Репетиторские услуги и помощь студентам!
Помощь в написании студенческих учебных работ любого уровня сложности

Тема: Диалоговые технологии

  • Вид работы:
    Другое по теме: Диалоговые технологии
  • Предмет:
    Социология
  • Когда добавили:
    27.05.2017 2:58:41
  • Тип файлов:
    MS WORD
  • Проверка на вирусы:
    Проверено - Антивирус Касперского

Другие экслюзивные материалы по теме

  • Полный текст:

    Оглавление


    Введение3

    Глава 1. Теоретическое обоснование диалоговых технологий5

    1.1. Понятие педагогической технологии формирования коммуникативной культуры учащихся5

    1.2. История становления и сущностные особенности диалоговых технологий9

    1.3. Формы и методология организации диалоговых технологий как способа реализации системно-деятельностного подхода13

    Глава 2. Дискуссия как основная форма диалоговых технологий17

    2.1. Сущность дискуссии, ее признаки, формы и этапы проведения17

    2.2. Дискуссия как средство повышения эффективности современного урока в начальной школе24

    Заключение28

    Библиографический список30



    Введение


    Актуальность изучения диалоговых технологий воспитания и обучения в школе обусловлена тем, что в современном мире на фоне все возрастающего ускорения научно-технического прогресса и переизбытка информации возрастает роль коммуникативных способностей человека, его умения работать в команде, которые эффективно развиваются методами и формами диалоговых технологий.

    Проблема развивающих технологий воспитания и обучения широко освещена в современной психолого-педагогической литературе (В.П. Беспалько, О.И. Горбич, В.Г. Гульчевская, Н.Е. Гульчевская, Л.В. Закрекова, Л.Н. Серебренников, А.П. Чернявская и мн. др.), в исследованиях показано, что одной из ведущих деятельностей школьников является диалог как «процесс взаимодействия и взаимосвязи субъектов, в котором происходит обмен информацией, деятельностью и ее результатами, опытом, умениями, навыками, эмоциональными состояниями.

    Технология учебного диалога является одной из ведущих в числе технологий личностно-ориентированного образования, а гуманизация и коммуникативная направленность обучения в последние годы выводит межличностный диалог на первое место. Основное назначение данной технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей. При этом диалог рассматривается как особая социокультурная среда, создающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, изменения ряда утвердившихся смыслов.

    Диалог на уроке - это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, способность анализировать деятельность партнера, воображение). На таких уроках содержание учебного материала усваивается как вследствие запоминания, так и в результате общения, в ходе которого происходит обращение к личностно значимым смыслам, к глубинам собственного сознания.

    Исходя из актуальности, сформулирована цель курсовой работы - изучить сущность и особенности диалоговых технологий, особенности организации такой формы диалоговой технологии, как дискуссия.

    Объект исследования - диалоговые педагогические технологии.

    Предмет исследования - дискуссия как основная форма диалоговых технологий.

    Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

    1. Изучить понятия «педагогическая технология» и «коммуникативно-диалоговые технологии».

    2. Рассмотреть историю становления и сущностные особенности диалоговых технологий.

    3. Выявить формы и методологию организации диалоговых технологий

    4. Рассмотреть дискуссию как основную форму диалоговых технологий: сущность дискуссии, ее признаки, виды и этапы проведения.

    5. Выявить возможности дискуссии как средства повышения эффективности современного урока в начальной школе.

    В структурном плане курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.








    Глава 1. Теоретическое обоснование диалоговых технологий


    1.1. Понятие педагогической технологии формирования коммуникативной культуры учащихся


    В связи с усилением роли общения в условиях модернизации отечественного общего образования и в связи с переходом школы к новому поколению образовательных стандартов существует необходимость внедрения в практику современной школы современных образовательных технологий.

    Успешное стабильное существование ученической группы и удовлетворенность ее членов во многом зависят от способности каждого к включению и кооперативных взаимосвязей. Учащийся, который не может легко и свободно сотрудничать с одноклассниками, вероятнее всего, будет изолирован. В классах, работающих по принципу сотрудничества, повышается продуктивность, и создаются более благоприятные условия для формирования коммуникативной культуры в отличие от тех, в которых индивиды находятся в отношениях конкуренции. Общепризнанно, что для внутригрупповых отношений наиболее действенной является не конкуренция, а сотрудничество.

    Необходимость введения современных образовательных технологий обусловлена так же возможностью создания условий для самостоятельного решения коммуникативных проблем учащимися [8, С.15].

    Педагогическая технология - эта та категория, от которой зависит, какого характера познавательную деятельность включается ученик в образовательной среде школы в процессе обучения, что в свою очередь отражается на качестве его достижений в сфере коммуникаций (М.В. Кларин, В.М. Монахов, Г.К. Селевко и др.).

    В настоящее время понятие «технология» нельзя отнести к общепринятым в консервативной педагогической науке, это достаточно новое понятие, под которым сегодня понимается, прежде всего, реализация системного метода формирования и использования всего образовательного процесса [13, С.35-36].

    Технология может рассматриваться с нескольких позиций. С одной стороны, под технологией обучения понимается единство средств и методов отбора, презентации, трансформации и предъявления образовательной информации. С другой стороны, технология обучения может быть представлена как совокупность знаний о способах влияния преподавателя на учащихся в условиях образовательного процесса, с применением отобранных технических и информационных средств.

