Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Девианты (соцпрофилактика)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Девианты (соцпрофилактика)
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    23.02.2017 22:20:38
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

    «Вологодский государственный университет»

    Факультет социальной работы, педагогики и психологии

    Кафедра социальной работы и социальной педагогики




    КУРСОВАЯ РАБОТА



    Дисциплина: «Теоретическиеосновы социальной работы»

    Наименование темы: «Теоретические аспекты социальной профилактики девиантного поведения у подростков ».





    Код курсовой работы

    Руководитель Марченко Любовь Андреевна,к.п.н.,доцент.

    Выполнил (а) студент Марук Юлия Анатольевна

    Группа, курс ПСР-21, 2 курс

    Дата сдачи _______________________________

    Дата защиты

    Оценка по защите _______________________________



    Вологда

    2017

    СОДЕРЖАНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ

    31


    1.1

    1.2


    1.3


    2


    2.1


    2.2

    ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

    Сущность и содержание понятия «девиантное поведение»

    Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

    Особенности форм девиантного поведения и факторы их формирующие

    СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

    Социальные технологии в профилактике девиантного поведения подростков

    Анализ деятельности социальных и общеобразовательных учреждений по профилактике девиантного поведения подростков

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    7



    7



    10



    13



    18



    18



    26


    36

    38








    ВВЕДЕНИЕ


    В последнее время в связи с нестабильностью общества и значительными социальными сдвигами, усилились негативные тенденции, предъявляющие повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцирующие ее девиантное поведение и нередко деградацию и саморазрушение. Особенно ярко девиантное поведение проявляется в подростковом возрасте.

    В наше время в подростковом возрасте прослеживается относительный пик данных расстройств, определяемый психологическими особенностями подростка.

    Девиантное поведение подростков считается, с одной стороны, результатом разнонаправленных согласно содержанию и формам реализации процессов, которые происходят в обществе, с другой стороны, изменений, происходящих в среде ближайшего окружения.

    В последние годы в нашей стране увеличилось количество подростков, которые ставят перед собой цель достичь материального благополучия любой ценой, к наживе любыми способами, не всегда разумными. Труд и учёба утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический характер больше получить благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает всё более открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто провоцирующую поведенческие девиации.

    Подростки с девиантным поведением не умеют организовывать своё время, кроме того, у них еще не сформированосмыслообразованиеи целеполагание, не развито ценностное отношение ко времени. В настоящее время кризиса официальных структур, традиционно организующих досуг молодежи, проблема носит наиболее острый характер.

    Значимость данной темы состоит в сложности и многоплановости установления эмоционального, общественного развития детей и подростков, которое может негативно отразиться на обществе в целом. Зная глубину и обоснованность социальной работы с подростками, отличительные черты проблемных ситуаций, образующихся в подростковом возрасте, можно избежать многие трудности, проявляющиеся впоследствии в обществе.

    В современных условиях, когда возрастает роль личности и анализа факторов её становления, большое значение приобретает изучение проблемы девиантного поведения в контексте саморегуляции жизнедеятельности и личностной организации времени.

    Проблема девиантного поведения подробно изучена в зарубежных и отечественных социологических работах Проблемой девиантного поведения занимались А.В. Петровский , В.Г. Васильевский , А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, С.Т. Шацкий. Исследования предупреждения девиантного поведения были рассмотрены в трудах таких ученых, как С.А. Беличева, А.С. Белкина, В.П. Кащенко. Отечественные ученые Б.Н. Алмазов, Б.П. Битинас, И.С. Кон рассматривали данное явление как нарушение процесса социализации. В трудах В.С. Афанасьева, И.А. Невского, В.Г. Степанова представлено воздействие школьной среды в процессе социализации молодежи, а также ее роль в профилактике отклоняющегося поведения учащихся. Необходимо выделить, такой аспект как подростковая девиация исследован в меньшей степени.

    Все вышеперечисленное обозначило тему данной работы «Теоретические аспекты социальной профилактики девиантного поведения у подростков ».

    Цель исследования: изучить особенности социальной профилактики девиантного поведения у подростков.

    Объект исследования: девиантное поведение у подростков.

    Предмет исследования: профилактика девиантного поведения у подростков.

    Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

    1.Изучить сущность понятия «девиация»;

    2.Выявить особенности девиантного поведения в подростковом возрасте;

    3.Рассмотреть основные особенности социальной профилактики девиантного поведения у подростков.

    Методы исследования анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация материала.

    Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.




















    1. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА


    1.1 Сущность и содержание понятия «девиантное поведение»


    Оценка любого поведения всегда предполагает его сопоставление с какой-либо нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся.

    Понятие «девиантное поведение» впервые в употребление было введено Я.И. Гилинским, которое в настоящее время используется наравне с понятием «отклоняющееся поведение» [16, c.25].

    Ученые, в психолого-педагогических работах при характеристике действий и поступков детей и подростков, не соответствующих принятым в обществе нормам и правилам, используют такие понятия как «правонарушения», «противоправные действия», «безнравственный проступок», «девиантное поведение».

    Девиантное поведение- устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.

    С.А.Беличева асоциальным, отклоняющимся поведением называет «поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа» [4, c.19].

    Кон И.С. выделяет две большие категории, на которые подразделяется девиантное поведение. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые [19, c.13].

    Отклоняющееся поведение выражает конфликт в разных его формах между индивидом и обществом. При этом далеко не всегда истинным может быть признано то, что утверждается обществом: все зависит от того, с позиции какой системы норм производится оценка.

    Отклоняющееся поведение различается по многим критериям: в зависимости от типа нарушаемой нормы (право, мораль, политика, этикет и т. п.); по целевой и мотивационной направленности (корыстные, альтруистические, прогрессивно-конструктивные, агрессивные, эгоистические); по субъектам действия (индивиды, социальные группы, организации, сообщества).

    Существует достаточно много форм и видов девиантного поведения, но как ни различны эти формы и виды, они взаимосвязаны [14, c.23].

