Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Менеджмент в России, особенности его развития и становления

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Менеджмент в России, особенности его развития и становления
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Когда добавили:
    25.07.2014 15:46:46
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
    Введение.. 3
    1. Основные понятия в менеджменте.. 5
    1.1. понятия менеджмента на предприятии, основные фнкции менеджмента  5
    1.2. возникновение, формирование и содержание различных школ менеджмента  10
    2. менеджмент в россии.. 15
    2.1.история возникновения менеджмента в россии и ссср. 15
    2.2. особенности развития менеджмента в россии. 18
    3. условия успешного менеджмента в росии.. 23
    3.1. принципы успешного менеджмента. 23
    3.2. приоритетные направления в развитии менеджмента. 28
    заключение. 33
    список используемой литературы.. 36
    Приложение 1. 33
    Приложение 2. 39
    Приложение 3. 40
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Введение
    Менеджментом называется управление в условиях рынка. Отличительными особенностями менеджмента являются:
    -  Ориентация фирмы на удовлетворение потребностей рынка;
    - Ориентация на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами);
    -  Ориентация на свободу в принятии решений;
    - Ориентация на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.
    Менеджмент - это умение добиться поставленной цели, при использовании труда, интеллекта и мотивов поведения других людей. Самые крупные в мире корпорации и банки образуют стержень экономической  силы великих наций. А значит, решения менеджеров, как и решения государственных деятелей, определяют судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.
    Но роль менеджеров не заключается в их присутствии лишь в огромных многоуровневых корпоративных структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике малый бизнес тоже имеет большое значение. В нашей стране мелкие предприятия в производстве и сфере обслуживания проходят процесс приватизации и, наряду, с вновь созданными, относятся к малому бизнесу. Умело управлять ими - значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать - тоже вопрос эффективного менеджмента.
    Так исторически сложилось, что Россия отстала в своем экономическом развитии от «рыночных» стран мира, и теперь должна пройти этап переустройства (или трансформации) общества, осуществляя творческий синтез зарубежного опыта с учетом своей уникальности и самобытности. Как известно, экономические законы, в отличие от законов природы, опосредованы «живыми людьми», в желаниях и выборах которых наличествуют ожидания, нормы, установки, традиции, моральные и нравственные ценности. Наши неудачи в проведении экономических реформ связаны с неопределенностью стратегии кардинального переустройства общества (включая политическую, социальную и нравственную среду), а также со слепым копированием чужого и чуждого нам опыта.
    Предметом исследования является менеджмент в России, а объектом исследования стали исторические и современные данные о его становлении и развитии. Методами изучения послужили изучение истории развития менеджмента в России, анализ этого развития.
    Актуальность работы весьма очевидна. В условиях рыночной экономики, правильное управление фирмой – залог успешного бизнеса.
    Целью нашей курсовой работы является изучение менеджмента в России, особенности его развития и становления.
    В соответствии с целью, сформированы следующие задачи:
    - Изучить понятие, функции, существующие школы менеджмента;
    - Рассмотреть особенности менеджмента в России;
    - Изучить этапы становления менеджмента в нашей стране;
    - Сделать выводы о проделанной работе.
    Курсовая работа состоит из введения, трех глав и шести параграфов, заключения и списка используемой литературы, трех приложений.
    В работе мы использовали учебные пособия таких авторов, как: П. Друкера, Мескона, Михалевой и других.
     
     
     
     
     
     
     
    Основные понятия в менеджменте 1.1 Понятие менеджмента на предприятии, основные функции менеджмента
    Возникновение менеджмента стало центральным событием в истории общества XX столетия. Менеджмент есть неотъемлемый, особый и передовой институт. С начала века нечасто новые основные институты, новый руководящий класс, появлялись так быстро, как менеджмент. Возможно, этого не было вовсе. Редко в истории человечества новый институт столь быстро доказывал свою необходимость. Гораздо реже введение нового института вызывало так мало противодействия, беспокойства и дискуссий.
    Менеджмент стал основным и наиболее весомым институтом общества и вполне вероятно, что он останется таким до тех пор, пока будет существовать западная цивилизация. С чем это связано? Это связано не только с тем, что менеджмент основан на природе современных индустриальных систем и на потребностях современного коммерческого предприятия, которому эта система должна предоставлять свои производственные и человеческие ресурсы. Главная причина заключается  в том, что в менеджменте отражены основные убеждения современного общества [1, с.25].  Он отражает убеждения в том, что средства, которые так необходимы человеку для жизни, могут контролироваться постоянным управлением экономическими ресурсами. Это абсолютное убеждение в том, что экономические изменения могут улучшить благосостояние человека и прекратят социальную несправедливость. Уже более 200 лет назад Джонатан Свифт стал первым, кто определил это так: тот, кто сможет вырастить две травинки в том месте, где раньше росла одна, заслужит много больше, чем любой философ-теоретик или создатель метафизической теории.
    Менеджмент есть общественный институт, и он особенно заботится о производительности ресурсов. Именно менеджмент несет ответственность за экономическое развитие, поэтому в нем отражен основной дух нашего времени. Мы на самом деле нуждаемся в менеджменте, вот поэтому он, едва возникнув, стал развиваться очень стремительно и практически без каких-либо препятствий.
    Менеджмент, с его компетенцией и его эффективностью, еще больше полувека будет иметь определяющее значение, как для Соединенных Штатов Америки, так и для других стран свободного мира. Кроме того, хорошие руководители будут постепенно и постоянно возрастать в цене.
    Характерной особенностью менеджмента является то, что менеджеры сами не выполняют  ра­боту, а полагаются на других людей. Действительно, задача менеджера заключается в том, чтобы люди добились результатов, которые столь необходимы [2, с.74].  У менед­жера «негрязная» работа, но это отнюдь не значит, что он бездельник, просто у него совершенно другой вид деятельности. Начинающий менеджер должен забыть, чем он занимался до прихода в этот бизнес, ему нужно понять, какие от него требуются умения и навы­ки, совершенно изменив при этом свое мировоззрение. Создается впечатление и это на самом деле так, что для менеджеров на первом этапе их профессионального становления это самая главная задача. Кроме того, необходимо развеять еще одно весьма распространенное заблуждение. Некоторые полагают, что менеджмент представляет собой лишь определенный набор способов и методов работы.
