Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Дети и взрослые (проектная деятельность)

  • Вид работы:
    Другое по теме: Дети и взрослые (проектная деятельность)
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    15.02.2017 8:38:52
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕАСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

    1. Взаимодействие в системе «ребенок-родитель» : понятие, сущность

    2.2.Проектная деятельность как способ развития взаимодействия ребёнка со взрослыми

    ГЛАВА 2. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА.

    2.1.Детско-родительские проекты как способ взаимодействия детского сада с семьями ребёнка.

    2.2.Детско-родительский информационно-творческий проект «Новогодняя игрушка».

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    СПИСОК ИСПОПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    Введение

    Актуальность исследования. Сегодня в дошкольном образовании осуществляются кардинальные перемены, начатые государством. В целях совершенствования образования и воспитания детей дошкольного возраста введен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), целью которого является улучшение качества развития детей дошкольного возраста. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» утверждает индивидуальный подход к ребенку, а также взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи [1].

    Цель сотрудничества с семьями воспитанников не должна ограничиваться качественным выполнением их социального заказа по надзору, воспитания и обучения детей, которых сегодня хотят видеть «конкурентоспособными» и максимально подготовленными к школе. Важной в сотрудничестве с каждой семьей является помощь родителям понять и воспринять современные гуманистические идеи и ориентиры, основанные на уважении к личности ребенка, заботе о ее всестороннем развитии.

    Крайне значимым в дошкольном образовании является создание единого пространства взаимодействия педагогов, детей и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями решениями конкретных воспитательно образовательных задач.

    Взаимодействие между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации достижений ребенка, его положительных качеств, способностей. Для этого необходимо искать новые методы и формы работы с родителями и их детьми.

    Одним из перспективных методов, способствующих решению этой задачи, является метод проектной деятельности. Проектная деятельность как современная педагогическая технологияявляется уникальным средством обеспечения познавательной, исследовательской, творческой, самостоятельной деятельности детей, направленной на достижение поставленной цели и предусматривающая взаимодействие детей со взрослыми.

    Метод проекта это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей - через совместную деятельность, которая позволяет ребенку понять окружающую его предметную действительность, а так же выступает условием личностно-ориентированного взаимодействия, и поэтому дошкольник познаёт не только свойства предметов, но и характер взаимоотношений между людьми, учится согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых, учится сотрудничать в условиях совместной деятельности. У него появляется реальная возможность шире реализовать свои возможности в познании.

    На сегодняшний день проектный метод получает все более широкое применение в педагогической практике так как хорошо организованный детско-родительский проект способствует решению целого ряда задач: формирование целостной картины мира у дошкольников, расширение их кругозора; развитие интегративных личностных качеств; развитие исследовательских, трудовых, коммуникативных, творческих умений и навыков; укрепление детско-родительских отношений; активное содержательное взаимодействие ДОУ с семьей; формирование положительной самооценки у дошкольников.

    Детско-родительский проект это метод педагогически организованного освоения ребёнком и родителем окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

    Детско-родительские проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, помогают выстроить взаимоотношения и сотрудничество семьи и детского сада.

    Степень разработанности темы исследования. Теоретические аспекты взаимодействия детей и взрослых исследованы в трудах А. В. Дронь, О. Л. Данилюк [13], Е. С. Коротаева [20], А. В. Мудрик [26], Л. С. Выготский
    [9] и другие.
    Проектная деятельность как способ развития взаимодействия ребёнка со взрослыми исследованы в трудах В. П. Бедерханова [4], Н. Е. Веракса [8], Е. С. Евдокимова [18] и другие.

    Проблема исследования заключается в изучении влияния детско - родительских проектов в развитии взаимодействийпедагогических условий, в которых возможно развитие взаимодействия ребёнка со взрослыми.

    Цель исследования. Проанализировать развитие взаимодействия ребёнка со взрослыми по средствам детско-родительских проектов в дошкольной образовательной организации.

    Задачи исследования:

    1. Изучить теоретические аспекты взаимодействия детей и взрослых.

    2. Рассмотреть проектную деятельность как способ развития взаимодействия ребёнка со взрослым .

    3. Показать детско-родительский информационно-творческий проект «Новогодняя игрушка» как способ взаимодействия детского сада с семьями ребёнка.

    Объект исследования - взаимодействие ребёнка со взрослыми.

    Предмет исследования - развитие взаимодействия ребёнка со взрослыми посредством детско-родительских проектов в ДОУ.

    Методология и методы исследования: теоретические - анализ, сравнение, обобщение научной, учебно-методической, нормативно-правовой литературы по исследуемой проблеме; практические - анализ, изучение результатов продуктивной деятельности детей, наблюдение, обобщение полученных данных.

    База исследования. Исследование проводилось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 58 « Петушок » (МАДОУ№ 58 « Петушок)

    Юридический адрес: 624006, Свердловская область, Сысертский район, поселок Большой Исток, ул. Парковая 1А

    Официальный сайт:http://www.adm.sysert.ru

    Структура работы. Курсовая работа состоит из введения двух глав и заключения.

    Во введении обоснован научный аппарат исследования.

    В Главе 1 «Теоретические аспекты взаимодействия детей и взрослых» рассмотрено взаимодействие в системе «ребенок-родитель», проектная деятельность как способ развития взаимодействия ребёнка со взрослыми.

    В Главе 2 «Опыт реализации детско-родительских проектов в условиях детского сада» определена роль детско-родительские проектов как способ взаимодействия детского сада с семьями ребёнка, показан детско-родительский информационно-творческий проект «Новогодняя игрушка».

    В заключении даны основные выводы исследования .

    В курсовой работе имеется список использованной литературы, состоящий из 40 источников, а также приложения 1.















    Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия детей и взрослых


    1.1.Взаимодействия в системе «ребенок родитель»: понятия, сущность


    В условиях современной социокультурной ситуации одной из важнейших проблем, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями, является проблема организации грамотного и эффективного взаимодействия в системе «ребенок родитель». Такое взаимодействие возможно лишь при условии модернизации всей системы дошкольного образования в целом, качественной перестройке принципов, методов и приемов обучения и воспитания, а также поиска новых интегрированных подходов, педагогических технологий и механизмов содействия формированию целостной личности каждого ребенка.

    Известный педагог XXвека Ш. А. Амонашвили в работе «Здравствуйте, дети» отмечал: «Нужна целостность воспитания, целостность подхода к ребенку. А эта целостность должна выражаться в общей заинтересованности родителей и педагогов в организации гуманной среды вокруг каждого ребенка…» [2, с. 96].

    В рамках общего процесса модернизации отечественного образования Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в 2013 году был разработан и утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), выдвигающий в качестве основополагающих принципов следующие:

    - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

    - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

    -сотрудничество Организации с семьей;

    -приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, [1].

    Ключевыми понятиями содержательной структуры ФГОС ДО становятся понятия содействия, сотрудничества и взаимодействия в системе «ребенок родитель дошкольная образовательная организация» (рис. 1).


    Рис. 1. Схема взаимодействия

    Эффективное функционирование обозначенной системы возможно лишь при условии признания каждого из субъектов равнозначным участником педагогического процесса, а также поиска новых методов и приемов активизации их взаимонаправленного воздействия.

