Добавить в избранное
  • Москва: (495) 987-4136
  • Петербург: (812) 448-5335
  • Волгоград: (8442) 98-6161
  • Регионы: (917) 330-2959
Заказ диплома на Росдипломе. Дипломные работы с гарантией качества!
Репетиторские услуги студентам!

Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности, дипломные и магистерские, курсовые, рефераты и контрольные. Поможем решить непосильные задания и подготовить отчеты по практике. Комплексное сопровождение студента.

 

Тема: Разработка предпринимательского проекта

СОДЕРЖАНИЕ
 
с
Введение   4
1 Характеристика рынка 5
1.1 Характерные черты монополии 5
1.2 Экономическая и административная монополия 7
1.3 Определение цены и объема производства   8
1.4 Показатели монопольной власти  12
2 Практическая часть   15
2.1 Исходные данные 15
2.2 Определение объемов производства   15
2.3 Определение постоянных и переменных издержек производства   16
2.4 Определение валового дохода и прибыли    26
2.5 Определение необходимых инвестиций в производстве 29
2.6 Баланс доходов и расходов 30
2.7 Определение точки безубыточности данного проекта   31
2.8 Определение периода окупаемости данного проекта   32
2.9 Динамическая модель финансового профиля проекта   32
2.10 Определение дисконтированного денежного дохода за три года   33
2.11 Определение экономических издержек и экономической прибыли производства за три года   34
Заключение   37
Перечень ссылок   38
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Главная задача экономических субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов предполагает сделать выбор с целью решения следующих вопросов:
- что производить и в каком объёме;
- каким образом производить избранные виды благ;
- кто получает то, что произведено;
- какой объём ресурсов использовать для текущего потребления и  какой для будущего.
Наша фирма занимается производством оконных блоков. Мы работаем на рынке монополии. На основании исходных условий проанализируем работу предприятия, определим издержки и прибыль, как бухгалтерскую, так и экономическую. Все эти расчёты необходимы, для того, чтобы сделать анализ работы предприятия, проанализировать пути и средства, с помощью которых можно было бы улучшить экономические результаты и обеспечить эффективную реализацию данного проекта.  На основе расчётов определим, стоит ли в данный проект вкладывать средства и силы, ведь возможно, что при ином использовании собственного капитала выигрыш будет более существенным.
Актуальность данного исследования состоит в том, что в современных условиях большое внимание уделяется развитию малого бизнеса, создаётся большое количество предприятий и необходимо делать микроэкономические исследования, что бы определить возможности реализуемого проекта.
При анализе основное внимание уделяется анализу процесса формирования издержек предприятия, анализу их динамики, определению оптимальных размеров производства с точки зрения максимизации прибыли и минимизации убытков. На основании анализа затрат и доходов возможно определить стоит ли инвестировать средства  в работу данного предприятия, а также рассчитать как скоро может быть получена прибыль и через какой период будет обеспечена окупаемость данного производства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА
 
1.1 Характерные черты монополии
 
Монополия (от греч. «моно» - один, «полио» - продаю) характеризуется  тем, что в отрасли господствует, только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятие «отрасль» и «фирма» совпадают. На первый взгляд такая ситуация малореальная и действительно в масштабах страны встречается весьма редко. Однако, если взять более скромный масштаб, например маленький город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно типична. В таком городе существует одна электростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одно крупное предприятие, один книжный магазин и т. д. В США 5% ВНП создается в условиях, близких к чистой монополии.
Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером естественной монополии являются муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара.
Монополия возникает там и тогда, где и когда велики барьеры для вступления в отрасль. Это может быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленности), с естественной монополией (когда какие-либо компании — в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения — закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).
Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. Согласно патентному праву США, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением в течение 17 лет. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компаний, как "Ксерокс", "Истман Кодак", "Интернэшнл Бизнес Машин" (IВМ), "Сони" и т. д. Монопольное положение, закрепленное патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР и, тем самым, фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль может быть существенно ограничено и путем выдачи лицензий. В США подлежит лицензированию свыше 500 профессий (врачи, таксисты, трубочисты и многие другие). Лицензия может быть предоставлена как частной  фирме, так и государственной организации (классичес­ки пример — история водочной монополии в России).
Монополия может иметь своей основой исключительное право какой-либо ресурс (например, на естественные факторы производства). Хрестоматийным примером является деятельность компании "Де Бирс", которая уже давно монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов.
На рубеже прошлого и нынешнего веков публицисты социа­листического направления дали массу красочных описаний агрес­сивной деятельности монополий. Их можно встретить, например, в работах Дж. А. Гобсона "Империализм" (1902 г.), Р. Гильфердинга "Финансовый капитал" (1910 г.), Н. И. Бухарина "Мировое хозяйст­во и империализм" (1915 г.) и В. И. Ленина "Империализм как выс­шая фаза капитализма" (1916 г.). Однако в настоящее время жест­кие (до динамита включительно) действия монополий, как и "нечестная конкуренция" в целом, строго запрещены в странах разви­той рыночной экономики, хотя и встречаются на периферии цивилизованного мира.
Фирму можно назвать чистым монополис­том, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей (субститутов), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.
 
