Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Маркетинговые исследования(1)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Маркетинговые исследования(1)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Когда добавили:
    18.07.2017 4:37:45
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ2

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ4

    1.1.Значение маркетинговых исследований в деятельности отечественных предприятий4

    1.2. Методические аспекты и способы сбора маркетинговой информации8

    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ14

    2.1. Характеристика объекта исследования14

    2.2. Анализ факторов внешней и внутренней среды16

    2.3. Анализ потребностей и конкурентной ситуации25

    ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СПОСОБОВ СБОРА И ОБРАБОТКИ МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ30

    3.1. Формирование маркетинговой информационной системы30

    3.2. Внедрение современных методов сбора и обработки данных35

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ46

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ47









    ВВЕДЕНИЕ


    Актуальность выбранной темы связана с тем, что в современном мире исследование маркетинговой информации имеет огромную ценность. Кроме того, эта ценность постоянно растет. С одной стороны, такой рост обусловлен переходом от локального маркетинга, ограниченного государственными границами, к глобальному. С другой, по мере развития рынков и совершенствования технологий, потребители получают все большие возможности в выборе наиболее полно удовлетворяющих их товаров и услуг. При этом, из-за доступа к большому объему самой разнообразной информации, они становятся все более разборчивыми. В такой ситуации предсказать реакцию потребителей на те или иные товары и услуги, можно лишь обладая максимумом маркетинговой информации.

    Цель курсовой работы выявить сущность и значение маркетинговых исследований в деятельности отечественных предприятий, а также рассмотреть методические аспекты и способы сбора маркетинговой информации на примере конкретной фирмы.

    Задачи исследования решаются в каждой части и формулируются следующим образом:

    - Первая часть работы посвящена теоретическим аспектам маркетинговых исследований.

    - Вторая часть анализирует ситуацию конкретного предприятия ЗАО «Мебельный остров». Дана характеристика предприятия, исследуется внешняя и внутренняя среда предприятия, а также дается анализ потребностей и анализ конкурентной среды фирмы.

    - Третья часть это рекомендации по совершенствованию способов сбора и обработки маркетинговой информации. К ним относятся: формирование маркетинговой информационной системы на предприятии и внедрение современных методов сбора и обработки данных. Предложено проводить маркетинговые исследования с помощью компьютерных технологий и сети Интернет.

    Объект исследования ЗАО «Мебельный остров».

    Предмет исследования этапы организации маркетинговых исследований на предприятии.

    Решить проблемы маркетингового комплекса помогают современные информационные технологии. Ключевую роль среди них играют компьютерные информационные системы и Интернет. Благодаря повсеместному распространению и использованию компьютерных технологий, в настоящее время в нем собрана информация практически из всех областей человеческой деятельности: науки, производства, коммерции, литературы, сферы развлечений и т. д. В то же время он позволяет получить удобный оперативный доступ практически к любому виду информации, хранящемуся в различных сетях и базах данных.

    Однако использования информационных технологий и обладания доступом в Интернет еще недостаточно для получения положительного экономического эффекта. Необходимо чтобы все информационные ресурсы представляли собой систему, увязывающую внутренние и внешние компоненты в одно единое целое. Другими словами необходима налаженная маркетинговая информационная система.











    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ


    1.1.Значение маркетинговых исследований в деятельности отечественных предприятий


    Успешное ведение бизнеса невозможно без непрерывного контроля за рыночной средой. Но каким образом менеджеры компании могут узнать об изменении потребностей покупателей, новых шагах конкурентов, состоянии каналов сбыта? Ответ очевиден они должны получать информацию и управлять ею.

    Под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности. Маркетинговые исследования это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Они снижают уровень неопределенности и касаются всех элементов комплекса маркетинга и внешней среды по тем ее компонентам, которые оказывают влияние на маркетинг определенного продукта на конкретном рынке.

    Изучение рынка (маркетинговые исследования) стали использоваться в России в качестве основы принятия решения предприятиями с середины 80-х годов. Упрощение процедуры исследований и повышение их эффективности сделало их очень популярными в последние годы. Но именно поэтому порой за прекрасно исполненном по форме исследовании, скрывается искусственно навязанная гипотеза, небрежно собранные данные и нечетко сформулированные цели.

    Маркетинговые исследования представляют собой вид социальной технологии, направленной на обнаружение эффективных средств управления рынком на основе объективного понимания ситуации на нем. В настоящее время достаточно просто составить данные по многочисленным образцам и обработать их на компьютере с помощью прогрессивных методов анализа. Однако, на самом деле важно то, какую роль играют исследования в повседневной деятельности предприятия, как они используются?

    Маркетинг представляет собой одну из областей опытной науки, и особое внимание в нем должно уделяться реальности, воспринимаемой в опыте. Необходимо понимание также того, каким образом получена эта опытная реальность. Надо быть очень осторожным, чтобы не допускать произвольной трактовки реальности, злоупотребляя значением теории.

    С точки зрения объекта изучения маркетинговые исследования представляют собой комплексное исследование. Например, очень сложно отделить друг от друга такие направления (объекты) исследования, как рынок, потребитель, конкурент. Рынок немыслим без конкурентной борьбы, потребители формируют свое поведение в определенной рыночной среде.

    Все маркетинговые исследования осуществляются в двух разрезах: оценка тех или иных маркетинговых параметров для данного момента времени и получение их прогнозных значений. Как правило, прогнозные оценки используются при разработке как целей и стратегий развития организации в целом, так и ее маркетинговой деятельности.

    Цели изучения рынка концентрируются на двух главных моментах:

    - анализе ситуации внутри и вне предприятия, прогноз возможных изменений и на этой основе выработка управленческой стратегии;

    - поиске критериев для принятия управленческих решений, проверка и подтверждение гипотезы поведения предприятия на рынке.

    Задачей изучения рынка должна быть не просто структура технологии изучения, а поиск методов для решения насущных для предприятия проблем. В качестве предпосылки здесь выступает не техника проведения, а получение ответов на вопросы“для чего это нужно?»и “что является проблемой?».

    В последнее время упростилось использование компьютеров, поэтому появилась тенденция видеть все только с количественной точки зрения. Зачастую считают, что количественный подход более прогрессивен и точен, однако это не так. Цифры должны использоваться только там, где это необходимо. Главное правильно интерпретировать смысл полученных на основе анализа результатов. Для этого до начала исследования перед сотрудниками или сторонними организациями, которым поручается осуществлять маркетинговое исследование, должны быть конкретно сформулированы его цели и задачи, а также перечень вопросов, на которые необходимо получить ответ.

    Практически любой анализ рынка должен дать ответ на очень простой вопрос: «Сможем ли мы успешно, т.е. с прибылью обменять свою продукцию на адекватную сумму денег или другую продукцию?».

    Выделяют следующие объекты маркетинговых исследований: внешняя предпринимательская среда, рынок, потребитель и конкуренты. Однако очевидно, что при проведении опросов потребителей изучается не только их покупательское поведение, но и мнения и оценки, характеризующие состояние рынка, уровень конкурентоспособности продуктов, оцениваются те или иные факторы внешней среды, т.е. может одновременно проводиться маркетинговое исследование по всем выделенным направлениям.

    Организация, которая заказала проведение маркетингового исследования или проводит его самостоятельно, должна получить информацию относительно того, что продавать и кому, а также о том, как продавать и как стимулировать продажи. Это имеет решающее значение для достижения конкурентных преимуществ. Результаты исследования могут предопределить изменение целей и стратегий деятельности организации в целом.

    Для определения потребности в проведении маркетинговых исследований все организации должны непрерывно проводить мониторинг их внешних сред. Главной целью мониторинга является предоставление оперативной информации руководству организации. Такая информация позволяет руководству оценить, соответствуют ли результаты текущей деятельности организации запланированным целям; оказали ли влияние принятые законы на покупательную способность потребителей, на деятельность предприятий отрасли; имели ли место изменения системы ценностей потребителей и их стиля жизни; были ли использованы конкурентами новые стратегии.

    Мониторинг может быть осуществлен многими путями как на формальной, так и на неформальной основе. Например, компания может использовать маркетинговую информационную систему (в успешно функционирующих организациях маркетинговая информация собирается, анализируется и распределяется в рамках маркетинговой информационной системы (МИС), являющейся частью информационной системы управления организацией); может использовать более традиционную систему контроля за своими финансами; владелец предприятия малого бизнеса может сам самым тщательным образом вести наблюдение за влиянием внешней среды на состояние бизнеса.