    На протяжении многих десятилетий в отечественной науке разрабатывались методологические основы педагогики взаимодействия. Фундаментальный анализ рассматриваемая проблема получила в трудах Б. С.
    Гершунского[10], А. С. Белкина[6], К. М. Левитана[23] , А. В. Мудрика[26] и т.д.
    Большинство исследователей склоняется к точке зрения, что если раньше раскрывающим понятием для обучения и воспитания было «воздействие», то сегодня, с учетом двустороннего, а в нашем случае и трехстороннего, субъект-субъектного характера отношений участников образовательного процесса, в качестве определяющего используется именно «взаимодействие».

    Сам термин «взаимодействие», сохраняя единую понятийную основу, в различных библиографических источниках получает неоднозначную интерпретацию.

    В «Словаре нового педагогического мышления» приводится следующее толкование этого понятия: «Взаимодействие особая форма связи между людьми, процессами, действиями, явлениями, в результате которой происходит изменение их исходных качеств или состояний. Оно ведет к синтезу, интеграции объектов, к единому действию» [5, с. 18]. Как видно из вышеприведённого определения, синонимичными термину «взаимодействие» становятся понятия синтеза, интеграции.

    В словаре «Основы педагогических технологий» уточняется, что педагогическое взаимодействие это «особая форма связи между участниками образовательного процесса». Она «предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса; их координацию и гармонизацию. Педагогическое взаимодействие означает четкое распределение функций, взаимное делегирование, соблюдение прав и обязанностей взаимодействующих сторон» [28, с. 4] Другими словами, взаимодействие сознательно координируемое взаимообогащение субъектов образовательного процесса.

    В «Российской педагогической энциклопедии» термин «педагогическое взаимодействие», раскрывается как «процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником, в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка» [32, с. 128].

    Системный подход к анализу сущности понятия «взаимодействие» отличает работы ведущих отечественных ученых:
    А. В. Мудрика[26], К. М. Левитана[23], И. Б. Котовой и Е. Н. Шиянова[21],
    М. И. Рожкова и Л. В. Байбородовой[31] и др.
    Согласно точке зрения А. В. Мудрика, основу взаимодействия в педагогике, составляет личностный подход, который является «базовой ценностной ориентацией педагога, определяющей как ведущую его ориентацию на развитие личности воспитанника, а также стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений» [126, с. 269]. Во взаимодействии исследователь выделяет:
    -функции: адаптивная и регулятивная;

    -виды: функционально-ролевой и эмоционально-межличностный;

    -компоненты: когнитивный, аффективный и конативный;

    -формы: групповая (до 3035 чел.) и межгрупповая;

    -средства: вербальные и невербальные.

    К особенностям педагогических взаимодействий обращается
    К. М. Левитан в работе «Педагогическая деонтология», полагая, что «в основе профессиональной роли учителя лежит принцип взаимодействия субъектов, их «взаимовнедрение» [23, с. 101]. Автор выстраивает модель взаимодействия личности педагога и личности учащегося с учетом не только прямого взаимовляния субъектов образовательного процесса друг на друга, но и опосредованного влияния ближайших социальных сред субъектов. Как следствие семья, родители ребенка закономерно включаются в образовательный процесс, становясь равнозначными субъектами системы межличностного взаимодействия.
    Семантическое поле понятия«взаимодействия»расширяется за счет синонимического ряда «взаимообогащение взаимовнедрение взаимовлияние».

    Достаточно подробно характеристика взаимодействия раскрывается в учебном пособии М. И. Рожкова и Л. В. Байбородовой, рассматривающих соотношение взаимодействия со сходными понятиями: взаимопонимание, взаимоотношение, взаимовлияние и т.д. [31]. Авторы исследуют типы взаимодействий с точки зрения следующих критериев:

    -наличия или отсутствия цели деятельности (целенаправленное взаимодействие или стихийное);

    -по степени управляемости (управляемое и неуправляемое);

    -по типу взаимосвязи (руководство или «на равных»);

    -по содержанию деятельности и т.д.

    В аспекте настоящего исследования актуальным представляется определение, предлагаемое Е. В. Коротаевой в работе «Педагогические взаимодействия и технологии»: «Педагогика взаимодействий это складывающееся в современных науках об образовании интегративное направление, отвечающее актуальным запросам развития современной образовательной теории и практики, содержание которого заключается в разработке закономерностей, принципов, методов, перспективных и адаптивных технологий организации взаимодействий, начиная с межличностных контактов и заканчивая общими процессами образовательного пространства» [20, с. 7].

    Обобщая опыт психолого-педагогических исследований в сфере анализируемой проблемы, Е. В. Коротаева выделяет общие и частные свойства педагогического взаимодействия, (Таблица 1)

    Таблица 1

    Свойства педагогического взаимодействия по Е. В. Коротаевой

    ОбщиеЧастные1.Причинная обусловленность, поскольку нет ни одного явления в педагогическом пространстве, в основании которого не обнаружилось бы взаимодействия.1.Детерминированность социокультурной и образовательной ситуациями.2.Противоречивость педагогических взаимодействий, заключающаяся:

    в столкновении, с одной стороны, потребности объектов и субъектов сохранить себя в неизменном виде, а с другой в стремлении упрочить свое состояние за счет расширения границ своего влияния;

    в одновременной открытости и изолированности педагогических систем;

    в разнохарактерной связи субъектов и объектов, включенных в педагогическое взаимодействие;

    в несовпадении теоретических построений с реалиями практического осуществления и т.д.2.Взаимосвязь социальных, психологических и собственно педагогических подходов в организации педагогических взаимодействий. Последовательность, непрерывность и одновременная дискретность педагогических взаимодействий; нацеленность на передачу знаний, умений, общественного опыта подрастающему поколению для социального воспроизводства общества.3.Активность, которая обеспечивает поступательное развитие системы, и реактивность, которая регулирует эффективность педагогических взаимодействий.3.Необходимость создания условий для самоактуализации и самореализации каждого субъекта, включенного в систему педагогических взаимодействий4.Возникновение нового качества в связях и состояниях субъектов и объектов как результат педагогического взаимодействия.4. Закономерную асимметричность позиций субъектов педагогического взаимодействия, создающую основание для развития и саморазвития субъектов и объектов в педагогическом пространстве.

    По своему характеру педагогическое взаимодействие может быть деструктивным, рестриктивным, реструктивным и конструктивным
    [20, с. 44], а также охватывать различное количество участников педагогического процесса.
    В рамках нашего исследования актуальным представляется рассмотрение системы «ребенок родитель» как равноправных субъектов образовательного процесса, координация которого осуществляется посредством детско-родительских проектов в дошкольной образовательной организации.

    Семья, как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении. В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. В общении ребенка со взрослым создается «зона ближайшего развития», где сотрудничество со старшим партнером позволяет ребенку реализовать свои потенциальные возможности. Специфика самой потребности в общении состоит в стремлении к познанию и к оценке других людей, а через них к самопознанию и самооценке.

