«Особенности детско-родительских отношений
в полных и неполных семьях»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение3
1. Теоретические основы изучения проблемы детско-родительских взаимоотношений в полной и неполной семье5
1.1. Теоретические подходы к изучению особенностей полной и неполной семьи: отечественный и зарубежный опыт5
1.2. Характеристика детско-родительских взаимоотношений в полной и неполной семье9
1.3. Специфика педагогической помощи полной и неполной семье по вопросу оптимизации детско-родительских взаимоотношений14
2. Экспериментальное изучение особенностей детско-родительских взаимоотношений в полной и неполной семьях19
2.1. Диагностика детско-родительских взаимоотношений в полной и неполной семьях19
2.2. Система педагогической работы по оптимизации детско-родительских взаимоотношений в полной и неполной семьях25
2.3. Итоговая диагностика особенностей детско-родительских взаимоотношений в полной и неполной семьях28
2.4 Математическая обработка данных (U-критерия Манна-Уитни)38
Заключение42
Список использованных источников и литературы44
Приложение47
Введение
По ряду последних психологических исследований был замечен кризис института семьи. Причем этот кризис проявляется тем ярче, чем выше (в среднем) уровень жизни и материнского благополучия людей. Современная семья, испытывающая нарастающий стресс, связанный с переходной политической системой в нашем обществе, перестает справляться с такой своей важной функцией, как ее сохранность и благополучие.
Отечественные психологи, изучающие современную семью, сходятся во мнении о том, что семья переживает сейчас подлинный кризис. И этот кризис во многом обусловлен значительными изменениями социальной жизни в целом. Большие и малые группы, основанные на социально-экономической дифференциации общества, все более теряют свою роль пространства, в котором замыкаются непосредственные отношения между людьми, формируются их мотивы, представления, ценности… Ослабление связей между каждой из такого рода групп влекут за собой изменения, связанные с переменой иерархической ступени в обществе. Таким образом, диагностика семьи, детско-родительских отношений необходима в целях выработки оптимальных (наиболее благоприятных) условий для функционирования семьи как социальной общности.
Одним из условий, влияющих на проявление конфликтности у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие, является психологический микроклимат семьи.
Семья это важнейший институт общества, основа и опора государства, поэтому важно привлечь внимание к проблемам как благополучных, так и неблагополучных семей. Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе, на его эффективности.
Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).
Поэтому актуальность проблемы создание позитивных детско-родительских взаимоотношений в полной и неполной семье остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. В связи с этим мы решили изучить эту тему и раскрыть ее в нашем дипломном проекте.
Цель исследования выявить особенности детско-родительских взаимоотношений и апробировать систему работы по повышению уровня детско-родительских взаимоотношений в полной и неполной семье.
Объект исследования детско-родительские взаимоотношения в полной и неполной семье.
Предмет исследования выявление особенностей детско-родительских взаимоотношений в полной и неполной семье.
Гипотеза исследования: уровень детско-родительских взаимоотношений в полных и неполных семьях зависит от отношения родителей и детей, от отношения к «я» (к себе), от отношения к реальности (к жизни).
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
- Изучить психолого-педагогическую, справочную литературу по проблеме исследования.
- Подобрать и апробировать методики для выявления уровня детско-родительских отношений в полной и неполной семье.
- Разработать комплекс рекомендаций и консультаций для родителей и педагогов для улучшение и усовершенствования детско-родительских отношений в полной и неполной семье.
Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С. Мухиной, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности; а также исследование ряда работ авторов, которые изучали семью и семейные отношения: Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев и другие.
Методы исследования:
- Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
- Включенное наблюдение, педагогический эксперимент.
- Беседа, анкетирование, тестирование.
Практическая значимость работы состоит в разработке и апробации комплекса рекомендаций и консультаций для родителей и педагогов по улучшению детско-родительских отношений в полной и неполной семье.
База исследования: экспериментальная работа проводилась в ДОУ №17 «Ивушка» среди 15 детей старшего дошкольного возраста и 26 родителей; и ДОУ № 32 «Калинка» среди 24 детей и 42 родителей.
