Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Региональные особенности воспроизводства рабочей силы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Региональные особенности воспроизводства рабочей силы
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Когда добавили:
    08.09.2014 16:48:25
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
     
    Введение. 3
    Глава 1. Воспроизводственный процесс рабочей силы в российской экономике  5
    1.1. Понятие воспроизводства рабочей силы. 5
    1.2. Особенности воспроизводственного процесса рабочей силы в российской экономике. 10
    Глава 2. Региональные особенности воспроизводства рабочей силы.. 16
    2.1. Факторы, определяющие различия условий воспроизводства рабочей силы по регионам. 16
    2.2. Система территориального регулирования заработной платы.. 19
    Заключение. 32
    Список использованной литературы.. 33
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Введение  
    Ситуация с  воспроизводством рабочей силы в России сложилась сложная и противоречивая. С одной стороны, проведенные реформы поспособствовали  появлению и развитию рынка труда. Образовались новые виды доходов, расширились возможности реализации предпринимательских навыков и способностей. С другой стороны, имеют тенденцию к увеличению такие негативные явления, как депопуляция населения, неэффективное использование профессионально-квалификационного и образовательного потенциала, ухудшение физического здоровья, рост неполной занятости и безработицы, в связи с чем снизился уровень жизни,. Проблемы воспроизводства рабочей силы в настоящий момент обострены: как и на региональном уровне, так и на уровне России в целом. Роль местного самоуправления в этом вопросе все возрастает, предоставляется все больше полномочий и свобод, развиваются форм собственности. Экономическая самостоятельность предприятий создают условия для разрешения существующих проблем в воспроизводственном процессе рабочей силы.
    В связи с этим, интересным представляется изучение региональных особенностей воспроизводства трудовых ресурсов  в РФ, их исследование представляется актуальным и этим обусловливается выбор темы курсовой работы.
    Целью исследования данной курсовой работы является изучение региональных особенностей воспроизводства рабочей силы в Российской Федерации в целом и в регионах в частности.
    В ходе написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:
    - определить сущность воспроизводства трудовых ресурсов на основе рассмотрения фаз воспроизводственного процесса, необходимых условий его формирования;
    - определить особенности воспроизводства рабочей силы в регионах  Российской Федерации, оценить состояния и выявить основные тенденции его развития;
    -дать характеристику основным направлениям государственного регулирования воспроизводственного процесса  рабочей силы в Российской Федерации;
    - выявить и раскрыть основные факторы различия воспроизводства рабочей силы в разрезе регионов.
    Объектом исследования являются особенности воспроизводства рабочей силы в различных регионах РФ. Теоретической основой курсовой работы стали нормативные документы РФ работы экономистов по проблемам воспроизводства рабочей силы.
    В работе использованы материалы периодических изданий и данные статистики.
    Глава 1. Воспроизводственный процесс рабочей силы в российской экономике  
    1.1. Понятие воспроизводства рабочей силы.  
    Хотя рабочая сила не является товаром, её воспроизводство связано с денежной оценкой.
    Воспроизводство рабочей силы – это воспроизводство человека с его способностью к труду. Воспроизводство рабочей силы конкретного индивида начинается с момента его рождения (расходы на его физическое развитие, воспитание и обучение) и продолжается в течении всей его жизни. Стоимость воспроизводства рабочей силы должно лежать в основе цены труда, являться базовым элементом определения заработной платы, и учитывать затраты на содержание детей как будущих работников, (как было отмечено выше воспроизводство рабочей силы человека начинается с момента его рождения).
    Данный подход сопрягается с концепцией «воспроизводства человеческого капитала», принятой в западной науке и практике. Суть теории человеческого капитала – в применении стандартной неоклассичекой теории капитала к процессу воспроизводства рабочей силы и способности человека к труду. В западной теории и практике под человеческим капиталом понимают знания, навыки и другие способности человека, влияющие на рост производства и доходов. При этом к вложениям, обуславливающим воспроизводство и формирование человеческого капитала они относят затраты на образование и подготовку рабочей силы на производстве, расходы на её медицинское обслуживание, миграции, поиск информации о ценах и доходах и т.д.
    Согласно западной теории человеческого капитала инвестиции в человеческий капитал опережают вложения в вещественный капитал. При этом наблюдается процесс выравнивания инвестиций в индивидуумов, представляющих различные социальные слои общества, что является основным фактором уменьшения неравенства в распределении доходов.
    Теория «человеческого капитала» выступает важным элементом современной теории распределения. Её сторонники считают, что любое общество сможет добиться как роста продукта, так и более равного  аспределения его, если будет больше инвестировать в воспроизводство рабочей силы (главным образом в образование).
    Образование, здравоохранение, профессиональная подготовка, мобильность рабочей силы, воспитание и уход за детьми относятся западными экономистами к основным направлениям «человеческих  нвестиций». Подсчеты аккумулированных издержек здравоохранения, фонд мобильности, «демографических инвестиций» весьма затруднены. Поэтому на практике «человеческий капитал» чаще всего оказывается синонимом образовательно-квалификационного потенциала национальной экономики.
    Понятие «воспроизводство рабочей силы» шире понятия «человеческих инвестиций», т.к. предполагает процесс непрерывного возобновления способности человека к труду. Человек представляет собой существо, в котором одновременно сочетаются биологические и социальные начала. Поэтому работник обладает качествами, с одной стороны, физиологическими (естественными, врожденными), с другой стороны, социальными и духовными (исторически приобретенными).