    В процессе воспитания ребенка в семье особое значение приобретает родительская позиция, включающая такие компоненты, как особенности эмоционального отношения к ребенку, мотивы, ценности и цели родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций, социальный контроль и находящая выражение в типе семейного воспитания. В литературе описана обширная феноменология стилей семейного воспитания. Разработкой критериев выделения типов воспитания занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (Э. Г. Эйдемиллер[39], А. Я. Варга[7] и др.).

    Одним из важнейших компонентов процесса воспитания в семье является стиль родительской дисциплины. К стилю родительской дисциплины относятся следующие характеристики: требования и запреты со стороны родителя, контроль за их выполнением, родительские санкции, и мониторинг.

    Традиционно исследования детскородительских отношений строятся вокруг изучения роли взрослого в построении взаимодействии с ребенком, а позиция ребенка, особенно на ранних стадиях развития рассматривается как пассивная/реактивная. При таком подходе, ребенок, по сути, не является активным субъектом взаимодействия с родителем. Однако принципиальным моментом общения и взаимодействия в детскородительских отношениях является активнодейственная позиция ребенка по отношению к родителю.

    Активнодейственная позиция ребенка отражается в ориентирующем образе детскородительских отношений у ребенка. Образ детскородительских отношений включает в себя: отражение и принятие ребенком форм межличностных отношений с родителем. Образ детскородительских отношений у ребенка носит регулирующий, направляющий, контролирующий характер и определяет тактику взаимодействия с родителями.

    Характер детскородительского взаимодействия и его виды определяются соотношением позиций обоих партнеров по совместной деятельности как родителя, так и ребенка. Тип взаимодействия в диаде ребенокродитель обусловлен особенностями родительской позиции: характером эмоционального принятия ребенка, содержанием родительской дисциплины, определяющей тип воспитания (санкции, требования, запреты), характером контроля и мониторинга. Особенности переживания ребенком детскородительских отношений обуславливает позицию и тактику ребенка во взаимодействия с родителем, определяя вид взаимодействия в диаде «ребенокродитель».

    Содержательная характеристика мотивационносмыслового, поведенческого, когнитивного и аффективного компонентов взаимодействия в диаде «ребенокродитель» с учетом позиции каждого из участников взаимодействия позволяет выделить пять основных видов взаимодействия: гармоничное, конфликтное, дистантное, доминантное взаимодействие с доминирующим ребенком и потворствующим взрослым и доминантное взаимодействие с доминирующим взрослым и подчиняющимся ребенком
    [37, с. 5] (рис. 2).

    Рис. 2. Основные виды взаимодействия в системе «ребенок-родитель»

    При гармоничном взаимодействии переживания ребенка отражают благополучие, позитивный интерес и доверие к близким взрослым, удовольствие от совместной деятельности, чувство семейной целостности и сплоченности. Ребенок ориентируется на поддержку со стороны родителей при возникновении трудных ситуаций.

    Для конфликтного взаимодействия характерно переживание дефицита позитивного эмоционального контакта с родителем, доверия к взрослому, напряженности и конфликтности в отношениях, взаимного неудовольствия и раздражения, неспособности эффективно воздействовать на взрослого.

    При дистантном взаимодействии ребенок испытывает недостаток эмоциональной поддержки и отвержение со стороны родителей, чувство незначительности. В фрустрирующих ситуациях ребенок переживает подавленность, горе, беспомощность или отрицает ее, не видя ресурса помощи во взрослом. Ребенок удовлетворяет аффилиативные потребности за счет «общения» с любимой игрушкой, фантазирования.

    При доминантном взаимодействии по типу «родитель диктатор покорный ребенок» ребенок переживает неуверенность в себе и семейную разобщенность и нестабильность, зависимость от родителей и депривацию аффилиативных потребностей; ищет постоянной поддержки и контроля с его стороны.

    При доминантном взаимодействии по типу «доминирующий ребенок потворствующий родитель» ребенок переживает уверенность в себе, своих силах и поддержке взрослого, самопринятие, потребность в кооперации. Недовольство ребенок выражает активно и даже агрессивно.

    Таким образом, очевидна связь особенностей детскородительского взаимодействия с позицией ребенка, обусловленной характером переживания отношений с родителем, и определенными параметрами родительской позиции. Позиция ребенка в детскородительских отношениях в дошкольном возрасте носит активнодейственный характер, определяя сотрудничество с близким взрослым и перспективы развития отношений.

    Содействовать гармоничному развитию взаимоотношений в системе «ребенок-родитель» призваны современные дошкольные образовательные организации, выполняющие контрольно-регулирующую функцию. Среди ведущих принципов взаимодействия детского сада с родителями традиционно принято выделять:

    -целенаправленность, систематичность, плановость;

    -дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;

    -возрастной характер взаимодействий с родителями;

    -доброжелательность, открытость [17, с. 6].

    Современные программы дошкольного образования в большинстве своем ориентированы на активное вовлечение семьи в воспитательный процесс дошкольного учреждения, причем основными направлениями в этом отношении являются:

    -просветительское - предполагает психолого-педагогическое просвещение родителей, повышение родительской компетентности по вопросам воспитания подрастающего поколения, пропаганду семейных ценностей, трансляцию семейных традиций;

    -практически-действенное - направлено на развитие мотивации у родителей на выполнение общего интересного дела; способствует развитию творческого потенциала, потребности к обмену опытом в системе взаимодействия «ребенок - родитель».

    Для реализации целей и задач дошкольного образования, актуальных с точки зрения главной проблемы нашего исследования, необходим поиск новых методов и технологий работы с детьми и их родителями. Одним из наиболее эффективных в этом отношении является метод проектов.


    1. Проектная деятельность как способ развития взаимодействия ребенка со взрослым

    Детское сознание находится в постоянном поиске, его характерными особенностями являются стремление к наблюдению и эксперименту, самостоятельному поиску новых сведений о мире. Внутреннее стремление к познанию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы все образовательные ресурсы окружающего ребенка социума были направлены на содействие развитию способностей ребенка к наблюдению и анализу явлений, проведению сравнений и обобщений. Огромное значение имеет развитие умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многого другого, что является составляющими успешной личности.

    Как следствие, в условиях современной образовательной ситуации признается необходимым поиск новых методов и технологий, максимально ориентированных на содействие всестороннему развитию личности ребенка. Одним из ведущих в этом отношении большинством ученых заслуженно признается метод проектной деятельности как один из перспективнейших в условиях современного образовательного процесса.

    Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

    На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, приоритетной признается необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

    Структура программы дошкольного образования направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

    Требования к условиям реализации основной Образовательной программы направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

    -способствует профессиональному развитию педагогических работников;

    -создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

    -создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности: «Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи»
    [1, п. 3.2.5.].
    Проектный метод обучения направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих, коммуникативных способностей. Проектная деятельность, как ни какая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

    Педагогическое проектирование может стать способом развития умения существовать в поле неопределенности, пространстве, требующем освоения. Современный педагог должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования и организации проектной деятельности, нацеленных на преобразование будущего в сфере воспитания и образования дошкольников. Таким образом, используя в своей работе педагогическое проектирование, а в работе с дошкольниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности (технологию проектного обучения), мы реализуем личностно ориентированный и развивающий подход к обучению и воспитанию.