    Считается, что человеку, работающему в области ме­неджмента и движимому своими честолюбивыми уст­ремлениями, вполне достаточно проштудировать книги, и все - он получает необходимые знания. Менеджеру действительно необходимо владеть определенными ме­тодами работы именно потому, что без этого он просто не сможет нормально выполнять свои обязанности. Для менеджера владение методиками работы - не более чем инструмент для механика. Каждый из нас склонен к той или иной работе, а чтобы с ней справляться, нужно быть человеком компе­тентным. Возможно, и были когда-то времена, когда, став менеджером, человек получал возможность жить не напрягаясь. Он имел возможность приходить на ра­боту в десять часов утра, уходить домой в четыре, не говоря уже о том, что мог обедать в течение двух часов. Возможно, такое было когда-то, но эти времена уже давно прошли (если исключения из вышеупомянутого правила все же существуют, то речь идет о компаниях и организациях, которые на самом деле обречены на крах).
    Как это ни печально, люди, привыкшие работать по­добным образом, скорее всего, окажутся безработными, именно такова цена легкой работы. Чтобы быть менеджером, человек не только должен владеть опреде­ленными навыками, но и иметь соответствующий характер. Менеджеры должны быть людьми в определенной степени мужественными и честными.
    Менеджмент предусматривает решение самых разно­образных проблем, некоторые из них могут показаться обескураживающими. В целом они очень интересны и при достижении успеха, усилия менеджера вознаграж­даются сполна. А формы вознаграждения могут быть весьма разнообразными.
    Так же в действительности, представляет собой менеджмент и каковы его функции? На этот счет есть два довольно-таки известных мнения. Одно из них таково: менеджмент – это высшее руководство. Другими словами, термин «менеджмент» есть синоним слова «руководство». Другое популярное мнение на поставленный нами вопрос: менеджер - человек, руководящий работой других людей, т.е., как утверждается в известном лозунге, «человек, работа которого заключается в том, чтобы заставить остальных выполнять их работу» [3, с.83]. 
    Но такие определения совершенно не объясняют нам, что такое менеджмент и чем он занимается. Ответить на эти вопросы можно, лишь после анализа функций менеджмента, так как менеджмент является органом, а любой орган можно описать и определить, только после описания и определения его функций. Итак, приступим.
    Менеджмент - это динамичный элемент, который поддерживает жизнеспособность любого из предприятий. Без него «производственные ресурсы» останутся только лишь ресурсами и никогда не станут производством. В конкурентных условиях жизнеспособность любого из предприятий и, тем более, его успех особенно зависит от опыта и эффективности менеджмента. Опыт и умение правильно действовать являются единственными преимуществами, которые имеет предприятие в конкурентной экономике. Важнейшей целью менеджмента является экономическая эффективность.
    Главное внимание менеджмента должно всегда должно быть сосредоточено на экономической эффективности деятельности предприятия. Другими словами, само существование менеджмента и власть, которую он использует, оправдываются лишь в том случае, когда его деятельность обеспечивает экономические результаты, которые требуются  [4, с.11]. 
    Безусловно, такая деятельность приносит колоссальные результаты внеэкономического характера. Результаты эти заключаются в удовлетворенности работников предприятия их жизнью, во вкладе в благосостояние или культуру общества и т.п. И все же, следует признать тот факт, когда менеджмент не обеспечивает достижения определенных экономических результатов, его деятельность менеджеры обязаны признать неэффективной. Менеджмент потерпел неудачу в том случае, когда предприятие не поставляет товары и услуги, в которых нуждается потребитель, по цене, которую этот потребитель готов заплатить. Менеджмент предприятия потерпел неудачу, если ему не удалось повысить (или, по крайней мере, поддержать на прежнем уровне) производственный потенциал, которым располагает это предприятие.
    Еще одна главная функция менеджмента - это управление бизнесом. Это утверждение, которое на первый взгляд совершенно очевидно, однако приводит к далеко не столь очевидным выводам. Оно не только налагает довольно жесткие ограничения на действия руководства, но и подразумевает творческий подход. В первую очередь оно означает, что квалификацию, компетенцию и практический опыт менеджмента нельзя «в чистом виде» применить как к организациям, так и к обеспечению деятельности других институтов. Например, успешная деятельность какого-либо индивидуума в сфере менеджмента совсем не обещает такого же успеха при работе в правительстве. Карьера менеджера сама по себе никогда не может рассматриваться в качестве подготовки к политической карьере, к работе на командных постах в Вооруженных силах, к деятельности в церковной иерархии или, например, в школе. Квалификация, компетенция и практический опыт в аналитической и административной работе, которые имеют универсальный характер, а значит, могут пригодиться в любой сфере деятельности, разумеется, очень важны, но с точки зрения основных целей различных некоммерческих учреждений их значение все же вторичное.
    Негативный вывод еще и состоит в том, что менеджмент в принципе не может быть точной наукой. Но работу менеджера можно периодически анализировать и классифицировать, то есть иными словами, существуют ярко выраженные профессиональные особенности и научный аспект менеджмента. Совершенно неправильно также полагать, что управление основано только на интуиции или природных способностях человека. Требования к менеджменту и его элементы поддаются анализу, систематической организации и изучению, причем все это доступно человеку с обычными способностями [5, с.115]. И все же главной проверкой менеджмента является экономическая эффективность предприятия или, иначе говоря, результаты его экономической деятельности. Именно реальные достижения, а не знания, остаются и самым убедительным доказательством, и целью. Иными словами, менеджмент – это практика, а не наука или профессия, хотя в нем присутствуют элементы того и другого.
    1.2 Возникновение, формирование и содержание различных школ менеджмента
    В наше время, широкую известность имеют четыре важнейших подхода, которые позволяют выделить четыре школы управления, каждая из которых, в качестве базы, использует свои позиции и взгляды:
    - Подход с точки зрения научного управления (школа научного управления).
     - Административный подход  (административная школа)
    - Подход с точки зрения человеческих отношений (школа психологии и человеческих отношений и подход с точки зрения науки о поведении). 
    - Подход с точки зрения количественных методов (школа науки управления).
    Потребность в разработке новых методологических подходов непосредственно связана с бурным развитием бизнеса, ускорением научно-технического прогресса.
     Все, вышеуказанные, школы внесли значительный вклад в развитие науки об управлении. Давайте кратко рассмотрим эти школы.
    Школа научного управления. Возникновение этой школы относятс к началу XX в. и связано с именами Ф. У. Тейлора, Фрэнка и Лилии Гилберт и Генри Гантта. Основателем научного менеджмента стал Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) [6, с.25]. Важная заслуга этой школы заключается в положении о том, что управлять можно «научно», то есть, с опорой на экономические, технические и социальные эксперименты, а также научно анализируя явления и факты управленческого процесса и обобщая их.
