Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Ювенальной юстиция в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Ювенальной юстиция в Российской Федерации
  • Предмет:
    Семейное право
  • Когда добавили:
    29.07.2014 16:11:19
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
    Введение ……………………………………………………………………...….  2
    Глава 1. Возникновение и развитие ювенальной юстиции в России …...  5
    1.1. Понятие системы ювенальной юстиции …………………………….…….  5 
    1.2. История становления ювенальной юстиции в России ……………………  6
    1.3. Основные принципы построения и функционирования ювенальной юстиции   ………………………………………………………………………………………..  8
    1.4. Назначение и функции ювенальной юстиции ………………………..….  10
    1.5. Плюсы и минусы введения ювенальной юстиции   .……………………..  10
    Глава 2. Собственные исследования ……………………………………….  15
    Выводы ………………………………………………………………………....  38
    Рекомендации ………………………………………………………………….  42
    Список литературы ………………………..………………………………….  40
    Приложения   …………………………………………………….……………..  44
     
     
     
     
     
     
     
     
    Введение
    Защита прав человека является высшей ценностью любого правового государства. Наименее психологически и физически защищенной категорией населения являются дети, пожилые люди и инвалиды, поэтому сейчас особое внимание уделяется именно им. Для того чтобы обеспечить на практике соблюдение прав этих групп, государством разрабатываются различные социальные программы и мероприятия.
    Детство – важнейший период в жизни каждого человека. Именно в детстве происходит формирование личности ребенка, закладываются основы его характера и социально значимые качества. С целью защиты прав детей во многих странах, таких как Финляндия, Германия, США, Украина, была введена особая отрасль права под названием ювенальная юстиция.
    Россия также стоит на пути такого нововведения. В Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской области и других субъектах нашей страны введены пилотные проекты, главной целью которых является прогнозирование последствий реализации ювенальной юстиции. С 2005 года, а именно с того момента, как был подготовлен Проект Федерального Закона «Об основах системы ювенальной юстиции», споры вокруг этого вопроса не утихают. Позиции людей совершенно разные: в поддержку закона проводятся научно-практические конференции и “круглые столы”, а в знак протеста – митинги и демонстрации.
    Возможное введение ювенальной юстиции затронет абсолютно всех: детей, родителей и учителей. И на данный момент остается неясным самый главный вопрос: повлияет ли введение ювенальной юстиции на положение ребенка внутри семьи и школы, и если повлияет, то как? Именно это и обуславливает актуальность моей работы.
    Мы поставили перед собой цель: выяснить отношение некоторых социальных групп к возможности введения ювенальной юстиции в Российской Федерации.
    Объектом исследования стали учащиеся социально-правовых классов и учителя правоведческих дисциплин МБОУ «Лицей № 13».
    Предметом исследования являются уровень знаний, готовности и осведомленности вышеперечисленных социальных групп в области ювенальной юстиции.
     В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что, в целом, учителя и учащиеся окажутся знакомы с понятием ювенальной юстиции, но их знаний окажется недостаточно для прогнозирования последствий реализации данного закона на практике.  
    Проблема заключается в том, что в настоящее время отсутствует четко сформулированное понятие ювенальной юстиции и те полномочия, которые должны быть присущи государственным органам в этой сфере  деятельности. Также люди, в целом, не знают, что это такое и как  введение ювенальной юстиции может повлиять на институт семьи. Вследствие отсутствия разъяснительной деятельности по данному вопросу, общество  большую часть информацию находит в интернете, в котором много неофициальных источников.
    Новизна исследования заключается в том, что из доступных источников информации нам не удалось найти опрос, который бы показал готовность общества к  возможному принятию закона «Об основах системы ювенальной юстиции в Российской Федерации». Поэтому мы решили провести собственное исследование, касающееся выяснения данного вопроса. Кроме того, в рамках лицея такое исследование проводится впервые.
    Практическая значимость работы состоит в том, что в ходе исследования мы смогли подобрать рекомендации, разъясняющие понятие и функции ювенальной юстиции, а также права и обязанности родителей и детей.
     Методы  исследования: анализ литературы и социологический опрос.
    В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:
    1. Ознакомиться с юридической литературой по данной теме;
    2. Подготовить и провести опрос среди учащихся правовых классов и педагогов лицея;
    3. Провести статистическую обработку полученных результатов;
    4. Сделать выводы;
    5. Подготовить рекомендации детям, родителям и учителям о ювенальной юстиции;
    6. Подготовить доклад и презентацию на конференцию.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Глава 1.  Возникновение и развитие системы ювенальной юстиции в России.
     
    1.1. Понятие системы  ювенальной юстиции.
    Этимологически термин “ювенальный” произошел от латинского слова “juvenis”, что в переводе означает молодой, юный. [21; С.343]
    Среди ученых и правоведов страны нет единого мнения о том, какие элементы должны входить в понятие ювенальной юстиции. Так, С.Н. Апатенко полагает, что «ювенальная юстиция- это специальная система взаимодействующих институтов, занимающихся защитой прав и интересов несовершеннолетних, профилактикой детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». [11]
    А.В. Лихтенштейн считает, что «ювенальная юстиция представляет собой судебную систему, осуществляющую правосудие по делам о несовершеннолетних…». [13; С. 85]
    Но в соответствии со ст. 2 Проекта Федерального закона “Об основах системы ювенальной юстиции”, под системой ювенальной юстиции понимается совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего). В рамках системы ювенальной юстиции осуществляются программы, проекты и мероприятия социального, педагогического, юридического, психологического и медицинского характера, направленные на профилактику и реабилитацию ребенка (несовершеннолетнего). [16]
    Таким образом, ювенальная юстиция сочетает в себе два аспекта: семейный и уголовный. Несмотря на важность каждого из них, в нашей работе особое внимание мы уделили именно социальному аспекту, поскольку он отражает влияние ювенальной юстиции на институт семьи, изучить которое и являются целью исследования.
     
    1.2. История становления ювенальной юстиции в России.
    Термин «ювенальная юстиция» впервые в Российской Федерации был введен в правовой оборот в сентябре 1995 года, он упоминается в «Основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальном плане действий в интересах детей)». Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года № 942 было предусмотрено «создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних». [15]
    С 2001 году в Ростовский области был запущен пилотный проект «Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних», направленный на внедрение в судах общей юрисдикции международно-правовых стандартов ювенальной юстиции. В результате в марте 2004 году в Таганроге был открыт первый в России ювенальный суд. По существу широко рекламируемый опыт свелся пока к введению специальных судей для несовершеннолетних, находящихся в отдельном здании. Наиболее характерным для работы суда явилось активное привлечение к участию в судебных заседаниях детей. Характерным является то, что работа по внедрению указанных проектов осуществляется в основном по Канадским моделям и ориентируется на документы ООН.  Эта работа не сводится только к созданию уголовных судов для несовершеннолетних, а имеет целью решать более широкую задачу — создание ювенальных гражданских судов; особой системы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних;  решение социальных вопросов,  связанных с несовершеннолетними, лишенными родительского попечения, в том числе и в случаях лишения родителей родительских прав; предусматривает широкие полномочия социальным службам, которые по существу будут контролировать родителей и исполнение ими родительских обязанностей, в том числе и по обращениям самих детей. Ювенальная юстиция предполагает охват медицинских вопросов, в частности сексуальное просвещение детей и планирование семьи. [14]
    В настоящее время пилотные проекты действуют в следующих субъектах России:
    1. Ростовская область;
    2. Москва и Московская область; 
    3. Саратовская область; 
    4. Санкт-Петербург; 
    5. Ставропольский край;
    6. Самарская область; 
    7. Брянская область; 
    8. Красноярский край; 
    9. Волгоградская область;
    10. Чувашская республика; 
    11. Кемеровская область; 
    12. Пермский край; 
    13. Костромская область; 
    14. Краснодарский край; 
    15. Нижегородская область; 
    16. Ханты-Мансийский автономный округ; 
    17. Республика Марий Эл. [3]
     
