Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Волевые качества на уроках физры

  • Вид работы:
    Другое по теме: Волевые качества на уроках физры
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    17.09.2018 3:57:31
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:










    Курсовая работа на тему: «Развитие волевых качеств на уроках физкультуры ».







    Содержание


    Введение

    Глава I. Теоретический анализ проблемы развития волевых качеств

    1.1 Структура и общие характеристики волевых качеств

    1.2 Возрастные особенности воли

    1.2.1 Младший школьный возраст

    1.2.2 Подростковый возраст

    1.3 Особенности формирования волевых качеств на уроках физкультуры у младших школьников

    1.4 Особенности формирования волевых качеств на уроках физкультуры подростков

    Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению формирования волевых качеств подростков на занятиях физической культурой

    2.1 Цель, задачи и организация исследования

    2.2 Методика экспериментального исследования

    2.3 Результаты проведения эксперимента

    Заключение

    Список литературы

    Приложения


    Введение


    Воля одна из форм активного отражения человеком действительности, связанная с воздействием людей на окружающий мир, с их практикой; выражается в сознательных действиях, направленных на достижение поставленных целей, осуществление которых связано с преодолением препятствий: внешних (со стороны природы или других людей) и внутренних (противоречащие данной цели желания и стремления самого человека).

    Волевые качества развиваются и формируется в процессе жизни, в результате воспитания и обучения.

    Воспитание волевых качеств личности юного поколения является актуальным во все времена. Физическое воспитание совершенно неотделимо от других видов воспитания.

    Органической основой их взаимосвязи является единство физического и духовного развития человека, а также закономерности организации всей социальной системы физического воспитания.

    Собственно, физическая культура и спорт выступают как мощное средство социального становления личности школьников, активного совершенствования индивидуальных, личностных качеств, а также двигательной сферы.

    Таким образом, физическая культура и спорт выступают важнейшим условием, а физическое воспитание - важнейшим средством разностороннего развития личности.

    Установка на разностороннее развитие личности предполагает овладение школьниками, с одной стороны, основами физической культуры, слагаемыми которой являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, а с другой - формирование интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер школьника, его эстетических представлений и потребностей.

    В процессе воспитания волевых качеств на уроках физкультуры основную роль играет преодоление постепенно возрастающих трудностей в тренировочных занятиях и соревнованиях. Это заставляет проявлять настойчивость, упорство, целеустремленность, волю к победе, создает уверенность в своих силах.

    Волевые качества проявляются в строгом соблюдении режима, в регулярном выполнении утренней зарядки, аккуратном посещении занятий, самостоятельном выполнении заданий учителя, в преодолении трудностей, возникающих на уроках и соревнованиях.

    Тема данной курсовой является актуальной. Ведь задача социального становления детей стала особенно важна для общества.

    Именно молодые люди должны готовить себя к новым социальным отношениям, учиться умению преодолевать и разрешать конфликты в обществе, развивать общественные процессы в позитивном русле, объективно приносить пользу обществу, утверждать идеи мира, добра, справедливости, совершенствоваться и саморазвиваться.

    Целью данной работы является изучение развития волевых качеств на занятиях физической культурой.

    Объект исследования: процесс формирования волевых качеств подростков при занятиях физической культурой.

    Предмет исследования: условия формирования морально-волевых качеств подростков при занятиях физической культурой.

    Гипотеза исследования: Развитие волевых качеств подростков при занятиях физической культурой и спортом будет осуществлено, если:

    педагоги (тренеры) будут заинтересованными руководителями процесса развития и формирования морально-волевых качеств подростков;

    будут организованы систематические занятия физкультурой и спортом по формированию морально-волевых качеств подростков;

    учитывается личностный уровень развития нравственно-волевых качеств подростков;

    будут использоваться приемы взаимодействия школьников в системе «ученик педагог (тренер) детский спортивный коллектив» как непосредственного источника и средства воспитания нравственно-волевых качеств личности в процессе занятий физической культурой и спортом.

    Задачи исследования:

    Раскрыть сущность и содержание развития волевых качеств в структуре личности подростка;

    Определить педагогические условия формирования волевых качеств личности подростка при занятиях физической культурой и спортом;

    Разработать формы и методы формирования волевых качеств личности подростка при занятиях физической культурой и спортом.