    В самой же технологии обучения такие понятия, как содержание, методы и дидактические приемы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Вследствие этого технологию обучения следует признать категорией системного характера. В структуру технологии обучения как системы входят, соответственно, цели и содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, организация образовательного процесса, учитель и ученик как его субъекты, результат деятельности.

    В последние десятилетия стал активно использоваться термин «педагогическая технология». Его определения сводятся к совокупности психолого-педагогических установок и условий, которые определяют выбор и сочетание форм, методов, способов, приемов обучения и педагогических средств. Такая совокупность, по мнению Б.Т. Лихачева, ­ есть инструментарий педагогического процесса [17, С.124]. Педагогическая технология может рассматриваться как с процессуальной, так и с системной точки зрения. В рамках первой В.П. Беспалько рассматривает педагогическую технологию как «содержательную технику реализации учебного процесса» [6, С.105], а И.П. Волков характеризует ее как «описание процесса достижения планируемых результатов обучения» [21, С.307]. В.М. Монахов видит в рассматриваемом понятии продуманную во всех деталях модель педагогической активности ученика и учителя по планированию, организации и реализации учебного процесса [21, С.308], а М.В. Кларин - «системную совокупность и порядок функционирования» всех личностных, технических и методических средств воздействия, используемых для достижения педагогических целей [21, С.317].

    Системный подход прослеживается и при понимании педагогической технологии как последовательной, взаимо­обусловленной системы действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирование и конкретизация целей педагогического процесса; преобразование содержания образования в учебный материал; анализ межпредметных и внутрипредметных связей; выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т.д.

    Наряду с понятием «педагогическая технология», как показал анализ психолого-педагогической литературы, целесообразно рассмотрение понятия «коммуникативно-диалоговые технологии». Это обусловлено тем, что глобализация образовательной системы, интеграционные тенденции как внутри естественнонаучных, технических и гуманитарных областей, так и между ними, усиление и актуализация человековедческого и обществоведческого компонентов научного знания с неизбежностью приводят к необходимости разработки адекватных современным требованиям коммуникативно-диалоговых технологий обучения и воспитания в системе образования.

    Включение коммуникативно-диалоговых технологий в систему наиболее значимых для формирования коммуникативной культуры учащихся определяется тем, что в процессе ее использования в образовательной среде школы, деятельность учащихся приобретает характер критического осмысления различных проблем в общении, что обеспечивает развитие способности к обоснованной аргументации, оценке доводов в принятии решения в сложных жизненных ситуациях (А.А. Бодалев, М.В. Кларин, Г.К. Селевко и др.)

    Исследователи отмечают, что коммуникативно-диалоговые технологии не только развивают у учащихся такие качества как гибкость и критичность мышления, но и формируют дискуссионную, рефлексивную, коммуникативную культуру, тем самым, приобщая к культуре демократического общества. В.Г. Гульчевская, Н.Е. Гульчевская выделяют следующие процедуры данной технологии [10, С.21]: 1) постановка проблемы в виде такого вопроса, который вызывает потребность диалогового обсуждения; 2) введение исходной информации для обсуждения путем актуализации знаний или путем организации опыта учащихся;
    3) целенаправленный ход обсуждения; 4) анализ и оценка дискуссии; подведение итогов: суммирование точек зрения, установление связей, выводы о целесообразности выбранной формы обсуждения.
    Коммуникативно-диалоговые технологии (проблемная дискуссия, проблемная дискуссия с выдвижением проектов, дискуссия-диалог, межгрупповой диалог, дискуссия с игровым моделированием, направленный диалог и др.) в образовательной среде школы опираются на развивающую концепцию усвоения, что обусловлено полиаспектностью коммуникативной культуры [21, С.351].

    Коммуникативно-диалоговая технология ориентируется на личностные структуры и является обучающей и воспитывающей по общему содержательному и структурному типу, что обусловлено спецификой коммуникативной культуры учащихся. Коммуникативно-диалоговая технология организована циклично и включает контроль, самоконтроль и взаимоконтроль в процессе коммуникативной деятельности. Учебный процесс организован на диалоговой основе, а учебный материал выстроен на базе личностно-смысловых и эмоционально-психологических характеристик.

    В целом коммуникативно-диалоговая технология направлена на гуманизацию и демократизацию межличностных отношений учащихся. Основными структурными составляющими коммуникативно-диалоговой технологии являются [10, С.24]: 1) философская база; 2) концептуальная основа; 3) содержание образовательного процесса, общие и частные цели, а также содержательный аспект учебного материала; 4) процессуальная часть, под которой подразумевается технологический процесс, включающий организацию собственно процесса обучения, способы и приемы дидактической активности, диагностику.

    Таким образом, в данном разделе курсовой работы удалось выявить сущность, особенности и взаимосвязь таких понятий, как «современная педагогическая технология» и «коммуникативно-диалоговая технология». Выявлена целесообразность включения коммуникативно-диалоговых технологий в систему методов, средств и организационных форм педагогической технологии современной школы.


    1.2. История становления и сущностные особенности диалоговых технологий


    Одной из центральных задач современного образовательного учреждения является формирование у учащихся коммуникативной компетентности выпускника в частности и культуры диалога - в целом. Актуальность этой задачи проистекает из универсальной природы диалога как такового.