    При исследовании отклоняющегося поведения значительное место отводят изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей его предупреждения и преодоления. В происхождении данного явления немаловажную роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Впервые отклоняющееся поведение можно увидеть в детском и подростковом возрасте. Ученые объясняют это тем, что в этом возрасте относительно низкий уровень интеллектуального развития, незавершенностьразвития личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций. Отклоняющееся поведение у детей и подростков является средством самоутверждения и выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. Следует отметить, что такое поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм [15, c. 30].

    Девиантное поведение рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле девиантным поведением называются любые действия, не соответствующие нормам и социальным стереотипам, сложившимся в данном обществе.

    Существует такое понятие, как позитивная девиация. Позитивной девиацией является такое отклоняющееся поведение, которое многими воспринимается как странное и необычное, но в то же время, не вызывает неодобрения среди людей. К такому поведению относят самопожертвование, героические поступки, сверхпреданность чему-либо или кому-либо, чрезмерное усердие, обостренное чувство жалости или сочувствия и т. д.

    Напротив, те поведенческие отклонения, вызывающие у большинства населения какое-либо неодобрение или осуждение, представляет негативная девиация. К данному явлению относят воровство, вандализм, терроризм, жестокое обращение с животными и т.д.[5, c.20]

    В узком смысле под девиантным поведением понимаются различные негативные и неодобряемые отклонения от общепринятых норм и правил. Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность.

    В делинквентном поведении выделяют следующие типы:

    агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбление, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;

    корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство. Угоны автотранспорта и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду;

    распространение и продажа наркотических средств [30, c.25].

    Делинквентное поведение может быть выражено не только во внешней поведенческой стороне, но также и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностной ориентации, ведущая к ослаблению системы регуляции.

    Негативные формы девиации являются патологией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность. Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.

    В своей работе придерживаюсь мнения Рапцевича Е.С., что девиантное поведение - это действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям, приводящие нарушителя к изоляции, лечению, исправлению или наказанию [25, c.29].

    Таким образом, можно сказать, что девиантное поведение является одним из видов отклоняющегося поведения, связанным с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения.


    1.2 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста


    Подростковый возраст характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Этот возраст в развитии подростка обычно принято считать самым трудным как для родителей, педагогов, так и для самого подростка.

    По мнению Ю.В. Васильковой возраст ребенка от 11(12) 15(16) лет называют подростковым возрастом; этот возраст является периодом развития личности от детства к зрелости, к юношеству. Особенности этого периода зависят от особенностей физического развития подростков. Но к ним относится не только физическое и половое созревание, но и формирование личности самого подростка [10, c.29].

    Характерной особенностью несовершеннолетних является психическая незрелость, отставание от возрастных норм.Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют ребят в подростковом возрасте. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно. Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

    Переходный возраст также характеризуется тем, что в это время начинается перестройка организма подростка: происходит ускоренное физическое развитие, половое созревание. Специфическими моментами физического развития являются рост в длину, увеличение веса и окружности грудной клетки, появление вторичных половых признаков. Увеличение массы мышц и мышечной силы идёт наиболее интенсивно в конце периода полового созревания. Развитие мускулатуры у мальчиков происходит по мужскому типу, а мягких тканей у девочек - по женскому типу; это сообщает представителям каждого пола соответственно черты мужественности или женственности. В этот момент изменяется облик подростка по сравнению с обликом ребёнка. Перестройка моторного аппарата сопровождается потерей гармонии в движениях, появляется неумение владеть собственным телом. Наряду с диспропорциональным ростом частей тела это может порождать неуверенность, неприятные переживания, принимающие иногда патологические формы.Поэтому главной особенностью подросткового возраста является то, что внешне он взрослеет, а по внутренним особенностям остается ребенком [6, c.30].

    В подростковом возрасте происходит пробуждение и активное формирование самосознания, обостренного чувства достоинства, осознания половой принадлежности. Начинается переоценка давно знакомого и привычного, формируется свое мнение и нередко очень прямолинейное, категоричное и бескомпромиссное.Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить жестокость.

    Трудности воспитания в значительной мере определяются недостатками в развитии способности обучающихся к оценке своих поступков. Причинами таких трудностей является не сформированность у несовершеннолетних критериев самооценки, не критичность, неадекватность оценки, неумение осуществлять операции оценивания. Эти отрицательные черты являются результатом некачественной педагогической работы, неспособности педагога увлечь примером, побудить трудного подростка следовать социально значимому образцу и избрать его в качестве эталона самооценки [11, c.26].

    В возникновении новых психологических образований имеют важное значение половое созревание и сдвиги в физическом развитии подростка.По мнению Л.С. Выготского, подростковый возраст является возрастом полового созревания. Новые ощутимые изменения делают подростка объективно более взрослым и являются одним из источников возникающего ощущения собственной взрослости. Во время полового созревания также возрастает интерес к противоположному полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний.

    Когда подросток начинает жить своей жизнью, часто со стороны родителей можно встретить контроль, негативно сказывающийся на поведении подростка. Это приводит к последствиям: подросток оказывается лишенным возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В таком случае у подростка возникает стремление к самостоятельности, на что взрослые реагируют более жестким контролем, изолируя подростка от сверстников. Противостояние между родителями и подростком лишь возрастает [3, c.64].

    Родители в жизни подростка должны выступать в роли взрослого друга, так как это является важным условием нормального развития личности подростка. Положительным моментом в отношениях с родителями является включение подростка в совместную досуговую деятельность, организующуюся на основе единства интересов и увлечений. В ходе

    исполнения такой деятельности возникают доверительные отношения, совместные переживания, чувства и настроения.

    Несмотря на то, что родители занимают важное положение родителей в жизни подростка, все же типичной для этих отношений является наличие конфликтов, проявления агрессии, грубости, упрямства. Это связано с тем, что подросток чувствует себя взрослым и поэтому требует соответствующего отношения к себе, а родители продолжают относиться к подростку, как к ребенку [13, c.40].

    В подростковом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается.Подросток зачастую ставит перед собой выбор между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение отдается той среде и группе, в которой подросток чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть спортивная секция, какой-либо кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают.

    Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что этот возраст в развитии подростка принято считать трудным, так как в этом возрасте подросток начинает остро реагировать на различные ситуации критического характера.


    1.3 Особенности форм девиантного поведения и факторы их формирующие


    К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, пьянство и алкоголизм, проституцию, наркоманию и токсикоманию, суицидальное поведение, девиантное поведение на фоне сексуальных заболеваний. Каждая форма девиации имеет свою специфику.

    Преступность. Подростковая преступность является актуальной проблемой в современном обществе, поскольку она принимает угрожающие размеры. Причинами совершения преступлений являются психологические особенности подростка, который желает чувствовать свою значимость и ценность. Множество преступлений подростки совершили из любопытства и озорства, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, чтобы утвердиться в глазах сверстников, показать свою силу и превосходство, также кого-то может подтолкнуть к проступку авторитет или пример старшего. В этом возрасте подростки отличаются впечатлительность, поэтому могут легко попасть под дурное влияние. Подростки чувствуют свою безнаказанность, и это толкает их на новые проступки. Со временем ситуация подростковой преступности только ухудшается. Причинами ее роста являются ухудшение экономической ситуации, насаждение отрицательного героизма в СМИ, жестокость в компьютерных играх [7, c.30].

    Пьянство и алкоголизм. Эти два понятия несколько различаются между собой. Пьянство - это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социальную адаптацию.Алкоголизм - это заболевание, возникающее в результате пагубной привычки употреблять спиртное часто и в чрезмерных количествах. У алкоголиков появляется зависимость от спиртного. Алкоголизм нарушает мозговую деятельность и память, ухудшает физические способности, человек начинает совершать неразумные поступки.

    Алкоголизм является подростковым в том случае, когда его признаки появляются до 18 лет. Особенность подросткового алкоголизма состоит в том, что в этом возрасте заболевание отличается быстрым прогрессированием основных симптомов, наличием запоев, распадом социальных связей и развитием психозов, а также тем, что подростковый алкоголизм крайне тяжело лечится [18, c.31].

    К факторам, способствующим подростковому алкоголизму, относится алкогольное окружение и связанные с ним устойчивые алкогольные традиции; особенности характера; свойственная возрасту склонность к подражанию и объединению со сверстниками. Существуют такие алкогольные синдромы, когда младенец испытывает физиологическую зависимость от алкоголя. Это происходит в результате частого употребления алкоголя матерью ребенка во время беременности.

    Проституция. Под данным явлением понимается систематическая деятельность по оказанию сексуальных услуг за плату. Вовлечение в проституцию несовершеннолетних особенно опасно. Большое количество подростков-проституток происходят из нестабильных и проблемных семей. У таких подростков занижена самооценка, они плохо учатся в школе [9, c/30].

    Девочки часто становятся проститутками, чтобы выжить, когда убегают из дома. Для них проституция становится возможностью заработать деньги. Дети, которые становятся проститутками, иногда стремятся завоевать внимание и привязанность взрослых. Им кажется, что проституция - это приключение и роскошная жизнь.Однако в реальности подростки сталкиваются с серьезными опасностями уличной жизни.

    Факторами, сдерживающими проституцию, могли бы быть повышение жизненного уровня населения, реализация программы полового воспитания, сглаживание социального неравенства. Общество должно воспитывать в женщине чувство женской гордости, давать отпор хамству, грубости, воровству, пьянству, защищать женщину от агрессии и насилия.

    Наркомания и токсикомания. Токсикомания - это заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая - чифиря, вдыханием ПАВ (психотропно-активные вещества). Опьянение происходит мгновенно, при этом происходит изменение восприятия окружения и своего собственного тела, появляются галлюцинации [20, c/36].

    Наркомания - это хроническое прогрессирующее заболевание, вызванное употреблением наркотических веществ. Употребление наркотиков ведет к нарушениям психических и физических функций, оно способно за очень короткое время разрушить нормальную жизнь человека. Наркоманы деградируют как личности, зависимость толкает их на совершение аморальных поступков.

    Чаще всего подростки пробуют наркотики из любопытства. Некоторые дети боятся того, что в среде сверстников их охарактеризуют, как слабых, не модных и не современных. Частой причиной употребления наркотиков среди молодежи является влияние компании, которая выделяется своей вседозволенностью. В настоящее время распространение и употребление наркотиков продолжает расти. Широкое распространение наркомания получила в школах и других учебных заведениях [2, c.29].

    Суицидальное поведение. Суицид - это намеренное лишение себя жизни или попытка к самоубийству.Количество суицидов возрастает в периоды экономических спадов и роста безработицы. К самоубийству также могут подтолкнуть конфликты, стрессы, депрессия, нездоровый климат в семье, низкий социальный статус.Часто подростки прибегают к самоубийству для того, чтобы оказать влияние на других людей. Пик самоубийств приходится на 16-19 лет.

    Первое место из проблем в подростковом возрасте занимают отношения с родителями. Второе трудности в школе, третье взаимоотношения с друзьями. Существуют и другие распространенные причины самоубийств: потеря любимого человека или отвергнутое чувство любви; уязвленное чувство собственного достоинства; злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков. Суицидальное поведение у подростков часто можно объяснить тем, что у подростков отсутствует жизненный опыт и неумение определить жизненные ценности [33, c.26].

    Для людей с суицидальным поведением организованы службы социально-психологической помощи, телефоны доверия. Очень важна профилактическая работа с детьми: воспитание характера, оптимизма, жизнеспособности.

    Девиантное поведение на фоне сексуальных заболеваний. Сексуальные девиации могут быть классифицированы как отклонения в отношении объекта полового влечения(педофилия, эфебофилия, геронтофилия, зоофилия, фетишизм, нарциссизм и др.) и отклонения в способе реализации влечения (садизм, мазохизм, эксгибиционизм, вуайеризм). В своей работе проанализировала такую сексуальную девиацию, как гомосексуализм 19, c.23].

    Гомосексуализм - это влечение индивида к лицам одного с ним пола.Транзиторный подростковый гомосексуализм частое явление среди воспитанников детских и подростковых учреждений с однополым составом (детские дома, интернаты, колонии для несовершеннолетних). Обычно с возрастом это отклонение проходит.