    Глава I. Теоретический анализ проблемы развития волевых качеств


    1.1 Структура и общие характеристики волевых качеств


    Проявление воли (точнее было бы - «силы воли», волевого усилия) в различных специфических ситуациях заставляет говорить о волевых качествах, свойствах личности. При этом как само понятие «волевые качества», так и конкретный набор этих качеств остаются весьма неопределенными, что заставляет некоторых ученых сомневаться в действительном существовании этих качеств

    До сих пор имеются большие трудности в разведении или идентификации понятий, обозначающих волевую активность. Проявляет ли ребенок, требующий от родителей, чтобы ему непременно сейчас купили понравившуюся игрушку настойчивость, упорство? Всегда ли дисциплинированность и инициативность характеризуют силу воли? Почему у психологов решительность непременно упоминается вместе, со смелостью. Где грань между нравственным и волевым качеством? Все ли волевые качества нравственны? Эти и ряд других вопросов представляют не только теоретический, но и практический интерес, так как от их решения зависят методы диагностики волевых проявлений и педагогические методы развития конкретного волевого качества.

    Волевые качества - это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности. [13, с. 114].

    Желание, хотение, воля суть состояния сознания, хорошо знакомые всякому, но не поддающиеся какому-либо определению. Мы желаем испытывать, иметь, делать всевозможные вещи, которых в данную минуту мы не испытываем, не имеем, не делаем. Если с желанием чего-нибудь у нас связано осознание того, что предмет наших желаний недостижим, то мы просто желаем; если же мы уверены, что цель наших желаний достижима, то мы хотим, чтобы она осуществилась, и она осуществляется или немедленно, или после того, как мы совершим некоторые предварительные действия.

    Единственные цели наших хотений, которые мы осуществляем тотчас же, непосредственно, - это движение нашего тела. Какие бы чувствования мы ни желали испытать, к каким бы обладаниям мы ни стремились, мы можем достигнуть их не иначе, как совершив для нашей цели несколько предварительных движений. Этот факт слишком очевиден и потому не нуждается в примерах: поэтому мы можем принять за исходный пункт нашего исследования воли то положение, что единственные непосредственные внешние проявления - телесные движения. Нам предстоит теперь рассмотреть механизм, с помощью которого совершаются волевые движения.

    Волевые акты суть произвольные функции нашего организма. Движения, которые мы до сих пор рассматривали, принадлежали к типу автоматических, или рефлекторных, актов, и притом актов, значение которых не предвидится выполняющим их лицом (по крайней мере лицом, выполняющим их первый раз в жизни). Движения, к изучению которых мы теперь приступаем, будучи преднамеренными и составляя заведомо объект желаний, конечно, совершаются с полным осознанием того, каковы они должны быть. Отсюда следует, что волевые движения представляют производную, а не первичную функцию организма. Это - первое положение, которое следует иметь в виду для понимания психологии воли. И рефлекс, и инстинктивное движение, и эмоциональное суть первичные функции. Нервные центры так устроены, что определенные стимулы вызывают в известных частях их разряд, и существо, впервые испытывающее подобный разряд, переживает совершенно новое явление опыта. [10, с. 98].

    Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей,- это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т. д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.

    Понятие воли, как известно, имеет в психологии множество значений. Мы будем считать, что воля - это способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Волевое поведение в этом аспекте предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, то есть овладение собственным поведением.

    Умение владеть своим поведением - важное качество зрелого, взрослого человека. «Мы только тогда можем говорить о формировании личности, - писал Л.С. Выготский, - когда имеется налицо овладение собственным поведением» [6, с. 225].

    Прежде всего, волевым актом можно называть только действия или процессы целеподчиненные. Под целью понимается некоторый предполагаемый сознаваемый результат, к которому должно привести действие. И, таким образом, процессы можно разделить на две группы: непроизвольные (к ним относятся автоматические, инстинктивные, импульсивные действия, т. е. действия по прямому побуждению, действия под влиянием аффекта, страсти) и преднамеренные, произвольные, т. е. целеподчиненные. Совершенно очевидно, что когда мы говорим о воле, то уже интуитивно всегда относим эти процессы к группе произвольных.

    Итак, мы пришли к некоторой схеме всякого действия, которое может быть названо волевым. Еще раз эта схема: действие реализует объективно два разных отношения, т. е. осуществляет две различные деятельности, следовательно, подчиняется двум различным мотивам. В случае, когда один из этих мотивов является отрицательно эмоционально окрашенным, а другой, напротив, положительно, то возникает ситуация, типичная для осуществляющегося волевого действия. Если оба мотива являются положительными, то действие идет, но выпадает из категории волевых. То же самое с отрицательными мотивами, действие просто не идет, его нет.


