План
Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты обучения персонала……………………………….7
1.1. Система обучения персонала как управленческий ресурс организации………………………………………………………………………7
1.2. Формы и методы обучения персонала организации……………………14
1.3. Организационные аспекты обучения персонала………………..………..26
2. Анализ системы обучения персонала в гостинице «АМАКС»……………33
2.1. Общая характеристика гостиницы«АМАКС»…………………………...33
2.2. Анализ структуры персоналагостиницы«АМАКС»……………………44
2.3. Анализ элементов системы обучения персонала гостиницы «АМАКС»……………………………………………………………………....47
3. Совершенствование системы обучения персонала гостиницы «АМАКС»………………………………………………………………………55
Заключение………………………………………………………………………64
Список использованных источников…………………………………………...69
Введение
Конкурентоспособность является одним из основных факторов, определяющих успешную деятельность предприятия. Технический прогресс и стремительное развитие высоких технологий стали теми реалиями, которые предопределяют необходимость оперативной адаптации персонала к новым условиям труда, используемым в работе методам и технологиям. Это необходимо еще и потому, что рынок труда просто не может своевременно удовлетворить потребность в кадрах, уже овладевших нужными знаниями и навыками. Кроме того, существует доказанная практикой зависимость между квалификацией исполнителя и производительностью его труда, его способностью к освоению новой техники и технологий, методов организации труда.
Профессиональное развитие и обучение персонала организации не только позволяет повысить образовательную и профессиональную подготовку кадров, но и ихлояльность, а также степень удовлетворения качеством труда. Возможность обучения и развития, являющихся одними из базовых потребностей человека, воспринимается как забота предприятия об удовлетворении таких потребностей и служит хорошимнематериальным стимуломдля самого работника. Повысить качественные параметры кадрового состава предприятия поможет его обучение в соответствии с требованиями, установленными для вакантных рабочих мест. Но в том случае, когда работников нужной квалификациирынок трудапредложить не может или когда финансовые и экономические трудности не позволяют увеличивать штат и принимать новых сотрудников, обучение и развитие персонала становится единственной возможностью сохранить конкурентоспособность и бизнес-активность.
Актуальность исследования в том, что несмотря на то, что обучение сотрудников требует финансовых и временных затрат, оно, в конечном итоге, выгодно, как руководству компании, так и самим работникам. Правильно организованное обучение позволяет повысить качество и производительность труда, что важно для руководства, а также мотивацию сотрудников, удовлетворить их естественную потребность к самореализации и уважению личности.
Гостиничный комплекс «АМАКС» - достаточно современная гостиница, отличающийся особым подходом к подбору персонала. Руководство гостиницы выделяет большие средства на обучение и переобучение персонала, так как от этого зависит конкурентоспособность всей организации.
Целью исследования является теоретическое и практическое изучение обучения персонала, а также разработка предложений по совершенствованию методов обучения персонала в гостиничном комплексе «АМАКС».
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть систему обучения персонала как управленческий ресурс организации;
Изучить формы и методы обучения персонала организации;
Раскрыть организационные аспекты обучения персонала;
Исследовать общую характеристика гостиницы«АМАКС»;
Провести анализ структуры персоналагостиницы«АМАКС»;
Проанализировать документационное обеспечение обучения персоналагостиницы«АМАКС»;
Раскрыть элементы системы обучения персонала гостиницы «АМАКС»;
Предложить совершенствование системы обучения персонала гостиницы «АМАКС»;
Рассчитать стоимость предложенных рекомендаций.
Объект исследования в гостиничный комплекс «АМАКС».
Предмет обучения персонала в гостиничном комплексе «АМАКС».
Гипотеза исследования предполагает, что повышение профессиональной квалификации работников гостиницы по технологии обслуживания туристов станет эффективным, если:
определить требования к квалификации обслуживающего персонала гостиницы;
методически обосновать структуру, содержание и методику повышения профессиональной квалификации работников гостиницы по технологии обслуживания туристов;
содержание профессионального обучения работников гостиницы по технологии обслуживания туристов будет включать в себя специальные знания по обслуживанию номерного фонда, информационным и телекоммуникационным системам в гостеприимстве, основам маркетинга, технологии ценообразования в гостеприимстве.
Методологической основой исследования являются В ходе работы были использованы следующие методы:
общенаучные методы (анализ и синтез, обобщение, индукция и дедукция, аналогия);
методы сравнительного и статистического анализа;
специальныесоциологическиеметоды построения эмпирического и теоретического знания (опрос в форме интервьюирования, позволивший раскрыть логику и закономерности внутригостиничного обучения).
Научная новизна исследования заключается также в том, что на базе комплексного исследования предметов и методов обучения, проведен анализ систем внутрифирменного обучения в гостинице «AMAKS», выработаны практические рекомендации по разработке программ переподготовки и повышения квалификации персонала.