    Этот метод исследования изначально применил к отдельному конкретному предприятию американский инженер Ф.У. Тейлор, которого, после этого признали, как основоположника научного управления на производстве.
    Метод исследования Тейлора заключался в том, что он расчленил процесс физического труда на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский), а потом эти части проанализировал.
    Важным вкладом Тейлора стало признание того, что работа по управлению – это определенная специальность.
    Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральным местом являлся ручной труд, а Форд заменил его машинным трудом, т. е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.
    Классическая (административная) школа в управлении. Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Основоположником этой школы считается Анри Файоль, который был французским горным инженером, выдающимся менеджером-практиком.
    Целью классической школы было создать универсальные принципы управления. Файоль и другие имели отношение к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.
    На основе разработок Файоля и его последователей формируется классическая модель организации, которая базируется на четырех главных принципах:
    - Принцип четкого функционального разделения труда;
    - Принцип передачи команд и распоряжений сверху вниз;
    - Принцип единства распорядительства;
    - Принцип соблюдения «диапазона контроля».
    В целом же, в классической школе менеджмента процветает игнорирование человека и его потребностей, за это представителей школы справедливо критиковали теоретики и практики менеджмента.
    Школа психологии и человеческих отношений. Одним из основателей этой школы стал профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо.
    Представители школы «человеческих отношений» рекомендуют уделять особое внимание тому, как изменяется неформальная структура при перестройке формальной структуры организации [7, с.41]. Формальный менеджер должен стремиться быть неформальным лидером, завоевать «привязанности людей». Это очень сложная задача, это «социальное искусство».
    К недостаткам школы относят игнорирование вопросов самоуправления и самоорганизации рабочего на производстве, ученые явно завысили уровень воздействия на рабочих с помощью социально-психологических методов.
    Школа науки управления (количественная школа). Становление этой школы связано с развитием математики и статистики. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн.
    Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные факторы, которые влияют на организацию.  Главное в этом подходе – подбор способа воздействовать на человека согласно науке о его поведении [8, с.35].
    Второе направление школы науки управления связано с развитием точных наук, а конкретно математики. В настоящее время, многие ученые называют это направление новой школой. Появившаяся возможность использовать математику, как средство для решения экономических проблем вызвала огромный интерес в России. Ряд крупных специалистов, таких как В.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман, Л.В.Канторович, внесли большой вклад в разработку и развитие экономико-математических методов (ЭММ).
    Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому, который известен своими трудами по теории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказала большое влияние на развитие экономико-математической теории.
    Правда мировое признание статья получила, лишь спустя 20 лет. Первая в стране Лаборатория экономикoматематических методов была создана в 1958 г. в Академии наук B.C. Немчиновым.
    В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ассоциация «Международное общество для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой», в которую входили известные буржуазные экономисты И. Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послужило отправным моментом создания математической школы экономистов.
    Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают колоссальное значение, в случаях, вызванных необходимостью принимать решения в сложных ситуациях, которые  требуют  оценки  сразу  нескольких  альтернатив.
    Таким образом, 50-е гг. XX века, характеризуются тем, что был сформирован новый этап в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление – это не только наука, но и искусство [9, с.96].
    Школа науки о поведении. Школа имела развитие в двух направлениях:
    1) Исследовать вопросы мотивации, социальные взаимоотношения, лидерство и власть;
    2) Исследовать вопросы мотивации, касающихся предпринимателей. Первое направление связывают с результатом трудов школы человеческих отношений. Дуглас Мак-Грегор вел разработку теории двух типов поведения человека, когда он работает,  и выявил два способа управления работником. Это теория «Х» и теория «У».
    По теории «Х» люди на работе с самого начала ленивые и всячески стремятся не выполнять лишнюю работу, они выполняют работу только по принуждению и нуждаются в том, чтобы ими управляли.
    По теории «У» работа для здорового человека - это потребность, значит, менеджер должен обеспечивать условия, при которых работники могли бы удовлетворять не только физиологическую, но и духовную потребность.
    Поведенческий подход в управлении набрал в США большую популярность, им охвачена и промышленность, и сфер управленческой деятельности. Главное в этом подходе - подбор способа воздействия на человека, согласно науке о его поведении [5, с.35].
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Менеджмент в России 2.1 История возникновения менеджмента в России и СССР
      Изучение истории менеджмента должно способствовать формированию у менеджеров чувства уверенности в решении возникающих проблем через обогащение их познаниями о прошлом [4, с. 26]. Зарождение научной точки зрения к организации труда и управления появилось в России в период с XIX по XX века. Но особенно заметными стали только в самые первые годы XX века, в то время, когда в США и Европе приобрели большую известность тейлоризм, фордизм, файолизм и др. Причины, широкомасштабных инноваций в российской промышленности, заключались в том, что экономика страны была отсталой.
    В начале XX века в России преобладало аграрное население, индустриальное население занимало меньшую долю. В 1911 г. Россией было произведено в 10 раз меньше готовой продукции, чем в Америке, причем население России на тот момент было почти в 2 раза выше населения США. Но суть этого феномена в том, что на западе производительность и интенсивность труда были гораздо выше, чем в России. А это означает, что уровень организации  производства  в  нашей стране был на порядок ниже: большая доля промышленности была занята крупными фабриками, что сговорило о том, что доля ручного труда без квалификации была завышена.
    Ввоз в Россию импортной техники, привлечение капиталов и специалистов был сопровожден заимствованием новых идей в области НОТ и менеджмента, которые были более прогрессивными. Основными центрами разработки и внедрения методов НОТ в практическую деятельность предприятий и организаций стали Москва, Казань, Ленинград, Харьков, Днепропетровск, Одесса, Таганрог [3, с.140].
    Первые упоминания о тейлоризме, как выяснил И. А. Голосенко, появились в 1908-1909 гг. в таких журналах, как «Металлист» и «Записки Русского технического общества», которые были узкоспециализированными. Пиковый период интереса к творчеству Ф. Тейлора падает на 1912-1914 гг. Именно в это время во многих петербургских и московских организациях проходят публичные диспуты о новинках НОТ на западе. Переводятся основные работы Тейлора, Джилбретта, Гантта, Пиркгорста и др. Венцом легитимизации идей Тейлора в России по праву считают 1913г., именно тогда появляется первый в мире тейлористский журнал «Фабрично – заводское дело», в котором сформировались самые разнообразные выводы о создателе «научного менеджмента». После Октябрьской революции дискуссии вокруг тейлоризма развернулись с новой силой. Они приобрели государственный взлет и политическую окраску. До революции мнения людей о системе Тейлора разделялись на две стороны - ее сторонников и ее противников.  Те, кто критиковал тейлоризм, а именно Воронцов, Маслов, Поплавский, Алексинский, были приверженцами популистской ориентации. Они считали, что внедрение системы Тейлора принесет гораздо больше вреда, чем пользы, ибо в России низкий уровень организации производства и жизни населения, произвол предпринимателей и отсутствие законодательных гарантий. 
