Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Особенности проявления гиперактивности в дошкольном возрасте

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Особенности проявления гиперактивности в дошкольном возрасте
  • Предмет:
    Психология
  • Когда добавили:
    29.07.2014 14:14:58
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
    ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ГИПЕРАКТИВНОСТИ……………………………………………………..…..7
    Понятие гиперактивности в психолого – педагогической литературе....7
    Причины гиперактивности……………………………………………….12
    Гиперактивность детей дошкольного возраста…………………………15
    Выводы к 1 главе……………………………………………………………..….17
    ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………...…19
    2.1.   Методы исследования…………………………………………………….19
    2.2.   Результаты исследования…………………………………………………35
    Выводы ко  2 главе………………………………………………………………36
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...37
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...…..39
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ВВЕДЕНИЕ
     
    Актуальность исследования.В настоящее время отмечается увеличение детей, с трудностями в обучении, которые проявляются уже в дошкольном образовательном учреждении. Часто эти дети оказываются гиперактивными.
    В настоящее время данная проблема приобретает психологическую значимость, так как психомоторное беспокойство, расторможенность, повышения раздражительность мешают таким  детям адаптироваться к жизни в обществе. При неблагоприятных обстоятельствах в дошкольном возрасте поведение гиперактивных детей может стать девиантным.Гиперактивные дети создают трудности в работе воспитателям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны.
    Гиперактивность относится к тем нарушениям развития, которые можно считать типичными для здоровых детей. Говоря о гиперактивности, имеют в виду не выраженную патологию, а случаи, вполне укладывающиеся в популяционные распределения нормальных признаков и, следовательно, в представление о широкой вариативности форм индивидуального поведения и развития. Психическое здоровье ребенка предполагает гармоничное развитие двигательных, умственных и речевых функций, оптимальную адаптацию и социализацию ребенка в обществе, коллективе и семье.Такие дети находятся под врачебным наблюдением, которое не всегда приводит к положительным изменениям. Коррекция нарушений, связанных с гиперактивностью, предполагает совместные усилия психологов и педагогов и родителей.
    Повышенная двигательная активность является симптомом нарушения психической деятельности ребенка при различных нарушениях развития и чаще всего - последствием раннего органического поражения центральной нервной системы. Хотя этот синдром называют гипердинамическим, т.е. синдромом повышенной двигательной активности, основным дефектом в его структуре является дефект внимания.
    Социальная значимость проблемы определяется тем, что без своевременной и квалифицированной помощи у таких детей к дошкольному возрасту может наблюдаться нарастание нарушений поведения.
    Актуальностью данной проблемы при этом становится оказание психологической помощи детям дошкольного возраста, так как в этот период возрастные (онтогенетические) трудности накладываются на типологию гиперактивности. Конечно, высокая двигательная активность, в силу психофизиологических причин, свойственна всем детям в дошкольном возрасте. Но в отдельных случаях она достигает патологической степени выраженности, что затрудняет социальную адаптацию ребенка, мешает его развитию и обучению.
    Актуальность исследования, недостаточная теоретическая практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования «Особенности проявления гиперактивности в дошкольном возрасте».
    Цель исследования:изучить проявления гиперактивности у детей дошкольного возраста.
    Объект исследования: дети дошкольного возраста 6-7 лет.
    Предмет исследования: особенности проявления гиперактивного поведения у детей в дошкольном возрасте.
    Гипотеза исследования:уровень интеллекта у дошкольников с гиперактивностью не соответствует возрастной норме.
    В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
    1Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
    2. Определение методов и методик исследования уровня гиперактивности у детей дошкольного возраста.
    3. Экспериментальное изучение уровня развития психических (когнитивных) процессов детей с гиперактивностью дошкольного возраста, таких как внимание, мышление, память, восприятие.
    В нашей работе были использованы следующие методы исследования:
      1. метод теоретического анализа психолого-педагогической литературы;
      2. беседа, наблюдение, эксперимент;
      3. психодиагностический метод, направленный непосредствнно на выявление гиперактивности в дошкольном возрасте:
      А.  Методы диагностики внимания.
    - методика «Найди и вычеркни»;
    - методика «Проставь значки»;
    - методика «Запомни и расставь точки».
      Б. Методы диагностики мышления.
    - методика «Что здесь лишнее?»;
    - методика «Классификация». 
      В. Методы диагностики памяти.
    - методика «Выучи слова»;
    - методика «Запоминание 10 картинок»;
    - методика «Чем залатать коврик?».
      С. Методы диагностики восприятия.
     - методика «Чего не хватает на этих рисунках?»;
    - методика «Узнай, кто это»;
    - методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?».
    База исследования: опытно-поисковая работа проводилась на базе XXXXXXXXXXв городе YYYYYYYYY. Исследование проводилось с VVVVVгоды.
    Теоретическая и практическая значимость исследования определяется необходимостью изучения проявления гиперактивности дошкольников, на основе чего разрабатываются рекомендации для родителей и педагогов. Данные исследования могут быть использованы при работе с гиперактивными детьми.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
    1.1. Понятие гиперактивности в психолого – педагогической литературе
    Впервые упоминание о гиперактивных детях появилось в специальной литературе около 150 лет назад. Немецкий врач Хоффман описал чрезвычайно подвижного ребёнка, назвав его «непоседа Фил». Проблема становилась всё более очевидной и к началу XX века вызвала серьёзную тревогу специалистов – невропатологов, психиатров[3].
    В 1902 году ей посвящена довольно большая статья в журнале «Lancet». Информации о большом количестве детей, поведение которых выходит за рамки привычных норм, стали появляться после эпидемии летаргического энцефалита Экономо. Это, вероятно, и заставило более пристально изучить связь: поведение ребёнка в среде и функции его мозга. С тех пор было сделано множество попыток объяснить причину, а также предлагались различные способы лечения детей, у которых наблюдались импульсивность и двигательная расторможенность, отсутствие внимания, возбудимость, неуправляемость поведения [5].