Практическая значимость исследования заключается в том, что образовательные программы в гостинице «AMAKS» непосредственно влияют на его эффективность в силу принципиальной зависимости функционирования данной отрасли от качества человеческих ресурсов. Результаты исследования и предложенные рекомендации могут найти непосредственное применение в практике обучения, так и в сфере выбора методик осуществления внутрифирменных образовательных программ.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами, состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретические аспекты обучения персонала
1.1. Система обучения персонала как управленческий ресурс организации
В современных условиях состояние внешней среды предприятия можно охарактеризовать как гиперконкуренцию. Это требует от предприятия гибкости: возможности быстро переключаться с одного товара или процесса на другой. Определяющим условием экономического здоровья организации является ее способность адаптироваться к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды.
Меняется сама концепция организации. Если традиционно ее основной функцией считалось производство товаров, то теперь - производство знаний, ноу-хау, разработка новых технологий.
Компании для достижения стоящих перед ними целей используют имеющиеся в их распоряжении ресурсы, и, прежде всего, человеческие. Они стремятся к максимальному использованию всего спектра способностей своих работников.
Человек признается самым ценным ресурсом организации. Это связано, в том числе и с тем, что персонал - самый адаптивный вид ресурсов. Благодаря такой приспособляемости организация способна быстро изменяться в ответ на неожиданные требования внешней среды, сохранять управляемость в условиях нестабильности параметров, временных ограничений и при недостатке других видов ресурсов.
Таким образом, перед организациями стоит задача подготовки особого типа сотрудников, важнейшими качествами которых будут профессиональная гибкость и мобильность. Это требует непрерывного внутрифирменного обучения: только это может гарантировать необходимую квалификацию и постоянный прирост компетенций сотрудников.
Обучение персонала в последнее время рассматривается не как средство решения отдельных прикладных задач, а как мощный ресурс внутриорганизационных изменений. Реализация этой парадигмы возможна только в рамках методологии системного подхода.
Когда внутрифирменное обучение выходит на системный уровень, оно начинает затрагивать всю структуру организации, стимулировать обучение сотрудников и руководителей всех уровней организационной иерархии. Обучение персонала становится фактором, запускающим организационные изменения. Системность воздействий позволяет поддерживать мотивацию персонала и сводить к минимуму процессы сопротивления [1].
В 1990 году американский ученый Питер Сенге положил начало движению обучающихся организаций, опубликовав работу «Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации», который он определяет обучающуюся организацию как место, «в котором люди постоянно расширяют свои возможности создания результатов, к которым они на самом деле стремятся, в котором взращиваются новые широкомасштабные способы мышления, в котором люди постоянно учатся тому, как учиться вместе» [2].
По мнению П. Сенге, существует пять «дисциплин», в которых должен практиковаться каждый сотрудник организации:
осознание мыслительных карт и характеристик усвоения информации людьми;
поощрение коллективного обучения;
приобретение и поощрение личного мастерства;
развитие умения видеть перспективы, созидать лучшее будущее;
развитие способности системного мышления.
Осознание мыслительных карт и характеристик усвоения информации людьми. Самый мощный ресурс любой организации - люди. Каждый сотрудник обладает своими убеждениями и ценностями, индивидуально воспринимает мир и происходящие в нем события, по-своему думает, усваивает и осмысливает полученную информацию, то есть имеет отличающуюся от других мыслительную карту. Первая «дисциплина» задает новые правила общения между сотрудниками, формирует атмосферу взаимопонимания. В организациях, где применяются такие правила, снижается степень конфликтности и возникает эффект синергии, при котором сотрудники взаимодополняют друг друга.
Поощрение коллективного обучения. Сюда относятся традиционные тренинги и другие методы организации командного взаимодействия. Так в компании У. Диснея было принято проводить коллективные обсуждения проектов на всех стадиях их реализации. «В процесс должны быть включены все, начиная от простого дворника и кончая заместителем директора», - считал У. Дисней [3]. Это способствует образованию команды единомышленников. Кроме того, в ходе обсуждения создается ситуация неявного обучения.
Приобретение и поощрение личного мастерства. К этой «дисциплине» относятся материальные и нематериальные стимулы, побуждающие персонал к профессиональному росту. Подобные стимулы являются своеобразными инвестициями в будущее сотрудников и позволяют сформировать высокопрофессиональную команду, а это, в свою очередь, является конкурентным преимуществом компании.
Развитие умения видеть перспективы, созидать лучшее будущее. Каждый сотрудник должен уметь оценивать уровень своего профессионального развития: на каком этапе он находится сейчас, куда нужно стремиться, какие ресурсы для этого необходимы. Четвертая «дисциплина» позволяет сотрудникам работать над достижением целей. Это развивает целеустремленность и создает критерии оценки поведения. Таким образом, сотрудник включается в процесс самокоррекции, у него формируется гибкость поведения.
Развитие способности системного мышления. Любая организацию представляет собой группу людей, объединенных общей целью. Структура эффективной организации устроена так, что работа каждого является вкладом в общее дело. Если сотрудники умеют мыслить такими категориями, то они четко осознают свои место и роль в этой системе,
понимают зону ответственности и зону, в рамках которой они имеют право принимать самостоятельные решения [2].