 
 
 
1.2 Экономическая и административная монополия
 
Силу монопольной власти отдельной фирмы не стоит преувеличивать. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией. Эта конкуренция может обостриться в связи с нововведениями, возможным появлением товаров-заменителей, конкуренцией импортных товаров, а также "борьбой за доллары потребителя" со стороны других фирм, каждая из которых стремится увеличить долю своих товаров в его бюджете. Чистая монополия возникает на базе рыночной экономики и функционирует по ее законам. Не следует также сбрасывать со счетов широкомасштабное антимонопольное законодательств, существующее во всех развитых странах.
Иное дело — монополия в условиях административно-командной системы. Такая монополия базируется на государственной  собственности на средства производства и действует в условиях значительной ограниченности рынка и товарного дефицита. Административно-командная система развивается, как правило, в условиях закрытой экономики, опирается на государственную монополию внешней торговли. Существенным признаком этой системы является прямое распределение всех основных ресурсов, что также служит мощным подспорьем административной монополии. Конечным ее результатом становится гигантомания, стремление превратить всю отрасль в один огромный завод.
Очевидно, что административной монополии конкуренция угрожает в гораздо меньшей степени, чем чистой монополии в рыночной экономике. Опираясь на отраслевые министерства,  приятия-гиганты через отраслевые НИИ контролируют и объективно тормозят научно-технический прогресс в своей стране. Им и грозит конкуренция товаров-субститутов, поскольку производств большинства из них курируется прямо или косвенно данным министерством. Монополия внешней торговли надежно ограждает и от иностранных конкурентов.
Таким образом, административная монополия, возникающая в нерыночной среде, обладает гораздо большей монопольной властью, чем экономическая монополия.
 
1.3 Определение цены и объема производства
 
Если в условиях совершенной конкурен­ции фирма выбирает только объем производства (цена задается экзогенно), то монополист может не только определять объем производства, но и начать цену.
Следовательно, цена превышает предельный доход. Если в условиях совершенной конкуренции Р = MR, то на монополизированном рынке Р>MR.
Приведем пример. Известно, что увеличение спроса может быть достигнуто снижением цены. Допустим, монополист решает снизить цену со 110 долл. (Р1) до 100 долл. (Р2). При этом спрос растет с 4 единиц (Q1) до 6 единиц (Q2). Убытки от снижения цены равны (P1-P2)Q1=(110-100)*4 = 40долл., а  выгода (прибыль) составит (Q2-Q1)P2 = (6 - 4) х 100 = 200 долл. (рис. 1.1). Чистое приращение прибыли будет равно 160 долл.

 
Рисунок 1.1 -Цена и предельный доход в условиях чистой монополии
В общем виде мы можем записать:
1) когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки;
2) когда спрос  неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки (рис 1.2). Поэтому рационально мыслящий монополист старается  избегать неэластичного участка кривой спроса.
Рисунок 1.2 – Спрос, предельный и совокупный доход фирмы в условиях чистой монополии
 
В условиях совершенной конкуренции установление равновесной цены может быть изображено следующим образом (рис. 1.3):

 
Рисунок 1.3-Равновесие в конкурентной отрасли
 
В точке Е достигается равновесный объем производства Qе и равновесная цена Ре. Площадь 0BEQe соответствует величине издержек производителей, РеВЕ — составляет прибыль производителей, а АРеЕ — потребительский излишек. Равновесие в конкурной отрасли устанавливается тогда, когда цена оказывается равной  предельным издержкам. В этом случае все агенты рынка возмещают свои затраты и ни у кого не стимулов к изменению объемов продаж.
При возникновении чистой монополии ситуация меняется, и она может быть изображена следующим образом (рис 1.4)

Рисунок 1.4 – Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии
На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точке Е,  где Рс = МС. В условиях монополистического рынка мы перемеща­емся к монопольной цене Рm и количеству продукции Qm. Поскольку монопольная цена превышает предельные издержки (Рm > МС), то ве­личина излишка потребителей и излишка производителей меняют­ся. Площадь треугольника ABE соответствует величине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величине мертвого груза монополии.
В середине 50-х гг. А. Харбергер был первым, кто попытался определить величину этих треугольников с точки зрения издержек всего общества, так как объем производства без монополии больше, чем в условиях монопольного рынка. Эти треугольники часто называют харбергеровскими треугольниками. Используя математичес­кий аппарат, он показал, что такие потери в промышленном секто­ре США в 1929 г. составили менее 0,1% ВНП. В современной эконо­мике США они бы составили около 6 млрд. долл. Поэтому проблема чистой монополии не является такой острой, как она представля­лась ранее другим экономистам.
Обычно считают, что монопольные цены — самые высокие. Действительно, они, как правило, выше конкурентных, однако сле­дует помнить, что монополист стремится к максимизации совокуп­ной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. И главное, рост цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию данной фирмы.
Другим стереотипом выступает мнение, будто монополист всегда стремится ограничивать выпуск продукции. Это также не совсем верно. По мере монополизации отрасли издержки и спрос, как пра­вило, изменяются. На издержки действуют два прямо противоположных фактора – понижающийся и повышающийся. Понижающий, так как в результате  создания монополии можно полнее использовать положительный эффект от роста масштаба производства (экономия на постоянных издержках, централизация снабжения и сбыта, экономия на маркетинговых операциях и т.д.). С другой стороны, действует и тенденция к их повышению. Связанная с разбуханием и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблением стимулов к инновациям и риску вообще. Эту тенденцию Х. Лейбенстайн обозначил как Х-неэффективность (рис.1.5).

 
 
Рисунок 1.5 – Определение Х-неэффективности
 
Согласно X. Лейбенстайну, Х-неэффективность возникает всегда, когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек. Даже при совершенной конкуренции  возможна Х-неэффективность (рис. 1.5). В этих условиях фирма увеличивает производство до той точки, где пересекутся предельные и средние издержки, в нашем случае — до минимума АТС (на рис. 1.5 она обозначена как точка А). Если реальные издержки превышают минимальные АТС на величину АВ, то при производстве Qc возникает Х-неэффективность. Однако в условиях свободной конкуренции подобная ситуация есть исключение из правил, ибо фирмы с Х-неэффективностью обречены на гибель. Совсем иная ситуация складывается на монополизированном рынке. Объем производства сокращаете до Qm, а Х-неэффективность (отрезок CD) заметно увеличивается.
 