     
    1.3. Основные принципы построения и функционирования системы ювенальной юстиции.
    В соответствии со ст. 4 Проекта Федерального закона “Об основах системы ювенальной юстиции”, основными принципами построения и функционирования системы ювенальной юстиции являются:
    А) приоритет прав, свобод и законных интересов ребенка ;
    Б) открытость и прозрачность процедур деятельности всех ее институтов;
    В)  приоритет профилактического подхода;
    Г) защита прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего) специализированными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными и неправительственными некоммерческими организациями, в том числе учреждениями;
    Д) расширение восстановительного подхода при осуществлении правосудия в отношении детей (несовершеннолетних);
    Е) создание  условий для всесторонней социализации ребенка (несовершеннолетнего), как предпосылки для его наилучшего развития;
    Ж) поддержка государством семьи в качестве наиболее благоприятной и естественной среды для воспитания ребенка (несовершеннолетнего);
    З) взаимодействие государственных органов, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и неправительственных некоммерческих организаций, в том числе учреждений, в ходе реализации и обеспечения прав,  свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего);
    И) доступность для детей (несовершеннолетних) социально-правовой помощи;
    К) создание условий, обеспечивающих деятельность лиц, ответственных за воспитание детей (несовершеннолетних);
    Л) создание системы активного взаимодействия с ребенком (несовершеннолетним). Любое физическое и юридическое лицо вправе осуществлять деятельность по реализации и обеспечению прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего).  [16]
     
    Кроме того, необходимо отметить, что ювенальную юстицию отличают специфические признаки, которых нет ни в одном институте права, а именно:
    1.   Преимущественно охранительная ориентация. Этот принцип является специфичным, поскольку ювенальная юстиция создавалась и действует до настоящего времени преимущественно как уголовное правосудие, задачи которого чаще ассоциируются с уголовным преследованием, обвинением, осуждением, наказанием, а не с приоритетной защитой те, кто совершил преступление. Однако исторически суд по делам несовершеннолетних создавался как суд, решающий двуединую задачу,- защиты прав детей и подростков и уголовного преследования несовершеннолетних преступников. [18; С. 225]
    2.   Социальная насыщенность. Суть этого принципа заключается в широком использовании в судебном процессе по делам несовершеннолетних неюридических специальных знаний, в акценте на изучении социальных условий жизни несовершеннолетних, социально-психологических признаков их личности. Использование таких знаний в правовой науке носит название “непрофессиональный элемент”. [12; С.115]
     
    1.4. Назначение и функции ювенальной юстиции
    Основная цель ювенальная юстиции  - охрана прав и законных интересов несовершеннолетних, защита их от неблагоприятных условий жизни и воспитания. [13; С. 96]
    В соответствии с этим можно выделить следующие функции ювенальной юстиции:
    1. Обеспечение законности выносимых правовых решений;
    2. Контроль со стороны государства за соблюдением прав детей; [17]
    3. Порядок содержания детей, чьи родители не обеспечивают им надлежащих условий жизни и воспитания; [13; С.101]
    4. Ресоциализация несовершеннолетних, подверженных риску выпадения из позитивной социализации. [19]
     
     
    1.5. Плюсы и минусы введения ювенальной юстиции
    Ювенальная юстиция содержит как положительные, так и отрицательные моменты.
    К позитивной стороне данного вопроса можно отнести то, что государство заботится об обеспечении и исполнении прав детей и их законных интересов. [20]
    Но, к сожалению, на настоящий момент времени негативных моментов гораздо больше, нежели позитивных. [4]
    Особое внимание привлекает отрицательный опыт введения ювенальной юстиции в зарубежных странах:
    1. Швеция. Родители были лишены прав опекунства над своей дочерью в связи с тем, что ее вес в два раза превышал средние показатели для этого возраста, следовательно, создавалась угроза для различного рода серьезных заболеваний.
    2. Норвегия. У матери отобрали ребенка потому, что мать была родом из Индии и переехала в Норвегию только в 12 лет. В связи с этим, сотрудники Комитета по защите прав детей (Barnevern) сделали вывод о том, что она не сможет стать «нормальной норвежской матерью».
    3. Франция. Основаним для изъятия ребенка у Натальи Захаровой послужила формулировка «удушающая материнская любовь», а на суде социальный работник заявил, что мать, одевая свою трехлетнюю дочь точь-в-точь как себя, тем самым «лишает ребенка права на индивидуальность».
    4. Финляндия. Римму Салонен лишили прав опеки над ребенком в связи с тем, что она крестила ребенка. Это и являлось главным поводом для вынесения такого судебного решения ( Римма создает угрозу безопасности для мальчика, поскольку является «сектанткой, ибо крестила ребенка в православную веру»).
    5. В 2010 г. в США была предпринята попытка убрать из анкеты на получение американского паспорта слова «мать» и «отец», заменив их на «родитель № 1» и «родитель № 2», чтобы не «травмировать» чувства однополых «брачных» союзов. Только мощный социальный протест не допустил признания неполиткорректными священных для любого ребенка слов. В качестве компромисса остановились на формулировке «мать/отец/родитель». [5]
     
    По словам адвоката Ларисы Павловой,  результаты деятельности ювенальной юстиции в странах запада,опыт работы пилотных проектов в РФ демонстрируют повсеместно крайне отрицательные результаты:
    1. возрастание преступности среди несовершеннолетних; [1]
    2. распад семейных связей;
    3. попирание прав родителей; [2]
    4. распространение порочных привычек среди молодёжи; [9]
    5. активный протест родителей; [7]
    6. увеличение количества дел по лишению родительских прав. [6]
     
    Другие противники введения в России ювенальной юстиции обращают внимание на частые случаи самоубийств среди родителей, у которых были изъяты дети.  [5]
     В результате существенного расширения полномочий работников ювенальных структур (судов и социальных служб), а также весьма широкой трактовки прав ребёнка возрастает вероятность неконтролируемого вмешательства данных структур в дела отдельных семей. В результате этого, наделённые широкими полномочиями ювенальные органы способны изъять, грубо нарушая при этом законодательство , любого ребёнка из любой семьи по любому, самому абсурдному поводу, а также диктовать родителям, как следует воспитывать детей, поскольку принципы ювенальной юстиции предполагают воспитание детей главным образом социумом (психологи, врачи, учителя), а не родителями. [8]
     
    Самые известные случаи изъятия детей в России:
    1. «Новгородское дело». 22-летняя Антонина Фёдорова была обвинена в покушении на убийство своей трёхлетней дочери Алисы, которая, по недосмотру матери, упала с третьего этажа в лестничный пролёт. Девочка получила незначительные травмы, мама чуть не сошла с ума от ужаса, а через два месяца её вдруг заключили под стражу. Местные СМИ безумствовали: «Мать хотела убить своего ребёнка, чтобы он не мешал ей жить». В камере Антонина получила сердечную патологию, седые волосы и похудела до 36 кг – из опасения, что она не доживёт до суда, её выпустили из тюрьмы. После обвинительного приговора присяжных она потеряла голос и, не желая отправлять дочку в детдом, сбежала с ней – без вещей и денег. Привлечь внимание к судьбе Антонины муж-журналист смог лишь после опубликования подробностей дела в своём личном электронном дневнике. [4]
    2. «Тамбовское дело». Органы опеки пытались изъять ребенка на основании того, что первые два месяца, пока мать кормила его грудью, он недобирал веса, и поместили его в больницу. [12]
    3. «Ясеневское дело». Не дождавшись своей восьмилетней дочери после уроков, мать изумленно узнала от педагогов, что девочка «обнаружена» в школе «безнадзорной» и «беспризорной» органами опеки и попечительства, в связи с чем отправлена в приют. Вернуть её смогли лишь через несколько месяцев; суды идут до сих пор. [20]
    4. «Питерское дело». Шестилетнюю девочку забрали в детдом по «свидетельству» опеки, что в день их визита девочка была грязная и неухоженная (хотя в этот день она вообще была с отцом на море), и «свидетельству» с работы матери, что та пьёт, хотя её начальница категорически утверждает обратное. [7]
     
    Критические отзывы о ювенальной юстиции:
    1. Украинский политический деятель Александр Голуб направил обращение на имя главы Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей, в котором сообщается следующее:
    «Узнав о том, что Государственная Дума рассматривает вопрос о создании ювенальной юстиции, я, как народный депутат Украины … хотел бы проинформировать Вас, своего уважаемого коллегу из дружественной России, о том, что у очень многих депутатов в украинском парламенте сложилось мнение о том, что ювенальная юстиция может представлять угрозу для института семьи — основы нашего общества…» [2]
     
