Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Методы стимуляции творческого мышления

  • Вид работы:
    Реферат по теме: Методы стимуляции творческого мышления
  • Предмет:
    Психология
  • Когда добавили:
    06.08.2014 16:54:27
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    План
     
    1. Введение
     
    2.  Что такое творческое мышление
    2.1. Основные признаки творческого мышления
    2.2. Основные стадии творческого мышления
     
    3. Кто такая творческая личность
    3.1. Факторы, мешающие человеку творчески мыслить
    3.2. Основные черты творческой личности
    3.3. Детство как период свободного творчества
     
     
    4. Методы стимуляции творческого мышления
    4.1. Воспитание творческой личности в раннем детстве
    4.2. Некоторые психологические и педагогические приемы, стимулирующие развитие творческого мышления
     
     
     
     
     
     
     
     
    1. Введение
    Вряд ли кто-то станет оспаривать важность творческой мысли в развитии всего человечества: в утончении чувств посредством литературы; восприятия с помощью живописи и музыки; в повышении качества и уровня жизни – благодаря научно-техническим достижениям. Все, доступные нам теперь радости, как эстетические, так и интеллектуальные, да и просто бытовой комфорт – результат творческого гения человека. Творчески необходимо подходить как к решению важных научных задач, так и к приготовлению пищи – тогда результат станет действительно достойным затраченных на него усилий. В человеке заложена потребность к творчеству, креативность считается одним из неотъемлемых качеств хорошего специалиста в любой области, а на ужин приятно приглашать творческого человека, который может увлечь разговором и зажечь в душе маленькую искорку новых мыслей и настроений. Но как же развить в себе этот творческий дар или как помочь  другим раскрыть его?!
     
     
     
    2.  Что такое творческое мышление
    2.1. Основные признаки творческого мышления
    С философской точки зрения любая деятельность человека является творческим актом, поскольку и субъект и объект выходят из акта деятельности иными, чем они вошли в него. Однако в психоанализе принято разделять мыслительный процесс на продуктивный (творческий) и репродуктивный (воспроизводящий), хотя деление это достаточно условно. В любом мыслительном акте существует творческая, порождающая часть, связанная с генерацией гипотез, и исполнительная часть, связанная с их реализацией и проверкой. Рассмотрим подробнее признаки творческой деятельности человека.
    Творческой называется такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта.Поскольку новый продукт может быть получен случайно или путем сплошного перебора вариантов, то к критерию новизны продукта обычно добавляют критерий новизны процесса, с помощью которого этот продукт был получен (новый метод, прием, способ действия). В случае подлинно творческого акта преодолевается логический разрыв (известные уже алгоритмы) на пути от условий задачи к ее решению. Преодоление этого разрыва возможно за счет иррационального начала, интуиции.Творческое мышление связывают обычно не столько с решением уже поставленной кем-то задачи, сколько со способностью самостоятельно увидеть и сформулировать проблему. Математики утверждают, что математический талант проявляется не в умении решать математические задачи (в этом можно "натаскать" почти любого), но, прежде всего, в способности сформулировать на математическом языке проблему, которая взята из реальной жизни или другой области знания, т. е. поставить ее как математическую задачу.Важным психологическим критерием творческого мышления является наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения. К примеру, знаменитый французский математик А. Пуанкаре  говорил о чувстве красоты, которое направляло его на поиск верного решения.Творческий мыслительный акт обычно требует устойчивой и длительной или более кратковременной, но очень сильной мотивации.  
     
     
    2.2. Основные стадии творческого мышления
    Творческий акт неалгоритмичен по своей сущности, но все же ученые выявили некоторую последовательность рождения творческой мысли. Выделяются четыре фазы любого творческого решения.
    1. Фаза сбора материала, накопления знания, которые могут лечь в основу решения или переформулирования проблемы.
    2. Фаза созревания, или инкубации, когда работает в основном подсознание, а на уровне сознательных регуляций человек может заниматься совсем другой деятельностью.
    3. Фаза озарения, или инсайта, когда решение часто совершенно неожиданно и целиком появляется в сознании.
    4. Фаза контроля, или проверки, которая требует полной включенности сознания.
     
