Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Ветераны (соцзащита,правовой статус)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Ветераны (соцзащита,правовой статус)
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    25.01.2018 3:34:50
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ4


    ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ВЕТЕРАНА6

    1.1. История становления и развития правового статуса ветерана по действующему законодательству РФ6

    1.2. Категории ветеранов14


    ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВЕТЕРАНОВ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ВЕТЕРАНОВ24

    2.1. Меры социальной поддержки по категориям ветеранов24

    2.2. Основные направления реализации государственной политики в отношении ветеранов32


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ39


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ41














    ВВЕДЕНИЕ


    Конституция Российской Федерации провозгласила Россию социальным государством (ч. 1 ст. 7), т.е. законодательно закрепила главное в его деятельности - социальную политику и социальную защиту человека, что составляет конституционно-правовое содержание указанной нормы. В юридической науке под социальным государством понимается государство, основанное на справедливости и всеобщей солидарности и обеспечивающее каждому человеку и народу в целом конституционное право на достойную жизнь и свободное развитие на основе создания условий для реализации социально-экономических стандартов, закрепленных в международных правовых актах, к которым присоединилась Российская Федерация.

    Особым объектом приложения усилий социального государства являются ветераны.

    Система государственной социальной поддержки ветеранов в нашей стране находится в постоянном развитии. Законодательным актом, составляющим основу системы социальной поддержки ветеранов в Российской Федерации, является в настоящее время Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (далее - Федеральный закон «О ветеранах»).

    До вступления в силу указанного Закона данная сфера правоотношений регулировалась обширным массивом нормативных правовых актов, принятых в советский период отечественной истории. В этих правовых актах, следуя исторически сложившимся традициям государственной заботы о защитниках Отечества, Советское государство, учитывая заслуги ветеранов, установило им льготы и иные социальные гарантии в вопросах пенсионного и иных видов материального обеспечения, предоставления и оплаты жилья и коммунальных услуг, оказания материальной помощи, по уплате налогов, по проезду на транспорте и т.д.

    Принятие единого закона, в котором кодифицирован обширный массив правовых норм о социальной защите ветеранов, - явление беспрецедентное в отечественной законотворческой практике. Федеральный закон «О ветеранах» определил правовые, экономические и нравственные аспекты государственной политики в отношении ветеранов, что позволило существенно укрепить гарантии государственной поддержки миллионов заслуженных людей.

    Объектом исследования является сфера общественных отношений, возникающих по поводу оказания мер социальной поддержки ветеранам.

    Предметом работы выступает нормы действующего законодательства, регулирующие оказание социальной помощи ветеранам.

    Целью работы является рассмотрение мер социальной поддержки ветеранам и проблемы их реализации.

    Исходя из поставленной цели, задачи работы следующие:

    - рассмотреть историю становления и развития правового статуса ветерана по действующему законодательству РФ;

    - проанализировать категории ветеранов;

    - исследовать меры социальной поддержки по категориям ветеранов;

    - рассмотреть основные направления реализации государственной политики в отношении ветеранов.

    Методологической основой исследования являются общенаучный, исторический, формально-логический, системно-структурный и др.

    Нормативной базой работы стали положения Конституции РФ и федеральных законов.

    Теоретическую основу работы составили труды М.О. Буяновой, З.А. Кондратьевой, С.И. Кобзевой, Н.В. Артамонова и др.



    ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ВЕТЕРАНА


    1.1. История становления и развития правового статуса ветерана по действующему законодательству РФ


    Ветераны - граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие постоянно на территории РФ, имеющие заслуги перед государством в военной или трудовой деятельности.

    Термин «ветеран» означает:

    1) в Древнем Риме - солдат, отслуживший срок в армии. Ветераны наделялись землей (в Италии и провинциях) или получали денежное вознаграждение, а также права римского гражданства, освобождались от повинностей;

    2) старый, опытный воин; участник войны в прошлом;

    3) человек, долго проработавший на каком-нибудь поприще.

    Анализ Федерального закона «О ветеранах» показывает, что правовой статус ветерана в Российской Федерации не только отграничивается от правовых статусов граждан иных категорий (например, депутатов, военнослужащих, государственных гражданских служащих, работников правоохранительных органов и др.), но делится внутри на правовые статусы ветеранов различных категорий и групп (ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда).

    Критерии внутреннего деления правового статуса ветеранов с учетом того, в какой сфере государственно-значимой деятельности (участие в войнах и боевых действиях, трудовая деятельность, безупречная военная служба) они приобрели заслуги перед государством, могут быть дополнены еще и критериями правосубъектности - правовыми нормами, определяющими круг лиц, пользующихся этим статусом.

    Специальный правовой статус ветерана - это нормативно закрепленный статус личности, на основе которого у личности ветерана как субъекта права появляются такие специфические права, свободы, обязанности и законные интересы, которые конкретизируют, дополняют или ограничивают ее общий правовой статус.

