Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Финансовый менеджмент

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Финансовый менеджмент
  • Предмет:
    Финансовый менеджмент, финансовая математика
  • Когда добавили:
    29.07.2014 17:01:05
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    План
    стр.
    Введение…………………………………………………………………………………...3
    1. Этапы развития финансового менеджмента………………………………………….6
    2. Сущность и цель финансового менеджмента………………………………………...8
    3. Принципы, задачи и функции финансового менеджмента на предприятии……...14
    4. Структура и механизм функционирования финансового менеджмента…………..22
    5. Концепции финансового менеджмента……………………………………………...29
    6. Основы деятельности финансового менеджера…………………………………….37
    Заключение……………………………………………………………………………….41
    Список использованной литературы…………………………………………………...45
    Приложения
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Введение
     
     
    Понятие “менеджмента” можно рассматривать из|с| трех сторон: как систему экономического|экономичного| управления, как орган управления (аппарат управления), как форму предпринимательской деятельности.
    Менеджмент (англ|. management| – управление) в общем виде можно определить как систему экономического|экономичного| управления производством, которая|какая| включает совокупность принципов, методов, форм|формы| и приемов управления.
    Финансовый менеджмент – это процесс управления формированием, распределением|делением| и использованием|употреблением| финансовых ресурсов хозяйничающего|хозяйствует| субъекта и оптимизации оборота его, денежных средств|средства|.
    Финансовый менеджмент – это система принципов, средств, та форма организации денежных отношений предприятия, направленная на управление его финансово хозяйственной деятельностью.
    Материальная основа|основание| финансового менеджмента - реально денежное обращение, то есть экономический|экономичный| процесс, который|какой| вызывает движение стоимости, которая сопровождается определенным потоком денежных платежей и расчетов.
    Принципы управления финансовым менеджментом:
    1. Принцип финансовой стратегии, которая определяет возможность сбалансирования| материальных и денежных ресурсов.
    2. Принцип  стратегии  управления - это выявление|обнаружение| возможностей расширения производства, прогнозирования инновационных вариантов развития,  поиск альтернативных путей принятия решений, выбор новых путей финансирования.
    3. Контроль за выполнением принятых решений.
    4. Учет предыдущего|предварительного| опыта и его экстраполяция на будущее.
    5. Ориентация на экстренный характер принятых решений.
    6. Определение непредвиденных последствий влияния внешних|наружных| факторов.
    Объектом управления финансового менеджмента является организация денежного обращения, снабжения финансовыми средствами и инвестиционными ценностями, основными и оборотными средствами, организация финансовой работы.
    Субъектом управления финансового менеджмента является общий вид деятельности, который отображает отношение людей в финансовой работе.
    Принципы организации финансового менеджмента - это планирование, прогнозирование, регуляция, координация, стимулирование, контроль и анализ.
    С целью управления финансами предприятий применяется финансовый механизм.
    Финансовый механизм предприятий – это система управления финансами предприятий, которая предназначается для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного их влияния на конечные результаты работы.
    В общем виде деятельность финансового менеджера можно разделить на три направления:
    И. общий анализ и планирование имущественного и финансового состояния|стана| предприятия;
    ІІ. обеспечение предприятия финансовыми ресурсами (управление источниками|истоком| ресурсов);
    ІІІ. распределение|деление| финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами).
    Эти направления деятельности одновременно определяют и основные задачи, которые стоят перед финансовым менеджером:
    В пределах первого направления осуществляется общая оценка:
    · активов предприятия и источников|истока| их финансирования;
    · величины и составлю|сдаю| ресурсов, необходимых для поддержки достигнутого экономического|экономичного|
    · потенциалу предприятия и расширения его деятельности;
    · источников|истока| дополнительного финансирования;
    · системы контроля за состоянием|станом| и эффективностью использования|употребления| финансовых ресурсов.
    Второе направление предусматривает детальную|подробную| оценку:
    · объему нужных финансовых ресурсов;
    · формы|форма| их предоставления (долгосрочный или краткосрочный кредит, денежные средства|средство|);
    · методов мобилизации финансовых ресурсов;
    · степени доступности и времени предоставления;
    · расходов, связанных|повязал| с привлечением данного вида ресурсов (процентные ставки);
    · другие формальные и неформальные условия предоставления данного источника|истока| средств|средства|;
    · финансового риска
    Третье направление предусматривает анализ и оценку долгосрочных и краткосрочных решений инвестиционного характера:
    · оптимум трансформации финансовых ресурсов в другие виды ресурсов (материальные, трудовые, денежные);
    · целесообразность и эффективность вложений в основные средства; их состав|склад| и структура;
    · оптимум оборотных|обратимых| средств|средства| (в целом и по видам);
    · эффективность финансовых вложений.
    Принятие решений с использованием приведенных|наведенных| оценок|оценки| выполняется|исполняет| в результате анализа альтернативных решений, которые|какие| учитывают компромисс между требованиями|востребованием| ликвидности, финансовой стойкости и рентабельности.
       
    1. Этапы развития финансового менеджмента
     
     
    Финансовый менеджмент как наука и учебная дисциплина впервые заявил о себе в конце 90-х годов XIX ст. В истории его развития можно выделить несколько этапов [21, с. 12-14].
    Первый — конец 90-х годов XIX ст. — 30-ые годы XX ст.
    На этом этапе главными|головными| проблемами, которые|какие| пытались решить с помощью|посредством| финансового менеджмента, стали:
    • расширение фирм путем создания открытых акционерных обществ|товарищества| с соответствующим привлечением дополнительного капитала  посредством эмиссии ценных бумаг;
    • правовые аспекты слияния и уменьшения|умельчает| компаний.
    Второй — 30-ые —40-ые годы XX ст.
    Характерным признаком этого периода стала депрессия, которая|какая| охватила экономику США и других стран|страна-участницы| Запада. Многочисленные|несчетные| банкротства заставили|вынудили| предпринимателей искать средства сохранения|сохранности| капитала, минимизации потерь и поддержки платежеспособности фирмы.
    Третий — 40-ые—60-ые| годы XX ст.
    Этот этап характеризуется выходом из|с| депрессии и началом быстрого|скорого| экономического|экономичного| роста. Главное|головное| внимание в финансовом менеджменте уделяется улучшению управления активами, повышению рентабельности предприятий. С помощью|посредством| внедрения методов финансового анализа, экономико-математического моделирования и расширения использования|употребления| компьютерной техники, качественно повышается уровень финансового планирования и прогнозирования, управления запасами|припасом|, и т.п.
    Четвертый — 60—| 70-ые годы XX ст.
    В этот период на пути поиска источников|истока| пополнения капитала и оптимизации его структуры самыми выдающимися направлениями в развитии теории финансового менеджмента стали создания "теории портфеля ценных бумаг" та оптимизация методов финансирования.
    Пятый — 70—90-ые годы XX ст.
    Расширяется масштабность финансового анализа с учетом инфляции и ее последствий во время принятия деловых решений. Значительно уменьшается влияние государства на финансово-кредитные учреждения, что способствует|содействует| образованию больших|великих| финансовых корпораций, деятельность которых|каких| направлена на обслуживание отраслей экономики. Значительно растет|вырастает| значимость мировых финансовых рынков. В принятии финансовых решений широко используются экономико-математические методы, компьютерная техника, которая усиливает|усугубляет| их обоснованность.
    Шестой — современный этап.
    Роль финансового менеджмента как системы знаний и умений касательно выбора управленческих решений, направленных на повышение стоимости бизнеса, значительно выросла. Знания финансового менеджмента теперь необходимы не только финансистам, но и руководителям служб маркетинга, производственных подразделений, и тому подобное. Основное внимание менеджеры теперь уделяют поиску путей эффективного использования|употребления| ограниченных финансовых ресурсов и инвестированию средств|средства| в наименее рискованные высокодоходные проекты. Ударение делается также на оптимизации структуры капитала и проведении взвешенной распределительной политики. Актуализируется|актуализует| и проблема долгосрочного планирования, использования|употребления| новых финансовых инструментов, оценки влияния на деятельность отечественных предприятий международных финансов [23, с. 28].
    Следовательно|итак|, финансовый менеджмент является наукой, которая|какая| динамически развивается, достижения которой|какой| достаточно быстро внедряются в практику, без знаний финансового менеджмента деятельность менеджеров современных предприятий вряд ли будет удачной.
    2. Сущность и цель финансового менеджмента
     
     
    Категория «финансовый менеджмент» включает два понятия: менеджмент и финансы. Менеджмент – система экономического|экономичного| управления предприятием, которая|какая| включает совокупность принципов, методов, форм|формы| и приемов управления.
