Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Визуализация в профориентационной работе

  • Вид работы:
    Другое по теме: Визуализация в профориентационной работе
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    22.01.2017 22:01:20
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Использование технологий визуализации в профориентационной работе со школьниками на примере 8-9 классов











































    Содержание



    Введение…………………………………………………………………….……..3

    Глава I. Теоретические аспекты проблемы профессиональной ориентации старшеклассников ………………………………………………………………..8

    1. Проблема выбора профессии у старшеклассников ……………………..8

    1.2. Роль визуализации в профориентационной работе со школьниками .…16

    Глава 2. Организация работы по профессиональной ориентации старшеклассников с использованием технологий визуализации …………...23

    2.1. Исследование профессиональной направленности старшеклассников... 23

    2.2. Использование технологии визуализации в профориентационной работе со старшеклассниками ………………………………………………………….39

    Заключение ………………………………………………………………………44

    Список использованной литературы …………………………………………..48

    Приложения




















    Введение


    Актуальность исследования. В настоящее время в связи с переходом России к новой стратегии экономического развития, появляются новые профессии, новые направления в профессиональной деятельности уже известных профессий, - все это приводит к появлению новых форм, методов и направлений в профориентационной работе среди подростков и молодежи. Необходимо максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей учебно-педагогического процесса, создание и внедрение визуальных, информационных технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний школьников о профессии, но и на само профессиональное самоопределение (осознанность в выборе профессии). С одной стороны, планирование своих жизненных и профессиональных перспектив это личное дело каждого человека, это высшее проявление его свободы и ответственности за свою жизнь. Но с другой стороны, человек живет в обществе и, чем он будет заниматься, обществу не безразлично, поэтому государство должно помочь человеку сделать безошибочный выбор того дела, которое он мог бы выполнять лучше всего и быть наиболее полезным государству. Такая помощь должна быть своевременной и оказываться до того момента, когда человек поступил в учреждение профессиональной подготовки. Возраст самоопределения человека, в том числе профессионального самоопределения, - ранняя юность (15-16 лет), но пока это «предвосхищающее самоопределение», его нельзя считать прочным и окончательным. В связи с этим работа по профессиональной ориентации со старшеклассниками должна быть направлена на информирование учащихся о различных профессиях, на самоанализ качеств и расположенности к выбранной профессии. Таким образом, основная задача профориентационной работы - подвести человека к осознанному выбору профессии.

    Профессиональной ориентацией подрастающего поколения, в первую очередь, должна заниматься школа, т.к. специалисты образовательного учреждения имеют возможность не только систематически проводить профориентационные мероприятия, но и владеют наиболее полной информацией о личности ученика. Такие исследователи, как Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников, В.А. Бодров, Е.И. Головаха выделяют ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности; система индивидуальной помощи в выборе профессии, на основе диагностики; профориентационная работа на основе активизации профессионального самоопределения.

    Проблема профориентации в условиях общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе ее развития требует обеспечения планомерного ее проведения, координации действий государственных и муниципальных органов, школы, семьи, общественности и других социальных институтов, участвующих в ее решении, разграничения функций между ними, непрерывного и своевременного решения научных и организационных вопросов.

    В условиях новых рыночных отношений актуальность профориентации возрастает: повышается потребность личности в оптимальном профессиональном самоопределении, рынок диктует новые требования к подготовке и переподготовке кадров и все это на фоне несформированного перспективного плана экономического развития России, отсутствия действенного механизма координации развития различных отраслей, регионов, предприятий и организаций. В определении места и роли профориентации в профессиональном самоопределении учащейся молодежи необходимо исходить из того, что профориентационная работа социального педагога предполагает целенаправленное воздействие как на социально-экономические условия (объективные факторы выбора профессии), так и на индивидуума (субъективные факторы).

    Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.

    Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом, как свидетельствует статистика, большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. Причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей самооценкой, индивидуальностью.

    В настоящее время подчеркивается, что правильный выбор профессии и нацеленная на это профориентация важны не только с позиции определения жизненных планов человека, но и с точки зрения развития общества в целом. Решение этого жизненно важного вопроса происходит порой стихийно и случайно, молодым людям оказывается достаточная помощь.

    Существенным тормозящим процессом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой.

    О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям, предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно отнести к группе внутренних, личностно-психологических.

    Выбор профессии в существующих условиях отнюдь не всегда является сознательным и свободным (если под свободой понимать осознанную необходимость). Возникает задача построить такую систему профориентационных методик выбора профессии, которая поможет учащимся в их самоопределении или, точнее говоря, существенно реконструировать, рационализировать традиционно сложившуюся систему.

    В настоящее время требуется современный подход в работе по профориентации старшеклассников нужны новые современные методы работы. Одним из таких методов является технология визуализации.

    Анализ теоретических подходов реальных ситуаций педагогической действительности по проведению профориентационных мероприятий среди подростков в общеобразовательных учреждениях обусловили тему исследования: «Использование технологий визуализации в профориентационной работе со школьниками».

    Объект: профессиональная ориентация старшеклассников.

    Предмет: использование технологий визуализации.

    Цель исследования: рассмотреть особенности использования технологии визуализации в работе по профориентации со старшеклассниками.

    Задачи:

    1. изучить проблему выбора профессии у старшеклассников;
    2. выявить роль визуализации в профориентационной работе со школьниками;
    3. провести исследование профессиональной направленности старшеклассников;
    4. рассмотреть использование технологии визуализации в профориентационной работе со старшеклассниками.

    Методы работы:

    - теоретические: анализ психолого педагогической, социологической литературы по проблеме исследования;

    - эмпирические: диагностика, опрос, анкетирование.

    База исследования: МОУ СОШ №85 Дзержинского района г.Волгограда.















    Глава I. Теоретические аспекты проблемы профессиональной ориентации старшеклассников

    1. Проблема выбора профессии у старшеклассников

    Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

    Существуют различные варианты определения понятия «выбора профессии», однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой стороны - то, что выбирают (объект выбора). И субъект, и объект обладают огромным выбором характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.

    Выбор профессии - это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

    Если процесс самоопределения составляет основное содержание развития личности в годы ранней юности, то формирование профессиональной направленности образует основное содержание самоопределения. Соответственно очевидно, что первое необходимое условие формирования профессиональной направленности состоит в возникновении избирательно-положительного отношения человека к профессии или к отдельной ее стороне. Речь идет о возникновении субъективного отношения, а не о тех объективных связях, которые могут иметь место между человеком и профессией (в том числе ее отражение в искусстве, литературе, содержании учебного программного материала и т. п.). Зарождение субъективного отношения, разумеется, определяется сложившимися объективными отношениями. Однако последние могут не приобрести личностной значимости либо вызвать избирательно-отрицательное отношение к отдельным сторонам деятельности [18., с.23]. Предыстория возникновения профессиональной направленности, в самом общем виде, как отмечает Л. И. Божович обусловлена уже сложившимися к данному времени качествами личности, ее взглядами, стремлениями, переживаниями и т. п.

