Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Перспективы развития ВЭД России и Уральского региона

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п) по теме: Перспективы развития ВЭД России и Уральского региона
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Когда добавили:
    06.08.2014 15:12:40
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
    1.1. Понятие, виды и государственное регулирование внешнеэкономической деятельности  5
    1.2. Стратегия внешнеэкономической деятельности. 10
    1.3.  Национальная внешнеэкономическая политика. 14
    1.4. Международные экономические отношения. 16
    2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ. 21
    2.1 Внешнеэкономическая деятельность Уральского региона. 21
    2.2. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности Уральского региона  32
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 37
    ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 39
     
    ВВЕДЕНИЕ Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) является частью хозяйственной деятельности любой фирмы, возникающей с выходом последней на внешний рынок и вовлечением ее в международные экономические отношения.
    Внешнеэкономическая деятельность представлена куплей и продажей товаров, технических знаний и опыта, оказанием услуг производственного характера. Необходимой предпосылкой и обязательным условием осуществления внешнеэкономической деятельности является также выполнение целого ряда операций, связанных с продвижением товара от продавца к покупателю, таких как транспортные, страховые, расчетные.
    Во внешнеэкономическую деятельность вовлечены многие хозяйствующие субъекты, так или иначе связанные с внешним рынком. В первую очередь к ним относятся фирмы, деятельность которых направлена на производство экспортной продукции. Кроме того, это фирмы, осуществляющие посредническую деятельность, а также страховые, финансово-кредитные, транспортные организации.
    Эффективность осуществления внешнеэкономической деятельности зависит от правильного составления внешнеторговых контрактов, определения цен, условий поставок, расчета таможенных платежей, знания основ международных расчетов и международных транспортных перевозок.
    Цель моей курсовой работы – рассмотреть внешнеэкономическую деятельность Уральского региона.
    Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
    1. Рассмотреть понятие, виды и государственное регулирование ВЭД;
    2. Изучить стратегию ВЭД;
    3. Рассмотреть национальную внешнеэкономическую политику;
    4. Рассмотреть международные экономические отношения;
    5. Проанализировать ВЭД Уральского региона;
    6. Дать оценку перспективам развития ВЭД России и Уральского региона.
    Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения.
      1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Понятие, виды и государственное регулирование внешнеэкономической деятельности Под внешнеэкономической деятельностью понимается совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.
    В соответствии с законодательством РФ под определением внешнеэкономическая деятельность понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).[1]
    ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами.
    ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью и экономической, а также юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки.
    Исходным принципом ВЭД предприятий служит коммерческий расчет на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.
    Различают следующие виды ВЭД:
    - внешнеторговая деятельность;
    - производственная кооперация;
    - международное инвестиционное сотрудничество;
    - валютные и финансово-кредитные операции.[2]
    Внешнеторговая деятельность — это предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.
    Производственная кооперация в составе ВЭД предприятий и фирм также представляет одну из форм сотрудничества между иностранными партнерами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда. Сам технологический процесс разделения труда означает распределение его участников в цепи создания и реализации продукции по основным его фазам, от изучения потребностей на внутренних и внешних рынках до доведения ее до конечных потребителей. Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для научно-технической, инвестиционной и сервисной областей, например, для обрабатывающей промышленности.
    Согласованность действий партнеров в рамках производственной кооперации достигается путем:
    - взаимного планирования экспортной и импортозамещающей продукции;
    - прогнозирования и совместного ведения научных разработок, обеспечения их необходимой аппаратурой, приборами и материалами, испытательными стендами и научно-технической информацией;
    - организации процесса подготовки кадров.
    При этом собственность кооперантов не обособляется, а сотрудничество обеспечивается на возмездной основе и строится по принципу прямых связей между производителями однородной продукции.
    Международное инвестиционное сотрудничество предполагает одну из форм взаимодействия с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового и материально-технического характера. Целями такого сотрудничества являются расширение базы развития и выпуска экспортной продукции, ее систематическое обновление на основе критериев конкурентоспособности и облегчение процессов ее реализации на внешнем рынке. Подобные задачи могут быть решены за счет организации, например, совместного производства. Совместное предпринимательство, возможно, прежде всего, на базе обмена технологиями, услугами с последующим распределением программ выпуска продукции и ее реализации, а также в форме образования и функционирования концессий, консорциумов, акционерных компаний, международных неправительственных организаций и т.п.
    Валютные и финансово-кредитные операции в качестве вида ВЭД предприятии и фирм следует рассматривать в первую очередь как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа за поставленную продукцию через конкретные формы расчета, а также валютных операций, совершаемых в целях избежание курсовых потерь.
    Внешнеэкономическая деятельность — это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
    Она может осуществляться в различных целях: удовлетворение материальных и духовных потребностей, получение дохода и максимизация прибыли, осуществление общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной и др. В условиях рыночной экономики любые лица (кроме случаев, ограниченных законом) имеют право вести внешнеэкономическую деятельность: финансовые и нефинансовые предприятия, государственные учреждения и некоммерческие организации, физические лица.
    При осуществлении внешнеэкономической деятельности возникают контрактные отношения между резидентами страны и ее нерезидентами. Резидент экономики — это хозяйствующий субъект, экономические интересы которого сосредоточены на территории данной страны, если он ведет и намеревается продолжать вести экономические операции в этой стране в значительных масштабах. Нерезидентом страны является хозяйствующий субъект, экономические интересы которого сосредоточены за пределами ее экономической территории.
    Согласно законодательству Российской Федерации резидентами российской экономики (российскими лицами) являются:
    - физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за ее пределами;
    - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в России;
    - предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в России;
    - дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами России;
    - находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов.
    На территории Российской Федерации нерезидентами (иностранными лицами) являются:
    - физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в России; при этом физические лица, фактически находящиеся на ее территории не менее 183 дней в календарном году, становятся налоговыми резидентами России;
    - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;
    - предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;
    - находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;
    - находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов. [3]
    Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности — это регулирование внешнеторговой, инвестиционной и иной деятельности, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.
    Все множество инструментов, которое есть в распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятельности, можно условно разделить на три большие группы:
    - таможенные тарифы;
    - нетарифные ограничения;
    - формы стимулирования экспорта.
    Регулирование внешнеторговой деятельности посредством торговой политики осуществляется государством в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты его экономических и политических интересов. Торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики, она направлена на создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Текущая информация о внешнеэкономической и торговой политике России предоставляется Министерством экономического развития и торговли.
    Торговая политика Российской Федерации строится на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
    1.2. Стратегия внешнеэкономической деятельности Факторы, определяющие направление стратегии внешнеэкономической деятельности.
    Внешнеэкономическая деятельность предприятий - это одна из сфер ее хозяйственной деятельности, связанная с выходом на внешние рынки и функционированием на внешних рынках.
    Направления, формы, методы внешнеэкономической деятельности зависит от вида предпринимательства фирмы – производственного, коммерческого, финансового или сочетания видов предпринимательства.
    Внешнеэкономическая деятельность включает следующие основные направления:
    - выход на внешний рынок;
    - экспортно-импортные поставки товаров, услуг и капитала;
    - валютно-финансовые и кредитные операции;
    - создание и участие в деятельности совместных предприятий;
    - международный маркетинг;
    - мониторинг национальной экономической политики и экономики мирохозяйственных связей.
    Стратегия внешнеэкономической деятельности подразумевает внимательное рассмотрение всех альтернативных вариантов в сфере внешнеэкономической деятельности, относящихся к долгосрочным целям и их обоснование для принятия тех или иных решений.
    Исходным пунктом рассуждений должен стать тот факт, что стратегия внешнеэкономической деятельности фирмы обязательно будет включать ряд целей, являющихся обязательным условием выживания фирмы. Эти цели зачастую выражаются менеджерами высшего уровня формулой - . Некоторые фирмы, отражая тот же самый смысл, утверждают, что стратегический успех для самой фирмы и для ее акционеров – это создание богатства для тех, кто приобретает акции фирмы.[4]
    Безусловно, существуют различные способы достижения сформулированной стратегической цели и они существенно зависят от масштабов деятельности фирмы.
    Для более крупных фирм такими способами могут быть следующие:
    - Перемещение  внешнеэкономической деятельности из затухающих или менее экономически эффективных отраслей мировой экономики в развивающихся или более экономически эффективные отрасли мировой экономики, а это подразумевает перемещение капитала в различных его формах.
    - Осуществление  прямых капиталовложений в зарубежные страны.
    - Создание международного концерна, включающего какое-то количество предприятий, расположенных в различных странах.
    - Создание или приобретение предприятия, позволяющего производить разнообразную продукцию в различные сезоны года и по этой причине снизить риск сезонного уменьшения торгового оборота.
    - Перемещение капитала из стран, в которых налоги высокие в страны с относительно низкими налоговыми ставками.
    - Использование особого вида аренды – лизинга в финансировании различных внешнеэкономических операций, как по импорту оборудования, так и по экспорту готовой продукции.
    - Стратегия, устанавливающая общие рамки внешнеэкономической деятельности, всегда необходима, даже если возникают трудности при ее осуществлении. Успех в достижении долгосрочных целей внешнеэкономической деятельности фирмы зависит от влияния как внешних, так и внутренних факторов, которые необходимо тщательно рассматривать при разработке стратегии.
    Внешние факторы можно представить тремя блоками факторов, оказывающих влияние на долгосрочные цели внешнеэкономической деятельности фирмы и, следовательно, требующих их учета при выборе стратегии. Они следующие:
    Международные экономические отношения и тенденции в мировых экономических связях.
    Факторы рынков страны – стратегического поля деятельности фирмы.
