Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Качество образования и психологические аспекты современного урока

  • Вид работы:
    Доклад по теме: Качество образования и психологические аспекты современного урока
  • Предмет:
    Педагогика
  • Когда добавили:
    09.09.2014 16:16:25
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем проводит 25 тыс. уроков. Уроку отводится не менее 98 % учебного времени. Каждый школьник за время своего ученичества посещает почти 10 тыс. уроков. Уроку посвящена каждая четвёртая книга или брошюра по дидактике, написано множество статей, защищено несметное количество диссертаций.
    Урок как термин, обозначающий определённое понятие объединяет ни много, ни мало около двух тысяч других терминов-понятий, составляющих тезаурус его как научной проблемы. Анализ наукометрических данных об уроке говорит, о подвижности научного знания о нём, о том, что проблема урока находится в стадии расширения.
    Урок остаётся главной формой обучения, предоставляя своё место и пространство для реализации всех новшеств, разнообразных технологий, методов, приёмов.
    Процессы в экономической, политической, социальной структурах современного общества закономерно определяют необходимость изменений в области образования. Социальный заказ школе на подготовку теоретически грамотных, умеющих применять свои знания на практике молодых людей; самостоятельных, мобильных, ответственных за свои действия; обладающих навыками целеполагания и рефлексии; способных порождать личностные смыслы и отношения к происходящему – обуславливает переход от традиционной «знаниевой – зуновской» парадигмы обучения к личностно-ориентированной педагогике. В отличие от «зуновской» парадигмы, где приоритетным являлось получение большого объёма знаний, без решения вопроса, где применять эти знания в  личностно-ориентированной педагогике -   в центре внимания находится ученик, признание его уникальности, неповторимости, создание условий для его ценностно-смыслового и личностного развития в процессе приобретения знаний.
    В современном образовании три основные задачи – ценность знания, развитие познавательной активности, мыслительной деятельности и организация образовательного пространства, а значит урока как основной формы осуществления познавательного процесса. Конаржевский Ю.А. отмечает: «Управление уроком – важнейший фактор совершенствования функционирования школы. Самый большой недостаток существующего ныне процесса внутришкольного управления заключается в его неконкретности. Мы управляем школой вообще. Ещё Гегель утверждал, что нельзя действовать «вообще», что решение практических задач обязательно связано с рассмотрением тех или иных частностей. Решение подавляющего большинства задач реконструкции школы, так или иначе, зависит от качества, эффективности, инновационной направленности уроков. Следовательно, на первый план выступает задача разработки конкретной системы управления уроком в каждой школе» (2, с. 46-47).
     На сегодняшний день реалией является традиционный урок: более 60 % учителей, по-прежнему предпочитают работать в традиционной парадигме.
    По мнению Кульневича Сергея Владимировича: «Реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла – оскорбительно низкая зарплата, много проверок, нет необходимых и понятных новых учебно-методических материалов. К тому же традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Традиционный урок  - как родной человек, в нём всё близко и понятно» (4, с. 90-94). Тем не менее, определяется ряд недостатков традиционного урока:
    Урок, построенный по схеме «опрос-объяснение – закрепление» не обеспечивает условий реализации принципов развивающего и личностно-ориентированного обучения, так как ориентирует учащихся на усвоение знаний и не гарантирует их развитие, не ориентирует их на самостоятельную познавательную деятельность.Урок нацелен на формирование у учащихся суммы научных знаний без учёта закономерностей развития мыслительной деятельности.Преобладает целевая установка, направленная на деятельность учителя (спросить, объяснить, закрепить и т.д.), она не включает деятельность учащихся (их деятельность лишь подразумевается).Основное внимание сконцентрировано на результате, достигнутом учащимися; протекание мыслительной деятельности, формирование умственных действий и переход их во внутренние глубокие свёрнутые связи, в то же время готовые к применению, остаются без должного внимания.Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, так как большую часть урока проводит сам учитель.Бесконечное «повторение пройденного», невнимание к сильным ученикам, равнение на среднего.Чувство неудовлетворённости из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемых учителем. Несомненно, как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен, актуален, имеет непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, закладывает основание для будущего.
