Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Политические и социально-экономические проблемы приграничных регионов России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Политические и социально-экономические проблемы приграничных регионов России
  • Предмет:
    География, экономическая география
  • Когда добавили:
    05.08.2014 16:55:36
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Введение
    Любое государство мира имеет границы – рубежи своей юрисдикции. Государственная граница - линия, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства), предел действия суверенитета отдельного государства. Государственные границы подразделяются на сухопутные, речные, озерные, морские; устанавливаются по соглашению между соседними государствами путем делимитации и демаркации[1].
    Регионы, прилегающие к государственной границе, имеют в своем законодательстве, экономической структуре и характере проживания населения определенные особенности, обусловленные необходимостью охраны государственной границы и взаимодействием с сопредельными государствами. Приграничное положение региона, давая ему очевидные плюсы в виде дополнительных рабочих мест в системе охраны границы, таможни и т.д., возможности развития приграничной торговли и пр., порождает ряд проблем – экономических, социальных, экологических и других.
    Актуальность темы связана с необходимостью исследования проблем пограничных регионов России, как фактора, дестабилизирующего ситуацию в стране, а также международные отношения России с сопредельными государствами. Связано это с тем, что большинство политических и экономических проблем современной России наиболее остро проявляются именно в приграничных регионах – территориях, имеющих непосредственный контакт с сопредельными государствами.
    Цель работы: исследование политических и социально-экономических проблем приграничных регионов России.
    В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
    1. Анализ места приграничных регионов в государственном устройстве современной России;
    2. Анализ влияния типов границ и приграничных взаимодействий на социально-экономическую ситуацию в приграничных регионах;
    3. Изучение основных социально-экономических проблем приграничных регионов России на старых (советских) и новых границах.
    Методы исследования – анализ литературных, статистических источников.
    Государственная граница Российской Федерации и приграничные регионы
    Государственная граница Российской Федерации (далее - Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации[2]. Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.
    Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей Государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на Государственной границе, а также регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории, руководствуется принципами:
    обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности;взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;мирного разрешения пограничных вопросов.[3]  
    Общая длина Государственной границы Российской Федерации составляет 61089,56 км. Российская Федерация граничит с 16 странами[4].
    Список приграничных регионов России и сопредельных стран представлен в табл. 1.
    Таблица 1
    Приграничные регионы Российской Федерации
    Регион
    Тип границ и сопредельные государства
    Мурманская область
    Сухопутная – с Финляндией и Норвегией
    Морская – акватории Баренцевого и Белого морей
    Архангельская область
    Морская – акватория Белого моря
    Ненецкий автономный округ
    Морские – акватории Белого, Баренцевого, Карского морей
    Республика Карелия
    Сухопутная – с Финляндией
    Ленинградская область
    Сухопутная – с Финляндией;
    Речная (по р. Нарва) - с Эстонией
    Морская – акватория Балтийского моря
    Псковская область
    Сухопутная и озерная (по Чудскому озеру) – с Эстонией
    Сухопутная – с Латвией
    Сухопутная – с Белоруссией
    Калининградская область
    Сухопутная – с Польшей и Литвой;
    Речная (по р. Неман) – с Литвой
    Смоленская область
    Сухопутная – с Белоруссией
    Брянская область
    Сухопутная – с Белоруссией и Украиной
    Курская область
    Сухопутная – с Украиной
    Белгородская область
    Сухопутная – с Украиной
    Воронежская область
    Сухопутная – с Украиной
    Ростовская область
    Сухопутная – с Украиной
    Морская – по акватории Азовского моря
    Краснодарский край
    Сухопутная и речная (по р. Псоу) с Грузией
    Морская (по Керченскому проливу) – с Украиной
    Морская – акватории Азовского и Черного морей
    Карачаево-Черкесская республика
    Сухопутная – с Грузией
    Кабардино-Балкарская Республика
    Сухопутная – с Грузией
    Республика Северная Осетия - Алания
    Сухопутная – с Грузией
    Республика Ингушетия
    Сухопутная – с Грузией
    Республика Чечня
    Сухопутная – с Грузией
    Республика Дагестан
    Сухопутная – с Грузией и Азербайджаном
    Морская -  акватория Каспийского моря
    Республика Калмыкия
    Морская -  акватория Каспийского моря
    Астраханская область
    Сухопутная – с Казахстаном
    Морская -  акватория Каспийского моря
    Волгоградская область
    Сухопутная – с Казахстаном
    Саратовская область
    Сухопутная – с Казахстаном
    Самарская область
    Сухопутная – с Казахстаном
    Оренбургская область
    Сухопутная – с Казахстаном
    Челябинская область
    Сухопутная – с Казахстаном
    Курганская область
    Сухопутная – с Казахстаном
    Тюменская область
    Сухопутная – с Казахстаном
    Омская область
    Сухопутная – с Казахстаном
    Новосибирская область
    Сухопутная – с Казахстаном
    Алтайский край
    Сухопутная – с Казахстаном
    Республика Алтай
    Сухопутная – с Казахстаном, Китаем и Монголией
    Республика Тыва
    Сухопутная – с Монголией
    Республика Бурятия
    Сухопутная – с Монголией
    Читинская область
    Сухопутная – с Монголией и Китаем
    Речная (по р. Аргунь) и озерная (по оз. Убсу-Нур) – с Китаем
    Амурская область
    Речная (по р. Амур) – с Китаем
    Еврейская автономная область
    Речная (по р. Амур) – с Китаем
    Хабаровский край
    Речная (по р. Амур и Уссури) – с Китаем
    Морская – по акваториям Японского и Охотского морей
    Приморский край
    Сухопутная – с Корейской народно-демократической республикой и Китаем
    Речная (по р. Уссури) и озерная (по оз. Ханка) – с Китаем
    Морская – по акватории Японского моря
    Сахалинская область
    Морская (по проливам Лаперуза и Кунаширскому) – с Японией
    Морская – по акваториям Японского и Охотского морей и Тихого океана
    Магаданская область
    Морская – по акватории Охотского моря
    Камчатский край (Камчатская область и Корякский автономный округ)
    Морская – по акватории Охотского и Берингова морей
    Чукотский автономный округ
    Морская (по Берингову проливу) с США
    Морская – по акваториям Берингова, Чукотского и Восточно-Сибирского морей
    Республика Саха (Якутия)
    Морская – по акваториям морей Восточно-Сибирского и Лаптевых
    Таймырский Автономный округ (Красноярский край)
    Морская – по акваториям морей Карского и Лаптевых
    Ямало-Ненецкий автономный округ (Тюменская обл.)
    Морская – по акватории Карского моря
    Таким образом, в настоящее время приграничными являются 46 регионов Российской Федерации, занимающих 73,6% площади страны, в которых проживает 66 млн. человек или 45,4% населения. Эти территории менее развиты по сравнению с центральными районами. В результате спада производства доходы населения здесь в 1,5-2 раза ниже, безработица во столько же раз выше. Исключением является Петербург и некоторые регионы из числа прилегающих к "старым" границам[5].
    В разрезе федеральных округов распределение приграничных субъектов Федерации иллюстрирует табл.2.
    Таблица 2
    Распределение приграничных субъектов Федерации по федеральным округам
    Федеральный округ
    Количество субъектов Федерации
    В том числе имеющих границы
    Сухопутные, речные, озерные, морские (по проливам)
    Морские (по акваториям морей)
    Обе группы границ
    всего
    приграничных
    Северо-Западный
    11
    7
    2
    2
    3
     