    Доктор Левин, в 1938 году после длительных наблюдений пришёл к неожиданному выводу, что причиной тяжёлых форм двигательного беспокойства является органическое поражение мозга, а в основе лёгких форм лежит неправильное поведение родителей, их нечуткость и нарушение взаимопонимания с детьми. К середине 1950-х годов появляется термин «гипердинамический синдром», и врачи всё с большей уверенностью начинают говорить о том, что основная причина заболевания – последствия ранних органических поражений головного мозга [5].
    В англо-американской литературе в 1970-е годы уже чётко звучит определение «минимальная мозговая дисфункция». Его применяют к детям с проблемами в обучении или поведении, расстройствами внимания, имеющим нормальный уровень интеллекта и лёгкие неврологические нарушения, не выявляющиеся при стандартном неврологическом исследовании, или с признаком незрелости и замедленного созревания тех или иных психических функций. Для уточнения границ данной патологии в США была создана специальная комиссия, предложившая следующее определение минимальной мозговой дисфункции: данный термин относится к детям со средним уровнем интеллекта, с нарушениями в обучении или в поведении, которые сочетаются с патологией центральной нервной системы [6].
    Несмотря на усилия комиссии, единого мнения в понятиях по-прежнему не было.
    Через какое-то время детей с подобными нарушениями стали делить на две диагностические категории:
    1)  дети с нарушением активности и внимания;
    2) дети со специфическими расстройствами обучаемости.
    К последним относятся дисграфия (изолированное расстройство правописания), дислексия (изолированное расстройство чтения), дискалькулия (расстройство счёта), а также смешанное расстройство школьных навыков[2].
    С.Д. Клементс, в 1966 году дал следующее определение этого заболевания у детей: «Заболевание со средним или близким к среднему интеллектуальным уровнем, с нарушением поведения от лёгкой до выраженной степени в сочетании с минимальными отклонениями в центральной нервной системе, которые могут характеризоваться различными сочетаниями нарушений речи, памяти, контроля внимания, двигательных функций». По его мнению, индивидуальные различия у детей могут быть результатом генетических отклонений, биохимических нарушений, инсультов в перинатальном периоде, заболеваний или травм в периоды критического развития центральной нервной системы или других органических причин неизвестного происхождения [2].
    В 1968 году появился ещё один термин: «гипердинамический синдром детского возраста». Термин был принят в Международной классификации болезней, тем не менее скоро ему на смену пришли другие: «синдром нарушения внимания», «нарушение активности и внимания» и, наконец, «синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СНВГ), или «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ)». Последним, как наиболее полно охватывающим проблему, и пользуется отечественная медицина в настоящее время. Хотя существуют и могут встретиться у некоторых авторов такие определения, как «минимальная мозговая дисфункция» (ММД).
    Синдром дефицита внимания / гиперактивности – это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.
    Синдром (от греч. syndrome – скопление, стечение). Синдром определяется как сочетанное, комплексное нарушение психических функций, возникающее при поражении определенных зон мозга и закономерно обусловленное выведением из нормальной работы того или иного компонента. Важно отметить, что нарушение закономерным образом объединяет расстройства различных психических функций, внутренне связанных между собой. Также, синдром представляет собой закономерное, типичное сочетание симптомов, в основе возникновения которых лежит нарушение фактора, обусловленное дефицитом в работе определенных мозговых зон в случае локальных поражений мозга или мозговой дисфункцией, вызванной другими причинами, не имеющими локальной очаговой природы.
    Гиперактивность – «Гипер…» (от греч.Hyper – над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «aсtivus» и означает «действенный, деятельный». К внешним проявлениям гиперактивности относится невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте есть совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, например в школьной деятельности. Родители и учителя часто сталкиваются с немалыми трудностями в обращении с такими детьми[3].
    Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребёнка, а следствие нарушений психического развития детей. В группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжёлых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные.
    Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (attentiondeficithyperactivitydisorder), именуемый также гиперкинетическим расстройством, наблюдается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Данное расстройство является одной из форм минимальных мозговых дисфункций у детей. Оно характеризуется патологически низкими показателями внимания, памяти, слабостью мыслительных процессов в целом при нормальном уровне интеллекта. Произвольная регуляция развита слабо, работоспособность на занятиях низкая, утомляемость повышена. Также отмечаются отклонения в поведении: двигательная расторможенность, повышенная импульсивность и возбудимость, тревожность, реакции негативизма, агрессивность. При начале систематического обучения возникают трудности в освоении письма, чтения и счета. На фоне учебных трудностей и, нередко, отставании в развитии социальных навыков возникает школьнаядезадаптация и различные невротические расстройства.
    Внимание – это свойство или особенность психической деятельности человека, обеспечивающая наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других.
    Основные функции внимания:
    – активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов;
    – способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями;
    – обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
    Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.
    1. Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени концентрироваться на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь.
    2. Сосредоточенность внимания (противоположное качество–рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются при концентрации внимания на одних объектах и его отвлечении от других.
    3. Переключаемость внимания понимается как его перевод от одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания.
    4. Распределение внимания состоит в способности рассредоточить его на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности.
    5. Объём внимания определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.
    Дефицит внимания – неспособность удерживать внимание на чём-либо, что необходимо усвоить в течение определённого отрезка времени[6].
     