    Финансы – экономические отношения касательно формирования, распределения|деления| и использования|употребления| финансовых ресурсов хозяйствующих|хозяйствует| субъектов. Следовательно|итак|, финансовый менеджмент обобщенно можно определить как процесс управления формированием, распределением|делением| и использованием|употреблением| финансовых ресурсов хозяйствующих|хозяйствует| субъектов.
    В современной финансово-экономической литературе финансовый менеджмент принято рассматривать с 3 позиций: как науку; как форму предпринимательской деятельности и как систему управления предприятием [12, с. 10-11].
    Предпосылками возникновения финансового менеджмента как науки стали:
    высокое развитие экономической|экономичной| науки в целом;высокое развитие уровня организации производства в виде индустриального общества, в основу|основание| которого|какого| было положено большое|великое| промышленное производство и коллективная форма собственности;формирование эффективной системы правовых институтов и рыночной инфраструктуры;развитие системы национальных и международных фондовых и финансовых посредников. Как наука финансовый менеджмент имеет предмет и метод своего изучения. Предмет – это то, которое изучается в рамках науки, – финансовые отношения, финансовые ресурсы и их потоки [4, с. 18].
    Метод финансового менеджмента представлен такими составляющими: категориями; базовыми концепциями и научным аппаратом финансового менеджмента.
    Категории финансового менеджмента (ключевые понятия): процентная ставка, дисконт, фактор, модель, риск, финансовый инструмент, денежный поток, леверидж и др.
    Базовые концепции финансового менеджмента определяют логику организации финансового менеджмента и использования его прикладных приемов и методов на практике. Все вышеупомянутые концепции нашли свое отображение в теориях таких ведущих специалистов по финансовому менеджменту, как Г. Коуз, Дж. Ульямс, М.Гордон, Ф.Модильяни, М.Миллер, Г.Марковиц, Дж. Хикс но др.
    К|до| основным концепциям финансового менеджмента принадлежат: концепция денежного потока, концепция стоимости денег во времени, концепция компромисса между риском и доходом, концепция стоимости капитала, концепция эффективности рынка, концепция асимметричности информации, концепция альтернативных расходов, концепция агентских соглашений, концепция временной неограниченности функционирования предприятий.
    Современные теории финансового менеджмента достаточно широко освещают как зарубежные ученые (Е. Бригхем, Л. Гапенски, Дж. Ван Хорн, В. Шарп, Г. Холт, А. Бирман, Б|б|. Сабанти, Е. Стоянова, Л. Павлова, В. Ковалев, Г. Поляк, другие), так и отечественные специалисты И. Бланк, В. Сутормина, В. Федосов, А. Поддерегин.
    Научный аппарат финансового менеджмента являет собой конкретные методы и приемы исследования данной науки. Чаще всего методы исследования разделяют на две группы: неформализованные и форматизированные.
    Неформализованные методы базируются на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не с помощью суровых аналитических зависимостей. В состав этих методов принадлежат: методы экспертных оценок, психологические, сравнения, построения систем показателей, построения систем аналитических таблиц.
    Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое|великое| значение имеет интуиция, опыт и знание аналитика.
    Формализованные методы базируются на суровых аналитических зависимостях. В состав этих методов входят [15, с. 24]:
    Элементарные методы факторного анализа: цепных подстановок, арифметических разниц, дифференциальный, интегральный. В рамках финансового менеджмента эти методы используются для оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия, а также выделения основных факторов его улучшения.
    Традиционные методы экономической статистики: средних и относительных величин, группирования, графический, индексный, элементарные методы обработки рядов динамики. Эти методы широко используются в финансовом менеджменте: учет индексов цен в анализе и планировании деятельности предприятия, построение рядов динамики для оценки доходности финансовых активов, группирование финансовых активов за степенью риска но др.
    Математико-статистические методы изучения связей: корреляционный анализ, регрессионный анализ, современный факторный анализ, кластерный анализ. Чаще всего эти методы используются при расчете индексов фондового рынка, прогнозировании возможного банкротства, но др.
    Финансовый менеджмент как форма предпринимательской деятельности являет собой вид самостоятельной деятельности, которую выполняют как профессиональные финансовые менеджеры, так и финансовые институты (страховые компании, трастовые компании, инвестиционные фонды и компании, но др.). Областью применения финансового менеджмента как формы предпринимательства являются финансовым рынком. Функционирование финансового рынка составляет основу для предпринимательства в сфере управления движением финансовых ресурсов и финансовых отношений.
    Финансовый рынок – рынок, на котором|каком| объектом купли-продажи выступают разные|различные| финансовые инструменты и финансовые услуги. Он состоит из системы рынков: кредитного рынка, рынка ценных бумаг, валютного рынка, страхового рынка и рынка золота.
    Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем: объекта и субъекта управления. Объектом финансового управления выступают активы, капитал и финансовые потоки, предприятия, которые связаны с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов. Субъектом управления является группа лиц (финансовая дирекция как аппарат управления, финансовый менеджер как руководитель), которая производит и реализует цели финансового менеджмента.
    Будучи составной частью системы механизма управления предприятий финансовый менеджмент занимает в ней центральное место. Он позволяет координировать результаты и повышать эффективность производственного менеджмента, маркетингового менеджмента, менеджмента персонала и других составляющих общего менеджмента.
    Любое|какое-нибудь| управленческое влияние осуществляется с определенной целью. Если говорить о цели финансового менеджмента, то в разных|различных| источниках|истоке| можно встретить разные|различные| подходы к|до| ее определению. Среди наиболее распространенных можно выделить такие: рост объемов производства и реализации, получения максимальной прибыли, минимизация расходов, лидерство в борьбе с конкурентами, избежание банкротства и крупных финансовых потерь, обеспечения рентабельной деятельности, но|да| др.
    Много|многие| специалистов по управлению финансами главной|головной| целью финансового менеджмента определяют максимизацию прибыли предприятий. Но поскольку максимизация прибыли за экономическими|экономичными| законами функционирования финансового рынка всегда сопровождается увеличением уровня финансовых рисков, то это не всегда устраивает владельцев|собственника| (акционеров) и финансовых менеджеров. Именно поэтому в западной и отечественной финансово-экономической литературе наиболее производительным определением главной|головной| цели финансового менеджмента является максимизация благосостояния его владельцев|собственника|, которая|какая| реализуется через|из-за| максимизацию рыночной стоимости предприятия и его акций.
    В пользу этого критерия принятия решений финансового характера свидетельствуют такие факторы [16, с. 26-27]:
    он базируется на прогнозировании доходов владельцев|собственника| предприятия;является обоснованным и точным;является приемлемым для всех аспектов процесса принятия управленческих решений, включая поиск источников|истока| средств|средства|, инвестирования, распределение|деление| доходов (дивидендов). В процессе реализации этой главной|головной| цели финансовый менеджмент направлен на решение таких заданий|задачи|:
    обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов предприятия в соответствии с|соответственно| заданиями|задачей| по развитию предприятия;обеспечение наиболее эффективного использования|употребления| сформированных|формующих| финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия;оптимизация денежного оборота и поддержка постоянной платежеспособности предприятия;обеспечение максимизации прибыли предприятия при предполагаемом уровне финансового риска;обеспечение минимизации финансовых рисков;обеспечение высокой финансовой стойкости предприятия на всех этапах его развития. Принципами финансового менеджмента как системы управления есть:
    интегрированность|интегрируемость| с общей системой управления предприятием;комплексный характер формирования управленческих решений;высокий динамизм управления;многовариантность|многовариантный| подходов к|до| разработке отдельных управленческих решений;ориентированность на стратегические цели развития предприятия Учитывая вышеупомянутое можно дать такое определение финансового менеджмента. Финансовый менеджмент - система принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его, денежных средств.