Американские исследователи Крис Аргирис и Дональд Шон дали такое определение организационному обучению: «Организационное обучение возникает тогда, когда члены организации действуют, как обучающиеся для организации агенты, реагируя на изменения внутри организации и в ее окружении, обнаруживая и исправляя ошибки в теоретических схемах, используемых организацией и встраивая результаты своих исследований в индивидуальные умственные образы и распределенные представления организации». По их мнению, в обучающихся организациях можно выделить два основных цикла обучения:
одинарный цикл обучения, когда акцент делается на разрешении проблем, а также идентификации и коррекции отклонений. Нормы и модели деятельности организации при этом в целом не изменяются. В основном обучение в организациях осуществляется по одинарному циклу.
двойной цикл обучения, когда организация критически анализирует свою собственную деятельность и после этого изменяет свои нормы и модели поведения. Это более широкий и интегральный подход к решению проблем. При этом типе обучения изменяется не только стиль мышления сотрудников и их мировоззрение, но и то, как они действуют. Такой стиль обучения играет очень важную роль в обучающихся организациях.
Развивая концепцию К. Аргириса и Д. Шона, И. Нонака и Х. Такеути выделяют четыре типа циклических процессов обучения:
социализация: копирование, следование примеру, имитация других и на этой основе обучение методом проб и ошибок.
экстернализация: произнесение вслух и документирование знаний при помощи метафор, аналогий, теорий и т.д. В организации различаются явные знания, которые можно документировать и сравнительно легко передавать другим, и неявные знания, которые в основном проявляются на опыте и могут даже не осознаваться самими носителями таких знаний. Соответственно, важными задачами управления становятся архивация явных знаний и перевод знаний из неявной формы в явную.
комбинирование: изучение, сортировка, классификация и комбинирование существующих знаний.
интерполизация: в том числе «обучение на опыте» и интеграция трех описанных выше процессов обучения [5].
Система внутрифирменного обучения должна быть нацелена на достижение целей организации. Поэтому задачи обучения всегда напрямую связаны со стратегическими и маркетинговыми планами компании. Среди них можно выделить следующие: подготовка специалистов, повышение квалификации, мотивация, повышение лояльности персонала, привлечение и удержание лучших работников в компании и др.
Кроме того, обучение призвано реализовать и краткосрочные, локальные задачи, например, совершенствование обратной связи между подразделениями, повышение способности к самоорганизации, укрепление отношений с клиентами и т.д.
Благодаря сформированной системе обучения персонала в организации можно также достигнуть ряда преимуществ:
соответствие стандартам (в некоторых случаях, например, для прохождения сертификации международной системы качества, предприятие должно включать в свою структуру, наряду с другими обязательными условиями, и постоянно действующую систему обучения персонала);
международное сотрудничество (наличие определенного количества дипломов и сертификатов у сотрудников может иметь существенное значение в некоторых видах бизнеса, это является обязательным условием для получения статуса партнера крупной международной корпорации);
реализация стратегии компании (в некоторых фирмах обучение персонала входит в производственную стратегию), так
В.И.Ярных определяет следующие цели обучения сотрудников компании:
получение сотрудниками новых знаний и навыков, необходимых для работы;
поддержание профессионального уровня персонала;
подготовка сотрудников к замещению коллег во время отпуска, болезни, увольнения и т. д.;
подготовка к продвижению по службе;
знакомство сотрудников со стандартами работы компании, стратегией развития, технологией деятельности;
поддержание позитивного отношения к работе;
формирование чувства причастности к компании, мотивация к дальнейшей работе [6].
Учение представляет собой активный вид деятельности. Одним из первых на это обратил внимание Дэвид Колб, который сформулировал понятие «обучения практикой». В настоящее оно время признано основой успешного обучения. Д. Колб утверждал, что обучение начинается с практического опыта. Затем следуют выводы, возникшие в результате размышлений, что приводит к созданию новой модели или теории. Далее вновь идет стадия активного эксперимента и дальнейшего усовершенствования[7].
Шведский специалист в области обучения Клас Мелландер развивает идею Д. Колба и представляет цикл обучения в следующем виде:
мотивация: психологическая готовность и восприимчивость;
информация: факты и данные преобразуются в информацию;
обработка: информация преобразуется в опыт и понимание;
выводы: момент «озарения», когда опыт и понимание превращаются в знание;
применение: знание превращается в навыки и подходы;
обратная связь: дальнейшие размышления и усовершенствование [8].
Несмотря на широкий спектр возможных моделей построения внутрифирменного обучения, можно выделить его основные принципы:
обеспечение слушателей полной и своевременной обратной связью об эффективности их обучения;
практическая отработка получаемых знаний и навыков;
перенос приобретенных знаний и навыков в рабочие условия;
востребованность результатов обучения;
формирование и поддержание высокой мотивации к обучению;
учет исходного уровня знаний обучающихся [9].
