Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Геометрическое конструирование

  • Вид работы:
    Другое по теме: Геометрическое конструирование
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    03.11.2017 1:26:32
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:







    Использование геометрического конструирования в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста


    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………3

    Глава 1. Использование геометрического конструирования в развитии познавательных способностей у детей дошкольного возраста………………6

    1.1. Развитие познавательных способностей………………………………….6

    1.2. Использование геометрического конструирования в развитии познавательных способностей…………………………………………………15

    1.3. Особенности познавательных процессов детей дошкольного возраста на примере геометрического конструирования на примере танграма………….21

    Заключение………………………………………………………………………26

    Список литературы……………………………………………………………...28


    Введение

    Познавательные способностинеобходимы для становления и формирования образных форм познания действительности: восприятия, образной памяти, наглядно-образного мышления, которые являются образным фундаментом интеллекта. Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций. Механизмом их функционирования считаются соответствующие им действия и операции (интеллектуальные действия): перцептивные; мнемонические; мыслительные; речевые; преобразовательные (креативные). Развитие и совершенствование интеллектуальных действий создают условия для формирования интеллектуальных умений: слушать и слышать, выделять главное (общее и отличное), сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи, воспринимать и выстраивать цепь суждений, анализировать, доказывать и т.д.

    К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные (перцептивные), интеллектуальные и творческие.Сенсорные (перцептивные)связаны с восприятием ребёнком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития и интенсивно формируются с 3-4 лет.

    Одной из важнейших задач дошкольного образования является познавательное развитие дошкольников комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), познавательной активности и познавательного интереса. Все это представляет собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в самом себе и регулируют его деятельность.

    Познавательное развитие выделено в отдельную образовательную область в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации (ДОО) и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.

    Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые как: Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков, В.Н. Мясищев, Н.Г. Морозова, А.И. Сорокина, Н.С. Лейтес и др. В этих работах рассматриваются особенности познавательного развития дошкольников, методы и средства формирования познавательного интереса. Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в «Законе об образовании РФ» (ст. 14) перед педагогами назрела необходимость переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. Таким видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра.

    О значении игры для современного и полноценного развития дошкольника свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру неотъемлемым правом ребенка. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что учиться. Поэтому эффективность дидактической игры как средства развития познавательных способностей активности детей дошкольного возраста очевидна. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно с помощью дидактической игры дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше дети, чем выше уровень их общего развития и воспитания, тем более значимой является педагогическая направленность дидактической игры для познавательной активности ребёнка.

    В научной литературе наиболее достаточно разработана методика развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста, однако мы рассмотрим развитие познавательных способностей с помощью геометрического конструирования, на примере танграма.


    1. Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста

    Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие ребёнка. Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию. Исследования детского мышления, проводившиеся группой психологов под руководством А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, привели к выводу, что у нормально развивающихся детей дошкольного возраста начинает формироваться познавательная деятельность, как таковая, т. е. деятельность, направляемая и побуждаемая познавательной задачей. По данным этих исследований, именно на протяжении дошкольного возраста происходит становление познавательной задачи как задачи логической.

    Развитие познавательных способностей у дошкольников основывается на их природе постоянных увлеченных исследований. Развитие познавательных способностей у ребенка это активное наблюдение его окружения.

    Взрослые должны стать дошкольникам помощниками в их неустанном исследовании окружающего мира, обезопасить их и сделать полезными. Необходимо встать на сторону ребенка и посмотреть на мир его широко открытыми глазами. Бесконечные запреты со стороны взрослых лишь сузят его кругозор.

    Самое естественное состояние дошкольника общение с теми, кто рядом, изучение и копирование их поведения. В этом возрасте им интересно все: от порванной ими бумаги, разлетающейся по комнате, до наблюдения за движением рыбок в аквариуме; от беседы с кошками и собаками до разбора игрушек для изучения их «внутренности». Через эти несерьезные занятия происходит развитие любознательности малыша. Ребенок не может быть просто послушным «глотателем» готовых пассивных знаний, он все время должен пребывать в положении исследователя.

    Ребенку дошкольного возраста необходимо развитие познавательных способностей:

    · Базовое умение исследования видеть проблемы (чувствительность к проблемам) .

    · Связанное с умением видеть проблемы, умение задавать вопросы. Если не отбить у ребенка интерес любопытного задавания вопросов, он имеет шанс вырасти любознательным и образованным. Необходимо помочь ему через вопросы познавать мир.