    В понятии «профессиональная направленность» можно выделить отдельные стороны, выражающие ее содержательную и динамическую характеристики. К первой относят полноту и уровень направленности, ко второй - ее интенсивность, длительность и устойчивость. Полнота и уровень направленности несет содержательно-личностную характеристику профессиональной направленности и в значительной мере содержит ее формально-динамические особенности. Под полнотой профессиональной направленности понимается круг (разнообразие) мотивов предпочтения профессии. Избирательное отношение к профессии чаще всего начинается с возникновения частных мотивов, связанных с отдельными сторонами содержания определенной деятельности, или процессом длительности, или с какими-либо внешними атрибутами профессии (высокая оплата труда, престиж и др.). При определенных условиях значимыми для человека могут стать многие связанные с профессией факторы: ее творческие возможности, перспективы профессионального роста, ее общественная значимость, материальные, гигиенические и другие условия труда, его соответствие привычкам, особенностям характера и т. п. Это свидетельствует о том, что профессиональная направленность основывается на широком круге потребностей, интересов, идеалов, установок человека. Чем полнее профессиональная направленность, тем более многосторонний смысл имеет для человека выбор данного вида деятельности, тем разностороннее удовлетворение, получаемое от реализации данного намерения.

    Таким образом, одна из форм развития профессиональной направленности состоит в обогащении ее мотивов: отдельного мотива до все более распространенней системы мотивов, а это возможно лишь при понимании смысла профессии. Профессиональная направленность большой группы людей может включать одни и те же мотивы и все же быть различной. Это обусловлено тем, что система мотивов всегда предполагает их определенную организацию, структуру. Одни и те же мотивы могут быть различным образом организованы, находиться в различных отношениях соподчинения. И, что особенно важно, различными могут быть ведущие мотивы. Обычно мотивы, лежащие в основе профессиональной направленности, неоднородны по происхождению, характеру связи с профессией. В этом плане правомерно выделение, во-первых, группы мотивов, выражающих потребность в том, что составляет основное содержание профессии [5., с.23]. Чем больше мотивов определяют выбор профессии, тем более осознанным можно этот выбор считать, т.к. наличие «большой» системы мотивов говорит о знании реальных характеристик той или иной профессии, представлении человека о предстоящей профессиональной деятельности. В связи с этим, профориентационная работы должна быть направлена на формирование знаний о различных профессиях, а так же перспективах занятий определенными видами профессиональной деятельности. Особенно актуально это для старшеклассников, т.к. они находятся на пороге поступления в учреждения профессиональной подготовки, но, как правило, выбор ими профессии осуществляется под действием частных мотивов, связанных с внешними атрибутами профессии. Рассмотрим возрастные и психологические характеристики старшеклассников.

    Старшеклассники молодые люди в возрасте 15-17 лет, И.С. Кон определяет этот возраст как «раннюю юность» [21., с.116-120]. Деятельность и ролевая структура личности в ранней юности приобретают ряд новых взрослых качеств, однако юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.д. Общество рассматривает молодых людей этого возраста не как взрослых (некоторые правовые акты именуют их подростками): они имеют особый юридический статус и пользуются целым рядом льгот (например, укороченный рабочий день). Юношеское самоопределение важный этап формирования личности, и это прежде всего профессиональное самоопределение, но пока это «предвосхищающее» самоопределение, его нельзя считать прочным и окончательным [21., с.116-120]. Неудивительно, если, например, еще несколько дней назад молодому человеку хотелось стать юристом или менеджером, а через какое то время он решил, что ему больше подходит профессия социального педагога; но ни тот, ни другой выбор не будут осознанными. У юношей часто меняется мнение не только относительно выбора профессии, и это обусловлено так же особенностями возраста. Психология общения в юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и потребности в принадлежности, включенности в какую либо группу. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших, поэтому совершенно недопустимо навязывать молодому человеку выбор какой либо конкретной профессии, как это часто делают родители старшеклассников и получают в ответ решительное «нет»; и в то же время педагогу нельзя «выделять» кого то, ставить в пример остальным, «отделять» от других. В ранней юности, чтобы быть «своим», нужно и выглядеть и поступать «как все», поэтому выбор профессии может быть осуществлен «за компанию».

    Сегодня у молодых людей на первый план выходит не столько традиционное самоопределение в мире профессий, сколько самоопределение в смыслах своей жизнедеятельности в конкретной исторической ситуации. Научить школьника рассматривать свои проблемы в контексте развития общества и всей культуры это значит, прежде всего, сформировать у него иммунитет против манипуляции со стороны различных официальных идеологов, и прежде всего со стороны современных средств массовой информации, которые, по мнению многих психологов, и формируют «стандартного» человека, равнодушного к проблемам общества.

    В целом можно выделить следующие характеристики массового общества, оказывающие огромное влияние на профессиональное и личностное самоопределение молодых людей:

    - стандартность идеалов и ценностей, что предполагает «единую шкалу» для оценки жизненного успеха. В современном мире это, прежде всего, деньги, престиж, известность;

    - недопустимость иных вариантов счастья. Например, если какой то человек, восприняв еще в школе ценности «массового общества», всю свою жизнь посвятил накоплению денег, приобретению дорогих и модных вещей и т.п. и вдруг обнаруживает, что кто то, не имея всего этого, намного счастливее, чем он, то естественно, ему захочется «доказать» именно свое право на большее счастье. В итоге оформляется целая система воздействия через средства массовой информации, которые буквально смакуют «прелести жизни» знаменитостей и миллионеров;

    - цинизм. Часто «стандартные», т.е. перечеркивающее личностную уникальность, ориентации рекламируются на фоне престижных разговоров о «личностном росте», о «самоактуализации» и др. ничего общего не имеющих с ценностями «массового общества». Но в этом то и парадокс ситуации, что обыватели (и подыгрывающие им специалисты) очень любят, когда все обставлено «очень благородно» [17., с.154].

    Психолог В.Г. Москвин отмечает, что сегодня десятки миллионов телезрителей по поводу каких то событий думают одинаково, т.е. они перестают быть субъектами собственного самоопределения, превращаясь в объекты изощренной манипуляции [28., с.123]. Подлинная субъектность самоопределения это не одноразовый поступок, а разумно выстроенная перспектива, длящаяся во времени и имеющая своей целью что то, действительное значимое для самого человека. Именно тогда, когда самоопределяющийся человек сумеет соотнести свои профессиональные и жизненные достижения с более глобальными смыслами, его профессиональные выбор принесет по-настоящему желательные для человека результаты: удовлетворенность профессиональной деятельностью, личностный рост и др.

    В.М. Ведерников, О.Б. Владимирова, исследующие проблему осознанного выбора профессии у старшеклассников, выделяют следующие факторы, влияющие на выбор профессии:

    - Позиция членов семьи. Часто семья является доминирующим фактором при выборе той или иной специальности. Семья может относиться уважительно или неуважительно к выбору специальности и учебного заведения. Методы влияния семьи на выбор могут быть самыми разными: от мягких (совет) до жестких (строгое указание с угрозами);

    - Учебные заведения, представленные на территории проживания. Часто в небольших городах и тем более в сельской местности нет достаточного спектра учебных заведений, а следовательно, и спектра тех специальностей, которые могли бы получать молодые люди. В такой ситуации родители выпускника должны решить вопрос о том, чтобы отправить его на обучение в то место, где выбор специальностей широк, либо сделать выбор из имеющихся альтернатив;

    - Позиция друзей. Иногда выбор учебного заведения или специальности осуществляется «за компанию»;

    - Престиж. Часто выпускники школ стремятся овладевать теми специальностями, которые являются модными. Но не всегда в них есть потребность на рынке труда той территории, на которой проживает человек;

    - Позиция учителей и школьных педагогов. Педагоги могут увидеть задатки и склонности школьника, но, к сожалению, не всегда ими даются профессиональные рекомендации;

    - Информированность. Наличие достаточного количества доступной для выпускников школ информации о структуре рынка труда той или иной территории, где планирует в дальнейшем работать выпускник школы (очень важна прогнозная информация о том, какова будет структура рынка труда на момент окончания учебного заведения);

    - Личные профессиональные планы. Совокупность представлений самого выпускника школы о том, чем же он хочет заниматься в дальнейшем;

    - Способности, склонности. Это личностные характеристики каждого человека: наличие особых задатков и особенностей личности, которые помогают ей в той или иной деятельности, способствуют наиболее эффективно справляться с поставленными задачами, порождает особый интерес к деятельности.