    Безотносительно к типу используемой мониторинговой системы она должна быть направлена на поиск признаков того, что комплекс маркетинга организации не соответствует условиям рынка.

    Таким образом, руководство организации, осуществляя мониторинг внешней среды, получает информацию из множества источников акционеров, которые могут выражать претензии к низкому качеству продукции, от дилеров, которые могут информировать, что организация уступает позиции на рынке конкурентам, и т.д. Однако эта информация скорее всего касается проблем-симптомов, а не базовых, глубинных проблем. Задачей исследователей как раз и является выявление последних, которые лежат в основе проблем-симптомов.


    1.2. Методические аспекты и способы сбора маркетинговой информации


    В общем виде любое маркетинговое исследование состоит из пяти основных этапов (рисунок 1).


    Рисунок 1. Схема маркетингового исследования


    Определение проблемы является первым шагом в проведении маркетинговых исследований. Ясное, четкое изложение проблемы является ключом к проведению успешного маркетингового исследования.

    При проведении маркетинговых исследований сталкиваются с двумя типами проблем: проблемы управления маркетингом и проблемы маркетинговых исследований. Первые возникают в двух случаях. Во-первых, когда появляются симптомы не достижения целей маркетинговой деятельности. Во-вторых, когда существует вероятность достижения целей, однако руководителю надо выбрать такой курс действий, который даст возможность в полной мере воспользоваться благоприятными обстоятельствами. Проблемы маркетинговых исследований определяются требованиями предоставления руководителям и специалистам по маркетингу соответствующей, точной и непредвзятой, информации, необходимой для решения проблем управления маркетинговой деятельностью.

    После определения проблем маркетинговых исследований устанавливаются цели проведения маркетинговых исследований и методы, направленные на их достижение. Цели маркетинговых исследований могут носить следующий характер:

    1. Поисковый, т.е. быть направлены на сбор предварительной информации, предназначенной для более точного определения проблем и проверки гипотез.

    2. Описательный (дескриптивный), т.е. заключаться в простом описании тех или иных аспектов реальной маркетинговой ситуации.

    3. Казуальный (экспериментальный), т.е. быть направлены на обоснование гипотез, определяющих содержание выявленных причинно-следственных связей.

    На втором этапе необходимо определить вид интересующей информации и пути ее наиболее эффективного сбора. Обычно при проведении маркетинговых исследований используется информация, полученная на основе первичных и вторичных данных.

    Первичные данные информация, собранная впервые для какой-либо какой либо конкретной цели.

    Подвторичными данными, понимаются данные, собранные ранее для других целей, это информация, которая уже существует.

    Исследования обычно начинают со сбора вторичных данных. Такими данными служат отчеты организации, беседы с сотрудниками отдела сбыта и другими руководителями и сотрудниками, маркетинговая информационная система, бухгалтерские и финансовые отчеты; отчеты руководителей на собраниях акционеров; сообщения торгового персонала, отчеты о командировках, обзоры жалоб и рекламаций потребителей, благодарственные письма, планы производства и НИОКР, протоколы заседаний руководства, деловая корреспонденция и др.

    Внешними источниками вторичных данных являются данные международных организаций (Международный валютный фонд, Европейская организация по сотрудничеству и развитию, ООН); законы, указы, постановления государственных органов; выступления государственных, политических и общественных деятелей; официальная статистика, периодическая печать, результаты научных исследований, семейные бюджеты; данные о сбережениях населения; каталоги и проспекты различных фирм; годовые финансовые отчеты фирм; результаты конкурсов; информация отраслей, бирж, банков; таблицы курсов акций; судебные решения и т.п.

    Многие международные и российские центры и организации регулярно публикуют экономические данные, которые могут оказаться полезными при анализе и прогнозировании.

    Через сети Интернета можно получить информацию о состоянии рынка определенных товаров в различных странах, провести маркетинговые исследования (данная тема будет рассмотрена ниже). К источникам внешней вторичной информации также относятся: выставки, ярмарки, совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей, коммерческие базы и банки данных.

    Вторичные данные служат отправной точкой исследования. Они выгодно отличаются тем, что обходятся дешевле и более доступны. Однако нужных сведений может и не быть, либо они могут оказаться устаревшими, неточными или неполными. В этом случае с гораздо большими затратами средств и времени нужно собирать первичные данные, которые, вероятно, окажутся и более актуальными и более точными.

    Существует три способа сбора первичных данных: наблюдение, эксперимент, опрос (рисунок 2). Наблюдение один из возможных способов первичных данных, когда исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой.

    Методы исследования

    Орудия исследования

    План составления выборки

    Способы связи с аудиториейНаблюдение Эксперимент Опрос

    Анкета Механические устройства

    Единица Объем Процедура

    выборки выборки выборки

    Телефон Почта Личный

    контактРисунок 2. План сбора первичных данных

    Экспериментальные исследования требуют отбора сопоставимых между собой групп субъектов, создания для этих групп разной обстановки, контроля за переменными составляющими и установления степени значимости наблюдаемых различий. Цель подобного исследования - вскрыть причинно-следственные отношения путем отсева противоречивых объяснений результатов наблюдения.

    Опроснаходится между наблюдением и экспериментом. Наблюдение лучше всего подходит для поисковых исследований, эксперимент для выявления причинно-следственных связей, а опрос наиболее удобен при проведении описательных исследований. Фирмы проводят опросы, чтобы получить информацию о знаниях, убеждениях и предпочтениях людей, о степени их удовлетворенности, а также для замеров прочности своего положения в глазах аудитории.

    Орудия исследования. При сборе первичных данных у исследователей маркетинга есть выбор из двух основных орудий исследования, которыми являются анкета и механические устройства.

    Анкета самое распространенное орудие исследования при сборе первичных данных. Вопросы в анкете можно задавать множеством разных способов, но она требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования. Формулирование вопросов требует осторожности. Нужно пользоваться простыми, недвусмысленными словами, которые не влияют на направление ответа. Особого внимания требует установление последовательности вопросов.

    Хотя анкета является самым распространенным орудием исследования, в маркетинге находят применение разного родамеханические устройства. Для замеров интенсивности интереса или чувств опрашиваемого при контакте с конкретным рекламным объявлением или изображением используют гальванометры. Гальванометр фиксирует малейшие выделения пота, которыми сопровождается эмоциональное возбуждение. Прибор под названием тахистоскоп экспонирует для опрашиваемого рекламное объявление в интервале выдержек от менее чем в одну сотую секунды до нескольких секунд. После каждого показа опрашиваемый рассказывает обо всем, что успел увидеть и запомнить. Применяется и специальный аппарат для фиксации движений глаз, с помощью которого определяют, на какие участки падает взгляд в первую очередь, как долго задерживается он на определенных участках. Аудиметр, устройство, подключенное к телевизору, фиксирует сведения обо всех его включениях и каналах, на которые он настроен.

    Выборка сегмент населения, призванный олицетворять собой население в целом. Исследователь маркетинга должен разработать такой план составления выборки, благодаря которому отобранная совокупность отвечала бы задачам, стоящим перед исследованием. Для этого необходимо рассмотреть три вопроса: «кого опрашивать?», «какое количество людей необходимо опросить?» (большие выборки надежнее небольших, но для получения точных ответов исследователю вовсе не обязательно опрашивать более 1% населения), «каким образом следует отбирать членов выборки?» (используется метод случайного отбора: по признаку принадлежности к определенной группе или категории).

    Кспособам связи с аудиториейможно отнести интервью по телефону, анкету, рассылаемую по почте, личное интервью.

    Интервью по телефону лучший метод скорейшего сбора информации. В ходе его интервьюер имеет возможность разъяснить непонятные для опрашиваемого вопросы, но может опрашивать только тех, у кого есть телефон, и беседа должна быть краткой по времени и не носить личного характера.

    Анкета, рассылаемая по почте, может быть лучшим средством вступления в контакт с лицами, которые либо не согласятся на личное интервью, либо на их ответах может сказаться влияние интервьюера. Процент возврата таких анкет обычно низкий.

    Личное интервью самый универсальный их трех методов проведения опроса и самый дорогой. Он требует более тщательного административного планирования и контроля. Интервьюер может не только задать больше вопросов, но и дополнить результаты беседы своими личными наблюдениями. Личные интервью могут быть индивидуальными или групповыми.

