Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Действие источников гражданского права

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Действие источников гражданского права
  • Предмет:
    Гражданское право
  • Когда добавили:
    09.09.2014 16:36:24
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
    Введение…………………………………………………………………………..2
    Гл.1 Действие гражданского законодательства
     
    1.1. Понятие и виды источников гражданского права…………………………………………………………..…….…..5
     
    1.2. Официальное опубликование и вступление нормативного акта в силу…………………………………………………..….…..…………..6
     
    1.3. Действие гражданского законодательства во времени………………………………………………………..……….10
     
    1.4. Действие гражданского законодательства в пространстве и по кругу лиц……………………………………………………………….…….12
     
    Гл.2 2.1 Применение гражданского законодательства по аналогии……….………………………………………………………………….15
     
    2.2.   Толкование гражданско-правовых норм…………………………………………………………………………...13
     
    2.3. Иные источники, содержащие нормы гражданского права……...………………………………………………………………...….….16
     
    Заключение…………………………………………………………….…….…...23
     
    Глоссарий ………………………………………………………………………..26
    Приложение………………………………………………………………….…...28
     
    Используемая литература……………………………………….…….………...29
     
     
     
     
     
    ВВЕДЕНИЕ
    В  моей  данной  работе  рассматривается тема "Действие источников гражданского  права".
    Формы выражения  правовых  норм, которые в совокупности образует гражданское  право, различны  и  их  принято  называть  "источники  гражданского  права".
    РФ  и  ГК РФ  различают  следующие  источники  отечественного гражданского права:
    - Гражданское законодательство:
      Гражданский  кодекс  РФ (п. 2 ст. 3 ГК), принятые в соответствии с ГК РФ иные федеральные законы регулирующие гражданско-правовые отношения (п.2 ст. 3 ГК);
    - обычай делового оборота (ст. 5 ГК)
    - иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права: указы Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК); постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3 ГК); нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 3 ГК);
    - нормативные акты Союза ССР и Российской Федерации, принятые до введения в действие Гражданского кодекса (ст. 4 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 22 декабря 1996 г.).
    - нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ст. 7 ГК).
    В соответствии со ст. 71 Конституции РФ и п. 1 ГК, озаглавленной "Гражданское законодательство" позволяет утверждать, что все вышеперечисленное можно обозначить как гражданское законодательство. В таком широком понимании и будет употребляться термин "гражданское законодательство" в дальнейшем употреблении.
    Традиционно источники гражданского права подразделяются на законы (законодательные акты) и подзаконные акты.
    Цель моей работы - анализ действия источников гражданского права.
    Объект исследования - источники гражданского права.
      Предмет исследования - гражданское законодательство, источники гражданского права, действие норм гражданского права во времени, пространстве и по кругу лиц.
      Для применения актов гражданского законодательства необходимо знать порядок их применения и соответственно порядок опубликования и вступления в силу.
    Государственной Думой 25 мая 1994 г. принят специальный Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных, федеральных законов, актов палат Федерального собрания". Согласно этому закону датой принятия федерального конституционного закона считается день принятия его Государственной Думой РФ в окончательной редакции.
      Общее правило о действии гражданского законодательства во времени гласит, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются только к тем отношениям, которые возникнут после введения их в действие (ст. 4 ГК). По отношениям, возникающим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется только к правам и обязанностям, которые возникли после вступления его в силу (п. 2 ст. 4 ГК).
    Но, "если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательным для сторон правила, чем те, которые действовали при заключении договора, то условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие их заранее заключенных документов" (п. 2 ст. 422 ГК).
      Что касается правила о действии гражданского законодательства в пространстве, то оно состоит в следующем - акты гражданского законодательства действуют на всей территории, подведомственной принявшему их органу, то есть на всей территории РФ. Существуют 2 исключения:
    - в силу указания самого закона территориальные границы его действия или действия его отдельных норм может быть ограничен;
    - законодательство одной страны в определенных случаях и по определенным вопросам может применяться на территории другой страны например, стороны внешнеторгового контракта, руководствуясь принципом свободы договора, могут условиться о рассмотрении возникших между ними споров по правилам материального права страны истца, то есть по гражданскому законодательству другой страны.
    Действие гражданского законодательства по кругу лиц состоит в том, что акты гражданского законодательства распространяется на всех лиц, находящихся на территории, в пределах действия гражданского законодательства.
    В порядке исключения допускается возможность определения круга лиц, на которых распространяется та или иная норма. Кроме того, на лицо (гражданина или юридическое лицо) одного государства может распространяться действие гражданского законодательства другого государства.
    Рассмотрим подробнее источники гражданского права и их действие.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Гл. 1 Действие гражданского законодательства
    1.   1 Понятие и виды источников гражданского права
     