    Центральный
    18
    5
    5
     
     
     
    Южный
    13
    11
    7
     
    4
     
    Приволжский*
    15
    3
    3
     
     
     
    Уральский*
    6
    3
    2
    1
     
     
    Сибирский*
    16
    8
    7
    1
     
     
    Дальневосточный*
    10
    10
    3
    3
    4
     
    *на территории округа расположены субъекты Федерации, находящиеся в стадии объединения
    Таким образом, все федеральные округа имеют приграничные регионы, причем только в двух из них – Центральном и Приволжском количество приграничных регионов составляет менее половины, а в одном – Дальневосточном федеральном округе – все субъекты Федерации являются приграничными. Большинство приграничных регионов непосредственно граничат с сопредельными государствами – по суше или через узкий водный объект (реку, пролив), что дает возможность для приграничного обмена (торговли, маятниковой миграции и т.п.). Такие границы наиболее удобны для пересечения. Некоторые регионы на побережье морей Северного Ледовитого и Тихого океанов имеют только морские границы, через которые международный обмен ограничен и осуществляется преимущественно через порты. Ряд регионов Южного, Северо-Западного и Дальневосточного Федеральных округов имеет комбинированные границы.
    Приграничным регионам страны требуется уделять особое внимание, поскольку основные угрозы национальным интересам и безопасности Российской Федерации проявляются именно в приграничном пространстве. К ним относятся:
    - территориальные притязания;
    - незавершенность международно-правового  оформления государственной границы России;
    - проявление национализма, этнического и регионального сепаратизма, противоречий религиозного характера;
    - расширение экономической и демографической экспансии;
    - расхищение национальных богатств Российской Федерации, активизация контрабандной деятельности;
    - массовый вывоз капитала и стратегически важных сырьевых ресурсов и товаров;
    - нестабильность обстановки вследствие снижения жизненного уровня населения, этнических конфликтов и вынужденных миграционных процессов;
    - трансграничная организованная преступность и терроризм;
    - региональные вооруженные конфликты вблизи государственной границы;
    - распространение и накопление оружия и других средств вооруженной борьбы в приграничных с Россией регионах;
    - аварии, катастрофы и стихийные бедствия с трансграничным переносом[6].
    С другой стороны, необходимо выделить вопрос именно развития приграничного сотрудничества как важного инструмента решения целого ряда локальных проблем. Для решения этой задачи, прежде всего, необходимо создание общегосударственной концепции приграничного сотрудничества. подписанная Правительством Российской Федерации и вносимая на ратификацию европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей дает определенный юридический инструментарий по заполнению правового вакуума в данной сфере.  Однако следует отметить, что структурообразующим принципом конвенции является  местное самоуправление (территориальные власти).  Представляется, что на современном этапе решение проблемы становления приграничного сотрудничества в России должны в равной мере осуществлять как федеральное правительство и региональные власти, так и органы местного самоуправления, организации и граждане в пределах их компетенции[7].
    2. Характер границ, связанные с ними приграничные взаимодействия.
     
    Через приграничные регионы государство осуществляет взаимодействие с сопредельными государствами, поэтому проблемы приграничных регионов определяются, прежде всего, характером границ и проблемами приграничного взаимодействия.
    Под характером границ в данном случае подразумевается:
    - тип границы, территория ее прохождения;
    - время установления границы;
    - международные соглашения, фиксирующие положение границы и режим ее пересечения.
    Тип границы указывает на возможный характер приграничного взаимодействия с сопредельными странами. Однако, подразделение границ по типам на сухопутные, речные, морские и озерные не всегда в полной мере отражает ее влияние на природные комплексы, экономику и социальную жизнь приграничных территорий. Поэтому целесообразно более подробно рассмотреть влияние положения границы на местности на приграничные территории:
    Для сухопутной границы:
    - сухопутные границы, проходящие по естественным водоразделам – горным хребтам, возвышенностям и т.д. Весьма четко демаркируются на местности, зачастую являются труднопроходимыми, не требующими дополнительного обозначения и охраны. На территориях с такими границами не возникает международных коллизий, обусловленных различиями в водоохранном и водопользовательском законодательстве.