1. Теоретические основы изучения проблемы детско-родительских взаимоотношений в полной и неполной семье
1.1. Теоретические подходы к изучению особенностей полной и неполной семьи: отечественный и зарубежный опыт
Родительский дом для ребенка первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.
Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается только мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утверждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, так как оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других членов семьи [1].
Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же, наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья. На это неоднократно указывали и указывают специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. В частности, отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака больше у супругов, которые воспитывались в неполной семье[33].
В неполной семье для будущих супругов отсутствует главное - пример брачных отношений. Поэтому отсутствует для детей - будущих супругов и родителей - определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. А у будущих жен, выросших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов [1].
Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [32].
Воспитательные возможности в неполной семье ограничены: затрудняется контроль и надзор за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений и влечёт за собой односторонний характер психического развития. Это связано с отсутствием образцов сексуального поведения взрослого человека, которым можно было бы подражать в будущем. Мальчик, получивший «охранное» материнское воспитание, нередко лишён необходимых мужских черт: твёрдости характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности. Девочке общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искажённым - обеднённым или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощённости в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям. Опираясь на негативный опыт родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье.
Так же есть функционально неполные семьи. В этой категории двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Общение с детьми обычно оказывается возможным только по выходным дням, да и в эти дни ограничивается несколькими часами [6].
Более того, некоторые родители вообще забывают о своих воспитательных функциях. Заботясь об экономическом благополучии своих детей, отец/мать чаще всего, достаточно редко находятся в семье, и, тем самым ребенок растет либо только с матерью, либо только с отцом.
Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся [2]. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют: материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают: неполную простую мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. Последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей [16].
Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. Семья - это живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально- экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития. На семью влияют также такие явления, как миграция, урбанизация, индустриализация и др. Возникают проблемы, которых не было раньше [21].
Проблемы, с которыми сталкивается семья в результате социальных и экономических изменений:
- увеличение малообеспеченных слоев населения;
- увеличение социальной и географической мобильности;
- миграция, в том числе и за пределы государства;
- ухудшается состояние здоровья населения, демографической ситуации (началась естественная убыль населения);
- фундаментальные изменения традиционных ролей членов семьи, особенно женщин;
- рост количества неполных семей;
- повышение коэффициента иждивенчества;
- социальное сиротство [9].
За всем этим совместная ответственность государственных органов, семьи, промышленников и предпринимателей. Очевидно, что замедленное, непоследовательное построение государственности России, серьезные ошибки в формировании социально экономической жизни нанесли ущерб таким социальным ценностям, как разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительно отдыха детей.
Анализ социологической информации показывает, что в современном цивилизованном мире идет процесс постепенного удаления от традиционного типа семьи и приближение к демократическому типу. Хотя такое движение неравномерно по всем четырем шкалам и неоднозначно во всех общественных системах, наблюдаемую тенденцию можно считать прогрессом в семейных отношениях.
Известный американский социолог У. Гуд [7] определяет семейную дезорганизацию как «разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда один или более членов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности».
В качестве главных форм семейной дезорганизации выступают:
1. Неполная семейная группа, незаконнорожденность. Хотя о такой семейной группе нельзя говорить, что она распалась - она никогда не существовала, - незаконнорожденность может все-таки расцениваться как одна из форм семейной дезорганизации. Во-первых, потому, что отец-муж не может выполнять своих ролевых функций по отношению к матери и ребенку, как они предписаны обществом. Во-вторых, потому, что не выполняются роли члена семьи как отца, так и матери по отношению к социальному контролю, что является косвенной причиной незаконнорожденности.
2. Распад семьи из-за намеренного ухода одного из супруга; аннулирование брака, разделение, развод, дезертирство. Сюда можно отнести и заброшенность семьи, когда человек использует различные предлоги, чтобы находиться вне дома длительный срок.
3. Семья «как пустая оболочка», когда супруги живут вместе, но поддерживают лишь минимальные контакты друг с другом, неспособны выполнять свои ролевые обязанности в области взаимной эмоциональной поддержки, в том числе и сексуальных отношений.
4. Семейный кризис, вызванный внешними событиями: смерть одного из супругов, заключение в тюрьму и т.д.