    Национальная внешнеэкономическая политика включает совокупность мероприятий, проводимых государством в сфере внешнеэкономических отношений страны с миром с целью регулирования экспорта-импорта товаров, услуг и капитала, воздействия на платежный баланс страны, валютные курсы и конкурентоспособность национального производства.
    Под международными экономическими отношениями понимается система экономических связей между национальными экономиками различных стран. Она выражается в международной торговле, научно-техническом обмене, валютно-финансовых и кредитных операциях на мировом рынке, деятельности международных экономических организаций.
    Международные экономические отношения базируются на международном разделении труда. Будучи сложной системой, международные экономические отношения втянули в свою орбиту разнородные по социально-экономической структуре страны, а посему представляют собой палитру многоаспектных экономических интересов и не являются детерминированной, застывшей системой. Мирохозяйственные связи постоянно изменяются. Каждая страна должна приспосабливаться к постоянно меняющейся мировой хозяйственной ситуации. Возрастающая конкуренция и относительное отставание других, поведение транснациональных корпораций, колебание валютных курсов, международный кредит и мировой кризис, задолжности, изменение налогового законодательства на Багамских островах, сельскохозяйственная политика «Общего рынка». Все указанные факторы непосредственно оказывают влияние на выбор стратегии внешнеэкономической стратегии фирмы. [5]
    Факторы рынков страны – стратегического поля деятельности фирмы – вытекают из политической, экономической и социальной ситуации в стране, на экономические отношения с которой нацелена фирма. Влияют также и особенности, связанные с различиями в складе ума и психологии людей, проживающих в этой стране. Иначе говоря, факторы рынков страны – это детерминанты «национального ромба » этой страны.
    Внешние факторы фирма не может изменить, их необходимо знать, анализировать и учитывать при приятии решений.
    В отличии от внешних, внутренние факторы зависят от фирмы, они заложены в ее организационной структуре, структуре управления, профессионализме персонала, работающего на фирме.
     К внутренним факторам относятся:
    организационная структура фирмы;
    гибкость системы управления внешнеэкономической деятельностью;
    организация международного маркетинга;
    принципы деятельности менеджеров в сфере внешнеэкономической деятельности;
    качество и быстрота получения информации, имеющей отношение к внешнеэкономической деятельности;
    создание побудительных мотивов для персонала, занятого в сфере внешнеэкономической деятельности фирмы.
    Таким образом, внутренние факторы формируются стратегическим потенциалом фирмы.
    1.3.  Национальная внешнеэкономическая политика Внешнеэкономическая политика включает внешнеторговую, валютную, налоговую политику, контроль за экспортом и импортом. Внешнеторговая политика находит свое выражение в установлении пошлин, акцизов и тарифов на экспорт и импорт (экономические методы во внешней торговле).
    Внешнеторговая политика включает также совокупность организационно-административных мер, выходящих за рамки экономических методов во внешнеторговой политике. К таким мерам относятся следующие:
    а) субсидирование государством производства и экспорта товаров;
    в) осуществление таможенных и административных процедур (таможенные формальности и пр.);
    с) технические препятствия торговле;
    d) количественно-лицензионные ограничения (импортные и экспортные лицензии, и квоты).
    Налоговая политика устанавливает платежи, взимаемые государством, в данном случае в сфере внешнеэкономической деятельности, а также за налоговые льготы, обеспечивающие защиту  некоторых видов внешнеэкономической деятельности.
    Валютная политика – это совокупность мероприятий, проводимых государством в сфере денежного обращения и валютных отношений с целью воздействия на покупательную силу национальной валюты, валютные курсы и на экономику страны в целом.
    Валютная политика осуществляется в сфере международных отношений путем изменения процентных ставок за кредит. Повышение процентных ставок привлекает капиталы из других стран, в которых более низкие процентные ставки, что повышает курс валюты данной страны и улучшает состояние ее платежного баланса. Понижение процентной ставки приводит  к отливу капитала в другие страны и понижение курса валюты данной страны.[6]
    Регулирование валютного курса осуществляется путем покупки и продажи иностранной валюты. При падении курса национальной валюты центральный банк страны обычно продает на валютных рынках крупные суммы национальной валюты по отношению к иностранной валюте. Если же происходит скупка иностранной валюты в больших количествах, то это влечет за собой падение курса национальной валюты. Регулирование валютного курса путем покупки и продажи иностранной валюты оказывает временное и ограниченное воздействие на валютный курс, если нет глубинного нарушения платежного баланса. При серьезных, глубинных нарушениях платежного баланса регулирование валютного курса методом покупки и продажи иностранной валюты может привести к истощению валютных запасов страны, а национальная валюта будет обесцениваться.
    Фирмам, демонстрирующим серьезность намерений в разработке стратегии внешнеэкономической деятельности не грех анализировать платежный баланс своей страны, для осознания позиции страны на мировых рынках товаров и капиталов.
    Платежный баланс отражает соотношение между суммой платежей, полученных страной из-за границы, и суммой платежей произведенных ею за границей за конкретный период времени (год, квартал, месяц).
    В платежный баланс включаются платежи и поступления по следующим статьям:
    по внешнеторговым операциям;
    по фрахтованию судов, обслуживанию их в портах, страхованию, и т.п.;
    доходы от капиталовложений за границей и выплаты процентов и дивидендов на иностранные капиталы;
    платежи по расходам туристов, дип. представительств и иностранных туристов;
    платежи и поступления по различным неторговым переводам (переводы эмигрантов в свою страну).
    суммы, выплачиваемые другим странам  по предоставленными ими займам и кредитам, и суммы приходящие из других стран по полученным от них займам и кредитам (эта статья носит название базис движения капиталов).
    Если страна получила из-за границы платежей на большую сумму, чем произвела, платежей баланс является активным, в противоположном случае – пассивным.
    Пассивность баланса может привести к обесценению денег. Если страна не может покрывать пассивное сальдо баланса (например, золотом или свободно конвертируемой валютой), то это приведет к падению курса валюты, что повлечет за собой рост цен внутри страны. Активный платежный баланс противоположность пассивному оказывает влияние на повышение курса ее валюты.
    1.4. Международные экономические отношения Тенденции в мировых экономических связях
    Для разработки долгосрочной стратегии внешнеэкономической деятельности фирмы, для анализа выполнения варианта движения к выбранной стратегической цели необходимо постоянно, выявлять долгосрочные тенденции в международных, экономических отношения, перспективы развития мировой экономики, перспективы развития регионов мира.
    Экспорт, импорт и товарооборот различных стран и регионов мира непрерывно изменяется. Анализ показывает, что в некоторых странах существует структурные проблемы, которые оказывают ограничивающее воздействие на экономическое развитие.
    Например, оборот мировой торговли в 2006 году, по данным Секретариата ГАТТ с учетом изменения цен возрос на 2,5%. Объем мирового экспорта возрос на 2% и импорта – на 2%. При этом в странах западной Европы экспорт сократился на 9%, импорт – на 10,5%. Экспорт и импорт сократился и в странах Восточной Европы на 4,5% и 8,5%, соответственно. А в странах Азии и Северной Америки возрос как экспорт, так и импорт.
    Крупнейшими участниками внешней торговли в 2006 г. были США, ФРГ, Япония, Франция, Китай, Гонконг.[7]
    Вышеизложенный пример отражает тот факт, что промышленно развитые страны Европы вошли в замедленную фазу экономического развития. В большинстве из них необходима перестройка отраслей промышленности и уменьшения объемов основных отраслей. У них низкий уровень рынка труда, снизился сбыт продукции, существуют излишки производственных мощностей.
    Международные экономические отношения между странами двигаются по пути либерализации международной торговли.
    Либерализация международной торговли – это процесс снижения таможенных и нетарифных барьеров в международной торговле. Либерализация международной торговли осуществляется на многосторонней, региональной и двусторонней основах.
    Примером тому, является Северо-американское соглашение о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой. Данное соглашение предусматривает сначала снижение, а затем полную отмену таможенных пошлин и количественных ограничений в торговле между США, Канадой и Мексикой.
    Анализ мировой экономики проводится с целью нахождения ниши на мировом рынке. Рынок одной страны отличается от рынка другой. Так, рынок США – самый емкий и дифференцированный в мире и , конечно, если зарубежная фирма найдет на американском рынке нишу, то у нее появятся средства и возможности для дальнейшего развития. Но если заглянуть в XXI век, то важнейшие рынки следующего века расположены в странах Азии. До конца столетия темпы роста экономики новых промышленных стран достигнут 7 – 8 % в год. Население стран Азии уже составляет 50% населения планеты. Потребности в инвестициях в регионе возрастают ежегодно на 20 млрд. долл. Необходимо 650 млрд. долл. только для модернизации инфраструктуры. Растут потребности населения региона в товарах широкого профиля.
     Экономика западных стран тесно переплетена с мировой экономикой, в отличии от экономики стран Центральной и Восточной Европы, которая переплетена с мировой намного слабее. В таких странах как ФРГ, Швейцария, Австрия или Скандинавские страны имеются предприятия, девяносто процентов, продукции которых идет на экспорт. Эти страны не могут существовать, не принимая участия в мировой торговле. Практика работы таких предприятий на мировом рынке выработала разнообразные варианты решения некоторых проблем, возникающих при движении к стратегической цели.
    Фирмы следят за экспортно-импортными поставками стран. Если в какой-то стране расширяются экспортные поставки, то это приводит к укреплению активного торгового и платежного баланса. Центральный банк страны вынужден противодействовать этому ревальвацией своей валюты. Ревальвация, повышая курс валюты данной страны по отношению к валютам других стран, вызывает повышение цен экспортируемых товаров в иностранной валюте и тем самым снижает конкурентоспособность страны на мировом рынке, сдерживает экспорт ее товаров. Понижая выраженные в национальной валюте цены импортируемых товаров, ревальвация приводит к повышению спроса на них и увеличению импорта.
    Формы анализируют состояние спроса и предложения на валюту и динамику процентных ставок на валютном рынке. Если увеличивается предложение какой-то валюты, то ее курс падает и участники мирового валютного рынка избавляются от этой валюты.
    Анализ платежного баланса показывает, является ли страна заемщиков или кредитором на мировом рынке, и как политика государства влияет на потоки товаров и капиталов, и что фирма может требовать от правительства своей страны для успеха в достижении своих стратегических целей.
    Большое значение при разработке стратегии имеют способ финансирования и методы регулирования платежей, а первостепенное значение при финансовых операциях имеет вопрос ограничения валютного риска.[8]
    Одним из способов финансирования внешнеэкономических операций является лизинг. Лизинг это особый вид аренды, при использовании которой не требуется первоначального выделения крупных средств в иностранной валюте. Лизинг, как правило, используется при перестройке производства на базе современной технологии. На первом этапе все расходы покрывает лизинговая компания, т. е. фирма,  которая является арендодателем. Экспорт продукции, произведенной на взятом в лизинг оборудовании, может быть одной из форм возмещения первоначальных, капитальных затрат.
    В мировой практике отлажены разнообразные модификации лизинговых договоров, позволяющие приобретать инвестиционные средства в различных условиях. Значение лизинга в области планирования инвестиций и финансирования резко возросло в странах, в которых статус лизинговых договоров отражен в налоговом законодательстве.
    Функционирует Объединение европейских лизинговых обществ, объединяющее союзы и общества 17-ти государств. Но лизинг используется в Азиатском регионе, Австралии и в США более активно, чем в Европе. Лизинг на мировом рынке рассматривается как вид финансирования, и этот вид финансирования имеет ряд преимуществ, например, перед кредитным финансированием.
     
