Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Значение культуры Древнего Египта

  • Вид работы:
    Доклад по теме: Значение культуры Древнего Египта
  • Предмет:
    Этика, эстетика
  • Когда добавили:
    28.07.2014 15:18:25
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    СОДЕРЖАНИЕ
    1. Религия
    1.1 Значение для архитектуры
    1.2 Значение для скульптуры
    1.3. Значение для живописи
    1.4. Значение для литературы
    2 Влияние культуры Древнего Египта
    2.1 Др. Греция
    2.2. Месопотамия
    2.3. Нубия
    2.4. Др. Рим
      3. Значение египетской культуры на современность
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    1.Религия
    1.1Значение для архитектуры
    Огромное место в жизни египетского государства играла религия. И здесь особенно важны два момента: сложение египетского пантеона богов и
    заупокойный культ.
      В архитектуре Древнего Египта изображались божества, которым поклонялись египтяне.
    Архитектура Древнего Египта тесным образом связана с заупокойным культом.
    Многие из традиций храмового зодчества отразились в стиле мемориальных сооружений, которые были очень важны для древнеегипетской культуры в связи с решающей ролью в ней погребального культа.
    Погребения I—II династий сосредоточены в районе Мемфиса и Абидоса, ставшими центрами заупокойного культа. С ним связано, с одной стороны, широкое развитие типа гробниц-мастаб, самых характерных построек в зодчестве Древнего Египта. С другой стороны, именно в связи вразработкоймастаб происходит обогащение уточнение содержания культа.[1]
    Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения — гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности.
    В погребальных ансамблях V—VI династий основная роль переходит к храмам, которые отделываются с большей роскошью.
    К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине.
    Значительным сооружением эпохи Среднего царства является и заупокойный комплекс фараона Аменемхета III в Хавара.Этот храм вошёл в историю культуры под названием лабиринта.Лабиринт считается самым выдающимся из множества многоколонных храмов, построенных в период Среднего царства. Колонны его были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома божества — солнца, которое, по одной из египетских легенд, родилось из цветка лотоса.
    1.2 Значение для скульптуры
    Величественное впечатление производит скульптура Древнего Египта, имевшая ритуальное назначение и связанная с культом мертвых. Вместе с архитектурой скульптура образовывала великолепные, целостные по замыслу ансамбли и была частью храмов и гробниц. Представления древних египтян о вечной жизни предполагали существование не только бессмертной души, но и нетленного тела. Это привело к появлению обряда мумификации и созданию статуй, которые фараон заказывал для погребения еще при жизни.
    Скульптура Древнего Египта — одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта.
    Скульптура создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Существовало также множество изображений, как в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее смотрение, как правило, на открытых пространствах и вне храмов.
    Самое сакральное изображение бога находилась в храме, в алтарной части, как правило, в лодке или барке, обычно из драгоценных металлов, правда, ни одно такое изображение не сохранилось. Сохранилось огромное количество резных статуэток — от фигур богов до игрушек и посуды.
    1.3Значение для живописи
      Искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Оно столь тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть, что трудно понять его образную структуру, не имея общего представления о религиозно-обрядовых обычаях египтян.
    Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было, ни много ни мало, дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому казалось неважным, видит ли кто-нибудь художественное произведение. Оно не предназначалось для осмотра, а представлялось чем-то само в себе сущим, само в себе заключающим жизненное начало.
    Существенной композиционной характеристикой гробничных изображений была их линейность. Все подчинялось вертикальным столбцам, в которых мастера писали тексты – летописи и «исповеди», могущие понадобиться покойнику на суде Осириса. Сюжетные сценки имели второстепенное по сравнению с текстами значение, иллюстрируя их.
    1.4Значение для литературы
    Наряду с архитектурными комплексами и предметами декоративно-прикладного искусства значительное место в искусстве Древнего Египта занимала также и литература. Основными литературными жанрами были заупокойные тексты, гимны, любовные песни, дидактические произведения и сказки.
