экологические показатели;
    - показатели безопасности.
    В сравнительной оценке качества товара используются базовые показатели, которые характеризуют качество продукции, принятой за эталон[12]. Причем за базовые могут быть приняты показатели качества лучших образцов отечественного или зарубежного производства или показатели перспективных образцов, определённых опытным путем.
    Отношение показателя качества конкретного товара к соответствующему базовому показателю характеризует относительный показатель качества товара. Однако сопоставление качества товара с потребностями на этот товар не всегда представляется возможным, поскольку потребности общества постоянно растут. Поэтому наиболее правильно оценивать не качество товара как таковое, а уровень качества товара.
    1.2. Подходы к анализу качества продукции Современные требования к проверке, аудиту качества продукции, сформулированные в Приказе Росстандарта от 13.09.2012 N 299-ст[13], сводятся к следующему. Технический контроль и испытания готовой продукции должны проводиться в определенных точках производственного процесса. Проверка должна проводиться в тех точках, где возникает контролируемая характеристика производимой продукции.
    Контроль может включать проведение следующих проверок[14]:
    - наладка и технический контроль первой детали;
    - технический контроль или испытание, проводимые станочником;
    - автоматический технический контроль и испытания;
    - контроль в определенных точках через определенные интервалы в течение всего производственного процесса;
    - несистематический (летучий) контроль, проводимый инспекторами, отвечающими за выполнение отдельных операций.
    Для окончательного контроля готовой продукции рекомендуется принять один или одновременно два метода:
    - приемочный контроль или испытание, подтверждающие соответствие единиц продукции или партии эксплуатационным требованиям и другим характеристикам качества. Может иметь место сплошная проверка, выборочный контроль по партиям или непрерывный выборочный контроль;
    - проверка качества готовой к отправке продукции методом выборочного контроля из партии готовой продукции как непрерывной, так и на периодической основе.
    Приемочный контроль и проверка качества продукции могут быть использованы для обеспечения быстрой обратной связи с целью корректировки как готовой продукции, так и производственного процесса. В то же время, статистический контроль качества в ряде случаев единственно возможный метод контроля (если контроль связан с разрушением продукции).
    В настоящее время для анализа и управления качеством продукции сформировались основные направления применения статистических методов[15]:
    - анализа качества;
    - регулирования технологических процессов;
    - контроля качества;
    - оценки качества.
    Необходимость оценки качества продукции возникает при решении таких задач как[16]:
    - прогнозирование потребностей в техническом качестве;
    - повышение качества продукции и увеличения производства;
    - отбор наилучших образцов продукции;
    - проверка качества продукции и его аттестация;
    - анализ динамического изменения в качестве продукции;
    - стимулирования повышение качества производимой продукции за счет устранения предыдущих производственных ошибках;
    - оценка технической оснащенности и научно-технического уровня оборудования.
    Методы оценки качества продукции должны проводиться на разных циклах создания. На этапах разработки устанавливаются требования к качеству разрабатываемого продукта, и производится нормирование показателей в нормативно-технической документации. На этапах производства определяются основные показатели качества данной продукции по результатам проводимого контроля, испытаний и принимаются решения о дальнейшей судьбе продукции. На этапе эксплуатации (этап потребления продукции) оценивается качество изготовленной продукции и уже по результатам этих оценок принимается решение о повышении качества продукции или его неизменности.
    Существуют следующие методы определения качества товара[17]:
    - органолептический;
    - лабораторный;
    - экспертный;
    - измерительный;
    - регистрационный, социологический.
    Органолептический метод — качество устанавливается с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) по внешнему виду, цвету, консистенции. Внешний вид товара определяют осматриванием, составляя общее зрительное впечатление. Цвет устанавливается при естественном освещении[18]:
    - по эталонам (жареный кофе);
    - по цветовой шкале (чай);
    - по специальным прописям (вино).
    Вкус и запах — важнейшие показатели качества продуктов. Различают 4 вида вкуса: сладкий, соленый, кислый, горький. На вкус могут оказывать влияние различные вещества, вызывая острый, жгучий, терпкий привкус. Посторонний привкус может изменить качество продукта. У продуктов может присутствовать посторонний запах (прогорклый, гнилостный, плесневелый), который изменяет качество продукта, а также может сделать продукт непригодным к использованию. Интенсивность запаха зависит от количества выделенных из продукта летучих веществ. Для улучшения восприятия запаха необходимо увеличить поверхность летучих веществ или повысить температуру продукта. Так, если растереть растительное масло на тыльной стороне ладони, то его запах легко определится, запах же муки и крупы определится после согревания их в ладони дыханием.
    Каждый продукт имеет свойственную ему консистенцию, ее проверяют легким прощупыванием, нажатием, надавливанием, размазыванием, прокалыванием. С помощью осязательных ощущений можно получить представление о клейковине пшеничного теста, о пропеченности мякиша, об упругости охлажденного мяса[19]. Звуковыми и слуховыми ощущениями проверяется зрелость арбузов.
    Для того чтобы сделать органолептическую оценку более объективной, для некоторых продуктов введена балльная оценка. При балльном способе оценки качества органолептические показатели оцениваются определенным количеством баллов, после чего результаты суммируются. Сумма всех баллов выражает общую оценку товара или его товарный сорт. Так, качество твердых сычужных сыров оценивают по сто балльной системе[20]:
    - на вкус и запах отводится 45 баллов;
    - консистенция оценивается в 25 баллов;
    - рисунок — 10 баллов;
    - цвет текста — 5 баллов;
    - внешний вид — 10 баллов;
    - упаковка и маркировка — 5 баллов.
    Результаты суммируют и определяют сорт сыра — высший или первый. Высший сорт сыра оценивается общим количеством баллов от 87 до 100.
    Лабораторный метод оценки качества требует специальной аппаратуры, инструментов, он более сложный и длительный, но точный и объективный. В лабораториях проводят физические, химические, физико-химические, биохимические, микробиологические исследования качества продуктов.
    Экспертный метод. Решение о качестве продуктов принимается экспертами.[21] В экспертную группу входят высококвалифицированные специалисты по данному товару — ученые, технологи, товароведы и др.
    Измерительный метод. При этом методе численные значения показателей качества продукции определяют на основе технических средств измерений[22]. Результаты этого метода объективны и выражены в конкретных единицах измерения. Но этот метод требует специального оборудования, химических реактивов, специально подготовленных работников.
    Регистрационный метод. Качество определяется путем подсчета числа определенных событий, предметов, а также на основе наблюдений[23].
    Социологический метод. Показатели качества определяют на основе сбора и анализа мнений потребителей[24]. На специально организованных покупательских конференциях, выставках-продажах, дегустациях потребители заполняют анкеты-вопросники, которые затем обрабатываются.
    Всесторонние исследования качества товаров возможны при сочетании органолептического и лабораторного методов. Качество товара лабораторным методом определяется по средней пробе.
    Средняя проба — это образец, по которому можно судить о качестве всей партии товара[25]. Чтобы получить среднюю пробу обычно берут небольшое количество товара из разных мест (снизу, сверху, из середины).
    При большом количестве товарных мест в партии товара среднюю пробу берут не менее чем из 10% всех мест[26]. При небольшой партии товара пробу берут из каждого тарного места. Жидкие и сыпучие товары перед взятием пробы следует хорошо перемешивать. Точность определения качества всей партии товара во многом зависит от правильности взятия средней пробы.
    Таким образом, в системе управления качеством продукции важнейшую роль играют статистические методы анализа и управления качеством продукции. Однако к этим методам нужно предъявлять несколько требований: процедуры сбора статистических данных должны быть достаточно простыми и не требовать для их использования специальных знаний; результаты обработки и анализа полученной информации должны позволить специалистам оперативно анализировать и совершенствовать производственный процесс с достаточной точностью и быстротой.
    Качество продукции зависит от большого числа взаимосвязанных и не зависимых друг от друга факторов, имеющих как закономерный, так и случайный характер.
    Глава 2. Анализ качества продукции ОАО «Птицефабрика Пермская» 2.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «Птицефабрика Пермская» - крупная бройлерная фабрика, имеющая в своем составе два племенных репродуктора первого и второго порядков. Наращивание объемов производства мяса идет без увеличения производственных мощностей, т. е. на имеющихся площадях птичников за счет постоянной работы, направленной на повышение продуктивности, по улучшению» генетического потенциала, совершенствованию системы кормления и параметров микроклимата. Для ведения производства на высоком технологическом уровне и обеспечения его постоянного развития и совершенствования, фабрика имеет штат высококвалифицированных специалистов имеющих достаточный опыт практической работы.
    Сложилась гибкая система управления ассортиментом выпускаемой продукции, в основе которой лежит информация маркетинговых исследований потребительского рынка. Продукция в основном реализуется в собственных фирменных магазинах и крупных торговых центрах г. Перми. На все виды изделий имеются утвержденные технические условия и стандарты. Продукция в сеть фирменных магазинов и крупные торговые центры города Перми поступает в охлажденном виде и завозится, как правило, дважды в течение суток.
    Основная общая цель организации – четко выраженная причина ее существования – обозначается как миссия. Цели вырабатываются для осуществления миссии.
    Миссию ОАО «Птицефабрика Пермская» можно сформулировать следующим образом: мы стремимся стать одной из ведущих компаний в Пермской области и в полной мере готовы удовлетворить потребности клиентов в продукции гарантированно высокого качества по самым приемлемым ценам.
    Организационная структура предприятия приведена на рисунке 1.1.