    3. Принципы, задачи и функции финансового менеджмента на предприятии
     
     
    Необходимо определить главную|головную| цель финансового менеджмента. Это обеспечение максимизации благосостояния владельцев|собственника| предприятия в текущем и перспективном периоде [8, с.11-14], рациональное использование|употребление| ресурсов для создания рыночной стоимости, способной покрыть все расходы, связанные|повязал| с использованием ресурсов, и обеспечить приемлемый уровень доходов на условиях, адекватных риску вкладчиков капитала [7, с.9] . Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, которое реализует конечные|концевые| финансовые интересы его владельцев|собственника|. Характеризуя общеприемлемую в рыночной экономике  главную|головную| цель финансового менеджмента, следует заметил, что она вступает в противоречие с распространенным у нас мнением, что главной|головной| целью финансовой деятельности предприятия является максимизация прибыли. Дело в том, что максимизация рыночной стоимости предприятия далеко не всегда автоматически достигается при максимизации его прибыли. Да, полученная высокая в сумме и по уровню прибыль может быть полностью использована на цели текущей потребности, в результате чего предприятие останется основного источника|истока| формирования собственных финансовых ресурсов для своего следующего развития (а неразвитое предприятие теряет в перспективе достигнутую конкурентную позицию на рынке, сокращает потенциал формирования собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников|истока|, что в конечном|концевом| счете|счет-фактуре| приводит к снижению его рыночной стоимости). Кроме того, высокий уровень прибыли предприятия может быть достигнут при высоком уровне финансового риска и угрозе банкротства в следующем периоде, который также может обусловить снижение его рыночной стоимости. Поэтому в рыночных условиях максимизация прибыли может выступать как одна из важных задач финансового менеджмента, но не как главная|головная| его цель.
    В процессе реализации своей главной|головной| цели финансовый менеджмент направлен на решение следующих основных задач:
    1|) Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов соответственно с задачами развития предприятия в будущем периоде. Эта задача реализуется путем определения общей потребности в финансовых ресурсах предприятия на следующий период, максимизации объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников|истока|, определение целесообразности формирования собственных финансовых ресурсов за счет внешних|наружных| источников|истока|, управления привлечением ссудных финансовых ресурсов, оптимизации структуры источников|истока| формирования ресурсного финансового потенциала.
    2) Обеспечение наиболее эффективного использования|употребления| сформированного|формующего| объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия. Оптимизация распределения|деления| сформированного|формующего| объема финансовых ресурсов предусматривает установление необходимой пропорциональности в их использовании|употреблении| с целью производственного и социального развития предприятия, выплаты необходимого уровня доходов, на инвестированный капитал владельцам|собственнику| предприятия и т др. В процессе производственного потребления сформированных|формующих| финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия должны быть учтены стратегическая цель его развития и возможный уровень отдачи вложенных средств|средства|.
    3) Оптимизация денежного обращения. Эта задача решается|разрешает| путем эффективного управления денежными потоками предприятия в процессе круговорота его денежных средств|средства|, обеспечением синхронизации объемов поступления и расходов денежных средств|средства| по отдельными периодам, поддержкой необходимой ликвидности его оборотных|обратимых| активов. Одним из результатов такой оптимизации есть минимизация среднего остатка свободных денежных активов, которая|какая| обеспечивает уменьшение|сбавку| потерь от их неэффективного использования|употребления| и инфляции.
    4) Обеспечение максимизации прибыли предприятия с наименьшим уровнем финансового риска. Максимизация прибыли достигается за счет эффективного управления активами предприятия, привлечением в хозяйственный оборот заемных финансовых средств|средства|, выбором наиболее эффективных направлений операционной и финансовой деятельности. При этом, с целью достижения экономического|экономичного| развития предприятие должно максимизировать| не балансовую, а чистую, прибыль, которая|какая| остается в его распоряжении, которая нуждается в осуществлении эффективной налоговой, амортизационной и дивидендной политики. Решая эту задачу, необходимо иметь в виду, что максимизация уровня прибыли предприятия достигается, как правило, при существенном росте уровня финансовых рисков, потому что между этими двумя показателями существует прямая связь. Поэтому максимизация прибыли должна обеспечиваться в пределах допустимого финансового риска, конкретный уровень которого|какого| устанавливается владельцами|собственником| или менеджерами предприятия с учетом их финансового менталитета (отношение к|до| степени допустимого риска при осуществлении хозяйственной деятельности).
    5) Обеспечение минимизации уровня финансового риска при ожидаемом уровне прибыли. Если уровень прибыли предприятия задан или спланирован заранее|, важным заданием|задачей| является снижение уровня финансового риска, который|какой| обеспечивает получение этой прибыли. Такая минимизация может быть обеспечена путем диверсификации видов операционной и финансовой деятельности, а также портфеля финансовых инвестиций; профилактикой минимизацией отдельных финансовых рисков, эффективными формами|формой| их внутреннего и внешнего|наружного| страхования.
    6) Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития [4, с.35-39]. Такое равновесие характеризуется высоким уровнем финансовой стойкости и платежеспособности предприятия на всех этапах его развития и обеспечивается формированием оптимальной структуры капитала и активов, эффективными пропорциями в объемах формирования финансовых ресурсов за счет разных|различных| источников|истока|, достаточным уровнем самофинансирования инвестиционных потребностей.
    Все рассмотренные задачи финансового менеджмента тесно взаимосвязаны между собой, хотя отдельные из|с| них и носят разнонаправленный характер (например, обеспечение максимизации суммы прибыли при минимизации уровня финансового риска; обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов и постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития и т. др.).
    Поэтому в процессе финансового менеджмента отдельные задачи должны быть оптимизированы между собой для наиболее эффективной реализации его главной|головной| цели.
    Финансовое состояние|стан| предприятия является основой|основанием| его благосостояния, потому|оттого| главным|головным| образом финансовый менеджмент имеет целью нахождение разумного компромисса между задачами, что ставит перед собой предприятие, и финансовыми возможностями реализации этих заданий|задачи|, что подразумевает:
    -| повышения объемов продаж и прибыли;
    - поддерживание стойкой прибыльности предприятия;
    - увеличение доходов владельцев|собственника| (акционеров);
    - повышение курсовой стоимости акций предприятия но|да| др. [7, с.7-8].
    Эти задания|задача| решаются|разрешают| с помощью|посредством| рационального управления потоками финансовых ресурсов между предприятием и источниками|истоком| его финансирования (как внутренними, так и внешними|наружными|), полученными:
    в следствии финансово хозяйственной деятельности;на финансовом рынке в результате|вследствие| продажи акций, облигаций, получения кредитов;возвращение|возврат| субъектам финансового рынка процентов и дивидендов как платы за капитал;уплаты налоговых платежей;инвестирование и реинвестирование в развитие предприятия. Необходимо подчеркнуть, что сущность той или другой категории отображается в ее функциях. Нужно рассматривать их проявление в работе финансового менеджера.
    В финансовой литературе сложились|состоят| две основных позиции по этому вопросу.
    1. Финансы выполняют|исполняют| две функции – распределительную и контрольную
    2. Финансы выполняют|исполняют| три функции: создание доходов (накопление капитала); осуществление расходов – распределительная; контроль эффективности.
    Некоторые авторы считают [2, с.9-14] более обоснованной вторую позицию, так как она трактует распределительную функцию более широко.
    Таким образом, первая функция проявляется в работе финансового менеджера через|из-за| своевременную и полную концентрацию финансовых ресурсов в фондах денежных средств|средства|.
    Еще одним проявлением| первой функции является стимулирование роста финансовых ресурсов, в том числе денежных накоплений.
    Вторая функция – осуществление расходов, или распределительная– проявляется в масштабе предприятия через|из-за| распределение|деление| и перераспределение всех денежных поступлений, в первую очередь, выручки от реализации продукции или услуг. Эта распределительная деятельность требуется от финансового менеджера в перманентных инвестиционных решениях; он должен привлекать все временно свободные ресурсы и направлять их, авансировать в приоритетные| или наиболее эффективные вложения.
    Третья функция финансов – контрольная – тесно связана|повязал| с предыдущими|предварительными| и проявляется через:
    1|) анализ финансовых показателей;
    2) мероприятия финансового влияния – главные|головные| решения финансового менеджера.
    Необходимо отличать функции финансов и функции финансового менеджмента.
    Финансовый менеджмент реализует свою главную|головную| цель и основные задачи путем осуществления определенных функций. Эти функции делятся|делящийся| на две основных группы, которые|какие| определяются комплексным содержанием финансового менеджмента: 
    1) функции финансового менеджмента как управляющей системы;
    2) функции финансового менеджмента как специальной отрасли управления предприятием.
    Функции и методы финансового менеджмента можно разделить на два блока:
    І|. Управление внешними|наружными| финансами.
    ІІ. Внутрипроизводственный учет и контроль [7, с.8-9].
    Управление внешними|наружными| финансами состоит из управления оборотными|обратимыми| активами (движением денежных средств|средства|, расчетами, с клиентами, управление материально-производственными запасами|припасом| но|да| др.) и привлечения кратко-| и долгосрочных внешних|наружных| источников|истока| финансирования.