    Воспроизводство рабочей силы должно обеспечивать воспроизводство человека как биологического и социального индивида одновременно. В качестве классифицирующих признаков рабочей силы можно рассматривать следующие её свойства:
    - природно-физиологические (здоровье, сила);
    - функционально-профессиональные (уровень знаний, умений, навыков к труду, их объем; состояние здоровья, общий уровень культуры, нравственные и моральные качества, этические ценности и т.п.)
    Таким образом, воспроизводство рабочей силы необходимо рассматривать, с одной стороны, как воспроизводство способности к определенной трудовой деятельности, с другой стороны, как воспроизводство совокупности свойств, определяющих эту способность.
    Воспроизводство рабочей силы включает в себя: воспроизводство способности работника к труду; уровень его физического и интеллектуального развития; общеобразовательную, специальную и интеллектуальную подготовку; приобретенные им практические навыки, умения, опыт для выполнения конкретных трудовых функций. Можно выделить две стороны воспроизводства рабочей силы Физическая сторона воспроизводства рабочей силы предусматривает воспроизводство работника как биологического организма. Воспроизводство физической стороны рабочей силы связано с поддержанием жизни человека и происходит на основе удовлетворения физических потребностей. Объектами таких потребностей выступают предметы потребления и услуги: продукты питания, одежда, жилище, коммунальные и бытовые услуги и т.п.
    Социальная сторона воспроизводства рабочей силы подразумевает воспроизводство социальных и духовных свойств работника как личности. Воспроизводство социальной стороны личности основано на удовлетворении социальных и духовных потребностей, прежде всего в образовании, охране здоровья, благоприятной экологии, нормальных условиях труда, социальном обеспечении, отдыхе, в самовыражении и т.п. Социальные потребности возникают в связи с деятельностью человека как общественного субъекта, связаны с выполнением им социально-значимых функций. Данные потребности не закладываются генетически, они приобретаются в ходе становления человека как личности, его развития как члена общества.
    Воспроизводство только физической стороны рабочей силы, т.е. человека как биологического придатка машины, означало бы простое воспроизводство и соответствовало бы нижней границе стоимости труда. Воспроизводство еще и социальной стороны рабочей силы можно отнести к расширенному её воспроизводству, что соответствует верхней границе стоимости труда. Воспроизводство рабочей силы тесно вязано с удовлетворением функциональных потребностей (материальных, социальных, духовных). Потребности представляют собой условия жизнедеятельности людей, осознанные ими как необходимые на каждом данном историческом этапе развития общества. Воспроизводство рабочей силы подразумевает предоставление человеку необходимых физических, социальных и духовных условий жизнедеятельности, т.е. возможности удовлетворять объективно существующие потребности.
    Стоимость удовлетворения данных потребностей является базовым элементом, который во многом определяет стоимость воспроизводства рабочей силы. Существует закон возвышения потребностей, согласно которому постоянно происходит как количественный рост (увеличение объема), так и качественный рост (т.е. более высокий уровень потребления, духовной, социальной, нравственно-эстетической наполненности и возрастание роли духовных и социальных потребностей в воспроизводстве рабочей силы. В результате формируется все более совершенная структура личных потребностей рабочей силы, в которой приоритетное положение начинает занимать социальные и духовные потребности.
    Таким образом, удовлетворение функциональных потребностей (материальных, социальных, духовных) характеризуется их возвышением, гармонизацией, сопряженностью, сложностью и упорядоченностью, возрастанием их комплексной целостности. Это ведет к изменению качественных характеристик воспроизводимой рабочей силы и оказывает влияние на качественную сторону её воспроизводства.
    Степень удовлетворения физических (материальных) потребностей определяет в основном условия и уровни воспроизводства рабочей силы, тогда как социальные потребности оказывают значительное влияние на  качество воспроизводства рабочей силы. В практической сфере это реализуется в понятиях «прожиточный минимум» и «минимальный потребительский бюджет».
    Рассмотрим фазы воспроизводственного процесса рабочей силы.
    Первая фаза в воспроизводственном процессе рабочей силы это фаза ее производства. Необходимо, чтобы человек появился на свет, в связи с чем создаются специальные условия для рождения здорового ребенка, для дальнейшего его воспитания. Уже тогда появившийся на свет ребенок начинает превращаться в элемент, из которого потом складывается  кадровый потенциал. Здесь также происходит определение конкретных направлений профессий, специальностей, квалификаций.
    Вторая фаза условно называется "потребление рабочей силы". Специфика трудовых ресурсов в том, что ее потребление одновременно и производство: с одной стороны, можно производить рабочую силу на учебных участках ( например в школах, вузах и т.д.) с отрывом от производства. А с другой - это происходит непосредственно на рабочем месте.
    Третья фаза - распределение рабочей силы. Применяя различные социально-экономические механизмы обеспечивается качественное и количественное соответствие рабочей силы и рабочих мест.
    И, наконец, четвертая фаза воспроизводственного процесса, без которой ее нельзя представить -  фаза обмена, то есть процесса купли-продажи трудовых ресурсов..
    1.2. Особенности воспроизводственного процесса рабочей силы в российской экономике  
    Сегодня в России воспроизводство рабочей силы происходит без учета стоимости оценки данного процесса. Это нашло свое отражение в полном игнорировании роли закона стоимости в воспроизводстве рабочей силы, в недостаточном использовании стоимостных регуляторов труда и размеров социальной помощи, слабом учете в распределительной политике квалификации работников, роста цен, развития потребностей населения, особенно расходов на подрастающее поколение. То ест тех факторов, которые являются необходимыми условиями воспроизводства рабочей силы.
