Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Использование развивающих игр в практике работы современной начальной школы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т) по теме: Использование развивающих игр в практике работы современной начальной школы
  • Предмет:
    Педагогика
  • Когда добавили:
    17.09.2014 14:06:53
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:
    Содержание
     
    Введение.......................................................................................................... 3
    Глава 1. Психолого-педагогические основы использования развивающих игр в практике работы начальной школы............................................................................... 6
    1.1. Понятие «развивающие игры» в педагогике и психологии................ 6
    1.2. Возможности использования развивающих игр в процессе обучения младших школьников................................................................................................ 10
    Выводы по Главе 1........................................................................................ 15
    Глава 2. Методические основы использования развивающих игр в начальной школе  16
    2.1. Виды развивающих игр, их характеристика и использования в начальных классах.................................................................................................................... 16
    2.2. Методы использования развивающих игр в обучении младших школьников 26
    Вывод по Главе 2.......................................................................................... 31
    Заключение.................................................................................................... 33
    Список использованных источников............................................................ 37
     
    Введение  
    Актуальность. Игровая деятельность связана со многими актуальными научными проблемами. Ее исследовали психологи: Выготский Л.С., Смирнова Е.О., Эльконин Д. Б. , Фрадкина Ф. И. , Пиаже Ж. ; социологи: Лукашевич М.П.; культурологи: О.С. Найден; педагоги: Барташников И. А., Бондаревская Е. В., Беспалько В. П., Вакарчук Н., Кудыкина Н. В., Мельник А. О., Мещанова Г., Никитин Б. П. и др. Ученые-специалисты в околице педагогических проблем младшего школьного возраста (Савченко О.Я., Вашуленко М.С.) непременно рассматривали игру как средство реализации разнообразнейших задач учебно-воспитательной работы.
    Развивающие игры - интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.
    Игра – это одновременно развивающая деятельность, форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореализации, сотрудничества, содружества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого. Школа современности нацелена на индивидуальный подход к каждому ребенку. Игра – незаменимый в этом помощник. Потому что всех учителей интересуют вопросы: как сделать обучение наиболее эффективным, и какими методами поддерживать интерес к учению. Нередко случается, что учитель под влиянием признания учебной игры переоценивает ее возможности. Опыт показывает, что если игру использовать в обучении осознанно, опираясь на научное понимание социальных и психологических закономерностей жизни и развития ребенка, исходя из представлений о месте игры в процессе школьного обучения и о механизме воздействия игры на протяжении этого процесса, тогда игра оказывает на формирование ребенка положительное влияние. Обучающая игра приносит обучающемуся радость и пользу, содействует его успешному развитию, если учитель хорошо разбирается в условиях продуктивного применения игры для организации школьного обучения. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, упорство, настойчивость в достижении цели. Кроме всего этого, игра развивает коммуникативные способности, логическое мышление, учит предвидеть последствия своих и чужих поступков. Учитель, с помощью игры, надеется организовать внимание детей, повысить активность, облегчить запоминание учебного материала. Это, конечно, нужно, но этого мало.
    Объект исследования. Процесс использования развивающих игр в обучении младших школьников.
    Предмет исследования. Условия использования развивающих игр в практике работы в современной начальной школе.
    Цель исследования. Использование развивающих игр в практике работы современной начальной школы.
    Цель исследования позволила поставить задачи исследования:
    раскрыть содержание понятия «развивающие игры» в педагогике и психологии;классификация развивающих игр, дать им характеристику;раскрыть возможности возможности  использования развивающих игр в начальных классах;охарактеризовать методы использования развивающих игр в обучении младших школьников. При написании работы использовались методы: теоретический анализ научной литературы и других источников по психологии, педагогике.
    Работа имеет структуру: введение, две главы, заключение, список литературы составляет 44 наименований.
    Во введении рассматривалась сущность проблемы, ее актуальность, ставились цель и задачи исследования, определялись основные пути ее решения.
    В первой главе рассматривались теоретические основы проблемы. Во второй главе изучались методические основы использования развивающих игр в начальной школе.
    В заключении подводились основные итоги работы.
     
     
    Глава 1. Психолого-педагогические основы использования развивающих игр в практике работы начальной школы  
    1.1. Понятие «развивающие игры» в педагогике и психологии  
    Развивающие игры - интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре [1, 255].
    Одной из форм, которая вызывает любопытство, увлечение детей, повышает результативность обучения, усиливает желание учить, есть игра. Она – естественная деятельность творческого характера, через которую ребенок познает мир и свободно обнаруживает себя. Игры есть одной из наиболее эффективных форм интерактивности. Игровая деятельность – сложный предмет научного исследования, тем не менее, история ее научно-педагогического объяснения относительно новая – систематические исследования в области педагогики игры начали осуществляться лишь с начала ХХ столетие. Проблемам игры посвятили свои работы известные ученые – Ф. Фребель, М. Монтессори, П.Ф. Лесгафт, Л.В. Артемова, Р.И. Жуковская, А.С. Макаренко и прочие.
    Игровая деятельность связана со многими актуальными научными проблемами. Ее исследовали психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и прочие, социологи Н.В. Андриенкова, М.П. Лукашевич и прочие, культурологи О.С. Найден. Ученые-специалисты в околице педагогических проблем младшего школьного возраста (О.Я. Савченко, М.С. Вашуленко, Г.С. Тарасенко, О.Н. Хорошковская) непременно рассматривали игру как средство реализации разнообразнейший задач учебно-воспитательной работы [1, 125].
    Включая в учебно-воспитательный процесс игровые элементы, мы стимулируем познавательные возможности учеников. Игра захватывает детей. В игровой деятельности определяются и оказываются личные интересы учеников, степень сформированности учебных умений и привычек. Игра есть одним из средств воспитания и обучение. Как отмечают Э.Печерска и Т.Полтавцева, “ее значение не только в потому, что она создает условия духовного, интеллектуального роста, а и в содействии усвоению привычек общения с окружением” [35, 144].