    - сухопутные границы, проходящие по сухим понижениям рельефа (оврагам, балкам, суходолам и пр.). Хорошо демаркируются на местности, как правило, пересечение их техническими средствами затруднено. Являются потенциальным источником приграничных экологических проблем, поскольку естественные понижения рельефа имеют тенденцию к накоплению техногенных загрязнителей (пестицидов, смытых с полей, твердых бытовых отходов и т.д.), а режим границы зачастую не позволяет проводить там мероприятия по очистке территории.
    -сухопутные границы, проходящие по характерным точкам или искусственным ориентирам. Требуют дополнительной демаркации на местности, могут легко пересекаться. Государственная граница, являясь условным, искусственным образованием, зачастую не учитывает естественных границ природных комплексов, а различия в законодательстве о природопользовании в сопредельных государствах зачастую порождают трансграничные экологические проблемы в природных комплексах, разделенных государственной границей.
    - речные, озерные границы. Являются наиболее проблемными для приграничных территорий в силу несоответствия свойств реки (озера) как природного объекта, объекта хозяйственной деятельности закону о государственной границе. Проиллюстрировать это можно следующим положением Закона о Государственной границе Российской Федерации: «Прохождение государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации устанавливается … на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах - по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водоема. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону»[8]. Таким образом, естественный водный объект (река, озеро), который в природе часто меняет свои очертания (а реки и русло) становится естественным ориентиром для государственной границы – условной территориальной линии, которая должна оставаться незыблемой. При таком положении дел водный объект весьма скоро (в течение нескольких десятилетий) утрачивает роль ориентира, что естественно провоцирует приграничные конфликты и требует частой делимитации речных и озерных границ. Другой фактор приграничных проблем на речных и озерных границах – различия в водопользовании и водоохранном законодательстве сопредельных государств. Это и различия в нормативах водозабора и содержания примесей в сточных водах, и в правилах строительства гидротехнических сооружений, правилах судовождения на реках и озерах и т.д. На реках с нестабильным течением даже берегоукрепительные работы, проводимые одной из сопредельных стран способны вызвать приграничный конфликт, поскольку в результате их проведения река может начать подмывать берег, принадлежащий другой стороне, менять фарватер и т.д.
    Дополнительные проблемы для речных границ вызывают гидротехнические и транспортные сооружения, пересекающие пограничные реки. Их техническое обслуживание требует специальных двухсторонних соглашений и рабочих органов.
    Морские границы устанавливаются по внешней границе территориального моря – двенадцатимильной зоне, примыкающей к сухопутной территории внутренним водам государства. Границы не демаркируются. Пересечение этих границ возможно судами. Данные границы могут оказывать влияние на морские природные комплексы из-за различий в природопльзовательском законодательстве сопредельных стран, имеющих общую границу в одном морском бассейне.
    Немаловажным фактором стабильности приграничных регионов является время делимитации границы. Так, у государств, граница между которыми остается неизменной в течении нескольких десятилетий (столетий), в приграничных регионах складывается хорошо отлаженный механизм межгосударственных экономических и социокультурных связей: население воспринимает сопредельную территорию, как близкую, но чужую, живущую по своим законам; имеется налаженный режим пересечения границы и приграничного товарообмена, разрешения приграничных коллизий, вызванных хозяйственной деятельностью в сопредельных странах, практически снята проблема «разделенных семей» и имущества. В приграничных регионах государств, граница между которыми делимитирована в небольшой по историческим меркам срок (два-три десятилетия) все вышеперечисленные проблемы стоят весьма остро. Ярким примером тому служат границы России, образовавшиеся после распада СССР.
    Немаловажным фактором, влияющим на приграничные регионы, являются международные соглашения, определяющие режим пересечения государственной границы. Так, существование таможенного союза между Россией и Белоруссией привел к тому, что в Псковской, Смоленской и Брянской областях существенную конкуренцию местным товарам оказывают белорусские. Упрощенный режим пересечения российской границы гражданами других государств СНГ способствовал наводнению российских приграничных регионов мигрантами из этих государств. В то же время режим санкций против Абхазии и Южной Осетии, в который до недавнего времени по соглашениям, принятым в рамках СНГ входила Россия не позволял российским товарам пересекать границу этих республик, а гражданам этих регионов приезжать на территорию России (кроме специальных приграничных экономических зон ).
    3. Проблемы приграничных регионов России
     