    Рисунок 1.1 - Организационная структура предприятия Существующая организационная структура управления предприятием является линейно-функциональной. В данной структуре имеет место частичное разделение управленческих функций в зависимости от их специализации. Основой этой системы являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения. Из организационной структуры исследуемой организации видно, что предприятие осуществляет множество работ, при этом в силу указанных недостатков эффективность выполняемых в организации работ снижается.
    Основная общая цель организации (миссия) образует фундамент для установления ключевых общеорганизационных целей, на достижение которых должно ориентироваться высшее руководство.
    Для правильной постановки целей необходима тщательная оценка перспектив каждого вида деятельности, изучение показателей рыночного роста и позиций фирмы на конкурентном рынке.
    В качестве основных стратегических целей ОАО «Птицефабрика Пермская» выделены:
    1) Поддержание высокой прибыльности и стабильности бизнеса генеральной компании за счет расширения мощностей посредством внедрения новых прогрессивных технологий;
    2) Использование всех доступных возможностей, включая дальнейшие усилия по сокращению затрат, росту эффективности своих операций, экологичности процесса транспортировки, а также качества предоставляемых товаров;
    3) Способствовать развитию инфраструктуры в малоосвоенном регионе РФ.
    На ОАО «Птицефабрика Пермская» разработана и принята политика в области качества, которая согласуется с назначением предприятия и включает обязательства соответствовать требованиям и постоянно совершенствовать систему менеджмента качества. Реализация политики в области качества на ОАО «Птицефабрика Пермская» предусматривает:
    - обеспечение основных стратегических направлений всеми необходимыми ресурсами;
    - обеспечение соответствия деятельности предприятия требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и документам системы менеджмента качества;
    - постоянное повышение результативности системы менеджмента качества.
    2.2. Оценка качества произведенной продукции Проведем анализ динамики качества произведенной продукции ОАО «Птицефабрика Пермская» по трем видам изделий: яйцо товарное, мясо куриц, мясо цыплят приложения 1, 2, 3).
    Из приведенных таблиц (в таблицах объединены исходные и расчетные данные) можно сделать следующие выводы (табл. 1).
    Таблица 1 - Яйцо товарное Наименование, сорт продукции
    2008 г.
    2009 г.
    Откло-нение
    2010 г.
    Откло-нение
    2011 г.
    Откло-нение
    отборное
    21,05%
    16,16%
    -4,89%
    27,80%
    +6,75%
    29,96%
    +8,91%
    столовое I кат.
    57,08%
    61,99%
    +4,91%
    51,97%
    -5,10%
    51,74%
    -5,33%
    столовое II кат.
    19,58%
    20,04%
    +0,46%
    18,09%
    -1,49%
    18,04%
    -1,55%
    мелкое + насечка
    2,29%
    1,81%
    -0,48%
    2,13%
    -0,16%
    0,26%
    -2,03%
    Итого:
    100,00%
    100,00%
     
    100,00%
     
    100,00%
     
     
    В 2009 году (по сравнению с 2008 годом) наблюдалось снижение доли продукции высшего сорта, т.е. яиц отборных, на 4,89% в общем объеме производства яиц товарных, при одновременном увеличении доли продукции более низких сортов: яиц столовых I кат. – на 4,91%, яиц столовых II кат. – на 0,46%. Данные показатели свидетельствует об ухудшении качества выпускаемой продукции. Незначительное влияние на рост качества оказало лишь уменьшение доли продукции самого низкого качества – яйца мелкого и насечки – на 0,48%.
    Средний коэффициент сортности:
    Ксорт =
    Ксорт 2008г. (план) = 28998046 / 31632000р. = 0,9167
    Ксорт 2009г. (факт) = 31068330 / 33999000р. = 0,9138
    => Выполнение плана по качеству = Ксорт 2009г. (факт) / Ксорт 2008г. (план) ? 100% = 0,9138 / 0,9167 ? 100% = 99,68%.
    Данный коэффициент говорит о недовыполнении плана по качеству или снижении качества продукции в 2009 году на 0,32% по сравнению с 2008 годом.
    Средневзвешенная цена =
    где: i – сорт (качество) продукции
    Кi – количество продукции i – го сорта (качества),
    Цi - цена продукции i – го сорта (качества)
    Средневзвешенная цена 2008г. (план) = 28998046 / 21088 = 1375 руб./тыс. шт.
    Средневзвешенная цена 2009г. (факт) = 31068330 / 22666 = 1371 руб./тыс. шт.
    Отклонение: абсолютное = 1371 - 1375 = -4 руб./тыс. шт.
    относительное = -4 / 1375 ? 100%= - 0,29%.
    => за счет понижения сортности средняя цена реализации по яйцам товарным снизилась на 4 руб. или на 0,29% по сравнению с плановой.
    Рассчитаем влияние сортового состава продукции на среднюю цену реализации (табл. 2):

    Таблица 2 - Яйцо товарное Наименование, сорт продукции
    Ед. изм.
    Цена, руб.
    Структура продукции, %
    Изменение средней цены за счет структуры, руб.
    План (2008)
    Факт (2009)
    Откло-нение
    отборное
    тыс.шт.
    1500
    21,05%
    16,16%
    -4,89%
    -4,89 ? 1500/100=-73,4
    столовое I кат.
    тыс.шт.
    1400
    57,08%
    61,99%
    +4,91%
    +68,7
    столовое II кат.
    тыс.шт.
    1200
    19,58%
    20,04%
    +0,46%
    +5,5
    мелкое + насечка
    тыс.шт.
    1103
    2,29%
    1,81%
    -0,48%
    -5,3
    Итого:
     