    К сожалению, в современной российской экономике отсутствуют методики учета стоимости воспроизводства рабочей силы. В результате в обществе сложились следующие тенденции, которые отрицательно влияют на ситуацию.
    Во-первых, в последнее время резкие негативные изменения произошли в социальной структуре семей, располагающих доходами ниже прожиточного минимума. Примерно половину из них стали составлять домохозяйства с двумя работающими родителями и одним – двумя детьми. А это именно та группа населения, которая в развитых странах является основой среднего класса.
    Кроме того, при оценке уровня бедности через сопоставление душевых текущих денежных доходов с величиной прожиточного минимума выявляется тенденция к концентрации бедных семей в сельской местности.
    Во-вторых, заработная плата, особенно в бюджетной сфере, не обеспечивает стоимости воспроизводства рабочей силы, поэтому нет возможности жить профессиональным трудом. Существует значительный  разрыв между квалифицированным трудом, трудолюбием и достойным образом жизни.
    Умение приспосабливаться к новым условиям жизни является ключевым условием социального статуса и дохода. Этот слой, условно называемый «группой адаптации», включает в себя примерно 25% трудоспособного населения России. Верхушка этого слоя представляет «группу успеха» и составляет около 5% населения страны. В то же время около 50% населения, обладая определенным адаптационным потенциалом, (т.е. образованием и квалификацией), по уровню доходов и сбережений могут быть отнесены лишь к «группе выживания». Данный социально-демографический сектор российского общества и является основным ресурсом социального сиротства[1].
    В-третьих, отмечается рост застойной бедности, т.е. растет количество тех, у кого нет никаких шансов из неё выбраться. Это семьи, живущие на заработную плату или пенсии. В них, как правило, много иждивенцев: детей, больных, стариков. Социальные последствия застойной бедности уже представляют угрозу национальной безопасности, т.к. растет смертность, ухудшается здоровье населения, отмечается дальнейший рост алкоголизма, наркомании, количества беспризорных детей и социальных сирот. Больше всего бедных среди наемных работников и служащих, занятых в государственном секторе, а также пенсионеров и тех, кто живет на стипендию или пособие.
    В-четвертых, сопоставление низкого уровня заработной платы и реальной покупательной способности населения подтверждает тот факт, что определенное количество доходов люди получают в сфере теневой экономики. Определенная часть трудоспособного населения, получающая доход, который не обеспечивает стоимость воспроизводства рабочей силы, вынуждена искать дополнительные источники заработков, утраиваясь на вторую работу или предлагая частные услуги. Таким образом, характерной чертой сегодняшнего дня стала сверхзанятость трудоспособного населения, совмещение двух и более работ и частные подработки в сфере услуг. Большинство населения обеспечивает себя благодаря подработке. Характерно, что в 7 случаях из 10 виды деятельности на основной и дополнительной работе - абсолютно разные.
    Такая сверхзанятость людей в активном трудоспособном возрасте отрицательно сказывается на демографических показателях (уменьшение количества детей в семье, отказ от их рождения, невозможность уделять достаточное количество времени и внимания на воспитание детей, что увеличивает опасность социального сиротства), а также на показателях смертности и здоровья населения.
    Характерно широкое распространение неформальной занятости, что позволяет говорить о формировании в стране двух параллельных рынков труда. Некоторые исследователи считают, что в России сегодня существуют два разномасштабных рынка труда: курируемый государством с помощью Федеральной службы занятости и "скрытый" неофициальный рынок труда, обслуживающий подавляющую массу национальных трудовых ресурсов, неконтролируемый государством и уходящий от налогообложения. Эти рынки труда находятся, согласно оценкам, в соотношении 1:5. Бесспорно одно — масштабы неформальной занятости в России велики, и она оказывает заметное воздействие на экономику и жизненный уровень населения. Это влияние можно оценивать по-разному. С одной стороны, эта сфера чрезвычайно важна для населения. Она выполняет функцию его жизненного самообеспечения, выживания. Неформальная занятость позволяет ослабить негативные последствия безработицы и падения жизненного уровня и тем самым смягчить социальную напряженность.
    С другой стороны, неформальную занятость можно оценивать исходя из интересов экономического роста, как факт, что миллионы людей занимаются неэффективной формой экономической деятельности, заведомо убыточной с точки зрения национальной экономики, в терминах экономического роста это называется прямым вычетом из валового внутреннего продукта. Кроме того, как показывает мировая практика, рабочая сила, занятая в неформальном секторе экономики, выпадает из сферы правового регулирования трудовых отношений.
    В-пятых, большая дифференциация в оплате труда между различными отраслями, а также между рядовым работником и руководителем, а также между регионами. Разрыв в заработной плате между наиболее высокооплачиваемыми и наименее оплачиваемыми составляет более 15-ти раз. Как известно, самые низкие зарплаты в образовании, здравоохранении, культуре и сельском хозяйстве. При этом труд, требующий высокой квалификации, образования и общей культуры девальвируется, а представители таких профессий, как инженеры, врачи, учителя, преподаватели вузов, работники науки, культуры и т.д. оказались наиболее низкооплачиваемыми категориями населения. В результате не происходит возмещения затрат на получение образования и повышение квалификации, а значит, теряется их смысл. Из среднего класса постепенно вымываются традиционные его представители: профессора, врачи, техническая интеллигенция, работники культуры и образования. Сам образовательный ценз сегодня не влияет ни на социальный статус, ни на принадлежность к среднему классу. Имеется угроза люмпенизации определенной части интеллигенции, особенно в депрессивных регионах. Угроза ухудшения демографических показателей и увеличение социального сиротства потенциально исходит и из данной социально-демографической группы населения.