    Внутрихозяйственный учет и контроль предусматривает:
    -| составление|сдает| и анализ финансовой отчетности предприятия;
    - оценку текущего состояния|стана| предприятия и перспективное планирование;
    - сбор|сборка| и обрабатывание данных бухгалтерского учета для управления финансами;
    - составление|сдает| сметы расходов, уплата налогов, и тому подобное.
    Решения по финансовым вопросам принимают в процессе инвестирования в активы предприятия и при выборе источников|истока| финансирования инвестиционных проектов. Инвестиционные решения (долгосрочные и краткосрочные) принимают для реализации следующих целей:
    рационализации структуры активов, определения необходимости их изменения|смены| и ликвидации;разработки и оценки|оценка| инвестиционных проектов;определение потребности в финансовых ресурсах;управление “портфелем” ценных бумаг. Выбор источников|истока| финансирования инвестиционных проектов осуществляют|свершают| при помощи:
    -| выработки и реализации политики рационального сочетания собственных и заемных средств|средства| для обеспечения эффективного функционирования предприятия;
    - выработка и реализация политики привлечения капитала на самых выгодных условиях;
    - дивидендной политики;
    - оценки|оценка| операций слияния и поглощения предприятий.
    Таким образом, успешная деятельность любого|какого-нибудь| предприятия, его жизнеспособность в течение|на протяжении| длительного периода времени зависит от непрерывной последовательности управленческих решений, что их принимают менеджеры как индивидуально, так и коллективно.
    К кругу|окружность| конкретных вопросов, которые|какие| должны решаться|разрешать| финансовым менеджментом, относятся:
    1|) Разработка финансовой стратегии предприятия.
    2) Создание организационных структур, которые|какие| обеспечивают принятие и реализацию управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия.
    3) Формирование эффективных информационных систем, которые|какие| обеспечивают обоснование альтернативных вариантов управленческих решений.
    4) Осуществление анализа различных аспектов финансовой деятельности предприятия.
    5) Осуществление планирования финансовой деятельности предприятия по основным ее направлениям.
    6) Разработка действенной системы стимулирования реализации принятых управленческих решений в отрасли финансовой деятельности.
    7) Осуществление эффективного контроля за реализацией принятых управленческих решений.
    Финансовый менеджмент включает:
    1|) Управление активами:
      А|) Управление оборотными|обратимыми| активами;
      Б) Управление необратимыми активами.
    2) Управление капиталом:
      А|) Формирование финансовой структуры капитала;
      Б) Управление формированием собственных финансовых ресурсов;
      В) Управление привлечением ссудных финансовых ресурсов.
    3) Управление инвестициями.
    4) Управление денежными потоками.
    5) Управление финансовыми рисками и предубеждение банкротства (4, с.44-49).
    Как и каждая управленческая система, финансовый менеджмент предусматривает наличие определенного объекта управления. Таким объектом управления являются финансы предприятий и его финансовая деятельность. Особенности|особенность| формирования капитала и финансовых ресурсов, формы|форма| и методы распределения|деления| этих финансовых ресурсов, объемы и интенсивность денежных потоков и другие условия финансовой деятельности, существенно различаются по отдельным предприятиям.
    Поэтому исходя из|с| особенностей|особенности| осуществления финансового менеджмента возникает необходимость классификации предприятий как объектов финансового менеджмента по отдельными классификационными признакам:
    1|. По формам|формой| собственности.
    2. По организационно-правовым формам|формой| деятельности.
    3. По отраслевыми признаками.
    4. По размеру собственного капитала.
    5. По монопольному положению на рынке.
    6. По стадиям жизненного цикла. [4, с.39-43].
    Использование методов и приемов финансового менеджмента дает возможность сохранить|сберечь| крепкие рыночные позиции любому|какому-нибудь| производителю. Базируясь на сопоставлении определенных финансовых результатов, рассчитывая соответствующие финансовые показатели, предприятие способно оценить|оценивать| эффективность своего ведения хозяйства, определить свое место среди предприятий отрасли, планировать деятельность на будущее.
    4. Структура и механизм функционирования финансового менеджмента
     
     
    Механизм финансового менеджмента — целостная, взаимоувязанная и взаимодействующая система уровней, систем обеспечения, методов, рычагов и инструментов разработки, принятия и реализации управленческих решений, по вопросам финансово-хозяйственной деятельности субъектов ведения хозяйства.
    Важно подчеркнуть, что механизм финансового менеджмента является не только суммой его составляющих, но и целостной|цельной| системой, адекватной определенному уровню, где все составляющие взаимоувязаны, взаимодействуют и находятся|перебывают| в процессе развития и усовершенствования
    В механизме финансового менеджмента различают уровни:
    1) международный (механизм финансового менеджмента транснациональных корпораций);
    2) национальный (касается механизма финансового менеджмента субъектов ведения хозяйства в пределах финансовой системы национального государства, особенности|особенность| которого|какого| предопределены национальной законодательно нормативной базой, в частности|в том числе| национальными стандартами учета и отчетности, законами о налогообложении и|да| др.);
    3) рыночный (особенности|особенность| финансового менеджмента, предопределены влиянием рыночных регуляторов и механизмов, зависят от состояния|стана| рынков, изменения|смены| конъюнктуры товарных и финансовых рынков);
    4) отраслевой (на механизм финансового менеджмента влияет законодательно нормативная база, которая регламентирует деятельность субъектов ведения хозяйства определенной отрасли);
    б) ведомственный (каждое ведомство, его субъекты, руководствуются в своей работе ведомственной нормативно методической базой);
    6) внутренний (специфика механизма финансового менеджмента на этом уровне определена в уставе и внутренних положениях субъекта ведения хозяйства).
    Важной составляющей механизма финансового менеджмента являются системы обеспечения, в состав которых|каких| входят:
    — система организационного обеспечения;
    — система информационного обеспечения;
    — система кадрового обеспечения;
    — система технического обеспечения;
    — программное обеспечение;
    — финансовое обеспечение.
    Каждая из перечисленных систем обеспечения является важным компонентом механизмов подготовки, принятия и реализации финансовых решений. Важно не только их наличие, но и соблюдение, за ее формированием и функционирование в соответствии с требованиями|востребования| эффективности системы.
    Система организационного обеспечения — взаимоувязанная система внутренних подразделений|подразделения|, служб, руководителей субъекта ведения хозяйства, которые уполномочены осуществлять|свершать| подготовку и принятие финансовых решений, несут|несущий| ответственность за их осуществление и результаты финансово хозяйственной деятельности, достижения цели и реализации заданий|задачи| финансового менеджмента.
    Система организационного обеспечения финансового менеджмента зависит от таких факторов:
    — величины субъекта ведения хозяйства;
    — организационно-правового типа ведения хозяйства;
    — отрасли;
    — формы|форма| собственности;
    — структуры управления;
    — национальных традиций;
    — культуры и этики управления;
    — профессионального уровня персонала.
    Относительно|касательно| перечня|перечисления| факторов, которые влияют на особенности системы организационного обеспечения, в отечественной практике встречаются разные|различные| их варианта. Относительно|касательно| построения систем организационного обеспечения принято выделять такие принципы:
    — иерархический;
    — функциональный;
    — смешанный.
    Этим принципам отвечают создаваемые субъектами ведения хозяйства системы организационного обеспечения, которые имеют свои особенности|особенность| и отличия.
    С середины|средины| XX ст. в системах организационного обеспечения финансового менеджмента многих корпораций выделились такие подразделения, как казначейство и бухгалтерия. Общими заданиями|задачей| обеих служб было оперативное, текущее управление, финансовое регулирование, анализ, планирование и разработка финансовой стратегии, политики и тактики. Главными|головными| заданиями|задачей| казначейской службы стало управление денежными потоками, портфелем ценных бумаг, финансовыми рисками, капиталом, работа с финансовыми посредниками.
    Бухгалтерия отвечает за учет, антикризисное финансовое управление, отчетность и осуществляет|свершает| управление доходами, расходами, прибылью, налогами, занимается бюджетированием, контролем и внутренним аудитом.
    Элементами системы организационного обеспечения финансового менеджмента е:
    — структура (службы, подразделения, исполнители);
    — иерархия, субординация, координация;
    — коммуникационные связи;
    — централизация и децентрализация управления;
    — функции, их разграничения;
    — обязанности|долг|, права, ответственность;
    — подотчетность, подконтрольность;
    — оценка профессионализма;
    —- оценка качества и эффективности управления;
    — оценка креативности|, оригинальности;
    — оценка инновационной новизны| принятых решений.