    Диалог - способ познания себя и окружающей действительности в условиях субъектно-смыслового общения. В диалоге личность транслирует себя, свою уникальность и самобытность при условии адекватной самооценки, способности к полноценной самореализации, умении определять смысл явлений и предметов, быть критичным. В диалоге личность соприкасается с культурой: культурой предметов и явлений окружающего мира, культурой восприятия и понимания, культурой речи и культурой диалогических отношений с другим человеком. Вместе с тем для диалога свойствен поиск смысла ценностей, опирающийся на многогранную палитру переживаний [19, С.238].

    История развития исследований в области диалогического взаимодействия в образования связана с именами ведущих философов и педагогов. Идею диалога в целом развивали Сократ, М. Бубер, Х. Гадамер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер. Гуманистическую направленность диалоговой стратегии показали Платон, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци Ж.-Ж. Руссо, В.А. Дистервег, К.Д. Ушинский. Целостное учение о культуре диалога представлено в трудах С.С. Аверинцева, Г.С. Батищева, М.М. Бахтина, В.Ф. Беркова, В.С. Библера, П.С. Гуревича, Д.С. Лихачева и других исследователей. Выделим работы Асмолова А.Г., Сайко Э.В., Седова В.А., Сенько Ю.В., Смелковой З.С., Горшковой В.В., посвященные вопросам формирования коммуникативной и языковой компетентности, культуры диалога. Авторы отмечают в своих исследованиях, что вести диалог - значит искать истину вместе. Учебный диалог - это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное в нем не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество [18, С.55].

    В педагогической науке понятие «диалог» определяется как сложный, многофункциональный, социально-психологический феномен, который пронизывает все жизненное пространство человека, как на психофизическом уровне, так и на уровне социальных отношений между людьми. Посредством этого информативного и экзистенциального взаимодействия происходит понимание [22, С.82].

    Таким образом, можно говорить о диалоге как об особой форме обмена информацией, позволяющей реализовать единовременно несколько функций: побуждение к проблеме, получение новой информации, более глубокое понимание информации, поиск смыслов, определение системы индивидуальных ценностных ориентации, утверждение личности, её самовыражение и других.

    Говоря о диалоге как об образовательной технологии, следует обозначить возможности технологии (ожидаемые результаты), принципы, компоненты, этапы деятельности и возможные разновидности (формы) диалоговых технологий.

    Возможности технологии исходят из сути диалога как формы взаимодействия. Среди ожидаемых результатов организованного информационного обмена можно выделить: глубокий анализ проблемы, понимание ее ценностно-смыслового содержания, развитие диалоговой культуры.

    Принципы диалоговых технологий исходят из обязательных условий, которые необходимо создать педагогу для получения ожидаемых результатов. Такими условиями являются [18, С.57]:

    - объективная проблемность информационного поля;

    - особое отношение к другому, связанное с необходимостью увидеть и понять точку зрения другого человека;

    -наличие взаимодействия, стимулирующего мыслительную активность;

    -циркулирование информации, разомкнутость и незавершенность диалога.

    Среди компонентов диалоговой технологии принято выделять: организатора диалога (коммуникатора), участников диалога, проблему и содержание диалога, мотив, цель и результат диалога, код коммуникации (способ обмена информацией).

    Диалоговая технология представляет собой последовательность этапов [19, С.242]:

    1-й этап - подготовительный. На этом этапе происходит постановка целей диалога и их максимальное уточнение; поиск и оформление проблемы; подбор диалоговых форм и приемов, позволяющих достичь цели; организация предстоящего события.

    2-й этап - вводный. Его главные характеристики - создание благоприятной эмоциональной и интеллектуальной атмосферы, актуализация необходимой информации, стимулирование ситуации интереса к проблеме.

    3-й этап - основной. Диалог в разных модификациях: обсуждение вопросов в микрогруппах; выступление перед группой с заранее подготовленным сообще­нием; система вопросов (открытых, дивергентных, оценочных и др.), не предполагающих однозначных отве­тов; формулировка проблемы, глубокий анализ и размышление над проблемой; вычленение «точек удивления» (по С.Ю. Курганову); привлечение разнообразных источников информации; осмысление позиций; аргументированные выступления оппонентов; поиск путей решения проблемы и так далее. На этом же этапе осуществляется оценка текущих результатов, коррекция процесса осуществления информационного обмена.

    4-й этап - итоговый, заключительный. Анализ и осмысление диалога с содержательной и процессуальной точек зрения. Рефлексия по поводу собственной работы. Выяснение успехов и неудач. Оценка психологической атмосферы во время работы, уровня реализации мысли­тельного потенциала. Определение возможных перспектив дальнейшей работы.

    Внедрение диалоговых форм обучения способствует более глубокому и осознанному, чем при проведении обычного урока, пониманию учащимися предметного содержания усвоению большего количества идей и способов решения проблем, в том числе оригинальных и нестандартных, обобщённости и функциональности усвоенных знаний и умений, развитию у учащихся способности к переносу знаний в новые условия. Кроме того, у учащихся вырабатывается потребность в разностороннем обсуждении решаемой проблемы, развиваются критическое мышление, коммуникативная компетентность и культура [12, С.64].