    Следует отметить, что одно и то же конкретное лицо (гражданин) может быть носителем одновременно различных специальных статусов в зависимости от тех социальных позиций, которые он занимает в обществе. Например, гражданин, проходящий военную службу, выполнявший ранее задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и имеющий выслугу лет на военной службе 20 лет и более, одновременно является носителем нескольких специальных статусов: статуса военнослужащего, статуса ветерана боевых действий, статуса ветерана военной службы.

    Следует заметить, что специальный правовой статус ветеранов, имеющих заслуги в защите Отечества, вытекает главным образом из правового статуса военнослужащего.

    Как считает известный военный ученый-правовед Н.В. Артамонов, длительное время изучавший проблемы статуса военнослужащего, специфика правового положения военнослужащих в значительной мере определяется наличием института льгот, компенсаций и гарантий, предоставляемых в связи с выполнением воинской обязанности. «Одной из общественных (социальных) групп нашего общества, выделяемых по признаку профессиональной принадлежности, - указывает данный ученый, - являются военнослужащие. Своеобразие их правового состояния, а значит, и характер взаимоотношений с другими группами отражается в совокупности установленных для них государством прав, обязанностей и норм юридической ответственности или, иными словами, - в их правовом статусе (положении). В свою очередь, специфика самого этого статуса определяется тем, что конституционные и предусмотренные другими общими законодательными актами права и обязанности воинов как граждан получают свое развитие и конкретизацию в нормах военного законодательства, чем обеспечивается осуществление этих прав и обязанностей в реальных условиях военной службы. Таким образом, с одной стороны, военнослужащий обладает правами и несет обязанности гражданина, в силу чего является субъектом общего законодательства, а с другой - одновременно представляет собой субъект специального, военного законодательства».

    Выполнение военнослужащими, участвовавшими в боевых действиях, специальных обязанностей в интересах государства в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни и здоровья, наделяет их признаками еще одного специального статуса - статуса ветеранов боевых действий. Установление государством данного специального статуса обусловлено тем, что указанные военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, «...должны быть обеспечены сверх установленных для других норм. Это объясняется тем, что военнослужащие - участники боевых действий испытали повышенные психофизиологические нагрузки, не позволяющие некоторой части из них вернуться к нормальному образу жизни. И сами военнослужащие, оценивая свое состояние, сформировавшееся в результате негативного воздействия боевой обстановки, требуют особенного отношения к себе, справедливо считая, что они это заслужили».

    Говоря о правовом статусе ветерана в Российской Федерации, необходимо иметь в виду либо общенормативную связь субъектов права, определяемых родовыми признаками (граждане РФ, военнослужащие и т.д.), либо правовое положение конкретных лиц, но в последнем случае - независимо от характера их взаимоотношений с другими субъектами права, складывающихся по поводу тех или иных конкретных юридических фактов.

    Актуальными в связи с вышесказанным являются следующие вопросы: о выделении из общего правового статуса гражданина России специального правового статуса ветерана; о его соотношении с общим статусом военнослужащих; о критериях условного отграничения сферы действия выделяемого статуса; об особенностях действия некоторых прав и свобод, характерных для правового статуса ветеранов, вызванных спецификой их участия в защите Отечества и военной службой, а также об установлении для них в связи с этим дополнительных мер социальной поддержки, о необходимости систематизации законодательства о правовом положении ветеранов.

    Для того чтобы дать правильное определение понятия «правовой статус ветерана», необходимо учесть следующие обстоятельства:

    - во-первых, исходить из тех фактических отношений, в которые приходится вступать гражданину при выполнении воинского долга, при вооруженной защите Отечества;

    - во-вторых, определить, какими нормативными правовыми актами регулируются данные правоотношения;

    - в-третьих, выяснить, какие гарантии обеспечивают эффективность социальной защиты и социального обеспечения ветеранов.

    Гарантии - это система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих личности равные возможности для осуществления своих прав, свобод и интересов.

    Внутри общего статуса ветеранов можно выделить следующие части: общую (относящуюся к правовому статусу гражданина вообще), специальную (совокупность общих признаков отнесения граждан к ветеранам), особенную (комплекс специфических черт, характеризующих правовое положение соответствующих категорий ветеранов) и единичную, включающую в себя особенности правового положения конкретного ветерана. В зависимости от уровня обобщения (все ветераны, отдельная их категория, конкретный ветеран) можно говорить соответственно о различных сочетаниях общей, специальной, особенной и единичной составных частей правового статуса ветеранов. Так, имея в виду статус всех ветеранов, можно выделить в нем общую и специальную части. И, наконец, правовое положение конкретного ветерана содержит общую, специальную, особенную и единичную составные части.

    С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что на появление в правовом статусе ветеранов, являющемся родовым понятием, правового статуса ветеранов различных категорий оказала влияние, прежде всего, специфика правового положения граждан, имеющих заслуги перед государством в различных сферах общественно-полезной деятельности.

    Таким образом, структурно-правовой статус ветерана в Российской Федерации состоит из четырех составных частей:

    - общая часть, относящаяся к правовому статусу гражданина Российской Федерации;

    - специальная часть, представляющая собой совокупность общих для всех категорий ветеранов прав, гарантий и мер социальной поддержки;

    - особенная часть, характеризующая правовое положение ветеранов определенной категории;

    - единичная часть, включающая в себя особенности правового положения конкретного ветерана.