    1375
    100,00%
    100,00%
     
    -4
     
    Из расчетов видно, что наибольшее влияние на среднюю цену реализации оказало изменение качества продукции 1 и 2 сортов – яиц отборных и столовых 1 кат.
    Стоимость всего фактического выпуска из-за снижения сортности (качества продукции) уменьшилась по сравнению с плановой на 90664 руб. (-4 руб. ? 22666 тыс. шт.).
    Однако, в отчетном периоде перевыполнен план по количеству продукции. Определим влияние данного фактора на объем производства: (22666 – 21088) ? 1371 руб. = + 2163438 руб.
    Следовательно, общее изменение объема производства по яйцам товарным = -90664 + 2163438 = 2072774 руб.
    В 2010 году (по сравнению с 2008 годом) ситуация на ОАО «Птицефабрика Пермская» изменилась в лучшую сторону: наблюдался рост доли продукции высшего сорта, т.е. яиц отборных, на 6,75% в общем объеме производства яиц товарных, при одновременном снижении доли продукции более низких сортов: яиц столовых 1 кат. – на 5,1%, яиц столовых 2 кат. – на 1,49%, яиц мелких и насечки – на 0,16%. Данные показатели свидетельствует об улучшении качества выпускаемой продукции (рост доли высококачественной продукции и снижение доли продукции низкого качества).
    Ксорт 2008г. (план) = 28998046 / 31632000р. = 0,9167
    Ксорт 2010г. (факт) = 31763364 / 34393500р. = 0,9235
    => Выполнение плана по качеству = Ксорт 2010г. (факт) / Ксорт 2008г. (план) ? 100% = 0,9235/0,9167 ? 100%=100,74%.
    Данный коэффициент говорит о перевыполнении плана по качеству или повышении качества продукции в 2010 году на 0,74% по сравнению с 2008 годом.
    Средневзвешенная цена 2008г. (план) = 28998046 / 21088 = 1375 руб./тыс. шт.
    Средневзвешенная цена 2010г. (факт) = 31763364 / 22929 = 1385 руб./тыс. шт.
    Отклонение: абсолютное = 1385 - 1375 = +10 руб./тыс. шт.
    относительное = +10 / 1375 ? 100%= +0,73%.
    => за счет повышения сортности средняя цена реализации по яйцам товарным выросла на 10руб. или на 0,73% по сравнению с плановой.
    Рассчитаем влияние сортового состава продукции на среднюю цену реализации (табл. 3):

    Таблица 3 - Яйцо товарное Наименование, сорт продукции
    Ед. изм.
    Цена, руб.
    Структура продукции, %
    Изменение средней цены за счет структуры, руб.
    План (2008)
    Факт (2010)
    Откло-нение
    отборное
    тыс.шт.
    1500
    21,05%
    27,80%
    +6,75%
    +6,75 ? 1500/100=+101
    столовое I кат.
    тыс.шт.
    1400
    57,08%
    51,97%
    -5,10%
    -71
    столовое II кат.
    тыс.шт.
    1200
    19,58%
    18,09%
    -1,49%
    -18
    мелкое + насечка
    тыс.шт.
    1103
    2,29%
    2,13%
    -0,16%
    -2
    Итого:
     
    1375
    100,00%
    100,00%
     
    +10
     
    Из расчетов видно, что наибольшее влияние на среднюю цену реализации оказало изменение качества продукции 1 и 2 сортов – яиц отборных и столовых 1 кат.
    Стоимость всего фактического выпуска из-за повышения сортности (качества продукции) увеличилась по сравнению с плановой на 229290руб. (+10 руб. ? 22929 тыс. шт.).
    Кроме того, в отчетном периоде перевыполнен план по количеству продукции. Определим влияние данного фактора на объем производства: (22929 – 21088) ? 1385 руб. = + 2549785 руб.
    Следовательно, общее изменение объема производства по яйцам товарным = +229290 + 2549785 = +2779075 руб.
    В 2011 году (по сравнению с 2008 годом) предприятие продолжило работы по повышению качества продукции: наблюдался рост доли продукции высшего сорта, т.е. яиц отборных, на 8,91% в общем объеме производства яиц товарных, при одновременном снижении доли продукции более низких сортов: яиц столовых 1 кат. – на 5,33%, яиц столовых 2 кат. – на 1,55%, начала значительно снижаться доля продукции самого низкого качества - яиц мелких и насечки – на 2,03%. Данные показатели свидетельствует об улучшении качества выпускаемой продукции (рост доли высококачественной продукции и снижение доли продукции низкого качества).
    Ксорт 2008г. (план) = 28998046 / 31632000р. = 0,9167
    Ксорт 2011г. (факт) = 28904759 / 31122000р. = 0,9288
    => Выполнение плана по качеству = Ксорт 2011г. (факт) / Ксорт 2008г. (план) ? 100% = 0,9288/0,9167 ? 100% = 101,32%. Данный коэффициент говорит о перевыполнении плана по качеству или повышении качества продукции в 2011 году на 1,32% по сравнению с 2008 годом.
    Средневзвешенная цена 2008г. (план) = 28998046 / 21088 = 1375 руб./тыс. шт.
    Средневзвешенная цена 2011г. (факт) = 28904759 / 20748 = 1393 руб./тыс. шт.
    Отклонение: абсолютное = 1393 - 1375 = +18 руб./тыс. шт.
     относительное = +18 / 1375 ? 100%= +1,31%.
    => за счет повышения сортности средняя цена реализации по яйцам товарным выросла на 18 руб. или на 1,31% по сравнению с плановой.
    Рассчитаем влияние сортового состава продукции на среднюю цену реализации (табл. 4):

    Таблица 4 - Яйцо товарное Наименование, сорт продукции
    Ед. изм.
    Цена, руб.
    Структура продукции, %
    Изменение средней цены за счет структуры, руб.
    План (2008)
    Факт (2011)
    Откло-нение
    отборное
    тыс.шт.
    1500
    21,05%
    29,96%
    +8,91%
    +8,91 ? 1500/100=+134
    столовое I кат.
    тыс.шт.
    1400
    57,08%
    51,74%
    -5,33%
    -75
    столовое II кат.
    тыс.шт.
    1200
    19,58%
    18,04%
    -1,55%
    -19
    мелкое + насечка
    тыс.шт.
    1103
    2,29%
    0,26%
    -2,03%
    -22
    Итого:
     
    1375
    100,00%
    100,00%
     
    +18
     
    Из расчетов видно, что наибольшее влияние на среднюю цену реализации оказало изменение качества продукции 1 и 2 сортов – яиц отборных и столовых 1 кат., а также яиц мелких и насечки.
    Стоимость всего фактического выпуска из-за повышения сортности (качества продукции) увеличилась по сравнению с плановой на 373464 руб. (+18 руб. ? 20748 тыс. шт.).
    Однако, в отчетном периоде план по количеству продукции не был выполнен. Определим влияние данного фактора на объем производства: (20748 – 21088) ? 1393 руб. = - 473620 руб.
    Следовательно, общее изменение объема производства по яйцам товарным = +373464 - 473620 = -100156 руб.
    Далее произведем расчеты для мяса куриц (табл. 5).
    Таблица 5 - Мясо куриц Наименование, сорт продукции
    2008 г.
    2009 г.
    Откло-нение
    2010 г.
    Откло-нение
    2011 г.
    Откло-нение
    категория 1
    40,44%
    59,46%
    +19,02%
    67,55%
    +27,11%
    57,65%
    +17,22%
    категория 2
    35,65%
    21,62%
    -14,04%
    19,71%
    -15,94%
    26,43%
    -9,23%
    н/сортное
    23,91%
    18,92%
    -4,99%
    12,74%
    -11,17%
    15,92%
    -7,99%
    Итого:
    100,00%
    100,00%
     
    100,00%
     
    100,00%
     
     
    В 2009 году (по сравнению с 2008 годом) наблюдался рост доли продукции высшего сорта, т.е. мяса куриц 1 кат., на 19,02% в общем объеме производства мяса куриц, при одновременном снижении доли продукции более низких сортов: мяса куриц 2 кат., – на 14,04%, мяса куриц н/сортн. - на 4,99%. Данные показатели свидетельствует об улучшении качества выпускаемой продукции.
    Ксорт 2008г. (план) = 8051300 / 8616000р. = 0,9345
    Ксорт 2009г. (факт) = 5529800 / 5792000р. = 0,9547
    => Выполнение плана по качеству = Ксорт 2009г. (факт) / Ксорт 2008г. (план) ? 100% = 0,9547 / 0,9345 ? 100%=102,16%. Данный коэффициент говорит о перевыполнении плана по качеству или повышении качества продукции в 2009 году на 2,16% по сравнению с 2008 годом.
    Средневзвешенная цена 2008г. (план) = 8051300 / 215,4 = 37378 руб./тыс. кг.
    Средневзвешенная цена 2009г. (факт) = 5529800 / 144,8 = 38189 руб./тыс. кг.
    Отклонение: абсолютное = 38189 - 37378 = +811 руб./тыс. кг.
     относительное = +811 / 37378 ? 100%= +2,17%.
    => за счет повышения сортности средняя цена реализации по мясу куриц увеличилась на 811руб. или на 2,17% по сравнению с плановой.
    Рассчитаем влияние сортового состава продукции на среднюю цену реализации (табл. 6):