    Первым образцом заупокойных текстов были так называемые «Тексты пирамид». Египтяне верили, что надписи, начертанные на стенах пирамиды, обеспечат благополучие и счастливую жизнь фараона в загробном мире. Первые записи были сделаны по велению фараона V династии Униса в XXII веке до н. э. на стенах его пирамиды, что положило начало традиции. Иероглифы окрашивали в зелёный цвет. «Тексты пирамид» содержали также легенды об Осирисе и Исиде, о борьбе Ра со змеем Апопом.
    В Среднем царстве в связи с демократизацией заупокойного культа тексты писали уже на каменных саркофагах. Новый комплекс магических текстов получил название «Текстов саркофагов».
    Новое царство было также новой эпохой в развитии заупокойной литературы. Способы достижения загробных благ ещё более упростились. Магические тексты составляли в скрипториях и записывали на папирусе, который изготовляли в специальных мастерских. Заупокойные тексты Нового царства получили название «Книги Мёртвых», замечательной особенностью которой являлись её многочисленные иллюстрации.
    Древние египтяне весьма заботились о том, каким должен быть человек, чтобы достойно пройти земной путь. Видимо, этим объясняется возникновение дидактической литературы, пользовавшейся у египтян большой популярностью и получившей дальнейшее распространение. Прославленным образцом такой литературы является «Поучение Аменемопе». Даже при беглом сравнении египетских текстов с библейскими очевидно заимствование последних.
    В Египте появились и первые сказки, причем притчи, изложенные в Евангелиях, по содержанию перекликаются со «Сказками о верховных жрецах Мемфиса», где рассказывается о необычайных похождениях старшего сына Рамсеса II Сатни-Хемуасе, верховном жреце бога Птаха, и о его сыне Са-Осирисе.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    2.Влияние культуры Древнего Египта
    2.1Древняя Греция
    Египетский скульптурный портрет, пейзажная живопись, обелиски и другие элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством.
    Минойская цивилизация является частью Эгейской цивилизации греческой истории.Минойцы вели активную морскую торговлю (остров располагался на пересечении главных морских торговых путей), поддерживали дружественные отношения с Древним Египтом.
    В среднеминойский период влияние культуры распространилось на материковую Грецию, и в этот же период кикладская культура была ассимилирована минойцами.
    Многие достижения древнеегипетской культуры, посредством греко-римской культуры, вошли в арсенал европейской культуры.
    В Греции преклонялись перед седой мудростью египетских жрецов, перед тайнами, богатствами и роскошью величественных египетских храмов. Архаические статуи греческого бога Аполлона чрезвычайно близко напоминают египетские статуи, в частности саисского периода, по фронтальной композиции тела и по типичному для этой эпохи изображению улыбки. Греческая вазопись сохранила египетские сюжеты и мотивы. Греческие наёмники, торговцы и колонисты, поселившиеся в Египте, были связующим звеном между античным миром и угасающей египетской цивилизацией. Саисские фараоны, открывшие грекам широкий доступ в Египет, открыли ворота Египта и греческой культуре. Греки строили в Египте военные лагери, колонии, города и храмы, посвящённые греческим богам. Греческие художники и ремесленники наводнили Египет произведениями своего искусства и изделиями своего ремесла, которое особенно процветало в Навкратисе. Художественный реализм в искусстве получает свою завершённую форму в Египте в VI в. до н. э.
     
    2.2Месопотамия
    Культура Двуречья, так же как и всей Передней Азии, во все времена перекликалась с другой ведущей культурой, с Египтом; оба великие материка, азиатский и африканский, и культурно-исторически и даже геологически никогда не были оторваны друг от друга, Синайский полуостров в отношении геологических условий является частью Аравийского полуострова.
    Двуречье стали называть Вавилонией.Государственный строй Древневавилонского царства напоминает государственный строй Древнего Египта. Та же форма правления - восточная деспотия. В руках царя сосредоточена судебная, исполнительная власть, законодательная и верховная религиозная власть.
    2.3 Нубия
    Отношения между Египтом и Нубией в основном сводились к торговому обмену.