    Между различными формами девиантного поведения существуют взаимосвязи, при этом одно негативное явление может усиливать другое.














    2. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ


    2.1 Социальные технологии в профилактике девиантного поведения подростков


    Технологии социальной работы с подростками девиантного поведения можно разделить на два направления: коррекционное (или социально-реабилитационное) и профилактическое. Их реализация опирается на социальную диагностику (выявление форм девиаций, изучение социальной среды, факторов, способствующих проявлению девиации). В данной работе мы рассматриваем сущность профилактического направления социальной работы.

    Социальная профилактика - это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата [34, c.27].

    Приведённое выше определение понятия «социальная профилактика» позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:

    - выявление причин и условий, способствующих возникновению какой- либо проблемы или комплекса проблем;

    - уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;

    - предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;

    - сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;

    - содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей [16, c.28].

    Учитывая специфические особенности девиаций как социального явления, профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних определяется как «целенаправленное воздействие па общественные отношения с целью предупреждения деформаций нравственно-правового формирования личности несовершеннолетнего и устранения отрицательных импульсов и устремлений в его поведении» Это воздействие реализуется через систему разноплановых мероприятий, направленных на выявление, нейтрализацию или минимизацию причин и условий девиаций в среде несовершеннолетних, формирование правомерного поведения подростков данной группы, коррекцию (ресоциализацию, перевоспитание) тех лиц, которые уже допустили социально-негативные проявления в поведении.

    Поскольку в девиантном поведении «объективируются как неблагоприятная социальная ситуация развития личности, так и ее негативные свойства (что получает свое конечное выражение в соответствующей мотивации поведения), то объектом этой деятельности являются прежде всего детерминанты, т.е. причины, порождающие социальные отклонения: условия (обстоятельства, ситуации, поводы, факторы), благоприятствующие их возникновению, а также личность девианта (включая потенциальных девиантов) как результат процесса формирования социально-негативных качеств и свойств» [25, c.36].

    Социальная профилактика девиантного поведения подростков выполняет многообразные функции, к числу наиболее значимых из которых относятся: регулятивно - предупредительная функция, обеспечивающая, охранительная (защитная), воспитательная функции, функция контроля, функция коррекции.

    Отмечается, что в рамках профилактики, осуществляемой в отношении несовершеннолетних, первостепенное значение приобретает функция воспитания, эффективная реализация которой во многом определяет позитивную направленность развития личности ребенка. Воспитание (как в широком, так и в узком смысле), присутствуя практически в любом общественном институте и решая конкретные задачи по формированию социально приемлемого члена общества, также направлено на усвоение личностью общественных ценностей, нравственных требований, норм и принципов. Таким образом, воспитание изначально предполагает упреждение отклонений в поведении личности.

    Исходя из функций профилактики социальных отклонений, выделяются основные задачи, которые должны решаться в ходе этой деятельности, а именно:

    - мониторинг, анализ и прогноз явлений (процессов, факторов, причин, условий), способствующих социальным отклонениям в среде несовершеннолетних;

    - изучение специфических особенностей жизнедеятельности несовершеннолетних, которые приводят к их личностной деформации и формируют мотивацию отклоняющегося поведения;

    - устранение или ограничение влияния негативных социальных факторов, способствующих нравственно-психической деформации личности несовершеннолетнего;

    - постоянное выявление лиц, характеризующихся нравственными аномалиями и нестандартным поведением;

    - активное профилактико - реабилитационное воздействие на данную категорию лиц, включая профилактическое воздействие на негативные факторы непосредственного социального окружения (микросреду) личности 24, c.37].

    Профилактика социальных отклонений имеет различные уровни ее воздействия. На основе вертикальной дифференциации выделяются уровни, которые:

    а) предусматривают решение крупных социальных проблем жизнедеятельности общества, что находит свое выражение в соответствующих социально-экономических, культурно-духовных преобразованиях;

    б) предполагают предупредительно-профилактическое воздействие на конкретные социальные группы и слои населения;

    в) непосредственно связаны с индивидуально-профилактическим воздействием на конкретных лиц с устранением личностных деформаций и позитивным изменением системы ценностных ориентаций [8, c.20].

    В системе профилактики девиантного поведения подростков выделяется:

    общесоциальная профилактика;

    - специальная профилактика, которая состоит из различных по характеру, форме и содержанию специальных экономических, воспитательных, правовых, организационных и других мероприятий, непосредственно направленных на устранение, нейтрализацию причин конкретных форм девиаций [11, c.32].

    Среди специальных предупредительных мер выделяется индивидуальная профилактика, которая реализуется с помощью корректирующего, регулирующего, сдерживающего воздействия, направленного на конкретные формы девиантного поведения, и факторы, их вызывающие.

    Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации, общегосударственном, правовом, общественном, экономическим, медико-санитарным, Так как социальные отклонения могут быть вызваны разными причинами и обстоятельствами, можно выделить несколько типов профилактических мероприятий:

    - нейтрализующие;

    - компенсирующие;

    - предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;

    - устраняющие эти обстоятельства;

    - контролирующие проводимую профилактическую работу и ее результаты [15, c.65].

    Условиями успешности профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, с подростком.

    В работе с развивающейся личностью ВОЗ предлагает выделить следующие уровни профилактической работы: первичную, вторичную и третичную профилактику.

    Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также на повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Первичная профилактика должна широко проводиться среди подростков. Она включает в себя три основных направления: совершенствование социальной жизни людей; устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения; воспитание социально позитивно ориентированной личности.

    Вторичная профилактика направлена на раннее выявление и реабилитацию нервно-психических нарушений и работу с «группой риска», например, подростками, имеющими ярко выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.

    Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Третичная профилактика также может быть направлена на предупреждение рецидивов у лиц с уже сформированным девиантным поведением. Психопрофилактическая работа может входить в комплекс мероприятий всех трех уровней, она наиболее эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах проявления проблем [9, c.54].