    · Выдвигать предположения, гипотезы. Чтобы развить гибкое, оригинальное мышление, нужно вырабатывать у них и провокационные, и логические вопросы.

    · Умение давать понятиям (предметам, событиям, явлениям) определения развивает логическое мышление.

    · Преобразовывать сведения в категории. Например, находить предметы, схожие по цвету, размеру, форме; объединять их в группы.

    · Развивая способность наблюдать, развиваем способность мыслить, а не только видеть, слышать и осязать (найти определенные предметы вокруг и описать их) .

    · Развитие познавательных способностей у дошкольников происходит быстрее, если учить их экспериментированию, то есть поиску истины самостоятельно (различные эксперименты с водой, отражением и т. д. ) .

    · Умение делать выводы и умозаключения развивается с помощью определенных упражнений, например: сделать вывод из проведенного эксперимента или проверить правильность какого-то утверждения.

    · Структурирование умение излагать результаты исследований в форме рассказа, письма в картинках.

    · Соединение вышеперечисленных умений доказательство и защита своей идеи. Для этого нужно уметь давать понятиям определения, демонстрировать собственные мысли, задавать вопросы и отвечать на них.

    Используя материал для развития умственных способностей дошколенка, необходимо учитывать его опыт и уровень развития, чтобы задания были по его силам. Ни в коем случае нельзя предъявлять к ребенку завышенные требования, иначе у него не проснется интерес к этой игре.

    Очень важно при подборе развивающих игр помнить, что самым важным в развитии познавательных способностей дошкольников является наглядный пример взрослых. Это уникальная способность детей - учиться новому, подражая старшим. Касается это как положительному, так и негативному примеру. Поэтому взрослым нужно быть внимательными к своему поведению.

    Исследование познавательных способностей дошкольника проводится путем диагностики. Диагностика выявление уровня умственных способностей на основе тестовых результатов. Эти результаты помогают увидеть, соответствует ли психическое развитие ребенка условно принятому уровню. По данным результатам психологического исследования воспитатели и родители могут понять, какая индивидуальная работа должна проводиться с ребенком.

    Развитие познавательного интереса и способностей дошкольников влияет на успех их развития в целом, а в частности - на способность обучения в школе.

    Такое развитие возможно при использовании задания по развитию познавательных способностей.

    Ребенку необходимо перечислить всех, кого он видит на картинке (животные разбиты по парам: мама-детеныш) . У одного животного нет детеныша.

    Вопросы: назвать всех одним словом; почему их разбили по парам; кого на картинке не хватает. Нарисовать недостающее животное в определенном месте.

    Ребенок должен задавать разные вопросы для выяснения большей информации о нарисованных животных и предметах (пять-шесть изображений) .

    Дошкольник внимательно рассматривает объекты на карточке. Они напоминают фигуры. Ребенок называет объект и фигуру, которую он напоминает. Рядом с объектом малыш дорисовывает эту фигуру (гора треугольник; телевизор прямоугольник; одуванчик круг; морская звезда звездочка; воздушный шарик овал; ромбовидная елочная игрушка ромб)

    Мысленный эксперимент. Рассмотрев рисунки с разными предметами и животными, дошкольник выбирает понравившийся (дверь, настольная лампа, карандаш, авторучка, цветок, ножницы, пчела, мышка, птица и т. д. ) , представляет себя этим предметом или животным и затем описывает один день своего изображаемого объекта.

    На карточке изображены десять тринадцать объектов: птицы, насекомые, пресмыкающиеся, растения, предметы для труда. Ребенок должен все разделить сначала на две большие группы (живое - неживое) , затем дифференцировать изображения на маленькие группы.

    Дошкольники в развитии когнитивных способностей переживают последовательные этапы:

    · Взаимодействие ребенка с окружающими предметами

    · Интерес к их признакам и свойствам, их сравнивание между собой

    · Установление взаимосвязи между предметами

    · Формирование положительного отношения к окружающему их миру

    · Способность самостоятельно систематизировать знания, делать выводы, использовать их в прогнозировании результатов.

    Малыши не могут запоминать мгновенно. Для закрепления любого нового навыка нужно определенное количество повторений этого действия. Они могут слушать одну сказку или играть в одну игру несколько раз. Это развивает их и с каждым разом дает большее чувство уверенности в новом действии. Но детям более старшего возраста, наоборот, в играх нужны новые элементы.