1.4 Показатели монопольной власти
 
 Монопольная власть является величиной, обратной эластичности на продукцию фирмы. Опираясь на это положение, А. П. Лернер в 1934 г. предложил следующий индекс:
,
где IL — лернеровскмй индекс монопольной власти;
Pm - монопольная цена;
МС — предельные издержки;
Е — эластичность спроса на продукцию.
В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следовательно IL = 0. Если IL представляет из себя положительную величину (IL > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.
Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае ис­ходная формула может быть записана:

Если мы умножим числитель и знаменатель на Q, то получим в числителе прибыль, а в знаменателе — совокупный (валовой) доход:

Тем самым лернеровский показатель рассматривает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не является однозначным признаком монополии. Это бывает тогда, когда велики различия между бухгалтерской и экономической прибылью, т. е. если не учитываются затраты на собственный капитал, особенно в капиталоемких отраслях, оплата предпринимательских способностей успешно функционирующего бизнесмена, операции с высокой степенью риска.
Для характеристики монопольной власти используется и пока­затель, определяющий степень концентрации рынка.  При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:

где Iнн — индекс Херфиндаля—Хиршмана;
S1 — удельный вес самой крупной фирмы;
S2 — удельный вес следующей по величине фирмы;
Sn — удельный вес наименьшей фирмы.
В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой индекс Херфиндаля-Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется в антимонопольной практике, однако следует помнить, что и он не дает полной картины, если не учитывается отдельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
 
2.1 Исходные данные:
 
Таблица 2.1
Виды деятельности
Тип рынка
Максимальный
выпуск при работе в одну смену,
шт
Минимальный выпуск с которого начинается производство,
шт
Шаг увеличения,
шт
Количество смен которое может организовать фирма
Производство оконных блоков
Монополия
10
6
2
2
 
Таблица 2.2
1
Стоимость основных фондов, тыс.грн.
120
2
Годовая норма амортизации, в %
22
3
Потребность в производственном помещении, м2
100
4
Потребность в земельном участке, м2
-
5
Стоимость сырья на одно изделие, грн.
25
6
Трудозатраты на одно изделие, чел.ч
9
7
Энергозатраты на одно изделие, Квт
10
8
Коммунальные платежи, грн. в мес
80
9
Дополнительные индивидуальные параметры деятельности
Для максимилизации прибыли фирма дифференцирует цену
 
2.2 Определение объёмов производства
Таблица 2.3 -  Календарный график объёма производства Месяц
Объём производства, шт
1 смена
2 смена
Всего
1
2
3
4
1
6
-
6
2
8
-
8
3
10
-
10
4
10
2
12
5
10
4
14
6
10
6
16
Продолжение таблицы 2.3
1
2
3
4
7
10
8
18
8
10
10
20
9
10
10
20
10
10
10
20
11
10
10
20
12
10
10
20

Нам по условию известно, что наша фирма занимается производством оконных блоков. Так как максимальный выпуск продукции при работе в одну смену составляет 10 шт., то начиная с 3 месяца фирма достигла максимального выпуска продукции, и появляется необходимость введения в работу второй смены. Вторая смена начинает работу с выпуска 2 изделий и постепенно увеличивает производство (с каждым месяцем на 2 изделий больше) до 210 изделий. При этом, работая в две смены фирма по производству оконных блоков достигает максимального выпуска продукции с 8 месяца.
 
2.3Определение постоянных и переменных издержек производства
 
Издержки производства: затраты на покупку экономических ресурсов, потреблённых в процессе выпуска тех или иных благ (в данном случае в процессе производства верхней одежды).
Постоянные издержки – издержки, величина которых к коротком периоде не изменяется в зависимости от изменения объёмов производства. К постоянным издержкам относятся расходы на содержание производственных зданий, закупку оборудования, рентные платежи, процентные выплаты по долгам и.т.д. Все эти расходы должны финансироваться даже тогда, когда фирма ничего не производит.
Постоянные издержки выберем из таблицы :
1)   Стоимость основных фондов– 120000 грн
2)   Годовая норма амортизации  - 22%
3)   Коммунальные платежи – 80 грн.
4)   Потребность в производственном помещении – 100 м2
Рассчитаем годовую сумму амортизации: 120000 * 22% = 26400 грн.
месячную сумму амортизации: 26400 ? 12 = 220 грн.
На нашей фирме есть необходимость в производственном помещении. Поэтому мы его арендуем. Стоимость арендной платы  за 1 м2 составляет 50 грн.  в месяц.
Нам для работы необходимо 100 м2 , поэтому затраты составят в месяц:
100 * 50 = 5000 грн. в месяц.
Также в сумму постоянных издержек входит оплата управленческого персонала. Самостоятельно определим для данной фирмы размер заработной платы работникам ИТР. Предположим на данном предприятии численность административно-управленческого персонала составляет 2 работника: директор, главный бухгалтер.
Заработная плата директора составляет 1000 грн, а заработная плата бухгалтера – 900 грн.
 
Таблица 2.4
Месяц
Оплата  администратистративно-управленческому аппарату
 
Директор
Гл. бухгалтер
01
1000
900
02
1000
900
03
1000
900
04
1000
900
05
1000
900
06
1000
900
07
1000
900
08
1000
900
09
1000
900
10
1000
900
11
1000
900
12
1000
900
Т.к. отчисления в социальные фонды составляет 40%, то постоянные издержки, связанные с оплатой административно-управленческого персонала составляют :
1900*140% = 2660 грн.
Постоянные затраты в течение первых трёх месяцев составляют:
220+ 5000  + 80 + 2660  = 7960 грн. в месяц
При работе во вторую смену коммунальные платежи вырастают на 50%, поэтому они составляют: 80 * 150% = 120 грн.
Постоянные затраты начиная с четвёртого месяца составляют:
220 +5000  + 120 + 2660 = 8000 грн. в месяц
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 2.5 -  Совокупные постоянные издержки Месяц
Сумма постоянных затрат (FC), грн.
01
7960
02
7960
03
7960
04
8000
05
8000
06
8000
07
8000
08
8000
09
8000
10
8000
11
8000
12
8000
 
Переменные издержки:
Переменные издержки – издержки, величина которых изменяется в зависимости от изменения объёма производства. Если продукция не производится, то они равны нулю. К переменным издержкам относятся на покупку сырьевых ресурсов, топливо, энергию, транспортные услуги, заработную плату рабочим и служащим.
 