    Таблица 6 - Мясо куриц Наименование, сорт продукции
    Ед. изм.
    Цена, руб.
    Структура продукции, %
    Изменение средней цены за счет структуры, руб.
    План (2008)
    Факт (2009)
    Откло-нение
    категория 1
    тыс.кг.
    40000
    40,44%
    59,46%
    +19,02%
    +19,02 ? 40000/100=+7608
    категория 2
    тыс.кг.
    36000
    35,65%
    21,62%
    -14,04%
    -5054
    н/сортное
    тыс.кг.
    35000
    23,91%
    18,92%
    -4,99%
    -1747
    Итого:
     
     
    100,00%
    100,00%
     
    +811
     
    Из расчетов видно, что наибольшее влияние на среднюю цену реализации оказало изменение качества продукции 1 и 2 сортов – мяса курицы 1 и 2 кат.
    Стоимость всего фактического выпуска из-за повышения сортности (качества продукции) увеличилась по сравнению с плановой на 117433руб. (+811 руб. ? 144,8 тыс. кг.).
    Однако, в отчетном периоде план по количеству продукции не выполнен. Определим влияние данного фактора на объем производства: (144,8 – 215,4) ? 38189 руб. = -2696143 руб.
    Следовательно, общее изменение объема производства по мясу курицы = +117433 - 2696143 = -2578710 руб.
    В 2010 году (по сравнению с 2008 годом) также наблюдался рост доли продукции высшего сорта, т.е. мяса куриц 1 кат., на 27,11% в общем объеме производства мяса куриц, при одновременном снижении доли продукции более низких сортов: мяса куриц 2 кат. – на 15,94%, мяса куриц н/сортн. - на 11,17%. Данные показатели свидетельствует об улучшении качества выпускаемой продукции.
    Ксорт 2008г. (план) = 8051300 / 8616000р. = 0,9345
    Ксорт 2010г. (факт) = 4814100 / 4992000р. = 0,9644
    => Выполнение плана по качеству = Ксорт 2010г. (факт) / Ксорт 2008г. (план) ? 100% = 0,9644/0,9345 ? 100%=103,2%.
    Данный коэффициент говорит о перевыполнении плана по качеству или повышении качества продукции в 2010 году на 3,2% по сравнению с 2008 годом.
    Средневзвешенная цена 2008г. (план) = 8051300 / 215,4 = 37378 руб./тыс. кг.
    Средневзвешенная цена 2010г. (факт) = 4814100 / 124,8 = 38575 руб./тыс. кг.
    Отклонение: абсолютное = 38575 - 37378 = +1197 руб./тыс. кг.
     относительное = +1197 / 37378 ? 100%= +3,2%.
    => за счет повышения сортности средняя цена реализации по мясу куриц увеличилась на 1197руб. или на 3,2% по сравнению с плановой.
    Рассчитаем влияние сортового состава продукции на среднюю цену реализации (табл. 7):

    Таблица 7 - Мясо куриц Наименование, сорт продукции
    Ед. изм.
    Цена, руб.
    Структура продукции, %
    Изменение средней цены за счет структуры, руб.
    План (2008)
    Факт (2010)
    Откло-нение
    категория 1
    тыс.кг.
    40000
    40,44%
    67,55%
    +27,11%
    +27,11 ? 40000/100 = +10844
    категория 2
    тыс.кг.
    36000
    35,65%
    19,71%
    -15,94%
    -5738
    н/сортное
    тыс.кг.
    35000
    23,91%
    12,74%
    -11,17%
    -3910
    Итого:
     
     
    100,00%
    100,00%
     
    +1197
     
    Из расчетов видно, что наибольшее влияние на среднюю цену реализации оказало изменение качества продукции 1 и 2 сортов – мяса курицы 1 и 2 кат.
    Стоимость всего фактического выпуска из-за повышения сортности (качества продукции) увеличилась по сравнению с плановой на 149386 руб. (+1197 руб. ? 124,8 тыс. кг.).
    Однако, в отчетном периоде план по количеству продукции не выполнен. Определим влияние данного фактора на объем производства: (124,8 – 215,4) ? 38575 руб. = -3494895 руб.
    Следовательно, общее изменение объема производства по мясу курицы = +149386 - 3494895 = -3345509 руб.
    В 2011 году (по сравнению с 2008 годом) ситуация несколько ухудшилась по сравнению с 2010 годом, но несмотря на это, наблюдался рост доли продукции высшего сорта, т.е. мяса куриц 1 кат., на 17,22% в общем объеме производства мяса куриц, при одновременном снижении доли продукции более низких сортов: мяса куриц 2 кат. – на 9,23%, мяса куриц н/сортн. - на 7,99%. Данные показатели свидетельствует об улучшении качества выпускаемой продукции.
    Ксорт 2008г. (план) = 8051300 / 8616000р. = 0,9345
    Ксорт 2011г. (факт) = 3738400 / 3920000р. = 0,9537
    => Выполнение плана по качеству = Ксорт 2011г. (факт) / Ксорт 2008г. (план) ? 100% = 0,9537/0,9345 ? 100%=102,05%. Данный коэффициент говорит о перевыполнении плана по качеству или повышении качества продукции в 2011 году на 2,05% по сравнению с 2008 годом.
    Средневзвешенная цена 2008г. (план) = 8051300 / 215,4 = 37378 руб./тыс. кг.
    Средневзвешенная цена 2011г. (факт) = 3738400 / 98 = 38147 руб./тыс. кг.
    Отклонение: абсолютное = 38147 - 37378 = +769 руб./тыс. кг.
     относительное = +769 / 37378 ? 100%= +2,06%.
    => за счет повышения сортности (качества продукции) средняя цена реализации по мясу куриц увеличилась на 769 руб. или на 2,06% по сравнению с плановой.
    Рассчитаем влияние сортового состава продукции на среднюю цену реализации (табл. 8):

    Таблица 8 - Мясо куриц Наименование, сорт продукции
    Ед. изм.
    Цена, руб.
    Структура продукции, %
    Изменение средней цены за счет структуры, руб.
    План (2008)
    Факт (2011)
    Откло-нение
    категория 1
    тыс.кг.
    40000
    40,44%
    57,65%
    +17,22%
    +17,22 ? 40000/100=+6888
    категория 2
    тыс.кг.
    36000
    35,65%
    26,43%
    -9,23%
    -3323
    н/сортное
    тыс.кг.
    35000
    23,91%
    15,92%
    -7,99%
    -2797
    Итого:
     
     
    100,00%
    100,00%
     
    +769
     
    Из расчетов видно, что наибольшее влияние на среднюю цену реализации оказало изменение качества продукции 1 сорта – мяса курицы 1 кат.
    Стоимость всего фактического выпуска из-за повышения сортности (качества продукции) увеличилась по сравнению с плановой на 75362 руб. (+769 руб. ? 98 тыс. кг.).
    Однако, в отчетном периоде план по количеству продукции не выполнен. Определим влияние данного фактора на объем производства: (98 – 215,4) ? 38147 руб. = -4478458 руб.
    Следовательно, общее изменение объема производства по мясу курицы = +75362 - 4478458 = -4403096 руб.
    Таким образом, проведя анализ качества выпускаемой продукции ОАО «Птицефабрика Пермская» за 4 года (с 2008 по 2011 год), можно сделать следующие выводы. Качество продукции в целом улучшилось, и, прежде всего, за счет увеличения выпуска продукции более высоких сортов. При этом, более высокие темпы роста качества наблюдались при производстве и реализации такой продукции как мясо куриц.
     