     
     
     
     
    2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ 2.1 Внешнеэкономическая деятельность Уральского региона Тенденции развития внешнеэкономического комплекса Уральского экономического района в основном соответствуют динамике внешней торговли РФ в целом: увеличение внешнеторгового оборота с 2002 г. при наибольших темпах его прироста в 2005 и 2006 гг., сокращение экспорта с 2007 г., сохранение положительного сальдо торгового баланса в последние девять лет, усиление сырьевой направленности экспорта, повышение зависимости от импорта потребительских товаров и производственного оборудования при наметившейся тенденции замедления импорта, ориентация внешнеторговых потоков на Европу и страны вне СНГ, расширение участия иностранного капитала в экономике.
    Спад внешнеторговых операций в 2008 г. происходил под влиянием сложных для всей России внутренних и внешних экономических условий, из-за ухудшения конъюнктуры мировых рынков товаров российской экспортной специализации.
    Области и республики Урала относятся к крупным экспортерам России. Так, Свердловская область по объему экспорта занимает 4-е место среди субъектов РФ, Челябинская – 8-е, Пермская – 12-е, Республика Башкортостан – 13-е, Оренбургская область – 19-е и Удмуртская республика – 25-е место. Высокий внешнеэкономический и инвестиционный потенциал региона связан с наличием богатой сырьевой базы, относительно развитой инфраструктурой и высококвалифицированной рабочей силой, достаточно разработанным внешнеэкономическим и инвестиционным законодательством.
    Место и роль территорий Уральского района во внешнеэкономической деятельности страны характеризуется данными, представленными в табл. 1.1.
     
    Таблица 1.1. - Внешнеэкономическая деятельность Уральского региона
    Территории Уральского экономического района
    Доля региона в экспорте РФ, %
    Доля региона в импорте РФ, %
    Импорт на душу населения 2007 г., долларов
    Иностранные инвестиции 2008 г., тыс. долларов
    Иностранные инвестиции на душу населения в среднем за 2005-2007 гг., долларов
    Доля экспорта в страны вне СНГ, %
    Свердловская область
    3,47
    2,13
    333,0
    120647
    6,6
    82,2
    Челябинская область
    2,46
    1,95
    390,7
    59116
    6,9
    78,9
    Пермская область
    2,00
    1,06
    264,3
    42738
    7,8
    86,4
    Оренбургская область
    1,20
    1,08
    361,1
    130039
    0,5
    81,8
    Удмуртская республика
    0,75
    0,38
    170,9
    7902
    3,7
    90,1
    Курганская область
    0,19
    0,17
    105,4
    910
    0,0
    86,4
    Итого:
    10,07
    6,77
     
    361352
     
     
    В ср. по РФ
     
     
    500,0
     
    50,7
    79,3
     
    На  рисунке 1 представлены доля Уральского региона в экспорте РФ и доля региона в импорте РФ в 2007 году.
    Рисунок 2.1. – Доля экспорта и импорта Уральского региона в РФ в 2007 году
     