    Во время развития познавательных способностей дошкольника не надо забывать хвалить ребенка. Это хороший стимул для использования полученных знаний в повседневной жизни. Эффективность в развитии когнитивных способностей малышей будет достигнута в случае применения знаний на практике.

    Развитие познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, "теоретическое" направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено прежде всего воспитанием.

    Следует отметить, что в развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:

    1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.

    2. Данную линию развития познавательных интересов составляет постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

    При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познания.

    Ранний возраст (1-3 года)

    Объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: "Что вижу, с чем действую, то и познаю". Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.

    Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно-манипулятивная игра), резерв свободного времени и места для разворачивания игр.

    3-4 года.

    К этому возрасту дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями.

    В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия.

    Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства - тождества и различия, осуществлять классификацию, сериацию.

    4-5 лет.

    В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень - более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями. В этом возрасте выделяются 4 основных направления познавательного развития:

    - знакомство с предметами и явлениями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;

    - установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребёнка целостной системы представлений;

    - удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей (именно с этого возраста целесообразно организовывать кружковую работу, занятия по интересам);

    - формирование положительного отношения к окружающему миру.

    5-6 лет.

    Старший дошкольник познает уже "большой мир". В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями.

    Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.

    6-7 лет.

    Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир - это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребёнком элементарной целостной картины путём сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.

    Итак, на протяжении дошкольного детства ребёнок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений:

    - постановка цепи и планирование;

    - прогнозирование возможных эффектов действия;

    - контроль за выполнением действий;

    - оценка результатов и их коррекция.

    К семи годам происходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребёнка формируется познавательное и бережное отношение к миру.

    Известно, что источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение. Некоторые учёные считают, что активность исчезает, как только решается проблема, или процесс понимания заканчивает познавательную активность. Их оппоненты категорически не согласны с этим взглядом, считая, что именно с понимания может начинаться цикл активности.

    Два основных фактора определяют познавательную деятельность как условие дальнейшего успешного обучения: природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога. Источник первой - последовательное развитие начальной потребности ребенка в наружных впечатлениях как специфической людской нужды в новой информации. Через неравномерность психического развития детей (временные задержки и отклонения от нормы), отличие в интеллектуальных способностях и механизмах имеем значительную вариативность развития познавательной активности дошкольника.

    Познавательная активность является природным проявлением интереса ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и особенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.); действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие обследованных действий, раздумывальные паузы); постоянное притяжение к этому объекту.


    1. Использование геометрического конструирования в развитии познавательных способностей

    Заниматьсяконструированиемдети начинают в очень раннем возрасте, вспомним всеми любимые цветные пирамидки и цветные кубики, которые нравятся всем без исключения. Выделяют два видаконструирования - техническое(из строительного материала, деталейконструкторов, имеющих разныеспособы крепления; крупногабаритных модульных блоков) и художественное(из бумаги и природного материала)

    Первый вид техническоеконструирование. Дети в основном отображают реальные объекты, придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом моделируются структурные и функциональные признаки.Конструированиетесно связано с игровой деятельностью(дети сооружают постройки, неоднократно перестраивают их во время игры). Второй вид художественноеконструирование. Дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. Ролевые игры, в которые включаются элементыконструирования,способствуют развитию сюжета. Полноценноеконструирование влияет на сам процесс (отбирается материал, обдумываютсяспособы, планируется и контролируется деятельность.) В раннем возрастеконструирование слито с игрой; в младшем игра уже побудитель кконструированию.Конструктивная деятельность способствует развитию познавательных способностей, проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условиемразвития этих способностейесть тяга к умственным усилиям.Познавательные способностиобеспечивают успех любойпознавательной деятельности.

    Дети знакомятся с различными материалами, осваивают сенсорные эталоны, закрепляютконструктивные навыки, учатся ориентироваться в пространстве. Кроме этого хочу перечислить еще ряд положительныхфакторов:развивается мелкая моторика, совершенствуется координация движений пальцев и кистей.конструирование также развиваетпсихические процессы память, мышление, воображение, внимание и восприятие. Нельзя пропустить и воспитательные моменты. Работадетей сближает, дисциплинирует, появляются общие интересы.Конструирование стимулирует развитие восприятия. Для того, чтобы правильно выполнить постройку или поделку, нужно тщательно рассмотреть предложенный образец, понять из какого материала он выполнен, сделать соответствующие выводы. Не всегда этот образец можно потрогать.