    2. Святейший  Патриарх Московский и всея Руси  Кирилл на своём выступлении, говоря о ювенальной юстиции, в частности, отметил следующее:
    «Никто не должен решать за родителей, какого мировоззрения должны придерживаться дети, каков должен быть их образ жизни — должны ли они, к примеру, соблюдать пост, исполнять обязанности по дому, придерживаться определённых норм в общении с противоположным полом, а до определённого возраста — физически ограждаться от опасных и вредных поступков. Убеждён, что поднятый вопрос должен стать предметом широкой общественной дискуссии». [4]
     
    3. Профессор А. И. Осипов указывает на нарушение ювенальной юстицией, прежде всего, основного закона социальной жизни:
    «Ювенальная юстиция разрушает основной путь общественной жизни, закон общественной жизни. Каков это закон? Это закон дисциплины и подчинённости в обществе. Если вы солдату дадите те же права, что и генералу — всё, армия закончилась. Если вы сотруднику, работнику фирмы, дадите те же права, что и хозяину — всё, фирма лопнула. Если вы дадите любому гражданину права президента — всё, государства нет. Если вы дадите ребёнку не только те права, что и родителям, а большие даже права — а ювенальная юстиция как раз об этом и говорит — что будет? Слышите? Нарушается основной закон социальной жизни. Это вещи очевидные» [4]
     
    4. Заведующий кафедрой социологии семьи МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор, доктор философских наук, академик-секретарь отделения демографии Международной академии прогнозирования Анатолий Антонов в интервью порталу «Народы России» отметил следующее:
    « … апологеты ювенальной юстиции намерены полностью поставить семью под контроль государства… Частный случай отдельных злоупотреблений возводится во всеобщее правило, и тогда все родители наделяются статусом преступников. Вот против чего мы восстаём и вот чего не должна совершать никакая юстиция ни в каком государстве. … Когда у человека отбирают последний бастион его личной, частной приватной жизни — всё. Это ГУЛАГ, «Скотный двор». [9]
     
    Таким образом, современное российское общество на данный момент воспринимает возможное введение ювенальной юстиции по большей части негативно. [7]
     
     
     
     
     
     
    Глава 2. Собственные исследования.
    Для проведения исследования на основе прочитанной литературы мы составили опросник, состоящий из 6 теоретических вопросов и 4 правовых задач. К каждому вопросу были предоставлены возможные варианты ответов. Исследование проводилось в три этапа: 1) опрос учителей и учащихся социально-правовых классов; 2) опрос родителей учащихся социально-правовых классов; 3) опрос случайных респондентов (случайная выборка). Исследование проводилось с 2011 по 2013 год.
    Результаты исследования оформлены и представлены в виде таблиц и диаграмм.
    I этап: опрос учителей и учащихся социально-правовых классов.
    Всего в опросе приняло участие 40 респондентов, из них 9 учителей.
    Результаты ответов на вопросы мы представили в виде таблицы.
    Ответы учащихся 10 и 11 класса:

    Вопросы
    Варианты ответов
    Кол-во
    Диаграмма
    чел
    %
    1
    Знакомо ли Вам понятие “ювенальная юстиция”?
    а) да
    13
    41

    б) нет
    9
    27
    В) слышал только понятие, объяснить затруднюсь
    9
    32
    2
    Что, на Ваш взгляд, отображает понятие  “ювенальная юстиция”?
    а) система, осуществляющая правосудие по делам несовершеннолетних
    16
    40

    б) система, осуществляющая тотальный контроль над каждой семьей в отдельности
    3
    5
    в) система, определяющая порядок воспитания детей в семье
    5
    8
    г) совокупность государственных и муниципальных органов, обеспечивающих контроль над защитой прав детей
    16
    40
    д) совокупность государственных органов, осуществляющих вмешательство в частную внутрисемейную жизнь родителей и детей
    4
    7
    е) система, осуществляющая уход за детьми, оставленными без присмотра родителей
    0
    0
    3
    Как Вы думаете, какие функции осуществляет ювенальная юстиция?
    а) предупреждение и пресечение преступлений, совершенных несовершеннолетними;
    9
    22

    б) защита прав детей
    17
    43
    в) обеспечение социализации подрастающего поколения
    3
    5
    г) изъятие детей из семей
    0
    0
    д) просвещение несовершеннолетних в области сексуальных отношений
    0
    0
    е) предупреждение и 2аконнчение преступлений, совершенных в отношении детей
    13
    30
    4
    Как Вы считаете, необходимо ли вводить ювенальную юстицию в РФ?
    а) Да, обязательно, чем мы хуже европейских стран
    9
    27

    б) Да, но со значительными изменениями в законодательстве
    17
    57
    в) Нет, поскольку это разрушит отношения в семьях
    0
    0
    г) Необходимо подумать
    6
    16
    5
    Повлияет ли введение ювенальной юстиции на взаимоотношения детей и родителей в семье?
    а) Да, она будет способствовать охлаждению отношений и отстранению родителей и детей друг от друга
    6
    16

    б) Да, поскольку родители, опасаясь возможности лишиться родительских прав, будут позволять детям делать то, что те хотят
    7
    19
    в) Да, так как ювенальная юстиция будет способствовать качественному улучшению внутрисемейных взаимоотношений
    10
    38
    г) Нет, ювенальная юстиция никак не повлияет на внутрисемейные отношения родителей и детей
    7
    27
    6
    Считаете ли Вы, что с введением ювенальной юстиции будет нанесен значительный ущерб институту брака и семьи?
    а) Да, ювенальная юстиция будет способствовать разрушению института брака и семьи
    3
    8

    б) Нет, ювенальная юстиция будет способствовать укреплению положения семьи в социальной структуре общества
    8
    27
    в) Ювенальная юстиция никак не повлияет на институты брака и семьи
    5
    16
    г) Затрудняюсь ответить
    15
    49
    7
    Как вы думаете, как ювенальная юстиция повлияет на права детей?
    а) будет способствовать расширению прав детей
    11
    28

    б) будет способствовать ограничению прав детей
    3
    6
    в) обеспечит защиту прав детей
    22
    63
    г) нарушит права детей жить и воспитываться в семье
    0
    0
    д) нарушит права родителей в воспитании их детей
    1
    3
    8
    Рассмотрите проблемную ситуацию с точки зрения законодательства о ювенальной юстиции: Учитель выгнал учащегося 7 класса Васю Петрова из класса за плохое поведение на уроке математики и поставил ему двойку в журнал? Правомерно ли поступил учитель?
     
    а) Да, поскольку учащийся нарушал дисциплину в классе, мешая образовательному процессу, за что и получил соответствующее наказание в виде плохой оценки
    6
    16

    б) Да, поскольку в соответствии с законодательством о ювенальной юстиции учитель имеет право выгнать ученика с урока и поставить ему плохую оценку за ненадлежащее поведение
    4
    8
    в) Нет, поскольку учитель не имел права выгонять ребенка с урока
    0
    0
    г) Нет, поскольку учитель не имел права ставить учащемуся двойку за поведение (это считается унижением личности ученика)
    10
    35
    д) Нет, поскольку учитель не имел права выгонять ребенка с урока и ставить ему плохую оценку за поведение
    11
    41
    9
    Рассмотрите проблемную ситуацию с точки зрения законодательства о ювенальной юстиции: В семье И. проживает 15-летний сын. Его  отец умер несколько лет назад, а мать устроилась на работу в круглосуточный магазин. Поскольку мать поздно возвращается домой, ребенок зачастую выполняет домашнюю работу, например: моет посуду, убирается, подметает пол и т.п. Правомерны ли органы опеки и попечительства забрать несовершеннолетнего из семьи, решив И. родительских прав?
    а) Да, поскольку в соответствии с законодательством о ювенальной юстиции, мать не обеспечивает ребенку надлежащего ухода
    2
    4

    б) Да, поскольку одним из оснований законного изъятия ребенка из семьи является выполнение ребенком домашних обязанностей
    1
    4
    в) Нет, поскольку мать осуществляет материальную и моральную поддержку своего ребенка
    14
    46
    г) Нет, поскольку подросток выполняет домашние обязанности добровольно
    14
    46
    10
    Рассмотрите проблемную ситуацию с точки зрения законодательства о ювенальной юстиции: Учитель перед уроком попросил учащегося 9 класса приготовить доску. Ученик заявил, что в данном случае учитель нарушает его права и написал заявление на имя директора. Тот, в свою очередь, уволил педагога. Имел ли право директор так поступить?
    а) Да, поскольку в данном случае учитель действительно нарушил права ребенка
    7
    19

    б) Нет, так как в обязанности ученика входит готовить доску к уроку
    11
    35
    в) Нет, поскольку учитель  в данной ситуации не нарушил права ребенка
    13
    46
    11
    Рассмотрите проблемную ситуацию с точки зрения законодательства о ювенальной юстиции: В семье Н. 15-летний сын увлечен компьютерными играми, часто посещает компьютерные клубы. Родители, заботясь о здоровье сына, запретили ему посещать подобные заведения и на время запретили играть в компьютер. Ребенок подал на них в суд. В связи с этим, родителей решили родительских прав. Правомерно ли поступил суд?
     