    Как известно, Конституция РФ обозначает правовой статус как права и свободы, принадлежащие человеку и гражданину. Таким образом, возникает вопрос о соотношении таких понятий, как личность, человек и гражданин.

    Л.Д. Воеводин дает следующую характеристику данных понятий. Личность - это общесоциальное выражение человека как члена общества, выражение его социальной природы. Совокупность общественных отношений составляет сущность личности. Личность как результат определенного общества берется как бы в обобщенном типизированном виде. Конкретный человек с большей или меньшей степенью приближенности может выражать эти типичные черты, но он всегда индивидуален и неповторим. Для обозначения этого качества обычно используется термин «индивид». Однако если индивид отражает конкретную определенность человека, его «единичность», то личность выражает персонализацию общественных связей человека, их обусловленность. Следовательно, личность аккумулирует в себе начала человека, индивида и общества.

    Права и свободы ветерана как индивида - это его социальные возможности, детерминированные экономическими и культурными условиями жизни общества и законодательно закрепленные государством (главным образом - в Федеральном законе «О ветеранах»). В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для конкретного ветерана на определенном историческом этапе развития общества.

    Установленные в законодательстве о социальной поддержке ветеранов юридические возможности выступают в качестве гарантий реализации статуса ветеранов. Эти гарантии являются необходимым условием осуществления прав ветеранов, т.е. создания реального механизма перевода правовых норм (социальных стандартов) в реальные блага и услуги, предоставленные государством.

    Следует отметить, что рядом авторов высказывается сомнение в целесообразности выделения ветеранов в качестве особого объекта государственной социальной политики, как носителей специального статуса.

    Так, С.В. Калашников отмечает, что, объявляя ветеранов нуждающимися в получении социальных благ из государственного бюджета, законодатель руководствуется, как правило, не социально-экономическими, а политическими целями. Эта категория граждан, по мнению указанного автора, является рецидивом советского общества и не может быть объективно отнесена к объекту социальной поддержки.

    С подобными утверждениями нельзя согласиться, поскольку речь идет о значительном числе граждан, являющихся ветеранами, внесшими вклад в оборонное и экономическое могущество нашего государства. И эта деятельность должна быть достойно вознаграждена установлением мер государственной поддержки. Частичное возмещение затраченных ими физических и интеллектуальных сил, здоровья является сегодня лишь возвратом внутреннего государственного долга.

    Обобщая сказанное, можно сформулировать следующее определение: статус ветерана - это совокупность дополнительных прав, гарантий социальной защиты и мер социальной поддержки, установленных государством отдельным категориям граждан с учетом их заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда в целях обеспечения им достойного уровня жизни, активной деятельности, почета и уважения в обществе.

    В данном определении требует пояснения использование достаточно неопределенного в юридическом смысле понятия «достойный уровень жизни». Это оценочное понятие, субъективное содержание в которое вкладывает конкретный правообладатель. При этом важно понимание идеи справедливости, которая входит в понятие права, является его внутренним свойством и качеством. Понятие справедливости, во многом предопределяя социальную политику государства, должно включать в себя равенство всех перед законом, тесную связь правовых норм с нравственными требованиями.

    Конституция РФ не раскрывает содержание понятия «достойная жизнь». Можно согласиться с высказанной в литературе трактовкой этого понятия - институт «достойная жизнь» представляет собой совокупность норм, гарантирующих материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, права личной и семейной безопасности как для тех, кто трудится, так и для тех, кто не может трудиться.

    А.Г. Чепурной под достойной жизнью предлагает понимать достойный человека прожиточный минимум, материальную обеспеченность на уровне стандартов развитого общества, возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благами современной цивилизации, включая жилище и медицинское обслуживание, личную безопасность и социальное обеспечение, доступ к ценностям культуры и т.п. Достойная жизнь предполагает и свободное развитие человека, его физическое, умственное и нравственное совершенствование.

    Таким образом, статус ветерана в Российской Федерации представляет собой совокупность дополнительных прав, гарантий социальной защиты и мер социальной поддержки, установленных государством отдельным категориям граждан с учетом их заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда в целях обеспечения им достойного уровня жизни, активной деятельности, почета и уважения в обществе.

    С точки зрения структуры правовой статус ветерана в Российской Федерации состоит из общей части, относящейся к правовому статусу гражданина России; специальной части, представляющей собой совокупность общих для всех категорий ветеранов мер социальной поддержки; особенной части, характеризующей правовое положение ветеранов определенной категории; единичной части, включающей в себя особенности правового положения конкретного ветерана.






    1.2. Категории ветеранов


    С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда Федеральным законом «О ветеранах» установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории РФ и территориях других государств (ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

    Из этого следует, что обобщая категорию граждан, объединенных социальным статусом ветеранов, законодатель вместе с тем различает пять категорий, в основу деления которых положены их заслуги перед Отечеством, безупречная военная или иная государственная служба, продолжительный добросовестный труд. Данный критерий играет определяющую роль при назначение льгот и иных социальных гарантий. В качестве первостепенного фактора при присвоении статуса ветерана и распределении по соответствующим категориям выступают степень и уровень значимости деятельности каждого гражданина для благополучия и благосостояния государства, общества. Таким образом, оценивается вклад каждого, внесенный в обеспечение процветания страны.