    Наряду сразвитиемвосприятия в старшем дошкольном возрасте идет процесс совершенствования внимания. При изготовлении постройки- поделки необходимо очень внимательно следить за объяснением воспитателя, а потом также внимательно выполнять действия, чтобы получилась хорошая работа. Практика показала, что игровые занятияспособствует развитиюпроизвольного внимания. В первый моментдетейувлекает будущая деятельность, им очень хочется сделать то, что предлагает воспитатель. Но позже нужно приложить немало усилий для достижения конечного результата. Здесь необходимо относится к работе с повышенным вниманием.

    Хочу предложить более подробно рассмотреть взаимосвязьконструирования и развития познавательных способностей. Прежде чем начать изготавливать постройку или поделку, мы с ребятами рассматриваем материал, выявляем его особенности, сравниваем с другими материалами. Здесь используются как занятия, так и исследовательская деятельность, дидактические игры. Малыши, например, сравнивают бумагу и картон, ребята постарше знакомятся с тканями различными, пряжей. Вместе мы заготавливаем природный материал, по ходу закрепляя названия деревьев, кустарников. Во время изготовления поделки у ребят закрепляется представление об сенсорных эталонах. Огромное значение имеетразвитие конструктивных навыков, для некоторыхдетей это сложный процесс. Прежде чем, получится постройка или поделка ее нужно собрать, причем выполнить это правильно, подогнать все детали, склеить или сложить их ровно, точно. Особое место вконструирование занимает техника"Оригами". При изготовлении этих игрушек, даже самых простых, нужна точность и острый глазомер. А когда все складывается, то сразу виден результат. Длядетейэто очень важный момент. Для лучшего результата можно использовать различные планы, схемы, карты, алгоритмы. Старшие дошкольники с удовольствием изучают такие инструкции, очень часто бывает так, что понимают их лучше некоторых взрослых.

    Так же в процессеконструирования развивается:

    речьдетейобогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко;

    дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий низкий, длинный короткий, широкий узкий, большой маленький, в точном словесном указании направления (над под, вправо влево, вниз вверх, сзади спереди, ближе и т. д.).

    Благодаряконструированию у детейпополняется словарный запас,развивается речь, воображение, а также художественно-творческиеспособности.

    Творческиеспособности это в первую очередьспособностьребенка находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Этаспособностьнапрямую зависят от кругозора

    Творческиеспособности это такие психические свойства и качества личности, которые необходимы для успешного овладения различными видами художественной деятельности иразвития творчества ребенка. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.

    Творческая личность постоянно стремится больше узнать об окружающем мире не только в области своей основной деятельности, но и в смежных отраслях.

    Конструктивнаядеятельность является такжесредствомнравственного воспитания дошкольников.

    В процессе этой деятельности формируются важные качестваличности:

    трудолюбие,

    самостоятельность,

    инициатива,

    упорство при достижении цели,

    организованность.

    Совместнаяконструктивная деятельность детей(коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы вколлективе:

    умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);

    работать дружно, не мешая друг другу. Становясь старше, дети уже более осознанно собирают свои постройки по замыслу или по схеме. Они строят домики для любимых игрушек из крупногоконструктора или цветных кубиков, при этом сами не осознавая, начинаютразвивать сенсорику, исследуют окружающие предметы по цвету, форме, величине, динамическим качествам.

    Строительные игры формируют потребность в общении, которое требует собственной активации речи. Не стоит забывать, что любую постройку можно и нужно обыгрывать в различного вида играх.

    Выбор материала дляконструированияочень велик и разнообразен, для каждого возраста различные строительные наборы, магнитныйконструктор, деревянные, пластмассовые или крупногабаритные мягкие модули длядетей младшего возраста.

    . Очень важная роль в процессеконструирования отводится взрослому, для обучениядетей конструированиюнеобходимо пользоваться разнообразными приемами.

    Основными приемами обучения являютсяследующие:

    1. Показ воспитателем приемов изготовленияконструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполненияконструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.

    2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.

    3. Показ отдельных приемовконструированияили технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек,конструкций, поделок. Например, в постройке - как сделать перекрытие на высоких устоях, как добиться устойчивойконструкции; в бумажномконструировании- как склеивать стороны закрытого куба или бруска; в работе сконструктором- как крепить колеса на осях с помощью гайки; в работе с природным материалом - из какого материала лучше сделать отдельные части, в каких случаях лучше применить для скрепления пластилин, клей, как пользоваться шилом и т. д.

