Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Процесс психотерапии З.Фрейда

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Процесс психотерапии З.Фрейда
  • Предмет:
    Психология
  • Когда добавили:
    01.08.2014 12:07:02
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
    Введение. 3
    Глава 1. Психоанализ. 4
    Глава 2. Проведение психотерапии. 6
    Заключение. 9
    Список использованной литературы.. 11
     
    Введение
     
    Трагедия человека заключается в том, что человек – существо высокоразвитое и интегрированное в социум. При этом человек, оставаясь человеком, также является животным. Но его высокоразвитость и интегрированность в общество неизбежно обременяется культурой. Культура (в том числе и труд, и 10 библейских заповедей) сделала человека человеком. Но биологически человек остался животным. В этом конфликте и борьбе между животным и духовным и живет человек пять тысяч лет своего исторического развития. Иногда кому-то удается найти компромисс в этой борьбе объединенных противоположностей. А иногда этим компромиссом бывает невроз и депрессия. Справиться с этими проблемами цивилизованного человека, призваны методы психотерапии.
    Целью нашего исследования является выделение принципов процесса психотерапии по З.Фрейду. Задачи, которые требуют решения для достижения данной цели: исследование понятие «психоанализ» и проведение психотерапии.
    Объектом исследования данной работы является процесс психотерапии З.Фрейда, а предметом: понятие «психоанализ» и процесс проведения психотерапии.
    З.Фрейд говорил, что будущий психоаналитик должен пройти курс собственного дидактического анализа, для того, чтобы проработать некоторые свои комплексы, которые могут помешать в последующей работе с пациентами и для того, чтобы почувствовать на себе работу психоаналитического толкования. «Психоанализом овладевают, прежде всего, на себе самом, при изучении своей личности», писал Зигмунд Фрейд в лекциях по «Введению в психоанализ»[1].
    Глава 1. Психоанализ
     
    Психоанализ – это научно-философская система, которая дает возможность ответить на вопросы: что происходит; почему это происходит; и, благодаря этому, найти ответ на вопрос: что делать.
    Психоанализ – это метод, который помогает человеку понять самого себя. Это становится возможным благодаря расширению сознания, когда ранее недоступные части психики становятся осознаваемыми.
    Неосознаваемые области психики именуются бессознательным. Исследование бессознательного вызывает ассоциацию с погружением в глубины, поэтому психоанализ также называют глубинной психологией.
    Психоанализ как техника лечения неврозов появился более 100 лет назад благодаря катартическому методу Йозефа Бройера (Брейера), который в своей работе использовал гипноз. З.Фрейд являлся соавтором катартического метода и тоже первоначально использовал гипноз в своей практике, но вскоре в нем разочаровался[2].
    Тот день, когда Фрейд приступил к лечению свой пациентки, не прибегая к помощи гипноза – можно считать днем рождения психоанализа.
    Психоанализ и психотерапия всегда проводится в бодрствующем состоянии пациента (клиента). Бодрствование необходимо потому, что психоаналитический метод предполагает активность пациента: в этом выражается равноправие взаимоотношений между психоаналитиком и пациентом.
    Психотерапия относится к индивидуальному разговорному типу. Эффект усиленного взаимовоздействия людей друг на друга в группах и массах отмечали многие социологи, психологи, психотерапевты и психиатры (Г.Лебон, З.Фрейд, В.М.Бехтерев, С.Московичи и другие), однако это больше касалось стихийного воздействия (заражения) или усиления директивного (прямого) внушения (включая гипноз)[3]. Что касается применения психотерапевтического эффекта взаимодействия членов группы в недирективной психотерапии, то можно сказать, что его первыми стали использовать ученики З.Фрейда – А.Адлер, Л.Уэндер и др[4]. Причем сам З.Фрейд весьма критически относился к возможности проведения психоанализа в группе, считая, что влияние и даже само присутствие группы могут исказить продуцируемую клиентом информацию.
    Но основное отличие психоанализа от других видов психотерапий, которые проводятся в виде беседы, заключается в том, что психоанализ направлен на понимание и исследование: понимание психоаналитиком пациента и понимание пациентом самого себя (это основная задача психоанализа). Еще в V веке до н.э. на стене дельфийского храма было начертано: «Познай себя самого». Именно тогда, две с половиной тысячи лет назад, зародилась идея психоанализа. В конце концов, психоанализ определяется как психоанализ не своей техникой или формой проведения, а его основной задачей – самопознание через расширение сознания.
    Глава 2. Проведение психотерапии
     