    Важно, что в законе приводится не только систематизация ветеранов по отдельным группам, но и последующее распределение среди них всего набора социальных гарантий и компенсаций, их качественная и количественная составляющая. Такая дифференциация отвечает требованиям комплексного разрешения возникающих проблем и целенаправленных действий в интересах ветеранов с учетом факторов социального риска, влияющих на их положение.

    Деление ветеранов по категориям обосновывается также учетом их интересов во всех отраслях социальной сферы, что предполагает осуществление социальной поддержки различных категорий на основе: обеспечения практической реализации законных интересов, равенства их прав и возможностей, в том числе при получении различной поддержки со стороны государства; выявления индивидуальных нужд и потребностей в услугах, предоставляемых социальной сферой; адресности при предоставлении социальной помощи и обслуживания с приоритетом содействия ветеранам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни; обеспечения информированности всего населения о положении ветеранов в обществе, правовых гарантиях и возможностях их жизнеобеспечения.

    Рассмотрим существующие категории ветеранов по действующему законодательству и особенности их правового статуса.

    Согласно ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период ВОВ 1941 - 1945 годов (период ВОВ) не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период ВОВ.

    К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:

    - участники ВОВ - одна из наиболее объемных и содержательных категорий ветеранов, объединяющая более 2/3 всех лиц, получивших статус ветерана в соответствии с законодательством. В частности к участникам ВОВ относятся:

    а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период ВОВ или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период ВОВ на временно оккупированных территориях СССР;

    б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период ВОВ службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

    в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период ВОВ штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

    г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период ВОВ специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;

    д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период ВОВ на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период ВОВ в действующую армию;

    е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период ВОВ, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период ВОВ, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года;

    ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период ВОВ на территориях других государств;

    з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее 6 месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

    и) лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда», инвалиды с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период ВОВ 1941 - 1945 годов;

    - лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале ВОВ в портах других государств;

    - лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

    - лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период ВОВ.

    Перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период ВОВ, определяется Правительством РФ. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством РФ.

    Согласно ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся:

    - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны РФ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти РФ и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ;

    - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;

    - военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;

    - военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;

    - лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил РФ, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо РФ за участие в обеспечении указанных боевых действий;

    - лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

    Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ приводится в приложении к Федеральному закону «О ветеранах» (Приложение 1). Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.

    По законодательству инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты.

    Определены шесть категорий инвалидов, которым Федеральным законом «О ветеранах» установлена система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. За основу определения каждой из представленных категорий были взяты условия получения инвалидности.

    В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О ветеранах» к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (инвалидам войны) относятся:

    - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период ВОВ на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период ВОВ в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;

    - военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах»;

    - лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий;

    - военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 г. по 31 декабря 1951 г., а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 г. по 31 декабря 1957 г. согласно решениям Правительства СССР;

    - лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с февраля 1944 года по декабрь 1951 года и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период;

    - лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил РФ, находившиеся на территориях других государств, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий.

    Гражданин признается инвалидом при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития РФ. В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Одновременно определяется степень ограничения способности к трудовой деятельности (III, II или I степень), либо группа устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности.

    Получение звания «Ветеран военной службы» поставлено законодателем в прямую зависимость от ее прохождения, определяя, таким образом, основания и условия его получения. В ст. 5 Федерального закона «О ветеранах» определено, что ветеранами военной службы являются военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников СНГ, созданных в соответствии с Уставом СНГ, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность военной службы указанных военнослужащих составляет 20 лет и более, а также военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Указанные требования распространяются на военнослужащих, уволенных с военной службы в запас (отставку).

    Согласно ст. 6 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами государственной службы являются лица, в том числе уволенные с государственной службы в запас (отставку), награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия и имеющие стаж или выслугу лет, необходимые для назначения пенсии по старости, за выслугу лет или иных видов пенсионного обеспечения, пожизненного содержания за работу (службу) на государственных должностях РФ, государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, в органах местного самоуправления, иных органах (организациях), работа в которых засчитывается в стаж государственной службы в соответствии с законодательством, а также лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей государственной службы.

    Условием получения звания «Ветеран гражданской службы» является стаж или выслуга лет, необходимые для назначения пенсии по старости или иных видов пенсионного обеспечения, пожизненного содержания за работу (службу) на государственных должностях РФ, государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ в органах местного самоуправления, иных органах (организациях), работа в которых засчитывается в стаж государственной службы в соответствии с законодательством, за исключением второй из перечисленных групп оснований его приобретения.

    Согласно ст. 7 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами труда являются лица:

    - имеющие удостоверение «Ветеран труда»;

    - награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период ВОВ и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

    Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

    ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВЕТЕРАНОВ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ ВЕТЕРАНОВ


    2.1. Меры социальной поддержки по категориям ветеранов


    Социальная защита ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам получение соответствующих льгот.