    1.2 Возрастные особенности воли

    1.2.1 Младший школьный возраст

    Поступление в школу знаменует новый этап в развитии волевой сферы личности ребенка. Под влиянием предъявляемых к нему требований (по некоторым подсчетам уже в первых классах их 37), начинается усиленное развитие выдержки (сдержанности) и терпения как основы дисциплинированного поведения, которое к концу первого года становится привычным для ребенка.

    Исследования Е. И. Игнатьева (1960), В И Селиванова (1949) и других показали, что у школьников 1 -3-го классов заметно растет умение проявлять волевые усилия, что наглядно проявляется в их умственной деятельности Начинают формироваться произвольные умственные действия намеренное запоминание и припоминание учебного материала, произвольное внимание, направленное и устойчивое наблюдение, упорство в решении мыслительных задач.

    Если в 1-м и 2-м классах школьники совершают волевые действия главным образом по указанию взрослых, в том числе и учителя, то уже в 3-м классе они приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. При необходимости воздержаться от какого-либо действия дети сами создают условия, исключающие привлекательные действия, например отворачиваются, чтобы не посмотреть на интересные картинки, запрещенные для рассматривания (Ш. Н Чхартишвили, 1963), или берутся за другое дело. Самостимуляция в этом возрасте используется достаточно широко, но в подавляющем большинстве случаев она диффузная, не подкреплена нравственными принципами. Школьник может проявить настойчивость в учебной деятельности, при занятиях физкультурой, только при наличии интереса к этому. С.И. Хохлов (1970), например, показал, что школьники со слабым уровнем развития воли проявляют высокую и достаточно устойчивую активность в изучении предметов только при наличии интереса к ним, а при изучении нелюбимых предметов высокая и устойчивая активность проявлялась только школьниками с высоким уровнем развития воли. У детей в этом возрасте еще не развиты волевые механизмы достаточной силы, способные побороть влияние мешающих делу сильных эмоций, внешних воздействий. Часто школьники младших классов проявляют волевую активность лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других (А. И. Высоцкий), и прежде всего для того, чтобы заслужить расположение к себе взрослых, в том числе и учителя.

    У младших школьников в определенной мере развита и самостоятельность. Однако их самостоятельность проистекает чаще всего от импульсивности вследствие возникающих у них эмоций и желаний, а не в результате критического осмысления ситуации и своей роли в ней.

    Нарастающее стремление к самостоятельности и развитие самосознания нередко толкают школьников младших классов на намеренное неподчинение общим правилам. Такое поведение они считают проявлением своей взрослости и независимости. Часто, защищая свои решения, суждения и поступки, школьники проявляют упрямство. Даже зная, что они не правы, школьники горячо отстаивают свое мнение. Проявление упрямства младшие школьники расценивают как проявление ими упорства, настойчивости. Поводом для проявления упрямства в учебной деятельности является конфликт между учащимся и учителем по поводу «несправедливо выставленной отметки». Чаще всего это происходит в том случае, когда учитель не мотивирует выставление той или иной отметки или, постоянно порицая ученика, не замечает его усилий, не поощряет его. В этом случае упрямство возникает как протест и проявляется в нежелании отвечать урок или подчиняться требованиям учителя.

    Нельзя не отметить и проявление уже в 3-м классе высокого уровня такого волевого качества, как решительность, которая в определенной мере может быть связана со все еще достаточно высокой в этом возрасте импульсивностью.

    Проявление смелости младшими школьниками во многом зависит от того, находится ли ребенок в группе сверстников или ему приходится проявлять смелость одному. Как известно, родителям, пытающимся обучать плаванию своих детей, очень часто не удается завести детей на глубину и заставить их лечь на воду. Однако при обучении плаванию первоклассников на уроках физкультуры все дети смело прыгали в глубокую воду, независимо от того, имелись у них типологические особенности, предрасполагавшие к проявлению боязливости, или нет. У взрослых же (студентов), по данным Ю. И. Шувалова (1988), влияние группы не сказывается на проявлении смелости: при обучении плаванию на занятиях по физкультуре была выявлена четкая зависимость между типологическим комплексом трусливости и несмелым поведением студентов в начальном периоде обучения.