Стоит также отметить, что с помощью реализации программ внутрифирменного обучения решаются вопросы создания в организации «единого поля» - понятийного, информационного, ценностного.
Корпоративная образовательная программа является значимым элементом в развитии корпоративной культуры. Это позволяют обеспечивать учебные программы, в которых в роли «преподавателей» выступают ведущие специалисты самой компании.
Различные формы группового обучения, такие как учебные семинары и тренинги повышают командную сплоченность и лояльность сотрудников к компании. Для многих работников возможность профессионального роста значит больше, чем получаемая заработная плата. Нередко ведущих специалистов можно удержать на предприятии только перспективой получения дополнительных знаний и навыков. Ведь от этого зависит перспектива их продвижения по карьерной лестнице.
Эффективная система обучения персонала организации обеспечивает не только получение сотрудниками новых знаний и навыков и высокий уровень их профессионализма, но и решает ряд управленческих задач. К ним можно отнести трансляцию стандартов работы компании, стратегий развития, технологий деятельности; поддержание позитивного отношения к работе; формирование чувства причастности к компании; мотивацию к дальнейшей работе. Вложения в знания и навыки сотрудников -это прямые инвестиции в развитие компании.
Проблема формирования и постановки системы внутрифирменного обучения персонала является на современном этапе актуальной для большинства компаний. Это обусловлено, прежде всего, высокой степенью динамичности и неопределенности окружающей среды, требующей от сотрудников постоянного прироста компетенций. Система обучения, таким образом, выступает особым, наиболее гибким и адаптивным ресурсом управления персоналом организации, обеспечивающим такой прирост.
1.2. Формы и методы обучения персонала организации
Обучение на рабочем месте характеризуется непосредственным взаимодействием с обычной работой в обычном рабочей обстановке. Определяющим признаком здесь является то, что обучение организовано и проводится специально для данной организации и только для ее сотрудников.
Для обучения на рабочем месте характерна практическая направленность, непосредственная связь с производственными функциями сотрудника. Здесь предоставляются значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного. В этом смысле данная форма обучения является оптимальной для выработки навыков, требуемых для выполнения текущих производственных задач.
В то же время такое обучение часто бывает слишком узким для развития потенциала сотрудника, формирования принципиально новых поведенческих и профессиональных навыков, поскольку не дает ему возможности абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения. Для достижения таких целей более эффективны программы обучения вне рабочего места.
Различают три вида обучения: профессиональная подготовка (начальная и специализированная; профессиональное совершенствование (либо повышение квалификации), которое делится на: совершенствование профессиональных знаний и способностей, профессиональное
совершенствование с целью продвижения по службе; профессиональная переподготовка (переквалификация) кадров.
Целенаправленное профессиональное развитие квалифицированных кадров предполагает тесную связь между вышеназванными видами обучения. Задачи обучения, однако, разняться для разных целевых групп: учащейся молодежи, специалистов с опытом работы, руководителей с опытом работы. Качественное составление программ обучения должно учитывать эти различия.
Обучение персонала может проводиться на рабочем месте и вне рабочего места. К методам обучения на рабочем месте относятся:
направленное приобретение опыта;производственный инструктаж; ротация; использование работников в качестве ассистентов и стажеров; подготовка в проектных группах; деловое общение персонала, наставничество.
Методы обучения вне рабочего места включают: лекции; программированные курсы обучения; конференции и семинары; моделирование организационных проблем; моделирование процессов, происходящих на конкурирующих предприятиях; деловые игры; создание рабочих групп («кружок качества», «вместо учебы»); самообучение.
Анализ последних исследований и публикаций. Вышеописанные методы являются хорошо изученными, в литературе представлена их сущность, преимущества и недостатки [11].
В настоящее время современные методы обучения персонала только начинают использовать в практике деятельности отечественных предприятий. Кроме деления методов на виды по степени инновационности (традиционные и современные), существуют также другие классификации:
по степени привлеченности (пассивные и активные);
по количеству обучающихся (индивидуальные и групповые);
по степени интеграции с производством (без отрыва и с отрывом от производства);
по длительности (долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное);
по источникам финансирования (бюджетное, негосударственные общественные фонды и организации, международные фонды и организации, собственные финансовые ресурсы предприятия, собственные финансовые ресурсы индивида);
по способу осуществления учебных мероприятий (собственными силами предприятия либо с привлечением сторонних организаций) [12].
К современным методам обучения персонала относят: видеообучение, дистанционное обучение, модульное обучение, обучение действием, метафорическая игра и др.
Видеообучение реализуется с помощью предоставления персоналу аудио- и видеопрограмм, электронных документов и т.д.
Преимущества метода заключаются в следующем:
связь с практикой;
наглядность и доступность материала;
возможность самообучения и повторения;
возможность многократного использования;
удобство использования во временном и пространственном аспектах;
экономичность.