    Рассмотрим подробнее личностные характеристики, которые имеют значение для профессиональной ориентации школьников. Мы выяснили, что по-настоящему осознанный выбор профессии человек делает, находясь в положении субъекта самоопределения, т.е. проявляя активность. Источником активности служат потребности, под которыми понимается «состояние личности, вызванное необходимостью вступать в связи с окружающей средой для того, чтобы обеспечить свое существование, функционирование и развитие». Удовлетворение таких потребностей, как потребность в профессиональном самоопределении или самоутверждении, происходит в процессе практической деятельности человека, причем только в том случае, если выбранная профессия, как принято говорить, по душе. Потребности активизируют соответствующие возможности человека, направляют его деятельность. А реализуются эти потребности через конкретные объективные ценности.

    Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее потребностям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить следующие ценности:

    - самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде;

    - авторитет в трудовом коллективе;

    - признание родных, знакомых, друзей;

    - самосовершенствование и самовыражение интересная работа;

    - применение своих знаний, умений, способностей;

    - творческий характер труда;

    - материально практические ценности (хороший заработок);

    - должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по службе (карьера).

    Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые в свою очередь зависят от интересов и целей личности. По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть видов:

    - общая мотивировка (включающая несколько нижеперечисленных мотивов);

    - романтика профессии (желание человека заниматься определенной профессиональной деятельностью, приносящей удовольствие, вызывающей восхищение у других: спасатели, врачи, летчики и др.);

    - мотивы познавательного характера (за счет профессии человек удовлетворяет потребность в получении новых знаний в определенной области);

    - мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии (ярко выражена потребность в общественном признание, человеку требуется подтверждение его «полезности»);

    - ссылка на пример (неосознанный выбор профессии, осуществляется «за компанию»);

    - немотивированный выбор [19., с.94].

    Существенным критерием правильного выбора профессии, наряду с мотивами, является соответствие склонностей и способностей человека тем требованиям, которые данная профессия предъявляет к работнику. Несомненно, что такое соответствие будет тем более оптимальным, чем сильнее гармония между склонностью и способностями молодого человека. О способностях судят по деятельности. Самое же существенное в том, что в деятельности способности не только проявляются, но и создаются. Исходя из этого, и решается вопрос о взаимоотношении между склонностями и способностями. Представляя собой избирательное отношение к деятельности, потребность в ней, склонность приводит к пробуждению и мобилизации скрытых до этого сил человека, помогает выявлению и формированию его способностей, в значительной степени определяет его профессиональную направленность [7., с.88].

    Таким образом, можно говорить о том, что способности старшеклассников позволяют сформировать перечень профессий, где эти способности могут в большей мере проявляться; затем выявить склонности к определенным видам профессиональной деятельности. Выбор профессии будет тем осознаннее и понятнее самому школьнику, чем более реальными и точными будут его представления о профессии и соответствие профессиональной деятельности склонности и способностям.


    1.2. Роль визуализации в профориентационной работе со школьниками


    В современном мире образования информационно-коммуникационные интеллектуальные обучающие системы занимают лидирующие позиции, имеют большой потенциал и высокие перспективы развития и внедрения достижений в образовательный процесс с целью его глобальной модернизации и перехода на качественно новый уровень обучения для достижения максимально эффективного результата в данной области.

    При использовании современных мультимедийных возможностей достигается максимальная эффективность ИОС: усиливается мотивация, активизируется познавательная деятельность, происходят интенсификация обучения, усвоение большего объема полезной информации, интерактивное взаимодействие пользователя и системы, обеспечивается лучшее запоминание полученной информации, более длительное ее хранение в памяти и наиболее высокие результаты практического применения полученных знаний.

    Термин «визуализация» происходит от латинского visualis воспринимаемый зрительно, наглядный. Под визуализацией подразумевается «процесс представления данных в виде изображения с целью максимального удобства их понимания; придание зримой формы любому мыслимому объекту, субъекту, процессу и т. д.» [13., с.66].

    Визуализировать можно определенную территорию, портрет личности, инструкцию к телевизору, авиакатастрофу, политическую ситуацию, спортивные достижения, кулинарный рецепт абсолютно все данные.

    По сути, визуализация это технология. И, как любая другая технология, визуализация имеет определенную цель, применяет концепции, методы и средства, заимствованные из других областей: принципы дизайна карты (картография), принципы обозначения данных в графиках (статистика), правила композиции, макетирования, колористики (графический дизайн), стиль написания (журналистика), программные средства (информатика, программирование), ориентация на читательскую аудиторию (психология восприятия) [22., с.75].

    Визуализация присутствует во всех сферах деятельности человека. Образование она тоже не обошла стороной. Визуализация в образовательном процессе присутствовала всегда, но на протяжении времени менялась ее роль и функции. В прошлом веке визуализация выполняла иллюстративную функцию, способствовала пониманию материала обучающимися, выполняла следующие задачи:

    1. обеспечение интенсификации обучения (передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний);

    2. активизация учебной и познавательной деятельности;

    3. формирование и развитие критического и визуального мышления; зрительного восприятия. [3.,с.53].

    В современном процессе образования визуализация играет немного другую роль.

    Большинство визуализационных процессов сейчас представлены мультимедийными средствами. Под мультимедийными средствами подразумевается звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд и т.д.

    Технология визуализации перекликается с педагогической концепцией визуальной грамотности, которая возникла в конце 60-х годов XX века в США. Эта концепция основывается на положениях о значимости визуального восприятия для человека в процессе познания мира и своего места в нем, ведущей роли образа в процессах восприятия и понимания, необходимости подготовки сознания человека к деятельности в условиях все более «визуализирующегося» мира и увеличения информационной нагрузки.

    Вслед за психологом Р. Арнхеймом считаем, что визуальное мышление - это особый интегративный вид мышления, базирующийся на творческом воображении и сочетающий в себе особенности продуктивного восприятия и наглядно-образного мышления. Визуальное мышления осуществляет оперирование наглядными образами и порождение новых визуальных форм, несущих смысловую нагрузку и делающих значение видимым (Р.Арнхейм, В.П.Зинченко).

    Теоретические основы визуализации отражены в работах В.В. Давыдова, В.Ф. Шаталова (теория опорных сигналов), П.М. Эрдниева (теория укрупнения дидактических единиц). П.М. Эрдниев утверждает, «что наибольшая прочность освоения программного материала достигается при подаче учебной информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом, словесном». Теоретико-методологические и психолого-педагогические основы визуализации учебного материала и «сгущения» информации отражены также и в трудах Л.Д Лебедева, А.А. Остапенко, Т.А. Колодочка, А.М. Сохор и др.

    А.А. Вербицкий понимает процесс визуализации как «свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий». Данное определение позволяет развести понятия «визуальный», «визуальные средства» от понятий «наглядный», «наглядные средства». В педагогическом значении понятия «наглядный» всегда основано на демонстрации конкретных предметов, процессов, явлений, представление готового образа, заданного извне, а не рождаемого и выносимого из внутреннего плана деятельности человека.

