Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Платон и Аристотель

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Платон и Аристотель
  • Предмет:
    Философия
  • Когда добавили:
    25.07.2014 14:51:49
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Введение
    Самыми знаменитыми и крупными мыслителями Древней Греции были Платон и Аристотель. Они остаются самыми влиятельными философами и в настоящее время. Трактат Аристотеля «Политика» и знаменитый диалог Платона «Государство» являются самыми великими, и значимыми творения философов. Идеальное государство и ее модели - вот главные цели их деятельности. Основной и наиболее существенный вклад был внесен в формирование политической мысли . Модели Аристотеля и Платона во много расходились. но так же и имели схожие черты.
    Организация политической мысли это и есть государство, которое должно управлять обществом, охранять его экономическую и социальную структуру. Население, территория и власть являются тремя основными элементами государства. В учениях Платона основным из главным объектов был и остаётся до сих пор проект идеального для всех государства. Основное место в его произведении занимал выбор необходимого устройства государства. Платон выделял их четыре вида.: тимократия, олигархия, демократия и тирания. Углубленные объяснения даются каждому из определений.. Но ему кажется что они не подходят для его мысленно построенного идеального государства. Аристократия является главным в его «государстве», так как с именно ее он считает самой идеальной из всех форм правления. Общество в его идеальном государстве состояло из следующего: из философов управляющих государством, защищавших это государство воинов и земледельцев или ремесленников, которые трудились и своими трудами кормили это государство. Платон говорил, что если каждый будет на своём месте и станет занимать тем, что умеет, то государство на пользу которого это всё будет делаться станет процветать. По размерам он тоже разделял государства и про лучшее очень точно выразил в своей фразе которая доносила суть того, что государство, каким бы оно не было, может увеличиваться до тех пор пока оно не достигнет общего единства- то есть он считал что идеальны размером государства должно быть, что то среднее , не маленькой и не большое. вот и есть модель того самого идеального государства, которая открывается читателям диалога "государство".
    Затронем политические взгляды Аристотеля, которые он выразил трактате который создал под названием "Политика" Основной причиной создания и основной целью трактата является достижения понятия о модели идеального государства. В отличии от Платона , Аристотель выделяет 6 форм политических устройств разделяя их на две основные группы правильные и неправильные. К правильным относиться аристократия, полития и монархия, а к не правильным относится тирания, олигаркия и демогратия. Так же Аристотель выбирает для себя лучшую форму политического устройства – политию.. Он считал её более правильной, но и не отрицает, что остальные формы правления имеют право на существование в идеальном государстве. Общество, существующее в государстве Аристотель считает важным, и так же большую важность отдаёт понятию «гражданин». Составляющим общество ремесленникам и земледельцам ты места в этом понятии . Для Аристотеля самым естественным состоянием общества было рабовладение, как и для Платона. Важное место Аристотель уделяет территории своего идеального государства.. Он считал главным не только размеры но и особенности земли на которой оно со временем будет основываться. Различия этих моделей у нас на виду они разделяются из-за разного представления философов по отношению к формам правления, по отношению к обществу, которое живёт в том государстве, охватывает его территории и развивается . Сходство их взглядов заключается лишь в рабстве и так же в одинаковом отношении к тому, какой должна быть территории государств
    Итак перед нами две разные модели государства, с своими общими и различными признаками, которые подарили нам два величайших философа – Платон и Аристотель.
    «Идеальное государство по Аристотелю»
    Образ «идеального государства» в политических учениях Аристотеля Аристотель считается основателем философии, ведь он и дал науке название, что в переводе означает «любовь к истине». Он был учеником Платона, но более пессимистичным, как говорят исследователи. Не зря даже Кант в свое время отметил: «Философия после Аристотеля – только трактование написанных ранее трудов».  То, что находились ученые, которые еще до нашей Эры беспокоились вопросами общества, положения человека по отношению к миру, государства – просто феноменально. И главное, труды древнегреческих философов, до сих пор, невозможно превзойти, или расширить.