    Особенностью современного состояния|стана| развития и функционирования корпоративного сектора в экономических|экономичных| системах стран|страна-участницы| с развитой рыночной экономикой является интегрированность|интегрируемость| организационного обеспечения финансового менеджмента в органах корпоративного управления.
    Система информационного обеспечения — система непрерывного и целенаправленного подбора информационных показателей, осуществления плановых, отчетных, аналитических расчетов, необходимых для подготовки, принятия и реализации финансовых решений субъекта ведения хозяйства.
    Формирование и использование|употребление| информационной базы субъекта ведения хозяйства в значительной мере|в значительной степени| влияет как на эффективность финансового менеджмента и управления отдельными его объектами, так и на эффективность корпоративного управления, реализацию миссии и стратегии бизнеса.
    Информационное обеспечение создает основу|основание| для осуществления функций финансового менеджмента относительно|в отношении| объекта и субъекта, является необходимым условием подготовки финансовых решений, их оценки и принятия.
    Система информационного обеспечения складывается из|состоит|:
    — внешней|наружной| информационной базы;
    — внутренней информационной базы.
    Внешняя|наружная| информационная база формируется|формующий| путем целенаправленного подбора показателей, в частности по|в том числе|:
    — развитию мирового хозяйства;
    — развитию государства;
    — развитию региона, территории;
    — отрасли, виду экономической|экономичной| деятельности;
    — деятельности, состояния|стана| и перспектив развития конкурентов;
    — состояния|стана| и перспектив развития контрагентов;
    — конъюнктуры финансового рынка.
    Внутренняя информационная база субъекта ведения хозяйства включает:
    1) прогнозные, плановые показатели;
    2) данные учета;
    3) отчетность и отчетные показатели;
    4) экспертные оценки|оценка|;
    б) данные внутреннего аудита и контроля.
    Среди необходимой для подготовки и реализации финансовых решений информации выделяют такие виды:
    1) законодательная, нормативная, методическая, инструктивная;
    2) планово-прогнозная;
    3) отчетная;
    4) аналитическая;
    5) справочная;
    6) экспертные оценки|оценка|.
    Особенное значение в финансовом менеджменте имеет информация, которая|какая| является результатом деятельности исполнителей, служб и подразделений финансовой службы субъекта ведения хозяйства. Качество прогнозных и плановых показателей, своевременность, реальность, полнота оперативных и отчетных данных, аналитические расчеты, оценка отклонений|отклонения| фактических показателей, от плановых, прогнозных, результаты внутреннего контроля дают основания|подставу| для должного своевременного реагирования на изменение|смену|, снижение рисков, избежания угроз.
    Система кадрового обеспечения — система отбора, обучения, аттестации работников финансовой службы субъекта ведения хозяйства.
    Важным условием эффективного финансового менеджмента является работа с персоналом, к|до| которой|какой| принадлежат комплекс работ по отбору, анкетированию, стажировки будущих работников и определения требований|востребования|, к их квалификационному уровню, опыта работы, умения работать|трудиться| в команде, человеческих качеств, культурного уровня и морально-этических качеств. Важными компонентами успеха является формирование корпоративной культуры, определения правил поведения, кодекса чести финансового менеджера, внедрения|вводит| системы непрерывной учебы|обучения|, повышения квалификации финансовых менеджеров, использования|употребления| теорий игр, ситуационных упражнений, и|да| др.
    Финансовое обеспечение предусматривает определение объема финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения формирования и функционирования всех систем механизма финансового менеджмента субъекта ведения хозяйства, их использования|употребления|, своевременное реагирование на изменения|смену| внутренней и внешней|наружной| среды, оценку качества и эффективности.
    В состав механизма финансового менеджмента входят такие методы:
    — формирование информационной базы;
    — финансовое планирование;
    — финансовое прогнозирование;
    — бюджетирование;
    — финансовый анализ;
    — оценка инвестиционных проектов;
    — оценка рисков;
    — оптимизация;
    — финансовая регуляция;
    — амортизация, хеджирование, ранжирование|, диверсификация.
    В практике финансового менеджмента широко используются| рычаги|рычаг|, в частности|в том числе| известный в управлении капиталом финансовый рычаг и расчеты его уровня, силы и эффекта, использования|употребления| этих расчетов, для принятия финансовых решений. В операционном анализе применяется понятие операционного рычага, рассчитываются его коэффициент и сила.
    Рычагами|рычагом| как составляющими механизма финансового менеджмента являются проценты, дисконты|, лицензии, сертификаты, стандарты, дивиденды, налоги.
    К|до| инструментам финансового менеджмента принадлежат ставки налогов, тарифы сборов|сбора|, цены, тарифы, льготы, санкции, стимулы, дивиденды, финансовые показатели и финансовые коэффициенты.
    Необходимыми компонентами механизма финансового менеджмента является техническое  и программное обеспечение. Современные требования к работе с персоналом, формирования и использования|употребление| информационной базы, осуществления коммуникационных связей, информационных потоков, моделирования, прогнозирования, бюджетирования финансовых расчетов, могут быть выполнены|исполнил| лишь|только| при условии наличия современных технических средств, оргтехники, сетей и программных продуктов.
    5. Концепции финансового менеджмента
     
     
    Любое|какое-нибудь| общество осуществляет|свершает| накопление, имеет в распоря­жении| капитал, который|какой| подразделяется на сбережение,  что в таком случае не является полезным, |какие|который находится в ожидании, и на капитал, который протекает по каналам активной экономики, в прошлом прежде всего - торговой экономики. Капитализм полностью утверждается| только тогда, когда накопленный капитал будет максимально использоваться|.
     Это включение капитала в активную жизнь обусловливало изменение| уровня процента, одного из главных|головных| показателей здоровья экономики| и обмена. Уровень процента в Европе с XV по XVIII век|столетие| постоянно| снижался.
    Это имело место из-за того, что накопление увеличивало массу капитала, последний оказывался в достатке и снижал|взбивает| плату за кредит. В формировании финансовых ресурсов активную роль играли владельцы| небольших сбережений. В ганзейских| портах или в портах Ита­лии они были всегда, а в Севильи они существовали еще в XVI веке|столетии|: мелкие| кредиторы, спокойно воспринимающие риск, микро грузоотправители|, которые грузили какой-либо|какой-нибудь| товар на отплывающие суда|уплывают|.
    В произведении|сочинении| кардинала ди| Люка, которое было написан еще в 1673 году, можно прочитать: "В настоящий момент|сейчас| никто не восхваляется|выхваляет| тем, которое держит деньги свои [при себе] бездеятельными и бесплодными... Всегда можно иметь много| возможностей вложить их, особенно|в особенности| после недавнего введения|ввода| аренд|, векселей и этих государственных рент и обязательств... какие в Риме назы­вают| местами сбережений". Как видно, ставка процента как экономический|экономичный| феномен имеет достаточно давнюю историю, которая началась тогда, когда временно свободные активы передавались| в использование|употребление| за плату. Ставка дохода (rate| of| interest|) - общая теоретическая концепция, которая|какая| относится к|до| поступлениям от инвестирования капитала, где поступления| должны быть отнесены к|до| сумме вложений. Этот термин|термин| применяется в широком спектре экономических|экономичных| ситуаций. Он может относиться к|до| поступлениям от инвестирования физического капитала, денежного капитала, и также к|до| инвестированию "человеческого" капитала [12, с. 36]. Капитал рассматривается как ресурс получения определенных услуг, которые|какие| приносят доход. Например, физический капитал - грузовик - есть ресур­сом| (источником|истоком|) получение уплаты за услуги в случае ее использования|употребления|. То, сколько капитал стоит|стоящий|, чтобы им обладать, определяется отношением| годовой стоимости услуги (annual| value| of| the| service|) к|до| стоимости ре­сурсу| (value| of| the| source|) - отношением годового дохода к|до| стоимости капитала.
    Равновесие для любого|какого-нибудь| фактора или капитала будет равным|равным| отношению денежного потока от использования|употребления| капитала (cash| flow|) к|до| его рыночной стоимости. Ставка процента (rate| of| interest|) - цена услуг, что осуществляются| деньгами. От этой ставки процента, который предлагается финансовым рынком, следует отличать "чистую" ставку. Финансовая теория определяет ее как такую, которую необходимо заплатить|выплачивать|, одалживая деньги для осуществления полностью безрискового проекта. Кейнс утверждает, что ставка процента является монетарным феноменом, который отображает спрос и предложение на деньги. Предложение денег, в свою очередь, рассматривается как обусловленное внешними|наружными| факторами явление|, в то время как спрос представляется|воображает| как спекулятивный и осмотрительный. Деньги действуют как запас благосостояния, но альтернативная стоимость поддержки| благосостояния в этой форме является уровнем дохода, который|какой| можно получить от других финансовых активов.