    Термин «технология визуализации учебной информации» был предложен Лаврентьевым Г.В. и Лаврентьевой Н.Е. Расширяя границы данной технологии, они понимают под визуализацией не только знаковые, но и некоторые другие образы «визуализации», выступающие на первый план в зависимости от специфики изучаемого объекта. Это могут быть следующие базовые элементы зрительного образа: точка, линия, форма, тон, цвет, размер, масштаб.

    Если учесть, что визуализация предполагает не только «свертывание информации», но и «раскодирование» своеобразной художественной информации в вербально-образной сфере (Ананьев Б.Г), то именно «базовые элементы зрительного образа» могут способствовать «развертыванию» информации в визуальный образ. На этом и основывается авторская методика. Литература, как известно, мыслит образами. Путь развития читателя - это путь к пониманию многозначности образа и символического подтекста художественного слова.

    Основными характерными особенностями этих технологий являются:

    1. объединение многокомпонентной информационной среды (текста, звука, графики, фото, видео) в однородном цифровом представлении;

    2. обеспечение надежного (отсутствие искажений при копировании) и долговечного хранения (гарантийный срок хранения десятки лет) больших объемов информации;

    3. простота переработки информации (от рутинных до творческих операций). [4., с.83].

    Из всех этих характеристик видно, что мультимедийные технологии упрощают нашу жизнь.

    Развитие мультимедиа связано с появлением персональных компьютеров и других гаджетов, которые популярны в молодежной среде. Д. Иванов приводит следующие данные: «Компьютеризация всех сфер общественной деятельности и повседневной жизни человека - самый впечатляющий феномен последней четверти XX в. В наиболее развитых странах - США, Германии, Великобритании, Японии количество компьютеров на тысячу жителей достигло к концу 1990-х гг. уровня 250-400 единиц. Этот уровень конечно уступает показателям таких «идолов» XX в., как автомобиль (в среднем в 1,5 раза) и телевизор (в 2 раза), но темпы распространения компьютеров гораздо выше. С момента появления персонального компьютера на массовом рынке прошло примерно двадцать пять лет. Для достижения того же уровня распространенности, какой к началу XXI в. имеет компьютер, телевизору в свое время потребовалось около сорока лет, а автомобилю порядка семидесяти». [5., с.90]. Такое быстрое распространение компьютеров повлекло за собой столь же быстрое распространение мультимедийных технологий. Такие технологии сейчас определяют весь образовательный процесс. Идея применения компьютера в обучении возникла довольно давно, но ее воплощение стало возможным лишь с появлением персонального компьютера, оснащенного мультимедиа устройствами. Компьютеризация отечественной системы образования тема обширная, многообразная и актуальная.

    Министерство образования и Государственный комитет по высшему образованию в России в последнее время уделяет все большее внимание обучающим программам.

    Следует сказать про мультимедийные продукты образовательного процесса. Такими продуктами являются:

    1.Мультимедийные продукты, разрабатываемые преподавателями в соответствии с целями и задачами учебных курсов и дисциплин:

    - курсы лекций, учебные пособия;

    - учебные презентации;

    - учебные фильмы, видеоуроки.

    2. Электронные мультимедийные учебники, энциклопедии, словари, атласы географические и т.д.

    3.Интерактивное дистанционное обучение посредством мультимедийных обучающих программ. [6., с.86].

    Применение мультимедийных технологий в образовании является причиной возникновения новых видов педагогической деятельности. К таким видам относятся следующие методы:

    1. Метод линейного представления информации. Данный метод последовательно знакомит ученика с изучаемым материалом, используя возможности линейной навигации в рамках всего ресурса. Достоинство данного метода заключается в более широких возможностях интеграции различных типов мультимедийной информации в рамках одного средства обучения. Недостатком же служит, прежде всего, отсутствие возможности контроля за ходом изложения материала (нет возможности управления процессом его изложения). Этот метод рекомендуется для учеников, которые не обладают, либо обладают очень ограниченными предварительными знаниями в изучаемой области и им требуется обзорное изложение изучаемого материала.

    2. Метод нелинейного представления информации. Это метод организации в мультимедийных средствах обучения нелинейных способов связывания информации и использование структурированной системы навигации между мультимедийными ресурсами на основе гиперссылок

    Достоинствами данного метода являются четкая структуризации материала, возможность поиска информации, навигации в больших базах данных, организации информации по семантическим критериям. [7., с.37].

    В современном мире уже невозможно представить урок без презентации на компьютере или же без просмотра небольшого познавательного фильма. Ряд положительных моментов:

    1.Процесс образования становится более интересным и разнообразным,

    2.Большее количество материала можно объяснить за тот же промежуток времени.

    Но негативные моменты все же есть, а их последствия очень опасны. Визуализация, а, следовательно, и мультимедийные технологии в современном образовательном процессе ведут к формированию массового общества. Под массовым обществом подразумевается общество, которое характеризуется распространением массовой культуры и массовым потреблением. Но мы не будем разграничивать массовое и потребительское общество, т.к. по своим характеристикам они сходны. Под таким обществом мы будем подразумевать общество, для которого характерны не только массовое потребление и массовая культура, но и бюрократизация, индустриализация и урбанизация. Особенностью такого общества является разрыв социальных связей, отсутствие у людей индивидуальности, устойчивых ценностей. Человек в таком обществе воспринимает людей как множество похожих на него индивидов, которые читают одинаковые книги, носят одинаковую одежду, ездят на одинаковых автомобилях и живут в таких же одинаковых домах.

    Уже было сказано, что современный образовательный процесс полностью зависит от визуализационных технологий, а, следовательно, и от мультимедиа. Естественно, что с помощью данных технологий процесс обучения становится более интересным и разнообразным, но существуют и негативные последствия от внедрения таких средств в обучение.

    А.А.Вербицкий говорил, что процесс визуализации это «свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий» [17., с.5].


    Глава 2. Организация работы по профессиональной ориентации старшеклассников с использованием технологий визуализации

    2.1. Исследование профессиональной направленности старшеклассников

    Государственная федеральная служба занятости населения осуществляет активную политику занятости населения на рынке труда. Одним из основных направлений этой политики является профориентационная работа среди безработных граждан, молодежи, занятого и незанятого населения.

    Изучение профессиональных предпочтений молодежи является одним из методов прогнозирования рынка труда региона. Молодежный сегмент предложения рабочей силы является на современном рынке труда наиболее подвижным и динамичным, более быстро реагирующим на изменения в социально-экономической сфере общественной жизни.

    Система профориентационных мероприятий службы занятости населения включает превентивную деятельность среди молодежи и учащихся старших классов общеобразовательных учебных заведений. Основой планирования и разработки новых форм работы служат социологические исследования профессиональных намерений и предпочтений учащихся девятых и одиннадцатых классов школ. Исследования профессиональных намерений молодежи на уровне районов проводятся на протяжении десяти лет в рамках деятельности службы занятости населения районными и городскими центрами занятости населения.

    Наше исследование проводилось на базе МОУ СОШ №85 Дзержинского района г.Волгограда.

    Актуальность данного исследования весьма значительна и очевидна. Представляя собой одну из наиболее многочисленных социально-демографических групп, старшеклассники являются главным источником формирования трудового потенциала страны, от качественного состояния, экономической активности и поведения в сфере занятости которой во многом зависит успешность рыночных реформ. Профессиональный выбор молодежи имеет все большее значение для выбора направлений дальнейшего социально-экономического развития как Волгоградской области, так и страны в целом.

    Целью исследования, проведенного с марта 2018 года по май 2018 года, стало изучение профессиональных намерений выпускников общеобразовательных учреждений и анализ предпочтений старшеклассников на рынке труда.