    Многочисленные развалины египетских храмов, сохранившиеся на территории Нубии, свидетельствуют о том, в какой сильной степени влияние  египетской культуры проникало в Нубию. Поздний мероитский алфавит (Мероэ — позднейшее Нубийское царство, III в. до н. э. — III в. н. э.) возник на основе египетской демотической письменности.
      Так, в Нубии были заимствованы многие элементы египетской государственности, искусства, религии и иероглифическое письмо.   Нубийцы восприняли многие черты египетской культуры, религии, языка, письменности, архитектуры.  Под влиянием Египта в Нубии сложилось классовое общество и предпосылки к объединению племен в одно государство. Нубийская администрация была организована по египетскому образцу.
    Через Нубию египетская культура проникла внутрь африканского континента.
     
    2.4 Др. Рим
    Египетское влияние сказалось в странах Средиземноморья, а позже и в странах Римской империи, в состав которой помимо самого Египта вошли Балканы, Италия и ряд других стран Западной и Восточной Европы, на которые распространилась власть Рима. Даже далеко не полный перечень библиографических источников свидетельствует о широте диапазона египетского религиозного влияния в странах древнего мира.
      Основная струя египетского влияния - распространение культа Исиды. Представление об Исиде явилось серьезным вкладом египетской религии в религии стран античного мира.
    От поздних птолемеевских времен и от времени римского господства как в самом Египте, так и вне его сохранились близкие по содержанию и направленности греческие тексты, известные в науке под названием аретологий Исиде - нечто вроде торжественных песнопений, адресованных этой богине, ярко выражающих ее вселенский авторитет и значение, ее милосердие и т. п. Тексты эти свидетельствуют о том, что к тому времени Исида, как великая богиня, уже вышла за рамки египетского божества и стала божеством эллинистического порядка, т. е. универсальным.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    3. Значение египетской культуры на современность
    Искусство Древнего Египта манит и будоражит умы даже современных мастеров. Чудесные росписи по ткани, резьба по дереву и кости, мозаика, витражи, золотые и серебряные украшения. Фаянсовые и фарфоровые произведения искусства, изделия из различных видов металла и драгоценных камней – искусство Египта не перестает удивлять людей современности, достигших вершин в науке, технике и, казалось бы, пресыщенных самыми разнообразными видами искусства. Велики и мастеровиты во всем были жители Древнего Египта, и все же, наверное, нет равных им аж до нынешнего времени в шедевральности обработки камня.
    Искусство Древнего Египта создавать монументальные скульптуры, вручную возводить такие пирамиды, что сквозь столетия и тысячелетия пронесли они свою мощь и величие, поражает и восхищает и сейчас.
    Искусство Египта – одна из величайших культур стран Древнего Востока, именно оно заложило основы для развития десятков других культур и прогрессивных обществ. Во многом даже прослеживается связь культуры нынешних высокоразвитых стран и древневосточных, в некоторых из них сквозит явное искусство Египта, его влияние слишком велико.
    Несомненно, Египет был величайшим государством с точки зрения политического строя, общественного уклада, военных достижений. И все же – именно искусство Древнего Египта подчеркивает величие этой могущественной державы, чье наследие дошло до наших времен.
    Именно своеобразная религиозная направленность дала основания древнеегипетскому искусству пополняться такими образцами культуры и, пройдя сквозь столько времени, оказывать влияние на искусство современности многих стран и народов.
      Архитектура Др.Египта на столько значима, что некоторые постройки считаются Чудесами Света: Пирамиды Египта (египетские пирамиды), Александрийский Маяк, Висячие Сады Вавилона, Храм Артемиды, Статуя Зевса, Мавзолей в Геликарнасе, Колосс Родосский.
     
     
     
     
     
    Слайд №1Презентация на тему: Значение культуры Древнего Египта
    Слайд № 2Древний Египет
    Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Неизгладимый след в истории мировой культуры оставило искусство Древнего Египта. Большая часть которого возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян.