     
     
    Глава 3. Выявление резервов повышения качества выпускаемой продукции Как уже отмечалось ранее, косвенным показателем качества продукции явля­ется брак. При этом, сокращение брака и следовательно – повышение качества продукции и являются резервами повышения качества.
    На данном этапе устанавливаются требования к качеству и применению отдельных составляющих системы качества. Планирование работ по качеству осуществляется на основе перспективных и текущих планов предприятия.
    К перспективным планам по качеству относятся:
    - мероприятия по устранению недостатков, выявленных в процессе производства, при испытаниях и эксплуатации продукции;
    - мероприятия по проведению сертификации продукции;
    - мероприятия по сокращению брака и дефектности;
    - мероприятия по увеличению сроков эксплуатации продукции.
    К текущим планам по качеству относятся мероприятия, которые осуществляются для своевременного принятия решений по устранению причин конкретных несоответствий, возникающих в процессе изготовления, испытаний, эксплуатации изделий и по требованию заказчика:
    - анализ информации об отказах, неисправностях и дефектах, выявленных в процессе испытаний изделий;
    - анализ брака в производстве;
    - анализ результатов исследований неисправных изделий, сборочных единиц и деталей;
    - совместные решения с заказчиком по вопросам качества выпускаемой продукции;
    - результаты инспекционного контроля по выпуску сертифицированной продукции.
    Брак делится на исправимый и неисправимый, внут­ренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестои­мости продукции, уменьшению объема товарной и реализован­ной продукции, снижению прибыли и рентабельности
    В процессе анализа (выявления резервов) изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции; определяют потери от брака (рассмотрим на примере яиц товарных, браком является некачественная обработка яиц перед расфасовкой, 2011 год):
    тыс. руб.
    1. Себестоимость забракованной продукции (в расчете на 1000 шт.) - 1368
    2. Расходы по исправлению брака - 80
    3. Стоимость брака по цене возможного использования - 1156
    4. Сумма удержаний с виновных лиц - 10
    5. Потери от брака (п1 + п2 - п3 - п4) - 282
    Для определения потерь товарной продукции ОАО «Птицефабрика Пермская» необходимо знать фактический уровень рентабельности. В нашем примере стоимость то­варной продукции в действующих ценах составляет 28904759 руб., а ее себестоимость – 20748 тыс. шт. ? 1368 т. р.=28383264 руб. Отсюда фактический уровень рентабельности равен 1,84% ((28904759 - 28383264) / 28383264 ? 100%). Это означает, что фактический уровень цены выше себестоимости продукции в 1,0184 раза. Следовательно, потери товарной продукции равны 282т.р. ? 1,0184 = 287,19 т. р., или 0,99 % от стоимости фактического выпуска.
    Затем изучаются причины понижения качества и допущен­ного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства и др. Таким образом, устранив брак, предприятие получает возможность увеличить реализацию продукции по яйцам товарным на 287,19 т. р., увеличить прибыль от реализации на 5189 руб. (287190 / 101,84 ? 1,84 = 5189 руб.).
    Проверка ведется на индивидуальном уровне, подразделения, предприятия. Система организации проверок должна предусматривать:
    - ежегодное и ежеквартальное планирование;
    - учет в каждом подразделении результатов всех проведенных проверок и их хранение не менее трех лет;
    - ежеквартальное обобщение и анализ результатов проверок каждым подразделением, передача информации в управление по качеству;
    - централизованный учет и контроль выполнения планов мероприятий по результатам проверок.
    Результаты анализа должны представляться генеральному директору предприятия для принятия решения и должны учитываться в действующей системе материального стимулирования подразделений и исполнителей. С целью выявления удовлетворенности клиентов необходимо разработать комплекс мер:
    1) на этапе поиска покупателей отделом маркетинга должны проводиться маркетинговые исследования, в которых изучается мнение потенциальных покупателей о продукции предприятия, их требования.
    2) на этапе заключения контракта следует производить анализ контракта поставки. Взаимоотношения ОАО «Птицефабрика Пермская» с потребителями строятся на основе контрактов (договоров) поставок. Каждый договор должен иметь раздел по обеспечению качества выпускаемой продукции. Каждый договор должен быть рассмотрен и согласован с начальником по качеству и сертификации на предмет выполнения требований заказчика по качеству изделия. Данный анализ необходим для выявления того, что:
    - требования потребителя правильно поняты, обработаны и определены;
    - не существуют ли различия между требованиями контракта и требованиями потребителя;
    - в договорных документах обязателен перечень статей, регламентирующих порядок приемки-сдачи продукции потребителю, обязанности и ответственность сторон, включая выполнение требований к качеству продукции и условиям ее поставки.
    Все, без исключения, заказы подвергаются анализу и проверке в соответствии с условиями контракта (договора). Заявки потребителей после поступления на предприятие следует передавать в отдел маркетинга для проработки и оформления плана производства. Проверку контрактов следует проводить по следующим стадиям:
    - проверка заявки на возможность реализации в установленные сроки;
    - калькуляция издержек;
    - проверка соответствия заказа по части комплектности и однозначности технических требований и сроков реализации;
    - проверка возможности материального обеспечения заказа.
    Качество зависит от многочисленных и разнообразных факторов технического, экономического, социально-психологического характера. Для ОАО «Птицефабрика Пермская» целесообразно использовать для достижения поставленных целей большой арсенал методов, инструментов и средств. Но они могут быть сгруппированы в три бло­ка:
    - методы обеспечения качества;
    - методы стимулирования качества;
    - методы контроля результатов работы по качеству;
    К методам обеспечения качества относятся, прежде всего, инженерно-математические методы, используемые для анализа и регулирования процессов на всех стадиях жизненного цикла продукции (разработка, изготовление, испы­тания, эксплуатация и т. д.), а также для отработки характеристик (планирова­ние эксперимента, обеспечение надежности, анализ отказов).
    К методам стимулирования относятся как обычные методы мотивации, так и специально разработанные для улучшения качества (проводимые в странах и во всемирном масштабе кампании качества, национальные премии по ка­честву и так далее).
    К методам контроля относятся методы оценки качества продукции, на­пример, через анализ экономических показателей, через проверку документации как на продукцию, так и на систему качества. И, наконец, контроль качества са­мой продукции.
    Обычный контроль качества имеет следующие не­гативные последствия:
    - не повышает качества, а предназначен лишь для отделения плохого от хорошего;
    - не способствует повышению ценности, однако повышает расходы;
    - нужен только там, где процессы освоены ненадежно, ибо то, что и без того налажено, не требует проверки;
    - не обеспечивает совершенствования изделий, процессов и методов ра­боты.
    Из этого следует вывод: качество должно быть заложено в изделии, а не доказано контролем. Переход на принципы всеобщего управления качеством позволит по-другому построить производственные взаимоотношения. Основным прави­лом работы должно с тать постоянное удовлетворение всех требований потреби­теля за счет совершенствования своей деятельности.
    Для выявления резервов расширения ассортимента выпускаемой продукции рассмотрим следующий пример (таблица 9).
     
    Таблица 9 - Анализ структуры товарной продукции Наименование продукции
    Ед. изм.
    Цена, руб.
    Объем производства продукции
    Товарная продукция в ценах плана, руб.
    Изменение товарной продукции за счет структуры, руб.
    План (2008г.)
    Факт (2009г.)
    План
    фактически при плановой структуре
    Факт
    Яйцо отборное
    тыс.шт.
    1500
    4440,0
    3663,0
    6660000
    7167754,66
    5494500
    5494500-716754,66= -1673254,66
    Яйцо столовое 1 кат.
    тыс.шт.
    1400
    12036,0
    14050,0
    16850400
    18135065,02
    19670000
    1534934,98
    Яйцо столовое 2 кат.
    тыс.шт.
    1200
    4130,0
    4543,0
    4956000
    5333842,65
    5451600
    117757,35
    Мясо кур. 1кат.
    тыс.кг.
    40000
    87,1
    86,1
    3484000
    3749618,20
    3444000
    -305618,20
    Мясо кур. 2кат.
    тыс.кг.
    36000
    76,8
    31,3
    2764800
    2975586,80
    1126800
    -1848786,80
    Мясо цыплят 1кат.
    тыс.кг.
    40000
    6,9
    2,1
    276000
    297042,08
    84000
    -213042,08
    Мясо цыплят 2кат.
    тыс.кг.
    36000
    16,9
    3,5
    608400
    654784,07
    126000
    -528784,07
    Итого:
     