    Отношение Ленина к Тейлору является беспрецедентным случаем в истории. До 1917 г. он оценивал его систему крайне негативно. Но вот произошла революция, большевики пришли к власти. Главной их задачей стало доказать преимущества социализма перед капитализмом. Спустя четыре года после первой своей статьи в 1918г. Ленин, когда проходило заседание Совнаркома, заявил во всеуслышание, что невозможно построить социализм, если отсутствует высокая культура и производительность труда, а этих факторов не будет, если не внедрить тейлоризм. Сторонниками ориентации на технократию, выступили Поляков, Сарровский, Железнов. Они увидели в этой системе научно-технический прогресс, считая, что внедрение тейлоризма будет лучше старой системы управления, и бескультурье будет побеждено, как в свое время паровой машиной был побежден ремесленный традиционализм [10, с. 67]. Система Тейлора является проявлением общемировых тенденций производства, и рост безработицы связан именно с этими тенденциями, а не с тейлоризмом. Сторонники Тейлора указывали, что в этой системе нет ничего, что способствовало бы быстрому изнашиванию организма работника. В тоже время, они выступали против механического переноса чужих идей. Их решением стало - искать новые пути, с учетом исторического опыта нации и трудовой этики народа. Проблемам организации труда Л. Крживицкий начал уделять внимание в начале XX века, и его работы были никак не связаны с тейлоризмом. Он стал автором учения о профессиональных типах и даже предпринимал попытки построения карты «размещения способностей в обществе». На рубеже XX века усиливается интерес к социальному прогнозу и социальным организациям. 
    Отсюда следует, что теоретические основы учения о трудовом действии появились в России задолго до их появления в Америке и Европе. Формировалась отечественная наука управления и организации труда в 20-е годы на фоне острых баталий вокруг системы Тейлора и вопросов НОТ. «Тогда главные группировки, - П. М. Керженцев о I Всероссийской конференции по НОТ в 1921 году – складывались под углом зрения принятия или не принятия тейлоризма» [11, с.36].
     С ноября 1991 г. начинают формироваться рыночные отношения в России. Но, даже с учетом принятых мер, не удается приостановить развал экономики нашей страны. Социальная экономическая ситуация в стране становится все хуже. Было принято много решений, которые были ошибочными. Одна из причин положения, которое сложилось, это начавшаяся в 1992 г. политика, которая предполагала, что правительство в экономику регионов и импортно-экспортные операции не вмешивается. Ни в одной развитой стране мира не существует неуправляемого рынка. Рынок нуждается в управлении, руководстве, регулировании, поддержке со стороны государства.
    В настоящее время в России наблюдается несбалансированность всего механизма управления страной. Отечественный менеджер на практике, в своей деятельности сталкивается с такими проблемами, которых совсем не знает западный менеджер. Поэтому в таких условиях особое значение уделяется получению новых знаний по искусству управления.
    2.2 Особенности развития менеджмента в России
    Главным событием, которое повлияло на специфику менеджмента, явилось событие национального менталитета. В современном мире в выдвигаемых основных концепциях построения российского менеджмента ментальность имеет различные значения.
    При переходе к рыночной экономике возникла задача - сформировать российский менеджмент. Его развитие зависит от нескольких факторов:
    Во-первых, от уровней производства товаров. Менеджмент, как форма управления, имманентно присуща производству товаров. То, что в Российской Федерации формируется рыночная экономика, означает и то, формируется процесс становления менеджмента.
    Во-вторых, от уровней развития техники и технологии в обществе. Так, произошедшая в 19 - начале 20 века, революция в системе управления, была вызвана тем, что произошел переход от ремесленного производства к машинному. Меняется система управления и при переходе к конвейерному производству. Изменилась она и при переходе к новейшим информационным технологиям. 
    Концепция копирования западной теории менеджмента. Она не берет во внимание особенности русского менталитета. России «нужно брать уже готовую модель менеджмента и использовать ее в управлении экономикой...». Для того, чтобы овладеть этой теорией нужно будет только произвести перевод западных учебников и монографий на русский язык. А затем, ничего не изменяя, можно будет применять данные положения на практике. Вероятность того, что эта концепция реализуется, очень высока.
    Так как простота и привычка бездумно копировать западный опыт, всегда являлись отличительной особенностью России [12, с.52]. Но такая простота несет одновременно и большую опасность. Достаточно вспомнить применение неадаптированной к условиям России теории «монетаризма», концепций «шоковой терапии», ваучеризации и т.д. Поэтому новые потрясения, которые ждут Россию, если осуществлять данную концепцию, поддаются легкому прогнозу. 
    Концепция адаптации западной теории менеджмента. Эта концепция предполагает некоторый учет особенностей российского менталитета. А это уже не слепое копирование, а экстраполяция западной теории к современным российским условиям.
    В таком случае возникает очень важная дилемма, а именно, какую из западных теорий менеджмента мы будем применять? Системы управления Японии, Западной Европы, США сильно отличаются друг от друга. Какую систему выбрать из имеющихся вариантов, какую принять за аналог? Не стоит забывать, что при любом выборе, есть риск использовать теорию, учитывающую специфические особенности, условия функционирования экономики, уровень социально-экономического развития именно этих стран, ментальность их жителей.
    Здесь следует вспомнить слова М.Вебера: « Капитализм по западному типу может развиться только в западной цивилизации». В России в конце 80-х годов опоздание на работу или уход с работы пораньше, мелкое воровство, не высокое качество продукции были нормой. Надо признать, что это сохранилось вплоть до сегодняшнего дня. Если сходить из этого, то в систему национального менеджмента необходимо внести поправки по борьбе с опозданиями, ввести новые методы, которые бы повысили качество продукции. Как результат, теории, которые были применены, но слабо учитывали специфику российской действительности, не дают российской экономике то, чего от этих теорий ожидают. 
    Концепция создания российской теории менеджмента. Она заключается в том, что полностью учитываются особенности русского менталитета и в использовании аспектов мирового опыта управления. При этом невозможно слепо скопировать западный и восточный опыт, и полностью отрицать достижения западных и восточных школ менеджмента [13, с. 73].