    Мониторинг профессиональных намерений молодежи в масштабах МОУ СОШ № 85 может стать как эффективным инструментом изучения рынка труда, так и действенным методом разработки перспективных и своевременных профинформационных мероприятий службы занятости населения совместно с органами управления образованием всех уровней и образовательными учреждениями.

    Объектом исследования, которое проводилось в виде анкетного опроса, стали учащиеся 8 и 9 классов общеобразовательной школы №85 Дзержинского района г.Волгограда.

    В анкетном опросе приняли участие 45 школьников (25 учащихся 8 классов и 20 учащихся 9 классов).

    Анализ информации мы представили по трем основным блокам в соответствии с целью исследования:

    Блок I. Профессиональное самоопределение старшеклассников;

    Блок II. Планирование занятости выпускниками общеобразовательных учреждений;

    Блок III. Востребованность услуг службы занятости старшеклассников.

    Текст анкетного опроса представлен в Приложении 1.

    I. Профессиональное самоопределение старшеклассников.

    Изучение профессиональных намерений выпускников общеобразовательного учреждения в рамках настоящего исследования включает следующие задачи:

    - проведение анализа сформированности социальных планов старшеклассников, в том числе карьерных устремлений;

    - изучение профессионального выбора старшеклассников как выбора профессии, так и предпочтительной сферы деятельности, места работы;

    - рассмотрение мотивационных составляющих профессионального самоопределения;

    - проведение анализа когнитивного компонента профессионального выбора старшеклассников.

    1). Сформированность социальных планов старшеклассников.

    На вопрос анкеты «Вы определились с планами на будущее после школы?» свыше 90% опрошенных старшеклассников ответили утвердительно.

    Продолжить обучение в средней школе планируют 63,5% девятиклассников; 26,3% будут поступать в средние профессиональные учебные заведения.

    Продолжение школьного обучения, как ведущий тип плана у девятиклассников, не означает повышение престижности, значимости полного среднего образования в общественном мнении. Только 40% опрошенных 8-классников и 26,1% 9-классников считают, что в школе закладываются основы карьеры, тогда как 48% выпускников не считают школу основой успеха в будущем.

    Оценка школы девятиклассников отличается от позиции восьмиклассников, но и те, и другие не считают свой школьный опыт, достижения достаточными для построения будущей карьеры. Есть такие варианты ответа: «Школа дает только среднее образование»; «Я сам строю свою карьеру»; «Карьера зависит от меня»; «Школа одна из частей фундамента». Позиция «Успешная учеба в школе еще не дает никаких гарантий успеха в будущем» имеет высокие показатели в ответах старшеклассников и значима в анализе планов старшеклассников. Получается так, что школа не является достаточным основанием для будущей карьеры, собственная успешная учеба также не дает никаких гарантий, следовательно, обесцениваются собственные достижения и школьный социальный опыт, на основании которых можно строить планы.

    Анализируя проблему профессионального самоопределения старшеклассников, важно оценить уровень деятельностного компонента планирования. На вопрос анкеты «Как Вы относитесь к карьере?» предлагалось три варианта ответа: мечта сделать карьеру (как низкий уровень планирования), уверенность в своих силах (как высокий уровень) и сомнения в своих силах (как промежуточный уровень).

    Разницы в ответах 8-классников и 9-классников практически нет. Около 50% старшеклассников уверены в своих силах и стремятся к карьере; 40% молодых людей также задумываются о карьере, но пока только на уровне мечты; 10% школьников не уверены в своих силах. В последние годы социологи говорят о «революции притязаний» среди молодежи. Уровень их радикально повысился с 1990 г., и в результате притязания детей значительно превышают то, чего смогли достичь их родители.

    Как планируют добиваться поставленных целей одиннадцатиклассники, показывают следующие данные: свыше 90% учащихся планируют продолжить образование (83,5% по дневной форме обучения и 9,1% по вечерней или заочной), службу в армии запланировали 3,3% молодежи, 78,3% выпускников нацелены на получение высшего образования, 11,4% планируют обучение в техникумах и колледжах г.Волгограда. Наиболее высокий показатель ориентации на высшее образование у учащихся, чьи родители военные или учителя общеобразовательных школ. Можно отметить значительное увеличение количества старшеклассников, ориентированных на получение высшего образования, и снижение интереса к системе среднего профессионального образования:

    Исследование показало, что большинство старшеклассников хотят поступить в вуз на дневную форму обучения. Довольно значительное число желающих учиться в высшей школе, можно объяснить, с одной стороны, повышением образовательного уровня населения; с другой стороны, стремлением молодежи иметь более прочные гарантии трудоустройства в случае окончания высшего учебного заведения.

    2). Профессиональный выбор старшеклассников: выбор профессии, предпочтительной сферы деятельности, места работы

    Исследование показало, что у большинства старшеклассников преобладает промежуточный тип жизненных планов (выбор профессии пока не сделан, названа только предпочтительная сфера деятельности); у 47,3% девятиклассников и 41,2% восьмиклассников сформировался конкретный жизненный план (профессия выбрана).

    Основой привлекательности различных видов занятости является отражение в массовом сознании всех видов материального и духовного производства, что проявляется в направленности ориентации молодых людей на конкретные отрасли общественного производства.

    Предпочтительные сферы деятельности старшеклассников: информационные технологии и коммуникации; культура, спорт, туризм; производство; торговля; транспорт, строительство; медицина, образование (табл. 2.1).

    Таблица 2.1

    Пять наиболее часто выбираемых профессий

    8 класс9 классДевушкиЮношиДевушкиЮношиБухгалтерПрограммистЭкономистПрограммистВрачАвтомеханикМенеджерИнженерЮристАвтослесарьВрачЮристМенеджерВрачЮристМенеджерЭкономистДизайнерБухгалтерЭкономист

    Более половины опрошенных испытывают трудности при выборе профессии: возможно, в какой-то мере на это обстоятельство повлияло значительное увеличение числа профессий, из которых современный старшеклассник может сделать выбор, ведь чем шире диапазон выбора, как отмечал И.С. Кон, тем он психологически сложнее.

    Данные свидетельствует об устойчивом интересе молодежи к управленческому блоку специальностей, сфере информационных технологий и коммуникаций. При этом следует отметить активизацию интереса выпускников школ к профессиям и специальностям производственной сферы.

    Данные результатов анкетирования свидетельствуют об устойчивом молодежном стереотипе престижных профессий, но следует отметить заметный интерес молодежи к дизайнерским специализациям (дизайнер, компьютерный дизайнер, дизайнер по рекламе и т. п.), профессиям инженера различных отраслей, врача, фармацевта и т. п.

    Процесс профессионального самоопределения для школьников становится все сложнее.

    Принятие решения при выборе профессии (специальности) откладывается на неопределенный срок. Можно предположить, что в ближайшем будущем изменится структура профессионального самоопределения. Некоторые старшеклассники уже сейчас сначала выбирают место дальнейшей учебы и лишь в процессе обучения определяются с будущей профессией.

    По окончании школы только 50% выпускников имеют конкретный жизненный план; остальные не определились в выборе. Можно предположить, что это связано со многими социальными факторами: многообразием мира профессий и сложной ориентацией в нем, трудностью в выборе учебного заведения, зависимостью от решения родителей, неадекватностью самооценки и др.

    Также на уровне констатации следует признать высокий уровень потенциальной миграционной мобильности. Желание работать не там, где проживаешь, можно рассматривать и как юношеское стремление к перемене мест, и как максимализм и стремление к самостоятельности (внешняя атрибуция «Уйти из родительского дома»), и как принятие образа жизни родителей и знакомых, занятых в других городах (маятниковая миграция). На вопрос: «Свое будущее Вы связываете с родным городом?», около 30% оптантов не ответили.