5. Внутренние катастрофы, связанные с физической патологией одного из супругов или детей; неизлечимые психические болезни супругов, умственная отсталость детей.
Данная классификация позволяет утверждать, что семья, как и другие социальные институты, является создателем ролей, а их выполнение - обязательным атрибутом ее существования [22].
Сравнительные данные статистики за 10 лет показывают, что в России распадается примерно каждый третий, а в больших городах и второй брак. Из разводящихся только около 40% мужчин и 30% женщин вступают в повторные браки, остальные люди, как правило, остаются одинокими.
Среди мотивов разводов, проанализированных в работах отечественных социологов А.Г. Харчева, М.С. Мацковецкого, Л.И. Чуйко, В.И. Сысенко, одно из первых мест занимает пьянство или наркомания одного из супругов, конфликты и скандалы, плохие отношения с родственниками мужа или жены и их вмешательство в отношения молодой семьи, измена мужа или жены, сексуальная несовместимость. В указанных мотивах необходимо выделить общую доминанту - отсутствие у супругов должной социально-психологической подготовки к браку, выполнению семейных ролей [37].
Предпосылками удачного брака являются позитивные социально-психологические свойства личности, устойчивое социальное и материальное положение супругов, высокий уровень их культуры и сексуального согласия. Отсюда вытекает проблема подготовки молодежи к браку; ее серьезное отношение к обязанностям будущих супругов является непременным условием благополучной семьи.
1.2. Характеристика детско-родительских взаимоотношений в полной и неполной семье
Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим значение семьи в его жизни. Семья как определённая социальная общность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на сегодняшний день в современной науке так и нет единого определения понятия «семья», хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие) [23].
В психологическом словаре для родителей находим следующее определение семьи: «Семья основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений» [35].
В социологии семья рассматривается как: первичная социальная группа, в которой начинается и протекает социальная жизнь человека; основной фактор в социализации; социальный институт, регулирующий различные стороны жизни на основе принципов и правил, принятых в обществе; социальная система, все члены которой имеют определённые статус и роли; общность, для которой характерна особая система межличностных отношений.
По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и других), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
По мнению Л.Д. Столяренко [37], С.И. Самыгина, «семейное воспитание» это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.
Семейное воспитание сложная система. Оно должно основываться на определённых принципах:
- гуманность и милосердие к растущему человеку;
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;
- открытость и доверительность отношений с детьми;
- оптимистичность взаимоотношений в семье;
- последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
- оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы.
Реализация этих принципов будет зависеть и от типа воспитания:
Автократический когда все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители.
Авторитетный, но демократический в этом случае решения принимаются родителями совместно с детьми.
Либеральный когда при принятии решения последнее слово остаётся за ребёнком.
Хаотический управление осуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально [10].
Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.С. Макаренко, А.В. Петровского [28], А.И. Захарова, А.Б. Добрович и других, являются межличностные отношения. Именно по отношению родителей к своему ребёнку, как считает Е.М Волкова [6], можно предположить, каким он станет в будущем.
По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина [5], «родительские отношения» это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Проблемой влияния родительского отношения на ребёнка занимались такие исследователи, как А.В. Петровский [28], А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие.
С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку отличаются высокой психологической напряжённостью и многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадёживающее [19].
П.Ф. Лесгафт [25] выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребёнка:
- Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития.
- Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.
- Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям.
- Родители постоянно не довольны ребёнком, критикуют и порицают его. Ребёнок растёт раздражительным, эмоционально неустойчивым.
- Родители чрезмерно балуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми, социально незрелыми.
- Родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру. Если же не влияют, то дети спокойны, скромны.
А.С. Макаренко обращает внимание на такие отношения в семье, как сосуществование, конфронтация, содружество. В своих исследованиях С.В. Ковалёв выделяет следующие типы семейных отношений: антагонизм, конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество [14]. Е.М. Волкова рассматривает лишь типы благополучных семей. А.В. Петровский выделяет диктат, опеку, паритет и сотрудничество.
Изучив выделенные С.В. Ковалёвым [15], А.В. Петровским [28], Е.М. Волковой [6] типы семейных отношений, мы определили следующие:
Диктат систематическое подавление инициативы другого.