    1.3. Формы и методология организации диалоговых технологий как способа реализации системно-деятельностного подхода


    Как показал анализ литературы по вопросам современных педагогических технологий, в настоящее время общество изменило свои приоритеты, оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В соответствии со спецификой естественно-научного образования, его ведущей целью становится развитие коммуникативной компетентности. При этом при формировании коммуникативной компетентности целесообразно использовать диалоговую технологию, которая относится к технологиям личностно ориентированного обучения. В её основе лежат познавательная деятельность и межсубъектное взаимодействие участников бразовательного процесса, реализуемые прежде всего в диалоге. Организация этих процессов осуществляется на основе индивидуального подхода и адаптации системы обучения к особенностям каждого ученика [9, С.63].

    Важнейшими компонентами диалоговой технологии являются проблемность, общение, сотрудничество. На их основе организуются разнохарактерная и разноуровневая деятельность учащихся, групповое создание проектов по решению комплексных проблем, активное общение. Основные виды и формы диалоговой технологии: диспут; дискуссия; интеллектуальный бой; телемост; пресс-конференция; интервью; интервью-диалог; турнир ораторов; интеллектуальная дуэль; сократов-круг; открытая кафедра; «волшебный стул» и др. Эти формы диалоговой технологии способствуют саморазвитию и самореализации учащихся, формированию коммуникативной компетентности и культуры. В процессе диалога происходит развитие самостоятельности и критичности мышления, инициативы и собственной позиции учащихся, стремления обсудить и решить поставленную перед ними проблему [12, С.67].

    Для организации диалога в процессе обучения необходимо найти противоречия и проблемы в учебном материале, сформулировать основные требования к ведению диалога, подобрать специальные задания, выбрать форму и структуру диалога.

    Большое значение в диалоге имеет равноправное общение. Для его организации полезно использовать следующие методические приемы [7, С.108]:

    - формулирование проблемы и анализ способов её решения;

    - выражение собственной точки зрения в контексте иных;

    - эффективное слушание и понимание собеседников;

    - выделение различных смыслов, сопоставление различных мнений;

    - оценку смысла и значения поступающей информации;

    - выделение различных причинно-следственных связей;

    - логический анализ накопленных фактов, мнений, точек зрения;

    - разные интерпретации информации;

    - выражение оценочных суждений и самооценку;

    - формулирование выводов о значимости и перспективности диалога.

    В ходе диалога формируется речевая культура общения, подразумевающая культуру общения, навыки публичного выступления и обсуждения проблем. А это часть коммуникативной культуры, которая включает умение слушать и понимать собеседника, анализ разных точек зрения на объект познания, умения аргументировано изложить свою позицию, корректно выразить оценочные суждения [9, С.67].

    При использовании диалоговой технологии особое значение приобретают диалогическая позиция учителя - терпимое отношение к различным взглядам учащихся, готовность принять взаимоисключающие точки зрения на проблему и найти коллегиальное решение с учётом доказательности и аргументированности позиций участников диалога, а также жизненный опыт учащихся как источник проблем для обсуждения. Целесообразно применять диалогические задания, выполнение которых зависит от создания позитивной эмоциональной среды: свободного обмена мнениями, идеями в обстановке живого обсуждения.

    Одна из целей обучения в диалоге состоит в создании комфортных условий обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс овладения знаниями. Все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что не только позволяет получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, приводит её на более высокий уровень кооперации и сотрудничества.

    Активное использование диалоговых форм требует серьёзной методической подготовки учителя и обучения школьников приёмам ведения дискуссий и диспутов умениям сдерживать свои эмоции, уважительно относиться к мнениям своих товарищей, даже если они имеют противоположную точку зрения [7, С.113].

    На этапе подготовки учителя и учащихся к диалогу обращается особое внимание на выбор темы и проблем, форм проведения диалога. При проведении диалога важны чёткая организация и вовлечение каждого учащегося в диалог, управление процессом.

    При подведении итогов необходимо проанализировать и оценить усвоение знаний и умений в рамках изучаемой темы, уровень сформированности коммуникативной компетентности и культуры учащихся достижение целей занятия.

    Приведём несколько положений, характеризующих культуру ведения диалога [9, С.82]:

    - Критиковать идеи, а не человека. Видеть цель не в том, чтобы победить в споре, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению проблемы.

    -Побуждать каждого участвовать в обсуждении и усваивать нужную информацию.

    -Выслушивать соображения каждого, даже если с ним не согласен.

    -Пытаться разобраться в том, что непонятно.

    -Сначала воспринять все высказанные идеи и факты, относящиеся к разным точкам зрения, а затем пытаться совместить их так чтобы это способствовало пониманию проблемы.

    -Стремиться осмыслить и понять разные взгляды на проблему.

    -Не бояться изменить свою точку зрения под воздействием неоспоримых аргументов и фактов.

    Практика показывает, что внедрение диалоговых форм обучения способствует более глубокому и осознанному, чем при проведении обычного урока, пониманию учащимися предметного содержания усвоению большего количества идей и способов решения проблем, в том числе оригинальных и нестандартных, обобщённости и функциональности усвоенных знаний и умений, развитию у учащихся способности к переносу знаний в новые условия. Кроме того, у учащихся вырабатывается потребность в разностороннем обсуждении решаемой проблемы, развиваются критическое мышление, коммуникативная компетентность и культура [7, С.118].

    Таким образом, в ходе теоретического исследования проблемы выявлена актуальность и эффективность диалоговых технологий в рамках современной образовательной парадигмы, определена методология их организации в практике современной школы.