    Современная Россия как самостоятельное государство в нынешних границах существует с декабря 1991 года. Свои северные, северо-западные (от мыса Канин Нос до г. Выборг) и восточные (к востоку от массива Табан-Богда-Ола) Россия унаследовала от Советского Союза; западные, юго-западные и южные границы современной России образовались при распаде СССР. Проблемы приграничных регионов на старой (существовавшей со времен Советского Союза) и новой (возникшей при распаде СССР) границах различны, поэтому должны быть рассмотрены отдельно.
    Для приграничных регионов, расположенных вдоль бывшей советской границы, основные социально-экономические проблемы, связанные с приграничным положением, обусловлены, прежде всего, сменой режима пересечения границы, существовавшего при Советском Союзе. Эти границы до начала распада Советского Союза были обеспечены системой пограничной охраны и в какой-то мере оборудованы системой пропуска через границу людей, животных и грузов. В то же время практически все эти регионы развивались как внутренние – то есть их экономика была ориентирована преимущественно на производство товаров для внутреннего рынка и потребление товаров, производимых внутри страны, а не на приграничный обмен.
    Старая (бывшая советская граница) в Северо-Западном Федеральном округе. К ней относится сухопутная и морская граница с Норвегией (Мурманская область) сухопутная и морская граница с Финляндией (Мурманская область, Республика Карелия, север Ленинградской области), сухопутная и морская граница с Польшей (Калининградская область) и морская граница в Белом, Баренцевом и Карском морях (Мурманская и Архангельская области, ненецкий автономный округ). Граница в нынешнем виде существует с конца Второй мировой войны, характеризуется хорошо отлаженной системой пограничных взаимодействий (пересечения границы, товарообмена) и охраны границы. Основные проблемы – регулярные задержания норвежскими пограничниками российских траулеров из Мурманска и Архангельска, ведущих промысел в Баренцевом море, периодически возникающие пробки на пограничных переходах в Финляндию (Ленинградская область и Республика Карелия).
    Граница с Западным Китаем и Монголией (Республики Алтай, Тыва, Бурятия, Читинская область). Проходит по территории со сложными ландшафтными условиями (преимущественно среднегорный рельеф, резко континентальный климат, в растительности преобладает тайга), низкой плотностью населения (3-5 чел/км2). Коренное население – тувимцы, алтайцы, буряты этнически близко к монголам. Сопредельные территории – экономически отсталые (Монголия – одна из беднейших стран мира, северо-запад Китая - Джунгария – депрессивный регион КНР). Товарообмен с сопредельными государствами незначительный, поток пересекающих границу людей невелик. Приграничные регионы преимущественно депрессивные, дотационные. В приграничных регионах сильны сепаратистские настроения, подчас находившие выражение даже в региональных законодательных актах (так до 2000 года в Конституции Республики Тыва была статья, разрешающая республике объявлять войну другому государству или субъекту РФ).
    Граница с Китаем (восток Читинской области, Амурская область, Еврейская АО, Хабаровский и Приморский края). Проходит преимущественно по рекам Аргунь, Амур и Уссури и озеру Ханка. Имеются сухопутные участки в Читинской области и на юго-западе Приморского края.
    Самый нестабильный участок российской границы в советский период. Здесь происходило большинство пограничных боестолкновений советского периода. Основными дестабилизирующими факторами, помимо идеологических различий двух тоталитарных социалистических режимов (СССР и Китая) здесь были территориальные споры, вызванные сменой положения русел пограничных рек, образованием или разрушением на них островов и т.д. До начала 1990-х годов приграничная торговля по идеологическим мотивам практически не развивалась. С распадом Советского Союза здесь резко активизировалась приграничная торговля, на российской стороне сформировались китайские рынки, индустрия развлечений, запрещенных в Китае (главным образом, игорные заведения). Активизировалась вырубка леса, сбор металлолома, пользующихся большим спросом в Китае, усилилось браконьерство. В то же время резко сократилось производство сельскохозяйственной продукции, продукции легкой промышленности, которые не выдерживают конкуренции с более дешевыми китайскими товарами. В приграничных регионах резко увеличилась численность гастарбайтеров из Китая, что усиливает напряженность на местном рынке труда, ухудшает криминогенную обстановку.