    Под формой (источниками) права подразумеваются опреде­ленные способы внешнего выражения права как одного из компонентов «юридической формы», иными словами, как более узкого самостоя­тельного явления. Назначение этой формы — упорядочить содержа­ние, придать ему свойства государственно-властного характера.
    В науке различают внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней понимается структура права, система элементов (норма­тивные предписания, институты, отрасли). Под внешней — объективи­рованный комплекс юридических источников, формально закрепляю­щих правовые явления и позволяющих адресатам правовых установле­нии ознакомиться с их реальным содержанием и пользоваться ими.
    Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Если «форма права» показывает, как содержание права организовано и выражено вовне, то «источник права» — истоки формирования права, систему факторов, предопределяющих его содер­жание и формы выражения.[1]
    Источник права определяется в юридической литературе неоднозначно: и как деятельность государства по созданию правовых предписаний, и как результат этой деятельности.
    Содержание и форма права не являются результатом произвольно­го конструирования законодателя. Их первопричины заложены в сис­теме общественных отношений, исключающих монизм источника и предопределяющих многообразие форм внешнего выражения права.
    В правоведении различают материальные, идеальные и юридичес­кие источники права.
    В российской правовой системе утвердились такие формы права, как правовой обычай, правовой прецедент, договор с нормативным со­держанием и нормативно-правовой акт.
    Правовой обычай — одна из наиболее древних разновидностей со­циальных норм. По своей природе правовой обычай довольно консер­вативен, так как возник в результате многократного повторения и обоб­щения наиболее рациональных вариантов общественно значимого по­ведения людей, передающихся из поколения в поколение.
    Правовой прецедент представляет собой такое решение государст­венного органа, которое принимается за образец (правило) при после­дующем рассмотрении аналогичных дел. С его помощью может быть подтвержден или объяснен какой-либо аналогичный факт или обстоя­тельство.
    Договор с нормативным содержанием. В условиях реформирова­ния политической и экономической систем в России, когда существен­но расширяются полномочия субъектов Федерации, хозяйственных предприятий и отдельных граждан, оптимальной формой учета много­образного спектра интересов становится не властный приказ из центра, а договор.
     
    1.2. Официальное опубликование и вступление нормативного акта в силу
    Регулирование отношений, входящих в предмет гражданского права, осуществляется действующими гражданско-правовыми нормативными актами. Как показала многолетняя практика, эти акты, особенно подзаконного характера, отличаются нестабильностью, объективно отражая высокий динамизм самих имущественных и неимущественных отношений.
    В условиях социально-экономических преобразований нестабильными становятся даже гражданские законы. Это придает особое значение точному определению моментов вступления соответствующего нормативного акта в силу и прекращения его действия, а также установлению действующей официальной редакции его текста.
    Нормативные акты, содержащие нормы гражданского права, подлежат обязательному официальному опубликованию. Такое опубликование важно и для определения момента вступления соответствующего акта в силу, и для ознакомления с содержанием его правил всеми участниками правоотношений. Кроме того, официальное опубликование содержит и официальный (общеобязательный, общепринятый) текст такого акта, которым и надлежит руководствоваться.
     
    В соответствии с ч. 1 ст. 105 Конституции РФ федеральные законы принимаются Государственной Думой. Поэтому они считаются принятыми с момента их принятия Государственной Думой в окончательной редакции (а не с момента одобрения Советом Федерации или подписания Президентом РФ). В течение 7 дней после подписания закона Президентом РФ акт подлежит официальному опубликованию в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации". По истечении 10 дней после дня первой публикации полного текста закона он вступает в силу, если иной порядок не предусмотрен в самом законе.
     
    Официальной считается, таким образом, первая публикация полного текста закона в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации"[2]
     
      В некоторых законах прямо устанавливается иной порядок вступления их в силу. Он может быть связан с необходимостью немедленного введения в действие нового закона, но может предусматривать и более поздний по сравнению с общепринятым срок, связанный с необходимостью подготовки участников правоотношений к применению нового закона. При принятии кодекса или иного крупного закона, вносящего значительные изменения в законодательство, иногда принимается специальный закон о порядке введения в действие основного закона ("вводный закон"). Международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, обычно вводятся в действие путем принятия законов об их ратификации (и официально публикуются вместе с этими законами).
     