    а) Да, поскольку в данном случае было нарушено право ребенка свободно проводить свой досуг
    5
    16

    б)  Да, поскольку родители ненадлежащим образом воспитывали своего ребенка
    4
    8
    в) Нет, так как родители, принимая решение, заботились о нравственном, психологическом и материальном благополучии сына
    22
    76
     
     
    Ответы учителей социально-правовых дисциплин:

    Вопросы
    Варианты ответов
    Кол-во
    Диаграмма
    чел
    %
    1
    Знакомо ли Вам понятие “ювенальная юстиция”?
    а) да
    8
    89

    б) нет
    0
    0
    В) слышал только понятие, объяснить затруднюсь
    1
    11
    2
    Что, на Ваш взгляд, отображает понятие  “ювенальная юстиция”?
    а) система, осуществляющая правосудие по делам несовершеннолетних
    6
    43

    б) система, осуществляющая тотальный контроль над каждой семьей в отдельности
    2
    14
    в) система, определяющая порядок воспитания детей в семье
    1
    7
    г) совокупность государственных и муниципальных органов, обеспечивающих контроль над защитой прав детей
    3
    22
    д) совокупность государственных органов, осуществляющих вмешательство в частную внутрисемейную жизнь родителей и детей
    2
    14
    е) система, осуществляющая уход за детьми, оставленными без присмотра родителей
    0
    0
    3
    Как Вы думаете, какие функции осуществляет ювенальная юстиция?
    а) предупреждение и пресечение преступлений, совершенных несовершеннолетними;
    4
    30

    б) защита прав детей
    4
    30
    в) обеспечение социализации подрастающего поколения
    1
    10
    г) изъятие детей из семей
    0
    0
    д) просвещение несовершеннолетних в области сексуальных отношений
    0
    0
    е) предупреждение и пресечение преступлений, совершенных в отношении детей
    4
    30
    4
    Как Вы считаете, необходимо ли вводить ювенальную юстицию в РФ?
    а) Да, обязательно, чем мы хуже европейских стран
    1
    11

    б) Да, но со значительными изменениями в законодательстве
    4
    45
    в) Нет, поскольку это разрушит отношения в семьях
    3
    33
    г) Необходимо подумать
    1
    11
    5
    Повлияет ли введение ювенальной юстиции на взаимоотношения детей и родителей в семье?
    а) Да, она будет способствовать охлаждению отношений и отстранению родителей и детей друг от друга
    1
    11

    б) Да, поскольку родители, опасаясь возможности лишиться родительских прав, будут позволять детям делать то, что те хотят
    3
    33
    в) Да, так как ювенальная юстиция будет способствовать качественному улучшению внутрисемейных взаимоотношений
    3
    33
    г) Нет, ювенальная юстиция никак не повлияет на внутрисемейные отношения родителей и детей
    2
    23
    6
    Считаете ли Вы, что с введением ювенальной юстиции будет нанесен значительный ущерб институту семьи?
    а) Да, ювенальная юстиция будет способствовать разрушению института  семьи
    2
    23

    б) Нет, ювенальная юстиция будет способствовать укреплению положения семьи в социальной структуре общества
    0
    0
    в) Ювенальная юстиция никак не повлияет на институт семьи
    4
    44
    г) Затрудняюсь ответить
    3
    33
    7
    Как вы думаете, как ювенальная юстиция повлияет на права детей?
    а) будет способствовать расширению прав детей
    4
    37

    б) будет способствовать ограничению прав детей
    1
    9
    в) обеспечит защиту прав детей
    3
    27
    г) нарушит права детей жить и воспитываться в семье
    1
    9
    д) нарушит права родителей в воспитании их детей
    2
    18
    8
    Рассмотрите проблемную ситуацию с точки зрения 2аконнодательства о ювенальной юстиции: Учитель выгнал 2аконнгося 7 класса Васю Петрова из класса за плохое поведение на уроке математики и поставил ему двойку в журнал? Правомерно ли поступил учитель?
     
    а) Да, поскольку учащийся нарушал дисциплину в классе, мешая образовательному процессу, за что и получил соответствующее наказание в виде плохой оценки
    2
    23

    б) Да, поскольку в соответствии с законодательством о ювенальной юстиции учитель имеет право выгнать ученика с урока и поставить ему плохую оценку за ненадлежащее поведение
    0
    0
    в) Нет, поскольку учитель не имел права выгонять ребенка с урока
    1
    11
    г) Нет, поскольку учитель не имел права ставить учащемуся двойку за поведение (это считается унижением личности ученика)
    3
    33
    д) Нет, поскольку учитель не имел права выгонять ребенка с урока и ставить ему плохую оценку за поведение
     
    3
    33
    9
    Рассмотрите проблемную ситуацию с точки зрения 2аконнодательства о ювенальной юстиции: В семье И. проживает 15-летний сын. Его  отец умер несколько лет назад, а мать устроилась на работу в круглосуточный магазин. Поскольку мать поздно возвращается домой, ребенок зачастую выполняет домашнюю работу, например: моет посуду, убирается, подметает пол и т.п. Правомерны ли органы опеки и попечительства забрать несовершеннолетнего из семьи, решив И. родительских прав?
     
    а) Да, поскольку в соответствии с законодательством о ювенальной юстиции, мать не обеспечивает ребенку надлежащего ухода
    0
    0

    б) Да, поскольку одним из оснований законного изъятия ребенка из семьи является выполнение ребенком домашних обязанностей
    0
    0
    в) Нет, поскольку мать осуществляет материальную и моральную поддержку своего ребенка
    2
    23
    г) Нет, поскольку подросток выполняет домашние обязанности добровольно
    7
    77
    10
    Рассмотрите проблемную ситуацию с точки зрения 2аконнодательства о ювенальной юстиции: Учитель перед уроком попросил учащегося 9 класса приготовить доску. Ученик заявил, что в данном случае учитель нарушает его права и написал заявление на имя директора. Тот, в свою очередь, уволил педагога. Имел ли право директор так поступить?
     
    а) Да, поскольку в данном случае учитель действительно нарушил права ребенка
    2
    23

    б) Нет, так как в обязанности ученика входит готовить доску к уроку
    2
    23
    в) Нет, поскольку учитель  в данной ситуации не нарушил права ребенка
    5
    54
    11
    Рассмотрите проблемную ситуацию с точки зрения 2аконнодательства о ювенальной юстиции: В семье Н. 15-летний сын увлечен компьютерными играми, часто посещает компьютерные клубы. Родители, заботясь о здоровье сына, запретили ему посещать подобные заведения и на время запретили играть в компьютер. Ребенок подал на них в суд. В связи с этим, родителей решили родительских прав. Правомерно ли поступил суд?
    а) Да, поскольку в данном случае было нарушено право ребенка свободно проводить свой досуг
    2
    23

    б)  Да, поскольку родители ненадлежащим образом воспитывали своего ребенка
    0
    0
    в) Нет, так как родители, принимая решение, заботились о нравственном, физическом и материальном благополучии сына
    7
    77
     