    Другой проблемой приграничных регионов является трансграничный перенос промышленных загрязнителей из Китая, где практически отсутствует природоохранное законодательство на территорию России. Последний крупный случай поступления техногенных загрязнений из Китая произошел в декабре 2006 года, когда в результате аварии на китайском химическом комбинате в воды реки Амур было сброшено несколько сотен тонн фенола. В результате вода Амура оказалась непригодной для питья, пострадали такие российские города, как Хабаровск, Комсомольск–на-Амуре, были подорваны рыбные запасы в нижнем течении Амура и южной части Охотского моря.
    Граница с КНДР (Приморский край). Небольшая по протяженности (54 км), редко пересекаемая в силу политических особенностей Северной Кореи граница. Приграничный товарообмен практически отсутствует, на границе имеются преимущественно подразделения охраны границы.
    Морские советские границы в Балтийском море. В современной России соответствуют акватории Балтийского моря у побережья Ленинградской и Калининградской областей. Соседствуют с морскими границами Финляндии, Польши, Литвы и Эстонии. Для этих территорий характерно активное международное торговое и пассажирское судоходство (порты Санкт-Петербург, Усть-Луга, Выборг, Калининград), рыболовство. Граница охраняется пограничной охраной (на берегу и в море) и подразделениями Балтийского флота. В портах сущетсвуют таможенные службы
    Морские советские границы в акватории Черного моря. Расположены вдоль побережья Краснодарского края. Соседствуют с морскими границами Украины (на западе) и Грузии (на востоке). Находятся в зоне интенсивного международного судоходства. Граница обеспечена системой охраны пограничной службой на берегу и в море, а также охраняется подразделениями Черноморского флота России. В портах Новороссийск, Туапсе, Сочи, Геленджик, Анапа существуют таможенные службы.
    Морская граница России на Тихом океане (Приморский, Хабаровский и Камчатский края, Магаданская и Сахалинская области, Чукотский автономный округ). Граница проходит по проливам Лаперуза и Кунаширскому с Японией, Берингову – с США, акваториям Тихого океана и его морей: Японского, Охотского, Берингова. Одной из важнейших приграничных проблем этой части страны являются нерешенные территориальные проблемы: проблема Южных Курил (острова Кунашир, Шикотан, Итуруп и скальная гряда Хабамаи на которые претендует Япония) и проблема морских территорий у побережья Камчатки, на которые претендует США. Другой территориальной проблемой является незаконный морской промысел в российских территориальных водах. После распада Советского Союза значительно сократилось финансирование пограничной службы, что привело к уменьшению охраны акваторий и увеличению количества нарушений границы. В результате подрываются рыбные запасы, популяция камчатского краба, калана, морского гребешка и других ценных и редких морских обитателей.
    Морские границы в Северном Ледовитом океане (Мурманская, Архангельская области, Республика Саха (Якутия), Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Таймырский и Чукотский автономные округа). Приграничная торговля развита преимущественно в Баренцевом (Мурманск) и Белом (Архангельск, Кандалакша) морях. На остальной территории приграничное положение регионов связано только с охраной границы. Большинство регионов, имеющих только морскую границу на Северном Ледовитом океане развиваются как внутренние регионы России.
    Новые границы. В результате распада Советского Союза и превращения в самостоятельные государства бывших советских республик ряд внутренних регионов на западе и юге страны стал приграничными. В результате этого на распад хозяйственных связей этих регионов с соседними республиками, что привело к общему кризису экономики и социально-культурной сферы наложились необходимость формирования пограничных структур, территориальные споры, возникшие вследствие волюнтариских действий бывшего советского руководства при проведении границ национально-территориальных образований, проблемы «разделенных семей» и утраченного имущества, в ряде случаев – проблемы беженцев и вынужденных переселенцев. Положение приграничных регионов на новых границах усугубляется тем, что в связи с общим кризисом экономики как России, так и других государств бывшего СССР, в них отсутствует большинство преимуществ приграничного положения. Новые границы являются на сегодняшний день наиболее нестабильными в России, а тот факт, что приграничными в результате распада СССР стали многие густонаселенные и промышленно развитые регионы, что резко ухудшило их социально-экономическое положение, является дестабилизирующим для страны в целом.
    Сухопутные границы на Восточно-Европейской равнине. Это границы с прибалтийскими государствами, Белоруссией и Украиной. Проходят по границам регионов Северо-Западного (Ленинградская, Псковская и Калининградская области), Центрального (Смоленская, Брянская, Курская, Белгородская и Воронежская области) и Южного (Ростовская область) федеральных округов. Через границу в этом направлении идут основные транспортные пути в Европу, осуществляется экспорт российских углеводородов (нефти и газа). Появление этих границ привело к:
    - превращению Калининградской области в анклав, затруднению проезда в нее железнодорожным и автомобильным транспортом;
    - сокращению энергетической базы территориально-производственного комплекса Курской магнитной аномалии, черная металлургия которого базировалась на углях Донбасса;
    - изменению основного направления железнодорожных перевозок Центр-Юг с дороги Белгород – Харьков – Донецк – Таганрог - Ростов-на-Дону на дорогу Воронеж – Миллерово – Новочеркасск – Ростов-на-Дону;
    - приближению НАТО к границам России после вступления в блок государств Балтии;
    - возникновению проблемы «разделенных семей», особенно острой в приграничных регионах, коммунальным проблемам (наиболее острые – между Ивангородом в Ленинградской области и Нарвой в Эстонии);
    - появлению неурегулированных территориальных споров (так, Эстония требует от России шесть деревень Пыталовского района Псковской области).
    Западные сухопутные границы были первыми на территории России новыми границами, оснащенными пограничной охраной и системой пропуска (таможней). Кроме того, здесь была сформирована система, регулирующая пропуск через границу экспортируемых российских углеводородов. В настоящее время в западных приграничных регионах начинает активно формироваться система приграничной торговли, для жителей соседних регионов сопредельных стран установлен упрощенный режим пересечения границы, на границе с Белоруссией действует таможенный союз. Приграничные регионы западной части России начинают получать выгоды от приграничного положения.
    Сухопутные границы на Северном Кавказе. Наиболее нестабильный на сегодняшний день участок государственной границы России. Большая часть границы проходит по труднопроходимым высокогорьям Главного Кавказского хребта, через который на территорию России ведет несколько перевалов. Граница практически на всем своем протяжении проходит по южным рубежам национальных республик Северного Кавказа, приграничные территории в пределах Грузии неподконтрольны или подконтрольны частично грузинскому правительству, в 1990-е годы как на территории Грузии, так и на территории России здесь шли боевые действия. Контроль над границей на всем ее протяжении Российской Федерации удалось установить только в 2000 году после создания пограничного отряда в Итум-Кале. Приграничные регионы Северного Кавказа (кроме Краснодарского края) характеризуются низким уровнем жизни населения, высокой безработицей, высоким уровнем сепаратизма и религиозного экстремизма. Во многих приграничных регионах (Чечня, Ингушетия, Дагестан, Карачаево-Черкесия) действует вооруженное террористическое подполье, получающее оружие, финансовые средства и другую материальную помощь через границу, члены этого подполья часто скрываются на территории сопредельных государств в неподконтрольных им приграничных районах. Большое значение для приграничных субъектов России на Северном Кавказе имеет проблема беженцев и вынужденных переселенцев. При этом в приграничных регионах Северного Кавказа скапливаются не только беженцы из сопредельных государств бывшего СССР, но и представители некоторых народов, насильствен переселенных при Советской власти, которые не пускаются на историческую родину. Так, в Краснодарском крае сформировались целые поселения турок-месхетинцев, депортированных в 1944 году из Грузии в Казахстан, Узбекистан и Киргизию, которых грузинская сторона отказалась принять. Скопление беженцев ухудшает ситуацию на рынках труда приграничных регионов, криминогенную обстановку, иногда провоцирует бытовые межнациональные конфликты.
    Сухопутные границы в Поволжье и Западной Сибири. Регионы Поволжья и Западной Сибири граничат с Казахстаном. Протяженность российско-казахстанской границы составляет свыше 4 тысяч км – она является наиболее протяженной в мире сухопутной границей между двумя государствами. На большей части своего протяжения российско-казахстанская граница проходит по степи, не связана с естественными рубежами, не охраняется и не делимитирована на ряде участков. Охрана границы и таможенный контроль осуществляется преимущественно на пунктах пропуска, расположенных у автодорог и на железнодорожных станциях. Через границу весьма свободно на территорию России проникают контрабандные товары из стран Центральной Азии (в том числе наркотики), нелегальные мигранты, осуществляется беспошлинный вывоз товаров с территории России. Все это существенно ухудшает криминогенную обстановку в пограничных с Казахстаном регионах России, оказывает негативное влияние на рынок труда. С другой стороны, создание границы нарушило экономические связи между регионами Поволжья и юга Западной Сибири  и Северного Казахстана, что также негативно сказывается на социально-экономической сфере приграничных регионов.