    А.О. Мельник отмечает: “Игра становится структурным компонентом художественного произведения, помогает созданию литературных образов, вместе с тем она оказывает содействие развитию воображения, образного мышления читателя, его способности к “перенесению” [27, 45].
    Б.П. Никитин считает, что в развивающих  играх удалось  объединить один  из основных  принципов  обучения,  от простого к сложному, с очень  важным принципом творческой  деятельности - самостоятельно и по способностям. Этот позволило рассмотреть в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
    1)  развивающие  игры могут  развить творческие способности с самого раннего возраста;
    2) их  задания-ступеньки  всегда  создают условия, опережающие развитие способностей;
    3) поднимаясь  каждый  раз  самостоятельно до своего "потолка",
    ребенок развивается наиболее успешно;
    4) развивающие игры могут быть очень разнообразны  по  своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и  создают атмосферу свободного и радостного творчества;
    5) играя в развивающие игры с детьми, родители незаметно для себя приобретают  очень важное умение - держать себя в руках, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за  него то, что он может и должен сделать сам.
    “Включение игр, игровых задач вместе с другими методами и приемами в учебный процесс на уроке и в разные внеурочные занятия помогает обеспечить целесообразное изменение деятельности учеников, поддержать интерес к освоенному материалу, сосредоточить внимание детей на выполнении познавательных действий, предотвратить гиподинамию, отложить усталость”, - утверждает Н.В. Кудыкина [26, 75]. Развивающая игра может соединить детский коллектив, включить в деятельность даже детей запертых и стыдливых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои действия, правильно и объективно оценивать поступки других.
    Проблемы применения развивающих игр и детских игрушек широко освещены во многих исследованиях отечественных и зарубежных авторов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Р. Я. Лехтман-Абрамович, Ф. И. Фрадкина, Е. А. Стребелева, Ж. Пиаже, Г. Л. Лэндрет и др.). Основной задачей этих исследований является научное обоснование роли развивающих игр и игрушек как эффективного средства психолого-педагогического воздействия на ребенка. Эти исследования охватывают широкий спектр проблем, начиная с разработки научно-теоретических основ и кончая методикой применения развивающих игр и игрушек в различных сферах психофизического развития ребенка. Только за 90-е гг. XX в. в теории игрового обучения детей можно отметить актуальные исследования таких авторов, как З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова, С. Л. Новоселова, Х. Т. Шерьязданова, Г. М. Касымова и другие.[17, 105]
    Так, например, С. Л. Новоселовой предложен новый вариант классификации игр, составленный по принципу деления детей в зависимости от проявляемой в игре инициативы, З. М. Богуславская и Е. О. Смирнова исследовали особенности применения развивающих игр в раннем возрасте, X. Т. Шерьяздановой установлено психологическое влияние игры на развитие общения между ребенком и взрослым, Г. М. Касымовой, на наш взгляд, сделана удачная попытка показать возможности применения развивающих игр в диагностике и коррекции познавательного и волевого развития дошкольников.[14, 89]
    Многочисленные исследования в области теории и практики обучения через игру послужили основой для организации учреждения совершенно нового типа, которое было названо лекотекой. Это обстоятельство явилось актуальным и в том плане, что проблемы подбора развивающих игр и развивающих игрушек до сих пор не нашли должного освещения в специальной литературе.
    Играми нового  типа, по мнению Б.П.Никитина, являются  развивающие игры, которые при всем  своем разнообразии объединены под общим названием не случайно: их  цель - это развитие ребенка. [29, 15]
    Развивающая игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения. Игра - мощнейший потенциал оптимизации процесса образования школьников - утверждают Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Шмаков С.А. Для педагога начальной школы, игра может стать одним из инструментов активизации познавательных способностей учащихся, воспитания у них устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, совершенствовании школьнозначимых психических и психофизиологических функций, успешности обучения. С этих позиций рассматриваются игры в работах Каптерева П.Ф.
     - «Игра выступает как форма, в которой наиболее успешно может осваиваться содержание новой деятельности (учения)»;
    «как эмоциональная опора личности, облегчающая адаптацию к школьным условиям и обеспечивающая психологический комфорт»;«как элемент творческого самовыражения».[12, 45] Рассматривая вклад развивающей игры в познавательное развитие детей, современные ученые-педагоги и психологи считают, что игра является не только и не столько способом получения новых знаний, сколько «механизмом перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень опыта ребенка. В этом контексте развивающая игра становится «генератором» процесса психолого-педагогической коррекции трудностей в познавательной деятельности детей. При условии правильной методической инструментовки она является тем средством воздействия, которое побуждает у учеников усилие мысли, стимулирует их к познанию мира.
    Изучение и использование элементов известных в психологической и педагогической науках диагностирующих и развивающих методик: Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., Зака А.З., Венгера А.А. и ряда других авторов, подвели к выводу о том, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это важный и наиболее адекватный путь включения детей в воспитательный и учебный процесс, что актуально для учащихся  школ. [5, 75]
    1.2. Возможности использования развивающих игр в процессе обучения младших школьников  
    Использование педагогом игровых технологий в младшем школьном возрасте объясняется следующими причинами. Для детей младшего школьного возраста характерна непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы, дети быстро вовлекаются в деятельность, особенно в игровую. Игровые технологии помогают участникам проживать те или иные элементы учебного процесса в условно-игровом плане. Действие по игровым правилам трансформирует привычные позиции учителя в помощника, организатора, соучастника игрового действия [36, 95].
    Итоги игры выступают в двойном плане - в качестве как игрового так и учебно-познавательного результата. Важнейшая роль в данной технологии принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению (рефлексии), в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, ход учебно-игрового взаимодействия.