    Проектная деятельность основана на формировании профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, базирующегося на признании детской личности субъектом образовательного процесса, индивидуальном подходе, доброжелательном отношении к ребенку. В ходе проектной деятельности необходимо развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем, а при педагогическом проектировании общаются между собой все участники образовательного пространства детского сада).

    Проектный метод обучения, способствует развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в себе и в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково-познавательную деятельность, которая направлена на результат, достигаемый в процессе решения какой либо проблемы.

    Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развить творческие и умственные способности ребенка, а также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребенка перед сверстниками и собственную самооценку.

    В настоящее время в педагогической науке активно разрабатываются теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий (работы В. С. Безрукова[5], А. В. Мудрика[26], К. М. Левитана[23], И. Б. Котовой[21], М. И. Рожкова и Л. В. Байбородовой[31] и др.). Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как А. В. Дронь и О. Л. Данилюк[17], Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева[12] и др.

    Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей. Метод проектов становиться способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой, а так же делает образовательную систему дошкольных заведений более открытой для активного участия родителей. Следовательно, метод проектов является актуальным не только для детского сада, но и для общества и семьи в целом.

    Перспективность метода проектов в системе дошкольного образования заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

    В пособии для педагогов дошкольных учреждений четко регламентируются сущность и основные содержательные характеристики проектной деятельности: «Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника» [6, с. 208]. Среди ведущих особенностей проектной деятельности выделяют следующие:

    -расширение знаний детей об окружающем мире, связанное с выполнением исследовательских и творческих проектов;

    -развитие общих способности детей познавательные, коммуникативные и регуляторные;

    -коммуникативное развитие, обусловленное тем, что выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану, грамотно излагать свои мысли и т. д.;

    -приобретение социальных навыков: в ходе проектной деятельности дошкольники становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами;

    -изменение содержания игровой деятельности детей она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу .

    В системе взаимодействия «ребенок родитель педагог» проектная деятельность представляет собой сложный взаимообратный процесс личностного развития его участников. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста.

    В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.

    Е. С. Евдокимова в работе «Технология проектирования в ДОУ» предлагает следующее определение: «Проектирование это комплексная деятельность, участники которой автоматически (без специально провозглашаемой организатором дидактической задачи) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических» [13, с. 6].

    Участие в проектировании, по мнению ученого, ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, то есть, изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. В этом отношении проектирование выступает как субъектная, а не пассивная объектная форма участия в жизни.

    Таким образом, целью проектной деятельности является всестороннее развитие личности ребенка, его познавательно-исследовательской, творческой, коммуникативно-речевой и мотивационной активности в контексте эффективной системы воспитательно-образовательного процесса, основанного на последних достижениях педагогической науки и практики, интеграции всех субъектов единого образовательного пространства.

    Цель определяет задачи проектной деятельности , среди последних:

    -обеспечение психологического благополучия и здоровья детей (создание психологически благоприятных предпосылок гармоничного формирования личности ребенка, его самооценки, стремления к сотрудничеству и взаимодействию с педагогами, родителями, другими детьми);

    -развитие познавательных способностей (формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности);

    -развитие творческого воображения и мышления (становление оригинальности, ассоциативности, диалектичности и системности мышления в процессе креативного проецирования объектов и образов реальной действительности как результата художественно-творческой деятельности ребенка);

    -развитие коммуникативных и речевых навыков (воспитание уважительного отношения к родному языку, как явлению культуры, осознание эстетической ценности родного языка, овладение навыками русского языка, как средства общения в повседневной жизни и учебной деятельности, развитие потребности в речевом взаимодействии). Цели и задачи представлены на ( рис 3 ).

    Рис. 3. Цель и задачи проектной деятельности

    Отдельной задачей можно выделить развитие мотивационной готовности ребенка к познанию, творчеству, общению и, как следствие, формированию ценностных ориентаций на основе процессов рефлексии и трансляции духовного опыта, полученного в результате проектной деятельности.

    Существует множество типов проектной деятельности. Еще в начале ХХ века профессор Коллингс предложил следующую классификацию: «игровые» проекты, «экскурсионные», «повествовательные», «конструктивные». На сегодняшний день в методике дошкольного образования наибольшей популярностью пользуется классификация, разработанная Е. С. Евдокимовой (см. таблицу 2).

    Таблица 2

    Классификация видов проектной деятельности по Е. С. Евдокимовой [13, с. 15-16]

    Критерии классификацииВиды проектной деятельности

    1. По доминирующему методу
    Исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные
    1. По характеру содержанияВключают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности
    2. По характеру участия ребенка в проектеЗаказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата
    3. По характеру контактовУчастие внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект);
    4. По количеству участниковИндивидуальный, парный, групповой, фронтальный
    5. ПродолжительностиКраткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный
    6. В рамках исследования закономерностей организации процесса проектной деятельности традиционно выделяются следующие этапы: -подготовительный предполагает выбор темы проекта, формулировки ведущей проблемы исследования, целей и задач ее решения);
    -планирование состоит в осмыслении содержательной части проекта, выбора методов и приемов решения образовательной задачи);

    -реализация работа над проектом, в ходе которой реализуются основные цели и задачи проектной деятельности;

    -завершающий этап предполагает подведение итогов и оценку образовательной результативности проекта, подготовку и проведение презентации, рефлексию и трансляцию итогов проектной деятельности в системе образовательного пространства «педагог-ребенок-родитель».

    Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

    Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что одной из важнейших проблем, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями в настоящее время, является проблема организации грамотного и эффективного взаимодействия в системе «ребенок родитель». Такое взаимодействие возможно лишь при условии модернизации всей системы дошкольного образования в целом, качественной перестройке принципов, методов и приемов обучения и воспитания, а также поиска новых интегрированных подходов, педагогических технологий и механизмов содействия формированию целостной личности каждого ребенка.

    Одним из наиболее эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности, ориентированный на максимальную активизацию нравственно-эстетического, исследовательского, творческого, коммуникативного развития ребенка. В системе взаимодействия «ребенок родитель» проектная деятельность представляет собой сложный взаимообратный процесс личностного развития его участников. В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях.

    Таким образом, метод проектов оказывается одним из перспективнейших направлений развития современного дошкольного образования.


    Глава 2. Опыт реализации детско-родительских проектов в условиях детского сада


    2.1 Детско-родительские проекты как способ взаимодействия детского сада с семьями ребенка


    В условиях становления системы национальных и общекультурных ценностей особое значение приобретает семья как лучшая естественная среда для воспитания, защиты и развития детей, как важный фактор их социализации и индивидуализации.

    Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В связи с этим в Законе РФ от 30.12.2012. № 273 «Об образовании в Российской Федирации» [1, ст. 44], указано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

    Семья (в современной интерпретации понятия) уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия.

    Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. В семье он находит примеры для подражания, происходит его социальное рождение.

    В настоящее время одной важнейших проблем, стоящих перед семьей как социальным институтом, является проблема отсутствия взаимопонимания между родителями и детьми. В благородном стремлении обеспечить ребенка всем необходимым, большую часть своего времени взрослые уделяют работе, карьере, личностному и профессиональному развитию; ребенок же воспринимается всего лишь как объект заботы и воспитания. Речь идет не просто об отсутствии равнозначного диалога в системе «ребенок-родитель» - очень часто в семье не хватает элементарного общения: его заменяют телевизор, компьютер и, что самое страшное, улица.