    1.2. Причины формирования и проявления гиперактивного поведения
    Изучая имеющуюся литературу по вопросу причиной обусловленности явления гиперактивности у детей, были выделены следующие основные группы причин:
    1. Физиологические причины.
    2. Психологические причины.
    Рассмотрим более подробно часто встречающиеся в литературе объяснения причин гиперактивности.
    По мнению В.Р. Кучмы и И.П. Брязгунова,к физиологическим причинам можно отнести следующие:
    1. Нейробиологические теории сторонники их утверждают, что существуют какой-то медиатор (возможно моно - или катехоламины, серотонин), влияющий на моторику и приводящий к нарушениям поведения.
    2. Авторы нейропсихологических теорий считают, что существует дефицит в механизме ингибирования в головном мозге, в так называемой системе " ингибирования поведения", т.е. нет контроля и " гашения" поведения. Кроме того, дети с гиперактивностью имеют более низкую величину усилия на раздражитель.
    3. Нейроанатомическая теория сравнивает поведение гиперактивных детей с таковым у детей с дисфункцией лобной доли, но этому нет достаточного подтверждения современными методами диагностики (компьютерная томография).
    4. Теории токсических веществ, приписывающие различным веществам (ароматизаторам, пищевым добавкам, салицилатам), а также чрезмерному потреблению сахара и сахарозы.
    Содержанию свинца в организме, возможность возникновения синдрома, имеют право на существование, но нуждаются в дополнительных исследованиях [5].
    Перейдем к рассмотрению психологических взглядов на происхождения гиперактивности у детей.
    С точки зрения З. Матейчик, о психической депривации, как причине гиперактивности у детей, высказывает объясняя это тем, что при недостатке внешних импульсов и серьезной нехватке в своем окружении смысловых, эмоциональных,а иногда и социальных импульсов, ребенок сам проявляет лихорадочное стремление к их получению через ярко выраженное беспокойство поведения[6].
    Согласно Дж. Добсон, бывают случаи возникновения гиперактивности в результате эмоционального стресса или переутомления. То есть, когда человек испытывает сильный эмоциональный стресс, то внутреннее напряжение, возникающее в этот момент, находит выход в усилении физической активности [8].
    М. Раттер видит причины гиперактивного поведения в своеобразном крайнем проявлении особенностей темперамента [7]. А американские исследователи говорят о нарушениях внимания, и более всего поддерживающего, как об основной причине гиперактивного поведения у детей [11].
    По мнению, О.А. Головко и В.К. Котырло, гиперактивность это один из вариантов аффективного развития наряду с причинами, о которых говорилось выше, важной причиной аффективного развития авторы считают неблагополучие окружающей среды, отсутствие коррелирующего влияния на воспитание детей, влияния семьи. Нередко недостаточность нервной системы в силу неудовлетворительного воспитания и жизненных условий закрепляется в психопатические черты характера, устойчивую аффективность. Большое влияние на возникновение аффективного развития имеет семья, т.к. взрослый для ребенка является центром его эмоциональной жизни, и неудовлетворенность ребенка в общении с близкими взрослыми очень часто является причиной аффективного поведения ребенка[5].
    Д. Бретт считает, что у некоторых детей импульсивность может быть приобретенной поведенческой моделью, которая формируется в результате подражания импульсивным членам семьи или развивается в процессе воспитания в семье, где быстроту предпочитают старательности и вдумчивости [2].
    Таким образом, к основным психологическим факторам возникновения гиперактивности исследователи относят:психическую депривацию, социальные факторы, эмоциональный стресс или переутомление, особенности темперамента, нарушения внимания.
    Скорее всего, говоря о причинах гиперактивного поведения, нельзя выделить только одну из них. В свете современных знаний следует отказаться от теории единого этиологического фактора. Даже если в анамнезе мы как будто можем выявить вероятную причину поражения, как правило, никогда нельзя предполагать наличие одного фактора, а всегда следует предусматривать возможность воздействия нескольких факторов, влияющих друг на друга.
    Как уже упоминалось раньше, большинство исследователей характерным возрастом для проявления признаков гиперактивного поведения считают дошкольный возраст. М.И. Буянов еще четче очерчивает время возникновения гиперактивного поведения - от четырех до семи лет, объясняя это следующим образом. Во время созревания детского организма ребенок проходит несколько этапов. Один из них приходится на период от четырех до семи лет, когда преобладает психомоторный уровень реагирования организма на воздействие из внешней среды. Неблагоприятные воздействия на центральную нервную систему, к которым относятся родовые травмы, ушибы головного мозга, инфекционные заболевания, делают более явным то, что присуще возрастным особенностям здорового ребенка. Поэтому у детей с ослабленной нервной системой так часто расторможенность и неуправляемость поведения. В период попадания ребенка в более сложные жизненные условия, каковой, например, является ситуация начала систематического обучения в школе, все эти проявления становятся более выраженными[4].
    Таким образом, поведение гиперактивных детей характеризуется излишней подвижностью, (все время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться)[4].
     