    В педагогике начальной школы игровые развивающие технологии получили название дидактических игр. Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Игровая технология строится как целостное образование, в нее последовательно включаются типы игр, развивающие способности ребенка [21, 145-148]:
    выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;обобщать предметы по определенным признакам;отличать реальные события от нереальных;владеть собой и др. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте связано с обогащением и закреплением бытового словаря, связной речи, совершенствованием психических процессов, формированием числовых и абстрактных представлений и тому подобное.
    Для  развивающих игр  характерны  следующие особенности:
    а) каждая  игра представляет  собой набор  задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона  или пластика, деталей  из "конструктора-механика" и  т. д.;
    б) задачи даются ребенку в различной  форме: в виде  модели,  плоского  рисунка, рисунка в  изометрии,  чертежа, письменной инструкции и т. п., т. о. знакомят его с  разными способами передачи информации;
    3) решение задачи предстает перед ребенком не в  абстрактной  форме ответа математической задачи,  а  в  виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков,  деталей  "конструктора"  видимых  и  осязаемых  вещей.  Это позволяет  сопоставлять  наглядно  задание  с  решением  и самому  проверять точность выполнения задания.
    4) задачи  расположены  в  порядке возрастания  сложности  и  имеют  очень широкий диапазон  трудностей:  от доступных  2 - 3-летнему до  непосильных иногда взрослому. Поэтому игры могут возбуждать  интерес  в  течение  многих лет;
    5) постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку  идти вперед и  совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, преимущественно формирующего исполнительские черты у ребенка.
    Существуют условия, при которых использование развивающих игр более продуктивно:
     а) игра должна приносить  радость и ребенку, и взрослому, необходимо постоянно поддерживать ребенка;
    б) необходимо заинтересовывать ребенка игрой, но  не заставлять его  играть, не доводите занятия играми до пресыщения. Нельзя обижать ребенка в игре;
    в) развивающие игры - игры творческие.  Все задания дети должны делать самостоятельно. Нельзя  подсказывать.  Дайте  возможность думать и  делать все самому и отыскивать  ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь  со все более  и  более  трудными  заданиями, ребенок  развивает  свои  творческие способности;
    г) чтобы  ощутить  сравнительную  трудность  задач,  прежде чем давать задания детям, обязательно необходимо попробовать выполнить  их самим;
    д) обязательно начинать с посильных задач или с  более простых частей их. Успех в самом начале - обязательное условие;
       е) если ребенок не справляется с заданием, значит, произошла переоценка уровеня его развития. Необходимо сделать  перерыв, а  через несколько  дней начать  с более легких  заданий;
    ж) увлечения  детей  проходят  "волнами",  поэтому,  когда  у  ребенка
    остывает интерес  к игре, "забывайте" об игре  на месяц-два и даже  больше, а потом "случайно" пусть малыш вспомнит о ней;
    з) необходимо, чтобы развивающие играы стояли на видном месте;
    и) чем больше развито у ребенка какое-то качество,  тем сильнее жаждет оно проявления. "Не интересоваться"  игрой  ребенок  может по  двум  главным причинам: у него слабо  развиты те  качества,  которые нужны в  игре, или взрослые  отбили  у  него  охоту,  насильно  заставляя играть  или  доставив неприятность в самом  начале;
    к) необходимо создавать непринужденную обстановку и не останавливать ребенка в его двигательной активности;
      л) необходимо устраивать соревнования между ребенком и взрослыми.[29, 34-36]
    Использование на уроках разнообразных игровых приемов и форм дает возможность лучше усвоить программный материал. Такими игровыми приемами есть и серия вопросов к произведению, и выразительное чтение интереснейших эпизодов, сообщение интересных фактов из жизни писателя, разгадывание кроссвордов, чайнвордов, ребусов, иллюстрирование определенных эпизодов из произведения, конкурсы вопросов к тексту, составлению схем, карт, цепочек событий.
    Наши дети живут и развиваются в новую эпоху-эпоху информационных технологий. Само время требует других  подходов к образованию дошкольников и младших школьников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения, направленного на усвоение конкретных знаний, умений, навыков, к наиболее перспективному на современном этапе – развивающему обучению. Именно при развивающем обучении создаются условия для развития у ребенка активности, самостоятельности, творческого преобразующего мышления. А дети с высоким уровнем  развития  интеллекта  и креативности  уверены в себе, успешней учатся, лучше ориентируются в социуме.
    Для реализации идеи развивающего обучения с успехом используются современные развивающие игры и пособия. Содержание игр, методика и организация их проведения заключает в себе потенциал для развития познавательных и творческих способностей. В игре создаются условия для экспериментирования, для широкой поисковой деятельности, для развития самостоятельности мышления детей.
     
      Выводы по Главе 1  
    Развивающие игры - интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.
    Включая в учебно-воспитательный процесс игровые элементы, мы стимулируем познавательные возможности учеников. Игра захватывает детей. В игровой деятельности определяются и оказываются личные интересы учеников, степень сформированности учебных умений и привычек. Игра есть одним из средств воспитания и обучение.
    Использование на уроках разнообразных игровых приемов и форм дает возможность лучше усвоить программный материал.
    В педагогике начальной школы игровые развивающие технологии получили название дидактических игр. Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
     
    Глава 2. Методические основы использования развивающих игр в начальной школе  
    2.1. Виды развивающих игр, их характеристика и использования в начальных классах  
    На сегодняшний день существуют различные виды развивающих игр по методикам Никитина Б.П., Монтессори М., Зайцева Н.А., Даниловой Н.Н., Воскобовича В.А., различные головоломки и шнуровки, а также серии игр «Математика и логика», «Мир вокруг нас», «Игры из ковролина» и так далее. Эти игры направлены на развитие у ребенка мелкой моторики, творческих способностей, воображения, внимания, памяти, сообразительности [41, 28].