    У младших школьников возрастает выдержка (сдержанность), умение сдерживать свои чувства. Выдержка проявляется сначала в подчинении требованиям взрослых. Появляется и закрепляется она именно в младшем школьном возрасте, когда правила поведения в школе начинают регламентировать поведение детей.

    В. Ф. Иванова, изучавшая выдержку у школьников младших классов, отмечает, что если первоклассники имеют еще поверхностные, отрывочные представления о выдержке, слабо осознают свои возможности в ее проявлении и, стремясь быть выдержанными, руководствуются связанными с ближайшей перспективой мотивами, то ко второму классу у них увеличивается способность сдерживать свои побуждения, расширяются представления о выдержке, мотивы сдержанного поведения в какой-то мере становятся связанными уже с отдаленной перспективой.

    Второклассники уже применяют и некоторые приемы самостимуляции, самоободрение, воспоминания о героях прочитанных книг. У учащихся третьих классов многие элементы сдержанного поведения автоматизируются, оно проявляется уже в нескольких видах деятельности.

    Девочки более сдержанны, чем мальчики, у которых импульсивность сильнее (Е. И. Игнатьев, В. И. Селиванов). Авторы объясняют это особым положением девочек в семье, где они выполняют ряд домашних поручений по организации быта и имеют больше ограничений, что способствует воспитанию у них сдержанности. В то же время школьники младших классов еще не умеют владеть собой и сдерживать резкость тона, развязность поведения или эмоциональную возбужденность, вызванные случайными обстоятельствами. Отсутствие выдержки проявляется и в преобладании непроизвольного внимания над произвольным, что приводит к легкой отвлекаемости детей от учебных заданий, т. е. к непреднамеренному нарушению учащимися младших классов дисциплины.

    С. А Петухов показал, что третьеклассники проявляют инициативность в игре и учении лучше, чем в труде. Упорство у младших школьников развито еще слабо, даже у третьеклассников. Мальчики могут проявить упорство в подвижных играх, физической работе, но у них может не хватать его при выполнении домашнего задания или для того, чтобы дисциплинированно вести себя на уроках [22, с. 56].


    1.2.2 Подростковый возраст

    В этом возрасте, как отмечает А. И. Высоцкий, происходит коренная перестройка структуры волевой активности. В отличие от школьников младших классов подростки значительно чаще регулируют свое поведение на основе внутренней стимуляции (самостимуляции). В то же время волевая сфера подростков весьма противоречива. Это связано с тем, что при значительно возросшей общей активности подростка механизмы его волевой активности еще недостаточно сформированы. Внешние же стимуляторы (воспитательные воздействия и пр.) в силу критичности подростков, их стремления к независимости воспринимаются иначе, чем в младшем школьном возрасте, и поэтому не всегда вызывают соответствующую волевую активность. Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства, отчасти это связано с тем, что вследствие утверждения своего «Я», права на собственное мнение, на свою точку зрения советы взрослых воспринимаются критически. Настойчивость проявляется только в интересной работе [7, с. 9].

    Приходящийся на этот возраст процесс полового созревания существенно изменяет нейродинамику (увеличивает подвижность нервных процессов, сдвигает баланс в сторону возбуждения), что тоже приводит к изменению волевой сферы. Преобладание возбуждения над торможением затрудняет применение запрещающих санкций, основанных на соображениях морали, снижается выдержка, самообладание.

    Возрастает смелость (которая в этот период вообще достигает наибольшего проявления). Под влиянием патриотических чувств подростки могут совершить даже героический поступок, что неоднократно наблюдалось во время Великой Отечественной воины.

    В то же время, как показали В.И. Камышова и И.К. Петров, подростки 12-14 лет переоценивают уровень развития у себя волевых качеств, особенно терпеливости и энергичности (по В К Калину). У школьников 12 лет наблюдается дисгармония в развитии основных волевых качеств, но уже в 13 лет появляется некоторая гармония. Пятнадцатилетние подростки в целом адекватно оценивают развитие у себя основных волевых качеств самооценка и оценка со стороны группы совпадают. Но эти подростки склонны к переоценке настойчивости, самостоятельности, целеустремленности [13, с. 213].


    1.3 Особенности формирования волевых качеств на занятиях физкультуры у младших школьников

    Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель.