    Перейдем конкретно к образу государства в трудах Аристотеля. Наиболее детально он показан в его незаконченном трактате «Политика». Написан он в последние годы жизни философа еще в Афинах. Ученые ставят дату с 335 года до н.э. по 322 год до н.э. В это время эта часть Греции уже находилась под оккупацией Македонии, что не могло не отразится на его внутреннем мире и размышлениях. Именно поэтому данные работы считаются довольно таки пессимистичными.
    В «Политику» вошло 8 книг но, по мнению, ученых их должно было быть 10, поэтому она имеет статус незаконченной. В трактате описывается проблема семьи, как ячейки государства и в результате его основы, так же проблемы рабства и гражданства, Аристотель дает свое определение государству в принципе и показывает формы его управления и цели. 
    Чтобы выделить конкретный образ «идеального государства» у Аристотеля стоит детально остановиться на каждой книге и просмотреть ее содержание.  Итак, возьмем его первую книгу. В ней само государство есть общением, которое организовано ради всеобщего блага. Наименьшая ячейка тут же – семья. И начиная общение, которое возникло естественным путем, для удовлетворения человеческих потребностей люди зарождают государство, и поэтому семья – неотъемлемая его часть, составляющая, без которой его не существует. В самой же модели аристотелевской семьи царит патриархат, где ее глава ассоциируется с главой государства, и само понятие подразумевает не только членов связанных родством, а и рабов. В первой книге человек показан политическим от природы, а государство – заложенным в нем строем, что полностью противоречит более поздним теориям общественного договора. Тут же он пишет об экономике (домохозяйстве), которое имеет в себе три ключа: приобретение (методом которого есть война, как способ подчинения рабов, у которых оно заложено изначально, и накопления имущества), пользование и управление приобретенным.  Во второй книге Аристотель как раз критикует идеальное государство своего учителя – Платона. Он отстаивает право на неприкосновенность частной собственности и семьи. Основой размышлений есть заключение насчет того, что если чем-то владеет большое количество людей, то в итоге этим не владеет никто, а в результате к этому никому вовсе нет никакого дела. То есть, общее, а не частное, хозяйство ведет к разрухе. Аристотель говорит, что власть должна принадлежать сильнейшим, способным управлять и защищать, «… тем, кто носит тяжелое оружие» - если переводить дословно. Из этих двух книг можем сделать вывод, что в трудах Аристотеля просматриваются монархические идеи более реальные к воплощению в жизнь, и подобны к современным политическим строям, в отличие от утопичных идей Платона, которые позже будут раздуты в «Утопии» Тома Мора.
    Продвинемся дальше и возьмем третью книгу. Первая ее часть о гражданстве и приобретает уже оттенок модели реальных государств. Гражданин – это участник государственных процессов и может активно принимать участие в народных собраниях и суде присяжных, имеет право голоса. Человек, имеющий статус гражданина – может быть только благороден и высок по тону, иметь определенное происхождение, а вот раб никогда не может получить гражданство. Тут же он приводит и три формы правления для реализации общего блага:
    Монархия, то есть царская власть, где один правитель передает власть по наследству, будучи однажды избранным. Уже тогда он увидел в этом угрозу тирании.
    Аристократия, как власть более обеспеченных над менее, во благо первых. Угрозой режима он посчитал олигархию – когда учитываются интересы исключительно аристократии.
    Полития – правление большинства. Основная доля власти тут принадлежит воинам. Воином может стать каждый и для этого нужно всего лишь вооружиться за собственный счет. А угрозой такой формы и есть пресловутая демократия – когда власть работает не на всеобщее благо, а на благо нищих. В дальнейшем он выделит политию как наиболее совершенную форму, что включает в себя и две вышеуказанных. 
