Полный текст:
Развитие
гражданско-правовых отношений связано с текущими пробелами и нарушениями, в
этой связи наибольшую актуальность имеет проблема автострахования как части общественных
отношений. В 2006 году почти 200 аварий, в которых пострадали люди, произошло по
вине «бесполисных» водителей, это обстоятельство указывает на необходимость
рассмотрения данной проблемы.
В настоящее время одной
из наиболее часто встречающимся нарушением законодательства является мошенничество
в сфере автострахования, приобретающего все более профессиональные черты, —
отмечает начальник управления урегулирования убытков СК «МАКС» Андрей Антропов
— Создаются устойчивые преступные группы, в состав которых входят сотрудники
ГИБДД, эксперты независимых экспертиз и представители страховых компаний. Мошенничество
среди сотрудников страховых компаний тоже не редкость. В «МАКС» в прошлом году
на месте преступления поймали своего работника-махинатора. При проведении
плановой проверки выяснилось одно интересное обстоятельство: большинство дел,
которые оформлялись этим товарищем, были подозрительно похожи: ДТП оформлялись
одним и тем же инспектором ГИБДД, участники ДТП проживали подозрительно близко
друг от друга и почти все являлись ровесниками. У «страховщика» на руках
имелось большое количество справок ГИБДД с печатями, а также бланки
определений. Оформление «страхового случая» занимало максимум 30 минут, самое
главное было найти подходящую битую машину, оформить ее на знакомого и
застраховать. Дальше все было просто: специалист сам выписывал фальшивые
справки, и компания выплачивала страховку «пострадавшему» автовладельцу.
При этом среди самых распространенных
ошибок клиентов — невнимательное чтение страхового договора, правил
страхования, памятки о страховом случае. Поэтому клиент не всегда помнит, кому,
когда, что и как он должен сообщить о случившемся с ним ЧП, не знает, какие
случаи являются исключениями из страхового покрытия и даже какими дополнительными
услугами он может пользоваться без оплаты. Причины отказов в выплатах в ОСАО
«Ингосстрах» лежат в рамках здравого смысла и действующего законодательства. В
частности, если не было принято разумных и доступных мер для спасения или
сохранения застрахованного имущества, не предоставлены документы, необходимые
для принятия решения о выплате страхового возмещения, или представлены
документы, оформленные с нарушением требований. И, безусловно, когда сообщаются
недостоверные сведения об обстоятельствах наступления страхового случая.
Страхователи читают правила страхования и
договор только после того, как страховой случай уже произошел. Поэтому время от
времени клиенты забывают вызвать на место ДТП представителей ГИБДД и оформить
происшествие официально. А вместо того, чтобы сообщить в страховую компанию о
страховом событии, отправляются на знакомую станцию техобслуживания и
ремонтируют там автомобиль, не заботясь о том, что у станции нет договора со
страховой компанией, клиентами которой они являются. Потом, естественно,
предъявляют родной страховой компании счет об оплате и узнают много нового об
условиях и правилах страхования».
Ошибки в доверенности, оформляемой для
постановки на учет в ГАИ, или в справке-счете потом исправить будет сложно. В
сервисной книжке обязательно должна быть проставлена дата продажи, иначе срок
гарантии будет исчисляться с момента изготовления. В справке-счете должны быть
указаны дата и место составления, суть и условия сделки, стоимость автомобиля и
все сведения о нем, наименование и адрес магазина, а также ваши данные. Кроме
того, покупаете ли вы машину в салоне или у частного лица, необходимо проверить
ее юридическую историю. В салон автомобиль тоже попадает не с конвейера, а
через нескольких перекупщиков. И надо убедиться в наличии договоров,
фиксирующих каждую сделку.
Федеральная служба
страхового надзора (ФССН) подготовила информационное письмо, в котором
разъясняются основные ошибки соискателей лицензий на страховую брокерскую
деятельность. Пока лицензионные пакеты брокеров содержат значительное
количество нарушений законодательства, являющихся основанием для отказа в
выдаче лицензии, сообщает ФССН.
Наиболее существенные
нарушения связаны с ненадлежащим оформлением соискателями учредительных
документов, а также образцов брокерских договоров, говорится в информационном
письме ФССН №13785/02-02 от 8 декабря 2006 г.
Кроме того, соискатели не
до конца учитывают ограничения правоспособности, налагаемые на брокеров статьей
8 закона о страховом деле, и необоснованно расширяют допустимые сферы своей
деятельности. Согласно этой статье, брокеры могут действовать в интересах
страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика). Они вправе
оказывать услуги, связанные с заключением договоров страхования
(перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем
(перестрахователем), а также услуги, связанные с исполнением этих договоров.
При этом брокерам запрещено заниматься агентской деятельностью, то есть
выступать в качестве представителей страховщиков (перестраховщиков).
Это означает
невозможность заключения брокерами договоров страхования, получения
(инкассации) страховой премии, определения страхового тарифа и осуществления
иных юридически значимых действий от имени страховщиков (перестраховщиков).
Страховой брокер может действовать либо от собственного имени, либо
представлять интересы страхователя (перестрахователя), - подчеркивается в
письме. В то же время соискатели включают в свои учредительные документы и в
образцы договоров условия, нарушающие эту норму закона, что является основанием
для отказа в выдаче лицензии.
Помимо этого, согласно п.
2 ст. 8 закона, брокер не вправе одновременно действовать в интересах страхователя
и страховщика. Однако многие соискатели предусматривают возможность подобных
действий в подготовленных ими образцах договоров, отмечает ФССН.
В лицензионных пакетах
встречается также неправильное определение предмета гражданско-правовых
договоров, которые может заключать брокер. Брокеру не запрещено оказывать
информационные, консультационные, сюрвейерские услуги.
Однако недопустимо
формулировать предмет договоров как осуществление каких-либо действий от имени
страховщика и по его поручению в отношениях со страхователем. Такие договоры
будут относиться к деятельности страхового агента, подчеркивает ФССН.
Среди менее
распространенных нарушений – несоблюдение требований к наименованию,
несоответствие квалификационным требованиям, включение в учредительные
документы видов деятельности, не связанных со страхованием (рекламной,
благотворительной, дилерской, деятельности по управлению ценными бумагами и
т.д.).
Таким образом
рассмотренные выше нарушения и ошибки в сфере автострахования указывают на
необходимость принятия соответствующих мероприятий по их разрешению.