    Выделяют также раннюю и позднюю социальную профилактику. Ранняя профилактика рассматривается как деятельность по созданию условий для успешной социализации, приобщению к социальным нормам, ценностям, культуре, сознательной активной деятельности, а также нейтрализации или устранению причин девиаций у подростков, а поздняя профилактика - как меры по коррекции и исправлению подростков, поведение которых уже не вписывается в общепринятые стандарты.

    В профилактических технологиях выделяются следующие основные подходы.

    1. Информационный подход основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. Следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через средства массовой информации (печать, радио, телевидение), кино, театр, художественную литературу и другие произведения культуры, а также через систему социального обучения с целью формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.

    2. Социально-профилактический подход в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным работником для устранения или минимизации причин девиантного поведения [14, c.56].

    Отсутствие профилактической работы с будущими родителями ведет к увеличению количества детей, родившихся с тяжелыми физическими и психологическими нарушениями, так как несовершеннолетние матери не знают элементарных правил поведения во время беременности и не придерживаются жесткого запрета на принятие в это время алкогольных напитков.

    3. Среди основных направлений профилактики девиантного поведения особое место занимает медико-биологический подход. Его сущность состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера по отношению к лицам, страдающим различными психическими аномалиями, т.е. патологией на биологическом уровне. Известно, что вменяемый человек при помощи своих волевых качеств, моральных норм и ценностей способен воздерживаться от преступных действий. Когда же у человека существует патология психического развития и здоровья, он, в силу своих психофизиологических особенностей, может нарушить существующие морально-правовые нормы. Это состояние субъекта рассматривается как невменяемость [14, c.67].

    Очень важно вовремя распознать у подростка различные патологические нарушения психики, которые могут привести его к совершению необдуманных поступков. Он должен быть обследован психиатром с соответствующим медицинским лечением, дополненным определенным воспитательным воздействием со стороны социального педагога.

    4. Следующий подход - социально-педагогический, заключающийся в восстановлении или коррекции качеств личности подростка с девиантным поведением, особенно его нравственных и волевых качеств личности.

    Сознательный человек - гражданин - это тот, кто обладает развитой способностью владеть своими побуждениями, поступками во имя нравственных целей. Такой человек никогда не допустит нарушений закона. Вот почему у подрастающего поколения следует формировать следующие волевые черты поведения:

    - быть хозяином своего слова и дела;

    - тормозить стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу;

    - концентрировать усилия на главном, наиболее важном в настоящее время;

    - ставить перед собой продуманные и не противоречащие праву цели, подчиняя им мимолетные влечения [27, c.39].

    Именно в подростковом и юношеском возрасте складываются в виде системы более или менее устойчивые представления об окружающем мире, об общественных требованиях, выраженных в правовых и моральных нормах. Молодой человек, освоивший эти нормы, становится последовательным в выборе положительных целей и планов, сознательно противопоставляя свои поступки, свой образ мыслей и усвоенную систему ценностей чуждым обществу представлениям, взглядам и действиям, он сможет лучше разобраться в сложных жизненных ситуациях, увидеть общественную значимость своих поступков и никогда не преступать рамок, установленных общественными нормами.

    5. Существует еще один подход к профилактике девиантного поведения, связанный с применением санкций. Сущностью его является наказание человека, совершившего правонарушение, на основании у головных законов [19, c.20].

    Однако весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности только жестких санкций со стороны общества, поэтому наказание следует рассматривать лишь как вспомогательное средство, главное же - выявление и устранение причин социальных отклонений.

    Эффективность применения той или иной технологии социальной работы по профилактике девиантного поведения подростков может быть обеспечена только при условии обязательного включения следующих составляющих: - направленности на искоренение источников дискомфорта как в самом ребенке, так и в социальной и природной среде, и одновременно на создание условий для приобретения несовершеннолетним необходимого опыта для решения возникающих перед ним проблем; - обучение ребенка новым навыкам, которые помогают достичь поставленных целей или сохранить здоровье; - решение еще не возникших проблем, предупреждение их возникновения.

    Таким образом, под профилактикой девиантного поведения подростков в социальной работе понимаются, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на: - предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска; - сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка; - содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.

    Профилактическая деятельность государственных органов социальной защиты населения, других служб и общественных объединений должна стать всеохватывающей и носить комплексный характер, отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований.


    2.2 Анализ деятельности социальных и общеобразовательных учреждений по профилактике девиантного поведения подростков


    Рассмотрим несколько примеров деятельности социальных и общеобразовательных учреждений по профилактике девиантного поведения подростков.

    Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении учащихся требует их социальной иммунизации, то есть обучению навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально компетентными людьми [25, c. 56].

    Особый интерес представляет специальная общеобразовательная школа №6 г. Москвы открытого типа. Школа выполняет функции профилактического учреждения и создана для детей и подростков с девиантным поведением. Деятельность по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних является приоритетной для Московского образования и направлена на совершенствование охранно - защитной, воспитательно - профилактической и коррекционно - воспитательной работы.

    Основными задачами данного учреждения являются:

    - обеспечение сохранности жизни детей (жестокое обращение родителей или родственников - побои, изгнание из дома, голод, психологическое насилие);

    - правовая защита законных прав и интересов ребенка, оказание ему необходимой помощи;

    - обеспечение психологической, медицинской и социальной реабилитации несовершеннолетних;

    - коррекция поведения и адаптация в обществе;

    - создание условий для получения несовершеннолетними общего образования и профессиональной подготовки.

    В спецшколе обучаются несовершеннолетние, нуждающиеся в особых условиях воспитания и требующие специального педагогического подхода, так как в школу поступают дети, познавшие темные стороны жизни, опыт правонарушений. Спецшкола обеспечивает условия для реализации права на образование несовершеннолетних, которые не хотят или не могут обучаться в «традиционных» образовательных учреждениях, «трудные» подростки получают возможность адаптироваться к жизни [18, c.56].

    В школе обучаются дети с 6 по 11 класс. Школа работает в режиме 6- дневной рабочей недели по программе полного дня. На сегодняшний день обучается 69 детей. Класс состоит из 8-10 человек.