    Сложным вопросом в теории развивающих игр является вопрос их классификации. До настоящего времени единая классификация не принята. Так игры классифицируют: по содержанию, по наличию или отсутствию игрового материала, по степени активности детей и т.д.
    По содержанию развивающие игры делят на игры по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, развитию математических представлений, игры музыкальные и т.д.
    По использованию игрового материала выделяют игры с игрушками и картинками, настольно-печатные, словесные.
    По степени активности детей и воспитателя развивающие игры делят на три группы: игры-занятия, игры-упражнения, авторазвивающие игры.
    Так, развивающие игры, которые используются на занятиях по родной речи, подразделяются на 6 основных групп: фонетические, графические, лексические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь, и развивающие упражнения для развития мышц пальцев руки, глазомера.
    Фонетические игры используются для первоначального ознакомления со звуками речи, выделения слов с названным звуком, составления схем звуковой структуры слов и т.д. Графические игры нацелены на ознакомление детей с графическим образом букв, составление и чтение слогов, слов и предложений. В процессе лексических игр пополняется активный словарь ребенка. При проведении грамматических игр дети обучаются правильному построению предложений. Во время игр, развивающих связную устную речь, формируется диалогическая и монологическая речь детей. Естественно, что в процессе, например, фонетических игр происходит и пополнение активного словаря детей, но во внимание принимается основная развивающая задача.
    Есть несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка. Классификация Пидкасистого П.И.
    I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.
    II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
    III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.
    IV  группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.
    V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность [34, 240]
    Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
    Всем известно, что для успешной учебы ребенку необходимо овладеть такими навыками, как умение сосредоточить внимание в нужный момент, быстро извлечь из памяти необходимые сведения, умение размышлять и анализировать, действовать по правилам и творчески подходить к проблемам и многое, многое другое. Конечно, этими навыками младший школьник овладевает на уроках. Но учебный процесс, который в силу очевидных причин имеет множество строгих рамок, не всем позволяет делать это с необходимой скоростью. Хорошим подспорьем для дополнительного тренинга мыслительных функций служат развивающие игры.
    Развивающие игры – это хорошо известные многим игры и упражнения интеллектуального характера, которые на сегодняшний день широко представлены во множестве книг и пособий [29, 138].
    Поскольку дети в младшей школе все-таки еще маленькие, то они с радостью и энтузиазмом участвуют в играх, незаметно для себя тренируя необходимые для учебы навыки. Атмосфера игры раскрепощает ребенка, дает ему возможность иногда «прыгнуть выше головы». Повседневная практика использования развивающих игр во второй половине дня разнообразит жизнь детей, позволяет им быстрее нарабатывать необходимые учебные навыки, свободнее проявлять себя, дает им возможность на собственном опыте убедиться, что знания – повсюду, а приобретать их интересно и приятно. Развивающие игры прививают детям вкус к интеллектуальным занятиям, расширяют образовательное пространство, создают атмосферу престижа знаний в детской среде.
    Игра может научить очень многому, в том числе и умению следовать правилам (что необходимо усвоить в начальной школе), и нахождению компромисса, и умению достойно проигрывать и, что может быть еще более важно, достойно выигрывать.
    Занимаясь с детьми, необходимо использовать все эти воспитательные возможности игры, тогда развивающие игры дадут двойной эффект.
    Узнав новую игру, встретив интересную задачку, ребенок неизбежно несет это открытие в дом, родителям и друзьям, распространяя вокруг себя «круги» интеллектуального азарта.
    Проведение развивающих игр после определенной подготовки доступно многим педагогам, тем более, что подходящей литературы для организации занятий выпускается очень много [29, 139].
    Реализация фундаментальных ценностей (всестороннее развитие личности ребенка, психологический комфорт для ребенка в школе и высокий уровень знаний) для родителей ценностей являются главными целями работы школы. Занятия с развивающими играми работают на все эти три приоритета, обеспечение которых мы и считаем целями занятий развивающих игр.
    Из этих целей вытекают конкретные задачи, а именно:
    Цели
    Задачи (через игру)
    Всестороннее развитие личности ребенка
    Расширение кругозора ребенка
    Развитие  мыслительных способностей
    Развитие целостного и разностороннего подхода и взгляда на рассматриваемый объект
    Расширение для ребенка  «веера» ролей и деятельности
    Психологический комфорт
    Создание условий для более тесного и неформального общения «ребенок - ребенок» и «ребенок - взрослый»
    Возможность проявления ребенка с непривычной для класса и педагога стороны
    Организация среды для проявления лидеров в разных сферах
    Снятие напряжения и усталости после школьных занятий
    Высокий уровень знаний
    Создание престижа знаний в детской среде
    «Присвоение» новых знаний вне урочных рамок
    Соединение двух форм деятельности: учебной и игровой
    Выработка привычки получения удовольствия от интеллектуальных усилий
     
    Принципы построения занятий развивающих игр
    1. Добровольность.
    Дети участвуют в занятиях добровольно, их можно побуждать, заинтересовывать, даже подзадоривать, но не принуждать.
    2. Открытость
    Любой желающий может присоединиться к игре, даже если он две минуты назад говорил, что не хочет играть. Но не в каждую игру можно вступить в любой момент, иногда придется подождать следующего круга.
    3. Равноправие.
    Педагог-ведущий развивающей игры должен именно играть с детьми, а не давать им задания, он такой же участник игры, как и дети. Нельзя допускать также обидных или неравных ситуаций и положений: каждый участник (желающий) имеет право отыграть центральную роль в игре (если она там есть, конечно), нельзя прерывать игру, если кто-то еще не был ведущим персонажем, а хочет этого.
    4. Систематичность.