    Современнный урок – это субъект-субъектные отношения учителя и ученика; это осуществление правильной организации учебной деятельности; управление собственными учебными действиями ученика, стимулирование его активности, благодаря этому ученик сам обучается, а учитель своим умелым управлением способствует этому и тем самым его развитию. Правильно организованная учебная деятельность – это активная мыслительная работа самого ученика как человека, который учится, а не которого учат.
    Учитель сегодня занимает позицию фасилитатора – сопровождающего, создающего условия для развития ученика, для получения знаний самим учеником.
    Осуществление деятельностного подхода при обучении; знание теории управления учебной деятельности; психологических концепций и теорий научения и обучения; личностная готовность учителя к изменениям – вот необходимые условия для организации и проведения современного урока.
    Основные отечественные психологические концепции и теории, которые необходимо знать и использовать педагогу в работе:
    Теория учебной деятельности (Леонтьев А.Н.) – как основа. Деятельностный подход к обучению, формирование приёмов учебной деятельности учащихся. Теория поэтапного формирования умственных действий (Гальперин П.Я.).Концепция управления учебным процессом (Фридман Л.М.)   Подробнее необходимо остановиться на личностной готовности учителя к изменениям и реалиям времени. На протяжении длительного времени нас ориентировали и учили общаться в направлении «Вы», «Мы», «Ты». Мы были словно «вымыты». В сфере общения мы редко использовали слово «Я», не была развита культура «Я – сообщения», в обществе равных нивелировалась индивидуальность. Сейчас в школе мы получили следующую ситуацию: учитель чувствует одно, думает о другом, а делает третье. Педагог не всегда словесно может сообщить адекватную информацию о себе, о своих чувствах, мыслях, действиях, отношениях. Это затрудняет процесс общения и взаимопонимания с учеником. Дети  не понимают своего педагога. Поэтому сейчас самой острой проблемой школьного образования и урока, как формы организации учебно-воспитательного процесса, является проблема коммуникации и установления развитых отношений сотрудничества между учителем и учеником. Это так называемая психологическая основа урока. Исследования показывают, что учащиеся считают проблему отношений учителей и учеников самой актуальной в современной школе. Учителя же эту проблему выдвигают только на седьмое место.
    Современный человек – это носитель всех знаний человечества. Основные его характеристики – знания плюс качества личности, отношение к ценностям. Причём отношения личностные, так как определяются личностью и принадлежат лично – каждому человеку в отдельности, а также  мобильность, умение воспользоваться своими знаниями, построить свою карьеру, выйти на рынок труда, «продать» свои знания, умение самопрезентовать себя, а значит сообщить о себе. Всему этому надо учить сегодняшних учеников, а научить сможет только тот учитель, который сам это умеет делать, владеет культурой «Я – сообщения», противостоит усредняющим влияниям среды, сохраняет то личное, что выделяет его как индивидуальность, способен точно зафиксировать своё отношение личностно и вербально. В противном случае задачи, поставленные перед школой, будут решаться неэффективно, длительно, а личностно-ориентированное обучение будет находиться в стадии провозглашения.
    Вслед за этим мы определяем другой не менее важный психологический аспект современного урока – это развитие рефлексии всех субъектов образовательного процесса.
    По мнению Андрея Викторовича Хуторского «традиционная педагогика не требует осмысления происходящего ни от учителя, ни от учеников, в ней нет места рефлексивным видам деятельности. Вместо этого применяются так называемое закрепление или обобщение полученных знаний. Учителю чаще всего предлагается набор готовых средств для организации процесса усвоения знаний на каждом этапе.  Собственного установления, переопределения или корректирования целей обучения, его содержания и других элементов учебного процесса от педагога не требуется. Личностно-ориентированное обучение предлагает учителю решать проблему постановки целей обучения, разработки плана обучения, конструирования системы занятий, форм рефлексии и оценки».