    Федеральный закон «О государственной социальной помощи» делят все льготы на ряд категорий: профессиональные льготы (пограничники, «силовики»), льготы за особые заслуги (ветераны войны и труда и пр.) и льготы нуждающимся (они даются как форма социальной поддержки).

    Основанием предоставления льгот по социальному обеспечению является наступление объективно существующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость и др.). Основанием для предоставления льгот социального обслуживания выступает также наличие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты, но и служит формой поощрения и признания заслуг перед обществом и государством (инвалиды и участники ВОВ, инвалиды боевых действий на территории других государств и др.). Эти льготы можно назвать привилегиями.

    В качестве примера рассмотрим меры социальной поддержки, установленные для некоторых категорий ветеранов в настоящее время.

    Меры социальной поддержки инвалидов войны. Согласно ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:

    - льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;

    - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Инвалиды войны, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ;

    - внеочередная установка квартирного телефона;

    - преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

    - оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;

    - оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом инвалидов войны производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда;

    - сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи (в том числе ежегодное диспансерное обследование) в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством РФ, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов РФ - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

    - обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством РФ;

    - выплата работающим инвалидам войны пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% заработка независимо от стажа работы и пособия по временной нетрудоспособности вследствие общего заболевания до 4 месяцев подряд или до 5 месяцев в календарном году;

    - прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, на курсы обучения соответствующим профессиям, выплата специальных стипендий, устанавливаемых Правительством РФ, студентам из числа инвалидов войны, обучающимся в указанных образовательных учреждениях;

    - обучение по месту работы на курсах переподготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя;

    - использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 60 календарных дней в году. Инвалидам войны I и II групп при недостаточности ежегодного и ежегодного дополнительного отпусков для лечения и проезда в санаторно-курортные организации и обратно разрешается выдавать листки временной нетрудоспособности на необходимое число дней и производить выплату пособий по государственному социальному страхованию независимо от того, кем и за чей счет предоставлена путевка;

    - внеочередное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания;

    - внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.

    Меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

    Меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны. Согласно ст. 15 Федерального закона «О ветеранах» участникам ВОВ предоставляются:

    - льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством;

    - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах». Участники ВОВ, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ;

    - оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей участников ВОВ, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;

    - оплата в размере 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); участникам ВОВ, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом участников ВОВ производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда;

    - внеочередная установка квартирного телефона;

    - преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

    - сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством РФ, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов РФ - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

    - обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством РФ;

    - использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;

    - преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания;

    - внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.

    Участникам ВОВ, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

    Также согласно ст. 16-19 Федерального закона «О ветеранах» предоставляются меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», лиц, работавших в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог.

    Меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее 6 месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период ВОВ согласно ст. 20 Федерального закона «О ветеранах» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

    Согласно ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ, ветеранов боевых действий (погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка меры социальной поддержки предоставляются: родителям погибшего (умершего); супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) умершего участника ВОВ, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), не вступившей (не вступившему) в повторный брак; супруге (супругу) умершего участника ВОВ или ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко.

    Меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших), распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Меры социальной поддержки предоставляются также членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей. Членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда предоставляются меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших).

    В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» законодательные и исполнительные органы власти субъектов РФ вправе самостоятельно устанавливать порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на их территории, объем и содержание оказываемых им мер социальной поддержки.

    Лицам, являющимся ветеранами труда, после установления (назначения) им трудовой пенсии по старости могут быть в соответствии с региональными нормативными актами предоставлены следующие меры социальной поддержки:

    - оказание медицинской помощи по программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в поликлиниках и других медицинских учреждениях;

    - бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту жительства;

    - возмещение расходов в размере 50% на услуги связи по абонентной плате за телефон и за пользование радио в пределах установленного тарифа указанных услуг;

    - снижение на 50% платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с законодательством субъекта РФ;

    - обеспечение проездными документами на бесплатный проезд железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения и другие в зависимости от социальной политики руководства соответствующего региона.





    2.2. Основные направления реализации государственной политики в отношении ветеранов


    Элементами системы государственной политики в области социальной защиты ветеранов в РФ, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных законодательством, гарантирующих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Достижение названных целей видится законодателем в планомерном создании комплекса мер адресной социальной поддержки, социально-медицинской и психологической реабилитации ветеранов, разработке и внедрении в практику социальных технологий по выводу из трудной жизненной ситуации соответствующей категории граждан, укреплении материально-технической базы социально-реабилитационных учреждений системы социальной защиты ветеранов, содействии в решении жилищных и бытовых проблем ветеранов, формировании общенациональных традиций, развитии практики проведения общественно значимых мероприятий, направленных на укрепление патриотических чувств населения страны. Поставленные задачи решаются по направлениям, представленным рассматриваемой статьей, перечень которых является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

    Согласно ст. 8 Федерального закона «О ветеранах» государственная политика в отношении ветеранов предусматривает:

    1) создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти;

    2) реализацию мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом «О ветеранах» и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей;

    3) выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в Федеральном законе «О ветеранах»;

    4) пропаганду с использованием средств массовой информации важности добросовестной военной службы и трудовой деятельности, значения государственных наград за ратные и трудовые подвиги.