    Отсутствие взаимодействия между взрослыми и детьми в период дошкольного развития может привести к весьма негативным последствиям: Отсутствие интереса к учебе, низкая читательская культура, инфантильность, неуважение к старшим, нигилизм и суицидные настроения далеко не полный список негативных реакций, с которыми придется столкнуться родителям в любой из кризисных периодов процесса «взросления» ребенка.

    Долгое время в педагогической практике детских садов господствовали традиционные формы взаимодействия с родителями, предполагающие проведение родительских собраний, индивидуальные и групповые беседы, дни открытых дверей, совместное проведение праздников и т.д. Все эти формы работы, по мнению современной педагогической науки, не соответствуют принципам активного вовлечения родителей в реальный образовательный процесс. Чаще всего мамы и папы остаются в роли сторонних наблюдателей и своеобразных спонсоров детских развлечений.

    Методы анкетирования, беседы, социометрических и социологических исследований также оказываются недостаточными с точки зрения построения системы эффективного дифференцированного взаимодействия педагогов с детьми и их родителями в целях оптимизации всестороннего развития воспитанников в условиях детского сада и семьи.

    Представление о традиционной системе взаимодействия детского сада и семьи можно представить в виде следующей схемы (рис 4).

    Недостаточность традиционной системы взаимодействия ДОУ и семьи обусловлена пассивной позицией родителей по отношению к процессам обучения и воспитания. Родительские собрания, консультации, индивидуальные и групповые беседы, дни открытых дверей, даже круглые столы и совместное проведение праздников, досугов и совместных мероприятий не дают возможности построения субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса. Родители выступают скорее как сторонние наблюдатели, объекты дидактических назиданий и психологических внушений.


    Рис. 4. Традиционные методы и формы взаимодействия детского сада и семьи


    В настоящие время ведется активный поиск методов и технологий создания активного взаимодействия в системе «ребенок-родитель», при этом инициирующая и координирующая функции очень часто становятся приоритетом педагогов и дошкольных образовательных организаций.

    В контексте организации грамотного и эффективного взаимодействия в системе «ребенок-родитель», одним из наиболее эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности, ориентированный на максимальную активизацию нравственно-эстетического, исследовательского, творческого и коммуникативного развития ребенка.

    Целью детско-родительских проектов в детском саду № 58 « Петушок » поселка Большой Исток является комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи, создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогами детского сада, гармонизация детско-родительских отношений.

    Для решения поставленной цели были определены решение следующие задачи:

    -психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития ребенка в семье и детского сада с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей.

    -создание условий для гармонизации детско-родительских отношений, обогащение форм игрового взаимодействия в семье дошкольника.

    -построение системы эффективного дифференцированного взаимодействия педагогов с детьми и их родителями в целях оптимизации всестороннего развития воспитанников в условиях детского сада и семьи.

    -подключение «родительского ресурса» к обеспечению гармоничного вхождения ребенка во взаимоотношения иных, более сложных уровней, его успешную социальную адаптацию.

    -создание условий для обмена опытом семейного воспитания: повышение мотивации к саморазвитию; знакомство с оптимальными способами общения; сплочение групп родителей на основе общих интересов и потребностей.

    Среди ведущих принципов взаимодействия детского сада № 58
    « Петушок » с родителями следует выделить:
    -целенаправленность, систематичность, плановость;

    -дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом много аспектной специфики каждой семьи;

    -возрастной характер взаимодействий с родителями;

    -доброжелательность, открытость [12, с. 6].

    Образовательная программа детского сада № 58 « Петушок » ориентирована на активное вовлечение семьи в воспитательный процесс дошкольного учреждения, причем основными направлениями в этом отношении являются:

    -просветительское предполагает психолого-педагогическое просвещение родителей, повышение родительской компетентности по вопросам воспитания подрастающего поколения, пропаганду семейных ценностей, трансляцию семейных традиций;

    -практически-действенное направлено на развитие мотивации у родителей на выполнение общего интересного дела; способствует развитию творческого потенциала, потребности к обмену опытом в системе взаимодействия «ребенок родитель».

    Ключевыми понятиями содержательной структуры нового образовательного подхода на основе проектной деятельности в детском саду № 58 « Петушок » стали такие, как содействие, сотрудничество и взаимодействие в системе «ребенок родитель дошкольная образовательная организация».

    Эффективное функционирование обозначенной системы возможно лишь при условии:

    -переосмысления роли каждого из субъектов-участников педагогического процесса;

    -поиска новых методов и приемов активизации их взаимонаправленного воздействия.

    Процесс переосмысления функциональной роли каждого из субъектов в системе «ребенок - родитель - дошкольная образовательная организация» сложный и не единовременный.

    В первую очередь, этот процесс затрагивает необходимость кардинальных изменений в подходах к обучению и воспитанию сотрудников образовательных учреждений.

    При организации проектной деятельности в детском саду педагоги сталкиваются с рядом серьезных проблем.

    Рассмотрим проблему несоответствия между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности.

    Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве - она ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой и т. п. Проектная деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и ребенок, и родители, как субъекты образовательного процесса, попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Естественно, что воспитателю проще следовать жесткой программе, чем постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу. Поэтому каждый педагог должен оценить свою готовность к проектной деятельности.

    В связи с этим необходимо создать методическое объединение педагогов позволяющее:

    -повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность, сделать педагогический коллектив более сплоченным;

    -развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем);

    -развивать у детей такие качества, как социализированность и активность;

    -создавать продукты, которые можно предъявлять социуму (возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному позиционированию дошкольного учреждения).

    Таким образом, проектная деятельность - сложно - организованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Очевидно, что подобные изменения не могут быть инициированы только воспитателем. Они требуют активного участия администрации детского сада № 58. В первую очередь изменения касаются режима образовательного процесса. Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за пределы традиционной сетки занятий в детском саду.

    Во-вторых, в системе организации грамотного и эффективного взаимодействия в системе «ребенок - родитель - образовательная организация» переосмысливает роль ребенка как субъекта образовательного процесса.

    В. П. Бедерханова изучила роль самого ребенка в проектной деятельности, которая заключается в том, что он вынужден проявлять свою «самость» в ситуациях, когда необходимо:

    -заявить свои собственные цели, свои представления о себе и об объекте проектирования, отстоять свою позицию в дискуссии с товарищами, родителями, педагогами, как равноправными субъектами образовательного процесса;

    -открыто и четко заявить о своих трудностях; проанализировать их причины;

    -согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных идеалов и уметь находить общие точки выращивание нового, возникшего как новое качество в общей работе [5, с. 24].

    При этом В. П. Бедерханова указывает на особое умение педагога поставить ребенка в позицию ответственности перед собой и перед другими и в то же время создать условия для раскрепощения творческих задатков [5]. Однако все усилия педагогов и детей, задействованные в рамках осуществления процесса проектной деятельности, оказываются мало результативными вне системы последовательного и продуктивного взаимодействия с семьей ребенка как социальным институтом.