    1.3.Гиперактивность детей дошкольного возраста
     
    Гиперактивный ребенок искренне хочет сдержаться, но не может. В его поведении нет злого умысла - он собой действительно не владеет. Наоборот, это им владеют противоречивые желания, неосознанные влечения, тревога, страх, агрессия. Он подобен щепке, влекомой неизвестно куда бурным потоком. Конечно, каждый ребенок может на какое-то время стать неуправляемым, но для гиперактивного ребенка это не редкие эпизоды, а привычное состояние. Многие исследователи утверждают, что мальчиков среди гиперактивных детей больше, чем девочек[3].
    Гиперактивные дети ведут себя на людях гораздо хуже, чем дома: контакты с чужими людьми действуют на них растормаживающе. В отличие, например, от своевольных (строптивых) детей, умеющих манипулировать родными, неуправляемый ребенок не преследует каких-то конкретных целей, он вовсе не хочет «щекотать» нервы родителям и искренне не понимает, к чему могут привести его действия. Например, он может выбежать на проезжую часть, играть с острыми предметами.
    Ребенок часто не задумывается о последствиях. Не редко проявляет агрессивность, и даже жестокость в отношении того, кто мешает ему получить желаемое. Плохого в себе он не замечает и наказание для него - незаслуженная несправедливость. Часто в детских коллективах такому ребенку отводят роль «дурачка», «шута», в которую он зачастую охотно вживается, существуя в своем мире фантазии[13].
    Характерной особенностью мыслительной деятельности гиперактивных детей, является цикличность. Дети могут продуктивно работать 10-15 минут, а потом 3-7 мин. Мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В такие моменты ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Потом мыслительная деятельность возобновляется и ребенок снова готов к работе 5-15 минут. У гиперактивных детей внимание не сосредоточено, они могут «впадать» и «выпадать из состояния сосредоточенности, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. Им необходимо двигаться, чтобы оставаться активными.
    Гиперактивный ребенок долго не может приступить к выполнению домашних заданий, а когда наконец-то садится, через две минуты его отвлекает шелестение листьев на дереве за окном или визг тормозов. Поэтому какое-то время ребенок смотрит в окно, а после этого может внезапно начать играть в машинки.
    Часто ребенок заинтересован, но непоследователен в своей заинтересованности. Он на все смотрит, все слушает, все трогает, но эти действия не формируются в опыт. Его знания, мысли, выводы носят поверхностный характер, поскольку его удовлетворяет любой ответ, полученный на вопрос и он не делает попыток понять значение описанного явления[13].
    Наличие у ребенка восьми из нижеперечисленных четырнадцати симптомов, которые постоянно наблюдаются в течении, как минимум, шести последних месяцев, является основанием для диагноза синдром дефицита внимания.
    В.Р. Кучма и И.П. Брязгунов выделяют критерии гиперактивности:
    1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
    2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
    3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
    4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе.
    5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.
    6. Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.
    7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.
    8. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
    9. Неумение играть тихо, спокойно.
    10. Болтливость.
    11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
    12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
    13. Частая потеря вещей, необходимых ребенку для занятий в детском саду и дома.
    14. Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет приключений или острых ощущений [7].
     
    Выводы к 1 главе.
    И считаем, что гиперактивность – это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.
    Таким образом, в любом случае, как бы мы ни называли проблему, она стоит очень остро и её надо решать. Число таких детей растёт. Родители опускают руки, воспитатели в детских садах и учителя в школах бьют тревогу и теряют самообладание. Сама обстановка, в которой сегодня растут и воспитываются дети, создаёт исключительно благоприятные условия для увеличения у них различных неврозов и психических отклонений.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
     