    В четвертой книге как раз и происходит анализ государства на составляющие, из чего видно, что сам образ составлен фактически из всех названых Аристотелем деталей. Государство, как таковое, строится по определенным ступеням и состоит из чиновников, рационально управляющих самим государством; военных занимающихся его защитой от внешнего врага; торговцев осуществляющих товарообмен; ремесленников производящих эти товары и крестьян производящих продукты питания для народа. Так же в нем присутствует нищие большинство и богатое меньшинство но, в схему управления эти классы не входят, иначе это приведет к демократии, или олигархии, что выбивается из рамок образа идеального государства. Поэтому философ призывает укреплять пять указанных слоев среднего класса. Так же он разделяет власть на законодательный, должностной и судебный орган, что есть административной основой большинства стран и в наши дни. 
    В пятой книги Аристотель излагает свои мысли по поводу внутренних конфликтов и говорит о вариантах способов их решения и избегания. Главными причинами нестабильности указываются конфликты в среде правящего среднего класса и разноплеменность населения. Особая угроза выражена в демагогии, вследствие которой устанавливается тирания. Для укрепления государства Аристотель предлагает использовать методы запугивания простых граждан, установить абсолютную власть закона и уделять особое внимание воспитанию будущих поколений. Исходя из этого материала, философ в шестой книге анализирует различия власти демократии и олигархии, придя к выводу, что это явления абсолютно негативные.  В седьмой книге остро виден эллинский патриотизм. Аристотель размышляет насчет того, что только эллины могут гармонично объединять в себе ум и мужество. Из этого можно смело сделать вывод, что у Аристотеля идеальное государство могло быть создано только в античной Греции. Высшим благом для народа есть счастье, а идеальное государство, образ которого в его трудах мы разбираем, обязано создать его при помощи обеспечения пропитания, комфорта, защиты, достатка, религии и восстановления справедливости. Аристотель задумывается над тем, что гражданам необходим досуг и свобода.  В восьмой же, последней книге, которая сохранилась до наших дней.
     
    Учение о совершенных и несовершенных формах государства Платона
    Творения Платона были важны не только для его современников, они остаются актуальными и по сегодняшний день. Многое из того, что Платон высказывал и освещал в сфере комплекса политико-правовых вопросов остается современным и содержательным и в наше время.
    Учение Платона о государстве впервые увидело свет в его работе – «Политик».Этот диалог приписывается к ранней деятельности Платона и содержит в себе незаконченное развитие тех мыслей, которые в конечном итоге легли в основу очень известного диалога Платона – «Государство».
    Очень важная часть мировоззрения.  Платона принадлежала его взглядам на общество и государство. Его сильно занимал вопрос идеального государства и каким должно быть воспитание тех людей, которые будут способствовать сохранению и развитию последнего.
    Идеальным государством по версии Платона могло являться только то, которое имеет достаточно силы для сдерживания и отражение врагов. Вторым пунктом его «Утопии» являлась стабильное и систематическое снабжение всех жителей материальными и жизненно необходимыми благами. Завершающей являлась мысль о контроле и направление развития духовной деятельности населения.
    В теории Платона, государство является «отражением» нравов людей, а также их характера и моральных устоев. То есть, государство является таким, какими являются люди населяющие его. Платон видел прямую связь между характером и устройством государства.
    Платон считал, что есть только одно верное устройство государства. Все различия сводятся лишь к количество мудрецов(философов) ,находившихся во главе власти. Если был один правящий мудрец – это царство. Если два и более – аристократия. Но на самом деле это различие не имеет никакого веса, если и в самом деле правителями являются мудрейшие, то не взирая на их количество, форма их правления будет одинаковой. Также Платон имел и противопоставление идеальному типу общества. В отрицательном устрое общества он видел тех людей, чьих главным двигателем оказывались материальные заботы. Платон был уверен в том, что все существовавшие государства являлись отрицательными.
