Добавить в избранное
  • Москва: (495) 987-4136
  • Петербург: (812) 448-5335
  • Волгоград: (8442) 98-6161
  • Регионы: (917) 330-2959
Заказ диплома на Росдипломе. Дипломные работы с гарантией качества!
Репетиторские услуги студентам!

Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности, дипломные и магистерские, курсовые, рефераты и контрольные. Поможем решить непосильные задания и подготовить отчеты по практике. Комплексное сопровождение студента.

 

Тема: Методы психологического исследования

План:
1. Введение. Понятие методов психологического исследования. Динамика развития методов.
2. Описание методов психологического исследования.
2.1 Основные методы психологического исследования, применяемые для сбора первичной информации.
2.2 Наблюдение.
2.3 Опрос.
2.4 Тест.
  2.5 Эксперимент.
  2.6 Требования к методикам.
 3. Заключение. Схема психологического исследования.
Список литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Введение. Понятие методов психологического исследования. Динамика развития методов.
Методы психологического исследования – это те приёмы и средства, с помощью которых добываются факты, используемые для доказательства положений, из которых в свою очередь складывается научная теория. Сила науки во многом зависит от методов психологического исследования, от того, насколько быстро и эффективно она способна воспринять и использовать всё самое новое, что появляется в методах других наук. Там, где это удаётся сделать, наблюдается прорыв в познании.
Вплоть до второй половины XIX века психологические знания получали в основном путём непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они привели к построению первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и поведения человека.
В конце 80-х гг. XIX века в психологии стали создавать и применять специальные технические приборы и устройства, позволяющие исследователю ставить научный эксперимент и контролировать его условия, в частности дозировать воздействие физических стимулов, на которые человек должен реагировать.
Наряду с математизацией и технизацией методов исследования в психологии не утратили своего значения и до сих пор применяются общие, традиционные методы сбора информации, такие как наблюдение и опрос. Дело в том, что явления, изучаемые в психологии, уникальны и сложны, их не всегда можно выявить с помощью технических средств и описать в точных математических формулах. Для исследования тонких явлений, которыми занимается психология, во многих случаях они попросту не годятся.
 
 
2. Описание методов психологического исследования.
2.1 Основные методы психологического исследования, применяемые для сбора первичной информации.
 
 
Основной метод
 
 
Его вариант
 
Наблюдение
 
 
 
 
 
 
Опрос
 
 
 
 
Тест
 
 
 
Эксперимент
 
 
Внешнее (наблюдение со стороны)
Внутренне (самонаблюдение)
Свободное
Стандартизованное
Включённое
Стороннее
 
Устный
Письменный
Свободный
Стандартизованный
 
Тест-опросник
Тест-задание
Проективный
 
Естественный
Лабораторный
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2 Наблюдение.
Это первый из методов, применяемый для сбора первичных данных. Он имеет несколько различных вариантов.
Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведения путём наблюдения за ним со стороны. 
Свободное наблюдение не имеет заранее определённой программы и может менять свой объект (то, за чем ведётся наблюдение) в зависимости от пожелания исследователя.
Стандартизованное наблюдение, напротив, ведётся по определённой, заранее продуманной программе и строго следует ей независимо от того, что происходит в процессе наблюдения за субъектом.
При включённом наблюдении исследователь сам выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за которым ведётся наблюдение.
Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности, применяется там, где может дать наиболее полезные результаты:
Внешнее наблюдение обычно применяется там, где признаки, которые необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены любым исследователей.Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно возможный метод сбора данных в тех случаях, когда отсутствуют надёжные внешние признаки интересующего исследователя явления, но оно хорошо представлено в самосознании человека, его мыслях.Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда заранее невозможно точно определить, что следует наблюдать.Стандартизованное наблюдение, напротив, лучше всего использовать тогда, когда имеется точный и достаточно полный перечень признаков, связанных с изучаемым феноменом.  
2.3 Опрос.
Это метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Каждый из вариантов опроса имеет свои достоинства и недостатки.
Устный опрос применяется в тех случаях, когда одновременно с ним желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Устный опрос позволяет глубже проникнуть в психологию человека, но требует специального обучения и, как правило, больших затрат. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят от личности того, кто ведёт опрос, от его собственного поведения.
Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей. Наиболее распространённая его форма – анкета. Недостаток письменного опроса: применяя его, нельзя заранее учесть реакции отвечающего и, исходя из этого, изменить характер вопросов, их содержание и тон в зависимости от психологического состояния опрашиваемого.
Свободный опрос – это такая разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определёнными рамками. Опрос этого типа позволяет гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов и получать на них нестандартные ответы. Стандартный опрос, при котором вопросы и возможные ответы на них предусмотрены заранее, более экономичен.
 