    Для достижения эффекта занятия должны быть регулярными. Практика показывает, что перерывы в занятиях, их нерегулярность серьезно затрудняет решение описанных выше задач [29, 139].
    Содержание занятий развивающих игр
    Содержание занятий развивающих игр может быть условно разбито на 4 блока- направления:
    Развитие памяти и внимания; Лингвистическое развитие; Развитие логического мышления; Развитие творчества и воображения. Развитие памяти и внимания
    Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.
    Процесс усвоения новых знаний ребенком предполагает развитие у него произвольной памяти (школьник запоминает и воспроизводит информацию не тогда, когда ему хочется, а когда это требуется). Поэтому обучение в школе с определенной точки зрения можно рассматривать как комплексную систему тренировки памяти.
    В младшем школьном возрасте внимание ребенка становится произвольным, однако это происходит не сразу. Довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей.
    Этот блок включает в себя классические игры на внимание (например «Муха», «Не собьюсь», «Верно-неверно»), игры на быстрое извлечение из памяти («Грузим корабль», «Города»), всевозможные формы упражнений «Найди изменение», упражнения на координацию (например, «Моя тетушка Мэгги»), прямой тренинг оперативной памяти (игры типа «Снежный ком», «Баран»), графические и слуховые путанки, обучение мнемоническим приемам и т. п.
    Пример игры на развитие памяти и внимания:
    Игра «Я поеду заграницу, собираю чемодан и кладу в него…». Игра эта построена по принципу «снежный ком», т.е. первый играющий произносит «Я поеду заграницу, собираю чемодан и кладу в него, например, купальник», следующий играющий повторяет все сказанное первым игроком и прибавляет свое слово и т.д. В результате цепочка становится все длиннее, и удержать ее в памяти все сложнее.
    Это упражнение хорошо тренирует оперативную память, кроме того, хотя такого условия в игре нет, но практика показывает, что дети обычно называют слова из одной области (как правило, очерченной первыми 2-3 игроками), что помогает им расширять свой словарный запас в заданной области [29, 141].
    Данная игра может использоваться для 2-3 классов, предмет «Русский язык», тема урока: «Собираемся в путешествие».
    Дополнительным нюансом игры является то, что интуитивно дети используют мнемонический прием «Место», т.е., называя слова в цепочке, переводят взгляд с одного игрока на другого в соответствии со сказанными словами. Если акцентировать их внимание на этом, они в дальнейшем и в других случаях будут пользоваться этим приемом. Конечно, мы занимаемся мнемоническими приемами и специально, например «развешивая» мысленно слова на игрушке.
    Лингвистическое развитие
    Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. Через речь индивидуальное сознание человека обогащается опытом других людей.
    По своему жизненному значению речь имеет полифункциональных характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.
    Главной особенностью развития речи 6-10-летних детей является то, что это изучение становится целенаправленной деятельностью. Для того, чтобы научиться читать и писать ребенок должен обладать высоким уровнем развития мышления [29, 142].
    В этом блоке, естественно, представлены различные игры со словами (такие, как ребусы, шарады, «Наборщик» и прочее), игры на нахождение синонимов, антонимов, эпитетов и т. д. Игры, требующие пересказа, переформулировки текстов, дачи определения понятию. Присутствуют в этом блоке и игры на ассоциации, и упражнения по риторике. Большое внимание уделяется навыкам работы с текстом.
    Пример игры на лингвистическое развитие:
    Игра «Случайная встреча». Для этой игры выбираются два случайных слова, например, ворона и карандаш. Задача игроков придумать как можно больше предложений с использованием этих слов. Чтобы разогреть детей, можно начать с предложений - «наоборот»: ведущий предлагает – «ворона нашла карандаш», дети – «карандаш нашел ворону» и т.п. Обычно ребята очень веселятся и с удовольствием начинают предлагать свои варианты. Эта игра демонстрирует детям возможности родного языка, тренирует навыки составления словесных конструкций, кроме того, еще и становится понятен способ (пусть один из многих), как можно пошутить. А если кто-то выдаст предложение типа «На скамейке, нахохлившись как мокрая ворона, сидела девочка и сосала леденец, издалека похожий на толстый цветной карандаш» - то такой игрок, несомненно, заслуживает аплодисментов.
    Такую игру можно использовать на уроках «Русского языка» в 3 классе, тема урока «Складываем слова».
    Развитие логического мышления
    Между 7 и 11 годами дети осваивают различные понятия. Главной особенностью данного периода является то, что умственные операции, совершаемые ребенком, становятся теперь обратимыми.
    Данный блок включает в себя различные виды головоломок, загадок, логических задач; упражнения на системное мышление (например «Системное домино), на функциональное мышление и классификацию (например, хорошо известное «Исключи лишнее»).
    Пример упражнения на развитие логического мышления:
    Упражнение «исключи лишнее слово». Например, дается следующий набор слов: слепень, соловей, муравей, стрекоза. Надо назвать «выпадающее» из ряда слово и объяснить свое решение. Это упражнение развивает умение обобщать, сравнивать, искать сходство и различия по разным основаниям, видеть одновременно и предмет и слово. Ответ, естественно, не единственный – «Соловей», потому, что это единственная птица (остальные насекомые); «Муравей», потому, что это единственное слово, начинающееся на «м», и т.д. Такую игру можно провести на уроках «Русского языка» в 3 классе с темой урока «Кто же лишний?»
    Развитие творчества и воображения
    Воображение является основой наглядно-действенного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.
    Четвертый блок, особенно любимый детьми, дает простор для полета фантазии и самовыражения. По этому направлению мы играем с детьми и в игры на манипуляции с воображаемой реальностью («Волшебный платок»), придумываем самые разные истории, смотрим на мир от другого лица, конструируем новые, необыкновенные предметы и ситуации, учимся находить хорошее в плохом и неудачное в хорошем (игра «Хорошо-плохо»). Работа детей по этому направлению дает больше всего информации о внутреннем мире ребенка, что немаловажно для педагога. Игры и задания из этого блока имеют также  большой воспитательный потенциал.