    Разработав проект исследования, необходимособрать информацию. Как правило, это самый дорогой и самый чреватый ошибками этап исследования. При проведении опросов встают сразу четыре крупные проблемы. Некоторых опрашиваемых может не оказаться дома, на работе, и попытку в ступить с ними в контакт придется повторять. Другие могут отказаться участвовать в опросе. Третьи могут отвечать пристрастно или неискренне. И, наконец, пристрастным и неискренним может оказаться сам ведущий.

    Следующий этап маркетингового исследования анализ собранной информации, извлечение из совокупности полученных данных наиболее важным сведений и результатов. Исследователь сводит полученные данные в таблицы. На основе этих таблиц выводят и рассчитывают такие показатели, как распределение частотности, средние уровни и степень рассеяния. Затем исследователь в надежде получить дополнительные сведения обрабатывает полученные данные с помощью современных статистических методик и моделей принятия решений, применяемы в системе анализа маркетинговой информации.

    Таким образом, исследователь не должен ошеломлять управляющих по маркетингу количеством и изощренностью использованных им статистических методик. Это запутает управляющих. Надо представить основные результаты, нужные руководству фирмы для принятия главных, насущных маркетинговых решений.

    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ


    2.1. Характеристика объекта исследования


    Объектом исследования данной курсовой работы является закрытое акционерное общество «Мебельный остров».

    ЗАО «Мебельный остров» было основано в 2001 году. Учредителями предприятия являются одно физическое лицо, проживающее в г. Москве, которому принадлежит основная часть уставного капитала, и одно физическое лицо, проживающее в непосредственной близости от предприятия. Данная организационно-правовая форма выбрана в силу простоты ведения дел на территории России.

    Основной деятельностью ЗАО «Мебельный остров» является торговля мебелью: кухонными гарнитурами, детскими наборами, мягкой, корпусной и офисной мебелью.

    В начале своей деятельности упор делался на торговлю только офисной мебелью. Товар приобретался по договорам поставок с условиями отсрочки оплаты преимущественно у московских фирм-посредников.

    Анализируя положение дел и тенденции развития организации, можно сказать, что торговые точки не давали достаточного уровня рентабельности и отдачи на вложенный капитал. Рентабельность была порядка 15-20%, а накладные расходы высокими. Исходя из этого, весной 2013 года руководство фирмы приняло решение о расширении ассортимента и изменении сбытовой политики.

    Несмотря на вышеперечисленные факторы, один год работы позволил усилить маркетинговый отдел и направить усилия на изменения условий работы с поставщиками, появились свободные активы. Это дало возможность приобретать продукцию напрямую у производителей, минуя посреднические организации и повысить рентабельность продаж до 30-35%.

    Деятельность организации построена следующим образом: продукция продается конечному потребителю через сеть торговых точек, принадлежащих нашим партнерам, доставляется собственным автотранспортом до торговой точки, там разгружается и выставляется на продажу в течение срока реализации.

    На цели увеличения объема реализации работают два подразделения фирмы:

    - отдел маркетинга;

    - отдел розничных продаж.

    Отдел маркетинга отвечает за плодотворное проведение рекламных кампаний, наличие на торговом месте привлекательных раздаточных материалов, проведение исследований покупательских предпочтений и прочих свойственных маркетинговому подразделению мероприятий.

    Реализация через розничную сеть осуществляется частично через собственные магазины, расположенные на территории Всероссийского выставочного центра, а также путем заключения договоров комиссии или консигнации (тип договора выбирается в зависимости от магазина, его проходимости, нацеленности на сотрудничество именно с нашей фирмой и т.д.) с мебельными магазинами.

    Соответствующим образом осуществляется рекламная компания. В техническом плане она представлена установкой на территории города рекламных щитов 2 х 4 м и 2 х 2 м и рекламных растяжек.

    В дальнейшем ЗАО «Мебельный остров» планирует расширить свою сферу деятельности на прилегающие регионы с целью лучшего удовлетворения потребностей населения, обеспечения людей дополнительными сопутствующими товарами, при этом создавая дополнительные рабочие места, как на самом предприятии, так и на предприятиях-изготовителях мебели, достигая тем самым, в конечном итоге, получение большей прибыли.


    2.2. Анализ факторов внешней и внутренней среды


    Любая фирма функционирует, имея связи с рынком: поставляя на него изделия, услуги и обеспечивая покупателей соответствующей информацией. С рынка фирма получает деньги и снова информацию об объемах и темпах продажи, мнения покупателей, данные о товарах конкурентов и т.д. Таким образом, возникает замкнутая система, функционирующая как единое целое.

    Кроме того, имеется еще одна замкнутая система, в которой компания является как бы принимающим звеном по отношению к поставщикам товаров. В ответ на этот материальный поток, фирма направляет информацию и деньги.

    В итоге фирма оказывается тесно связанной с тем, что в теории маркетинга принято называть внешней средой. К внешней среде обычно относят:

    - покупателей с их демографическими характеристиками, определяющими сбыт товаров;

    - конкурентов;

    - посредников транспортные фирмы, торговые агенты и т.п.;

    - финансовые учреждения;

    - рекламные агентства;

    - таможенные и другие правительственные органы;

    - готовящиеся законы;

    - экономическую ситуацию в стране;

    - политический климат;

    - развитие и достижения НТР;

    - культурные традиции.

    Таким образом, понятие внешней среды складывается из факторов макросреды.

    К факторам макросреды обычно относят:

    - экономическое состояние страны;

    - политико-правовой аспект;

    - социальное и культурное окружение;

    - научно-техническое и технологическое развитие общества.

    Изучение экономического состояния позволяет понять действующие законы темпы инфляции, соотношения валют, нормы налогообложения и их тенденции, уровень безработицы; и увидеть возможности использования природных и человеческих ресурсов.

    Для компании ЗАО «Мебельный остров» особое значение имеют уровень налогов в стране, таможенные сборы и пошлины; уровень безработицы оказывает косвенное влияние через изменение покупательной способности населения.

    Анализ политического окружения и правовых аспектов позволит фирме установить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими аспектами правовой системы.

    Политико-правовая составляющая для данной компании заключена в законах и нормативных актах, регулирующих торговую деятельность в городе, ввоз товаров из-за рубежа, выезд специалистов для работы на предприятиях поставщиков.

    Изучение социальных компонентов макроокружения позволяет выяснить уровень жизни населения, его отношение к качеству жизни, разделяемые ими ценности, тенденции и направленности в моде и т.п.

    Анализ научно-технического и технологического развития общества позволяет вовремя заметить и начать применять в практике достижения современной науки и техники в области рекламы, управления, доставки, продажи, а также в области информационного обеспечения, что может стать значительным конкурентным преимуществом.

    Непосредственно на коммерческую деятельность фирмы развитие научно-технического прогресса в области производства влияние не оказывает; этот фактор значим только для фирм, производящих продукцию, которую реализует компания.

    Для проведения анализа факторов внешней среды можно построить матрицы вероятностей/воздействий, в одной из которых необходимо спозиционировать выявленные факторы внешней среды, оказывающие положительное влияние на организацию (возможности), в другой факторы внешней среды, оказывающие негативное воздействие на организацию (угрозы).

    Такие матрицы приведены в виде таблицы 1 и таблицы 2, которые позволяют получить три оценки степени значимости факторов для организации: высокое, среднее, низкое.

    Таблица 1. Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования возможностей внешней среды

    Вероятность

    ВоздействиеВысокаяСредняяСлабаяСильноеУлучшение уровня жизни населения;

    Изменение рекламных технологийПоявление новых поставщиковСнижение налогов и пошлинУмеренноеРазорение и уход фирм-продавцов;

    Развитие информационной отраслиСнижение цен на сырье и готовую продукцию;

    Совершенствование менеджментаУменьшение императивных норм законодательства;

    Снижение безработицыСлабоеНеудачное поведение конкурентов;

    Изменения модыСовершенствование технологии производстваПредложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей

    Таблица 2. Матрица «вероятность/воздействие» для позиционирования угроз внешней среды

    Вероятность

    ВоздействиеВысокаяСредняяНизкаяСильноеИзменение правил ввоза продукцииСбои в поставках продукции;

    Рост темпов инфляции;

    Появление товаров-субститутовУвеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов;

    Скачки курсов валютУмеренноеСнижение уровня жизни населения;

    Рост налогов и пошлинИзменение покупательских предпочтений;

    Ужесточение законодательстваПоявление принципиально нового товара;

    Появление новых концерновСлабоеИзменение уровня цен;

    Рост безработицыПоявление новых фирм на рынке;

    Усиление конкуренцииНационализация бизнеса;

    Ухудшение политической обстановкиОднако для получения более дифференцированной оценки значимости факторов внешней среды, применяется метод взвешенной оценки воздействия факторов, результаты которого представлены в таблице 3, где в первую колонку вписаны отдельные факторы среды; во вторую вес данного фактора, в виде относительной важности, определяемой экспертным путем; в третью оценка в баллах степени влияния фактора на организацию, которая присваивается экспертом в соответствии с выбранной шкалой.