    Глава 2. Дискуссия как основная форма диалоговых технологий

    2.1. Сущность дискуссии, ее признаки, формы и этапы проведения

    Как показал анализ литературы по исследуемой проблеме, основные виды диалоговой технологии: диспут; дискуссия; интеллектуальный бой; телемост; пресс-конференция; интервью; интервью-диалог; турнир ораторов; интеллектуальная дуэль; сократов-круг; открытая кафедра; «волшебный стул» и др. Это - наиболее разработанные и применяемые на практике технологии, относящиеся к группе «Диалоговые педагогические технологии», и все они предполагают дискуссию, то есть аргументированное обсуждение спорного вопроса. Итак, в основе диалоговых технологий лежит дискуссия.

    Дискуссия - это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. В настоящее время она является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления. В отличие от обсуждения как обмена мнениями, дискуссией называют обсуждение-спор, столкновение точек зрения, позиций и т.д. Но ошибочно считать, что дискуссия - это целеустремленное, эмоциональное, заведомо пристрастное отстаивание уже имеющейся, сформированной и неизменной позиции. Дискуссия - равноправное обсуждение учителями и учениками дел, планируемых в школе и классе и проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который нет единого ответа. В ходе ее люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение [5, С.17].

    Важность регулярного использования дискуссии на учебных занятиях в настоящее время не оспаривается никем. Для прочного усвоения знаний и понимания возможности их использования в практический деятельности необходимо не просто прочитать и выучить материал, но и обязательно обсудить его с другим человеком.

    Дискуссия - целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.

    Признаки дискуссии:

    -работа группы лиц, выступающих обычно в ролях ведущего и участников;

    -соответствующая организация места и времени работы;

    - процесс общения протекает как взаимодействие участников;

    -взаимодействие, которое включает высказывания, выслушивание, а также использование невербальных выразительных средств;

    - направленность на достижение учебных целей.

    Взаимодействие в учебной дискуссии строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников - т.е. обращении учеников друг к другу и к учителю для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблемы. Общение в ходе дискуссии побуждает учеников искать различные способы для выражения своей мысли, повышает восприимчивость к новым сведениям, новой точке зрения; эти личностно развивающие результаты дискуссии впрямую реализуются на обсуждаемом в группах учебном материале.

    Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задает тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.

    Учебная дискуссия направлена на реализацию двух групп задач, имеющих одинаковую важность:

    1) Задачи конкретно-содержательные:

    - осознание детьми противоречий и трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой;

    - актуализация ранее полученных знаний;

    - творческое переосмысление возможностей применения знаний, и др.

    2) Организационные задачи:

    - распределение ролей в группах;

    - соблюдение правил и процедур совместного обсуждения, выполнение принятой роли;

    - выполнение коллективной задачи;

    - согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего, группового подхода, и т.д.

    Исследования по использованию дискуссии в различных условиях обучения в рамках диалоговых технологий свидетельствуют о том, что она уступает прямому изложению по эффективности передачи информации, но высокоэффективна для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций.

    В дискуссии выделяют три этапа: подготовительный, основной и этап подведения итогов и анализа.

    1) Подготовительный этап.

    Подготовительный этап, как правило, начинается за 7-10 дней до проведения дискуссии. Учебные дискуссии, особенно на первых порах, при обучении класса их проведению, должны быть хорошо подготовлены. Для подготовки и проведения дискуссии учитель формирует временную группу (до пяти человек), задачами которой являются:

    - подготовка общеклассной дискуссии: выделение в теме проблемных вопросов; подбор материала, который должны освоить все учащиеся для того, чтобы дискуссия была более плодотворной и содержательной; проверка готовности класса к обсуждению; определение круга докладчиков или экспертов (если это необходимо); подготовка помещения, информационных материалов, средств фиксации хода обсуждения и т.д.;

    - выбор варианта ведения дискуссии и варианта проведения урока в целом (например, переход к проектам и т.д.);

    - проведение «мозговой атаки»;

    - выработка правил;

    - пересмотр и переформулирование в процессе дискуссии, целей, проблем, если обсуждение зашло в тупик;

    - выявление и обсуждение разногласий или расхождений точек зрения;

    - обеспечение для участников возможности дать выход чувствам, поделиться переживаниями, возникающими у детей как реакция на происходящее в классе.

    В отличие от дискуссии в воспитательном процессе, учебная дискуссия проводится тогда, когда все учащиеся владеют полной информацией или суммой знаний по теме обсуждения, иначе ее эффективность будет низка.

    2) Основной этап.

    Для учителя во время проведения дискуссии важны три момента: время, цель, итог. Начинается дискуссия с вступления ведущего, которое не должно продолжаться более 5-10 минут. Во вступлении ведущий должен раскрыть основные моменты темы и наметить проблемы для обсуждения.

    Этапы проведения дискуссии:

    - Постановка проблемы;

    - Разбивка участников на группы;

    - Обсуждение проблемы в группах;

    - Представление результатов перед всем классом;

    - Продолжение обсуждения и подведение итогов.