    В-шестых, замкнутость социальных слоев, непрозрачность социальных границ, когда богатые воспроизводят богатых, а бедные, соответственно, - бедных. Бедный человек не имеет возможности дать своим детям качественное образование и помочь им получить престижную, т.е. хорошо оплачиваемую специальность, которая может стать трамплином в перспективное будущее. Нет у них и нужных связей – условие, при котором человек может выбраться наверх, и которое эксперты ставят на первое место среди прочих факторов успеха. Наибольшие шансы увеличить свое состояние имеют те, кто уже богат. В исследованиях Института социально- экономических проблем народонаселения РАН их шансы оценены в 4,8 балла по 5-ти балльной шкале. Несколько меньше шансы у тех, кто находится у власти (4,6 балла). Хорошие возможности у людей, близких к криминальным структурам (4,1). У остальных граждан России шансы минимальные (1,5 балла)[2].
    Воспроизводство бедности одна из наиболее тревожных социальных характеристик современного положения в России. Безработный или мало зарабатывающий отец семейства гарантирует деградацию семьи, что в свою очередь ведет к деградации общества и росту социального сиротства. И среди таких семей не только традиционно социально неблагополучные, т.е. где родители пьют или являются наркоманами, но и семьи, где родители заняты в малооплачиваемом бюджетном секторе экономики. Т.е. среди малообеспеченных сегодня преобладают люди с высшим образованием, работающие в госсекторе. Таким образом, образование не гарантирует перспективной работы.
    Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: работа не гарантирует дохода (в бюджетном секторе и ряде отраслей экономики), а доходы не гарантируют статуса (т.к. часто нелегитимны). В коммерческих фирмах «левые» выплаты сотрудникам могут достигать 80-90%. В одних кампаниях они маскируются под страховки, в других – выдаются по особым ведомостям в виде премий. В мелком бизнесе существует много приемом, позволяющих укрывать доходы от налогообложения. По результатам опроса в Интернете 72% его участников подтвердили факт получения части заработной платы «черным налом».
    Таким образом, труд оплачивается государством (в бюджетном секторе экономики) ниже стоимости воспроизводства рабочей силы. Тот же труд оплачивается рынком (частные консультации, заказы, уроки и проч.) в соответствии с существующим спросом. (Например, в Москве стоимость академического часа преподавателя иностранного языка в негосударственном вузе составляет от 120 до 260 рублей, в то время как средняя цена частного урока составляет 700 рублей). В результате падает качество труда на официальном месте работы, т.е. в государственном секторе экономики (в учреждении, поликлинике, школе и проч.) Характерной приметой времени стала имитация работы и чрезвычайно низкое качество услуг, предоставляемых за полный или частично государственный счет. Таким образом, происходит инфляция труда, т.е. его обесценивании на государственном уровне, что проявляется в социально неприемлемой низкой оплате труда.
    В связи с чем делается вывод: увеличением размера социальной помощи, даже «адресной», не решает проблемы. Это есть необходимые, но малоэффективные мероприятия в данной ситуации. Устранение экономических причин ухудшения демографической ситуации связано с полным возмещением стоимости рабочей силы, которое включает также стоимость рождения, воспитания и образования детей в семье, а также возмещения расходов на охрану здоровья и полноценный отдых.
    В связи с этим предлагается пересмотреть программу поддержки семьи и оптимизации демографической политики на основе концепции воспроизводства рабочей силы. Данная концепция согласуется с концепцией «инвестиции в человеческий капитал», принятой в западной науке и практике.
     
     
     
     
     
    Глава 2. Региональные особенности воспроизводства рабочей силы  
    2.1. Факторы, определяющие различия условий воспроизводства рабочей силы по регионам  
    Различия в условиях воспроизводства рабочей силы по территории страны определяются прежде всего разницей в потребностях населения, обусловленной неодинаковыми природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями, влияющими на уровень и структуру потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.
    Особенности метеорологических и природных факторов и их влияние на потребление населения в определенной мере нашли отражение в наборе потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, разработанной в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24 октября 1997 г.
    По особенностям потребления продуктов питания субъекты Российской Федерации распределены на 16 зон. В первую (самую суровую) включены: Мурманская область, Ненецкий автономный округ, северная часть Архангельской области и Республики Коми; во вторую - северная часть Республики Саха (Якутия) и Красноярского края, Ямало-Ненецкий, Таймырский и Чукотский автономные округа, а в 15-ю и 16-ю зоны (с наиболее теплым климатом) - Краснодарский и Ставропольский края, Астраханская, Волгоградская, Ростовская и Саратовская области, Республика Калмыкия и все северокавказские республики.[3]
    В нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР, утвержденные в 1991 г., внесены отдельные изменения в зависимости от климата. Из всех климатических зон выделены районы Севера, калорийность питания населения в которых на 10-15% выше, чем в других зонах.
    Набор (наименование) продуктов питания, включенных в потребительскую корзину, одинаков для всех природно-климатических зон, но отличается по нормам потребления, например, по мясным, хлебным продуктам и т.д.
    В зависимости от суровости климата построены наборы одежды, обуви и т.д., а от продолжительности отопительного периода и светового дня в зимний период - наборы жилищно-коммунальных услуг. Для определения наборов непродовольственных товаров и услуг выделены три зоны:
    • с холодным и резко континентальным климатом;
    • с умеренным климатом;
    • с теплым климатом.
    К зоне с холодным и резко континентальным климатом по непродовольственным товарам отнесены европейский Север, северная часть Урала, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток. К зоне с теплым климатом отнесены Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область и республики Северного Кавказа.