    Результаты исследования на первом этапе выглядят следующим образом:
    1. Среди учащихся треть не слышала о понятии ювенальной юстиции, 41% знаком с данным понятием. Среди учителей 8 человек из 9 знают понятие ювенальной юстиции.
    2. На вопрос о том, какое назначение имеет ювенальная юстиция большая часть как учащихся, так и педагогов дала правильный ответ.
    3. При выяснении, знакомы ли респонденты с функциями ювенальной юстиции, больше половины респондентов ответило верно.
    4. На вопрос о том, необходимо ли введение ювенальной юстиции в РФ, более половины респондентов указало, что необходимо, но со значительными изменениями в законодательстве (среди учащихся – 45%, среди учителей – 57%). Десятая часть опрошенных не готова дать ни положительного, ни отрицательного ответа.
    5. На вопрос о влиянии ювенальной юстиции на права детей мнения разделились. Большая часть учителей (37%) считает, что ювенальная юстиция будет способствовать расширению прав детей; 63% учащихся предполагает, что ювенальная юстиция будет защищать права детей. И лишь незначительная часть респондентов предполагает, что ювенальная юстиция ограничит права детей.
    6. При выяснении того, повлияет ли ювенальная юстиция на взаимоотношения родителей и детей в семье, большая часть учителей ответила, что да, поскольку родители будут разрешать делать детям все, что они хотят, опасаясь возможности лишиться родительских прав. Треть опрошенных учащихся подтвердила, что ювенальная юстиция будет наоборот способствовать улучшению семейных взаимоотношений. Такое противоречие во взглядах мы можем объяснить различной статусной принадлежностью, поскольку учителя сами являются родителями, а дети пока не могут представить себя в данной роли.
    7. На следующий вопрос о том, нанесет ли введение ювенальной юстиции ущерб институтам брак и семьи, большая часть учителей подтвердила, что это введение никак не повлияет на данный институт, 23% считают, что она будет способствовать разрушению, а 33% затрудняются с ответом. Среди учащихся около половины респондентов затрудняются ответить на данный вопрос, 27% считают, что ювенальная юстиция разрушит институт семьи, и лишь 8% видят в принятии ювенальной юстиции повышение роли семьи в жизни как родителей, так и детей.
    8. Из 26 респондентов лишь 1 человек  правильно ответил на все предложенные правовые задачи. В среднем же на каждую задачу пришлось 1-2 правильных ответа.
     
    II этап: опрос родителей учащихся социально-правовых классов.
    В опросе приняли участие 60 человек. Им предлагалось ответить на те же самые вопросы, что и первой группе респондентов. В результате  получились следующие данные:
    1. Большая часть родителей (95%) не знакома с понятием ювенальной юстиции, также с теми функциями, которые она осуществляет. Лишь 2 человека имеют полное представление о понятиях и функциях ювенальной юстиции.
    2. Более 90% родителей (55 человек) выступают против введения ювенальной юстиции в России, мотивируя это тем, что в ходе принятия нового закона произойдет существенное расширение прав детей и охлаждение отношений в семье.
    3. 70% родителей убеждены, что ювенальная юстиция будет способствовать разрушению института семьи, и лишь 5% респондентов убеждены, что ювенальная юстиция никак не повлияет на данный институт.
    4. При ответах на правовые задачи, по большей части, были предложены неправильные варианты ответов. Распределение правильных вариантов выглядит следующим образом: первая задача – 5 респондентов, 2 задача – 0 респондентов, 3 задача – 3 респондента, 4 задача – 0 респондентов.
    Таким образом, знания родителей по вопросу введения ювенальной юстиции в России остаются на низком уровне, что обязательно скажется негативным образом в случае принятия данного закона. Родители достаточно размыто представляют  свои права и обязанности, продекларированные ювенальной юстицией.
     
    III этап: случайная выборка.
    Мы предложили случайным прохожим ответить на раннее представленные вопросы. Всего на этом этапе исследования приняло участие 30 респондентов. Выяснилось, что все респонденты не имеют понятия о том, в чем заключается сущность и какие функции осуществляет ювенальная юстиция. Кроме того, никто из опрошенных не смог правильно решить представленные правовые задачи.
     
    Также в дополнение к основному исследованию мы предложили учащимся 10 и 11 классов ответить на предложенный вопрос, который звучит следующим образом: «Если бы в России существовала специальная инстанция, разбирающая ссоры и конфликты между детьми, а также защищающая права детей, обратились бы Вы в такую организацию?». Были предложены следующие варианты ответов: а) да, непременно; б) хотел бы, но задумался о последствиях такого решения; в) нет. Большая часть респондентов (70%) ответило, что нет. Треть десятиклассников указали, хотели бы обратиться в такую организацию, но задумались о последствиях такого решения. То есть, в основном, дети способны осознавать и объективно представлять свои права в решении данного вопроса. Но стоит отметить то, что желание обратиться в специальную инстанцию для разрешения конфликта, показывает, что в настоящее время между детьми и родителями существуют противоречия, разрешение которых приведет к гармонии семейных взаимоотношений.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Статистическая обработка
    Для статистической обработки полученных данных мы использовали критерий ранговой корреляции Спирмена. Он позволяет выявить зависимость между качественно различными величинами, которые не могут быть оценены по одной шкале.
    Поскольку из всех опрошенных групп (учащиеся, учителя, родители и случайные респонденты) только дети и педагоги смогли показать свои знания в области ювенальной юстиции, то для подтверждения или опровержения поставленной гипотезы мы будем использовать данные только первого этапа исследования.
    Гипотеза нашей работы заключается в том, что на теоретическом уровне большая часть респондентов (учителей и учеников) окажутся знакомы с понятием ювенальной юстиции, но на практическом уровне их знаний будет недостаточно.
    И критерий ранговой корреляции Спирмена позволит выяснить, какая зависимость (прямая или обратная) существует между теоретическими знаниями и практическими умениями респондентов.
    Формула коэффициента ранговой корреляции выглядит следующим образом:

     
      r – коэффициент ранговой корреляции по Спирмену;
    d – разница между рангами показателей одних и тех же данных в упорядоченных рядах;
    n – число испытуемых в коррелируемых рядах.
    Для расчета мы выбрали 4 основных теоретических вопроса и 4 правовых задачи и выявили зависимость между ними.
     
    n
    Количество человек, правильно ответивших на теоретические вопросы
    Ранг 1
    Количество человек, правильно ответивших на правовые задачи
    Ранг 2
    Разность рангов (?d)
    ?d^ 2
    1
    29
    II
    3
    III
    -1
    1
    2
    33
    I
    1
    IV
    -3
    9
    3
    11
    IV
    7
    I
    -3
    9
    4
    15
    III
    5
    II
    1
    1
     
    Подставив в формулу значения, получаем:
    ;
    r=1-120/6=1-2=-1

      Таким образом, коэффициент ранговой корреляции по Спирмену составил -1. Это свидетельствует о том, что зависимость между теоретическими знаниями респондентов и умениями применять их в конкретной правовой ситуации  обратная и сильная. Поэтому с вероятностью 100% гипотеза нашего исследования подтвердилась.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Вывод
    В ходе проведенного исследования мы выяснили, что большая часть респондентов (учителей и учеников) знакомы с понятием и функциями ювенальной юстиции. К сожалению, опрошенные не смогли применить свои знания в конкретных правовых ситуациях, следовательно, учителя и ученики не представляют, как ювенальная юстиция повлияет на взаимоотношения родителей и детей в семье. Таким образом, гипотеза нашего исследования о несоответствии теоретических знаний практическим с вероятностью в 100 % подтвердилась.
    В заключение я хотела бы добавить, что любой закон должен применяться во благо; он должен стабилизировать общественные отношения и делать жизнь людей благоприятнее. Несомненно, ювенальная юстиция ставит перед собой благую цель: защита прав детей. Но, учитывая уровень развития системы российского законодательства и правовой культуры граждан, не разрушит ли ювенальная юстиция то, что создавалась веками и является важным в жизни каждого человека. Конечно же, я говорю о семье. Именно в семье ребенок приобретает важные, социально значимые качества, усваивает моральные и даже правовые нормы, именно семья позволяет каждому человеку стать личностью и социальной частью этого большого общества.
    Опрос родителей и случайная выборка показали, что на данный момент времени люди не имеют четкого представления о том, что такое ювенальная юстиция, какие функции она осуществляет и как она может повлиять на семью. А отрицательный опыт введения ювенальной юстиции в зарубежных странах наглядно демонстрирует нам то, что сейчас общество не готово к таким серьезным переменам в структуре российского законодательства, да и сам закон требует кардинальных изменений.
    Государству, прежде чем вводить ювенальную юстицию, необходимо обеспечить проведение комплекса мероприятий по повышению общего уровня правовой культуры российских граждан. Особое внимание следует уделить реформированию существующей системы законодательства, в частности семейному праву. Ряд мероприятий должен быть направлен на обеспечение эффективной деятельности социальных органов. Например, органы опеки и попечительства должны включать в себя не только социальных работников, но и психологов, правоведов. Необходимо осуществлять активную сотрудническую деятельность государства с населением. Только достигнув всего вышесказанного, мы сможем говорить о введении ювенальной юстиции в России.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Список литературы
    1. crin.org
    2. demographia.ru
    3. juvenilejustice.ru
    4. kprf-ilim.ru 
    5. sovest.dnepro.org
    6. vesti.ru
    7. rusk.ru
    8. ruskline.runewszawitim_nashih_detej_ot_zawitnikov_detej
    9. ru.wikipedia.org/wiki/Ювенальная_юстиция_в_Российской_Федерации
    10.  Автономов А.С.  Ювенальная юстиция. Учебное пособие. Москва, 2009, 186 с.
    11.  Апатенко С.Н. Ювенальная юстиция в с системе государственной молодежной политики. Учебное пособие. Москва, 2008, 205 с. 12.  Гордеева Г. В. Обзор обращений граждан в Государственную Думу.- М.: 2005. – 300 с.
    13.  Заряев А.В., Малков В.Д. Ювенальное право: Учебник, 2005 – 320 с.
    14.  Жилкина Т. В. Будет ли ювенальная юстиция в России // Вопросы ювенальной юстиции, № 1 (4), 2005, Критика и анализ
    15.  Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / В.В.Ковалева. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 461 с.
    16. Проект Федерального Закона «Об основах системы ювенальной юстиции в Российской Федерации» от 14.02.05
    17. Семейный Кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 15 января 2009 г. – М.: Эксмо, 2009.- 96 с.
    18. Тихомирова Л.В., Тихомирова М.Ю. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю.Тихомирова. – М.:1998, - 526 с.
    19. Федосеев А. П. Проблемы ресоциализации в современном обществе: социокультурный анализ // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 2010. № 1. С. 80—85.
    20. Хананашвили Н. Л. . Ювенальная юстиция — «Против» и «За»  // Эксперты для гражданского общества, 18.08.2009
    21. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 398 с.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Рекомендации детям
    1. Вы должны помнить о Ваших правах и обязанностях по отношению к родителям;
    2. В случае если Вы считаете, что родители нарушают Ваши права, задумайтесь: может, Ваши родители просто хотят защитить Вас от какого-либо неблагоприятного воздействия;
    3. Если Вы и Ваши родители не можете найти компромисс, постарайтесь решить спорный вопрос мирно и по обоюдному согласию, ведь если  Вы сгоряча примете решение обратиться в специальную инстанцию, то это кончится неблагоприятным образом;
    4. Самое главное: нужно помнить, что Ваши родители заботятся о Вас, и те действия, которые они предпринимают и которые не всегда нравятся Вам, направлены на обеспечение Вашего психологического комфорта и защиты.
     