    Иные правовые акты (президентские указы и правительственные постановления) также подлежат обязательной официальной публикации (за исключением актов или их отдельных положений, содержащих сведения, которые составляют государственную тайну или носят конфиденциальный характер) в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации" в течение 10 дней после дня подписания. Указы Президента РФ вступают в силу в течение 7 дней после дня их первого официального опубликования либо со дня их подписания.
    Постановления федерального Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования, а иные - со дня их подписания. Однако как в указах, так и в правительственных постановлениях может предусматриваться и иной порядок вступления их в силу [3].
    Необходимо учитывать, что до 1994 г. Законы РСФСР, а затем Российской Федерации официально публиковались в "Ведомостях Верховного Совета РСФСР" ("Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР", "Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ"), а также в "Российской газете". Указы Президента РФ в данный период официально публиковались сначала в названных "Ведомостях", а в 1992 - 1993 гг. - в "Собрании актов Президента и Правительства РФ" и также в "Российской газете". Правительственные постановления в это время официально публиковались в "Собрании постановлений Правительства РСФСР" (СП РСФСР), затем - в указанном "Собрании актов".
     
    В связи с сохранением действия на российской территории ряда актов бывшего Союза ССР (или их отдельных разделов и норм) возникает необходимость использовать их официальный текст, а также определить момент вступления их в силу. Следует иметь в виду, что официальная публикация законов Союза ССР и актов, имеющих силу закона, проводилась в "Ведомостях Верховного Совета СССР" (или "Ведомостях Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР"), а также в газете "Известия"; постановлений Совета Министров СССР - в "Собрании постановлений Правительства СССР" (СП СССР); актов министерств и ведомств СССР - в "Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств СССР".
    Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, как уже отмечалось, подлежат не только официальному опубликованию, но во многих случаях и особой государственной регистрации. Затем в срок не позднее 10 дней после дня регистрации они должны быть опубликованы в газете "Российские вести" (либо также в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти"). Официальному опубликованию не подлежат только те ведомственные акты или их отдельные положения, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну или имеющие конфиденциальный характер.
    Лишь после такого опубликования они вступают в силу. Акты, не прошедшие государственную регистрацию либо зарегистрированные, но не опубликованные в указанном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. На них также нельзя ссылаться при разрешении гражданско-правовых споров. Таким образом, в гражданских правоотношениях должна быть исключена возможность применения неопубликованных или противоречащих закону ведомственных нормативных актов.
    Акты гражданского законодательства обычно прекращают свое действие и теряют юридическую силу либо в результате их непосредственной отмены вновь принятыми актами, либо при наступлении прямо указанного в них обстоятельства (как правило, принятия нового акта, причем более высокого уровня, что характерно для подзаконных нормативных актов).
    Для многих законов последнего времени, к сожалению, характерным стало отсутствие правил об отмене или изменении ранее действовавших норм. В этом случае следует исходить из того, что вновь принятый нормативный акт по общему правилу погашает полностью или в соответствующей части действие ранее принятого по этому же поводу акта такой же или более низкой юридической силы (например, правила нового закона парализуют действие соответствующих правил ранее принятых законов и подзаконных актов).
     
    Законом, однако, может быть установлено и иное положение. В частности, правило о необходимости соответствия ГК РФ гражданско-правовых норм, содержащихся в других законах (п. 2 ст. 3), указывает на необходимость руководствоваться нормами Кодекса даже при их коллизии нормам иных федеральных законов (если, разумеется, в Кодекс при этом не было внесено изменений, устраняющих такие коллизии) [4].
     
    1.   3.  Действие гражданского законодательства во времени
     
    Гражданско-правовые нормативные акты, будучи федеральными, вступают в силу одновременно на всей российской территории. При этом по общему правилу они не имеют обратной силы и применяются лишь к тем отношениям, которые возникли после введения акта в действие (п. 1 ст. 4 ГК).
    Это традиционное для всякого развитого правопорядка положение знает, однако, и ряд необходимых исключений. Прежде всего сам гражданский закон может предусмотреть распространение своего действия и на отношения, возникшие до вступления его в силу. Так, Закон о введении в действие части второй ГК (ст. 12) распространил действие новых правил о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина (в том числе повышающих объем возмещения), на случаи причинения такого вреда, происшедшие за три года до вступления в силу соответствующих правил Кодекса (если указанный вред остался не возмещенным). Этот же Закон (ст. 11) распространил действие новых правил об охране прав и интересов вкладчиков на отношения, связанные с привлечением денежных средств во в
    клады, также возникшие до принятия второй части ГК (и сохранившиеся на момент введения его в действие).
     
    Едва ли, однако, можно безоговорочно согласиться с распространением данного положения на действие подзаконных актов. Представляется, что эти последние в принципе не должны содержать указаний о придании им обратной силы, если только такая возможность не основана на прямом указании закона.
     
      Другая ситуация связана с длящимся характером многих гражданских правоотношений. Если, например, закон изменил продолжительность давностного срока по какому-либо требованию, возникшему до введения его в действие, но предъявленному в суд после этого момента, то какой срок - старый или новый - должен в этом случае применяться (разумеется, при отсутствии специальных прямых указаний закона на этот счет)?
     