    Приемы введения в дискуссию: изложение проблемы или описание конкретного случая; демонстрация кинофильма; демонстрация материала (объекты, иллюстративный материал, архивные материалы и т.д.); приглашение экспертов (в качестве экспертов выступают люди, достаточно хорошо осведомленные в обсуждаемых вопросах); использование текущих новостей; магнитофонные записи; инсценировка, ролевое разыгрывание какого-либо эпизода; стимулирующие вопросы - особенно вопросы типа «что?», «как?», «почему?», и т.д.

    При планировании работы на подготовительном этапе выбирается форма проведения дискуссии и после вступительного слова ведущего дискуссия продолжается в выбранной форме.

    Формы дискуссии [5, С.19]:

    Круглый стол - беседа, в которой на равных участвует небольшие группы учащихся (5 человек), которые последовательно обсуждают поставленные вопросы;

    Заседание экспертной группы. Участники обсуждают намеченную проблему, а затем излагаются свои позиции всему классу. В процессе дискуссии остальной класс является молчаливым участником, не имея право вступить в обсуждение. Данная форма напоминает телевизионные «Ток-шоу» и эффективна только в случае выбора актуальной для всех темы;

    Форум - обсуждение, сходное с первым вариантом «заседания экспертной группы», в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с «аудиторией» (классом);

    Мозговой штурм проводится в два этапа. На первом этапе класс, разбившись на микрогруппы, выдвигает идеи для решения поставленной проблемы. Этап продолжается от 15 минут до 1 часа. Действует строгое правило: «Идеи высказываются, фиксируются, но не обсуждаются». На втором этапе происходит обсуждение выдвинутых идей. При этом группа, высказывавшая идеи, сама их не обсуждает. Для этого либо каждая группа посылает представителя со списком идей в соседнюю группу, либо заранее формируется группа экспертов, которая не работает на первом этапе.

    Симпозиум - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями (рефератами), представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса). Симпозиум эффективен для обобщающего урока. Для того чтобы все учащиеся выступили, обычно организуется несколько симпозиумов в течение года;

    Дебаты - явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников - представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), - и опровержений.

    Судебное заседание - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела);

    Перекрестная дискуссия. Для организации перекрестной дискуссии необходима тема, объединяющая две противоположные точки зрения. На первом этапе каждый из учащихся индивидуально пишет по три-пять аргументов в поддержку каждой из точек зрения. Аргументы обобщаются в микрогруппах, и каждая микрогруппа представляет список из пяти аргументов в пользу одной точки зрения и пяти аргументов в пользу второй точки зрения. Составляется общий список аргументов. После этого класс делится на две группы - в первую группу входят те учащиеся, которым ближе первая точка зрения, во вторую - те, кому ближе вторая точка зрения. Каждая группа ранжирует свои аргументы по степени важности. Дискуссия между группами происходит в перекрестном режиме.

    Учебный спор-диалог. Для данной формы также необходима тема с двумя противоположными точками зрения. На подготовительном этапе класс делится на четверки, в каждой четверке определяются два пары: одна будет отстаивать первую точку зрения, другая - вторую. После этого класс готовится к дискуссии - читает литературу по теме, подбирает примеры и т.д. На основном этапе класс сразу садится по четверкам и одновременно происходят дискуссии между парами в четверках. Когда дискуссии почти закончены, учитель дает задание парам поменяться ролями - те, кто отстаивал первую точку зрения, должны отстаивать вторую и наоборот. При этом аргументы, которые уже высказаны противоположной парой, повторяться не должны [5, С.20].

    В проведении учебных дискуссий значительное место принадлежит созданию атмосферы доброжелательности и внимания к каждому. Так, безусловным правилом является общее заинтересованное отношение к учащимся, когда они чувствуют, что учитель выслушивает каждого из них с равным вниманием и уважением - как к личности, так и к высказываемой точке зрения.

    Подводя текущие итоги обсуждения, учитель обычно останавливается на одном из следующих моментов дискуссии: резюме сказанного по основной теме; обзор представленных данных, фактических сведений; суммирование, обзор того, что уже обсуждено, и вопросов, подлежащих дальнейшему обсуждению; переформулирование, пересказ всех сделанных к данному моменту выводов; анализ хода обсуждения вплоть до текущего момента.

    3) Этап подведения итогов и анализа дискуссии.

    Общий итог в конце дискуссии - это не столько конец размышления над данной проблемой, сколько ориентир в дальнейших размышлениях, возможный отправной момент для перехода к изучению следующей темы. Важно заранее продумать форму подведения итогов, которая соответствует ходу и содержанию дискуссии. Итог может подводиться в простой форме краткого повторения хода дискуссии и основных выводов, к которым пришли группы, и определения перспектив или в творческой форме - создание плаката или выпуск стенгазеты, коллаж, эссе, стихотворение, миниатюра и др. Возможен итог в виде схемы.

    Анализ и оценка дискуссии повышают ее педагогическую ценность и развивают коммуникативные навыки учащихся. Анализироваться должно выполнение как содержательных, так и организационных задач.





    2.2. Дискуссия как средство повышения эффективности современного урока в начальной школе


    Современные требования к освоению основной образовательной программы начального общего образования, заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте, включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты [4].

    Одним из требований личностных результатов является «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций».

    Среди требований метапредметного характера имеют место такие, как: «готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества».

    Предметным результатом освоения программы является «…умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку прочитанному».

