Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Ветераны (соцзащита)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Ветераны (соцзащита)
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    23.04.2018 12:20:48
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА



    Факультет Среднего профессионального образования

    Кафедра гражданско-правовых дисциплин







    КУРСОВАЯ РАБОТА



    По дисциплине Право социального обеспечения


    Студента Джабраилова Хизира Мусаевича






    На тему: Ветераны Великой Отечественной войны и меры их социальной защиты»








    Автор работы:

    Джабраилов Х.М.___________________

    (ФИО)(подпись)


    Научный руководитель:

    Римская С.В. ___________________

    (подпись)














    Москва 2018Содержание


    Введение3

    Глава 1. Общая характеристика социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны6

    1.1. Понятие социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны6

    1.2. Правовое регулирование социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны10

    Глава 2. Меры социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны18

    2.1. Материальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны18

    2.2. Льготы ветеранам Великой Отечественной войны24

    2.3. Иные меры социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны26

    Заключение31

    Список использованных источников33





    Введение

    Актуальность темы исследования. В последние годы в РФ происходят перманентные изменения в законодательстве о социальном обеспечении. Появляются новые виды обеспечения, обусловленные современными потребностями и проблемами общества (например, к таким новым видам можно отнести государственную социальную помощь малоимущим, оказываемую на основе принципа адресности), продолжается процесс разграничения полномочий в сфере социального обеспечения между РФ и ее субъектами.

    Наряду с этими процессами происходит реформирование системы натуральных льгот, предоставлявшихся многим категориям граждан в советский период. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) множество льгот, ранее предоставлявшихся в натуральной форме, заменены мерами социальной поддержки, которая может оказываться как в денежной, так и в натуральной формах. При этом финансовое обеспечение мер социальной поддержки некоторых категорий граждан (в частности, тружеников тыла, жертв политических репрессий, ветеранов труда) в соответствии с вышеупомянутым законом отнесено к компетенции субъектов РФ.

    Установленное данным федеральным законом правовое регулирование существенным образом изменило принципы и подходы к социальному обеспечению указанных категорий граждан посредством их социальной поддержки. Негативным следствием введения данного закона, как показывает правоприменительная практика, явились многочисленные проблемы, в том числе равенство в праве на социальную поддержку ветеранов при одинаковых основаниях на ее предоставление, способах осуществления, формах и видах в контексте ст. 7 Конституции РФ, в соответствии с которой наша страна является социальным государством.

    Вышеизложенные обстоятельства определили выбор темы исследования.

    Объектом работы является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе оказания социальной защиты ветеранам ВОВ в Российской Федерации.

    Предмет исследования нормативные правовые акты о социальном обеспечении (Конституция РФ, федеральные законы и подзаконные акты, законы и подзаконные акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления), а также судебная практика судов общей юрисдикции, связанная с объектом исследования

    Целью настоящего исследования является комплексный анализ вопросов социальной защиты ветеранов ВОВ, выявление недостатков в ее правовом регулировании и обоснование предложений по совершенствованию законодательства РФ в данной области.

    Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    - рассмотреть понятие социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны;

    - определить правовое регулирование социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны;

    - проанализировать материальную поддержку ветеранов Великой Отечественной войны;

    - определить льготы ветеранам Великой Отечественной войны;

    - выявить иные меры социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны.

    Методологической основой исследования выступают общенаучный и специальные методы исторический, логический, системный, обобщения, сравнительно правовой, формально юридический и другие.

    Теоретическую основу исследования составили труды ученых по теории государства и права (С.С. Алексеева, В.С. Нерсесянца и др.), конституционному праву (М.В. Баглая, В.В. Гладышева, В.Д. Зорькина, А.Н. Кокотова, М.И. Кукушкина, О.Е. Кутафина и др.).

    Приоритетный вклад в разработку темы исследования внесли труды представителей науки права социального обеспечения, исследовавших теоретические и практические проблемы реализации права на социальное обеспечение, в частности, Е.Г. Азаровой, В.С. Андреева, К.С. Батыгина, М.О. Буяновой, Ю.В. Васильевой, В.П. Галаганова, Т.С. Гусевой, А.Д. Зайкина, М.Л. Захарова, Т.В. Иванкиной, Р.И. Ивановой, С.И. Кобзевой, М.В. Лушниковой, А.М. Лушникова, Е.Е. Мачульской, Т.К. Мироновой, Г.С. Скачковой, И.О. Снигиревой, В.Н. Толкуновой, Э.Г. Тучковой, М.Ю. Федоровой, М.В. Филипповой и др.

    Нормативная основа исследования Конституция РФ, федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты.

    Эмпирическую основу составили акты органов государственной власти и управления РФ и ее субъектов, решения Конституционного Суда РФ, а также федеральных судов общей юрисдикции.

    Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделенных на пять параграфов, заключения и списка использованных источников.

    Глава 1. Общая характеристика социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны

    1.1. Понятие социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны

    Система социальной защиты ветеранов предполагает проведение комплекса мероприятий, направленных на реализацию прав, гарантий, оказание социальной поддержки с целью обеспечения достойного уровня жизни, активной деятельности, почета и уважения в обществе данной категории граждан с учетом их заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда. С учетом этих задач статья 1 федерального закона «О ветеранах» определяет следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.

    Базовым нормативно-правовым актом, определяющим понятие «ветеран», правовой статус ветерана в России, содержание и особенности социальной защиты данной категории граждан, является действующий федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ. Необходимо отметить, что нормативно-правовое регулирование основ социальной защиты ветеранов в нашей стране не ограничивается лишь указанным федеральным законом, так как сама система социальной защиты имеет сложную структуру, каждый элемент которой детерминируется собственной правовой базой.

    Основными элементами системы социальной защиты являются: социальное страхование, социальное обеспечение, социальная помощь, благотворительность и личные сбережения граждан, направленные на личную безопасность, а также частное личное страхование. Подобная структура, безусловно, применима и к рассмотрению системы социальной защиты ветеранов в России.

    Анализ системы социальной защиты ветеранов ВОВ открывает проблемное поле, связанное с существованием различных подходов и трактовок к элементам рассматриваемой системы.

    Безусловно, на современном этапе развития России основными элементами системы социальной защиты ветеранов ВОВ являются социальное страхование, социальное обеспечение и социальная помощь, зависящие от развития и потенциала экономики, тесно связанные с политикой государства, заботой о социальном благополучии людей труда и неработающих слоев населения.

    Представляя собой комплекс мер (правовых, экономических, организационных), социальное страхование призвано предупредить социальные риски и ликвидировать негативные последствия, вызванные ими. Механизмы правового регулирования социального страхования в России предусмотрены федеральным законом от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». В настоящее время в Российской Федерации механизм обязательного социального страхования направлен на управление следующими видами социальных страховых рисков: 1) необходимость получения медицинской помощи; 2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; 3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

    Ветераны ВОВ в Российской Федерации активно включены в систему обязательного социального страхования: им предоставляется медицинская помощь, пенсионное обеспечение как вид страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, выплачиваются социальные пособия. Также ветераны могут стать субъектами реализации добровольного социального страхования, которое призвано обеспечить дополнительный уровень социальной защиты гражданам по сравнению с обязательным страхованием и реализуется за счет средств, полученных в виде взносов либо непосредственно от граждан за счет их собственных доходов, либо от работодателей, страхующих работников из прибыли фирмы.

    Социальное страхование сегодня рассматривается как составная часть социальной защиты, а также как организационно-правовая форма социального обеспечения. По мнению автора, это обстоятельство объясняется существованием множества дефиниций понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение». На это также указывают ряд авторов (М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова, М.С. Сагандыков, А.М. Шафиков и др.). Причины данного явления кроются, с одной стороны, в многоаспектности и уникальности социального обеспечения и социальной защиты как общественных явлений, а с другой - «...в самой Конституции РФ. Конституционные нормы о социальной защите и социальном обеспечении разбросаны по многим статьям глав 1 и 2 Конституции РФ, они не выстроены в систему, не показано их соотношение и взаимодействие, и, наконец, остается неясным правовое наполнение этих понятий». Стоит резюмировать, что понятие «социальная защита» объемнее понятия «социальное обеспечение», которое является лишь его формой, а социальное страхование в свою очередь выступает формой социального обеспечения.

    В современной России, кроме обязательного социального страхования (централизированная форма социального обеспечения), используются региональные, местные, локальные формы. В социальном обеспечении ветеранов за последнее десятилетие произошли существенные изменения, когда система льгот была заменена денежными выплатами в соответствии с федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ. Льготы теперь понимаются как меры социальной поддержки, при этом большинство льгот было заменено ежемесячными денежными выплатами, вводимыми на федеральном уровне, часть льгот предоставляется в виде набора социальных услуг, а некоторые предоставляются в натуральном виде. Кроме того, в рамках этого закона предусмотрено перераспределение финансирования мер социальной поддержки между Российской Федерацией и ее субъектами. Так, для ряда льготных категорий граждан меры социальной поддержки установлены на федеральном уровне (так называемые федеральные льготники), для иных категорий меры такой поддержки устанавливаются субъектами Российской Федерации (региональные льготники). Для региональных льготников меры социальной поддержки устанавливают субъекты Российской Федерации исходя из возможностей своих бюджетов.