    3). Мотивационные составляющие профессионального самоопределения старшеклассников.

    Мотивационная сфера профессионального самоопределения изучалась в данном исследовании с позиции мотивов выбора профессии. В число наиболее важных мотивов, которыми руководствуется большинство опрошенных при выборе профессии, вошли: материальная обеспеченность (высокая зарплата); интерес к профессии («Мне нравятся люди этой профессии, как они работают»); престижность профессии. Мотивы выбора профессии направлены на себя и собственное материальное благополучие.

    Ведущим мотивом выбора профессии для оптанта является интерес, при этом следует учитывать гендерный фактор в изучении профессиональной мотивации молодежи. Приведем пример из нашего исследования (табл. 2.2).


    Таблица 2.2

    Мотивы, играющие роль при выборе профессии

    Мотив8 класс9 классдевушкиюношидевушкиюношиИнтерес к профессии («Мне нравятся люди этой профессии, как они работают»)

    21,7

    22,3

    29,2

    17,3Высокий доход («Я знаю, что эта профессия приносит большие деньги»)

    26,0

    29,8

    17,8

    32,6Совет родителей («Мне советуют родители выбрать эту профессию»)

    12,5

    10,5

    11,4

    8,2Возможность уехать из города в другой город («Здесь нет перспективы и возможности найти хорошую профессию»)7,5 9,812,613,2Влияние родственников или старших друзей («Моя подруга уехала в другой город, сейчас она менеджер по продажам и много зарабатывает»)3,25,49,413,4

    Различия в ведущей мотивации у юношей и девушек усиливаются с возрастом, и поляризация происходит по указанным трем мотивам: для девушек приоритет имеет сама профессия, тогда как для юношей важно иметь профессию с высоким уровнем дохода; мнение родителей более значимо для девушек.

    Как считают социологи, занимающиеся изучением профориентационных проблем в среде молодежи, дифференциация личных планов выпускников школ зависит от трех основных факторов:

    - социально-профессиональный статус родителей (чем выше статус родителей, тем сильнее в планах выпускников ориентация на высокий уровень образования);

    - уровень урбанизации (чем выше уровень урбанизации того поселения, где молодые люди оканчивают школу, тем более сильно проявляется в жизненных планах ориентация на высокий уровень образования);

    - пол подростка (гендерные особенности личных планов таковы, что юноши в большей мере, чем девушки, ориентированы на получение высшего образования, а девушки чаще, чем юноши, планируют поступить в средние специальные учебные заведения).

    Учитывая интегральное воздействие социально-профессионального статуса родителей, уровня урбанизации места жительства и пола выпускника, необходим дифференцированный подход к анализу личных планов выпускников с тем или иным набором определенных социальных характеристик.

    4). Когнитивный компонент профессионального выбора старшеклассников.

    Когнитивный компонент профессионального самоопределения представлен недостаточной информированностью о выбираемой профессии, отражающей уровень знаний о ней. Как свидетельствуют данные социально-психологических исследований, субъективные представления старшеклассников о выбранной профессии не соответствуют реальной действительности.

    Когнитивный компонент профессионального самоопределения старшеклассников изучался нами в аспекте представлений молодежи о мире профессий.

    Подтверждением низкого уровня информированности о мире профессий служат и ответы старшеклассников на вопрос «В случае необходимости, по какой рабочей профессии Вы стали бы работать?». В перечне рабочих профессий, названных девятиклассниками, врачи, учителя, экономисты, актеры, адвокаты и т. п. Всего из 35 участников опроса сумели указать профессии 13 школьников (4%). При этом следует отметить, что свыше 50% юношей готовы работать по рабочей профессии, где выплачивается высокая зарплата.

    Когнитивный компонент планирования у старшеклассников можно проанализировать и по вопросу «Вы знаете, с чего нужно начать поиск работы?», заданному 9-классникам. 35,9% школьников уверены, что нужно обратиться в центр занятости населения; 25,8% 9-классников считают, что трудоустроиться можно через объявления в средствах массовой информации; 24,3% опрошенных возлагают надежды на помощь родителей. Учащиеся не рассчитывают на содействие школы: только 1,6% старшеклассников надеются, что о трудоустройстве все расскажет классный руководитель.

    Отметим позитивный факт: в общественном сознании сформировался положительный стереотип третья часть молодых людей готова обратиться в службу занятости с целью поиска работы.

    Для информирования молодежи об активной политике занятости, рынке труда, востребованности профессий и специальностей на предприятиях и в организациях региона целесообразно планировать в работе районных центров занятости населения активную информационно-разъяснительную и просветительскую работу в образовательных учреждениях, организацию и проведение целевых мероприятий («Уроки занятости», ярмарки «Молодежная карьера», «Мир профессий» и т. п.). Необходимо расширять взаимодействие учреждений образования всех уровней и службы занятости населения по организации и проведению профориентационной работы среди учащейся молодежи, включая информирование педагогов школ об основных направлениях деятельности службы занятости населения.

    При разработке мероприятий превентивной профориентационной работы среди молодежи необходимо учитывать тот факт, что на сегодня высокий уровень образования является предпочтительным не только для молодежи, но и для работодателей. При этом в планировании профессиональной карьеры необходимо ориентироваться не только на уровень образования, но и на сферу приложения своих знаний, умений и навыков. Информирование молодежи о мире профессий, формирование позитивного образа востребуемых на рынке труда профессий и специальностей является одной из задач профориентационной работы службы занятости населения.

    II. Планирование занятости выпускниками общеобразовательных учреждений

    2). Планы старшеклассников на обучение и трудоустройство

    Подробно вопрос о планах восьми- и девятиклассников рассматривался в разделе «Сформированность социальных планов старшеклассников». Обозначим основные позиции.

    Занятость старшеклассников может рассматриваться в нескольких аспектах: продолжение обучения, трудоустройство, обучение и трудоустройство в свободное от учебы время.

    1. Занятость восьмиклассников:

    63,5% продолжат обучение в средней школе;

    26,3% будут обучаться в ПТУ, техникумах, колледжах;

    2,2% планируют устроиться на работу и продолжать учебу по вечерней или заочной форме обучения;

    8% не определились с планами.

    2. Занятость девятиклассников:

    69,2% планируют получение высшего образования;

    14,3% продолжат обучение в техникумах, колледжах, ПТУ, на курсах;

    9,1% планируют совмещать работу и учебу на вечернем (заочном) отделении вуза или техникума;

    3,3% будут служить в армии;

    4,1% не определились с планами.

    Таким образом, ведущей занятостью для выпускников образовательных учреждений является обучение в профессиональных учебных заведениях.

    III. Востребованность услуг службы занятости населения старшеклассниками.

    Вопрос анкеты о востребованности услуг службы занятости старшеклассниками («Какие услуги службы занятости для молодежи могут быть полезны именно Вам?») имел целью, с одной стороны, изучить рейтинг услуг службы занятости населения, а с другой дать информацию участникам опроса о деятельности службы.

    Как видно из приведенного анализа результатов исследования, старшеклассники испытывают «информационный голод» в ситуации профессионального самоопределения и выбора профессии; это касается и информации о мире профессий, и знаний о видах и формах получения профессионального образования, и возможностях трудоустройства старшеклассников в современных условиях (табл. 2.3).