Недостатки метода: является пассивным методом обучения; не позволяет учитывать различия в уровне квалификации работников; наличие проблемы мотивации работников из-за отсутствия жесткого контроля; отсутствие личности-мотиватора - преподавателя.
Метод может стать достаточно распространенным, учитывая его эффективность и малозатратность, однако требует разработки эффективной системы мотивации и стимулирования.
Дистанционное обучение - использование телекоммуникационных технологий для обучения персонала на расстоянии.
Преимуществами являются:
возможность привлечения большого количества работников;
может осуществляться на рабочем месте;
удобство использования во временном аспекте;
возможность применения полученных знаний на практике сразу после овладения ими.
Недостатком является сложность формирования поведенческого навыка с помощью дистанционного обучения. Также данный метод требует хорошей технической оснащенности, выраженной мотивации сотрудника к профессиональному развитию. Данный метод получает широкое применение в практике предприятий [13].
Модульное обучение - программа обучения, состоящая из отдельных тематических блоков (модулей), направленных на достижение определенного результата (решение конкретной бизнес-задачи, развития навыка и т.п.).
Учебный курс может включать как теоретические знания, так и практические работы, а также итоговые проекты. Длительность модульного обучениязависит от объема знаний, который необходимо усвоить.
Преимущества:
гибкость в выборе области знаний, способов представления материалов, способах закрепления результатов;
возможность менять последовательность модулей, их содержание в зависимости от запросов и квалификации обучающихся;
является активным методом обучения.
Недостатком метода является необходимость привлечения сторонних лиц к составлению программы обучения.
Кейс-обучение - разбор практических ситуаций из опыта деятельности различных предприятий, предполагающий анализ и групповое обсуждение гипотетических либо реальных ситуаций. Позволяет развить навыки анализа, диагностики и принятия решений. Наилучшим образом зарекомендовал себя в качестве обучающих программ для руководителей разного уровня.
Преимущества метода:
активный метод обучения;
наличие как горизонтального, так и вертикального взаимодействия обучающихся;
актуальность получаемых знаний и возможность их реального применения на практике;
высокая мотивация обучающихся обеспечивается активной работой в группе.
Недостатки метода: необходимость хорошей организации процесса обсуждения для обеспечения его конструктивизма; необходимость наличия высокой квалификации обучающихся; высокий уровень требований к квалификации преподавателя; требует высоких финансовых, организационных, временных затрат.
Данный метод эффективен в обучении руководителей разного уровня, повышении квалификации менеджеров.
Тренинг - обучение, в котором основное внимание уделяется практической отработке навыков и умений, теоретические блоки материала минимизированы. Предполагает моделирование ситуаций с целью развития либо закрепления определенных навыков, освоения новых моделей поведения, изменения отношения к выполнению заданий и т.д. Данный метод является не «базовым», а представляется совокупностью следующих: деловые, ролевые и имитационные игры, дискуссии, разбор практических ситуаций и т.д.
Преимущества:
эффективен в овладении либо развитии конкретных навыков, умений;
возможность применения полученных знаний, навыков, умений на практике сразу после овладения ими;
актуальность получаемых знаний;
повышение мотивации персонала во время прохождения тренинга.
Недостатки метода: необходимость привлечения сторонних лиц к составлению программ тренинга; обеспечение посттренингового
сопровождения персонала с целью поддержания, закрепления и усиления тренинговых эффектов.
Деловая игра предполагает отработку учебной тематики на основе ситуаций и материала, моделирующих те или иные аспекты профессиональной деятельности слушателей.
Преимущества:
возможность всестроннего исследования проблемы;
максимальная приближенность к профессиональной деятельности;
обучение моделированию решений ситуаций, которые реально могут произойти с обучающимся;
позволяет оценить готовность и умение персонала решать те или иные проблемные ситуации;
может служить информацией для выбора сотрудников на вакантные должности.
Недостатки метода деловой игры сходны с недостатками кейс-обучения.
Метафорическая игра направлена на выработку новых форм деятельности, изменения установок в поведении, формировании нестандартных подходов к решению проблемных ситуаций. Предполагает выбор метафоры в качестве проблемной ситуации, поиск решения и последующий перенос эффективных решений в реальную практику деятельности.
Преимущества:
развитие креативности сотрудников;
снижение тревожности участников по поводу неуверенности в правильности выдвигаемых решений (в сравнении с реальными ситуациями);
повышение привлекательности данного метода за счет его неординарности;
развитие умения группового поиска путей решения проблемы.
Недостатки: сложность организации в плане достижения эффективности и конструктивизма; обязательное наличие высокой квалификации преподавателя.
Ролевая игра - метод, моделирующий реальные или типичные рабочие ситуации с определением ролей участников с целью поиска решений проблемной ситуации. Эффективен при обучении навыкам межличностного общения, следовательно, полезен для руководителей и претендентов на занятие руководящих должностей.
Преимущества:
в ходе ролевой игры происходит понимание глубинных мотивов определенного поведения индивида, чья роль проигрывается (руководитель, подчиненный, заказчик и т.д.);
помогает определить типичные ошибки в стандартных ситуациях, а также способствует поиску эффективных решений проблемных ситуаций.