Таблица 2.6 -  Затраты на приобретение основных материалов и сырья
Месяц
Объём производства
 по сменам, шт
Стоимость  сырья на одно изделие, грн.
Сумма затрат на сырьё,
в грн
I  смена
II смена
1
2
3
4
5
01
6
-
25,00
150
02
8
-
25,00
200
03
10
-
25,00
250
04
10
2
25,00
300
05
10
4
25,00
350
06
10
6
25,00
400
07
10
8
25,00
450
08
10
10
25,00
500
09
10
10
25,00
500
10
10
10
25,00
500
11
10
10
25,00
500
12
10
10
25,00
500
По условию известно, что стоимость сырья на одно изделие ровно 25,00грн., следовательно, умножив стоимость сырья на объём производства получим сумму затрат на сырьё в зависимости от объёма производств
 
Таблица 2.7 - Расходы на приобретение электроэнергии
Месяц
Объём производства
 по сменам,шт
Сумма энергозатрат, грн
I  смена
II смена
01
6
-
9
02
8
-
12
03
10
-
15
04
10
2
18,9
05
10
4
22,8
06
10
6
26,7
07
10
8
30,6
08
10
10
34,5
09
10
10
34,5
10
10
10
34,5
11
10
10
34,5
12
10
10
34,5
 
При расчётах было учтено, что на одно изделие приходиться 10 Квт электроэнергии, а стоимость 1 Квт равна 0.15 грн., таким образом: 10 * 0,15= 1,5 грн.– стоимость 10 Квт.
При работе во II смену энергозатраты увеличиваются на 30%, исходя из этого, можно рассчитать стоимость электроэнергии: 1,5 * 130% = 1,95 грн. в месяц.
 
Таблица 2.8 - Трудозатраты: совокупные затраты чел/часов
Месяц
Объём производства
 по сменам, шт
Совокупные затраты чел/час
I  смена
II смена
1
2
3
4
01
6
-
54
02
8
-
72
03
10
-
90
04
10
2
108
05
10
4
126
06
10
6
144
07
10
8
162
08
10
10
180
09
10
10
180
Продолжение таблицы 2.8
1
2
3
4
10
10
10
180
11
10
10
180
12
10
10
180
 
Таблица 2.9  -  Трудозатраты: Необходимое количество рабочих
Месяц
Объём производства
 по сменам, шт
Совокупные затраты
чел/час
Необходимое количество
Рабочих, в человеках
 
I  смена
II смена
I  смена
II смена
 
I  смена
II смена
01
6
-
54
-
1
-
02
8
-
72
-
1
-
03
10
-
90
-
1
-
04
10
2
90
18
1
1
05
10
4
90
36
1
1
06
10
6
90
54
1
1
07
10
8
90
72
1
1
08
10
10
90
90
1
1
09
10
10
90
90
1
1
10
10
10
90
90
1
1
11
10
10
90
90
1
1
12
10
10
90
90
1
1
 
Таблица 2.10 - Трудозатраты: Заработная плата рабочих
Месяц
Необходимое количество
рабочих, в человеках
 
Заработная плата рабочих, грн.
I
 смена
II
 смена
1
2
3
4
01
1
-
500,00
02
1
-
500,00
03
1
-
500,00
04
1
1
1075,00
05
1
1
1075,00
06
1
1
1075,00
07
1
1
1075,00
08
1
1
1075,00
 
Продолжение таблицы 2.10
1
2
3
4
09
1
1
1075,00
10
1
1
1075,00
11
1
1
1075,00
12
1
1
1075,00
 
Т.к рабочие, работающие во вторую смену, получают доплату 15%, то их зароботная плата равна 500+75=575 грн.
Затем рассчитаем заработную плату одного рабочего и совокупную заработную плату исходя из количества рабочих.
На данной фирме нет необходимости в образовании бригад, так как бригады образовываются в случае, если на фабрике (или любом другом предприятии) в одну смену работает десять и более человек. На нашей фабрике максимальное число рабочих составляет 8 человек, поэтому мы не можем образовывать бригады, так как не соблюдается главное условия создания бригада – наличие 10 человек (рабочих). Однако есть необходимость в назначении начальников смены. Начальник смены назначается, когда фабрика начинает работу в две смены. Начальник смены должен работать только во вторую смену. По условиям, ставка начальника смены составляет 150% к ставке рабочего. На фабрике ставка рабочего второй смены составляет 575грн., поэтому заработная плата начальника второй смены равна:
575 * 150% = 862,5 грн.
 
Таблица 2.11 - Трудозатраты: количество начальников смены
Месяц
Необходимое количество
рабочих, в человеках
 
Количество начальников смены, человек
Заработная плата начальника смены, грн.
I
 Смена
II
 смена
I
 смена
II
 смена
1
2
3
4
5
6
01
1
-
-
-
-
02
1
-
-
-
-
03
1
-
-
-
-
04
1
1
-
1
862,5
05
1
1
-
1
862,5
06
1
1
-
1
862,5
07
1
1
-
1
862,5
08
1
1
-
1
862,5
09
1
1
-
1
862,5
10
1
1
-
1
862,5
11
1
1
-
1
862,5
12
1
1
-
1
862,5
 
Занесём все полученные данные в общую таблицу и найдём общую сумму всех затрат на оплату труда. Для этого просуммируем заработную плату рабочих, заработную плату начальника смены и зарплату работникам ИТР. Начислим 50% (ставка отчислений на социальные нужды). После этого просуммируем общую сумму заработной платы и отчисления и получим общую сумму затрат фабрики на оплату труда.
 