      В соответствии с общим правилом п. 2 ст. 4 ГК новый закон применяется также к правам и обязанностям, которые возникли хотя и после введения его в действие, но на основе существовавших до этого момента правоотношений. Следовательно, требование, предъявленное в суд после введения в действие нового закона, подпадает под действие новых давностных сроков, хотя его основой и служит ранее возникшее правоотношение[5].
     
      Особые правила предусмотрены для договоров, заключенных до введения в действие нового закона (устанавливающего в этом отношении обязательные, императивные предписания), но исполняемых после этого момента. С тем чтобы обеспечить точное, надлежащее исполнение взятых на себя сторонами договора обязательств, отражающее важнейший принцип договорного права, закон сохраняет здесь силу за условиями ранее заключенного договора (п. 2 ст. 4 и п. 2 ст. 422 ГК), несмотря на их противоречие новым императивным правилам. Тем самым, в сущности, как бы продлевается действие старого, ранее действовавшего законодательства, на котором основывались условия заключенных договоров.
     
    Конечно, в новом законе может быть прямо предусмотрено распространение его действия и на отношения, вытекающие из ранее заключенных договоров. Например, Закон о введении в действие части второй ГК РФ в ч. 1 ст. 8 распространил действие правил Кодекса об основаниях, последствиях и порядке расторжения договоров отдельных видов на все действующие договоры независимо от даты их заключения. В этом случае общее правило п. 2 ст. 422 ГК не применяется.
     
    1.   4.  Действие гражданского законодательства в пространстве и по кругу лиц
     
    Как уже отмечалось, федеральный характер гражданского законодательства предопределяет его действие на всей российской территории. Ограничение территориального действия правил, регулирующих имущественный оборот, может вводиться лишь федеральным законом и только в случаях, когда это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (абз. 2 п. 3 ст. 1 ГК).
     
    Правила гражданского законодательства распространяются на соответствующие отношения российских граждан, юридических лиц и публично-правовых образований. Вместе с тем они применяются также к гражданским правоотношениям с участием иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК). В частности, при известных условиях они могут применяться к договорам российских субъектов права с иностранными контрагентами. Условия и порядок такого применения регулируются нормами международного частного права (см. разд. VII Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. и разд. VIII ГК РСФСР 1964 г.).
     
    Федеральный закон сам может установить ограничения сферы своего применения определенным кругом лиц. Так, Федеральный закон "Об акционерных обществах" [6] до определенного им момента не распространяет действие ряда своих правил на акционерные общества, созданные в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий (п. 5 ст. 1).
    Изложенные положения в целом применимы и к действию подзаконных нормативных актов, содержащих нормы гражданского права.
     
    Гл.2
    2.1 Применение гражданского законодательства по аналогии
     
    Широта и сложность регулируемых гражданским правом отношений могут вызвать к жизни ситуации, прямо не урегулированные гражданско-правовыми нормами. Такой пробел, не восполняемый ни условиями заключенного договора, ни обычаями делового оборота, устраняется с помощью аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК).
     
    Аналогия закона выражается в том, что к соответствующим отношениям применяются нормы гражданского законодательства, регулирующего сходные отношения. Она допустима при наличии определенных условий.
     
    Во-первых, это существование пробела в законодательстве, не восполняемого с помощью предусмотренных законом средств, включая обычаи имущественного оборота.
     
    Во-вторых, наличие законодательного регулирования сходных отношений. Так, "трастовые операции" банков до принятия специальных правил о договоре доверительного управления имуществом фактически регулировались нормами о сходных договорах - поручения и комиссии, которые и применялись к "трастовым договорам" при отсутствии в них каких-либо необходимых условий.
     
    В-третьих, применение аналогичного закона к регулируемым отношениям должно не противоречить их существу. Нельзя, например, применять общие положения о сделках к большинству личных неимущественных отношений.
     
    Не является аналогией закона отсылка к регламентации сходных отношений, установленная законодательным порядком, - например, распространение правил о статусе обществ с ограниченной ответственностью на общества с дополнительной ответственностью (п. 3 ст. 95 ГК). Ведь здесь речь идет не о пробеле в законе, а об особом юридико-техническом приеме, способе регулирования.
     
    При отсутствии сходного правового регулирования для конкретного отношения может использоваться аналогия права [7]. Смысл ее состоит в определении прав и обязанностей сторон правоотношения на основе не конкретных правовых норм, а общих начал и смысла гражданского законодательства, а также требований добросовестности, разумности и справедливости. Под общими началами гражданского законодательства следует понимать основные принципы гражданско-правового регулирования, а под его смыслом - отраслевые особенности, определяемые спецификой предмета и метода гражданского права. Критерии добросовестности, разумности и справедливости обычно применяются в негативном смысле: имея в виду, что решение, соответствующее началам и смыслу гражданского законодательства, не должно быть вместе с тем "недобросовестным", "неразумным" или "несправедливым".[8]
     
    Таким образом, аналогия права допустима при наличии пробела в законе, невосполнимого с помощью аналогии закона (т.е. при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения), а также с соблюдением названных выше критериев. При этом реальное применение аналогии права в судебной практике является крайне редким, исключительным случаем.
     