    Взвешенная оценка воздействия фактора на организацию определяется как произведение веса фактора на его бальную оценку:


    Таблица3. Результаты взвешенной оценки степени влияния факторов среды

    Факторы средыВесОценка*Взвешенная оценкаМакроэкономические43,47Экономические1-2,16Рост темпов инфляции0,25-8-2Скачки курсов валют0,17-7-1,19Рост налогов и пошлин0,12-7-0,84Снижение налогов и пошлин0,1771,19Рост безработицы0,06-4-0,24Снижение безработицы0,2340,92Политико-правовые1-4,12Изменение правил ввоза продукции0,33-10-3,3Ужесточение законодательства0,20-6-1,2Ухудшение политической обстановки0,15-1-0,15Уменьшение императивных норм законодательства0,1740,68Национализация бизнеса0,15-1-0,15Социально-культурные12,69Снижение уровня жизни населения0,33-7-2,31Улучшение уровня жизни населения0,33103,3Изменения моды0,3451,7Научно-технические17,06Совершенствование технологии производства0,1830,54Изменение рекламных технологий0,3292,88Развитие информационной отрасли0,3282,56Совершенствование менеджмента0,1861,08Ближайшее окружение4-14,28Отрасль1-1,45Снижение цен на сырье и готовую продукцию0,2561,5Усиление конкуренции0,25-3-0,75Изменение уровня цен0,30-4-1,2Появление новых концернов0,20-5-1Товары1-7,2Появление товаров-субститутов0,6-8-4,8Появление принципиально нового товара0,4-6-2,4Поставщики1-0,88Сбои в поставках продукции0,35-9-3,15Появление новых поставщиков0,2492,16Появление новых фирм на рынке0,06-2-0,12Разорение и уход фирм-продавцов0,1270,84Неудачное поведение конкурентов0,0750,35Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов0,16-6-0,96Покупатели1-4,75Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателей0,2520,5Изменение покупательских предпочтений0,75-7-5,25Итого:8-10,81*Оценка экспертов дана по шкале от −10 до +10По итогам данной таблицы видно, что на компанию ЗАО «Мебельный остров» факторы ближайшего окружения оказывают сильное негативное воздействие, т.е. представляют сильнейшую угрозу. Положительное влияние на данную организацию оказывают в основном только факторы макросреды.

    Для получения более полного представления, необходимо полученные данные ранжировать в порядке убывания их степени воздействия в таблице 4.

    Таблица4. Внешние возможности и угрозы

    № п/пВозможностиУгрозы1Улучшение уровня жизни населенияИзменение покупательских предпочтений2Изменение рекламных технологийПоявление товаров-субститутов3Развитие информационной отраслиИзменение правил ввоза продукции4Появление новых поставщиковСбои в поставках продукции5Изменения модыПоявление принципиально нового товара6Снижение цен на сырье и готовую продукциюСнижение уровня жизни населения7Снижение налогов и пошлинРост темпов инфляции8Совершенствование менеджментаУжесточение законодательства9Снижение безработицыИзменение уровня цен10Разорение и уход фирм-продавцовСкачки курсов валют11Уменьшение императивных норм законодательстваПоявление новых концернов12Совершенствование технологии производстваУвеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов13Предложения о сотрудничестве со стороны отечественных предпринимателейРост налогов и пошлин14Неудачное поведение конкурентовУсиление конкуренции15Рост безработицы16Ухудшение политической обстановки17Национализация бизнеса18Появление новых фирм на рынкеТаким образом, становится очевидно, какие из определенных внешних факторов имеют наибольшее положительное или отрицательное влияние на компанию.

    Внутреннюю структуру организации называют еще внутренней средой. К ней относятся функциональные структуры фирмы, обеспечивающие управление, разработку и тестирование новых товаров, продвижение товаров до покупателей, сбыт, обслуживание, маркетинговые исследования, взаимоотношения с поставщиками и иными внешними органами. В понятие внутренней среды так же входят квалификация персонала, система передачи информации и т.д.

    Таким образом, анализ внутренней среды представляет собой управленческое обследование функциональных зон организации с целью определения сильных и слабых сторон организации, представленных в таблице 5.

    Изучая внутреннюю среду фирмы необходимо уделить особое внимание организационной культуре организации, т.е. наличию таких норм и правил, как, например, материальное вознаграждение, льготы при покупке собственной продукции, другие социальные гарантии.

    Таблица5. Сильные и слабые стороны организации

    п/пСильные стороныСлабые стороны1Достоверный мониторинг рынкаСбои в снабжении2Отлаженная сбытовая сетьНедостатки в рекламной политике3Широкий ассортимент продукцииСредний уровень цен4Высокий контроль качестваНизкий уровень сервиса (дополнительные услуги)5Высокая рентабельностьНе полная загруженность производственных мощностей6Рост оборотных средствНеучастие персонала в принятии управленческих решений7Высокая квалификация персоналаНедостаточный контроль исполнения приказов и распоряжений8Хорошая мотивация персонала9Достаточная известностьДля полного анализа внутренней среды компании ЗАО «Мебельный остров» необходимо исследовать пять функциональных зон:

    - маркетинг;

    - производство;

    - финансы;

    - управление персоналом;

    - общее управление.

    Анализируя организацию общего управления, было замечено, что организационная структура фирмы соответствует настоящему положению. Права и обязанности возложены на сотрудников, несущих ответственность за конкретную работу. Однако наблюдается нарушение информационных потоков, проявляющиеся в нечеткости взаимодействия между подразделениями. В этом направлении ведется работа, ведется изучение способов использования систематизированных процедур и техники в процессе принятия решений.

    В организации отсутствует процедуры участия персонала в принятии какого-либо управленческого решения и в направлениях относительно исследований маркетинга.

    В компании ЗАО «Мебельный остров» особое внимание уделено найму работников. Найм персонала происходит с помощью специализированного кадрового агентства, с которым заключен договор о долгосрочном сотрудничестве. По условиям данного договора кадровое агентство производит отбор, обучение и переквалификацию персонала компании.

    На предприятии существуют хорошие возможности для карьерного роста; уровень зарплат выше, чем средний по отрасли. Ежегодно все работники компании проходят аттестационную комиссию, с целью выяснения их профессиональной пригодности.

    Компания имеет высокую деловую активность и постоянно расширяется. Анализ финансовой отчетности компании показал, что на предприятии наблюдается стабильный рост. За неполный текущий 2016 год он составляет 32% от итогов 2015 года. Объем оборотных средств вырос на 60%.

    Особое внимание при изучении коммерческой деятельности фирмы привлекли данные по закупочной стоимости продукции, ее динамика, организация складского хозяйства и методы формирования оптимального запаса на складах фирмы.

    Так введение контроля издержек значительно сократило стоимость накладных расходов, что благоприятно отразилось на себестоимости продукции, а введение два года назад принципа «торговля с колес» позволило, одновременно с увеличением объема оборотных средств, сократить объемы товарных запасов на складах. Однако имеющиеся производственные мощности используются не полностью, что влечет перерасход средств на их содержание, но создает благоприятную ситуацию для роста компании.

    Проблема качества продукции решается силами двух отделов следующим образом: поиск и отбор нового товара осуществляется специализированным подразделением компании, работники которого непосредственно присутствуют при отгрузке первой партии товара на предприятии-изготовителе. А дальнейшая работа по данному товару с данным предприятием-изготовителем ведется другим отделом по каждой группе товаров отдельно. Однако все это приводит к некоторым задержкам в поставках продукции.

    Предприятие не ставит своей целью концентрацию своей деятельности на конкретном товаре или на определенной группе покупателей. Фирма имеет широкий ассортимент продукции, в который входят пять основных групп.

