Полный текст:
Рассматривая два
с одной стороны разных, а с другой стороны одинаковых понятия, таких как
природа и среда. Можно долго вести дискуссию о том, как эти понятия
взаимосвязаны, даже идентичны, но нельзя не упомянуть и о том, что они
совершенно противоположны.
Рассматривая
понятие природы нельзя не подчеркнуть ее принцип первичности, который, мы люди,
должны принимать как данность. Природа – это внешний мир, созданный не нами, в
котором мы живем, и этот мир подчиняется
неизменным на протяжении миллионов лет законам. Природа первична, она не может
быть создана человеком и мы должны воспринимать ее как данность. Природой признается среда
обитания, но естественная.
А вот в понимании понятия
среда, мы часто принимаем ошибочно природу. Хотя под средой можно, и правомерно
принимать все то, что окружает человека в его жизни. И не обязательно, что это
природа, это все то, что человек видит и ощущает вокруг себя. Хотя и природа
это часть нашей среды обитания, нельзя говорить о ней как о составной части
среды. Так природа независима, единолична, уникальна, а порой и жестока.
И невольно возникает
вопрос, если все можем сами, человечество развивается, то зачем нам заботиться
о природе, которая может о себе позаботиться сама? Если принять данное
утверждение – вопрос за истину, то это покажется нам абсурдным.
Частью природы является
человек. В процессе эволюции и развития человечества у человека с природой
сложились определенные взаимосвязи и отношения. Существование человека без
природы нереально. Человек находится в постоянном контакте с природой, в огромной
зависимости от нее. Без этого контакта с природой, с миром он не может
поддерживать состояние жизни, он просто умрет. Таким образом, физическая жизнь
человека неразрывно связана с природой, с материальным миром.
Но
самым парадоксальным в этом обсуждении является самое, что не на есть обширное
понятие природы. Ведь движение Земли тоже проявление природных явлений. В самом
широком смысле природа — это все сущее,
то, что естественно для каждого сущего с самого его возникновения. Поэтому под
словом природа принято понимание как
первоначальная сущности, так и совокупности всех вещей, не тронутых человеком.
С точки зрения своего происхождения и существования человек сам является частью
природы.
Природа является в жизни человека источником
всего: воздуха, воды, без которых человек не сможет жить. Природа
воздействует на развитие общества и как среда обитания. Климат, растительный и
животный мир, климатические изменения погоды – все это первоначально влияет на
жизнедеятельность человека. Кроме этого, природа в своем многообразии
стимулирует развитие общества, поскольку освоение ее богатств (запасы нефти,
плодородные почвы, обилие рыбы) способствует развитию человека.
Но человек выступает инструментом
изменения сложившихся естественно-природных комплексов – природы, что проявляется в извлечении из земных недр
природных ресурсов, вырубании лесов, уничтожении части животного и
растительного мира, а так, же в создании новых сельскохозяйственных угодий,
выведение новых пород скота, строительстве ирригационных систем. Воздействие человека
на природу представляет собой единство разрушения и созидания.
Все эти причины, на мой
взгляд, можно объяснить только одним аспектом – безграмотностью человека,
неуважительностью по отношению к природе. Но к каждой проблеме вижу решение этой проблемы в воспитании любви
и понимания законов природы с самого раннего детства. Если рассмотреть нестоль
давние времена, когда люди жили в селах без света, топили печи дровами, а самое
главное жили в естественной среде обитания, то природа не была столь
взволнованна как сегодня.
Человек, природа и
естественность неразделимы. И в этом единстве высшая гармония жизни на земле.
Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родной природы:
дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черемуха в девичьем наряде... Асе это свидетельствует о любви к природе.
Сама природа -
великий, мощный фактор воспитания человека. Ничем незаменимый, фактор
многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-разному используют природу
как фактор воздействия на личность.
Даже маленький человек, развиваясь, познаёт мир.
Изначально в нем живёт потенциал любви ко всему живому. И если этот маленький
человек, подрастая, начинает губить природу, животных, то в этом виноваты,
прежде всего, взрослые, потому что воспитание любви к природе начинается уже с самого
раннего возраста, и очень важно вовремя привить чувство ответственности за всё
живое на земле, в природе. Природа – это наш дом и о ней нужно заботиться.
Только если с самого раннего детства учить человека любить природу, он будет
ценить её, беречь и лелеять. Как и всякое другое чувство, чувство природы
должно быть развиваемо в детях с самого раннего возраста; чем позже, тем это
делается труднее.
В
некотором понимании мы снова оказались на том же распутье, с которого
стартовали в начале – между природой, средой и воспитанием. Влияние природы,
среды и воспитания на человека – неразделимы.