    Пример игры на развитие творческих способностей и воображения:
    Игра «Волшебный платок». Для игры нужен большой, легкий платок, про который ведущий говорит: «Этот платок может превратить нас во что угодно, потому, что он волшебный. Сейчас я накрою вас платком, и вы превратитесь в …например, щенков». Взмах платком, и множество «щенков» начинают прыгать, ловить свой хвост, гавкать и прочее. Игра прекрасно работает на самовыражение детей, позволяет обращать внимание детей на характер, чувства и отношения: «Посмотрите друг на друга, как вы думаете, какой «щенок» самый веселый? А почему эти два «щенка» дерутся? Ира, какой характер у твоего «щенка»? Ваня, а твой «щенок» чего сейчас хочет?». Поскольку платок «волшебный», задания могут быть и посложнее – «Теперь вы превратились в деревья в саду ( ручьи в горах, компьютерный мозг космической ракеты…), ваши ветки клонятся от тяжести плодов… А вот подул ветер..» и т.п. Игра не только развивает воображение, тренирует пластику, мимику, но и учит смотреть от другого лица, находить внешние формы для выражения чувств и желаний [29, 144]. Игру можно применять на уроках «Рисования» в 3 классе, тема урока «Волшебный платок»
    Игра младшего школьника побуждается иными мотивами. Для успешного обучения ребенок должен испытать радость умственного напряжения, которое доставляет решение учебных задач. Но для этого просто необходимо, чтобы он захотел включиться в их решение. Вот тут-то развивающая игра может оказаться незаменимым помощником учителя, если только учитель осознает ее роль в саморазвитии школьника. Помочь обучающемуся начальной школы включиться в решение учебных задач – значит, сделать важный шаг в достижении стратегического результата начального обучения. При таком использовании игры у детей формируются такие необходимые качества, как:
    а) положительное отношение к школе, к учебному предмету;
    б) умение и желание включаться в коллективную учебную работу;
    в) умение слушать друг друга;
    г) добровольное желание расширять свои возможности;
    д) раскрытие собственных творческих способностей;
    е) самовыражение, самоутверждение.
    Игру можно считать выполняющей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает:
    не только усвоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьника желания учиться; осознание школьником своих занятий в классе не как простой игры в школу, а как учения. Первая культура, которую создал человек, - это игровая культура, основанная на социальной деятельности. Может быть, это утверждение в некоторой степени дерзко, но игра – явление космического замысла, она феномен ноосферы. Выброс психической энергии в игре огромен и беспределен.
    Я считаю, что игры на уроках начальной школы просто необходимы. Ведь только она умеет делать трудное – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым. Игру на уроке можно использовать и при объяснении нового материала, и при закреплении, при отработке навыков чтения, для развития речи обучающихся [29, 145].
     
    2.2. Методы использования  развивающих игр в обучении младших школьников  
    Существует много различных методов использования развивающих игр. Одними из них являются метод графов и метод проектов.
    Метод графов.
    Суть метода графов заключается в том, чтобы построить граф структурных единиц и их взаимосвязей друг с другом. В качестве узлов граф выступают функциональные единицы игры, а в качестве связей между узлами – функционал структурных единиц. Построение графа – есть заключающий элемент подготовки игры, который позволяет отладить игру и спрогнозировать ее ход (что приобретает особенную важность для не сценарных игр).
    Метод графов особенно удобен при разработке развивающих игр, так как позволяет наглядно оценить степень решения поставленных задач и определить наиболее слабые места игры; однако этот метод можно использовать и при разработке досуговых игр, где из полученного графа будет видна степень занятости и, соответственно, интереса игровых персонажей.
    Прежде чем приступить к рисованию графа, необходимо определить какие функциональные единицы будут принимать участие в игре, какие характеристики присущи каждой из единиц и какие взаимосвязи будут организованы между ними.
    Планирование функциональных единиц позволяет определить роли участников игры и решить ряд развивающих задач. Под функциональной единицей игры мы понимаем группу игроков, объединенной общей игровой целью или отдельный персонаж. К примеру, индейское племя, представитель иностранного капитала, маг, кооператив.
    Характеристики единиц определяют их роль и поведение во время игры. К примеру, набор табу индейского племени, приверженность мага той или иной стихии. Характеристики могут определяться путем выявление интересов игроков или же формированием предложения организаторами. В любом случае, характеристики должны быть определены еще до начала игры.
    Игровые задачи и характеристики функциональной единицы позволяют определить функциональные взаимосвязи единиц между собой. Реализация настоящих взаимосвязей и есть основной инструмент решения неигровых (развивающих) задач. Количество и качество взаимосвязей позволяет оценить разнообразие деятельности функциональной единицы, степень ее занятости в процессе игры и, соответственно, интерес единицы к игре.
    Если различные функциональные единицы имеют разные количество связей, то вероятнее всего, какая-то из них быстрее решит свою игровую задачу, или же степень занятости будет различной, что, в свою очередь, может привести игру к преждевременному финалу игры, или оставить нерешенными ряд неигровых задач.
    Построение графа делает эти недостатки очевидными и позволяет их своевременно устранить.
    Если функциональная единица игры является группой игроков, то необходимо составить граф для каждой такой группы. Тогда станет очевидным набор возможных действий для каждого конкретного персонажа.