    2.1. Методы исследования
     
    Экспериментальная работа была нацелена на решение следующих задач:
    1. Определение методов и методик исследования уровня гиперактивности у детей дошкольного возраста.
    2. Экспериментальное изучение уровня развития психических (когнитивных) процессов детей с гиперактивностью дошкольного возраста, таких как внимание, мышление, память, восприятие.
    3. Исследование эмоциональных проявлений у детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания.
    Исследование проводилось в МДОУ №XXXXXXX период YYYYY года.
    В эксперименте приняли участие 20 детей 6-7 лет подготовительной группы: 10 детей – экспериментальная группа, 10 детей – контрольная группа.
    Исследование включало в себя несколько этапов:
    1. Введение ребёнка в ситуацию обследования, установление с ним эмоционального контакта.
    2. Сообщение содержания заданий, предъявление инструкций.
    3. Наблюдение за ребёнком в процессе его деятельности.
    4. Оформление протокола обследования и оценка результатов.
    В ходе исследования нами использовались такие основные методы диагностики, как беседа, наблюдение, эксперимент, а также метод количественного и качественного анализа полученных данных.
    Метод беседы использовался нами с целью установления контакта с детьми; определения того, как они понимают суть заданий и вопросов, в чём испытывают затруднения; уточнение содержания выполненных заданий, а также в собственно диагностическом аспекте.
    Метод наблюдения мы использовали для того, чтобы проследить за поведением детей, их реакциями на то или иное воздействие; за тем, как они выполняют задания, как к ним относятся.
    Так как у детей с гиперактивностью присутствует нарушение внимания, что в свою очередь сочетается с двигательной активностью, при интерпретации результатов исследования мы использовали не только количественный анализ, но и качественный анализ, руководствуясь при этом особенностями психического развития и самосознания, как нормальных детей, так и с гиперактивностью.
    Исходя из особенностей объекта, предмета и задач нашего исследования мы использовали следующие диагностические методики.
    Методы диагностики внимания.
    Следующий набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию, мы вывели общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника.
    Методика «Найди и вычеркни»
    Выбор этой методики обусловлен тем, что задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Мы показывали ребенку рисунок 1.
     
    Рисунок 1. Матрицы с фигурками к заданию «Найди и вычеркни»
     
    На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получал инструкцию следующего содержания: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. На этом выполнение задания завершится». В этой методике дети работали 2,5 мин.
    Результаты исследования отражены в диаграмме диагностики внимания детей с гиперактивностью и с нормой развития (см. диаграмма 1).
    Методика «Проставь значки».
    Выбор этой методики обусловлен тем, что тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания мы показывали ребенку рисунок 2 и объясняли, как с ним работать.
     
    Рисунок 2. Матрица к методике «Проставь значки»
     
    Инструкция: «Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков ты должен проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку».
    Дети непрерывно работали, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения внимания каждого ребёнка определялся по формуле:
     
     
    где S – показатель переключения и распределения внимания;
    N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;
    n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считались неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры. Результаты исследования отражены в диаграмме диагностики внимания детей с гиперактивностью и с нормой развития (см. диаграмма 1).
    Методика «Запомни и расставь точки».
    Выбор этой методики обусловлен тем, что с помощью данной методики оценивается объём внимания ребёнка. Для этого использовался стимульный материал, изображённый на рисунке 3
    Рисунок 3. Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки»
    Лист с точками предварительно разрезался на 8 малых квадратов, которые затем складывались в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
    Перед началом эксперимента ребенок получал следующую инструкцию:
    «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
    Далее ребенку последовательно, на 1–2 сек, показывалась каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагалось воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время давалось ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
    Результаты исследования отражены в диаграмме диагностики внимания детей с гиперактивностью и с нормой развития (см. диаграмма 1)
     
    Диаграмма 1. Диагностика внимания детей с гиперактивностью и с нормой развития
     
    Таким образом, из диаграммы диагностики внимания детей с гиперактивностью и с нормой развития видно, что: два ребёнка с нормой развития выполнили задание на очень высокий балл; трое детей с нормой развития получили высокий балл; четверо детей с нормой развития и двое детей с гиперактивностью показали средние результаты; пять детей с гиперактивностью и один ребёнок с нормой развития показали низкие результаты и трое детей с гиперактивностью показали очень низкие результаты выполнения заданий. На основании проведённого исследования можно сделать выводы:
    1) уровень количественных показателей произвольного внимания у детей с гиперактивностью значительно ниже, чем у детей с нормой развития;
    2) обнаружены различия в проявлении произвольного внимания у детей с гиперактивностью в зависимости от модальности раздражителя (зрительного, слухового, двигательного): детям с гиперактивностью гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной, чем наглядной инструкции, в результате чего в первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с грубым нарушением дифференцировок;
    3) расстройство всех свойств внимания у детей с гиперактивностью как важнейшего фактора организации деятельности ведёт к несформированности или значительному нарушению структуры деятельности, при этом страдают все основные звенья деятельности: а) инструкция воспринималась детьми неточно, фрагментарно; им было чрезвычайно трудно сосредоточить своё внимание на анализе условий задания и поиске возможных способов его выполнения; б) задания детьми с гиперактивностью выполнялись с ошибками, характер ошибок и их распределение во времени качественно отличается от нормы; в) все виды контроля своей деятельностью детей с гиперактивностью являются несформированными или значительно нарушенными;
    4) достоверное понижение показателей в основной группе наблюдается по тесту «Запомни и расставь точки». Низкий результат выполнения задания свидетельствует о снижении объёма кратковременной памяти, опосредованной концентрацией внимания. Полученные данные согласуются с результатами «Проставь значки», доказывающими неустойчивость концентрации внимания у детей с гиперактивностью;
    5) в процессе обучения детей с гиперактивностью элементарным приёмом овладения произвольного внимания требуется значительно большая по сравнению с нормой развития в количественном и качественном отношении помощь педагога, взрослого.
    Методы диагностики мышления
    Методика «Что здесь лишнее?»
    Цель: Оценка образно-логического мышления, уровня сформированности анализа и обобщения у ребенка.
    Ход обследования: Каждый раз, пытаясь определить лишний предмет в группе, ребенок должен был обязательно поочередно назвать вслух все предметы рассматриваемой группы.
    Время работы: длительность работы с заданием 3 минуты.
    Инструкция: «На каждой из этих картинок один из 4 изображенных предметов является лишним, неподходящим. Определи, какой это предмет и почему он является лишним».
    Результаты исследования отражены в диаграмме диагностики мышления детей с гиперактивностью и с нормой развития (см. диаграмма 2).
    Методика «Классификация»  
    Цель: выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.
    Текст задания: рассмотри эти два рисунка (указываются рисунки к заданию (Рисунок 4)). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке ты бы ее нарисовал. От белочки к этому рисунку проведи карандашом линию.
     