    Одним из важнейших направлений государственной политики в сфере социальной защиты ветеранов в РФ является формирование соответствующих структур в органах государственной власти. На них возлагается осуществление консультативно-координирующих функций с целью содействия удовлетворению потребностей ветеранов в социальной и медицинской реабилитации, повышению уровня материального благосостояния, увеличению размеров материальной помощи, оказываемой ветеранам.

    Под органами государственной власти следует понимать представительные и исполнительные органы власти и управления РФ и ее регионов. При этом особенность формирования таких структур по делам ветеранов основывается на принципе централизации власти, что, в свою очередь, допускает возможность их существования во всех территориальных подразделениях государственных органов. Рассматриваемые формирования представляют собой самостоятельные структурные подразделения органов власти и управления, подчиненные непосредственно их руководителю. В настоящее время в структуре большей части органов государственной власти созданы и функционируют подразделения по делам ветеранов. Кроме того, Указом Президента РФ от 03.05.1995 № 437 «О государственной службе по делам ветеранов» предусмотрено, что в целях структурного и организационного обеспечения реализации положений Федерального закона «О ветеранах» предусматривается возможность создания государственной службы по делам ветеранов, реализация функций которой возлагается на федеральные органы исполнительной власти в пределах их компетенции. При этом координация деятельности соответствующих функциональных структур возлагается на органы социальной защиты населения.

    Реализация мер социальной поддержки, установленных данным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей, является одним из наиболее важных в практическом плане направлений государственной политики в данной сфере и представляется в качестве самостоятельных форм, одной из которых являются разработка и исполнение целевых государственных и местных программ по социальной защите ветеранов. Это предусматривает формирование системы организационных, правовых, социально-экономических условий для улучшения положения ветеранов и повышения степени их социальной защищенности, в частности: оказание адресной социальной помощи ветеранам и инвалидам войны; улучшение социального обслуживания ветеранов и предоставления им необходимых социальных услуг; контроль за предоставлением льгот, предусмотренных действующим законодательством, в пределах утвержденных ассигнований; укрепление взаимодействия исполнительных органов власти с общественными организациями ветеранов в решении проблем ветеранов; выработка общих принципов согласованной политики, направленной на смягчение социально-экономических и общественно-политических последствий, связанных с увольнением ветеранов и инвалидов боевых действий и гибелью военнослужащих, и адаптацию их к гражданской жизни в современных экономических условиях; создание и развитие специализированных учреждений по оказанию социальной помощи ветеранам.

    В целях усиления правовых гарантий социальной защищенности ветеранов и решения поставленных задач планируется системный анализ законодательства РФ, что позволит создать базис для актуализации правовых норм в обеспечении конституционных прав и свобод ветеранов. Сравнительный анализ законодательства РФ, международных правовых актов и законодательства зарубежных стран будет способствовать введению в правовое пространство дополнительных норм правовой защиты ветеранов.

    Выраженные особенности диагностики, течения, лекарственного и немедикаментозного лечения и реабилитации заболеваний у ветеранов обусловливают необходимость специализированной профилактической работы, увеличения объемов и повышения качества оказания медицинской помощи.

    Предлагается разработать и внедрить систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, создать экспериментальные центры по апробации современных оздоровительных технологий и организационно-управленческие модели физкультурно-оздоровительной и профилактической работы среди ветеранов, что послужит снижению стрессовых нагрузок, поддержанию активности и способности к самообслуживанию.

    Оптимизация среды жизнедеятельности ветеранов связана с необходимостью дооборудования и дооснащения обычной среды с учетом ограничений, обусловленных возрастными изменениями, поддержания особых условий для проживания и специальных форм обслуживания. Предполагается разработка новых и корректировка действующих нормативов, методик и рекомендаций на строительство, реконструкцию и обновление жилой среды, зданий и помещений по основным типологическим направлениям (проживание, быт, здравоохранение, отдых, культура).

    Предполагается развитие инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание ветеранов. Учтена также необходимость укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания, оснащения их техническими средствами, облегчающими уход, технологическим оборудованием и инвентарем, автотранспортом, что, в свою очередь, явится стимулом для развития российской индустрии технических средств обслуживания и реабилитации ветеранов.

    Информационное обеспечение патриотического воспитания - утверждение патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах граждан; активное использование элементов патриотического воспитания в средствах массовой информации; преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана; противодействие всем попыткам дискредитации, девальвации патриотических ценностей в средствах массовой информации, литературе и искусстве; целенаправленное и творческое использование позитивных возможностей идей патриотизма в процессе осуществления воспитательной деятельности со всеми категориями подрастающего поколения при активном участии соответствующих социальных и государственных институтов, особенно ключевых федеральных органов исполнительной власти.