Таблица 2.12 - Затраты на оплату труда
Месяц
Заработная плата рабочих, грн
 
 
Доплата за бригадир-ство, грн
 
 
Заработная
плата
начальника
смены, грн.
Итого заработная плата помесячно, грн.
Отчисления на социальные фонды
40%, грн
Итого всех затрат на оплату труда, грн.
01
500,00
-
-
500,00
200,00
700,00
02
500,00
-
-
500,00
200,00
700,00
03
500,00
-
-
500,00
200,00
700,00
04
1075,00
-
862,5
1937,50
775,00
2712,50
05
1075,00
-
862,5
1937,50
775,00
2712,50
06
1075,00
-
862,5
1937,50
775,00
2712,50
07
1075,00
-
862,5
1937,50
775,00
2712,50
08
1075,00
-
862,5
1937,50
775,00
2712,50
09
1075,00
-
862,5
1937,50
775,00
2712,50
10
1075,00
-
862,5
1937,50
775,00
2712,50
11
1075,00
-
862,5
1937,50
775,00
2712,50
12
1075,00
-
862,5
1937,50
775,00
2712,50
 
Переменные затраты включают в себя затраты на сырьё, электроэнергию и затраты на оплату труда. Таким образом определим общую сумму переменных затрат.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 2.14 Переменные затраты
Месяц
Сумма затрат на сырьё,
в грн
Сумма затрат электро-энергии
в грн
Сумма затрат на оплату труда,
в грн
Итого сумма переменных затрат, грн.(VC)
01
150
9
700,00
859
02
200
12
700,00
912
03
250
15
700,00
965
04
300
18,9
2712,50
3031,4
05
350
22,8
2712,50
3085,3
06
400
26,7
2712,50
3139,2
07
450
30,6
2712,50
3193,1
08
500
34,5
2712,50
3247
09
500
34,5
2712,50
3247
10
500
34,5
2712,50
3247
11
500
34,5
2712,50
3247
12
500
34,5
2712,50
3247
 
Валовые издержки представляют собой сумму постоянных затрат и переменных затрат и обозначается (TC). Общие издержки увеличиваются по мере роста производства. Рассчитаем по формуле сумму валовых издержек.
TC = FC + VC
 
Месяц
Сумма постоянных затрат, грн. (FC)
 Сумма переменных затрат, грн.
(VC)
 
 
Валовые издержки, грн.
 (ТС)
01
7960
859
8819
02
7960
912
8872
03
7960
965
8925
04
8000
3031,4
11031,4
05
8000
3085,3
11085,3
06
8000
3139,2
11139,2
07
8000
3193,1
11193,1
08
8000
3247
11247
09
8000
3247
11247
10
8000
3247
11247
11
8000
3247
11247
12
8000
3247
11247
Таблица 2.15 Валовые издержки
Таблица 2.16
Объемы производства
Совокупные ИП
Средние ИП
Предельные издержки производства
Постоян
 
Перемен
 
Вал
Постоян
 
Перемен
 
Вал
6
7960
859
8819
1326,7
143,2
1469,9
1469,8
8
7960
912
8872
995
114
1109
26,5
10
7960
965
8925
796
96,5
892,5
26,5
12
8000
3031,4
11031,4
666,7
252,6
919,3
1053,2
14
8000
3085,3
11085,3
571,5
220,4
791,9
26,9
16
8000
3139,2
11139,2
500
196,2
696,2
26,9
18
8000
3193,1
11193,1
444,4
177,4
621,8
26,9
20
8000
3247
11247
400
162,3
562,3
26,9
20
8000
3247
11247
400
162,3
562,3
-
20
8000
3247
11247
400
162,3
562,3
-
20
8000
3247
11247
400
162,3
562,3
-
20
8000
3247
11247
400
162,3
562,3
-
 
Построим график  «Средние и предельные издержки производства». Из рисунка 2.1 мы видим, что с ростом производства постоянные издержки падают. Переменные издержки так же падают, но при введении второй смены возрастают, а затем опять падают. Общие издержки также падают, при введении второй смены возростает, а затем опять падают. Предельные издержки производства имеют скачкообразный характер.

 
Рисунок 2.1 Средние и предельные издержки производства
2.4 Определение валового дохода и прибыли
 
На рынке чистой монополии фирма может  определять объем производства и назначать цену.  Примем цену единицы продукции 1500 грн. Прежде, чем перейти к анализу поведения фирмы и определению оптимального объёма производства, необходимо выяснить, что представляет собой общий доход, предельный доход и средний доход.
Согласно традиционным теории фирмы и теории рынков, максимизация прибыли максимизация прибыли является основной целью фирмы. Поэтому фирма должна выбирать такой объём производства продукции, чтобы достич максимальной прибыли за каждый период продаж.
Под общей выручкой (валовой доход TR ) – подразумевается сумма средств от реализации всех произведённых единиц товара по рыночной цене.
 TR = P * Q
Поскольку на цену конкурентная фирма не влияет, то на свой доход она может повлиять лишь по средством изменения объёмов продаж.
Средний доход (АR) – сколько общей выручки приходиться на единицу продукции.
AR = TR ? Q = P
Предельный доход (MR) – представляет собой приращение общего дохода  при выпуске дополнительной единицы продукции.
МR = r TR ? r Q
Прибыль (ТР) – разница между полученным доходом и общими затратами.
ТР = TR – ТС
 
Таблица 2.17 – Валовый доход, валовая прибыль, предельный доход
Q
Валовые издержки
Валовый доход
Валовая прибыль
Предельные издержки
Предельный доход
6
8819
9000
181
1469,8
1500
8
8872
12000
3128
26,5
1500
10
8925
15000
6075
26,5
1500
12
11031,4
18000
6968,6
1053,2
1500
14
11085,3
21000
9914,7
26,9
1500
16
11139,2
24000
12860,8
26,9
1500
18
11193,1
27000
15806,9
26,9
1500
20
11247
30000
18753
26,9
1500
20
11247
30000
18753
-
-
20
11247
30000
18753
-
-
20
11247
30000
18753
-
-
20
11247
30000
18753
-
-
 