    Рекомендации родителям
    1. Следует помнить, что Вы несете ряд обязанностей по отношению к Вашему ребенку;
    2. Необходимо четко понимать, что Ваш ребенок – личность вполне самостоятельная и в некоторых случаях может самостоятельно принимать решения;
    3. В том случае, если Вы не согласны с решением ребенка, необходимо объяснить ему то, что Вам не нравится, причем сделать это нужно в мягкой и доброжелательной форме;
    4. В случае охлаждения Ваших отношений с ребенком, необходимо сделать первый шаг навстречу ему и решить конфликт.
    Рекомендации учителям
    1. Учителя должны выступать посредником между родителями и детьми в случае их конфликтов;
    2. Педагогу необходимо проводить мероприятия о важности семьи и ее значимости в жизни каждого человека:
    3. Преподаватель должен обеспечить формирование личности ребенка в школе;
    4. В случае нарастания конфликтной ситуации в отношениях ребенка и родителя учителю необходимо поговорить с ребенком, выяснить причины ссоры и направить ребенка на правильный путь в установлении гармоничных отношений с родителями.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Приложение 1
    Опросник.
    1. Знакомо ли Вам понятие “ювенальная юстиция”?
    а) да;
    б) нет;
    в) слышал только понятие, объяснить затруднюсь.
     
    2. Что, на Ваш взгляд, отражает понятие “ювенальная юстиция”?  (Выберите один или несколько вариантов)
    а) система, осуществляющая правосудие по делам несовершеннолетних;
    б) система, осуществляющая тотальный контроль над каждой семьей в отдельности;
    в) система, определяющая порядок воспитания детей в семье;
    г) совокупность государственных и муниципальных органов, обеспечивающих контроль над защитой прав детей;
    д) совокупность государственных органов, осуществляющих контроль над частной внутрисемейной жизнью родителей и детей;
    е) система, осуществляющая уход за детьми, оставленными без присмотра родителей.
     
    3. Как Вы думаете, какие функции осуществляет ювенальная юстиция? (Выберите один или несколько вариантов)
    а) предупреждение и пресечение преступлений, совершенных несовершеннолетними;
    б) защита прав детей;
    в) обеспечение социализации подрастающего поколения;
    г) изъятие детей из семей;
    д) просвещение несовершеннолетних в области сексуальных отношений;
    е) предупреждение и пресечение преступлений, совершенных в отношении детей.
     
    4. Как Вы считаете, необходимо ли вводить ювенальную юстицию в Российской Федерации?
    а) Да, обязательно, чем мы хуже европейских стран;
    б) Да, но со значительными изменениями в законодательстве;
    в) Нет, поскольку это разрушит отношения в семьях;
    г) Необходимо подумать.
     
    5. Повлияет ли введение ювенальной юстиции на взаимоотношения детей и родителей в семье?
    а) Да, она будет способствовать охлаждению отношений и отстранению родителей и детей друг от друга;
    б) Да, поскольку родители, опасаясь возможности лишиться родительских прав, будут позволять детям делать то, что те хотят;
    в) Да, так как ювенальная юстиция будет способствовать качественному улучшению внутрисемейных взаимоотношений;
    г) Нет, ювенальная юстиция никак не повлияет на внутрисемейные отношения родителей и детей.
     
    6. Считаете ли Вы, что с введением ювенальной юстиции будет нанесен значительный ущерб институту брака и семьи?
    а) Да, ювенальная юстиция будет способствовать разрушению института брака и семьи;
    б) Нет, ювенальная юстиция будет способствовать укреплению положения семьи в социальной структуре общества;
    в) Ювенальная юстиция никак не повлияет на институты брака и семьи;
    г) Затрудняюсь ответить.
     
    7. Как Вы думаете, как  ювенальная юстиция повлияет на права детей? (Выберите один или несколько вариантов)
    а) будет способствовать расширению прав детей;
    б) будет способствовать ограничению прав детей;
    в) обеспечит защиту прав детей;
    г) нарушит права детей жить и воспитываться в семье;
    д) нарушит права родителей в воспитании их детей.
     
    8. Как Вы думаете, как будет оценена  ситуация с точки зрения ювенальной юстиции:
    Учитель выгнал учащегося 7 класса Васю Петрова из класса за плохое поведение на уроке математики и поставил ему двойку в журнал? Правомерно ли поступил учитель?
    а) Да, поскольку учащийся нарушал дисциплину в классе, мешая образовательному процессу, за что и получил соответствующее наказание в виде плохой оценки;
    б) Да, поскольку в соответствии с законодательством о ювенальной юстиции учитель имеет право выгнать ученика с урока и поставить ему плохую оценку за ненадлежащее поведение;
    в) Нет, поскольку учитель не имел права выгонять ребенка с урока:
    г) Нет, поскольку учитель не имел права ставить учащемуся двойку за поведение (это является унижением личности ученика);
    д) Нет, поскольку учитель не имел права выгонять ребенка с урока и ставить ему плохую оценку за поведение.
     
    9.  Как Вы думаете, как будет оценена  ситуация с точки зрения ювенальной юстиции:
     В семье И. проживает 15-летний сын. Его  отец умер несколько лет назад, а мать устроилась на работу в круглосуточный магазин. Поскольку мать поздно возвращается домой, ребенок зачастую выполняет домашнюю работу, например: моет посуду, пылесосит, готовит еду и т.п. В праве ли органы опеки и попечительства забрать подростка из семьи, лишив мать родительских прав в связи с незаконным использованием труда несовершеннолетнего?
    а) Да, поскольку в соответствии с законодательством о ювенальной юстиции, мать не обеспечивает ребенку надлежащего ухода;
    б) Да, поскольку одним из оснований законного изъятия ребенка из семьи является выполнение ребенком домашних обязанностей;
    в) Нет, поскольку мать осуществляет материальную и моральную поддержку своего ребенка;
    г) Нет, поскольку подросток выполняет домашние обязанности добровольно.
     