     
    20793,7
    22379
    35599600
    38313693,49
    35396900
    -2916793,49
     
     
    Данные графы «фактически при плановой структуре» получены умножением показателя графы «товарная продукция: план» по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в условно-на­туральных единицах (Квп)
    Квп = 22379 / 20793,7 = 1,07624
    Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 107,624% по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 38313693,49руб. При фактической структуре он ниже на 2916793,49руб. (35396900руб. - 38313693,49руб. = -2916793,49руб.). Это значит, что увеличилась доля бо­лее дешевой продукции в общем ее выпуске и соответственно снизилась доля более дорогой.
    Анализ показывает, в какой степени каждый вид продукции влияет на товарную продукцию, а это в свою очередь помогает выявить ту продукцию, производство которой наиболее эффективно. В данном случае под резервами понимается прежде всего выявление возможности увеличения доли той или иной продукции, как правило – более рентабельной и оказывающей наибольшее влияние на конечные результаты деятельности. При этом предприятие фактически получает возможность повышения финансовой устойчивости за счет увеличения прибыли от реализации (реализации в увеличенных объемах более рентабельной продукции).
    Проведем факторный анализ прибыли от реализации продукции ОАО «Птицефабрика Пермская». Прибыль от реализации в целом по предприятию зависит от четырех факторов: объема реализации продукции (Vрп), ее структуры (Удi – удельного веса i-го вида продукции), себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).
    В данном случае более всего нас интересует влияние на прибыль структуры товарной продукции. Структура может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. Расчет влияния перечисленных факторов на сумму прибыли (рассмотрим за 2011год) можно определить, составив следующую таблицу.
    Таблица 10 - Расчет влияния перечисленных факторов на сумму прибыли Показатели
    План (2008г.)
    фактически (2011г.) при плановой структуре
    Факт (2011г.)
    Выручка от реализации, руб.
    35599600
    35574090,64
    32093100
    Полная с/с реализованной продукции, руб.
    34290008
    34265437,04
    31112260
    Прибыль от реализации продукции, руб.
    1309592
    1308654
    980840
     
    План по сумме прибыли от реализации продукции в 2011 году не был выполнен. Прибыль снизилась на 328752 руб. (980840 руб. – 1309592 руб.) или на 25%.
    При этом за счет объема и структуры реализованной продукции прибыль снизилась на 938 руб.: 1308654 руб. – 1309592 руб. = - 938 руб.
    Найдем влияние на прибыль только объема продаж:
    К выполнения плана (в условно-натур. исчислении) = 20779 / 20794 ? 100 - 100 = -0,072%
    => изменение прибыли = -0,072/100 ? 1309592 = - 943 руб.,
    т.е. прибыль за счет снижения объема продаж на 0,072% уменьшилась на 943 руб.
    Далее, можно определить влияние структурного фактора:
    Изменение прибыли за счет структуры (ассортимента) = - 938 руб. – (-943 руб.) = +5 руб., т.е. за счет увеличения доли менее рентабельной продукции прибыль предприятия в 2011 году увеличилась на 5 руб.
    Рассчитаем также влияние на изменение прибыли
    1. изменения с/с продукции (путем сравнения фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж):
    -(31112260 руб. – 34265437 руб.) = +3153177 руб.
    2. изменения отпускных цен на продукцию (путем сравнения фактической выручки с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж):
    32093100 руб. - 35574090,64 руб. = -3480990 руб.
    Проверка:
    - 943 руб. + 5руб. +3153177 руб. – 3480990 руб. = -328752 руб.
    Из проведенного анализа можно сделать вывод, что изменение ассортимента продукции оказало положительное влияние на прибыль от реализации (но очень незначительное, по сравнению с влиянием изменения с/с и отпускных цен). Т.е. за счет изменения структуры продукции предприятие сумело увеличить прибыль от реализации продукции (при снижении прибыли по предприятию в целом) и, следовательно, собственный капитал и финансовую устойчивость. Это говорит об эффективности и целесообразности проведенных изменений в структуре продукции. Иными словами, проводя ассортиментную политику в том же направлении, предприятие сможет увеличить прибыль от реализации и значительно повысить свою финансовую устойчивость. Здесь следует отметить, что под выявлением резервов улучшения ассортимента мы и будем понимать возможность увеличения прибыли за счет данного фактора.
    Кроме того, на предприятии необходимо внедрение компьютерной системы взаимодействия с клиентами и партнерами компании посредством сети Internet.
    Внедрение компьютерной системы взаимодействия с клиентами и партнерами компании, а также постановка системы сбора и анализа маркетинговой информации сократит временные затраты отдела маркетинга с клиентами, находящимися территориально на больших расстояниях от ОАО «Птицефабрика Пермская», кроме того гарантийное, сервисное обслуживание отделом сервисного обслуживания (ОСО), а также инжиниринговые услуги будут осуществляться в более короткие сроки с клиентами, а также даже порой без выезда группы сервиса к клиентам в отдаленные районы.
    В результате внедрения данных мероприятий получим следующие эффекты от:
    1. увеличения удельного веса продукции, услуг, сданных с первого предъявления;
    2. реализации услуг повышенной классности;
    3. ликвидации потерь от брака;
    4. использования прогрессивных форм обслуживания клиентов;
    5. повышения качества обслуживания.
     
    Заключение Комплексный, системный подход к проблеме качества предполагает создание стройной, научно обоснованной системы воздействия на весь процесс, обеспечивающий выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции, начиная с предпроизводственной стадии (т.е. в период исследования рынка и выявления потребностей потребителей, разработки продукции и технологии производства, в период производства (где создаются необходимые условия для выпуска продукции с оптимальными качественными показателями) и, кончая процессом хранения, транспортировки продукции и сервисным обслуживанием потребителей. В этой связи стандартизация деятельности предприятия приобретает особое значение.
    В первой главе был проведен анализ литературных источников по теме исследования, который показал, что особенность современной системы управления качеством состоит в наличии в ее структуре внутренней проверки системы, анализа и оценки ее эффективности. Если внутренние проверки осуществляются силами специалистов самой фирмы, то анализ и оценка эффективности системы управления качеством должны проводиться компетентными независимыми лицами, которых приглашает руководство компании. Такой анализ служит фирме основой для принятия необходимых мер по совершенствованию системы в соответствии с новыми концепциями качества, в связи с изменениями на рынке или необходимостью освоения новых технологий.
    Качество продукции - важнейшая экономическая категория и тесно связана с различными другими экономическими показателями, такими как себестоимость, прибыль, рентабельность и другие.
    Сближение уровней качества, достигнутых различными странами мира, стало следствием многих причин. Одной из главных является творческий обмен передовым опытом работы по улучшению качества, интеграция всех подходов и методов, которые человечество освоило на эволюционном пути развития теории и практики достижения высокого качества. Выработанные таким образом единые подходы, признанные специалистами всех стран, известны теперь как принципы Всеобщего управления качеством (ТQМ).
    Для ОАО «Птицефабрика Пермская» управление качеством является очень важным моментом, определяющим конкурентоспособность предприятия.
    Проанализировав структуру (ассортимент) выпускаемой продукции, мы пришли к следующему выводу. Ассортиментная политика ОАО «Птицефабрика Пермская» за 2008 – 2011 годы была менее эффективной, чем политика управления качеством. Не был выполнен план по ассортименту (о чем свидетельствуют низкие коэффициенты выполнения плана по ассортименту), и, прежде всего, за счет увеличения доли более дешевой продукции в общем объеме выпуска.
    Сделанные выводы подчеркивают необходимость формирования и разработки мероприятий по совершенствованию системы управления качеством продукции на ОАО «Птицефабрика Пермская».
    Поэтому для данного предприятия необходимо постоянно совершенствовать свою деятельность, т.к. следование стандартам эффективно лишь в том случае, когда это не мешает и не тормозит развитие технологий, инновационных процессов.
    В результате внедрения мероприятий получим следующие эффекты от:
    1. увеличения удельного веса продукции, услуг, сданных с первого предъявления;
    2. реализации услуг повышенной классности;
    3. ликвидации потерь от брака;
    4. использования прогрессивных форм обслуживания клиентов;
    5. повышения качества обслуживания.
    Таким образом, качество - многосложное понятие, и его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов. И при нынешней ситуации в России проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства, руководителей коллективов предприятий, ученых, конструкторов, инженеров, рабочих и экономистов. Стандартизация расценивается государством, как средство управления государством и повышения конкурентоспособности продукции, так сказать эффективный рычаг воздействия на производителей, обеспечивающих выполнение требований безопасности, защиту прав потребителей.
     