    Сущность игры как одного из видов деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Психологические свойства, которые выступают у ребенка в последние годы дошкольного детства, до прихода в школу, за первые четыре года школьного обучения получают развитие, закрепляются, и к началу подросткового возраста многие важные черты личности уже сформированы.

    Игра и учеба - две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы. В качестве таковых и выступают дидактические игры. Игра должна быть организована так, чтобы в ней предчувствовался будущий урок.

    Задача учителя - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности - к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры.

    Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися. «Игра в этом возрасте занимает второе место после учебной деятельности». [8, с. 111].

    Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

    Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и у детей младшего школьного возраста. Л. С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Выготский Л. С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития». [2, с. 12].

    Большую часть своего времени дети данного возраста заняты не общением, учением или домашним трудом, а игрой, в ней идет процесс воспитания в такой же мере, как и в остальных видах деятельности. Если учитель замечает, что в учении, общении или труде у ребенка недостает тех или иных качеств личности, то в первую очередь нужно позаботиться об организации таких игр, где соответствующие качества могли бы проявиться и развиться. [16, с. 358].

    Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность, принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом. Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания, морально-волевых качеств.

    В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают, прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными. Именно новые, только народившиеся и еще не укрепившиеся как нечто привычное приобретения развития по преимуществу входят в игру.

    Специалистами в этой области подчеркивалось, что учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний, а это значит - вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий - самостоятельных работ - приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

    Самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения нам дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

    Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. [16, с. 365]. Самостоятельность человека в середине игрового сюжета безгранична, она может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, многоразово повторять одно и то же действие, которое приносит и удовлетворение, дает возможность ощутить себя значащим, всемогущим, желанным.

    Работа с младшими школьниками обнаруживает их психологическую потребность в прохождении всевозможных испытаний для подтверждения своей умелости, проявления волевых качеств (упорства, решительности, выдержки и др.). Мы под волевыми качествами будем понимать особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности. Традиционно в психологии изучаю волевые качества личности через проявление физического усилия. [1, с. 130].

    Представляется целесообразным рассмотреть основные волевые качества личности и пути их формирования посредством различных игр. Признаками настойчивости является: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке. Настойчивость характеризуется умением личности мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями.

    Признаками упорства является: умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности; умение превозмогать тягостные состояния; умение длительно добиваться намеченной цели. [23, с. 89].

    Признаки решительности: быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка; выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во врем эмоциональных возбуждений; проявление решительных действий в непривычной обстановке. В играх на развитие решительности определяется время между сигналом учителя к началу выполнения задания и собственно началом ее выполнения.

    В качестве формирования и развития решительности у младших школьников можно использовать игру «прыжок через пропасть», выполнять ее следует в спортивном зале школы. Потребуется два гимнастических «козла» выстой 125 см от пола. Условия игры: необходимо стоя на одном «козле», оттолкнувшись двумя ногами, перепрыгнуть на другой «козел», приземлившись на две ноги. Расстояние между «козлами» устанавливается с учетом возможностей каждого участника. Для этого участники выполняют на полу прыжок в длину толчком двух ног. Это расстояние, с вычетом 40 см, и определяет удаленность одного «козла» от другого. Даная игра развивает у детей решительность. В основном те дети, которые в начале игры долго колебались, под конец уже могут более быстро проявлять свою решительность. Таким образом, можно сказать, что такое качество как решительность можно формировать и развивать у детей довольно не сложными играми.

    Признаками выдержки являются: проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях; умение держать себя в конфликтных ситуациях; умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении; умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке. Подбор игр на развитие данного волевого качества связан с большими трудностями, так как выдержка проявляется в естественных условиях, проиграть которые трудно (для этого необходимо преднамеренно вызвать у игроков сильные эмоции, причем негативного характера). [11, с. 110 приложение №1].


    Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению формирования волевых качеств подростков на занятиях физической культурой


    2.1 Цели, задачи и организация исследования


    Цель исследования: выявить и описать условия формирования волевых качеств подростков при занятиях физической культурой.

    Задачи исследования:

    Проанализировать особенности формирования волевых качеств подростков при занятиях физической культурой.

    На основе теоретического и практического анализа определить методы и формы формирования морально-волевых качеств подростков при занятиях физической культурой и спортом.

    Провести анализ результатов, полученных в процессе исследования волевых качеств подростков при занятиях физической культурой.

    Волевые качества личности: дисциплинированность, решительность, смелость, мужество, готовность к преодолению больших объективных трудностей и препятствий.