    Рисунок 4. Материал к методике «Классификация»
     
    Результаты исследования отражены в диаграмме диагностики мышления детей с гиперактивностью и с нормой развития (см. диаграмма 2).
     
     
     
     
    Диаграмма 2. Диагностика мышления детей с гиперактивностьюи с нормой развития
     
    Таким образом, из диаграммы диагностики мышления детей с гиперактивностью и с нормой развития видно, что: восемь детей с нормой развития и двое детей с гиперактивностью выполнили задание на очень высокий балл; двое детей с нормой развития и шестеро детей сгиперактивностью получили высокий балл; один ребёнок с гиперактивностью показал средний результат и один ребёнок сгиперактивностью показал очень низкий результат выполнения заданий. На основании проведённого исследования можно сделать выводы:
    1) уровень количественных показателей сформированности мышления у детей с гиперактивностьюзначительно ниже, чем у детей с нормой развития;
    2) задания детьми с гиперактивностьювыполнялись с ошибками, характер ошибок и их распределение во времени качественно отличается от нормы;
    3) все виды контроля за своей деятельностью детей с гиперактивностьюявляются несформированными или значительно нарушенными;
    4) анализ данных показывает, что симптомыгиперактивности влияют на снижение показателей выполнения тестов по всем параметрам, но доказывает, что органических поражений интеллекта не наблюдается, т. к. результаты варьируются в пределах средних возрастных показателей;
    5) в процессе обучения детей с гиперактивностью элементарным приёмом овладения логического мышления требуется значительно большая по сравнению с нормой развития в количественном и качественном отношении помощь педагога, взрослого.
    Методы диагностики памяти.
    Методика «Выучи слова».
    Цель: определение динамики процесса заучивания.
    Ход: ребенок получал задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, лампочка, картина, человек, книга.
    Каждый ребенок пытался воспроизвести ряд после каждого очередного прослушивания. Мы каждый раз отмечали то количество слов, которые ребенок сумел назвать. И так поступали 6 раз. Таким образом, получили результаты шести попыток.
    Результаты исследования отражены в диаграмме диагностики памяти детей с гиперактивностью и с нормой развития (см. диаграмма 3).
    Методика «Запоминание 10 картинок».
    Цель: Анализируется состояние памяти (опосредованного запоминания), утомляемости, активного внимания.
    Предъявлялись предметные картинки размером 10 х 15 см.
    1 набор: кукла, курица, ножницы, книга, бабочка, расческа, барабан, корова, автобус, груша.
    2 набор: стол, самолет, лопата, кошка, трамвай, диван, ключ, коза, лампа, цветок.
    Инструкция:
    «Я буду показывать картинки, а ты называй, что на них видишь». Через 30 секунд: «Вспомни, что ты видел?».
    «Сейчас я покажу другие картинки. Постарайся их запомнить как можно больше, чтобы потом мне повторить».
    Результаты исследования отражены в диаграмме диагностики памяти детей с гиперактивностью и с нормой развития (см. диаграмма 3).
    Методика «Чем залатать коврик?».
    Мы использовали эту методику с целью определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. В данной методике применялись картинки, представленные на рисунке 5.
     
    Рисунок 5. Картинки к методике «Чем залатать коврик?»
     