    Проблемные аспекты социальной защиты ветеранов ВОВ, законодательство в данной области исследовались в трудах Зориктуевой А.В., Наклонова Д.Н., Назарова Е.Г., Тверикина А.В. и других исследователей. Это не случайно, так как в течение достаточно длительного времени система социальной защиты ветеранов ВОВ представляла собой значительное по объему сочетание разноплановых правовых актов, обладавших различной ведомственной принадлежностью, что создавало определённые трудности при их применении. В связи с принятием федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ устранилось большинство проблем правоприменительной практики, что позволило сформировать единую правовую основу государственной социальной политики по защите ветеранов ВОВ.

    Итак, социальная защита ветеранов Великой Отечественной войны это система мероприятий, осуществляемая государством Российской Федерации, его структурными подразделениями и обществом в целом, направлена на обеспечение гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и существования ветерана ВОВ. С момента окончания войны повышение качества жизни ветеранов Великой Отечественной войны является одной из важнейших задач российского государства.

    На современном этапе развития России как социального государства сформирована устойчивая система социальной защиты ветеранов ВОВ, включающая несколько структурных элементов: социальное страхование, социальное обеспечение, социальную помощь, благотворительность, каждый из которых имеет правовую базу. Несмотря на противоречия в трактовке содержания этих базовых элементов, сама система представляет собой комплексное образование, эффективное функционирование которого зависит от уровня развития экономики, гражданского общества, правовой культуры.


    1.2. Правовое регулирование социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны

    На данный момент базовым правовым актом, в котором закреплен правовой статус ветеранов ВОВ, является Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». В данном законе отражены важнейшие правовые положения, регулирующие гарантированную социальную защиту ветеранов ВОВ. Однако в течение достаточно длительного времени система социальной защиты ветеранов ВОВ представляла собой значительное по объему сочетание разноплановых правовых актов, обладавших различной ведомственной принадлежностью, что создавало определённые трудности при их применении. В связи с принятием Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ устранилось большинство проблем правоприменительной практики, что позволило сформировать единую правовую основу государственной социальной политики по защите ветеранов ВОВ.

    Среди других федеральных законов можно назвать следующие законы:

    - ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ. Целью проводимой политики является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод;

    - ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" - устанавливает основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения;

    - ФЗ "О государственной социальной помощи" - устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, нуждающихся в оказании социальной помощи;

    - Закон РФ от 15 января 1993 г. N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" - устанавливает правовые гарантии, особые заслуги и статус лиц, относящихся к указанной категории, законодательно закрепляет соответствующие права и льготы для данных лиц;

    - Федеральный закон от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" - законодательно закрепляет особые заслуги перед государством граждан Российской Федерации, удостоенных звания Героя Социалистического Труда и награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней, устанавливает права и льготы, которые призваны обеспечить их экономическое и социальное благополучие;

    - Закон РФ от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества";

    - Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" и др.

    В 2000 году вышел Указ Президента Российской Федерации о Российском организационном комитете «Победа» (Указ от 5 августа 2000 г. № 1441). В качестве основных задач в нем определялось осуществление мер, направленных на создание условий, обеспечивающих социально-экономическое и моральное благополучие ветеранов, координация деятельности органов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, профсоюзных организаций, ветеранских и других общественных объединений по решению проблем.

    На региональном уровне в состав законодательства Российской Федерации о ветеранах ВОВ входят:

    - Закон Московской области от 26 апреля 2010 г. N 44/2010-ОЗ "О предоставлении права бесплатного проезда ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим за пределами Московской области";

    - Закон Брянской области от 13 декабря 2001 г. N 82-З "О дополнительных мерах социальной защиты отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны" и др.;

    Итак, система законодательства РФ о ветеранах Великой Отечественной войны, которую выделяет Е.Г. Назаров, представлена двумя уровнями: федеральным и региональным. Федеральный уровень определяет основные направления государственной социальной политики в данной сфере, социальные гарантии, процедуру их предоставления всем категориям ветеранов, правовые гарантии социальной защиты ветеранов, меры социальной поддержки которых являются расходными обязательствами РФ. На уровне субъектов РФ устанавливаются дополнительные гарантии и меры социальной поддержки ветеранов.

    Важным законодательным новшеством является создание нового документа, разработанного Правительством России, включающего Концепцию отношения к старшему поколению населения РФ, введенной постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2016 года № 164-р. Данная Концепция разработана до 2025 года и включает в себя решения важных проблем старшего поколения, таких как доходы и занятость граждан старшего поколения, обеспечение здоровья и социальное обслуживание граждан старшего поколения и ряда других.

    Частью 4 ст. 15 Конституции РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Из данной конституционной нормы вытекает положение, установленное комментируемой статьей о том, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные комментируемым Законом, то применяются правила международного договора.