Опека отношения, при которых родители обеспечивают своим трудом удовлетворение всех потребностей ребёнка.
Невмешательство предполагает сосуществование двух миров: «взрослых» и «детей».
Сотрудничество предполагает опосредованность межличностных отношений общим целям и задачам совместной деятельности.
Паритет ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов союза. [30]
В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В. Столин [5] выделили следующие критерии родительских отношений:
1. «Принятие отвержение».
Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему.
Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.
2. «Кооперация» родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него.
3. «Симбиоз» родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.
4. «Авторитарная гиперсоциализация» родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.
5. «Маленький неудачник» в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Анализ литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можно заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво. Е.О. Смирнова и М.В. Быкова выделяют два противоположных момента в родительских отношениях: безусловный (содержит такие компоненты, как принятие, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определённых качеств) [18].
Таким образом, у нас есть все основания сделать вывод о том, что взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.
Одной из проблем, с которыми сталкиваются дети из неполных семей, является их неумение противостоять жизненным трудностям, неуверенность в себе и, как следствие этого, низкий уровень их социальной активности. Эту особенность в психическом и личностном развитии таких детей отмечают педагоги и психотерапевты. Выходцы из неполных семей чаще, чем дети из полных, живут только сегодняшним днем и надеются на то, что, может быть, им когда-нибудь повезет. Их не интересует, как можно изменить свою жизнь, они не желают строить планы на будущее. Подобное состояние, по мнению исследователей, больше присуще девочкам, у которых особенно отчетливо проявляется типичный для неудачников социальный признак: неуверенные в себе, они и не надеются на успех в будущем. Такие девочки признаются, что при первой же возможности готовы выйти замуж, так как сами они никогда своего положения изменить не смогут, поэтому замужество единственный возможный выход. Однако и в семейное счастье они не верят, потому что успели повидать много распавшихся семей (примерами могли послужить и их собственные родители) и потому сомневаются в прочности будущего супружеского союза. Но все же в каждой из них теплится надежда, что ее брак окажется счастливым, хотя они понятия не имеют, как этого добиваться впрочем, как и любой другой удачи.
Что касается социальной зрелости, проявления социальной активности у мальчиков, воспитывающихся в неполной семье, то дело здесь обстоит тоже далеко не лучшим образом. Психологи отмечают социальную, гражданскую и психологическую незрелость их личности, т. е. инфантилизм, причину которого видят в «дамском» воспитании, «дамской» педагогике, в уменьшении роли отца в семье [26].
Детские психиатры считают, что у детей из неполных семей часто встречаются патохарактерологические и поведенческие нарушения, а также нарушения психического здоровья. Они отмечают, что у мальчиков дошкольного возраста из неполных семей достоверно чаще встречаются капризность и истеричность в поведении, беспричинное упрямство и негативизм, онанизм, тики. У девочек в неполных семьях достоверно более частым бывает заикание.
У детей 5-6 лет, как и в средней группе, наблюдались усиление агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневливость. Дети этой возрастной группы достаточно отчетливо представляют, какие изменения в их жизни вызовет развод. Они способны рассказать о своих переживаниях, тоске по отцу, желании восстановить семью. У детей не наблюдалось ярко выраженных задержек в развитии или снижения самооценки. Девочки старшего дошкольного возраста переживали распад семьи сильнее, чем мальчики: тосковали по отцу, мечтали о повторном браке матери с ним, приходили в состояние крайнего возбуждения в его присутствии. Наиболее уязвимых детей 5-6 лет отличало острое чувство потери: они не могли говорить и думать о разводе, у них были нарушены сон и аппетит. Некоторые, наоборот, постоянно спрашивали об отце, искали внимания взрослых и физического контакта с ними [29].
Согласно исследованиям наиболее уязвим при распаде семьи единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друге, что значительно снижает эмоциональное напряжение и уменьшает вероятность нервных срывов.
1.3. Специфика педагогической помощи полной и неполной семье по вопросу оптимизации детско-родительских взаимоотношений
В последнее время значительно сократился перечень социальных гарантий и снизился уровень социальной защиты. Женщина - мать, воспитывающая ребенка без отца, сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Особенную нужду испытывают неполные семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно- психическом развитии, а тем более дети инвалиды. Если ребенок инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не имеет никакой возможности улучшить материальное благосостояние, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие.