    Маркетинговое подразделение фирмы прилагает максимальные усилия для сбора информации о рынке, о предпочтениях покупателей, создания имиджа фирмы, разработки возможных новых направлений в сфере оказания дополнительных услуг.

    Таким образом, действующая рекламная политика не всегда успешна, т.к. ориентирована большей частью на привлечение большего числа потенциальных покупателей в магазины фирмы, а не на создание предпочтений у потребителей или не на пропаганду собственных индивидуальных конкурентных преимуществ.
















    2.3. Анализ потребностей и конкурентной ситуации


    Структуру потребительского рынка мебели в России составляют все семьи, имеющие собственное жилье и стремящиеся приобрести добротную и надежную мебель. При этом:

    - 1/3 часть покупателей мебели предпочитают продукцию импортного производства;

    - 2/3 покупателей мебели приобретают мебель отечественного производства, ориентируясь на ее относительную дешевизну.

    При этом более половины всех покупателей мебели предпочитают приобретать не гарнитуры целиком, а комплектовать набор по своему вкусу и в соответствии с площадью помещений.

    Существенно, что мебельный сегмент рынка в России постоянно растет, особенно доля мебели средней стоимости, что обусловлено:

    - стабильным качеством мебели;

    - особенностями структуры потребительского рынка;

    - доступной ценой.

    Способность покупателей диктовать свои условия в компании ЗАО «Мебельный остров» выражается как:

    - продажа продукции отдельными частями, (а не целыми комплектами) по желанию заказчика;

    - осуществление доставки и монтажа;

    - предоставление товарного кредита.

    Конкурентный анализ ситуации составляет основу анализа ближайшего окружения фирмы. Согласно этого анализа на деятельность фирмы оказывают влияние пять сил:

    - конкурентная борьба внутри отрасли;

    - угроза появления товаров и услуг-субститутов;

    - способность поставщиков диктовать свои условия;

    - угроза появления новых конкурентов;

    - способность покупателей диктовать свои условия.

    В настоящее время на территории России в целом действует огромное число организаций, занимающихся аналогичной торговлей мебелью. Среди них можно выделить:

    - конкурентов-гигантов (таких как мебельный салон «12 стульев»), занимающихся продажей различных видов мебели, как импортной, так и отечественной;

    - фирмы, занимающиеся реализацией только одного вида продукции (например, фирма «КORYNA», занимающаяся продажей только кухонной мебели);

    - магазины, реализующие продукцию только одного производителя (например, магазин ОАО «Аллегро»), часто они подотчетны фирме-производителю, либо мебельной фабрике принадлежит часть акций или уставного капитала таких фирм;

    - средние фирмы, как ЗАО «Мебельный остров», имеющие разносторонние интересы на рынке;

    - выставочные организации;

    - фирмы, которые сами занимаются производством мебели, и сами ее реализуют; для таких фирм характерна работа на заказ и под размеры клиента с выездом мастеров на дом для замерки помещений и в последующем установки мебели.

    Таким образом, мебельных производителей можно подразделить:

    - по принципу географического местоположения на:

    - отечественных (чаще всего Москва, Московская область и Санкт-Петербург);

    - стран СНГ (Белоруссия, Украина);

    - зарубежных (Италия, Испания, Польша, Чехия);

    - в зависимости от используемого сырья:

    - производящие мебель из натурального дерева;

    - использующие ДСП, МДФ и искусственные материалы.

    - в зависимости от производимой продукции:

    - узко специализированные на одном виде продукции;

    - производители большого разнообразного ассортимента.

    Краткая характеристика основных конкурентов ЗАО «Мебельный остров» представлена в таблице 6.

    Таблица 6. Характеристика основных конкурентов ЗАО «Мебельный остров»

    №Наименование организацииОсновные показатели деятельности1ООО «Салон 12 стульев» Изготовление мебели, продажа и поставка мебели на заказ2ООО «Мебельная фабрика 3+2+1»Производство и продажа мебели для дома3ОАО «Мебельный салон EMS-мебель»

    Продажа корпусной, офисной, мягкой мебели4ООО «Фирма «КORYNA»Продажа финской мебели, чешских кухонь5ЗАО «Мебельный салон Август»

    Продажа корпусной мебели6ООО «Магазин Аллегро» Продажа мягкой и корпусной мебели итальянской фабрики «Denstra»7ЗАО «Магазин «Альфа» Продажа детской мебели8ЗАО «Салон-магазин «Марина» Продажа мебели для дома9ОАО «Фирма «Бизнес-групп» Продажа офисной мебели10ЧП Мебельный цех Большаков Изготовление корпусной мебели под заказ11ООО «Ивист»Продажа кухонной мебели12Производство и продажа мягкой мебели13ООО «Производственный цех Компания Изготовление и продажа корпусной мебели на заказРассматриваемая компания ЗАО «Мебельный остров» занимает на рынке серединное положение, т.е. она реализует продукцию по средним ценам и имеет не самый большой и не самый маленький объем реализации продукции. Основной упор в работе фирмы делается на реализацию только качественной продукции, для этого разработана система контроля качества непосредственно на предприятиях-изготовителях представителями компании.

    В целом, мебельная отрасль находится в стадии зрелости. Это влечет за собой необходимость совершенствовать методы менеджмента. Все фирмы поддерживают средний уровень цен и конкурируют по таким параметрам как реклама, обслуживание, качество продукции, дополнительные услуги и т.п. В мебельной отрасли конкуренцию нельзя назвать жесткой, т.к. спрос на мебельную продукцию растет быстрыми темпами. Вместе с тем методы дополнительно стимулирования покупателей быстро копируются конкурентами, и приходится прилагать немало усилий для сохранения положения в отрасли.

    Количество фирм, стремящихся в отрасль, до сих пор растет, т.к. отрасль привлекает большим уровнем прибыли, и растущим спросом на продукцию. Вновь пришедшие в отрасль фирмы предлагают продукцию по более низким ценам. Такая тенденция может привести к непропорциональности роста потребительского спроса и предложения в целом по отрасли, что нежелательно для компании ЗАО «Мебельный остров».

    Для преодоления такой негативной ситуации, крупные «фирмы-лидеры» отрасли стремятся к объединению в концерны и им подобные организации с целью не допускать в отрасль дополнительных конкурентов. К преимуществам объединения можно отнести:

    - экономию средств при крупномасштабных поставках;

    - создание единой торговой марки и предпочтений покупателей к ней;

    - объединение капиталов для расширения в качественно новых направлениях.

    Такой фактор анализа конкурентной ситуации как возможность создания товаров-субститутов определяется в первую очередь предпочтениями моды в обществе. Это влечет за собой необходимость проявления гибкости в работе организации: быстрой смены ассортимента, дополнительной закупки сопутствующих товаров, переквалификации специалистов и т.д. Уровень конкуренции с товаром-субститутом определяется степенью готовности, с которой покупатели способны предпочесть его данному товару. Здесь решающим является такой показатель, как «стоимость переключения покупателя».

    Для улучшенного понимания запросов покупателей; выявления направленности моды; покупательной способности населения; интереса, проявляемого к продукции нашей фирмы, в деятельности фирмы используется такой инструмент, как анкета покупателя. Данная анкета распространяется среди посетителей мебельного салона компании, информация обрабатывается, систематизируется и в дальнейшем используется в процессе принятия различных управленческих решений и выработке стратегии фирмы.

    Влияние поставщиков обусловлено их сравнительно небольшим числом и невысоким уровнем конкуренции между ними.

    Таким образом, учитывая проведенный анализ внешней и внутренней среды, анализ потребностей населения и анализ конкурентной среды ЗАО «Мебельный остров», можно сделать вывод, что данное предприятие имеет довольно устойчивое и стабильное положение.













    ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СПОСОБОВ СБОРА И ОБРАБОТКИ МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ


    3.1. Формирование маркетинговой информационной системы


    Основу маркетинга составляет процесс непрерывного сбора, анализа и оценки информации. Невозможно эффективно управлять всей совокупностью мероприятий, объединенных понятием маркетинг, при отсутствии постоянно обновляемой и соответствующей действительности информации. Чтобы выжить в условиях конкуренции, компания должна отслеживать все изменения на рынке: требования покупателей, соотношение цен, действия конкурентов, а также создание новых изделий, введение новых элементов в дистрибьюторскую сеть и т.д.