    В данной главе будет рассмотрено исследование волевых качеств и проведен констатирующий эксперимент.


    2.2 Методика экспериментального исследования

    личность школа

    Для исследования волевых качеств были взяты учащиеся 8 класса средней общеобразовательной школы № 960 в количестве 20 человек.

    Исследование проводилось при помощи таких методик, как:

    1. Методика изучения импульсивности и волевой регуляции подростков.

    2. Методика «Социальная смелость». Данная методика является фрагментом методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (фактор Н).

    3. Тест «Самооценка силы воли». Методика описана Н. Н. Обозовым (1976).

    Методика изучения импульсивности и волевой регуляции подростков.

    Данная методика представляет собой анкету, содержащую 22 вопроса. (Приложение 1) Отвечая на них, подросток имеет выбор из 5 ответов, каждый их которых оценивается по пятибалльной системе. Вопросы непосредственно касаются оценки подростком своих действий в разных ситуациях. Оценка теста: шкала импульсивность вопросы 112; а5 баллов, б4, в3, г2, д1.; шкала волевой регуляции вопросы 1322; а5 баллов, б4, в3, г2, д1.

    Методика подтверждает положение о том, что у юношей и девушек в возрасте 1415 лет уже сформирована такая важная сторона личности как способность контролировать и управлять своими эмоциями и чувствами. Они в состоянии дать оценку своим поступкам, хотя нередко затрудняются объяснить мотивы, побудившие их совершать подобное.

    Методика «Социальная смелость»

    Данная методика является фрагментом методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (фактор Н). Данная методика представляет собой тест опросника, содержащий 13 вопросов (Приложение2).

    Обработка данных опроса: за ответы «а» и «в» начисляется по 2 балла, за ответ «б» 1 балл. Учитываются ответы «да» по пунктам 1,2,4, б, 8,10, 12,13 и ответы «нет» по пунктам 7, 9, 11. Высчитывается общая сумма баллов.

    Чем больше набранная сумма баллов, тем больше выражена социальная смелость.

    Тест «Самооценка силы воли»

    Данная методика представляет собой тест опросника, содержащий 15 вопросов (Приложение 3).

    На приведенные 15 вопросов можно ответить «да» 2 балла, «не знаю» или «случается» 1 балл, «нет» 0 баллов.

    Подсчитывается сумма набранных баллов: 012 баллов «сила воли» слабая; 1321 баллов «сила воли» средняя; 2230 баллов «сила воли» большая.


    2.3 Результаты проведения эксперимента


    Методика изучения импульсивности и волевой регуляции подростков

    Результаты исследования занесены в таблицу 1


    Таблица 1. Волевая регуляция подростка

    № п/пполвозрастУровень воли1М16202М15213Ж15154Ж15125Ж15186Ж1597М15238М16109М152410М152111М162112Ж161213М161414М162415М1526

    У учащихся исследуемой группы выявлено:

    высокий уровень воли 26,7%

    средний уровень воли 46,6%

    низкий уровень воли 26,7%

    Методика «Социальная смелость»

    Результаты исследования занесены в таблицу 2


    Таблица 2. Социальная смелость

    № п/пполвозрастУровень воли1М16222М15243Ж15214Ж15125Ж15106Ж15217М15198М16129М152010М152211М162412Ж162113М161814М161915М1516

    У учащихся исследуемой группы выявлено:

    высокий уровень воли 26,7%

    средний уровень воли 53,3%

    1. низкий уровень воли 20,0%

    Методика «Самооценка силы воли»

    Результаты исследования занесены в таблицу 3


    Таблица 3 Самооценка силы воли

    № п/пполвозрастУровень воли1М16262М15233Ж15104Ж15245Ж15216Ж15217М15128М16149М152210М15911М161612Ж161013М162614М161915М1525

    У учащихся исследуемой группы выявлено:

    высокий уровень воли 33,3%

    средний уровень воли 40,0%

    1. низкий уровень воли 26,7%

    В результате исследования (констатирующий эксперимент) в данной группе выявлены результаты силы воли у подростков. В основном преобладает средний уровень воли, есть часть подростков у которых имеется высокий уровень воли, но также имеет место и присутствие слабой воли у учащихся.


    Заключение


    Волевые качества личности формируются в процессе всей жизнедеятельности человека, в том числе и в учебной деятельности. В свою же очередь волевые качества школьников оказывают влияние на их учебную деятельность и успеваемость.