Необходимость ухода за ребенком в отсутствие помощи со стороны, разрушение сферы бытовых услуг не позволяют женщине проявить себя в профессиональной сфере: решающее значение на их выбор и формирования поведения оказывает материальная ответственность [13]. Многие женщины считают воспитание и уход за детьми своим главным предназначением и отодвигают на второй план профессиональный успех и карьеру. В то же время материальное благополучие и нередко занятость на двух работах отстраняет одинокую мать от воспитания и ухода за ребенком, и он предоставлен самому себе.
Даже самая заботливая женщина в неполной семье, физически не имеет достаточно времени для воспитания своего ребенка. Из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе.
Специфический образ жизни семьи с одним родителем ощутимо отражается на воспитательном процессе. Отсутствие одного родителя в семье может явиться причиной неполноценного, неудачного воспитания детей. В материнских неполных семьях мальчики не видят примера мужского поведения в семье, что способствует формированию в процессе их социализации неадекватного представления о ролевых функциях мужчины, мужа, отца [27]. Поведение незамужней матери в семье во многом обусловлено отсутствием второго родителя. Это влияет и на социализацию воспитывающихся в материнских неполных семьях девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. Дети, воспитывающиеся в монородительских семьях, лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно влияет на их социализацию в целом и на подготовленность к будущей семейной жизни в частности. Педагогика оценивает показатель идентификации детей со своими родителями одним из основных критериев эффективности семейного воспитания. При этом ребенок выражает принятие нравственных и идеологических норм своих родителей. Осуществление этой составляющей воспитательного процесса в неполной семье деформируется в связи с отсутствием одного родителя. В отцовских неполных семьях к перечисленным выше проблемам добавляются отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.
Следующая социальная характеристика, которая требует внимания общества к неполной семье с несовершеннолетними детьми, связана с качеством здоровья последних. Ученые-педиатры, исследующие уровень здоровья детей, приходят к неутешительному выводу: дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Женщина вынуждена, прежде всего, выполнять функции материального обеспечения семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Статистически значима частота наличия в неполной семье вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п. [3].
У детей из неполных семей также наблюдается нарушения самооценки. Результаты использования различных проективных методик и личностные тесты разными психологами и исследователями показали, что у детей из неполных семей образ себя носит аморфный, диффузный характер, искажается отношение к себе, нарушается восприятие своего положения в семье. Кроме того, самооценка детей, переживших развод, носит менее дифференцированный характер по сравнению с детьми из полных семей. Было также обнаружено, что вещественные желания таких детей преобладают над социальными [38].
В литературе часто встречается мнение о феномене массового социального одиночества детей из неполных семей и их невысокой способности строить конструктивное межличностное взаимодействие. Такие дети после развода родителей значительно чаще пользуются советами своих друзей и подруг. Такие несовершеннолетние «советчики», дают недостаточно социально зрелые советы, что влияет на характер принимаемых детьми жизненных решений. 30% детей из неполных семей отвергает все возможные варианты советчиков и принимает важные для себя решения самостоятельно [8].
Другим возможным объяснением отсутствия уверенности и устойчивости в социальном включении может быть мнение Й. Лангмейера [11] и др. По их словам, мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, а отец проторяет ребенку путь и отношение к человеческому обществу - «мать нас приводит к человеку, а отец к людям». В неполной же семье ребенок, научившись от матери принятию, в отсутствие отца не научается отдавать. А ведь и то, и другое необходимо для гармоничного развития личности.
У детей из неполных семей наблюдается также и деформация идентификации с родителями. Так, около 40% детей из неполных семей категорически не желающих быть похожими на кого-либо из родителей, в то время как дети из полных семей менее 30%. По мнению исследователей, данные показатели отражают проблемы воспитания, имеющие место в семьях с одним родителем. Среди них - заниженный авторитет как совместно проживающего с ребенком родителя, так и отсутствующего в семье. Все это повышает степень риска при взаимодействии детей из неполных семей с социальным окружением, деформируют развитие личности ребенка [4]. Исследование также обнаружило высокий уровень тревожности, свойственный детям развода. Развод в семье значительно повышает частоту конфликтов ребенка с родителями, что влияет на формирование высокой тревожности, связанной с необходимостью строить отношения с каждым родителем отдельно, не вступать в конфликт лояльности (т.е. не демонстрировать своих предпочтений того или иного родителя).