    Для решения этих и многих других маркетинговых задач каждая фирма должна обладать системой получения, хранения и анализа маркетинговой информации. Помочь в этом призвана правильно построенная маркетинговая информационная система.

    Маркетинговая информационная система (МИС) система мероприятий по сбору, сортировки, анализу и представлению маркетинговой информации, используемая при принятии маркетинговых решений.

    Основные преимущества использования МИС:

    - организованный сбор информации;

    - широкий охват информации;

    - предупреждение кризисов в деятельности фирмы;

    - координация планов маркетинга;

    - высокая скорость анализа;

    - представление результатов в количественном виде.

    Понятие маркетинговой информационной системы иллюстрирует рисунок 7. Для выполнения задач анализа, планирования, осуществления планов и контроля (левая область) менеджеры по маркетингу нуждаются в информации об изменениях в рыночной среде (правая область). Роль МИС заключается в определении потребностей в информации для маркетингового управления, ее получении, анализе и своевременном предоставлении для принятия управленческих решений.

    Рисунок 7. Маркетинговая информационная система

    Основой МИС является подсистема внутренней отчетности, в документах которой отражаются сведения о заказах, продажах, ценах, запасах, дебиторской и кредиторской задолженностях и т.д. Анализ внутренней информации позволяет выявлять перспективные возможности и насущные проблемы предприятия.

    В то время как подсистема внутренней отчетности содержит и предоставляет данные о том, что уже произошло, подсистема маркетингового наблюдения предоставляет сведения о ситуации на рынке в данный момент.

    Маркетинговое наблюдение определяется как постоянная деятельность по сбору текущей информации об изменении внешней среды маркетинга, необходимая как для разработки, так и для корректировки маркетинговых планов.

    Третьей основной составляющей МИС являются маркетинговые исследования, которые в отличие от маркетингового наблюдения предполагают подготовку и проведение различных обследований, анализ полученных данных по конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед предприятием. Другими словами, маркетинговые исследования проводятся периодически, а не постоянно, по мере появления определенных проблем.

    В МИС так же входит система обеспечения маркетинговых решений (СОМР), которая представляет собой взаимосвязанный набор данных, инструментов и методик, с помощью которого предприятие анализирует и истолковывает внутреннюю и внешнюю информацию. Принцип работы СОМР состоит в следующем: имеющиеся данные и информация обрабатываются с помощью подходящей к конкретному случаю компьютерной модели, входящей в состав СОМР, после чего результаты анализа используются для определения оптимального для данного случая порядка действий, осуществление которых порождает новые изменения макро- и микросреды.

    Очевидно, что единого типового образца МИС не существует. Руководство организации и ее маркетинговых служб предъявляет к информации свои специфические требования, оно руководствуется своими собственными представлениями как о своей организации, так и о ее внешней среде; у него существует своя собственная иерархия потребностей в информации и свой индивидуальный стиль руководства, зависящий от личных и деловых качеств сотрудников управленческого аппарата и сложившихся между ними взаимоотношений. Кроме того, эффективная МИС может быть результатом лишь постепенного развития первоначальной системы.

    Различные компании организуют выполнение функции проведения маркетинговых исследований по-разному. Некоторые имеют специальный отдел маркетинговых исследований, другие только одного специалиста, ответственного за маркетинговые исследования. Имеются организации, в структуре которых формально не отражена функция маркетинговых исследований. Эти данные различаются для разных отраслей, однако в целом для всех компаний России можно привести следующие цифры: имеют специальный отдел маркетинговых исследований 75% компаний, 15% компаний имеют только одного специалиста и в 10% компаний отсутствуют лица, осуществляющие маркетинговые исследования.

    Специальные отделы маркетинговых исследований обычно имеют крупные компании (с объемом реализации, превышающим 500750 млн. руб.), которые в состоянии понести существенные затраты, связанные с функционированием такого отдела.

    В ряде случаев в компании назначается только один специалист, ответственный за маркетинговые исследования.

    ЗАО «Мебельный остров», как уже отмечалось выше, имеет отдел маркетинга. Фирме можно выделить подотдел маркетинга, занимающийся именно маркетинговыми исследованиями, которые приобретают свою актуальность в силу быстро растущей конкуренции, изменения покупательских потребностей. Такой отдел может сам проводить ограниченные маркетинговые исследования, но главными его функциями являются оказание помощи руководителям в осознании необходимости проведения соответствующих маркетинговых исследований и организация покупки результатов таких исследований у консультационных фирм по маркетинговым исследованиям.

    Маркетинговые исследования могут проводиться, собственными силами организации или же организация может прибегнуть к услугам специализированных консультационных организаций. При выборе между первым и вторым вариантами проведения маркетинговых исследований учитывается множество факторов:

    1. Стоимость исследования. Многие организации считают, что дешевле проводить маркетинговые исследования собственными силами. (Для справки: стоимость проведения маркетинговых исследований, по экспертной оценке зарубежных специалистов в среднем составляет менее 0,2 от каждого процента себестоимости продукта.)

    2. Наличие опыта проведения исследований, специалистов необходимой квалификации. Особенно это важно учитывать при использовании сложных методов проведения маркетинговых исследований и обработки полученных результатов.

    3. Глубокое знание технических особенностей продукта. Обычно специалисты организации знают их лучше, и эти знания не так просто и быстро можно передать специалистам других организаций.

    4. Объективность. Сотрудники специализированных организаций обычно более объективны в своих оценках.

    5. Наличие специального оборудования: компьютеров и специальных программ для них, оборудования для тестирования. Таким оборудованием, как правило, в более полном объеме обладают специализированные организации.

    6. Конфиденциальность, которая лучше обеспечивается при проведении маркетинговых исследований сотрудниками данной организации. Иногда организация одну часть маркетинговых исследований проводят силами собственных сотрудников, а другую с помощью специализированных маркетинговых агентств.

    Результаты опроса менеджеров 1690 компаний России показали, что услугами агентств по исследованию рынка пользуются 36,2% компаний и 63,8% не пользуются.

    Таким образом, после решения организационных вопросов приступают к проведению маркетинговых исследований.












    3.2. Внедрение современных методов сбора и обработки данных


    Если организация примет решение о создании отдела маркетинговых исследований, то, в качестве современных методов сбора и обработки данных хотелось бы порекомендовать использование Интернет технологий.

    Решить проблемы маркетинговых исследований помогают современные информационные технологии. Ключевую роль среди них играют компьютерные информационные системы и Интернет. Благодаря повсеместному распространению и использованию компьютерных технологий, в настоящее время в нем собрана информация практически из всех областей человеческой деятельности: науки, производства, коммерции, литературы, сферы развлечений и т.д. В то же время он позволяет получить удобный оперативный доступ практически к любому виду информации, хранящемуся в различных сетях и базах данных.

    Интернет и современные информационные технологии оказывает существенное влияние на возможности и функции МИС:

    - во-первых Интернет представляет широкие слои населения, большое число ведущих компаний мира и содержит информацию из всех областей человеческой деятельности. Таким образом, он может выступать одним из дополнительных источников информации при проведении маркетинговых исследований. Кроме того, для их проведения он предлагает дополнительный инструментарий в виде средств поиска информации и средств коммуникации;

    - во-вторых современные информационные технологии обеспечивают выполнение таких важных функций, как хранение маркетинговых данных и осуществление доступа к ним. Маркетинговая информация становится доступной при помощи широкого набора инструментов: через Интернет, мобильные устройства связи, электронную почту и т.д. Ввод и хранение данных осуществляется на базе корпоративных и специализированных информационных систем и баз данных. Благодаря им, маркетинговая информация становится доступной в любое время и в любом месте.

    - в-третьих доступ к информации могут получать как потребители, так и производители продукции. Например, когда потребитель заходит в Интернетмагазин Amazon.com, он получает доступ к базе данных всех предлагаемых магазином товаров, кроме того, к информации о своем счете, сделанных им заказах, их статусе. Партнерам по бизнесу, агентам при помощи современных технологий могут становиться известными сведения о потребителях, их предпочтениях и т.д., что дает им возможность анализировать эту информацию и принимать более эффективные решения по предлагаемому ассортименту продукции.

    - в-четвертых большой объем данных, хранящийся в базах данных, требует предварительной подготовки и анализа для превращения их в форму, которая может быть использована при принятии решений. Поэтому они могут обрабатываться при помощи тех же информационных систем и технологий, и в виде отчетов становиться доступными всем нуждающимся в ней сотрудникам фирмы, менеджерам и акционерам.