    Следует подчеркнуть, что правила об аналогии закона и аналогии права используются в гражданском праве только при применении законодательства в строгом смысле слова, т.е. федеральных законов. Они не могут распространяться на действие подзаконных нормативных актов, а имеющиеся в них пробелы не могут восполняться подобным образом.
     
     2.2.Толкование гражданско-правовых норм
     
    При применении конкретной нормы гражданского права необходимо четко уяснить ее смысл и содержание. Этому служат различные приемы (способы) толкования ее текста, помогающие устранить возникшие неясности в его понимании. К их числу относятся грамматическое, логическое, систематическое и историческое толкования. Данные способы толкования являются общими для норм любой отраслевой принадлежности, а потому подробно изучаются в курсе теории государства и права. При применении норм гражданского права к ним приходится прибегать наиболее часто в силу обширности и сложности содержания самого гражданского законодательства.
     
    Толкование гражданско-правовых норм может быть обязательным в случаях, когда его дает государственный орган, который либо сам принял соответствующий акт, либо имеет компетенцию по разъяснению содержания такого акта или актов (легальное толкование). Так, пленумы высших судебных органов вправе давать разъяснения по вопросам судебной практики, содержащие обязательное для судов толкование действующего законодательства.
     
    Поскольку легальное толкование обязательно, оно, по сути, создает новую норму права, причем действующую с обратной силой. Толкование закона, которое любой суд дает по конкретному делу, является обязательным лишь для данной ситуации и не имеет общеобязательного характера (ибо прецедент в отечественном правопорядке не является источником права).
     
    Толкование законодательства, которое содержится в учебной и научной литературе, в том числе в специальных комментариях к законам, является научным (доктринальным) и не имеет обязательной силы. Однако его авторитетность, основанная на проведенном научном анализе и знаниях авторов, может оказывать известное влияние на правотворческую и правоприменительную практику.
     
    Нередко различают также буквальное (называемое иногда аутентическим), ограничительное и расширительное толкование норм в зависимости от соотношения смысла и текста соответствующего правила. Подлинный смысл нормы в принципе должен совпадать с ее текстом, а при их расхождении предпочтение придется отдать тексту, а не намерениям законодателя. Уяснение смысла нормы путем "ограничительного" или "расширительного" толкования в действительности всегда сводится либо к логическому, либо к систематическому или иным известным способам толкования (или к их сочетанию). Потому выделение названных выше способов толкования представляется не вполне обоснованным.
    2.3. Иные источники, содержащие нормы гражданского права
     
    1. Иные акты, содержащие нормы гражданского права, включают в себя указы Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК), постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3 ГК) и нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 3 ГК).
    Ранее указы и постановления Президиума Верховного Совета СССР и постановления Совета Министров СССР, имевшие нормативный характер, причислялись к законодательству.
    Указ Президента РФ, если он не противоречит ГК или иному федеральному закону, может быть принят по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента (ст. ст. 80 - 90 Конституции РФ), за исключением случаев, когда этот вопрос согласно ГК или иному федеральному закону может быть урегулирован только законом. В указах Президента РФ могут содержаться нормы гражданского права двух категорий. Одна преследует цель конкретизации гражданских федеральных законов. Нормы второй категории предназначены для регулирования отношений, по которым законы еще не приняты или в принятии которых вообще нет необходимости.
    Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативных актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу, т.е. законов и указов Президента РФ.
    Наконец, акты министерств или иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права, могут издаваться только в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, другими законами и иными правовыми актами.
    Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию (кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации" в течение 10 дней после дня их подписания [9].
     
    Указы Президента, имеющие нормативный характер, и постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, как правило, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их официального опубликования. Иные указы Президента и постановления Правительства, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания (п. п. 5, 6 Указа Президента РФ от 23 мая 1996г. N 763). Это общий порядок.
    Однако самими актами может быть установлен другой порядок вступления в силу (п. 7 Указа Президента РФ N 763).
    Консультант Плюс: примечание.
    Постановление Правительства РФ от 08.05.1992 N 305 "О государственной регистрации ведомственных нормативных актов" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".
     