    Производя более 14% валового внутреннего продукта, 17,6% промышленной продукции РФ, Уральский район занимает в общем объеме экспорта страны 12%, импорта - 7,4%, численности предприятий с иностранным капиталом - 7,1%. Принимая во внимание внутреннее географическое положение Урала, его старопромышленный характер, можно заключить, что степень использования экспортного потенциала региона достаточно высока. Отставание наблюдается в привлечении иностранных инвестиций.
    Территории Урала помещены в таблице 1.1. в порядке убывания их удельного веса в стоимости экспорта страны. По абсолютным объемам экспорта и импорта лидирует Свердловская область, хотя на душу населения здесь приходится стоимости импорта меньше, чем в Челябинской, Пермской и Оренбургской областях. В суммарном импорте России наибольший удельный вес занимают г. Москва (37,6%), г. Санкт-Петербург (8%), Тюменская область (4,4%).
    Участие Урала в мирохозяйственных связях стало важным условием его развития в последние девять лет. Чем больше объемы вывоза, тем лучше финансовое положение предприятий и местных бюджетов, ниже уровень безработицы, выше благосостояние населения. Эти зависимости характерны прежде всего для субъектов РФ с топливодобывающей, металлургической, сырьевой специализацией. Ориентация на экспорт энергоресурсов, металлов, химической и лесной продукции обеспечила ряду субъектов России относительное благополучие в условиях низкого внутреннего платежеспособного спроса. Регионы, не обладающие минеральными ресурсами, с относительно развитой обрабатывающей промышленностью, оказались в худшем положении и слабо интегрированными в мировую экономику.
    Анализ внешней торговли регионов России за 2007 г. показал, что лишь в 15 субъектах РФ степень открытости экономики, измеряемая как доля экспорта в ВРП, выше среднего российского показателя. В их число входят г. Москва, Липецкая, Ленинградская, Мурманская, Вологодская, Тюменская области, Красноярский край и др. На эту группу регионов приходится 35% производства ВВП страны и 63% общей стоимости экспорта России. В силу асимметрии регионов страны по масштабам потенциала большинство субъектов РФ слабо интегрировано в мировую экономику, доля экспорта в их ВРП незначительна.
    В январе–сентябре 2007 г. суммарный экспорт по всем регионам Уральского Федерального округа составил 22968,5 млн. долларов США (19,1% от общероссийского экспорта за отчетный период) и вырос, по данным таможенной статистики, на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г.  Из этой суммы 21141,8 млн. долларов или 92,04% приходилось на экспорт в страны вне СНГ.
    Импорт и экспорт в январе–сентябре 2007 года по регионам Уральского Федерального округа (ФО) РФ (в % к аналогичному периоду 2006 года) (смотрите рисунок 2.2.)
    Рисунок 2.2. – Импорт и экспорт в январе-сентябре 2007 года по регионам Уральского ФО РФ
    Максимальный рост экспорта зафиксирован в Курганской (в 1,88 раз),  Челябинской (в 1,60 раза) и Свердловской (в 1,43 раза) областях. Заметное сокращение экспорта наблюдалось в Ямало–Ненецком автономном округе (в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом 2003 года).
    Распределение экспорта по субъектам Уральского ФО РФ в январе–сентябре 2007 года, в процентах (смотрите рисунок 2.3.)
    Рисунок 2.3. -  Распределение экспорта по субъектам Уральского ФО РФ в январе–сентябре 2007 года
     
    Импорт в январе–сентябре 2007 г. по Уральскому федеральному округу  составил 2695,9 млн. долларов США (5,6 % от общероссийского), 49,5% – импорт из стран вне СНГ. Наибольшая доля импорта приходится на Свердловскую и Челябинскую области (78,3 % от всего импорта округа).  Значительный рост импорта наблюдался в Курганской (в 2,4 раза), Челябинской  (в 1,9 раза) и Свердловской областях (в 1,56 раза)
    Типологизация регионов России по степени экспортной ориентированности их экономик приведена в таблице 2.2.
    Таблица 2.2. – Группы субъектов РФ по степени экспортной ориентированности
    Регионы с наивысшей экспортной ориентацией
    г. Москва, Тюменская область, Красноярский край
    Регионы с высокой степенью экспортной ориентированности
    Кемеровская, Свердловская, Ленинградская, Вологодская, Иркутская, Липецкая, Мурманская, Челябинская области
    Регионы со средней степенью экспортной ориентированности
    Самарская, Московская области, Республика Татарстан, Пермская область, Республика Башкортостан, г. Санкт-Петербург, Томская, Оренбургская области, Республика Коми, Белгородская, Омская области, Республика Хакасия, Архангельская, Тульская, Нижегородская области, Республика Карелия, Удмуртская Республика, Волгоградская обл.
    Регионы с низкой экспортной ориентированностью
    Республика Калмыкия, Приморский край, Новгородская, Калининградская, Ростовская, Камчатская области, Республика Ингушетия, Сахалинская, Ярославская области, Хабаровский край, Владимирская, Смоленская, Саратовская, Новосибирская, Кировская, Астраханская области, Северная Осетия - Алания
    Регионы без явной ориентации на экспорт
    Остальные 33 субъекта РФ, в т.ч. Курганская область
     