    В идеи Платона отрицательное государство проявляет себя в четырех возможных формах, таких как: тимократия, демократия, тирания и олигархия. Если ставить последние формы в сравнение с идеальной версией государства, каждая из них является ухудшенной и/или извращенной версией идеального. В неправильных (по мнению Платона) формах общества мы можем видеть несправедливость. Вместо того, что бы наблюдать честное и верное распределение обязанностей и дел в обществе мы видим принуждение. Вместо желания правителей достичь высшей точки блаженства и стабильности для своего народ, мы можем наблюдать лишь жадность и погоню за богатством.
    Эти четыре противопоставление Платон характеризует в восьмой книге «Государства» по возрастающей, от менее «худшего» к самому, а так же по очередности перехода одного к другому. При освещение всего этого процесса деградации, Платон совмещает различные аргументации, тем самым рисуя «живую» картину политической ситуации и «мутирования» ее форм.
    В списке форм первое место занимает тимократия, т.к она находится ближе всех остальных к идеальному образцу (по версии Платона).Тимократия – это форма правления, схожая со спартанской. По мнению Платона она образуется из аристократии по вине и хладнокровности правителей, когда нарушается гармония и рождается вражда между сословиями. Тимократия сохраняет первоначальные характеристики идеального сословия, тем самым обеспечивая ей звание самой правильной из неправильных форм правления. В следствии этих конфликтов богатые и сильные подчиняют себе своих соотечественников, превращая их в рабов. В таком государстве перестает существовать равноправие, а сильнейшие и храбрые начинают гнаться к власти и стремится к богатству, что в конечном итоге приводит тимократию к гибели. Имущество начинает скапливаться в руках немногих, в то время, как другие становятся все беднее и беднее. Деньги становятся мерилом почестей и все больше и больше оказывают свое влияние на общественные дела; бедные теряют право в участии и влияние на дела общества. При таких обстоятельствах тимократия преобразуется в олигархию и все власть переходит в руки богатых.
    При олигархии разум человека захватывают низкие стремления. Но все не так безнадежно, как кажется на первый взгляд, ведь правители заботятся о сохранении нажитого и воздерживают низких от своеволия. Однако, олигархия обеспечивает свое существование лишь при помощи запугивания и применения вооруженной силы по отношению к простому народу. Начинается борьба бедных и богатых, что приводит к свержению олигархии и установлению демократии.
    Как известно, при демократии власть переходит в руки большинства, но не многие знают что при этой общественной форме конфликт между бедными и богатыми обостряется сильнее по сравнению с предыдущим строем. Пропасть между богатыми и бедным непрерывно растет и становится заметной даже при сравнении внешности первых и вторых. Но при таком общественном устрое становятся неизбежным ежедневные пересечения богатых с бедным, а также их совместное участие в какой либо общественной деятельности. И вновь рост недовольства бедных по отношению к богатым приводит к восстаниям. Платон считал, что в демократии, как и в его версии идеального государства, граждан можно разделить на три класса или сословия, которые враждуют друг с другом. Первое сословие состоит из ораторов и псевдоучителей мудрости, которых Платон описывал как трутней с жалом. Членами второго сословия являлись богачи, которых Платон считал трутнями без жала. И последним сословиям являлись бедняки, рабочие и простой народ, который был вынужден враждовать со вторым сословием из-за влияния первого. Третье сословие Платон называет рабочими пчелами. Платон был уверен, что при демократии происходит потеря нравственных ориентиров и смена ценностей, люди начинают называть распутство – великолепием; бесстыдство – мужеством; наглость – просвещенностью. Все что люди сдерживали в себе при всех других формах общества, при демократии всплывает на поверхность. Поста правителей занимают люди, которые льстят и обманывают свой собственный народ, в таком обществе перестает иметь место уважение к власти и закону. Граждане демократического общества перестают признавать какие бы то ни было авторитеты. Чрезмерное количество свободы нарушает свои основы, порождая все новые и новые конфликты и раздоры. Теперь люди начинают выискивать и преследовать любого, кто каким либо образом выходит за рамки «толпы».