    Арбитраж на финансовом рынке обеспечивает уравнивание став­ки дохода для всех финансовых активов, и единственная|единая| ставка, что устанавливается таким образом, является рыночной ставкой процента. В отличие от Кейнса, классическая экономическая|экономичная| теория придерживается взгляда, что ставка процента является естественным|природным| феноменом. Она определяется силами производства - спросом на фонды для осуществления инвестиций. В свою очередь, их сохранность|расчетливость| определяет предложение денег.
    Разница|разность| во взглядах Кейнса и представителей классической экономической школы касается факторов формирования ставки дохода на финансо­вые и материальные активы. Соответственно учению Кейнса, ставки на финансовые активы должны отличаться от уровня доходов на физические активы (например, за счет меньшей ликвидности последних). Современный монетарист считает, что эти отличия являются делом времени и в длительном периоде ста­вки процента выравниваются (но это то же и зависит от того, что рынок становится|стает| несколько другим в связи с развитием коммуникаций и финансовых отношений) [17, с. 35]. Ставка процента  является ценой, которая платится|выплачивает| для того, чтобы можно было занять капитал. Наука определяет два главных|головных| фактора, которые|какие| обусловливают стоимость денег: (1) производственные возможности (имеется в виду производство в широком понимании этого слова); (2) временные вкусы|склонность| касательно потребления.
    Э. Бригхем предлагает рассмотреть изолированную экономическую среду|экономичное|, чтобы понять влияние обоих факторов на стоимость денег.
    В целому для объяснения формы кривой существуют три теоретических концепции: (1) рыночной сегментации, (2) вкусов|склонности|, относительно|касательно| ликвидности и (3) ожиданий.
    Концепция рыночной сегментации,  согласно кторой каждый, кто дает деньги и кто их одалживает, имеет свои предпочтения относительно|касательно| срока|термина| выполнения обязательств. Фирма, которая|какая| осуществляет|свершает| большой|великий| проект, ориентируется на длительное заимствование денег. Владелец|собственник| небольшого магазина, напротив, преимущественно одалживает деньги на недолгий срок. Та же ситуация существует и между инвесторами.
    Например, тот, кто хочет обеспечить себе дополнительный источник|исток| существования после выхода на пенсию, будет пытаться отдать деньги на более длительный срок. Та­ким чином|образом|, кривая дохода в любое время будет, как показано на рис. 1. Рост кривой будет наблюдаться в случае, когда предложение превышает спрос на рынке непродолжительных обязательств и чувствуется относительный недостаток|нехватка| фондов на рынке длительных обязательств.
    Нисходящая кривая наблюдается, когда имеет место относительно сильный спрос на рынке недолгих обязательств в сравнении с рынком длительных.
    Концепция вкусов|склонности| относительно|касательно| ликвидности. В соответствии с|соответственно| этой концепцией нормальный доход по длительным обязательствам больше, чем по непродолжительным, по|с| двум причинам:
     1. Инвесторы отдают преимущество непродолжительным обязательствам, потому что они более ликвидны в том значении, что могут легко быть ликвидированы при наименьшей угрозе вложенной сумме. Поэтому инвесто­ры настаивают на высших ставках для длительных обязательств.
    2. Заемщики отвечают противоположной реакцией. Они заинтересованы в том, чтобы одалживать на более длительный период, и потому|и поэтому| они способны платить|выплачивать| более высокую ставку по длительным обязательствам.
    Это значит|означает|, что в нормальных условиях MRP является позитивной|положительной| и растет вместе с ростом периода выполнения обязательств.
    Концепция ожиданий.  Она отмечает, что форма кривой дохода зависит от ожиданий относительно|касательно| будущего уровня инфляции (инфляционные ожидания). Чем выше является ожидаемый уровень инфляции, тем высший доход желают иметь обладатели|властелин| сбережений. В целом, аналитические исследования свидетельствуют о том, что кривая до­ходу зависит от: (1) состояния|стану| спроса и предложения для длительных и недлительных обязательств; (2) вкусов|склонности| относительно|касательно| ликвидности и (3) инфляционных ожиданий.
     
    Рис. 1. Формирование временного равновесия инвестора
     
    Кроме того, следует учитывать и то, что на уровень ставки процента влияют такие обстоятельства, как: (1) резервная политика правительства, поскольку она может влиять на уровень предложения денег (например, через|из-за| регуляцию нормы резерва в кредитной системе); (2) уровень бюджет­ного| дефицита, поскольку он должен быть покрыт за счет|счет-фактуру| или займа| средств|средства|, или путем печати дополнительного количества денег (в пер­вом| случае, например, растет|вырастает| спрос на денежные фонды и это приводит| к|до| новому равновесию); (3) уровень деловой активности, поскольку она формирует|формующий| как спрос на средства|средство|, так и источники|исток| его удовольствия|удовлетворения|. Равновесие потребления-сбережения ("borrowing-lending|")  Сбережения (savings|) - относятся к|до| текущему потреблению. Инвестиции - создание новых источников|истока| предоставления производственных услуг. Допустимо, что существует один товар, который|какой| желательно потреблять. Со - потребление в текущем году, С1 - потребление в следующем году и так далее Ключ к|до| пониманию потребительских решений во времени (выбор между C0| и C1|) логично|логически| тот же, как для выбора между нормальными товарами в пределах одного периода времени. Позиция Е показывает, что индивидуум начинает с оце­нки| возможностей потреблять в текущем году. Когда индивидуум передвигается| вдоль KL|, говорят, что он инвестирует (lend|), отказываясь|отказывается| от текущего потребления в обмен на товар в будущем.
    Напротив, когда индивидуум передвигается сверху к|до| низу, говорят, что он одалживает (borrow|). Человек, который находится в точке C1|, отдает преимущество будущим доходам, она относительно бедна сегодня, но имеет хорошие перспективы относительно|касательно| будущего. В определенном равновесном состоянии|стане| рынок позволяет обменивать C1| на C2|. Уровень, за которым|каким| происходит обмен геометрически, - это наклон|наклонение| бю­джетной| линии KL|. Годовой процент - это фактически особенная разновидность цены - премия на относительную стоимость единицы текущего потребления в сравнении с потреблением в следующем году. С другой стороны, цена потребления в следующем году такая, что ее величина, увеличенная на (1+k|), имеет ту же стоимость сегодня, что и едини­ца| текущего потребления. Индивид откажется от единицы текущего потребления в интересах|в пользу| потребления в следующем году, только если это позволит ему в следующем году употребить больше, чем единицу, то есть| когда (C1-C1|).
    Концептуальная сущность финансового менеджмента заключается в рассмотрении его как формы|форма| управления процессами финансирования предпринимательской деятельности, адекватной экономике рыночного типа.
    Финансовый менеджмент базируется на трех основных концепциях:
    Концепция| нынешней|теперешней| стоимости, содержание которой|какой| заключается во вложении капитала с целью его последующего наращения. То есть полученный новый капитал должен возместить первобытные инвестиции, компенсировать их инфляционное обесценение|обесценивание| и обеспечить частицу|долю| наращения капитала — прибыль.
    Концепция предпринимательского риска выплывает из|с| предыдущей|предварительной| концепции, поскольку объективность оценки нынешней|теперешней| стоимости будущих доходов по прогнозным данным зависит от точности такого прогноза, полноты информационного обеспечения, квалификации экспертов.
    Концепция денежных потоков заключается в разработке политики предприятия относительно|касательно| привлечения финансовых ресурсов, организации их движения, поддержания их, в определенном качественном состоянии|стане|.
    Финансовый менеджер должен знать, какое количество денежных средств|средства| нужно для уплаты задолженности, выплаты дивидендов, когда будет избыток|излишек| денежных средств|средства| или, напротив, их дефицит, и в зависимости от этого принимать финансовые решения о размещении временно свободных средств|средства| или привлечения дополнительных финансовых ресурсов.
    Концепции финансового менеджмента базируются на отделенности государственного бюджета от бюджетов предприятий.
    Необходимыми условиями эффективного функционирования финансового менеджмента есть:
    предпринимательская| деятельность;
    самофинансирование;
    рыночное ценообразование;
    рынок труда;
    рынок капиталов;
    четкая регламентация| государственного регулирования деятельности предприятий, которая основывается на системе рыночного законодательства.