    Внешнеэкономическая деятельность регионов позволила поддерживать их жизнеспособность в условиях экономического спада. В то же время, наметилась тенденция усиления сырьевой структуры экспорта, дивергенции и деиндустриализации страны, недостаточного инвестирования в производство готовых изделий, в развитие науки, техники, образования, возросла угроза целостности страны.
    В целом по Уральскому экономическому району в структуре экспорта на сырьевые товары приходится 90%. Половину валютных доходов Урал получает от экспорта черных металлов. На втором месте по значимости в стоимости общего объема экспорта Урала – продукция топливной и нефтехимической промышленности, на третьем – цветные металлы. Большей частью экспортируются металлы необработанные. Готовые металлические изделия пользуются меньшим внешним спросом из-за их недостаточной конкурентоспособности. Объем экспорта услуг составляет менее 2% и не играет большой роли во внешнеэкономической деятельности региона. В импорте преобладает продукция топливно-энергетического комплекса, машины и оборудование, транспортные средства, продукты питания. Во всех субъектах РФ, входящих в состав Уральского района, за исключением Курганской области, экспорт товаров превышает их импорт.
    В 2008 г. наибольший удельный вес в экспорте Свердловской области занимали цветные и черные металлы (32 и 20% соответственно), а так же химическая продукция (24,5%). На медь и алюминий приходится по 12% от стоимости экспорта области. 35% необработанного алюминия поступает в Нидерланды, 43% – на Виргинские острова. Уральский никель покупают Нидерланды и Финляндия. Титан поставляется в 28 стран мира, из которых основными импортерами являются Германия (43%) и США (23%). В 2008 г. экспорт продукции цветной металлургии в стоимостном выражении сократился на 16% из-за снижения контрактных цен на все цветные металлы, кроме титана.
    Экспорт проката черных металлов осуществляется в Казахстан (34,7%), США и Канаду (17,6%), Бельгию (17,5%), Германию (8,1%), Узбекистан (7,5%). Экспорт углеродистой стали в страны дальнего зарубежья в 2008 г. снизился в 2 раза, отходов и лома черных металлов, труб на 23-24%. Благодаря некоторому снижению экспорта черных металлов вследствие протекционистских мероприятий многих стран мира в отношении российской металлопродукции увеличилась доля машин и оборудования в экспорте области, составив более 10% в 2008 г. При этом в структуре экспорта в страны СНГ их удельный вес достиг почти 36%. Машины и оборудование, производимые в Свердловской области, покупают в 29 странах мира, из них 8 – государства-участники СНГ. Область экспортирует двигатели внутреннего сгорания, электродвигатели, трансформаторы, грузовые автомобили, тракторы, аккумуляторы, мотоциклы. Основными торговыми партнерами в экспорте машинотехнической продукции выступают: Казахстан и Украина, Китай, Монголия, Финляндия, Вьетнам. США и Германия закупают 8% и 6,8% экспорта мотоциклов соответственно.
    На древесину и изделия из нее приходится 2,2% внешнеторгового оборота Свердловской области. Треть экспорта – необработанные лесоматериалы, которые вывозятся в основном в страны дальнего зарубежья. Продукция уральской целлюлозно-бумажной промышленности пользуется спросом преимущественно в СНГ: Узбекистан (100% экспорта целлюлозы), Казахстан (76% экспорта бумаги и картона). [9]
    В натуральном выражении растет физический объем поставок за рубеж необработанных лесоматериалов, мотоциклов, грузовых автомобилей, асбеста, газетной бумаги, никеля.
    Продовольственные товары составляют 18% импорта товаров в Свердловскую область, продукция нефтехимического комплекса – 14,6%, топливно-энергетические товары – 6%, продукция машиностроения – 29,5%. Особенно изменилась структура импорта из стран СНГ при сокращении его доли в импортных поставках области с 53% в 2007 г. до 30% в 2008 г. Снизился удельный вес продовольственных товаров, изделий из черных металлов, продукции машиностроения. Одновременно, в два раза увеличилась доля топливно-энергетического комплекса.
    В импорте продовольствия преобладают: растительное масло (9-10%), хлебные злаки (3,4%), виноградные вина (9,5%), фрукты (7-8%), говядина, свинина. На мясопродукты приходится 1/5 импорта Свердловской области.
    Существенных изменений в географической структуре внешнеторгового оборота не произошло. По сравнению с 2005 г. доля Нидерландов в экспорте Свердловской области выросла с 9,3% до 20,1%, США – с 15,5 до 16,5%, Германии – с 3,8 до 4,3%. Удельный вес Великобритании и Казахстана за четыре года практически не изменился.
    Крупнейшими уральскими предприятиями-экспортерами являются:
    - В Свердловской области - АО “Нижнетагильский металлургический комбинат”, Металлургический завод им. Серова, Серовский завод ферросплавов, АО “Богословский алюминиевый завод”, “Уральский алюминиевый завод”, АО Сухоложский завод “Вторцветмет”, АО Комбинат “Урал-электромедь”, Уральский электрохимический комбинат, Верхне-Салдинское металлургическое объединение;
    - В Челябинской области - Магнитогорский металлургический комбинат, АО “Мечел”, Челябинский электрометаллургический комбинат, Кыштымский медеэлектролитный завод, АО “Уфалейникель”, Челябинский электролитный завод, ПО “Маяк”;
    - В Пермской области - АО “Уралкалий”, ПО “Пермьнефть”, АО “Лукойл Пермнефтеоргсинтез”, АО “Азот”, АО “Метанол”, Березниковский химический завод;
    - В Оренбургской области - “Южуралникель”, “Оренбурггазпром”, АО “Оренород”, Орско-Халиловский металлургический комбинат;
    - В Курганской области - АО “Синтез” (лекарственные препараты и витамины), “Кургансельмаш”, завод химического машиностроения, “Мегаполис”, Арматурный завод;
    Создание благоприятной инвестиционной среды стало важным направлением деятельности правительств субъектов РФ Уральского района. Например, Программа развития внешнеэкономической деятельности Свердловской области была принята в 2005 г. и предусматривала улучшение инвестиционного климата, развитие инфраструктуры внешнеэкономической деятельности, продвижение уральских товаров на зарубежных рынках. Принято распоряжение Правительства Свердловской области от 11.03.09 г. № 138-рп “О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Свердловской области”.
    Оренбургская область, разместив информацию о предприятиях региона в электронных банках данных Международной сети ООН, получила 30 инвестиционных предложений на сумму 1,2 млрд. дол., среди которых проекты по повышению эффективности добычи полезных ископаемых, сельскохозяйственного производства, осуществлению конверсии военно-промышленного комплекса2. В результате за 2008 г. иностранные инвестиции в Оренбургскую область увеличились в 325 раз и достигли 29% от объема инвестиций в экономику Урала.
    Почти в два раза возросли иностранные инвестиции в Свердловскую область, которая сохранила лидирующие позиции среди регионов Урала по привлечению зарубежных инвесторов. В Челябинской области иностранные инвестиции также удвоились, и удельный вес области составил 20% от объема инвестиций в экономику Уральского района. Доля Урала в общем объеме зарубежных инвестиций в РФ увеличилась с 1,24% в 2007 г. до 3,64% в 2008 г. В структуре инвестиций в экономику Урала наибольший удельный вес занимают Германия, Италия, США, Нидерланды, Великобритания, Швейцария.
    Интерес у иностранных компаний вызывают богатейшие запасы ванадия, бокситов (соответственно 97% и 70% запасов России), запасы железных, титановых, медных, никелевых, золотых руд, запасы топаза, алмазов, хрусталя, а также машиностроение и металлообработка, цветная металлургия. Более 300 золоторудных месторождений находится в Челябинской области. На территории Свердловской области зарегистрировано 652 совместных и иностранных предприятия, 347 из которых базируется в Екатеринбурге. В Челябинской области зарегистрировано 520 предприятий с иностранными инвестициями.
    Наибольшую активность проявили бизнесмены из Великобритании, создав 32 предприятия, что связано с работой Генерального консульства Великобритании в Екатеринбурге. Британская Trans World Group располагает значительными пакетами акций предприятий Урала.
    Возросли прямые инвестиции Австрии в экономику Урала. К настоящему времени создано 17 совместных австрийско-российских предприятий в Свердловской области. В Пермской области австрийский банк приобрел 71% акций АО “Ависма. Титано-никелевый комбинат”, основного производителя на экспорт российского титана. Это стратегически значимое для страны предприятие производит почти 20% мирового производства титана, 60% губчатого титана поставляет в Свердловскую область на переработку. Австралийские бизнесмены готовы финансировать проекты по добыче золота и платины. В Челябинской области они владеют 49% акций СП “Светлое” в сфере золотодобычи, в Свердловской области – 59% акций АО “Хромит”, разрабатывающего месторождение платины. Золото Урала привлекло также канадских инвесторов, которые создали СП с Невьянским золотым прииском (Свердловская область).[10]