    Если гипноз не годится для самопознания посредством исследования своего бессознательного, т.к. оставляет пациента в бессознательном состоянии – как же человеку познать свое бессознательное, оставаясь в сознательном состоянии.
    Для этого З.Фрейдом была создана техника свободных ассоциаций. Пациент лежит на кушетке или сидит в кресле и просто говорит, что ему приходит в голову. Можно рассказывать о своем прошлом (в том числе и о детстве), о текущих событиях жизни, делиться своими планами на будущее, описывать свои фантазии и, конечно, сновидения, рассказывать о своих опасениях и страхах. Запретных тем нет. Можно говорить без опасений – потому что это никто не слышит, кроме психоаналитика – а психоаналитик никому ничего не расскажет (психоаналитик нигде не пересекается в реальной жизни пациента – это важное требование психоанализа, и, конечно же, существует профессиональная этика). Можно говорить все без опасений, потому что это только психоанализ – а психоаналитик только психоаналитик. И, естественно, если пациент может говорить все, что приходит ему в голову. Психоанализ – это реальные переживания в нереальной ситуации, ситуации безопасности и доверия, которая никогда не встречается в реальной жизни (ведь психоаналитик существует только в той комнате, в которой ведет прием, ведь реально он не существует).
    Важно, конечно и то, что говорить оказывается возможным – потому что пациента слушают. Психоаналитик сообщает пациенту о своем понимании и проверяет, насколько правильно понял (и интерпретирует, выражая свое видение ситуации – это основная составляющая психоанализа).
    Метод свободных ассоциаций – основное открытие З.Фрейда. С одной стороны – это естественная потребность любого человека, говорить то, что приходит ему в голову. Но в реальной жизни взрослый человек лишен такой возможности – небезопасно говорить все, что приходит в голову (даже близкому человеку).
    Маленький ребенок, который только научился говорить, всегда говорит все, что ему приходит в голову. До тех пор, пока родители и другие взрослые, шокированные его искренностью, не приучают его скрывать свои мысли.
    В конце концов, сама жизнь учит, что далеко не все и далеко не всегда можно говорить все, что приходит в голову.
    Только в кабинете психоаналитика можно говорить все, что думаешь не думая (легче это делать лежа на кушетке – ведь когда Пациент никого не видит, значит никого нет...).
    Пациенту, конечно, требуется некоторое время, чтобы восстановить утраченную в далеком детстве способность говорить все, что приходит в голову. Для этого ему необходимо удостовериться, что он, в самом деле, может говорить все, что захочет, и не будет за это наказан (как в детстве и как реально происходит в реальной жизни). Поэтому говорить сначала может быть сложно. Трудности в том, чтобы свободно говорить все, что приходит в голову – могут иметь и другие причины. Это значит можно поговорить о том, почему пациенту трудно говорить.
    Сама по себе возможность говорить, не контролируя что говоришь, приносит облегчение – эффект случайного попутчика. Но случайный попутчик – это еще не психоаналитик. Просто выговориться, когда тебя слушают – этого еще недостаточно.
    В процессе слушания у психоаналитика возникают гипотезы, основанные на психоаналитическом видении ситуации пациента в связи с его детством.
    Психоаналитик делится этими гипотезами с пациентом (интерпретирует) – когда они ему кажутся достаточно зрелыми, чтобы их можно было предложить на рассмотрение пациенту.
    Гипотезы обсуждаются психоаналитиком с пациентом, в результате чего они уточняются или отвергаются. Если гипотеза верная – чаще всего она вызывает в памяти пациента новые воспоминания.
    В процессе психоанализа пациент приобретает возможность самому строить такие гипотезы и предлагать их психоаналитику для обсуждения (это и есть основная задача психоанализа).
    В процессе обсуждения этих гипотез, благодаря тому, что пациент начинает понимать что происходит и почему это происходит, пациенту становится возможным лучше понимать самого себя и других.
    З.Фрейд называл психоанализ лечением правдой[5]. Психоаналитический метод – это метод откровений, не только со стороны пациента, но и со стороны психоаналитика. Психоанализ – это метод открытий в себе (инсайтов). Только зная правду о своем бессознательном, можно принимать осознанные решения в жизни. Поэтому психоанализ также называют техникой расширения сознания.
    Разучившись говорить правду (прежде всего самому себе), человек репрессировал многие свои чувства, желания и убеждения – потеряв часть себя. Благодаря возможности говорить правду, психоаналитик становится этой утерянной частью, которую пациент получает назад, выслушивая, в свою очередь, психоаналитика.
    Но пациент получает нечто больше, чем утерянную часть себя, он также получает и частичку психоаналитика, который делится с ним также своим опытом и навыками.
    Так образом, пациент приобретает возможность самостоятельно строить психоаналитические гипотезы, делая самостоятельные открытия в своем бессознательном (после окончания психоанализа уже без помощи психоаналитика)
    Заключение
     