    И первый, и второй варианты одинаково неприменимы. Невозможно не отметить, что еще А. Маршалл утверждал, что: «Экономическая наука не является совокупностью конкретных истин, а лишь орудием для открытия конкретной истины». На наш взгляд это высказывание полностью можно экстраполировать и на такую науку, как менеджмент. Поэтому, в российском менеджменте должны быть свои специфические аспекты,  своя форма и методы управления, которые бы соответствовали специфике русской ментальности.
    Существует два подхода для того, чтобы понять российский менеджмент:
    - первый подход заключается в полном отрицании возможности и необходимости менеджмента в России, учитывая особенности исторического и национально-культурного характера; 
    - во втором подходе не преувеличивают российскую специфику, а берут модель менеджмента уже в готовом виде и применяют ее в управлении экономикой, в силу того, научно-технические процессы одинаковые во всех странах [2, с. 16]. 
    Российский менеджмент является творческим осмыслением зарубежного опыта, но он учитывает российскую специфику, т.е. синтезирует мировой опыт эффективного управления и существующий отечественный опыт на базе национальных исторических особенностей нашей культуры. 
    Неравномерный темп перестройки основной группы субъектов хозяйствования, таких, как государство, трудовые коллективы (персонал, руководители, менеджеры) невероятно осложнил переходный процесс, а так же их анализирование.
    Внешняя среда есть источник, который питает организацию ресурсами, которые необходимы, чтобы  поддерживать ее внутренний потенциал на должном уровне (приложение 1).
    Организация постоянно обменивается с внешней средой, и обеспечивает себе тем самым возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничные, и на них претендуют другие организации, которые находятся в этой же среде. Поэтому всегда существует угроза того, что организация не получит необходимые ей ресурсы из внешней среды, что может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным последствиям.
    Задача стратегического менеджмента - обеспечить такое взаимодействие организации и среды, которое позволило бы ей поддержать ее потенциал на уровне, который необходим, чтобы достичь ее целей, и тем самым получить возможность выжить в долгосрочной перспективе [14, с.17].
    Изучать внутреннюю среду компании должен любой грамотный квалифицированный руководитель. Это сделает возможным дать оценку внутренним ресурсам и возможностям компании.
    Выявляя сильные и слабые стороны компании, руководство имеет возможность расширить и укрепить конкурентные преимущества и, тем самым, предупреждать возникновение возможных проблем. Как и в случае с внешней средой, задача стратегического менеджмента компании поддерживать и улучшать стороны, которые увеличивают конкурентное преимущество компании в долгосрочном периоде.
    Единственным верным вариантом поведения компании, чтобы достичь эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития – уделять повышенное внимание осуществлению анализа внешнего и внутреннего окружения. А это означает, что необходимо провести комплексный анализ, который даст нам достаточно ясное и объективное представление о конкурентном положении компании.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    3. Условия успешного менеджмента в России
    3.1 Принципы успешного менеджмента
    Для достижения успеха в менеджменте просто невозможно обойтись без повышения конкурентоспособности предприятия. В современной теории управления выделяют четыре уровня, конкурентоспособности. Каждому из них соответствуют свои подходы к организации управления и маркетинга.
    Российские предприятия первого уровня конкурентоспособности имеют следующие характерные черты:
    -   понимание маркетинга как одной из функций управления в лучшем случае более важной, чем остальные. Абсолютная и непоколебимая вера в то, что возможности рекламы (особенно по телевидению) в продвижении продукта безграничны;
    - слепо придерживаться примитивной ценовой конкуренции. Считается, что достаточно снизить цену (чем больше снизить — тем лучше) и любые проблемы со сбытом отпадут сами собой;
    -  категорично не принимаются исследования рынка. На таких предприятиях маркетинг воспринимается только как чисто сбытовая работа, никак иначе;
    -  недостаточное внимание квалификации и мотивации работников, вопросам управления персоналом. Здесь, как правило, высокая текучесть кадров. Если есть необходимость увеличить объем производства нанимается дополнительный персонал.
    - непонимание роли фактора управления в целом. Считаются излишеством вопросы, связанные с совершенствованием структур и систем, методов и форм управления.
    К особенностям предприятий второго уровня конкурентоспособности в России относят:
    - превращение маркетинга в главную функцию управления. Эти компании, как правило, занимаются исповедованием концепции маркетинга, ориентированного на продукт. Изучение рынка для них не является не пустым  звуком, а планомерной аналитической  работой [15, с.124];
    - стремление быть маркетингово-ориентированной фирмой, в которой процесс планирования и развития производства базируется уже на прогнозах сбыта, которые составляются при участии службы исследования рынка;
    - более изощренные формы и методы конкуренции, где ценовая конкуренция вытесняется конкуренцией по качеству, уровню обслуживания потребителя;
    - изменение кадровой политики. Здесь руководитель фирмы стремится пригласить на работу специалиста из другой компании этой же отрасли, полагаясь на его профессиональные качества;
    - ориентация на наиболее распространенные, типовые управленческие технологии, которые обеспечивают успех на рынке основным конкурентам.
    Во всех отличительных чертах компаний третьего уровня конкурентоспособности давайте выделим наиболее значимые:
    -   в такой компании в центре внимания оказываются нужды и запросы потребителей, исповедуется концепция маркетинга, который ориентирован на потребителей, а управление начинает активно содействовать развитию производственных систем;
    - такие компании на самом деле становятся маркетингово-ориентированными. Производство же в компаниях, которые третьего уровня конкурентоспособности достигли, как бы «поддерживается изнутри»;
    -  в российском бизнесе компаний, действительно достигших этого уровня конкурентоспособности очень мало, считанные единицы. Поэтому главной задачей нашего менеджмента на ближайший период является поднять свой уровень до третьего уровня конкурентоспособности;
    - любые нововведения, изменения в области производства продукции (ассортиментные, качественные и т.п.) осуществляются здесь только в то время, когда есть уверенность в том, что эти изменения будут одобрены их конечными потребителями.
    Компания, которой удалось достичь четвертого уровня конкурентоспособности, оказывается впереди конкурентов на многие годы. Такие компании не только не стремятся к копированию опыта других фирм той же отрасли и желают превзойти самые жесткие из всех стандартов, которые существуют, они так же бросают вызов любым конкурентам во всем мире в любом аспекте производства или управления. Кроме этого, все функции управления непосредственно вовлечены в процессы маркетингового исследования или в процесс систематизации полученных результатов. Все меньше и меньше маркетинговых исследований сосредотачиваются в специализированных подразделениях. Последние обобщают данные, интегрируют и координируют усилия других служб [16, с.225].