    Международные соглашения и договоры по социальным вопросам, в том числе по социальной поддержке ветеранов, имеют широкое применение. Общее понятие международного договора дано в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", где указано, что международный договор Российской Федерации является международным соглашением, заключенным Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

    Заключение международных договоров и соглашений по вопросам социальных льгот и гарантий ветеранам предполагается, прежде всего, с государствами, ранее входившими в состав Союза ССР, поскольку на территориях именно этих государств проживает подавляющее большинство ветеранов - инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и т.д.

    В настоящее время заключены и действуют ряд международных договоров и соглашений по вопросам социальной поддержки ветеранов.

    Права инвалидов и участников Великой Отечественной войны на льготный проезд на соответствующих видах транспорта определяются Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, подписанным главами правительств Содружества Независимых Государств 12 марта 1993 года.

    В соответствии с Соглашением "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", подписанным в Москве 13 марта 1992 г. государствами - участниками СНГ (Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова), пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения. Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

    В Соглашении от 9 декабря 1994 г. "Об установлении для участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла военных лет и вдов погибших воинов дополнительных льгот и материальной помощи в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", подписанном государствами - участниками СНГ (Азербайджанской Республикой, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Грузия), решается вопрос о повышении размеров пенсий участникам, инвалидам Великой Отечественной войны, родителям и не вступавшим в повторный брак вдовам (вдовцам) погибших воинов, лицам, награжденным орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны. Каждая из сторон Соглашения признает целесообразным в соответствии с национальным законодательством предоставить участникам Великой Отечественной войны, достигшим 70-летнего возраста, льготы, предусмотренные законодательством бывшего Союза ССР для инвалидов Великой Отечественной войны третьей группы, а также принять меры по бесплатному обеспечению жилыми помещениями инвалидов и участников Великой Отечественной войны по нормам и в порядке, установленным их законодательством. Кроме того, Стороны Соглашения предоставляют участникам Великой Отечественной войны 50-процентную скидку с установленных тарифов абонентной платы за квартирные телефоны, и единовременную материальную помощь гражданам своего государства участникам Великой Отечественной войны, а также родителям и не вступавшим в повторный брак вдовам (вдовцам) погибших воинов в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне. Также, каждая из Сторон предоставляет право на бесплатное захоронение с воинскими почестями и установление надгробий на могилах умерших Героев Советского Союза и кавалеров ордена Славы трех степеней и предусматривает минимальный перечень ритуальных услуг при погребении умерших участников Великой Отечественной войны, которые возмещаются государством.

    Таким образом, круг законодательных актов, регламентирующих вопросы, касающиеся правового статуса ветеранов ВОВ и правоотношений, складывающихся в данном правовом поле, формируется на трех уровнях федеральном, региональном и международном.


    Выводы по Главе 1.

    Завершая рассмотрение общей характеристики социальной защиты ветеранов ВОВ, необходимо сделать следующие выводы:

    1. Социальная защита ветеранов Великой Отечественной войны это система мероприятий, осуществляемая государством Российской Федерации, его структурными подразделениями и обществом в целом, направлена на обеспечение гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и существования ветерана ВОВ. С момента окончания войны повышение качества жизни ветеранов Великой Отечественной войны является одной из важнейших задач российского государства.

    На современном этапе развития России как социального государства сформирована устойчивая система социальной защиты ветеранов ВОВ, включающая несколько структурных элементов: социальное страхование, социальное обеспечение, социальную помощь, благотворительность, каждый из которых имеет правовую базу. Несмотря на противоречия в трактовке содержания этих базовых элементов, сама система представляет собой комплексное образование, эффективное функционирование которого зависит от уровня развития экономики, гражданского общества, правовой культуры.

    2. Круг законодательных актов, регламентирующих вопросы, касающиеся правового статуса ветеранов ВОВ и правоотношений, складывающихся в данном правовом поле, формируется на трех уровнях федеральном, региональном и международном.





























    Глава 2. Меры социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны

    2.1. Материальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны

    Право на ежемесячную денежную выплату ветеранам Великой Отечественной войны и её размер установлены Федеральным законом Российской Федерации от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

    Ежемесячная денежная выплата введена с 1 января 2005 г. Данной выплатой были заменены некоторые льготы ветеранам, которые ранее предоставлялись им в натуральном виде.

    Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере:

    1) инвалидам войны - 3 088 рублей;

    2) участникам Великой Отечественной войны - 2 316 рублей;

    3) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - 1 699 рублей;

    4) военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, членам экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств, членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда - 927 рублей.

    Законом предусмотрена ежегодная индексация размера ежемесячной денежной выплаты (один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции).

    Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Что же касается самого порядка, в соответствии с которым осуществляется выплата, то он определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

    Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления гражданину социальных услуг в соответствии с ФЗ "О государственной социальной помощи". В состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг в силу ст. 6.2 указанного Закона включаются следующие социальные услуги:

    1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

    2) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

    3) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

    Также к денежным выплатам можно отнести субсидии (например, на приобретение жилого помещения или на оплату жилого помещения и жилищно коммунальных услуг) и компенсационные выплаты (например, компенсация стоимости протеза, пп. 10 п. 1 ст. 16 Закона о ветеранах).