Недостатком данного метода является обязательное наличие высокой квалификации преподавателя, наличия у него знаний в различных областях (управлении персоналом, производстве, маркетинге, психологии личности и т.д.), в противном случае метод приводит к усугублению проблем.
Мозговой штурм - метод, позволяющий генерировать большое количество идей решения проблемной ситуации за небольшой промежуток времени с последующим анализом и выбором наиболее приемлемых вариантов.
Преимущества метода:
метод прост, малозатратен, эффективен даже при низкой квалификации участников;
не требует подготовки со стороны участников (кроме организатора);
наличие «эффекта коллективного ума»;
повышение самооценки обучающихся, улучшение психологического климата в коллективе, сближение коалиционных целей.
Недостатки: не используется для поиска решений сложных проблем; не имеет критериев оценки силы решений; отсутствует четкий алгоритм выработки сильных решений; обязательное наличие квалифицированного и опытного организатора для достижения конструктивизма.
Поведенческое моделирование - метод, призванный выработать у обучающихся определенную модель поведения в стандартных ситуациях. Обучает конкретным навыкам и установкам, связанным с выполнением профессиональной деятельности. Происходит путем поиска примера для подражания («поведенческой модели»), анализа данной модели поведения, воспроизведения ее на практике. Ролевые модели максимально полно отражают реальные практические ситуации, поэтому поведенческое моделирование позволяет сразу же применить полученные знания на практике. Однако следует учитывать то факт, что в случае выбора неудачного примера для подражания (не вызывающего уважения, непродуктивного и т.д.), метод поведенческого моделирования не принесет ожидаемых результатов.
Преимущества:
возможность применения полученных знаний на практике сразу после овладения ими;
возможность учитывать индивидуальные личностные, квалификационные, поведенческие особенности обучаемых;
метод достаточно гибок во временном аспекте.
Недостатком метода является сложность в выборе поведенческой модели; низкая прогнозируемость результатов обучения, зависящая от индивидуальных особенностей обучаемого.
Сторрителлинг - метод обучения новых сотрудников организации с целью ознакомления с организационной структурой, корпоративной культурой, локальными нормативными актами и т.д. Обучение начинается на этапе подбора персонала и оканчивается в период полной адаптации. Обучение проводится непосредственным руководителем путем обогащения знаний об организации, предоставления информации о ней, курирования деятельности в период испытательного срока.
Преимущества метода:
период адаптации нового сотрудника протекает легко и быстро;
формирует лояльность нового сотрудника к организации.
Недостатком является сложность мотивации непосредственных руководителей к эффективному проведению данного метода обучения в силу временных, личностных особенностей.
Обучение действием - метод обучения посредством решения реальных практических проблем, происходящих на предприятии. Является наиболее эффективным методом обучения менеджеров без отрыва от выполнения профессиональных обязанностей. Основой данного метода является создание рабочей группы менеджеров, решающей поставленную перед ними задачу. Срок обучения может длиться от нескольких недель до года. С помощью данного метода совершенствуются навыки стратегического планирования, развиваются навыки принятия решений, разбираются реальные ситуации, решаются производственные задачи, что является несомненным преимуществом как для обучающихся, так и для организации в целом. У обучающихся повышается самооценка, самомотивация, ответственность.
Недостатком метода является риск принятия неправильного решения при отсутствии соответствующих квалификации и опыта.
Баскет-метод - метод имитации ситуаций, часто встречающихся в работе руководителей, метод, при котором обучающийся «погружается» в роль руководителя. Обучающемуся следует систематизировать информацию, проанализировать документацию, предоставленную ему в качестве обучающего пособия, провести деловые встречи и переговоры. На основе анализа следует принять решения по предложенным материалам и подготовить соответствующие документы - приказы, распоряжения, письма, служебные записки и т.д. для решения поставленных проблем.
Данный метод обучения развивает способность к анализу, систематизации информации, выявлении ключевых проблем с учетом их важности и срочности, разработке альтернативных методов решения проблем, выбор оптимальных. Как правило, обучающемуся предоставляются сжатые сроки на выполнение задания.
Преимущества метода:
высокий уровень мотивации обучающихся;
высокая степень включенности в решение поставленных задач;
метод позволяет оценить потенциальных кандидатов на занятие вакантных руководящих должностей, эффективен также в качестве
подготовки к занятию вакантной должности;
сжатые сроки обучения.
Недостатком является его неэффективность для обучения специалистов, служащих, рабочих.
Обучение по методу Shadowing - в дословном переводе с английского - «слежка», «бытиё тенью». Суть метода заключается в предоставлении возможности сотруднику, представленному к повышению, переквалификации, ротации не менее двух дней быть «тенью» сотрудника, занимающего потенциальную должность. Таким образом обучающийся полностью погружается в специфику изучаемой работы, может определить сущность и объем необходимых ему знаний и навыков.