    Выделим следующие направления изменений необходимых в маркетинге:
    Во-первых, нужен маркетинг, который бы имел современные технологии, обеспечивал высокую конкурентоспособность в соответствии с требованиями информационной эры, а также прорыв к лидерству в управлении, который бы  позволил фирме преуспеть, а не выжить.
    Во-вторых, необходима ориентация на технологии, интегрированного маркетинга, которые бы позволили связать, не только производство и сбыт, но и все остальные функции и системы управления внутри фирмы.
    В-третьих, нужен маркетинг, позволяющий для достижения конкретного конечного результата преобразовать предприятия в маркетингово-ориентированные компании, которые были бы способны со временем достичь третьего и четвертого уровней конкурентоспособности, превратиться в предприятия с производством мирового класса.
    Все изменения нуждаются в преобразовании, а все преобразования нуждаются в лидерстве. Лидерство с целью преобразования необходимо общественному сектору, на уровне компании для того, чтобы изменять портфель бизнеса, которым занимается предприятие, и для того, чтобы изменять каждый из них отдельно, и на уровне каждого менеджера. Вероятность достижения общего экономического успеха выше там, где эти три процесса преобразований тесно связаны между собой. Когда какой-то ключевой игрок решил воздержаться от преобразований, общее продвижение экономики вперед затрудняется. Отсюда следует, что  для того, чтобы Россия могла использовать преимущества своего огромного потенциала, потребуются большие преобразования на макро, микро и индивидуальном уровнях. Именно лидерство является фундаментальной движущей силой необходимых сегодня организационных преобразований. Мы нуждаемся в  новом поколении лидеров XXI века, которые бы являлись профессионалами, предпринимателями, которым было бы не чуждо чувство ответственности, международная перспектива и серьезная культурная подготовка.
    Рассмотрим каждое из этих качеств в отдельности и более тщательно поясним, что они означают [16, с.304].
    Профессионализм. Это означает, что лидер должен владеть основными управленческими умениями и компетенциями, которые лежат в основе разумного менеджмента и лидерства. Хороший лидер должен быть отличным менеджером и глубоко понимать базовые принципы и методы их применения в маркетинге, уметь управлять производством и логистикой, финансами, контролировать, управлять людьми.
    Предпринимательские качества. Предпринимательское качество - это умение, которым нельзя овладеть автоматически, которое относится к бизнесу в целом. Это умение приобретается опытным путем в процессе работы, часто дополняется формальным обучением в той области, где опыта недостаточно.
    Международная перспектива. Состоит из трех моментов. Первый означает, что такой лидер интуитивно ищет возможности на международном рынке. Второй заключается в том, что лидер ищет источники ресурсов и компетенции на глобальном уровне. Третий подразумевает наличие международного склада ума, способности к перемещению по земному шару и легкому приспособлению к различным культурам. Знания языков особенно важны, так как они открывают дверь в межкультурном понимании.
    Чувство ответственности. Это не является вопросом хорошего имиджа, это необходимость, чтобы сохранить приверженность сотрудников, менеджеров и самого общества задачам создания долговременной ценности для потребителя.
    Культурная база. Если вы хотите, чтобы лидер мог решать разные проблемы, вы должны добиться того, чтобы он опирался на большую образовательную платформу.
    В российском менеджменте есть ряд проблем. Рассмотрим две наиболее значительные.
     Проблема эффективности деятельности предприятий. Низкая эффективность большинства предприятий в огромной степени обусловлена тем, что организация труда устарела, организационно-управленческие технологии устарели, слабая ориентация на удовлетворение запросов потребителей. Все это можно объяснить тем, что знания незначительны или неправильным внедрением методологии и технологий современного менеджмента качества.
    Проблема развития высоких технологий. Эта проблема во многом тесно связана с тем, что производство в данной сфере носит доиндустриальный характер.
    Перечисленные нами выше, проблемы во многом неразрывно связаны с недостаточным уровнем развития методологии и технологий качества современного менеджмента. По факту, в настоящее время, Россия нуждается в  разработке качества менеджмента,  которая бы обслуживала как предприятия промышленности, так и предприятия других сфер экономики. И который обеспечивал бы услуги по консультациям, в инновациях, в информации и в образовании. Чтобы создать систему менеджмента качества, предприятие нуждается в согласованных действиях организаций, которые способны развивать методологию и конкретную технологию менеджмента качества в сфере промышленности и других сферах народного хозяйства. Основополагающим значением в этом процессе является Высшая школа России, которая сосредоточивает в себе основные кадры ученых и специалистов в данной сфере. 
    3.2 Приоритетные направления в развитии менеджмента
    Основные рекомендации, которые повысят эффективность управления на всех уровнях хозяйствования, повлияют на успешную деятельность предприятий и обеспечат общий экономический рост, следующие:
    -обеспечить открытость информации о деятельности государственных органов исполнительной власти;
    -разработать и внедрить системы, при которой органы власти, предлагающие введение новых форм государственного вмешательства в экономику, обязаны публично доказывать необходимость такого вмешательства;
    -ввести процедуры периодической оценки эффективности, используемых мер государственного регулирования с отказом по результатам от тех или иных его форм;
    -полностью отказаться от совмещения функций органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов;
    -разработать законодательную базу деятельности саморегулируемых организаций бизнеса, которые должны взять на себя ряд функций, выполняемых ныне государством;
    -использовать на практике государственного управления технологии менеджмента, зарекомендовавших себя в бизнесе.
    В ХХI в. менеджеры сталкиваются с совершенно новыми проблемами управления. Глобализация рынков и невероятно быстрое распространение информации и коммуникационных технологий трансформировали экономику разных стран мира. В основе более половины валового внутреннего продукта стран с развитой экономикой лежат интеллектуальные знания. На пороге информационной эпохи наиболее сильные источники развития находятся в инновационно-управляемых отраслях, в которых новшества, гибкость, способность к реагированию и творческая переоценка рынков и возможностей являются источниками конкурентных преимуществ [18, с.79] . Дело следует свести к тому, чтобы в самые кратчайшие сроки преодолеть дефицит инвестиционных проектов по развитию производства. Для конкурирования в эпоху информации, фирма должна все более полагаться на знания, квалификацию, опыт и суждения всех своих сотрудников. Все организации должны создавать и аккумулировать новые знания, поощрять инновации и учиться новым методам конкуренции в постоянно меняющейся внешней среде. Требуется неуклонно повышать эффективность управления при помощи  интеллектуального капитала организаций.