    В данной курсовой работе в первой главе была рассмотрена классификация волевых качеств, возрастные особенности волевых качеств и особенности формирования волевых качеств у школьников в разных возрастах на уроках физической культуры.

    Во второй главе была проведена опытно-экспериментальная работа по исследованию волевых качеств подростка. Исследование проводилось при помощи таких методик, как методика изучения импульсивности и волевой регуляции подростков; методика «Социальная смелость» и методика «Самооценка силы воли».

    Физическая культура и спорт являются эффективными средствами воспитания физически и духовно здорового молодого поколения. Физическая культура способствует формированию волевых качеств детей школьного возраста. Экспериментальные исследования доказывают, что занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние практически на все функции и системы организма, являются мощным средством профилактики заболеваний, способствуют формированию морально-волевых и гражданских качеств личности.


    Список литературы


    1. Александрова, Н.И., Шульга Т.И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «нерешаемая задача» / Н.И. Александрова Т.И. Шульга // Вопросы психологии. 1987. № 6. С. 130-132.

    2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя./ Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1987. - 144с

    3. Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа. - М., 1991. - №1. - с. 32-35.

    4. Брихцин М. Воля и волевые качества//Психология личности в социалистическом обществе.-М., 1989

    5. Воспитание личности подростка в волевой деятельности: Метод. рекомендации / Ом.гос. пед. ин_т им. Горького - Омск: ОГПИ, 2001.

    6. Выготский Л.С. Собр. Соч. Т. 4.-М., 1983. -с. 225

    7. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения.-Рязань, 1979. -с.9

    8. Геллер Е. М. Игры на переменах для школьников 4 6 классов. Кн. Для учителя /Е.М. Геллер. М.: ФиС, 1985. 288 с.

    9. Гоноблин Ф.Н. Психология. Учебное пособие. - М., 1996.

    10. Джемс У. Психология.-М., 1991. -с.98.

    11. Жуков, М.Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. вузов /М.Н. Жуков М.: «Академия», 2000. -160 с.

    12. Ивашкин В.С. Природа и психологические механизмы волевого усилия // Проблемы психологии воли.- Рязань, 1991.- с. 19-23.

    13. Ильин Е.П. Психология воли.-СПб., 2000.- с.114-254.

    14. Калин В.К. На путях построения теории воли //Психологический журнал.-1989.-№2

    15. Котырло В.К. Развитие волевого поведения дошкольников.-Киев, 1971. с-35.

    16. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 книгах. Книга 2. / Р.С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-496с.

    17. Никандров В.В. Систематизация волевых свойств человека.-Весник СпбУ-1995.-№3

    18. Петяйкин И.П. Психологические особенности решительности.-М., 1978. -с. 15

    19. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. _ М., 1997.

    20. Рудик П.А. Психология воли спортсмена.-М., 1973. -с. 26

    21. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание.-Рязань, 1992. -с.13

    22. Селиванов В.И. Избранные психологические труды.-Рязань, 1992.-с.194

    23. Спиваковская, А.С. Игра - это серьезно./ А.С. Спиваковская. - М.: Педагогика, 1981. - 144с.

    24. Фещенко Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств.-СПб., 1999. -с. 32.

    Приложение 1


    Методика изучения импульсивности и волевой регуляции подростков

    Текст опросника

    1. Всегда быстро находишь ответ, когда тебя о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).

    а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

    2. У тебя часто меняется настроение.

    а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

    3. Многие вещи тебя раздражают, выводят из себя.

    а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

    4. Ты обидчив, но не злопамятен.

    а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

    5. Когда кто-то на тебя кричит, он кричит в ответ.

    а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

    6. Может нагрубить родителям, учителям.

    а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

    7. Требуешь к себе внимания, не хочешь ждать.

    а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

    8. Горячишься во время разговора, часто повышаешь голос.

    а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

    9. Любишь организовывать и предводительствовать.

    а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

    10. Похвала и порицание действуют на тебя сильнее, чем на других.

    а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

    11. Если в пылу полемики ваш оппонент срывается и допускает личный выпад против вас, то вы:

    а) отвечаете в еще более грубой форме

    б) отвечаете ему тем же,

    в) демонстративно оскорбляетесь,

    г) прерываете с ним разговор, чтобы успокоиться.