    Психоанализ представляет собой лечебный метод, когда человек с помощью психоаналитика избавляется от ложных суждений, опрометчивых импульсов, неразумного чувства вины, ненужных сомнений и угнетающих угрызений совести. При таком методе лечения основной целью психоаналитика является распутывание личности пациента, а не его успокоение.
    Психоанализ можно рассматривать как метод научного наблюдения и изучения личности, особенно относительно ее раннего развития, эмоциональных нарушений, фантазий, желаний, импульсов, мотивов и сновидений.
    Система научной психологии, а именно, идеи и наблюдения психоанализа можно использовать в попытках предсказать поведение индивида, развитие его отношений с другими людьми также является анализом.
    Сеанс психоанализа проводиться не чаще чем 2 раза в неделю и длиться около 50 минут. Во время его проведения доктор просит пациента вызывать из памяти образы, вспоминая все без всякой логики и последовательности. Во время сеанса психоаналитик находиться у изголовья пациента, а зрительный контакт и прикосновения крайне нежелательны. Такая атмосфера помогает в бессознательном выявить потаенное.
    На протяжении всего времени сеанса доктор внимательно слушает пациента, направляет его в нужное русло и выискивает след переживаний и глубинных комплексов. После психоаналитик анализирует полученную информацию и доносит ее истинный смысл до пациента.
    Полный курс психоанализа может длиться от одного года и до пяти лет, поэтому прежде, чем начинать лечение психоанализом, человеку стоит хорошо подумать, готов ли он к нему финансово и морально.
    Лечение психоанализом эффективно при многих психосоматических недугах, в частности, при большинстве неврозов, истерии, всевозможных болях, страхах и т.п. Противопоказан данный метод лечения при тяжелых психических заболеваниях, таких как слабоумие, эпилепсия, шизофрения и при маниакально-депрессивном психозе.
    При гибком и умелом использовании психоанализа можно стать сильнее в моральном, физическом и психологическом плане.
    Список использованной литературы
     
    Адлер, А. Очерки по индивидуальной психологии / А.Адлер; [пер. с нем., науч. ред. А.М. Боковикова]. – М.: Когито-Центр, 2002. – 220сЛебон, Г. Психология толп / Г.Лебон. Мнение и толпа / Г.Тард, Г.Лебон, Г.Тард. – М.: Ин-т психологии РАН, 1999. – 416с.Московичи, С. Социальная психология / под ред. С.Московичи; [пер. с фр. Т. Смолянской]. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 592с.Фрейд, З. Введение в психоанализ / З.Фрейд.- СПб: Алетейя, 2000. – 279с.Фрейд, З. По ту сторону принципа удовольствия / З. Фрейд. – М.: Прогресс, 1992. – 569с. [1] Фрейд, З. Введение в психоанализ / З.Фрейд.- СПб: Алетейя, 2000. – 279с.
    [2] Фрейд, З. Введение в психоанализ / З.Фрейд.- СПб: Алетейя, 2000. – 279с.
    [3] С.Московичи Социальная психология / под ред. С.Московичи; [пер. с фр. Т. Смолянской]. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 592с.
    [4] Адлер, А. Очерки по индивидуальной психологии / А.Адлер; [пер. с нем., науч. ред. А.М. Боковикова]. – М.: Когито-Центр, 2002. – 220с
    [5] Фрейд, З. Введение в психоанализ / З.Фрейд.- СПб: Алетейя, 2000. – с. 113.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Процесс психотерапии З.Фрейда ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.