    Второй фактор, определяющий стоимость воспроизводства рабочей силы, - различия в ценах на товары и тарифах на платные услуги.
    До либерализации цен в 1992 г. на основные продукты питания было установлено три пояса государственных розничных цен. На фрукты, овощи, яйца и ряд других продуктов применялись местные цены. Различия в поясных государственных розничных ценах были несущественными например, цена 1 кг хлеба пшеничного в III поясе на 28% выше, чем в I поясе, говядины - на 13,3, масла сливочного - на 5,7, растительного масла - на 16,1, 1 литра молока - на 50% и т.д.
    После либерализации цен в розничной торговле стали применяться свободные цены, уровень которых, кроме себестоимости товаров и торговых наценок, в значительной степени зависит от тарифов на их доставку от производителя до потребителя, а также спроса и предложения на рынке продаж. С 1992 г. дифференциация в ценах на продукты питания по регионам значительно возросла. Так, по данным Госкомстата РФ, в 1998 г. цена 1 литра молока 2,5-3,2% жирности в пакетах различалась почти в 10 раз, 1 кг сливочного масла-в 4,5 раза, говядины - в 3 раза, яблок - в 10 раз, стоимость дивана-кровати - в 4,5 раза, кроссовок для взрослых - в 3,8 раза, куска мыла хозяйственного - в 5 раз и т.д.
    Особенно велика разница в тарифах на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Если квартплата за 1 м2 общей площади в домах муниципального жилищного фонда различается по регионам в 4-4,5 раза, то плата за горячее водоснабжение на одного человека в месяц -до 13 раз.
    По уровню цен на продукты питания и отдельные непродовольственные товары можно выделить три группы регионов:
    • регионы, где получили развитие сельское хозяйство и отрасли промышленности, связанные с переработкой сельскохозяйственного сырья (европейская часть России, кроме Севера, Урал, южные районы Сибири и Дальнего Востока);
    • регионы, которые завозят сельскохозяйственную продукцию, но имеют хорошую транспортную доступность (европейский Север);
    • регионы, отдаленные и труднодоступные в транспортном отношении (Чукотский автономный округ, Магаданская, Камчатская, Сахалинская области, Республика Саха (Якутия).
    В стоимости потребительской корзины нельзя не учитывать экстремальность природно-климатических условий в пустынных и безводных, а также высокогорных местностях, отрицательно влияющих на жизнедеятельность
     
    2.2. Система территориального регулирования заработной платы  
    Система территориального регулирования заработной платы складывалась постепенно, начиная с первых лет советской власти, и изменялась применительно к экономической ситуации в стране. В систему территориального регулирования включены следующие элементы:
    • районные коэффициенты к заработной плате;
    • процентные надбавки к заработной плате (ранее надбавки за непрерывный стаж работы на предприятиях, в организациях и учреждениях в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока);
    • коэффициенты к заработной плате за пустынность и безводность местности;
    • коэффициенты за высокогорность местности;
    • отдельные гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.
    Применяемые для жителей северных и восточных территорий элементы районного регулирования оплаты труда и отдельные компенсации в обобщенном виде представлены в Законе Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г.
    Исходной базой для разработки региональной политики, в том числе территориального регулирования оплаты труда, является районирование территории России по природно-климатическим условиям жизнедеятельности населения.
    В период подготовки к упорядочению заработной платы в 1958- 1962 гг. Институтом географии АН СССР было проведено районирование территории страны по пяти природно-климатическим зонам, которое использовалось для обоснования наборов потребительских корзин нормативных потребительских бюджетов (минимальных и рациональных). В 1986-1987 гг. при подготовке концепции районного регулирования оплаты труда на перспективу по заданию Госкомтруда СССР Институт географии АН СССР продолжил работу по районированию территории России по природным условиям жизни населения, в основу которого положена дискомфортность (неблагоприятность) природно-климатических условии для жизнедеятельности.
    В дальнейшем в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР №76 от 4 февраля 1991 г. коллективом ученых ИЭП Кольского научного центра РАН, Института географии РАН, Института труда и других научных учреждений была выполнена работа по принципиально новому районированию территории России с использованием критерия дискомфортности условий проживания населения. Под дискомфортностью понимается состояние окружающей среды, влияющее на жизнедеятельность человека и его здоровье. При районировании по критерию дискомфортности в наибольшей степени учтена пригодность территории для заселения, что позволяет выделить местности, где для воспроизводства рабочей силы требуются дополнительные компенсации.
    В дополнение к физико-географическому и медико-географическому районированию для определения уровня дискомфортности условий жизни населения на любой территории и уточнения границ зон дискомфортности разработана методика интегральной оценки степени дискомфортности, учитывающая комплекс факторов, влияющих на жизнедеятельность населения. Интегральная оценка выражается в баллах.
    На территории России выделено пять зон дискомфортности (неблагоприятности) условий проживания: 1-я - абсолютно дискомфортная; 2-я - экстремально дискомфортная; 3-я - умеренно дискомфортная; 4-я - относительно комфортная; 5-я - комфортная.
    Территория Севера включена в первые три зоны дискомфортности. Кроме того, в абсолютно дискомфортной зоне выделены территории Арктики и Субарктики и проведены их границы. К территориям с благоприятными природно-климатическими условиями для проживания человека можно отнести экономические районы: Северо-Западный (центр и юг), Центральный (центр и юг), Центрально-Черноземный, Поволжский (исключая полупустыни), Уральский (юг), Северо-Кавказский (исключая полупустынные и высокогорные местности). В Западной Сибири и на Дальнем Востоке незначительную часть территорий также можно отнести к комфортным зонам.