    Рефлексия (от лат.reflexio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов, состояний, это сосредоточение сознания человека на самом себе, на своих образах, мыслях и чувствах. Рефлексия – ключ к себе. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. «Если физические органы чувств для человека есть источник его внешнего опыта, то рефлексия – источник внутреннего опыта, способ самопознания и необходимый инструмент мышления» -  отмечает А.В. Хуторской (6, с. 125-129). Он же предлагает следующую методику организации рефлексии ученика на уроке:
    Остановка предметной (дорефлексивной) деятельности. Выполняемая по учебному предмету деятельность (математическая, физическая, художественная и др.) должна быть завершена или прекращена. При появлении трудностей в решении задачи, процесс приостанавливается и всё внимание обращается на предшествующие действия.Восстановление последовательности выполняемых действий. Устно или письменно описывается всё что сделано, в том числе и то, что на первый взгляд ученику кажется не важным.Изучение составленной последовательности с точки зрения её эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам. Параметры для анализа рефлексивного материала выбираются из предложенных учителем или определяются учеником на основе своих целей. Выявление и формулирование результатов рефлексии предметная продукция: идеи, предположения, закономерности, ответы на вопросы; способы, которые использовались или создавались в ходе деятельности;гипотезы по отношению к будущей деятельности. 5.  Проверка гипотез на практике в последующей
    предметной   деятельности.
    На определённом этапе деятельности, например, после получения образовательного продукта или в результате возникшего противоречия, опять проводится рефлексия, выявляются новые результаты, выдвигаются новые гипотезы. Таким образом, образовательная деятельность представляет собой «челночное» движение чередующихся деятельностей – предметной и рефлексивной.
    Отметим, важным фактором, влияющим на эффективность рефлексии в обучении, является многообразие её форм, соответствующих возрастным и иным особенностям детей. Она может быть вербальной, младшие школьники могут «рисовать свой день», средние – подбирать цвета для закрашивания таблиц с различными элементами выполняемой деятельности, старшие – строить графики изменения параметров своей деятельности на протяжении урока. Начинать обучение рефлексии необходимо уже с младшего школьного возраста, обращать внимание детей на осознание того, что они делают и что с ними происходит (устное обсуждение, письменное анкетирование, рисуночные или графические изображения изменений, происходящих  с учеником в течение урока, дня или недели). Отсутствие работы по развитию рефлексии приводит к тому, что ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения, не обнаруживают причин своих результатов или проблем, затрудняются сказать, что именно происходит в ходе их деятельности. Развитие личности проходит для неё неосознанно, а значит и неэффективно.
    Рефлексивный компонент в деятельности учителя включает ответы на вопросы: Зачем? Что именно? Почему так? Что требуется? Как это делают другие? Какие есть рекомендации? При организации будущего урока учитель задаёт себе эти вопросы. Итак, подготовка учителя к уроку включает:
    Учёт особенностей класса:Уровень класса;Отношение учащихся к предмету;Темп работы класса;Сформированность ЗУН;Отношение к разным видам учебной деятельности;Отношение к разным формам учебной работы, в том числе нетрадиционным;Общая дисциплина класса.Учёт индивидуальных особенностей:Тип нервной системы;Коммуникативность;Эмоциональность;Управление восприятием нового материала учащихся;Умение преодолеть плохое настроение;Уверенность в своих знаниях, умениях;Умение импровизировать. Выделяются и другие психологические аспекты урока (по Герману Константиновичу Селевко,) (5, с.52-54):
    Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета  и конкретного урока (прирост в ЗУН, развитии познавательных процессов, личностных качеств).Соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление (оптимальный объём памяти 7+-2 объекта).Соотношение положительного стимулирования, побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, поощряющие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и отрицательного стимулирования, принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.д.).Рабочее самочувствие учителя в начале урока и в ходе его.Педагогический такт.Психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного искреннего общения, деловой контакт).Управление познавательной деятельностью учащихся (внимание – дверь, через которую проходит всё, что формирует личность из внешнего мира).Организованность (дисциплина).Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Гигиенический режим на уроке.Эмоциональность изложения материала (интонация может нести до 40 % информации).Оптимальные темп и ритм урока.Смена видов деятельности учащихся, наилучшее сочетание различных методов и приёмов обучения, включение физической и психологической разрядки. В работе можно использовать правила, обеспечивающие успешное проведение урока:
    Быть собранным, чётко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала.Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организации их деятельности.Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечёткий ответ может быть следствием неясного вопроса.Задания и  инструктаж давать чётко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря внимания – сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.Экономить время, вовремя начинать и заканчивать его со звонком, не допускать длительных проработок учащихся (внешний и внутренний порядок урока).Добиваться выполнения каждого своего требования. Ни одно требование на уроке не должно быть просто продекламированным! (важность проверки домашнего задания).Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность и осведомлённость. Одним из важных вопросов проблемы современного урока является создание благоприятного психологического климата и комфортных условий для каждого ученика и учителя. Радость познания, сотрудничества, взаимообогащения учителя и ученика, благоприятное отношение к школе всех субъектов образовательного процесса – это залог успешности системы образования.