    С 15 мая 1992г. Постановлением Правительства РФ от 8 мая 1992 г. N 305 была введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и интересы граждан и носящих межведомственный характер. Указ Президента РФ от 21 января 1993 г. N 104 установил, что акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в определенном законодательством порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения к гражданам, должностным лицам и организациям каких-либо санкций за невыполнение содержащихся в них предписаний.
    Новые Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009[10], и Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утвержденный Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763, сохранили преемственность по отношению к прежним актам.
    Итак, для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, установлены два обязательных условия вступления в силу:
    1) официальное опубликование (п. 1 Указа Президента РФ от 23 мая 1996г. N 763);
    2) государственная регистрация (п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996г. N 763).
    Согласно п. 12 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста РФ от 14 июля 1999г. N 217, государственной регистрации подлежат все нормативные правовые акты вне зависимости от количества квалифицирующих признаков (один, несколько или все).
    Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" (до 18 августа 1998г. - в газете "Российские вести") и в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после их регистрации. Они, как правило, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.
    Для нормативных правовых актов Центрального банка РФ официальным источником опубликования является "Вестник Банка России" (ст. 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" . Для нормативных правовых актов ФКЦБ РФ официальным источником опубликования является "Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" (п. 1 Постановления Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1263 "Об информационном бюллетене "Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку")[11].
    Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, если иное не определено в их тексте, вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (п. 12 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763). Нормативные акты этих органов, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения, носящие конфиденциальный характер, и в связи с этим не подлежащие официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок (п. 1 Указа Президента РФ от 16 мая 1997 г. N 490) .
    Для актов некоторых ведомств установлен особый порядок вступления в силу:
    ГТК РФ - по общему правилу, по истечении 30 дней после их опубликования (ст. 11 Таможенного кодекса РФ);
    ЦБ РФ - по общему правилу, по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (ст. 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").
    Указы Президента РФ должны соответствовать ГК и иным федеральным законам; постановления Правительства РФ - ГК, иным федеральным законам и указам Президента РФ; наконец, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти - ГК, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.
    Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти приводятся в соответствие с вновь принятыми законами Российской Федерации, правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ в течение 30 дней после вступления их в силу, если в законе или ином правовом акте не указан другой срок[12].
    2. К источникам гражданского права относятся и локальные нормативные акты юридических лиц. Любое юридическое лицо в целях эффективной организации работы и решения уставных задач вправе принимать нормативные акты, регулирующие отношения внутри соответствующих юридических лиц. Данные акты применяются в сферах, относящихся к созданию и прекращению деятельности юридических лиц, управлению ими, ответственности руководителей и других лиц. Они получили название корпоративного права, корпоративных норм, внутриорганизационных подзаконных актов[13].
    Локальные акты можно условно разделить на две группы: внутренние акты и санкционированные государством уставы и положения юридических лиц. Санкционирование выражается в государственной регистрации, утверждении и совместном принятии акта.
    В настоящее время локальные нормативные акты официально признаны в качестве источников трудового права (ст. 5 ТК). С учетом этого предлагается законодательно закрепить положение о признании статуса источников гражданского права за локальными нормативными актами.
    3. Традиционным источником гражданского права выступает правовой обычай. Он является обязательным, т.е. становится нормой права, если санкционирован законом, другим нормативным актом или воспринят судебной практикой, прецедентным правом.
    Известный русский цивилист Г.Ф. Шершеневич отмечал, что обычное право "имеет такую же силу, как и закон - "повальный обычай, что царский указ". Только действие обычного права начинается там, где молчит закон... Обычное право не выдерживает при сопоставлении с нормами законодательными, как имеющими повелительный характер, так равно и с теми, которые имеют только восполительное значение. Сила заведенного порядка иная - он только восполняет волю контрагентов. Поэтому заведенный порядок, как и договор, несомненно, устраняет применение восполнительного закона, который и рассчитан на его отсутствие"[14].
    По действующему гражданскому законодательству источником права признаются обычаи, применяемые исключительно в сфере предпринимательских отношений, т.е. обычаи делового оборота (ст. 5 ГК). Для признания их таковыми необходимы следующие условия: 1) правило поведения должно быть сложившимся, т.е. достаточно постоянным и определенным в своем содержании; 2) оно должно применяться широко, а не иметь узкоспециальный, частный характер; 3) сфера применения ограничена предпринимательскими отношениями; 4) оно должно быть не предусмотрено законодательством.
    Форма обычая делового оборота (фиксация в документе) значения не имеет, хотя часто такие документы существуют. По очередности применения обычаи делового оборота стоят после законодательства и договоров. Порядок их применения освещен во многих статьях ГК и других актах[15]. Из анализа ст. 5 и ст. 6 ГК следует, что обычаи делового оборота применяются при обнаружении в гражданском законодательстве пробела, который не восполняется соглашением сторон.
    4. При четкой иерархии по юридической силе плюрализм источников способствует всеобщему и эффективному урегулированию общественных отношений. Степень юридической силы нормативно-правовых актов, составляющих ядро, стержень источников права, может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех, к кому относятся их предписания. Это составляет основу функционирования правового государства, к статусу которого стремится Россия.
     