Простые люди начинают поиски вождя, в то время как богатые плетут заговоры между собой во спасение своего богатства. В будущем так называемый вождь будет постепенно забирать всю власть в свои руки и в конце концов уничтожит все права простых людей и станет тираном. Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что есть только один выход из «отрицательных» версий общества, а именно в возврате к первоначальному строю правления мудрых. Платон был мнения, что такое государство стоит выше своих граждан и опекает их. Это значит, что есть хорошо для государства, то хорошо и для народа. Людей нельзя ограничивать в свободе, ведь это так же опасно как и ее чрезмерное ограничение. Полная свобода государства рано или поздно привет к анархии, а ее ограничение – к тирании. Народ такого государства должен быть единым и равноправным. Закону должны подчинятся все и не должен быть заметен контраст между бедными и богатыми. Интересам государства и граждан лучше всего подходит кастовая структура общества, она обеспечивает порядок и процветание для всех. Высшим сословиям, а именно правителям и воинам запрещено иметь частную собственность, а все свое свободное время они должны отдавать служению государства, которое в свою очередь обеспечивает их. Также в таком государстве не должно существовать дискриминации женщин, а дети должны отдаваться на общественное воспитание.
    Заключение
    Аристотель уделяет особое внимание воспитанию молодежи, как будущему всего государства, как фактору его развития. Подрастающему поколению он предлагает обязательно заниматься музыкой, гимнастикой, рисованием и грамматикой и акцентирует внимание на том, что только такое поколение сможет все больше развивать и укреплять государство. 
    В своих работах Аристотель выступает противником революции и считает, что идеальное государство нужно строить на уже имеющейся почве и никак не на обломках разрухи. В дословном переводе философ говорит: «Государство представляет собой нечто составное, подобно всякому целому, но состоящему из многих частей». При написании своего трактата он изучал исторически известные формы государства с рабовладельческим строем, поэтому в его интерпретации идеальное государство, конечно же, утверждается на основе рабского труда. А отличие между богатыми и бедными он видит не в имуществе, а в возможности принимать участие в управлении. Но в то же время, между олигархией и демократией он видит различие в богатстве и бедности, считая обе формы власти негативными и для идеала недопустимыми. Он предлагает общение этих двух классов посредством третьего, который и будет составлять управление. В итоге, главной мыслью философа можно смело считать, что идеальное государство должно состоять из среднего достатка людей и это будет лучшей его формой, а народ будет при этом наиболее защищенным. Основным показателем же является счастье народа. Рассматривая трактат детально можно сделать вывод, что многие элементы государства были внесены Аристотелем в его современные модели. Как и любая подобная теория, полный образ «идеального государства» глазами Аристотеля носит характер утопии, но поверхностный и слегка видоизмененный вполне достижим и пока еще не доведен до совершенства, но применим в большинстве стран мира.
    По сей день многие умы нашего мира задаются вопросом, как и кому могла помочь такая утопия в те нелегкие времена? Тогда идея идеального государства не имела никакого веса и одобрения со стороны государственных и общественных деятелей. Платон считается предтечей теорий коммунизма и социализма, что никак не хотела признавать советская наука. Коммунизм Платона не был признан в СССР, а наоборот, считался публицистическим мифом нового антикоммунизма. Но все же Платон смог понять и передать характерную зависимость государства от народа, после этого он смог превратить ее в основу придуманного им проекта идеального государства. Список использованной литературы: Лосев А.Ф. "Жизненный и творческий путь Платона" Платон. Сочинения в 4-х томах. М.: Мысль, 1964 Асмус В.Ф. "Платон", // К, 2000. Поппер К. "Открытое обчество и его враги", т.1, "Чары Платона", // М, 1999
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Платон и Аристотель ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.