    4. Анализ и оценка процесса работыдетейи готовой продукции также являются приемами обученияконструированию, при этом выясняется, какиеспособыдействий они усвоили, какими нужно еще овладеть.

    При этом необходимо, чтобы на занятиях воспитатель общался со всей группой и с каждым ребенком отдельно, чтобы проверить, усвоил ли он новый материал.

    Игровые занятия художественно-конструктивнойдеятельностью создают основу для полноценного содержательного общениядетеймежду собой и с взрослыми. Кроме того, художественно-конструктивнаядеятельность выполняет терапевтическуюфункцию: отвлекаетдетей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включение в педагогический процесс занятий художественно-творческой направленности.

    Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Практикапоказала: с помощью традиционных форм работы нельзя решить в полной мере эту проблему - проблемуразвития творческой личности. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы испособности, т. е. нужно искать новые формы работы с детьми и родителями,развиватьпотребность в творческой деятельности.

    Практика работы показывает, что в большей степениразвиваюту дошкольников речь и творческиеспособноститакие формы организации обученияконструированию(по Л. А. Парамоновой,как:

    конструированиепо образцу обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщеннымспособом анализа,

    конструированиепо теме позволяет детям сами создавать замысел конкретных построек и поделок, выбиратьспособы их выполнения, материал,

    конструирование по замыслу развиваетумение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок,

    конструированиепо условиям задачиконструированияв данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, что соответствует принципам деятельностного подхода.

    Подводя итог, следует сказать,конструированиекак деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных,развивающихи воспитательныхзадач: отразвития у детеймоторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевогоразвития, творческого воображения, художественногоразвитияи механизмов управления поведением ребенка.


    1. Особенности познавательных процессов детей дошкольного возраста на примере геометрического конструирования, на примере танграма

    Танграм древняя игра, которая эффективно развивает современных детей.

    Танграм появился около двух с половиной тысяч лет в древнем Китае, и с тех пор игра пользуется заслуженной популярностью у взрослых и детей. Эта несложная головоломка под силу уже трехлетнему малышу, а усложняя и дополняя задания, ее можно успешно использовать в занятиях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

    Танграм способен увлечь не только детей, но и взрослых. Известный математик и писатель Льюис Кэрролл был энтузиастом этой удивительной игры. Наполеон взял с собой в изгнание на о. Св. Елены книгу с задачами для Танграма.

    Эта игра поможет детям запомнить названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, научит определять форму предметов зрительным и осязательно-двигательным способом. С помощью этой игры-головоломки дети освоят навыки зрительного анализа сложных геометрических форм, смогут практически видоизменять плоскостные геометрические фигуры и создавать на их основе новые изображения.

    В результате использования Танграма у детей эффективно будут развиваться зрительное внимание, память, воображение, логическое и конструктивное мышление, будут совершенствоваться навыки ориентировки в пространстве, зрительно-моторная координация, произвольность поведения: умение играть по правилам и четко выполнять инструкции.

    Игра Танграм предназначена как для индивидуальных упражнений с ребенком, так и для групповых форм работы, в самостоятельной и совместной со взрослыми игровой деятельности.

    Рис.1

    Изготовить Танграм несложно, не зря его часто называют «головоломкой из картона». Нам понадобится квадрат из плотного картона или пластика. Оптимальная длина стороны 8 сантиметров. Важное условие квадрат должен быть окрашен с обеих сторон.

    Квадрат необходимо разрезать на 7 частей: 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, параллелограмм и квадрат. Эти детали называются танами. Таны складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, букву или цифру и т.д.)

    При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое необходимо использовать все семь танов танграма, и второе таны не должны накладываться друг на друга. Если предлагать для игры ребенку детали разного цвета, малыш заодно усвоит и запомнит цвет фигур, а те, кто постарше смогут соотносить и дифференцировать детали изображений по оттенкам цвета.

    Первый этап освоения игры Танграм предполагает знакомство с танами. Детям предлагаются упражнения, направленные на формирование представлений о геометрических фигурах, их сходстве и различиях. Развивается восприятие цвета, мыслительные операции анализа и синтеза.

    Игровые упражнения, которые можно предложить ребенку на этом этапе:

    «Найди отличия» («Чем отличаются фигуры? Формой, цветом, величиной»);

    «Выбери по цвету» («Фигуры какого цвета ты выберешь себе?»);

    «Раздели фигуры на группы»;

    «Найди похожие фигуры»;

    «Что на что похоже?».