    При коррекции игры методом графов пытаются уравнять значение колличество-качество взаимосвязей разных функциональных единиц. Иногда для этого необходимо ввести дополнительные функциональные единицы. Если и после этого желаемый результат не достигнут, то дополнительные функциональные единицы, не имеющие необходимого количества связей формируют из играющих (или неиграющих) мастеров. Степень их интереса к игре и реализация для них развивающих задач весьма сомнительны, зато они позволяют другим игрокам получить от игры максимум. В связи с этим мастеров игры выбирают из числа организаторов.[23, 75]
    Нередко случается, что учитель под влиянием признания учебной игры переоценивает ее возможности и видит в ней своеобразную волшебную палочку, по мановению которой исчезают все трудности образования. Конечно, таких надежд игра не оправдывает. Но не надо переставать верить в силу игры. Опыт показывает, что если игру использовать в обучении осознанно, опираясь на научное понимание социальных и психологических закономерностей жизни и развития ребенка, исходя из представлений о месте игры в процессе школьного обучения и о механизме воздействия игры на протяжении этого процесса, вот тогда игра оказывает на формирование ребенка положительное влияние.
    Обучающая игра приносит обучающемуся радость и пользу, содействует его успешному развитию, если учитель хорошо разбирается в условиях продуктивного применения игры для организации школьного обучения.
    Суть любой игры – победа. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, упорство, настойчивость в достижении цели. Кроме всего этого, игра развивает коммуникативные способности, логическое мышление, учит предвидеть последствия своих и чужих поступков.
    Метод проектов.
    Одной из педагогических технологий, активно используемых специалистами в последнее время, является метод проектов, имеющий весьма много аспектную трактовку. «Образовательные проекты» - наиболее потребляемый в педагогической литературе термин. К сожалению, проектом зачастую называют обычные методические разработки, сценарии, материалы из  опыта работы и т.д., что не вполне оправдано.
    Самерсова Н.В., считает: апробация  метода проектов в современных условиях показывает, что с его использованием эффективность процесса образования и воспитания возрастает. Однако прежде чем представить характеристику метода проектов, показать основные его виды, принципы организации и этапы работы необходимо коснуться истории возникновения самого термина «проект» в педагогической литературе и практике. [17, 136]
    Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение.  Чтобы понять сущность данного метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод».
     Проект (от лат.projectus, буквально-брошенный вперёд) замысел, план.[16, 156]
     Метод - (от греч. мethodos – путь исследования, теория, учение) понимают способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. [16, 123]  
    Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
    Этот метод предполагает использование учителем при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно-ориентированного подхода, который поддерживается,  помимо общепринятых,  дидактическими принципами, т.е. использование развивающих игр.
     - Принцип детоцентризма. В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности.
     - Принцип кооперации. В процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой.
     - Принцип опоры на субъектный опыт учащихся. Каждый, работая над проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания.
     - Принцип учёта индивидуальности учащихся: их интересов, темпа работы, уровня  обученности;
     - Принцип свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов.
     - Принцип связи исследования с реальной жизнью. Происходит соединение знаний и практических действий.
     - Принцип трудной цели. Легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором.[36, 145]
    Вывод по Главе 2  
    Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
    I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.
    II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
    III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.
    IV  группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские.
    V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу.
    Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
    Развивающие игры – это хорошо известные многим игры и упражнения интеллектуального характера, которые на сегодняшний день широко представлены во множестве книг и пособий.
    Поскольку дети в младшей школе все-таки еще маленькие, то они с радостью и энтузиазмом участвуют в играх, незаметно для себя тренируя необходимые для учебы навыки.
    Игра может научить очень многому, в том числе и умению следовать правилам (что необходимо усвоить в начальной школе), и нахождению компромисса, и умению достойно проигрывать и, что может быть еще более важно, достойно выигрывать.
    Метод графов и метод проектов имеет в основе развивающие игры.
     
    Игру можно считать выполняющей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает:
    не только усвоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьника желания учиться; осознание школьником своих занятий в классе не как простой игры в школу, а как учения. Чтобы применение игры на уроке в начальной школе оказалось эффективным необходимо глубокое проникновение учителя в механизмы игры. Учитель должен быть самостоятельным творцом, который не боится брать на себя ответственность за дальние результаты своей активности.
     
    Заключение  
    Подведем основные итоги данной работы.  
    В первой главе рассматривались психолого-педагогические основы использования развивающих игр в практике работы начальной школы.
    1. Развивающие игры - интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.
    Включая в учебно-воспитательный процесс игровые элементы, мы стимулируем познавательные возможности учеников. Игра захватывает детей. В игровой деятельности определяются и оказываются личные интересы учеников, степень сформированности учебных умений и привычек. Игра есть одним из средств воспитания и обучение.
    2. Использование на уроках разнообразных игровых приемов и форм дает возможность лучше усвоить программный материал.
    В педагогике начальной школы игровые развивающие технологии получили название дидактических игр. Результативность дидактических игр зависит от систематического их использования, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
    Во второй главе изучались методические основы использования развивающих игр в начальной школе.
    3. Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
    I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.
    II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
    III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.
    IV  группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские.
    V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу.
    Учитель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
    Развивающие игры – это хорошо известные многим игры и упражнения интеллектуального характера, которые на сегодняшний день широко представлены во множестве книг и пособий.
    Поскольку дети в младшей школе все-таки еще маленькие, то они с радостью и энтузиазмом участвуют в играх, незаметно для себя тренируя необходимые для учебы навыки.
    Игра может научить очень многому, в том числе и умению следовать правилам (что необходимо усвоить в начальной школе), и нахождению компромисса, и умению достойно проигрывать и, что может быть еще более важно, достойно выигрывать.