    Эти, а также многие другие результаты могут быть достигнуты благодаря организации дискуссии в процессе современного учебного занятия. На уроке дискуссия необходима как способ создания противоречий и «втягивания» детей в них, т.е. создания условий для выделения и осознания детьми этого противоречия. Ведь последние возникают, когда у учащихся не хватает имеющихся знаний или известный способ действия не подходит для решения какой-либо задачи [14, С.62].

    Каждая дискуссия, как уже было отмечено, обычно проходит следующие стадии развития: ориентация, предполагающая адаптацию учащихся к проблеме, друг к другу, к учителю, к общей атмосфере; оценка, на которой происходит сопоставление информации, различных позиций, генерирование идей; консолидация, подразумевающая выработку единых компромиссных решений, мнений, позиций, способов дальнейших действий.

    Рассмотрим дискуссионные приемы работы в начальной школе.

    На этапе обработки знаний (ориентации) в начальной школе эффективны следующие приемы работы.

    «Дразнящий собеседник». В этой роли может выступать как учитель, так и ученик. Ученик, в силу незнания, высказывает ошибочную точку зрения, а учитель концентрирует на ней внимание, поддерживает для создания противоречий.

    «Ловушка». В этом случае: а) учитель нарушает способ действия, и результат получается неверный; б) предлагаются задания, не имеющие решения.

    Таким образом, результатом «втягивания» в противоречия является рефлексия, осознание нескольких точек зрения на проблему. Разнообразие точек зрения возникает при включении многих детей в обсуждение. Это происходит при личной заинтересованности каждого ребенка.

    Этап ориентации должен быть основан на эмоциях. Прежде всего, учителю следует быть эмоциональным, не скрывать своих чувств. Здесь можно использовать такие приемы, как [17, С.64]:

    - поощрение хороших высказываний,

    - праздники непохожих точек зрения,

    - благодарность за ошибочные точки зрения, так как они заставили всех задуматься.

    Очевидна важность использования приемов создания ситуаций успеха, поскольку, видя такое отношение учителя к мнению учащихся, дети перестают стесняться, не боятся высказываться. А ведь многообразие точек зрения на проблему - идеальное условие для развития дискуссии.

    Теперь перед учителем возникает новая задача - создать условия для рассмотрения и доказательства разных точек зрения. И, если на предыдущем этапе педагог опирался на эмоции, то на этапе оценки разрешение данной задачи должно строиться на конкретных знаниях учащихся, на анализе имеющихся способов действия. Для правильного развития дискуссии учитель должен научить детей обращаться к содержанию материала, переводить сказанное в различные знаковые формы (модельную, предметную), учить сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, доказывать и отстаивать свою точку зрения.

    Следует отметить, что во время дискуссии учащиеся [14, С.66]:

    - либо дополняют друг друга - и тогда дискуссии присущи характеристики диалога;

    - либо противостоят один другому - и тогда дискуссия будет носить характер спора, т. е. отстаивания своей позиции.

    Как показывает практика, в дискуссии присутствуют оба этих элемента - и спор, и диалог.

    Однако никакая дискуссия не может развиться и привести к какому-либо результату, если участники не умеют общаться. А это ещё одна задача для учителя. Ведь ребенок приходит в школу из детского сада, зачастую, не умея этого делать. Учитель начальных классов должен научить его приемам делового общения. Главное, чтобы дети уяснили: дискуссия - это не ссора, а спор и конструктивный диалог. Поэтому целесообразно сразу сформулировать и придерживаться следующих правил ведения дискуссии [25, С.13]:

    - Участники дискуссии высказываются по очереди, выслушивая до конца предыдущего.

    - Все утверждения должны относиться к одному предмету.

    - Точки зрения должны обязательно обосновываться и доказываться.

    - Все участники общаются на равных, причем необходим взгляд в глаза говорящего.

    - Умей поставить «умный» вопрос.

    На этапе консолидации происходит анализ и оценка полученных результатов. И, поскольку дискуссия на уроках проводится для того, чтобы достичь взаимоприемлемых решений для всех или для большинства участников, то ее итогом должен быть норматив, закон, алгоритм, на основе которого дети начинают действовать до тех пор, пока не возникнет новое противоречие. Однако, помимо этого, результатами дискуссии являются так называемые «невидимые результаты» [25, С.13]:

    - повышение мотивации на собственные силы;

    - освобождение от эгоистического мышления;

    - стимуляция творчества;

    - обучение коммуникативным приемам, переносимым в реальную жизнь;

    - возникновение желания докопаться до истины, т. е. формирование основы исследовательского поведения.

    И, наконец, дискуссия развивает чувствительность к противоречиям, пробелам в знаниях, формирует творческую способность видеть проблему, способность, двигающую вперед человеческую мысль, рождающую изобретения и открытия.

    Таким образом, удалось выявить, что дискуссия - это основа при реализации диалоговых форм работы; она эффективна как в средней школе, так и в начальной и помогает педагогу эффективно решить задачи обучения и воспитания детей.




    Заключение

    Таким образом, в ходе изучения вопроса о сущности и особенностях диалоговых технологий выявлено, что в современной школе коммуникативно-диалоговые технологии активно включаются в систему образования и воспитания учащихся, благодаря чему деятельность учащихся приобретает характер критического осмысления различных проблем в общении, а это, в свою очередь, обеспечивает развитие способности к обоснованной аргументации, оценке доводов в принятии решения в сложных жизненных ситуациях. Коммуникативно-диалоговые технологии развивают у учащихся такие качества, как гибкость и критичность мышления, формируют дискуссионную, рефлексивную, коммуникативную культуру, тем самым, приобщая к культуре современного демократического общества.