    Организация и содержание образовательного процесса определяется общеобразовательными программами, учебным планом с учетом государственных образовательных стандартов.

    В школе трудятся практики различных направлений: педагоги- психологи, социальные педагоги, врачи-терапевт, психотерапевт; дефектолог, логопед, педагоги и воспитатели, прошедшие специальную переподготовку.

    Проводится диспансеризация, прививки, оказание необходимой медицинской помощи. Ведутся индивидуальные и групповые занятия по профилактике вредных привычек. При поступлении в школу ребенок обследуется с целью диагностики его соматического и психического здоровья, проводится собеседование с родителями [10, c.34].

    Социализация учащихся и решение проблем их самоопределения и профориентации отрабатывается в условиях учебных мастерских (кулинария и швейное дело). В школе созданы оптимальные условия для проведения производственного и углубленного трудового обучения.

    В рамках эксперимента учащиеся без отрыва от основной учебы, получают профессиональную подготовку по профессиям повар и швея; по окончании обучения вместе с аттестатом об образовании дети получат и профессиональные дипломы с присвоением 4 разряда.

    Профилактика девиантного поведения средствами физической культуры и спорта является непременным условием работы спецшколы [13. C26].

    Инструктор физической культуры организует соревнования по футболу, теннису, легкоатлетические эстафеты. Занятия направлены на укрепление и развитие двигательной активности, координацию движений, закаливание организма и выработку волевых качеств. В тренажерном зале у ребят имеется возможность развивать силовые качества.

    Школа создает достаточно комфортные условия для коррекции негативного поведения и повышения учебно-познавательной мотивации учащихся с девиантным поведением. Оказалось важным для ребят создание благоприятной домашней атмосферы, атмосферы доверия, понимания, терпения и помощи, сотрудничества.

    Особое внимание уделяется организации работы во второй половине дня. С учетом запросов детей созданы и работают театральная студия «Мона Лиза», кружок прикладного искусства. Ребята рисуют, поют и играют на гитаре. Объединения по интересам историческое «Патриот», краеведческое, компьютерное.

    Благотворное влияние на учащихся школы оказывает разнообразный труд - уборка класса, школы, мастерской, территорией школы; кружковая деятельность. Познаются азы ручного труда, исправляется поведение, вырабатываются волевые качества, осуществляется координация двигательной активности [34, c.23].

    Создается «Школьная рукописная книга», над которой работают учащиеся и педагоги школы. В этой книге рассказывается история шкапы, семейные истории. Ребята собирают материал о жизни Екатерины Будановой, летчицы, именем которой названа улица, на которой стоит школа.

    Главная трудность школы - это нестабильность интереса учащихся к какому-либо направлению деятельности. Из-за неустойчивого познавательного интереса учащихся и в силу своих психологических особенностей (нарушение волевых функций) подростки не могут заниматься в одном кружке в течение всего года. Через месяц-два они «устают», их интерес угасает.

    На основе комплексной диагностики определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с подростками, направленной на коррекцию их психического, личностного развития, на регулирование их поведения, а также на развитие познания, коллективного труда, общения, игры. Уровень знаний и представлений детей об окружающем мире не соответствует возрастным нормам. По результатам динамического наблюдения отмечается, что у подростков преобладает агрессивный стиль общения (преимущественно, физическая и вербальная агрессия). Дети не владеют социально приемлемыми формами общения (обсуждения ведутся с использованием брани, драки по самому незначительному поводу, а то и без повода). Познавательная деятельность - на низком уровне.

    Ребята испытывают значительные трудности в учебе. Педагоги понимают проблемы подростков в поведении, учебе, во взаимоотношениях и вместе преодолевают эти трудности. В результате видны значительные перемены в поведении ребят, их участие в делах школы [26, c.46].

    Одним из главных звеньев спецшколы является психолого-медико- педагогический консилиум (ПМПК). Содержанием деятельности ПМПК является изучение индивидуальных особенностей учащихся и их окружения для выработки оптимальных подходов к их обучению и воспитанию, социальной адаптации и реабилитации, укрепления их физического и психического здоровья.

    В состав ПМПК входят врач терапевт, психоневролог, дефектолог, логопед, социальный педагог, педагог-психолог, опытный учитель. Консилиум несет ответственность за правильность выбора педагогических подходов, за точность диагностических исследований, за рекомендации и коррекционно-реабилитационные программы.

    Школа работает третий год. Несмотря на короткий период, у детей наблюдается позитивная динамика в поведении, учебе, в отношениях друг с другом, появляется интерес к окружающему миру, нормализуются отношения в семье. Уже после первого года обучения в школе ребенок успешно адаптируется в новом коллективе. Заметно снижение количества прогулов, у ребят появляется интерес к кружковой работе. Уменьшилось количество случаев вандализма по отношению к материальным ценностям.

    Позитивный вклад по профилактике девиантпого поведения накоплен в Центре Социальной Защиты «Качинский» Красноярского края. Специалисты данного Центра считают, что основной целью работы с девиантными подростками является их окультуривание - введение в культуру, т.к. у девиантных подростков существенно снижена социальная компетентность, отсутствуют представления об эффективных способах разрешения конфликтов. Основными принципами социально-педагогической работы, направленных на социализацию и социальную адаптацию девиантов являются:

    - создание условий для рефлексивного анализа ситуации и собственного поведения;

    - создание успешности в учебной и иной деятельности;

    - вывод подростка из позиции ребенка в позицию взрослого, что подразумевает принятие на себя ответственности за совершаемые поступки и др. [25, c.21]

    Для примера можно привести технологию функционирующего в этом же Центре «Дамского клуба» для работы с девиантными девочками- подростками по формированию и совершенствованию их внешнего облика, форм и стиля поведения.

    Цель: изменение ценностей, жизненных ориентиров, образцов поведения.

    Первый этап - «инвентаризация», создание наиболее полного перечня девиаций внешнего облика девочек. Она включает обобщенные вероятные недостатки во внешнем облике, некоторые формы поведения и речи, нечистоплотность.