    Таблица 2.3

    Востребованность услуг службы занятости старшеклассниками
    (метод ранжирования)
    Виды услуг службы
    занятости населения8 класс9 классвсегодевушкиюношивсегодевушкиюношиСодействие в поиске работы по окончании школы23,219,326,822,921,423,2Профконсультирование
    по выбору профессии34,938,631,436,338,130,5Информация о профессиональных учебных заведениях35,539,631,735,728,635,2Содействие во временном трудоустройстве25,225,924,626,528,819,9Не нужна помощь службы занятости населения11,49,713,014,19,318,5
    Ведущими запросами старшеклассников к службе занятости являются информационный запрос о профессиональных учебных заведениях и запрос на получение профконсультационных услуг по выбору профессии и диагностике профессиональных намерений, склонностей и интересов.
    Затем мы провели методику «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова в 8 и 9-х классах. В исследовании по данной методики принимали участие также 45 человек (25 человек 8 классы; 20 человек девятиклассники). Текст методики представлен в Приложении 2.

    Методика Е.А.Климова предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

    Содержание методики: испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

    Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендовалось выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».

    Название типов профессий по столбцам:

    I. «Человек-природа» все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.

    II. «Человек-техника» все технические профессии.

    III. «Человек-человек» все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.

    IV. «Человек-знак» все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.

    V. «Человек - художественный образ» все творческие специальности.

    Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 2030 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

    Учащимся была дана инструкция:

    Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

    Таким образом, в 8-х и 9 классах мы получили следующие результаты (Таблица 2.4):


    Таблица 2.4

    Результаты по методике Е.А.Климова.

    8 класс9 классвсегодевушкиюношивсегодевушкиюноши«Человек-природа»1 чел.100 чел.00«Человек-техника»7 чел.075 чел.05«Человек-человек»7 чел.617 чел.70«Человек-знак»7 чел.074 чел.04«Человек - художественный образ»3 чел.3 04 чел.31

    Анализируя результаты средних значений, для всей выборки учащихся 9 классов можно отметить преобладание гуманитарной направленности в выборе сферы деятельности.

    Направленность на сферу деятельности «Человек-человек» в 9 классе преобладает над направленностью на сферу деятельности «Человек-Техника». При этом ведущий тип личности социальный, а самым менее значимым являются реалистичный и предпринимательский типы личности. Возможно это связано с возрастными особенностями: ведущая деятельность в данном возрасте - это развитие взаимоотношений с людьми, обществом и усвоение норм этих взаимоотношений. Выборка может быть рассмотрена как репрезентативная, так как учебная успешность у учащихся 9 класса близка как в области гуманитарных, так и естественных учебных дисциплин.

    Проводя сравнительный анализ средних значений показателей у выборки мальчиков и девочек было обнаружено ряд статистически достоверных различий между средними значениями измеряемых показателей.

    Так подтвердились различия, полученные нами при качественном анализе. Направленность на сферу деятельности Человек - Техника у мальчиков выше, чем у девочек. А направленность на сферу деятельности Человек - Человек у девочек выше, чем у мальчиков.

    Таким образом, мальчики больше всего направлены на такие сферы деятельности как техника и знаковая система, а девочки на человек и художественный образ. Это связано с тем, что подростки типизируют многие профессии по полу как женские и реже как мужские. Подобные представления подростков о профессиях как женских или мужских также влияет на их ценностные ориентации и профессиональное самоопределение.

    Полученные результаты можно использовать при профориентации учащихся старших классов, при организации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения, для повышения мотивации по отдельным предметам, связанных с областью выбора будущей профессиональной деятельности.

    Анализируя результаты средних значений, для всей выборки учащихся 8 классов можно отметить преобладание гуманитарной направленности в выборе сферы деятельности.

    Большинство испытуемых выбирали профессии системы «Человек Человек» в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова.

    Существуют определенные психологические требования к профессии такого типа:

    - стремление к общению: умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;

    - устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность,

    - отзывчивость; выдержка: умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и своё собственное; понимать намерения и настроения других людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека;

    - способность владеть речью, мимикой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей;

    - аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей. Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей.

    Проведя наше исследование, мы получили следующие результаты.

    В 8 классе для 7 человек в большей степени рекомендуется профессия типа «Человек- человек».

    Для 7 человек «Человек-техника».

    Для 7 человек «Человек-знак».

    Для 1 человека «Человек-природа».

    Для 3 человек (девушки) «Человек художественный образ»

    В 9 классе для 7 человек в большей степени рекомендуется профессия типа «Человек- человек».

    Для 5 человек «Человек-техника».

    Для 4 человек «Человек-знак».

    Для 4 человек (девушки) «Человек художественный образ»

    В 9 классе не были рекомендованы профессии типа «Человек-природа».

    Таким образом, среди 8 классов мы наблюдаем ориентацию на профессии типа «Человек знак», «Человек техника» и «Человек человек». В 9 классе наблюдается тенденция к профессиям типа «Человек человек».

    Исследование показало, что ведущей занятостью для выпускников общеобразовательных учреждений является обучение в профессиональных учебных заведениях. В анализе исследования отмечается значительное увеличение количества старшеклассников, ориентированных на получение высшего образования, и снижение интереса к системе среднего профессионального образования. Это говорит, с одной стороны, о повышении значимости образовательного уровня населения; с другой стороны, о стремлении молодежи иметь более прочные гарантии трудоустройства. Сегодня высокий уровень образования является предпочтительным не только для молодежи, но и для работодателей.

    Главным мотивом профессионального выбора современной молодежи по-прежнему остаются материальная обеспеченность, интерес к профессии, престижность профессии и защищенность от безработицы. Мотивы выбора профессии направлены на себя и собственное материальное благополучие.

    Проблема своевременного и точного выбора жизненного пути современными подростками дело не только самих подростков и их родителей. От профессиональных и жизненных планов ребят во многом зависит будущее нашей страны. С помощью взаимодействия различных ведомств всех уровней муниципального, областного, федерального, необходимо создать современную систему профориентации молодежи.


    2.2. Использование технологии визуализации в профориентационной работе со старшеклассниками


    Рассмотрим преимущества использования технологии визуализации в работе по профориентации со старшеклассниками.

    Первое и немало важное это огромный интерес подростков ко всему, что связано с компьютерами; второе широкие мультимедийные возможности; третье возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка; четвертое интерактивность компьютерных программ; пятое экономия временных ресурсов.

    Важнейшим этапом профессиональной ориентации является профессиональное просвещение пропаганда профессий различными формами и средствами. Одним из самых эффективных средств является Интернет. Очень много Интернет - ресурсов, которые могут составить действительно адекватное представление о профессиях:

    • портал «Учеба.ру», раздел «Профессии» предоставляет более 600 описаний наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, рассортированных по области деятельности, их профессиограммы; (http//www.ucheba.ru/prof)
    • справочник профессий (#"justify">Одним из наиболее сложных, требующих особого внимания этапов профориентационной деятельности является профессиональная диагностика. И здесь технологии визуализации приходят на помощь. Преимущества компьютерной диагностики очевидны. Результаты обычного тестирования не всегда эффективны и точны, потому что ребёнок в ходе беседы бывает стеснителен, не активен, не искренен в ответах, не все подростки, учитывая их психологические особенности, легко входят в контакт, что затрудняет процесс общения между ребёнком и педагогом. А когда современный подросток, выросший в эпоху компьютерного бунта, видит перед собой компьютер эту чудо-машину он чувствует себя уверенно, потому что это то новое что интересует современную молодёжь. Так же данный способ тестирования позволяет экономить время, средства (нет необходимости печати раздаточного материала), обеспечивает быстроту и точность процесса обработки результатов.