    В отраслевой литературе содержатся различные мнения относительно правовой природы субсидии.

    Так, Т.В. Деркачева рассматривает субсидию как безналичную форму расчетов с гражданами, предоставляемую при превышении платежей за жилье и коммунальные услуги, потребляемые по социальной норме площади жилья и по нормативам потребления коммунальных услуг сверх установленного субъектами РФ уровня от совокупного дохода семьи.

    Е.Е. Мачульская, определяя субсидию как имеющую целевое назначение оплату предоставляемых гражданам материальных благ и услуг, считает ее одним из видов государственной социальной помощи, а субсидии на оплату коммунальных услуг особым видом субсидий.

    Т.С. Гусева считает, что субсидия в праве социального обеспечения это социальная выплата, предоставляемая на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджетных средств, предназначенная строго для использования в целях, установленных в законе. По ее мнению, субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг являются видом социального обеспечения, который предоставляется малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам с целью компенсировать расходы по оплате жилья и коммунальных услуг.

    С данным определением нельзя полностью согласиться, так как в рамках системы социальной поддержки населения субсидии могут предоставляться не только малоимущим, но и другим категориям граждан без учета уровня их доходов. В частности, как уже отмечалось выше, многие регионы, реализуя полномочия, предоставленные ст. 23.2 Закона о ветеранах, установили субсидию на оплату коммунальных услуг для некоторых категорий ветеранов.

    Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ в Закон о ветеранах введена ст. 23.1, предусматривающая ежемесячную денежную выплату для данной категории граждан в дифференцированном размере от 927 руб. для военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств, членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда до 3088 руб. для инвалидов войны.

    В литературе отмечается относительная самостоятельность этой меры социальной поддержки, её отличие от компенсационных выплат и субсидий. Так, Т.С. Гусева, ссылаясь на ст. 1 Закона о государственной социальной помощи, считает возможным рассматривать ежемесячную денежную выплату в качестве пособия то есть безвозмездного предоставления гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ. Таким образом, автором акцентируется внимание на сходстве финансовых источников ежемесячной денежной выплаты и пособий (бюджеты бюджетной системы РФ) и на безвозмездном принципе их предоставления.

    Н.Л. Смирновой пособие определяется как отличающаяся от пенсий, субсидий и компенсаций денежная выплата, ограниченная временными рамками (ежемесячная, периодичная или единовременная), выплачиваемая в установленных случаях для поддержания прежнего материального положения лица за счет средств внебюджетных фондов, государственного бюджета, муниципальных средств и средств работодателя в твердой сумме или в размере, соотносимом с заработком.

    В.П. Галагановым социальные пособия рассматриваются как гарантированные денежные выплаты, предоставляемые гражданам за счет государственных средств в целях их материального обеспечения в связи с утратой заработка (или иного дохода) по причине временной нетрудоспособности, беременности и родов, отсутствия заработка (или иного дохода) вследствие безработицы; оказания единовременной помощи при определенных обстоятельствах; материальной поддержки гражданам, имеющим детей, и в других случаях, указанных в законодательстве.

    В отличие от пособий, размеры которых устанавливаются с учетом районного коэффициента к заработной плате, что в определенной мере компенсирует дополнительные расходы, связанные с проживанием в регионах с особыми климатическими условиями, размеры ежемесячной денежной выплаты в настоящее время от районного коэффициента не зависят, что, по нашему мнению, негативно влияет на достижение цели выравнивания материального положения ветеранов по сравнению с остальными членами общества.

    Поэтому предлагается изменить п. 5 ст. 23.1 Закона о ветеранах, изложив его в следующей редакции: «Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, размеры ежемесячной денежной выплаты определяются с учетом этих коэффициентов.», а п. 7 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, предусматривающий соответствующую выплату без учета указанных коэффициентов исключить.

    Таким образом, денежная форма социальной поддержки ветеранов ВОВ выражается в предоставлении ветеранам ежемесячных денежных выплат, социальных выплат, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

    Ежемесячная денежная выплата как вид социальной поддержки, компенсируя льготы в натуральной форме, предоставлявшиеся до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, призвана выполнять функцию поддержания уровня доходов отдельных категорий населения, нуждающихся в особой социальной защите. В отличие от пособий, размеры которых устанавливаются с учетом районного коэффициента к заработной плате, что в определенной мере компенсирует дополнительные расходы, связанные с проживанием в регионах с особыми климатическими условиями, размеры ежемесячной денежной выплаты в настоящее время от районного коэффициента не зависят, что, по мнению диссертанта, негативно влияет на достижение цели материальной поддержки. Поэтому предлагается дополнить п. 5 ст. 23.1 Закона о ветеранах словами «В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, размеры ежемесячной денежной выплаты определяются с учетом этих коэффициентов».