    Выделим приоритетное направление, которое нуждается в развитии российскими менеджерами в ближайшее время:
    -стратегия планирования и управления, которая направлена на высокоэффективное применение инвестиций и инноваций в деятельности компаний;
    -расширение стимула деятельности сотрудников, последовательное изменение на пути к модели партнерских отношений; перестройка структуры фирмы и принципов управления ею, согласно требованиям рынка, снижение роли факторов, которые тормозят внедрение инноваций в организации;
    -движение в сторону разнообразных гибких структур и альянсов, которые основаны на горизонтальных связях и договорных отношениях;
    -переход на использование в производстве и управлении современных компьютерных систем, новейших информационных технологий;
    -управление интеллектуальной собственностью, которое содействует продвижению в высокотехнологичные сферы.
    Предстоит сосредоточить внимание на предоставлении широких прав и многообразных возможностей работникам всех уровней организации; накоплении и распространении знаний внутри организации; сборе и интегрировании внешней информации; реальном создании всех условий для творческой деятельности и прогрессивных изменений [20, с.11]. В интересах повышения эффективности управления корпоративным сектором экономики особое значение приобретает в последнее время необходимость упорядочения прав и ответственности собственников и руководителей, владельцев предприятий и менеджеров. Несогласованность их интересов и действий ведет к дисбалансам и нескоординированности в деятельности компаний. Важнейшее требование общества к собственникам состоит в том, что они должны связать свои интересы с долгосрочным и устойчивым развитием предприятия. Необходимо поддерживать формирующиеся и распространяющиеся в настоящее время на предприятиях кодексы корпоративной культуры и этики, которые отражают моральные правила и нормы поведения работника, достойную репутацию фирмы и повышают  уровень доверия в деловом отношении.
    Если следовать за ведущими принципами и традициями деятельности организации, вокруг которых объединяются все сотрудники фирмы, это приведет к содействию в создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, поможет соблюдать законность, позаботится о качестве продукции и услуг, безупречно выполнить принятые обязательства и повысить эффективность управления в общем зачете.
    Нуждаются в поддержке организационные меры по обучению менеджеров, такая как Президентская программа, которые предпринимаются федеральной и региональной структурой, крупной компанией. Необходимо стремление к тому, чтобы все российские предприятия, фирмы, организации имели возможность и заинтересованность регулярно обучать свой управленческий персонал, повышать уровень квалификации менеджера. Кстати о менеджерах, мы говорим о менеджменте, но пока практически ничего не сказали о менеджере. Давайте исправим это.
    Одно из слабых мест осуществления перестройки экономики в России - проблема управленческих кадров [20, с.256]. Сейчас в большинстве российских вузов, которые ведут обучение в этой специальности, исходные учебные дисциплины по управлению преподаются уже на первых курсах. Безусловно, основная масса студентов имеет незначительный жизненный и еще меньший управленческий опыт. В то же время общепризнано, что менеджмент – это и наука и искусство, и что овладение знаниями в этой области невозможно без получения соответствующего практического опыта.
    До сих пор в большинстве случаев эта проблема решалась тем, что в систему подготовки активных методов обучения вводились деловые игры, разбирались конкретные ситуации. Представляется, что для студентов-первокурсников такие методические формы не очень эффективны. Это связано в первую очередь с недостатком у них знаний по экономике. И недостатком знаний по финансам, без которых невозможен серьезный разбор конкретных ситуаций.
    Как показывает практика, данная стадия обучения приносит больше пользы, если проходят обычные семинарские занятия, на которых преподаватель может судить о степени усвоения пройденного материала. Или же решение практических задач, которые позволяют закрепить базовые знания. Однако в этом случае курс менеджмента становится сугубо теоретическим, а  это не допустимо.
    Сформировать корпус управленцев нового типа - это исключительно сложная задача. Сама жизнь и практика рыночной экономики, предпринимательство поспособствуют ее решению, путем помещения тех, кто сегодня руководит предприятиями, и тех, для кого эта роль совершенно новая, в ситуацию естественного социального отбора. Но многое, конечно, зависит и от целенаправленного процесса по подготовке и переподготовке кадров, зависит от изучения и распространения передового опыта управления, применения достижений управленческой науки на практике.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Заключение
    Уметь управлять предприятием значит уметь рационально управлять  ресурсами. Вместе с системой прогноза и планирования и методов принятия решений в области менеджмента понимание принципа и технологии финансового управления деятельностью предприятия является необходимостью развития бизнеса.
    Изменения в российской экономике, которые связаны с переходом к рыночным отношениям, требуют от руководителя любой организации новых способов и подходов к технологии управления. Проанализировав финансово-экономические результаты российских организаций в современных условиях, мы увидели, что положение их ухудшилось, в связи с отсутствием профессионализма и системного подхода в управлении финансовой деятельностью. Большинство предприятий в России пока ориентированы на выживание путем продажи ликвидной продукции, поисков краткосрочных источников финансирования, диверсификации производства. Но бессистемность приводит их к нулевому результату используемых методов и к тому, что распыляются имеющиеся финансовые ресурсы.
    Осторожный, длительный подход к тому, чтобы сформировать российский менеджмент, учитывающий особенности российской ментальности, разнообразность и широту российских условий, является важнейшей стратегической задачей общества. От решения этой задачи зависит переход к рыночной экономике, и место России на мировом рынке. Этот ход к современным форме и методам управления, который будет формироваться не вслепую, а на основании научных обоснованных мер. Только изменив все это и создав реально рыночно ориентированную систему управления, можно будет говорить о заимствовании передовых технологий управления с Запада.
    Специфическая черта российского менеджмента должна опираться на трудолюбие работника, ориентироваться на старательность, пунктуальность. Эти качества, которые заложены в народе, нуждаются во всяческом поощрении. Если воспитывать эти качества, то в процессе становления национальной системы управления, мы можем осуществлять постепенный переход от жестких решений в управлении к более гибким решениям. Сегодня, жесткость является необходимостью, вынужденной мерой. Стратегическая перспектива русского менеджмента заключается в движении к более мягкой форме управления, но которая была бы более эффективной по содержанию.
    Давайте вспомним слова Тейлора: «Искусство научного управления это не изобретение, а эволюция». Но, эволюцию считают сознательным отбором. Поэтому мы добавляем к высказыванию Тейлора следующее: «...искусство научного управления - это эволюция и отбор оптимальной формы и оптимальных методов менеджмента, который бы отражал в себе важнейшую специфическую особенность национальной ментальности».