Изучение детей из неполных семей также свидетельствуют, что такие дети испытывают затруднения в следовании поло-ролевым моделям, соответствующим полу. У мальчиков, потерявших отца до пяти лет, это проявляется в большей психологической зависимости от окружающих, пониженном уровне самоконтроля, импульсивности, невысоком предпочтении мужских видов деятельности. У девочек наблюдаются сложности в сфере гетеросексуальных отношений (в дальнейшем они могут испытывать трудности в установлении взаимоотношений с мужчинами). С другой стороны, у девочек, которых воспитывает одна мать, могут создать искаженное представление о мужчинах. Как пишет З. Матейчик [24], если у девочки воспитывалось представление о них на примере крушения идеала матери, ее разочарования, ее неприязненного отношения к бывшему мужу, то у дочери может возникнуть общее деформированное представление об интимных отношениях. Но даже и без такого воспитания существует опасность, что девочка из-за отсутствия собственного отца создаст свой идеал мужчины, чаще всего мало реалистичный, больше похожий на образы героев художественных произведений, кинофильмов или телепередач.
Наблюдается также и ряд различий в отношении к детям в неполных семьях. Так, для мальчиков в неполных семьях часто существует большее число ограничений и запретов, чем для девочек. По мнению А.И.Захарова, в семьях мальчиков большую строгость матерей можно интерпретировать как реакцию на неприятие в мальчиках нежелательных черт характера бывшего партнера. Со стороны матерей угрозы, порицания и физические наказания чаще применяются к мальчикам из неполных семей по сравнению с полными. Здесь сыновья нередко становятся «козлами отпущения» для уменьшения у матери нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворенности (по данным психиатров в неполных семьях индекс невротизации выше у матерей мальчиков) [34]. В семьях девочек все наоборот - количество угроз, порицаний и физических наказаний в неполных семьях по сравнению с полными значительно меньше.
Педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей.
Требуется повседневная защита педагогом, когда в семье нет отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок остаётся одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или «спекулируют» любовью к нему в своих отношениях.
Прежде чем рассмотреть работу педагога с семьей, следует напомнить типы семей, с которыми приходится сталкиваться педагогу. Это городская и сельская семья, традиционная, современная, многодетная, неполная. Семья несовершеннолетней, «маленькой мамы», национальная и т.д.
В современных условиях, когда на семью возлагается вся ответственность за воспитание и содержание детей, поддержку престарелых, важно суметь создать такую внутрисемейную обстановку, климат семьи, которые бы обеспечивали соответствующие условия для этого.
Специфика педагогической помощи полным и неполным семьям заключается в создании различных центров, в которых оказывается помощь семье в кризисной ситуации.
Более распространенной формой оказания помощи семье являются центры смешанного типа, в которых проводится работа различных служб. Так, одна из них - это служба социальной реабилитации, где осуществляется реабилитация лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. Здесь оказывается материальная помощь, помогают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опекой и попечительством.
Организацией досуга семей, проведением культурно-массовых мероприятий занимаются центры досуга. В них родители могут оставить детей на несколько часов, в них собираются подростки, дети и родители проводят досуг вместе.
В центре психолога-педагогической помощи семье и детям помогают установить в семье нормальную психологическую обстановку, осуществляется психологическое и педагогическое просвещение членов семьи.
В работе с семьей педагог выделяет работу с родителями. Контакт с родителями помогает эффективнее осуществлять индивидуальную реабилитационную программу, организовать патронат.