     
    Список литературы 1.   Приказ Росстандарта от 13.09.2012 N 299-ст «Об утверждении национального стандарта».
    2.   Гост Р 51303-99 «Государственный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения».
    3.   Азоев Г.Л. , Баранчеев В.П., Гунин В.Н. Управление организацией: Учебник, 4 изд. – М.: Инфа-М, 2008.
    4.   Анущенкова К.А., Анущенкова В.Ю. Финансово-экономический анализ. – М.: Дашков и Ко, 2009.
    5.   Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством. – М.: Инфра-М, 2010.
    6.   Борисов Ю.И. Метрология, стандартизация и сертификация. Учебник. – М.: Инфра-М, Форум, 2009.
    7.   Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий). – М.: КноРус, 2010.
    8.   Гончарук В.А. Развитие предприятия. – М.: Дело, 2009.
    9.   Горшкова Л.А. Основы управления организацией. Практикум. Гриф УМО ВУЗов России. – М.: КноРус, 2009.
    10. Деева В. А., Кобиашвили Н. А., Кобулов Б. А. Управление качеством. – М.: Юриспруденция, 2009.
    11. Заика И. Т., Гительсон Н. И. Документирование системы менеджмента качества. – М.: КноРус, 2010.
    12. Иванов Б. В., Кане М. М., Корешков В. К., Схиртладзе А.. Системы, методы и инструменты менеджмента качества. – СПб.: Питер, 2009.
    13. Кане М. М., Иванов Б. В., Корешков В. Н., Схиртладзе А.. Системы, методы и инструменты менеджмента качества. – СПб.: Питер, 2009.
    14. Касьянов В. С. Системный анализ в менеджменте. - М.: КноРус, 2011.
    15. Клячкин В. Н. Статистические методы в управлении качеством. Компьютерные технологии. – М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2009.
    16. Коноплев С. П. Управление качеством. – М.: Инфра-М, 2010.
    17. Магомедов Ш. Ш., Беспалова. Е. Управление качеством продукции. – М.: Дашков и Ко, 2009.
    18. Мазур И. И., Шапиро В. Д. Управление качеством. – М.: Омега-Л, 2011.
    19. Мельников В. П., Смоленцев В.., Схиртладце А.. Управление качеством. – М.: Академия, 2009.
    20. Михеева Е. Н., Сероштан М. В. Управление качеством. – М.: Дашков и Ко, 2011.
    21. Мышелов Е. П. Введение в метрологию, стандартизацию и сертификацию качества. – М.: Красанд, 2010.
    22. Немогай Н. В. Управление качеством. Менеджмент качества. – М.: ТетраСистемс, 2010.
    23. Огвоздин В. Ю. Управление качеством. – М.: Дело и Сервис, 2009.
    24. Попова Р.Г., Самонова И.Н., Добросердова И.И. Финансы предприятий. – СПб.: Питер, 2010.
    25. Портнов Е.М., Дубовой Н.Д. Основы метрологии, стандартизации и сертификации. Учебное пособие. – М.: Форум, Инфра-М, 2008.
    26. Потребительский рынок Перми / www.gorodperm.ru.
    27. Просветов. И. Управление качеством. Задачи и решения. – М.: Альфа-Пресс, 2009.
    28. Разумов В. А. Управление качеством. – М.: Инфра-М, 2010.
    29. Ржевская С. В. Управление качеством. Практикум. – М.: Университетская книга, Логос, 2009.
    30. Салимова Т. А. Управление качеством. – М.: Омега-Л, 2010.
    31. Сыцко В.Е., Садовский В.В., Целикова Л.В. Основы стандартизации и сертификации товарной продукции. Учебное пособие - 2 изд. – Минск: Вышэйшая школа, 2008.
    32. Черников Б. В., Ильин В. В. Управление качеством информационных систем в экономике. – М.: Форум, 2009.
    33. Шестопал Ю. Т., Дорофеев В. Д., Шестопал Н. Ю., Андреева Э. А. Управление качеством. – М.: Инфра-М, 2011.
    34. Шокина Л. И. Оценка качества менеджмента компаний. – М.: КноРус, 2009.
    35. Экономика и финансы предприятия / Под ред. Т.С. Новашиной. – М.: Маркет ДС, Московская Финансово-Промышленная Академия, 2010.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Приложения
    Приложение 1. Яйцо товарное Наименование, сорт продукции
    Ед. изм.
    Цена, руб.
    2008г.
    2009г.
    Выпуск продукции (натур. выраж)
    Стоимость выпуска, руб.
    Удель-ный вес, %
    Выпуск продукции (натур. выраж)
    Стоимость выпуска, руб.
    Структура продукции, %
    факт по план. цене
    по цене высшего сорта
    факт по план. цене
    по цене высшего сорта
    Удельный вес
    Отклонение (+/-)
    Яйцо товарное
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    отборное
    тыс.шт.
    1500
    4440
    6660000
    6660000
    21,05%
    3663
    5494500
    5494500
    16,16%
    -4,89%
    столовое I кат.
    тыс.шт.
    1400
    12036
    16850400
    18054000
    57,08%
    14050
    19670000
    21075000
    61,99%
    +4,91%
    столовое II кат.
    тыс.шт.
    1200
    4130
    4956000
    6195000
    19,58%
    4543
    5451600
    6814500
    20,04%
    +0,46%
    мелкое + насечка
    тыс.шт.
    1103
    482
    531646
    723000
    2,29%
    410
    452230
    615000
    1,81%
    -0,48%
    Итого:
     
     
    21088
    28998046
    31632000
    100,00%
    22666
    31068330
    33999000
    100,00%
     
     
    Наименование, сорт продукции
    Ед. изм.
    Цена, руб.
    2010г.
    2011г.
    Выпуск продукции (натур. выраж)
    Стоимость выпуска, руб.
    Структура продукции, %
    Выпуск продукции (натур. выраж)
    Стоимость выпуска, руб.
    Структура продукции, %
    факт по план. цене
    по цене высшего сорта
    Удель-ный вес
    Откло-нение (+/-)
    факт по план. цене
    по цене высшего сорта
    Удель-ный вес
    Откло-нение (+/-)
    Яйцо товарное
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    отборное
    тыс.шт.
    1500
    6375
    9562500
    9562500
    27,80%
    +6,75%
    6217
    9325500
    9325500
    29,96%
    +8,91%
    столовое I кат.
    тыс.шт.
    1400
    11917
    16683800
    17875500
    51,97%
    -5,10%
    10736
    15030400
    16104000
    51,74%
    -5,33%
    столовое II кат.
    тыс.шт.
    1200
    4149
    4978800
    6223500
    18,09%
    -1,49%
    3742
    4490400
    5613000
    18,04%
    -1,55%
    мелкое + насечка
    тыс.шт.
    1103
    488
    538264
    732000
    2,13%
    -0,16%
    53
    58459
    79500
    0,26%
    -2,03%
    Итого:
     