    3. Кто такая творческая личность
    3.1 Факторы, мешающие человеку творчески мыслить
    Условия, влияющие на течение творческой деятельности, бывают двух
    видов: ситуативные и личностные. К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на творческие возможности человека, относятся:
    лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности;желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация;наличие фиксированной установки на конкретный способ решения; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная самоцензура; способ предъявления условий задачи, провоцирующий неверный путь решения, и др.  
    К личностным факторам, негативно влияющим на процесс творчества, относят:
    конформизм (соглашательство);неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке), а также слишком сильную уверенность (самоуверенность); эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; отсутствие склонности к риску; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху;высокую тревожность как личностную черту; сильные механизмы личностной защиты и ряд других.  
    Многочисленные исследования свидетельствуют о важнейшей роли подсознательных процессов в нахождении творческих решений. Поэтому многие из перечисленных факторов как раз связаны с усилением барьеров между сознанием и бессознательным. Так, тревожность и неуверенность в себе заставляют людей подавлять идущие из подсознания подсказки, боясь, что они вызовут иронию или насмешку у других людей.
     
    3.2 Главные качества творческой личности
    Среди личностных черт, благоприятствующих творческому мышлению, выделяют
    следующие:
    уверенность в своих силах; доминирование эмоций радости и даже определенную долю агрессивности; склонность к риску; отсутствие боязни показаться странным и необычным;отсутствие конформности;хорошо развитое чувство юмора; наличие богатого по содержанию подсознания (видит разнообразные по содержанию сны, и т.п.);любовь к фантазированию и построению планов на будущее;детскость.  
    Многие исследователи пытались сформулировать главное качество творческой личности и осознать, что же лежит в основе способности к творчеству. При всем разнообразии конкретных формулировок все говорят примерно об одном и том же: творческая личность - это свободная личность; а свободная личность - это личность, способная быть самой собой, слышать свое "Я".
     
    В англоязычной литературе главным качеством творческой личности часто называют чувство самоидентичности ("The Sense of Personal Identity"). Творческий человек должен ценить свою уникальную и неповторимую личность, "не стыдиться" ее. Ведь любой творческий акт - это форма духовного "самообнажения", что особенно трудно делать "на публике". Способность "творить" на виду у других людей относится к числу профессионально важных качеств артистов, музыкантов, преподавателей вузов, проповедников. Хорошая публичная лекция предполагает творческий экспромт, импровизацию. Только в этом случае слушатель становится соучастником творческого процесса и способен не просто усвоить систему значений, передаваемых с помощью озвученного текста, но и проникнуть за значения, в личностные смыслы, порождаемые в данный момент, в данном месте.
     
    Но пока без четкого ответа остается вопрос о том, какова природа того "Я", которое мы должны уметь слушать. Есть ли это то самое эмпирическое "Я" в триединстве его физической, социальной и духовной ипостасей? Природа этого "Я" настолько труднодоступна для рационального осмысления, что даже в научной литературе появляются ссылки на его принципиально трансцендентальный характер и даже божественное происхождение.
     
    3.3. Детство как период свободного творчества
    Следует также отметить часто встречающуюся у творческих личностей детскость, доходящую до инфантилизма. П. А. Флоренский говорил о том, что секрет творчества в сохранении юности, а секрет гениальности - в сохранении детства на всю жизнь. Действительно, детство - это период творчества. Именно в это время процесс сотворения человеком своего образа мира идет максимально высокими темпами.
     
    Еще Л. Н. Толстой отмечал, что большая часть всего, что он узнал в жизни, пришлась на первые четыре года. Эти наблюдения подтверждаются современными эмпирическими исследованиями. Если принять во внимание, что любой образ строится по принципу встречного уподобления на основе гипотезы, изначально вписанной в целостный образ мира, то становится ясно, как велико должно быть творческое напряжение первых месяцев и лет жизни, чтобы уже где-то к четырем годам было в основном завершено построение образа мира, в который в дальнейшем вносятся куда менее фундаментальные и принципиальные добавления и поправки. Из сказанного следует, что воспитание творческого начала в ребенке состоит вовсе не в том, чтобы привносить в него это начало, а в том, чтобы не дать этому началу погибнуть в ходе неизбежного процесса социализации, заставляющего всех пить из одного общего источника.
     
    Отвечая на вопрос, почему именно ему выпало совершить великое открытие, А. Эйнштейн назвал в качестве одной из причин свое относительно медленное развитие, благодаря чему его в довольно солидном возрасте все еще волновали так называемые "детские вопросы". Вопрос, положивший начало размышлениям, приведшим к открытию принципа относительности, звучит действительно почти по-детски: что будет видеть наблюдатель, если источник света удаляется от него со скоростью света? На начальном этапе своего развития ребенок представляет собой существо полностью бессознательное. Это единственный период в жизни человека, когда действительно нет абсолютно никаких барьеров между сознанием и бессознательным и нет, соответственно, абсолютно никаких ограничений для его свободного творчества.
     