    д) не обращаете на это внимание,

    12. Если друзья или коллеги начинают над вами подтрунивать, то вы:

    а) злитесь на них.

    б) стараетесь уйти от них и держаться подальше,

    в) сами включаетесь в игру и начинаете подпрыгивать им, подшучивая над собой,

    г) делаете безразличный вид, но в душе негодуете.

    д) не обращаете никакого внимания

    13. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние твои поступки оказывают на окружающих людей?

    а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

    14. Ты не бросаешь работу на пол пути, несмотря на усталость

    а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

    15. Тебя раздражает, когда на остановке приходится долго ждать транспорт, даже если ты не торопишься

    а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

    16. Если требуют обстоятельства можешь долго заниматься неинтересным делом

    а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

    17. Установив распорядок ты его соблюдаешь, даже если это неудобно

    а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

    18. Ты всегда отстаиваешь свое мнение, если прав.

    а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

    19. Даже если в работе не все получается, стараешься доводить ее до конца.

    а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

    20. Участвуешь ли ты в разных соревнованиях

    а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

    21. в споре тебе удается сохранить выдержку

    а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда

    22. Специально учишься владеть с собой

    а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда


    Приложение 2


    Методика «Социальная смелость»

    Текст опросника

    1. При общении с людьми я:

    а) с готовностью вступаю в разговор;

    б) нечто среднее;

    в) предпочитаю спокойно оставаться в стороне.

    2. Я чувствую себя немного не по себе, если неожиданно оказываюсь в центре внимания группы людей

    а) да,

    б) нечто среднее,

    в) нет

    3. Я всегда рад оказаться среди людей, например в гостях, на танцах, на какой-либо к коллективной встрече

    а) да,

    б) нечто среднее,

    в) нет

    4. Обычно я молчу в присутствии старших по возрасту, опыту и положению

    а) да,

    б) нечто среднее,

    в) нет

    5. Мне трудно говорить или декламировать перед большой группой людей

    а) да,

    б) нечто среднее,

    в) нет

    6. Волнение перед выступлением в присутствии многих людей я испытывал

    а) довольно часто,

    б) иногда,

    в) почти никогда

    7. Когда я нахожусь в большой группе людей, то я предпочитаю молчать и предоставив слово другим

    а) да,

    б) нечто среднее,

    в) нет

    8. Мне легко вступить в контакт с людьми во время различных общественных мероприятий

    а) верно,

    б) не уверен

    в) неверно

    9. Когда требуется немного дипломатии и умения убедить людей что-либо сделать, с обычно просят меня

    а) верно

    б) не уверен

    в) неверно

    10. Я считаю себя открытым общительным человеком

    а) да,

    б) нечто среднее,

    в) нет

    11. В общении я

    а) свободно проявляю свои чувства,

    б) нечто среднее

    в) держу свои переживания «про себя»

    12. Мне не очень нравится когда смотрят как я работаю

    а) да б) нечто среднее, в) нет

    13. Я отношусь к типу энергичных людей, которые всегда заняты

    а) да, б) не уверен, в) нет

    Приложение 3


    Тест «Самооценка силы воли»

    Текст опросника

    1. В состоянии ли Вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от нее и потом снова вернуться к ней

    2. Преодолевали ли Вы без особых усилий внутреннее сопротивление когда нужно было сделать что-то вам неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день

    3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на нее с максимальной объективностью

    4. Если Вам прописана диета, сможете ли Вы преодолеть все кулинарные соблазны

    5. Найдете ли Вы силы утром встать раньше обычного как было запланировано вечером

    6. Останетесь ли Вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания

    7. Быстро ли Вы отвечаете на письма

    8. Если у Вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубного кабинета, сумеете ли Вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения

    9. Будете ли Вы принимать очень неприятное лекарство которое Вам рекомендовал врач

    10. Сдержите ли Вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет немало хлопот, являетесь ли Вы человеком слова

    11. Без колебании ли Вы отправляетесь в поездку в незнакомый город если это необходимо

    12. Строго ли Вы придерживаетесь распорядка дня времени пробуждения, приема пищи, занятии, уборки и прочих дел

    13. Относитесь ли Вы неодобрительно к библиотечным задолжникам

    14. Самая интересная телепередача не заставит Вас отложить выполнение срочной работы. Так ли это?

    15. Сможете ли Вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались Вам слова противоположной стороны?

    Размещено на Allbest.ru

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Волевые качества на уроках физры ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.