Обобщая сказано выше, можно утверждать, что ситуация неполной семьи часто оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Причем это влияние многосторонне. В социально-экономическом плане такие дети менее экономически защищены и чаще предоставлены сами себе из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери. В медицинском плане такие дети более подвержены различным заболеваниям, протекающим в тяжелой форме и чаще страдают различными соматическими заболеваниями во взрослом возрасте. При рассмотрении психолого-педагогических аспектов этого влияния можно сделать вывод, что у детей из неполных семей чаще возникают нервные и психические расстройства, нарушения поведения, формируется дефектный тип личности и наблюдается множество трудностей психологического характера (от неуверенности и тревожности до нарушения поло-ролевой самоидентификации и снижения самооценки).
В центрах социально-педагогической поддержки дошкольников занимаются обучением и воспитанием детей по программе детских садов, осуществляют психологическую и педагогическую реабилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, ведется психологический и педагогический контроль за процессом реабилитации.
Заключение
Данная работа посвящена изучению проблемы детско-родительских взаимоотношений в полной и неполной семье. В результате мы пришли к следующим выводам:
1. Детям необходимо время для эмоциональных контактов с родителями, а родителям нужно знать, как ответить детям таким образом, чтобы облегчить развитие отношений. К сожалению, многие родители фактически не знакомы со своими детьми, потому что они не хотят потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле. Сегодня институт семьи переживает глубочайший кризис. В непростых для современной семьи условиях больше всего страдают дети. Выходом из этого тупика может быть только поиск подхода к воспитанию ребенка как самостоятельной личности, создание такой среды, в которой ребенок будет развиваться сам, активно строя свою единственную в мире личность.
Процесс личностного становления осуществляется на этапе дошкольного детства. Одной из основных причин детской конфликтности является нарушение детско-родительских отношений. Это в основном происходит от того, что родители недостаточно знают психологические особенности своего ребенка, используют методы воспитания своих родителей.
В работе мы установили, что необходимо улучшение и усовершенствование детско-родительские отношения. Выдвинутая нами гипотеза подтверждена. На наш взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание конфликтности у детей, является то, что:
- у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка;
- ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье);
- дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;
- в семье неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека.
- в семье отсутствует один из родителей.
2. В целях изучения особенностей детско-родительских взаимоотношений в полных и неполных семьях экспериментальная работа проводилась в дошкольном образовательном учреждении «Ивушка». В исследовании принимали участие дети двух групп. Экспериментальная группа: 15 детей из ДОУ «Ивушка» (11 детей из полных семей и 4 ребенка из неполных семей) и 26 родителей. Контрольная группа: 24 ребенка из ДОУ № 32 «Калинка» (18 детей из полных семей и 6 детей из неполных семей) и 42 родителя.
В ходе констатирующего эксперимента среди детей экспериментальной группы и их родителей нами были проведены следующие методики: опросник родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин), методика «Отверженность ребенка в семье» и методика «Лесенка». В ходе формирующего эксперимента нами была проведена коррекционная программа занятий среди детей экспериментальной работы. В ходе итогового эксперимента нами была проведена повторная диагностика детей и родителей экспериментальной группы, а также детей и родителей контрольной группы.
3. В нашем исследовании многие старшие дошкольники продемонстрировали, что они хорошо знакомы с манипулятивными формами поведения и готовы использовать их в ситуации конфликта с родителями. Это служит ярким проявлением активной роли ребенка в построении своих отношений с ближайшим окружением. Наиболее распространенными оказались такие формы манипулятивного поведения, как слезы, «истерики», ссылки на свою слабость, а также использование разногласий между членами семьи.
Согласно исследованиям, наиболее уязвимы дети из неполных семей, особенно те, у кого нет братьев и сестер. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друге, что значительно снижает эмоциональное напряжение и уменьшает вероятность нервных срывов.
Именно создание обстановки эмоционального комфорта и психического благополучия в семье, накопление знаний родителей о психологических особенностях данного возраста, о формах и методах детского воспитания, комплексное использование средств и методов психолого-педагогической коррекции будет способствовать значительному улучшению детско-родительских отношений и снижению уровня детской конфликтности.
Следовательно, наша гипотеза и эффективность коррекционной программы доказана, родителям даны необходимые рекомендации.
Список использованных источников и литературы
- Андреева, Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2015. 376 с.
- Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур. Т.1.: Пер. с англ. М.: Вече, АСТ, 2014. 592с.