    Второй этап освоения игры Танграм предполагает развитие у дошкольников элементарных пространственных представлений, умений анализировать и воспроизводить несложные комбинации из танов, геометрического воображения.

    Задания для детей на втором этапе:

    Педагог предлагает детям придумать, во что можно «превратить» два треугольника; треугольник и квадрат и т.д.

    Проблемная ситуация: из каких фигур и каким способом можно создать заданную фигуру (прямоугольник, квадрат большой треугольник и т.д.).

    Детям предлагается несколько образцов изображений. Необходимо убрать те из них, которые невозможно сложить из заданных фигур.

    Задание на развитие творческого воображения с элементами соревнования «У кого какая конфетка (бантик, домик и т.д.) получится?».

    Педагог предлагает детям сравнить созданные «домики» и изменить размеры крыши.

    Задания на анализ образца и его воспроизведение: «У меня получилась рыбка. Сколько фигур мне понадобилось? В какую сторону плывет моя рыбка? А твоя?».

    На следующем этапе дети овладевают умениями последовательно анализировать детальный, силуэтный и контурный образцы; создавать на их основе сложные композиции.

    Задания необходимо усложнять по мере освоения детьми каждого уровня игры: эффективнее всего использовать вначале монохромное изображение, постепенно переходя к фигурам разного цвета. Размеры танов образца и тех, что предлагаются ребенку, на первых порах должны быть идентичны.Ребенок постепенно переходит от выкладывания фигур на образец к самостоятельному созданию изображений на отдельной плоскости. Для усложнения задания можно предлагать образец меньшего или большего размера.

    Задания для детей:

    Педагог вместе с ребенком определяет, что изображено на образце, какие фигуры понадобились для его создания.

    Из нескольких наборов Танграм предлагается отобрать те фигуры, которые необходимы для воспроизведения заданных образцов; сравнить, для какой картинки какие таны понадобились.

    «Найди ошибку». Детям предъявляется для анализа два изображения, не соответствующее заданному образцу. Игровая задача найти ошибку.

    «Найди отличия». Детям предлагаются картинки, несущественно отличающиеся друг от друга.

    «Исправь ошибку». Игровая задача найти ошибку в воспроизведении образца и исправить ее.

    «Высшим пилотажем» игры Танграм считается создание изображений по детальным, силуэтным либо контурным образцам. На каждом этапе освоения этой головоломки есть место творчеству, полету фантазии, радости вдохновения. Предложите Вашим детям игру Танграм и убедитесь в этом сами!


    Заключение

    Нами были изучены особенности формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Напомним, что дошкольный возраст сензитивный период для развития познавательных потребности. Поэтому очень важно своевременное и адекватное опредмечивание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.

    Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Одаренным детям свойственно сильное стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Ребенок не терпит ограничений нам свои исследования, и это его свойство, проявившись довольно рано на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.

    Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает, ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Достаточно быстро познавательная направленность переходит в познавательную активность состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к познавательной деятельности. В познавательной деятельности развиваются и формируются познавательные интересы.




    Список литературы:

    1. Афонькина Ю. Спецкурс: психолого-педагогические проблемы педагогической игры. Дошкольное воспитание №9, 1998. с. 91

    2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности №2002 "Дошкольное воспитание" и №2010 "Воспитание в дошкольных учреждениях". М.: Просвещение, 1989.

    3. Воспитаниеи развитие дошкольника / Под ред. проф. И. П. Прокопьева и проф. П. Т. Фролова. Москва - Белгород, 1995.

    4. Выготский Л. С. Собрание сочинений М.: 1982. т. 2

    5. Гильбух Ю. З. Внимание: одарённые дети М.: Знание, 1991, №9.

    6. Запорожец А. В. Избранные психологические труды М.: Педагогика, 1986.

    7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

    8. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. С. И. Рогов. М.: Гуманист, изд. центр ВПА ДОС, 1999.

    9. Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991.

    10. Подъяков Н. Н. Умственноевоспитание детей дошкольного возраста М.: Просвещение, 1988.

    11. Проскура, Е. В. Развитие познавательных способностей дошкольника / Е. В. Проскура. Киев : Радянська школа, 1985. 128 с.

    12. Теплов Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды М.: Институт практической психологии. - Воронеж: НПО "Модэк", 1998.

    13. Уроктаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии М., 1999.








Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Геометрическое конструирование ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.