    Увеличивается число СП с инвестициями США (62), как следствие деятельности с 2004 г. в Екатеринбурге Генерального консульства этой страны. Сферой американских интересов стали телекоммуникации, нефте- и газодобывающая промышленность, аэрокосмические исследования, конверсия. “Пратт энд Уитни” совместно с АО “Авиадвигатель” и АО “Пермский моторный завод” производит авиационные двигатели ПС-90А2 и усовершенствованные газотурбинные установки5. С участием немецких инвесторов в Свердловской области создано 57 СП, открыто 14 представительств фирм из Германии. Дрезден-банк намерен создать на Урале свой филиал.
    Международный транснациональный капитал постепенно внедряется на Урал. Иностранные инвестиции в Уральском районе возросли с 153 в 2007 г. до 429 млн. долларов США в 2008 г. Вместе с тем, доля прямых инвестиций сократилась с 77 до 60%.
    Для привлечения в регион иностранных инвестиций недостаточно создать правовые условия, ввести налоговые льготы для иностранных инвесторов; огромное значение имеют политическая стабильность в России и минимальные инвестиционные риски. Основным направлением роста эффективности внешнеэкономической деятельности Урала является увеличение поставок на мировой рынок продукции обрабатывающей промышленности, высокотехнологичных товаров, услуг.
    2.2. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности Уральского региона По данным Минэкономразвития и торговли среди регионов России можно выделить около 30 субъектов, которые можно охарактеризовать сравнительно широкой открытостью экономики для внешнего рынка. На них приходится значительная, до 80%, часть экспорта и импорта.
    В зависимости от различной степени открытости, степени рисков (от политических до инвестиционных), финансовой устойчивости, а также инвестиционной привлекательности, регионы России будут по-разному использовать внешние факторы для целей развития.
    Максимальный потенциал и минимальный риск имеют гг. Москва и Санкт-Петербург, средний потенциал характерен для Белгородской области и Республики Татарстан. Приемлемые условия инвестирования характерны для 18 субъектов: Московской, Свердловской, Нижегородской, Пермской, Самарской, Иркутской, Волгоградской, Саратовской, Ростовской, Оренбургской, Челябинской, Новосибирской, Кемеровской областей, Краснодарского, Алтайского, Приморского краев, Башкортостана, Ханты-мансийского автономного округа.
    Ситуация во внешнеэкономической сфере будет зависеть от складывающейся конъюнктуры на мировых рынках для экспорта российских товаров. Влияние на экспорт будет оказывать рост спроса на ряд товаров со стороны внутреннего рынка, а также ограничительные меры в отношении российского экспорта со стороны стран торговых партнеров.
    В структуре товарного экспорта по-прежнему будут доминировать топливно-сырьевые товары, причем доля энергоресурсов может несколько сократиться. Высокая доля этих товаров в общем экспорте будет поддерживаться как за счет некоторого увеличения физических объемов вывоза, так и за счет сохранения благоприятного уровня мировых цен.
    В зависимости от экспортного потенциала регионы можно разделить на следующие группы.
    К первой группе относятся Башкирия, Татарстан, Белгородская, Вологодская, Липецкая, Нижегородская, Самарская, Свердловская и Челябинская области. В этих регионах экономика оказалась наиболее устойчивой к кризису, с достаточно диверсифицированным производством, развитой инфраструктурой, квалифицированным кадровым потенциалом. Спад в экономике этих регионов был незначительным, а спрос на продукцию основных отраслей - относительно высоким. [11]
    Вторую группу составляют сырьевые регионы - республики Коми, Саха (Якутия), Хакасия; Красноярский край; Иркутская, Кемеровская, Магаданская, Омская, Оренбургская, Томская и Тюменская области, для которых характерны высокий уровень производства. Однако благополучие этих регионов определяется в основном экспортом и подвержено сильному влиянию конъюнктуры мирового рынка.
    Третью группу составляют 8 областей Центрального ФО - Владимирская, Ивановская, Курская, Московская, Смоленская, Тульская, Ульяновская и Ярославская. К началу реформ эти области располагали высоким производственным потенциалом, квалифицированными кадрами, развитой инфраструктурой.
    Четвертую группу составляют 17 субъектов РФ - Республика Карелия, Архангельская, Вологодская, Воронежская, Калужская, Камчатская, Костромская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Новороссийская, Орловская, Пензенская, Пермская, Рязанская, Сахалинская и Тверская области. Эти регионы не относятся ни к числу наиболее депрессивных, ни к благополучным. Для укрепления экспортного потенциала здесь нужны меры государственной поддержки, направленные на разрешение присущих этим регионам проблем. Это же относится и к трём важнейшим с/х регионам: Краснодарскому, Ставропольскому краям и Ростовской области.
    Что касается остальных регионов, то по разным причинам (экономическим, политическим, географическим), их экспортный потенциал не бесперспективен, но экономический подъём требует целенаправленной государственной поддержки.
    Перспективы развития ВЭД в России в целом и её регионах во многом определяются ресурсным потенциалом и степенью его реализации.
    Наибольшее сокращение эффективности использования ресурсного потенциала наблюдается в Северо-Западном, Центральном, Северо-Кавказском и Дальневосточном ФО.
    Наименьший спад этого показателя произошел на предприятиях добывающей промышленности Уральского и Сибирского ФО. Предполагается, что во внешнеторговом обороте России несколько вырастет доля Приволжского и Сибирского федеральных округов.
    По-прежнему экспортную специализацию субъектов Центрального ФО будут определять наукоемкие обрабатывающие отрасли: электротехника, приборостроение, авто- и авиастроение, нефтепереработка, нефтехимия.
    Субъекты Северо-Западного ФО сохранят экспортную специализацию по отраслям черной и цветной металлургии, машиностроения, деревообработки.
    Субъекты Приволжского и Уральского ФО останутся крупными экспортерами продукции нефтехимического комплекса, ВПК, тяжелого машиностроения, нефте- и газодобычи.
    Субъекты Сибирского ФО сохранят позиции в сфере ВЭД за счет добывающих отраслей, цветной металлургии, лесопереработки, целого ряда продукции ВПК и ТЭК.
    В Дальневосточном ФО сохранится специализация при выходе на внешний рынок на продукции рыбопереработки, лесной промышленности, добывающих отраслей (медь, золото, платина, алмазы).
    Будущая модель вхождения России в мировое хозяйство должна носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на учете российских конкурентных преимуществ и слабостей.
    К наиболее значимым преимуществам можно отнести следующие:
    - крупные минерально-сырьевые ресурсы, имеющие по некоторым категориям мировое значение;
    - наличие отвечающих мировому уровню промышленных и научно-технических мощностей;
    - многочисленные трудовые ресурсы с высоким общеобразовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой;
    - крупные масштабы основных фондов в промышленности и транспорте, позволяющие экономить на инвестиционных затратах.
    Одновременно на внешнеэкономических связях и всей экономике страны сказываются слабости, устранить которые в сжатые сроки без крупных финансовых и иных затрат нельзя.
    А именно:
    - преобладание неконкурентоспособных по современным стандартам технологий и методов организации производства, его чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность;
    - колоссальный износ основных фондов;
    - слабая мотивация и низкая интенсивность труда, бюрократизация экономики, а также социальная неустойчивость;
    - резкая неравномерность в экономическом развитии регионов и разрывы в стандартах жизни между ними.
    Главной целью развития ВЭД является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений, с тем чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В первом случае внешнеэкономическая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей.
    Предприятием является хозяйствующий субъект, который на основе использования экономических ресурсов производит и реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги. Внешнеэкономическая деятельность предприятия - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной интеграцией и кооперацией, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом на внешний рынок.
    Основными формами внешнеэкономической деятельности предприятий является внешнеторговая деятельность и международная кооперация производства.
     