    Как правило, любой проект, как маленький, на уровне детского сада, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание агитплакатов, выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания и клубы, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

    Возможность дифференцированной реализации метода проектов в системе «ребенок-родитель-дошкольная образовательная организация» условно можно представить в виде следующей схемы (рис. 5):

    Рис. 5. Реализация метода проектов в системе
    «ребенок-родитель-дошкольная образовательная организация»
    Следует отметить, что детско-родительского взаимодействие в современном образовательном пространстве дошкольного учреждения может осуществляться в рамках:

    -отдельных проектов, включаемых педагогами в целостный процесс дошкольного образования (исследовательских, творческих, игровых и т.д.): проекты «Моя семья», «Генеалогическое дерево», «Родители и профессии», «Мой дом планета Земля» и т.д.;

    -целенаправленно созданных на базе детского сада детского-родительских сообществ (школ, клубов, объединений по интересам и т.п.), в основе которых метод проектной деятельности: объединение «Школа молодых родителей», клуб «Почемучки», детско взрослое сообщество «Мы вместе» и т.п.;

    -специализированных программ, организующих все образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения вокруг проблемы взаимодействия в системе «ребенок-родитель»:программа «Ребенок - педагог - родитель» А. В. Дронь, О. Л. Данилюк [12], программа коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих старшего дошкольника «Путешествие в Страну Добрых Отношений» Епиченко Г. Ю.

    Педагогический потенциал детско-родительских проектов, объединений, программ сотрудничества обнаруживается в таких аспектах, как:

    -появление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;

    -повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах;

    -сохранение семейных ценностей и традиций;

    -активизация потребности родителей в обращении с вопросами к педагогу, психологу, консультации со специалистами по вопросам детского образования и воспитания;

    -возрастание интереса к мероприятиям,, проводимым в ДОУ;

    -увеличение количества родителей - участников в совместных мероприятиях;

    -рост удовлетворенности родителей деятельностью педагога и организацией работы в детском саду в целом.

    Таким образом, использование детско-родительских проектов создает условия комплексного психолого-педагогического сопровождения семьи, а также формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогами детского сада, гармонизации детско-родительских отношений.


    2.2. Детско-родительский информационно-творческий проект «Новогодняя игрушка»: цель, этапы, анализ, результат


    В ходе настоящего исследования было теоретически обосновано предположение, что в контексте организации грамотного и эффективного взаимодействия в системе «семья - ребенок образовательная организация», одним из наиболее эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности, ориентированный на максимальную активизацию нравственно-эстетического, исследовательского, творческого и коммуникативного развития ребенка.

    Примером эффективности развития взаимодействия ребенка со взрослыми посредством детско-родительских проектов в дошкольной образовательной организации может стать информационно-творческий проект «Новогодняя игрушка».

    Вид проекта: информационно-творческий, практико-ориентированный, открытый.

    Участники проекта: педагоги детского сада, воспитанники и их родители.

    Продолжительность: краткосрочный.

    Сроки реализации: 25 ноября 2015 г. - 25 декабря 2015 г.

    Условия реализации: детский сад № 58 « Петушок » - «открытая система» воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада.

    Среда реализации: развивающая предметно-пространственная среда, развивающие виды деятельности.

    Направления деятельности:

    -просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической, правовой культуры родителей);

    -практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).

    Проблема: творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей.

    Цель проекта: создание эффективных условий взаимодействия детского сада, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей.

    Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

    -изучение потребностей родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии учреждения, содержание работы и форм организации; разработка содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьей;

    -организация просвещения родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры, создание благоприятных психологических условий равнозначного диалога между ребенком и родителями;

    -содействие формированию ценностного отношения к семейным традициям в процессе социально-коммуникативной; познавательно-информационной и художественно-творческой совместной деятельности детей и родителей как субъектов образовательного процесса;

    -формирование представления о значимости новогодних праздничных традиций, истории новогодней игрушки, развитие познавательных, социально-коммуникативных и речевых навыков, конструктивных и креативных способностей детей и родителей.

    Гипотеза проекта: процесс социально-коммуникативного, познаватель-информационного и художественно-творческого развития личности дошкольника будет происходить эффективнее, если реализуются следующие условия:

    -участие родителей в планировании совместной деятельности;

    -переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ;

    -правильно формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей;

    -создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ.

    Принципы реализации проекта:

    -принцип целенаправленности, систематичности, плановости проектной работы;

    -принцип создания здоровой духовно-нравственной образовательной среды на основе взаимодействия в системе «семья - ребенок - организация»;

    -принцип социального партнерства, сотрудничества и созидательного творчества;

    -принцип многообразия и вариативности методов и форм организации проектной деятельности;

    -принцип мотивационного обеспечения и стимулирования.

    Формы работы с родителями: педагогическая гостиная; консультации, беседы; развлечения, праздники; открытые занятия; дни открытых дверей; родительские собрания; практикумы; прогулки, экскурсии; папки-передвижки, фотовыставки, выставки детских работ; обобщение опыта семейного воспитания.

    Предполагаемый результат реализации проекта:

    -отсутствие формализма в организации работы с семьей;

    -динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;

    -увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;

    -учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;

    -выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;

    -осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.

    Проект реализуется в несколько этапов (см. таблицу 3).

    Таблица 3

    Основные этапы информационно-творческого проекта «Новогодняя игрушка» в детском саду.

    Этап проектаЗадачиМетоды и формы работыI. Подготовительный этап (функции мониторинга, планирования, мотивации)- формирование общей образовательной концепции проекта (целей, задач и принципов);

    - сбор и анализ учебно-методической литературы; комплектование теоретической базы проекта;

    - изучение мотивационной готовности педагогов, детей и родителей к участию в проекте;

    - составление плана мероприятий.- Анкетирование родителей «В ожидании Нового года»
    ( см.приложение 1) ;
    опрос-диагностика родителей по вопросам социального заказа;

    - мини-педсовет «Детский сад и семья»;

    - родительское собрание по знакомству с проектом и результатами мониторинга;

    - проектирование.II. Основной этап

    (функции организации и контроля)- организация просвещения родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры, создание благоприятных психологических условий равнозначного диалога между ребенком и родителями;

    - содействие формированию ценностного отношения к семейным традициям в процессе социально-коммуникативной; познавательно-информационной и художественно-творческой совместной деятельности детей и родителей как субъектов образовательного процесса;

    - формирование представления о значимости новогодних праздничных традиций, истории новогодней игрушки, развитие познавательных, социально-коммуникативных и речевых навыков, конструктивных и креативных способностей детей и родителей.