    В условиях отечественной экономической системы достижению положительного результата в реализации указанных мероприятий во многом будет способствовать достаточное бюджетное финансирование разрабатываемых проектов. Выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, также является составляющей частью государственной политики в отношении ветеранов. Как правило, бюджетные расходы на реализацию соответствующих программных мероприятий предусматриваются при разработке соответствующей целевой социальной программы и включаются в ее содержание.

    Организационные основы реализации функций органов государственной власти по делам ветеранов заключаются в том, что реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

    Во исполнение соответствующего законодательства наиболее целесообразным представляется создание структурных подразделений органов законодательной и исполнительной власти, всех их уровней, основными задачами которых будет являться определение приоритетных направлений, создание условий и предпосылок их реализации, а равно практическое воплощение последних в части, касающейся обеспечения мер социальной поддержки ветеранов.

    На сегодняшний день государственная политика в отношении ветеранов в большей степени реализуется органами социальной защиты населения, которые: организуют работу государственных учреждений социального обслуживания по реализации прав граждан на социальные услуги; обеспечивают развитие форм и видов социального обслуживания с учетом потребностей населения; осуществляют контроль за текущей деятельностью государственных учреждений социального обслуживания; осуществляют практическую деятельность по предоставлению через свои структурные подразделения, а также на основе договоров с организациями различных форм собственности социальных, бытовых, социально-медицинских, социально-реабилитационных, консультативных и иных услуг постоянного, временного или разового характера гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании; занимаются выявлением отдельных категорий граждан и семей, нуждающихся в социальном обслуживании, определяют необходимые для них виды социальных услуг; осуществляют социально-трудовую реабилитацию граждан в лечебно-трудовых мастерских, подсобных хозяйствах, находящихся в ведении учреждений, в соответствии с законодательством о труде и охране труда РФ; осуществляют развитие форм и видов социального обслуживания, дополнительных социальных услуг с учетом потребностей населения и состояния социальной инфраструктуры; участвуют в реализации областных и местных программ по социальной защите населения.

    Выработка государственной политики по нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития труда и защиты прав потребителей возлагается: на Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, на Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, на Министерство здравоохранения и социального развития.

    В целях защиты прав и законных интересов ветеранов в соответствии с законодательством создаются общественные объединения ветеранов. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления оказывают содействие деятельности общественных объединений ветеранов. Все решения по вопросам социальной поддержки ветеранов, деятельности общественных объединений ветеранов принимаются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при участии представителей соответствующих объединений ветеранов.

    Современная социальная политика разграничивает ветеранов на две категории льготников: федеральные, социальная помощь финансируется из средств федерального бюджета, и региональные - из средств бюджетов субъектов РФ.

    Значительная роль в правовом регулировании механизма государственной социальной помощи ветеранам отведена актам Министерства труда и социального развития РФ и Фонда социального страхования РФ, положения которых разъясняют применение законодательства по социальному обеспечению в части назначения и выплаты пособий.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    В заключение работы можно сделать следующие выводы.

    Основным нормативно-правовым актом, в котором закреплен правовой статус ветерана, является Федеральный закон РФ от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Этот закон в течение достаточно длительного времени не имел аналогов. Действующая до его принятия система социальной защиты ветеранов представляла собой значительное по объему сочетание разноплановых правовых актов, обладавших различной ведомственной принадлежностью и принятых в разное время, что создавало определенные трудности при их применении и вызывало оправданное недовольство среди ветеранов, их постоянные жалобы и обращения в органы власти и управления.

    Консолидация разрозненных правовых норм о социальной защите ветеранов в единый законодательный массив - беспрецедентное явление в истории отечественной системы социальной защиты. Федеральным законом «О ветеранах» было устранено большинство проблем правоприменительной практики, сформирована единая правовая основа государственной социальной политики по защите ветеранов, создан базис правового регулирования общественных отношений, возникающих как следствие динамичного развития социума.

    Законодатель особо подчеркивает, что по содержанию рассматриваемый нормативный акт имеет целью создание достаточных условий ветеранам, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Поставленные цели, по мнению разработчиков данного закона, должны достигаться посредством наделения различных категорий ветеранов определенным набором льгот и социальных гарантий, которые позволят компенсировать денежные потери, вызванные возрастом, изменением социального положения и т.п. Вместе с тем этот закон - типичный образец нормы материального права, декларирующий возможность получения различных гарантий, компенсаций и льгот, не раскрывая при этом механизма их реализации.

    В новой редакции Федерального закона «О ветеранах» в настоящее время наметилось две основные тенденции: параллельно с количественным увеличением категорий лиц, на которых распространяется его действие, качественно сокращаются основные льготы и социальные гарантии: в частности, так называемые «повседневные» льготы и компенсации (медицинское обслуживание, транспортные льготы).

    В качестве основных последствий подобных изменений законодательства отмечаются: понижение социально-экономических, материально-бытовых, финансовых условий жизни отдельных категорий ветеранов и вместе с этим осложнение работы всего аппарата социальной помощи и поддержки граждан, объясняемое несвоевременностью реагирования последнего на изменения, отсутствие унифицированных правил применения отдельно взятых законодательных положений и т.д.