    Перед его показом ребенку мы говорили, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки, таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.
    Результаты исследования отражены в диаграмме диагностики памяти детей с гиперактивностьюи с нормой развития (см. диаграмма 3).
    Диаграмма 3. Диагностика памяти детей с гиперактивностьюи с нормой развития
     
    Таким образом, из диаграммы диагностики памяти детей сгиперактивностью и с нормой развития видно, что: два ребёнка с нормой развития выполнили задание на высокий балл; семь детей с нормой развития и двое детей с гиперактивностьюпоказали средние результаты; шестеро детей с гиперактивностьюи один ребёнок с нормой развития показали низкие результаты и двое детей с гиперактивностьюпоказали очень низкие результаты выполнения заданий. На основании проведённого исследования можно сделать выводы:
    1) В основной группе значение показателей ниже, чем значение показателей в контрольной группе;
    2) расстройства памяти различной степени выраженности наблюдаются при заучивании слов. Более половины детей с гиперактивностьюнарушали последовательность изложения слов, путали и переставляли местами слова, производили замену слов на аналогичные или даже не подходящие по смыслу слова. Через некоторый промежуток времени около 75% детей не смогли воспроизвести заученные слова;
    3) данное понижение позволяет судить о низком объёме долговременной памяти, что связано с низким уровнем регулятивного процесса, сужением объёма внимания, непроизвольной переключаемостью за счёт импульсивности и гиперактивности, отсутствием контроля за качеством выполнения деятельности и малой заинтересованностью детей сгиперактивностью;
    4) анализ данных, приведённых в диаграмме 3, показал, что результаты по тестам в основной группе значительно – в 2 раза – ниже, чем в контрольной. При исследовании кратковременной памяти оценивалось функциональное состояние, активность внимания, истощаемость и динамика мнестической деятельности. Результаты тестов свидетельствуют о том, что непосредственное запоминание нарушено, а кратковременная память снижена.
    Методы диагностики восприятия.
    Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»
    Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагалась серия рисунков, представленных на рисунке 5.
    Рисунок 5. Материал к методике «Чего не хватает на этих рисунках?».
    На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получал задание: «Определи и назови отсутствующую деталь».
    С помощью секундомера мы фиксировали время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивалось в баллах, которые затем служили основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка с гиперактивностьюи с нормой развития.
    Результаты исследования отражены в диаграмме диагностики восприятия детей с гиперактивностьюи с нормой развития (см. диаграмма 4).
    Методика «Узнай, кто это»
    Прежде чем применять эту методику, мы объяснили ребенку, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.
    Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводилось следующим образом. Ребенку показывали рисунок 6, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а». Ребенку предлагалось по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь. На решение данной задачи отводилось 10 сек. Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время – 10 сек. – ему показывали следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадывался, что изображено на этом рисунке.
    Рисунок 6. Картинки к методике «Узнай, кто это»
    Учитывалось время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение.
    Результаты исследования отражены в диаграмме диагностики восприятия детей сгиперактивностью и с нормой развития (см. диаграмма 4).
    Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?»
    Мы объяснили ребенку, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку предоставили рисунок 7 и попросили последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
     
    Рисунок 7. Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках»
    Время выполнения задания ограничивалось одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывали. Если ребенок справлялся с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксировали время, затраченное на выполнение задания.
    Если мы видели, что ребенок начинал спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходил от одного рисунка к другому, то мы останавливали ребенка и просили поискать ещё на предыдущем рисунке. К следующему рисунку разрешали переходить лишь тогда, когда были найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 7, составляло 14 предметов.
    Результаты исследования отражены в диаграмме диагностики восприятия детей сгиперактивностью и с нормой развития (см. диаграмма 4).
     
    Диаграмма 4. Диагностика восприятия детей сгиперактивностью и с нормой развития
     
     
    Таким образом, из диаграммы диагностики восприятия детей с гиперактивностьюи с нормой развития видно, что: шестеро детей с нормой развития выполнили задание на очень высокий балл; двое детей с нормой развития и один ребёнок сгиперактивностью получили высокий балл; двое детей с нормой развития и пятеро детей с гиперактивностьюпоказали средние результаты; четверо детей с гиперактивностью показали низкие результаты и двое детей с гиперактивностьюпоказали очень низкие результаты выполнения заданий. На основании проведённого исследования можно сделать выводы:
    1) показатели по тестам в основной группе достоверно ниже, чем в контрольной;
    2) понижение значения в данной серии свидетельствует о сужении восприятия, целостной перцептивной деятельности, о недостаточной точности проведения мыслительных операций сравнения различных изображений и дифференциации деталей;
    3) результаты исследования восприятия у детей сгиперактивностью также ниже, чем в контрольной группе. Понижение показателей свидетельствует о неуверенности ребёнка в умении устанавливать закономерности в зависимости от организации элементов изображения.
     