    Прежде чем рассмотреть принципы финансового менеджмента, следует отметить два важных момента его организации. Во-первых|в первых|, финансовый менеджмент не ограничивается рамками предприятия, а постоянно взаимодействует с бюджетом, внебюджетными фондами, банками и страховыми организациями, институционными инвесторами. Во-вторых, финансовый менеджмент находится|перебывает| под воздействием таких общих принципов управления, как планирование, стимулирование, согласование отдельных элементов, вариативность|, целевая направленность.
    До основных принципов финансового менеджмента можно отнести:
    плановость| и системность — планирование материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью обеспечения их сбалансированности, системность в разработке стратегии и тактики финансирования, в реализации запланированных мероприятий;
    целевая направленность — ориентация на цели и задания|задачу|, которые|какие| на этот момент ставит перед собой предприятие (повышение рентабельности, роста производительности труда, создания позитивного|положительного| имиджа, внедрения|вводит| инноваций, укрепления конкурентных позиций, на рынке, привлечение материальных и финансовых ресурсов и| др.);
    диверсификация капиталовложений в двух аспектах: во-первых|в первых|, инвестирование денежных средств|средства| в разные|различные| ценные бумаги, инвестиционные проекты; во-вторых, создание многопрофильных предприятий, которые занимаются разными|различными| видами предпринимательской деятельности;
    стратегическая ориентированность — ориентация на стратегию долгосрочного развития предприятия, знания и учета стратегических установок конкурентов, опережающее управление финансами предприятия;
    вариативность — прогнозирование разнообразных|многообразных| вариантов развития финансовой системы предприятия, поиск и обоснование альтернативных финансовых решений.
    6. Основы деятельности финансового менеджера
     
     
    Финансовый менеджмент как экономический орган управления хозяйственного субъекта являет собой часть аппарата управления, часть управления этим хозяйничающим субъектом. На больших предприятиях, в акционерных обществах таким аппаратом управления может быть финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером. Финансовая дирекция есть одной из центральных служб аппарата управления, которые создаются управлением или дирекцией хозяйственного субъекта. Финансовая дирекция состоит из разных подразделов, например, финансового отдела, планово-экономического отдела, бухгалтерии, лаборатории (бюро, сектор) экономического анализа, отдела внутрихозяйственного подотряда, отдела валютных операций и др. Дирекция и каждый ее подраздел функционируют на основе Положения о финансовой дирекции или подразделе. Положение о финансовой дирекции содержит в себе общие моменты организации дирекции, задания дирекции, ее структуру, функции дирекции, взаимоотношения с другими подразделами (дирекциями) и службами хозяйственного субъекта права и ответственность дирекции.
    Финансовая дирекция и ее подразделы выполняют следующие основные функции:
    обеспечивают финансовую деятельность (использование|употребление| финансовых ресурсов, получения прибыли, и тому подобное) хозяйственного субъекта и его подразделений;
    разрабатывают финансовую программу развития хозяйственного субъекта и его подразделений;
    определяют инвестиционную политику, направленную как на развитие своего производственно-торгового процесса путем прямого вложения капитала и выпуска собственных ценных бумаг (акций, облигаций), так и на вложение в уставный капитал других субъектов, которые хозяйничают|хозяйствуют|, приобретение ценных бумаг (в основном акций) других эмитентов с целью получения доходов и получения прав на управление этими субъектами ведения хозяйства;
    разрабатывают кредитную политику, направленную на выпуск векселей, предоставления коммерческих, финансовых кредитов, и выдачу ссуд другим субъектам ведения хозяйства;
    определяют  смету  расходов  финансовых средств для всех подразделений хозяйственного субъекта;
    обеспечивают валютную политику хозяйственного субъекта (получение и расход валюты, валютные расчеты и кредиты, страхования, от валютных рисков и тому подобное);
    разрабатывают планы финансовых мероприятий, финансовые планы хозяйственного субъекта и его подразделений;
    принимают участие в разработке бизнес-плана субъекта;
    ведут финансовые расчеты с поставщиками, покупателями, подрядчиками, банком, налоговой службой;
    осуществляют|свершают| страхования от финансовых рисков, залоговые, трастовые, лизинговые и другие финансовые операции;
    определяют показатели коммерческого  и внутрихозяйственного плана|кряду|, контролируют их реализацию;
    анализируют финансово коммерческую деятельность и валютную самоокупаемость хозяйственного субъекта и его подразделений;
    ведут бухгалтерский и статистический в сфере финансов учет, составляют|сдают| балансы.
    В управлении финансовой деятельностью главным|головным| действующим лицом является финансовый менеджер – профессиональный специалист, который|какой| осуществляет|свершает| квалифицированное руководство финансовой деятельностью предприятия. На больших|великих| предприятиях, в акционерных обществах|товариществе| обычно формируется|формующий| группа финансовых менеджеров, за каждым из которых|каких| закрепляются определенные обязанности|долг|, определено направление работы. Возглавляет такую группу ведущий финансовый менеджер. Если таких групп несколько, то их возглавляет главный|головной| финансовый менеджер. На небольшом предприятии, в товариществе ради экономической|экономичной| целесообразности может работать|трудиться| только один финансовый менеджер. Производственная деятельность финансового менеджера регламентируется его должностной инструкцией. Должностная инструкция устанавливает общие требования к работнику, его обязанности|долг|, права и ответственность.
    Функциональными обязанностями финансового менеджера могут быть:
    организация финансовой работы на предприятии;
    разработка прогнозов, проектов и планов вложения капитала (прямое вложение, венчурное вложение, вложение, в ценные бумаги), оценка различных вариантов вложения капитала с учетом степени риска и размера получаемого дохода, выбор оптимального варианта;
    разработка перспективных и текущих финансовых планов (баланс доходов и расходов), планов поступления и расхода иностранной валюты;
    участие в разработке бизнес-плана хозяйственного субъекта в части финансовых показателей, а также финансовых нормативов (норматив расходов, норматив использования|употребления| финансовых средств, норматив оборотных|обратимых| средств|средства|, и тому подобное);
    организация коммерческого  и внутрихозяйственного планирования|кряду| — определяет показатели коммерческого  и внутрихозяйственного планов|кряду|, рассчитывает их величину, осуществляет|свершает| организацию;
    проведение кредитной политики;
    осуществление валютной политики;
    формирование финансовой документации (банковской, статистической и тому подобное);
    анализ финансового состояния|стана| хозяйственного субъекта и эффективности использования|употребления| финансовых ресурсов, финансовых мероприятий;
    контроль за выполнением плановых финансовых показателей.
    К финансовому менеджеру предъявляются определенные квалификационные требования, то есть что он должен знать и что он должен уметь делать. Эти требования составляют квалификационную характеристику работника, который обычно добавляется к его должностной инструкции.
    Финансовый менеджер должен знать теорию финансов, кредита и финансового менеджмента, бухгалтерский учет, действующее законодательство  в отрасли финансовой, кредитной, банковской, биржевой и валютной деятельности, порядок осуществления операций на финансовом рынке (рынке капитала, рынке кредитных ресурсов, рынке ценных бумаг, валютном рынке), основы экономики внешнеэкономической деятельности, налогообложения, методику и методологию экономического анализа. Особенно важно для финансового менеджера уметь читать бухгалтерский баланс, потому что последний является конкретным отчетным документом, который характеризует использование финансовых средств субъекта ведения хозяйства.
    Финансовый менеджер должен уметь разбираться в финансовой информации (отечественной и зарубежной), анализировать результаты финансовой деятельности и эффективность мероприятий по вложению капитала, составлять финансовый план, рассчитывать и прогнозировать результаты от использования капитала, оценивать рациональность и эффективность розроблюваних финансовых программ, составлять отчет из использования финансовых ресурсов.
    Как правило, финансовый менеджер является наемным работником, который вовлекается в управленческую деятельность по контракту. В контракте, заключенном между финансовым менеджером и управляющим-владельцем, оговариваются условия работы финансового менеджера, порядок и размер оплаты его труда. Финансовый менеджер как высший служащий, кроме заработной платы, может получать вознаграждение в виде процента от прибыли. Такое вознаграждение называется тантьема. Размер тантьемы определяется высшим органом управления субъекта: собраниями акционеров, собраниями основателей общества, правлением предприятия с иностранными инвестициями, собраниями членов кооператива.
    Заключение
     
    Менеджмент в общем виде можно определить как систему экономического управления производством, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. Собственно к менеджменту относятся теория управления и практические образцы эффективного руководства, под которыми понимается искусство управления. Обе части имеют дело с управлением как комплексным и конкретным явлением..