    В ходе работы были определены категорий ветеранов, обозначена государственная политика в отношении ветеранов, меры социальной поддержки по каждой категории ветеранов и содержание законодательства РФ, определяющего правовой статус ветерана.

    Целью государственной политики в отношении ветеранов и других социально уязвимых граждан является создание условий для реализации и обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ и действующим законодательством. В частности, необходимо принятие мер по повышению социального статуса и уровня материального обеспечения военнослужащих, членов их семей, ветеранов Вооруженных Сил РФ, созданию государственной системы медико-социальной и медико-психологической реабилитации участников боевых действий, жертв вооруженных конфликтов и чрезвычайных ситуаций.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    Нормативные правовые акты


    1. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенар. голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
    2. О ветеранах [Текст]: федер. закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (ред. от 19 декабря 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 168.
    3. О государственной социальной помощи [Текст]: федер. закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (ред. от 01 января 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. РФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3699.
    4. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 07 марта 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4563.

    Научные публикации


    1. Зверева, В.А. Проблемы взыскания с казны субъекта Российской Федерации [Текст] / В.А. Зверева // Финансовое право. - 2015. - № 12. - С. 31 - 33.
    2. Корякин, В.М. Теоретико-правовые основы статуса ветерана в Российской Федерации [Текст] / В.М. Корякин // За права военнослужащих. - 2015. - №5. - С. 12 - 14.
    3. Мидонова, Е.А. Формы защиты интересов в праве социального обеспечения [Текст] / Е.А. Мидонова // Трудовое право. - 2016. 0 № 8. - С. 52 - 55.
    4. Свинцов, А.А. Социальная защита инвалидов. Десятилетний опыт правового регулирования [Текст] / А.А. Свинцов, В.И. Радуто // Социальное и пенсионное право. - 2015. - № 4. - С. 5 - 8.
    5. Сабодаш, А.Н. Правовые аспекты социальной защиты ветеранов боевых действий [Текст] / А.Н. Сабодаш // Российский юридический журнал. - 2015. - № 6. - С. 190 - 200.
    6. Серебрякова, Е.А. К вопросу о реализации права на социальное обеспечение [Текст] / Е.А. Серебрякова // Социальное и пенсионное право. - 2015. - № 1. - С. 36 - 37.
    7. Чепурной, А.Г. Социальная защита инвалидов боевых действий в Российской Федерации как юридический институт: взаимодействие международно-правовых и внутригосударственных факторов [Текст] / А.Г. Чепурной // Государство и право. - 2015. - № 4. - С. 13 - 15.

    Учебники, учебные пособия


    1. Актуальные проблемы развития социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации [Текст]: монография / под ред. А.А. Чертополоха. - М.: Норма, 2014. - 328 с.
    2. Артамонов, Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение [Текст] / Н.В. Артамонов. - М.: Статут, 2010. - 126 с.
    3. Антипьева, Н.В. Социальное обеспечение военнослужащих: проблемы правового регулирования [Текст]: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Н.В. Антипьева. - СПб., 2013. - 38 с.
    4. Беребина, О.П. Уровень пенсионного обеспечения: современное состояние и перспективы [Текст] / О.П. Беребина. - М.: Статут, 2014. - 86 с.
    5. Буянова, М.О. Право социального обеспечения [Текст]: учебное пособие / М.О. Буянова, З.А. Кондратьева, С.И. Кобзева. - М.: Волтерс Клувер, 2013. - 510 с.
    6. Воеводин, Л.Д. Юридический статус личности в России [Текст] / Л.Д. Воеводин. - М.: Проспект, 2014. - 130 с.
    7. Исайчева, Е.А. Право социального обеспечения. Ответы на экзаменационные вопросы [Текст] / Е.А. Исайчева. - М.: Экзамен, 2014. - 426 с.
    8. Калашников, С.В. Функциональная теория социального государства [Текст] / С.В. Калашников. - М.: Экономика, 2013. - 328 с.
    9. Корякин, В.М. Комментарий к Федеральному закону «О ветеранах» (постатейный) [Текст] / В.М. Корякин. - М.: За права военнослужащих, 2015. - 336 с.
    10. Лепихов, М.И. Конституционно-правовые основы деятельности Российской Федерации по социальной защите населения [Текст] / М.И. Лепихов. - М.: Норма, 2014. - 144 с.
    11. Льготы. Систематизированный перечень: Условия и порядок предоставления. Категории граждан. Нормативные акты [Текст] / авторы - сост. Е.Е. Иванова, М.В. Кузнецов, С.Г. Ляпунов и др. - М.: Право и Закон, 2014. - 640 с.
    12. Петров, М.И. Комментарий к Федеральному закону «О ветеранах» (постатейный) [Текст] / М.И. Петров. - М.: Юстицинформ, 2015. - 280 с.
    13. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения [Текст]: учебник для вузов / Г.В. Сулейманова. - М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 464 с.
    14. Соколова, Г.А. Все о льготах: Монетизация и меры социальной поддержки [Текст] / Г.А. Соколова. - М.: Маркет ДС; Омега-Л, 2014. - 160 с.








Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Ветераны (соцзащита,правовой статус) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.