    - знакомить детей с правилами пожарной безопасности и поведения на новогодних праздниках.- консультация для родителей «История новогодней игрушки» (последняя неделя ноября);

    - интегрированные занятия с детьми «Знакомство с елочной игрушкой»;

    - мастер класс для родителей «Новогодние игрушки своими руками» (первая неделя декабря);

    - родительская гостиная «Какими были первые новогодние украшения. История появления новогоднего шарика»;

    - выставка новогодних игрушек разных годов выпуска (вторая половина декабря);

    - занятие с детьми непосредственно образовательной деятельности «История елочной игрушки». (см.приложение 2);

    - выставка новогодних игрушек, созданных совместно детьми и их родителями;

    - экскурсии детей других групп к выставке, беседы с детьми о праздновании Нового года в семье;

    - интегрированное занятие с детьми «Осторожно, елка!». Рисунки детей по теме занятия (вторая половина декабря);

    - .конкурс «Новогодняя игрушка своими руками» (дети-родители);

    - .фотовыставка «Я и моя елка»

    Обобщающий этап

    (оценка и рефлексия)подведение итогов, оценка результатов проекта, разработка рекомендаций дальнейшего работы по эффективному взаимодействию в системе «семья ребенок образовательная организация»- проведение новогоднего утренника;

    - презентовация проекта;

    - подведение итогов и выненсение Благодарности самым активным родителям за участие в организации и реализации проектаС детьми детского сада на основном этапе было проведено занятие

    «История елочной игрушки».

    Цели деятельности педагога:

    1. Познакомить детей с историей елочных игрушек.
    2. Развивать диалогическую речь, отвечать на вопросы разносторонними предложениями, активизация слов: стеклянные, тяжелые, легкие, хрупкие, гирлянда, бусы.
    3. Воспитывать любознательность, интерес к игрушке разных времен.
    4. Формировать понятие о том, что игрушки бьются, аккуратно обращаться с ними.

    Материалы: Елочные игрушки, краски, кисти, карандаш.

    Содержание организованной деятельности детей:

    1. Организационный момент:

    Стук в дверь. Воспитатель вносит мешок.

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чей это мешок? (дети отвечают, что мешок Деда Мороза)

    Воспитатель: Да, он так спешил к ребятам, что, наверное, обронил мешок. Давайте посмотрим что там (воспитатель достает елочные игрушки)

    Вот сегодня мы поговорим о елочных игрушках.

    2.Основная часть:

    Воспитатель: Сегодня, ребята, я вам расскажу о елочной игрушке, откуда она появилась.

    Давным-давно в нашей стране елочных игрушек было совсем мало, их привозили из других стран. В Германии придумали новогодние шары, и стали их делать из стекла (показывает детям стеклянные шарики). Потом стали изготавливать другие игрушки: пароходики, музыкальные инструменты, игрушки животных (показывает фото елочных игрушек).

    А уже в 20 веке стали изготавливать в России елочные игрушки, в городе Санкт-Петербург и в городе Клин. Когда разрешили праздновать Новый год в России после Революции начали выпускать такие елочные игрушки: парашютисты, дирижабли (фото).

    В годы ВОВ выпускались елочные игрушки: солдаты, танки, пистолеты, собаки - санитары. После войны игрушки стали выпускать мирные: персонажи из сказок, елочные хоккеисты, различные звери.

    Немного позже появилась мода на стеклянные бусы, появились игрушки - часы, игрушки - спутники, космонавты, ракеты, шарики с росписью на космическую тему.

    Сейчас игрушки бывают разные: шишки, пирамидки, сосульки, колокольчики, шары с ручной росписью, пейзажами, картинами русской зимы, символикой и т.д. (фото). Бывают даже игрушки на прищепках (показывает игрушку). Давно существует традиция украшать макушку елки звездой.

    Новогодние елочные игрушки можно даже сделать самим. И мы с вами будем изготавливать новогодние игрушки. Из чего можно сделать игрушку? (поролона, картона, бумаги, грецких орехов, пластиковых бутылок).

    Воспитатель: А теперь сделаем разминку <Елочка>:

    Ждут красавицу колючую - рисуют руками елочку

    В каждом доме в декабре - делают ладошками дом

    На ветвях зажгут фонарики - показывают фонарики

    Искры брызнут в серебре - руки над головой

    Сразу станет в доме празднично - пальцы оттопырены

    Закружится хоровод - берутся за руки в хоровод

    Дед мороз спешит с подарками - идут по кругу с воображаемым мешком за плечом

    Наступает Новый год! - машут руками вверху.

    Воспитатель: Сели, а теперь посмотрите, какие были игрушки раньше, а какие сегодня (дает одному - двум детям в одну руку старинную игрушку, в другую - современную):

    Чем они отличаются? (одна тяжелая, другая легкая)

    Еще чем? (стеклянная, пластиковая)

    Воспитатель: Ребята, раньше люди только учились расписывать, рисовать на игрушках, а сейчас стали большими умельцами. И из года в год елочные игрушки все интереснее.

    Воспитатель: Ребята, давайте поможем Деду Морозу раскрасить елочные игрушки, а то он не успевает? (дети разукрашивают игрушки по трафарету: шары и шишки).

    Воспитатель: Ну, а теперь в хоровод вставайте, да дружно запевайте, хоровод вокруг елки. Молодцы!

    3. Заключительная часть:

    Сегодня мы с вами узнали много нового о елочной игрушке и помогли Деду морозу, Молодцы!

    Нельзя забывать, что целью детско-родительских проектов является комплексное психолого-педагогическое сопровождение семьи, создание условий для формирования доверительных и ответственных отношений между семьей и педагогами детского сада, гармонизация детско-родительских отношений.

    Результатом проекта «Новогодняя игрушка» стало решение следующих педагогических задач в аспекте проблемы взаимодействия «семья - ребенок - образовательная организация»:

    -психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития ребенка в семье и детском саду с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей;

    -создание условий для гармонизации детско-родительских отношений, обогащение форм игрового взаимодействия в семье дошкольника;

    -построение системы эффективного дифференцированного взаимодействия педагогов с детьми и их родителями в целях оптимизации всестороннего развития воспитанников в условиях детского сада и семьи;

    -подключение «родительского ресурса» к обеспечению гармоничного вхождения ребенка во взаимоотношения иных, более сложных уровней, его успешную социальную адаптацию;

    -создание условий для обмена опытом семейного воспитания: повышение мотивации к саморазвитию; знакомство с оптимальными способами общения; сплочение групп родителей на основе общих интересов и потребностей.



    Заключение


    В рамках нашего исследования актуальным представляется рассмотрение системы «ребенок - родитель» как равноправных субъектов образовательного процесса, координация которого осуществляется посредством детско-родительских проектов в дошкольной образовательной организации.

    Семья, как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении. В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. В общении ребенка со взрослым создается «зона ближайшего развития», где сотрудничество со старшим партнером позволяет ребенку реализовать свои потенциальные возможности. Специфика самой потребности в общении состоит в стремлении к познанию и к оценке других людей, а через них - к самопознанию и самооценке.

    В процессе воспитания ребенка в семье особое значение приобретает родительская позиция, включающая такие компоненты, как особенности эмоционального отношения к ребенку, мотивы, ценности и цели родительства, стиль взаимодействия с ребенком, способы разрешения проблемных ситуаций, социальный контроль и находящая выражение в типе семейного воспитания.

    Проектный метод обучения направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих, коммуникативных способностей. Проектная деятельность, как ни какая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

    В ходе настоящего исследования было теоретически обосновано предположение, что в контексте организации грамотного и эффективного взаимодействия в системе «семья - ребенок образовательная организация», одним из наиболее эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности, ориентированный на максимальную активизацию нравственно-эстетического, исследовательского, творческого и коммуникативного развития ребенка.