    Указанное районирование может быть использовано при разработке:
    • социально-экономических программ развития регионов и России в целом;
    • проведения расселенческой политики, а в современных условиях - переселения с северных территорий;
    • разработки набора потребительских корзин для разных групп населения по регионам и определения на ее основе прожиточных минимумов;
    • обоснования системы компенсаций для работающих и проживающих на территориях с экстремальными природно-климатическими условиями.
    На Юге России на несколько других методических принципах, чем на Севере, выделены полупустынные и безводные местности, проживание в которых также неблагоприятно для жизнедеятельности человека. В летний период под влиянием жаркого и сухого климата резко снижаются работоспособность человека и производительность его труда, а плохая обеспеченность питьевой водой или использование ее без предварительной очистки (минерализованная, бактериально загрязненная и т.д.) приводят к заболеваниям.
    К полупустынным и безводным местностям отнесены территории Астраханской области (за исключением Волго-Ахтубинской поймы), Республики Калмыкия, северной части Республики Дагестан (по линии железной дороги Грозный - Махачкала), а также отдельные местности в Алтайском крае и Саратовской области.
    В республиках Северного Кавказа, Алтай, Тыва встречаются высокогорные местности с высотами более 1500 м над уровнем моря, где пребывание некоренного населения осложнено возникновением гипоксии (горной болезни).
    Основным элементом в системе территориального регулирования оплаты труда являются районные коэффициенты, которые применяются к заработной плате более 2/5 работающих в России.
    Районные коэффициенты - надбавка к заработной плате, установленная в процентном отношении к ней. Они призваны компенсировать работникам различие в стоимости жизни по регионам, обусловленные неодинаковыми потребностями (набор потребительской корзины) и разным уровнем цен на товары и тарифов на платные услуги. В 60-80-е гг. размеры районных коэффициентов определялись на основании различий в стоимости минимальных потребительских бюджетов мужчины трудоспособного возраста сравниваемого и базисного районов. Если размеры районных коэффициентов устанавливались выше указанных различий, то они, кроме компенсационной, выполняли стимулирующую функцию привлечения кадров на отдельные предприятия или территории.
    Районные коэффициенты, установленные выше различий в стоимости жизни сравниваемого и базисного районов, как правило, применялись на предприятиях (организациях), которые имели в тот период особую народно-хозяйственную значимость, а также на строительстве промышленных объектов или освоении природных ресурсов в отдаленных и малообжитых местностях.
    Районные коэффициенты первоначально устанавливались к заработной плате работников производственных отраслей в северных и восточных районах, затем - работников бюджетной сферы. Вслед за южными районами Дальнего Востока и Восточной Сибири они были введены для работников предприятий и организаций юга Западной Сибири и Урала, а также южных районов европейского Севера (Республики Карелия и Коми, Архангельская область).
    Действующие районные коэффициенты установлены в следующих размерах:
    Районы Крайнего Севера:
    север Дальнего Востока 1,60-2,0
    север Западной и Восточной Сибири 1,40-1,80
    север европейской части России 1,40-1,80
    Местности, приравненные к районам Крайнего Севера:
    дальневосточные районы 1,40-1,60
    остальные районы 1,20-1,40
    южные районы Дальнего Востока и Восточной Сибири 1,20-1,30
    южные районы Западной Сибири, Урал 1,15; 1,20; 1,25
    После 1958-1962 гг. районные коэффициенты повышались преимущественно для отдельных территорий и предприятий. Постановлением Совета Министров РСФСР "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" от 4 февраля 1991 г. № 76 местным органам исполнительной власти по согласованию с профсоюзными органами предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, краев, областей и автономных округов, местных бюджетов.
    Районные коэффициенты не образуют тарифных ставок и должностных окладов и начисляются на ежемесячный заработок, в который включаются: оплата труда по сдельным расценкам или за отработанное время, должностной оклад, премии, доплаты и надбавки, вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.
    Чтобы не допускать излишеств в заработной плате, районный коэффициент длительный период начислялся на заработок, не превышающий 300 руб. в месяц. В 1991 г. в условиях ожидаемой инфляции ограничение размера заработка, на который начислялся районный коэффициент, было отменено. В ст. 10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусмотрено, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате.
    Районный коэффициент начисляется к заработной плате без ограничения ее максимального размера. Выплаты районного коэффициента учитываются во всех случаях исчисления средней заработной платы. Этот порядок начисления районных коэффициентов распространяется на южные районы Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока и Уральский район.
    За 40 лет, прошедших после введения в практику системы районного регулирования заработной платы, экономическая ситуация в стране изменилась. Поэтому необходимо оценить, насколько изменились территориальные различия в стоимости жизни населения и в какой мере введенные ранее районные коэффициенты соответствуют этим различиям.
    В Институте труда Минтруда РФ проведены расчеты территориальных различий в стоимости жизни по регионам на основе минимальных потребительских бюджетов (МПБ) мужчины трудоспособного возраста и определены их различия по сравнению с базисным районом (Московская область).
    Проведенные расчета свидетельствуют о том, что для выполнения районными коэффициентами основной функции - компенсации различий в стоимости жизни населения - они в ряде северных и восточных регионов должны быть повышены, особенно для работников бюджетной сферы.
    В соответствии со ст. 9, 20, 23 и 30 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г. районные коэффициенты начисляются на пособия по безработице; на стипендию лицам, обучающимся в общеобразовательных учреждениях начального профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; на размеры компенсаций семьям, имеющим детей; трудовые и социальные пенсии.