    Второй этап:

    1. Представление, демонстрация указанного перечня группе девочек, с которыми ведется работа.

    2. Представление, демонстрация девочкам нормы, общепринятых традиций, образцов такого поведения, которое считается нормальным, социально одобряемым.

    3. Процедура диагностики отклонений от нормы, которая проводится двумя взаимодополняющими способами. Первый - наблюдение, выявление внешне представленных девиаций. Второй - замечания каждой девочки по поводу недостижимости какого-либо из представленных идеалов. Все эти наблюдения суммируются для каждой девочки, и предоставляется перечень собственных недостатков. Перечисление недостатков осуществляется либо в группе, в зависимости от сплоченности, либо в личной беседе.

    Третий этап - выяснение источника, породившего отклонение.

    Четвертый этап - демонстрация наличия и углубление общественно одобряемых и одобряемых самими девочками их собственных качеств и признаков. После того как им объяснена несостоятельность прежних вариантов поведения, девочкам предлагают самостоятельный выбор новых способов взаимодействия с окружающим миром.

    Пятый этап - закрепляющий. Он заключается в демонстрации и подтверждении существования новых качеств и признаков. На этом этапе подросток убеждается в эффективности и возможности многократного применения нового качества, что побуждает его использовать новые возможности взамен предшествующих.

    Остановимся подробно на деятельности Муниципального учреждения Социально - реабилитационный центр для подростков «Прометей» г. Новосибирска [35, c. 34].

    Деятельность Центра направлена на предупреждение и коррекцию поведения подростков, склонных к девиантному поведению, помощь семьям и формирование мотивации к здоровому образу жизни.

    Цель - оказание комплексной психологической и педагогической помощи в социальной реабилитации подростков с девиантным поведением.

    Задачи:

    1. Оказание комплексной психологической и педагогической помощи по вопросам профилактики девиантного поведения;

    2. Консультирование подростков, родителей, педагогов по вопросам профилактики девиантного поведения, коррекции межличностных и детско- родительских отношений;

    3. Помощь подросткам и молодежи в социальной адаптации, развитие у них социальной активности;

    4. Организация мероприятий по профилактике девиантного поведения среди подростков;

    5. Повышение педагогической и психологической компетенции населения г. Новосибирска.

    Основные направления деятельности центра:

    - оказание специализированной (профориентационной, психолого- диагностической, социально-педагогической) помощи наркозависимым подросткам и их родителям;

    - проведение консультирования подростков, их семей, педагогов по вопросам девиантного поведения, межличностных отношений, коррекции детско-родительских отношений;

    - оказание психолого-педагогической помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

    - диагностика и изучение интересов, склонностей, способностей детей и подростков;

    - оказание информационно-консультативной помощи по психологическим, педагогическим и профориентационным проблемам;

    - организация групповой работы (тренингов, групп-встреч, мероприятий) по развитию навыков общения, самопознания, творческого потенциала личности, преодоления личностных проблем, формирование устойчивой позиции своего существования в мире;

    - проведение просветительской работы среди населения.

    СРЦ «Прометей» осуществляет свою деятельность в трехуровневом пространстве:

    - На территории СРЦ «Прометей» осуществляет комплекс мероприятий по профилактике зависимого поведения и пропаганде здорового образа жизни в учреждениях начального и среднего профессионального образования, в школах. Разрабатывает и реализует программы социально - психологических тренингов по заявкам учебных заведений. Осуществляет совместную деятельность с органами милиции по предупреждению противоправного поведения у подростков. Оказывает методическую помощь специалистам, работающим с детьми, но вопросам профилактики зависимого поведения, агрессии в детской и подростковой среде. Организует работу с родителями по повышению их воспитательной компетенции. Организует и проводит психологические тренинги для подростков, родителей [6, c.30].

    - Организация досуговых мероприятий и проведение ролевых игр для подростков и молодежи как форма ранней профилактики девиантного поведения и получении позитивного опыта взаимодействия.

    - Реализации реабилитационных программ, направленных на преодоление зависимостей и отклоняющегося поведения у подростков, проведение психологических тренингов.

    «Комплексная программа социально-психологической реабилитации подростков, прошедших лечение в наркологическом стационаре».

    Цель программы: разработка механизмов социально-педагогического и психологического сопровождения реабилитационного процесса Основная форма оказания помощи специально организованный процесс социально-педагогического и психологического сопровождения семьи и личности.

    В 2008 голу начал свою работу городской клуб ролевых психологических игр. Цель: способствовать самосовершенствованию и самореализации личности молодого человека.

    Таким образом, деятельность данных учреждений по профилактике девиантного поведения детей обосновывает необходимость комплексного психолого-педагогического, медико-социального сопровождения подростков данной категории, а именно категории «группы риска», на основании межведомственного взаимодействия.

    Профилактика направлена на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья детей, раскрытие внутренних потенциалов, а также создание наиболее благоприятных условий для личностного развития ребенка, сохранение его человеческого достоинства, повышение уровня социальной адаптации, правовой культуры.

    Анализ ситуации профилактической работы с несовершеннолетними демонстрирует положительную динамику, улучшение ситуации происходит благодаря организации комплексной работы с воспитанниками «группы риска», определение основных направлений и тесного межведомственного взаимодействия.


















    ЗАКЛЮЧЕНИЕ


    Масштабы распространения подростковой девиантности диктуют необходимость принятия соответствующих превентивных мер.

    Рост девиантного поведения подростков в последние два десятилетия актуализировал внимание государственных органов к этой проблеме. Внимание государства к проблеме выразилось в разработке множества законов, принятии нормативно-правовых актов, прямо или косвенно обеспечивающих воздействие на факторы девиации.

    Главным нормативным актом, регулирующим деятельность по профилактике девиаций несовершеннолетних, является Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятый в июне 1999 г. Закон определил основные направления деятельности, установил ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в организации профилактической работы. В соответствии с ним складывается вся система профилактики, обеспечивается принятие специальных программ, вносятся изменения в уже существующие документы.

    Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения школьников из неблагополучных семей должна осуществляться через совместную деятельность специалистов образовательных и других учреждений (комплексное сопровождение), направленную на формирование у детей и подростков личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, социально-приемлемого поведения, а также развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций, в противостоянии влиянию асоциальных и криминальных групп.

    Данная деятельность включает в себя раннее выявление факторов риска в социальной ситуации развития конкретного ребёнка, разработку и реализацию индивидуальных программ, предусматривающих комплекс мер по предупреждению или минимизации негативного воздействия на ребёнка, а также разностороннюю помощь специалистов в выводе ребёнка или его семьи из социально-опасного положения.

    Комплексное сопровождение должно включать в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности специалистов. Это:

    - правовая защита и правовой всеобуч;

    - педагогическая поддержка;

    - социальная помощь;

    - психологическое сопровождение индивидуального развития;

    - обучение навыкам социальной компетентности.

    Важным институтом, оказывающим влияние на процесс социализации подростков, являются средства массовой информации.

    Социальные институты реализуют свои функции по отношению к обществу, другим социальным институтам, различным социальным слоям и по отношению к конкретной личности. В целом, институты, механизмы, субъекты социализации представляют собой структуру социальной системы общества, где служебная роль одного из элементов системы по отношению к другим определяет зависимость, при которой изменения в одной части являются производными от изменений в другой части.

    Важную роль в системе профилактики девиантного поведения подростков играют социальные институты.

    Наибольшее влияние на становление личности подростка, его социализацию оказывают семья и школа.

    Одним из приоритетных направлений социальной политики государства на современном этапе является повышение роли социальных институтов в профилактике и коррекции отклоняющегося поведения подростков.


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


    1. Агапова Н. Здоровые дети - здоровая Россия // Здоровье школьника. - 2014. -№ 4 . - С. 18.

    2.Андреева С. Н.Семья в России // СОЦИС. - 2013.- № 2. - С. 330 - 38.

    3. .Аристова Н.Г. Виртуальное общение и социализация / /Девиантное поведение и Интернет /Под ред. М.Е.Поздняковой. - М.: Институт социологии РАН, 2012. - С. 54 - 72.

    4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: АСТ пресс, 2013. - 199 с.

    5.Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением/ Под ред. М.И. Рожкова: Учеб. метод. Пособие. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 240 с.

    6. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль/ Я.И. Гилинский Избранные статьи. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2012. - 322 с.

    7. Голубева Г.А. Социология: учебное пособие для вузов / Г.А. Голубевой, А.В. Дмитриева - М.: ТетраСистемс, 2012. - 224 с.

    8. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения)/ Е.В.Змановская: уч.пособие. - М.: Академия, 2013. - 288 с.

    9. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы: Уч. пособие/ Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. - СПб: Питер, 2013. - 352 с.

    10. Девиантное поведение: методология и методика исследования/ Под ред. М.Е. Поздняковой. - М.: Реглант, 2014. - 195 с..

    11. Дети улиц. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Доклад/Под ред. А.Н. Майорова - М.:Интеллект-Центр, 2011. - 192 с.

    12. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска/ Н.Ф. Дивицина. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 351 с.

    13. Каминер А.М., Майорова Е.А. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодежи: Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2013. - 83 с.

    14. Карпинский К.В. Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути девиантной личности: Монография/ К.В. Карпинский; Под ред. Т.К. Комаровой. - Гродно: ГрГУ, 2012. - 139 с.

    15. Клейберг Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах/ Ю.А. Клейберг: уч.пособие для вузов. 2-е изд. стереотипное - М.:НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2013. - 304 с.

    16. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2011. - 160 с.

    17. Климова Р.С. Кризис российской семьи // СОЦИС- 2008. - № 6. - С. 38.Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков/ Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический проект, Трикста, 2013. - 336 с.

    18. Ковальчук М.А Кузнецова И.В Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением/ Под ред. М. И. Рожкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 240 с.

    19. Кравченко А.И. Социология. - М., 2014. - 328 с.

    20. Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера у подростков. - М.: ООО Апрель ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 2011. - 416 с.

    21. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. - СПб.: Речь, 2012. - 368 с.

    22. Медведева Е.С. Сущность и существование девиантного поведения: монография/Е.С. Медведева. - Красноярск: СибГТУ, 2012. - 192 с.

    23. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб.пособие/ И.С. Ганишина, А.И. Ушатиков. - М.: НПО «МОДЭК», 2013. - 288с.

    24. Основы социальной работы: учебник/Отв. Ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 395 с.

    25. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: Учеб. пособие/ Отв.ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2012. -185 с.

    26. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. - М.: ТЦ СФЕРА. - 2006 г. - 192 с.

    27. Позднякова М.Е., Салагаева А.Л. Девиантное поведение в современной России в фокусе социологии: наркотизация, алкоголизация, преступность, коррупция / Под ред. М.Е. Поздняковой, А.Л. Салагаева. - М: Институт социологии РАН, 2013. - 306 с.

    28. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений/ авт. - сост. Е.Ю. Ляпина. - Волгоград: Учитель, 2012. - 231 с.

    29. Пэйн М. Социальная работа. Современная теория. - М.: Академия, 2012. - 526 с.

    30. Солдатов Н.С. О взглядах на проблему девиантного поведения в среде школьников/ Н.С. Солдатов // Социология образования. - 2013. - № 1. - С. 58-62.

    31. Социальная работа с молодежью: учеб. пособие для вузов / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Дашков и К, 2012. - 311 с.

    32. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности/Под ред. П.Д. Павленок: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: «Дашков и К», 2012 - 596 с.

    33. Хомич А.В. Психология девиантного поведения: Учеб.пособие/ А.В. Хомич. - Ростов н/Дону. - 2013. - 140 с.

    34. Шишковец Т.А. Осложненное поведение подростков: Причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: Справочные материалы/ Авт.-сост. Т.А.Шишковец. - М.: 5 за знания, 2014. - 192 с.

    35. Щепетов В.В. Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления/ В.В. Щепетов // Классный руководитель. - 2012. - № 3. - 43-50 с.

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Девианты (соцпрофилактика) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.