В краткосрочном периоде производственные мощности  фирмы фиксированы, и она может максимизировать свои прибыли (или минимизировать убытки), лишь изменяя количество используемых переменных ресурсов (материалов, трудозатрат и т.п.). Её экономическая прибыль определяется как разность между валовым доходом и  общими издержками.
Существует два подхода к определению объёма производства, при котором конкурентная фирма добивается максимальных прибылей  или минимальных убытков. Первый заключается в сравнении валового дохода и общих издержек; второй – в сравнении предельного дохода  и предельных издержек. Оба подхода приемлемы.
Сталкиваясь с заданной рыночной ценой на свой товар (продукт) конкурентный производитель (фабрика по пошиву верхней одежды) тем самым сталкивается с необходимостью решать для себя три взаимосвязанных вопроса: 1. Следует ли вообще что либо производить? 2. Если да, то в каком количестве? 3. Какую прибыль или убыток это принесёт?
Наша фирма по производству оконных блоков, является предприятием, максимизирующим прибыль.
На рисунке 2.2 «Сравнение валового дохода и валовых издержек»  сопоставление валового дохода  с общими издержками предоставлено графически. Валовый доход изображён в виде прямой, поскольку в условиях монополии производство  каждой дополнительной единицы продукта добавляет к валовому доходу одну и ту же величину – цену этой единицы.
Общие издержки возрастают с ростом производства: его расширение требует большого количества ресурсов. Но с течением времени темпы роста общих издержек постепенно замедляются, так как фабрика использует свои постоянные ресурсы долее эффективно.
Сравнивая общие издержки с валовым доходом, можно сказать, что точка безубыточности (нормальной прибыли) соответствует производству примерно шести  оконных блоков. Производство за пределами этой точки несёт экономическую прибыль. Максимальная прибыль достигается там, где разница (по вертикали) между валовым доходом и  валовыми издержками наиболее велика. В данном случае при производстве изделий достигается максимальная прибыль равная с 8 месяца при объёме производства 20 изделий.

Рисунок 2.2 – График дохода фирмы
 
Альтернативный подход, используемый  для принятия решений о том, какой объём продукции фабрика должна предложить на рынке по любой возможной цене, состоит в определении и сравнении величин, которые каждая дополнительная единица продукта добавляет к валовому доходу и общим издержкам. Таким образом, нужно сопоставить предельный доход (MR) и предельные издержки (МС) производства каждой последующей единицы продукта.  Любую единицу продукта, предельный доход от которой превышает связанные с ней предельные издержки, следует производить, поскольку от продажи такой единицы фирма получает больше дохода, чем добавляет к издержкам, производя эту единицу. Следовательно, такая единица продукта увеличивает совокупные прибыли или сокращает убытки. Точно так же, если предельные издержки производства единицы  продукта превышают порождаемый ею предельный доход, фирме следует отказаться от выпуска этой единицы. Она добавит больше к издержкам, чем к доходу; такая единица продукта не окупит себя.
В условиях монополии – чтобы максимизировать прибыль или минимизировать убытки, конкурентной  фирме следует придерживаться такого объёма производства, при котором цена равна предельным издержкам (Р = МС). Это правило равенства цены  и предельных издержек представляет собой правило равенства предельного дохода  и предельных издержек (MR = МС).На графике в исследуемом периоде мы н наблюдаем такое равенство при изготовлении шести единиц продукции.
При условии, что цена превышает минимальную величину средних переменных издержек, фирма в краткосрочном периоде максимизирует прибыли или минимизирует убытки, производя такой объём продукта, при котором цена или предельный доход равны предельным издержкам. Если цена меньше, чем средние переменные издержки, фирма минимизирует свои убытки, закрывшись. Если цена выше, чем средние переменные издержки, но меньше, чем средние общие издержки, то фирма минимизирует свои убытки, производя такой объём продукта, при котором цена равна предельным издержкам. Если цена превышает средние общие издержки, объём производства, при котором цена равна предельным издержкам, обеспечивает фирме максимум прибылей.
 

 
Рисунок 2.3
 
2.5 Инвестиции в основной и оборотный капитал
 
Величина инвестиций в основной капитал Для создания и увеличения капитала необходимы вложения денежных средств – инвестиции. Инвестирование – процесс создания или пополнения запаса капитала.
Так как на фабрике имеются основной капитал стоимостью 120000грн. с годовой нормой амортизации 22%. Таким образом, годовая сумма амортизации составляет: 120000 * 22% = 26400грн.  месячная сумма амортизации: 26400 ? 12 = 2200 грн.
Определим оборотный капитал. Период обращения по элементам будет составлять 70 дней. Потребность в оборотных средствах по материалам для единицы продукции составляет  1750 грн.  Потребность в оборотных средствах по прочим оборотным средствам составит 31664 грн. Общая потребность в оборотных средствах составляет 26731 грн
        Величина инвестиций в оборотный капитал Статьи затрат
Сумма, грн.
 