- Буянов, М.И. Воспитание детей в неполной семье / М.И. Буянов. - М., 2014. 370 с.
- Важнейшие функции современной семьи / С.Л. Сячина // Соц. педагогика: новые исслед. Вып. 1 М.: Изд-во Ин-та педагогики соц. работы. 2012. С. 68-73.
- Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис. канд. псих. наук. М., 2012. 206 с.
- Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? / Е.М. Волкова. - М.: Профиздат,2009. 58 с.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: АСТ: Астрель, 2016. 238.
- Гребенников, И.В. Воспитательный климат семьи / И.В. Гребенников. М.: Знание, 2014. 40 с.
- Дети после развода / Е. Григорьева // Семья и школа. - 2013. - № 5. С. 11-13.
- Джинотт, Х.Г. Дети и мы / Х.Г. Джинотт. СПб.: Кристалл, 2012. 279 с.
- Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. М.: «КСП», 2015, 160 с.
- Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев. - СПб., 2017. - С. 310-327.
- Зубкова, Т.С. Неполные семьи: Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей: Учеб. пособ. студ. / Т.С. Зубкова. М., 2016. С. 75-80.
- Ковалев, С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев. М.: Педагогика, 2015. 159с.
- Ковалёв, С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. - М., 2014. 169 с.
- Крупина И. В. Основы семейного воспитания // Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - 2-е изд. - М., 2010. 528 с.
- Крыгина, Н.Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений. Учебное пособие / Н.Н. Крыгина. Магнитогорск, 2017. 482 с.
- Кузьмишина, Т.Л. Поведение дошкольников в ситуациях детско-родительского конфликта // Вопросы психологии. 2016. - № 1. С. 23.
- Лангмейер, Й, Матейчек, З. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. Прага: «Авицениум», 2011. - № 6. С. 4-5.
- Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. - СПб., 2015. С. 73-117.
- Нартова-Бочавер, С.К., Несмеянова, М.И. Чей я мамин или папин? / С.К. Нартова-Бочавер, М.И. Несмеянова. М.: МЦНМО, 2011. 310 с.
- Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И. Дементьева // Социологические исследования. М., 2014. № 11. С. 108-118.
- Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье / З. Матейчик, Н.М. Ершова (под ред.) // Воспитание детей в неполной семье. 2015. - № 4. С. 9-11.
- Николаева, Я.Г. Воспитание ребенка в неполной семье / Я.Г. Николаева. М.: ВЛАДОС, 2016. 247 с.
- О современном уровне жизни семей одиноких матерей / Л.Г. Лунякова // Социс. 2014. - № 8. С. 86-95.
- Одинокая мать и ее ребенок // Энциклопедия молодой женщины. М., 2011 С. 70.
- Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина 2-е изд., перераб. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 272 с.
- Петровский, А.В. Дети и тактика семейного воспитания / А.В. Петровский. - М., 2014. 76 с.
- Помогая неполной отцовской семье / М.А. Костенко // Отечественный журнал социальной работы. - М., 2016. - № 1. С. 73-76.
- Психологические особенности образа себя и образа родителей у детей старшего дошкольного возраста после развода родителей / С.А. Королева // Психологическая наука и образование. 2013. - № 4. С. 18-20.
- Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. Т. 2. 248 с.
- Психологический словарь / Под ред. Давыдова В.В. - М., 2018. 725 с.
- Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под. ред. Е.А.Савиной, Е.О. Смирновой. М.: «Когито-Центр», 2014. 230 с.
- Роль семьи в появлении расстройств у детей / Н. Аккерман // Семейная психотерапия. - СПб.: Издательство «Питер», 2016. 38 с.
- Российская неполная семья: перспективы и реалии / И.Е. Калабихина // Теоретический и практический аспект экономического развития. - М., 2012. - № 2. С. 10-11.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2017. 349 с.
- Столяренко Л.Д. Психология / Л.Д. Столяренко. СПб.: Лидер, 2017. - 592с.
- Технология индивидуальной работы с детьми и подростками из неполных семей / Н.В. Дементьева // Соц. педагогика: новые исследов. Вып. 1 М.: Изд-во Ин-та педагогики соц. работы, 2015. С. 22-28.