     «Насильное обучение не может быть твёрдым,
    Но то, что с радостью и весельем входит
    Крепко западает в души внимающих»
    Василий Великий
    Другой вытекающей проблемой современного урока является использование традиционных способов оценивания учебных достижений учащихся. Не секрет, что существующая система оценивания является несовершенной, а порой губительной для проявления детской инициативы, самостоятельности, самооценки, саморазвития, отношения к школе и обучению вообще. Актуальной, на наш взгляд, в рамках урока является разработка, апробирование альтернативных способов оценивания достижений учащихся, получение результатов свидетельствующих о положительном влиянии на процесс обучения и личность детей нетрадиционных  форм оценивания. Здесь предстоит ещё много работы.
    При проведении урока также необходимо учитывать такой аспект - психофизиологические особенности учащихся, связанные с учебной деятельностью. Болевая точка нашего образования исторически связанна с превалирующим развитием вербально-логического аналитического, левополушарного мышления в ущерб синтетическому, образному, интуитивному, т.е. правополушарному. Учителю требуется знание межполушарного взаимодействия, роли правого и левого полушарий в организации мыслительных процессов учащихся, применение этих знаний на практике. Так, например, известно, что стратегии решения задач по геометрии у правополушарных и левополушарных детей совершенно разные, хотя записи в тетрадях выполняются одинаково. Правополушарные дети лучше усваивают значения слов при работе с текстом и подтекстом, им рекомендованы практические манипуляции, и они хуже начинают писать после изучения правила по русскому языку, в отличие от детей с левополушарной специализацией и многое др.  Подчеркнём важную мысль о необходимости использования педагогом различных способов обучения в зависимости от индивидуальных стилей познавательной деятельности учащихся.
    Итак, обобщая всё сказанное можно сказать: современный урок должен быть личностно-ориентированным, создающим условия для ценностно-смыслового и личностного развития ученика, который учится сам, умеет использовать свои знания на практике, обладает навыками рефлексии, способен самопрезентовать себя, выражать своё отношение личностно и вербально, комфортно себя чувствует на уроке. Для проведения современного урока учителю необходимо знать психологические концепции научения и обучения, теории управления учебной деятельностью, осуществлять деятельностный подход при обучении, что возможно при использовании различных педагогических технологий. Использование технологий обучения позволяет получить «прирост» в знаниях и умениях, в развитии познавательных процессов, в становлении личностных характеристик ученика, способствующих в будущем  их адаптации и социализации в обществе и на рынке труда.
      Важное требование к современному уроку – это сохранение здоровья учащегося, как физиологического (это гигиенический режим урока), так и психологического. Учителю необходимо обладать умением психологического анализа урока, навыками саморегуляции, рефлексии, эмпатии,  психотехникой «Я – сообщение», использовать психологические рекомендации по организации урока. Таким образом, педагогическая  деятельность на уроке и его образовательное пространство  непременно должны иметь психологическое обоснование и сопровождение. 
     
     
     
     
     
     
     
     
    Литература:
    Безрукова В.С. Всё о современном уроке. №5 М.: Сентябрь, 2004.Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Ростов н/Д.: Изд-во «Учитель», 2003.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Ростов н/Д.: Изд-во «Учитель», 2004.Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и её гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005.Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. М.: Владос, 2005.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Качество образования и психологические аспекты современного урока ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.