    2.2. Льготы ветеранам Великой Отечественной войны

    Участники Великой Отечественной войны, за исключением лиц, непосредственно не принимавших участия в боевых действиях, или получивших статус ветерана в связи с награждением орденами и медалями, имеют право на льготы по пенсионному обеспечению. Так, участники Великой Отечественной войны имеют право на одновременное получение двух видов пенсий: им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости (подп. 2, 6 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"; далее закон о государственном пенсионном обеспечении).

    Это положение распространяется и на инвалидов войны.

    Кроме того, участники войны и жители блокадного Ленинграда имеют право на получение пенсии по инвалидности в увеличенном размере до 250% в зависимости от группы инвалидности (п. 1- 1.1 ст. 16 закона о государственном пенсионном обеспечении).

    Социальные льготы ветеранам ВОВ и приравненным к ним гражданам, предоставляемые государством:

    - Выдача денежной компенсации в размере 50% от первоначальной стоимости на оплату коммунальных услуг.

    - Установка стационарного телефона вне общей очередности.

    - Преимущество при вступлении в ряды некоммерческих организаций, например, ТСЖ или иной жилищный кооператив.

    - Внеочередное медицинское обслуживание и скидки на покупку определенных лекарств.

    - Компенсационные выплаты взамен бесплатного проезда на городском и междугороднем транспорте.

    - Внеочередное обслуживание в госучреждениях и при посещении культурных и спортивных центров.

    Помимо социальных льгот федерального значения для ветеранов ВОВ предусмотрены региональные прерогативы. Так, например, в Марий Эл ежегодно проводится благотворительная акция помощи ветеранам Великой Отечественной войны. Средства, собранные в ходе акции, будут направлены на проведение ремонта жилых помещений, улучшение жилищных и бытовых условий ветеранов и вдов ветеранов. В 2016 году по результатам акции в Марий Эл была оказана помощь 144 ветеранам и вдовам ветеранов Великой Отечественной войны на сумму более 1,4 млн. руб.

    Помимо социальной поддержки для участников ВОВ предусмотрено уменьшение и отмена различных налогов и пошлин. К перечню таких льгот относятся:

    1. Освобождение от имущественного налога и пошлины на доход (НДФЛ). Ветеранам ВОВ нет необходимости оплачивать в государственную казну налог на недвижимость;

    2. Перенос остатков имущественных налоговых вычетов по НДФЛ на предыдущие налоговые периоды. Пенсионер участник ВОВ может истребовать денежные средства из величины фактических перечислений в размере, не превышающем 2 млн. рублей на покупку или строительство жилья. Также оставшиеся средства могут быть переведены на последующий период, который составляет три года;

    3. Транспортный налог. Финансовая льгота на одну единицу транспорта, которым владеет ветеран;

    4. Земельный налог. Федеральная льгота на оплату пошлины за землю, которая рассчитывается с учетом вычета 10 000 рублей из общей кадастровой стоимости рассматриваемого объекта.

    Медицинское обслуживание ветеранов ВОВ относится к социальной программе федерального значения и включает в себя следующие возможности:

    - Обеспечение лекарствами. Ветерану при посещении больницы выписывают льготный рецепт на приобретение медикаментов, который он должен предъявить для их покупки в течение 10 дней;

    - Санаторно-курортное лечение. Такая процедура предоставляется со скидкой в 10% в период с 1 октября по 30 апреля;

    - Бесплатный проезд к месту лечения.


    2.3. Иные меры социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны

    В ст. 13 Закона о ветеранах, определяющей основные направления социальной поддержки всех категорий ветеранов, закрепляется поддержка государства, направленная на получение и содержание ветеранами жилых помещений, оплату коммунальных услуг. Получение жилья остается серьезной проблемой, напрямую влияющей на качество жизни большинства граждан, поскольку их собственные доходы в большинстве случаев не позволяют приобрести жилье самостоятельно без поддержки государства.

    Ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, закрепляя право каждого на жилище, в ч. 3 указанной статьи содержит положение, согласно которому малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилом помещении, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В ст. 14 19, 21 Закона о ветеранах, конкретизирующих меры социальной поддержки в рамках направлений, закрепленных в ст. 13, нуждаемость ветеранов в жилом помещении указана в качестве основания получения жилого помещения (например, пп. 4 п. 1 ст. 14, пп. 3 п. 1 ст. 15).

    Рассматривая ч. 3 ст. 40 Конституции РФ как прямую конституционную гарантию реализации права на жилище, С.И. Суслова указывает, что нормы Конституции РФ дают сегодня право требовать реализации заложенных в них положений не напрямую (путем требования предоставления конкретного социального блага), а путем разработки соответствующего отраслевого законодательства, выражая мнение, согласно которому не стоит сохранять в тексте Конституции РФ нормы, которые не определяют содержание данного права, а выглядят безусловной декларацией.