1. Инвестиции в основной капитал
120000
 
2. Инвестиции в оборотный капитал
26731
Общая сумма инвестиций,
146731
в т.ч.
– собственные средства (80%)
 
117384,8
- заёмные средства (20%)
 
29346,2
Таблица 2.18 -Общие инвестиции в реализацию проекта  
 
2.6 Баланс доходов и расходов
 
Составим прогноз доходов и расходов на три года
 
Таблица 2.19 – Баланс доходов и расходов
 
Годы
1 год
2 год
3 год
1. Выручка от реализации (TR)
276000
360000
360000
2. Издержки (TC)
127300
134964
134964
3. НДС
46000
60000
60000
4. Валовая прибыль
102700
179036
179036
5. Проценты по кредитам
5869,24
5869,24
5869,24
6. Налог на прибыль
30810
53710,8
53710,8
7. Чистая прибыль
66020,76
119455,96
119455,96
 
В соответствии с Законом Украины от 03.04.1997г. №168/97 – ВР «О налоге на добавленную стоимость» ставка налога на добавленную стоимость составляет 20%. Исходя из этого исчислим из выручки от реализации НДС.
276000? 6 =  46000грн.
360000? 6 = 60000грн.
360000? 6 = 60000грн.
Валовая выручка представляет собой разницу выручки от реализации, издержек производства и суммы исчисленного налога на добавленную стоимость.
1 год  276000 – 127300 – 46000 = 102700грн
2 год 360000 – 134964 – 46000  = 179036грн
3 год  360000 – 134964 – 46000  = 179036грн
В соответствии с Законом Украины от 22.05.1997г. №283/97 – ВР (с изменениями и дополнениями) «О налогооблагаемой прибыли предприятия» ставка налога на прибыль равна 30 %. Но фабрика брала кредит под 20% годовых. Поэтому, получив прибыль, мы должны рассчитаться по полученным кредитам и по процентам.
1 год – 29346,2грн * 20% = 5869,24грн.
  2 год – 29346,2грн * 20% = 5869,24грн.
  3 год – 29346,2грн * 20% = 5869,24грн
Чистая прибыль представляет собой разницу между валовой прибылью, процентам по кредиту и налога на прибыль.
 
2.7 Определение точки безубыточности и уровеня рентабельности
 
Для определения точки безубыточности рассчитаем объём производства, при котором фирма достигнет безубыточности и рассчитаем чистую рентабельность собственного капитала. Проанализируем, достаточен ли уровень рентабельности для нормальной работы фирмы и её развития.
Точка безубыточности – объём производства, при котором фирма покрывает свои издержки, однако ещё не получает прибыли.
Определим точку безубыточности по формуле:
Постоянные издержки производства /(Цена – средние переменные издержки производства). На рисунке 2.1 – это точка пересечения кривых валовых издержек и валового дохода. В первом месяце предприятие безубыточно, при производстве 6 единиц продукции.
Постоянные издержки (FC) производства составляют 7960 грн., цена единицы изделия (Р) равна 1500грн, а средние переменные издержки (AVC) составляют 143,2грн. (данные первого месяца).
7960 ? (1500 – 143,2) = 6
Определим рентабельность собственного капитала, т.е. уровень его доходности.
R = (чистая прибыль) ? (собственный капитал) * 100%
Определим рентабельность собственного капитала за каждый год работы фабрики.



Исходя из полученных процентов рентабельности мы можем сделать вывод, что с каждым годом доходность собственного капитала увеличивается.
 
 
 
2.8 Определение периода окупаемости данного проекта
Срок окупаемости инвестиционного проекта – показатель эффективности инвестиций. Равен минимальному числу периодов, необходимых для того, чтобы текущая ценность потоков чистого дохода сравнялась с величиной инвестиций (чистая текущая ценность инвестиционного проекта обратилась в ноль). Чем ниже срок окупаемости, тем выше эффективность инвестиционного проекта.
Период   Инвестиции
окупаемости  
Чистая прибыль среднегодовая  + годовая амортизация
 
+ Период запуска производства
 
Период окупаемости  =  (146731? (101644,22 + 264000)+1/3 =0,7
Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие окупится через 9 месяцев.
 
2.9 Динамическая модель финансового профиля проекта
 
На основании денежных потоков затрат  и доходов рассчитаем в таблице и изобразим на графике финансовый профиль проекта в динамике.
 
Таблица 2.20 Приток и отток наличности
Денежные потоки
Период окупаемости
До начала производства
1 год
2 год
3 год
1
2
3
4
5
I. Приток наличности
1) Доходы от реализации продукции
 
 
-
276000
360000
360000
II. Отток наличности
1) Инвестиции в оборудование
 
 
120000
 
 
-
 
 
-
 
 
-
2) Инвестиции в транспортные средства
-
-
-
-
3) Текущие затраты (кроме амортизации)
 
23760
100900
108564
108564
4)  НДС
-
46000
60000
60000
5) Проценты по кредитам
-
5869,24
5869,24
5869,24
6) Налог на прибыль
-
30810
53710,8
53710,8
 
1
2
3
4
5
Всего
-
183579,24
228144,04
228144,04
III. Чистый денежный поток (1-2)
-143760
92420,76
131255,96
131255,96
IY. Кумулятивный денежный поток
 
-143760
-51339,24
-12504,
04
-12504,
04
 

Рисунок 2.4 – Графическая модель финансового профиля проекта
 
 
2.10 Определение дисконтированного денежного дохода за три года
 
Дисконтный денежный доход – сегодняшний аналог суммы, которую получает предприятие через определённый период при существующей ставке ссудного процента. Определяется по формуле :
,
где-доход, полученный в t году;
r – ставка ссудного процента – 25%
1 год 66020,76+26400=92420,76 грн.
2 год 119455,96+26400=145855,96 грн.
3 год 119455,96+26400=145855,96 грн.
 
Дисконтированный денежный доход за три года:
ДДиск.=(92420,76+145855,96+145855,96)/(1+0,25)3=19699111,79грн.
 