    Управление представляет собой процесс выработки и осуществления управляющих воздействий. Управляющее воздействие — это воздействие на объект управления, предназначенное для достижения цели управления. Выработка управляющих воздействий включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, принятие решений. Осуществление управляющих воздействий охватывает передачу управляющих воздействий и при необходимости преобразование их в форму, непосредственно воспринимаемую объектом управления.
    Менеджмент во всех своих решениях руководствуется экономическими соображениями. Поэтому любое действие менеджмента — это мероприятие экономического характера. В основе менеджмента лежат целенаправленный поиск, непрерывное обучение и организация работы для наиболее эффективного использования всех ресурсов, в том числе финансовых. Финансовый менеджмент является частью общего менеджмента.
    Финансовый менеджмент можно определить как систему рационального и эффективного использования капитала, как механизм управления движением финансовых ресурсов. Финансовый менеджмент направлен на увеличение финансовых ресурсов, инвестиций и наращивания объема капитала.
    Общее представление о финансовом менеджменте как о механизме управления движением финансовых ресурсов. Конечная цель такого управления соответствует целевой функции хозяйствующего субъекта — получению прибыли. Ведь любые экономические отношения (в том числе и мировые) базируются на стремлении получить прибыль. Прибыль (выгода) потребителя появляется в том случае, когда он покупает по самой низкой цене при наилучшем соотношении качества и цены.
    Такое положение способствует развитию наиболее совершенных производств и хозяйствующих субъектов. Хозяйствующие субъекты-производители или продавцы могут удержаться на рынке только тогда, когда в условиях конкуренции им удается реализовать хотя бы минимальную прибыль, чтобы обеспечить свое выживание, т. е. рассчитаться по своим обязательствам и долгам и закупить средства для дальнейшего производства товаров или торговли. Известны две основные возможности увеличения прибыли: рост объема выпуска и реализации товаров (выручка) и уменьшение затрат (себестоимость), так как прибыль в общем виде — это разница между выручкой и себестоимостью.
    Финансовый менеджмент, управляя движением капитала, может направить его на увеличение производственных мощностей, а следовательно, выручки; при управлении движением финансовых ресурсов, появляется возможность использовать их для снижения себестоимости и увеличения капитала.
    Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Вопрос, как искусно руководить этими движением и отношениями, составляет содержание финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на финансы с помощью методов и рычагов финансового механизма для достижения поставленной цели.
    Таким образом, финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления. Под стратегией в данном случае понимаются общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование.
    Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии. Тактика — это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор наиболее оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.
    Финансовый менеджмент как экономический орган управления хозяйствующего субъекта представляет собой часть аппарата управления, часть руководства этим хозяйствующим субъектом. На крупных предприятиях в акционерных обществах таким аппаратом управления может быть финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером. Финансовая дирекция является одной из центральных служб аппарата управления, создаваемых правлением или дирекцией хозяйствующего субъекта. Финансовая дирекция состоит из различных подразделений, например финансового отдела, планово-экономического отдела, бухгалтерии, лаборатории (бюро, сектор) экономического анализа, отдела (сектор) внутрихозяйственного подряда, отдела валютных операций и др. Дирекция и каждое ее подразделение функционируют на основе Положения о финансовой дирекции или подразделении, которое включает в себя общие моменты ее организации, задачи, структуру, функции, взаимоотношения с другими подразделениями (дирекциями) и службами хозяйствующего субъекта, права и ответственность дирекции.
    Финансовая дирекция и ее подразделения выполняют следующие основные функции:
    обеспечивают финансовую деятельность (использование финансовых ресурсов, получение прибыли и т.п.) хозяйствующего субъекта и его подразделений.
    Финансовый менеджер должен знать теорию финансов, кредита и финансового менеджмента, бухгалтерский учет, действующее законодательство в области финансовой, кредитной, банковской, биржевой и валютной деятельности, порядок совершения операций на финансовом рынке (рынке капитала, рынке кредитных ресурсов, рынке ценных бумаг, валютном рынке), основы экономики хозяйствующего субъекта, внешнеэкономической деятельности, налогообложения, методику и методологию экономического анализа. Особо важно для финансового менеджера уметь читать бухгалтерский баланс, так как последний является конкретным отчетным документом, характеризующим использование финансовых средств хозяйствующего субъекта.
    Финансовый менеджер должен уметь разбираться в финансовой информации (отечественной и зарубежной), анализировать результаты финансовой деятельности и эффективность мероприятий по вложению капитала, составлять финансовый план, рассчитывать и прогнозировать результаты от использования капитала, оценивать рациональность и эффективность разрабатываемых финансовых программ, составлять отчет по использованию финансовых ресурсов.
    Содержание приемов финансового менеджмента
    Целью финансового менеджмента является управление движением финансовых ресурсов, которое осуществляется с помощью разных приемов. Общим содержанием всех приемов финансового менеджмента является воздействие финансовых отношений на величину финансовых ресурсов.
     Список использованной литературы
     
    1. Баканов М.И., Мельник М.В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. / Под ред. М.И. Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 536с.
    2. Балдин К.В., Быстров О.Ф., Соколов М.М. Инвестиции. Системный анализ и управление. – М.: Дашков и К, 2007. – 288с.
    3. Бригхем Ю., Гапенски Л Финансовый менеджмент. Полный курс. Учебное пособие в 2-х тт./ Пер. с англ. – СПб.: Экономическая школа, 2005 – 1166с.
    4. Валдайцев С.В., Воробьев П.П. Инвестиции. – М.: Проспект, 2006. – 440c.
    5. Валинурова Л.С., Казакова О.Е. Управление инвестиционной деятельностью. Учебник. - М.: КноРус, 2005. – 384с.
    6. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. - М.: Инфра-М, Форум, 2007. – 256с.
    7. Кузнецов Б.Т. Финансовый менеджмент. Учебное пособие для ВУЗов – М.: Юнити-Дана, 2005. – 415с.
    8. Леонтьев В.Е., Бочаров В.В., Радковская Н.П. Финансовый менеджмент. Учебник для ВУЗов – М.: Элит-2000, 2005. – 560с.
    9. Панкрухин А.П., Гапоненко А.Л. Стратегическое управление. Учебник. - М.: Омега-Л, 2006. – 464с.
    10. Петров А.Н. Стратегический менеджмент. Учебник для ВУЗов. - СПб.: Питер, 2007. – 496с.
    11. Подшиваленко Г.П. , Лахметкина Н.И. Инвестиции. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2007. – 200с.
    12. Подшиваленко Г.П., Киселева Н.В. Инвестиционная деятельность. – М.: КноРус, 2005. – 432с.
    13. Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия. Учебник для ВУЗов – М.: Юнити-Дана, 2006. – 407с.
    14. Ромаш М.В., Шевчук В.И., Финансирование и кредитование инвестиций. Учебное пособие. – М.: Интерпрессервис, 2004. – 160с.
    15. Савицкая Г.В. Экономический анализ. Учебник для ВУЗов. – М.: Новое знание, 2004. – 640с.
    16. Самсонова Н.Ф. Финансовый менеджмент. Учебник для ВУЗов – М.: Юнити-Дана, 2004. – 415с.
    17. Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Инвестиции. – М.: Инфра-М, 2004. – 176с.
    18. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика– М.: Перспектива, 2006. – 656с.
    20. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. Учебник для ВУЗов. - М.: Дело, 2004. – 448с.
    21. Финансовый менеджмент. Учебник для ВУЗов. / Под ред. Поляка Г.Б. – М.: Юнити-Дана, 2006. – 527с.
    22. Финансовый менеджмент. Учебное пособие/ Под ред. Е.И. Шохина. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. – 408с.
    23. Чернов В.А. Инвестиционная стратегия. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Юнити, 2004. – 158с.
    24. Чиненков М.В. Инвестиции. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2007. – 248с.
    25. Шаповал А.Б. Инвестиции. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2007. – 334с.
    26. Шаповал А.Б. Инвестиции: математические методы. Учебное пособие – М.: Форум, Инфра-М, 2007. – 96с.
    27. Шарп У.Ф., Александер Г.Д., Бэйли Д.В. Инвестиции. Учебник для ВУЗов по экон. специальностям. / Пер.с англ. - М.: Инфра -М, 2006. – 1027с.
    28. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. – 240с.
    29. Экономический анализ. Учебник для ВУЗов. / Под ред. Л.Т. Гиляровской. / Изд. 2-е, доп. – М.: Юнити-Дана, 2004. – 615с.
    30. Янковский К.П. Инвестиции. – СПб.: Питер, 2007. – 224с.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Финансовый менеджмент ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.