    В случае проведения вторичных маркетинговых исследований на первый план выступают методы поиска в Интернете необходимой информации. Основными инструментами ее поиска сегодня являются поисковые системы и каталоги. В ряде случаев, когда их использование не дает достаточного эффекта, применяется «ручной» поиск по тематическим сайтам, «желтым страницам» и ряду других ресурсов.

    Прежде всего, возможность нахождения той или иной информации в Сети определяется полнотой охвата ее ресурсов. Зачастую проведение поиска требует задействования максимального объема возможных источников, в роли которых могут выступать не только web-сайты (web-сайты являются сегодня основным и наиболее распространенным типом информационных ресурсов в Сети. Сайт может содержать информацию, представленную в самой произвольной форме: графической, звуковой, видеоизображения и т.д.), но и базы данных (базы данных могут содержать самую произвольную информацию: публикации, справочную информацию, другие данные. Наиболее широко распространен способ доступа к базам данных через стандартные браузеры, так как он обеспечивает максимальную потенциальную аудиторию потребителей информации. Наряду с непосредственным извлечением информации из баз данных широко используется динамическое построение web-страниц в процессе исполнения пользовательских запросов), региональные телеконференции конференции могут являться источником необходимой информации, как правило, носящей неофициальный характер.

    Телеконференции представляют собой способ общения людей, имеющих доступ в Сеть, и предназначены для обсуждения каких-либо вопросов или распространения информации. Они позволяют добиться обратной связи со множеством лиц и произвести детальное обсуждение какой-либо проблемы территориально разобщенными людьми), FTP-архивы (файловые серверы являются традиционным способом хранения данных и представляют собой компьютеры, часть дискового пространства которых доступна через Интернет. Доступ к данным на таком сервере осуществляется с помощью специальных программ, поддерживающих протокол передачи файлов FTP. Данный протокол в общем случае требует авторизации, то есть идентификации пользователя.

    Для осуществления доступа к файлам со стороны произвольного пользователя Сети обычно используется так называемый анонимный вход под регистрационным именем anonymous, для которого пароль не требуется. Этот протокол поддерживается всеми стандартными браузерами) и т.д. Наряду с полнотой охвата ресурсов, качество проводимого поиска определяется достоверностью найденной информации. Контроль ее достоверности может производиться разными способами, в которые входит нахождение и сверка с альтернативными источниками информации, установление частоты его использования другими источниками, выяснение статуса документа и сайта, на котором он находится, получение сведений о компетентности и положении автора материала и ряд других.

    По принципу организации и использования средства поиска можно выделить следующие инструменты:

    - поисковые машины являются ключевым инструментом поиска информации, поскольку содержат индексы большинства web-серверов Интернета. Однако именно это достоинство оборачивается их главным недостатком. На любой запрос они выдают обычно чрезмерно большое количество информации, среди которой только незначительная часть является полезной, после чего требуется значительный объем времени для ее извлечения и обработки;

    - мета-средства поиска позволяют ускорить выполнение запроса путем передачи аргументов поиска, то есть ключевых слов, одновременно нескольким поисковым системам. При значительном ускорении процесса и увеличении охвата поиска, этот способ имеет ряд недостатков, связанных с необходимостью координации во времени поступления результатов обработки запроса от нескольких систем, а также тем, что они не позволяют использовать возможности языка запроса каждого из применяемых поисковых средств;

    - специализированные средства поиска представляют собой «программы-пауки», которые в автоматическом режиме просматривают web-страницы, отыскивая на них нужную информацию. Механизм их работы близок к механизму, который используют поисковые системы для построения своих индексных таблиц. Выбор между первыми и вторыми представляет собой классический выбор между применением универсальных или специализированных средств;

    - каталоги как и поисковые машины, используются посетителями Интернета для нахождения необходимой информации. Каталог представляет собой иерархически организованную структуру, в которую данные заносится по инициативе пользователей. Как следствие, объем информации в них несколько ограничен по сравнению с поисковыми системами, но в то же время более упорядочен благодаря лежащей в их основе иерархической тематической структуре.

    Поиск информации в Интернете может быть произведен при помощи двух основных методов, которые, в зависимости от его целей и задач, могут быть использованы по отдельности или в комбинации друг с другом:

    1) использование поисковых систем сегодня этот метод является одним из основных при проведении предварительного поиска. Его применение основано на ключевых словах, которые передаются системе в качестве аргумента поиска. Результатом является список ресурсов Интернета, подлежащих детальному рассмотрению. Получение наиболее релевантного результата требует проведения предварительной работы по составлению тезауруса;

    2) поиск по гипертекстовым ссылкам поскольку все сайты Интернета связаны между собой гиперссылками, поиск информации может быть произведен путем последовательного просмотра с помощью браузера связанных ссылками web-страниц. К этому виду поиска также относится использование каталогов, классифицированных и тематических списков и всевозможных небольших справочников. Такой метод наиболее трудоемок, однако «ручной» просмотр web-страниц часто оказывается единственно возможным на заключительных этапах информационного поиска, требующего глубокого анализа. Он может быть также более эффективен при проведении повторных циклов или просмотре вновь образованных ресурсов.

    В случае сбора первичной информации основными методами сбора данных выступают Интернет опросы, наблюдение и эксперименты. Интернет опросы наиболее широко распространенным методом их проведения является анкетирование. Так же как и при проведении традиционных видов анкетирования, перед каждым Интернетисследованием необходимо тщательно разработать и протестировать используемые в нем анкеты.

    Высокая эффективность метода проведения опросов в Интернете связана с тем, что благодаря своим коммуникативным свойствам, он максимально «сближает» анкетируемого и интервьюера. Кроме того, Интернет позволяет существенно снизить время, затрачиваемое на прохождение анкеты по цепочке «интервьюер анкетируемый заполненная анкета введение анкеты в базу данных анализ анкеты представление результатов в графическом виде». Современные информационные средства позволяют уменьшить время прохождения данных по этой цепи буквально до нескольких минут. Для сравнения, выполнение всех этих этапов вручную требует, по меньшей мере, нескольких дней. К числу отличительных особенностей проведения опросов с использованием Интернета также относится их невысокая стоимость, автоматизация процесса опроса и анализа его результатов, и возможность сосредоточения опроса на целевой аудитории.

    Основным условием, обеспечивающим эффективность анкетирования через Интернет, является существование в его среде целевой аудитории.

    Опрос может проводиться путем размещения анкеты на сайтах, посещаемых целевой аудиторией, ее рассылки по электронной почте, предложения заполнить ее в телеконференциях.

    Метод проведения опроса посредством размещения анкет на web-сайтах возможен как при наличии собственного сайта, так и при его отсутствии, например, за отдельную плату владельцу сервера.

    Заполнение анкеты требует некоторых усилий от посетителей, поэтому необходима достаточная мотивация, чтобы убедить их потратить несколько минут на эту процедуру. Проведение анкетирования наиболее удобно в случае предоставления пользователям каких-либо услуг, как платных, так и бесплатных, например, бесплатных услуг электронной почты. В этом случае при регистрации для получения доступа к услугам им может быть предложено заполнение небольшой анкеты.

    Можно комбинировать анкетирование на web-сервере компании c участием в телеконференциях. Во-первых, активное участие в телеконференции может добавить известности в сообществе Интернета, и анкеты на web-сервере будут заполняться более активно. Во-вторых, вместе с ключевыми вопросами в конференции можно поместить ссылку на полную анкету, расположенную на web-сервере.

    Для повышения интереса пользователей к заполнению анкет в Интернете в полной мере применимы традиционные средства, такие как премирование или оплата. Например, может применяться практика начисления бонусов на счета клиентов за заполнение анкеты, цифровые купоны (скидки при покупке) и т.п.

    К методу наблюдения относятся маркетинговые исследования, проводимые фирмами при наличии у них собственного web-сервера (т.е. фирме нужно организовать собственный web-сервер в Интернете). Они состоят в сборе и последующем анализе данных, получаемых из файлов журналов (log files) web-сервера или благодаря использованию технологий с применением файлов cookie. Эти данные могут относиться к поведению посетителей, очередности их переходов по страницам или статистике посещений web-сервера. В случае размещения на сайте поисковой системы, дополнительно могут собираться и анализироваться вводимые пользователями запросы. Главным отличительным свойством и преимуществом этого вида маркетингового исследования над традиционными методами наблюдения и интернет-опросами, требующими активного участия респондентов, является возможность сбора ценной информации без привлечения посетителей к активным действиям.