     
    22929
    31763364
    34393500
    100,00%
     
    20748
    28904759
    31122000
    100,00%
     
     
    Приложение 2. Мясо куриц Наименование, сорт продукции
    Ед. изм.
    Цена, руб.
    2008г.
    2009г.
    Выпуск продукции (натур. выраж)
    Стоимость выпуска, руб.
    Удель-ный вес, %
    Выпуск продукции (натур. выраж)
    Стоимость выпуска, руб.
    Структура продукции, %
    факт по план. цене
    по цене высшего сорта
    факт по план. цене
    по цене высшего сорта
    Удельный вес
    Отклонение (+/-)
    Мясо кур
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    категория 1
    тыс.кг.
    40000
    87,1
    3484000
    3484000
    40,44%
    86,1
    3444000
    3444000
    59,46%
    +19,02%
    категория 2
    тыс.кг.
    36000
    76,8
    2764800
    3072000
    35,65%
    31,3
    1126800
    1252000
    21,62%
    -14,04%
    н/сортное
    тыс.кг.
    35000
    51,5
    1802500
    2060000
    23,91%
    27,4
    959000
    1096000
    18,92%
    -4,99%
    Итого:
     
     
    215,4
    8051300
    8616000
    100,00%
    144,8
    5529800
    5792000
    100,00%
     
     
    Наименование, сорт продукции
    Ед. изм.
    Цена, руб.
    2010г.
    2011г.
    Выпуск продукции (натур. выраж)
    Стоимость выпуска, руб.
    Структура продукции, %
    Выпуск продукции (натур. выраж)
    Стоимость выпуска, руб.
    Структура продукции, %
    факт по план. цене
    по цене высшего сорта
    Удель-ный вес
    Откло-нение (+/-)
    факт по план. цене
    по цене высшего сорта
    Удель-ный вес
    Откло-нение (+/-)
    Мясо кур
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    категория 1
    тыс.кг.
    40000
    84,3
    3372000
    3372000
    67,55%
    +27,11%
    56,5
    2260000
    2260000
    57,65%
    +17,22%
    категория 2
    тыс.кг.
    36000
    24,6
    885600
    984000
    19,71%
    -15,94%
    25,9
    932400
    1036000
    26,43%
    -9,23%
    н/сортное
    тыс.кг.
    35000
    15,9
    556500
    636000
    12,74%
    -11,17%
    15,6
    546000
    624000
    15,92%
    -7,99%
    Итого:
     
     
    124,8
    4814100
    4992000
    100,00%
     
    98
    3738400
    3920000
    100,00%
     
     
    Приложение 3. Мясо цыплят Наименование, сорт продукции
    Ед. изм.
    Цена, руб.
    2008г.
    2009г.
    Выпуск продукции (натур. выраж)
    Стоимость выпуска, руб.
    Удель-ный вес, %
    Выпуск продукции (натур. выраж)
    Стоимость выпуска, руб.
    Структура продукции, %
    факт по план. цене
    по цене высшего сорта
    факт по план. цене
    по цене высшего сорта
    Удельный вес
    Отклонение (+/-)
    Мясо кур
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    категория 1
    тыс.кг.
    40000
    6,9
    276000
    276000
    13,53%
    2,1
    84000
    84000
    8,30%
    -5,23%
    категория 2
    тыс.кг.
    36000
    16,9
    608400
    676000
    33,14%
    3,5
    126000
    140000
    13,83%
    -19,30%
    н/сортное
    тыс.кг.
    36000
    27,2
    979200
    1088000
    53,33%
    19,7
    709200
    788000
    77,87%
    +24,53%
    Итого:
     
     
    51
    1863600
    2040000
    100,00%
    25,3
    919200
    1012000
    100,00%
     
     
    Наименование, сорт продукции
    Ед. изм.
    Цена, руб.
    2010г.
    2011г.
    Выпуск продукции (натур. выраж)
    Стоимость выпуска, руб.
    Структура продукции, %
    Выпуск продукции (натур. выраж)
    Стоимость выпуска, руб.
    Структура продукции, %
    факт по план. цене
    по цене высшего сорта
    Удель-ный вес
    Откло-нение (+/-)
    факт по план. цене
    по цене высшего сорта
    Удель-ный вес
    Откло-нение (+/-)
    Мясо кур
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    категория 1
    тыс.кг.
    40000
    2,6
    104000
    104000
    19,40%
    +5,87%
    1
    40000
    40000
    8,33%
    -5,20%
    категория 2
    тыс.кг.
    36000
    1,7
    61200
    68000
    12,69%
    -20,45%
    0,4
    14400
    16000
    3,33%
    -29,80%
    н/сортное
    тыс.кг.
    36000
    9,1
    327600
    364000
    67,91%
    14,58%
    10,6
    381600
    424000
    88,33%
    +35,00%
    Итого:
     
     
    13,4
    492800
    536000
    100,00%
     
    12
    436000
    480000
    100,00%
     
     
     
     
    [1] Мельников В. П., Смоленцев В.., Схиртладце А.. Управление качеством. – М.: Академия, 2009. С. 18.
    [2] Просветов. И. Управление качеством. Задачи и решения. – М.: Альфа-Пресс, 2009. С. 13.
    [3] Гост Р 51303-99 «Государственный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения».
    [4] Мазур И. И., Шапиро В. Д. Управление качеством. – М.: Омега-Л, 2011. С. 20.
    [5] Деева В. А., Кобиашвили Н. А., Кобулов Б. А. Управление качеством. – М.: Юриспруденция, 2009. С. 7.
    [6] Михеева Е. Н., Сероштан М. В. Управление качеством. – М.: Дашков и Ко, 2011. С. 18.
    [7] Сыцко В.Е., Садовский В.В., Целикова Л.В. Основы стандартизации и сертификации товарной продукции. Учебное пособие - 2 изд. – Минск: Вышэйшая школа, 2008. С. 90.
    [8] Клячкин В. Н. Статистические методы в управлении качеством. Компьютерные технологии. – М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2009. С. 24.
    [9] Черников Б. В., Ильин В. В. Управление качеством информационных систем в экономике. – М.: Форум, 2009. С. 71.
    [10] Салимова Т. А. Управление качеством. – М.: Омега-Л, 2010. С. 12.
    [11] Огвоздин В. Ю. Управление качеством. – М.: Дело и Сервис, 2009. С. 30.
    [12] Коноплев С. П. Управление качеством. – М.: Инфра-М, 2010. С. 90.
    [13] Приказ Росстандарта от 13.09.2012 N 299-ст «Об утверждении национального стандарта».
    [14] Заика И. Т., Гительсон Н. И. Документирование системы менеджмента качества. – М.: КноРус, 2010. С. 64.
    [15] Ржевская С. В. Управление качеством. Практикум. – М.: Университетская книга, Логос, 2009. С. 50.
    [16] Шестопал Ю. Т., Дорофеев В. Д., Шестопал Н. Ю., Андреева Э. А. Управление качеством. – М.: Инфра-М, 2011. С. 66.
    [17] Иванов Б. В., Кане М. М., Корешков В. К., Схиртладзе А.. Системы, методы и инструменты менеджмента качества. – СПб.: Питер, 2009. С. 74.
    [18] Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством. – М.: Инфра-М, 2010. С. 65.
    [19] Разумов В. А. Управление качеством. – М.: Инфра-М, 2010. С. 40.
    [20] Кане М. М., Иванов Б. В., Корешков В. Н., Схиртладзе А.. Системы, методы и инструменты менеджмента качества. – СПб.: Питер, 2009. С. 80.
    [21] Немогай Н. В. Управление качеством. Менеджмент качества. – М.: ТетраСистемс, 2010. С. 39.
    [22] Шокина Л. И. Оценка качества менеджмента компаний. – М.: КноРус, 2009. С. 47.
    [23] Магомедов Ш. Ш., Беспалова. Е. Управление качеством продукции. – М.: Дашков и Ко, 2009. С. 112.
    [24] Портнов Е.М., Дубовой Н.Д. Основы метрологии, стандартизации и сертификации. Учебное пособие. – М.: Форум, Инфра-М, 2008. С. 99.
    [25] Мышелов Е. П. Введение в метрологию, стандартизацию и сертификацию качества. – М.: Красанд, 2010. С. 164.
    [26] Борисов Ю.И. Метрология, стандартизация и сертификация. Учебник. – М.: Инфра-М, Форум, 2009. С. 110.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Анализ качества продукции ОАО «Птицефабрика Пермская» ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.