    Заключение
     
      В результате проделанной курсовой работы я пришла  к следующим выводам и заключению. Защита слабой стороны в Гражданском кодексе России представлена очень неплохо. Видим ,что нормы, относящиеся к публичному договору, договору присоединения, и другие, которые как раз направлены на защиту интересов гражданина, потребителя. Например, есть запреты уменьшать по этим договорам ответственность предпринимателя перед гражданином, потребителем.
     
    В свете вышеизложенного можно сказать, что формы (источники) гражданского права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве и функционирования такой отрасли права как гражданское. Совершенство названных источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм гражданского права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников гражданского права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.
     
    При улучшении форм права надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из дореволюционной правовой системы.
     
    Также назрела потребность в подготовке и издании специального закона об основных формах гражданского права. В этом акте надлежит подчеркнуть, что сведение форм права только к нормативно-правовым актам неоправданно. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отношение государства к прецедентному, обычному и договорному праву.
     
    Все правовые акты и иные формы действующего гражданского права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы.
     
    Важное значение в понимании работы гражданско-правовой системы имеет понятие классификации и сущности нормативно-правовых актов. Деление нормативно-правовых актов на законные и иные подзаконные акты помогает представить систему соподчиненности нормативно-правовых актов друг другу и выяснить, какими правилами следует пользоваться в первую очередь при решении спорных вопросов. В современных условиях, когда законодательная база в России находится в условиях трансформации, часто возникают ситуации, когда субъекты Российской Федерации издают свои нормативные акты, порой противоречащие по каким-либо аспектам федеральным законам, что вызывает необходимость тщательного отслеживания данных неточностей и корректировки законов с целью обозначения правомерности и приемлемости их содержания.
     
    К сожалению, нет многих конкретных законодательных актов, которые развивали бы эти правильные подходы Гражданского кодекса. Многие законодательные акты еще не приняты и принятие их недопустимо задерживается. Одна из причин активного использования публично-правового регулирования в сфере действия
     
    Гражданского кодекса — это, конечно, необходимость ограничений монополий с целью обеспечения нормальной конкуренции. Еще одна сфера, где наряду с гражданско-правовым требуется и публично-правовое регулирование, — это сфера внешней торговли.
     
    Вот здесь мы великие либералы. А между тем западные системы в этой сфере являются весьма жесткими. Общеизвестно, каким ограничениям мы подвергаемся во внешней торговле, и насколько сложно преодолеть эти ограничения при взаимоотношениях со странами европейского экономического союза. В Гражданском кодексе РФ обозначены основные элементы использования публично-правового регулирования для нормального построения отношений, строящихся в целом на частноправовых началах.
     
      Предусмотрена, например, необходимость регистрации предпринимательской деятельности, юридических лиц, недвижимости. Жаль лишь, что до сих пор нет законов, регулирующих регистрацию недвижимости и сделок по недвижимости, ибо весь мир знает, что если нет хорошо отлаженной системы регистрации недвижимости и сделок по недвижимости, то нет и нормальной рыночной экономики.
     
      Хорошо, что в Гражданском праве присутствуют и такие элементы публично-правового регулирования, как лицензирование деятельности в необходимых случаях. Сохраняются, там, где это требуется, отдельные элементы специальной правоспособности, в частности для сфер отношений государственной собственности, для деятельности банков, страховых компаний. Принудительная реорганизация и прекращение юридических лиц — это тоже, конечно, элементы публичного регулирования . Задача состоит в том, чтобы эти правильные подходы, обозначенные в Гражданском кодексе, были бы реализованы в конкретных законодательных актах, которые обеспечили бы создание нормальных механизмов регулирования экономических отношений.
      Рассмотрению этих вопросов была посвящена данная работа.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
    Глоссарий
     
    1.   Гражданский Кодекс РФ - кодифицированный свод федеральных законов Российской Федерации, регулирующих гражданско-правовые отношения. Гражданский кодекс имеет приоритет перед другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в сфере гражданского права.
    2.   Госуда?рственная Ду?ма (кратко — Госду?ма) — одна из двух палат Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 95 действующей Конституции России).
    3.   Конституция РФ — основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико-правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
    4.   Консультант Плюс — справочно-правовая система по законодательству России. Обновляется ежедневно. Распространяется через сеть региональных информационных центров.
    5.   Концепция иера?рхии (греч. ????????, от ????? — священный и ???? — правление) используется для описания многих явлений и объектов.
    6.   Обычай делового оборота - это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе, которое не может противоречить законодательству или договору. Правовое регулирование обычаев делового оборота осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации. Торговые и портовые обычаи в Российской Федерации свидетельствует Торгово-промышленная палата РФ.
    7.   Президе?нт Росси?йской Федера?ции — высшая государственная должность Российской Федерации. Президент России является главой государства, не относящимся ни к одной из ветвей власти; гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации
    8.   «Российская газета» — газета на русском языке, издаваемая в России, официальный печатный орган Правительства Российской Федерации. Газета учреждена Верховным Советом Российской Федерации, первый номер вышел 11 ноября 1990 года. В 1993 году после октябрьского переворота полномочия учредителя были переданы Правительству России. C 1997г газетой Федерального Собрания РФ является Парламентская газета
    9.   Съезда народных депутатов РСФСР  - в 1938—1990 высший орган государственной власти РСФСР; в 1990—1993 — постоянно действующий парламент, избираемый Съездом народных депутатов Российской Федерации.
     