    4. Методы стимуляции творческого мышления
    4. 1. Воспитание творческой личности в раннем детстве
    Как уже говорилось выше, креативность это не особая характеристика познавательных процессов, а одна из самых глубоких характеристик личности. Личность же нельзя "сформировать", а можно только воспитать. Воспитание, в свою очередь, не может быть ни чем иным, как созданием условий для самовоспитания личности. Существует множество методик раннего развития детей, каждая из которых в чем-то права, а какие-то важные факторы развития упускает, делая крен лишь в одну сторону. Однако можно выделить несколько особо удачных, на наш взгляд, принципов.
    Важно создать для ребенка среду, в которой он мог бы совершенствовать свое физическое состояние (по совету Никитиных дома малыш должен находиться в легкой спортивной одежде и иметь возможность при первом желании позаниматься на спортивных снарядах), формировать моторные и сенсорные навыки, приобретать знания на собственном опыте  («эксперименты» детей с водой, крупами и проч. по системе Марии Монтессори)Лучшие преподаватели для малыша – его родители, искренне играющие с ребенком и интересующиеся его развитием.Обучение – это игра, которую надо прекращать раньше, чем ребенок устанет.Любознательность поддерживается быстротой и новизной.Учебный материал должен быть максимально жизненным и привлекательным.Ни в коем случае не следует проверять малыша, вставать в положение «учитель-ученик». Малыш обязательно сам себя проявит.Важно помнить, что обучение конкретному навыку (чтению, письму, музыке) – не самоцель, а лишь средство для общего гармоничного развития ребенка; лишь путь, чтобы ребенок вырос достойным и благородным человеком, способным ценить красоту и гармонию  
    4.2. . Некоторые психологические и педагогические приемы, стимулирующие развитие творческого мышления
     
    К методам стимуляции творчества обычно относят те приемы, которые позволяют снять или ослабить барьеры между сознанием и бессознательным. В эту категорию некоторые авторы включают довольно экзотические приемы, основанные на снятии критических установок и цензуры сознания за счет использования алкоголя, барбитуратов и наркотических веществ; применения техники гипноза; применения методов решения задач с помощью поиска подсказок в сновидении.
     
    Более широкое распространение получила методика мозгового штурма А. Осборна, основной смысл которой заключается в разделении между разными людьми генеративной части мыслительного акта и части контрольно-исполнительной (одни участники генерируют гипотезы с запретом любой критики, а другие позже оценивают их реальную значимость). На ее основе был создан метод синектики (соединение разнородного в одном), предполагающий обучение испытуемых умению генерировать аналогии разного типа и другим приемам, позволяющим увидеть знакомое в незнакомом и незнакомое в знакомом. Используются также метод составления таблиц, метод гирлянд, метод контрольных вопросов и др..
     
    Широкое распространение получают разного рода тренинги, прежде всего тренинг уверенности в себе, тренинг сензитивности и др. Но главным условием появления творческих личностей является, конечно, соответствующая система обучения и воспитания, о которой мы поговорим несколько подробнее. Можно сформулировать некоторые педагогические принципы и прямые рекомендации родителям и преподавателям, придерживаясь которых можно уменьшить "антитворческий" или "творчество-подавляющий" эффект любого обучения. Действительно, всякое знание является не только поставщиком новых областей для творческой активности, высоких примеров творческой деятельности других людей, но при определенных условиях и убийцей творчества. Ведь если человек уже знает, как решать задачу или как осуществлять ту или иную деятельность, чтобы добиться желаемого результата, он будет действовать в соответствии с этим знанием и не станет "изобретать велосипед".
     
    "Творчествоподавляющее" действие знания во многом определяется способом его
    получения, степенью "уроднения", как выражались поэты-символисты, человека с
    этим знанием. Было ли оно творчески воссоздано, переоткрыто самим человеком или
    осталось для него чем-то формальным, чуждым и инородным? От ответа на этот
    вопрос и зависит дальнейшая роль приобретенного знания в нашей жизни. Ниже
    приводятся некоторые рекомендации, обобщающие опыт педагогов и психологов,
    озабоченных развитием творческого потенциала своих воспитанников.
     
    1. Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с
    точки зрения развития творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем
    случае не подавлять интуицию ученика. Часто встречаются педагогические ситуации,
    когда учащийся, высказывающий догадку или предположение, получает порицание от
    преподавателя за то, что не может логически обосновать их. Проверка интуиции
    логикой необходима, но это уже следующий этап творческого акта. Если не будет
    первого, то не будет и второго; негативные оценки опирающегося на интуицию
    предположения могут привести именно к этому. Учащегося следует поощрить за
    попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ
    выдвинутой идеи.
     