    Для иллюстрации ее справедливости обратимся к истории правового регулирования обеспечения жильем ветеранов по Закону о ветеранах. В редакции этого Закона, действовавшей до 1 января 2005 г., предусматривалось первоочередное либо внеочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов ветеранам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также безвозмездное предоставление жилых помещений в случае их выселения из служебного жилья. Нынешняя редакция Закона о ветеранах предусматривает обеспечение жильем нескольких категорий ветеранов, вставших на учет до 1 января 2005 г., за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном ст. 23.2 указанного Закона. В соответствии с данной статьей полномочия по обеспечению ветеранов жильем передаются РФ ее субъектам, а осуществляются ими исходя из числа лиц, имеющих право на данные меры социальной поддержки, нормы общей площади жилья, установленной законодательством в дифференцированных размерах в зависимости от категории ветеранов, и рыночной стоимости 1 квадратного метра в субъекте РФ. Ветераны, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством РФ. Конкретные формы обеспечения, в соответствии с п. 6 ст. 23.2 Закона о ветеранах, определяются нормативными правовыми актами субъектов РФ.

    Полагаем, что технический признак (дата постановки ветерана на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий) не может являться основанием для дифференциации прав этой категории граждан, связанных с обеспечением их жилыми помещениями.

    В Жилищном кодексе РФ отсутствуют специальные нормы, регулирующие предоставление жилья ветеранам. Издание Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 1945 годов»146 несколько улучшило положение данной категории ветеранов, поскольку первоначально данный указ предусматривал до 1 мая 2010 г. завершить обеспечение всех нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны. С другой стороны, ветераны, вставшие на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 г., столкнулись с необходимостью доказывать факт своей необеспеченности, что ставило их в ущемленное положение. Только в 2009 г. был принят Федеральный закон от 21 декабря 2009 г. № 327147, внесший изменения в Закон о ветеранах, оговаривающий, что ветераны обеспечиваются жилыми помещениями вне зависимости от их имущественного положения.

    В субъектах РФ наиболее распространено предоставление ветеранам субсидий на приобретение жилья. Размеры субсидий в среднем по субъектам РФ составляют 1 млн. руб.148

    В ранее действовавших нормах Закона о ветеранах предусматривалось обеспечение жильем отдельных категорий ветеранов путем безвозмездного (бесплатного) предоставления жилых помещений. В соответствии с пп. 2 3 п. 3 ст. 23.2 указанного Закона размер субсидии, предназначенной для приобретения жилого помещения, рассчитывается исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв. м. и средней рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

    На практике сложилась ситуация, при которой размер выплачиваемых субсидий может оказаться меньше стоимости жилья, предоставляемого ветеранам. Это связано с тем, что субсидии выплачиваются исходя из средней рыночной цены 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, поскольку рыночные цены на жилье в столице субъекта и на его периферии могут существенно отличаться. По нашему мнению, денежная субсидия на приобретение жилого помещения должна в полной мере покрывать затраты на жилье с тем, чтобы заслужившие его ветераны не были вынуждены доплачивать из своих собственных средств его полную стоимость.


    Выводы по Главе 2.

    Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны направлена на создание условий для реализации основных социальных прав в современном российском обществе, гармонизацию отношений в обществе, достижение социальной справедливости. Проведенный анализ социальной поддержки ветеранов ВОВ показывает, что система социальной поддержки функционирует, в целом, эти ветераны получают все необходимые им меры социальной поддержки.

    Денежная форма социальной поддержки ветеранов ВОВ выражается в предоставлении ветеранам ежемесячных денежных выплат, социальных выплат, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

    Ежемесячная денежная выплата как вид социальной поддержки, компенсируя льготы в натуральной форме, предоставлявшиеся до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, призвана выполнять функцию поддержания уровня доходов отдельных категорий населения, нуждающихся в особой социальной защите. В отличие от пособий, размеры которых устанавливаются с учетом районного коэффициента к заработной плате, что в определенной мере компенсирует дополнительные расходы, связанные с проживанием в регионах с особыми климатическими условиями, размеры ежемесячной денежной выплаты в настоящее время от районного коэффициента не зависят, что негативно влияет на достижение цели материальной поддержки. Поэтому предлагается дополнить п. 5 ст. 23.1 Закона о ветеранах словами «В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, размеры ежемесячной денежной выплаты определяются с учетом этих коэффициентов».



























    Заключение

    Завершая рассмотрение меры социальной защиты ветеранов ВОВ, необходимо сделать следующие выводы:

    1. Социальная защита ветеранов Великой Отечественной войны это система мероприятий, осуществляемая государством Российской Федерации, его структурными подразделениями и обществом в целом, направлена на обеспечение гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и существования ветерана ВОВ. С момента окончания войны повышение качества жизни ветеранов Великой Отечественной войны является одной из важнейших задач российского государства.