      On-line тестирование для школьников можно пройти на сайте Центра тестирования и развития при МГУ «Гуманитарные технологии» в комплексе «ПРОФОРИЕНТАТОР» (#"justify">В процессе профориентационной работы достигается множество результатов различного масштаба, которые составляют архив личных достижений человека и требуют фиксации и хранения. Это могут быть оценки, грамоты, отчеты о социальной практике, результаты психолого-педагогического тестирования и т. д. Для сохранения и обработки информации удобно создавать электронные версии портфолио. Такой вид сохранения информации создаёт привлекательный для подростка имидж сопровождения образовательного профессионального самоопределения, позволяет достичь принципиально иных результатов, связанных с возможностями проектной и продуктивной деятельности подростка.

      Электронное портфолио помогает решать следующие важные педагогические и социальные задачи:

      - поддерживать и стимулировать учебную мотивацию учащихся;

      - поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

      - развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

      - формировать умение учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

      - содействовать индивидуализации (персонализации) образования учащихся;

      - закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации ребенка.

      Таким образом, электронное портфолио, с одной стороны, содействует реализации компетентного подхода к результатам освоения образовательных программ, с другой обеспечивает большую информативность и позволяет оценить продвижение ребёнка в освоении того или иного вида деятельности.

      Написание резюме ещё один вид работы по профриентации. старшекласснику предлагается представить себя человеком определенной профессии. Придумать образ, возраст, должность, жизненные установки полностью перевоплотиться в другого, а значит, побольше узнать об этой профессии, побывать на специализированных сайтах, серверах по трудоустройству, найти рецепты успешного резюме, создать его и отправить на сайт олимпиады. Казалось бы, ничего особенного, выйдите на указанные адреса и ищите советы.

      Резюме для начинающих можно найти на сайте #"center">Заключение


      Особенности выбора профессии старшеклассниками определяются их возрастными и индивидуально психологическими особенностями: ранняя юность возраст самоопределения, и самым важным этапом этого возраста является профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта (человека) и соотнесения их с требованиями профессии. Так же важно сформировать положительное субъективное отношение к профессии (профессиональную направленность). Необходимое условие формирования профессиональной направленности состоит в возникновении избирательно-положительного отношения человека к профессии или к отдельной ее стороне. Развитие профессиональной направленности состоит в обогащении ее мотивов: отдельного мотива до все более распространенней системы мотивов, т.е. до полного понимания смысла профессии и будущей профессиональной деятельности.

      В эпоху информатизации образования особую актуальность получает проблема оперативного получения и использования знаний. Именно поэтому назрела потребность в систематизации накопленного опыта визуализации учебной информации с позиций технологического подхода к обучению. По утверждению Г.К. Селевко (1998) «любую систему или подход к обучению можно признать технологией, если она удовлетворяет критериям технологичности. Это научность, как взаимосвязь достижений науки и практики; концептуальность, т.е. наличие системы взглядов и принципов, на основе которых осуществляется деятельность; это системность и структурированность или наличие определенной внутренней организации системы и устойчивых взаимодействий, обеспечивающих устойчивость и надежность системы; это управляемость, планирование и проектирование педагогического процесса, варьирование средствами и методами в целях коррекции, адаптации; это эффективность; это также воспроизводимость педагогической технологии в других условиях и другими субъектами».

      Сегодня у молодых людей на первый план выходит не столько традиционное самоопределение в мире профессий, сколько самоопределение в смыслах своей жизнедеятельности в конкретной исторической ситуации.

      Мы выделили следующие факторы, влияющие на выбор профессии у старшеклассников: позиция членов семьи; учебные заведения, представленные на территории проживания; позиция друзей; престиж; позиция учителей и школьных педагогов; информированность; личные профессиональные планы; способности, склонности.

      Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью подростка высокого уровня развития. Если же такой потребности не возникает, не стоит насильно требовать от него принятия решения. Раннее самоопределение обычно имеет свои издержки, так как увлечения в подростковом возрасте часто случайны и несерьезны. Подросток может плохо представлять деятельность, которой ему придется заниматься.

      Изучение профессиональных предпочтений молодежи является одним из методов прогнозирования рынка труда региона. Профессиональный выбор молодежи имеет все большее значение для выбора направлений дальнейшего социально-экономического развития как Волгоградской области, так и страны в целом.

      Для исследовании профессиональных предпочтений мы провели анкетный опрос, в котором приняли участие 45 школьников (25 учащихся 8 классов и 20 девятиклассников) МОУ СОШ №85.

      Исследование показало, что ведущей занятостью для старшеклассников является обучение в профессиональных учебных заведениях. В анализе исследования отмечается значительное увеличение количества старшеклассников, ориентированных на получение высшего образования, и снижение интереса к системе среднего профессионального образования. Главным мотивом профессионального выбора современной молодежи по-прежнему остаются материальная обеспеченность, интерес к профессии, престижность профессии и защищенность от безработицы. Мотивы выбора профессии направлены на себя и собственное материальное благополучие.

      Мы выделили предпочтительные сферы деятельности старшеклассников: информационные технологии и коммуникации; культура, спорт, туризм; производство; торговля; транспорт, строительство; медицина, образование

      Затем мы провели методику «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова в 8 и 9-х классах.

      Направленность на сферу деятельности «Человек Техника» у мальчиков выше, чем у девочек. А направленность на сферу деятельности «Человек Человек» у девочек выше, чем у мальчиков. Здесь мы выявили, что мальчики больше всего направлены на такие сферы деятельности как техника и знаковая система, а девочки на человек и художественный образ.

      Проанализировав результаты опроса, мы выявили, что большинство учащихся (около 90%) планируют продолжить образование, и нацелены на получение высшего образования. Также можно отметить снижение интереса к системе среднего профессионального образования. Всего 47% учащихся 9 классов и 41% учащихся 8 классов ориентированы на приобретение определенной профессии, т.е сформировался конкретный жизненный план (профессия выбрана), но более половины опрошенных испытывают трудности при выборе профессии. В число наиболее важных мотивов, которыми руководствуются учащиеся при выборе профессии, вошли: материальная обеспеченность, интерес к профессии, престижность профессии. Ведущим мотивом выбора профессии для учащихся является интерес.

      Анализируя результаты по методике Е.А.Климова, можно отметить, что для всей выборки учащихся 9 классов можно отметить преобладание гуманитарной направленности в выборе сферы деятельности. Направленность на сферу деятельности «человек техника» у юношей выше чем у девушек. Среди девушек 9 классов выявлен интерес к профессиям типа «человек-человек». Среди восьмиклассников преобладали такие ориентации на профессии типа «человек-человек» и «человек знак». Также данные свидетельствует об устойчивом интересе молодежи к управленческому блоку специальностей, сфере информационных технологий и коммуникаций. При этом следует отметить активизацию интереса выпускников школ к профессиям и специальностям производственной сферы.

      Затем мы рассмотрели использование технологии визуализации в профориентационной работе и пришли к выводу, что с помощью визуализации информации можно решить целый комплекс педагогических задач: увеличить рост интенсивности обучения, повысить учебно-познавательную деятельность, развить визуальное: мышление, представление знаний и практических навыков, передачу знаний и образов, повышение грамотности и культуры.

      Никакую информацию о предмете не удается непосредственно передать наблюдателю, если не представить этот предмет в структурной форме, поэтому под «визуальным» мышлением мы понимаем мышление посредством визуальных операций. Педагог призван помочь обучающемуся воспринимать информацию с помощью рисунка, а не словами.











Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Визуализация в профориентационной работе ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.