    Вторым элементом в системе районного регулирования являются процентные надбавки к заработной плате работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока.
    Термин "Крайний Север" впервые был предусмотрен законодательством в начале 30-х гг. С тех пор в состав северных территорий несколько раз вносились серьезные изменения. В настоящее время установлен следующий перечень субъектов РФ и их административных единиц (районов, городов), отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (укрупненный перечень).
    Районы Крайнего Севера
    Все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также острова Берингова и Охотского морей
    Мурманская область
    Ненецкий автономный округ
    Республика Коми; города Воркута и Инта
    Ямало-Ненецкий автономный округ
    Таймырский автономный округ
    Эвенкийский автономный округ
    города Игарка и Норильск Красноярского края
    Республика Саха (Якутия)
    Магаданская область
    Камчатская область
    Хабаровский край. Аяно-Майский и Охотский районы
    Сахалинская область: Курильские острова, Ногликский и Охинский районы
    Местности, приравненные к районам Крайнего Севера
    Архангельская область
    Республика Карелия
    Республика Коми (остальные районы)
    Ханты-Мансийский автономный округ
    Томская область (север)
    Красноярский край (Туруханский район и Приангарье)
    Иркутская область (север)
    Республика Бурятия (север)
    Читинская область (север)
    Амурская область (север)
    Хабаровский край (центральные и восточные районы)
    Приморский край (восточное побережье)
    Сахалинская область (центральные и южные районы)
    Для усиления материальной заинтересованности в привлечении и закреплении кадров в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в 1986-1990 гг. были введены надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы в размере 30%.
    Надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы (процентные надбавки) были средством повышения уровня оплаты труда, обеспечения более высокого уровня реальной заработной платы и, следовательно, использовались для привлечения и закрепления кадров в районах с суровыми природными условиями, где предусматривалось развитие производительных сил.
    Механизм исчисления надбавок таков: они выплачиваются работникам, имеющим необходимый стаж работы на предприятиях данного района, и возрастают до определенного предела в зависимости от продолжительности непрерывного стажа работы.
    Шкала начисления надбавок построена таким образом, что во всех районах в максимальном проценте к заработку она могла быть начислена после пяти лет работы.
    Процентная надбавка к заработной плате начисляется со дня возникновения у работника права на нее, т.е. при достижении стажа для начисления первой надбавки (полгода, год). В заработок, на который начисляются надбавки, включаются: сдельный заработок или заработок за отработанное время, должностной оклад, премии, доплаты и надбавки, вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.
    Учитывая, что процентные надбавки выплачиваются при наличии стажа работы в данной местности (Крайний Север, приравненные к нему местности, южные районы Восточной Сибири и Дальнего Востока), важно четко определить порядок исчисления трудового стажа. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 7 октября 1993 г. № 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера" предусмотрено, что трудовой стаж, дающий право на получение процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в перечисленных местностях, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия.
    При переходе на работу в другой район или местность (из числа указанных) работника, имеющего необходимый для получения этой надбавки стаж работы, размер процентной надбавки к заработной плате пересчитывается пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, в порядке, установленном по новому месту работы.
    По действующему законодательству процентные надбавки начисляются на стипендии студентам и на компенсации семьям, имеющих детей.
    Коэффициенты за пустынность и безводность местности введены в 1959 г. В них учитывался уровень обеспеченности населения питьевой водой и тяжелые природно-климатические условия. Коэффициенты были введены для компенсации снижения работоспособности и производительности труда работников в пустынной и безводной местности.
    В настоящее время коэффициенты за пустынность и безводность на территории России применяются к заработной плате работников, занятых на Черных землях и Кизлярских пастбищах в республиках Калмыкия, Дагестан, а также в Астраханской и Саратовской областях и Алтайском крае. Коэффициенты установлены по пяти категориям местности в размерах 1,10-1,40.
    Для повышения материальной заинтересованности рабочих и служащих в работе в высокогорных районах в 1959 г. были введены коэффициенты к заработной плате в зависимости от высоты местности в следующих размерах: на высоте 1500-2000 м над уровнем моря до 1,15; 2000-3000 м - 1,30 и свыше 3000 м - до 1,40. На территории России коэффициенты за высокогорность применяются в республиках Алтай и Тыва, республиках Северного Кавказа.
    К территориальному регулированию оплаты труда относятся и компенсации населению за экстремальные условия проживания на Севере, которые выплачиваются из фонда оплаты труда или прибыли предприятия.
    Необходимость применения компенсаций определяется тем, что для большей части Севера характерны длительные и холодные зимы и непродолжительное лето, жесткий температурно-ветровой режим, полярная ночь и полярный день или очень короткий зимний день, недостаток ультрафиолетовой радиации, сильные иономагнитные возмущения. Эти природные характеристики, действующие в отдельности или в совокупности, оказывают отрицательное влияние на здоровье работников и подрастающее поколение.
    Для смягчения влияния природно-климатических условий Севера на здоровье и работоспособность работающих, а также их семей по действующему законодательству применяются компенсации. К ним относятся:
    • дополнительный отпуск;
    • оплата проезда к месту использования отпуска и обратно работнику и членам его семьи;
    • снижение возраста и сокращение трудового стажа для назначения пенсии.
    Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается дифференцированно в зависимости от расположения предприятия, организации:
    • в районах Крайнего Севера - 21 рабочий день;
    • в приравненных к ним местностях - 14 рабочих дней;
    • в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока - 7 рабочих дней.