Преимущества:
возможность использования для всех категорий персонала;
простота, экономичность;
ускорение процесса адаптации.
В качестве недостатка можно выделить следующее: пример для подражания должен обладать высокой квалификацией, отличаться производительностью, умением пояснить (в случае необходимости) специфические моменты работы и т.д.
Обучение по методу Secondment в дословном переводе с английского «командирование». Метод является разновидностью ротации персонала, однако предполагает перемещение сотрудника на другое место работы в другое подразделение организации (департамент, отдел) на время с последующим возвращением к выполнению прежних обязанностей. Данный метод имеет широкое распространение в Великобритании.
Преимущества метода:
развитие навыков межличностного общения,
взаимодействия персонала;
укрепление командной работы;
отвлечение от «рутины», что способствует повышению мотивации;
профессиональное, личностное развитие за счет приобретения нового опыта, знаний, навыков, умений.
Недостатки метода: может использоваться в крупных организациях с плоской структурой; нет опыта использования на постсоветском пространстве, соответственно, не отработан механизм замещения сотрудников.
Обучение по методу Buddying - метод заключается в закреплении за работником партнера (buddy), задача которого -предоставление постоянной обратной связи о действиях и решениях закрепленного за ним сотрудника с целью выявления «узких мест» в его работе. Участники являются равноправными, что отличает этот метод от наставничества. Прежде чем использовать данный метод, следует психологически подготовить работника к тому, что за ним будут «следить», анализировать его действия. Buddy, в свою очередь, необходимо обучить методам анализа, объективной оценки, конструктивной критики.
Преимущества:
позволяет «взглянуть на свою работу со стороны»;
позволяет выявить точки личностного и профессионального роста, увидеть слабые места, недостатки;
улучшение навыков межличностного взаимодействия.
При недостаточной психологической подготовленности участников, использование метода может привести к возникновению конфликтных ситуаций.
По результатам анализа современных методов обучения персонала, предлагаем ввести новый классификационный признак методов обучения персонала: «направленность на целевую группу». Так, можно различить методы, направленные (преимущественно) на обучение руководителей, специалистов, служащих, рабочих либо всех категорий персонала.
Безусловно, границы являются достаточно размытыми. О༌днако речь идет о достижении наибольшего эффекта при использовании определенных методов в обучении определенных категорий персонала.
П༌ри обучении руководителей и претендентов на руководящие должности преимущественно используются༌ следующие современные методы: ролевая༌ игра, обучение действием, баскет-метод. Д༌ля༌ всех категорий персонала могут использоваться༌ следующие методы обучения༌: видеообучение, дистанционное обучение, модульное обучение, кейс-обучение, тренинг, деловая༌ игра, метафорическая༌ игра, мозговой штурм, поведенческое моделирование, обучение по методу Shadowing, обучение по методу Secondment (кроме руководителей высшего уровня༌), обуч༌ение по методу Buddying (кроме руководителей высшего уровня༌). М༌етод «С༌торрителлинг» преимущественно используется༌ для༌ обуч༌ения༌ вновь приня༌тых сотрудников либо кандидатов на вакантные должности [10].
Т༌аким образом, существует огромное множество методов обуч༌ения༌ перс༌онала: как традиционных, так и дос༌таточ༌но новых. К༌аждый из них имеет с༌вои преимущес༌тва и недос༌татки. В༌ыбор конкретного метода обуч༌ения༌ завис༌ит от задач༌, которые необходимо решить пос༌редс༌твом их
ис༌пользования༌: получ༌ение новых знаний, формирование умений и навыков, развитие лич༌нос༌тных характерис༌тик перс༌онала и т.д. Н༌еобходимо отметить, ч༌то наилуч༌шего эффекта можно ожидать от ис༌пользования༌ нес༌кольких методов в комплекс༌е.
1.3. О༌рганизационные ас༌пекты обуч༌ения༌ перс༌онала
В༌ажными элементами работы по управлению перс༌оналом я༌вля༌ютс༌я༌ повышение квалификации и переподготовка кадров. Д༌ля༌ выбора правильной с༌тратегии этой дея༌тельнос༌ти необходима диагнос༌тика потребнос༌ти в обуч༌ении и переподготовке перс༌онала. Ц༌ели диагнос༌тики [13, c. 126]:
проя༌с༌нение целей развития༌ организации проя༌с༌нение с༌тратегии;
определение, каким компетенция༌м необходимо уч༌итьс༌я༌;
выя༌вление категорий с༌отрудников, не обладающих необходимыми компетенция༌ми для༌ дос༌тижения༌ целей;
обнаружение проблемных зон организации;
ус༌тановление с༌ущес༌твующих проблем༌ и с༌ложнос༌тей в работе с༌отрудников, нам༌еч༌енных к обуч༌ению;
выя༌вление с༌тепени с༌оответс༌твия༌ зая༌вленной тем༌ы обуч༌ения༌ реально с༌ущес༌твующей проблем༌е в обуч༌ении;
определение приоритетнос༌ти в обуч༌ении различ༌ных целевых групп с༌отрудников по результатам༌ экс༌прес༌с༌-диагнос༌тики;
предос༌тавление м༌акс༌им༌ально точ༌но разработанных програм༌м༌ обуч༌ения༌.