2.11 Определение экономических издержек производства и экономической прибыли
 
В общем виде прибыль мы определили, как разницу между совокупной выручкой и совокупными издержками.
Однако сами издержки бывают внешними (явными) и внутренними (неявными). К внешним издержкам относятся платежи внешним (по отношения к данной фирме по пошиву верхней одежды) поставщикам. Вычтя из совокупной выручки (дохода) внешние издержки, мы получаем бухгалтерскую прибыль. Бухгалтерская прибыль, однако, не учитывает внутренние (или скрытые) издержки. Внутренними издержками являются: 1) издержки на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю, а также 2) нормальная прибыль, которая приходится на такой важнейший ресурс, каким является предпринимательская способность. Вычтя из бухгалтерской прибыли внутренние издержки, мы получаем экономическую прибыль.
Таким образом, в отличие от бухгалтерской прибыли, которая учитывает только внешние издержки, экономическая прибыль определяется путём вычета из выручки как внешних, так и внутренних издержек (включая нормальную прибыль). Внешние и внутренние издержки в сумме образуют экономические, или альтернативные, издержки. Это значит, что при определении объёма реальной прибыли следует исходить из такой цены ресурсов, которую получил бы его владелец при наилучшем его использовании.
Экономические издержки позволяют понять различие между подходами бухгалтера и экономиста в оценке деятельности фирмы. Бухгалтера интересуют прежде всего результаты деятельности фирмы за определённый период. Он анализирует прошлое, имеющийся опыт в деятельности фирмы. Экономиста, наоборот, интересуют перспективы деятельн6ости фирмы, её  будущее. Именно поэтому он пристально следит за ценой наилучшей альтернативы использования ресурсов, которыми он располагает.
Рассчитаем альтернативные издержки нашей фирмі.
Собственник мог не открывать собственное производство, а положить сой капитал в банк под 18% годовых. Сумма собственного капитала составляет 117384,8грн., таким образом, банковские проценты составляют: 117384,8 * 18% = 21129,26грн. в год. Собственник как прекрасный специалист мог бы найти более высокооплачиваемую работу на стороне со средним доходом в 1.5 раза выше, чем на данном предприятии. На предприятии заработная плата составляет 1000 грн., следовательно, он мог ба найти работу со средним заработком 1500грн. Найдём разницу: 1500 – 1000 = 500грн.
Альтернативные издержки составляют 21129,26+500 = 21629,26 грн.  
Для определения экономических издержек мы нашли не только сумму валовых издержек (127300 грн.), но и определили сумму альтернативных издержек.
Экономические издержки: 127300 + 21129,26 = 148429,26грн.
Экономическая прибыль рассчитывается путём вычитания из валового дохода (276000 грн.) экономических издержек (148429,26 грн.).
Экономическая прибыль: 276000-148429,26 = 127570,74 грн.
Таким образом, экономическая прибыль за первый год составляет 127570,74  грн. Конечно экономическая прибыль меньше бухгалтерской, однако в любом случае фабрика получает прибыль, что оправдывает вложение капитала в данное производство.
Произведём расчёт экономических издержек и экономической прибыли за второй год.
Величина собственного капитала во втором году составляет 117384,8грн., поэтому вложив свой капитал в банк под 18% годовых мы могли бы получать 138514,06 грн. годовых. Сумма упущенных процентов составляет 21129,26 грн.  И также как и в первом году, предположим, что предпринимательский талант собственника, приложенный к другим видам бизнеса аналогичных масштабов, будет стоить на 500грн.больше. Таким образом, альтернативные издержки во втором году будут составлять:
21129,26 +500=21629,26грн.  
Экономические издержки: 134964+21629,26=156593,26 грн.
Экономическая прибыль: 360000 - 156593,26 = 203406,74грн.
Мы видим, что на фабрике растёт не только экономическая прибыль, но и бухгалтерская.
Рассмотрим третий год работы фабрики. Собственный капитал будет оставлять 117384,8 грн., поэтому доход от процентов банка будет составлять 21129,26  грн. Заработная плата собственника на другом предприятии составляет 1500грн.
Альтернативные издержки в третьем году составляют:
21129,26 +500=21629,26 грн.  
Экономические издержки: 134964+21629,26=156593,26  грн.
Экономическая прибыль: 360000 - 156593,26 = 203406,74 грн.
Т.е. мы рассмотрели издержки с точки зрения отдельной фирмы (фабрики по пошиву верхней одежды). Опираясь на понятие альтернативных издержек, мы рассчитали экономические издержки, т.е. выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма должна обеспечить поставщикам ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от альтернативных вариантов использования. Т.е. мы нашли скрытые (вменённые издержки), которые равны денежным платежам, которые  могли бы быть получены за самостоятельно используемый ресурс при наилучшем из всех возможных способов его применения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Проанализировав фирмы по производству оконных блоков и сделав  все необходимые расчёты можно сделать выводы о перспективе развития и  работы данного предприятия.
Можно сделать вывод,  что в данный проект стоит вкладывать средства и силы, так как эта прибыльная фирма. Собственник правильно распоряжается собственными средствами, его деятельность и в целом деятельность фирмы по производству оконных блоков возместит все средства, вложенные на создание и внедрение в работу  предприятия, и не только будет возмещать расходы, но и приносить прибыль. А так как главной задачей предприятия является получение прибыли, то можно сказать, что действительно стоит реализовывать данный проект.  Таким образом, стоит  инвестировать средства в данное производство. Срок окупаемости составляет 9 месяцев, что также является нормальным показателем, анализируя эффект масштаба можно сказать, что у предприятия есть реальные возможности расширить предприятия, тем самым увеличив объём производства. Можно также посоветовать, по возможности, избежать введения второй смены в производство. Т.е. фирма должна найти возможность немного увеличить свои производственные возможности производства только в первую смену, тем самым снизятся издержки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК
 
1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. – СПб: Издательство «Питер», 2000.
2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА (издательская группа НОРМА-ИНФРА  М), 2001.
3. Гальперин В.М., Игнатьев С.М. Микроэкономика. В 2-х тт. Учебник СПб.: СПбГУЭФ, 1998.
4. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы и политика: Пер. с 13-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 1999. – XXXIV.
5. Задоя А.О. Мікроекономіка: Курс лекцій: Навч.посіб. – К.: Т-во “Знання”, КОО, 2000.
6. Гребенников П.П., Леусский А.Й., Тарасович Л.С. Микроєкономика/ Под общ.ред. Л.С.Тарасовича. – СПб.: Изд-во СПбУЄФ, 1996.
Методы оплаты