    10. Таможенный Кодекс РФ - кодифицированный нормативно-правовой акт, являющийся основным источником, регулирующим отношения по поводу перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации.
    11. Центральный Банк РФ - верхний уровень двухуровневой банковской системы в Российской Федерации, которая состоит из Банка России и коммерческих банков (и других кредитных организаций).Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.
     
     
     
     
     
     
     
     
    Приложений
     

     
     
     
     
     
     
     
     
    Используемая литература
     
    1. Конституция Российской Федерации. - М., 2001.
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации Ч.1- 4 (2007 с изм. по 13 мая 2008)
    3. Брагинский М.И. Общие положения нового Гражданского кодекса // Хозяйство и право. 1995. N
    4. Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М., 1995 (гл. 1);
    5. Суханов Е.А. Развитие гражданского законодательства России при переходе к рынку // Гражданское право при переходе к рынку. М., 1995;
    6. Яковлев В.Ф. О Гражданском кодексе Российской Федерации // ВВАС РФ. 1995. N 1;
    7. Яковлев В.Ф. О некоторых вопросах применения части первой Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражными судами // ВВАС РФ. 1995. N 5.
    8.Гражданское право России. (Учебник) Грудцына Л.Ю, Спектор А.А. (2008, 560с.) 
    9. Мицкевич А.В. Система права и система законодательства: развитие научных представлений и законотворчества // Проблемы современного гражданского права: Сборник статей / Под ред. В.Н. Литовкина, В.А. Рахмиловича. М., 2000.
    10. Гражданское право Российской Федерации. (Учебное пособие) Зенин И.А. (МФПА, 2003, 421с.) 
    11. Гражданское право Российской Федерации. В 2-х томах. (Учебник) Под ред. Садикова О.Н. (2006; 493с., 608с.)
    12. Гражданское право Российской Федерации. Ч.1. (Учебное пособие) Воробьев Н.И. (ТГТУ, 2007, 84с.
    13. Гражданское право. В 2-х томах. (Учебник) Под ред. Суханова Е.А. (2004, 2-е изд.)
    14.Гражданское право. В 2-х частях. (Учебник) Отв ред. Мозолин В.П. (ч1. 2005, 719с., ч2. 2007, 927с.)
    15. Гражданское право. (Учебное пособие) Рузакова О.А. (МФПА, 2004, 422с.)
    16. Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 2007
    [1] Гражданское право. В 2-х частях. (Учебник) Отв ред. Мозолин В.П. (ч1. 2005, 719с., ч2. 2007, 927с.)
     
    [2] См.: Федеральный закон от 14 июня 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" // СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801.
     
    [3] Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"
    [4] Так, Закон об образовании и в старой, и в новой редакции (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150), определяя имущественно-правовое положение образовательных учреждений, устанавливает ряд правил, противоречащих общим положениям Гражданского кодекса (см., например, ст. 39, 41, 43, 44, 47). На основании п. 2 ст. 3 ГК эта коллизия должна быть разрешена в пользу норм Кодекса с тем, чтобы все участники имущественного оборота имели единообразный статус.
     
    [5] См. ст. 10 Закона о введении в действие части первой ГК РФ.
    [6] СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1
    [7]  п. 2 ст. 6 ГК
     
    [8] Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. С. 40 - 41.
     
    [9] Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663.
     
     
    [10] Председатель Правительства
    Российской Федерации
    М.КАСЬЯНОВ
    [11] ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ БЮЛЛЕТЕНЕ "ВЕСТНИК ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО ЦЕННЫМ БУМАГАМ И ФОНДОВОМУ РЫНКУ"
    [12] распоряжение Правительства РФ от 11 октября 1994 г. N 1622-р "О приведении нормативных актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с Конституцией, законами Российской Федерации и правовыми актами Президента и Правительства" // СЗ РФ. 1994. N 25. Ст. 2720
     
    [13] Долинская В.В. Акционерное право. М., 1997; Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 185
    [14] Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). М., 1995. С. 397
     
    [15] например: ст. ст. 6, 309, 311, 314, 315, 421, 427 ГК
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Действие источников гражданского права ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.