     
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Азия и Россия. Экономические связи в 2000 году: Ежегод. справ. - М., 2006 г. - 637с.
    2. Акбашев Р. Принципы федерализма в регулировании внешнеэкономической деятельности / Р.Акбашев, Г.Семенов, М.Сафиуллин // Рос. экон. журн. - 2006. - N 1. - С.33-39.
    3. Актуальные проблемы внешнеэкономической стратегии России / под ред. С.А. Ситаряна. - М.: Наука, 2007г. - 327с.
    4. Акулов А. Проблемы кросс-культурных коммуникаций в управлении внешнеэкономической деятельностью // Азия и Африка сегодня. – 2005г. - N 10. - С.36-38.
    5. Андрианов В. Транснационализация внешнеэкономических связей // Маркетинг. – 2005г. - N 4. - С.3-12.
    6. Балабанов И.Т. Внешнеэкономические связи: учеб. пособие / И.Т.Балабанов, А.И.Балабанов. - М., 2007г. - 511с.
    7. Балацкий Е. Перспективные направления роста внешнеэкономической активности России // Экономист. – 2006 г. - N 2. - С.36-43.
    8. Бахрамов Ю.М. Организация внешнеэкономической деятельности (Особенности менеджмента): учеб. пособие / Ю.М.Бахрамов, В.В.Глухов. - СПб., 2007 г. - 444с.
    9. Безруков В. Внешнеэкономическая деятельность в 2006 году / В.Безруков, Л. Посвянская // Экономист. – 2006 г. - N 7. - С.14-21.
    10. Бровкова Е.Г. Внешнеэкономическая деятельность / Е.Г.Бровкова, И.П.Продиус. - М., 2006 г. - 192с.
    11. Васильева Н.И. Международные экономические отношения России. - М., 2006 г. - 298с.
    12. Вилкова Н.Г. Международные коммерческие контракты и новый гражданский кодекс России // Международный бизнес России. - 2005. - N 4. - С.3-8.
    13. Власов А.В. Внешнеэкономические отношения России: внешний долг // Деньги и кредит. – 2006 г. - N 10. - С.35-37.
    14. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации // Мировая экономика и междунар. отношения. – 2007 г. - N 3. - С.24-39.
    15. Гладкий Ю.Н. Внешнеэкономические связи: новые приоритеты // Гладкий Ю.Н. Социально-экономическая география России. - М., 2006 г. - С.634-667.
    16. Гришкевич Т. Внешнеэкономическая деятельность в 2007 году: Предварительные итоги // Вопр. статистики. - 2007. - N 12. - С.30-34.
    17. Дао Май Хань. Внешнеторговая деятельность стран в контексте процессов глобализации (методология и результаты эконометрического анализа) // Экон. наука соврем. России. - 2006. - N 4. - С.126-143.
    18. Дегтярева О.И. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. пособие. - М., 2007 г. - 318с.
    19. Джурабаев К.Т. Основы внешнеэкономической деятельности. - Новосибирск, 2003. - 66с.
    20. Зевин Л. О внешнеэкономических аспектах модели экономического развития России / Л.Зевин, Н.Ушакова // Общество и экономика. – 2006 г. - N 1. - С.49-56.
     