    Полное и частичное соединение отпусков лицом, работающим на указанных территориях, допускается не более чем за два года. Время, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно, один раз в два года не засчитывается в срок отпуска.
    Оплата проезда к месту использования отпуска и обратно работающему и членам его семьи один раз в два года за счет средств предприятия обеспечивает экономическую поддержку северян для организации отдыха, сохранения родственных связей, устройства детей в учебные заведения и др.
    По действующему законодательству за счет средств субъектов РФ (при их наличии) разрешается компенсировать расходы на оплату проезда пенсионерам по старости и по инвалидности к месту отдыха и обратно на территории РФ один раз в два года. Этим правом пользуются только пенсионеры по старости, проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 15 календарных лет (женщины) и 20 календарных лет (мужчины), и пенсионеры по инвалидности, проживающие в указанных районах и получившие инвалидность в период работы в них.
    Для работающих на Севере устанавливается льготный порядок выхода на пенсию по возрасту. Пенсия в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливается мужчинам по достижении 55 лет и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и 20 лет в приравненных к ним местностях и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
    В последние годы в ряде районов Севера прекращается работа убыточных предприятий. Жители связанных с ними городов и поселков переселяются в другую местность. Поэтому важное значение получили компенсации: расходов по выезду из районов Крайнего Севера и приравненных местностей; за сдаваемое на Севере жилье и на приобретение жилья за пределами Севера.
    Для осуществления переселения граждан с Севера и обеспечения их жильем разработана Федеральная целевая программа "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1995г. № 700. В ней предусмотрено финансовое обеспечение строительства жилья для граждан, выезжающих из указанных регионов, объемные и структурные характеристики программы строительства жилья и районы, предпочтительные для строительства.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Заключение  
    Экономическое и социальное развитие России в будущем в значительной степени будет зависеть от отношения общества к процессам воспроизводства рабочей силы. Проблемы в социально-трудовой сфере, безусловно, не могут быть решены без привлечения работодателей, работников, их союзов и ассоциаций и общества в целом. При этом крайне опасно самоустранение государства от регулирования процессов воспроизводства человеческого капитала.
    Если не будут созданы экономические механизмы, обеспечивающие соответствие подготовки кадров требованиям производства, то даже в условиях экономического роста ситуация с занятостью вряд ли кардинально изменится: дефицит рабочих мест вполне может сочетаться со значительными масштабами безработицы. События последних двух лет - яркое тому подтверждение. Кроме того, важнейшую роль играет не только количество, но и качество рабочих мест.
    Увеличение числа рабочих мест при ухудшении их качественной структуры приведет к "утечке умов" за рубеж и росту иммиграции в Россию неквалифицированной рабочей силы из сопредельных государств. К сожалению, подобный пессимистический сценарий вполне возможен.
    Развитие событий по оптимистическому сценарию предполагает комплексное регулирование обществом всех процессов, происходящих в сфере воспроизводства человеческого капитала. Нужны не изолированные мероприятия, сколь бы радикальными они ни казались, а осуществление системной государственной политики, активно влияющей на процессы воспроизводства человеческого капитала.
     
     
     
     
     
    Список использованной литературы  
    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О ПРОЖИТОЧНОМ МИНИМУМЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 10.10.1997)ЗАКОН РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (ред. от 29.12.2004) "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЯХ И КОМПЕНСАЦИЯХ ДЛЯ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ И ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ"ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.02.1999 N 192 (ред. от 04.06.2007) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КОРЗИНЫ ДЛЯ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ""КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997-2005 ГОДЫ" (подписана Губернатором МО от 24.07.1997 N 3/97-НА, принята решением Мособлдумы от 25.06.1997 N 8/139)С.Ф.Фролов. Kнязев В. Н., Лукин В. В., Самоделов В. Г., Дедков А. К. Региональный рынок труда: проблемы, концепции, управление. М., 2007 // Социологические исследования. 2008.  № 5. С. 156-164. И.Б.Назарова. Занятость на работах с неблагоприятными условиями труда // Журнал исследований социальной политики. 2007.  Т. 5. № 3. С. 335-350.Пути дальнейшего развития государственного сектора экономики в Российской Федерации ("Экономический анализ: теория и практика", 2008, N 23)Теоретические аспекты финансового обеспечения здравоохранения ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2007, N 8)Роль личного страхования в организации социальной защиты населения ("Управление персоналом", 2007, N 20)Филина Ф.Н. Справочник работника малого предприятия. ("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2008)Развитие трудовых ресурсов и регулирование рынка труда в Таджикистане ("Кадровик. Кадровый менеджмент", 2008, N 4) Проблемы управления человеческим потенциалом ("Управление персоналом", 2008, N 8)Актуальные налоговые проблемы: взгляд с разных сторон ("Финансы", 2008, N 8)"Трудовой договор: права и обязанности сторон". Анисимов Л.Н. ("Деловой двор", 2009) [1] С.Ф.Фролов. Kнязев В. Н., Лукин В. В., Самоделов В. Г., Дедков А. К. Региональный рынок труда: проблемы, концепции, управление. М., 2007 // Социологические исследования. 2008.  № 5. С. 156-162. 
     
    [2] С.Ф.Фролов. Kнязев В. Н., Лукин В. В., Самоделов В. Г., Дедков А. К. Региональный рынок труда: проблемы, концепции, управление. М., 2007 // Социологические исследования. 2008.  № 5. С. 156-162. 
    [3] Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп население в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации Утверждены постановлением Правительства РФ № 192 от 17 февраля 1999 г.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Региональные особенности воспроизводства рабочей силы ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.