    Минули тысячелетия, а интерес к истории Древнего Египта отнюдь не иссяк. Долгое время египетская история была неизвестна людям, ученые не могли расшифровать таинственные письмена- иероглифы. [2]
    Слайд № 3Мифология и религия
      Египетская мифология начала приобретать свой современный облик в пятом, шестом тысячелетии до нашей эры. В каждом египетской области сложился свой собственный, неповторимый пантеон богов, которые воплощали в себе камни, небесные тела, птицы, змеи и т.п.
    Мифология Древнего Египта способствовала развитию мифологии в Греции, Др. Риме.
      Они создали магию - науку о тайных силах природы и методы их использования. От халдеев (вавилонские жрецы)  магии научились персы, а от них греки.
    Слайд № 4Египетские Боги
     Традиционно для египетской мифологии старый миф решили не отбрасывать, а потому образы бога земли Геба, богини Неба Нут и их сына бога солнца Амона Ра сохранились в египетской мифологии на протяжении всей истории. Каждое утро богиня Нут рождает солнце и каждый вечер снова прячет его в своем чреве - полагали египтяне.
    Одновременно в нескольких крупных религиозных центрах возникла вторая версия сотворения вселенной. Согласно ей, сотворению вселенной предшествовал хаос, который погружен во тьму. В целом, египетская мифология является разрозненными сказаниями, которые невозможно соединить в цельный и единый рассказ. Очень часто одни и те же события изображаются абсолютно по-разному, а боги выступают в разном обличии. В целом, египетская мифология является разрозненными сказаниями, которые невозможно соединить в цельный и единый рассказ. Очень часто одни и те же события изображаются абсолютно по-разному, а боги выступают в разном обличии.
    Язычество получило большое влияние из Др. Египта.
    Слайд № 5Египетская религия
    В Древнем Египте существовало подобие одной общей религии, но вместе с тем было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам.
    Древние племена долины Нила, во всех многообразных предметах и явлениях природы, недоступных их пониманию, видели проявления таинственных сил. Типичной формой ранней религии для них являлись фетишизм (наделение предметов сверхъестественными свойствами) и тотемизм (поклонение животным), испытывавшие различные изменения, под влиянием перехода населения от кочевничества к оседлому образу жизни. [3]
    В значительной степени на верования первобытных египтян, как и на всю их жизнь, воздействовал Нил, ежегодный разлив которого наносил на берега плодородную почву, что позволяло собирать хорошие урожаи (олицетворение благодетельных сил), но иногда он вызывал значительные бедствия — наводнения (олицетворение сил губительных для человека). Периодичность разлива реки и наблюдение за звёздным небом, позволило с достаточной точностью создать древнеегипетский календарь.
    Иудаизм и христианство формировались под большим влиянием религий Египта.
    Эзотерическим учение Халдейская Каббала, является более древним прототипом Каббалы Еврейской.
    Слайд № 6 Культ животных
    Обожествление животных в Древнем Египте имело место на протяжении тысячелетий, восходя к тотемизму, с которым в ряде случаев было настолько сближено, что фактически это явления одного порядка.
      Культ животных прослеживается во многих культурах. Особенно влияние сказалось на Африке, где и по сей день в некоторых местностях есть этот культ.
    Слайд № 7 Тотем
    Слайд № 8 Письменность Египта
      Греческие писатели назвали знаки египетских надписей на стенах храмов, иероглифами («hieros» – священный и «glypho» – режу, высекаю). По внешнему облику иероглифы представляли собой рисунки живых существ и различных предметов. Они делятся на три части: идеограммы, фонограммы и детерминативы. Идеограмма — знак, обозначающий определенный предмет. Например, — солнце, — дом. Фонограмма — знак, соответствующий звуку или сочетанию звуков. Детерминатив указывает на смысловую категорию, к которой относится слово, и ставится обычно сразу за словом для того, чтобы избавиться от омонимов.
    Европа, получившая от Древнего Египта начатки науки и искусства, обязана ему созданием алфавитного письма. В Египте создали первый алфавит, который содействовал дальнейшему развитию письменности.