    Морские границы в Азовском море. До распада Советского Союза Азовское море представляло собою внутреннее море СССР. Иностранные суда могли попасть в бассейн Азовского моря только через Керченский пролив или по Волго-Донскому каналу. Таким образом, осуществление пограничной охраны прибрежной части Азовского моря и первичный таможенный контроль было целесообразно осуществлять на этих участках морского пути, а в акватории Азовского моря пограничная охрана отсутствовала, таможенный контроль производился только в портах.
    После распада СССР акватория Азовского моря и Керченского пролива была разделена между Россией и Украиной. В результате этого у обоих государств появилась необходимость создания пограничной службы для охраны побережья Азовского моря как от нарушений со стороны соседей (главным образом, рыболовецкими судами), так и от проникновения судов третьих стран, проходящих Керченский пролив без таможенного досмотра. Помимо этого в результате появления государственной границы в Азовском море в приграничных регионах возникли следующие проблемы:
    - возникли территориальные претензии, обусловленные передачей косы Тузла в Керченском проливе в советский период из административного подчинения Краснодарского края в административное подчинение Крымской области. В 2004 году межгосударственные противоречия, связанные с данными территориальными претензиями едва не переросли в вооруженный конфликт между Россией и Украиной;
    - прекращено паромное сообщение через Керченский пролив;
    - появилась необходимость ежегодного согласования квот на вылов рыбы в Азовском море с Украиной;
    - проводка судов по Керченскому проливу осуществляется Украиной, при этом часто игнорируются интересы России. Последний инцидент, связанный с несоблюдением российских интересов при проводке судов в Керченском проливе произошел в декабре 2007 года, когда во время шторма украинская сторона не позволила судам, стоящим на рейде порта Кавказ выйти в открытое море, что привело к затоплению нескольких судов и человеческим жертвам.
    Морские границы в Каспийском море. Во времена Советского Союза бассейн Каспийского моря принадлежал двум государствам: СССР и Ирану. СССР владел 80% побережья Каспийского моря. Иран с 1979 года – закрытая страна,не представлявшая в советские времена серьезной военной угрозы для СССР и не производящая больших объемов товаров, ввоз которых был запрещен в СССР. В результате этого основной задачей пограничной службы, действовавшей на Каспийском море являлось пресечение браконьерской деятельности в территориальных водах СССР, главным образом – отлова осетра.
    Распад Советского Союза привел к появлению в бассейне Каспийского моря территориальных вод пяти государств: России, Азербайджана, Казахстана, Туркмении и Ирана. Также распад СССР совпал по времени с началом разработки нефтяных месторождений каспийского шельфа, которые по разведанным запасам являются вторыми в мире, уступая только месторождениям Персидского залива. Каспийский шельф становится спорной территорией, переговоры о его разделе между прикаспийскими государствами ведутся до сих пор.
    Распад Советского Союза привел к сокращению финансирования пограничной службы на Каспийском море и, как следствие, ослаблению охраны границ. Это способствовало усилению браконьерства, что в частности привело к сокращению популяции осетровых рыб и каспийского тюленя. Помимо этого, акватория Каспийского моря превратилась в коридор для транзита в Россию контрабандных товаров, в том числе оружия и наркотиков.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     
    Российская Федерация в настоящее время имеет самую протяженную границу и граничит с шестнадцатью государствами. Регионы, относящиеся к приграничным занимают 73,6% территории страны, в них проживает 45,4% населения. В связи с этим проблемы социально-экономического развития приграничных регионов являются актуальными для всего государства в целом.
    Социально-экономические проблемы приграничных регионов существенно различаются в зависимости от типа границы, уровня социально-экономического развития и политических взаимоотношений с сопредельными государствами, времени образования границы. Социально-экономические проблемы регионов, расположенных у старой (советской) границы и новых пограничных регионов существенно различаются. В целом в новых пограничных регионах социально-экономические проблемы, обусловленные приграничным положением, проявляются острее.
    В большинстве приграничных регионов России преимущества приграничного положения проявляются слабо. В то же время социально-экономические и политические проблемы, вызванные приграничным положением регионов значительно дестабилизируют обстановку, как самих приграничных регионах, так и в стране в целом.
    Литература
     