    10. Как Вы думаете, как будет оценена  ситуация с точки зрения ювенальной юстиции:
    Учитель перед уроком попросил учащегося 9 класса приготовить доску. Ученик заявил, что в данном случае учитель нарушает его права и написал заявление на имя директора. Тот, в свою очередь, уволил педагога. Имел ли право директор так поступить?
    а) Да, поскольку в данном случае учитель действительно нарушил права ребенка;
    б) Нет, так как в обязанности ученика входит необходимость приготовить доску к уроку;
    в) Нет, поскольку учитель  в данной ситуации не нарушил права ребенка.
     
    11. Как Вы думаете, как будет оценена  ситуация с точки зрения ювенальной юстиции:
     В семье Н. 15-летний сын увлечен компьютерными играми, часто посещает компьютерные клубы. Родители, заботясь о здоровье сына, запретили ему посещать подобные заведения и на время запретили играть в компьютер дома. Ребенок подал на них в суд. В связи с этим, родителей лишили родительских прав. Правомерно ли поступил суд?
    а) Да, поскольку в данном случае было нарушено право ребенка свободно проводить свой досуг;
    б)  Да, поскольку родители ненадлежащим образом воспитывали своего ребенка;
    в) Нет, так как родители, принимая решение, заботились о нравственном, физическом и материальном благополучии сына.
    Приложение 2
    Проект Федерального закона "Об основах системы ювенальной юстиции" от 14.02.05
     
    ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    Статья 1. Предмет регулирования
    Предметом настоящего Федерального закона являются отношения, складывающиеся в ходе реализации и обеспечения прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего) судами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, при участии неправительственных (негосударственных и не муниципальных) некоммерческих организаций.
     
    Статья 2. Понятие системы ювенальной юстиции
    Под системой ювенальной юстиции понимается совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего).
    В рамках системы ювенальной юстиции осуществляются программы, проекты и мероприятия социального, педагогического, юридического, психологического и медицинского характера, направленные на профилактику и реабилитацию ребёнка (несовершеннолетнего).
     
    Статья 3. Ребенок (несовершеннолетний), в отношении которого осуществляется деятельность системы ювенальной юстиции и (или) ее институтов
    Деятельность системы ювенальной юстиции и (или) ее институтов осуществляется в отношении детей (несовершеннолетних), нуждающихся в защите их прав, свобод и законных интересов, в том числе, в первую очередь, в отношении беспризорных и безнадзорных детей (несовершеннолетних), в отношении детей (несовершеннолетних), признанных потерпевшими в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, в отношении детей (несовершеннолетних), находящихся в различных формах конфликта с законом, а также в отношении родителей и лиц, их заменяющих, ответственных за воспитание детей (несовершеннолетних).
     
    Статья 4. Основные принципы построения и функционирования системы ювенальной юстиции
    Основными принципами построения и функционирования системы ювенальной юстиции являются:
    а) приоритет прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего);
    б) открытость и прозрачность процедур деятельности всех её институтов;
    в) приоритет профилактического подхода;
    г) защита прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего) специализированными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными, муниципальными и неправительственными некоммерческими организациями, в том числе учреждениями;
    д) расширение восстановительного подхода при осуществлении правосудия в отношении детей (несовершеннолетних);
    е) создание условий для всесторонней социализации ребенка (несовершеннолетнего), как предпосылки для его наилучшего развития;
    ж) поддержка государством семьи в качестве наиболее благоприятной и естественной среды для воспитания ребёнка (несовершеннолетнего);
    з) взаимодействие государственных органов, органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и неправительственных некоммерческих организаций, в том числе учреждений, в ходе реализации и обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего);
    и) доступность для детей (несовершеннолетних) социально-правовой помощи;
    к) создание условий, обеспечивающих деятельность лиц, ответственных за воспитание детей (несовершеннолетних);
    л) создание системы активного взаимодействия с ребенком (несовершеннолетним).
    Любое физическое и юридическое лицо вправе осуществлять деятельность по реализации и обеспечению прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего).
     
    Статья 5. Законодательство о ювенальной юстиции
    Законодательство о ювенальной юстиции включает Федеральный конституционный закон "О ювенальных судах в Российской Федерации", настоящий Федеральный закон, законодательство о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, законодательство об уполномоченных по правам ребенка, иное федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации, касающееся реализации и обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего).
     
    ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, МУНИЦИПАЛЬНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ
     
    Статья 6. Государственные органы и учреждения, входящие в систему ювенальной юстиции
    К государственным органам и учреждениям системы ювенальной юстиции относятся:
    а) ювенальные суды;
    б) уполномоченные по правам ребенка;
    в) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
    г) должностные лица и иные работники прокуратуры, органов следствия и дознания, специализирующиеся на работе с детьми (несовершеннолетними);
    д) специализированные органы и учреждения юстиции, внутренних дел, здравоохранения, образования и культуры, социальной защиты, социального обслуживания, опеки и попечительства, государственной службы занятости, государственные органы, осуществляющие молодежную политику;
    е) воспитательные колонии и иные специализированные пенитенциарные учреждения длительной изоляции несовершеннолетних правонарушителей.
     
    Статья 7. Муниципальные органы и учреждения, входящие в систему ювенальной юстиции
    Органы местного самоуправления в рамках системы ювенальной юстиции обеспечивают деятельность:
    а) органов опеки и попечительства;
    б) приемных семей;
    в) муниципальных социальных, исследовательских, диагностических, кризисных и реабилитационных центров, служб и учреждений.
     
    Cтатья 8. Неправительственные некоммерческие организации, работающие с детьми (несовершеннолетними)
    К системе ювенальной юстиции относятся:
    а) общественные объединения и иные неправительственные некоммерческие организации, действующие в интересах детей (несовершеннолетних) и занимающиеся обеспечением и защитой их прав, свобод и законных интересов;
    б) негосударственные социальные, исследовательские, диагностические, кризисные, реабилитационные центры службы и учреждения, в том числе учреждения для круглосуточного пребывания беспризорных и безнадзорных детей (приюты);
    в) коллегии адвокатов.
     
     
    ГЛАВА III. ПОРЯДОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМУ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ
     
    Статья 9. Принципы взаимодействия институтов, составляющих систему ювенальной юстиции
    Основными принципами взаимодействия институтов, составляющих систему ювенальной юстиции, являются:
    а) приоритет прав, свобод и законных интересов ребёнка (несовершеннолетнего);
    б) законность;
    в) открытость и доступность информации;
    г) прозрачность процедур взаимодействия институтов, составляющих систему ювенальной юстиции;
    д) скоординированность действий;
    е) эргономичность действий;
    ж) программно-целевой подход.
     
    Статья 10. Организационные формы взаимодействия
    Взаимодействие органов и организаций, составляющих систему ювенальной юстиции, основано на деятельности следующих организационных форм:
    а) межведомственные, вневедомственные и меж институциональные советы, наделенные экспертными, консультационными, координирующими и (или) совещательными функциями;
    б) исследовательские и научно-исследовательские центры, службы и учреждения, создаваемые на основе межведомственного участия и привлечения неправительственных некоммерческих организаций;
    в) фонды местного сообщества, включающие в качестве приоритетов своей деятельности направления, соответствующие целям и задачам настоящего Федерального закона;
    г) ярмарки социальных проектов, посвященные развитию системы ювенальной юстиции и (или) включающие направления и темы, соответствующие целям и задачам настоящего Федерального закона;
    д) социальный заказ, формируемый органами власти на основе целевых социальных программ, направленных на реализацию настоящего Федерального закона.
     
    Статья 11. Основные процедуры взаимодействия
    Для обеспечения взаимодействия органов и организаций, составляющих систему ювенальной юстиции, используются следующие процедуры:
    а) открытые публичные конкурсы на выполнение социального заказа, целевых социальных программ, поддерживаемых в форме грантов, а также при проведении соответствующих ярмарок социальных проектов и в процессе осуществления деятельности фондов местного сообщества, – включающих в число приоритетов поддержку программ, направленных на реализацию настоящего Федерального закона;
    б) съезды, конференции, круглые столы, другие мероприятия;
    в) деятельность экспертных, консультационных, координационных и других советов, сформированных на основе участия представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных научно-исследовательских и образовательных учреждений и неправительственных некоммерческих организаций.
     