      Широкое распространение получил папирус.
    Слайд № 9Иероглифы
      Наряду с иероглифическим в Древнем Египте использовалось также иератическое и демотическое письмо. Демотическое письмо представляет собой особый вид скорописи, в котором иероглиф или несколько иероглифов заменяются упрощенным письменным знаком. [4]
      Благодаря развитию письменности в храмах создавались религиозные, научные и литературные труды.
    Иероглифическое и иерократическое египетское письмо расшифровал французский исследователь Ф.Шампольйон. Это позволило прочитать огромное количество надписей на папирусе, дереве, холсте, камнях. Так ученые познакомились с большим количеством религиозно-магической литературы, которую условно разделяют на три части: “Тексты пирамид”, “Тексты саркофагов”, “Книга мертвых”
    Слайд № 10Архитектура
    Слайд № 11 Храмы
      Храмы поражают своими размерами и свидетельствуют о своеобразной тяге архитекторов Нового царства к гигантомании, культу грандиозного.
    Слайд № 12 Пирамиды
      Произведениями сакрального искусства были пирамиды.
    Сюжеты барельефов неизменно служили связующим звеном между богами и людьми, прежде всего фараонами. Сцены борьбы, жертвоприношения и потусторонней жизни чередовались со сценами жизни, деятельности, радости и смерти.
    Имхотеп, министр и зодчий фараона Джосера (XXVIII в. до н.э.), автор ступенчатой пирамиды в Саккара, считается отцом каменной архитектуры. В те времена храмы еще представляли собой часть комплекса пирамиды. Позднее на смену пирамидам пришли скрытые от расхитителей скальные гробницы.
    Египтяне заложили основы строительства. На их знания опирались строители древности. Но технология строительства пирамид до сих пор остается тайной для всех архитекторов.
    Слайд № 13Скульптура
      Для египтянина эпохи фараонов статуя была такой же живой, как и сам человек.
    Сделанная по образцу божества, фараона или простого лица, статуя представляла собой гораздо больше, чем просто образ. Она и была для египтян тем существом, образ которого воплощала. Вот почему было важно записать на ней имя и должность или титул изображаемого лица. Безымянная статуя, лишённая надписи, теряла свою силу.
      Художники и скульпторы Египта при создании своих произведений должны были следовать строгим правилам.[5]
      Декоративно-прикладное искусство Др. Египта послужило его дальнейшему развитию высокого уровня. Великолепными являются сосуды и блюда из алебастра и хрусталя, фигурные туалетные ложечки из дерева и слоновой кости, всевозможные украшения – золотые браслеты, ожерелья и кольца.
    Слайд № 14Живопись
      Росписи имели важное религиозное и магическое значение. Египтяне верили, что боги или умершие могут участвовать во всех сценах изображённых на росписях.
      Живопись Египта дала миру портретные черты в передаче лица, рельефы и росписи. Их используют в искусстве и сейчас.
    Слайд № 15Тематика росписей
    Тематика показывает жизнь царей и вельмож, их охоты,  увеселения и битвы, а  равно и простых людей,  которые им служат:  полевые работы, рыбную  ловлю, постройку корабля,  плавление золота,  закалывание скота.
    Слайд № 16Правила для художников и скульпторов Древнего Египта
    Цари Египта изображались с мощными телами и бесстрастными лицами, сохранявшими портретные черты. У всех статуй одни и те же атрибуты: голова и ноги в профиль, плечи и один глаз в фас. Тела мужских фигур окрашены в кирпично-коричневый цвет, женских - в желтый, волосы у всех чёрные, одежды белые.[6] Слайд № 17Литература
      Египетская литература представлена многими жанрами:
    сказками («О правде и кривде»)поучениями («Поучение Аменемхета I»)биографиями («рассказ Синухета»)религиозные текстами («гимн Ра») народными песнями(«погонщика быков»). Среди литературных памятников особое место занимает «Книга мёртвых» - собрание текстов, необходимых для путешествия в Царство мёртвых. В «Книге мёртвых» много иллюстраций, которые описывают загробный мир.[7]
      Древние Египетские тексты, дошедшие до нас - это молитвы богам и хозяйственные записи. Художественная литература была представлена различными жанрами такие как: поучения царей и мудрецов своим сыновьям, множество сказок о чудесах и чародеях, повести, жизнеописания сановников, песни, заклинания.