    Примером эффективности развития взаимодействия ребенка со взрослыми посредством детско-родительских проектов в дошкольной образовательной организации может стать информационно-творческий проект «Новогодняя игрушка».























    Список литературы


    1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
    2. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети. - М. : Просвещение,
      1988. - 208 с.
    3. Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. С. Ю. Бубнова, В. А. Андриеш. - Санкт-Петербург: «Детство-пресс» 2010. - 176 с.
    4. Бедерханова В. П. Совместная проектированная деятельность, как средство развитие детей и взрослых // Развитие личности. - 2000. - №1.-
      с. 24 ‐ 29.
    5. Безрукова B. C. Словарь нового педагогического мышления. -Екатеринбург, 1992. - 218 с.
    6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия»,
      2000. - 192 с.
    7. Варга А. Я., Теоретические основы системной семейной терапии // Системная симейная терапия: классика и современность. М.: Класс, 2005.
    8. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. Мозаика-Синтез,
      2010. - 214 с.
    9. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - М. Изд-во "Союз", 1997. - 224 с.
    10. Гершунский Б.С.Философия образования для XXI века. -
      М.: Совершенство, 1998. - 608 с.
    11. Давыдова О.И., Богуславец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. М., 2007.
    12. Данилина Т. А., Зуйкова М. Б., Киселева Л. С., Лагода Т. С., Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - 4 - е изд. испр. и доп. - М. АРКТИ,
      2006. - 112 с.
    13. Данилина Т.А. «В мире детских эмоций» ; Айрис пресс, 2004 160с.
    14. Детский сад и семья: методика работы с родителями. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
    15. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М.: «Сфера», 2002. - 249 с.
    16. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений, Т. Н. Доронова, Е .В. Соловьева, А .Е. Жичкина, С. И. Мусиенко - М.: Линка-Пресс, 2001.
    17. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок - педагог - родитель». - СПб.: Изд-во «Детство-пресс», 2011. - 96 с.
    18. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: Творческий центр, 2006. - 63 с.
    19. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 480 с
    20. Коротаева Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии. - М.: Academia, 2007. - 256 с.
    21. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: Профессия и личность. -Ростов-на-Дону, 2007.
    22. Кузнецова А.А. В помощь специалистам Центра «Проект шаг за шагом». Методическое пособие / А.А. Кузнецова, И.В. Матвеева. Ярославль: Методическое отделение Центра «Наставник», 2009. - 40 с.
    23. Левитан К. М. Педагогическая деонтология. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 177 с.
    24. Максакова В. И. Организация воспитания младших школьников: Метод. пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 254 с
    25. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб., 2000. -150 с.
    26. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. - М.: Ин-т Практической психологии, 1997. - 324 с.
    27. Общение педагога с родителями в ДОУ. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005.
    28. Основы педагогических технологий: Краткий толковый словарь / УрГПУ. - Екатеринбург, 1995. - 344 с.
    29. Петрущенко Н. А. Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество / Н. А. Петрущенко, Н. Е. Зенченко // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №9. - с. 35.
    30. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос.
      для руководителей и практических работников ДОУ / авт.-сост.:
      Л.С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. 2005.
    31. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.
    32. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. - М.: Больш. рос. энцикл., 1999. - 427 с.
    33. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
    34. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. О. В. Солодянкина, М.: «Аркти», 2005. - 164 с.
    35. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е. А. Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с.
    36. Царева. В. Я. Проектная деятельность как средство развития детско-взрослых отношений. // Человек и образование. - 2009. - №3. - с.131‐135.
    37. Шведовская А. А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - М., 2006.
    38. Шевченко Ю. С., Добридень В. П. Радостное взросление: личностный рост ребенка. СПб., 2004.
    39. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. СПб.: Питер, 2001.
    40. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи. [Электронный ресурс] //#"justify">

      ПРИЛОЖЕНИЕ 1

      АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «В ОЖИДАНИИ НОВОГО ГОДА»

      1. Существует ли в Вашей семье традиция празднования Нового года?

      а) да, существует;

      б) нет.

      1. Какая из традиций празднования Нового года наиболее популярна в Вашей семье?

      а) украшение Елки;

      б) новогоднее застолье;

      в) покупка, подготовка и вручение подарков;

      г) визит Деда Мороза.

      1. Кто украшает к Новогоднему празднику в Вашей семье Елку?

      а) дети;

      б) родители;

      в) родители совместно с детьми;

      г) в семье нет обычая украшать Елку.

      1. Какие игрушки Вы используете для украшения Елки?

      а) купленные в магазине дорогие и красивые игрушки;

      б) дорогие для нашей семьи игрушки, каждая из которых имеет свою историю;

      в) игрушки, сделанные своими руками;

      г) выбор игрушек не имеет значения.

      1. Известны ли Вам истоки и основные национальные традиции праздника?

      а) да, известны;

      б) нет не известны;

      в) известны отчасти.

      1. Знакомы ли Вы с историей новогодней игрушки?

      а) да, знакомы;

      б) нет не знакомы;

      в) знакомы отчасти.

      1. Хотелось бы Вам вместе с ребенком принять участие в проекте «Новогодняя игрушка»?

      а) да, мне было бы интересно;

      б) да, но на это нет времени;

      в) нет, я считаю это излишним.

      1. В ходе реализации совместного детско-родительского проекта «Новогодняя игрушка», что могло бы заинтересовать Васв первую очередь?

      а) новая информация о традициях праздника, обычае украшения Елки, истории новогодних игрушек;

      б) творческий аспект процесса создания елочной игрушки своими руками;

      в) сам факт совместной с ребенком деятельности, возможность лучше узнать друг друга;

      г) общение с педагогами и другими семьями в процессе реализации проекта.

      1. В поиске информации по вопросам традиций новогоднего праздника и истории новогодней игрушки Вы, в первую очередь обратитесь:

      а) к собственным знаниям:

      б) к материалам домашней библиотеки или интернета;

      в) вместе с ребенком изучим всю возможную информацию домашней и публичной библиотек, а также интернета;

      г) не имею возможности тратить на это время.

      1. Было бы Вам интересно посетить на базе ДОУ открытый урок для родителей «История новогодней игрушки», а также мастер-классы по созданию новогодних игрушек своимируками?

      а) да, мне было бы интересно;

      б) да, но на это нет времени;

      в) нет, я считаю это излишним.

      1. В рамках совместной с ребенком деятельности по созданию новогодней игрушки чей креативный замысел и творческая инициатива будут учитываться в первую очередь?

      а) я возьму инициативу в свои руки: если уж делать, так делать что-то стоящее;

      б) отдам инициативу ребенку, так как полностью ему доверяю;

      в) мы попробуем вместе с ребенком создать интересный проект;

      г) не испытываю потребности в этом занятии.

      Как Вы считаете, нужны ли проекты подобного рода и в чем Вы видите цель проекта «Новогодняя игрушка)? (предполагается развернутый ответ на вопрос)


Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Дети и взрослые (проектная деятельность) ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.