    Прежде всего, обратимся к рассмотрению методов идентификации пользователей, поскольку именно они определяют точность проведения или оценки тех или иных мероприятий. Существует три основных способа идентификации пользователей:

    1. По IP-адресу компьютера посетителя данный метод обладает максимальной погрешностью по сравнению с остальными. Эта погрешность определяется прежде всего тем, что сайт могут посетить несколько пользователей с одним и тем же IP-адресом, например, работающие через прокси-сервер;

    2. По файлам cookies небольшим файлам с данными, которые web-

    сервер при его посещении через браузер оставляет на компьютере пользователя. Таким образом, во время следующего визита сервер знает, что данный пользователь уже был его посетителем ранее. Это знание используется, например, при рекламе, когда ему не показывается баннер, который он уже видел. В более сложных системах при помощи файлов cookies возможно проводить изучение пристрастий посетителя и при каждом визите показывать ему соответствующую рекламу. Основная погрешность при применении этого метода создается из-за того, что файлы cookies идентифицируют именно браузер пользователя, а не конкретного человека.

    3. При обязательной регистрации пользователей в этом случае при посещении сайта или обращении к одной из служб Интернета, пользователь вводит свое имя и пароль, и система в течение всего визита может однозначно идентифицировать его. Этот способ несет в себе меньше всего погрешностей при подсчете пользователей и их повторных визитов, но, к сожалению, применим, в основном, лишь к отдельным службам Интернета, для доступа к которым требуется проведение их аутентификации.

    На данный момент самым распространенным является идентификация уникальных пользователей по IP-адресу, что делается либо по файлам журналов сайта, либо по показаниям различных счетчиков. Вместе с этим, растет число систем, позволяющих идентифицировать пользователей при помощи файлов cookie.

    Возможности анализа статистики посещений сервера являются одним из эффективных инструментов маркетинга. В отличие от проведения опросов, требующих активного участия респондентов, анализ статистики позволяет собрать ценную информацию, не привлекая посетителей к активным действиям.Основными методами сбора информации о поведении посетителей на сайте являются счетчики и использование статистики, получаемой поставщиком услуг Интернета.

    Одним из вариантов является установка на web-сервере счетчика, фиксирующего каждое посещение сайта. Он может устанавливаться на отдельную страницу сайта, как правило, самую посещаемую, или на все его страницы.

    Другим методом получения информации о посетителях сайта является использование статистики, получаемой поставщиком услуг Интернета. Поставщик услуг поддерживаетфайлыжурналов, в которых содержится информация по каждому запросу Web-страницы или графического объекта с сервера. В файле журнала обычно содержится следующая информация: IP-адрес посетителя, дата и время посещения, команда, запрошенный файл, ссылка, по которой он попал на сервер, используемые браузер и платформа. В нем не хранится информация об электронном адресе посетителя, только IP-адрес, по которому можно определить домен пользователя. Домен может представлять значительный интерес, например, если характеризует географический регион пользователя. Большой информативностью обладает источник, откуда посетитель попал на сервер, так как это позволяет анализировать эффективность различных источников доступа к web-сайту.

    Для фирмы ЗАО «Мебельный остров» хотелось бы порекомендовать создание отдела маркетинговых исследований или выделение одного специалиста по маркетингу именно для исследования маркетинга.

    Для использования в маркетинговых исследованиях Интернета необходимо данного человека обучить либо принять на работу программиста (системного администратора).

    Для этого необходимо:

    - оснастить компьютерами рабочие места специалистов;

    - провести обучение компьютерным технологиям;

    На основе вышеизложенных пунктов можно сделаем следующие расчеты:

    1) Капитальные затраты на покупку компьютеров, включая программное обеспечение, их установку и подключение, а также обучение персонала составляют:

    Кобор. = Цена комп + Зподкл. Уст. + Об.перс.

    Кобор. = (33000+5800+5000) = 43800 руб.

    2) Издержки составляют:

    а) Электроэнергия

    - стоимость 1 Квт составляет 1,78 коп

    - за один месяц (22 рабочие смены) потребление электроэнергии составляет 450 Квт

    Затраты на электроэнергию составят 450 Квт х 1,78 х 12 = 9184,8 руб.

    б) Затраты за пользование услуг сети Интернет

    В среднем за один Мб информации стоит 4 руб., за один рабочий день 200 руб., соответственно за месяц 4400 руб. (200 руб. х 22 рабочих дня), за год 52800 руб. (4400 руб. х 12 месяцев).

    в) Заработная плата специалистов

    оклад 7000 руб. х 12 месяцев = 84000 руб.

    г) Амортизация 43800 х 0,2 = 8760 руб.

    Всего расходов (Р) = 9184,8 + 52800+ 84000 + 8760 = 154744,8 руб.

    3) Снижение непроизводственных расходов в среднем составит за год 240870 руб. (З)

    4) Снижение издержек в целом составит:

    Р З = 154744,8 240870 = -86125,2 руб.

    В этом случае отрицательный результат говорит о снижении затрат, т.е об экономии.

    5) Срок окупаемости капитальных вложений:

    О = Квл / Э год = 43800 / 86125,2 = 0,51 года

    0,51 х 12 = 6,12 месяца т.е. за 6 месяцев.

    На основании расчетов можно сделать следующий вывод, капитальные затраты связанные с внедрением для маркетинговых исследования компьютерных технологий и Интернет окупятся за 6 месяцев.

    Таким образом, в качестве рекомендованных программ-анализаторов приведем некоторые из них: AcureInsight (www.accure.com); WebtrendsEnterpriseReportingServer (www.webtrends.com); NetTracker (www.sane.com); OpenWebScope (www.openwebscope.com); Analog (www.analog.cx).























    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Маркетинговые исследования представляют собой один из ключевых инструментов маркетинговой информационной системы современного предприятия. Интернет, как среда и средство коммуникации, содержащее большой объем информации практически из всех областей знаний и представляющее большинство ведущих мировых компаний и широкие слои потребителей, может быть эффективно использован для их проведения.

    Интернет является эффективным инструментом проведения как вторичных, так и первичных маркетинговых исследований. Основными источниками вторичных данных являются web-сайты, доступные через Интернет базы данных, телеконференции и файловые серверы. Основная задача, стоящая при проведении вторичных исследований в Интернете состоит в поиске ресурсов, содержащих требуемую информацию. Основными инструментами поиска выступают поисковые машины, каталоги и мета-средства поиска.

    Основными методами сбора первичных данных в Интернете являются интернет-опросы, наблюдение и эксперименты. Подготовка к проведению интернет-опросов состоит из ряда важных этапов планирования выборки, выбора места и средств проведения опроса, правильного составления анкеты. Основными методами сбора информации о поведении посетителей на web-сайтах являются счетчики и использование статистики, получаемой поставщиками услуг Интернета.

    При этом необходимым условием успешного планирования и проведения поисковых работ становится знание всех основных существующих на сегодняшний день типов ресурсов Интернета, понимание технической и тематической специфики их информационного наполнения и особенностей доступа к ним.



    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


    1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2013. 208 с

    2.Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент. СПб.: Питер, 2012. 456 с

    3.Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инновации. - М.: Филинъ, 2016. 336 с

    4.Грачева М.В. Анализ рисков. - М.: Финстатинформ, 2015. 216 с

    5. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Логос, 2015. 362 с

    6. Гуров В. Интернет для бизнеса. - М.: Развитие, 2014. 384 с

    7. Завьялов П.С. Формула успеха: маркетинг. М.: Гардарики, 2012. 288 с

    8. Кеворков В.В. Организация маркетинговой деятельности на предприятии (в организации): практические рекомендации. Загорск: Время, 2014. 246 с

    9. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Логос, 2012. 342 с

    10. Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель. М.: Гардарики, 2012. 193 с

    11. Панкратов Ф.С. Коммерческая деятельность. М.: Азбука, 2014. 253 с

    12. Романов А.Н. Маркетинг. М.: ВЛАДОС, 2012. 139 с

    13. Румянцева З.П. Менеджмент организации. М.: Логос, 2013. 428 с

    14. Эванс Д. Маркетинг. - М.: Экономика, 2013. 342 с

    15. Якокка Ли. Карьера менеджера. - М.: Прогресс, 2015. 289 с







Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Маркетинговые исследования(1) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.