    ПРИЛОЖЕНИЕ А Направление Уральского экспорта, млрд. долл.
     
    [1] Бахрамов Ю.М. Организация внешнеэкономической деятельности (Особенности менеджмента): учеб. пособие / Ю.М.Бахрамов, В.В.Глухов. - СПб., 2007 г. - 444с.
    [2] Балабанов И.Т. Внешнеэкономические связи: учеб. пособие / И.Т.Балабанов, А.И.Балабанов. - М., 2007г. - 511с.
    [3] Бровкова Е.Г. Внешнеэкономическая деятельность / Е.Г.Бровкова, И.П.Продиус. - М., 2006 г. - 192с.
    [4] Гришкевич Т. Внешнеэкономическая деятельность в 2007 году: Предварительные итоги // Вопр. статистики. - 2007. - N 12. - С.30-34.
    [5] Джурабаев К.Т. Основы внешнеэкономической деятельности. - Новосибирск, 2003. - 66с.
    [6] Бахрамов Ю.М. Организация внешнеэкономической деятельности (Особенности менеджмента): учеб. пособие / Ю.М.Бахрамов, В.В.Глухов. - СПб., 2007 г. - 444с.
    [7] Власов А.В. Внешнеэкономические отношения России: внешний долг // Деньги и кредит. – 2006 г. - N 10. - С.35-37.
    [8] Бахрамов Ю.М. Организация внешнеэкономической деятельности (Особенности менеджмента): учеб. пособие / Ю.М.Бахрамов, В.В.Глухов. - СПб., 2007 г. - 444с.
    [9] Зевин Л. О внешнеэкономических аспектах модели экономического развития России / Л.Зевин, Н.Ушакова // Общество и экономика. – 2006 г. - N 1. - С.49-56.
    [10] Дегтярева О.И. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. пособие. - М., 2007 г. - 318с.
    [11] Джурабаев К.Т. Основы внешнеэкономической деятельности. - Новосибирск, 2003. - 66с.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Перспективы развития ВЭД России и Уральского региона ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.