 
 
 
 
 
 
2.4 Тест.
Это специализированный метод психологического диагностического исследования, применяя который можно получить точную качественную или количественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тест отличается тем, что предполагает стандартизованную, выверенную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретацию. С помощью тестов можно изучать ми сравнивать между собой людей, давать оценку их психологии и поведения.
Виды тестов:
Тест-опросник основан на системе заранее отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надёжности вопросов, по ответам на которые можно судить об их психологических качествах.Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека не на основе того, что он говорит, а на базе того, что он делает. В тестах этого типа человеку даётся серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят об изучаемом качестве.Проективные тесты обычно предназначены для изучения тех психологических и поведенческих особенностей человека, которые им слабо осознаются или вызывают к себе с его стороны крайне отрицательное отношение. В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому не осознанные человеком положительные и отрицательные характеристики он склонен приписывать не себе, а другим людям. При применении тестов подобного рода об испытуемом судят на основе того, как он оценивает ситуации с другими людьми, какие свойства им приписывает.  
 
 
 
 
2.5 Эксперимент.
Специфика психологического эксперимента состоит в том, что в нём продуманно создаётся искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче оценить. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надёжнее судить о причинах изучаемого явления. Однако организовать и провести настоящий эксперимент бывает не так легко; поэтому на практике экспериментальный метод встречается реже, чем остальные (например, наблюдение и опрос).
Существует два вида психологического эксперимента:
Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше соответствуют типичному жизненному поведению и психологии людей, но не всегда достаточно точны.Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в последнем отношении, но проигрывают в первом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.6 Требования к методикам.
В современной психологической науке выделяют следующие основные требования к методам исследования:
Надёжность – точность измерений и устойчивость результатов.Надёжность измерительного инструмента.Стабильность изучаемого признака.Независимость от личности экспериментатора.Валидность – качество метода психологического исследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чего он был предназначен (что измеряет, и насколько хорошо это делает экспериментатор).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Заключение. Схема психологического исследования.
Любое психологическое исследование должно проходить по следующей схеме:
Тема – актуальность темы, её новизна, практическая значимость, проблема в рамках этой темы.Работа с литературой – подход в рамках проведения исследования (хронологический и логический порядок).Цель.Задачи – разбиение цели на задачи.Объект – что изучается.Предмет – то, что изучается в объекте.Гипотеза – отражает противоречие, которое мы либо подтверждаем, либо опровергаем.Планирование исследования:Выборка (с кем проводим исследование);Метод исследования;Методики исследования (даём описание методик).   9. Экспериментальная глава – даём описание методик, прописываем их по этапам.
   10. Исследование и результаты – анализ общих и индивидуальных  результатов.
  11. Выводы – повторяют гипотезу.
  12. Рекомендации.
  13. Перспективы разработок.
 
 
 
 
 
 
Список литературы.
1. Немов Р. С. Психология. – М.: Просвещение, 1990. – 301 стр.
2. Соколов Е. Н. Сравнительная физиология высшей нервной деятельности человека и животных. – М., 1998. Ч. I. – с. 201.
3. Ярошевский М. Г. История психологии. – М.: 1985.
4. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.
 
 
Методы оплаты