     Подготовка в современных условиях, менеджера-профессионала не будет возможной без знаний истории развития менеджмента. Менеджмент развивался в течение столетий, прежде чем стать самостоятельной отраслью знаний, наукой. Огромное влияние на формирование менеджмента было оказано школой научного управления, классической (административной) школой, школой психологии и человеческих отношений, школой науки управления, а также выдающимися представителями этих школ, таких как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.
    Рыночная экономика нуждается в адекватной системе управления, которая должна радикально преобразоваться, так же как и общество. В условиях переходных рыночных отношениях, важнейший фактор успеха заключается в непрерывном совершенствовании теории и практики управления. Большое значение уделяют изучению передовых и прогрессивных методов управления зарубежных стран и применение его при анализе собственных проблем, связанных с управление. Поэтому изучать историю развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально на сегодняшнем этапе.
    В современных условиях, когда перестраивается экономика, на основе рыночных отношений, приоритетным направлением становится выработка основной теоретической и методологической позиции по использованию менеджмента на практике, в деятельности российских компаний. Основная особенность управленческой мысли заключается в поиске новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, в выработке позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Список используемой литературы
    Акопов В. С., Бакштанский В. Л., Магазанник В. Д. Менеджмент жизни и предпринимательство//журнал «Менеджмент в России и за рубежом» 1999. – № 3. – С. 37 Баринов В. А., Голобокова Г. М., Юл-Бин М. Менеджмент (Учебно-методическое пособие) - Магадан , 2007.Белый Е.М., Кузнецов А.В.// Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», 2004 - №3.Блинов А.Ю., специалист по проблемам управления, г. Владивосток// журналВ. Анташов, Г.Уварова Основы менеджмента. 2006 г.Веснин В. Р. Менеджмент для всех. – М.: Юрист, 2004 г.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник - М.: Гардарика, 2005 г.Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент. Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учебное пособие. - М.: Дело, 2004 г.Друкер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты: Пер. с англ. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1992Завгородная А.В., Ямпольская Д. О. Маркетинговое планирование. СПб: Питер. 2003История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г.Казначевская Г.Б. Менеджмент Учебное пособие для вузов.- М: Феникс, 2000г.Коробейников О.П., Колесов В.Ю., Трефилова А.А., Стратегическое поведение: от разработки до реализации//Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», 2002 - №3. Лехто Ю., Кюости В., Костин А., Управление по результатам через процессное консультирование и интерактивное обучение//Журнал «Проблемы теории и практики управления» —2002.- №1.Михалева Е. П. Менеджмент: Пособие для сдачи экзаменов – 2005 г.Менеджмент в России и за рубежом: журнал №5 (сентябрь-октябрь)/главный редактор А.Е. Хачатурова – 2008. – 143 с. Менеджмент: Теория и практика в России: Учебник./ Под ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. – М.:ИДФБК – ПРЕСС, 2003. -528с.Менеджмент: учебник для вузов /Под ред. проф. М.М. Максимцова, проф. М.А. Комарова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003. – 359 с. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента — М.: Дело, 2002.Основы менеджмента: Учебник для вузов/ Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кисляков и др.; Под руководством Д.Д.Вачугова – М.: Высшая школа, 2001. – 367 с.Управление – это наука и искусство: А.Файоль, Г.Эмерсон, Ф.Тейлор, Г.Форд. – М.: Республика, 1992, с. 5  
     

     
     
     
    Приложение 1
    Среда фирмы
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Приложение 2
     
    Структура менеджмента
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Приложение 3
    Тест предпринимательских и менеджерских способностей
    Ответы на все вопросы могут быть трех видов: 1 - <да>; 2 - <затрудняюсь ответить>; 3 - <нет>.
    Мне не трудно уволить с работы даже очень ценного сотрудника, с которым у нас  замечательные отношения, если он работает по  принципу: «Третий сорт — не брак»!В сложной ситуации я способен (на) выбрать четкую цельЯ умею наладить хорошие отношения с подчиненными и руководством.Я систематически пересматриваю цели своей деятельности.Я могу воздействовать на людей так, что они принимают мою точку зрения.Я не иду против своих убеждений.Я так хочу добиться успеха, что часто иду на временные лишения.Я экономлю свое время, путем ограничения поступающей информации только той, что необходима.Я поддерживаю свое настроение покупкой мелких, недорогих, но хороших вещей, чтобы пережить крупные неудачи. Я считаю, что в неопределенных ситуациях, решительные действия не предпринимаются. Я постоянно поступаю так, как надо, а не так, как хочу. Я так демократичен(на), что в общении с подчиненными говорю «мы», а не «я». Общественная неразбериха никогда не мешала мне плодотворно работать. Менеджеру должен жертвовать своей духовной жизнью ради работы. Я решаю все проблемы, когда могу уединиться и  сосредоточиться.Я сильно влияю на принятие решений моих коллег.Планирование — это пережиток социалистической идеологии.Я считаю, что лучше «выложиться» на работе, которую знаешь, чем увлечься новыми возможностями, где результат не гарантирован.Служебные дела требуют отказа от многих удовольствий жизни.Ответственная и рискованная ситуация вызывает во мне чувство вдохновения, прилив энергии, ясность мысли, легкость и точность действий. Результат
    Подсчитайте количество баллов. За положительные ответы в вопросах 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8 и отрицательные в остальных вопросах поставьте по одному баллу.
    Если сумма баллов меньше девяти, то вам, скорее всего, лучше оставить идею стать менеджером и не мучить себя и близких стремлениями, которые мало осуществимы, и рискованными предприятиями, которые мешают нормально жить и работать, спокойно заниматься своим любимым делом: созерцанием действительности или насыщенной духовной жизнью. Хотя не исключена возможность, что вы сможете быть очень оригинальным управляющим, которому суждено внести вклад в мировой менеджмент, найти принципы управления и подходы, которые не укладываются пока в современную практику управления.
    При 10 — 21 баллах можно говорить о возможности стать со временем хорошим менеджером. Но все же ваш выбор в большей дань рекламе и моде, а не внутренним побуждениям. Внимательно проанализируйте: может быть, вам не стоит тратить усилия на развитие способности к управлению. Ведь для этого требуется пройти хороший курс социальной психологической подготовки.
    Если сумма свыше 22 баллов, то вы на правильном пути и скорее всего,  точно угадали свое призвание. 
    Если результат выше 26 баллов, то вы — прирожденный менеджер. Хотя учиться и совершенствоваться в условиях конкуренции всегда необходимо (что вы и сами прекрасно знаете). Желаем успеха!
     
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Менеджмент в России, особенности его развития и становления ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.