    Игру можно считать выполняющей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает:
    не только усвоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьника желания учиться; осознание школьником своих занятий в классе не как простой игры в школу, а как учения. 4. Проблемы применения развивающих игр и детских игрушек широко освещены во многих исследованиях отечественных и зарубежных авторов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Р. Я. Лехтман-Абрамович, Ф. И. Фрадкина, Е. А. Стребелева, Ж. Пиаже, Г. Л. Лэндрет и др.). Основной задачей этих исследований является научное обоснование роли развивающих игр и игрушек как эффективного средства психолого-педагогического воздействия на ребенка. Эти исследования охватывают широкий спектр проблем, начиная с разработки научно-теоретических основ и кончая методикой применения развивающих игр и игрушек в различных сферах психофизического развития ребенка. Только за 90-е гг. XX в. в теории игрового обучения детей можно отметить актуальные исследования таких авторов, как З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова, С. Л. Новоселова, Х. Т. Шерьязданова, Г. М. Касымова и другие.
    На сегодняшний день в психологии разработаны типы исследовательских практик, в которых преодолеваются сложности формирующего эксперимента. К методам использования развивающих игр можно отнести метод проектов и метод графов.
     
     
    Список использованных источников  Барташнікова І. А., Барташніков О. О. Розвиток уваги та навиків навчальної діяльності – Тернопіль, “Богдан”, 1998. -125 с.Барташнікова І. А., Барташніков О. О. Розвиток уяви та творчих здібностей у дітей – Тернопіль, “Богдан”, 1998. – 130 с.Барташнікова І. А., Барташніков О. О. Серія “Інтелектуальна ігротека”, Львів, “Оксарт”, 1996. – 110 с.Барташников А.А., Барташников И.А. Учись мыслить: игры и тесты для детей 7 - 10 лет. Харьков: Фолио, 1998, 480 с.Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. – 1997. - № 4. – С. 11-17.Былеева Л.В., Таборко В.А. Игра?.. Игра! – М.: Мол. гвардия, 1988. – 223 с. Вакарчук Н. Ігри-подорожі в початковій школі // Початкова школа. – 2002. – № 7. – С. 27-30.Вашуленко М. С. Україська мова і мовлення в початковій школі: Метод. посіб./М.С. Вашуленко/ Освіта, 2006 - 268 c.Выбор методов обучения / Под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1981. – 115 с. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологически очерк. – М., 1967.Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с., ил. Гайштут О. Захоплююча математика: Подорож по шахівниці – Київ, “Учитель”, 1996. – 265 с.Геллер Е.М. Наш друг – игра. – Мн., 1967. – 96 с. Генденштейн Л., Мадишева О. Енциклопедія розвиваючих ігор – Київ-Харків, “Грейлин”, “Гімназія”, 1999. – 450 с.Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь. М: Просвещение, 2000. – 176 стр.Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.:Просвещение, 1996. – 433 с. Дидактика средней школы / Под ред. Скаткина М. Н. – М., 1972. Гл. 4, 8. С. 167-171.Зверева Н. М., Касяьн А. А. Методологические знания в содержании образования // Педагогика. – 1993. - № 1. – С. 9 – 12.Кевля Ф. И. Педагогическое прогнозирование личностного развития ребенка. – М.-Вологда: ВГПУ, 1999. – 157 с.Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Начальная школа. – 1999.  - № 4. – С. 10-12.Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике. М.: Просвещение, 2000 г. – 448 стр.Кудикіна Н. Педагогічне керівництво інтелектуальними іграми у позаурочному навчально-виховному процесі // Початкова школа. – 2004. – № 4. – С.10-13.Кудыкина Н.В. Дидактические игры и занимательные задания для первого кл. четырёхлет. нач. шк. – К.: Рад. шк., 1989. – 142 с. – (Б-ка учителя нач. классов). Лукашевич М. П., Туленков М. В. Соціологія: Навч. посібник /За заг. ред. М. В. Туленкова. — К.: МАУП, 1998. — 266 с.Мельник А.О. Передумови використання ігрової діяльності в процесі вивчення зарубіжної літератури // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України. – 2004. – № 6. – С.44-45.Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника. – М., 1989. – С. 32 – 43.Мєщанова Г. Експериментальний курс “Розвиваючі ігри”, - Рідна школа, 1996, № 6. – С. 25.Нікітін Б. П.  Сходинки творчості або Развиваючі ігри (Переклад з російської) – Київ, Радянська школа, 1991. – 170 с.Найден, О.С. Початкова семантика украинських народних ляльок та перехiд их обрядових функцiй в iгровi Нар. творчисть та етнография N 1. 1986. – 234 стр.Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Под ред. Т. И. Шамовой, П. И, Третьякова. – М.: Просвещение, 1994. – 278 с.Печерська Е., Полтавцева Т. Музичні ігри – осередок виховання дружних стосунків у колективі // Початкова школа. – 2003. – № 5. – С.24-27.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.-Л., 1932.Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.Просвещение, 1992г. – 346 стр.Роль гри у навчанні і вихованні молодших школярів: Засідання "За круглим столом" // Початкова школа. - 1997. - № 6. - С. 39-45Савченко О. Я. Сучасний урок у початкових класах – Київ, “Магістр”, 1997. – 190 с. Самерсова ,  Н . В . Педагогические условия формирования экологической культуры личности: метод. рекомендации /  Н . В .  Самерсова ; Респ. экол. центр детей и юношества. – Минск: Мэджик Бук, 2007. - 64 с.Ситаров В. А. Дидактика: учебное пособие / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 368 с. Соловьева Т. А. Основы технологии развития интеллекта младшего школьника в учебном процессе // Начальная школа. – 1997. – № 12. – С. 17.Фрадкина Ф.И. Психология игры в раннем детстве. / Канд. дисс. – М., 1948.Щербень П. Дидактичні ігри у навчально-виховному процесі // Початкова школа. - 1997. - С. 18-21.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве. // Вестник МГУ. Психология. – 1978. – №3.Якиманская И. С. Развивающее обучение – М., 1997. – 154 с.
Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Использование развивающих игр в практике работы современной начальной школы ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.