    Внедрение диалоговых форм обучения в практику современной школы способствует более глубокому и осознанному, чем при проведении обычного урока, пониманию учащимися предметного содержания, усвоению большего количества идей и способов решения проблем, в том числе оригинальных и нестандартных, обобщённости и функциональности усвоенных знаний и умений, развитию у учащихся способности к переносу знаний в новые условия.

    В ходе организации диалоговых технологий в структуру учебной деятельности ученика входят такие действия, как актуализация и устное воспроизведение изучаемых сведений; анализ, критическая оценка и отбор информации в связи с обсуждаемой проблемой; построение умозаключений, интеграция имеющихся сведений, аргументация своей точки зрения; обмен знаниями с партнерами по обучению, осмысление другой точки зрения; выработка оценочных заключений, итоговой, общей точки зрения. Таким образом, эти технологии позволяют сделать знания не просто более осознанными, но и личностными.

    В общем виде модель обучения на диалогово-коммуникативной основе можно представить в виде следующих процедур: 1) постановка проблемы в виде такого вопроса, который вызывает потребность диалогового обсуждения; 2) введение исходной информации для обсуждения путем актуализации знаний или путем организации опыта учащихся;
    3) Целенаправленный и упорядоченный ход обсуждения; 4) анализ и оценка дискуссии; 5) подведение итогов: суммирование точек зрения, установление связей, целостное представление решения (или его невозможность), выводы об эффективности и целесообразности выбранной формы обсуждения.
    Основные виды диалоговой технологии: диспут; дискуссия; интеллектуальный бой; телемост; пресс-конференция; интервью; интервью-диалог; турнир ораторов; интеллектуальная дуэль; сократов-круг; открытая кафедра; «волшебный стул» и др. Все они предполагают дискуссию, то есть аргументированное обсуждение спорного вопроса. Важность регулярного использования дискуссии на учебных занятиях в настоящее время не оспаривается никем, так как для прочного усвоения знаний и понимания возможности их использования в практический деятельности необходимо не просто прочитать и выучить материал, но и обязательно обсудить его с другим человеком. Взаимодействие в учебной дискуссии строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников - т.е. обращении учеников друг к другу и к учителю для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблемы. Анализ и оценка дискуссии повышают ее педагогическую ценность и развивают коммуникативные навыки учащихся.

    Дискуссия, как показало исследование, выступает эффективным средством повышения эффективности современного урока не только в основной, но и в начальной школе. Дискуссия развивает у детей чувствительность к противоречиям, пробелам в знаниях, формирует творческую способность видеть проблему, способность, двигающую вперед человеческую мысль, рождающую изобретения и открытия.

    Библиографический список


    1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373. [Электронный ресурс]. Режим доступа: #"justify">Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785) [Электронный ресурс]. Режим доступа: #"justify">Анипкина Л.Н. Дискуссия как интерактивная форма обучения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания, 2014. - № 4. С. 5-11.
    2. Арефьева Т.К. Семинар-дискуссия как форма обучения // Образование в современном мире, 2014. - №2. - С. 98-101.
    3. Баялиева Д.А. Дискуссия как одна из форм обучения // Наука: исследования, результаты, достижения. 2015. Т. 1. № 1-1 (1). С. 16-20.
    4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: АСТ, 2005. - 264с.
    5. Белова С.В. Диалог - основа профессии педагога. - М.: АПКиПРО, 2012. - 248с.
    6. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: АСТ, - 2008. - 216с.
    7. Горбич О.И. Современные педагогические технологии. - М.: Первое сентября, 2014. - 168с.
    8. Гульчевская В.Г., Гульчевская Н.Е. Современные педагогические технологии. Модульное пособие для дистанционного обучения. - Ростов н/Д.: ИПК и ПРО, 2012. - 52 с.
    9. Закрекова Л.В. Теория и технология обучения. - М.: Высшая школа, 2014. - 288с.
    10. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 2004. - 196 с.
    11. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. - Ижевск, 2010. - 328
    12. Касьяненко Т.И. Дискуссия как форма обучения // Современные инновационные образовательные технологии в информационном обществе, 2015. - №3. - С. 62-67.
    13. Король А.Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения // Педагогика. - М., 2012. - № 15. - С.55-64.
    14. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. Москва: Педагогический поиск, 2012.
    15. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: АСТ, 2011.- 607с.
    16. Мухина С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 168с.
    17. Образовательные технологии: учебно-методическое пособие. / А.П. Чернявская, Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2015. - 462с.
    18. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Рус. яз., 2000. - 420с.
    19. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др. / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2012. - 462с.
    20. Педагогический словарь. / Андриади И.П. Темина С.Ю. - М.: Инфра-М., 2016. - 224с.
    21. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. - Москва: «Ось - 89», 2009.
    22. Туисова Л.В. Диалоговые технологии: практические аспекты. // Профессиональная инициатива. 2016. - №4. - С.74-83.
    23. Шепшинская И.М. Учебная дискуссия как форма обучения // Новые технологии в образовании, 2013. - №4. - С. 9-15.









Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ, по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Диалоговые технологии ... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по ссылке и оформите бланк заказа.