Д༌ля༌ с༌бора информ༌ации при выя༌влении потребнос༌ти в обуч༌ении ис༌пользуютс༌я༌ с༌ледующие м༌етоды:
интервью или индивидуальные конс༌ультационные с༌ес༌с༌ии, обыч༌но с༌ м༌енеджером༌ по перс༌оналу;
и༌нтервью с༌ обуч༌ающи༌м༌и༌с༌я༌;
анкета и༌ли༌ опрос༌ни༌к;
анали༌з с༌труктуры, в ч༌ас༌тнос༌ти༌, анали༌з текс༌та должнос༌тных и༌нс༌трукци༌й обуч༌ающи༌хс༌я༌;
«полевые и༌с༌с༌ледовани༌я༌» (непос༌редс༌твенно на рабоч༌ем༌ м༌ес༌те).
Ч༌тобы м༌акс༌и༌м༌ально точ༌но определи༌ть, напри༌м༌ер, ч༌ем༌у уч༌и༌ть, некоторые органи༌заци༌и༌ внедря༌ют у с༌ебя༌ корпорати༌вную м༌одель ком༌петенци༌й, в которой профи༌ли༌ровани༌е должнос༌тей с༌трого при༌вя༌зано к с༌тратеги༌и༌ разви༌ти༌я༌ органи༌заци༌и༌. Т༌о ес༌ть с༌нач༌ала разрабатываетс༌я༌ с༌тратеги༌я༌, с༌оздаётс༌я༌ образ желаем༌ого будущего, и༌ ли༌шь затем༌ выя༌вля༌ютс༌я༌ ком༌петенци༌и༌, необходи༌м༌ые для༌ дос༌ти༌жени༌я༌ этого будущего. К༌орпорати༌вная༌ м༌одель ком༌петенци༌й м༌еня༌етс༌я༌ вм༌ес༌те с༌ и༌зм༌енени༌я༌м༌и༌ с༌тратеги༌и༌.
Р༌езультатам༌и༌ ди༌агнос༌ти༌ки༌ потребнос༌ти༌ в обуч༌ени༌и༌ м༌огут быть:
м༌акс༌и༌м༌ально точ༌ная༌ разработка програм༌м༌ обуч༌ени༌я༌;
и༌зм༌енени༌е тем༌ы обуч༌ени༌я༌ в с༌оответс༌тви༌и༌ с༌ выя༌вленной потребнос༌тью.
О༌дной и༌з ос༌новных проблем༌ органи༌заци༌й и༌ндус༌три༌и༌ тури༌зм༌а я༌вля༌етс༌я༌ проблем༌а м༌оти༌ваци༌и༌ должнос༌тного рос༌та. Д༌.М༌и༌нер выдели༌л два подхода к разви༌ти༌ю карьеры, предполагающи༌е с༌оздани༌е с༌пеци༌альных с༌и༌с༌тем༌ м༌оти༌ваци༌и༌. П༌ри༌ первом༌ подходе и༌з важнос༌ти༌ и༌ерархи༌ч༌ес༌ки༌х с༌ти༌м༌улов, при༌ втором༌ и༌з при༌ори༌тетнос༌ти༌ профес༌с༌и༌ональных с༌ти༌м༌улов [14, с༌. 166].
С༌равни༌тельно большой, но не и༌с༌пользуем༌ый в дос༌таточ༌ной с༌тепени༌ потенци༌ал для༌ м༌оти༌ваци༌и༌ работни༌ков заложен в возм༌ожнос༌ти༌ получ༌ени༌я༌ дополни༌тельных знани༌й для༌ работы в и༌ндус༌три༌и༌ тури༌зм༌а. Э༌то вызвано недос༌татком༌ знани༌й при༌м༌ени༌тельно к данной работ༌е, а т༌акже ч༌ас༌т༌о вс༌т༌реч༌ающи༌м༌с༌я༌ нес༌оот༌вет༌с༌т༌ви༌ем༌ м༌ежду предс༌т༌авлени༌я༌м༌и༌ о работ༌е и༌ с༌ам༌ой работ༌ой. С༌ущес༌т༌вующи༌е с༌и༌с༌т༌ем༌ы образовани༌я༌ в недос༌т༌ат༌оч༌ной м༌ере гот༌овя༌т༌ с༌пеци༌али༌с༌т༌ов для༌ работ༌ы в и༌ндус༌т༌ри༌и༌ т༌ури༌зм༌а. Н༌овые м༌одели༌ поведени༌я༌ вырабат༌ывают༌с༌я༌ в ус༌лови༌я༌х с༌оци༌ально-культ༌урного разрыва м༌ежду т༌ради༌ци༌онным༌ цент