    Египетская художественная литература оставила нам множество сказок различного содержания и происхождения.
    Широкое распространение получил жанр поучений.
    Так же были распространены - гимны богам и царям, любовная лирика , хвалебные песни . Ритм стиха строился на ударных слогах.
    Сайд № 18Наука
      Древние египтяне внесли существенный вклад в астрономию, создав солнечный календарь, столь совершенный, что мы с некоторыми изменениями пользуемся им и сейчас. Год делили на три сезона по четыре месяца. Тридцатидневный месяц делился на декады. В году было 36 декад, посвященных особым божествам - созвездиям. В конце года добавлялось пять дней.
      Другой большой вклад в астрономию - это деление суток на 24 часа. Уже во время Нового царства были известны водяные и солнечные часы.  
      Египтяне создавали карты неба, группируя звезды в созвездия. Велись наблюдения и за планетами.Египтяне заложили фундамент знаний в астрономии, на основе которых, развивали науку греки.
      Египетская математика возникла из потребностей делопроизводства и хозяйственной жизни.
    Достижения египтян в математике:
     Имели представления о дробях и частях меры сыпучих тел.  Решали задачи по определению объёма усечённой   пирамиды и площади поверхности полушария. Производили сложные геометрические построения. Определили "золотое  сечение" и использовали его в архитектуре и изобразительном искусстве. Определяли площадь круга.Умели возводить в степень и извлекать квадратные   корни. Умели вычислять площадь поля, объём.Обладали знаниями арифметической и геометрической прогрессии Первые выдающиеся европейские математики Фалес и Пифагор получили свои математические знания в Египте.
    Сайд № 19Развитие медицины
    Уже в Древнем царстве накопилось много знаний в области анатомии и медицины - достаточно для появления врачей различных специализаций: глазных, зубных, хирургов и т.д
    Древние лечебники показывают, что египетские медики прекрасно знали анатомию, возможно, открыли кровообращение, знали кое-что о роли мозга. Существовало и руководство для ветеринаров.
    Египтяне с помощьюмимуфицированию способствовали развитию бальзамирования в медицине.
    Из общественных наук наиболее важными были достижения в области исторических знаний: сохранились записи последовательности царствований и главнейших событий. Существовали специальные словники, пособия по которым египетские писцы учились аккадскому языку. Что послужило прообразом словарей.
    Пифагор и Платон - символы связи античной философии с египетским учением.
    Сайд № 20 Список литературы
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    1. История Древнего Египта/ Брестед Д., Тураев Б.- Мн.: Харвест, 2003.- 832с.
    2. Древние цивилизации / Бонгард-Левин Г. М. – М., 1989- с.348
    3. Тураев Б. А. Древний Египет. – СПб., 2001- с.47
    4. Любимов Л.Д.  Искусство Древнего мира. – М.:  Просвещение, 1998 с.211
    5. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства.  М.: «Академия», 2006 264с.
    6. wikipedia.org/Искусство Древнего Египта
    [1] Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Египта. // Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. — М., 1976.
    [2] История Древнего Египта/ Брестед Д., Тураев Б.- Мн.: Харвест, 2003.- 832с.
    [3] Древние цивилизации / Бонгард-Левин Г. М. – М., 1989.- с.348
    [4] wikipedia.org/Искусство Древнего Египта
    [5] Любимов Л.Д.  Искусство Древнего мира. – М.:  Просвещение, 1998 с.211
    [6] Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства.  М.: «Академия», 2006 264с.
    [7] Тураев Б. А. Древний Египет. – СПб., 2001- с.47
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Значение культуры Древнего Египта ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.