    2. Вторая рекомендация состоит в формирования у учащегося уверенности в своих
    силах, веры в свою способность решить задачу. Тот, кто не верит в себя, уже
    обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной, но важно
    понять, что переоценка своих возможностей учащимся менее опасна, чем недооценка.
    Исключение из этого правила касается только учащихся с патологически завышенной
    самооценкой, которую преподавателю обычно удается достаточно быстро обнаружить. Другая проблема состоит в том, что завышенная самооценка может негативно сказаться на развитии интеллекта и совершенствовании профессионального мастерства.
     
    3. В процессе обучения желательно в максимальной степени опираться на
    положительные эмоции (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.п.).
    Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.
     
    4. Необходимо всемерно стимулировать стремление учащегося к самостоятельному
    выбору целей, задач и средств их решения (как в больших, так и в частных
    вопросах). Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя
    ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой
    деятельности.
     
    5. Следует в довольно широких пределах поощрять склонность к рискованному
    поведению. Разумеется, любой риск таит в себе массу опасностей, в том числе и
    для физического здоровья.
     
    6. Важнейшая задача - не допускать формирования конформного мышления, бороться с
    соглашательством и ориентацией на мнение большинства. Преподаватель может
    позволить себе создать искусственную педагогическую ситуацию, в которой студент,
    демонстрирующий слишком высокий уровень конформизма, попадает в неловкое
    положение, бездумно поддержав заведомо абсурдную точку зрения только потому, что
    за нее высказалось большинство других участников дискуссии. Разумеется, здесь  необходимы чувство меры и такт, чтобы не унизить "конформиста".
     
    7. Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если
    оно иногда граничит с выдаванием выдумки за истину. Особенно это касается
    начальных этапов обучения. Любовь детей к сказкам демонстрирует ведущую роль
    воображения на определенном этапе их умственного развития. Но даже в
    подростковом возрасте дети часто неполно дифференцируют воображаемые и реальные
    ситуации. В таких случаях упреки в адрес учащегося в злонамеренной лжи могут
    создать весьма неблагоприятный фон для педагогического общения в дальнейшем.
     
    8. Формировать чувствительность к противоречиям, умение обнаруживать и
    сознательно формулировать их. В этом могут помочь специальные задачи из
    психологического практикума, содержащие противоречия в картинках, рассказах и
    т.п. При этом само противоречие, даже формально-логическое, отнюдь не должно
    отождествляться с ошибкой, которую просто надо исправить [см., например:
    Архангельский С.И. - 1980]. Основная роль противоречий в мыслительной
    деятельности состоит в их способности служить источником новых вопросов и
    гипотез.
     
    9. Чаще использовать в обучении задачи так называемого открытого типа, когда
    отсутствует одно правильное решение, которое остается только найти или угадать
    (см. предыдущие параграфы). Сама по себе тренировка в продуцировании возможных
    решений (гипотез) существенно повышает показатели беглости, гибкости и
    оригинальности мышления.
     
    10. Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на
    самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания, усиливает
    веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как уже отмечалось в
    предыдущем параграфе, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения,
    не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно
    знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.
     
    11. Весьма полезным для развития творческого мышления является обучение
    специальным эвристическим приемам решения задач различного типа.
     
    12. Важнейшим условием развития творчества студентов является совместная с
    преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь в ситуации,
    когда решается задача, ответ на которую не знает ни студент, ни преподаватель. В
    этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или
    производственную проблему, что обогащает и усиливает "пул" мотивов, побуждающих
    творческую деятельность. Особое значение приобретают мотивы самореализации,
    социальные мотивы, мотивы соревнования и др. Для актуализации этих мотивов и
    формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включенность
    преподавателя в совместную деятельность со студентом.
     
    13. Наконец, самая главная, тринадцатая заповедь, - всячески поощрять стремление
    человека любого возраста быть самим собой, его умение слушать свое "Я" и
    действовать в соответствии с его "советами". Для этого на всех этапах обучения
    преподаватель должен не просто декларировать свое уважение к личности ученика,
    но и реально чувствовать, переживать непреходящую и ни с чем не сравнимую
    ценность каждой живой личности.
     
     
     
     
     
     
     
    Список использованной литературы:
     
    1. Смирнов С.Д.
    Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности:
    Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский
    центр "Академия", 2001. - 304 с.
     
    2. Немов Р.С.
    Практическая психология: Учеб. пособие. -
    М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.-
    320 с,: илл.
     
    3. Гиппенрейтер Ю. Б.
    Введение в общую психологию. Курс лекций.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Методы стимуляции творческого мышления ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.