    2.2. Результаты исследования
     
    Общие выводы исследования когнитивных процессов детей с гиперактивностью в сравнении с нормой развития.
    В целом, анализ выполнения детьми с гиперактивностью тестов не выявил грубых расстройств высших психических функций. Наиболее типичными для обследованных детей оказались нарушения таких когнитивных функций, как внимание и память, а также недостаточная сформированность функций организации программирования и контроля.
    По сравнению с детьми с нормой развития, дети с гиперактивностью отставали по времени выполнения заданий. Это обусловлено нарушением внимания, повышенной отвлекаемостью, быстрой утомляемостью. Соматически дети благополучны, поэтому этот фактор не учитывается.
    По сравнению с детьми с нормой развития, дети сгиперактивностью включало много ошибок. Дети отвлекались на любой шум, торопились, стремились быстрее выполнить задание, чтобы вернуться в группу и продолжить игру с другими детьми. Количество допущенных ошибок возрастает к середине и концу выполнения задания, что обусловлено чрезмерной утомляемостью детей, а порой – нежеланием выполнять задание.
    В основном требовалась демонстрация выполнения заданий. Иногда приходилось стимулировать действия детей. Двум детям пришлось продемонстрировать конечный результат с целью актуализации зрительного образа. Дети с гиперактивностьюхорошо принимали помощь. В отличие от детей с гиперактивностью детям с нормой развития не потребовалось помощи в выполнении заданий. Инструкцию они понимали, даже не дослушивая, демонстрация вовсе не потребовалась. Можно сделать вывод, что разрыв между помощью, предложенной детям с гиперактивностью– существенный.
    Выводы ко 2 главе.
    Таким образом, для продвижения ребёнка сгиперактивностью в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков, для их систематизации и практического применения важным является не обычное, а специально организованное обучение и воспитание.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     
    Актуальность проблемы распространенности гиперактивности детей дошкольного возраста не только потому, что является одной из современных характеристик состояния здоровья детского организма. Это важнейшая психологическая проблема цивилизованного мира, доказательством чему является то, что:
    – во-первых, дети с синдромом плохо усваивают программу;
    – во-вторых, они не подчиняются общепринятым правилам поведения и часто становятся на преступный путь. Более 80% криминального контингента составляют лица с гиперактивностью;
    – в-третьих, с ними в 3 раза чаше происходят различные несчастные случаи, в частности, они в 7 раз чаше попадают в автокатастрофы;
    – в-четвертых, вероятность стать наркоманом или алкоголиком у этих детей в 5–6 раз выше, чем у детей с нормальным онтогенезом;
    – в-пятых, нарушениями внимания страдают от 5% до 30% всех детей школьного возраста, т.е. в каждом классе обычной школы 2–3 человека – дети с нарушениями внимания и гиперактивностью.
    В ходе экспериментального исследования мы подтвердили гипотезу и доказали, что уровень интеллекта детей с гиперактивностью не соответствует возрастной норме. Психологическое обследование детей дало возможность определить уровень интеллектуального развития детей сгиперактивностью, а кроме того, возможные нарушения со стороны перцепции, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы. Знание специфических особенностей психического развития детей с гиперактивностьюпозволяет разработать модель коррекционной помощи таким детям, т. к. дошкольный возраст – важный период развития личности ребенка, когда компенсаторные возможности мозга велики, что позволяет предотвратить формирование стойких патологических проявлений. Этот период важен в плане предупреждения развития нарушений поведения, а также дезадаптационногошкольного синдрома. В связи с этим поиск критериев диагностики и коррекциигиперактивности в дошкольном возрасте крайне важен для своевременного выявления и коррекции отклонений, стимуляции развития незрелых высших мозговых функций. В то же время основная масса работ касается изучения детей школьного возраста, когда на первый план выступают трудности обучения и поведения. Ввиду этого, важное практическое значение сегодня приобретают вопросы организации психологической и медицинской помощи семьям детей с гиперактивностью, ориентированной на ранний и дошкольный возраст.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
     
    Арцишевская, И.Л. Работа с гиперактивными детьми в детском саду [Текст] /И.Л.Арцишевская.-М.: Книголюб, 2011.Бретт, Д. Жила была девочка, похожая на тебя ...психотерапевтические истории для детей[Текст] / Пер. с англ. Д. Бретт. -М.: Класс, 1996. - 214 с.Брязгунов, И.П. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях[Текст] / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. - М.: Институт Психотерапии, 2002.Буянов, М.И. Беседы о детской психиатрии[Текст] /М.И. Буянов. - М. 1992.-255 с.Головко, O.A. Формирование саморегуляции поведения у детей с аффективными проявлениями[Текст]: дис. … канд.психол. наук /  О.А. Головко. -Киев, 1986. -146 с.Заваденко, Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте[Текст] /Н.Н. Заваденко. - М. Кучма, В.Р., Брязгунов, И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза) [Текст] / В. Р. Кучма, И. П. Брязгунов. - М.,1994. - 98 с.Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Шпаргалка для взрослых: псикоррекционная работа с гиперактивным, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. - М.: Генезис, 2000. - 192 с.Матейчек, 3. Родители и дети[Текст] / Пер. с чеш.З. Матейчек. - М.: Просвещение, 1992. -318 с.Монина, Г.Б. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь[Текст] / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, Л.С. Чутко. – СПб., 2007. – 186 с.Пасечник, Л. Гиперактивность: как быть?[Текст] / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. – 2007. - №1. – С. 88-95.Раттер, М. Помощь трудным детям[Текст] Пер. с англ./ Под ред. А.С. Спиваковский. - М.: Прогресс, 1987. - 420 с.  Славина, Л.С. Трудные дети[Текст]  /Под ред. В.Э. Чудновского.-М.: Педагогика, 1998.-234с.Шевченко, Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом[Текст] / Ю.С. Шевченко.- М., 1997.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Особенности проявления гиперактивности в дошкольном возрасте ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.