    На современном этапе развития России как социального государства сформирована устойчивая система социальной защиты ветеранов ВОВ, включающая несколько структурных элементов: социальное страхование, социальное обеспечение, социальную помощь, благотворительность, каждый из которых имеет правовую базу. Несмотря на противоречия в трактовке содержания этих базовых элементов, сама система представляет собой комплексное образование, эффективное функционирование которого зависит от уровня развития экономики, гражданского общества, правовой культуры.

    2. Круг законодательных актов, регламентирующих вопросы, касающиеся правового статуса ветеранов ВОВ и правоотношений, складывающихся в данном правовом поле, формируется на трех уровнях федеральном, региональном и международном.

    3. Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны направлена на создание условий для реализации основных социальных прав в современном российском обществе, гармонизацию отношений в обществе, достижение социальной справедливости. Проведенный анализ социальной поддержки ветеранов ВОВ показывает, что система социальной поддержки функционирует, в целом, эти ветераны получают все необходимые им меры социальной поддержки.

    4. Денежная форма социальной поддержки ветеранов ВОВ выражается в предоставлении ветеранам ежемесячных денежных выплат, социальных выплат, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

    Ежемесячная денежная выплата как вид социальной поддержки, компенсируя льготы в натуральной форме, предоставлявшиеся до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, призвана выполнять функцию поддержания уровня доходов отдельных категорий населения, нуждающихся в особой социальной защите. В отличие от пособий, размеры которых устанавливаются с учетом районного коэффициента к заработной плате, что в определенной мере компенсирует дополнительные расходы, связанные с проживанием в регионах с особыми климатическими условиями, размеры ежемесячной денежной выплаты в настоящее время от районного коэффициента не зависят, что негативно влияет на достижение цели материальной поддержки. Поэтому предлагается дополнить п. 5 ст. 23.1 Закона о ветеранах словами «В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, размеры ежемесячной денежной выплаты определяются с учетом этих коэффициентов».














    Список использованных источников


    Нормативно-правовые акты

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 2014. N 31. ст. 4398.
    2. Соглашение стран СНГ от 09.12.1994 "Об установлении для участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла военных лет и вдов погибших воинов дополнительных льгот и материальной помощи в связи с 50-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" // Бюллетень международных договоров. N 3. 1995
    3. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О ветеранах" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 3. ст. 168
    4. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. ст. 4563
    5. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 51. ст. 4831.
    6. Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 35. ст. 3607
    7. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О государственной социальной помощи" // Собрание законодательства РФ. 1999. N 29. ст. 3699.
    8. Закон РФ от 15.01.1993 N 4301-1 (ред. от 07.03.2018) "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" // Российская газета. N 27. 1993.
    9. Указ Президента РФ от 5 августа 2000 г. № 1441 «О Российском организационном комитете «Победа» // Собрание законодательства РФ. 2000. N 33. ст. 3349.


    Учебная и научная литература

    1. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник. М., 2016.
    2. Гусева Т.С. Использование российским законодателем новой терминологии для обозначения социальных выплат: объективная необходимость или недостатки юридической техники // Вестник Пермского университета. Сер.: Юридические науки. 2011. Вып. 1
    3. Гусева Т.С. Субсидии как вид социальных выплат в системе социального обеспечения России // Российская юстиция. 2010. № 6.
    4. Деркачева Т.В. Правовое регулирование государственной социальной помощи (федеральный и региональный аспекты): автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2002.
    5. Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (постатейный). Слобцов И.А., Шашкова (Кузнецова) О.В., Шашмурина Н.В. [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
    6. Маренков Н.Л., Косаренко Н.Н. Социальное страхование в системе социальной защиты населения [Электронный ресурс] // Маренков Н.Л., Косаренко Н.Н. Страховое дело. Гл. 15.1. М.; Ростов н/Д., 2003.
    7. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и практика правового регулирования: дисс. ... док. юрид. наук. М., 2000.
    8. Назаров Е.Г. Вопросы осуществления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания населения / Современные тенденции в развитии трудового права и права социального обеспечения: материалы Международной научно-практической конф. / под ред. К.Н. Гусова. М.: ТК «Велби», изд-во «Проспект», 2014.
    9. Сагандыков М.С., Шафиков А.М. Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правовой аспект // Вестник Пермского университета. 2014. № 2 (24).
    10. Смирнова Н.Л. Пособия по временной нетрудоспособности как вид страхового обеспечения по праву социального обеспечения современной России: дисс. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2002.
    11. Суслова С.И. Жилищные права: понятие и система. М.: Юриспруденция, 2011.



Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Ветераны (соцзащита) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.