    Статья 12. Финансовые основы взаимодействия
    Основой финансового взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с неправительственными некоммерческими организациями по вопросам реализации настоящего Федерального закона является программно-целевой подход. Осуществляя данный подход, указанные органы ежегодно при формировании бюджетов соответствующих уровней утверждают целевые социальные программы межгосударственного, федерального и регионального уровней.
    Государственные заказчики, которым поручено обеспечение реализации указанных программ, формируют на их основе пакеты социальных заказов, размещаемых и реализуемых через процедуры открытого публичного конкурса путем заключения с его победителем договора (контракта) на оказание социальной услуги.
    В бюджетах федерального и регионального уровней также ежегодно формируются целевые социальные программы поддержки инновационной и социально значимой деятельности неправительственных некоммерческих организаций, направленной на реализацию настоящего Федерального закона. Соответствующие программы и проекты названных организаций подлежат субсидированию в форме грантов, выделяемых по результатам открытых публичных конкурсов.
    Инновационные программы и проекты неправительственных некоммерческих организаций могут финансироваться в форме грантов на внеконкурсной основе только при отсутствии альтернативных предложений по решению конкретной приоритетной социально значимой проблемы.
     
    ГЛАВА IV. ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ
    Статья 13. Материально-техническое и финансовое обеспечение системы ювенальной юстиции
    Материально-техническое и финансовое обеспечение федеральных государственных органов, входящих в систему ювенальной юстиции, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
    Материально-техническое и финансовое обеспечение входящих в систему ювенальной юстиции государственных органов субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
    Материально-техническое и финансовое обеспечение входящих в систему ювенальной юстиции органов местного самоуправления и муниципальных организаций осуществляется за счет бюджета соответствующего муниципального образования.
    Материально-техническое и финансовое обеспечение государственных и муниципальных органов и организаций, входящих в систему ювенальной юстиции, может частично осуществляться за счет средств, поступивших в соответствии с международными межправительственными договорами и соглашениями, нацеленными на развитие системы ювенальной юстиции в Российской Федерации.
    Материально-техническое и финансовое обеспечение входящих в систему ювенальной юстиции неправительственных некоммерческих организаций осуществляется за счет собственных средств указанных организаций, а также за счет средств, полученных на реализацию социального заказа, за счет международных, государственных, муниципальных, частных грантов, в том числе, полученных от российских и (или) иностранных физических и юридических лиц. Неправительственные некоммерческие организации, входящие в систему ювенальной юстиции, вправе использовать деятельность добровольцев в ходе реализации программ, проектов и мероприятий в рамках системы ювенальной юстиции.
     
    Статья 14. Кадрово-методическое обеспечение системы ювенальной юстиции
    Кадрово-методическое обеспечение системы ювенальной юстиции осуществляется на основе подготовки специалистов в сфере ювенальной юстиции в государственных образовательных учреждениях, а также в негосударственных учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию в соответствии с Федеральным законом "Об образовании".
    Руководители государственных органов, органов местного самоуправления, должностные лица и специалисты, работающие в государственных и негосударственных организациях, входящих в систему ювенальной юстиции, обязаны иметь необходимую профессиональную подготовку в объеме высшего или среднего специального образования в сфере ювенальной юстиции. Наличие указанного образования учитывается при назначении на должность, при прохождении аттестации и переаттестации работников, упомянутых в настоящей статье органов и организаций.
    Переподготовка и повышение квалификации кадров осуществляется в рамках реализации целевых программ, включающих вопросы обеспечения системы ювенальной юстиции и ее элементов.
     
    Статья 15. Организационное обеспечение системы ювенальной юстиции
    Организационное обеспечение системы ювенальной юстиции основывается на:
    а) нормативных правовых актах, детализирующих процедуры и механизмы, используемые и применяемые в процессе защиты прав, свобод и законных интересов детей (несовершеннолетних) и основанных на результатах научных разработок и экспериментов;
    б) реализации комплекса экспериментальных (пробных, пилотных) проектов, целью которых является наработка опыта в использовании новых механизмов, институтов и процедур, анализ полученных промежуточных результатов, внесение требуемых корректив в действующие механизмы защиты прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего);
    в) использовании результатов научно-исследовательских работ, нацеленных на изучение проблем построения, функционирования и развития системы ювенальной юстиции;
    г) организации широкомасштабных и комплексных образовательных процессов, направленных на кадровое обеспечение функционирования и развития системы ювенальной юстиции;
    д) проведении пропагандистской и информационной поддержки процессов реформирования системы защиты прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего) и внедрение в общественное сознание базовых сведений о международных стандартах, принципах, правилах и нормах, составляющих основу системы ювенальной юстиции.
     
    Статья 16. Научно-экспертное обеспечение системы ювенальной юстиции
    Научно-экспертное обеспечение системы ювенальной юстиции осуществляется на основе развития комплексных исследований проблем ювенальной юстиции и связанных с ювенальной юстицией проблем государственными и негосударственными научно-исследовательскими организациями, а также центрами, действующими в образовательных учреждениях.
    В рамках указанных исследований осуществляются непрерывные действия по:
    анализу и мониторингу ситуации,
    периодической оценке состояния дел, связанных с соблюдением внутригосударственных и международных норм в области защиты прав ребенка (несовершеннолетнего),
    прогнозированию развития ситуации,
    выработке и внесению предложений, направленных на совершенствование системы ювенальной юстиции.
     
    Статья 17. Принципы информационного обеспечения деятельности системы ювенальной юстиции
    Информационное обеспечение деятельности системы ювенальной юстиции осуществляется на принципах:
    а) открытости информации и сведений о современном состоянии, проблемах, процессах становления и развития российской системы ювенальной юстиции для всех заинтересованных органов, организаций, учреждений и граждан;
    б) доступности для ребенка (несовершеннолетнего) и лиц, ответственных за его воспитание, знаний о своих правах, свободах и интересах, основанных на международных стандартах, принципах, нормах, правилах и регулируемых законодательством о ювенальной юстиции Российской Федерации;
    в) постоянного участия в реализации просветительской функции средств массовой информации по вопросам, относящимся к защите прав, свобод и законных интересов детей (несовершеннолетних), а также в систематическом оповещении детей (несовершеннолетних) и лиц, ответственных за их воспитание, о возможностях получения необходимой помощи.
    г) активности внедрения в общественное сознание стандартов и принципов правового статуса ребенка (несовершеннолетнего).
     
    ГЛАВА V. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    Статья 18. Сроки и порядок вступления в силу
    Настоящий Федеральный закон вступает в силу на десятый день после его официального опубликования, за исключением положений, порядок вступления в силу которых установлен статьей 19 настоящего Федерального закона.
     
    Статья 19. Необходимые экспериментальные, пилотные, внедренческие, программы, проекты, мероприятия и действия
    Порядок внедрения в судебную систему Российской Федерации ювенальных судов определяется Федеральным конституционным законом "О ювенальных судах в Российской Федерации".
    Для обеспечения внедрения в практику системы ювенальной юстиции Правительство Российской Федерации совместно с судами в течение шести месяцев со дня официального опубликования настоящего Федерального закона разрабатывает и утверждает федеральную целевую программу "Ювенальная юстиция". Указанная федеральная целевая программа предусматривает в течение трёх лет после её утверждения проведение комплекса мероприятий, направленных на полномасштабное внедрение в практику институтов, принципов и процедур, составляющих систему ювенальной юстиции.
     
    Статья 20. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Федеральным законом
    Федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня его официального опубликования.
    Приложение 3
    Основания для изъятия детей из семей:
     
    1) непосещение детской молочной кухни;
    2) своевременно не сделаны все прививки, необходимые с точки зрения государства;
    3) жилье в аварийном состоянии, квартира требует ремонта или ремонтируется;
    4) наличие в доме домашних животных;
    5) аморальное поведение;
    6) несвоевременное прохождение врачей в детской поликлинике;
    7) на полу разбросаны игрушки и мусор, отсутствие игрушек в достаточном количестве;
    8) ребенок играет с посторонними предметами вместо игрушек;
    9) ребенок выполняет домашнюю работу, как: моет посуду, подметает и моет полы, стирает и т.д.;
    10) ребенок находится на кухне вместе с матерью в процессе приготовления пищи;
    11) ребенок часто и громко кричит и плачет;
    12) в холодильнике присутствует не весь ассортимент необходимых ребенку продуктов или продукты просрочены;
    13) жалобы соседей (или домочадцев) на жестокое обращение с ребенком, в т.ч. анонимные.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Ювенальной юстиция в Российской Федерации ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.