    Закон «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г.Энциклопедия Кирилла и Мефодия  www.KM.ruБельдей В. Развитие приграничных регионов возможно лишь за счет активных действий государства. Политическая экспертная сеть кремль.орг http://www.kreml.orgБадалян А.Г. Современный этап межрегионального и пограничного сотрудничества регионов России // Проблемы современной экономики №4 (12), 2005 г.Игнатьев А. Без дополнительных соглашений закона о приграничном сотрудничестве недостаточно. Политическая экспертная сеть кремль.орг http://www.kreml.orgПуть в ХХI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики). - М.: Экономика, 1999.Российский демографический ежегодник М.: Росстат, 2006Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2006-2007. Электронная версия еженедельника «Население и общество» http\\demoskop.ruБольшой словарь географических названий / под ред. акад. В.М. Котлякова. -  Екатеринбург. У-Фактория, 2003.Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза [Текст]/ Рук. авт. колл. и отв. ред. А.Г. Гранберг. – М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2000.Широков А. Н., Юркова С. Н. Реформа местной власти в России. - СПб,: Вести, 1995.Краткая Российская Энциклопедия. М.: Научное изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 2005. Мироненко Н.С. Введение в географию мирового хозяйства. - М.: Изд-во Ун-та им. Дашковой, 1995.Замятин Д. Н. Историко-географические аспекты региональной политики и государственного управления //Регионология. 1999. № 1. С. 163-172.Региональная экономика / Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2007, 665 с.  
     
    Приложение 1
    Россия и сопредельные государства
     
    [1] Энциклопедия Кирилла и Мефодия  www.KM.ru
    [2] Закон «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г., статья 1
    [3] Закон «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г., статья 2
    [4] Большой словарь географических названий / под ред. акад. В.М. Котлякова. -  Екатеринбург. У-Фактория, 2003.
    [5] Бадалян А.Г. Современный этап межрегионального и пограничного сотрудничества регионов России // Проблемы современной экономики №4 (12), 2005 г.
    [6] Бельдей В. Развитие приграничных регионов возможно лишь за счет активных действий государства. http://www.kreml.org
    [7] Бельдей В. Развитие приграничных регионов возможно лишь за счет активных действий государства. http://www.kreml.org
    [8] Закон «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г., статья 5
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Политические и социально-экономические проблемы приграничных регионов России ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.